Церковь Захария и Елизаветы (Тобольск). Церковь захарии и елизаветы Церковь захария и елизаветы
Церковь Захария и Елизаветы - памятник сибирского барокко , возведённый в 1758-76 гг. в городе Тобольске .
Описание
Церковь строилась в период с 1758 по 1776 год каменных дел мастером Андреем Городничевым по проекту, присланному из Санкт-Петербурга . Главы собора были позолочены «через огонь» на средства тобольского купца Неволина. В церкви было 6 престолов. К приходу относились 1670
дворов и 6 деревень в левобережье.
В планировочной структуре нижнего города церковь занимала главенствующее место. Расположенная на Базарной площади, она вместе с Богородицкой церковью и другими зданиями формировала торгово-административный центр города Тобольска . По своему объёмно-планировочному построению, декоративной пластике фасадов церковь не имеет себе равной в культовых постройках города. Также, как и Воскресенская церковь в Томске, построена в редком стиле сибирского барокко .
Огромная двухэтажная церковь с торжественной монументальной композицией и богатым разнообразным декором принадлежит к лучшим образцам «сибирского барокко». Все её объёмы - крупный четверик с пятигранной апсидой, два придела с полукруглыми апсидами, двухэтажный притвор с палатами - слиты воедино, образуя плотный, весомый монолит. Впечатлению слитности способствуют срезанные верхние углы четверика, украшенные пышными картушами с круглыми люнетами. Благодаря этому четверик органично, скульптурно переходит в сложное купольное завершение.
Два сферических свода, поставленные один на другой, образуют высокий ступенчатый купол храма, несущий световой барабан с главкой. Постаменты угловых глав трактованы наподобие декоративных фиал. Динамичная пластика венчающих форм, круглые окна, прорезающие фронтоны-картуши, наличники с характерными «рваными» очельями, тройные декоративные кронштейны над пилястрами первого этажа, многопрофилированные карнизы создают сложный декоративный образ. Этот эффект усиливают дважды раскрепованные (уступами) межоконные и угловые пилястры, сглаживающие прямые углы.
Летняя церковь отличается высотой и взлетом своего пространства, обилием света, выразительной пластикой свода, раскрытого люкарнами. Иконостасы, утварь утрачены.
Галерея
ZakhariusElizabeth-church Tobolsk.JPG
Главный фасад церкви
ZakhariusElizabeth-church4 Tobolsk.JPG
Вид церкви со стороны пристани
ZakhariusElizabeth-church2 Tobolsk.JPG
Церковь Захария и Елизаветы. Конец XIX века.
Напишите отзыв о статье "Церковь Захария и Елизаветы (Тобольск)"
Литература
- В.А. Силантьев. Архитектурное наследие Тюменской области. Тюмень 2008. с 130.
Отрывок, характеризующий Церковь Захария и Елизаветы (Тобольск)
Как бы мне ни хотелось прислушаться к разумному голосу логики, мой непослушный мозг верил, что, несмотря на то, что Вэя видимо совершенно точно знала, о чём говорила, я всё же добьюсь своего, и найду раньше, чем мне было обещано, тех людей (или существ), которые должны были мне помочь избавиться от какой-то там моей непонятной «медвежьей спячки». Сперва я решила опять попробовать выйти за пределы Земли, и посмотреть, кто там ко мне придёт... Ничего глупее, естественно, невозможно было придумать, но так как я упорно верила, что чего-то всё-таки добьюсь – приходилось снова с головой окунаться в новые, возможно даже очень опасные «эксперименты»...Моя добрая Стелла в то время почему-то «гулять» почти перестала, и, непонятно почему, «хандрила» в своём красочном мире, не желая открыть мне настоящую причину своей грусти. Но мне всё-таки как-то удалось уговорить её на этот раз пойти со мной «прогуляться», заинтересовав опасностью планируемого мною приключения, и ещё тем, что одна я всё же ещё чуточку боялась пробовать такие, «далеко идущие», эксперименты.
Я предупредила бабушку, что иду пробовать что-то «очень серьёзное», на что она лишь спокойно кивнула головой и пожелала удачи (!)... Конечно же, это меня «до косточек» возмутило, но решив не показывать ей своей обиды, и надувшись, как рождественский индюк, я поклялась себе, что, чего бы мне это не стоило, а сегодня что-то да произойдёт!... Ну и конечно же – оно произошло... только не совсем то, чего я ожидала.
Стелла уже ждала меня, готовая на «самые страшные подвиги», и мы, дружно и собранно устремились «за предел»...
На этот раз у меня получилось намного проще, может быть потому, что это был уже не первый раз, а может ещё и потому, что был «открыт» тот же самый фиолетовый кристалл... Меня пулей вынесло за предел ментального уровня Земли, и вот тут-то я поняла, что чуточку перестаралась... Стелла, по общему договору, ждала на «рубеже», чтобы меня подстраховать, если увидит, что что-то пошло не так... Но «не так» пошло уже с самого начала, и там, где я в данный момент находилась, она, к моему великому сожалению, уже не могла меня достать.
Вокруг холодом ночи дышал чёрный, зловещий космос, о котором я мечтала столько лет, и который пугал теперь своей дикой, неповторимой тишиной... Я была совсем одна, без надёжной защиты своих «звёздных друзей», и без тёплой поддержки своей верной подружки Стеллы... И, несмотря на то, что я видела всё это уже не в первый раз, я вдруг почувствовала себя совсем маленькой и одинокой в этом незнакомом, окружающем меня мире далёких звёзд, которые здесь выглядели совсем не такими же дружелюбными и знакомыми, как с Земли, и меня понемногу стала предательски охватывать подленькая, трусливо пищащая от неприкрытого ужаса, паника... Но так как человечком я всё ещё была весьма и весьма упёртым, то решила, что нечего раскисать, и начала осматриваться, куда же это всё-таки меня занесло...
Я висела в чёрной, почти физически ощутимой пустоте, а вокруг лишь иногда мелькали какие-то «падающие звёзды», оставляя на миг ослепительные хвосты. И тут же, вроде бы, совсем рядом, мерцала голубым сиянием такая родная и знакомая Земля. Но она, к моему великому сожалению, только казалась близкой, а на самом деле была очень и очень далеко... И мне вдруг дико захотелось обратно!!!.. Уже не хотелось больше «геройски преодолевать» незнакомые препятствия, а просто очень захотелось вернуться домой, где всё было таким родным и привычным (к тёплым бабушкиным пирогам и любимым книгам!), а не висеть замороженной в каком то чёрном, холодном «безмирье», не зная, как из всего этого выбраться, да притом, желательно без каких-либо «ужасающих и непоправимых» последствий... Я попробовала представить единственное, что первое пришло в голову – фиолетовоглазую девочку Вэю. Почему-то не срабатывало – она не появлялась. Тогда попыталась развернуть её кристалл... И тут же, всё вокруг засверкало, засияло и закружилось в бешеном водовороте каких-то невиданных материй, я почувствовала будто меня резко, как большим пылесосом, куда-то втянуло, и тут же передо мной «развернулся» во всей красе уже знакомый, загадочный и прекрасный Вэйин мир.... Как я слишком поздно поняла – ключом в который и являлся мой открытый фиолетовый кристалл...
Церковь Захарии и Елизаветы – одна из многочисленных достопримечательностей города Тобольска, являющаяся памятником сибирского барокко. Храм располагается на открытом месте, хорошо просматриваясь со всех сторон.
В 1752 г. в Тобольске была построена первая деревянная Захарьевская церковь. Митрополит Сильвестр распорядился соорудить ее на участке земли, приобретенном крестьянином М. Мухиным у татар. В 1757 г. храм сгорел, а на его месте заложили новый каменный двухэтажный, с шестью престолами. Строительство церкви затянулось на 20 лет и закончилось только в 1776 г. Строительными работами руководил мастер А. Городничев.
Огромный двухэтажный храм с богатым разнообразным декором и торжественной монументальной композицией является лучшим образцом «сибирского барокко». Все его объемы - двухэтажный притвор с палатами, два придела с полукруглыми апсидами и четверик с пятигранной апсидой - слиты воедино, образуя тем самым плотный и весомый монолит. Два сферических свода, расположенные один на другом, составляют высокий ступенчатый купол церкви.
Из истории храма в советские годы известно совсем немного. Как и все другие храмы города, церковь Захарии и Елизаветы была осквернена, ее имущество разграблено новой властью, а само здание перешло во владение большевиков. Начиная с 1930 г. в здании храма были размещены мастерские артели инвалидов. После окончания войны и до 1959 г. здесь находился Тобольский горкомхоз. До мая 1960 г. второй этаж церкви занимали комнаты для жильцов. В дальнейшем было принято решение передать церковь с баланса Тобольского горкомхоза на баланс Тобольской мебельной фабрики.
И только в середине 90-х гг. один из самых красивых храмов города Тобольска в разрушенном состоянии передали во введение Тобольско-Тюменской епархии, которая и занялась ее реставрацией. Из всех икон церкви наиболее известной стала икона «Всех скорбящих радость».
Самая красивая в Тобольске церковь - Захария и Елизаветы (другое название – Воскресенский храм), выстроена в стиле зрелого барокко на Базарной площади. Идя по улице Кирова в сторону Иртыша и повернув налево на улицу Мира, сразу увидим ее высокий стройный силуэт. Находясь на открытом месте, она отовсюду хорошо просматривается и абсолютно доминирует среди прилегающей к площади застройки. Это ее эффектное положение было удачно обыграно и при перепланировке города в конце XVIII в. - на вертикаль церкви ориентированы сходящиеся к площади улицы Мира и Хохрякова. В перспективе их уже издали виден стройный силуэт церкви. Высотный башнеобразный характер композиции подсказан был положением храма на берегу Иртыша между кремлевским ансамблем и Знаменским монастырем. Вместе с глубинно расположенной Богоявленской церковью она «держала» на этом участке панораму нижнего города, открывающуюся с реки. Эту свою роль памятник сохраняет и поныне.
Захарьевскую церковь можно считать подлинным дивом тобольского барокко. Архитектура ее говорит нам о стилевой зрелости, да и по времени Захарьевская церковь более поздняя. Заложена она была лишь в 1759 г., а завершена в 1776 г. Впечатляет особая торжественность ее композиции, пышный и разнообразный декор, эффектное «кудрявое» завершение верха с декоративным пятиглавием, сложный и вычурный силуэт. Характер ее форм обнаруживает очевидное влияние европеизированного столичного барокко; по всей видимости, проект был прислан из Европейской России. Хотя известно, что исполнителем проекта был местный мастер Городничев.
Столичный почерк особенно чувствуется в «рваных» дуговых фронтонах, завершающих основной объем храма, превратившихся здесь в подобие пышных картушей. В более ослабленном варианте мотив дугового фронтона повторен в завершении алтаря и трапезной, в основании колокольни и ее верха. И здесь мы встречаем круглые окна-люкарны, вставленные в дуговые фронтоны.
На примере этой церкви можно видеть, насколько эволюционирует стиль в сторону декоративности. Верх ее, с «рваным» фронтоном и волнообразным завершением, стал напоминать языки пламени, причудливо изогнувшиеся в капризной конвульсии. Постаменты угловых глав и сами главы превратились в подобие декоративных фиал-кеглей. К стилю этой церкви можно с полным правом применить термин «пламенеющее барокко», так как оно действительно достигло здесь апогея. Появилось характерное для зрелого барокко легкое, стремительное вознесение масс, уже ничего не осталось от прежнего ощущения грузности и инертности материала. В этой церкви мы сталкиваемся с еще более сложной сводчатой конструкцией перекрытия основного объема. Два сферических свода, поставленные один на другой, образуют высокий ступенчатый купол храма, несущий световой барабан с главой. Благодаря дуговым фронтонам и угловым главам здесь также создано ощущение перетекаемости объемов, их слияния в одно пластическое целое. Развитие стиля в сторону все большей декоративности предопределило соответственно и более сложную профилировку лопаток с двойными креповками. Лишь стены колокольни обработаны простыми и графичными филенками. На всей архитектуре церкви лежит печать дворцового великолепия и праздничного ликования. Очень красивы отдельные детали: наличники с характерными «рваными» фронтонами, декоративные картуши, венчающие основной четверик, тонкие карнизные тяги с креповками. В абрисе линий декора чувствуется легкая грация стиля рококо.
Захарьевская была первой в Тобольске церковью XVIII века, где возникло торжественное пятиглавие. Ориентация на традиционное русское пятиглавие было программным возрождением древнего национального храмоздания, хотя четыре малых главы выполняют здесь лишь символическую роль, превратившись в декоративные надстройки.
С Захарьевской и начиналось тобольское барокко. Проявилось оно прежде всего в трактовке деталей. Плоскость стен разработана вся, в узких пространствах между окнами помещены так называемые лопатки - вертикальная украшающая деталь наружного фасада. Лопатки неширокие, дважды перехваченные в своей длине (раскрепованные). Такие же лопатки укрепляют углы объемов - основного, алтарного, трапезного. А наверху храма - картуши. Но, в отличие от Покровской церкви, они завершают не колокольню, а основной объем, там, где его углы соединяются с куполом. Особенности местного тобольского зодчества прослеживаются и в других деталях - тот же прием постановки храма на подклет с выделением внизу зимнего и вверху летнего помещений. У основания колокольни с обеих ее сторон те же привычные палатные пристройки. У этой церкви особенно обширная трапезная, туда выходят два симметрично расположенных придельных алтаря. Поскольку она находилась на «торгу», в самом оживленном месте Тобольска, где всегда толпился народ, и церковь была наиболее посещаема. Вокруг храма с трех сторон вскоре возвели красивую металлическую ограду на каменных столбах, от которой теперь не осталось и следа.
Летняя церковь впечатляет высотой и взлетом своего пространства, обилием света, выразительной пластикой свода, раскрытого люкарнами. Формы Захарьевской церкви получили свой отзвук и в ее пышных барочных иконостасах. В летней церкви он был особенно красив и представлял собой высокую стройную стенку, завершенную тремя изящными рокайльными фронтонами. Легкое грациозное движение ввысь придало всей композиции иконостаса черты приподнятой торжественности, импонирующей динамичному пространству церкви. Благодаря применению ордера стенка алтарной преграды уподоблена полутораэтажному сооружению с тремя стройными арками врат, вписанных в ее заглубления. В обрамлении врат использован мотив тонких спиралевидных колонок, поддерживающих креповки карнизов с разорванными фронтонами. Фигурные рамы икон, украшенные резьбой, вычурные картуши фронтонных завершений, дополненные вазонами, резные царские врата - все это создавало исключительный декоративный эффект. Словом, весь строй иконостаса давал возможность почувствовать особое изящество стиля этой церкви.
Сейчас все тобольские церкви выглядят абсолютно белыми с известковой окраской своих стен и декоративных деталей, в чем, несомненно, сказалось воздействие северного идеала красоты. Но сплошная побелка, по всей видимости, плод проводившихся более поздних их поновлений. Так, расчистка стен в Захарьевской церкви показала, что наличники окон первоначально имели терракотовую окраску, контрастно выделявшуюся на фоне побеленных стен, что создавало особый декоративный эффект местного барокко. Сибирская специфика сказалась здесь в смещении цветового акцента со стены на декор - прием, присущий не столько российским традициям, сколько декоративным принципам древней архитектуры дальневосточных народов. Если эти открытия подтвердятся и на примере других каменных церквей Тобольска, то перед нами - уникальное сибирское явление, в котором своеобразно сплавились северорусский и специфически азиатский идеалы красоты.
). Архитектурный облик этого необычного здания сочетает в себе элементы псевдоготического и романского стилей. По своему назначению - церковь не только культовое сооружение, но и четко различимый с моря ориентир для проходящих вдоль побережья кораблей.
Это и культурный центр Тарханкута, здесь долгое время работала одна из первых церковно-приходских школ в Западном Крыму.
Архитектура
Христианский храм святых и праведных Захария и Елисаветы, построенный в 1838 году, своим созданием обязан генерал-губернатору Новороссийского края, хозяину Ак-Мечетской экономии Михаилу Семеновичу Воронцову. Автором проекта был архитектор Торричелли.
Здание храма, выстроенное в псевдоготическом стиле, распространенном в Европе в XVIII - первой половине XIX века, привлекало внимание оригинальностью архитектуры и служило ориентиром кораблям, подплывающим к Ак-Мечетской бухте. Путешественники с удовольствием осматривали и посещали «обыкновенный дом со стрельчатыми окнами, с пристроенной к нему четырехугольной башней, на которой осьмиугольный пирамидный шпиль высотой 120 футов».
Церковь построена с необычной колокольней - по типу английских соборов времен Вильяма Шекспира. В оформлении окон и дверей встречаются элементы романской архитектуры (полукруглые арки в оконных и дверных проемах). Здание абсолютно не похоже на привычные верующим православные храмы: нет ни позолоченных куполов, ни богатых порталов, сложные наличники окон заменены скромной резьбой по камню, для украшения использованы витражи, а высокая колокольня с полукруглым шпилем напоминает башню древних резиденций феодалов. Местные жители привыкли к необычной архитектуре церковного здания. А вот приезжие высказывают искреннее удивление, когда узнают, что это оригинальное строение первой половины XIX века - православный храм.
Строился храм в период распространения в Европе и России «псевдоготического» стиля, возрождавшего архитектурные формы и декоративные мотивы средневековой готики. М. С. Воронцов был сыном российского посланника в Англии, долгое время жил в Лондоне, питал пристрастие к западной культуре, поэтому им был заказан именно такой проект.
История
После включения в 1783 году Крыма в состав Российской империи и заселения выходцами из России и Украины опустевших в результате эмиграции крымских татар территорий, необходимость строительства православного храма стала очевидной.
Надо отдать должное умелым и предприимчивым хозяевам тарханкутских имений, которые смогли обустроить этот далекий уголок Крыма не только экономически, но и позаботились о духовности переселенцев.
Вот и стоит сегодня в посёлке Черноморском, ранее называемом Ак-Мечетью, христианская церковь как символ новой эпохи в Крыму, эпохи Екатерины II, Потемкина, Долгорукого и Суворова, Ушакова и Кутузова.
В 30-х годах XIX столетия М. С. Воронцов переселил на Тарханкут крестьян из России и, чтобы закрепить христианское население, в 1838 году построил церковь «каменную с красивою оградою» и освященную во имя святых и праведных Захария и Елисаветы.
«Идущему к Ак-Мечети от запада прежде покажется на восточном мысе Карантин, со стенами, спускающимися к морю, потом рыбный завод, здания на набережной… В тылу прибрежных зданий готическая церковь с высокой колокольнею, за ней слобода. По мере приближения к Ак-Мечетской бухте, церковь с колокольней будет видна над восточным мысом…», - упоминает о храме святых и праведных Захария и Елисаветы Лоция Черного моря за 1851 год.
Здесь же сказано, что колокольня видна за 16 или 17 миль наподобие минарета (1 миля равна 1852 метра).
Архивные данные сообщают о дате постройки церкви - 1838 год. Об этом также упоминает Гермоген, Епископ Псковский, бывший Таврический и Симферопольский в книге «Таврическая епархия».
Иконостас в Ак-Мечетском храме был одноярусным, особой роскошью не отличался, ветхий, как указывалось в более поздних церковных документах. Престол в храме один во имя святых и праведных Захария и Елисаветы, почитаемых 5 сентября. Притч на основании Указа Священного Синода от 1 марта 1865 года за №3 должен был состоять из священника и псаломщика.
Значительную поддержку церкви оказывали помещики граф М. С. Воронцов и В. С. Попов, направлявшие из своих экономии на её содержание по 100 руб. в год.
Имена святых, в честь которых освящен храм, не были случайными. По Библейскому преданию, святые и праведные Захарий и его супруга Елисавета почитались в христианской церкви как прародители Иоанна Крестителя.
Жену графа Воронцова звали Елизаветой Ксаверьевной (урожденная Браницкая). Умная, обаятельная, образованная, она пользовалась признательностью и уважением окружающих. В неё был самозабвенно влюблен А. С. Пушкин, ей он посвятил стихотворение «Сожженное письмо». До конца своих дней Александр Сергеевич носил перстень, подаренный ему Елизаветой Ксаверьевной. А она долгое время хранила письма поэта, перечитывая их и после трагической гибели поэта.
Религиозный праздник святых Захария и Елисаветы совпадал с днем рождения Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой.
Оставила свой след в истории церкви Крымская война 1853–1856 годов. В 1854 году при обстреле Ак-Мечети в колокольню церкви попало ядро. После заключения мира, Россия предъявила Турции длинный список понесенных убытков. Инцидент с Ак-Мечетской церковью был расценен как оскорбление святыни и вплоть до первой мировой войны турки аккуратно выплачивали за это ежегодную контрибуцию.
Епископ Гермоген сообщает, что в состав церковного прихода входило 5 деревень с русским населением: Ярылгач (населенный в 60-х годах XIX века), Кунан, Тарпанчи, Караджа, Тарханкутский маяк (ныне Межводное, Красносельское, Окуневка, Оленевка) и 11 деревень со смешанным населением - татарским и русским: Аблах-Аджак, Ак-Бат, Акульчук, Байки-ят, Келегах, Керлут, Комрат, Костителкой-чан, Сабанчи, Табулды-ас, Тереклы-ас. Прихожан - 2087 человек. Духовных лиц - 12. Кроме того, в приходе татар 3917 душ обоего пола и небольшое число евреев и армян-грегорианцев.
С 1885 года здесь работала церковно-приходская школа, в 1893–1894 учебном году в ней обучалось 25 мальчиков, 11 девочек. Учителями состояли Анна Андреевна Марьяненко, окончившая курс наук в Ставропольской Ольинской женской гимназии, и священник Кондрат Козицкий. Содержалась школа на средства, получаемые от Ак-Мечетской, графа Шувалова экономии - около 500 руб.
360 руб., от местной церкви 100 руб. и от попечительства 32 руб. Небезынтересно знать, что за свою работу учителя получали 300 руб., а священники - 120 руб.
В 1890–1900 годах местное земство строило ряд общественных зданий. Вместо двухгодичной церковно-приходской школы была построена земская, в которой учили арифметике, письму, чтению, гражданской и церковной грамоте и закону Божьему.
Октябрьская революция изменила ход исторического развития.
В условиях формирования атеистического мировоззрения начались гонения на священнослужителей и верующих, ликвидировались храмы.
В 1930 году церковь в Ак-Мечети была закрыта. В протоколе № 68 заседания Президиума ЦИК Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и военно-морских депутатов Крымской АССР это отражено следующим образом:
«Ввиду отказа верующих от пользования церковью и в следствие требования трудящихся церковь ликвидировать и использовать ее под клуб».
С 1930 года в помещении церкви открыли клуб, где демонстрировали кинофильмы и по вечерам устраивали танцы. В последующие годы церковное здание использовали не по назначению. С 1941 года по 1945 год в ней был склад. Но после Великой Отечественной войны вновь была открыта церковь. Во дворе жил настоятель церкви со своей семьей. Однако к 1958–1959 годам приход уменьшился, снова встал вопрос о нецелесообразности затрат на содержание церкви. Её закрыли. Часть икон была вывезена в Евпаторийскую церковь, часть разобрали по домам прихожане. А в 1981 году было принято решение о том, чтобы к бывшему зданию церкви был пристроен двухэтажный корпус детско-юношеской спортивной школы со спортзалом. Спортзалом стало и само здание церкви. В связи с этим оно было переоборудовано, внесены значительные изменения в его внешний облик. В конце 80-х годов XX века отношение к верующим изменилось. В 1990 году было принято решение о передаче «в ведение Русской Православной Церкви ранее закрытого православного храма во имя святых и праведных Захария и Елисаветы в пгт Черноморском…».
Прихожане, вернувшись в свой многострадальный храм, украсили его, как могли, принесли разобранные иконы. К сожалению, многие из них безвозвратно утрачены. Утраченный металлический крест в настоящее время заменён деревянным.
Деревянная Захарьевская церковь была построена в 1752 году. Митрополит Сильвестр повелел соорудить ее на месте, купленном у татар крестьянином М. Мухиным. В пожаре 1757 г. церковь сгорела, и на ее месте заложили каменную двухэтажную, с шестью престолами. Церковь строилась почти двадцать лет, и была полностью закончена в 1776 году. Работами заведовал мастер Андрей Городничев. Главы храма были позолочены «через огонь» на средства Тобольского купца Неволина.
Из икон церкви Захария и Елизаветы наиболее прославилась икона «Всех скорбящих радость».
В 1819 г. купец Иван Васильевич Пиленков, прихожанин этой церкви отправился по делам торговли на Оренбургскую линию. По дороге в г. Троицк у него понесли кони. С горечью и молитвой он обратился к Пресвятой Богородице, обещая в случае Ее помощи устроить для иконы новую серебряную ризу и установить в честь Ее особое празднество. И лишь только он окончил молитву, как кони его пошли тише и скоро совсем остановились. Когда Пиленков возвратился в Тобольск, он пошел к епископу Амвросию (Келембету) и поведал ему обо всем случившимся в дороге. В 1830 г. купец устроил на икону новую серебряную под золотом ризу весом 6 фунтов 13 ½ золотников, украшенную жемчугом и драгоценными камнями. В 1846 г. по молитве к Божьей Матери «Всех скорбящих радость» спасся от пожара на судне купец Петр Федорович Плеханов. В 1848 г. икона исцелила от холеры отставного майора Филиппа Шеметнина, а еще через шесть лет от тяжелой болезни купеческую жену Евдокию Ременникову. В 1854 г. икона спасла жителей д. Усольцевой Кугаевской волости Тобольского уезда от «гнилой горячки».