Типы высшей нервной деятельности презентация. «Презентация «Типы высшей нервной деятельности

ТЕМА ЛЕКЦИИ ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.Типы ВНД как комбинация основных свойств нервной системы 2. Современные методы определения типа ВНД 3. Основные типы ВНД животных 4. Экспериментальные неврозы 5. Особенности ВНД человека 6. Взаимодействие первой и второй сигнальных систем 7. Художественный и мыслительный тип 8. Генотип и фенотип 9. Роль внешней среды в формировании типа ВНД 10. Речь, механизм восприятия речи 11. Стресс и его нейрогуморальные механизмы


Типы ВНД как комбинация основных свойств нервной системы (1) Тип нервной системы – совокупность врожденных и приобретенных свойств нервных процессов, которые определяют различия в поведении разных людей и в их отношении к одним и тем же внешним воздействиям 2






Г. Айзенк ()




Типы ВНД как комбинация основных свойств нервной системы (5) Сила нервных процессов – способность нейронов выдерживать длительное возбуждение без перехода в состояние запредельного торможения при действии сильного раздражителя Уравновешенность – одинаковая реактивность нервной системы в ответ на возбуждающие и тормозные влияния, характеризуется соотношением процессов возбуждения и торможения Подвижность – показатель быстроты смены процессов возбуждения и торможения




Методы определения типа ВНД животных по И.П.Павлову (2) Оценка силы тормозного процесса 1. Скорость выработки тонкой дифференцировки 2. Скорость угасания условного рефлекса после отмены подкрепления 3. Эффект от удлинения действия дифференцировочного условного раздражителя до 3-5 мин, чтобы усилить напряжение тормозного процесса




Методы определения типа ВНД животных по И.П.Павлову (3) Критерии уравновешенности нервных процессов 1. Интенсивность ориентировочной реакции 2. Скорость угасания ориентировочной реакции при многократном ее возник­новении 3. Скорость образования положительных и отрицательных условных рефлексов 4. Скорость угасания условного рефлекса при его неподкреплении


Современные методы определения типа ВНД 1. Методика условнорефлекторного изменения зрительной чувствительности 2. Методика кожно-гальванических реакций 3. Измерение абсолютных порогов зрения и слуха в обычных и в особых условиях: а) измерение абсолютных порогов зрения при действии слуховых раздражителей и абсолютных порогов слуха при действии зрительных раздражителей; б) измерение зрительного порога в присутствии другого зрительного раздражителя (индукционная методика) в) измерение зрительных и слуховых порогов после приема кофеина 4. Измерение других сенсорных функций: адекватной оптической хронаксии (АОХ), критической частоты слития мельканий (КЧМ), критической частоты мелькающего фосфена при разной интенсивности электрического тока (КЧФ) и др. 5. Электроэнцефалография 6. Методика двигательных реакций


Экспериментальные неврозы И.П. Павлов ()


Основные типы ВНД животных (1) Сильный неуравновешенный тип (безудержный тип) Слабый тормозной тип Центральному типу свойственны сильные и уравновешенные нервные процессы, но в зависимости от их подвижности его делят на две группы: Сильный уравновешенный подвижный тип (живой тип) Сильный уравновешенный инертный тип (спокойный тип)




Особенности ВНД человека (1) Оценка силы нервной системы 1.Предел работоспособности коры путем измерения порога запредельного торможения, которое вызывают процедурой угашения с подкреплением 2.Сопротивляемость нервной системы к тормозящему действию побочных раздражителей 3.Зрительные и слуховые абсолютные пороги, которые тем ниже, чем слабее нервная система 4.Чувствительность зрения к точечному раздражителю


Особенности ВНД человека (2) Основные типы высшей нервной деятельности человека по И.П.Павлову 1 Сильный неуравновешенный тип – сильная нервная система (высокий уровень работоспособности нервных клеток) и преобладание процессов возбуждения над торможением 2 Сильный уравновешенный подвижный тип – высокая подвижность сильных нервных процессов и уравновешенность возбуждения и торможения 3 Сильный уравновешенный инертный тип – при значительной силе нервных процессов их низкая подвижность (замкнутый переход из состояния возбуждения в торможение или наоборот) 4 Слабый тип – низкая работоспособность корковых клеток (их неспособность выдерживать сильные или длительные нагрузки) и отсюда – слабость нервных процессов




Взаимодействие первой и второй сигнальных систем (1) Первая сигнальная система работа мозга, обусловливающую превращение непосредственных раздражителей в сигналы различных видов деятельности организма Вторая сигнальная система функция мозга человека, которая имеет дело со словесными символами («сигналами сигналов»)




Речь, механизм восприятия речи (3) АФАЗИИ расстройство речи, выражающееся в утрате способности пользоваться словами и фразами как средством выражения мысли или чувства 1.поражение передних отделов левого полушария трудности динамической организации речевого высказывания 2.поражение задних отделов левого полушария нарушения кодов речи (фонематического, артикуляционного, семантического и т. д.) 3.поражение центра Брока эфферентная моторная афазия, нарушается собственная речь больного, а понимание чужой речи в основном сохраняется 4.поражение другой части передних речевых зон (в нижних отделах премоторной коры) динамическая афазия, больной теряет способность формулировать высказывания, переводить свои мысли в развернутую речь(нарушение программирующей функции речи) 5.поражение центра Вернике сенсорная афазия, возникают нарушения фонематического слуха, появляются затруднения в понимании устной речи, в письме под диктовку


Речь, механизм восприятия речи (2) Центр Брока расположен в нижних отделах третьей лобной извилины, у большей части людей в левом полушарии. Эта зона контролирует осуществление речевых реакций. Центр Вернике относится к задним отделам речевых зон коры. Он расположен в височной доле и обеспечивает понимание речи.


Художественный и мыслительный тип Художественный тип характеризуется преобладанием активности первой сигнальной системы над второй. Люди художественного типа имеют преимущественно «правополушарное» образное мышление. Они охватывают действительность целиком, не разделяя ее на части. Этот тип характеризуется выраженной эмоциональностью, непосредственностью и цельностью реакций. Для мыслительного типа характерно преобладание второй сигнальной системы над первой, т. е. «левополушарного» абстрактного мышления. Мыслительный тип характеризуется преобладанием аналитически опосредованного восприятия и относительной слабостью эмоциональных реакций. Средний тип характеризуется уравновешенностью функционирования двух сигнальных систем.





Стресс и его нейрогуморальные механизмы (1) Стресс (англ. stress) давление, нажим, напряжение В современной литературе термином «стресс» обозначают широкий круг явлений от неблагоприятных воздействий на организм до благоприятных и неблагоприятных реакций организма как при сильных, экстремальных, так и обычных для него воздействиях. Биологическая функция стресса адаптация


Стресс и его нейрогуморальные механизмы (2) Физиологические и психологические стрессоры Выделяют свыше двадцати видов стресса: эмоциональный, социальный, гипокинетический, репродуктивный, вакцинальный, лекарственный, инфекционный, пищевой, транспортировочный, гипоксический, болевой, температурный, световой, шумовой и т.д.




Стресс и его нейрогуморальные механизмы (4) Неспецифический синдром «триада» увеличение и повышение активности коркового слоя надпочечников уменьшение (сморщивание) вилочковой железы (тимуса) и лимфатических желез точечные кровоизлияния и кровоточащие язвочки в слизистой оболочке желудка и кишечника Стресс и его нейрогуморальные механизмы (5) СТАДИИ СТРЕССА по Г. Селье I стадия тревоги мобилизация адаптационных возможностей организма, при которой сопротивляемость стрессу падает ниже нормы, «триада стресса» II стадия стресса сопротивления признаки тревоги практически исчезают, а уровень сопротивляемости поднимается значительно выше обычного III стадия истощения в результате длительного действия стрессорного раздражителя, несмотря на возросшую сопротивляемость стрессу, запасы адаптационной энергии постепенно истощаются, вновь возникают признаки реакции тревоги, но теперь они необратимы и индивид погибает


Стресс и его нейрогуморальные механизмы (6) Периоды адаптации к устойчивым стрессогенным воздействиям первой стадии стресса Первый период активизация адаптационных защитных форм реагирования. У большинства людей он отличается стеническими эмоциями и повышенной работоспособностью. Его продолжительность исчисляется минутами, часами Второй период. Формируется новый уровень «функционирования», адекватный экстремальным требованиям среды. Для этого этапа часто характерно ухудшение состояния человека, снижение его работоспособности. Однако при высокой мотивации в этом периоде стресса может поддерживаться достаточно высокая работоспособность у человека за счет сверхмобилизации его резервов. Однако такое перенапряжение чревато последствиями обострением скрытых заболеваний, появлением болезней стресса (сосудистых, воспалительных, психических). Суммарная продолжительность двух первых периодов стресса составляет 11 суток Третий период период неустойчивой адаптации. Он предшествует стадии сопротивления стрессу и его продолжительность варьирует до суток

Данная презентация, применяется при изучении темы- высшая нервная деятельность человека, на уроках биологии в 8 классе. Она включает в себя основные понятия связанные с данной темой, а также тесты на определение различных видов памяти и внимания.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема урока: Высшая нервная деятельность Цели урока: - дать определение высшей нервной деятельности человека и рассмотреть её проявления - охарактеризовать различные проявления высшей нервной деятельности (мышление, речь, память и т.д.) и установить их роль в жизни человека - провести тесты позволяющие оценить характеристики различных видов памяти и устойчивость внимания

Высшая нервная деятельность человека – это деятельность мозга связанная с его психикой. Основные проявления высшей нервной деятельности: Мышление Речь Память Внимание Эмоции Воля

Мышление – высшая ступень познания, процесс опосредованного отражения объективной действительности, устанавливающей связи и отношения между познавательными процессами. Виды мышления: По форме: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое. По характеру задач: теоретическое, практическое По степени новизны и оригинальности: репродуктивное (воспроизводящее), продуктивное (творческое).

Мыслительные операции: Анализ – мысленное разделение предметов и явлений на части. Синтез – мысленное объединение частей или свойств в целое. Сравнение – сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различия между ними. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим признакам. Абстрагирование – выделение одних признаков и отвлечение от других.

Речь (вторая сигнальная система) – материальная основа мышления. Функции речи: В общении: Коммуникация – передача друг другу определённых сведений, мыслей, чувств. Экспрессия – передача эмоционального отношения к человеку, к которому она обращена. В мышлении: Сигнализация – через слово обозначается предмет, действие, состояние. Обобщение – каждое слово уже обобщает и это позволяет реализоваться мышлению.

Виды речи: Внешняя Общение между людьми при помощи разговора. Внутренняя Направлена на себя. Носит свёрнутый, сокращённый характер. Устная Отличается сокращённым количеством слов и простой грамматической конструкцией Письменная Очень чёткий замысел. Сложная смысловая программа. Аффективная Нет замысла. Очень проста, ограниченна «Ах!», «Ну, погоди!». Диалогическая Речь при которой активны в равной степени все её участники. Монологическая Предъявляет высокие требования к говорящему (доклад, лекция).

Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта. Виды памяти: По длительности сохранения: долговременная, кратковременная оперативная. По преобладанию той или иной модальности: зрительная, слуховая, двигательная. По уровню организации: наглядно-образная, словесно-логическая, эмоциональная

Опыт №1 Выявление объёма кратковременной памяти В течении 1 минуты внимательно прочитайте предложенные слова и постарайтесь запомнить их. В течении 5 минут запишите все слова, которые вам удалось запомнить, в любом порядке. Подсчитайте число правильно написанных слов, за каждое правильное слово начислите себе 1 балл. Полученный результат сравните с таблицей и сделайте вывод.

Сено, ключ, самолёт, поезд, картина, месяц, певец, радио, трава, перевал, автомобиль, сердце, букет, тротуар, столетие, фильм, аромат, горы, океан, неподвижность, календарь, мужчина, женщина, абстракция, вертолёт

Определение характеристик объёма памяти Число баллов Характеристика памяти 6 и меньше Объём памяти низкий. Желательно регулярно тренировать память. 7-12 Объём памяти чуть ниже среднего. 13 - 17 Объём памяти хороший. 18 - 21 Объём памяти отличный. Свыше 21 Ваша память феноменальна

Опыт №2 Определение объёма зрительной памяти Определите объём своей зрительной памяти: в течении 1 минуты изучите фигуры на рисунке №1, а затем найдите их на рисунке №2. Подсчитайте процент фигур названных правильно.

Рисунок №1

Рисунок №2

Проверка

Показатели зрительной памяти 90 – 100 % - отлично 70 – 90 % - очень хорошо 50 – 70 % - хорошо 30 – 50 % - удовлетворительно 10 -30 % - плохо 0 -10 % - очень плохо

Опыт №3 Изучение устойчивости внимания Внимательно присмотритесь к рисунку на котором изображена проекция усечён- ной пирамиды в течении 30 секунд. При каждом изменении восприятия не глядя в тетрадь делаете штрих. После оконча – ния опыта результат удваиваете и сравниваете с таблицей.

Оценка характера устойчивости внимания Частота изменения изображения Характеристика внимания Не более 11 раз Очень устойчивое 12 -20 раз Средней устойчивости Более 20 раз Недостаточно устойчивое


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Типы высшей нервной деятельности человека.Темперамент Педагог-психолог Павлова Л.В. Темперамент Врожденные способности человека, которые обуславливают устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; вообще, с физиологической точки зрения темперамент - тип высшей нервной деятельности человека. Темперамент и профессиональная сфера Сангвиник Частая смена работы, хорошие организаторы и руководителиФлегматик Четко спланированная деятельность, пунктуальность, стереотипные действияХолерик Высокие притязания, идут навстречу трудностям, загружают себя работойМеланхолик Сильная мотивация на выполнение монотонной работы Известные личности и их темперамент Н.В. Гоголь(меланхолик) Известные личности и их темперамент А.В. Суворов(холерик)М.И. Кутузов(флегматик) Поведенческие признаки темперамента Холерик? Флегматик? Меланхолик? Сангвиник? ХОЛЕРИК Отличительная черта холерика - это сильные эмоции и быстрая смена настроений. То есть за одну минуту может быть, как очень весёлым, потом сникнуть, а дальше начать злится. При этом, он сам может не понимать, отчего только что смеялся, а теперь плачет. На первом месте у них стоят виды деятельности, подразумевающие общение с людьми. У холерика - сильная, неуравновешенная, подвижная нервная система. ХОЛЕРИК Движения резкие, голос громкий, речь быстрая. Быстро загорается что-либо делать и так же быстро может бросить. Подвижность нервной системы холерика больше её торможения. Начиная что-то, вкладывает туда всю свою энергию, быстро истощается и бросает это дело, потому что сил больше не остается. Например, может по нескольку раз переписывать статью и так и не дописать недописанную. Холерикам нежелательно выбирать работу, требующую монотонности. Для них некоторое время это будет интересно, а потом наскучит. САНГВИНИК Сангвиник занимается тем, что хочет и из-за этого не может долго находится на одном месте. При этом у него огромная работоспособность. И если что-то делает, то делает это запоем, за один раз. Сангвиник - он жизнерадостный и энергичный, распространяет вокруг себя радость и теплоту. Как и у холерика эмоции сильные и подвижные, но уравновешенные. То есть он внешне очень активен, зато внутри царит спокойствие. Если случается неудача, то сангвиник за счет своих качеств быстро приходит в себя и продолжает жить, как не бывало. САНГВИНИК Движения быстрые, как у холериков. Преобладает торопливая речь и громкий голос. Строение тела - полное, как у китайского Хотея - толстого и веселого. Сангвиник - это Хотей.Сангвиник - нервная система сильная, подвижная, уравновешенная. У этого типа темперамента преобладает хорошее настроение, поэтому сангвиники легко сходятся с другими людьми. ФЛЕГМАТИК Про флегматика можно сказать, что он очень нетороплив. Его эмоции медленны и очень трудно сдвигаются из одного положения. Он мало смеётся и раздражается, практически всегда спокоен и его трудно вывести из этого состояния. Когда о чем-то говорит, то безо всяких эмоций, монотонно, поэтому с ними трудно общаться. В каждом его движении чувствуется основательность и уверенность. Думает и принимает решения флегматик очень долго, зато, сделав выбор, он от него не отступится. Флегматик копит в себе эмоции и, когда наступает переломный момент, он их выплёскивает. ФЛЕГМАТИК Попав в новую обстановку, флегматик, скорее всего будет одинок, так как ему нужно время, чтобы привыкнуть к ситуации. Он будет общаться с теми людьми, с которыми знаком и предпочтёт не замечать других, ведь они создают для него дискомфорт. Для флегматика лучше всего будет однообразная, постоянная работа, без смены вида деятельности. Тут он проявит себя лучше других, потому что очень работоспособен, когда входит в колею. У флегматика - сильная, уравновешенная, инертная нервная система. МЕЛАНХОЛИК Меланхолик - это печальный человек, который ведет себя так, что вот-вот заплачет. Грусть распространяется вокруг него на много метров. Мысли в голове меланхолика о неизбежном и обязательно скорбном. Примечательно, что всё это происходит внутри и почти не видно снаружи. Если его обидеть, то на лице и теле мало чего отразится, зато в душе останется глубокая рана. МЕЛАНХОЛИК Внешне меланхолики выглядят худыми, грустными и суетливыми. Они тянутся к людям и очень хорошо реагируют на то, что происходит вокруг. При этом быстро выпадают в эмоции и не могут их контролировать. В основном боятся или печалятся. Занимаются тем, чем скажут другие. Например, девушки-меланхолики читают советы в женских журналах и безукоризненно следуют им. Лучше всего меланхоликами удаются виды деятельности не связанные с эмоциональной сферой - программирование, конструирование, бухгалтерия.Меланхолик - слабый, подвижный, неуравновешенный тип НС. - не ставить их в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него;- давать достаточно времени на обдумывание и подготовку; Специальные приемы работы со «слабыми» учениками: - желательно, чтобы ответы были не в устной, а в письменной форме;не заставлять отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал, лучше отложить опрос на следующий урок;- путем правильной тактики опросов и поощрений - «хорошо», «умница», «молодец» формировать уверенность в своих силах;обязательно нужно поощрять их за старания, настойчивость, даже если результат далек от желаемого;- во время подготовки ответов давать время для проверки и исправления написанного;- в минимальной степени отвлекать, стараясь не переключать их внимания, создавать спокойную обстановку; осторожно оценивать неудачи таких учеников, ведь они и сами весьма болезненно относятся к ним; - по возможности спрашивать в начале урока, лучше, не на последнем уроке, а в начале школьного дня; Специальные приемы работы со «слабыми» учениками: важно научить школьника умению пережить неудачу, для этого ему нужно объяснить, что порой терпеть неудачу - это нормально и неизбежно: неуспех - не повод для отчаяния и презрения к себе. - помните, что они не могут активно работать с разнообразными заданиями, а некоторые вообще отказываются выполнять такие задания; - следует предъявлять задания постепенно, не торопить инертных учащихся с их выполнением;- не требовать быстрого изменения неудачных формулировок при устных ответах; - учащимся необходимо время на обдумывание, поскольку они чаще следуют принятым стандартам в ответах, домашним заготовкам, избегают импровизаций;-не спрашивать в начале урока, поскольку инертные ученики с трудом отвлекаются от предыдущих ситуаций; необходимо предоставить ему время на обдумывание и подготовку; избегать ситуаций, когда от инертного ученика нужно получить быстрый устный ответ на неожиданный вопрос; Специальные приемы работы с «инертными» учениками: - не требовать от них немедленного включения в деятельность, поскольку их активность в выполнении нового вида заданий возрастает постепенно; Специальные приемы работы с «инертными» учениками: - в момент выполнения заданий не надо отвлекать такого ученика, переключать его внимание на что-либо другое;- не следует заставлять инертного ученика отвечать новый, только что пройденный материал, лучше отложить опрос до следующего раза, дав ему возможность позаниматься дома. -не спрашивать в начале урока, поскольку инертные ученики с трудом отвлекаются от предыдущих ситуаций; Учащиеся с сильной и подвижной нервной системой не требуют специальной организации учебной деятельности СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

Презентация к уроку биологии в 9 классе (базовый уровень) по теме «Типы ВНД и темперамента. Разнообразие чувств»
Автор материала: Медведева Татьяна Александровна, учитель биологии высшей квалификационной категории МБОУ Арбатская средняя школа с. Арбаты Таштыпского района Республики Хакасия 2016г.

Типы ВНД и темперамента.Разнообразие чувств
Типы высшей нервной деятельности Эмоции
Б-8кл. П. 32
01.11.2016

Тип высшей нервной деятельности
Тип высшей нервной деятельности – совокупность врождённых и приобретённых свойств нервной системы, сказывающихся на всех функциях организма и определяющих характер его взаимодействия со средой

Внешнее выражение различного эмоционального состояния у шимпанзе

ТЕМПЕРАМЕНТ

ТЕМПЕРАМЕНТ
ТЕМПЕРАМЕНТ (лат. Temperamentum - надлежащее соотношение черт от tempero - смешиваю в надлежащем состоянии) - характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний. Темперамент - это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека - подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т.д.


Немного о темпераменте

Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно до известной степени судить о некоторых свойствах темперамента. Древнегреческий врач Гиппократ, живший в 5 веке до н.э., описал четыре темперамента, которые получили следующие названия: сангвинический темперамент, флегматический темперамент, холерический темперамент, меланхолический темперамент. Отсутствие необходимых знаний не позволяло дать в то время подлинно научную основу учению о темпераментах, и только исследования высшей нервной деятельности животных и человека, проведенные И.П. Павловым, установили, что физиологической основой темперамента являются сочетания основных свойств нервных процессов.
Немного о темпераменте

Темперамент зависит от координат типа нервной системы. Координаты рассматриваются как основные характеристики в соотношении ВНД и темперамента

Тип нервной системы и темперамент

Типы темперамента

Типы темперамента: реакции людей с различным темпераментом на смятую шляпу

СТРЕСС

ТИПЫ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ

И. E. Репин. 1885 г. 199 х 254 см. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Москва, Россия Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г.
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ

Юсуф Карш. Фотография
Ганс Селье (1907 – 1982)

Повторим, что узнали?
Тип нервной системы Тип нервной системы Сильные Сильные Сильные Слабые
Тип нервной системы Тип нервной системы Безудержный Живой Инертный Слабые
Особенности нервной системы Сила
Особенности нервной системы Уравновешенность
Особенности нервной системы Подвижность
Темперамент Холерик Сангвиник Флегматик Меланхолик
Самостоятельная работа - дополнить таблицу (схема с. 254)
Соотношение типов нервной системы и темперамента
Сильный
?
Сильный
Сильный
Слабый
Неуравновешенный
Уравновешенный
Подвижный
Подвижный
Инертный
Подвижный или инертный
Уравновешенный
Неуравновешенный

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
П. 67 Термины В. 1-6, с. 261 Подведём итоги – с. 262-263

CD-диск 1С: Школа. Биология. Человек. 8кл. ООО «1С-Паблишинг», 2007. Издательский центр «Вентана-Граф» Учебник Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. « Биология. Человек. 8 класс» – М.: Вентана-Граф, 2012. Рабочая тетрадь № 2 к учебнику «Биология. Человек. 8 класс» авторов А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. – М.: Вентана-Граф, 2012. Методическое пособие «Биология. Человек. 8класс:поурочные планы по учебнику А.Г.Драгомилова, Р.Д.Маша/авт.-сост. О.Л.Ващенко.- Волгоград:Учитель, 2008.- 265с.
Источники информации

Слайд 2

2 Физиология высшей нервной деятельности (ВНД) исследует основные закономерности поведения животных и человека; механизмы функционирования мозга, лежащие в основе психической деятельности Поведение – это ответные реакции индивида на внешние и/или внутренние сигналы, обусловленные работой ЦНС и способствующие адаптации организма к изменяющимся условиям окружающей среды. ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ Зарождение физиологии мозга как науки связано с именем Р. Декарта.

Слайд 3

3 ДЕКАРТ, РЕНЕ (Descartes, Ren, латинизированное имя –Картезий, Renatus Cartesius) (1596–1650), французский философ, математик и естество-испытатель. Создал представление о рефлекторном принципе работы организма, согласно которому поведением управляет головной мозг; мышечная реакция порождается изменениями в примыкающем к мышце нерве; процессы, происходящие в сенсорных нервах, отражаются на двигательных нервах.

Слайд 4

основоположник отечественной физиологии Изучал центральную иннервацию, нервное торможение, сформулировал рефлекторную теорию работы мозга: «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению» Все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы. Сеченов Иван Михайлович (1829-1905)

Слайд 5

5 Психическая деятельность человека имеет рефлекторный характер и реализуется по схеме 2. Любая рефлекторная реакция в организме в конце концов завершается двигательным актом. Существуют невольные (врожденные) и произвольные (приобретенные) рефлексы. Последние являются результатом обучения и могут изменяться под влиянием внешней среды. Рефлекс лежит в основе памяти и мышления. И.М. Сеченов: «Рефлексы головного мозга» (1863) “Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к Родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге - везде окончательным фактором является мышечное движение…” “Мысль есть первые две трети психологического рефлекса” 5. В мозге существует как процесс возбуждения, так и процесс торможения. Взаимодействие этих процессов приводит либо к усилению, либо к ослаблению рефлексов. сигнал рецептор головной/спинной мозг исполнительный орган

Слайд 6

6 ПАВЛОВ Иван Петрович (1849-1936) - русский физиолог, академик (1907). Лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине (1904). Выводы И.М Сеченова получили подтверждение после создания И.П. Павловым объективного лабораторного метода исследования поведения. Хирургическое выведение наружу протоков слюнных желез позволило количественно оценить выделение слюны в ответ на попадание пищи в рот (врожденный рефлекс), а также в ответ на исходно незначимый сигнал - звук, свет и т.д. (приобретенный рефлекс). «Психическое слюноотделение» - результат обучения животного с соблюдением определенных условиях – условный рефлекс. При этом в коре головного мозга формируются новые нервные связи между сенсорными центрами, возбуждаемыми индифферентным сигналом, и центрами, связанными с текущими врожденными рефлексами.

Слайд 7

7 Устройство для изучения условных слюноотделительных (вегетативных) рефлексов

Слайд 8

8 Выработка условного слюноотделительного рефлекса на звуковой сигнал Безусловный (врожденный) рефлекс: при попадании пищи в рот начинается слюноотделение. Индифферентный (не имеющий отношения к слюноотделению) сигнал не вызывает слюноотделения. После многократного одновременного воздействия индифферентного (звук) и врожденного (пища) раздражителей у животного вырабатывается условный рефлекс – выделение слюны только на звуковой сигнал (до попадания пищи в рот). Нервную связь, образующуюся при формировании условного рефлекса, И.П.Павлов назвал временной связью, т.к. приобретенные рефлексы могут блокироваться в определенных условиях.

Слайд 9

Условия формирования условных рефлексов

9 совпадение по времени возбуждений, вызванных условными и безусловными раздражителями; повторяемость сочетаний условного и безусловного стимулов; оптимально-работоспособное состояние ЦНС (отсутствие утомления или перевозбуждения) отсутствие посторонних раздражителей. Формирование временных связей – фундаментальный принцип работы мозга 1,4 – сенсорные нейроны; 2 – релейный (передающий) нейрон в коре головного мозга; 3 – двигательный/вегетативный нейрон Исходнонезначимыйстимул 1 4 Врожденно определенный стимул (подкрепление) Условная (временная) связь 2 3 Реакция

Слайд 10

10 Тормозные процессы в ЦНС Наряду с возбуждением в мозге существует активный тормозный процесс. На клеточном уровне он проявляется выбросом тормозных медиаторов, передающих сигналы от нейрона к нейрону; на поведенческом – ослаблением или прекращением двигательных реакций. ВИДЫТОРМОЖЕНИЯ БЕЗУСЛОВНОЕ (ВРОЖДЕННОЕ) УСЛОВНОЕ (ПРИОБРЕТЕННОЕ) ВНЕШНЕЕ ЗАПРЕДЕЛЬНОЕ (ОХРАНИТЕЬНОЕ) УГАСАТЕЛЬНОЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВОЧНОЕ УСЛОВНЫЙ ТОРМОЗ ЗАПАЗДЫВАТЕЛЬНОЕ

Слайд 11

11 Сила нервных процессов (возбуждения и торможения) – способность нервной системы работать без утомления. 2. Уравновешенность нервных процессов – соотношение возбудительных и тормозных процессов в мозге. 3. Подвижность (лабильность) нервных процессов – скорость смены возбуждения торможением и наоборот. Свойства нервной системы Классификациятипов ВНД ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Объединенная группа Сильный тип Слабый тип (меланхолик) Уравновешенный Неуравновешенный (холерик) Подвижный (сангвиник) Инертный (флегматик) В=Т В>Т В Т В Т В Т

Слайд 12

12 ТЕСТИРОВАНИЕ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ СИЛА ВОЗБУЖДЕНИЯ Животные Человек Реакция на очень сильный условный раздражитель (трещотка) Сильные – выработка условного рефлекса; Слабые – запредельное торможение. СИЛА ТОРМОЖЕНИЯ Удлинение процедуры дифференцировочного торможения Развитие невроза у животных-холериков ПОДВИЖНОСТЬ Переделка прочного двигательного навыка (динамического стереотипа) Развитие невроза у животных-флегматиков. Теппинг-тест Реакция следования за ритмом (холерики с трудом воспроизводят медленный ритм) Реакция следования за изменяющимся ритмом (вызывает затруднение у флегматиков

Слайд 13

13 ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВ ВНД (ТЕМПЕРАМЕНТОВ) У ЧЕЛОВЕКА ХОЛЕРИК (сильный, неуравновешенный, подвижный) – в нервных процессах возбуждение преобладает над торможением. Быстрый, порывистый, с сильными, бурно проявляющимися чувствами, ярко отражающимися в речи, мимике, жестах. Нередко вспыльчив. Склонен к бурным эмоциональным вспышкам. Смелость сочетается с отсутствием выдержки. Характерно самозабвенное увлечение каким-нибудь делом, однако не умеет планировать нагрузку. Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обусловливает неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми. МЕЛАНХОЛИК (слабый) – застенчивый, нерешительный, болезненно реагирующий на сильные раздражители. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности. От всякого нового явления в жизни ждет одних неприятностей. При изменении ситуации впадает в панику, тоску и уныние. Часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен. Настроения меняются медленно. Переживания отличаются глубиной и силой, хотя и протекают внешне спокойно. Обладая высокой чувствительностью нервной системы, имеет выраженные художественные и интеллектуальные способности.

Слайд 14

14 САНГВИНИК (сильный, уравновешенный, подвижный) - с хорошо развитым вниманием и работоспособностью, с живой мимикой и богатой жестикуляцией. Обладает хорошей скоростью реакции, его поступки обдуманны, жизнерадостен, общителен. Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Легко сходится с новыми людьми. Склонен к быстрой смене настроений. Продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, в противном случае он становится скучным, вялым. ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВ ВНД (ТЕМПЕРАМЕНТОВ) У ЧЕЛОВЕКА ФЛЕГМАТИК (сильный, уравновешенный, инертный). - медлительный, неторопливый, несколько вялый, с маловыразительной мимикой и бедной жестикуляцией. Остается внешне спокойным даже в трудных обстоятельствах. Обладает хорошей работоспособностью, умеет правильно рассчитывать свои силы и любит доводить дело до конца., меняет привычки. Хорошо сопротивляется сильным раздражителям и длительным трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных ситуациях, с трудом принимает решения и приспосабливается к новым обстоятельствам. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов. Слайд 17

Петр Великий - холерик И.Крылов - меланхолик Д.Менделеев - сангвиник 17 Так же дозволено определить и темпераменты исторических личностей.

Слайд 18

Заключение

Таким образом, на основании проанализированной литературы, посвященной темпераменту и личности можно сделать выводы о том, что данная тема интересовала людей со времен древности, что темперамент был предметом исследования многих ученых. Попытки формирования различных подходов к классификации темпераментов привели к тому, что во всяком случае в российской науке, наиболее признанным и обоснованным оказался подход, учитывающий особенности нервной системы и психики человека. Исследования связи темперамента и деятельности показывают важность учета этого фактора при выборе профессии как самим человеком, так и образовательными организациями и производствами при приеме на учебу и работу. 18

Посмотреть все слайды