Волк - сказочный персонаж. Сказка на ночь про волка Пешку

Животные в сказках являют собою определенные человеческие типы: хитрая лиса, добрый и беззащитный заяц, сильный, но глуповатый медведь. Отношения между такими персонажами – это человеческие отношения, человек как таковой в этом мире «лишний», и люди, как правило, не появляются в таких сказках.

С другой стороны, животные, которые ведут себя как люди (говорят, принимают решения, дают советы и т.д.) нередко появляются в сказках о людях. Они как бы становятся посредниками между двумя сказочными «вселенными» – миром животных и миром людей. Чаще всего в качестве такого «посредника» выступает либо конь, либо волк. В сказках же, целиком посвященных животным, волк появляется намного чаще коня.

Примечательно, что трактовка образа волка в русских сказках практически не отличается от воплощения его в фольклоре других народов, что говорит о древности сюжетов, связанных с ним. Поэтому, говоря об образе волка в русских сказках, нельзя замыкаться в пределах собственно русского фольклора.

Волк как отрицательный персонаж

В сказках о животных волк чаще всего предстает существом агрессивным, опасным – сущим разбойником, которого следует опасаться. Один из самых известных примеров такого рода – сказка «Волк и », известная не только в русской традиции. Встреча с таким персонажем не сулит ничего хорошего даже человеку. Не случайно в сюжете о Красной Шапочке, тоже взятом Ш.Перро из европейского фольклора, именно волк становится врагом главной героини.

Если волка и удается победить, то делается это не силой, а хитростью. Чаще всего это делает лиса, которой традиционно приписывается данное качество. Тем самым утверждается, что победить силу силой, агрессию агрессией невозможно.

Такое восприятие волка неудивительно. Страх перед этими животными возник задолго до появления скотоводства, для которого они стали «врагами №1». Ничего иррационального в этом страже не было: волк – хищник, вполне способный загрызть человека.

Страх усугублялся ночным образом жизни волков. Ночь всегда пугала людей. В темноте плохо работает зрение – главный человеческий «поставщик информации», человек становится беззащитным. Ночные животные, хорошо ориентирующиеся в чужой и опасной для человека среде, никогда не внушали людям доверия. В особенности это относилось к опасным хищникам, у которых ночью было преимущество перед человеком.

Демонизация волка усугублялась бинарной оппозицией «свой-чужой». До возникновения скотоводства любое животное было с точки зрения человека «чужим». Но если олень, например, был в определенной степени «своим» потому, что его можно съесть, то волк источником пищи не был. Древние люди не знали, что – санитары леса, а о том, что волчонка можно приручить, вырастить и использовать на охоте, догадались далеко не сразу. Никакой практической пользы от волков они не видели, поэтому волки в их глазах были абсолютно чуждыми человеческому миру. Чужой – значит, враг.

Но, как это ни парадоксально, не всегда волк предстает в сказках отрицательным персонажем. И даже такие знакомые с детства сюжеты, как «Волк и козлят» и «Красная шапочка», не столь однозначны, как может показаться.

Двойственность волка

Если в сказках о животных образ волка более или менее однозначен – жестокий, но не наделенный умом разбойник, то в сказках о людях волк нередко выступает в качестве волшебного помощника. Именно о таком сказочном волке упоминает А.С.Пушкин в поэме «Руслан и Людмила»:

«В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит».

В сказке «Иван-царевич и серый волк» именно волк приходит на помощь герою, и здесь его уже никак нельзя назвать отрицательным персонажем.

Двойственность фольклорного образа волка становится еще более очевидной, если выйти за пределы собственно сказки и взглянуть на образ в более широком мифологическом контексте.

Примечательна в этом плане знаменитая тетрадь новгородского Онфима, приоткрывшая завесу тайны над внутренним миром ребенка из средневековой Руси. Рисунки в этой тетради воплощают обычные мальчишеские мечты о подвигах и воинской славе. Но один рисунок вызывает недоумение: четвероногое существо, в котором угадывается волк, а рядом надпись – «я зверь». Если мальчик отождествлял себя с волком-оборотнем, значит, этот персонаж не был отрицательным в его глазах.

В «Слове о полку Игореве» упоминается Всеслав, князь Полоцкий, который «в ночи волком рыскал». Вряд ли это образное литературное выражение: летописи упоминают, что этого князя «мать родила от волхования», и автор «Слова…» вполне мог приписать такому человеку оборотничество.

Оборотень – это существо, принадлежащее одновременно и миру людей, и миру дикой природы, который для древнего человека отождествлялся с миром потусторонним. Волк, как уже говорилось, в силу особой своей «чуждости» человеку, является идеальным выражением этого мира. Именно его облик надо принять, чтобы стать сопричастным потустороннему миру. Поэтому оборотничество (изначально – разновидность магической практики) связывается с волчьим обликом.

Так волк превращается в посредника между миром людей и потусторонним миром. Такой посредник необходим человеку, отправляющемуся в «потусторонний мир» для обряда посвящения. От этого обряда происходят многие сказочные мотивы, в том числе – мотив «трудных заданий». В этом свете становится понятным происхождение сказочного волка-волшебного помощника.

К обряду посвящения может восходить и сюжет о волке, проглатывающем героев сказки. Как известно, проглоченные волком козлята в финале благополучно возвращаются к своей матери-козе. И это вовсе не фальшивый «счастливый конец», приклеенный к сказке, чтобы дети не плакали. Подростки, отправлявшиеся в «царство мертвых» для обряда посвящения, тоже в большинстве случаев счастливо возвращались в селение. У многих примитивных народов этнографы наблюдали хижины, где проходил обряд, построенный в виде головы животного. Это животное как бы «проглатывало» посвящаемых. Вероятно, подобные обычаи существовали и у праславянских народов. Волк, проглатывающий, а затем отпускающий героев сказки – отдаленный отголосок таких обычаев.

Волк в русских сказках и в русском фольклоре вообще – персонаж двойственный, которого нельзя однозначно назвать ни положительным, ни отрицательным. Эта двойственность связана с древностью образа, уходящего корнями в языческие времена.

    1 - Про малютку-автобус, который боялся темноты

    Дональд Биссет

    Сказка о том, как мама-автобус научила своего малютку-автобуса не бояться темноты… Про малютку-автобус, который боялся темноты читать Жил-был на свете малютка-автобус. Он был ярко-красного цвета и жил с папой и мамой в гараже. Каждое утро …

    2 - Три котёнка

    Сутеев В.Г.

    Небольшая сказка для самых маленьких про трех котят-непосед и их веселые приключения. Маленькие дети обожают короткие истории с картинками, поэтому, сказки Сутеева так популярны и любимы! Три котёнка читать Три котёнка - чёрный, серый и …

    3 - Ёжик в тумане

    Козлов С.Г.

    Сказка про Ежика, как он гулял ночью и заблудился в тумане. Он свалился в реку, но кто-то вынес его на берег. Волшебная была ночь! Ёжик в тумане читать Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли …

    4 - Про мышонка из книжонки

    Джанни Родари

    Небольшая сказа про мышонка, который жил в книжке и решил выпрыгнуть из нее в большой мир. Только он не умел разговаривать на языке мышей, а знал только странный книжный язык… Про мышонка из книжонки читать …

    5 - Яблоко

    Сутеев В.Г.

    Сказка про ежика, зайца и ворону, которые не могли поделить между собой последнее яблоко. Каждый хотел присвоить его себе. Но справедливый медведь рассудил их спор, и каждому досталось по кусочку лакомства… Яблоко читать Стояла поздняя …

    6 - Черный омут

    Козлов С.Г.

    Сказка про трусливого Зайца, который в лесу всех боялся. И так он устал от своего страха, что решил утопиться в Черном Омуте. Но тот научил Зайца жить и не бояться! Черный омут читать Жил-был Заяц …

    7 - Про Бегемота, который боялся прививок

    Сутеев В.Г.

    Сказка про трусливого бегемота, который сбежал из поликлиники, так как боялся прививок. И заболел желтухой. К счастью, его отвезли в больницу и вылечили. А бегемоту стало очень стыдно за свое поведение… Про Бегемота, который боялся …

    8 - Мама для Мамонтенка

    Непомнящая Д.

    Сказка про мамонтенка, который вытаял изо льда и пошел искать маму. Но все мамонты давно вымерли, и мудрый Дядюшка Морж посоветовал ему плыть в Африку, где живут слоны, которые очень похожи на мамонтов. Мама для …

Жил-был на свете один Волк.
Обыкновенный волчище,
Всё как положено: глазища, зубища,
Далеко не растительная пища.
Мог этот Волк
Если попросят, сделать и «зубами щёлк»,
И физиономию такую, мол,
Отойдите, я очень зол
И опасен очень.
Короче, был этот Волк довольно грозный
И с виду весьма серьёзный,
Однако имел одну странную привычку –
Любил смотреть на звёзды.
Бывало, выйдет во тьме,
Сядет на холме,
По траве ночная прохлада стелется,
А он сидит и во все глаза смотрит
На Большую Медведицу,
На Полярную звезду…
Приятели его, хищники, зовут на охоту,
А он говорит: «Не пойду,
Мне тут посидеть охота,
Мне звёздочки эти больше
Вашей грубой охоты нравятся.
Ах, какие же они всё-таки милые!
Какие они все красавицы!»
И от счастья у этого Волка
От хвоста и до холки
Внутри просто всё трепетало.
И от этого волчьего счастья,
Поверите, дети, природа вокруг расцветала:
Среди ночи распускались фиалки,
Как соловьи, пели галки,
А подснежники осенью выбирались из-под земли,
Хотя в это время цвести ну, никак не могли!
Но такая радость бурлила внутри у этого Волка,
Такое счастье пело в нем без умолку,
Что даже природа сбивалась с толку.
Но были и трудности, были, друзья мои, были,
И мы о них скажем в нашей правдивой истории,
Не в сказке какой-нибудь, а настоящей были.
Одним словом, когда Волк наш смотрел на звёзды,
Хоть с виду он был по-прежнему грозным,
Такая волна доброты от него разливалась,
Что разные там жучки, паучки
И самая ничтожная малость
Его не боялась.
И даже позволяла себе самую дерзкую шалость.
То белка или мышка
Затолкает ему в ухо шишку,
А то крот, землеройка или божья коровка даже
Бантик волку на хвосте повяжет!
А он сидит, счастливый,
Смотрит на звезду Бетельгейзе
И совершенно не замечает эту наглую дерзость.
Конечно, многие друзья и родственники
Волка нашего осуждали.
Ветераны Волчьего Движения, надев медали,
Вызывали его на собрание,
Обращали его внимание
На то, что род волчий покрывает позором,
Позволяя смеяться над собой
Чуть ли не инфузориям.
Помнится, один ветеран
Громил нашего Волка на чём свет стоит:
«Если родился хищником, так соответствуй!
Не смей нарушать законы природы!
Ты должен схватить, понимаешь,
Этого обнаглевшего зайца
Или распоясавшегося удода
И сделать из него окрошку,
Растереть на крошки,
А не позволять, чтобы какая-то скользкая улитка
Сзади подползала и делала тебе рожки!»
Волк наш слушал своих товарищей,
Но глядел непонимающе.
А потом прошептал:
Если б вы знали, друзья,
(Нет, пояснить такое нельзя)
Как это радостно и прекрасно,
При тёплой погоде или даже в ненастье,
Сидеть на холме, на траве
Очень поздно
И смотреть на звезды!
Да рядом с этой радостью и наслажденьем
Все житейские мелочи и даже пакости,
Как сон пустой, как нелепое наваждение!
Эта радость выше обид и подножек, и рожек,
И даже выше наук и искусства.
Ах, как жаль, что вам пока неведомо это чувство!
Ну, а потом, потом…
Волк снова стал смотреть в небо,
Как-будто там был его дом,
Без которого жить он не мог,
Как люди не могут жить без хлеба,
И улыбался и тихо вздыхал так…
А хищники смотрели на нашего Волка
И было им его жалко.
А нашему Волку было хищников жалко.
Скажите, а рядом с вами нежданно
Когда-нибудь зацветали фиалки?

Волк в русских народных сказках в большинстве случаев является негативным персонажем. Он сильный и опасный противник, но в то же время это наивный и не отличающийся особым умом герой. Часто попадает в передряги из-за своей глупости, злонамеренности, излишнему доверию Лисе и другим более смышленым персонажам. В редких повествованиях волк все же становится верным другом и защитником.

Волк в русских народных сказках

Положительная и отрицательная роль волка в сказках: ее истоки

Неоднозначное изображение персонажа связано с таким же нечетким отношением к животному в народе. В сказках он нередко становится собирательным образом, наделенным силой и глупостью одновременно. С помощью поучительных историй демонстрируется, что физическая мощь противника – это еще не главное качество для победы в схватке. Удачно дополняет этого персонажа пословица «Сила есть – ума не надо!». Но в тоже время, когда в сказке хитрая Лиса издевается над волком, мы сопереживаем ему. Его простодушие нам ближе, чем коварность рыжей плутовки.

Образ простодушного волка опровергается в некоторых сказках. Например, в рассказе об Иване-царевиче волчий герой наоборот демонстрирует мудрость, неожиданно становится на сторону добра, выполняет роль советчика и помощника. Но это скорее исключение, чем правило.

В изображении сказочного волка народ далеко отошел от реальных качеств животного. Если данное лисе качество хитрости, а зайцу – трусости кажутся вполне логичными, то совсем непонятно почему столь опасному хищнику приписали глупость. В природе волк - отличный охотник. Он даже приносит определенную пользу, как санитар леса. Приписанное ему качество прямодушия можно разве что связать с тем, что он способен глаза в глаза столкнуться с опасностью. Также о бесхитростности говорит его манера охотиться: волк не гоняется долго за жертвой, нападает чаще стаей и только на самых слабых особей из стада.

Характер волка в народных сказках

В первую очередь волк – это персонаж-злодей. Вот только в некоторых сказках он несет угрозу для других героев, а в остальных является безобидным и даже полезным.

  • «Как волка уму разуму учили» - волчий персонаж в этом рассказе глупый и ленивый. Он проявляет прямодушие, которое можно было бы расценивать как положительную черту, если бы она не была связана с глупостью.
  • «Волк и Коза» - здесь он злонамеренный обманщик, безжалостный и жадный, но все же не лишенный наивности.
  • «Лисичка-сестричка и Волк» - волчий герой отображается как глупый и наивный персонаж, который, несмотря на свою злобную личину, страдает от проделок Кумушки-Лисы.
  • «Иван-царевич и серый волк» - изображается как совестливый злодей, решивший возместить свое злодеяние добрым делом и помочь человеку советом и делом. Здесь он раскрывается как добрый и бескорыстный персонаж.
  • «Волк, кот и собака» - здесь персонаж демонстрирует неухищренные уловки, это один из немногих рассказов, где проявляется его способность к обману. Не такому искусному, как у Лисы, но все же способному причинить вред.

Как можно заметить, серый волк является самым поучительным, как в положительной, так и в отрицательной ипостаси.


В детском саду один мальчик попросил меня рассказать сказку про злого волка. Я задумалась, какую же сказку рассказать?
Русских народных сказок с участием волка очень много, но во всех этих сказках роль волка - эпизодическая. Ну, может быть, кроме сказки "Красная шапочка".

Я понимала, почему мальчик попросил меня рассказать сказку именно про Злого Волка. Этот мальчик побаивался общаться / играть с кампанией лидеров в группе, но ему очень этого хотелось. Видимо, поэтому он и попросил меня о такой сказке, чтобы доказать самому себе, что он не испугается даже

Именно поэтому я не стала , которые достаточно сложны для понимания трёхлетке, рождённому не в России, а сочинила свою сказку.
Мальчику, да и всем остальным детям, так понравилась сказка, что они каждый день в течение двух недель просили рассказывать только эту сказку.

Читайте сказку "Сказка про злого и голодного волка."


Жил – был в лесу волк. Волк жил в своём домике совсем один. Ночью, когда на улице было темно и светила луна, волк выходил из своего домика, смотрел на луну и выл:

У – у – у — у - у!

Волк выл, потому что ему было грустно. У него не было друзей. Никто не хотел дружить с волком. Все звери в лесу боялись злого волка, ведь он мог их съесть. Кто же захочет дружить с таким другом, который может тебя съесть?

Утром волк захотел кушать и пошёл в лес, чтобы кого-нибудь поймать и съесть.

Увидел волк птичку. Птичка нашла зёрнышко на земле и клевала его.

Сейчас я тебя поймаю! – сказал волк и бросился на птичку.

Птичка увидела волка, взмахнула крыльями и улетела. И волк её не поймал. Волки не умеют летать.

Обиделся волк, что птичка улетела, и стал выть:

У-у-у-у-у-у!

Увидел волк белочку. Она с дерева прыгала на землю, собирала орешки и прятала их в свой домик на дереве. Потом снова спускалась на землю за орешками.

Сейчас я тебя поймаю! Белки летать не умеют! – сказал волк и бросился на белку, когда она собирала орешки на земле.

Белка увидела волка и быстро прыгнула на самую высокую ветку дерева. И волк не поймал белку. Волки не умеют прыгать на ветки деревьев.

Обиделся волк, что белка ускакала от него, и стал выть:

У-у-у-у-у-у!

Но тут волк увидел на тропинке ёжика. Он шел медленно и собирал грибы.

Сейчас я тебя поймаю! Ёжик не умеет летать и не умеет прыгать на ветки деревьев! – сказал волк и бросился на ёжика.

Ёжик заметил волка, но никуда не убежал. Он свернулся клубочком и превратился в колючий шарик.

Обрадовался волк, что ёжик не улетел, как птичка и не прыгнул на высокую ветку дерева, как белка, а остался на тропинке. Побежал волк к ёжику, чтобы схватить его и съесть.

Но только волк притронулся к ёжику, как уколол свои лапы о колючки ёжика.

Волку стало больно, и он завыл:

У-у-у-у-у-у!

Ёжик пожалел волка и спросил его:

Почему ты всё время воешь?

Я вою потому что хочу есть, и ещё у меня нет друзей, – ответил волк и снова завыл.

У-у-у-у-у-у!

Я помогу тебе! – сказал ёжик. Идём со мной. Я накормлю тебя и познакомлю с твоими новыми друзьями.

Волк обрадовался, перестал выть и пошёл вместе с ёжиком.

Шли – шли ёжик и волк, и пришли к детскому саду. А ребята в детском саду в это время ели кашу.

Ёжик постучал в дверь. Дети выглянули в окно, увидели волка и закричали:

Волк! Волк! Не будем дверь открывать! Он нас всех съест!

Услышал это волк. Обиделся и завыл:

У-у-у-у-у-у!

Тут ёжик говорит:

Волк стал хорошим. Он не ест зверей. Он любит кушать кашу. Пустите волка! Он хочет дружить с детьми в детском саду.

Дети подумали – подумали и решили пустить волка. Волк обрадовался и перестал выть.

Дети дали волку поесть кашу. Волк её съел, и она ему очень понравилась!

Я теперь всегда буду есть кашу! А зверей и детей есть не буду! – сказал волк.

Ребята, хотите поиграть с волком? – спросил ёжик.

Да! Да! – закричали дети.

Малыши и волк стали играть вместе. Им было очень весело. А ёжик попрощался с ребятами и вернулся в лес, собирать грибы.