Юродивые христа ради. Блаженный николай кочанов, христа ради юродивый новгородский Полное житие блаженного Николая Кочанова, Новгородского

Николай Новгородский Кочанов, Христа ради юродивый,

(память 27 июля/9 августа). Блаженный Николай Кочанов жил в XIV веке. Он родился в Великом Новгороде в богатой и знатной семье Максима и Иулиании. С юности святой Николай отличался глубоким благочестием, усердно посещал храм Божий, любил пост и молитву, щедро раздавал милостыню бедным. Видя его добродетельную жизнь, новгородские вельможи стали прославлять его. Блаженный, испугавшись славы «от человек», начал юродствовать ради Господа. Он оставил свой богатый дом, оделся в рубище и так скитался по городу в любое время года, претерпевая холод и нищету, с тайной молитвой в сердце.

Безрассудные люди злословили святого, наносили ему всякие обиды и даже побои, но он радовался и молился о своих оскорбителях. Господь же укреплял его в подвиге.

Блаженный Николай жил на Софийской стороне Новгорода. На Торговой стороне в то же время подвизался блаженный Феодор, также юродивый Христа ради (память 19 января/1 февраля). Оба святых, обличая распри новгородцев Софийской и Торговой сторон, мнимо враждовали. Они изгоняли друг друга, когда каждый заходил не на свою сторону. Однажды, догоняя своего «непримиримого врага», блаженный Николай пошел по Волхову как по суше и бросил в блаженного Феодора кочан капусты, отчего и был назван Кочановым. Господь прославил Своего угодника дарами прозорливости и чудотворений. Тут не укрылся блаженный от молвы, ибо все взирали на него как на человека Божия. Как-то один новгородский посадник пригласил его на пиршество всех именитых мужей города, а слуги без ведома хозяина прогнали святого. Когда он ушел, то исчезло вино в сосудах. Посадник, узнав, что приходил блаженный Николай и что его прогнали, послал вернуть его. И когда святой вернулся, вино вновь обрелось в сосудах.

После кончины блаженного Николая, 27 июля 1392 года, его тело было погребено по завещанию святого на краю кладбища, расположенного вокруг Иаковского собора, близ дороги.

В 1554 году над могилой святого был построен каменный храм во имя святого великомученика Пантелеимона, но в народе он называется храмом святого Николая чудотворца Кочанова. Этот храм пользовался особым почитанием Новгородских святителей, которые обязательно (по уставу Софийского собора) посещали его в четверг недели мясопустной: «А в тот же день (четверток мясопустной) едет святитель к святому Николе Кочанову в церковь прощаться». В XVII веке в день памяти блаженного Николая в том храме служба совершалась архиереем.

В 1815 году над мощами блаженного Николая был устроена новая резная гробница с сенью. На иконах блаженный Николай, в отличие от других юродивых Христа ради, не изображается босым, полунагим, едва прикрытым ветхой одеждой, но... «шуба княжеская, исподняя лазоревая, подпоясан платом», с кочаном в руке.

1 АВГУСТА - ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА, САРОВСКОГО ЧУДОТВОРЦА (1903). РАДОСТЬ НАША БАТЮШКА СЕРАФИМ Пастыри о том, как стяжать любовь и ласковое ко всем отношение Сегодня Русская Православная Церковь празднует обретение мощей преподобного Серафима Саровского. Чудотворец Серафим всех встречал возгласом "Радость моя! Христос воскресе!" Рядом с батюшкой оттаивали сердца, зарождалась вера в Живого Бога, приходило покаяние. О том, как стяжать любовь и ласковое ко всем отношение, корреспонденту портала Православие.Ru рассказали священники Димитрий Шишкин и Николай Булгаков. «Если мы не имеем полной любви, будем делать дела любви» Священник Димитрий Шишкин Священник Димитрий Шишкин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в пос. Почтовое Бахчисарайского района (Симферопольская и Крымская епархия): - Когда мы говорим о христианском отношении к ближнему, надо помнить о том, что ласковость может легко перейти в ласкательство и человекоугодие. Чрезмерной лаской и «снисхождением» можно ведь и погубить человека. Особенно это видно в наше время, когда именно «человеколюбием» оправдывают крайнее снисхождение к человеческим страстям и порокам. Святые отцы всегда отличали отношение к самому человеку, как бы низко он не пал, от отношения к духам тьмы, к страстям, которые тем или иным человеком обладают. Нам не хватает тех, кто, утешая нас, не льстил бы нашему самолюбию и эгоизму Ласковое отношение Божия угодника преподобного Серафима - особого свойства: оно проистекает из глубины боголюбивого сердца. И это боголюбие, выстраданное и обретённое как бесценный дар, позволяет по-настоящему любить человека именно в осознании его действительного призвания. Любовь и ласка преподобного Серафима обымают всего человека, содействуя не одному лишь его душевному и телесному спокойствию, но более всего – спасению в вечности. Как же нам не хватает таких людей, которые, утешая и вдохновляя нас на духовную жизнь, в то же время не льстили бы нашему самолюбию и эгоизму. И именно таков преподобный Серафим! Ласка его, крайне сердечное тепло и любовь распространялись, как правило, на тех, чья душа была умягчена покаянием или хотя бы склонностью к нему. Именно к покаянию и побуждает в ещё большей степени истинная любовь и духовная ласка. Но если преподобному встречался надменный и гордый человек, закосневший в грехах и не желавший меняться, мы видим совсем другие примеры - немалой суровости и даже обличительной жесткости. Впрочем, и эта жесткость исполнена на самом деле любви и крайней тревоги за вечную будущность человека, за его спасение. Нам, конечно, нужно иметь друг к другу не только внешне доброе и ласковое обращение, но и, главным образом, истинное и нелицемерное братолюбие. Это заповедовал нам Сам Господь, об этом говорили неоднократно святые апостолы. Но и братолюбие не обретается сразу. Оно по крупицам подается Господом по мере того, как мы сами ищем любовь, учимся её стяжать. Потому и говорит Господь: «Просите, и дано будет вам» (Мф. 7:7). Не говорит «попросите», но «просите», то есть в своём благом желании, в душеполезной просьбе нужно проявлять настойчивость и терпение, простирающиеся даже до последнего мгновения земной жизни. Так уж устроена духовная жизнь – ни на чём здесь нельзя останавливаться окончательно, ничто нельзя считать делом решенным. Во всём требуется крайнее трезвение и внимание. И в деле стяжания любви – тоже. Но даже если мы не имеем той самой сердечной и полной любви, от которой проистекает действительно духовное и ласковое обращение с ближними – будем, по крайней мере, делать дела любви. Уже одними добрыми поступками, совершаемыми ради Христа, будем стараться угождать Богу. И Господь, видя нашу нужду, нашу сердечную просьбу, видя наше постоянство в доброделании – непременно подаст нам духовную любовь к Нему и ближним, а это - самое великое сокровище христианина! Вот в этом постоянстве, в этом повседневном и тщательном исполнении Заповедей Христовых, в сокрушенной и внимательной молитве, и заключён, вероятно, главный «рецепт» стяжания любви от преподобного Серафима. *** «Вера делает добрым отношение к любому человеку» Священник Николай Булгаков Священник Николай Булгаков, настоятель храма Державной иконы Божией Матери в поселке Кратово, Подмосковье: - «Радость моя!» - так ласково встречал преподобный Серафим Саровский всех, кто к нему приходил. Ласковость нужна, конечно, и нам. Мы все любим, когда с нами ласково обращаются. «Бей всех лаской и любовью», - такой совет давал своим сестрам младший современник преподобного Серафима Николай Васильевич Гоголь. Но откуда ее взять, эту ласковость? Она же должна быть искренней. Ласковым не очень-то притворишься. Если постараешься нарочно говорить «Радость моя!», а в твоих словах будет холод, толку не будет. Главное - не то, что снаружи, а то, что внутри. На внешнем далеко не проедешь. Как же это у преподобного Серафима получалось? Как получалось говорить благоуветливым голосом со всеми - хотя, вероятно, посещали его и те, что говорили с ним не благоуветливо. И ведь приходившие к нему были грешниками! Батюшка Серафим всё про них знал - больше, чем даже они сами про себя. Господь ему открывал. Почему же они были для него радостью? Чем же они его радовали? А тем, что они - люди. Что они живут на свете. Что их Бог создал. Что Он их любит, промышляет о них, терпит, прощает, заботится: присылает к Своему угоднику за советом, а тому дает мысль благую - которая будет им полезна. Им станет легче жить, радостнее…

Копия старинной иконы Блаженный Николай Кочанов, Христа ради юродивый Новгородский.

В Новгороде в середине XIV века в семье богатых и благочестивых родителей Максима и Иулиании родился сын Николай. Вся семья была очень благочестива, но особенно праведной жизнью отличалась мать Николая. Она вложила в сердце сына пламенную любовь к Богу, научила его любить молитву и пост. В детстве Николай не любил играть, а повзрослев, избегал общества веселых сверстников. Усердно посещал храм, щедро раздавал милостыню. С юности он возлюбил Бога, усердно ходил в церковь, а утешением во всём ему была молитва. «Из уст его, — говорит древнее известие, — текла молитва к Богу, как благовонное кадило: он любил чистоту, пост, коленопреклонение. Когда он проводил такую добродетельную жизнь, то люди, в том числе и знатные, стали ублажать и славить его. Блаженный не желал славы человеческой и начал юродствовать для Господа. Николай оставил свой богатый дом, раздал свое состояние бедным, а сам до конца дней в рубище скитался по городу. Он не имел ни крова над головой, ни даже теплой одежды в мороз. Тогда люди от похвал и восхищения перешли к другой крайности - стали злословить, обижать и даже бить его. Блаженный терпеливо все сносил. "Мученики в одно известное время претерпели страдания, - говорит древнее известие, - а он во все дни жизни своей терпел муки, переносил насмешки и толчки невежд, молясь за них".

Юродствуя, ходил по городу, творя неприличия, а в устах его всегда была молитва к Богу… Господь сказал в Евангелии: «Иже любит отца или матерь паче Мене, несть Ми достоин…» (Мф. 10, 37). Ради Него блаженный Николай и оставил всё, что имел: сёла, имение, множество рабов и слуг, — достиг полного нестяжания, терпением и мужеством перенёс множество страданий, терпя морозы зимние и нищету. Мученики лишь в одно известное время претерпели страдания, а он во все дни жизни своей терпел муки, переносил насмешки и толчки невежд, молясь за них же.

Известен случай, когда один богатый новгородец, затевая пир, пригласил на него Николая. Блаженный отвечал ему смиренно: «Как угодно Богу, так и будет!» Когда же он пришёл в дом вельможи, то подвергся наглым насмешкам и оскорблениям дворни. По своему обыкновению Николай, нимало не смутившись, сел на палочку и ускакал под свист и улюлюканье черни. Когда же не знавший о происшедшем хозяин велел подать вино, меды и всякие напитки, какие были в доме, то бочки оказались пусты. Перепуганные слуги признались, что подвергли побоям и насмешкам блаженного Николая. Вельможа велел немедленно отправляться на поиски юродивого, просить у него прощения и звать в дом. Найдя Николая на куче навоза, слуги кланялись ему в ноги, слёзно просили прощения, умоляли вернуться. Блаженный отвечал по своему обыкновению со смирением: «Как угодно Богу, так пусть и будет!» Войдя в дом, он направился к бочкам, которые вновь оказались полны.

Юродствуя, Николай всегда не только желал смирить себя, но и хотел своими действиями вразумить буйных, строптивых новгородцев, привести их к покаянию. Из жития известно, что на Торговой стороне Новгорода, разделённого Волховом на две части, жил другой юродивый, Фёдор. Любя друг друга всем сердцем, блаженные, однако, не дозволяли заходить на свою сторону собрату, изгоняя его на потеху толпе. Раз случился такой эпизод: Николай гнался за Фёдором по Софийской стороне, и тот, не попадая на мост, побежал, как посуху, по воде; Николай же бросал ему вслед капустные кочаны. Этот случай, став известным всему городу, не только дал блаженному прозвище «Кочанов», но и надолго примирил своенравных новгородцев, избавив город от безсмысленных кровопролитий и стычек на мосту.
Николай преставился ко Господу 27 июля (9 августа по новому стилю) 1392 года и был похоронен по его желанию на окраине Ярославского монастырского кладбища, посреди дороги, дабы быть попираему людьми. Его могила не забывалась новгородцами, по молитвам к нему происходили многочисленные чудеса, занесённые в житие святого, и потому в 1554 году над гробом блаженного Николая Кочанова был заложен каменный храм во имя св. вмч. Пантелеимона. По установившейся традиции долгое время в день памяти блаженного на его могиле служил Божественную литургию сам новгородский архиепископ.

Мощи святого оставались под спудом. С закрытием монастыря, очевидно в XVIII веке, храм стал приходским, а улица называлась Николо-Кочановской. В годы советской власти храм, в котором почивают святые мощи, был закрыт и долго оставался в запустении. В настоящее время там, на улице Тихвинской, размещается городская станция дезинфекции.
Немногие новгородцы сегодня знают о своём замечательном земляке. Время и безбожные власти хорошо постарались, чтобы изгладить из народной памяти имя святого и всё, что с ним связано. Но на всё воля Божия. Монахи одного из древнейших в России Новгородского Юрьева мужского монастыря неоднократно проводили богослужения вблизи бывшего храма, моля святого о возвращении его мощей Церкви и прося заступничества городу и стране. В 1859 году его Императорским высочеством Николаем Николаевичем при этой церкви был устроен придел во имя праведного Николая (Николай Николаевич родился в день памяти святого Николая Кочанова 27 июля 1831 года и был наречен именем этого угодника).
Добавим, что на иконах блаженного Николая, в отличие от других юродивых Христа ради, не изображают босым и полунагим, едва прикрытым ветхой одеждой. В Иконописном подлиннике о нем сказано так: "Подобием сед власы, главою плешив, брада долга аки Алексия, митрополита Московскаго, на конце раздвоилась, шуба княжеская, исподняя лазоревая, подпоясан платом".

В годы советской власти храм, в котором почивают святые мощи, был закрыт и долго оставался в запустении. Увы, в наши дни в нем (на улице Тихвинской, напротив первого роддома) располагается городская станция дезинфекции. Монахи одного из древнейших в России Юрьева монастыря неоднократно проводили богослужения возле бывшего храма, моля святого Николая о возвращении его мощей Церкви, прося его заступничества о Новгороде и России. Но... "Как Богу угодно, так и будет", - любил повторять блаженный Николай.

Сегодня, когда наш народ постепенно приходит в себя, к нему милостью Божией возвращаются его святыни: мощи святых, чудотворные иконы, храмы и монастыри. Надо надеяться, что пришло время вспомнить и о святом блаженном Николае, чьё имя незаслуженно забыто, а мощи попираются ногами.
Как угодно Богу, пусть так и будет!

Тропарь Блаженному Николаю Кочанову
Терпением своим и мужеством Христа ради во юродство претворився, блаженне Николае, худость ризную имея, тягость вара дневнаго понесл еси/ и мразы зимныя терпел еси.И ныне, в Вышних Троице предстоя, нам, приходящим с верою к ране мощей твоих,исцеление подаеши, твое успение честно славящим, и молиши Христа Бога спастися душам нашим.

Родился и жил в XIV веке в Новгороде. С юности блаженный проводил добродетельную жизнь: усердно посещал храм Божий, любил пост и молитву. Не желая человеческой славы, святой принял на себя подвиг юродства ради Христа и в рубище бегал по городу, терпя побои и насмешки. В это время на другой стороне реки Волхова подвизался другой блаженный – Феодор, Христа ради юродивый (память 19 января/1 февраля). Эти два святых мужа представлялись непримиримыми врагами и тем самым наглядно изображали новгородцам их междоусобия. Раз, догоняя своего мнимого противника, блаженный Николай пошел по реке как по суше и бросил в блаженного Феодора кочан капусты, от чего и назван был Кочановым.

Господь прославил Своего угодника даром прозорливости и чудотворения. Скончался святой Николай 27 июля 1392 г.

Полное житие блаженного Николая Кочанова, Новгородского

Блаженный Николай Кочанов жил в XIV веке. Он родился в Новгороде в богатой и знатной семье Максима и Иулиании. С юности святой Николай отличался глубоким благочестием, усердно посещал храм Божий, любил пост и молитву, щедро раздавал милостыню бедным. Видя его добродетельную жизнь, новгородские вельможи стали прославлять его. Блаженный, испугавшись славы «от человек», начал юродствовать ради Господа. Он оставил свой богатый дом, оделся в рубище и так скитался по городу в любое время года, претерпевая холод и нищету, с тайной молитвой в сердце. Безрассудные люди злословили святого, наносили ему всякие обиды и даже побои, но он радовался и молился о своих оскорбителях. Господь же укреплял его в подвиге.

Блаженный Николай жил на Софийской стороне Новгорода. На Торговой стороне в то же время подвизался блаженный Феодор, также юродивый Христа ради (память 19 января/1 февраля). Оба святых, обличая распри новгородцев Софийской и Торговой сторон, мнимо враждовали. Они изгоняли друг друга, когда каждый заходил не на свою сторону. Однажды, догоняя своего «непримиримого врага», блаженный Николай пошел по Волхову как по суше и бросил в блаженного Феодора кочан капусты, отчего и был назван Кочановым.

Господь прославил Своего угодника дарами прозорливости и чудотворений. Тут не укрылся блаженный от молвы, ибо все взирали на него как на человека Божия. Как-то один новгородский посадник пригласил его на пиршество всех именитых мужей города, а слуги без ведома хозяина прогнали святого. Когда он ушел, то исчезло вино в сосудах. Посадник, узнав, что приходил блаженный Николай и что его прогнали, послал вернуть его. И когда святой вернулся, вино вновь обрелось в сосудах.

После кончины блаженного Николая, 27 июля 1392 года, его тело было погребено по завещанию святого на краю кладбища, расположенного вокруг Иаковского собора, близ дороги.

В 1554 году над могилой святого был построен каменный храм во имя святого великомученика Пантелеимона, но в народе он называется храмом святого Николая чудотворца Кочанова. Этот храм пользовался особым почитанием Новгородских святителей, которые обязательно (по уставу Софийского собора) посещали его в четверг недели Мясопустной: «А в тот же день (четверток Мясопустной) едет святитель к святому Николе Кочанову в церковь прощаться». В XVII веке в день памяти блаженного Николая в том храме служба совершалась архиереем.

В 1815 году над мощами блаженного Николая был устроена новая резная гробница с сенью. На иконах блаженный Николай, в отличие от других юродивых Христа ради, не изображается босым, полунагим, едва прикрытым ветхой одеждой, но... «шуба княжеская, исподняя лазоревая, подпоясан платом», с кочаном в руке.

Тропарь блаженного Николая Кочанова

Терпением своим и мужеством/ Христа ради во юродство претворився, блаженне Николае,/ худость ризную имея,/ тягость вара дневнаго понесл еси/ и мразы зимныя терпел еси./ И ныне, в Вышних Троице предстоя,/ нам, приходящим с верою к раце мощей твоих,/ исцеление подаеши, твое успение честно славящим,/ и молиши Христа Бога спастися душам нашим.

Ин тропарь блаженного Николая Кочанова

Горняя мудрствуя,/ свято жительствуя и славы мира отбегая,/ юродство Христа ради избрал еси, блаженне Николае,/ и ныне, в Вышних Троице предстоя,/ нам, честную память твою славящим/ и с верою к раце мощей твоих приходящим,/ исцеление подаеши/ и молиши Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак блаженного Николая Кочанова

Яко Андрея блаженнаго ученик и наследник был еси,/ того же стопам последуя, юродиве Николае Кочанов,/ и паки от мирския чади уничижение и пхание приемля,/ о ихже согрешениих Христу Богу моляся./ По честнем же твоем успении Великий Новград имать мощи твоя в себе,/ яко неистощимое сокровище,/ подаеши бо исцеление/ верою к раце мощей твоих приходящим/ и успение твое честно славящим.

Недалеко от входа в новгородском храме Апостола Филиппа находится икона, на которой изображен старец с кочаном капусты в руках. У того, кто впервые видит эту икону, конечно, возникают вопросы - что это за подвижник, и почему он изображен с капустой?

Этот удивительный святой - блаженный Николай Кочанов, Новгородский, Христа ради юродивый.

Он родился и жил в Новгороде, в XIV веке в богатой и знатной семье Максима и Иулиании. Вся семья была очень благочестива, но особенно праведной жизнью отличалась мать Николая. Она вложила в сердце сына пламенную любовь к Богу, научила его любить молитву и пост. В детстве Николай не любил играть, а повзрослев, избегал общества веселых сверстников. Усердно посещал храм, щедро раздавал милостыню. За это многие новгородцы стали хвалить и почитать Николая. Этой человеческой славы юноша не желал больше всего, и тогда он принял на себя подвиг юродства Христа ради.

Николай оставил свой богатый дом, раздал свое состояние бедным, а сам до конца дней в рубище скитался по городу. Он не имел ни крова над головой, ни даже теплой одежды в мороз. Тогда люди от похвал и восхищения перешли к другой крайности - стали злословить, обижать и даже бить его. Блаженный терпеливо все сносил. "Мученики в одно известное время претерпели страдания, - говорит древнее известие, - а он во все дни жизни своей терпел муки, переносил насмешки и толчки невежд, молясь за них".

Николай по-прежнему больше всего любил бывать в храме. Поучал горожан, вразумлял заблудших, утешал печальных. За эти подвиги Господь прославил Своего угодника даром прозорливости и чудотворения.

Известен такой случай: один богатый вельможа, который хорошо знал Николу, встретил его на улице. Вельможа поклонился до земли и сказал: "Раб Христов, сотвори любовь, приди ко мне покушать хлеба моего". Он пригласил Николая на пир, куда была также призвана новгородская знать. Но когда блаженный пришел в этот дом, прислуги стали издеваться над ним: толкали, били, говорили непристойные слова и выгнали прочь. Когда же он ушел, то в сосудах на пиру исчезло вино, мед и другие напитки. Хозяин, узнав, что приходил блаженный, велел немедленно вернуть его: "Если где найдете его, зовите его ко мне со всем смирением, чтобы оказал мне, грешному, свое милосердие". И как только святой вернулся, то в бочки возвратилось и вино. Не желая славы человеческой, Николай сказал хозяину: "Не сказывай никому о посланной тебе благодати пока Бог не возьмет меня отсюда".

Святой Николай жил на Софийской стороне города, а на Торговой в те же дни подвизался другой блаженный - Феодор, Христа ради юродивый (память 19 января/1 февраля). В то время две новгородские стороны жестоко враждовали, доходило даже до кровопролитий. Не могли с этим смириться святые Николай и Феодор. И они стали делать вид, что тоже враждуют между собой, чтобы показать новгородцам всю глупость и неблаговидность такой войны. Изображая непримиримых врагов, блаженные прогоняли друг друга: когда Феодор переходил на Софийскую сторону, то Николай гнал его обратно, то же делал и Феодор, когда заставал Николая на Торговой стороне. Блаженный Феодор кричал: "Не ходи, юродивый, на мою сторону, живи на своей!"

Однажды блаженный Феодор появился на Софийской стороне, и тут же на него напал святой Николай с криком: "Как ты смеешь приходить на эту сторону?" Спасаясь от мнимого врага, Феодор побежал по водам Волхова, как по суше. Наконец, Николай остановился и запустил в блаженного Феодора кочан капусты. Тот подхватил его, а Николай кричал: "Феодор, отдай кочан, он мой, а не твой!". Новгородцы любили рассказывать об этом случае, и блаженного Николая начали прозывать Кочановым. Эта поучительная история надолго примирила своенравных новгородцев.

После кончины блаженного Николая, 27 июля 1392 года, его тело было погребено, по завещанию святого, на краю кладбища Иаковлевского собора, у дороги. Блаженный Феодор скончался в том же году.

И после земной кончины по молитвам к святому Николаю Кочанову происходили настоящие чудеса. Люди стали брать с его могилки песок и воду, освящаемую в великие праздники.

По летописям, в 1554 году над могилой блаженного Николая возвели каменную церковь великомученика Пантелеймона. Однако в народе храм стали называть Николо-Кочановским. По уставу Софийского собора в день памяти святого Николая сам архиепископ совершал литургию в этом храме.

В 1859 году его Императорским высочеством Николаем Николаевичем при этой церкви был устроен придел во имя праведного Николая (Николай Николаевич родился в день памяти святого Николая Кочанова 27 июля 1831 года и был наречен именем этого угодника).

Добавим, что на иконах блаженного Николая, в отличие от других юродивых Христа ради, не изображают босым и полунагим, едва прикрытым ветхой одеждой. В Иконописном подлиннике о нем сказано так: "Подобием сед власы, главою плешив, брада долга аки Алексия, митрополита Московскаго, на конце раздвоилась, шуба княжеская, исподняя лазоревая, подпоясан платом".

В годы советской власти храм, в котором почивают святые мощи, был закрыт и долго оставался в запустении. Увы, в наши дни в нем (на улице Тихвинской, напротив первого роддома) располагается городская станция дезинфекции. Монахи одного из древнейших в России Юрьева монастыря неоднократно проводили богослужения возле бывшего храма, моля святого Николая о возвращении его мощей Церкви, прося его заступничества о Новгороде и России. Но... "Как Богу угодно, так и будет", - любил повторять блаженный Николай.

Ольга Лаврова.