Жестокие игры. Насколько вредны компьютерные игры

спецпроект

Игры, которые убивают наших детей

Сообщения об очень опасных, а то и вовсе смертельных играх, которыми увлеклись российские подростки, стали столь частыми, что уже вполне уместны такие выражения, как «волна накрыла» и «повальное увлечение».

"Группы смерти", "Беги или умри", "Исчезни на 24 часа": уже не только московским, но и кузбасским школьникам начали приходить такие сообщения в соцсетях, что у любого родителя волосы встанут дыбом. Что за новые опасности грозят нашим детям, а главное – как с ними бороться, будем разбираться в этой статье.

Для начала стоит упомянуть о сообщении, которое активно стали распространять в соцсетях в первых числах февраля 2017 года. Оно начинается словами «Прислали из департамента образования» и содержит предостережение для родителей. В нём описаны крайне опасные игры, которые напрямую угрожают жизни детей. Затем, 7 февраля, детский омбудсмен Анна Кузнецова призвала полицию заняться расследованием в отношении игры «Беги или умри». А 8 февраля стало 20-летнего парня в Берёзовском. Сразу же появились предположения, что молодой человек состоял в «группе смерти» в социальной сети.

На данный момент всеобщее внимание приковано к трём подростковым «увлечениям»: «Беги или умри», «Исчезни на 24 часа» и «группы смерти» в социальных сетях. В этой статье мы постараемся детально разобраться, что собой представляет каждое из этих явлений и как родителям обезопасить своих детей.

«Беги или умри»

Что это такое?

Это призыв грубо нарушать правила дорожного движения, подвергать опасности собственную жизнь и создавать опасную дорожную ситуацию. Никакой философии у этой «игры», кроме «покажи, как ты крут» нет. Это из той же оперы, что и прыжки в снег с гаражей, автомобильные «зацепоны» и «тарзанки». Ничего не вспомнили о своём детстве, уважаемые родители? Но шутки в сторону: те забавы были точно таким же злом, как и хэштег #бегиилиумри. О том, как опасно перебегать дорогу перед автомобилем, никому рассказывать, думается, не нужно. Зачем же подростки так рискуют? Почему новые поколения не умнеют? Ответы на эти вопросы лежат в области детской психологии.

«По мере взросления, психика ребенка должна пройти стадию индивидуации, которая ознаменует превращение в юношу или девушку. Эта стадия нашла отражение в обряде превращения мальчика в мужчину у примитивных племен, где, проходя ряд рискованных испытаний, мальчик становится мужчиной. Подобные рискованные шаги делают подростки, показывая, что они преодолели страх и совершили этот переход, соответственно в группе подростков существуют те, кто смог это сделать, и те, кто не смог. В этот период формирования психики крайне важно занять в группе определенное место, и страх оказаться отвергнутым группой гораздо сильнее страха смерти и увечий», - объясняет психоаналитик Александр Седов.

Что предпринимают власти?

Что касается массовости игры «Беги или умри», то она, вероятнее всего, существует только на страницах СМИ. После каждого пугающего заголовка в Рунете следует: «В отделе пропаганды безопасности дорожного движения Управления ГИБДД ГУ МВД нас заверили, что пока никаких ДТП, связанных с подобными спорами, в регионе зафиксировано не было». Речь идёт о любом регионе России. То есть ДТП с участием детей, как ни жаль, случаются, но все случаи индивидуальны.

Тем не менее, бороться власти уже начали. Как мы уже упоминали, омбудсмен Анна Кузнецова обратилась в МВД и ГИБДД с просьбой разобраться. В дальнейшем, вероятно, последуют визиты представителей ведомств в школы и проведение специальных профилактических занятий.
В Кузбассе такие меры предпринимаются и без участия Кузнецовой.

"Инспекторы по делам несовершеннолетних совместно с сотрудниками ГИБДД проводят рейды по пресечению нарушений ПДД детьми и подростками. В школах полицейские тоже проводят разъяснительную работу. Главное - научить детей безопасному поведению на улицах и на дороге", - рассказали в пресс-службе ГУ МВД Кемеровской области.

Ничего нового: с пелёнок внушать ребёнку, как именно нужно переходить дорогу. И более эффективных способов не существует. То есть вести себя, как все нормальные родители. И примерно с того же возраста начать объяснять разницу между крутостью и дуростью. Тем не менее, раз уж шумиха вокруг этого хэштега уже раздулась, не лишним будет побеседовать ещё раз.

А водителям лишь один совет, тоже старый, как история автомобилестроения: видите на обочине детей или подростков – снижайте скорость. Всегда. С хэштегом или без хештега, никогда не знаешь, что придёт им в голову.

«Исчезни на 24 часа»

Что это такое?

Это призыв спрятаться, чтобы тебя в течении суток никто не нашёл. Мобильный телефон и любые другие средства связи брать с собой запрещено. Какой опасности себя при этом подвергнет ребёнок и что будет твориться с нервами родителей, представить несложно.

О существовании такой забавы миру сообщили СМИ города Ростов-на-Дону, где с разницей в 3 дня пропали два мальчика. Причём, по их данным, один из мальчишек совершенно точно играл в «Исчезни на 24 часа», второй – «вероятнее всего». Мальчиков нашли живыми и здоровыми, полиция ни о какой игре не рассказывала, но, с подачи федеральных СМИ, появилась «игра, которая распространяется среди школьников в Интернете». Правда, о других игроках, за пределами Ростовской области, достоверной информации пока нет. Не факт, что такое явление, как «Исчезни на 24 часа» вообще существует. И уж точно не идёт речи о массовом увлечении.

Что предпринимают власти?

Пока ещё никто из представителей власти официально не признал существования подобного явления, тем более, в масштабах всей страны. На территории Кузбасса подобных исчезновений не наблюдалось. Пропавших людей ищут, но не связывают их исчезновения с какой-либо игрой или хэштегом.

Как родителям бороться с этим злом?

Убегать из дома дети начали не вчера. Причины всегда одни и те же: либо плохие отношения с родителями, либо «навстречу приключениям». В последнем случае может хватить прочитанного «Тома Сойера». Никакого другого средства борьбы с этим, кроме родительского внимания, не существует. Если вы воспитываете ребёнка, уделяете ему много времени, то с высокой долей вероятности поймёте, что он что-то этакое задумал. А если уж упустите момент побега, то вовремя обратитесь в полицию. И самое главное – когда ребёнка вернут домой (либо вернётся сам), не давайте волю гневу, это вам посоветует любой грамотный педагог. Ваша задача – не покарать беглеца, а предотвратить подобные «игры» в будущем. Проведите разбор полётов, разберитесь, что привело к побегу, в общем, договаривайтесь с ребёнком, заключайте с ним соглашение, которое устроит всех. И не поленитесь разъяснить, как это опасно. Не поверите, но подросток может этого элементарно не понимать, несмотря на то, что он у вас уже такой большой.

«Дети в силу ряда причин не способны объективно взвешивать риски, психическая установка «со мной ничего плохого не случится» ещё слишком сильна. Подростки зачастую к атрибутам взрослости относят право распоряжаться собственной жизнью, не имея достаточного взрослого опыта, слишком буквально воспринимая фразу взрослых «я сам хозяин своей судьбы»», - делится знаниями Александр Седов.

«Группы смерти»

Что это такое?

А вот это уже очень серьёзно и по-настоящему страшно. По самым оптимистичным оценкам, число жертв этой «игры» в России - не меньше 15 подростков. Все они совершили самоубийство, и все состояли в так называемых «группах смерти» в социальных сетях. Точкой старта «игры» принято считать 23 ноября 2015 года – в этот день покончила с собой девочка, известная в Сети под ником Рина. В обстоятельствах этой трагедии подробно разбиралась «Новая газета» . Статья имела широчайший резонанс. Именно после неё о «группах смерти» начали уже не говорить, а кричать по всей стране. Впрочем, Следком России заявляет о том, что эти группы начали появляться в сети намного раньше – с 2013 года.

Если не играть словами, то участники таких «групп» - это люди, планомерно подготавливающие собственную смерть под руководством администратора группы. Им поэтапно присылают задания, последним из которых является суицид. Администраторы подобных групп чаще всего сами выходят на подростков, заводят беседу, зовут в «игру». Такие сообщества в соцсетях всегда закрытые, что добавляет им привлекательности в глазах подростков – «Меня пригласили, значит я – избранный!».
В Кузбассе нет официально подтверждённых случаев самоубийств, связанных с «группами смерти». Но это не значит, что наши дети о них не знают. Им прекрасно знакомы страшные хэштеги вроде #f57, #морекитов или #няпока (чуть позже мы расскажем о них подробнее). Но самое страшное – здесь, в Кузбассе, дети получают предложения «начать игру» от вежливых незнакомцев. Кемеровская школьница, получившая послание, переслала его в редакцию Сибдепо.

Никаких прямых призывов, только намёки на свободу, которую обретёт «маленький кит». Даже вроде бы и наоборот - отговаривает. Но, когда мы в редакции ознакомились с этим посланием, нам стало нехорошо. А главное - что ждёт "игрока" дальше. Вот что рассказала корреспонденту Сибдепо кемеровская старшеклассница, получившая это послание.

«Например, #f57, #f58, #морекитов, #тихийдом. Ты должен сделать пост на стене со стихом о суициде и этими хэштегами. Потом тебе пишет куратор, ты рассказываешь, почему решился на суицид, пишешь им свой адрес, номер телефона. Первое задание - это на руке сделать надпись "кит" (бывают другие). Каждый день ты должен будешь заходить в их беседу в 4:20 (такое время, потому что там что-то связано с наркотой). В это время вы слушаете аудио с криками, визжанием и т.п. И каждый день ты пишешь на стене, сколько осталось дней, всего их 50, каждый день - новое задание, последнее - суицид. Если ты отказываешься, тебя начинают запугивать,что приедут в твой дом (адрес ты сам им сказал) и убьют всю семью, звонят по телефону и этим доводят ребёнка до суицида», - рассказала девочка о правилах "игры".

Вот отрывки из переписки нашей героини с одним таким «игруном».


Можно поаплодировать девочке и воспитавшим её родителям. Она быстро поняла, что это уже не смешно и прекратила беседу. Но ведь на её месте мог оказаться тот, кто захотел бы поучаствовать «ради интереса». А что потом, мы уже знаем: выходы в сеть в 04.20, задания, киты, бабочки, «если ты откажешься, мы убьём твою семью» и так далее. А если ребёнок в депрессивном состоянии? Поругавшийся с родителями, расставшийся с девушкой/парнем... Да мало ли какая неприятность может показаться подростку катастрофой века. А именно такие дети - главная цель «кураторов» из «групп смерти».

Филипп "Лис" Будейкин - создатель закрытого сообщества "f57" в социальной сети "ВКонтакте"

Кому и зачем всё это нужно?

Несколько вполне конкретных людей известны следователям СКР и ФСБ, а один – всей России. Его имя Филипп Будейкин, в сети известный как Филипп Лис. Сейчас он арестован, признан вменяемым и ждёт суда. Сам он утверждает, что «увлёкся» и «не хотел», а его целью была лишь популярность в Сети. Это, кстати, вполне возможно – в декабре 2015 года Лис участвовал в масштабном интернет-флешмобе, когда десятки школьников сделали вид, что покончили с собой.

Некоторые из администраторов «групп смерти» известны широкой публике только по своим никам, например Море Китов и Мирон Сетх. Последний, кстати, после того, как «Новая газета» подняла шум, заявил, что журналисты – идиоты, а он преследует благородную миссию.

Этот скриншот опубликовали журналисты портала Lenta.ru . По информации издания, после расследования «Новой газеты», Мирон Сетх решил «развернуть пулемёт», а Море китов просто понял, что ему грозит, и отошёл от управления своими группами. Жаждущий славы Лис притворился Морем Китов, собрал его подписчиков в свою группу f57 и пропагандировал суицид, пока его не арестовали.

Но это лишь единицы. А сколько таких групп появлялось только во «ВКонтакте», не знает никто. Следственный комитет заявляет о 8 сообществах, та же Lenta.ru говорит о сотнях подобных групп.

Кто же они, эти самые «кураторы»? Что ими движет?

Версия Лиса

Люди, желающие популярности и заигравшиеся.

Версия интернет-пользователей

Профессионалы, работающие на могущественных врагов России, с помощью «групп смерти» лишающие нашу страну будущего. Они - тонкие психологи, знают, как и куда нужно наносить психологические удары и лишить жертву воли.

Версия психоаналитика

Эти люди реализуют свои бессознательные потребности, которые не могут реализовать другим способом:
- бессознательные садистические наклонности, желание управлять людьми, ощутить себя властителем над жизнью других.
- реализация собственного агрессивного импульса, возможность прожить крайнюю форму агрессии – по сути убийства другого человека.
- реализация потребности в собственном величии - обретение статуса кумира, властителя над судьбами, удовлетворение от создания собственного культа.

Психоаналитик Александр Седов также посетовал, что тема суицида порой излишне романтизируется в музыке, литературе и кино. И подобные «кураторы» просто используют это. В результате «маленькому киту» кажется, что он будет лежать весь такой прекрасный и бледный. А о вывалившимся языке и расслабившихся сфинктерах «куратор» предпочитает умалчивать. Получается, что всякий раз, «зависая» в социальных сетях, наши дети имеют шанс встретиться с подобным «Лисом» один на один.


кадр из к/ф "Ромео и Джульетта"

Что предпринимают власти?

Работа следственных органов у всех на виду. Как сообщало «РИА Новости» , в ноябре прошлого года сотрудники Следственного комитета провели обыски у администраторов и участников "групп смерти", имеющих псевдонимы "Филипп Море", "Мирон Стех", "Хранитель Истины" и других. Это происходило в 10 регионах России, в том числе и в Кузбассе. О задержании Филиппа Лиса мы уже упоминали.

Руководство социальных сетей регулярно «банит» вновь и вновь появляющиеся сообщества. Даже Instagram, в котором особо не распишешься, объявил о кампании , развёрнутой против пропаганды суицида.

Но это работа, которая ведётся на федеральном уровне. А что же в регионах? В частности, у нас, в Кузбассе? В департаменте образования Кемеровской области рассказали, что никакой рассылки в соцсетях не делали, персонально ни с какими сообществами не борются, а на постоянной основе ведут планомерную работу по профилактике суицида.

«В Кузбассе на постоянной основе проводятся классные часы и беседы с учащимися и их родителями на тему кибербезопасности, в том числе – по вопросам безопасного поведения в социальных сетях», - рассказали Сибдепо в пресс-службе департамента.

Региональная полиция, в свою очередь, предпринимает шаги, направленные конкретно против "групп смерти" в социальных сетях. Как рассказали в пресс-службе ведомства, сотрудники областного ГУ МВД целенаправленно мониторят соцсети, выискивая не только "кураторов", но и детей, проявляющих интерес к суицидальным сообществам.

"При выявлении несовершеннолетних, склонных к совершению суицидов, а также являющихся членами вышеуказанных групп или игр, к работе детьми и с семьями подключаются специалисты всех органов и учреждений системы профилактики. Сотрудники полиции оперативно информируют психологов о случаях, где необходимо их вмешательство, и в максимально короткие сроки подключают таких специалистов к работе по психологическому сопровождению несовершеннолетних", - сообщили в пресс-службе ГУ МВД по Кемеровской области.

А если говорить о борьбе в масштабах планеты, дельную мысль высказал журналист Максим Кононенко в своей статье «Почему мы до сих пор не готовы к «морю китов»?» . Автор предлагает вообще отказаться от анонимности в интернете. Впрочем, он тут же опровергает свой тезис, напоминая, сколько стран на нашей планете. И что для такого решения все они должны принять соответствующие законы и следить за их исполнением. Нереально? Верно. Поэтому давайте подумаем, что можем сделать мы сами, в собственных семьях.


Как установил суд, 23 февраля 2018 года подросток играл в одну из жестоких игр и опубликовал в групповом чате Snapchat видеоролик, где он играет в эту игру, в сопровождении с текстом сообщения: "Вам всем следует заткнуться об этих стрельбах в школах, иначе я устрою еще одну".

Один из бдительных одноклассников увидел это сообщение и рассказал взрослым, а те заявили в полицию. 26 февраля мальчика взяли под стражу. Судебный процесс продолжался недолго. 27 февраля парня признали виновным в двух случаях нарушения общественного порядка (disorderly conduct) и уголовном преступлении 4-го класса (class 4 felony).

Судья Андерсон особо похвалил одноклассника, который сообщил о нарушении "доверенным взрослым". По словам судьи, это поучительный и похвальный пример того, что никогда нельзя молчать, если вы стали свидетелем преступления: правило "see something, say something", которому детей учат с малых лет.

Кроме жестоких игр, ему на время исполнения приговора запретили пользоваться социальными сетями и приказали сдать родителям мобильный телефон как минимум до 12 марта 2018 года, когда состоятся следующие слушания.

Полиция провела обыск в доме подростка, но не нашла оружия.

Общественный защитник пытался убедить судью, что опубликованное сообщение было всего лишь шуткой, что его подзащитный просто устал от бесконечного обсуждения темы насилия в школе, и его подзащитный вовсе не собирался на самом деле устроить стрельбу в школе или угрожать своим одноклассникам. "…вам всем следует заткнуться об этих стрельбах в школах…"
Однако судья отверг доводы общественного защитника и огласил тот самый приговор. Он предупредил родителей подростка, чтобы они следили за соблюдением правил.
"Мы очень серьёзно относимся к любой угрозе безопасности наших учеников, учителей и школьного персонала, - сказал прокурор округа Robert Berlin - Недавняя трагедия в школе Марджори Стоунмен Дуглас всё ещё свежа в нашей памяти, и мы должны сделать всё возможное для того, чтобы школьники и учителя не опасались за свою безопасность в школе. Атмосфера страха в классах мешает учителям учить, а школьникам учиться. Дело против этого ученика показывает родителям, что они должны контролировать использование социальных медиа своими детьми".

Вероятно, власти полагают, что судебная расправа над 16-летним школьником, которого достало обсуждение насилия в чате, уменьшит атмосферу страха, успокоит детей и родителей, а сам парень больше никогда не позволит себе шутить подобным образом. Система правосудия не понимает шуток.
* Использованная литература в описании события. Сайт Geektimes, пост пользователя Alizar.

О чем этот блог:

После анонса игры Hatred, интернет захлестнула волна паники моралофагов со всего света: "Только представьте, что ребенок, поигравший в эту игру, захочет убить кого-нибудь и в реальной жизни, испытать то удовольствие, которое он пережил в игре, убивая невинных людей", - именно такова речь среднестатистического моралофага-моралофагушки. И поскольку у большей части отсутствует критическое мышление, отсутствие которого позволяет им судить о том, о чем они не разбираются - я хочу расставить все точки над i, объяснив как и почему жестокие игры(в том числе и настолько реалистичные), ни только НЕ вредят психике человека, но даже помогают в нелегком жизненном пути.

По образованию я не психолог, а математик. Но так уж сложилось, что я математик, который очень любит упарываться книгами по психологии, анализируя материал, который изложен в них, в первую очередь с точки зрения стройной математической системы, и рассматривая личность человека как сложный механизм реагирования. Такой подход заставляет критически осмысливать любой материал, исключая те идеи, которые зачастую противоречат сами себе, либо в изложении которых явно видно, что причина подгоняется под следствие(пример такой подгонки очень хорошо иллюстрируют обвинения компьютерных игр в жестокости в реальности).

Почему Мы играем в компьютерные игры

Первая и самая очевидная причина - игры приносят нам разрядку, отдых и удовольствие. Это подтвердит Вам любой геймер.
Даже соревновательные игры-дисциплины, вроде LoL"a или Dota"ы. Но поскольку эта тема как раз спорная(при отсутствии какого-либ признака насилия вроде крови(позже объясню почему)), давайте пока остановимся на синглплеерных играх и ММО, не трогая соревновательные игры-дисциплины.
А теперь давайте по словам:
Разрядка.
Отдых.
Удовольствие.
Кто-нибудь видит здесь желание убивать, нет? И я не вижу.
А теперь давайте посмотрим на это с позиции психолога:
В психологии существует такой термин - "эскапизм".
Чтобы не копировать вики, объясню на пальцах: это желание каким-либо образом уйти от окружающей действительности в мир иллюзий. Книги, музыка, тв, сериалы, фильмы, даже футбол во дворе или собственные мысли - это все вид эскапизма..., ну и конечно - компьютерные игры.
Суть очень проста: реальность любит нагибать, доминировать над нашими анус телами и душами. И конечно, каждому из нас хочется убежать, хотя бы на секунду забыть о существующих проблемах, которые требуют решения, о делах, которые нужно, но так не хочется делать, и о жизни, в которой нужно как-то выживать и по-хорошему еще и припеваючи жить.

Почему жестокие компьютерные игры - это благо, а не зло.

Но у игр, перед другими видами эскапизма, есть огромный плюс - они позволяют выплескивать агрессию не на родственников и близких людей, а на безликих болванчиков в какой-нибудь игре. И чем жестче это будет происходить - тем лучше.
Но! небольшая оговорка - это будет больше подходить мужчинам, чем девушкам. Из-за мужских гормонов, в частности тестостерона - у мужчин целенаправленно накапливается агрессия, тогда как в умах девушек превалирует тяга к чувственным и эмоциональным переживаниям(и они утоляют их в sims ).
Таким образом, придя домой после школы, абстрактный злой 8-классник Вася, которого гнобили весь учебный день одноклассники, срывается не на девушку(потому что у него ее нет), и не на бедных родителей, а, молчаливо уткнувшись в монитор, - отрубает головы прохожим и мочится на их тела в игре Postal 2.
На лицо ужасное, доброе внутри(с)

Почему это не совсем верно по отношению к онлайновым соревновательным дисциплинам.

Во многом потому, что игра перестает быть игрой, - это уже состязание с определенной нацеленностью на победу, и в случаях, когда это не удается - порочный круг нереализованного раздражения замыкается сам на себе: человек играет в игру, чтобы отдохнуть и сбросить напряжение, но из-за поражений, которые идут одно за другим - его раздражение только растет.
Но это НЕ ВИНА игры. Это вина соревновательного и доступного элемента этой игры. Такого же элемента, который есть в учебе, работе, во всей жизни, пока человек подсознательно продолжает сравнивать себя с другими, только в случае игр жанра MOBA - этот элемент ярко выражен.

Почему человек никогда не пойдет убивать людей на улицы ТОЛЬКО из-за игры.

Я не отрицаю, что игра может являться катализатором желания убивать, но только в том случае, когда человек, у которого все очень-очень-очень плохо в жизни, обращается к игре, как к последнему пристанищу, убежищу от реального мира и... терпит поражение в игре. И эта последняя неудача, в череде его неудач, оказывается решающей, он хватает оружие и... дальше вы знаете.
Дальше: в нашей психике очень много подсознательных барьеров. Чтобы убить кого-то, не будучи подобным образом подготовленным, - требуется очень сильный сдвиг восприятия окружающего мира. Игра такой сдвиг просто не в состоянии обеспечить. У нее нет подобных механизмов воздействия на наше восприятие, т.к. разграничения я-он, разделяющие нас и персонажа - были и останутся.

В качестве эпилога.

Обвиняя игры в бедах своих детей, родители стараются скрыть то, что они понятия не имеют, как нужно воспитывать своего ребенка, чтобы ни игры, ни что другое не могло повредить восприятию окружающего мира. И если уж искать проблему, то искать ее в окружении, в воспитании, а не в том, что позволяет отдохнуть и расслабиться. С таким же успехом можно было бы обвинять диван, за то, что его жесткость является причиной убийства очередной пачки школьников... и ведь знаете... у дивана намного больше шансов быть в этом виноватым!
С Вами был Я, with Love.

Компьютерные «стрелялки» сегодня очень популярны. Порой бой, разворачивающийся на экране, поражает своей жестокостью. Кровь льется рекой, персонажи умирают в муках. А игрок, сидящий перед экраном, продолжает снова и снова убивать виртуальных противников.

Кто-то делает это с остервенением, кто-то хладнокровно. Присутствие насилия в подобных «экшн» играх беспокоит очень многих.

Уже не первое десятилетие ведутся споры о том, насколько опасным может быть воздействие жестоких видеоигр на детей.

В некоторых странах введен запрет на продажу игр определенной категории.

Так, в Бразилии в 2008 году, принят был запрет в отношении продаж игр Counter-Strike и EverQuest.

В Греции полностью запрещено играть в любые компьютерные игры в публичных местах. Даже за игру в шахматы на ноутбуке где-нибудь в парке можно получить три месяца тюрьмы или выплачивать штраф в размере до 10 тысяч долларов. Впрочем, изначально запрет был направлен против азартных игр, однако чиновники не смогли четко определить критерии отбора азартных игр от неазартных и запретили все сразу.

В России попытка властей бороться с играми была в Белгородской области. Там издали постановление о запрете распространения «продукции, пропагандирующей насилие, агрессию и антиобщественное поведение» в компьютерных салонах. Формулировка тоже весьма общая, согласно ей, к ответственности можно привлечь даже за игру, где персонаж разбивает кубики стен, так как это можно расценить как акт вандализма.

В Германии также активно обсуждают введение запрета на «кровавые стрелялки». Особенно после погрома, устроенного одним из учащихся в школе в марте 2009 года. 17-летний Тим Кречмер расстрелял 15 человек из пистолета своего отца, а затем покончил жизнь самоубийством. В его компьютере была найдена популярная командная игра Cоuntеr-Strikе, за игрой в которую он проводил значительную часть времени.

Специалисты-психологи указывают на опасность возникновения зависимости от игр в целом. «Подсев» на игры, человек, а особенно подросток с еще не сформировавшейся психикой, способен на крайне жестокие поступки.

Всю Россию потрясла история 17-летнего жителя Петербурга, который в июне 2012 года зарезал собственную мать, запрещавшую ему играть сутками напролет. Мать постоянно делала ему замечания, и после очередного конфликта разгорелась крупная ссора. Возмущенная бездельем сына, женщина выключила компьютер и выгнала его из комнаты, закрывшись изнутри. Разъяренный подросток схватил нож, взломал дверь и нанес матери несколько ударов ножом, после чего включил компьютер и продолжил игру. Как сообщает пресс-служба Следственного Комитета, «потерпевшая самостоятельно добралась до телефона и вызвала «Скорую помощь». Он скончалась во время проведения ей медицинских процедур. Подросток на момент прибытия врачей продолжал играть в компьютер в игру Counter-Strike.

Большим поклонником аналогичной компьютерной игры Manhunt оказался и Дмитрий Виноградов, расстрелявший в московском офисе семерых коллег в ноябре 2012 года. После этого преступления в Государственное Думе была создана комиссия по надзору за реализацией видеоигр, и данная игра может быть вообще запрещена к продажам в России, как это произошло в Австралии, Германии, Канаде и Новой Зеландии. В Великобритании именно игру Manhunt рассматривали в роли «катализатора» жестоких убийств при расследовании одного из громких дел.

Жестокие видеоигры не делают детей злее.

Элементы насилия в той или иной степени содержатся в большинстве компьютерных игр. Но насколько это может быть опасным? Ряд специалистов предостерегают от излишней драматизации воздействия жестоких «стрелялок» на сознание. Для того, чтобы человек пошел убивать людей в реальной жизни, в его личности изначально должна быть склонность к этому, утверждают психологи.

Как утверждают специалисты, многое зависит от родителей и от воспитания. Если заложены правильные основы добра к окружающим, любви к родителям, уважения к старшим и прочее, то ребенок будет переносить это и в любую игру. Дети из неблагополучных семей отличаются жестокостью как в компьютерных играх, так и в простых дворовых игрищах. При правильных ценностях, заложенных в голове, ребенок даже не станет играть в кровавые игры, ведь вы научили его состраданию и что боль - это плохо. Всегда играйте поначалу в игры с ребенком вместе. Это поможет понять вам суть предложенного продукта, кроме того, никогда нельзя давать игру ребенку лишь бы отделать от него. Это всегда ведет к трагедии и неуважению.

Недавние исследования ученых в США показали, что жестокие видеоигры не обязательно сделают ребенка агрессивным. В американском научном журнале «Journal of Youth and Adolescence» в августе 2013 года была опубликована работа двух исследователей из Стенсонского университета, в которой утверждается, что жестокие компьютерные игры не только не делают детей более агрессивными, но и напротив, способны помочь детям, страдающим синдромом дефицита внимания сбросить агрессию и несколько успокоиться.

Исследователи Фергюсон и Олсон наблюдали за 377 «трудными» детьми. У всех у них наблюдался синдром дефицита внимания и депрессия. Средний возраст подростков, как юношей, так и девушек, составлял 13 лет. В результате ученые пришли к выводу, что дети после игр становились менее агрессивными и их поведение не было столь вызывающим, как ранее.

Как говорится в статье, искать взаимосвязь между преступлениями, совершёнными подростками, и компьютерными играми, в которые они играют, не вполне корректно. То, что большое количество юных преступников играли в жестокие игры, авторы исследования называют совпадением, объясняя это тем, что сегодня в подобные игры хотя бы время от времени играют практически все подростки, обладающие компьютером.

Как отучить подростка от компьютера?

Как бы там ни было, но излишнее увлечение играми - представляет риск для здоровья и психики подростка.

Один из «геймеров» рассказывает:

«Я играю в игры с раннего детства. Первой был WarCraft II, мне было лет 6, а потом через мои глаза и руки прошли практически все новинки. Особо кровавые игры никогда не любил, просто противно. А вот заиграть можно запросто. Просидишь несколько часов за "ящиком" и даже реальный мир начинаешь воспринимать как-то странно... К счастью, я могу это контролировать, но понимаю как это происходит у ребят с психикой послабее, как происходят эти беспричинные, казалось бы, выходки. Так что игры имеют влияние на наш разум. Важно, как и во всем, знать свою норму ».

Вот несколько простых советов для родителей юных «геймеров»:

  • ни в коем случае не запрещайте своему ребенку игры на компьютере, грозя наказанием. Это даст обратный эффект, и он будет уходить из дома и пропадать неизвестно где в поисках заветного выхода в интернет.
  • постарайтесь откровенно поговорить с подростком и рассказать о своем беспокойстве за его здоровье и развитие. Поговорите на равных, как взрослый с взрослым, не запрещая, а рассказывая о более интересных вещах в жизни.
  • станьте другом своему ребенку, проводите больше времени вместе, ходите туда, где вам будет интересно вместе.
  • подарите ребенку абонемент в фитнесс-клуб, но не настаивайте на посещении, а лишь подталкивайте, говоря: «раз деньги уплачены, может быть, ты сходишь хотя бы на пробные тренировки?»
  • если подросток проводит у компьютера большую часть времени, пренебрегая учебой, стал агрессивным и раздражительным, не реагирует на замечания, обратитесь за помощью к психологу. Возможно, речь идет о серьезной зависимости, которую не снимешь уговорами. Вместе со специалистом вы преодолеете этот непростой период в жизни подростка.

ИА « ». При использовании материала гиперссылка обязательна.