Отец мартиниан ксилургу. «Это Божие благословение – быть насельником на Афоне

Прокрутите Вниз

1 && "cover" == "gallery"">

{{currentSlide + 1}} / {{countSlides}}

В этом году Афон привлекает к себе особое внимание: Россия и Греция отмечают тысячелетие присутствия на Святой горе русских монахов. Считается, что первые русские иноки прибыли на Афон в конце X – начале XI века. Первое письменное упоминание о русском монашестве на Святой горе датируется 1016 годом.

Сегодня на Афоне расположено 20 монастырей, среди них 17 греческих, один русский – Свято-Пантелеимонов, а также сербский и болгарский. Древнейшая обитель – Великая лавра (лавра Святого Афанасия) – основана в 963 году.

Особый образ жизни афонских монахов лишь укрепляет их репутацию как нелюдимых и неразговорчивых, однако ТАСС удалось поговорить с одним из них.

Монах Ермолай родом из Грузии, вот уже 15 лет живет в русском монастыре на Афоне. В Москве он оказался всего на несколько дней по делам, связанным с подготовкой юбилейного издания 25-томной энциклопедии истории Афона и ее выдающихся жителей: согласно одному из своих послушаний, монах Ермолай заведует библиотекой и архивом Свято-Пантелеимонова монастыря. Имея лишь один свободный день в этой поездке, он тем не менее любезно согласился рассказать историю своего поселения в древней обители и непростого выбора, который ему пришлось перед этим совершить, а также об афонских буднях.

ЧТО МЫ ЗНАЕМ ОБ АФОНЕ

Попасть на Святую гору можно только по морю

Святая гора Афон расположена на полуострове Халкидики на северо-востоке Греции. С трех сторон его омывают воды Эгейского моря. Высота горы – 2033 м. Полуостров покрыт густыми лесами и изрыт оврагами. Добираются сюда главным образом по морю или на вертолете. Попасть на Афон можно и по суше, но только пешком и в исключительных случаях, например, если произошла чрезвычайная ситуация, а на море сильный шторм. Дело в том, что, помимо труднопроходимой местности, Афон от остального мира отделяет строго охраняемая граница, обнесенная высоким забором.

Многие паломники и гости Афона поднимаются на вершину Святой горы, где находится храм Преображения Господня и установлен массивный металлический крест – одна из афонских святынь. Подъем осуществляется пешком со специальными палками или на мулах. Наверх ведут два основных пути: один – более крутой и короткий, другой – более пологий и длинный. Среднее время подъема составляет 6-8 часов.


Мир без женщин

Одним из самых известных обычаев монашеской горы является аватон (запрет появляться женщинам на острове). Это правило было закреплено при императоре Мануиле II Палеологе в начале XV века. Сохранение запрета было одним из условий вступления Греции в Евросоюз.

Сегодня за нарушение этого закона в Греции предусмотрена уголовная ответственность – до года лишения свободы.

Мужчины для посещения Святой горы должны получить диамонитирион – специальное письменное разрешение. Женщинам диамонитирион не выдается.

По преданию, в 48 году Богородица вместе с апостолом Иоанном Богословом отправилась на Кипр. По пути их корабль попал в бурю и был отнесен к берегу Афонской горы. Дева Мария, восхищенная красотой этого места, попросила у Бога Афон себе в удел. По завету Богородицы ни одна женщина, кроме Нее, не может ступить на землю Святой горы.

Несмотря на запрет, женщины бывали на Афоне. Во время военных действий монахи принимали на полуострове семьи беженцев. Однако после прекращения волнений все прибывшие покидали Святую гору. Инциденты с появлением женщин на Афоне происходили и в наше время. В 2008 году была задержана группа молдаван, среди которых было четыре женщины. Как выяснилось, они попали на полуостров при попытке незаконно пробраться в Грецию из Турции.


Монашеское государство

В административном устройстве Греции Афон выделен в особую единицу – Автономное монашеское государство Святой горы (Айон Орос) со столицей в Карее (Карье).

Управление осуществляется Священным Кинотом, который состоит из представителей 20 монастырей, избираемых на один год.

Исполнительную власть Афона представляет Священная Эпистасия. Все монастыри делятся на пять групп по четыре монастыря. Каждый год одна из групп и составляет Священную Эпистасию.

Афон находится в церковной юрисдикции Константинопольского патриарха.

За порядком на полуострове наблюдает греческая полиция. Государство Греция имеет на Святой горе своего губернатора. Его деятельность курирует Министерство иностранных дел.

Афонские монахи пользуются некоторыми таможенными и налоговыми льготами, что закреплено Уставом Святой горы. Например, налоги не взимаются с доходов от продажи товаров и продуктов, произведенных на Афоне.

Памятка для паломника

Монастыри Афона

Носить шорты на Святой горе категорически запрещается. На богослужение можно заходить только в рубашках с длинными рукавами. За пределами монастырей допускается носить рубашку с короткими рукавами.

Чтобы избежать трудных ситуаций, не путешествуйте по Афону в одиночку. Почти все монастыри закрывают ворота около 18:00. После этого вы рискуете остаться на улице.

На Афоне водятся ядовитые змеи и скорпионы. Но монахи не благословляют убийство какой-либо живности на святой земле.

В южной части Афона есть район, который местные называют Карули ("цепи") – скалистое место, где селятся монахи-отшельники. Добраться сюда непросто и опасно: идти приходится вдоль отвесной скалы по узкой тропе, держась за прибитые к скале цепи, на высоте более 100 метров над уровнем моря. За безопасность путника здесь никто не несет ответственность, о чем предупреждают таблички в начале тропы.

Проживание и питание в монастырях и скитах бесплатное. Пожертвования паломник совершает по желанию. Остальные услуги (транспорт и прочее) на Афоне оплачиваются в евро.

С территории Святой горы запрещается вывозить старинные иконы и книги, а также любой антиквариат. Вывозить можно лишь сувениры и предметы религиозного назначения, купленные в монастырских лавках.

На Афоне запрещена видеосъемка. При посадке на паром камеру могут конфисковать. Фотографировать разрешено далеко не во всех монастырях. На киносъемку необходимо получить разрешение в ряде инстанций, в том числе требуется благословение Священного Кинота. Его могут дать, а могут и отказать. Обычно разрешение выдается на съемку в больших монастырях.

На Афоне не благословляется купание в море.

Русские обители на Афоне

Древнейшим русским поселением на Афоне является обитель Росов, известная также как монастырь Ксилургу (от греческого "плотник", "древодел"). Основным занятием местных монахов было плотничество, отсюда и появилось название обители.

В 1169 году Священный Кинот передал русской братии монастырь Фессалоникийца во имя святого великомученика Пантелеимона (ныне известен как Старый, или Нагорный, Русcик).

Во второй половине XVIII века монастырь имени святого великомученика Пантелеимона был перенесен в более удобную местность на берегу моря и получил неофициальное название "Прибрежный Русcик". Там сейчас и находится Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь (также Россикон).

Две другие обители – Ксилургу и Старый Руссик – сейчас являются скитами.

1">

1">


ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ НА ЖИЗНЬ МОНАХОВ

Византийское время и распорядок дня

"На Афоне действует византийское время. Объяснить его очень трудно, – начинает свой рассказ монах Ермолай. – Когда заходит солнце, стрелки часов ставятся на полночь, но это дает разницу с московским временем летом 7 часов, а зимой – 3 часа. Поэтому трудно сказать, например: "Мы встаем в 3 часа". В какие 3 часа? Все путаются". Видимо, заметив непонимание, монах с улыбкой просит ручку и листок. В блокноте появляется солнце – главное и единственное мерило византийского времени.

Монах Ермолай рассказывает, что с заходом солнца все монахи полуострова собираются в своих храмах на часовую службу, после которой расходятся по кельям и спят ровно пять с половиной часов. С 6:30 утра по византийскому времени начинается так называемый келейный канон, определенный индивидуально каждому духовником монастыря, который длится в течение полутора часов. Такой духовный труд не обходится без чтения молитв, поклонов.

"Потом в 8 часов утра по византийскому времени (не путайте, в это время в России час ночи – зимой, летом – 4 часа) начинается служба, которая заканчивается большой литургией, потом все причащаемся, и после этого начинается трапеза", – рассказывает монах. Трапеза на Афоне является продолжением богослужения. Один из монахов не прерывает молитвы на это время. Длится трапеза всего 10-15 минут.

"Потом мы идем отдыхать где-то на час-полтора, после этого все выходим на послушание", – продолжает он. Исполнение послушаний занимает пять часов: с 14:00 до 19:00. После рабочего дня – два часа личного времени, когда монахи могут погулять, ответить на письма родных, почитать, внести записи в дневник или поспать.

С 21:00 в течение двух с половиной часов длится богослужение, которое также завершается трапезой. Затем монахи исповедуются и с заходом солнца вновь приступают к богослужению. Интересно, что на Подворье Свято-Пантелеимонова монастыря в Москве также молятся по византийскому времени. Так монахи готовятся к новому распорядку дня перед отъездом на Афон.


Меню монаха

В основном монахи питаются овощами, фруктами, орехами, оливками, медом – тем, что дарит природа в средиземноморском климате. Монастыри закупают муку для приготовления хлеба, молочную продукцию. Монахи не употребляют мяса и лишь изредка едят рыбу. Пять дней в неделю монахи трапезничают дважды в сутки, а по средам и пятницам – в постные дни – по одному разу.

"Никаких животных мы не разводим, кроме мулашек, которые помогают нам в работе и для перевоза разных грузов в повседневной жизни. Все леса на склонах, и трактор туда заехать не может", – рассказывает монах Ермолай. На осликах перевозят инструменты для обработки земли, урожай и древесину.

Послушания монахов

Когда монах попадает в монастырь, к нему присматриваются братия, духовник, настоятель. В зависимости от мирской профессии, навыков и способностей монаху даются послушания.

Все послушания раздаются исходя из нужд братии: монахи готовят пищу, выращивают овощи, собирают фрукты и орехи, заготавливают дрова на зиму, изготавливают деревянную мебель, посуду, кресты, четки, делают заготовки для икон, шьют церковное облачение. "Все необходимое для богослужений можно купить в наших лавках", – уверяет монах Ермолай.

По его словам, 100 лет назад русский монастырь на Афоне славился своей швейной мастерской, которая обшивала весь полуостров. Иметь сейчас облачение из той мастерской считается большой удачей. Его до сих пор носят и реставрируют в Свято-Пантелеимоновом монастыре.

Чем меньше монахов проживает в обители, тем больше послушаний каждому из них приходится выполнять. До Первой мировой войны в Свято-Пантелеимоновом монастыре проживало более 10 тыс. монахов, сейчас – всего 105. Поэтому каждый из монахов выполняет три и более послушания.

1">

1">

{{$index + 1}}/{{countSlides}}

{{currentSlide + 1}}/{{countSlides}}


Доходы братии

Общения между монастырями практически нет – каждая обитель представляет собой полноценный город, где изготавливается все необходимое для жизни.

Еще примерно 100 лет назад афонские монахи ничего не покупали и не продавали, а заключали бартерные сделки, обменивая оливки и мед на муку и ткани.

Теперь же многое, что производится на Афоне, продается.

Доход монастыря формируется из выручки от продажи оливок, оливкового масла, меда, церковной утвари, изготовленной монахами, аренды 15 га виноградников, оплаты паломниками диамонитириона – разрешения на посещение святой горы Афон, обязательного для всех гостей.

"Наш монастырь в 2014 году посетили 47 тыс. паломников, в прошлом году – чуть меньше, хотя до этого число всегда увеличивалось", – рассказывает монах Ермолай.

Он уверен, что празднование 1000-летия русского монашества на Афоне и стабилизация в мировой экономике привлекут новых паломников.

Нынешний экономический кризис, по словам монаха, на жизни монастыря пока не сказался. "Пока мы живем по инерции. Но если кризис затянется, скажется и на нас", – поясняет отец Ермолай.

Расходы монастыря

Основные средства монахи тратят на покупку недостающих продуктов питания и техники.

"Приходится покупать что-то, муку например, но все компенсируется – у нас до пяти тонн оливкового масла в год производится, до полутора тонн меда. На еду мы мизерную часть доходов тратим", – рассказывает монах Ермолай.

Помимо этого, необходимо оплачивать телефон, а также услуги интернет-провайдера.

"Телефоном и интернетом пользуются те, для кого это необходимо для выполнения своего послушания. Например, в библиотеке у меня есть интернет, и я веду переписку с издателями, корректорами, а телефон мне понадобился для этой поездки", – объясняет монах Ермолай.

Связь с Большой землей

Раз в день на полуостров прибывает большой паром с паломниками и грузами, он же увозит завершивших паломничество и монастырские товары. Два раза в неделю приезжает почтальон: большинство монахов поддерживают связь с родными, отправляя письма, написанные на бумаге от руки.


"Насильно никто никого не держит"

Ежегодно Афон посещают десятки тысяч паломников, некоторые из них пополняют ряды монастырской братии. "В монастыре могут жить до тысячи человек. Лет 10 надо, я уверен, и все кельи будут заполнены", – делится монах, вспоминая, что 15 лет назад, когда он поселился на Святой горе, были заняты только 62 кельи.

"За 15 лет, что я живу на Афоне, примерно 50 человек поселялись у нас, а потом уходили. Это нормально для любого монастыря, насильно никто никого не держит", – говорит монах Ермолай.

Диамонитирион выдается паломникам всего на четыре дня, но по благословению духовника человек может остаться и на больший срок.

На каком языке говорят в обители

Жители Афона говорят на самых разных языках, и все хотя бы на бытовом уровне могут изъясняться на греческом. В Свято-Пантелеимоновом монастыре большинство проживающих – русские, поэтому русский язык основной в обители, но есть и молдаване, украинцы, один немец и один грузин – наш собеседник.

Из-за большого числа паломников кажется, что ни о каком уединении и покое не может идти речь. Отец Ермолай поясняет: "На Афоне почти не говорят, чаще – шепотом. Все погружены в молитву".

Монашеская усыпальница

На Святой горе существует традиция выкапывать из могил останки монахов через три года после их захоронения и переносить в специальную усыпальницу. Черепа хранятся отдельно от костей, на них пишут имя монаха и год смерти.

Останки извлекают с целью увидеть, какого цвета кости усопшего. На Афоне существует предание: если кости чистые и белого цвета с характерной желтизной, то монах обрел милость у Бога. Если цвет костей скорее желто-восковый, переходящий в светло-коричневый, то душа усопшего ближе к Богу.

По словам отца Ермолая, он лично убедился в истинности этого верования. Создавая жизнеописания знаменитых старцев, он решил приложить к ним изображения останков. "К моему большому удивлению и радости, все кости, соответствующие жизнеописаниям, были именно благодатного цвета. Причем такие кости составляют лишь 30% всей монастырской костницы. При виде таких благодатных глав вместо обычного страха и отторжения возникает чувство огромного уважения и благоговения. Хочется смотреть и смотреть на них, как на фактическое проявление истинной святости".


ИСТОРИЯ МОНАХА ЕРМОЛАЯ

Первая встреча с Афоном

На просьбу вспомнить первое впечатление от Афона монах отвечает: "Это невероятно. Много раз за 15 лет, что я на Афоне, пытался это написать, но не удается передать. Перерождение моментальное, как только вступаешь на землю. Когда ты в миру, ты постоянно суетишься: что вчера, что сейчас, что потом, воспоминания, планы постоянно крутятся в голове, и ты не можешь что-то важное выделить в этом круговороте мыслей, планов, идей".

На вопрос, а что сейчас для него важно, отвечает, не задумываясь: "Святая пустота".

Путь к Афону: разочарования историка и политика

Монах Ермолай рассказал о событиях и разочарованиях, которые привели его в лоно Церкви, и о непростом выборе, который пришлось сделать, чтобы поселиться на Святой горе.

Окончив Тбилисский государственный университет и получив специальность историка, успев жениться, родить двоих сыновей и развестись, в возрасте около 30 лет будущий монах отправился покорять Германию. В этой европейской стране он продолжил научную деятельность.

Отец Ермолай, как и подобает монаху, очень скромен, хотя является человеком незаурядного ума, говорящим свободно на четырех языках (грузинский, русский, немецкий, греческий), и мог бы сделать успешную карьеру.

"Я поступал в университет, это был 1983 год, с таким пафосом, думал, что я переверну всю науку. И я обожал своих преподавателей, ходил за ними по пятам, – рассказывает монах Ермолай. – Потом случилась перестройка, и вдруг эти же люди говорят, что все, чему они учили, – это была ложь. То есть любимые мною люди, только чтобы называться учеными, профессорами, лгут, и я разочаровался в профессии. Я понял, что эта профессия просто под заказ: тебе заказывают историю, ты пишешь, только по-своему интерпретируешь одни и те же цифры. Ради мамы окончил университет, пошел в политику, но там тоже разочаровался".


Искушения на пути к Афону

Пережив череду разочарований, будущий монах обратился к религии. "Поверил в существование Бога на сердечном уровне, серьезно поверил", – вспоминает он. По словам отца Ермолая, он не был церковным человеком, хотя был крещен в детстве. "В Германии я заинтересовался философией, религией и вернулся в лоно Церкви в 33 года. После обращения принял решение стать монахом, и в 35 лет стал монахом", – добавляет отец Ермолай.

Перед тем как отправиться на Афон, молодой человек раздарил друзьям коллекцию уникальных книг, собранных за три года жизни в Германии, а солидный гардероб, которым успел обзавестись, сдал в Красный Крест.

Чтобы из Германии на автомобиле добраться до Греции, нужно пересечь границы Австрии и Италии. "Проехали Австрию, начали проверять документы, и разговорились с пограничником. А я тогда в эйфории был, каждому хотелось рассказать, куда я еду. И как только он спросил, куда я еду, я включился, рассказал, – добавляет отец Ермолай. – Тот человек аж на колени падает и говорит: "Не делай этого!" Он увидел в паспорте фотографии моих детей и стал умолять остаться, пригласил жить с семьей на ферму к нему, без платы за жилье, на любой срок".

После слов пограничника "эти дети тебя возненавидят потом" молодой человек усомнился в правильности своего решения. "Мне так плохо стало, первая реакция была – шок. И он не прекращал разными аргументами меня убеждать. Когда я стал размышлять, он вроде бы правду говорил. Но я вернулся в сердце, и я увидел ту основу, на которой базировалось мое решение, – это безграничные любовь и доверие отцу Богу", – рассказал он. Продолжил будущий монах путь, будучи уверенным, что Господь не оставит его детей, ведь он ехал служить ему.

На Афоне русские братья приняли отца Ермолая с распростертыми объятиями: "Обрадовались очень, и с тех пор я никуда не уходил, нашел свой дом".

Отец. Монах. Легенда

Три года, которые отец Ермолай провел в Германии, он не виделся с сыновьями. Восемь лет на Афоне он также общался с детьми только посредством писем. Когда же они подросли (сейчас им 25 и 27 лет), то стали навещать отца. "И вот ту историю с пограничником я вспомнил, когда дети после 11 лет разлуки сходили с парома на землю Афона. Я думал, какие будут у них глаза: полные ненависти или любви, – поделился монах. – И какая же это была радость! Вышли два огромных парня со светлыми глазами, полными любви, и взяли меня на руки, прям как ребенка, целовали, целовали, как будто я каждый вечер на ночь сказки им читал, а я их не видел 11 лет".

28 мая 2016 года, после Божественной литургии в Старом Русике на Афоне, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в сопровождении членов делегации Русской Православной Церкви посетил посвященный Успению Пресвятой Богородицы скит Ксилургу ― исторически первый русский монастырь на Святой Горе, где к юбилейной дате ― тысячелетию русского присутствия на Афоне были проведены восстановительные работы.

Святейшего Владыку встречали духовник Пантелеимонова иеромонах Макарий, скитоначальник иеромонах Симон, насельники обители.

Предстоятель Русской Православной Церкви посетил в скиту древний Успенский собор, а также храм преподобного Иоанна Рыльского.

Святейший Патриарх Кирилл совершил освящение храма святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в келейном корпусе, построенном в 1885 году, а затем возглавил служение молебна в новоосвященном храме.

Богослужебные песнопения исполнил хор под управлением архимандрита Глеба (Кожевникова).

По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к собравшимся в храме со словом:

«Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец Макарий! Отец Симон, скитоначальник! Дорогие отцы и братья!

Всех вас сердечно поздравляю с особым событием. Мы празднуем 1000-летие первого письменного свидетельства о присутствии русских на Афоне. И это присутствие началось с места, на котором мы стоим, — именно здесь, в обители древоделов, или Ксилургу, в честь Успения Пресвятой Богородицы, и началась жизнь русских монахов. Скорее всего, именно из этого монастыря вышел преподобный Антоний, основавший Киево-Печерскую лавру. Отсюда, несомненно, распространялось афонское влияние на русское монашество. Это и есть наша афонская купель крещения — из нее вышла та монашеская традиция, которой все мы, русские иноки, принадлежим. Поэтому совершенно особые чувства всегда посещают того, кто, зная историю, входит под сень этой святой обители.

Насколько же грустно и горько было посещать это место в годы разрухи! Мне приходилось видеть Ксилургу на протяжении не одного десятка лет. Я видел, как затухает жизнь, как обваливаются кровли зданий, как проваливаются купола, как умирает обитель. Поэтому особые молитвы и особое внимание было обращено на то, чтобы в связи с празднованием 1000-летия русского монашества на Афоне в обязательном порядке был капитально отреставрирован, а, лучше сказать, спасен этот скит — скит Успения Пресвятой Богородицы.

Кстати, неслучайно, наверное, здесь поселились русские, потому что древоделание было главным ремеслом русских, которые умели работать топором, создавать из дерева храмы, дома, города, крепости. Для них было привычно древоделание здесь, на Святой Горе, — само название передает нам очень важные сведения о тех послушаниях, которые несли здесь монахи. Они, несомненно, были древоделами, что еще раз косвенно подтверждает, что большинство из них были русскими людьми. Когда я говорю «русский», я употребляю это слово в его историческом смысле, так, как его понимали византийцы, называя нас россами. Они говорили о большом народе, который жил на просторах от Черного моря до моря Балтийского, по всему историческому пути из варяг в греки, и от греков, византийцев — в Скандинавию.

Если говорить об истории этого места, нужно обязательно вспомнить еще о чем-то. Наверное, неслучайно главным храмом Киево-Печерской лавры стал, как и здесь, Успенский храм. Эту традицию почитания Успения Пресвятой Богородицы принесли на Русь именно афонские монахи. И вслед за Киево-Печерской лаврой кафедральные соборы наших городов — Владимира, Москвы, далее Смоленский кафедральный собор, страж Руси на северном порубежье, Почаевская и Святогорская лавры — все были неслучайно названы в честь Успения Пресвятой Богородицы. Все это отсюда, от небольшого храма Успения Пресвятой Богородицы, в котором мы только что совершили молитву и который по-прежнему остается главным храмом этого святого места.

Вот так, войдя под своды этой обители, невольно соединяешь в своем сознании 1000-летнюю историю с современностью. И по милости Божией удел Пресвятой Богородицы скит Ксилургу восстал ныне в том благолепии, какого, может быть, никогда не имел за всю свою историю. Я хотел бы поблагодарить всех, кто участвовал в восстановлении этого святого места. Завтра я буду поименно называть этих людей и вручать им награды. Они сегодня здесь присутствуют. Хотел бы выразить сердечную благодарность вам, дорогие братья, за то, что вы сделали, внеся свои жертвы в восстановление этой святыни древней Византии, греческого мира и мира русского.

Хотел бы поблагодарить в лице отца Макария священноначалие обители, всю братию. И в Вашем лице, отец Симон, хотел бы поблагодарить всех тех, кто трудился и трудится здесь, совершая Божественную службу. Вас же хочу особенно поблагодарить и за труды по воссозданию сей святой обители. Вспоминаю, как мы с вами осматривали, можно сказать, руины, этого места, как Вы не хотели, чтобы я поднимался на второй этаж, чтобы не провалиться. А сегодня мы во множестве стоим на этом месте, и никто не боится упасть, потому что все это замечательно восстановлено.

Теперь предстоит самое главное: надо воскресить здесь монашескую жизнь. Поэтому мое слово и к отцу Макарию, и ко всем вам, братия. В наших скитах должны быть пусть небольшие, но активные монашеские общины. Эти места должны становиться местом притяжения для паломников. Это должны быть места уединения и молитвы. Без должной литургической жизни, без пастырского окормления паломников все это невозможно. Не дай Бог, чтобы когда-нибудь наступило время, когда люди, посещая скиты, только восторгались архитектурой и окружающими видами, а не получали самое главное — духовное окормление. Вот это теперь наша с вами основная задача — вдохнуть душу в эти замечательные храмы, в эти скиты, укрепить здесь монашеский дух, создать полноценные монашеские общины.

В память о сегодняшнем событии я хотел бы преподнести евхаристические сосуды для Успенского скита Ксилургу, как свидетельство моего особого отношения к месту, с которого пошла русская монашеская традиция на Святой Афонской Горе. Совершая Божественную Евхаристию на этих сосудах, молитесь о Русской Церкви, о всей Руси, не забывайте в молитвах и своего Патриарха. Храни вас всех Господь! Поздравляю вас с этим историческим событием и радуюсь возможности отпраздновать в этом святом месте 1000-летие русского присутствия на Афоне. Христос Воскресе!»

Затем Святейший Патриарх Кирилл в сопровождении скитоначальника иеромонаха Симона осмотрел здания скита.

Скит Ксилургу (греч. «плотник»), посвященный Успению Пресвятой Богородицы, ― первый русский монастырь на Афоне. Находится на восточной стороне Святой Горы Афон на расстоянии одного часа пути от Кареи. Относится к Русскому на Афоне Пантелеимонову монастырю.

Скит основан в середине Х века. С начала XII века Ксилургу упоминается как «русская» обитель. Именно в Ксилургу поселялись русские, совершавшие паломничество на Афон.

Переселение русских монахов из Ксилургу в Пантелеимонов монастырь совершилось в 1169 году при игумене Лаврентии по решению общего собрания игуменов афонских монастырей, передавших Пантелеимонов монастырь во владение русским монахам. С этого момента скит Ксилургу был приписан к Пантелеимонову монастырю.

В XIX веке в скиту, помимо соборного Успенского храма, были построены две церкви ― в честь преподобного Иоанна Рыльского и святых Кирилла и Мефодия.

Главной святыней скита является икона Божией Матери «Сладкое лобзание» (Гликофилуса), подаренная скиту в 1802 году.

В последние годы в скиту были проведены реставрационные работы. Восстановлена находившаяся в аварийном состоянии церковь преподобного Иоанна Рыльского, реконструированы братские корпуса, отремонтирована подъездная дорога.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Материалы по теме

В Одессе прошла международная конференция «Афонское наследие и традиции исихазма в истории и культуре Украины»

Из-за пожара Пантелеимонов монастырь на Афоне вынужден временно прекратить прием паломников

Письмо двенадцати афонских старцев Священному Киноту по украинскому вопросу [Статья]

Украинский вопрос: Святая Гора Афон обособила свою позицию от мнения четырех монастырей (Великой Лавры, Иверского, Кутлумуша и Эсфигмена) [Статья]

Митрополит Волоколамский Иларион посетил Успенский кафедральный собор Будапешта

Русский Афон. Путеводитель в исторических очерках Талалай Михаил Григорьевич

Скит Ксилургу

Скит Ксилургу

Афонский скит в честь Успения Богородицы, именуемый святогорцами, в том числе и эллинами, просто «Богородица», мало посещаем, несмотря на его великую святыню – самый древний на нашей планете русский храм. Есть у него и другое название, греческое, ныне реже употребляемое, – скит Ксилургу, т. е. скит плотника: вероятно, здесь некогда жил какой-то русский умелец.

Быть может, подобная безвестность вызвана уединенным положением обители, стоящей вдали от паломнических троп. Нельзя сказать, что уж совсем укромно это место, но идущему в «Богородицу» в первый раз поискать дорогу придется. Типично русский силуэт – купол на высоком барабане – виден издалека, на подходе к великому Ильинскому скиту, создавая ложное впечатление близости. В действительности же между Ильинским и Богородичным скитами – ущелье, по которому ведет полузаросшая тропа.

Тем более радостно увидеть неожиданно открывающийся родной силуэт купола, выкрашенного зеленой краской (этой же краской покрыты кровли русского Пантелеимоновского монастыря). Путь к вратам обители проложен через пасеку, но пчелы тут редко видят людей и, не ожидая от путников никакого вреда, продолжают заниматься своими трудами. Гостеприимство пилигриму, впрочем, не гарантировано: в скиту живет один-единственный насельник, схимонах Иаков, который может быть и в отлучке, а предупредить о визите невозможно – телефона здесь нет.

Отец Иаков. Настоятель скита «Богородица». 1997

Если же «хозяин» дома, вас ждет самый сердечный прием: о. Иаков, как позднее выясняется, отшельничает невольно и искренне рад паломникам, тем более – из России. После знакомства, по афонской традиции, – поклонение святыням. Инок не скрывает своей гордости: соборная церковь его скита – действительно древнейший в мире русский храм, появившийся в начале XI века (до варварского сноса таковой являлась Десятинная церковь в Киеве).

Более того, Ксилургу – исходная точка русского монашества на Святой Горе. Именно здесь в XI веке впервые обосновалась горстка монахов из Древней Руси, которая к началу прошлого века выросла в могучее пятитысячное братство, распространившееся по всему полуострову. А в начале нашего века братство опять превратилось в горстку хранителей былой богатой истории. И в «Богородице» места вполне хватило бы на полусотню монахов, но после знакомства с современным русским Афоном подобное запустение уже не удивляет.

Вторая церковь, по афонским понятиям, – новая, столетней давности, и посвящена она славянским апостолам, святым Кириллу и Мефодию Солунским. Ее убранство – высокий иконостас и красочные росписи – исполнили болгары, долгое время жившие в Ксилургу, по благословению Пантелеимоновского монастыря, которому скит подведомствен (на рубеже веков болгарских святогорцев, как и русских, было неизмеримо больше, и обитали они не только в своем Зографе).

Скит «Богородица» (Ксилургу). 1996

В третью церковь, во имя преподобного Иоанна Рыльского, заходить несколько боязно: с полвека тому назад ее раскололо землетрясение, и она в любой момент может упасть, однако средств на ремонт нет.

Под этой церковью устроен склеп, где почивают честные главы предшественников о. Иакова, закрытые решетчатой створкой («Чтобы мыши не лазили», – поясняет монах).

Удивительной оказалась его собственная келлия, вся уставленная разноформатными иконами – отшельник сносил их к себе из вымиравших русских обителей.

Скит «Богородица». Самая древняя на Афоне русская церковь. 1997

Рассказывает схимник и о себе. Иван Полянский (таково его мирское имя) родился в 1931 году на Алтае. Во время войны его семья перебралась в Алма-Ату, где Иван овладел столярным ремеслом и стал зарабатывать на жизнь изготовлением мебели. К Богу юноша пришел через чтение Библии, и пришел самым радикальным образом, решив стать монахом. В 20 лет он принял постриг в знаменитой Глинской пустыни, а спустя другие 20 лет, в 1972 году, в группе пяти монахов был послан Московской Патриархией в Афонский Пантелеимоновский монастырь. После 1914 года эта была третья, с трудом разрешенная, «партия» иноков из России.

Игумен определил ему «узкое» место – Ксилургу, где доживали свой век два болгарских монаха, и вскоре о. Иаков остался один. Такое вот вышло послушание – хранить в одиночестве древнейшую русскую церковь и первоначальную русскую обитель на Афоне. Нельзя сказать, что монастырь совсем забыл своего инока: несколько раз ему присылали молодых послушников, но они не выдерживали убогой жизни в отдаленном скиту и уходили обратно в монастырь, где нет нужды ежедневно преодолевать самые насущные проблемы.

Лет десять назад о. Иаков принял великий ангельский образ, схиму, при этом ему было сохранено прежнее имя, но дан другой небесный покровитель. Схимник особо чтит одну икону, где изображены оба покровителя, «старый» и «новый»: апостолы Иаков Алфеев и Иаков Зеведеев.

С соседней русской обителью, знаменитым Ильинским скитом, основанным старцем Паисием Величковским, отношения сложились странные. Ильинскую обитель до недавнего времени занимала община монахов-зилотов, принадлежавшая к Зарубежной Церкви. Поскольку зилоты подозрительно относились к выходцам из СССР, то они не общались с о. Иаковом. После того как в 1992 году этих монахов за отказ подчиняться каноническому епископу Афона, Патриарху Константинопольскому, изгнали со Святой Горы, новые ильинцы, греки, свели со схимником самые добрососедские отношения.

Дабы хоть как-то поддержать большое хозяйство, анахорет решил производить ладан. Раздобыть рецепт его изготовления оказалось непросто – монахи-эллины крепко хранили секреты ремесла. Но сделать это удалось, и теперь свое трудовое время он отдает ладанной мастерской: готовит массу, катает ее и режет, сушит и фасует. Даже во время нашей беседы старец, не желая упускать время, ловко лепит маленькие цилиндры, которые затем из лавки Пантелеимонова монастыря расходятся по всему православному миру.

Перед ладанной мастерской стоит звонница, и схимник охотно демонстрирует ее звучную мощь, радуясь и перезвонам, и редкому присутствию слушателя.

Посещение заканчивается. Паломник перед дорогой получает благословение скитоначальника – таков, по святогорскому уставу, чин о. Иакова. Только вот под его началом из живых существ – одни лишь пчелы…

В 1999 году в скиту «Богородица» случился, попущением Божиим, разрушительный пожар. В отсутствие телефона о. Иаков пешком отправился за помощью в Карею, а это три-четыре часа пути… Впрочем, огненная стихия, сожрав несколько корпусов, не тронула ни одного храма.

В 2001 году престарелый скитоначальник переселился в Пантелеимонов монастырь, а в Ксилургу обосновались несколько молодых иноков и послушников. Тогда же, с помощью реставраторов из Петербурга, началось возобновление древнейшей русской обители. Бог им в помощь!

Из книги Русский Афон. Путеводитель в исторических очерках автора Талалай Михаил Григорьевич

Андреевский скит Легендарная русская обитель на Афоне, скит Св. Андрея Первозванного, справил полтора века своего существования – сто пятьдесят лет, полных невидимых подвигов и забытых драм. Колоссальный «Кремль Востока», как некогда прозвали его греки, познал быстрый

Из книги автора

Ильинский скит Посетителя Афона из России влечет прежде всего в русские места. Не то чтобы греческие монастыри менее благодатны, но там, в русских обителях, своя, родная стихия: богослужение на славянском, долгие беседы с насельниками и даже чай из самовара, а не турецкий

Из книги автора

Скит Новая Фиваида Паром с паломниками и туристами, обретшими визы на Афон, наконец отплыл от Уранополя. За кормой – суетливый мир, как называют святогорцы ту часть земного шара, что находится за пределами их полуострова.Пассажиры – все, естественно, мужского пола, с

К 1000 -летию русского монашеского присутствия на Афоне
(1016-2016 гг.).
Русские скиты на Афоне.



Cвятая Гора Афон - земной удел Божией Матери.

Храм на вершине Святой горы Афон.

Крест на вершине Святой горы Афон.

Вид на Афон с вершины Святой горы.

Русский Афонский Свято-Пантелеимонов монастырь.

Русский монастырь на Афоне - это воистину уникальное духовно-культурное сокровище, одновременно принадлежащее и Святой Руси, и Святой Горе. Он по праву считается древнейшей русской духовной твердыней в Уделе Божией Матери, на Святой Афонской Горе.

Первое известное письменное упоминание о древнерусском монашестве на Афоне относится к 1016 году. Под этой датой в одном из святогорских документов, хранящихся в библиотеке Великой Лавры Афанасия Афонского, мы находим подписи игуменов всех монастырей Святой Горы. Среди них такая надпись: «Герасим - монах, милостью Божией, пресвитер и игумен монастыря Росов. Собственноручная подпись».

Схиархимандрит Иеремия (Алёхин), д.р. 9 (22) октября 1915 г.
В апреле 1975 г. прибыл на Афон. С тех пор он ревностно и безвыездно подвизался на Святой Горе. С 1979 года — настоятель Пантелеимонова монастыря на Афоне.

Костница монастыря.

Свято-Пантелеимонов монастырь находится в канонической юрисдикции Константинопольского Патриархата; его насельники обязаны принимать гражданство Греческой Республики, которое дается автоматически при поступлении в монастырь.

Библиотечно-архивный комплекс Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, являясь местом сосредоточения монастырских коллекций рукописей, книг, архивных документов, нот, фотографий и т.п., представляет собой бесценный центр сохранения и изучения отечественной и всеправославной духовной культуры и наследия.

Помимо библиотеки и архива, есть еще одно примечательное место, куда непременно стоит попасть паломнику - это уникальный музейный комплекс монастыря, посвященный тысячелетнему наследию русского монашества на Афоне.

У Святых Врат русского святогорского монастыря построена и освящена в 2011 г. часовенка в виде сени с источником воды и иконой Пресвятой Богородицы "Светописанной". Так братия обители почтила место, на котором чудесно явилась Игумения Святой Афонской Горы в 1903 году.

К Свято-Пантелеимонову монастырю приписаны скиты Богородицы (Ксилургу), Старый Руссик, Новая Фиваида и Крумница.

Скит Успения Богородицы (Панагия Ксилургу) (Древодела) - общежительный скит, принадлежащий Русскому на Афоне Свято-Пантелеимонову монастырю. Скит Ксилургу находится на восточном склоне Святой Горы в дремучей дубраве, среди строгих красот пустынной природы на расстоянии одного часа пути от Кареи.

Скит Ксилургу.



Скит Старый, или Нагорный, Русик — вторая по времени основания (после скита Ксилургу) обитель русского иночества на Афоне. Старый Русик считается местом, с которым связано основание первого на Святом Афоне Русского монастыря Святого Пантелеимона, который в XVII веке был перемещен к морю, где и находится поныне.

Скит Старый Руссик.

Скит Новая Фиваида принадлежит Русскому на Афоне Свято-Пантелеимонову монастырю и находится на живописных горных склонах над морем рядом с территорией сербского монастыря Хиландар.


Скит Новая Фиваида.

Крумица (также можно встретить название «Кромица», «Кромница», «Крумница») - небольшой скит от Свято-Пантелеимонова монастыря. Расположен недалеко от материковой границы Афона, соседствует с монастырем Хиландар. Скит известен далеко за пределами Афона своими виноградниками и огородами, благодаря которым Свято-Пантелеимонов монастырь питает монастырскую братию и многочисленных паломников.

Крумница.

Неподалёку от центра Кареи расположен бывший ещё не так давно русским Андреевский скит - общежительный скит, относится к монастырю Ватопед. В 1972 году умер последний монах русской общины - отец Сампсон, и на двадцать лет скит опустел. В начале девяностых годов прошлого века сюда начали приходить греческие иноки, а в 2001 году небольшую общину возглавил новый греческий игумен, скит перешел к монастырю Ватопед. Скит по площади превосходит многие монастыри и его величественность не умаляют обветшавшие здания, которые сегодня ремонтируются и восстанавливаются Ватопедом при активном содействии жертвователей из России.


Андреевский скит.


Скит Илии Пророка - общежительный скит, приписан монастырю Пантократор и находится в 25 минутах ходьбы от монастыря. Был создан в 1757 году выдающимся славянским просветителем Паисием Величковским (1722-1794), знаменитым переводчиком святоотеческих писаний с греческого языка на русский.


К концу XX века в скиту проживало несколько монахов-зилотов, принадлежащих к Русской православной зарубежной церкви. 20 мая 1992 года, за отказ поминать на богослужениях патриарха Константинопольского Варфоломея, настоятель архимандрит Серафим вместе со всей братией (4 человека) в присутствии митрополита Илиопольского Афанасия (Папаса), митрополита Филадельфийского Мелитона (Караса) и настоятеля монастыря Пантократор архимандрита Виссариона были изгнаны греческой полицией из скита, депортированы с территории Афона и первоначально нашли убежище в монастыре святых Киприана и Иустины. В настоящее время в Ильинском скиту проживает небольшая греческая монашеская община.


Ильинский скит.

В 2016 году исполняется 1000 лет от первого письменного упоминания о существовании и деятельности на Святой Горе Афон древнерусского монастыря, через который осуществлялись духовные и культурные взаимосвязи между Русью и центром православного монашества и духовности на Афоне. Несмотря на все трудности, которые сегодня переживает наше Отечество, этот юбилей имеет очень важное значение. Ведь подлинное возрождение общества возможно только через обращение к собственному духовному наследию и первоистокам, где русское святогорское монашество всегда занимало одно из важнейших мест.

(При подготовке статьи использованы материалы сайтов www.pravoslavie.ru, www.afonit.info, www.blagosloven.ru, www.afonru.ru, www.monasterium.ru).