Мюзикл - история развития как музыкального жанра. Структура мюзикла и выразительные средства хореографии в мюзикле Музыкальный жанр мюзикл

Мюзикл - это один из жанров музыкально-сценического искусства. Он представляет собой смесь музыки, песен, танцев и драмы.

Мюзикл как музыкальный жанр

Зародился этот жанр на основе оперетты, водевиля, бурлеска и комической оперы. Долгое время его не признавали отдельным видом театрального искусства. Мюзикл - это коммерческий жанр, поскольку он зрелищный, яркий, сложный в постановочном плане, с дорогими костюмами и спецэффектами.

Чем же отличается, к примеру, от оперы мюзикл? Опера предъявляет к вокальным данным артистов более высокие требования. Но в мюзикле артистам необходимо не только петь, но и танцевать. В опере же поющие актёры не танцуют. К тому же в мюзикле используются различные вокальные и танцевальные жанры - эстрадные, народные, джаз, рок и так далее. Манера пения отличается от оперной.

История зарождения

Мюзикл зародился в Америке и представлял собой синтез шоу в варьете, французского романтического балета, драматических интерлюдий, комедийных номеров, мелодрамы и так далее. Сентябрь 1866 года считается временем зарождения жанра. Самой первой мюзикловой постановкой стал «Чёрный посох». Изначально этот вид театрального искусства считался поскольку это были развлекательные представления, где содержанию не придавалось большого значения. Сегодня большинство мюзиклов имеет драматический сюжет и литературную основу.

Бродвей

Талантливейшие люди (продюсеры, композиторы) способствовали развитию в Америке в 20-30 годы 20 века такого жанра, как мюзикл. Это такие личности, как Р.Фримль, Дж. Гершвин, Р. Роджерс, О. Хаммерстайн, Л. Бернстайн и другие. Многие из них были эмигрантами, уехавшими из России в годы революции. В этот период американский мюзикл претерпел большие изменения - либретто стало более сложным, музыка приобрела джазовую окраску, вокальное мастерство актёров повысилось.

Самые знаменитые бродвейские постановки того времени:

  • «Я пою о тебе» Дж. Гершвина;
  • «Оклахома» Р. Роджерса и О. Хамместайна;
  • «Звуки музыки» Р. Роджерса и О. Хаммерстайна;
  • «Вестсайдская история» Л. Бернстайна;
  • «Трёхгрошовая опера» Б. Брехта;
  • «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу.

Самыми знаменитыми театрами в мире, где осуществляются постановки мюзиклов, являются бродвейские. Бродвей - это улица в Нью-Йорке, на которой располагается около 40 театров (количество постоянно меняется). Бродвейские постановки самые знаменитые и успешные в мире.

Что же представляют собой бродвейские театры? Они отличаются от того, к чему привыкла Европа. Это коммерческие театры, они не имеют постоянных актёров и постановщиков, это просто здания со зрительным залом. Помещения сдают в аренду антрепренёру, который организует постановку. Под каждый конкретный спектакль посредством кастинга подбираются актёры. Спектакли идут ежедневно и до тех пор, пока они успешны и приносят прибыль. Когда успех и заработки уменьшаются, проект закрывают и труппу распускают.

Некоторые мюзиклы живут на Бродвее несколько десятилетий.

Европейские мюзиклы

Первые мюзиклы появились в Европе в середине 50-х годов 20 века. Всё началось с постановки «Целуй меня, Кэт!» К. Портера. Хотя в тот период для европейской публики мюзиклы ещё не были жанром, который был бы способен соперничать по популярности с оперой и опереттой. Большую популярность он приобрёл несколько позже.

Первый в Европе опередивший по популярности оперу и оперетту мюзикл - это «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу и А. Дж. Лернера. В начале 70-х годов количество мюзикловых постановок увеличилось, и сейчас это самый популярный жанр в Европе. Европейские постановки существенно отличаются от американских - музыкой, содержанием, манерой исполнения и процессом подготовки спектакля.

С 70-х годов началась эпоха Э. Л. Уэббера, творения которого уже несколько десятков лет не сходят со сцены, являются самыми кассовыми и долгоиграющими в мире.

С конца 80-х годов 20 века на сцене начали появляться и завоёвывать популярность французские и австрийские мюзиклы.

Самые известные в мире мюзиклы на сегодняшний день

  • мюзикл «Призрак Оперы» Э. Л. Уэббера;
  • «Кошки» Э. Л. Уэббера;
  • «Иисус Христос - суперзвезда» Э. Л. Уэббера;
  • «Отверженные» К.М. Шонберг, А.Бублиль;
  • «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу и А.Лернер;
  • «Звуки музыки» Р. Роджерс и О.Хаммерстайн;
  • «Кабаре» Дж. Канцер, Ф. Эбб, Дж. Мастерофф;
  • «Нотр-Дам де Пари» Р.Коччианте и Л. Пламондона;
  • «Мамма мия» Б.Андерсон и Б.Ульвеус;
  • «Ребекка» М. Кунце и С. Левай.

Телемюзиклы

Очень популярен сейчас среди молодёжи музыкальный телефильм «Классный мюзикл». Он представляет собой трилогию, первая часть которой вышла в 2006 году в Америке. В Россию «Классный мюзикл» пришёл в 2008 году. В основе сюжета история о молодых людях, которые грезят о сцене. Начинается «Классный мюзикл» с того, что главные герои знакомятся друг с другом на вечеринке. Потом оказывается, что они учатся в одной школе и мечтают принять участие в школьном музыкальном спектакле. В 2007 году вышел «Классный мюзикл-2» - продолжение первой части. Здесь в основе сюжета лежат интересные каникулы всё тех же друзей. А ещё через год вышел «Классный мюзикл-3». В третьей части сюжет разворачивается вокруг школьного выпускного. В телефильм «Классный мюзикл» входит 9 музыкальных номеров. В нашей стране в этой картине дублированными были не только диалоги, как это делается обычно, но и песни были спеты нашими артистами на русском языке. «Классный мюзикл» является рекордсменом Книги Гиннесса. Он стал самым первым телефильмом, все музыкальные композиции которого одновременно попали в сотню самых популярных.

В нашей стране популярны мюзиклы новогодние. Телевидение каждый год создаёт своим зрителям в подарок такие телеспектакли. Мюзиклы новогодние делятся на 2 вида. Для одних были специально созданы песни и поэтами. Мюзиклы новогодние второго типа - это такие, где используются старые, но до сих пор не теряющие популярности музыкальные композиции. В них изменяется текст под выбранный сюжет.

Мюзиклы новогодние, созданные современными авторами:

  • «Золушка»;
  • «Вечера на хуторе близ Диканьки»;
  • «Сорочинская ярмарка»;
  • «За двумя зайцами».

Все роли исполняют российские и украинские знаменитые певцы и актёры.

Мюзиклы новогодние, в которых использованы старые песни:

  • «Морозко»;
  • «Старые песни о главном»;
  • «Золотой ключик».

Телемюзикл "Старые песни о главном" включает в себя цикл из 4 фильмов. Главные каналы, которые создают мюзиклы новогодние, - это «Первый» и «Россия».



Мюзикл - что это такое? Определение, значение, перевод

(ударение на «ю») это театрально-музыкальное шоу, в которое могут вплетаться элементы современного танца или классического балета. Можно сказать, что мюзикл - американский вариант танцевальной оперетты. Основная особенность мюзикла состоит в том, что внимание публики приковано не столько к хитросплетениям сюжетной линии, сколько к музыкальным номерам в исполнении известных артистов.

Само слово musical в переводе с английского означает «музыкальный», и изначально данный жанр назывался по-английски «musical comedy». Развитие мюзикла на американской театральной сцене давно вышло за рамки комедийного жанра, и сегодня мюзиклы могут иметь драматическую или даже трагическую окраску. Немалую роль в современных мюзиклах играют навороченные декорации и спецэффекты, поэтому популярные мюзиклы месяцами идут на одной и той же сцене.




Вы узнали, откуда произошло слово , его объяснение простыми словами, перевод, происхождение и смысл.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Исторические условия формирования жанра мюзикл. Музыкальная комедия как легкое развлекательное представление, не требовавшее от зрителя чрезмерного напряжения ума и чувств. Процесс формирования театра мюзикла в Америке. Преимуществом музыкальной комедии.

    курсовая работа , добавлен 24.03.2013

    Исторические предпосылки возникновения жанра мюзикла как феномена культуры; анализ оперетты, музкомедии. Особенности мюзикла в США и в Европе. Процесс становления мюзикла во Франции; его особенности на примере " Les Miserables " и "Notre-Dame de Paris"

    курсовая работа , добавлен 25.05.2012

    Эволюция жанра мюзикла на французской сцене. Основные тенденции развития мюзикла в современной художественной культуре Франции. Коммерчески успешные проекты. Мюзикл "Клеопатра последняя царица Египта": вектор развлекательности в современной режиссуре.

    курсовая работа , добавлен 13.04.2015

    Жанровые разновидности мюзикла. Эволюция жанра на французской сцене. Современная мюзикл-индустрия Франции: стратегия успеха. Коммерчески успешные проекты. Мюзикл "Клеопатра последняя царица Египта": вектор развлекательности в современной режиссуре.

    курсовая работа , добавлен 15.06.2015

    Зарождение и формирование мюзикла; его связь с опереттой, ревю, комической и баладной операми, музыкальной комедией. Значение музыки и хореографии в постановках. Балетмейстер и режиссер-постановщик как участники постановочного процесса в мюзикле.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2013

    Исследование, обобщение истории и эволюции бродвейских театров. Характеристика истоков и этапов развития. Отличительные черты мюзикла, как основного жанра театрального искусства бродвейских театров. Современное состояние и перспективы бродвейского театра.

    реферат , добавлен 17.12.2010

    Фольклорные и литературные формы творчества в городской среде. История возникновения жанра романса, как вида вокальной лирики XIX века, в русской музыкальной культуре. Особенности развития бытового романса и бардовской песни в городской субкультуре.

    реферат , добавлен 07.07.2014

    Московский мюзикл-театр "Монотон": историческая справка. Жанровые особенности музыкального спектакля, его музыкально-шумовое оформление. Состав спектакля "Алые паруса". Театральное оборудование, расчет акустических условий зала мюзикл-театра "Монотон".

    дипломная работа , добавлен 13.06.2012

Что такое мюзикл? Наверняка многие задают этот вопрос, ведь на сегодняшний день этот жанр театрального искусства самый популярный во всём мире. Он представляет собой синтез драмы, музыки и танца.

Жанры музыкального театра

Что такое опера, балет, мюзикл и оперетта? Всё это жанры музыкального театра. Все они имеют свои отличительные особенности. Но объединяет их то, что во всех этих произведениях главной является музыка.

  • Опера. Появилась в XV веке в Италии. Она соединяет в себе музыку, слово и сценическое действие.
  • Балет. Зародился во Франции в XVI веке. Это музыкальный спектакль, в котором сюжет раскрывается посредством танца. А для выражения чувств используется пантомима. В XX веке появился новый вид балета - бессюжетный. Танцовщики выражают лишь характер музыки.
  • Оперетта - это комическое представление. Музыкальные номера здесь чередуются со словесными диалогами и танцами. Это гораздо более лёгкий жанр, чем опера и балет. Считается, что оперетта зародилась в середине XIX века.
  • Мюзикл появился в начале XX века. В этом жанре тесно переплетены музыка, драматическое искусство, диалоги, пантомима, хореография, песни.

Мюзикл

Рассмотрим более подробно, что такое мюзикл. Определение, характеризующее этот жанр, даёт нам представление о том, что зародился он под влиянием нескольких жанров, существовавших до него: оперетты, водевиля, комической оперы и бурлеска. Мюзикл чаще всего бывает двухактным. Это очень сложный жанр как для постановщиков, так и для актёров. Артисты в мюзикле должны быть универсальными и уметь всё - петь, танцевать, иметь драматический талант. В постановочном плане он сложен тем, что должен быть ярким, зрелищным, с большим количеством интересных сценических решений, со сложными декорациями, роскошными дорогими костюмами. Мюзиклы изобилуют разнообразными спецэффектами. В последнее время очень модно использовать в спектаклях этого жанра 3D-технологии. Мюзикл - это жанр коммерческий, поскольку необходимо затратить большие материальные средства на постановку такого спектакля, следовательно, и билеты на него стоят недёшево.

Как возник жанр мюзикла

Жанр, сочетающий в себе несколько других видов музыкально-сценического искусств, - вот что такое мюзикл в музыке. Определение этого вида представлений сложилось не так давно. Изначально было сложно отделить мюзикл от оперетты. Но со временем этот вид представлений сложился в отдельный жанр театрального искусства.

Родиной мюзикла является Америка. Впервые такое шоу было показано в Нью-Йорке в 1866 году. Оно сочетало в себе представление в варьете, комедийные номера, романтический балет, мелодраму и драматические интерлюдии. Самым первым мюзиклом был «Чёрный посох». Сначала этот жанр причислялся к музыкальной комедии, поскольку спектакли были развлекательными и какого-то особенного сюжета не имели. Содержанию вообще не придавалось большого значения. Главное, чтобы было весело, и при этом номера исполнялись популярными артистами. Сейчас в мюзикле сюжету придаётся большое значение. В большинстве случаев он основан на литературном произведении.

Отличие мюзикла от музыкальных спектаклей других жанров

Чем же отличается мюзикл от своих предшественниц - оперы и оперетты? Между оперой и мюзиклом отличий достаточно много. С опереттой же - много общего.

Спектакль, где артисты, исполняющие роли, должны владеть различными вокальными техниками от классики до джаза, - вот что такое мюзикл. Опера более требовательна к вокальным данным артистов: чтобы исполнять оперные партии, необходим более сильный и яркий голос с широким диапазоном. Но, с другой стороны, солисты оперных театров поют исключительно в академической манере.

Спектакль, в котором артисты должны не только хорошо петь, но и обладать драматическим талантом. Именно так можно ответить на вопрос «Что такое оперетта?». И мюзикл - это также спектакль, где артист должен быть хорошим драматическим актёром и прекрасным вокалистом. Но, помимо этого, артисты здесь должны танцевать на высоком уровне. В оперетте актёры тоже исполняют танцевальные номера, но реже и не такие сложные. В мюзикле присутствуют различные танцевальные и вокальные жанры - джаз, эстрада, классика, рок, фольклор. В оперетте, как и в опере, манера пения и танца академическая.

Мюзикл на Бродвее

Развитию мюзикла в Америке в начале XX века способствовали такие легендарные личности, как О. Хаммерстайн, Дж. Гершвин, Л. Бернстайн, Дж. Керн и другие. Многие из них являются выходцами из России, уехавшими за границу в годы революции.

Бродвейское музыкальное шоу - это что такое? Жанр "мюзикл" к середине XX века несколько изменился. Усложнилось либретто, повысились требования к вокальному и актёрскому мастерству исполнителей, больше внимания стало уделяться хореографии. Законодателем мюзикловой моды в тот период стал Бродвей. Спектакли, которые шли там в первой половине XX века, сегодня уже причислены к классике. Бродвей - это нью-йоркская улица, протяжённость которой 25 километров. На ней разместилось 40 театров. Бродвейские мюзиклы самые знаменитые в мире. До сих пор они пользуются огромной популярностью. Зрители со всего мира едут в Америку, чтобы побывать на Бродвейском музыкальном шоу.

Что представляют собой театры на Бродвее? Они отличаются от стандартных репертуарных. Бродвейские театры - это здания, которые сдаются в аренду продюсерам шоу. Здесь нет своей труппы. Под каждый спектакль посредством кастинга выбирают артистов.

Спектакли идут в ежедневном режиме. Если посещаемость падает и заработки становятся меньше, то шоу закрывают, а труппу распускают. Одна из главных особенностей бродвейского мюзикла состоит в том, что он создан с расчетом на успех и большую прибыль. Некоторые шоу идут в театрах по 20-30 лет. Но есть и такие, которые перестают быть интересны публике уже через несколько недель.

Мюзикл в Европе

В 50-е годы XX века европейский зритель познакомился с мюзиклом. Но популярным этот жанр там стал не сразу. Первое время опера и оперетта оставались для европейского зрителя на первом месте. Тем не менее жанр прижился.

Первым спектаклем, который сумел по популярности обойти оперу с опереттой, стала постановка на музыку Ф. Лоу «Моя прекрасная леди». Затем были «Вестсайдская история» и «Хелло, Долли!». Сегодня мюзикл в Европе является самым популярным жанром театрального искусства. На смену заимствованным американским постановкам пришли свои.

Что такое мюзикл в Европе? Он отличается от бродвейского. Здесь большое внимание уделяется сюжету, который имеет под собой литературную основу. Это далеко не комедийные шоу. Манера исполнения в европейских постановках отличается от американских традиций. Музыка более сложная, и она не призвана веселить и развлекать. Даже процесс подготовки постановки в Европе отличается от того, как это происходит в Америке. Разница очень большая. Сегодня самыми популярными в мире европейскими мюзиклами стали творения англичанина Э. Л. Уэббера, а также французские и австрийские постановки.

Э. Л. Уэббер

Самым известным и популярным на сегодняшний день в мире композитором, сочиняющим музыку для мюзиклов, является Э. Л. Уэббер. Его эпоха началась в 70-е годы XX века. Что такое мюзикл Э. Л. Уэббера? Это сложная и гениальная музыка, сочетающаяся с интереснейшим либретто и талантливой постановкой. Творения этого композитора - самые долгоиграющие и кассовые.

Самые популярные мюзиклы сэра Уэббера:

  • «Призрак Оперы».
  • «Кошки».
  • «Иисус Христос - суперзвезда».
  • «Эвита».

Мюзикл в России

В нашей стране впервые этот жанр появился в середине XX века.

Что такое мюзикл в России? Изначально это были исключительно киноленты, в которых персонажи пели песни. Сложно чётко определить, каков точный жанр этих картин, - действительно ли это мюзиклы или правильнее будет назвать их музыкальными фильмами? Почему возникает такой вопрос? Потому что они были весьма отклонены от стандартов настоящего мюзикла. Они были созданы по собственным канонам. Тем не менее есть и такие советские фильмы, которые можно с уверенностью назвать мюзиклами. К ним можно отнести картины:

  • «Мэри Поппинс, до свидания».
  • «31 июня».
  • «Остров погибших кораблей».
  • «Обыкновенное чудо».
  • «Ханума» и т. д.

Первым фильмом, снятым в жанре мюзикла, стала картина Г. Александрова «Весёлые ребята», в которой принимал участие Л. Утёсов со своим джаз-бандом. Советский зритель получил возможность узнать, что такое мюзикл. В музыке к фильму преобладает джаз, что отвечает традициям Бродвея. В дальнейшем режиссёр снял ещё несколько фильмов такого рода.

В 60-е годы XX века были первые попытки поставить мюзикл на сцене. Подобные эксперименты проводил театр «Ленинградский». Здесь была поставлена даже легендарная «Вестсайдская история». В 80-е годы пришла эпоха рок-опер А. Рыбникова, которые ставил режиссёр М. Захаров на сцене Ленкома. Имели большой успех «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Юнона и Авось». Последняя до сих пор идёт с неизменным аншлагом.

XXI век обозначился созданием таких отечественных постановок в жанре мюзикла, как:

  • «Граф Орлов».
  • «Мастер и Маргарита».
  • «Норд-Ост».
  • «Алые паруса».

Русские версии иностранных постановок в Москве

В конце 90-х годов XX века в столице России начали выпускаться мюзиклы по принципам Запада. Русские продюсеры стали приобретать лицензии на прокат иностранных спектаклей. Актёры - наши, постановщики - из-за рубежа. Российский зритель получил возможность познакомиться с лучшими шоу мира. Самым первым таким проектом стал мюзикл «Метро». Его прокат имел большой успех, что послужило причиной к тому, что мюзиклы, созданные по иностранным лицензиям, стали множиться. После были «Нотр Дам де Пари», «Ромео и Джульетта», «Красавица и Чудовище», «Кошки», «Русалочка» и т. д. С 2014 года в МДМ идёт легендарный «Призрак Оперы» Э. Л. Уэббера.

Русские версии иностранных постановок в Петербурге

С большим успехом подхватил эстафету лицензионных постановок из-за рубежа Петербургский театр музыкальной комедии. Всё началось в 2011 году, когда был поставлен «Бал вампиров» Романа Полански, имевший грандиозный успех. В 2014 году постановка была временно закрыта, и зрители ждут возвращения любимого спектакля. Сейчас на сцене музкомедии идёт ещё один легендарный мюзикл - «Джекилл и Хайд».

Кастинги на роли в мюзиклах

Отбор актёров на исполнение ролей в постановках этого жанра проводится в несколько этапов. Артисты должны продемонстрировать свои вокальные данные, хореографическое мастерство и драматический талант. В основном на исполнение ролей в мюзикле отбирают актёров профессиональных. Но бывают и исключения. Существует такое понятие, как «народный мюзикл». Яркий пример такого шоу - «Голубая камея» К. Брейтбурга. Что такое народный мюзикл? Это такой спектакль, где солистом может стать человек, не имеющий специального образования, но обладающий талантами. В кастинге таких проектов могут принимать участие все желающие. Талантливые самородки выходят на сцену вместе с профессионалами.

В данной статье подробно раскрыт вопрос, что такое мюзикл. Определение этого жанра дано в самом её начале.

Мю́зикл (англ. Musical) (иногда называется музыкальной комедией) - музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, важную роль играет хореография. Сюжеты часто берутся из известных литературных произведений, из мировой драматургии (“Моя прекрасная леди” по Бернарду Шоу, “Целуй меня, Кэт!” по Шекспиру, “Человек из Ламанчи” по Сервантесу, “Оливер!” и “Ночь открытых дверей” по Диккенсу). Большое влияние на мюзикл оказали многие жанры: оперетта, комическая опера, водевиль, бурлеск. Как отдельный жанр театрального искусства долгое время не признавался.
Мюзикл - жанр, как правило, сложный в постановочном отношении и потому дорогой. Многие бродвейские мюзиклы славятся своими спецэффектами, что возможно только в условиях стационарного мюзикла, где спектакли идут ежедневно в течение многих лет, пока они пользуются успехом у публики. В России пример такого наиболее успешного стационарного мюзикла - «Норд-Ост».
Мюзикл - один из наиболее коммерческих жанров театра. Это обусловлено его зрелищностью, разнообразием тем для постановки, неограниченностью в выборе средств выражения для актеров.
По форме мюзикл чаще всего представляет собой двухактовый спектакль
Зарождение мюзикла
Предшественниками мюзикла были множество легких жанров, где смешались шоу варьете, французский балет и драматические интерлюдии. В сентябре 1866 года на сцене Нью-Йорка прошла постановка «Black Crook», где сплетались романтический балет, мелодрама и другие жанры. Именно она считается исходной точкой нового жанра. Музыкальной комедией охарактеризовал один из своих хитов «Хористка» английский продюсер Джордж Эдвардс. Музыкальная комедия подразумевала легкое развлекательное представление, где важным был не сюжет, а скорее популярные вокальные номера в исполнении кумиров публики. Постановки Эдвардса снискали ошеломительный успех в Нью-Йорке, и до начала XX века моду в новом жанре диктовали английские представления.
Pазвитие в Америке
В годы, предшествующие Первой мировой войне, талантливые эмигранты Херберт, Фримль, Ромберг и другие дали импульс активному развитию мюзикла в Америке. В период 20-х и 30-х годов, с приходом новых американских композиторов Джерома Керна, Джорджа Гершвина, Кола Портера и других, мюзикл приобретает истинную американскую окраску. Усложнилось либретто, в ритмах стало заметно влияние джаза, рэгтайма, в песнях появились типичные американские обороты. Многие песни из мюзиклов стали музыкальной классикой. Значительно возросло актёрское мастерство певцов. В 1932 году композитор Гершвин впервые награждён Пулитцеровской премией за работу над мюзиклом «Я пою о тебе» («Of Thee I Sing», 1931). При совместной работе Роджерса и Хаммерстайна II появились такие постановки, как «Оклахома!» («Oklahoma!», 1943), «Карусель» («Carousel», 1945), «Юг Тихого океана» («South Pacific», 1949), отличавшиеся высоким уровнем драматургии. Они имели ошеломительный успех у публики.
После Второй мировой войны фабула мюзиклов стала более серьёзной, появилась «Вестсайдская история» («Westside story», 1957) Леонарда Бернстайна. За основу постановки взята шекспировская трагедия «Ромео и Джульетта», при этом действие происходит в современном Нью-Йорке. Экспрессивность танцев обозначило растущее значение хореографии.
Дальнейшее развитие
В конце 60-х годов XX века под влиянием новых музыкальных стилей приходит новое понимание мюзикла как жанра. В спектакле «Волосы» («Hair», 1967) нашли отражение модные тогда идеи хиппи, тем самым постановка получила название «мюзикла первобытного американского лирического рока». С 70-х годов количество спектаклей сокращается, однако декорации и костюмы новых мюзиклов становятся более роскошными. Кардинальные изменения в понятие мюзикла преподнесла постановка «Иисус Христос суперзвезда» («Jesus Christ Superstar»1971) композитора Эндрю Ллойда Уэббера и либреттиста Тима Райса. Серьёзная тема мюзикла «Эвита» («Evita», 1978) доказала большой путь, который прошёл жанр за время своего развития. Творение Уэббера «Кошки» («Cats», 1981) по мотивам стихотворного цикла Т. С. Эллиота «Популярная наука о кошках, написанная Старым Опоссумом» («Old Possum’s Book of Practical Cats») представляет яркие запоминающиеся образы, в музыке узнаются кошачьи интонации, танцы гибки и пластичны. Другим популярным произведением Уэббера стал мюзикл «Призрак Оперы» («The Phantom of the Opera»), сочетающий в себе элементы детектива и триллера.
Англо-американская монополия мюзиклов прекратилась в 1985 году, когда на лондонской сцене состоялась премьера французской постановки «Отверженные» («Les Miserables») по мотивам одноимённого романа Виктора Гюго. Авторами являются композитор Клод Мишель Шонберг и либреттист Ален Бублиль. Высокий уровень мюзикла как жанра доказывает «Мисс Сайгон» («Miss Saigon»), осовремененная опера Пуччини «Мадам Баттерфляй».
Наиболее известные мюзиклы
Бродвейские мюзиклы
Мировую известность жанру принесли бродвейские мюзиклы.
Threepenny Opera, The / «Трехгрошовая опера»: музыка: Курт Вайль, либретто: Бертольт Брехт (по «Трехгрошовому роману»)(1933)
My Fair Lady / «Моя прекрасная леди»: музыка: Фредерик Лоу, либретто и песенные тексты: Алан Джей Лернер (1956)
Sound of Music, The / «Звуки музыки» музыка: Ричард Роджерс, либретто: Ховард Линдсей & Рассел Круз, песенные тексты: Оскар Хаммерстайн (1959)
Oliver! / «Оливер!»: музыка, либретто и песенные тексты: Лайонел Барт (1960)
Fiddler on the Roof / «Скрипач на крыше» музыка: Джерри Бок, либретто: Джозеф Стайн, песенные тексты: Шелдон Харник (1964)
Hair / «Волосы» музыка: Гэлт МакДермот, либретто: Джеймс Рэйдо (1968)
Jesus Christ Superstar / «Иисус Христос - суперзвезда» музыка: Эндрю Ллойд-Уэббер, песенные тексты: Тим Райс (1970)
Chicago / «Чикаго» / музыка: Джон Кэндер, либретто: Боб Фосс, Фред Эбб (1975)
Les Miserables / «Отверженные»: музыка: Клод-Мишель Шонберг, либретто: Ален Бублиль (1980)
Cats / «Кошки» музыка: Эндрю Ллойд-Уэббер, либретто: Т. С. Элиот (1981)
42nd Street / «Сорок вторая улица»: музыка: Гарри Уоррен, песенные тексты: Эл Дабин, либретто: Марк Брэмбл и Майк Стюарт (1981)
Phantom of the Opera, The / «Призрак Оперы» музыка: Эндрю Ллойд-Уэббер, либретто: Ричард Стилгоу и Эндрю Ллойд-Уэббер, песенные тексты: Чарльз Харт (1986)
Jekyll & Hyde / «Джекилл и Хайд» музыка: Фрэнк Уайлдхорн, либретто и текст песен: Лесли Брикэсс (1989)
Producers, The / «Продюсеры» / музыка: Мел Брукс, либретто: Мел Брукс (на основе фильма Мела Брукса «Весна для Гитлера»)
Французские мюзиклы
По началу, во Франции мюзиклы пошли иным путём: они были менее зрелищны и обходились минумумом декораций (по сравнению с бродвейскими) и в целом больше напоминали концерты нескольких эстрадных певцов. Ярким примером этому может служить оригинальная версия мюзикла Риккардо Коччанте и Люка Пламондона Nôtre-Dame de Paris. Но со временем вкусы менялись, и в последние годы Франция предствила довольно красочные, в плане костюмов и декораций, музыкальные спектакли, такие как Romeo et Juliette, Autant en Emporte le Vent, Le Roi Soleil и пр.
Starmania / «Стармания»: музыка: Мишель Берже, либретто: Люк Пламондон (1979)
Misérables, Les / «Отверженные»: музыка: Клод-Мишель Шонберг, либретто: Ален Бублиль (1980)
La legende de Jimmy / «Легенда о Джимми»: музыка: Мишель Берже, либретто: Люк Пламондон (1990)
Sand et les Romantiques / «Жорж Санд и романтики» (1991)
Vu D’en Haut / «Вид сверху» (1991)
La vie en bleu / «Жизнь в голубом» (1996)
Nôtre-Dame de Paris / «Нотр-Дам де Пари или Собор Парижской Богоматери»: музыка: Риккардо Коччанте, либретто: Люк Пламондон (1998)
Da Vinci / «Да Винчи» (2000)
Romeo et Juliette / «Ромео и Джульетта»: музыка: Жерар Пресгурвик, либретто: Жерар Пресгурвик (2000)
Les Mille Et Une Vies D’Ali Baba / «Тысяча и одна жизнь Али-Бабы»: музыка: Chatel Aboulker (12 июня 2001)
Les Dix Commandements / «10 заповедей»: музыка: Паскаль Обиспо (2001)
Le Petit Prince / «Маленький принц»: музыка: Риккардо Коччанте, либретто: Элизабет Анаис (2002)
Tristan et Yseult / «Тристан и Изольда»: либретто: Jacques Francois Berthel (2002)
Emilie Jolie / «Эмили Жоли»: (2002)
Don Juan / «Дон Жуан»: музыка: Феликс Грей (3 августа 2003)
Le Roi Soleil / «Король Солнце»: музыка: Альберт Коэн, либретто: Эли Шураки (2005)
Dracula, Entre l’amour et la mort / «Дракула: между любовью и смертью»: музыка: Симон Леклер, либретто: Роже Табра (2005)- канадский мюзикл на французском языке
Graal / «Грааль»: музыка: Catherine Lara (2005)
Cléopâtre, la dernière reine d’Egypte /«Клеопатра, последняя царица Египта»: (2009)
Mozart - L’Opera Rock/ «Моцарт рок-опера»: (2009)
Австрийские мюзиклы
Elisabeth / «Элизабет»: музыка: Сильвестр Левай, либретто: Михаэль Кунце (1992)
Tanz der Vampire / «Бал вампиров»: музыка: Джим Стейнман, либретто: Михаэль Кунце (1997)
Mozart! / «Моцарт!»: музыка: Сильвестр Левай, либретто: Михаэль Кунце (1999)
Rebecca / «Ребекка»: музыка: Сильвестр Левай, либретто: Михаэль Кунце (2006)
Российские мюзиклы
«Орфей и Эвридика» - пожалуй, основоположник русского мюзикла. До сих пор звучит в исполнении Санкт-Петербургского театра «Рок-опера». Композитор - Александр Журбин. Либретто - Юрий Димитрин.
« Принц и нищий» - музыка Александра Журбина, по M. Твену, 1973, Москва, 110 представлений в 3 театрах.
«Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» - спектакль (рок-опера) по мотивам драматической кантаты Пабло Неруды. Автор либретто - Павел Грушко, композитор, дирижёр и постановщик - Алексей Рыбников, режиссёр - Ф. Иванов. Поставлен в 1976 году в СССР, в театре «Ленком», Москва. Двойной виниловой альбом с аудиозаписью спектакля был издан в 1977 году и занял 1-е место в хит-параде лучших грамзаписей.
Вторично поставлена в 2009 году Александром Рыхловым (постановщик и главным режиссёр). Автором либретто, как и 30 лет назад, является Павел Грушко.
« Пенелопа » - автор музыки Александр Журбин, по пьесе Б.Рацера и В. Константинова, 1979, Свердловск, существует англоязычная версия, более 2000 представлений в 40 театрах.
«Юнона и Авось» - рок-опера Алексея Рыбникова, впервые исполнена на сцене «Ленкома» в 1981 году.
« Стакан воды» - Александр Журбин, по Э. Скрибу, 1988, Москва, 1000 представлений в 30 театрах.
« Закат (Молдаванка)» - мюзикл Александра Журбина, единственный из российских, поставленный в США. По И. Бабелю, 1987, Рига; в США шёл под названием How It Was Done in Odessa (Как это делалось в Одессе), Филадельфия, 1991, 30 театров, более 1000 представлений.
«Норд-Ост» - первый русский мюзикл мирового класса. Поставлен Георгием Васильевым и Алексеем Иващенко в Москве в 2001 году.
«Финрод-зонг» – фэнтези-мюзикл по мотивам произведений английского писателя Дж. Р. Р. Толкина.
«12 Стульев» - российский мюзикл по мотивам одноименного романа И.Ильфа и Е.Петрова. Поставлен в Москве в 2003 году.
« Владимирская площадь» - мюзикл А.Журбина по Ф. М. Достоевскому («Униженные и оскорбленные»), 2003, С.-Петербург, театр им. Ленсовета;
«Ночь открытых дверей» - мюзикл Евгения Кармазина и Константина Рубинского по мотивам «Рождественской сказки» Чарльза Диккенса. Поставлен в Екатеринбурге в 2005 году, получил «Золотую маску» в двух номинациях (в том числе «Лучший спектакль»).
«Маугли» - российский фэнтези-мюзикл поставлен на сцене Московского театра Оперетты. Идет в Москве с 2005 года. Музыка и либретто - Влад Сташинский, режиссёр-постановщик - Алина Чевик, муз. руководитель - Влад Сташинский, балетмейстер - Борис Барановский, художник - Виктор Арефьев, художник по костюмам - Валентина Комолова, художник по гриму - Андрей Дрыкин, художник по свету - А. Кузнецов, хормейстер - П. Сучков.
«Храни меня, любимая» - мюзикл Александра Пантыкина и Константина Рубинского. Поставлен в Екатеринбурге в 2006 году, получил премию «Браво», также номинировался на награду «Музыкальное сердце театра».
«www.силиконовая дура.net» - мюзикл Александра Пантыкина и Константина Рубинского. Поставлен в Екатеринбурге в 2007 году, в 2008 году получил премию «Золотая маска» в двух номинациях.
«Монте-Кристо» - российский мюзикл по мотивам романа А.Дюма «Граф Монте-Кристо». Поставлен в Москве в 2008 году.
«Последнее испытание» - фэнтези-мюзикл Антона Круглова и Елены Ханпиры.
«Дорога без возврата» - фэнтези рок-мюзикл. Создан группой ESSE по мотивам саги «Ведьмак» Анджея Сапковского (премьера 2009 г.).
«Дети Солнца» - этно-мюзикл Владимира Подгорецкого.
«Екатерина Великая» - музыкальные хроники времен Империи. Композитор Сергей Дрезнин. Поставлен Свердловским академическим театром музыкальной комедии в 2008 году (режиссер Нина Чусова). В 2009 году удостоен двух премий «Золотая маска» (лучшая исполнительница женской роли - Мария Виненкова, лучшие костюмы - Павел Каплевич).
“«Новые приключения Бременских или вперёд в прошлое» (ранее: «Новый год шиворот-навыворот, или вперёд в прошлое») - российский мюзикл по песням Юрия Энтина. Режиссер-постановщик: Заслуженный артист Российской Федерации Борис Борейко. В мюзикле участвуют молодые звёзды Илья Викторов и Евгений Аксенов.
«Бременские музыканты» мюзикл, поставленный по мотивам знаменитого мультфильма. Композитор - Геннадий Гладков. Стихи Юрия Энтина. Режиссёр-постановщик - Борис Борейко, хореографы - Марина Яцевич и Алексей Вальц. Мюзикл задуман и осуществлён продюсерским центром «Триумф».
«Корпорация „ВыхАд“» - первый российский альтернативный мюзикл. Сценарист, режиссёр и композитор Фёдор:(Fredo:) Jay Лукашук, при участии группы Враги мух. Сочи, 2007 год. Продолжение («Корпорация „ВыхАд“ 2») было поставлено тем же составом в Сочи в 2009 году.
«Мастер и Маргарита» - премьера прошла 23 сентября 2009. Создан Продюсерским центром «Звёздная пристань». Идёт на сцене Московского детского театра эстрады.
« Доктор Живаго » - премьера в Петербурге Пермского драматического театра состоялась на сцене Выборгского Дворца культуры 15.04.2009 г. Автор музыки - Александр Журбин, постановка Бориса Мильграма.
«Мёртвые души» - автор определяет жанр спектакля как «light opera». Музыка Александра Пантыкина, либретто Константина Рубинского. Либретто включает мотивы «Мёртвых душ», «Ревизора», «Тараса Бульбы», «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Премьера состоялась в Свердловском академическом театре музыкальной комедии в ноябре 2009 года. Режиссер-постановщик - Кирилл Стрежнев. В роли Чичикова - Евгений Зайцев. В спектакле участвует «Эксцентрик-балет» Сергея Смирнова.
« Мертвые души » - мюзикл Александра Журбина по гоголевским «Мёртвым душам», премьера которого состоялась в Омске 16.04.2010 г. Не изменяя своему стилю и «легкому жанру», Журбин вместе с соавторами - либреттистами Ольгой Ивановой и Александром Бутвиловским и поэтом Сергеем Плотовым сохранил и серьезность, и глубину литературного первоисточника.
«Цезарь и Клеопатра» - мюзикл Александра Журбина, впервые представленный зрителям Московского государственного академического театра оперетты 12,13 июня 2010 года. Либретто по пьесе Бернарда Шоу - Жанна Жердер. Художник-постановщик - Александр Васильев. Балетмейстер - Альберт Альбертс. В заглавных ролях - Герард Васильев, Валерия Ланская/Василиса Николаева.
Украинские мюзиклы
«Феминизм по-украински» (1998) - первый национальный украинский мюзикл. Автор либретто, композитор, режиссёр и сценограф - Алексей Коломийцев.