II. Знакомство с понятием «Риторика

Продолжаю описывать каждый из шагов подготовки презентации. Наступила очередь второго шага

ФОРМИРОВАНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Я знаю, такой порядок подготовки может показаться порядком "шиворот-навыворот" - начинать с построения заключения. Писать бы тезисы по порядку, зачем отклоняться от естественного хода выступления. Но посмотрите на мое предложение с другой стороны. Заключение - это самая важная часть презентации. Формулировка целей в том виде, как они представлены в заключении, - это задача встречи в целом. Именно в заключении мы либо сделали, либо не сделали. Они будут или они не будут. Они купят или они не купят. Они станут Вашими союзниками или не станут.

Заключение - это увеличительное стекло. Поэтому, если мы сначала сфокусируемся на увеличительном стекле, а затем вернемся назад к вступлению и к общему содержанию, то все, что мы скажем и сделаем, будет построено так, чтобы привести к заключению и обосновать его. Мы получим хорошо структурированную презентацию, единую по замыслу и достигающую нашу цель.

Заключение настолько важно для Вас, что начинать подготовку с его формирования - не единственное требование. Если в срединной части Вашего выступления случайности Вам не помеха (конечно же, в разумных пределах), то заключение обязано пройти по ВАШЕМУ жесткому сценарию. И никаких поблажек господину Случаю.

Поэтому успешным будет заключение, с которым мы поступим так, как поступают профессионалы - НАПИШЕМ ЕГО И ВЫУЧИМ НАИЗУСТЬ.

Заключения могут быть разных типов. Выбрать лучше всего такой, в котором присущий Вам стиль изложения будет наиболее естественным. Некоторые из возможных вариантов заключения предлагает Девид А Пиплз в своей книге "Презентации плюс".

Заключение "Счастливый конец"

Перечислите сильные стороны и преимущества предмета вашего изложения. И покажите, что они те же самые, что характеристики идеала "Х", который был описан вами во вступлении.

Заключение "Мост над неспокойными водами"

Покажите, как функции и/или свойства вашего продукта/услуги позволяют потенциальному потребителю избежать проблем, минимизировать риск и достичь поставленных целей.

Заключение "Айсберг"

Предварительно решите, какими будут ключевые выводы вашей презентации. Они будут верхушкой айсберга. Ваше заключение (с изображенным айсбергом) сведет воедино факты, доказательства, примеры и ссылки, находящиеся под поверхностью воды и поддерживающие вершину каждого айсберга.

Заключение "Последний экзамен"

Подготовьте наглядное пособие с выводом в одно предложение по каждому из основных тезисов. Оставьте незаполненное место для ключевого слова в каждом из предложений. Оно послужит обзором, выводами и напоминанием о важнейших тезисах.

Заключение "Головоломка-конструктор"

Разбейте цели покупателя на несколько частей. Затем покажите, как ваши рекомендации дают решение для каждой части - обеспечивая общее решение.

Эмоциональное заключение

Дейл Карнеги сказал: "Имея дело с людьми, помните, что вы имеете дело не с логичными созданиями, а с эмоциональными". Поэтому завершите эмоциональной цитатой уважаемого авторитета.

Напоминаю - Девид А. Пиплз написал свою книгу на основе опыта работы менеджеров по продажам фирмы IBM. Он сам - руководитель группы подготовки менеджеров этой фирмы. Предлагаемые им варианты заключений охватывают очень широкий спектр презентаций. Но все же акцент сделан на ситуациях, характерных для менеджеров "голубого гиганта".

Предложенные варианты заключений наиболее приемлемы в презентациях, проводимых в организациях и имеющих цель продать товар или услугу. Слушателей, как правило, от нескольких человек до нескольких десятков человек. Аудитория Вам мало знакома и представляется однородной по степени участия в действиях после презентации, по влиянию отдельных участников на развитие событий.

Ситуация меняется, если у Вас имеется дополнительная информация об аудитории. А именно, та информация, что позволяет обратиться к эмоциям ключевых людей Вашей аудитории. Или аудитория немногочисленна - один, два, три человека. В такой ситуации роль эмоциональности в заключении значительно возрастает. Люди принимают решения на основе эмоций. Ваши логические построения, приводящие к заключению, не заставят их действовать нужным Вам образом, если их эмоции скажут им: "Нет, это не то, что мне надо." Но если их эмоции будут на Вашей стороне, то здесь и понадобится вся логика Вашей презентации - для логического оправдания их эмоциональных решений.

В немногочисленной аудитории можно менять даже стиль Вашего выступления. Достаточно даже нескольких секунд личного общения со слушателями, чтобы понять их поведенческий стиль. И внести соответствующие корректировки в свой стиль выступления. Об этом мы еще поговорим в следующих выпусках.

При наличии возможности обратиться в заключении к эмоциям слушателей, сделайте это. Форма логического построения может быть любой из перечисленных выше. Но обязательно воспользуйтесь Вашей информацией об эмоциональных предпочтениях, о стиле поведения. В первую очередь на Вашей стороне должны быть чувства. Логика - всего лишь их служанка.

На этом я завершаю общую часть выпуска рассылки. Завершаю напоминанием. Не доверяйтесь случайностям.

НАПИШИТЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫУЧИТЕ ЕГО НАИЗУСТЬ.

Функции концовки публичного выступления

Заключение имеет две основные функции -

напомнить главную мысль и объяснить, что с ней «надо делать».

Оратору необходимо помнить об обеих функциях заключения.

Варианты концовок

Лучше не говорить: «А теперь я сделаю заключение» или «Теперь я перехожу к завершающей части своей лекции», концовка должна быть и так очевидной для слушателя, без специальных вводных слов. Можно предложить следующие варианты концовок.

Цитата, крылатое изречение, поговорка, народная мудрость.

Данная концовка особенно хорошо запоминается в аудитории среднего и ниже среднего уровня подготовленности. Например: «Правильно гласит народная мудрость – стерпится-слюбится»; «Правильно говорит русская поговорка – терпение и труд все перетрут. Таким образом, все зависит от нас».

Обобщающий вывод

Итог выступления надо словесно оформить как вывод , чтобы он был воспринят аудиторией именно как вывод, как основная мысль выступления: «Итак, ...». Основной вывод формулируется в полной словесной форме. При этом он должен быть краток и выражен простыми словами; после вывода не надо ничего добавлять и ничего комментировать.

Обращение к слушателям

Можно завершить выступление пожеланием слушателям хорошо провести выходные или летний отпуск, хорошо провести сегодняшний вечер и т.д., поздравить их с наступающими праздниками и др. В таком случае слушатели запоминают оратора в большей степени, нежели выражаемые им идеи.

Подытоживающее повторение

Основная мысль повторяется в развернутой словесной форме в виде тезиса или перечисления: во-первых, во-вторых, и в -третьих. Как слушатели, мы большей частью ленивы, у нас короткая память и мы всегда благодарны за краткое повторение, сделанное в любой форме.

Иллюстрация

Основная идея поясняется примером, аналогией, притчей, аллегорией. После нее ничего не надо добавлять.

Кульминация

Главная мысль высказывается в конце выступления на высокой эмоциональной ноте, например: «И история яркими буквами напишет имя этого человека над именами всех тех, кто пытался ему помешать!» Специалисты отмечают, что кульминация как эффективная концовка подходит не для всех типов публичных выступлений, но она обычно производит сильное впечатление на слушателей.

Комплимент аудитории

Д. Карнеги приводит такой пример подобной концовки: «Великий штат Пенсильвания должен возглавить движение за то, чтобы ускорить приход нового времени!».

Юмористическая концовка

Это может быть шутка, анекдот, смешная история. «Если сможете - оставьте аудиторию смеющейся», - советовал Д. Карнеги.

Благодарность за внимание

Это традиционная концовка. Несколько менее традиционной ее может сделать небольшое расширение - если оратор не просто произнесет дежурную фразу «Благодарю за внимание», но и скажет несколько слов, положительно характеризующих сегодняшнюю аудиторию, ее уровень, интересные вопросы, которые были заданы, и др., то есть скажет комплимент аудитории.

Например: «В завершение я хотел бы поблагодарить вас за внимание, за то, что вы так внимательно меня слушали и задавали интересные вопросы. В вашей аудитории мне было очень приятно выступать». Или: «Благодарю вас за внимание. Мне было очень приятно выступать в вашей внимательной и доброжелательной аудитории». Или: «Благодарю за внимание. И хочу отдельно поблагодарить вас за очень интересные вопросы, которые вы мне задавали».

Как не надо заканчивать выступление

Не следует извиняться: «я понимаю, мне не удалось все охватить», «я вижу, несколько утомил вас...» и др.

Не надо ничего вспоминать дополнительно после того, как вы сформулировали вывод - все впечатление от него будет смазано.

Нельзя обрывать речь без заключения и уходить.

Ни в коем случае нельзя оставлять аудиторию в настроении безнадежности и беспросветности в связи с нарисованными вами мрачными картинами - обязательно надо дать слушателям некоторую перспективу, наметить выход из положения и выразить уверенность в том, что худшее не произойдет. Завершать выступление надо только на оптимистической ноте.

Ответы на вопросы аудитории

Как отвечать на вопросы? Это проблема для многих ораторов. Начинающие, неопытные ораторы боятся вопросов, а иногда даже считают удачным такое свое выступление, которое не вызвало вопросов слушателей. Это ошибка. Вопросов не стоит бояться, а в целях усиления воздействующей силы вашего выступления вопросы аудитории даже следует стимулировать, а

иногда и «провоцировать». Каковы же основные принципы ответа оратора на вопросы?

Отвечать надо на все вопросы .

Отметим при этом, что не обязательно на все вопросы отвечать немедленно. Отложить ответ можно словами: «Я понял вас, я вам отвечу несколько позже. Это не совсем относится к нашей теме, но я постараюсь вам в конце нашей беседы ответить...». Можно сказать и так: «Это частный вопрос, подойдите, пожалуйста, ко мне в перерыве (или после моего выступления), мы обсудим это с вами». Даже на не очень серьезный вопрос лучше ответить серьезно, найдя в нем некоторое рациональное зерно.

Отвечать одинаково уважительно всем.

Это означает, что оратор должен проявить внимание, уважение к любому, задающему вопрос, признать любой вопрос, вопрос любого слушателя законным, правомерным, заслуживающим внимания. Кстати, отвечая на вопрос, никогда не следует говорить спрашивающему: «Вы меня не так поняли», нужно сказать: «Видно, я неудачно выразился» или «Видимо, я не смог хорошо объяснить свою мысль» и др.

Отвечать кратко .

Не превращать ответ в лекцию! Мы уже отмечали выше: минута-полторы-предел для ответа на любой вопрос.

Задания

1. Какие утверждения правильные?

1. Концовка необходима только для больших выступлений.

2. Концовка необходима в любом публичном выступлении.

3. Вывод должен быть развернутым.

4. Вывод с перечислением (итак, во-первых, во-вторых…) неэффективен, плохо воспринимается аудиторией.

5. Концовка-кульминация всегда хорошо запоминается слушателями.

6. Юмористическая концовка эффективна в любой аудитории.

7. Благодарность за внимание эффективна, если оратор конкретизирует, за что он благодарен аудитории.

8. Извиняясь перед аудиторией за то, что не смог все охватить, оратор улучшает впечатление аудитории об себе.

9. Если у слушателей нет вопросов, значит им все понятно и выступление было удачным.

10. Оратор имеет право некоторые вопросы по теме его выступления оставить без ответа.

11. Задавшему вопрос можно сказать «Вы не так меня поняли».

12. Задавшему вопрос можно сказать «Видимо, я недостаточно ясно выразился».

13. На частные вопросы можно ответить, пригласив задавших их подойти к оратору после того, как выступление завершилось.

14. На оскорбительные вопросы не надо отвечать.

15. На оскорбительные вопросы надо отвечать серьезно, как и на все остальные.

2. Прочитайте концовки выступления. Какие из них правильные, какие - неправильные?

Все. До свидания.

А в заключение расскажу вам анекдот, который я недавно услышал...

Вот и все, что я хотел вам сказать. До свидания.

Я закончил.

Вот и все. К сожалению, я очень многое не рассказал, потому что у меня было мало времени.

До свидания. Хотелось бы, чтобы в следующий раз вы меня внимательнее слушали. Аудитория у вас невнимательная.

Благодарю вас за внимание. Приятно было у вас выступать.

Итак, сделаем вывод: если каждый будет ответственно относиться к своим обязанностям, у нас в стране будет благополучие и порядок.

Все, я закончил. Извините, если я говорил слишком долго.

Итак, будем работать - и все у нас получится.

Желаю вам всем хорошо провести предстоящие праздники. Всего вам доброго!

Если есть вопросы, я готов на них ответить.

Я заканчиваю на этом. Вижу, что вы уже все устали.

3. Вспомните басни, которые вы знаете. Сформулируйте обобщающий вывод из каждой басни.

Например: «Стрекоза и муравей» - Итак, кто работает, тот гарантированно обеспечивает себе нормальную жизнь.

4. Закончите свое выступление обращением к слушателям. Что можно им пожелать? посоветовать?

Факты, которые можно использовать:

· то, что сегодня обсуждалось, пригодится слушателям в работе;

· сведения из сегодняшнего выступления помогут слушателям улучшить отношения с друзьями, начальством, в семье;

· скоро наступают праздничные дни;

· приближается профессиональный праздник слушателей;

· состоявшееся выступление может поднять настроение в сегодняшнее трудное время;

· приближаются каникулы;

· приближается лето;

· завершается учебный год;

· приближаются экзамены;

· приближается Новый год.

5. Закончите свое выступление благодарностью за внимание. Обязательно словесно расширьте выражение благодарности за внимание.

Факты, которые можно использовать для расширения концовки:

· аудитория внимательно слушала;

· аудитория вас доброжелательно приняла;

· аудитория задавала интересные вопросы;

· аудитория охотно участвовала в дискуссии;

· аудитория продемонстрировала чувство юмора;

· слушателей пришло мало, но все были очень заинтересованные;

· аудитория не всегда соглашалась с вами, но всегда аргументировано возражала;

· с аудиторией было приятно дискутировать;

· аудитория очень хорошо подготовлена в данной области.

6. Градация (риторический прием, заключающийся в усилении силы выражения от слова к слову: я хотел ее видеть, я страстно желал увидеть ее, я рвался к ней душой ежеминутно и ежесекундно) - признак публицистической, особо взволнованной речи. Она эффективна в позитивно настроенной, благожелательной, эмоционально сочувствующей аудитории.

7. Вы завершаете свое публицистическое выступление. Постройте заключительную фразу с использованием приема градации. Используйте слова и выражения, приведенные в скобках. Если необходимо, измените конструкцию фразы.

1. Это не просто….. это…., это…… это, наконец, просто - …!

(Халатность, ошибка, недостаток в работе, преступление, непредусмотрительность, невнимательность к выполнению своих должностных обязанностей, вопиющее равнодушие к судьбам людей, небрежность)

Надо полностью исключить возможность повторения подобных ситуаций в будущем!

2. Я не просто ….. тексты современной поп-музыки, я их….. , я их ….. я их ….. я их просто …!

(Равнодушен, не люблю, не выношу, не терплю, ненавижу, видеть и слышать не могу, испытываю отвращение, презираю, не испытываю интереса).

Мы должны вернуться к музыке с осмысленным текстом!

3.Такое поведение депутата Думы не просто…, оно…., оно……, оно……., оно….!

(неприлично, безобразно, нечестно, возмутительно, недопустимо в его положении, преступно)

Мы должны принять немедленные меры, чтобы отозвать этого депутата из состава Думы!

8. Вы выступаете как представитель молодежи на конгрессе русской интеллигенции. Придумайте и произнесите взволнованно и выразительно заключительную фразу своей речи.

· Если наша молодая интеллигенция не поможет России, ей никто не поможет.

· Русский интеллигент во все времена отличался гуманизмом и благородством. Сейчас самое время нашей интеллигенции вновь проявить свои лучшие качества на благо России.

Постройте заключительную фразу вашего выступления по модели «Не надо…., лучше…», «Хватит…., пора…» («не учите меня жить, лучше помогите материально», «хватит ныть, пора работать»).

Хватит жаловаться…

Не надо объяснять, почему это трудно сделать…

Хватит быть добренькими…

Хватит осуждать других…

Хватит общих разговоров…

Тема 9. Аргументация

Тезис и аргументы

Оратор в публичном выступлении аргументирует определенную точку зрения, то есть осуществляет аргументацию.

Под аргументацией понимается процесс приведения доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями или собеседником.

Тезис - это главная мысль (текста или выступления), выраженная словами, это главное утверждение оратора, которое он старается обосновать, доказать..

Аргументы - это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения, словом, все, что может подтвердить тезис.

От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому, что».

Например:

«Телевизор смотреть полезно» - тезис нашего выступления. Почему?

Аргументы - потому, что:

1. По телевизору мы узнаем новости.

2. По телевизору сообщают прогноз погоды.

3. По телевизору мы смотрим учебные передачи.

4. По телевизору показывают интересные фильмы и т.д.

Аргументы, которые приводит оратор, бывают двух типов: аргументы «за» (за свой тезис) и аргументы «против» (против чужого тезиса).

Аргументы «за» должны быть:

· доступными, простыми и понятными;

· максимально близкими установившимся в аудитории мнениям,

· отражать объективную реальность, соответствовать здравому смыслу.

Аргументы «против» должны:

· убедить аудиторию в том, что аргументы, приводимые в поддержку критикуемого вами тезиса, слабые, не выдерживают критики.

Важное правило аргументации: аргументы надо приводить в системе. Это значит, что надо продумать, с каких аргументов начать, а какими закончить.

Убедительность аргументов

Аргументы должны быть убедительными , то есть сильными, с которыми все соглашаются. Сила, убедительность аргумента - понятие относительное, так как многое зависит от ситуации, эмоционально-психического состояния слушателей и других факторов - их пола, возраста, профессии и т. д. Однако можно выделить ряд типовых аргументов, которые считаются сильными в большинстве случаев.

К таким аргументам обычно относят:

· научные аксиомы,

· положения законов и официальных документов,

· законы природы, выводы, подтвержденные экспериментально,

· показания очевидцев,

· статистические данные.

В древности к таким аргументам относили показания, добытые под пыткой.

Необходимо также иметь в виду, что слабые аргументы при нисходящей аргументации выглядят лучше, чем при других способах аргументации: как отмечают Е. А. Юнина и Г. М. Сагач, «если «слабые» аргументы употребляются в качестве дополнения «сильных» (а не как относительно независимые), то степень их «слабости» понижается, и наоборот».

Иногда думают, что самое главное в аргументации - найти как можно больше доказательств, аргументов. Но это не совсем как. Латинская пословица говорит: «Доказательства следует не считать, а взвешивать». Есть и такая пословица: кто много доказывает, тот ничего не доказывает. Самое главное - продумывать каждое доказательство: насколько оно убедительно для данной аудитории, насколько оно серьезно.

Оптимальное число аргументов – три.

Начиная с четвертого аргумента, аудитория часто воспринимает аргументацию уже не как некоторую систему (первое, второе и, наконец, третье), а как «много» аргументов; при этом нередко возникает впечатление, что на аудиторию оратор пытается давить, «уговаривает». Опять вспомним поговорку: кто много доказывает, тот ничего не доказывает. Так вот, «много» аргументов в устном выступлении обычно начинается с четвертого аргумента.

Правила аргументации

1. Определите тему своего выступления и сформулируйте ее.

Например: «Я хочу поговорить о.....», «Меня сегодня интересует вопрос о....», «Существует такая проблема -...» и т.д.

2. Сформулируйте основной тезис своего выступления. Выразите его словами.

Например: «Мне кажется, что...., и вот почему.»

3. Подберите аргументы в поддержку своего тезиса.

4. Приведите аргументы в систему - расположите их в определенном порядке: во-первых, во-вторых, в-третьих и т.д.

5. Если необходимо, опровергните противоположный тезис, приведя аргументы против него.

6. Сделайте вывод.

Способы аргументации

Можно выделить несколько способов аргументации.

1. Нисходящая и восходящая аргументация.

Эти способы аргументации различаются по тому, усиливается или ослабевает аргументация к концу выступления.

Нисходящая аргументация заключается в том, что вначале оратор приводит наиболее сильные аргументы, затем - менее сильные, а завершает выступление эмоциональной просьбой, побуждением или выводом. По такому принципу, например, будет построено заявление с просьбой помочь в решении квартирного вопроса: «Прошу обратить внимание на мое бедственное положение с жильем. Я живу... У меня... Прошу предоставить мне жилье».

Восходящая аргументация предполагает, что аргументация и накал чувств усиливаются к концу выступления. По такому принципу строится, к примеру, следующее выступление: « У нас в городе много старых людей... Они живут, как правило, на небольшие пенсии... Пенсии все время задерживают... Жизнь непрерывно дорожает... Государство с оказанием помощи пенсионерам не справляется... Кто поможет старикам?... Множество престарелых нуждается сейчас в срочной помощи... Мы должны немедленно создать специальную службу, чтобы им помочь».

2. Односторонняя и двусторонняя аргументация.

Односторонняя аргументация оратором своей позиции предполагает, что либо излагаются только аргументы «за», либо излагаются только аргументы «против». При двусторонней аргументации слушателю, излагая противоположные точки зрения, дают возможность сопоставить, выбрать одну из нескольких точек зрения. Разновидностью способа двусторонней аргументации является так называемый способ контраргументации, когда оратор приводит свои доводы как опровержение доводов оппонента, предварительно их изложив. Например: «Говорят, что мы не умеем работать, не способны управлять... Что ж, давайте посмотрим на факты..» - и далее этот тезис опровергается.

3. Опровергающая и поддерживающая аргументация.

При опровергающей аргументации оратор разрушает реальные или возможные контраргументы реального или «изобретенного» оппонента. При этом позитивные аргументы либо не приводятся совсем, либо им уделяется крайне мало внимания в процессе выступления. При поддерживающей аргументации оратор выдвигает только позитивные аргументы, а контраргументы игнорирует.

4. Дедуктивная - от вывода к аргументам и индуктивная - от аргументов к выводу.

Аргументация от вывода к аргументам - сначала приводится тезис, а потом он поясняется аргументами.

Например: Нам нужно лучше обучать русскому языку. Во-первых, у нас снижается грамотность школьников. Во-вторых, у нас мало внимания уделяется повышению грамотности взрослых. В-третьих, у нас плохо владеют русским языком журналисты и телеведущие. В -четвертых.... и т.д.

Аргументация от аргументов к выводу - сначала аргументы, а потом вывод.

Например:

Рассмотрим состояние русского языка. У нас снижается грамотность школьников; у нас мало внимания уделяется повышению грамотности взрослых; у нас плохо владеют русским языком журналисты и телеведущие и т.д. Таким образом, нам необходимо лучше обучать русскому языку.

В разных аудиториях эффективными оказываются разные типы аргументации.

Правила эффективной аргументации

Будьте эмоциональны

Эмоциональность оратора должна быть обязательно очевидна для слушателей, но она не должна доминировать над самим содержанием его выступления. В связи с этим следует придерживаться следующего правила:

Обращаться к фактам и примерам, вызывающим эмоции,

а не к самим эмоциям.

Не злоупотребляйте логическим давлением

Разумеется, логика должна присутствовать в аргументации, но логику нужно «скрывать» за эмоциональной формой изложения, конкретными примерами, юмором и т. д.

Обращайтесь к жизненно важным для слушателей фактам

Выступая перед любой аудиторией, старайтесь найти и объяснить слушателям причину, по которой для них должно быть важно то, о чем вы сейчас будете им рассказывать: «болеть наркоманией будет сын соседа, а платить за лечение будете вы» и т. д.

Старайтесь показать реальную пользу для слушателей от ваших предположений или информации - что они смогут сделать, получить - вплоть до деталей: «это поможет вам обрести здоровье», «я научу вас сохранять спокойствие в критических ситуациях», «вы узнаете сегодня, как можно прожить на минимальную зарплату» и т. д. Перед выступлением надо хорошо продумать, какую практическую пользу должны получить слушатели от вашего выступления, и сообщить им об этом.

и для вас. Если выступающий с интересом для себя рас­ сказывает или читает и аудитория это почувствует, то и слушателям будет интересно.

Кроме того, постарайтесь сделать так, чтобы в вашем выступлении не было просто цепи разных мыслей, а бы­ ла одна главная мысль, которой подчинены все осталь­ ные. Тогда слушатели будут догадываться, в чём вы хо­ тите их убедить, и будут с интересом слушать и ждать, как вы в конце сформулируете вашу основную мысль.

201. Подготовьте краткий рассказ об истории вашего края (города, местности). Выберите из него наиболее интересные факты. Постройте на их основе небольшое выступление по плану:

1. Обращение к слушателям.

2. Определение темы и цели выступления.

3. Изложение наиболее ярких фактов истории края (города).

4. Эмоциональное заключение, обращённое к слушателям.

202. Спишите. Проверьте по словарю. О Составьте с выделен­ ными словами предложения. Каким членом предложения яв­

ляется каждое из этих слов?

здания современной арх. .тектуры, р. .ставрировать ста­ ринную картину, симв..л дружбы, т. .ржестве. .ая ора­ торская речь, р..торика, научная лаборатория, компью­ терный класс.

Вопросы для повторения

1. Какой член предложения называется подлежащим? Какой член предложения называется сказуемым?

2. Назовите основные способы выражения подлежащего. Приве­ дите примеры.

3. Какие виды сказуемых вы знаете? Как в каждом из них выра­

и сказуемым.

5. На какие группы делятся второстепенные члены? Расскажите о каждом второстепенном члене. Приведите примеры.

6. Чем отличаются согласованные определения от несогласован­ ных?

7. Расскажите о приложениях, выраженных собственными наиме­ нованиями, и о постановке дефиса при приложениях.

ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

20. Основные группы односоставных предложений

В двусоставных предложениях грамматическая ос­ нова состоит из двух главных членов - подлежащего и сказуемого. Оба эти члена необходимы для понима­ ния смысла предложения. В односоставных предложе­ ниях грамматическая основа состоит из одного глав­ ного члена (подлежащего или сказуемого).

По форме главного члена односоставные предложения делятся на две основные группы: 1) с главным членом - сказуемым, 2) с главным членом - подлежащим. Срав­ ните, например: Вечереет. Морозит и Вечер. Мороз.

Как и двусоставные, односоставные предложения могут быть нераспространёнными и распространённы­ ми; сравните, например: Морозит и С утра морозит;

Вечер и Тихий вечер.

203. Прочитайте. Укажите односоставные предложения. Какие это предложения - распространённые или нераспространённые? Подлежащим или сказуемым является в них главный член? О Спишите, обозначая грамматическую основу предложений.

1) На п..ревале караван зад..ржался. 2) Т..нуло ве­

черней прохладой. 3) Присаживаемся к костру. 4) Гус­ той туман. Изморось. 5) Ветер гон..т с гор дождь.

(По Г. Федосееву.)

ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

С ГЛАВНЫМ ЧЛЕНОМ - СКАЗУЕМЫМ

21. Предложения определённо-личные

204. Прочитайте. Найдите двусоставные предложения, затем од­ носоставные с главным членом - сказуемым. Укажите наклоне­ ние, время, лицо глаголов-сказуемых в этих предложениях.

та. Ты, Валя, поедешь со мной? 4) Бежим скорей оде­ ваться! 5) Ребята, не опаздывайте на занятия!

пример: 1) Люблю грозу в начале мая. (Тютч.) 2) Ухо­ дим завтра в море. (Чуркин.) 3) Не из Москвы ли

будешь? (М. Г.) 4) Чему смеётесь? Над собой сме­ ётесь! (Г.) 5) Выберите себе книгу по вкусу. 6) Пой­

дёмте в сад. Давайте поработаем.

Определённо-личные предложения выражают дейст­ вие говорящего (Читаю книгу) или собеседника (Всё ещё читаешь? ), а также побуждение к действию со­ беседника (Читай книгу).

205. Прочитайте. Найдите определённо-личные предложения. Укажите, чем выражен в них главный член. Выпишите опре- делённо-личные предложения. Обозначьте в них сказуемое.

1) Завтра иду с р..дистом и проводником в горы.

2) Мы с Павлом отб..раем из своего имущества только самое необходимое. 3) Через два часа снов.. буду гово­ рить с врач. .м. 4) С чего день нач. .нать будем? 5) Д. .вай сегодня осмотрим северные склоны. 6) Почему (н..) идёшь отдыхать? 7) (Н..) забудь сегодня сообщить в штаб о собы­ тиях вчерашнего дня. 8) Прощаясь, я долго жму его руку.

(По Г. Федосееву.)

206. Прочитайте. Найдите определённо-личные предложения и скажите, какой формой глагола выражено в них сказуемое. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Обо­ значьте сказуемое в определённо-личных предложениях.

1) Люблю тебя Петра творенье люблю твой строгий

стройный вид | 2) Красуйся град Петров и стой неколе­ бимо как Россия | 3) Была ужасная пора об ней свежо воспом. .нанье... Об ней друзья мои для вас начну своё повествованье | 4) Мой друг отчизне посв..тим души прекрасные порывы j 5) Расскажу тебе сказку которую

в ребячестве рассказывала мне старая калмычка | 6) Ска­ жи братец какую девушку держишь ты у себя под кара­ улом | Покажи (ка) мне её j 7) Потом обратился он [Пу­ гачёв] к Марье Ивановне и сказал ей ласково | Выходи красная девица; дарую тебе волю | 8) Когда лошади тро­ нулись то он [Пугачёв] ещё раз высунулся из кибитки и закричал мне j Прощай ваше благородие [ Авось, уви­ димся когда-нибудь j (А. С. Пушкин.)

207. Прочитайте, заменяя неопределённую форму сначала гла­ голами в форме 1-го лица множественного числа, потом глаго­ лами в форме повелительного наклонения. Запишите. О В ка­ ких случаях предложение выражает требование, а в каких - приглашение к совместному действию?

1) (Познакомиться) с новым комплексом гимнасти­ ческих упражнений. 2) (Встать) в одну шеренгу. 3) (При­ готовиться) к ходьбе на месте. 4) (Поднять) руки вверх.

5) (Повторить) это упражнение. 6) Немного (отдохнуть).

208. Прочитайте текст об учёном-языковеде. Составьте его план. К какому стилю вы отнесёте этот текст? Найдите харак­ терные для этого стиля слова и выражения. Расскажите о на­ учной деятельности А. А. Шахматова. О Объясните значение выделенного слова, подберите к нему синонимы.

Алексей Александрович Шахматов

глубокий интерес к проблемам язы­ кознания. Ещё учась в гимназии, он принимал участие в научных диспу­ тах. Тогда же была опубликована

его первая статья. Многогранны научные интересы язы­ коведа. А. А. Шахматов занимался историей и диалек­ тологией русского и других славянских языков. Он воз­

В. В. Виноградова, «впервые собран колоссальный мате­ риал, характеризующий поразительное разнообразие син­ таксических конструкций современного русского языка». А. А. Шахматов первым в истории нашей науки выде­ лил типы односоставных предложений и описал особен­ ности их строения, разработал классификацию непол­ ных предложений. Многие синтаксические идеи Шахма­ това до сих пор не потеряли своей актуальности.

209. Спишите, ставя глаголы, заключённые в скобки, в форме множественного числа повелительного наклонения. Что вы­ ражают здесь определённо-личные предложения? О Расска­ жите о правописании глаголов в форме повелительного накло­ нения.

Отталкивание от опоры - необходимое условие дви­ жения. Но всегда(ли) бывает так? (Взять) в руки тяжё­ лую палку. (Встать) на лёд. (Бросить) палку вперёд. Что произойдёт? Вы покатитесь3 назад. Но ведь вы и не думали3 отталкива(т, ть)ся ногой ото льда. Мы рассмот­ рели3 явление отдачи. (По JI. Д. Ландау, А. И. Китайгород­ скому.)

22. Предложения неопределённо-личные

210. Прочитайте. Найдите односоставные предложения с глав­ ным членом - сказуемым. Укажите, в каких формах употреб­ лены в этих предложениях глаголы-сказуемые.

Жители села готовятся к

деревнях

и сёлах готовятся к севу.

2) Садовники

окапывают

окапывают

Агрономы

всхожесть

На опытном

рили всхожесть семян.

II. 1) В дверь кто-то стучит.- В дверь стучат. 2) По­

дойди к телефону, тебе снова звонит приятель.- Подой­ ди к телефону. Тебе звонят.

Н е о п р е д е л ё н н о - л и ч н ы е п р е д л о ж е н и я - это односоставные предложения со сказуемым - гла­ голом в форме 3-го лица множественного числа в на-

стоящем и будущем времени и в форме множественно­ го числа в прошедшем времени, например: 1) Что но­ венького в газете пишут? (Шол.) 2) В дверь посту­ чались. (JI. Т.) В таких предложениях важно само действие, а не лица, которые его производят.

П р и м е ч а н и е. Неопределённо-личные и определённо-личные предложения могут иметь значение о б о б щ ё н н о г о лица, т. е. указывать на то, что действие производится всеми, лю­ бым лицом, например: 1) Цыплят по осени считают (т. е.

все должны поступать так, это справедливо для любого лица); 2) Бездонную бочку водой не наполнишь (т. е. никто не смо­

жет этого сделать); 3) Каких только птиц не увидишь в ве­ сеннем лесу! (М.-С.) (т. е. все могут увидеть).

Особенно часто это значение имеют сказуемые, выраженные глаголом в форме 2-го лица единственного числа. Многие по­ словицы представляют собой такие предложения, например:

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

211. Прочитайте и скажите, в каких формах употреблены в не­ определённо-личных предложениях глаголы-сказуемые.

1) В палате ещё долго вспоминали его рассказы. (Ю. Герм.) 2) На балконе соседней дачи зажгли свет. (Пауст.) 3) Ведут ко мне коня. (П.) 4) Выступление на­ шего хора будут транслировать по радио. 5) По газонам не ходят. 6) У нас не курят.

212. Переделайте двусоставные предложения в синонимич­ ные односоставные неопределённо-личные. Что вы для этого сделали? Как изменился смысл предложений? О Подберите си­ ноним к выделенному слову.

О б р а з е ц. В доме шумят дети.- В доме шумят.

1) На площади строители возводят здание нового театра. 2) В зоопарк полярники прислали двух белых медведей. 3) На этом предприятии рабочие собирают компьютеры. 4) В институте научные сотрудники прове­ дут ряд экспериментов. 5) Кто-то тронул меня за плечо, и я проснулся, б) Вечером почтальон принёс нам теле­ грамму. 7) Знакомые пригласили нас в театр.

компьютер

эксперимент

экспериментйровать

213. Переделайте неопределённо-личные предложения в двусо­ ставные. Как изменится значение предложения?

1) Я спешу. Меня ждут. 2) Не беспокойтесь: нас

214. Составьте неопределённо-личные предложения с глагола­ ми звонить, стучать, передавать, звать, употребляя их

в форме настоящего или прошедшего времени.

215. Прочитайте. Укажите тип предложения и форму глагола-ска­ зуемого. Спишите. О Вспомните и запишите три пословицы со сказуемым - глаголом в форме 2-го лица.

1) Умную голову поч..тают (с)молоду. 2) Дело сло­ вом (не) замен, .шь. 3) После дела за советом (не) ходят.

4) Стой за правду горой. 5) (С)начал., подумай, потом говори. 6) Соловья баснями (не) кормят.

(Пословицы.)

216. Прочитайте. Укажите, какие из данных предложений про­ стые, какие - сложные. Спишите, обозначая в каждом предло­ жении его грамматическую основу и расставляя пропущенные запятые. Какие типы односоставных предложений встретились в упражнении? О На чём основано разграничение частиц не и ни?

I. 1) По дороге зеркально блестящей мимо отчего еду

крыльца. (Твард.)

понеслись

вот в..езжаем

площадь. (Андреев.) 3) В самом начал., месяца

утр..ники. Помн..те? (Пауст.) 4) Большая была

когда р..ступились последние деревья.

го себе (н..)хочешь того и другим (н..)делай. (Поел.)

Как волка (н..)корми он всё в лес смотрит. (Поел.)

написано пером того (н. .)вырубишь топором. (Поел.)

1) На братских могилах (н..)ставят

вы на них не рыдают. К ним кто-то приносит

и вечный огонь зажигает. 2) Я (н..)люблю

когда я трушу и (н..)терплю когда (н..)вин..ых бьют.

Я (н..)люблю когда мне лезут в душу... 4) Спит

спокойно под

цветами но

когда находят

(В. Высоцкий.)

217. Сравните предложения. Чем они различаются? Определи­ те тип односоставных предложений. Ответ аргументируйте.

1) На уроки не опаздывай.- На уроки не опаздывают.

звонка. 4) В этом магазине продаются книги. - В этом магазине продают книги. 5) На фабрике делаются иг­ рушки.- На фабрике делают игрушки.

218. Спишите, заменяя глаголы в форме 1-го лица глаголами в форме 2-го лица. В каком случае (до или после переделки) характер повествования является более обобщённым (читатель как бы сам участвует в изображаемом)?

На место рыбалки я обычно приезжаю (за)ран..е. Но­ чую у зн..комых. Утром просыпаюсь в чистой комнат.,

паю. Потом вст..ю. Пр..цепляю на спину рюкзак. Про­ щаюсь с гост. .пр. .имными хозяевами. (Не) терпеливо шагаю к густым камыш..вым зар..слям.

219. Прочитайте. Найдите односоставные предложения, опре­ делите их тип. Объясните, с какой целью употребляет автор односоставные предложения.

На стене висит охотничье ружьё.

Бывает так: посмотришь на ружьё и что-то вспомнишь. И потекут мысли в прошлое. Всплывают в памяти мягкие вечера в августовском лесу, окружающем осоковое озеро, утренние зори весны, ласковая осень с золотисто-жёлтым ковром листьев или бодрый, как юность, беззаботно-весё­ лый солнечный зимний день первой пороши. Многое вспо­ минается. И везде ты проходишь не один. Кто-то встаёт в

ешь. Слушаешь дыхание родных просторов, слушаешь и биение своего сердца, и тот же крик журавлей, вернув­ шихся снова. (По Г. Троепольскому.)

220. Прочитайте начало рассказа. Подумайте, как его можно продолжить. Используйте при этом, где нужно для оживле­ ния повествования, предложения с обобщённым значением.

Воскресенье мы стараемся провести интересно. Вы­ ходного дня ждёшь с нетерпением. Так было и на про­ шлой неделе...

23. Безличные предложения

221. Прочитайте. Найдите грамматическую основу в предло­ жениях двусоставных и односоставных. Укажите в односостав­ ных предложениях формы глаголов-сказуемых. Придумайте предложения с безличными глаголами рассветать, знобить, нездоровиться в формах настоящего и прошедшего времени.

1) Вечереет.- Наступает вечер. 2) С утра был мороз - С утра морозило. 3) Мне хочется спать.- Я хочу спать.

щем времени или в форме среднего рода в прошедшем времени, например: 1) Уже совсем стемнело. (Т.) 2) Скоро светать будет. (М. Г.) 3) На дворе было тихо. (Л. Т.)

Сказуемое в безличном предложении выражается

следующими способами:

Простое глагольное

1) Безличным глаголом

Вечерами

работалось

Составное

П р и м е ч а н и е. П р и категории состояния и кратком причас­ тии в прошедшем и будущем времени употребляется глагол-

связка быть в безличной форме: Приятно было с вами по­

ют о различных состояниях природы или людей и жи­ вотных, например: 1) На улице холодно и 2) Мне холодно. В последнем случае в предложении обычно бывает дополнение в форме дательного падежа, ука­ зывающее, кто именно испытывает то или иное со­ стояние.

222. Составьте план этого параграфа.

223. Прочитайте. Найдите безличные предложения, укажите

в них форму глагола-сказуемого. О Какие ещё односоставные предложения встретились в упражнении?

1) Светало. Снежное поле с застывшими волнами

наста вдруг порозовело от холодного солнца. (В. Бел.) 2) Темнеет. Наступает предпраздничный вечер. (Бун.)

Урок направлен на развитие у учащихся информационной и коммуникативной компетенций (получать информацию из разных источников, обрабатывать и представлять её, строить монологическое высказывание на предложенную тему, соблюдая нормы русского литературного языка, владеть аудиторией в ходе выступления). Урок воспитывает любовь к малой родине, её истории. Представленный материал содержит конспект урока, образцы работ учащихся, презентацию урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пусть зовётся оратором тот, кто умеет своей речью убеждать.

Цицерон

Цели урока:

Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к истории малой родины, чувство осознания себя гражданином страны, способным принять деятельное участие в её развитии и преобразовании; воспитывать интерес учащихся к предмету, осознание его нужности в повседневной жизни; способствовать воспитанию свободной личности, самостоятельно выбирающей тему высказывания, источник информации.


Образовательные : формирование у учащихся информационной и коммуникативной компетенций (развитие умений получать информацию из разных информационных источников, обрабатывать и представлять её, точно и логично строить монологическое высказывание на предложенную тему, обогащать словарный запас); формирование навыков исследовательской деятельности.

Развивающие : развитие универсальных учебных действий: умения работать с различными информационными ресурсами, умения получать, обрабатывать и представлять необходимую информацию, строить монологическое высказывание на предложенную тему,

Практические (практикоориентированные ): ориентировать учащихся на использование полученных знаний и умений на других уроках гуманитарного цикла, в практической деятельности, в разных жизненных ситуациях и дальнейшей жизни (в частности, уметь ярко и выразительно выступать перед слушателями, владеть аудиторией, подчинять высказывание основной мысли, логично и точно выстраивать высказывание, соблюдая нормы русского литературного языка)

Ход урока

1.Объявление темы урока.

2.Повторение пройденного на прошлом уроке

Памятка (На экране)

Как работать над устным выступлением

Необходимо определить тему, цель, название выступления с учётом состава слушателей и обстановки; составить предварительный план, подобрать теоретический и фактический материал.

Выбрать источник получения необходимой информации (Интернет-ресурсы, книжные источники). При подготовке целесообразно использовать беглый просмотр, выборочное чтение, углублённое чтение, делать дословные выписки, составлять конспекты и т.д.

После подбора материала к выступлению пишут либо его полный текст, либо конспект, тезисы, план.

Репетиция – необходимая часть подготовки. Особое внимание следует обратить на технику произношения, мимику, жесты, владение собственным голосом (темп, сила, высота голоса в зависимости от содержания речи; дикция, умение делать паузы, позволяющие расставлять смысловые акценты, облегчать дыхание).

Необходимо проанализировать своё выступление, чтобы учесть его положительные и отрицательные стороны.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв о важнейших признаках хорошей публичной речи

(Д.С. Лихачёв - советский и российский филолог, искусствовед, сценарист, академик РАН).

Если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, обращайте внимание на свой язык.

Говорите правильно, точно и экономно.

Чтобы выступление было занимательным, всё, что вы говорите, должно быть интересным и для вас. Если выступающий с увлечением рассказывает или читает и аудитория это почувствует, то и слушателям будет интересно.

Постарайтесь сделать так, чтобы в вашем выступлении не было просто цепи разных мыслей, а была одна главная мысль, которой подчинены все остальные .

2.Вовлечение учащихся в процесс постановки целей урока.

Ребята, как вы думаете, для чего нам нужно знать историю родного края?

(воспитательные цели)

Чему мы учились, готовясь к сегодняшнему публичному выступлению?

(образовательные и развивающие цели урока)

Как вы думаете, какие из умений и когда могут пригодиться в дальнейшей жизни?

(практические)

3.Коллективное обсуждение возможных критериев для оценки публичных выступлений (сотрудничество с учащимися)

Учитель : Сегодня нам предстоит прослушать подготовленные публичные выступления об истории нашего края, оценить не только свои выступления, но и выступления одноклассников. Чтобы нам быть максимально объективными, необходимо создать критерии оценки.

Что такое «критерии»? Уточним лексическое значение слова в толковом словаре.

«Критерий – мерило оценки, суждения»

Итак, какие критерии будут, по вашему мнению, самыми значимыми? (учитываются предложения учащихся, учитель помогает расположить предлагаемые критерии по степени значимости, создавая план на экране мультимедийного проектора)

В результате беседы с учащимися на экране появляется запись

Критерии оценки публичного выступления

  1. Было ли удачным обращение к слушателям? Определена ли тема и цель выступления?
  2. Интересна ли тема самому выступающему и слушателям?
  3. Отобраны ли наиболее яркие факты из истории родного края для развития темы?
  4. Сделано ли эмоциональное заключение, обращённое к слушателям?
  5. Была ли грамотной речь выступающего?
  6. Умеет ли он владеть собственным голосом? (темп, сила, высота голоса в зависимости от содержания речи; дикция, умение делать паузы, позволяющие расставлять смысловые акценты, облегчать дыхание;
  7. Мимика, жесты выступающего.

4. Выступления учащихся, оценка каждым своего выступления.

Педагогическое оценивание (по шкале от 3 до 5) с учётом мнения самих учащихся

Учащиеся кратко оценивают своё выступление, поясняя, что получилось более удачно и над чем нужно ещё потрудиться.

Учитель, учитывая мнение одноклассников, выставляет оценку в журнал за подготовленное выступление.

5. Итоги урока. Саморефлексия

Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Подсказки для составления предложений:

За урок я ….

Материал урока….

Урок мне показался…

Я научился…

Приложение 1. Примеры выступлений учащихся

Приложение 2. Фотографии к выступлениям (Презентация урока на CD)

Стрелецкий мост в Ефремове

Ребята, наш город Ефремов был основан в далёком 1637 году, в 2013 ему исполнилось 376 лет. Сколько интересного и таинственного для нас произошло за 3 с половиной столетия!

Сегодня я хочу рассказать вам о том, как появился Стрелецкий мост на реке Красивая Меча. В 1779 году был утверждён новый план застройки Ефремова. В нём предусматривалось выселение из Стрелецкой, Пушкарской, Иноземной слобод города однодворцев (служивших людей, которые охраняли южную границу Московского государства от набегов татар).

К началу 90-х годов 17 века большая часть жителей переселилась на правый берег реки красивая Меча, образовав там деревни, которые существуют и сегодня. Переехавшие на новое место жительства однодворцы Стрелецкой слободы продолжали числиться за приходом Николаевской церкви Ефремова. После того как началась реконструкция города по новому плану, эта церковь была перенесена на новое место (нынешний перекрёсток улиц Комсомольской и Горького). Жители Стрелецкой слободы стали ходатайствовать о том, чтобы их деревню соединили с приходской церковью проезжей дорогой и мостом через реку Красивая Меча.

Правители города и купечество приняли решение ходатайствовать перед вышестоящим начальством о строительстве моста.

Казна на его возведение выделила необходимые средства. Однако сооружению подъездной дороги мешала Соборная церковь, стоящая на пути. Работы по этой причине были приостановлены. Возобновились они лишь после того, как старый деревянный собор разобрали, а новый кирпичный храм возвели на другом месте. Это было в 1795 году. После такого поворота событий дорогу и мост через реку Красивая Меча построили очень быстро.

По архивным документам в 1800 году мост через реку уже числился в официальных бумагах. В его строительстве большое участие принимали жители деревни Стрельцы. Мост назван был Казённым, а значительно позже его стали называть Стрелецким.

Ребята, сегодня я рассказала лишь об одной странице истории нашего города, а сколько ещё предстоит узнать! Мы родились в ефремовском крае. Чтобы ещё больше любить свою родину и ценить всё, что сделали люди до нас, мы должны знать историю родных мест.

Поверьте, вы узнаете много интересного!

(Максимова Анна, 8 класс)

Ефремов в годы войны

Дорогие ребята! Вы знаете, что 22 июня 1941 года – самая страшная дата в истории нашего народа. В этот день началась Великая Отечественная война. Не обошла она стороной и наш город Ефремов. Вот об этом я сегодня хочу рассказать подробнее, потому что мы должны помнить, какой ценой досталась победа нашим землякам.

22 ноября 1941 года в город Ефремов ворвались фашисты. Город словно обезлюдел. По улицам ходили немецкие патрули, слышался гул моторов, скрежет танков. Раздавались частые пулемётные очереди и разрывы артиллерийских снарядов. Линия фронта проходила рядом, за рекой Красивая Меча. На жителей Ефремова выпала тяжёлая доля – пережить тяжёлые дни фашистской оккупации. Хозяйничали немцы в городе недолго. Своими зверствами они не испугали жителей. Ефремовцы не склонили свои головы перед фашистскими захватчиками.

6 декабря 1941 года началось контрнаступление советских войск под Москвой. 8 декабря перешло в наступление правое крыло юго-западного фронта. Третья армия в составе: 283-ей, 137-ой, 6-ой гвардейских дивизий, 52-ой кавдивизии, 150-ой и 121-ой танковых бригад подготовила наступление в общем направлении на Ефремов и Медвёдки.

Рано утром 12 декабря части третьей армии стали наступать. К исходу 12 декабря 1941 года они окружили в районе деревни Медовой под Ефремовым полк 293-ей пехотной дивизии противника и уничтожили его. 13 декабря 1941года город Ефремов был полностью освобождён от фашистов.

22 дня хозяйничали гитлеровцы в Ефремове, следы их зверств и насилий можно было встретить на каждом шагу.
Среди наших земляков было 11 Героев Советского Союза.

На всех братских могилах города Ефремов установлены мемориальные доски, на которых начертаны имена воинов, погибших защищая Ефремовскую землю, а ниже надпись: «Вечная слава героям, павшим за Родину в Великой Отечественной войне 1941-1945годов.

На Тульском шоссе, у въезда в город Ефремов в 1968году возведён курган Славы. Там захоронено 17 человек, выявлено фамилий – 3. На 12 метров возвышается Курган бессмертия над землёй. У подножия его горит вечный огонь, зажжённый от вечного огня с могилы Неизвестного солдата города Москвы. Курган бессмертия напоминает нам о том грозном времени, когда горела Ефремовская земля и гибли люди, защищая её от фашистских захватчиков.
Рядом с Курганом бессмертия установлен в 1970 году памятник – «Танк» в честь танкистов 150-ой танковой бригады, участвовавших в освобождении г. Ефремова. В Ефремовской земле покоится прах более 1090 воинов, которые отдали свои жизни за Ефремовский край. Выявлено 730 фамилий.

Ребята, мы не должны забывать о том, какой ценой досталась победа в Великой Отечественной Войне, на обелиске павшим воинам в нашей деревне Медвёдки около 200 имён солдат, не вернувшихся в родные места. Среди них – наши прадеды. Помните о них!

Использованы Интернет- материалы «Ефремов. Сайт о городе: Стрелецкий мост; Ефремов в годы Великой Отечественной войны, автор Игорь Чемоданов».

Учителем использованы текстовые элементы презентации «Ораторская речь, её особенности. Публичное выступление об истории родного края», автор – Наталия Ромашина (портал готовых презентаций, русский язык).

МКОУ «Медвёдская средняя общеобразовательная школа №17»

Урок развития речи по русскому языку в 8 классе

«Публичное выступление об истории родного края»

Антонова Н.Н.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Публичное выступление об истории своего края Презентация урока развития речи. Русский язык. 8 класс Учитель Антонова Н.Н. МКОУ «Медвёдская СОШ №17» Ефремовского района Тульской области

Цели урока Цели урока: Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к истории малой родины, чувство осознания себя гражданином страны, способным принять деятельное участие в её развитии и преобразовании; воспитывать интерес учащихся к предмету, осознание его нужности в повседневной жизни; способствовать воспитанию свободной личности, самостоятельно выбирающей тему высказывания, источник информации. Образовательные: формирование у учащихся информационной и коммуникативной компетенций (развитие умений получать информацию из разных информационных источников, обрабатывать и представлять её, точно и логично строить монологическое высказывание на предложенную тему, обогащать словарный запас); формирование навыков исследовательской деятельности. Развивающие: развитие универсальных учебных действий: умения работать с различными информационными ресурсами, умения получать, обрабатывать и представлять необходимую информацию, строить монологическое высказывание на предложенную тему, Практические (практикоориентированные): ориентировать учащихся на использование полученных знаний и умений на других уроках гуманитарного цикла, в практической деятельности, в разных жизненных ситуациях и дальнейшей жизни (в частности, уметь ярко и выразительно выступать перед слушателями, владеть аудиторией, подчинять высказывание основной мысли, логично и точно выстраивать высказывание, соблюдая нормы русского литературного языка)

Ход урока 1.Объявление темы урока. 2.Повторение пройденного на прошлом уроке Памятка Как работать над устным выступлением Необходимо определить тему, цель, название выступления с учётом состава слушателей и обстановки; составить предварительный план, подобрать теоретический и фактический материал. Выбрать источник получения необходимой информации (Интернет-ресурсы, книжные источники). При подготовке целесообразно использовать беглый просмотр, выборочное чтение, углублённое чтение, делать дословные выписки, составлять конспекты и т.д. После подбора материала к выступлению пишут либо его полный текст, либо конспект, тезисы, план. Репетиция – необходимая часть подготовки. Особое внимание следует обратить на технику произношения, мимику, жесты, владение собственным голосом (темп, сила, высота голоса в зависимости от содержания речи; дикция, умение делать паузы, позволяющие расставлять смысловые акценты, облегчать дыхание). Необходимо проанализировать своё выступление, чтобы учесть его положительные и отрицательные стороны.

Д.С. Лихачёв о важнейших признаках хорошей публичной речи Если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно. Чтобы выступление было занимательным, всё, что вы говорите, должно быть интересным и для вас. Если выступающий с увлечением рассказывает или читает и аудитория это почувствует, то и слушателям будет интересно. Постарайтесь сделать так, чтобы в вашем выступлении не было просто цепи разных мыслей, а была одна главная мысль, которой подчинены все остальные. (Д.С. Лихачёв - советский и российский филолог, искусствовед, сценарист, академик РАН).

Этапы урока 2.Вовлечение учащихся в процесс постановки целей урока. -Ребята, как вы думаете, для чего нам нужно знать историю родного края? (воспитательные цели) -Чему мы учились, готовясь к сегодняшнему публичному выступлению? (образовательные и развивающие цели урока) -Как вы думаете, какие из умений и когда могут пригодиться в дальнейшей жизни? (практические) 3.Коллективное обсуждение возможных критериев для оценки публичных выступлений (сотрудничество с учащимися) Учитель: Сегодня нам предстоит прослушать подготовленные публичные выступления об истории нашего края, оценить не только свои выступления, но и выступления одноклассников. Чтобы нам быть максимально объективными, необходимо создать критерии оценки. Что такое «критерии»? Уточним лексическое значение слова в толковом словаре. «Критерий – мерило оценки, суждения» Итак, какие критерии будут, по вашему мнению, самыми значимыми? (учитываются предложения учащихся, учитель помогает расположить предлагаемые критерии по степени значимости, создавая план на экране мультимедийного проектора) В результате беседы с учащимися на экране появляется запись (см. слайд №6)

4. Выступления учащихся, оценка каждым своего выступления. Критерии оценки публичного выступления Было ли удачным обращение к слушателям? Определена ли тема и цель выступления? Интересна ли тема самому выступающему и слушателям? Отобраны ли наиболее яркие факты из истории родного края для развития темы? Сделано ли эмоциональное заключение, обращённое к слушателям? Была ли грамотной речь выступающего? Умеет ли он владеть собственным голосом? (темп, сила, высота голоса в зависимости от содержания речи; дикция, умение делать паузы, позволяющие расставлять смысловые акценты, облегчать дыхание) Мимика, жесты выступающего.

Этапы урока Педагогическое оценивание (по шкале от 3 до 5) с учётом мнения самих учащихся Учащиеся кратко оценивают своё выступление, поясняя, что получилось более удачно и над чем нужно ещё потрудиться. Учитель, учитывая мнение одноклассников, выставляет оценку в журнал за подготовленное выступление. 5. Итоги урока. Саморефлексия Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Подсказки для составления предложений: За урок я …. Материал урока…. Урок мне показался… Я научился…

Приложение 1. Примеры выступления учащихся Стрелецкий мост в Ефремове Ребята, наш город Ефремов был основан в далёком 1637 году, в 2013 ему исполнилось 376 лет. Сколько интересного и таинственного для нас произошло за 3 с половиной столетия! Сегодня я хочу рассказать вам о том, как появился Стрелецкий мост на реке Красивая Меча. В 1779 году был утверждён новый план застройки Ефремова. В нём предусматривалось выселение из Стрелецкой, Пушкарской, Иноземной слобод города однодворцев (служивших людей, которые охраняли южную границу Московского государства от набегов татар). К началу 90-х годов 17 века большая часть жителей переселилась на правый берег реки красивая Меча, образовав там деревни, которые существуют и сегодня. Переехавшие на новое место жительства однодворцы Стрелецкой слободы продолжали числиться за приходом Николаевской церкви Ефремова. После того как началась реконструкция города по новому плану, эта церковь была перенесена на новое место (нынешний перекрёсток улиц Комсомольской и Горького). Жители Стрелецкой слободы стали ходатайствовать о том, чтобы их деревню соединили с приходской церковью проезжей дорогой и мостом через реку Красивая Меча. Правители города и купечество приняли решение ходатайствовать перед вышестоящим начальством о строительстве моста. Казна на его возведение выделила необходимые средства. Однако сооружению подъездной дороги мешала Соборная церковь, стоящая на пути. Работы по этой причине были приостановлены. Возобновились они лишь после того, как старый деревянный собор разобрали, а новый кирпичный храм возвели на другом месте. Это было в 1795 году. После такого поворота событий дорогу и мост через реку Красивая Меча построили очень быстро. По архивным документам в 1800 году мост через реку уже числился в официальных бумагах. В его строительстве большое участие принимали жители деревни Стрельцы. Мост назван был Казённым, а значительно позже его стали называть Стрелецким. Ребята, сегодня я рассказала лишь об одной странице истории нашего города, а сколько ещё предстоит узнать! Мы родились в ефремовском крае. Чтобы ещё больше любить свою родину и ценить всё, что сделали люди до нас, мы должны знать историю родных мест. Поверьте, вы узнаете много интересного! (Максимова Анна, 8 класс)

Приложение 1. Примеры выступления учащихся Ефремов в годы войны Дорогие ребята! Вы знаете, что 22 июня 1941 года – самая страшная дата в истории нашего народа. В этот день началась Великая Отечественная война. Не обошла она стороной и наш город Ефремов. Вот об этом я сегодня хочу рассказать подробнее, потому что мы должны помнить, какой ценой досталась победа нашим землякам. 22 ноября 1941 года в город Ефремов ворвались фашисты. Город словно обезлюдел. По улицам ходили немецкие патрули, слышался гул моторов, скрежет танков. Раздавались частые пулемётные очереди и разрывы артиллерийских снарядов. Линия фронта проходила рядом, за рекой Красивая Меча. На жителей Ефремова выпала тяжёлая доля – пережить тяжёлые дни фашистской оккупации. Хозяйничали немцы в городе недолго. Своими зверствами они не испугали жителей. Ефремовцы не склонили свои головы перед фашистскими захватчиками. 6 декабря 1941 года началось контрнаступление советских войск под Москвой. 8 декабря перешло в наступление правое крыло юго-западного фронта. Третья армия в составе: 283-ей, 137-ой, 6-ой гвардейских дивизий, 52-ой кавдивизии, 150-ой и 121-ой танковых бригад подготовила наступление в общем направлении на Ефремов и Медвёдки. Рано утром 12 декабря части третьей армии стали наступать. К исходу 12 декабря 1941 года они окружили в районе деревни Медовой под Ефремовым полк 293-ей пехотной дивизии противника и уничтожили его. 13 декабря 1941года город Ефремов был полностью освобождён от фашистов. 22 дня хозяйничали гитлеровцы в Ефремове, следы их зверств и насилий можно было встретить на каждом шагу. Среди наших земляков было 11 Героев Советского Союза. На всех братских могилах города Ефремов установлены мемориальные доски, на которых начертаны имена воинов, погибших защищая Ефремовскую землю, а ниже надпись: «Вечная слава героям, павшим за Родину в Великой Отечественной войне 1941-1945годов. На Тульском шоссе, у въезда в город Ефремов в 1968году возведён курган Славы. Там захоронено 17 человек, выявлено фамилий – 3. На 12 метров возвышается Курган бессмертия над землёй. У подножия его горит вечный огонь, зажжённый от вечного огня с могилы Неизвестного солдата города Москвы. Курган бессмертия напоминает нам о том грозном времени, когда горела Ефремовская земля и гибли люди, защищая её от фашистских захватчиков. Рядом с Курганом бессмертия установлен в 1970 году памятник – «Танк» в честь танкистов 150-ой танковой бригады, участвовавших в освобождении г. Ефремова. В Ефремовской земле покоится прах более 1090 воинов, которые отдали свои жизни за Ефремовский край. Выявлено 730 фамилий. Ребята, мы не должны забывать о том, какой ценой досталась победа в Великой Отечественной Войне, на обелиске павшим воинам в нашей деревне Медвёдки около 200 имён солдат, не вернувшихся в родные места. Среди них – наши прадеды. Помните о них! Малыгин Никита, 8 класс

Строительство Стрелецкого моста Приложение к выступлению Максимовой Анны

Стрелецкий мост сегодня Приложение к выступлению Максимовой Анны

Курган бессмертия. Вечный огонь. Приложение к выступлению Малыгина Никиты

Приложение к выступлению Малыгина Никиты Рядом с Курганом бессмертия установлен в 1970 году памятник – «Танк» в честь танкистов 150-ой танковой бригады, участвовавших в освобождении г. Ефремова.

Использованные материалы Использованы Интернет- материалы: «Ефремов. Сайт о городе»: Стрелецкий мост; Ефремов в годы Великой Отечественной войны, автор Игорь Чемоданов». Учителем использованы текстовые элементы презентации «Ораторская речь, её особенности. Публичное выступление об истории родного края», автор – Наталия Ромашина (портал готовых презентаций Prezentacii.com , русский язык).


Борьба с утомлением внимания – важная задача, о которой не должен забывать оратор, продумывая структуру и содержание своей речи. Выступающему необходимо знать ораторские приемы поддержания внимания у слушателей:

    прямое требование внимания от слушателей;

    обращение к слушателям с неожиданным вопросом;

    риторический вопрос – не предполагающий ответа;

  • вопросно-ответный прием. Оратор вслух раздумывает над поставленной проблемой. Он ставит перед аудиторией вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам. Это очень удачный прием, т. к. он обостряет внимание слушателей, заставляет вникнуть в суть рассматриваемой темы.

    оживляют выступление примеры из художественной литературы, пословицы, поговорки, фразеологические выражения и т. п.

Заключение . Заключение – это логическое и эмоциональное завершение всей речи.

    заключение должно быть запоминающимся, деловым и вместе с тем обобщающим содержание речи;

    прекрасно воспринимается заключение, в котором эмоционально и образно еще раз подчеркивается цель устного выступления;

    какова бы ни была тема выступления, завершить его всегда необходимо на позитивной ноте.

Требования к речи выступающего

    Доходчивость речи.

Умение сказать просто, доходчиво о сложном – большое искусство и нелегкий труд. Есть афоризм: «Легкое дело – тяжело писать и говорить, но легко писать и говорить – тяжелое дело».

Залогом успеха является – глубокое знание выступающим предмета речи.

Добиться доходчивости речи – это прежде всего говорить на языке аудитории.

    Правильность речи – соответствие литературным нормам ударения, произношения, словоупотребления, образования грамматических форм, построения синтаксических конструкций – обязательное условие публичной речи.

    Говорить кратко, живо и просто – неотъемлемое требование к публичной речи.

Говорить кратко – большое искусство, и оно не приходит само собой. Надо научиться сокращать тексты, отсеивать лишнее, ненужное.

Хорошую помощь оратору оказывает неоднократное повторение тех или иных мест будущего выступления, каждый раз во все более сжатом виде.

    Говорить, размышляя! Хороший оратор творит свое слово во время речи. Именно в этом случае размышляет вместе с выступающим и аудитория. О таких выступающих говорят: видно, что он думает и говорит, говорит и думает.

Манера «размышления» – одна из самых продуктивных в публичной практике.

    Эмоциональность речи – залог ораторского успеха.

«Мысль входит вратами чувств» – говорили древние.

Как же добиться эмоциональности?

    говорить о том, что волнует людей;

    видеть то, о чем говоришь;

Если оратор, работая над своим выступлением, не видит за словами того, о чем он думает и пишет, то и слушатель ничего за ними не увидит. Но если он хорошо видит то, о чем будет говорить, то даже самые простые слова вызывают у слушателя те мысли, чувства и состояния, какие оратор хотел ему передать;

    вовлекать слушателей в речь, следует употреблением выражения: «Мы с вами неоднократно обсуждали…», «Мы согласились с тем, что… », «Мы пришли к выводу…», «Подведем итоги» и т. д.;

    использовать богатство интонаций;

    самому испытывать те эмоции, которые хотел бы возбудить у слушателей. Оратору следует постоянно помнить: чтобы зажечь людей, надо гореть самому, проявлять заинтересованность к тому, о чем говоришь;

    использовать жесты, позу, мимику.