Почему желтая пресса. Откуда произошло понятие "желтая пресса"

Что такое желтая пресса?

  1. Жлтая пресса (бульварная, таблоидная) разговорный термин означающий коммерческие средства массовой информации, доступные по цене и специализирующиеся на слухах, сенсациях (зачастую, мнимых) , скандалах, сплетнях, сексе. Информация в подобных изданиях выступает не в качестве духовно-практического знания, а в качестве развлекательного товара. Таким образом учредители не стявят перед собой никаких иных задач, помимо получения прибавочной стоимости.

    В России до перестройки все печатные издания подвергались цензуре и главный редактор мог поплатиться должностью, если пропустит в номер некорректный материал. Во время Перестройки была объявлена гласность (позже свобода слова) , после чего некоторые газеты стали печатать статьи, основанные на выдумках, в целях поднятия продаваемости тиража и использовать методы жлтой прессы.

    Первые представители направления появились в 90-е годы XX века таблоид Экспресс-газета, еженедельник Мегаполис Экспресс. Ныне к типичной жлтой прессе относят ряд изданий, в частности, газеты Твой день (бывш. Жизнь) ", Комсомольскую правду и др. В 2009 году Общественная коллегия по жалобам на прессу, в составе которой известные журналисты Эдуард Сагалаев, Николай Сванидзе, Даниил Дондурей, Алексей Кара-Мурза, Михаил Ненашев, Георгий Сатаров, признала жлтой газету "Известия, которая, по мнению членов коллегии, в настоящее время из респектабельного, качественного издания перешла в разряд бульварных газет".

    Одной из характеристик феномена жлтой прессы является эпатирующее освещение табуированной тематики.
    Сенсационность является не менее важной чертой желтой прессы. Одним из основных элементов системы желтой прессы является доминирование визуальной составляющей над текстовой.

    В практику вошли дезинформационные заголовки следующих подвидов:

    Внетекстуальные заголовки. Эти подзаголовки связаны не с конкретным текстом материала, а с внетекстовой ситуацией. Эта ситуация является более интересной, чем само содержание текста.
    Заголовки, представляющие собой тезис публикации (один из нескольких) . От содержательных заголовков качественной прессы, бульварные заголовки отличаются тем, что не выявляют всю суть истории. Они привлекают внимание какой-либо деталью.
    Заголовок, который представляет собой прямое искажение, подтасовку содержащихся в тексте фактов.

    В зависимости от типоформирующих признаков и черт, обуславливающих структуру издания выделяют

    Промежуточные издания, которые тяготеют к качественным газетам, но имеют в наличии некоторые основные черты жлтых.
    Бульварные издания. Они содержат в основном все черты желтых изданий. Они более банальны по содержанию, если сравнивать их с качественными, и более меркантильны, чем промежуточные.
    Собственно желтые. Газеты, которые имеют в наличии все основные типоформирующие особенности, отмеченные выше. Отличаются ярко выраженным пафосом гедонизма, сенсационности и откровенной вульгарности.
    Полупорнографические и порнографические издания, для которых характерно сохранение всех наличествующих черт предыдущих типов, с уклоном в сторону освещения девиантных половых отношений.

  2. Газеты Твой день, Жизнь
  3. газеты со сплетнями
  4. Как говорится, архиисчерпывающие ответы: -). Откуда только термин "желтая" взялся. Я слышал версию, что когда-то две американские газеты судились. Они опубликовали одни и те же приключения (наверное, маловероятные) какого-то мальчика в желтой рубашке. Судились за приоритет публикации, естественно.
    Вероятно обе газеты были бульварными, а тут еще и желтыми были названы.
  5. Та, которую таковой признают.
  6. Жлтая пресса обозначение изданий печатной прессы, доступных по цене и специализирующихся на слухах, сенсациях (зачастую, мнимых) , скандалах, сплетнях, эпатирующем освещением табуированной тематики.1 Информация в подобных изданиях выступает не в качестве духовно-практического знания, а в качестве развлекательного товара. Учредители таких изданий не ставят перед собой никаких иных задач, помимо получения прибавочной стоимости. Повсеместный гедонизм превратил жлтые СМИ, а их влияние повсеместно, в поставщика инфотейнмента (и его составной части политейнмента) . А отсюда и многочисленные отступления от канона истинности, серьзности, ответственности в мировых массмедиа. Инфотейнмент это приятная информация или информационное удовольствие.
    Как известно, в эпоху жлтых 1890-х в споре с викторианским ханжеством в Англии родилась метафора, обозначающая а) болезненность миросозерцания декадентов и эстетов, б) экстравагантность стиля публицистики импрессионистов, писателей, подобных Оскару Уайльду, в) гедонистические дендистские установки символистов и модернистов, исповедующих антибуржуазные ценности, г) жажду новизны, пронизывающую эпоху конца века конца света (О. Уайльд) . В современной науке о СМИ присутствуют и иные оттенки значения данного слова: а) принадлежность к определенному типу журналистского творчества, б) специфический дискурс, ориентированный на развлечение, в) особая стилистика, способствующая рыночной привлекательности информационного товара. Что касается зарубежной журналистской практики, то в США под жлтой прессой понимались и понимаются чаще сенсационные, недостоверные, непристойные или вульгарные сообщения, которые нередко соединяют в себе крикливые заголовки и иллюстрации (Р. Терри-Элмор) , а под желтым журнализмом обработка новостей в сенсационной манере (Р. Изард, X. Култберсон, Д. Ламберт) 3неавторитетный источник?.
  7. Китайские газеты 🙂

Сплетнях, сексе. Информация в подобных изданиях выступает не в качестве духовно-практического знания, а в качестве развлекательного товара. Таким образом учредители не стявят перед собой никаких иных задач, помимо получения прибавочной стоимости.

Альманах факультета журналистики Воронежского государственного университета и Академии наук региональной печати «Акценты. Новое в массовой коммуникации», выпуск 5-6 (68-69),2007. В. Хорольский. Отечественные и зарубежные ученые о глобальных проблемах массмедийной коммуникации

Происхождение названия

Существует несколько версий по поводу происхождения этого понятия. Согласно одной из них, название произошло от цвета газет, печатавшихся на дешёвой бумаге. По другой версии, возникновение связано с разбирательством между газетами «New York World» Пулитцера и «New York Journal» Херста из-за комикса «Жёлтый малыш» (Yellow Kid) в 1896 году . Этот Малыш своим цветом был обязан китайско-японской войне 1895 года , впервые показавшей Западу волну ура-патриотической истерии в японском обществе (yellow peril), которую он и пародировал - желтые малыши имели азиатские черты. Их изображали в неопрятном виде, они также демонстрировали нагловатое поведение.

История развития

С процессом зарождения массовой культуры появились такие издания, как «The New York Sun», «The New York Herald» и «The New York Tribune». Уже тогда сексуальная тематика, мотивы смерти, освещение скандалов, преступлений, насилия доминировали на полосах «желтых» газет.

Эти новые возможности, для повышения уровня популярности издания использовал Дж. Пулитцер («The New York World») и У. Херст («The San Francisco Examiner», «New York Journal» и др.). Тиражи их газет успешно раскупались не только благодаря оперативному сообщению драматических фактов, но и практике создания, так называемых «human-interest stories» - газетных материалов, которые «…больше ориентируются на пробуждение эмоций (сострадание, пафос, юмор, тревога, любопытство), чем на освещение достоверных событий». Пулитцер первым, а за ним и Херст, использовали особый вид сенсационного репортажа, основным методом которого стало смещение центра внимания с самого факта на его подачу .

В России

Типологические черты и используемые методы

  1. Одной из характеристик феномена жёлтой прессы является эпатирующее освещение табуированной тематики.
  2. Сенсационность является не менее важной чертой «желтой» прессы. (рис. 1)
  3. тематический эклектизм. Одним из основных элементов системы «желтой» прессы является доминирование визуальной составляющей над текстовой.

В практику вошли дезинформационные заголовки следующих подвидов:

  1. Внетекстуальные заголовки. Эти подзаголовки связаны не с конкретным текстом материала, а с внетекстовой ситуацией. Эта ситуация является более интересной, чем само содержание текста. (рис. 2)
  2. Заголовки, представляющие собой тезис публикации (один из нескольких). От содержательных заголовков качественной прессы, бульварные заголовки отличаются тем, что не выявляют всю суть истории. Они привлекают внимание какой-либо деталью. (рис. 2)
  3. Заголовок, который представляет собой прямое искажение, подтасовку содержащихся в тексте фактов. (рис. 2)

В зависимости от типоформирующих признаков и черт, обуславливающих структуру издания выделяют

  1. «Промежуточные» издания, которые тяготеют к качественным газетам, но имеют в наличии некоторые основные черты «жёлтых».
  2. Бульварные издания. Они содержат в основном все черты «желтых» изданий. Они более банальны по содержанию, если сравнивать их с качественными, и более «меркантильны», чем «промежуточные».
  3. Собственно «желтые». Газеты, которые имеют в наличии все основные типоформирующие особенности, отмеченные выше. Отличаются ярко выраженным пафосом гедонизма, сенсационности и откровенной вульгарности (рис. 1, рис. 2).
  4. Полупорнографические и порнографические издания, для которых характерно сохранение всех наличествующих черт предыдущих типов, с уклоном в сторону освещения девиантных половых отношений.

Примечания

Ссылки

  • Феномен «жёлтой прессы». Евгений Сазонов , научно-культорологический журнал RELGA, № 7 23.05.2005

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Желтая пресса" в других словарях:

    С английского: Yellow press. Выражение родилось в США. В 1895 г. в нью йоркской газете «The World» появилась серия забавных рисунков, среди персонажей которых был и некий мальчик, который комментировал происходящее. Этот ребенок имел… … Словарь крылатых слов и выражений

    - «ЖЕЛТАЯ ПРЕССА», периодические издания, публикующие в погоне за сенсацией скандальные сообщения. Термин появился в кон. 19 в. в США … Энциклопедический словарь

    Низкопробные периодические издания, публикующие в погоне за сенсацией скандальные сообщения, дезинформацию. Термин появился в кон. 19 в. в США … Большой Энциклопедический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 1 печать (57) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Знаете ли вы почему "желтую прессу" называют именно желтой?
Если нет, то вам наверняка будет интересно прочитать эту небольшую заметку. Уверяю вас, здесь об этом вы узнаете больше, чем в Википедии.

Типичные обложки современных российских "желтых" изданий:


Столь употребляемому выражению, как, собственно, и самому явлению под названием "желтая пресса", ни много ни мало сто с лишним лет. Ставшее почти ругательным, оно пришло к нам из США, из XIX века. С тех пор желтым клеймом позора награждаются те издания, которые в погоне за тиражами не гнушаются завлекать публику "жареным" - лишь бы первым прокричать: сенсация! Как и во всяком деле, здесь есть настоящие "профессионалы", которым нисколько не обидно получать в свой адрес обвинения в "желтизне". Раздувать скандалы из ничего - таков их "бизнес".

Иногда, правда, словосочетание "желтая пресса" употребляют любители навешивать "ярлыки" и без особого на то повода (например, это касается такой газеты как "Московский комсомолец", которая все-таки проверяет информацию, прежде чем разместить ее на своих страницах, в отличие от настоящей "желтой прессы", да и к тому же является одной из самых читаемых в стране общественно-политических газет, предоставляющей место представителям разных политических убеждний, за что ей честь и хвала!).

"Желтую прессу", как известно, не любит никто, но читают очень многие. Неодолимое желание заглянуть в замочную скважину соседа - об этом свойстве человеческой натуры очень хорошо знал крупнейший американский газетный магнат Уильям Рандолф Херст , который имеет прямое отношение к появлению термина "желтая пресса".

Все началось с того, что в 1896 году газета "Нью-Йорк уорлд", которую возглавлял Джозеф Пулитцер , впервые в истории опубликовала комикс, автором которого был художник-график Ричард Фелтон Ауткот. Герой легкомысленных историй в картинках, бедный паренек из нью-йоркских трущоб, юыл одет в мешковину, которую Ауткот придумал раскрасить в желтый цвет - чтобы оживить ярким пятном скучные черно-белые страницы.

Пятно оказалось невероятно завлекательным: тиражи газеты взлетели до миллиона экземпляров. Позавидовав успеху конкурента, владелец газеты "Нью-Йорк джорнел" У. Р. Херст переманил автора комиксов вместе с его желтым парнем в свое издание, пообещав рисовальщику огромные гонорары.

Уязвленный Пулитцер вынужден был найти Ауткоту замену, и другой художник начал штамповать истории про бедняка для "Нью-Йорк уорлд". Между двумя газетами завязался длительный спор, каждый из издателей пытался отстоять право первенства на сорванца в желтом и на публикацию комиксов вообще. Но желтое пятно уже никому не давало покоя. Комиксы с парнишкой в желтой одежонке тем не менее печатали оба издания, соревнуясь еще и в оперативной подаче всякого рода сенсаций.

И вот тогда один из сторонних наблюдателей, журналист Эрвин Уордмэн из "Нью-Йорк пресс", в своей статье окрестил конкурирующие газеты "желтой прессой". С этого все и пошло.

Согласно другой распространенной и более прозаичной версии в "желтизне" прессы виновата всего лишь низкосортная, быстрожелтеющая бумага, на которой печатались дешевые газеты. Но согласитесь, что первая версия намного интереснее.

В качестве примера современной "желтой прессы" предлагаю вам небольшую подборку типичной "желтухи", как нашей, так и зарубежной (и печатается она отнюдь не на дешевой, а часто на глянцевой бумаге).