Сочинение на тему Тема любви в романе Булгакова «Белая гвардия. Семья Турбиных

Михаил Афанасьевич Булгаков пришел в русскую литературу, казалось бы, с традиционными темами – любовь, дружба, семья, но дал им свое самобытное решение, драматическое звучание сложного переломного времени. Оттого его романы и повести пользуются неизменной популярностью у новых и новых поколений читателей. В романе “Белая гвардия”, во многом автобиографическом, писатель рассуждает о непреходящих ценностях нашего I мира – долге перед родиной, друзьями, семьей. В центре повествования дружная и интеллигентная, немного сентиментальная семья. Алексей, Елена, Николка Турбины втянуты в водоворот драматичных и судьбоносных событий зимы 1918-1919 годов в Киеве. Украина того времени становится ареной ожесточенных 1боев между красноармейцами, немцами, белогвардейцами и петлюровцами.
Трудно было в то время разобраться, за кем идти, против кого выступать, на чьей стороне правда. И в начале романа (писатель показывает, как Алексей, Николка, их близкие (друзья Мышлаевский, Карась и просто знакомые по службе офицеры пытаются организовать оборону города, не пустить Петлюру, но, обманутые генштабом и союзниками, они получаются заложниками собственной присяги и чувства чести.
Полковник Малышев пытается спасти своих подчиненных от бессмысленной гибели, рассказав им о предательстве штаба и высшего командования.
Мышлаевский предлагает уничтожить орудия, склады боеприпасов, но полковник его останавливает, возражая: “Господин поручик, Петлюре через три часа достанутся сотни живых жизней, и единственно, о чем я жалею, что ценой своей жизни и даже вашей, еще более дорогой, конечно, их гибели приостановить не могу. О портретах, пушках и винтовках попрошу вас более со мной не говорить”.
С этого времени драматические события нарастают: ранен Алексей Турбин, едва не гибнет Николка, Елена жестоко обижена мужем, бежавшим вместе со штабом и немцами. Кажется, все рушится и нет спасения в этом мире, но они смогли сплотиться в своем уютном доме, привычной обстановке, среди старых и преданных друзей.
Булгаков не дает развернутой картины дома Турбиных, а лишь отдельные детали, которые подчеркивают теплоту, сердечность обстановки – “кремовые шторы на окнах, часы… тонк-танк и много-много книг”. Эта обстановка, знакомая с детства, умиротворяет, внушает спокойствие и уверенность, что вскоре все успокоится, надо лишь пережить это сложное
Сын профессора Киевской академии, впитавший лучшие традиции русской культуры и духовности, М. А. Булгаков окончил медицинский факультет в Киеве, с 1916 года работал земским врачом в селе Никольское Смоленской губернии, а потом в Вязьме, где и застала его революция. Отсюда в 1918 году Булгаков через Москву перебрался, наконец, в родной Киев, и там ему и его близким довелось пережить сложную полосу гражданской войны, описанную затем в романе “Белая гвардия”, пьесах “Дни Турбиных”, “Бег” и многочисленных рассказах.
В романе “Белая гвардия” много автобиографического, но это не только описание своего жизненного опыта в годы революции и гражданской войны, но и проникновение в проблему “Человек и эпоха”; это и исследование художника, видящего неразрывную связь русской истории с философией. Это книга о судьбах классической культуры в грозную эпоху лома вековых традиций. Проблематика романа чрезвычайно близка Булгакову, “Белую гвардию” он любил более других своих произведений.
Эпиграфом из “Капитанской дочки” Пушкина Булгаков подчеркнул, что речь идет о людях, которых настиг буран революции, но которые смогли найти верную дорогу, сохранить мужество и трезвый взгляд на мир и свое место в нем. Второй эпиграф носит библейский характер. И этим Булгаков вводит нас в зону вечного времени, не внося в роман никаких исторических сопоставлений.
Развивает мотив эпиграфов эпический зачин романа: “Велик был год и страшен по рождестве Христовом 1918, от начала революции второй. Был он обилен летом солнцем, а зимой снегом, и особенно высоко в небе стояли две звезды: звезда пастушеская Венера и красный дрожащий Марс”. Стиль зачина почти библейский. Ассоциации заставляют вспомнить о вечной Книге бытия, что само по себе своеобразно материализует вечное, как и образ звезд на небесах. Конкретное время истории как бы впаяно в вечное время бытия, обрамлено им. Противостояние звезд, природный ряд образов, имеющих отношение к вечному, вместе с тем символизирует коллизию времени исторического. В открывающем произведение зачине, величавом, трагическом и поэтическом, заложено зерно социальной и философской проблематики, связанной с противостоянием мира и войны, жизни и смерти, смерти и бессмертия. Сам выбор звезд дает спуститься из космической дали к мир у Турбиных, поскольку именно этот мир будет противостоять вражде и безумию.
В “Белой гвардии” милая, тихая, интеллигентная семья Турбиных вдруг становится причастна великим событиям, делается свидетельницей и участницей дел страшных и удивительных. Дни Турбиных вбирают вечную прелесть календарного времени:
“Но дни и в мирные, и в кровавые годы летят как стрела, и молодые Турбины не заметили, как В крепком морозе наступил белый, мохнатый декабрь. О, елочный дед, сверкающий снегом и счастьем! Мама, светлая королева, где же ты?” Воспоминания о матери и прежней жизни контрастируют с реальной ситуацией кровавого восемнадцатого года. Великое несчастье – потеря матери – сливается другой страшной катастрофой – крушением старого, казалось бы, прочного и прекрасного мира. Обе катастрофы рождают внутреннюю рассеянность, душевную боль Турбиных. В романе Булгакова два пространственных масштаба – малое и большое пространство, Дом и Мир. Пространства эти находятся в противостоянии, подобно звездам на небе, каждое из них имеет свою соотнесенность со временем, заключает в себе определенное время.
Малое пространство дома Турбиных хранит прочность быта: “Скатерть, несмотря на пушки и на все это томление, тревогу и чепуху, бела и крахмальна… Полы лоснятся, и в декабре, теперь, на столе, в матовой, колонной вазе голубые гортензии и две мрачных и знойных розы”. Цветы в доме Турбиных – красота и прочность жизни – Уже в этой детали малое пространство’ дома начинает вбирать в себя вечное время, сам интерьер дома Турбиных – “бронзовая лампа под абажуром, лучшие на свете шкафы с книгами, пахнущими таинственным старинным шоколадом, с Наташей Ростовой, Капитанской дочкой, золоченные чашки, серебро, портреты, портьеры” – все это огороженное стенами малое пространство вмещает в себя вечное – бессмертие искусства, вехи культуры.
Дом Турбиных противостоит внешнему миру, в котором царят разрушение, ужас, бесчеловечность, смерть. Но Дом не может отделиться, уйти из города, он часть его, как город – часть земного пространства. И вместе с тем это земное пространство социальных страстей и битв включается в просторы Мира.
Город, по описанию Булгакова, был “прекрасный в морозе и в тумане на горах, над Днепром”. Но облик его резко изменился, сюда бежали “… промышленники, купцы, адвокаты, общественные деятели. Бежали журналисты, московские и петербургские, продажные и алчные, трусливые. Кокотки, честные дамы из аристократических фамилий…” и многие другие. И город зажил “странною, неестественной жизнью…” Внезапно и грозно нарушается эволюционный ход истории, и человек оказывается на ее изломе.
Изображение большого и малого пространства жизни вырастает у Булгакова в противопоставление разрушительного времени войны и вечного времени Мира.
Тяжкое время нельзя пересидеть, закрывшись от него на щеколду, как домовладелец Василиса – “инженер и трус, буржуй и несимпатичный “. Так воспринимают Лисовича Турбины, которым не по нраву мещанская замкнутость, ограниченность, накопительство, отъединенность от жизни. Что бы там ни случилось, но не станут они считать купоны, затаившись в темные, как Василий Лисович, который мечтает только пережить бурю и не утратить накопленного капитала. Турбины иначе встречают грозное время. Они ни в чем не изменяют себе, не меняют своего образа жизни. Ежедневно собираются в их доме друзья, которых встречают свет, тепло, накрытый стол. Звенит переборами Николкина гитара – отчаянием и вызовом даже перед надвигающейся катастрофой.
Все честное и чистое, как магнитом, притягивается Домом. Сюда, в этот уют Дома, приходит из страшного Мира смертельно замерзший Мышлаевский. Человек чести, как и Турбины, он не покинул поста под городом, где в страшный мороз сорок человек ждали сутки в снегу, без костров, смену, которая так бы и не пришла, если бы полковник Най-Турс, тоже человек чести и долга, не смог бы, вопреки безобразию, творящемуся в штабе, привести двести юнкеров, стараниями Най-Турса прекрасно одетых и вооруженных. Пройдет какое-то время, и Най-Турс, поняв, что он и его юнкера предательски брошены командованием, что его ребятам уготована судьба пушечного мяса, ценой собственной жизни спасет своих мальчиков. Переплетутся линии Турбиных и Най-Турса в судьбе Николки, ставшего свидетелем последних героических минут жизни полковника. Восхищенный подвигом и гуманизмом полковника, Николка совершит невозможное – сумеет преодолеть, казалось бы, непреодолимое, чтобы отдать Най-Турсу последний долг – похоронить его достойно и стать родным человеком для матери и сестры погибшего героя.
В мир Турбиных вмещены судьбы всех истинно порядочных людей, будь то мужественные офицеры Мышлаевский и Степанов, или глубоко штатский по натуре, но не уклоняющийся от того, что выпало на его долю в эпоху лихолетья Алексей Турбин, или даже совершенно, казалось бы, нелепый Лариосик. Но именно Лариосик сумел достаточно точно выразить самую суть Дома, противостоящего эпохе жестокости и насилия. Лариосик говорил о себе, но под этими словами могли бы подписаться многие, “что он потерпел драму, но здесь, у Елены Васильевны, оживает душой, потому что это совершенно исключительный человек Елена Васильевна и в квартире у них тепло и уютно, и в особенности замечательны кремовые шторы на всех окнах, благодаря чему чувствуешь себя оторванным от внешнего мира… А он, этот внешний мир… согласитесь сами, грозен, кровав и бессмыслен”.
Там, за окнами, – беспощадное разрушение всего, что было ценного в России.
Здесь, за шторами, – непреложная вера в то, что надо охранять и сохранять все прекрасное, что это необходимо при любых обстоятельствах, что это осуществимо. “… Часы, по счастью, совершенно бессмертны, бессмертен и Саардамский Плотник, и голландский изразец, как мудрая скана, в самое тяжкое время живительный и жаркий”.
А за окнами – “восемнадцатый год летит к концу и день ото дня глядит все грознее, щетинистей”. И с тревогой думает Алексей Турбин не о своей возможной гибели, а о гибели Дома: “Упадут стены, улетит встревоженный сокол с белой рукавицы, потухнет огонь в бронзовой лампе, а Капитанскую Дочку сожгут в печи”.
Но, может быть, любви и преданности дана сила оберечь и спасти и Дом будет спасен?
Четкого ответа на этот вопрос в романе нет.
Есть противостояние очага мира и культуры петлюровским бандам, на смену которым приходят большевики.
Одна из последних зарисовок в романе – описание бронепоезда “Пролетарий”. Ужасом и отвращением веет от этой картины: “Он сипел тихонько и злобно, сочилось что-то в боковых снимках, тупое рыло его молчало и щурилось в приднепровские леса. С последней площадки в высь, черную и синюю, целилось широченное дуло в глухом наморднике верст на двадцать и прямо в полночный крест”. Булгаков знает, что в старой России было много такого, что привело к трагедии страну. Но люди, нацелившие дула пушек и ружей на свое отечество, ничуть не лучше тех штабных и правительственных мерзавцев, которые посылали на верную гибель лучших сынов отечества.
Убийц, преступников, грабителей, предателей всех рангов и мастей история неминуемо сметает с пути, и имена их будут символом бесчестия и позора.
А Дом Турбиных как символ нетленной красоты и правды лучших людей России, ее безымянных героев, скромных тружеников, хранителей добра и культуры, будет согревать души многих поколений читателей и доказывать каждым своим проявлением, что настоящий человек остается человеком и на изломе истории.
Те, кто нарушил естественный ход истории, совершили преступление перед всеми, – в том числе перед усталым и замерзшим часовым у бронепоезда. В рваных валенках, в рваной шинели зверски, не по-человечески, озябший человек засыпает на ходу, и снятся ему родная деревня и сосед, идущий навстречу. “И тотчас грозный сторожевой голос в груди выстукивал три слова:
“- Прости… часовой… замерзнешь…”
Зачем отдан этот человек бессмысленному кошмару?
Зачем отданы этому тысячи и миллионы других?
Можно не быть уверенным, что маленький Петька Щеглов, который жил во флигеле и увидел замечательный сон о сверкающем алмазном шаре, дождется того, что сон обещал ему, – счастья?
Кто знает? В эпоху битв и потрясений хрупка, как никогда, отдельная человеческая жизнь. Но тем и сильна Россия, что есть в ней люди, для которых понятие “жить” равносильно понятиям “любить”, “чувствовать”, “постигать”, “думать”, быть верным долгу и чести. Эти люди знают, что стены Дома – не просто жилище, а место связи поколений, место, где сохранена в нетленности душевность, где никогда не исчезает духовное начало, символ которого – главная часть Дома – книжные шкафы, наполненные книгами.
И как в начале романа, в его эпилоге, глядя на яркие звезды в морозном небе, автор заставляет нас думать о вечности, о жизни будущих поколений, об ответственности перед историей, друг перед другом: “Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле”.

Сочинение по литературе на тему: Рассуждения о любви, дружбе, основе романа “Белая гвардия”

Другие сочинения:

  1. Мать сказала детям: – Живите. А им придется мучиться и умирать. М. Булгаков Михаил Афанасьевич Булгаков пришел в русскую литературу, казалось бы, с традиционными темами – любовь, дружба, семья, но дал им свое самобытное решение, драматическое звучание сложного переломного времени. Read More ......
  2. Тема любви всегда была, есть и будет одной из самых волнующих тем. Во все времена поэты, писатели, философы обращались к этой теме. А в наше время, когда войны следуют одна за другой, когда люди начинают забывать о том, что такое Read More ......
  3. В основу романа М. А. Булгакова “Белая гвардия”, написанного в 1925 году, легли реальные события трагического времени Гражданской войны на Украине. Здесь многое автобиографично: город – любимый Киев, адрес – дом №13 по Алексеевскому спуску (в действительности Булгаковы жили в Read More ......
  4. Фамилия героя указывает на автобиографические мотивы, присутствующие в этом образе: Турбины – предки Булгакова по материнской линии. Фамилию Турбина в сочетании с тем же именем-отчеством (Алексей Васильевич) носил персонаж утраченной пьесы Булгакова “Братья Турбины”, сочиненной в 1920-1921 гг. во Владикавказе Read More ......
  5. Роман М. Булгакова “Белая гвардия” был написан в 1923- 1925 годах. В то время писатель считал эту книгу главной в своей судьбе, говорил, что от этого романа “небу станет жарко”. Спустя годы он называл его “неудавшимся”. Возможно, писатель имел в Read More ......
  6. “Белая гвардия” М. А. Булгакова – роман о судьбе русской интеллигенции в годы революции и гражданской войны. В центре повествования находится семья белогвардейцев Турбиных. Их квартира – это теплый, уютный дом, где собираются близкие люди, единомышленники, друзья. В лице этих Read More ......
  7. Первая глава романа является своеобразной экспозицией всего повествования. Торжественный тон создается автором за счет библейской стилизации начала главы. “Велик был год и страшен по рождестве Христовом 1918…” Введение в повествование “вечерней Венеры и красного, дрожащего Марса” создает атмосферу тревожного ожидания Read More ......
  8. Рассматривая проблему изображения истории в романе “Белая гвардия”, необходимо учитывать несколько важных моментов: историческую ситуацию, в который было написано произведение, исторический фон для развития сюжета романа и, наконец, Историю как героиню романа. Работа над “Белой гвардией” пришлась на тяжелое время. Read More ......
Рассуждения о любви, дружбе, основе романа “Белая гвардия”

Булгаков "Белая гвардия" - сочинение "Тема любви в романе Булгакова «Белая гвардия»"

Тема любви всегда была, есть и будет одной из самых волнующих тем. Во все времена поэты, писатели, философы обращались к этой теме. А в наше время, когда войны следуют одна за другой, когда люди начинают забывать о том, что такое дружба, доверие, помощь, бескорыстие, эта тема очень актуальна. К тому же, на мой взгляд, именно в «Белой гвардии» тема любви раскрыта очень искренне, глубоко и многосторонне. Тема любви многогранна. Можно говорить и о любви к Родине, и о любви к женщине. Я остановлюсь на двух аспектах любви. Этим будет обусловлена структура моего сочинения. Первая часть будет посвящена любви и взаимоотношениям в семье Турбиных, вторая же — любви, соединяющей любящие сердца.

Роман Булгакова открывается величественным образом 1918 года: «Велик был год и страшен год по рождестве Христовом 1918 - й, от начала же революции Второй. Был он обилен летом солнцем, а зимою снегом, и особенно высоко в небе стояли две звезды: звезда пастушеская вечерняя Венера и красный дрожащий Марс». Это небольшое вступление звучит довольно-таки угрожающе, словно предупреждая о тех испытаниях, которые ждут Турбиных. Эти звезды не просто образы, это образы-символы. И если расшифровать их, то можно увидеть, что уже в первых строках романа автор заявляет те темы, которые его волнуют: любовь и война.

Холодный и страшный образ 1918 года настораживает и даже пугает. И поэтому, когда на его фоне вдруг появляются Турбины, к ним сразу испытываешь чувство близости и доверия. Ты скорбишь вместе с ними, когда они навсегда прощаются с матерью, и волнуешься за их будущее. И этот контраст в самом начале романа, по-моему, не случаен. Булгаков резко противопоставляет эту семью всему образу 1918 года, который несет в себе ужас, смерть, боль. Мы отчетливо понимаем позицию автора по отношению к этой семье. Что такое семья? Семья — это круг людей бесконечно преданных и любящих друг друга. Это люди, объединенные кровными узами, для которых их союз — самое важное. Можно ли Турбиных назвать семьей? Безусловно. Более того: Турбины — это булгаковский идеал семьи. В них есть все лучшее, что может быть у по-настоящему крепкой семьи: доброта, простота, честность, взаимопонимание и, конечно же, любовь. Но Булгакову важно не только это. Ему дороги его герои, потому что они — люди дома. Свой дом, теплый и уютный, Турбины готовы защищать. «Дом в самом широком плане — город, Россию…» Именно поэтому карьерист Тальберг и трус Василиса, убежавшие и спрятавшиеся от всех забот в своей конуре, не могут быть членами этой семьи. Дом Турбиных — крепость, которую они оберегают и защищают только все вместе, сообща. Иначе быть и не может. И, конечно же, не случайно тогда обращение Булгакова к деталям церковной обрядности: отпевание матери, обращение Алексея к образу Богоматери, молитва Николки, который чудом спасся от гибели… Все в доме Турбиных проникнуто верой и любовью к Богу и к ближнему своему. Это заложено в них еще с детства, и это дает им силы противостоять насилию внешнего мира. Так как 1918 год таков, «…что ни одна семья, ни один человек не смогли избежать страданий и крови», не миновала сия чаша и семью Турбиных. На поверхности лежат два выхода: бегство — так поступает Тальберг, оставляющий жену и близких людей, или переход на сторону сил зла, что сделает Шервинский, предстающий в финале романа перед Еленой в образе двухцветного кошмара и рекомендующегося командиром стрелковой школы товарищем Шервинским. Но есть и третий путь — противостояние, на который вступают главные герои — Турбины. Это вера в любовь сплачивает семью и делает ее сильнее.

Булгаков говорит нам, что православие — неотъемлемая черта идеальной русской семьи. Возможно, что именно это и делает эту семью русской. И тогда понятно столь частое обращение Булгакова к церковной лексике, тогда слова из эпиграфа приобретают глубокий смысл: «И судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими…». Мы прекрасно знем, что эти строки — из Евангелия. Но автор никак не подписывает их. Почему? Потому что создается впечатление, что эти слова звучат из уст самих Турбиных. Вспомним строки из молитвы Елены: «Все мы в крови повинны, но ты не карай». Булгаков проводит эту семью через многие испытания, словно пытаясь проверить на прочность их союз. Но горе всегда лишь сближает еще больше. В такое страшное время, как 1918 год, они принимают к себе в семью человека, так нуждающегося в них, — Лариосика. Турбины заботятся о нем, как о члене своей семьи, пытаются согреть его своей любовью. И спустя некоторое время Лариосик и сам понимает, что не сможет жить без этой семьи, без этих добрых и открытых людей. Поэтому Турбины и притягивают к себе таких разных персонажей: Мышлаевского, Шервинского, Карася и Лариосика.

Тема любви всегда была, есть и будет одной из самых волнующих тем. Во все времена поэты, писатели, философы обращались к этой теме. А в наше время, когда войны следуют одна за другой, когда люди начинают забывать о том, что такое дружба, доверие, помощь, бескорыстие, эта тема очень актуальна. К тому же, на мой взгляд, именно в «Белой гвардии» тема любви раскрыта очень искренне, глубоко и многосторонне. Тема любви многогранна. Можно говорить и о любви к Родине, и о любви к женщине. Я остановлюсь на двух аспектах любви. Этим будет обусловлена структура моего сочинения. Первая часть будет посвящена любви и взаимоотношениям в семье Турбиных, вторая же - любви, соединяющей любящие сердца.

Роман Булгакова открывается величественным образом 1918 года: «Велик был год и страшен год по рождестве Христовом 1918- й, от начала же революции Второй. Был он обилен летом солнцем, а зимою снегом, и особенно высоко в небе стояли две звезды: звезда пастушеская вечерняя Венера и красный дрожащий Марс». Это небольшое вступление звучит довольно-таки угрожающе, словно предупреждая о тех испытаниях, которые ждут Турбиных. Эти звезды не просто образы, это образы-символы. И если расшифровать их, то можно увидеть, что уже в первых строках романа автор заявляет те темы, которые его волнуют: любовь и война.

Холодный и страшный образ 1918 года настораживает и даже пугает. И поэтому, когда на его фоне вдруг появляются Турбины, к ним сразу испытываешь чувство близости и доверия. Ты скорбишь вместе с ними, когда они навсегда прощаются с матерью, и волнуешься за их будущее. И этот контраст в самом начале романа, по-моему, не случаен. Булгаков резко противопоставляет эту семью всему образу 1918 года, который несет в себе ужас, смерть, боль. Мы отчетливо понимаем позицию автора по отношению к этой семье. Что такое семья? Семья - это круг людей бесконечно преданных и любящих друг друга. Это люди, объединенные кровными узами, для которых их союз - самое важное. Можно ли Турбиных назвать семьей? Безусловно. Более того: Турбины - это булгаковский идеал семьи. В них есть все лучшее, что может быть у по-настоящему крепкой семьи: доброта, простота, честность, взаимопонимание и, конечно же, любовь. Но Булгакову важно не только это. Ему дороги его герои, потому что они - люди дома. Свой дом, теплый и уютный, Турбины готовы защищать. «Дом в самом широком плане - город, Россию…» Именно поэтому карьерист Тальберг и трус Василиса, убежавшие и спрятавшиеся от всех забот в своей конуре, не могут быть членами этой семьи. Дом Турбиных - крепость, которую они оберегают и защищают только все вместе, сообща. Иначе быть и не может. И, конечно же, не случайно тогда обращение Булгакова к деталям церковной обрядности: отпевание матери, обращение Алексея к образу Богоматери, молитва Николки, который чудом спасся от гибели… Все в доме Турбиных проникнуто верой и любовью к Богу и к ближнему своему. Это заложено в них еще с детства, и это дает им силы противостоять насилию внешнего мира. Так как 1918 год таков, «…что ни одна семья, ни один человек не смогли избежать страданий и крови», не миновала сия чаша и семью Турбиных. На поверхности лежат два выхода: бегство - так поступает Тальберг, оставляющий жену и близких людей, или переход на сторону сил зла, что сделает Шервинский, предстающий в финале романа перед Еленой в образе двухцветного кошмара и рекомендующегося командиром стрелковой школы товарищем Шервинским. Но есть и третий путь - противостояние, на который вступают главные герои - Турбины. Это вера в любовь сплачивает семью и делает ее сильнее.

Булгаков говорит нам, что православие - неотъемлемая черта идеальной русской семьи. Возможно, что именно это и делает эту семью русской. И тогда понятно столь частое обращение Булгакова к церковной лексике, тогда слова из эпиграфа приобретают глубокий смысл: «И судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими…». Мы прекрасно знем, что эти строки - из Евангелия. Но автор никак не подписывает их. Почему? Потому что создается впечатление, что эти слова звучат из уст самих Турбиных. Вспомним строки из молитвы Елены: «Все мы в крови повинны, но ты не карай». Булгаков проводит эту семью через многие испытания, словно пытаясь проверить на прочность их союз. Но горе всегда лишь сближает еще больше. В такое страшное время, как 1918 год, они принимают к себе в семью человека, так нуждающегося в них, - Лариосика. Турбины заботятся о нем, как о члене своей семьи, пытаются согреть его своей любовью. И спустя некоторое время Лариосик и сам понимает, что не сможет жить без этой семьи, без этих добрых и открытых людей. Поэтому Турбины и притягивают к себе таких разных персонажей: Мышлаевского, Шервинского, Карася и Лариосика. Сразу вспоминаются слова Лариосика: «…а наши израненные души ищут покоя вот именно за такими кремовыми шторами…».

Почему же так дороги Булгакову его Турбины? Да потому, что Турбины - это не кто иные, как Булгаковы, но, естественно, с не171 которыми отличиями. Михаил Афанасьевич Булгаков жил в доме номер 13 по Андреевскому (в романе Алексеевскому) спуску в городе Киеве. В героях романа можно узнать семью Булгакова. В Алексее Турбине - Михаила, в Елене - одну из четырех его сестер, Варю. В Николае - младшего брата, Ивана. Поэтому, когда при чтении романа мы погружаемся в атмосферу турбинского дома, создается впечатление, что побывали в гостях у писателя и его семьи. Жизнь, по Булгакову, - это любовь и ненависть, отвага и азарт, умение ценить красоту и доброту. Но на самом первом месте - именно любовь. И это автор подчеркивает уже в начале романа, противопоставляя в космической системе координат Венеру Марсу. Любовь романтическая, земная, плотская и поэтичная - она та сила, которая движет событиями романа. Ради нее все совершается и все происходит. «Им придется мучаться и умирать», - говорит Булгаков о своих героях. И им действительно приходится нелегко. И несмотря ни на что, любовь настигает едва ли не каждого из них: и Алексея, и Николку, и Елену, и Мышлаевского с Лариосиком - незадачливых соперников Шервинского. Они получают эту любовь в качестве дара Божьего, и она помогает им выжить и победить. Любовь не умирает никогда, иначе умерла бы сама жизнь. А жизнь будет всегда, она вечна. И чтобы доказать это, Булгаков обращается к Богу в первом сне Алексея, где ему привиделся рай Господний. «Для него Бог - вечные истины: справедливость, милосердие, мир…».

Если на тему семейных взаимоотношений заключительная глава «Белой гвардии», найденная в 1991 году, практически не повлияла, то тема любви раскрывается с учетом этой последней главы совершенно по-другому. Если в «старой» «Белой гвардии» отношения Юлии и Алексея, Елены и Шервинского показаны довольно-таки скупо, то в заключительной части сюжетный занавес значительно приоткрывается. Что мы знаем из старого варианта романа об отношениях между Алексеем и Юлией, Николкой и Ириной, Еленой и Шервинским? Совсем немного. Булгаков будто бы лишь намекает на возникшие между героями чувства, практически не уделяя им особого внимания. Но эти намеки говорят больше любых слов. От нас не скрылась внезапная страсть Алексея к Юлии, нежное чувство Николки к Ирине.

Булгаковские герои любят очень естественно, сами не осознавая того, что это чувство настигло их. Но, несмотря на искренность чувства, практически все любовные истории героев «Белой гвардии» должны закончиться трагедией. Должны, но могут и не закончиться, мы этого не знаем и никогда не узнаем. Мы можем только лишь предполагать.

Да, любовь объединяет героев романа. Она едина для всех них. Она словно также является героем произведения, и героем не простым, а главным. Любовь - центральный образ романа. И, как любой другой образ, любовь многогранна и у каждого героя своя. Алексей и Юлия… Начиная с первой их встречи, их отношения коренным образом влияют на жизнь одного и другого. «Когда Алексей убегает от петлюровцев и смерть смотрит ему в спину пристальным взглядом, словно чудо возникает перед ним женщина и уводит из-под носа преследователей к себе. Гналась за ним смерть, а догнала любовь». Юлия - спасительница Алексея. Спасая его, она не только дарит ему спасение, но и приносит в его жизнь любовь, которая, в свою очередь, может спасти человека от всего. Любовь - словно смертельное оружие против боли и зла. Но в то же время, она сама таит в себе страдания. Их чувство вспыхнуло также внезапно и ярко, как загорается щепка, брошенная в огонь. Их сразу потянуло друг к другу, чувство овладело ими, и лишние слова были совершенно ни к чему. Создается впечатление, что они созданы друг для друга, что знают друг друга уже целую вечность. Если бы нужно было создать образ, с которым бы ассоциировались их отношения, то очень подошел бы огонь. Очень яркий, горячий, жгучий, разрушающий. Огонь как символ бурной стихии, как символ страсти. Так как именно страсть, одна из граней любви, объединяет Алексея и Юлию.

Совсем иное дело - Николка и Ирина. Если об Алексее и Юлии Булгаков хоть немного, но рассказал нам, то о Николке и Ирине - практически ничего. Ирина, как и Юлия, входит в жизнь Николки неожиданно: младший Турбин, побуждаемый чувством долга и уважения к офицеру Най-Турсу, решает сообщить семье Турсов о гибели их родственника. Именно в этой, чужой для него семье, найдет Николка свою будущую любовь. Трагические обстоятель ства сближают Ирину и Николку. Возможно, это одна из главных причин возникновения столь чистых и трепетных чувств. Интересно, что в тексте романа описана лишь одна их встреча. Нет ни одного признания и упоминания о любви, ни одного размышления героев друг о друге.

Свое развитие отношения Ирины и Николки находят в 21 главе романа. Замечательно изображение появления впервые приглашенной в дом Ирины Най-Турс, волнение Николки, его ревность к Мышлаевскому, который подшучивает над влюбленным. Когда Николка провожает Ирину, он второпях забывает перчатки, и она, поскольку было очень морозно, не позволяет взять себя под руку. Николка побледнел и твердо поклялся звезде Венере: «Приду и тотчас же застрелюсь». Но она всунула его руку в свою муфту рядом со своей, и он затих. А когда после поцелуя герой возвращается домой, «город был ослеплен Луной и тьма-тьмущая звезд красовалась над ним…».

Если образом любви Алексея был огонь, то образом любви Николки - определенно вода. Она такая же чистая, ясная, спокойная, как и чувства Николая. И нам абсолютно ясно, что эти влюбленные будут счастливы еще долго. Роман Булгакова «Белая гвардия» пронизан множеством сюжетных линий. В своем произведении писатель показывает нам взаимоотношения совершенно разного характера: это и семейные узы, и любовные связи. Но какие бы это ни были отношения, ими всегда руководят чувства. А точнее, одно чувство - любовь. Любовь может разрушать, а может и спасать. Любовь еще больше сплотила семью Турбиных и их близких друзей. Любовь может привести к счастью, а может - и к трагедии. Любовь Алексея закончилась гибелью, а для Николки - обретением смысла жизни. Вот насколько противоречиво это сладко-горькое чувство.

На мой взгляд, Михаил Афанасьевич сопоставляет образы звезд с любовью. «Красный дрожащий Марс» - страсть и огонь Алексея, и «пастушеская Венера» - чистая любовь Николки. Звезды - вечны, как и любовь. И тогда заключительные слова обретают совершенно другой смысл: «Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?»

Сочинение

Тема любви всегда была, есть и будет одной из самых волнующих тем. Во все времена поэты, писатели, философы обращались к этой теме. А в наше время, когда войны следуют одна за другой, когда люди начинают забывать о том, что такое дружба, доверие, помощь, бескорыстие, эта тема очень актуальна. К тому же, на мой взгляд, именно в «Белой гвардии» тема любви раскрыта очень искренне, глубоко и многосторонне. Тема любви многогранна. Можно говорить и о любви к Родине, и о любви к женщине. Я остановлюсь на двух аспектах любви. Этим будет обусловлена структура моего сочинения. Первая часть будет посвящена любви и взаимоотношениям в семье Турбиных, вторая же - любви, соединяющей любящие сердца.

Роман Булгакова открывается величественным образом 1918 года: «Велик был год и страшен год по рождестве Христовом 1918 - й, от начала же революции Второй. Был он обилен летом солнцем, а зимою снегом, и особенно высоко в небе стояли две звезды: звезда пастушеская вечерняя Венера и красный дрожащий Марс». Это небольшое вступление звучит довольно-таки угрожающе, словно предупреждая о тех испытаниях, которые ждут Турбиных. Эти звезды не просто образы, это образы-символы. И если расшифровать их, то можно увидеть, что уже в первых строках романа автор заявляет те темы, которые его волнуют: любовь и война.

Холодный и страшный образ 1918 года настораживает и даже пугает. И поэтому, когда на его фоне вдруг появляются Турбины, к ним сразу испытываешь чувство близости и доверия. Ты скорбишь вместе с ними, когда они навсегда прощаются с матерью, и волнуешься за их будущее. И этот контраст в самом начале романа, по-моему, не случаен. Булгаков резко противопоставляет эту семью всему образу 1918 года, который несет в себе ужас, смерть, боль. Мы отчетливо понимаем позицию автора по отношению к этой семье. Что такое семья? Семья - это круг людей бесконечно преданных и любящих друг друга. Это люди, объединенные кровными узами, для которых их союз - самое важное. Можно ли Турбиных назвать семьей? Безусловно. Более того: Турбины - это булгаковский идеал семьи. В них есть все лучшее, что может быть у по-настоящему крепкой семьи: доброта, простота, честность, взаимопонимание и, конечно же, любовь. Но Булгакову важно не только это. Ему дороги его герои, потому что они - люди дома. Свой дом, теплый и уютный, Турбины готовы защищать. «Дом в самом широком плане - город, Россию…» Именно поэтому карьерист Тальберг и трус Василиса, убежавшие и спрятавшиеся от всех забот в своей конуре, не могут быть членами этой семьи. Дом Турбиных - крепость, которую они оберегают и защищают только все вместе, сообща. Иначе быть и не может. И, конечно же, не случайно тогда обращение Булгакова к деталям церковной обрядности: отпевание матери, обращение Алексея к образу Богоматери, молитва Николки, который чудом спасся от гибели… Все в доме Турбиных проникнуто верой и любовью к Богу и к ближнему своему. Это заложено в них еще с детства, и это дает им силы противостоять насилию внешнего мира. Так как 1918 год таков, «…что ни одна семья, ни один человек не смогли избежать страданий и крови», не миновала сия чаша и семью Турбиных. На поверхности лежат два выхода: бегство - так поступает Тальберг, оставляющий жену и близких людей, или переход на сторону сил зла, что сделает Шервинский, предстающий в финале романа перед Еленой в образе двухцветного кошмара и рекомендующегося командиром стрелковой школы товарищем Шервинским. Но есть и третий путь - противостояние, на который вступают главные герои - Турбины. Это вера в любовь сплачивает семью и делает ее сильнее.

Булгаков говорит нам, что православие - неотъемлемая черта идеальной русской семьи. Возможно, что именно это и делает эту семью русской. И тогда понятно столь частое обращение Булгакова к церковной лексике, тогда слова из эпиграфа приобретают глубокий смысл: «И судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими…». Мы прекрасно знем, что эти строки - из Евангелия. Но автор никак не подписывает их. Почему? Потому что создается впечатление, что эти слова звучат из уст самих Турбиных. Вспомним строки из молитвы Елены: «Все мы в крови повинны, но ты не карай». Булгаков проводит эту семью через многие испытания, словно пытаясь проверить на прочность их союз. Но горе всегда лишь сближает еще больше. В такое страшное время, как 1918 год, они принимают к себе в семью человека, так нуждающегося в них, - Лариосика. Турбины заботятся о нем, как о члене своей семьи, пытаются согреть его своей любовью. И спустя некоторое время Лариосик и сам понимает, что не сможет жить без этой семьи, без этих добрых и открытых людей. Поэтому Турбины и притягивают к себе таких разных персонажей: Мышлаевского, Шервинского, Карася и Лариосика. Сразу вспоминаются слова Лариосика: «…а наши израненные души ищут покоя вот именно за такими кремовыми шторами…».

Почему же так дороги Булгакову его Турбины? Да потому, что Турбины - это не кто иные, как Булгаковы, но, естественно, с некоторыми отличиями. Михаил Афанасьевич Булгаков жил в доме номер 13 по Андреевскому (в романе Алексеевскому) спуску в городе Киеве. В героях романа можно узнать семью Булгакова. В Алексее Турбине - Михаила, в Елене - одну из четырех его сестер, Варю. В Николае - младшего брата, Ивана. Поэтому, когда при чтении романа мы погружаемся в атмосферу турбинского дома, создается впечатление, что побывали в гостях у писателя и его семьи. Жизнь, по Булгакову, - это любовь и ненависть, отвага и азарт, умение ценить красоту и доброту. Но на самом первом месте - именно любовь. И это автор подчеркивает уже в начале романа, противопоставляя в космической системе координат Венеру Марсу. Любовь романтическая, земная, плотская и поэтичная - она та сила, которая движет событиями романа. Ради нее все совершается и все происходит. «Им придется мучаться и умирать», - говорит Булгаков о своих героях. И им действительно приходится нелегко. И несмотря ни на что, любовь настигает едва ли не каждого из них: и Алексея, и Николку, и Елену, и Мышлаевского с Лариосиком - незадачливых соперников Шервинского. Они получают эту любовь в качестве дара Божьего, и она помогает им выжить и победить. Любовь не умирает никогда, иначе умерла бы сама жизнь. А жизнь будет всегда, она вечна. И чтобы доказать это, Булгаков обращается к Богу в первом сне Алексея, где ему привиделся рай Господний. «Для него Бог - вечные истины: справедливость, милосердие, мир…».

Если на тему семейных взаимоотношений заключительная глава «Белой гвардии», найденная в 1991 году, практически не повлияла, то тема любви раскрывается с учетом этой последней главы совершенно по-другому. Если в «старой» «Белой гвардии» отношения Юлии и Алексея, Елены и Шервинского показаны довольно-таки скупо, то в заключительной части сюжетный занавес значительно приоткрывается. Что мы знаем из старого варианта романа об отношениях между Алексеем и Юлией, Николкой и Ириной, Еленой и Шервинским? Совсем немного. Булгаков будто бы лишь намекает на возникшие между героями чувства, практически не уделяя им особого внимания. Но эти намеки говорят больше любых слов. От нас не скрылась внезапная страсть Алексея к Юлии, нежное чувство Николки к Ирине.

Булгаковские герои любят очень естественно, сами не осознавая того, что это чувство настигло их. Но, несмотря на искренность чувства, практически все любовные истории героев «Белой гвардии» должны закончиться трагедией. Должны, но могут и не закончиться, мы этого не знаем и никогда не узнаем. Мы можем только лишь предполагать.

Да, любовь объединяет героев романа. Она едина для всех них. Она словно также является героем произведения, и героем не простым, а главным. Любовь - центральный образ романа. И, как любой другой образ, любовь многогранна и у каждого героя своя. Алексей и Юлия… Начиная с первой их встречи, их отношения коренным образом влияют на жизнь одного и другого. «Когда Алексей убегает от петлюровцев и смерть смотрит ему в спину пристальным взглядом, словно чудо возникает перед ним женщина и уводит из-под носа преследователей к себе. Гналась за ним смерть, а догнала любовь». Юлия - спасительница Алексея. Спасая его, она не только дарит ему спасение, но и приносит в его жизнь любовь, которая, в свою очередь, может спасти человека от всего. Любовь - словно смертельное оружие против боли и зла. Но в то же время, она сама таит в себе страдания. Их чувство вспыхнуло также внезапно и ярко, как загорается щепка, брошенная в огонь. Их сразу потянуло друг к другу, чувство овладело ими, и лишние слова были совершенно ни к чему. Создается впечатление, что они созданы друг для друга, что знают друг друга уже целую вечность. Если бы нужно было создать образ, с которым бы ассоциировались их отношения, то очень подошел бы огонь. Очень яркий, горячий, жгучий, разрушающий. Огонь как символ бурной стихии, как символ страсти. Так как именно страсть, одна из граней любви, объединяет Алексея и Юлию.

Совсем иное дело - Николка и Ирина. Если об Алексее и Юлии Булгаков хоть немного, но рассказал нам, то о Николке и Ирине - практически ничего. Ирина, как и Юлия, входит в жизнь Николки неожиданно: младший Турбин, побуждаемый чувством долга и уважения к офицеру Най-Турсу, решает сообщить семье Турсов о гибели их родственника. Именно в этой, чужой для него семье, найдет Николка свою будущую любовь. Трагические обстоятель ства сближают Ирину и Николку. Возможно, это одна из главных причин возникновения столь чистых и трепетных чувств. Интересно, что в тексте романа описана лишь одна их встреча. Нет ни одного признания и упоминания о любви, ни одного размышления героев друг о друге.

Свое развитие отношения Ирины и Николки находят в 21 главе романа. Замечательно изображение появления впервые приглашенной в дом Ирины Най-Турс, волнение Николки, его ревность к Мышлаевскому, который подшучивает над влюбленным. Когда Николка провожает Ирину, он второпях забывает перчатки, и она, поскольку было очень морозно, не позволяет взять себя под руку. Николка побледнел и твердо поклялся звезде Венере: «Приду и тотчас же застрелюсь». Но она всунула его руку в свою муфту рядом со своей, и он затих. А когда после поцелуя герой возвращается домой, «город был ослеплен Луной и тьма-тьмущая звезд красовалась над ним…».

Если образом любви Алексея был огонь, то образом любви Николки - определенно вода. Она такая же чистая, ясная, спокойная, как и чувства Николая. И нам абсолютно ясно, что эти влюбленные будут счастливы еще долго. Роман Булгакова «Белая гвардия» пронизан множеством сюжетных линий. В своем произведении писатель показывает нам взаимоотношения совершенно разного характера: это и семейные узы, и любовные связи. Но какие бы это ни были отношения, ими всегда руководят чувства. А точнее, одно чувство - любовь. Любовь может разрушать, а может и спасать. Любовь еще больше сплотила семью Турбиных и их близких друзей. Любовь может привести к счастью, а может - и к трагедии. Любовь Алексея закончилась гибелью, а для Николки - обретением смысла жизни. Вот насколько противоречиво это сладко-горькое чувство.

На мой взгляд, Михаил Афанасьевич сопоставляет образы звезд с любовью. «Красный дрожащий Марс» - страсть и огонь Алексея, и «пастушеская Венера» - чистая любовь Николки. Звезды - вечны, как и любовь. И тогда заключительные слова обретают совершенно другой смысл: «Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?»

Другие сочинения по этому произведению

«Всякая благородная личность глубоко осознает свои кровные связи с отечеством» (В.Г. Белинский) (по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») «Жизнь дана на добрые дела» (на материале романа М. А. Булгакова «Белая гвардия») «Мысль семейная» в русской литературе по роману «Белая гвардия» «Человек — частица истории» (по роману М. Булгакова «Белая гвардия») Анализ 1 главы 1 части романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» Анализ эпизода «Сцена в Александровской гимназии» (по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») Бегство Тальберга (анализ эпизода из главы 2 части 1 романа М. А. Булгакова «Белая гвардия»). Борьба или капитуляция: Тема интеллигенции и революции в творчестве М.А. Булгакова (роман "Белая гвардия" и пьесы "Дни Турбиных" и "Бег") Гибель Най-Турса и спасение Николая (анализ эпизода из 11 главы части 2 романа М. А. Булгакова «Белая гвардия») Гражданская война в романах А. Фадеева «Разгром» и М. Булгакова «Белая гвардия» Дом Турбиных как отражение семьи Турбиных в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Задачи и Сны М. Булгакова в романе "Белая гвардия" Идейно-художественное своеобразие романа Булгакова «Белая гвардия» Изображение белого движения в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Изображение гражданской войны в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Интеллигенция «мнимая» и «настоящая» в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Интеллигенция и революция в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» История в изображении М. А. Булгакова (на примере романа «Белая гвардия»). История создания романа Булгакова «Белая гвардия» Каким предстаёт белое движение в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия»? Начало романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» (анализ 1 гл. 1 ч.) Начало романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» (анализ 1 главы первой части). Образ Города в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Образ дома в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Образ дома и города в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Образы белых офицеров в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Основные образы в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Основные образы романа “Белая гвардия” М. Булгакова Отражение гражданской войны в романе Булгакова «Белая гвардия». Почему так притягателен дом Турбиных? (По роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») Проблема выбора в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Проблема гуманизма на войне (по романам М. Булгакова «Белая гвардия» и М. Шолохова «Тихий Дон») Проблема нравственного выбора в романе М.А. Булгакова "Белая гвардия". Проблема нравственного выбора в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Проблематика романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» Рассуждения о любви, дружбе, воинском долге на основе романа «Белая гвардия» Роль сна Алексея Турбина (по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») Роль снов героев в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Семья Турбиных (по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») Система образов в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Сны героев и их значение в романе М. А. Булгакова «Белая Гвардия» Сны героев и их связь с проблематикой романа М. А. Булгакова «Белая гвардия». Сны героев и их связь с проблематикой романа М. Булгакова «Белая гвардия» Сны героев романа М. А. Булгакова «Белая гвардия». (Анализ главы 20 части 3) Сцена в Александровской гимназии (анализ эпизода из главы 7 роамана М. Булгакова «Белая гвардия») Тайники инженера Лисовича (анализ эпизода из главы 3 части 1 романа М. А. Булгакова «Белая гвардия») Тема революции, гражданской войны и судьба русской интеллегенции в русской литературе (Пастернак, Булгаков) Трагедия интеллигенции в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия»

Тема любви всегда была, есть и будет одной из самых волнующих тем. Во все времена поэты, писатели, философы обращались к этой теме. А в наше время, когда войны следуют одна за другой, когда люди начинают забывать о том, что такое дружба, доверие, помощь, бескорыстие, эта тема очень актуальна. К тому же, на мой взгляд, именно в «Белой гвардии» тема любви раскрыта очень искренне, глубоко и многосторонне. Тема любви многогранна. Можно говорить и о любви к Родине, и о любви к женщине. Я остановлюсь на двух аспектах любви. Этим будет обусловлена структура моего сочинения. Первая часть будет посвящена любви и взаимоотношениям в семье Турбиных, вторая же - любви, соединяющей любящие сердца. Роман Булгакова открывается величественным образом 1918 года: «Велик был год и страшен год по рождестве Христовом 1918 - й, от начала же революции Второй. Был он обилен летом солнцем, а зимою снегом, и особенно высоко в небе стояли две звезды: звезда пастушеская вечерняя Венера и красный дрожащий Марс». Это небольшое вступление звучит довольно-таки угрожающе, словно предупреждая о тех испытаниях, которые ждут Турбиных. Эти звезды не просто образы, это образы-символы. И если расшифровать их, то можно увидеть, что уже в первых строках романа автор заявляет те темы, которые его волнуют: любовь и война. Холодный и страшный образ 1918 года настораживает и даже пугает. И поэтому, когда на его фоне вдруг появляются Турбины, к ним сразу испытываешь чувство близости и доверия. Ты скорбишь вместе с ними, когда они навсегда прощаются с матерью, и волнуешься за их будущее. И этот контраст в самом начале романа, по-моему, не случаен. Булгаков резко противопоставляет эту семью всему образу 1918 года, который несет в себе ужас, смерть, боль. Мы отчетливо понимаем позицию автора по отношению к этой семье. Что такое семья? Семья - это круг людей бесконечно преданных и любящих друг друга. Это люди, объединенные кровными узами, для которых их союз - самое важное. Можно ли Турбиных назвать семьей? Безусловно. Более того: Турбины - это булгаковский идеал семьи. В них есть все лучшее, что может быть у по-настоящему крепкой семьи: доброта, простота, честность, взаимопонимание и, конечно же, любовь. Но Булгакову важно не только это. Ему дороги его герои, потому что они - люди дома. Свой дом, теплый и уютный, Турбины готовы защищать. «Дом в самом широком плане - город, Россию…» Именно поэтому карьерист Тальберг и трус Василиса, убежавшие и спрятавшиеся от всех забот в своей конуре, не могут быть членами этой семьи. Дом Турбиных - крепость, которую они оберегают и защищают только все вместе, сообща. Иначе быть и не может. И, конечно же, не случайно тогда обращение Булгакова к деталям церковной обрядности: отпевание матери, обращение Алексея к образу Богоматери, молитва Николки, который чудом спасся от гибели… Все в доме Турбиных проникнуто верой и любовью к Богу и к ближнему своему. Это заложено в них еще с детства, и это дает им силы противостоять насилию внешнего мира. Так как 1918 год таков, «…что ни одна семья, ни один человек не смогли избежать страданий и крови», не миновала сия чаша и семью Турбиных. На поверхности лежат два выхода: бегство - так поступает Тальберг, оставляющий жену и близких людей, или переход на сторону сил зла, что сделает Шервинский, предстающий в финале романа перед Еленой в образе двухцветного кошмара и рекомендующегося командиром стрелковой школы товарищем Шервинским. Но есть и третий путь - противостояние, на который вступают главные герои - Турбины. Это вера в любовь сплачивает семью и делает ее сильнее. Булгаков говорит нам, что православие - неотъемлемая черта идеальной русской семьи. Возможно, что именно это и делает эту семью русской. И тогда понятно столь частое обращение Булгакова к церковной лексике, тогда слова из эпиграфа приобретают глубокий смысл: «И судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими…». Мы прекрасно знем, что эти строки - из Евангелия. Но автор никак не подписывает их. Почему? Потому что создается впечатление, что эти слова звучат из уст самих Турбиных. Вспомним строки из молитвы Елены: «Все мы в крови повинны, но ты не карай». Булгаков проводит эту семью через многие испытания, словно пытаясь проверить на прочность их союз. Но горе всегда лишь сближает еще больше. В такое страшное время, как 1918 год, они принимают к себе в семью человека, так нуждающегося в них, - Лариосика. Турбины заботятся о нем, как о члене своей семьи, пытаются согреть его своей любовью. И спустя некоторое время Лариосик и сам понимает, что не сможет жить без этой семьи, без этих добрых и открытых людей. Поэтому Турбины и притягивают к себе таких разных персонажей: Мышлаевского, Шервинского, Карася и Лариосика. Сразу вспоминаются слова Лариосика: «…а наши израненные души ищут покоя вот именно за такими кремовыми шторами…». Почему же так дороги Булгакову его Турбины? Да потому, что Турбины - это не кто иные, как Булгаковы, но, естественно, с некоторыми отличиями. Михаил Афанасьевич Булгаков жил в доме номер 13 по Андреевскому (в романе Алексеевскому) спуску в городе Киеве. В героях романа можно узнать семью Булгакова. В Алексее Турбине - Михаила, в Елене - одну из четырех его сестер, Варю. В Николае - младшего брата, Ивана. Поэтому, когда при чтении романа мы погружаемся в атмосферу турбинского дома, создается впечатление, что побывали в гостях у писателя и его семьи. Жизнь, по Булгакову, - это любовь и ненависть, отвага и азарт, умение ценить красоту и доброту. Но на самом первом месте - именно любовь. И это автор подчеркивает уже в начале романа, противопоставляя в космической системе координат Венеру Марсу. Любовь романтическая, земная, плотская и поэтичная - она та сила, которая движет событиями романа. Ради нее все совершается и все происходит. «Им придется мучаться и умирать», - говорит Булгаков о своих героях. И им действительно приходится нелегко. И несмотря ни на что, любовь настигает едва ли не каждого из них: и Алексея, и Николку, и Елену, и Мышлаевского с Лариосиком - незадачливых соперников Шервинского. Они получают эту любовь в качестве дара Божьего, и она помогает им выжить и победить. Любовь не умирает никогда, иначе умерла бы сама жизнь. А жизнь будет всегда, она вечна. И чтобы доказать это, Булгаков обращается к Богу в первом сне Алексея, где ему привиделся рай Господний. «Для него Бог - вечные истины: справедливость, милосердие, мир…». Если на тему семейных взаимоотношений заключительная глава «Белой гвардии», найденная в 1991 году, практически не повлияла, то тема любви раскрывается с учетом этой последней главы совершенно по-другому. Если в «старой» «Белой гвардии» отношения Юлии и Алексея, Елены и Шервинского показаны довольно-таки скупо, то в заключительной части сюжетный занавес значительно приоткрывается. Что мы знаем из старого варианта романа об отношениях между Алексеем и Юлией, Николкой и Ириной, Еленой и Шервинским? Совсем немного. Булгаков будто бы лишь намекает на возникшие между героями чувства, практически не уделяя им особого внимания. Но эти намеки говорят больше любых слов. От нас не скрылась внезапная страсть Алексея к Юлии, нежное чувство Николки к Ирине. Булгаковские герои любят очень естественно, сами не осознавая того, что это чувство настигло их. Но, несмотря на искренность чувства, практически все любовные истории героев «Белой гвардии» должны закончиться трагедией. Должны, но могут и не закончиться, мы этого не знаем и никогда не узнаем. Мы можем только лишь предполагать. Да, любовь объединяет героев романа. Она едина для всех них. Она словно также является героем произведения, и героем не простым, а главным. Любовь - центральный образ романа. И, как любой другой образ, любовь многогранна и у каждого героя своя. Алексей и Юлия… Начиная с первой их встречи, их отношения коренным образом влияют на жизнь одного и другого. «Когда Алексей убегает от петлюровцев и смерть смотрит ему в спину пристальным взглядом, словно чудо возникает перед ним женщина и уводит из-под носа преследователей к себе. Гналась за ним смерть, а догнала любовь». Юлия - спасительница Алексея. Спасая его, она не только дарит ему спасение, но и приносит в его жизнь любовь, которая, в свою очередь, может спасти человека от всего. Любовь - словно смертельное оружие против боли и зла. Но в то же время, она сама таит в себе страдания. Их чувство вспыхнуло также внезапно и ярко, как загорается щепка, брошенная в огонь. Их сразу потянуло друг к другу, чувство овладело ими, и лишние слова были совершенно ни к чему. Создается впечатление, что они созданы друг для друга, что знают друг друга уже целую вечность. Если бы нужно было создать образ, с которым бы ассоциировались их отношения, то очень подошел бы огонь. Очень яркий, горячий, жгучий, разрушающий. Огонь как символ бурной стихии, как символ страсти. Так как именно страсть, одна из граней любви, объединяет Алексея и Юлию. Совсем иное дело - Николка и Ирина. Если об Алексее и Юлии Булгаков хоть немного, но рассказал нам, то о Николке и Ирине - практически ничего. Ирина, как и Юлия, входит в жизнь Николки неожиданно: младший Турбин, побуждаемый чувством долга и уважения к офицеру Най-Турсу, решает сообщить семье Турсов о гибели их родственника. Именно в этой, чужой для него семье, найдет Николка свою будущую любовь. Трагические обстоятель ства сближают Ирину и Николку. Возможно, это одна из главных причин возникновения столь чистых и трепетных чувств. Интересно, что в тексте романа описана лишь одна их встреча. Нет ни одного признания и упоминания о любви, ни одного размышления героев друг о друге. Свое развитие отношения Ирины и Николки находят в 21 главе романа. Замечательно изображение появления впервые приглашенной в дом Ирины Най-Турс, волнение Николки, его ревность к Мышлаевскому, который подшучивает над влюбленным. Когда Николка провожает Ирину, он второпях забывает перчатки, и она, поскольку было очень морозно, не позволяет взять себя под руку. Николка побледнел и твердо поклялся звезде Венере: «Приду и тотчас же застрелюсь». Но она всунула его руку в свою муфту рядом со своей, и он затих. А когда после поцелуя герой возвращается домой, «город был ослеплен Луной и тьма-тьмущая звезд красовалась над ним…». Если образом любви Алексея был огонь, то образом любви Николки - определенно вода. Она такая же чистая, ясная, спокойная, как и чувства Николая. И нам абсолютно ясно, что эти влюбленные будут счастливы еще долго. Роман Булгакова «Белая гвардия» пронизан множеством сюжетных линий. В своем произведении писатель показывает нам взаимоотношения совершенно разного характера: это и семейные узы, и любовные связи. Но какие бы это ни были отношения, ими всегда руководят чувства. А точнее, одно чувство - любовь. Любовь может разрушать, а может и спасать. Любовь еще больше сплотила семью Турбиных и их близких друзей. Любовь может привести к счастью, а может - и к трагедии. Любовь Алексея закончилась гибелью, а для Николки - обретением смысла жизни. Вот насколько противоречиво это сладко-горькое чувство. На мой взгляд, Михаил Афанасьевич сопоставляет образы звезд с любовью. «Красный дрожащий Марс» - страсть и огонь Алексея, и «пастушеская Венера» - чистая любовь Николки. Звезды - вечны, как и любовь. И тогда заключительные слова обретают совершенно другой смысл: «Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?»