Презентация на тему право в древних афинах. Презентация по истории становление афинского государства

Зарождение демократии в Афинах

Работа учителя истории МБОУ «СОШ с.Восток» Енотаевского района Астраханской области

Травниковой Марины Николаевны




  • В начале VII в. до н. э. в Афинах появляются первые писаные законы. Составителем законов был Драконт По этим законам смертной казни подлежали лица, виновные в убийстве, осквернении святынь, те, кто вел праздный образ жизни. Смертная казнь угрожала даже тем, кто крал овощи. Наказания за крупные и мелкие преступления были одина­ковы - смертная казнь. Драконтовы законы стали символом же­стокости. Даже в древности говорили, что они написаны кровью.


«ДЕМОС»+ «КРАТОС»= ДЕМОКРАТИЯ

(народ) (власть) (власть народа)


Требования демоса

1. Отнять власть у знатных людей;

2. Самим управлять Афинами.

3. Демос требовал отменить долговое рабство,

4. Поделить землю, т.е. отобрать часть земли у знатных и раздать ее бедным.


СОЛОН

Конфликт между аристократией и демосом должен был разрешить Солон. Он сам происходил из знатного рода, но не был богат. Солон отличался образованностью и почитался греками одним из семи мудрецов. В 594 году до нашей эры он был избран архонтом – главой афинского полиса. Он начал проведение реформ.


РЕФОРМЫ СОЛОНА

Суть закона

Прощение долгов

Людей, имевших на себе долг, освобождали от его уплат; заложенные земледельцами участки снова стали их собственностью.

З апретить обра щ ать в рабство за долги

Все рабы-должники были освобождены, а проданных за море следовало разыскать и вернуть за счет государственной казны.

Выборность судей

Из всех афинян независимо от их знатности и богатства.

Регулярный созыв Народного собрания

В работе Н ародного собрания принимали участие все афинские граждане.

Значение законов

Заложены основы демократии.


Перемены в управлении Афинами

  • Избираются из знати и из демоса
  • Состоит из знати и демоса
  • Делит власть с демосом
  • Народ участвует в управлении






  • В 509 году до нашей эры архонтом был избран Клисфен. Разделение на разряды было отменено. Были введены избирательные округа, установлено тайное голосование.Был принят закон об изгнании граждан, создававших угрозу демократии. Голосование по этому вопросу проводили с помощью глиняных черепков. На них нужно было написать имя того человека, который более всего угрожал демократии. Если одно и то же имя называлось большинством граждан, то названное лицо изгоняли из Афин на 10 лет.
  • Реформы Клисфена упрочили демократию в Афинах.


Слайд 2

1.Возникновение государства в Афинах: а) реформы Тезея; б) законы Солона и Клисфена. 2. Реформы Эфиальта и Перикла. Государственный строй в V-IV вв. до н.э. 3.Организация афинского суда. 4.Основные черты афинского права. Законы Драконта.

Слайд 3

Литература: Гомер. Иллиада. (любое издание). Громаков Б.С. История рабовладельческого государства и права (Афины, Рим). - М., 1986. История Древней Греции/ под ред. В.И. Кузищина. - М., 1996. Античная Греция: Т. 1-2. - М., 1983 Скрипилев Е.А. История государства и права древнего мира. - М., 1993. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства: Собр.соч. Т.21. - С.109-129. Шишова И.А. Раннее законодательство и становление рабства в античной Греции. - Л., 1991. Разумович Н.Н. Политическая и правовая культура: идеи и институты Древней Греции. - М., 1989. Колобова Е.М. Возникновение и развитие Афинского государства 10-6 в. до н.э. - Л., 1989. Развитие античной государственности: Сб.статей. - Л., 1982. Античная демократия в свидетельствах современников. - М., 1996. Андокид «Речи или История святотатцев». - С.-Пб., 1996. Лисий «Речи».- М., 1994. Кечекьян С.Ф. Государство и право Древней Греции. - М., 1963. Михаляк Я.С. Рабовладельческое государство и право. - М., 1960. Древняя Греция (история, быт, культура). Составитель Ильинская Л.С. М., 1997.

Слайд 4

Периодизация истории Афинского рабовладельческого государства XI – VII вв. до н.э. - гомеровский VIII-VI вв. до н.э. - архаический V-IV вв. до н.э. - классический III-I вв. до н.э. - эллинистический

Слайд 5

Реформы ТЕСЕЯ

Евсевий Кесарийский в своей хронографии называет Тесея 10-м царём Афин, правившим 30 лет после Эгея с 1234 по 1205 гг. до н. э. Плутарх в жизнеописании «Тесей» приводит свидетельства реального существования такого древнего царя в Афинах. В правление Тесея афиняне убили сына Миноса Андрогея, за что должны были платить дань Криту афинскими мальчиками. Однако Тесей сам отправился на состязание, учреждённое Миносом в память о погибшем сыне, и победил в борьбе сильнейшего из критян Минотавра, в результате чего дань мальчиками отменили.

Слайд 6

Тесей собрал афинян в единую общину, стал действительным основателем Афин. Плутарх («Тесей»):

«Он собрал всех жителей Аттики, сделав их единым народом, гражданами одного города, тогда как прежде они были рассеяны, их с трудом удавалось созвать, даже если дело шло об общем благе, а нередко между ними разгорались раздоры и настоящие войны. Обходя дем за демом и род за родом, он объяснял повсюду свой план, простые граждане и бедняки быстро склонялись на его увещания, а людям влиятельным он сулил государство без царя, демократическое устройство, которое ему, Тесею, даст лишь место военачальника и стража законов, в остальном же принесет всем равенство, - и одних сумел уговорить, а другие, страшась его отваги и могущества, к тому времени уже немалого, предпочли уступить добром, нежели покориться принуждению. (…) Он воздвиг единый, общий для всех Пританей и дом совета в нынешней старой части города, город назвал Афинами»

Слайд 7

Соло́н (др.-греч. Σόλων, Sólōn) (между 640 и 635 - около 559 до н. э.), афинский политический деятель и социальный реформатор, поэт, один из «семи мудрецов» Древней Греции.

Слайд 8

Реформы Солона

Будучи избранным в 594-593 гг. до н. э. архонтом и айсимнетом, Солон провёл ряд реформ. СИСАХФИЯ – стряхивание долгового бремени. ЦЕНЗОВАЯ РЕФОРМА: 1 разряд – 500мерники 2 разряд – 300 мерники 3 разряд – 200мерники 4 разряд – менее 200 мер зерна, вина или масла 1 медимн – 52,5 литра 3. Создание ГЕЛИЭИ – суда присяжных. 4. Создание Совета 400.

Слайд 9

Клисфен (греч. Κλεισθένης) - афинянин, сын Мегакла и Агаристы, внук сикионского тирана того же имени (Клисфен Старший), из знатного рода Алкмеонидов.

РЕФОРМЫ КЛИСФЕНА - 509 – 507 гг. до н.э: Он вводит новую территориальную систему административного деления, распределив всех граждан по 10 филам и ста более мелким единицам - демам. Новые филы были составлены с таким расчетом, чтобы лица, принадлежавшие к одним и тем же родам и фратриям, были впредь политически разобщены, проживая в разных территориально-административных округах. В результате этой реформы были решены три важные задачи: 1. Афинский демос, прежде всего крестьянство, составлявшее весьма значительную и вместе с тем наиболее консервативную его часть, был освобожден из-под древних родовых традиций, на которых основывалось политическое влияние знати; 2. Были прекращены нередко возникавшие распри между отдельными родовыми союзами, угрожавшие внутреннему единству афинского государства; 3. Были привлечены к участию в политической жизни те, кто до этого стоял вне фратрий и фил и в силу этого не пользовался гражданскими правами. При Клисфене существующий совет 400 был реформирован в совет 500. Он занимался вопросами управления Афин в промежутках между народными собраниями. В него попадали по жребию граждане, достигшие 30-ти лет. В функции совета кроме руководства текущими делами входила подготовка вопросов, подлежавших рассмотрению в народном собрании. Решение, принятое народным собранием без предварительного обсуждения в совете пятисот, считалось противозаконным.

Слайд 10

Была создана выборная военная коллегия – 10 стратегов. Стратеги принадлежали к числу важнейших должностных лиц, избиравшихся на год. Их функции были весьма разнообразными. Они: - командовали армией и флотом, - следили за их состоянием в мирное время, - ведали строительством военных укреплений, - назначением и распределением триерархов, расходованием военных средств. Вместе с советом пятисот стратеги занимались внешнеполитическими вопросами, вели дипломатические переговоры, созыв чрезвычайные сессии народного собрания, участвовать в заседаниях совета пятисот, имели приоритет в представлении письменных или устных докладов совету и народу. в отличие от других должностей переизбрание стратегов не только допускалось, но было обычной практикой в политической жизни Афин.

Слайд 11

Клисфен провел реформу остракизма (остракон – черепок). Цель: предотвращение тирании Вывод: Реформы, проведенные в жизнь Клисфеном, нанесли решающий удар родовой аристократии и ее политическому господству и направили развитие Афинского государства в сторону еще большей демократизации. Перикл: «...скромность звания не служит бедняку препятствием к деятельности, если только он может оказать какую-либо услугу государству... Мы считаем … бесполезным того, кто вовсе не участвует в государственной деятельности».

Слайд 12

ПЕРИКЛ Вождь афинской рабовладельческой демократии в период ее расцвета, стратег Афин (444-429 до н.э.)

Слайд 13

Социальная структура Афин (V-IV вв. до н.э.) НАСЕЛЕНИЕ Свободные граждане Рабы Полно- правные Ограничен- ные в правах Частные Государ- ственные Богатые ра- бовладельцы Свободная беднота Люмпены Метеки

Слайд 14

Государственный строй Афин (V-IV вв. до н.э.) Основные органы Афинского государства Совет пятисот Народное собрание Гелиэя Главные должностные лица Армия Полиция Коллегия архонтов Должнос- тные лица Коллегия стратегов Ареопаг Полицей- ские функции выполняли: рабы- токсоты (200 чел.); свободные афиняне Архонт- эпоним Архонт- базилевс Архонт- полемарх Архонты- фесмофеты (6 человек) Автократор 9 стратегов

Слайд 18

Уголовное право Древних Афин ПРЕСТУПЛЕНИЯ Государствен- ные Против собственности Против семьи Против личности Измена Обман народа Оскорбление богов Другие преступления Кража Грабеж и др. Похищение девушки Измена жены и др. Убийство Оскорбление

Слайд 19

НАКАЗАНИЯ АТИМИЯ КОНФИС- КАЦИЯ ИМУЩЕСТВА ШТРАФ ТЕЛЕСНЫЕ НАКАЗАНИЯ ОБРАЩЕНИЕ В РАБСТВО СМЕРТНАЯ КАЗНЬ

Слайд 20

Судебный процесс в Афинах СУДОПРОИЗВОДСТВО Процесс dike Процесс graphe Процесс начинался по заявлению потерпевшего или его законного представителя. 2. Мог быть прекращен до вынесе- ния судом решения. Процесс начинался по заявлению любого полноправного гражданина. 2. Заявитель должен был довести его до конца под угрозой штрафа Стадии процесса Предварительное расследование Судебное следствие Отбирались объяснения от обвиняемого (ответчика), опрашивались свидетели, исследовались доказательства. Все фиксировалось письменно. Оглашалась жалоба истца и возражения ответчика, стороны произносили речи, в ходе которых оглашались документы и свидетельские показания

Посмотреть все слайды


Развитие античных государства отличается от Древневосточных следующими чертами: Развитие античных государства отличается от Древневосточных следующими чертами: более ускоренные темпы разложения первобытнообщинного строя; развития частной собственности; расширение эксплуатации рабов. Свободные граждане оказывали в этих странах упорное сопротивление родовой знати, которая хотела добиться их закабаления.


Это привело Это привело к ранней ликвидации долгового рабства и обусловило относительную устойчивость мелкого крестьянского хозяйства. рабовладение в античном мире утратило черты патриархального рабства, какие оно долго сохраняло в странах Древнего Востока.


В Греции активно развиваются те социально-экономические и политические структуры, которые придали античному обществу определенную специфику Это: В Греции активно развиваются те социально-экономические и политические структуры, которые придали античному обществу определенную специфику Это: классическое рабство, система денежного обращения и рынка, полис – как основная форма политической организации.


Государство в Древней Греции складывается в форме – ПОЛИСА - общины свободных и полноправных граждан. Государство в Древней Греции складывается в форме – ПОЛИСА - общины свободных и полноправных граждан. Для полиса характерно: сочетание общинного характера и своеобразных черт, отделяющих эту общину от родовой, семейной, территориальной и т.п.; в ее основе - античная форма собственности, которая одновременно являлась собственностью государственной (совместной) и собственностью частной;


владельцем основного средства производства – земли – мог стать лишь полноправный член гражданской общины; владельцем основного средства производства – земли – мог стать лишь полноправный член гражданской общины; верховным правом на землю (правом владеть, пользоваться и распоряжаться ею) обладал только коллектив граждан;


все граждане в идеале обладали равными правами; все граждане в идеале обладали равными правами; наличие различные органы управления, но верховным органом в большинстве из них было народное собрание, которому принадлежало право окончательного решения всех важнейших вопросов;


совпадение политической и военной организации. (гражданин-собственник одновременно являлся и воином, обеспечивающим неприкосновенность полиса, а значит, и своей собственности); совпадение политической и военной организации. (гражданин-собственник одновременно являлся и воином, обеспечивающим неприкосновенность полиса, а значит, и своей собственности); экономика базировалась на земледелии и скотоводстве виноградарстве и садоводстве; основной принцип хозяйства - идея самообеспеченности.


Основными периодами в истории Афинского государства были: Основными периодами в истории Афинского государства были: первый период – возникновение и образование Афинского рабовладельческого государства – VII – VI вв. до н.э.; развитие Афинского государства - V – IV вв. до н.э.; кризис и упадок Афинского государства - IV – III вв. до н.э.


Первый шаг к образованию Афинского государства - реформы Тесея: Первый шаг к образованию Афинского государства - реформы Тесея: объединение отдельные племенные поселения в одно целое с центром в Афинах; учреждение в Афинах центрального правления; народ был поделен на три группы (независимо от существующего деления на племена) на: - евпатридов (благородных); - геоморов (земледельцев); - демиургов (ремесленников).


Архонт Солон. 594 г. до н.э. выступил посредником между аристократией и демосом и законодателем с правом переустройства государства. Архонт Солон. 594 г. до н.э. выступил посредником между аристократией и демосом и законодателем с правом переустройства государства. ЕГО РЕФОРМЫ СВОДИЛИСЬ К СЛЕДУЮЩЕМУ:


защитил афинских граждан от произвола ростовщиков, защитил афинских граждан от произвола ростовщиков, освободил их от кабального рабства посредством проведения реформы долгового права – сисахфии.; аннулировались все долги; запрещались такие обязательства, позволяющие закладывать личность должника; находившиеся в кабале у кредиторов, получали свободу; проданные в рабство выкуплены; разделил всех граждан на четыре разряда в зависимости от размеров их имущества (граждане первых 3-х разрядов могли занимать государственные должности, высшие должности – архонты, члены ареопага – только граждане 1-го).


создает Совет 400 – высший орган управления (занимался вопросами текущего управления, в т.ч. подготовкой дел к рассмотрению в народном собрании). В этот орган входили только представители первых трех разрядов (по 100 человек от каждого племени); создает Совет 400 – высший орган управления (занимался вопросами текущего управления, в т.ч. подготовкой дел к рассмотрению в народном собрании). В этот орган входили только представители первых трех разрядов (по 100 человек от каждого племени); сужает компетенцию продолжающего существовать Ареопага, которая сводится к контролю за деятельностью народного собрания и надзору за соблюдением законов. определил компетенцию народного собрания, высшего органа власти. Оно:


решало все вопросы, относящиеся к внутренней и внешней политике государства; решало все вопросы, относящиеся к внутренней и внешней политике государства; избирало должностных лиц; определяло размер налогов и порядок расходования государственных средств; объявляло войну и заключало мирные договоры. Право участия в народном собрании имел каждый афинский гражданин, достигший 20-летнего возраста.


создает народный суд (или суд присяжных) – Гелиэя, который: создает народный суд (или суд присяжных) – Гелиэя, который: обладал обширной судебной властью; участвовал в осуществлении законодательной власти; контролировал избрание должностных лиц.


Реформы Клисфен (510 г. до н.э.), окончательно ликвидировали остатки родового строя. Он: Реформы Клисфен (510 г. до н.э.), окончательно ликвидировали остатки родового строя. Он: ввел деление населения по территориальному признаку, уничтожив при этом деление населения на 4 племени (филы) территорию Афин разделил на 10 территориальных фил упразднил Совет 400 и создал Совет 500, состоящий из представителей 10 территориальных фил (500 человек в каждой) ввел остракизм (изгнание из страны граждан, которые представляли опасность для государственного строя посредством обретения чрезмерного влияния в государстве).


Время наивысшего могущества Афин и высшая точка развития демократии приходится на период правления Эфиальта и Перикла (V вв. до н.э.). Время наивысшего могущества Афин и высшая точка развития демократии приходится на период правления Эфиальта и Перикла (V вв. до н.э.).


Реформы Эфиальта (462 г. до н.э.) коснулись деятельности ареопага: Реформы Эфиальта (462 г. до н.э.) коснулись деятельности ареопага: организовал судебный процесс над коррумпированными членами ареопага; право контроля за деятельностью народного собрания было передано гелиэе; право контроля над должностными лицами и надзору за исполнением законов – Совету 500 и народному собранию был понижен ценз для занятия должности архонта.


сократились судебные полномочия ареопага; сократились судебные полномочия ареопага; был понижен ценз для занятия должности архонта. в ведении ареопага остались в основном религиозные функции так ареопаг был лишен политической власти.


Реформы Перикла сводились к следующему: Реформы Перикла сводились к следующему: вводилась плата при занятии государственной должности; занимать должности в государственном управлении теперь могли принимать малоимущие и неимущие; повысилась роль народного собрания, Совета 500 и гелиэи.


Таким образом, в период демократии центральными органами власти и управления в Афинах были: Таким образом, в период демократии центральными органами власти и управления в Афинах были: народное собрание; Совет 500; Гелиэя; ареопаг; выборные должностные лица.


Народное собрание. Народное собрание. право участия в народном собрании – 18 лет (исключения: метеки, женщины и рабы); издавало законы и постановления по частным вопросам; избирало должностных лиц; производило проверку их деятельности; решало вопросы войны и мира; обсуждало продовольственное положение в стране.


Совет 500. члены Совета избирались по жребию на год из числа жителей, достигших 30 лет. Совет был разделен на 10 комиссий; занимался подготовкой предварительных заключений по вопросам, которые рассматривались на народном собрании; заслушивал отчеты высших должностных лиц; осуществлял контроль за соблюдением решений народного собрания.


Основные черты Афинского права. Основные черты Афинского права. Древнейшим источником права в Афинах обычай. Уже в V – IV вв. до н.э. законы становятся главным источником права в Афинах. Законами считаются даже постановления народных собраний. Они содержат общие положения.


Право собственности. Значительное развитие получила частная собственность, которая рассматривалась как собственность, предоставленная государством. Значительное количество собственности – у государства. Частные лица такую собственность могли арендовать имея специальное разрешение государственных органов. Право собственности. Значительное развитие получила частная собственность, которая рассматривалась как собственность, предоставленная государством. Значительное количество собственности – у государства. Частные лица такую собственность могли арендовать имея специальное разрешение государственных органов.


Обязательственное право. Существуют обязательства из договоров и обязательства из деликтов. Сделки, как правило, оформлялись письменно. До реформ Солона неисполнение договорных обязательств влекло личную ответственность должника, т.е. долговую кабалу. Обязательственное право. Существуют обязательства из договоров и обязательства из деликтов. Сделки, как правило, оформлялись письменно. До реформ Солона неисполнение договорных обязательств влекло личную ответственность должника, т.е. долговую кабалу. После реформ Солона в качестве средств обеспечения договорных обязательств являются: задаток, залог, поручительство.

Античные государства (Афины, Спарта,
Рим)
Первые на территории Европы политические
общества сложились в странах Средиземноморья
во II-I тыс. до н.э.
Античное общество и античная
государственность представляли новый этап
общей человеческой истории. Их новизна была
связана с глубокими особенностями общественноюридического быта и всего социальнокультурного уклада европейских народов.
Античное общество и античные цивилизации
сложились на берегах Средиземноморья

Развитие государственных форм здесь проходило на фоне
колонизаций - поначалу военно-торговой, затем чисто
завоевательной - других областей Европы, Африки,
Малой Азии (Спарта, Рим).
Имперская политика составляла существенный фактор
деятельности властей (Рим).
Государство было построено на принципах
народовластия и гражданской свободы, соединенных с
особым общинно-полисным политическим строем
(Афины, Спарта, Рим в период республики).
Особое место принадлежит системе римского права. Оно
стало основой для последующего становления и развития
большинства систем мирового правового уклада, оказало
воздействие на формирование первых правовых
принципов международных взаимоотношений, вообще
всего современного юридического мышления (Рим).

Становление Афинского полиса

Осевшие в прибрежной Аттике ионийцы делились на 4
племени: Гелеонты, Аргадеи, Айгикореи и Гоплеты, каждое со своими культом и иными особенностями.
Поселения - центры четырех племен. Единство
нового полиса обеспечивалось в основном единой
военной организацией племен.
В социальном отношении каждое племя состояло из
больших кланов, которые, в свою очередь,
разделялись на 50-90 больших семей-родов. Семьи в
произвольном порядке группировались во фратрии особые религиозные объединения со своими
культовыми праздниками и церемониями.

Главный храм афинского полиса

Фратрии объединялись в более крупные объединения
- филы.
Потомки покоренных дионических племен (фэты)
состояли вне этой организации, но признавались
почти равноправными; они могли свободно
заниматься земледелием, торговлей и ремеслами, у
них были свои самоуправляющиеся объединения фиасы и оргеоны.
Управление племенами осуществлялось царямибасилеями (базилевсами), власть которых не была
наследственной.
Пританам принадлежала высшая судебная власть в
полисе и право объявлять военную мобилизацию.
Особую роль играли главы семейств и кланов: они
были вправе взимать свою долю податей,
начальствовать в своем клане, даже приглашать
царя на свое собрание.

Архонт-эпоним - устанавливал правила
жизни полиса, считался "стражем семьи",
контролировал соблюдение отцами семейств
своих прав и обязанностей, выступал как
"защитник слабых.
Басилевс-архонт - выполнял религиозные
жреческие обязанности на празднествах, был
также председателем особого суда из глав 4
фил (пританий) по делам об убийствах, о
неповиновении главам полиса.
Полемарх - военачальник, ответственный за
безопасность полиса
Совет полиса - булэ.

Общественный строй в
Афинском полисе
VII – VI вв. – государство вытесняет родовую
организацию
Группы граждан (по реформе Тезея):
1) эвпатриды (благородные)
2) геоморы (земледельцы)
3) демиурги (ремесленники)

Общественный строй в
Афинском полисе
Полноправные граждане – жители Афин,
родители которых являлись гражданами
Афин (права и обязанности, в том числе литургии).
Метэки – проживающие в Афинском
государстве иностранцы, граждане других
греческих
полисов
(отсутствие
политических прав).
Рабы – частные, государственные.

Демократическое государство Древних Афин

Строй афинской демократии (V-IV вв. до н. э.)
был наиболее своеобразным достижением
традиции всей античной государственности,
спустя тысячелетия продолжая привлекать к себе
политическое внимание. Для самих Древних
Афин это было время не только стабильного в
целом государственного порядка, но и особого
экономического и культурного расцвета, активной
внешней политики, когда Афины стали
практически центром Средиземноморского мира.

Первый этап (508-462 гг. до н.э.) связан с
реализацией политики, направленной на
окончательное низвержение
аристократического господства и традиций
родового строя.
Второй этап (462-412 гг. до н.э.) знаменовался
дальнейшим продвижением народовластия (после
попыток олигархии в 496 году до н.э. в связи с
нашествием персов взять власть в свои руки),
созданием правовых начал деятельности новых
институтов на основе разграничения полномочий;

Солон (640-560 гг. до н.э.) отказался от
тирании, но жестко реализовал реформы,
которые в целом переустраивали
государственную организацию на более
широкой социальной основе, отвечавшей
интересам большинства народа.
Сохранив за аристократией исключительное
право на занятие высших государственных
должностей, Солон придал аристократии
имущественный характер. Старым четырем
категориям населения Афин (эвпатридам,
всадникам, зевгитам и фетам) был придан
новый смысл: в них зачислялись граждане
соответственно своим доходам.

Реформы Солона

Земельная – сисахфия
-отмена
долговой кабалы
-долговые камни убраны с полей
-выкуп должников за счет государства
-запрещался самозаклад за долги
-многим крестьянам возвращены их
земельные участки
-установлен максимальный размер
земельного участка
-разрешена свободная купля-продажа
земли
Политическая
1.Деление граждан по имущественному це
на разряды:
-пятисотники – производители в совокупно
500 мер продуктов, как сухих, так и жидки
-”принадлежащие к всадникам”производители 300 мер
-зевгиты - производили 200 мер
-феты – менее 200 мер
2.Органы власти и управления:
-народное собрание – принимало законы и
избирало должностных лиц
-Совет четырехсот – по 100 человек от
каждой филы(племя), избирались все
свободные от первых разрядов, действовал
от имени собрания
-Гелиэя – суд присяжных – главный судебн
орган, контроль за деятельностью

Государственный строй Древних Афин (VII в. до н.э.) после реформ Солона

Совет 400
Народное
собрание
Коллегия
архонтов
Ареопаг
Гелиэя

Главные полномочия были сосредоточены в органах
непосредственной демократии – народном собрании и Совете
400.
Совет четырехсот - играл основную роль в Афинском
государстве. Его составляли 400 граждан, выделяемых на год по
100 человек от каждой из четырех фил. Это орган управления, в
который могли входить граждане 1,2 и 3 разрядов. Готовил
законопроекты для народного собрания.
Булэ (народное собрание) рассматривал предложенные Советом
400 проекты законов.
Коллегия архонтов – 9 человек. 3 главных архонта (надзор за
внутренним управлением, «базилевс» – верховный жрец, суд по
религиозным делам, «полемарх» – военная власть), шесть
архонтов (судебные функции).
Гелиэйя – орган судебной власти, граждане всех разрядов.
Ареопаг – аристократический судебный орган, дела особых
категорий (заговоры против демократии).

Народное собрание – было институтом важных
государственно-политических решений.
Специальные собрания посвящались
религиозным, административным,
международным делам.
Собрание обладало обширными
политическими, но не неограниченными
полномочиями. Только в собрании
принимались решения о войне и мире,
союзах, назначении представителей и послов,
объявлении мобилизации и о числе
призываемых ежегодно на воинскую службу.
Здесь принимались финансовые законы,
таможенные правила, осуществлялся общий
финансовый контроль.

Вопрос №2

Право и правосудие в
Афинском
государстве

Развитие права и законодательства

Афинское право сложилось в значительной степени на
основании традиций, правовых обычаев и только потом
уже законодательства.
Первым историческим законодателем Афин был тиран
Драконт. Законы Драконта (около 621 года до н.э.) были
посвящены главным образом новой организации суда,
наказаниям за разные нарушения священного и
общественного уклада; в социально-правовом смысле они
стремились сдержать распространение имущественного
неравенства – и в этом отношении вполне походили на
законы первых древневосточных правителей.

Законы эти отменили любые привилегии, в том
числе родовой знати, в сфере уголовного
наказания. Практически за любое преступление,
за любую, в частности кражу, даже кражу овощей
с огорода, Драконт предписал казнить смертью.
Законы Драконта (за исключением тех, что были
посвящены наказаниям за убийства и тяжкие
преступления) были отменены Солоном в начале
VI в. до н.э., которые сам, в свою очередь,
составил новое обширное законодательство,
посвященное многим вопросам жизни афинского
общества.

Уголовное право Древних Афин

Квалификация преступлений
Преступления против
личности
Государственные
преступления
-убийство
-телесные повреждения
-клевета
-оскорбления
-плохое отношение детей
к престарелым
родителям
-измена жены
-похищение девушки
-измена государству
-обман народа
-оскорбление богов
-внесение
противозаконных
предложений в
народное собрание
-безбожие
-кража храмового
имущества
Имущественные преступления
-кража
-поджог
-грабеж
Система наказаний:
-смертная казнь
-лишение политических и
гражданских прав
-конфискация имущества
-штраф
-грабители, разбойники могли быть
проданы в рабство
-ночного вора можно было убить
на месте, но он мог освободиться
от наказания, уплатив стоимость
вещи или вернуть ее
-афинские граждане телесному
наказанию не подвергались

Гражданское право Древних Афин

Отрасли права
Право собственности
-владение как фактическое
обладание имуществом.
-собственность как владение с
правом распоряжения.
-собстеенность “видимая”
(земля. дом. скот, рабы) и
“невидимая” (деньги,
драгоценности). способная
ускользать от налогообложения
и конфискации
Обязательственное право
-обязательства из договоров
-”ипотека” - залог земли;
-договоры: купля-продажа,
заём, имущественный найм
движимости и
недвижимости, личный наём
и др.
-обязательства из
причинения вреда (при
нанесении ущерба
имуществу, вреда личности).

Семейное и наследственное право в Древних Афинах

Семейное право:
Наследственное право:
-брак заключался посредством
договора жениха и главой семьи
невесты
-официально признавалась
моногамная семья
-развод для мужчины был
официально свободным, для
женщины весьма затруднен
-женщина не могла от собственного
имени заключать сделки
-разрешался брак между дядей и
племянницей, между братом и
сестрой
-право наследования
принадлежала сыновьям
-если не было сыновей,
наследовали дочериплемянницы
-отец мог лишить детей
наследства

Судебный процесс в Афинах (два
вида):
1) процесс «дике»
2) процесс «графе»
Процесс «дике» начинался по заявлению
потерпевшего или его законного представителя.
Истец был лично заинтересован в исходе дела. Он,
как правило, добивался материального возмещения
ущерба. Истец имел право в любой момент
прекратить процесс. Должен был оплатить судебную
пошлину (дело о причинении вреда, о ломке
оборудования, порче скотины, данных в аренду,
убийство – дело частного обвинения).

2) процесс «графе»
Процесс «графе» мог начаться по заявлению
любого гражданина.
Истец не получал материального возмещения в
случае вынесения положительного решения.
Однако истец, выигравший дело о неуплате
налогов, незаконном пользовании чужим
имуществом, получал часть штрафа, положенного
на виновного. Истец был обязан довести дело до
конца. Судебная пошлина не уплачивалась.
Сикофанты – профессиональные жалобщики.
Дела: государственная измена, оскорбление богов,
кража храмового имущества.

Вопрос №3

Государство и право
Древней Спарты

Спартанское государство

Спартанское государство возникло в IX
веке до н.э. на юге Эллады (полуостров
Пелопоннес) и была самым ранним и
наиболее значительным из
образовавшихся полисных государств.
Спарта находилась на территории
Лаконики - закрытой трех сторон
горами плодородной равнины.

Образование Спартанского государства

Спартанское государство как таковое возникло в IX в.
до н.э. В результате слияния обособленных родовых
общин - ахейской, проживавшей на территории
Лаконики и дорийской, вторгшейся в завоеванием».
Осевшие в Лаконии дорийцы разделились на три
племени-клана: Иллеи, Доманеи и Памфилои. Каждое
из племен делилось на 9 фратрий - религиознородовых объединений с общими празднествами,
культами, внутренним самоуправлением.

Форма государства Спарта

Спарта была примером рабовладельческой
аристократии.
Народное собрание (апелла) решающей роли в
политической жизни страны не играло. Созывалось оно
не чаще одного раза в месяц, участвовали в собрании
спартиаты, достигшие 30-летнего возраста и
сохранившие свои наделы (клеры). При чрезвычайных
обстоятельствах созывались чрезвычайные собрания, в
которых принимали участие представители наиболее
знатных и влиятельных фамилий.

Народное
собрание
(апелла)
2 архатега
(царя)
Герусия
(Совет
старейшин)
Илоты
Коллегия
Эфоров
Периэки

Спартанское государство

Спартанское государство возникло в IX веке до
н.э. Спарта была примером рабовладельческой
аристократии.
Народное собрание (апелла) - участвовало в
разработке законодательства, могло принять или
отклонить предлагаемые ему законопроекты,
решало вопросы войны и мира, союза с другими
государствами.
Голосование в собрании было примитивным:
граждане расходились в разные стороны, после
чего на глаз определяли большинство или
голосовали криком.

Совет старейшин (герусии) - состояла из
28 виднейших представителей спартиатов
(геронтов, избирались народным собранием
пожизненно и были безответственны.
Герусия обсуждала предварительно дела,
законопроекты, которые должны были
рассматриваться в народном собрании.
Герусия выполняла и судебные функции,
рассматривала уголовные дела, в основном о
государственных и тяжких преступлениях.
Она являлась судебной инстанцией для
процессов против царей

В Спарте имелась царская власть (2 царя). Это явилось
результатом объединения верхушки знати ахейцев и
дорийцев. Власть цари передавали потомству по
мужской линии. Они имели большие поместья, были
обязаны посещать сесситии. Раз в 9ть лет они
проходили религиозные испытания. В мирное время
цари исполняли функции жрецов, занимались гаданием,
рассматривали судебные дела по вопросам брачносемейного права, наследования, усыновления. Каждый
месяц цари давали клятву эфорам и геронтам соблюдать
законы и обычаи страны. Власть царя во время военных
походов, когда он объявлялся командующим была
абсолютной. Однако эфоры наблюдали за его
действиями, руководили дележом военной добычи.
Усмотрев просчеты в действиях царя, эфоры могли
привлечь его к судебной ответственности.

Общественный строй
Для Спарты характерно длительное сохранение
пережитков первобытного строя и военная организация
общества.
Политическими правами пользовались лишь
спартиаты. Гипомейены – раззорившиеся
спартиаты.
Периэки - были лично свободными, политическими
правами не пользовались, но в других отношениях были
правоспособны. Могли приобретать собственность и
совершать сделки. Несли воинскую повинность. Со
стороны государства над периэками был установлен
надзор, осуществляемый специальными должностными
лицами.
Илоты - представители побежденных племен,
превращенные в государственных рабов. Своей земли
они не имели, работали на участке, предоставленном
спартиату государством. Криптии – убийства рабов.

Единство спартанцев обеспечивалось
совместными обедами (сесситиями) и
групповыми атлетическими упражнениями.
Граждане ежемесячно взносили натуральный
взнос в общий котел.
Регламентация жизни спартанцев касалась не
только общественной, но и личной жизни.
Военное дело стало их главным занятием.
Контакты с внешним миром практически
исключались. Государство было закрытым.
В Спарте сложилось четкое разделение по
сословиям, административное деление по
областям, имелась первоклассная армия.

Падение Спарты.
Со временем могущество Спарты угасало. В итоге победа в
греческой Пелопоннеской войне (431 - 404 гг. до н.э.) стала для
спартанцев гибельной. Спарта получила большую контрибуцию
от Афин. Много спартанцев погибло. Страна оказалась
истощенной. Высокомерие спартанских военачальников вызвало
недовольство, ненависть населения подвластных полисов. Снова
появились в Спарте золотые и серебряные монеты, спартанцы
стали стремиться к обогащению, увеличилось социальное
имущественное неравенство. Число опустившихся, потерявших
землю спартанцев увеличивалось, а число сотрапезников в
сесситиях уменьшалось.
Спартанская община равных с двигалась к закату, ее
политическая и общественная структура не выдержала напора
товарно-денежных отношений. Спарта утратила свою
самостоятельность, подпала под власть персов, затем
македонцев, а с 146 г. до н.э.- Рима.

Литература

1.
Бергер А. К. Политическая модель древнегреческой демократии.
М., 1996.
2.
Геродот. История в девяти книгах. М., 1993.
3.
Древняя Греция. Энциклопедический справочник. Л. Адкинс, Р.
Адкинс. М.: Вече, 2014.
4.
Древняя Греция, Древний Рим. А. М. Бачьянц. М., Айрис-Пресс.
2012.
5.
Курбатов А. А. Судопроизводство в архаических Афинах //
Государство и право. 2014. № 6.
6.
Федоров К. Г. Афины – правовое государство античности.
Краснодар. 1991.
7.
Фролов В.В. Цивилизации Древней Греции и Древнего Рима:
государственно-правовой аспект. М., 2012.

Кафедра истории госцдарства и права

Электронное
наглядное
пособие
по дисциплине «История государства и права
зарубежных стран» подготовили доцент
кафедры
Байкеева
С.
Е.,
старший
преподаватель Романова И. В.
Обсуждено и одобрено на заседании кафедры
«28» апреля 2015 г., протокол № 22

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

План Мифы про древнюю историю Аттики Объединение Аттики Реформы Солона Тирания Писистрата Уничтожение тирании, реформи Клисфена и завершение формирования Афинского государства

3 слайд

Описание слайда:

Основные понятия урока АТТИКА - большой полуостров на северо-востоке Балкан. АЕДИ- путешествующие певцы, творцы и распространители фольклора. ГЕРОИ - мифологические персонажи, дети богов и простых людей, полубоги. Рапсодий - создатели мифологических циклов. Эвпатридам - ​​родовая знать, аристократы. Акрополь - от греч. «Верхний город» или «городская крепость * -. АГОРА - рыночная площадь города, центр общественной жизни. ДЕМОКРАТИЯ (от греч. «Власть народа») - форма государственного управления при активном участии всего населения. АРЕОПАГ - совет, состоявший из родовой аристократии; главный государственный орган, затем судебный трибунал для рассмотрения религиозных и уголовных преступлений. АРХОНТ - (от греч. «Правитель *) - аристократ- чиновник в Афинах Буле (от греч. «Совет *) - государственный совет из четырехсот граждан, которая руководила государством в период между народным собранием в Афинах. ДИОНИС - греческий бог, покровитель виноделов. ТЕАТР - от греч. «Место для зрелищ». ФИЛА- объединения семей одного рода. СТРАТЕГИЯ - военачальник с широкими военными и политическими правами; высшая государственная должность в Афинах.

4 слайд

Описание слайда:

Мифы про древнюю историю Аттики Созданные человеческой фантазией, мифы Древней Греции путешествовали веками, сохраняясь в песнях, которые выполняли аэды. Отдельные мифы объединяли в циклы. Впоследствии в фольклоре накопилось несколько циклов, в которых говорилось о сотворении мира, происхождении и приключениях богов и героев. Эти истории носили познавательный характер - содержали жизненные советы. Содержание мифов вдохновляли на художественное творчество, становились темой художественных произведений. Многочисленные ВАЗовые росписи, скульптуры, пьесы были созданы по мотивам греческих мифов. Даже поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» - это перевоплощение мифов о Троянской войне в единое художественное произведение, литературную форму устного творчества греческого народа.

5 слайд

Описание слайда:

Мифы про древнюю историю Аттики Главным героем Аттики был Тесей, сын Эфры, дочери царя города Трезене, и Эгея, обладателя Афин. Сам Тесей считал своим отцом бога морей Посейдона. Мать рассказала Тесею о царя Эгея, который ждал сына в Афинах. Юноша отправился к отцу. Преодолев многочисленные приключения, Тесей прибыл в Афины и унаследовал от отца власть и богатство. Среди его знаменитых подвигов вспоминают победу над разбойником Скироном, ловлю марафонского быка, убийство кромионской свиньи, победу над Керкибном и Прокрустом. Но величайшим подвигом стала победа над Минотавром (фантастическое существо с головой быка) на острове Крит. В честь отца Тесея море, омывающее Балканы с востока, названо Эгейским. Тесей и Минотавр

6 слайд

Описание слайда:

Объединение Аттики Аттика, территория Афинского государства, - самая большая страна Средней Греции. Жаркий климат, каменистые, малоплодородные почвы - вот характерные признаки природных условий этой земли. Население здесь выращивали виноград и оливковые деревья, добывалось серебро, глина, на которую так щедра земля Аттики. Это способствовало появлению и развитию ремесел, в частности гончарства. Еще с появления ахейцев в Аттике образовалось государство в форме полиса с центром в Афинах. По укрепленными стенами располагались кварталы домов трудового народа - демоса. Этот район назывался Керамик и был настоящим лабиринтом узких, кривых улиц, зажатых высокими заборами домов граждан. Афинские евпатриды имели просторные и удобные дома хотя весь город был спланирован беспорядочно, что вызывало тесноту и скученность населения. Жилые кварталы со всех сторон окружал скалистый холм, на котором возвышался Акрополь - укрепленная крепость, где сосредоточились главные храмы, казна города. Во времена родоплеменных отношений там жил басилей - вождь. Внизу, возле Акрополя, раскинулась и бурлила жизнью агора.

7 слайд

Описание слайда:

Объединение Аттики Разнообразный афинский демос делился на крестьян, ремесленников, матросов, мелких торговцев. Кроме граждан государства, в городе проживало много метеков - переселенцев из других городов, лишенных гражданских прав. Они не владели землей, домами, не принимали участия в народном собрании. При таких условиях им оставалась возможность быть разве что менялами. Обогатившись на меняльных операциях, они становились ростовщиками. Во время вторжения дорийцев Аттика отстояла свою независимость, но население, преимущественно аристократы, понесло большие потери. Это усилило влияние демоса на государственные дела и привело к формированию основ демократического управления. Руины Акрополя в Афинах

8 слайд

Описание слайда:

Объединение Аттики Основные государственные вопросы решались на народных собраниях - еклесиях, но понемногу аристократия забрала власть в свои руки. Основным политическим органом аристократии был ареопаг, состоящий из представителей родовой знати. Ежегодно афинский народ выбирал архонтов, которые стояли во главе государства. Родовая аристократия захватила лучшую землю. Крестьяне беднели, попадали в долги. Должников превращали в рабов. Недовольство насилием эвпатридам грозило вспышкой негодования демоса и кровопролитием. Необходимо было принять законы, которые бы удовлетворили демос и эвпатридов.

9 слайд

Описание слайда:

Реформы Солона В 594 г. до н. э. первым архонтом выбрали Солона, знатного человека, к которому демос относился с доверием за его честность и порядочность. Солон осуществил несколько реформ, которые основательно изменили весь общественный строй Афинского государства. Первым своим законом он отменил долговое рабство. Крестьянам вернули землю, которую отобрали за долги. Отныне афинским гражданам не угрожало рабство за долги, а рабов-должников было выкуплено на свободу за государственный счет. Все гражданское население по количеству имущества были разделены на четыре группы. К первой принадлежали богатейшие из афинян, которых называли ятсотмерникамы. Они имели право избираться на высшие государственные должности. Во время войны пятсотмерники становились полководцами. Вторую группу составляли те, кто на свои средства мог приобрести коня. Их называли всадниками. Третья группа, наиболее многочисленная, называлась зевгиты. Это была основная масса афинского крестьянства. Не слишком богатые, но и не бедные, они на доходы с земельного надела могли покупать себе вооружение и служить в тяжелой пехоте гоплитами (тяжеловооруженными пехотинцами). Четвертая группа - беднейшие из граждан - феты, они не избирались на государственные должности, но могли голосовать за решение народного собрания. В армии они составляли легкую пехоту или служили матросами на боевых кораблях.

10 слайд

Описание слайда:

Реформи Солона Солоном було запроваджено Раду чотирьохсот - буле та суд присяжних - геліея, який розбирав судові справи між громадянами. Закони Солона закріпили приватну власність за громадянами, надавши право заповідати майно за власним бажанням. Вони також пожвавили розвиток ре­месел, бо батьків зобов"язували навчати дітей ремеслу. Перетворення, які здійснив Солон в афінському суспільстві, підірвали основи влади родової знаті. Вони створили умови для розвитку господарства середніх верств селян. Тепер селянам дозволялося продавати вино й олію власного виробництва за кордон. Водночас евпатрідам заборонялося вивозити на продаж із держави своє зерно. Вони мусили продавати його в Афінах за невисокою ціною. Закони Солона сприяли розвиткові рабовласницьких відносин в Афінах. Відтепер рабами ставали виключно іноземці.

11 слайд

Описание слайда:

Тирания Писистрата Законы Солона способствовали экономическому развитию Афинского государства. Но родовая знать стремилась вернуть себе утраченную власть. Опасность возвращения эвпатридов к власти предопределяла необходимость строгой формы управления для защиты интересов демоса. В 560 г. до н. э. власть захватил Писистрат, который защищал крестьян, хотя сам принадлежал к знати. С собственной стражей он захватил Акрополь и стал тираном. Аристократия дважды устраняла его от власти и выгоняла из города, но он возвращался. Внешняя политика Писистрата была направлена ​​на укрепление торговых связей со странами, где Афины покупали хлеб. Писистрат давал займа неимущим для укрепления хозяйства. Для собственных и государственных нужд установил налог - 1/10 от доходов. В Афинах строили немало общественных сооружений, оживилось экономическое и культурное развитие страны. Чтобы угодить крестьянам, Писистрат узаконил праздник в честь Диониса (Дионисии). Впоследствии праздничные обряды во время Дионисий породили новый вид искусства - театр. Дионис в лодке

12 слайд

Описание слайда:

Свержение тирании, реформы Клисфена и завершение формирования Афинского государства После смерти Писистрата (527 г. до н. э.) В Афинах правили его сыновья Гиппий и Гиппарх. их произвол и жестокость вызвали возмущение и жажду мести. Во время покушения в 510 г. до н. э. Гиппарха убили, а Гиппий спасся, спрятавшись только в Персии. Вместо него в 509 г. до н. э. первым архонтом был избран Клисфен. Реформы Клисфена были продолжением преобразований Солона. Но он в своих реформах пошел еще дальше, решившись на административный передел государства. Ранее в Аттике было четыре родовых филы. Клисфен ввел десять территориальных фил, в каждую из которых входили граждане из разных родов. Эта реформа окончательно подорвала силу аристократов, которые теперь не имели влияния на родственников при голосовании. Народ стал без страха выражать собственное мнение. Клисфен ввел Совет пятисот, в которой выбирали по 50 представителей от каждой из 10 фил. Чтобы лучше управлять военными делами, было создано коллегию из 10 стратегов, управлявших афинскими армией и флотом. Чтобы предотвратить возвращение тирании, был введен обычай остракизму (от греч. Озигакоп - черепок, жребий). Афиняне ежегодно писали на глиняных черепках имя опасного для государства человека. Тот, кто получал наибольшее количество голосов, должен на 10 лет оставить государство. Остракизм стал мощным средством политической борьбы, он способствовал изъятию из политической жизни на время нежелательных политиков. Глиняные черепки-остраконах, на которых члены народного собрания писали имя человека, который, по их мнению, подрывала демократический строй в Афинах