Конспект коррекционного занятия в старшей группе с детьми нарушением зрения «Путешествие в мир природы. Лексическая тема: «Город, в котором я живу Лексическая тема наш город старшая группа

Ле ксическая тема: « Моя Родина – Россия. Мой родной город…»

Спросить у ребенка: Как называется страна, город, в котором ты живешь? Почему он так называется? Как выглядит герб нашего государства, города? Что он символизирует?

Провести прогулку по городу. Показать основные достопримечательности города – парк, вечный огонь, памятники, музей. Показать предприятия города, рассказать об их продукции.

Во время прогулки по городу родителям обратить внимание на общественные здания (библиотека, почта, школа, кинотеатр и т. д.), рассказать об их назначении, и о профессиях людей, работающих в этих учреждениях.

Новая лексика

Существительные: Родина, страна, государство, край, Россия, граница, столица, город, деревня, село.

Глаголы: любить, беречь, охранять, оберегать, защищать, заботиться, гордиться.

Прилагательные: любимая, единственная, огромная, прекрасная.

1. Выучить чистоговорки: .

Жура – Жура - Журавель!

Облетел он сто земель.

Облетел, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

«Где же лучшая земля?»

Отвечал он, пролетая:

«Лучше нет родного края!»

П. Воронъко

2. Игра: « Подбери признаки к нашей Родине, России»

Родина - какая?

(любимая, необъятная, могучая, родная, бескрайняя, беззащитная, прекрасная, богатая, весёлая, огромная, красивая, грустная)

3. Игра «Какое слово не подходит?»:

Россия, российский, роса, россияне.

Родина, родной, родители, радость.

Отец, Отечество, отчаяние, отчий.

4. Игра «Города России»(разделить на слоги, слова - названия городов России): Мо-сква, Тверь, Са-ма-ра, Ту-ла, Нов-го-род, Псков, Рос-тов, Во-ро-неж, Со-чи, Тю-мень.

8. Выучить стих наизусть:

Небо синее в России,

Реки синие в России.

Васильки и незабудки

Не растут нигде красивей.

Есть и клёны, и дубы,

А какие есть грибы!

А ещё пекут в печи

Вот такие калачи!

Упражнения на развитие речи:

Упражнение «Подбери признак»:

город (какой?) - ..., улица (какая?) - ..., дом (какой?) - ....

Составить рассказ (из личного опыта) «Дорога в детский сад» - по каким улица идет ребенок, мимо каких зданий и т.п.

Упражнение «Один - много» (образование родительного падежа множественного числа имени существительного):

один дом - много домов, одна улица... (поселок, город...).

Упражнение в словообразовании с помощью суффиксов.

Дом - домик, домишко, домище. Город - городок, городишко, городище.

Упражнение «У нас в городе нет…» (образование родительного падежа существительных)

У нас в городе нет театра, цирка, фонтана, …

Дидактические игры

«ГЕРБ НАШЕГО ГОРОДА»

Цель. Закреплять знания детей о гербе родного города. Активизировать словарь.

Как ты думаешь, что означает герб нашего города?

Как бы ты назвал форму герба?

Какие цвета присутствуют на гербе?

Что изображено на гербе?

Подумай, зачем городу нужен герб?

«НАЗОВИ ЛАСКОВО»

Цель. Развивать речь детей, умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму слова. Воспитывать любовь к родному городу.

Город,

улица,

флаг,

проспект,

дом,
лес,

сад,

завод,

сквер,

магазин.

«ПРОДОЛЖИ ФРАЗЫ»

Цель. Развивать умение завершать предложения, подбирая слова подходящие по смыслу. Закреплять знания о родном городе. Воспитывать любовь к родному городу.

Наш город называется…

Жителей нашего города называют…

Наш город расположен возле Национального парка…

Зимой в нашем городе…

Больше всего я люблю в нашем городе…

«СЛОВА ПРИЗНАКИ. СКАЖИ КАКОЙ? КАКАЯ?»

Цель. Активизировать в речи детей прилагательные. Развивать память, мышление.

Королёв (родной, любимый, славный, красивый и др.) .

Клязьма (глубокая, холодная, широкая и др.).

Центральный парк (зеленый, чистый, красивый и др.) .

Мост (длинный, новый, шумный и др.)

«КАКОЕ ИЗ ЭТИХ ЖИВОТНЫХ НЕ ЖИВУТ В НАЦИОНАЛЬНОМ ПАРКЕ «ЛОСИНЫЙ ОСТРОВ»

Цель. Закреплять знания о животных родного края.

Лиса, волк, ёж, медведь, заяц, бобёр, олень, белка, лось, кабан,тигр, рысь и т.д.

«КАКОЕ ИЗ ЭТИХ ДЕРЕВЬЕВ НЕ РАСТЁТ В НАШЕМ ГОРОДЕ? »

Цель. Закреплять знания о деревьях родного города.

Берёза, ель, сосна, туя. акация, черёмуха, каштан, тополь, клён, пальма, лиственница.

«КАКОЕ СЛОВО ЛИШНЕЕ И ПОЧЕМУ? »

Цель. Развивать логическое мышление, речь.

Флаг, герб, знамя.

Парк, бор, лес.

Королёв, ракета, спутник, машина.

Дом, улица, проспект, переулок.

ЦУП, «Энергия», музей.

«Восток», «Энергия», комета.

«ИСПРАВЬ ОШИБКИ»

Цель. Развивать логическое мышление.

Королёв — столица России.

Мы живем на домах.

На гербе Королёва изображена берёза.

На флаге родного города есть изображение планеты Марс.

Самая длинная улица нашего города - улица Мичурина.

Королёв расположен на берегу реки Яуза.

Город Королёв больше по площади города Москвы.

Жителей города Королёв называют королями.

«ОДИН - МНОГО»

Цель. Совершенствовать умение детей образовывать слова во множественном числе.

Дом, улица, житель, музей, спутник, ракета, герб, флаг, магазин, детский сад и др.

«ПОДБЕРИ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА К СЛОВУ «РОДИНА»»

Родина — родной, народ, родители, родиться, родня, родительский и др.

11.«СОСЧИТАЙ ЭТАЖИ»

«Назови дом, в котором 1, 2, 3, 4, 5 этажей».

Образование сложных прилагательных . Можно назвать начало слова, а ребенок продолжает и называет слово целиком.

Дом с одним этажом, - какой? - одноэтажный дом

дом с двумя этажами, - какой?- двухэтажный дом

дом с тремя этажами, - какой? - трехэтажный дом

дом с четырьмя этажами, - какой?- четырехэтажный дом

дом с пятью этажами, - какой? - пятиэтажный дом

дом со многими этажами, - какой? - многоэтажный дом.

Варианты игры «Один - много», «Составь предложение», «Нет чего?»

ПОСЧИТАЙ

Согласование существительных и прилагательных с числительными

Посчитай от 1 до 5 (10), от 5 (10) до 1.

Улица, широкая улица, красивая улица.

Дом, новый дом, высокий дом, многоэтажный дом.

Дорога, широкая дорога, ровная дорога, длинная дорога.
Магазин, детский магазин, большой магазин.

Памятник, красивый памятник, большой памятник, бронзовый памятник.

Музей, краеведческий музей, исторический музей, музей космонавтики.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ОТВЕТИВ НА ВОПРОС

Образование сравнительной степени прилагательных. Игра с мячом или любым другим предметом.

Этот проспект широкий, а другой ещё … (шире).

Этот переулок тихий, а тот ещё … (тише).

Эта дорога узкая, а рядом ещё … (уже).

Этот дом старый, а другой ещё (старее).

Эта площадь большая, а рядом ещё (больше).

Этот памятник высокий, а другой ещё … (выше).

13.ПРИДУМАЙ НАЗВАНИЕ УЛИЦЫ
Образование прилагательных от существительных. Можно предложить придумать самим и назвать производное слово.

В нашем городе много улиц. Появляются новые дома, улицы, но ещё не имеют названий. Давай придумаем этим улицам такие названия, чтобы жители города их сразу же запомнили.

На этой улице стоит завод. Назовем ее (Заводская).

На этой улице много цветов. Назовем ее (Цветочная).

На этой улице много школ. Назовем ее (Школьная).

Возле этой улицы рядом находится Национальный парк «Лосиный остров». Назовем ее (Лосиноостровская).

На этой улице много берез. Назовем ее (Березовая).

На этой улице много садовых деревьев. Назовем ее (Садовая).

На этой улице находится аптека. Назовем ее (Аптечная).

Придумай ещё несколько названий улиц сам.

ЭКСКУРСИЯ

Цель: Способствовать развитию умения ориентироваться в родном городе. Закреплять знания о его достопримечательностях.

Дети садятся на стульчики, поставленные в 2 ряда, как сиденья в автобусе. На переднем стульчике сидит «водитель». Он держит в руках воображаемый руль. Один ребенок одет в костюм светофора.

Дети: Мы в автобус дружно сели

И в окошко посмотрели.

Наш шофер педаль нажал,

И автобус побежал.

Дети ритмично покачиваются, водитель «крутит руль».

Светофор:

Стоп! Машинам красный свет.

Посмотрите-ка в окошки

И подумайте немножко:

Что за здание перед вами?

Отвечайте быстро сами.

Ребенок в костюме светофора задает вопросы, показывая детям фотографии улиц, памятников, достопримечательностей:

Что за улица перед вами?

Что за памятник перед вами?

Что за предприятие перед вами?

Что за здание перед вами? И т.д.

(Ответы детей)

Светофор: Свет зеленый зажигаю

Так дети путешествуют по родному городу и возвращаются на улицу, где находится детский сад.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ.

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ.

Обратите внимание!

Рассказ взрослого является образцом для детей, поэтому необходимо:

сопровождать рассказ наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками; обращаться к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому; не называть дат: они затрудняют восприятие материала; использовать доступную детям лексику, значение незнакомых слов объяснять, не употреблять специальной терминологии, не перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями.

«Интервью»

Цель: Учить детей составлять небольшой связный рассказ по теме

«Мой город». Воспитывать уверенность в себе, любовь к родному городу, желание узнать больше о своем городе.

Материал к игре: микрофон, бейджик с надписью «Корреспондент газеты».

«Город будущего»

Цель: Учить детей фантазировать, придумывать собственные названия улиц, уметь объяснять, почему именно так названа улица.

СОСТАВЬ РАССКАЗ О СВОЕМ РОДНОМ ГОРОДЕ ПО ПЛАНУ:

А) Как называется твой город?

Б) В честь кого назвали твой город?

В) Как раньше назывался твой город?

Г) Назови улицы и проспекты города.

Д) Главные достопримечательности твоего любимого города.

Ж) Твое отношение к родному городу.

17.СОСТАВЬ РАССКАЗ НА ТЕМУ «МОЯ УЛИЦА» ПО ПЛАНУ :

А) Как называется улица? Почему?

Б) Какая она, эта улица (тихая, шумная, широкая, зеленая и т. д.?)

В) Что расположено на этой улице? (Магазин, парк, больница и др.)

Г) Где находится эта улица?

Д) Твое отношение к этой улице.

СОСТАВЬ РАССКАЗ ПО КАРТИНКАМ

(5 шт. с видами города Королева, его достопримечательностей) .


ит.д.

ЗАГАДКИ О РОДНОМ ГОРОДЕ

Цель. Закрепить знания детей о родном городе, развивать воображение, память.

Ход игры: воспитатель загадывает загадку о каком-либо месте в посёлке, а дети отгадывают.

Например:

Это здание стоит на улице Мичурина. Оно большое, двухэтажное, с множеством окон. Каждое утро родители приводят туда своих детей, чтобы они играли, занимались, общались друг с другом. (Детский сад) Это здание находится на улице Дзержинского. Красивое, с белыми колоннами. Все жители Королёва любят ходить туда на концерты, смотреть новые фильмы. Здесь проходят торжественные, праздничные мероприятия. (Дворец культуры Костино) Это деревянное здание расположено возле пруда с фонтаном. Рядом находится парк. Его посещают дети, которые хотят узнать об истории нашего города. (Историко-краеведческий музей) Это место любимо, как взрослыми жителями Королёва, так и ребятишками. Туда часто ходят отдыхать, насладиться красотой природы, подышать свежим воздухом, прокатится по каналу на велосипедах. Если повезёт - встретиться с лосем. А зимой покататься на лыжах. (Парк Лосиный остров)

Варианты игры. Загадки можно загадывать по типу игры «Да - нет» (Дети задают наводящие вопросы, а воспитатель отвечает «да» или «нет», также можно поменяться ролями) .

«ТАК БЫВАЕТ»

Цель. Развивать умение рассказывать о городе, в определении которого указаны нетипичные признаки, развивающие мышление и воображение.

Ход игры: воспитатель называет словосочетание, ребенок раскрывает его значение.

Например:

Холодный Королёв (город зимой),

веселый Королёв (город в дни праздников),

тёмный Королёв (город ночью),

молодой Королёв (новостройки, молодые жители) и т. д.

ЗАДАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКО - БУКВЕННОГО АНАЛИЗА СЛОВА

а) составь слово из выделенных букв этих слов:

МОСК ВА

РО ССИЯ

Р ОДИНА

ДО М

ЛО СЬ

Ё Ж

В ОСТОК

(КОРОЛЁВ)

б) назови все гласные звуки в названии улицы, на которой находится твой детский сад

И, У, И, А (МИЧУРИНА)

в) сколько слогов в названии улицы МИЧУРИНА?

РАБОТА С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ

Я ЖИВУ В КОРОЛЁВЕ

В НАШЕМ ГОРОДЕ РАСПОЛОЖЕН ЦУП.

РАКЕТА НА ВЪЕДЕ - СИМВОЛ КОРОЛЁВА .

Сколько слов в предложении? Назови 1-е, 2-е, 3-е, 4-е, 5-е слово. Назови 2-е слово. Как оно звучит? Назови 4-е слово. Как оно звучит? Назови 5-е слово. Как оно звучит?

РАБОТА СО СЧЁТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ

Цель: Развитие логического мышления, мелкой моторики рук.

Выложи из счётных палочек ракету - символ нашего города. Выложи из счётных палочек название улицы, на которой находится детский сад. Выложи из счетных палочек название космического корабля, памятник, которого стоит на территории РКК «Энергия».

24.ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА «НЕОЖИДАННАЯ ВСТРЕЧА»

Цель: Формировать умение последовательно и выразительно пересказывать рассказ близко к тексту, синтаксически и грамматически верно выстраивать ответы на вопросы. Расширить представление о природе родного края.

Чтение рассказа «Неожиданная встреча» семьи Барыкиных (Альманах «А я люблю места родные» №1)

2.Беседа

О чем этот рассказ? Где и когда гулял мальчик со своей семьей? Что увидел мальчик на прогулке? Почему мальчик с родителями решил возвращаться домой? Что напугало мальчика по дороге домой? Как повел себя мальчик? Как папа успокоил мальчика? Как вели себя лосиха с лосенком? Какую поговорку вспомнил мальчик? С каким настроением мальчик пришел домой? Почему?

Повторное чтение рассказа.

4.Пересказ детьми понравившегося отрывка.

РАБОТА В ТЕТРАДЯХ

РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ

ОБВЕДИ ПО ТОЧКАМ И РАСКРАСЬ

ПРОДОЛЖИ РЯД

ДОРИСУЙ ПО КЛЕТОЧКАМ

ДИКТАНТ

Задание для ребенка : отсчитай 3 клетки сверху, 7 клеток слева и поставь точку. Теперь от этой точки отсчитай 1 клетку вправо, одну клетку вниз и поставь еще одну точку. От второй точки 4 клетки вниз и ставь третью точку. Теперь от третьей точки отсчитай 1 клетку вправо, 1 клетку вниз и поставь четвертую точку. От четвертой точки отсчитай одну клетку вниз и ставь пятую точку. Теперь от пятой точки отсчитай одну клетку влево и одну вверх и поставь шестую точку. От шестой точки отсчитай две клетки влево и ставь седьмую точку. Теперь от седьмой точки отсчитай одну клетку влево и одну клетку вниз и ставь восьмую точку. От восьмой точки отсчитай одну клетку вверх и ставь девятую точку. От девятой точки отсчитай одну клетку вправо и одну клетку вверх и ставь десятую точку. От десятой точки отсчитай вверх 4 клетки и ставь еще одну точку. Соедини все точки и раскрась.

Конспект коррекционного занятия в старшей группе
с детьми нарушением зрения
Тема: «Путешествие в мир природы»
Части занятия:
Гимнастика для глаз.
Дидактическое упражнение «Живой лес».
Игра «Кто скажет, кто знает, какой лес бывает?».
Беседа о птицах с музыкальной загадкой.
Пальчиковая гимнастика «Паучок».
Конструирование «Гнезда для птиц».
Гимнастика для глаз «Солнечный зайчик».
Релаксация «Очарование».
Беседа о лесе и его обитателях.

Дидактическая игра «Найди на ощупь».
Логоритмика «Лесные звери».
Дидактическая игра «Узнай по запаху».
Игра «Правила поведения в лесу».
Пение песни «Добрый лес».
Материал, используемый на занятии:

«Бивизотренер» для выработки бинокулярного зрения.
Аудиокассета «Голоса птиц».
Музыка Ф. Маршетти «Очарование».
Карта путешествия, волшебная палочка, колпачки.
Цветные карандаши.
Песок, камни, ракушки, счётные палочки.
Мешочки с плодами (каштан, орехи, шишки, жёлуди).
Мешочки с лекарственными травами (валериана, мята, лаванда).
Знаки с изображением правил поведения в лесу.
Задачи:
1.Формировать у детей экологически грамотное отношение к природе, закреплять понятие о взаимосвязи животного и растительного мира с человеком.
2.Закрепить знания детей о деревьях: название, внешний вид, плод, лист. Систематизировать знания о некоторых особенностях строения деревьев.
3.Расширять представления о перелетных и зимующих птицах: внешний вид, гнездование, пение, помощь человека.
4.Развивать мелкую моторику пальцев рук и ног. Учить использовать различные анализаторы в разных видах деятельности.
5.Развивать зрительно-двигательную координацию, тактильные ощущения, стимулировать и активизировать способность к воспроизведению предмета по точкам, силуэтному изображению.
6.Научить детей слышать звуки природы, прислушиваться, эмоционально на них реагировать.
7.Воспитывать умение беречь и охранять природу.
Ход занятия:
Дети, сегодня у нас необычное занятие: мы отправимся с вами в путешествие в мир природы. Все у нас будет необычно. - Я буду не педагог, а «лесная фея», а вы будете моими помощниками «лесными гномами».
Я - волшебница и пришла к вам не с пустыми руками. У меня есть волшебная палочка.
Я взмахну ею, и вы превратитесь в гномов (одевают колпачки).
Еще у меня есть карта, на которой схематично изображены наши помощники.
Назовите их (глаза, ухо, рука, нога, туловище, нос, рот). Они будут нам помогать. Итак, в путь.
Как вы думаете, что означает первый указатель на карте?(Глаза). Давайте подготовим наши глаза к путешествию. Снять очки (проводится гимнастика для глаз).
В небе солнышко сияет (глаза вверх),
В речке рыбок веселит (посмотреть вниз),
Ветер листьями играет (следить за движениями рук над головой),
А сова спокойно спит (глаза закрыть).
Ей приснился сладкий сон (широко открыть глаза) Вот бы не кончался он (часто поморгать).
-Ребята, а теперь оденьте очки. Послушайте, какие задания должны выполнить наши глаза.
Соединив точки, надо посмотреть, что же получится? Какое это животное?
Обвести трафареты, и назвать с какого дерева лист.
Нарисовать через стекло изображение. Пройдите к столам и выберите, что будете делать. Назовите, что у вас получилось на рисунках. Где все это можно встретить?
(Дети называют: листья деревьев, грибы, ягоды, животных).
-А сейчас мы поиграем в словесную игру «Кто скажет, кто знает, какой лес бывает?»
Любит подберезовик лес, какой? (березовый). Дуб налево, дуб направо. Это что у нас? (дубрава). Сосны вышли на бугор. Лес, какой? (сосновый бор). Любит подосиновик лес, какой? (осиновый).
-Дети, скажите, кому нужен лес?Ответы:
В лесу чистый свежий воздух.
Это дом для животных, птиц, насекомых.
Из древесины делают бумагу, мебель, дом.
От леса человек получает грибы, ягоды, орехи.
Продолжаем путешествие.
-О чем говорит следующий указатель? (ухо). Нам предстоит что-то послушать. Присядьте на коврик и послушайте звуки природы. Какие звуки вы услышали?
(Ответы: пение птиц).
Голоса, каких птиц вы услышали? (воробья, синицы, голубя, соловья, вороны, журавля, утки).
Молодцы, вы внимательно слушали и узнали птиц по голосам. Какие птицы возвращаются к нам весной? (Жаворонки, скворцы, грачи, журавли, ласточки, стрижи, дикие утки).
Чем занимаются птицы весной?
Ответы:
Птицы приводят в порядок свое жилье.
Строят новые гнезда.
-Из чего птицы строят гнезда?(Ответы:
Грачи строят гнезда из длинных прутьев на высоких деревьях.

·Жаворонок вьет гнездо в траве.
Скворцы занимают скворечники, которые для них построили люди.
Ласточки вьют гнезда из глины и травы, соединяя их собственной слюной).
-Ваше новое задание подскажет новый указатель. Что это?(Рука). Чтобы руки хорошо трудились надо их потренировать.
«Паучина» (пальчиковая гимнастика)
Пау-паучина паутину шил,
Вдруг закапал дождик, паутину смыл.
Выглянуло солнце, Стало подсыхать.
Пау-паучина трудится опять.
-А сейчас подойдите к столам и постройте домики для птиц из разных материалов. Кто из чего хочет выложить гнездышко?
(Дети по желанию выкладывают скворечник, ласточкино гнездо, гнездо жаворонка. Выкладывают под песню «Здравствуйте, птицы»).
-Готовы скворечники, можно селиться. Готовы дома-терема.
Давайте снова подойдем к карте. Какой следующий знак?(нога). Что же интересное задание ждет нас впереди? Посмотрите на полянку, сколько на ней грибов, но собирать их нежноне руками, а пальцами ног. Снимите носочки, и, захватывая грибы пальцами ног, соберите их в свое ведерко.
- Вы хорошо потрудились, собрали все грибы, а теперь ложитесь солнышком на полянку, с вами поиграет солнечный зайчик.
- Снимите очки, положите на животики, следите за лучиком.
-А теперь закройте глазки, пусть они отдохнут.(Релаксация под музыку).
-Оденьте очки. Наше путешествие продолжается. Что подскажет следующий указатель на карте? (Человек). Что бы это могло быть?
(Выходит царь Берендей с корзиной).
Царь: Здравствуйте, гномы! Царь лесной я - Берендей.
Друг всех птиц и всех зверей.
В чаще я лесной живу,
К людям редко выхожу.
Мое царство всех чудесней.
Шум листвы и птичьи песни,
Мягкие перины мха
И журчанье ручейка.
Скачут белочки-резвушки,
Еж бежит, шурша травой,
И медведи всем семейством
Топают на водопой.
По лесу весь день брожу,
Охраняю тишину,
И со всем лесным народом
Разговаривать могут.
-Вот я сейчас и проверю, что вы знаете о лесе, о зверях и птицах.
Кого называют лесным доктором? (Дятел).
Кто является санитаром леса? (Муравьи, волки).
Какой зверь всю жизнь проводит под землей? (Крот).
Белка живет в дупле, а лиса? (В норе).
У зайца хвост короткий, а уши? (Длинные).
Кто полгода живет без обеда? (Медведь).
-На вопросы вы ответили, а вот задание потруднее (раздает мешочки с плодами). Садитесь на стульчики. Я буду показывать листок, а вы должны будете найти плод этого дерева и показать мне (подводится итог).
- А сейчас подвигаемся, как звери (физкультминутка «Лесные звери» в кругу).
У нас славная осанка - мы свели лопатки,
Мы походим на носках, а потом на пятках:
Пойдем мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька-трусишка,
И как серый волк-волчишко,
Вот свернулся еж в клубок, потому, что он продрог.
Лучик ежика коснулся,
Ежик сладко потянулся.
Царь: Вы знаете, что многие животные и люди лечатся травами. Я тоже их собираю, сушу, раскладываю по мешочкам, но забываю их подписать. Вот и сейчас все мешочки у меня перепутались. Помогите мне (раскладывают траву на три стола: мята, валерьяна, лаванда).
Царь: Спасибо вам, гномы! Теперь я буду внимательнее и все буду подписывать. Да, ребята, лес для всех нас - родной дом и кормилец. И наша главная задача - сохранить и уберечь этот дом. А вы знаете как вести себя в лесу? Да. Сейчас проверим.
(«Правила поведения в лесу». Одни дети читают правила, другие находят картинки).
Царь: Молодцы! Знаете правила поведения в лесу.
Воспитатель: А ребята еще хотят спеть тебе песню «Добрый лес». Тем более, что последний указатель на карте указывает на рот.
Ребенок: Говорим тебе «Спасибо»
За прекрасный воздух твой,
За рябину и калину,
За ромашку, зверобой.
На одной большой планете
Нам с тобою вместе жить.
Будем взрослые и дети
Дружбой с лесом дорожить!
Царь: Мои маленькие друзья, лес тоже благодарит вас за бережное отношение к нему и ваши знания и преподносит вам свои дары. (Орехи, грибы). А мне пора. До свидания!
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось? Куда бы вы еще хотели отправиться в следующий раз? А теперь я взмахну волшебной палочкой и вы снова - дети, а я - Надежда Михайловна. Занятие окончено. Наши дети подготовили подарки гостям.
(Дарят рисунки).

I. Рассказать ребёнку, как называется наш город .

Почему так назван? Чем наш город знаменит ?

Какие музеи, заводы, фабрики есть в нашем городе ?

II. Обратите внимание, какие дома в городе :

высокие, многоэтажные, кирпичные, бетонные, благоустроенные, одноэтажные, двухэтажные,. , девятиэтажные.

III. Сравните, чем отличается город от деревни ?

IV. Во время прогулки по городу , обратите внимание на различные строения, здания (почта, аптека, детский сад, школа, поликлиника, библиотека, магазин, музей, театр, завод, памятники,.)

V. Выучить стихотворение.

Мы по городу шагаем ,

Много видим, называем :

Светофоры и машины,

Ярмарки и магазины,

Скверы, улицы, мосты,

И деревья, и кусты.

VI. Объясните ребёнку понятие "улица".

Каждая улица имеет своё название, а каждый дом - свой номер. Покажите свою улицу (бульвар, проспект) ; номер на доме, номер на двери квартиры.

VII. Выполнить лексико -грамматические упражнения :

1. "Один - много": город - города , улица - улицы, проспект - проспекты, дом - дома, вокзал - вокзалы, театр - театры,

завод - заводы, аптека - аптеки, школа - школы,

библиотека -библиотеки, площадь - площади.

2. "Чей? Чья? Чьи?": двор, город , улица, дома.

Это мой двор. Это мой город . Это моя улица. Это мои дома.

3. "Сосчитай до пяти слова": улица, город , дом, мост.

Одна улица, две улицы, три улицы, четыре улицы, пять улиц. И т. д.

4. "Скажи, какой? (какая) ".

Город Ульяновск (какой) - большой, красивый, известный, чистый.

Улица (какая) - длинная, широкая, узкая, красивая,.

VIII. Выучить с ребёнком подробный адрес :

"Я живу в городе ., на проспекте (улице, бульваре) . , в доме номер., на. этаже, в квартире номер.. Рядом с моим домом магазин и школа".

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 «Россияночка» города Смоленска

Конспект коррекционного занятия для детей с ОНР в старшей группе по лексической теме «Мой город – Смоленск»

Разработала:

учитель-логопед Зюсько Н.В.

Конспект коррекционного занятия для детей с ОНР в старшей группе.

Тема: Мой город - Смоленск.

Цель: коррекция лексико-грамматических недостатков речевого развития детей.

Задачи.

Коррекционно-образовательные:

расширять и активизировать словарь детей по теме "Мой город" ;
развивать умение преобразовывать существительные из ед.ч во мн. ч., образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, подбирать антонимы, составлять простые предложения, отгадывать загадки.

формировать умение подбирать однокоренные слова, составлять сложные предложения с союзом «что бы», составлять описательный рассказ с опорой на символический план.

Коррекционно-развивающие:

развивать навыки речевого общения.

корригировать логическое мышление, творческие и композиционные способности, воображение воспитанников;

совершенствовать координацию речи с движением, плавность и силу голоса.

Коррекционно-воспитательные:

воспитывать патриотические чувства, прививать любовь к Родине.

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед предлагает сесть на место сначала тем детям, про которых можно сказать “смолянка”, затем тем, про которых можно сказать “смолянин”.

Основная часть.

Логопед. Как можно назвать всех нас, почему? (Нас можно назвать “смоляне”, потому что мы живём в Смоленске) . Город Смоленск является нашей Родиной, почему? (Потому что мы здесь родились, здесь живут наши родные).

Задание №1. «Родственные слова». Подбор однокоренных слов к слову «Родина».

Род ной, род ня, род инка, род имый, род ословная, род оначальник, род , …

Задание №2. «Разминка».

Как называться наша страна? Россия .

Назовите столицу России? Москва .

Как называется наш город? Смоленск .

Как называются жители нашего города? Смоляне . - На какой реке стоит наш город? На реке Днепр .

Логопед. Смоленск – один из самых древних городов Руси. Он старше Москвы. У нашего города есть свой герб, свой флаг и свой гимн.

Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце,.. (Н.И.Рыленков)

Задание№2. «Кто внимательный?» .

1. Какого здания нет в городе Смоленск?

Крепостная стена, музей, аквапарк, вокзал.

2. На какой улице находится наш детский сад? Строителей, Попова, Петра Алексеева, Рыленкова.

3. Какие виды транспорта вы знаете? Наземный, водный, воздушный .

Назовите наземный транспорт в нашем городе?

Автобус, троллейбус, трамвай, автомобиль, поезд, трактор, велосипед, мотоцикл.

Динамическая пауза "Самолеты".

Я хочу на самолете полететь.

и на город свой в полете посмотреть!

А вы, дети?

Мы хотим на самолете полететь

и на город свой в полете посмотреть.

Вы пилоты приготовьте к полету свои самолеты

(Дети встают на одно колено).

Заводим моторы: «т-т-т-т-т-т-т».

(Круговые движения перед собой).

Моторы разогреваются: « д-д-д-д-д-д».

Взлет! (Подняться).

Полетели: « з-з-з-з-з-з-з». (Громко - тихо).

Скажем громко, отчетливо, ясно:

-« Быстрокрылый мощный ТУ

Набирает высоту.

Он летит все выше, выше

Превратились в точки крыши».

Самолеты на посадку: «с-с-с-с-с-с-с-с».

Логопед. Каким мы увидели свой город с высоты, мы узнаем, поиграв в игры.

Задание№3. Дидактическая игра "Один - много" (с мячом).

Дом - дома, дорога - дороги, улица - улицы, завод-заводы, фабрика-фабрики, дерево - деревья, окно - окна, клумба - клумбы, забор - заборы, магазин - магазины, школа - школы, театр - театры...

Задание№4. Дидактическая игра "Большой-маленький" .

Дом - домик, город-городок, дорога-дорожка, улица - улочка, завод-заводик, дерево - деревце, окно - окошко, клумба - клумбочка, забор - заборчик, магазин - магазинчик, машина-машинка, трамвай-трамвайчик, вокзал-вокзальчик.

Задание№5. «Моя улица».

Логопед. Все мы живём в городе Смоленске на разных улицах. Я, например, живу на улице Нижне-Лермонтовской, а вы? (Я живу на улице Попова, я живу на улице Петра Алексееева и т. д.) .

А на какой улице стоит здание нашего детского сада? (На улице Рыленкова) . Николай Иванович Рыленков – это известный русский писатель, поэт, он очень любил наш город Смоленск.

Задание№6. Дидактическая игра «Скажи наоборот».

Длинная улица – короткая улица, узкая улица – широкая улица, чистая улица – грязная улица, старинная улица – современная улица, ближняя улица – дальняя улица, светлая улица – тёмная улица, кривая улица – прямая улица).

Логопед: На улицах стоит много различных зданий. В одних люди живут, в других – работают. Есть старинные здания, а есть – современные.

Задание№7. «Загадочная викторина». (Отгадки появляются в виде фотослайдов).

Отгадайте-ка, ребятки,
Вы о городе загадки.
Я начну стихи читать,
Вам придётся продолжать.

1. Шумят повсюду поезда,
И едут люди кто куда.
Со всех сторон, со всех концов,
Кто ждёт прибытий поездов.
Того мы приглашаем в зал,
Что называется …(вокзал).

2. В нём есть картины удивительные,
Картины редкие и восхитительные.
Но покупать их не позволят.
Не потому, что много стоят.
Ведь это клад страны моей,
Не магазин здесь, а …(музей).

3. Здесь можно опустить письмо,
Отправить телеграмму.
По телефону позвонить
В командировку маме.
Ты можешь здесь купить конверт,
Послать посылку срочно.
Всем передать большой привет
Ведь это здание - …(почта).

4 . Люди в белом, не скучают,
Не сидят без дела,
Курс леченья назначают
Эти люди в белом.
Если кто- то заболел,
Все идут лечиться
В городскую, областную,
Детскую …(больницу).

5. Ее построил народ русский.

Федор Конь – руководил.

Башни, ворота и стены…

Что бы враг не победил,

Была не раз разрушена

И снова создана…

Старинная Смоленская …(крепостная стена) .

6. Это что за чудный дом?
Сто детишек в доме том,
Дом детишкам очень рад.
Что же это?… (детский сад).

7. Если холодильник пуст,
Кушать если нечего,
Нет ни хлеба, ни капусты,
Масла нет и гречки.
Ты сюда входи скорей
И бери корзину,
Покупай, что повкуснее
В нашем …(магазине) .

Логопед: Когда люди договариваются о встрече, часто назначают её у какого-нибудь памятника. Памятники ставятся для того, чтобы люди хранили память о каких либо событиях или людях. (Показ фотослайдов с памятниками).

Какой замечательный у нас город. Здесь есть школы и детские сады, театры и библиотеки, вокзал, больницы, зелёные парки и красивые памятники, много красивых старинных зданий.

Задание№8. “Продолжи предложение”. (Логопед начинает предложение, ребёнок продолжает его).

Я пойду в музей,.. чтобы узнать историю города.
Я пойду в парк,..
чтобы подышать свежим воздухом.
Я пойду в театр,..
чтобы посмотреть интересный спектакль.
Я пойду в библиотеку ,.. чтобы взять новую книгу .
Я пойду в музыкальную школу,..
чтобы учиться играть на скрипке .

Задание№9. «Рассказ о Смоленске» (с опорой на символический план).

Мы живем в России, в городе Смоленске. Смоленск стоит на реке Днепр. Наш город очень старый, большой, красивый. У него есть свои символы: герб, флаг, гимн. В Смоленске очень много красивых улиц, зданий, памятников, парков. Наш детский сад стоит на улице Рыленкова. По городу движется разный транспорт. Можно целый день гулять по городу и любоваться его красотой. Мы очень любим свой город.

Итог занятия .