Святые воины русского православия. Святые воины-Святой Руси (Урок) Войны причисленные к лику святых

МОУ «Новомичуринская средняя общеобразовательная школа№2»

Пронский район Рязанская область

Святые воины-

Святой Руси.

Подготовила: учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Никитина Светлана Сергеевна

Цель урока: Знакомство учащихся с христианским отношением к войне и воинскому долгу.

Задачи урока:

    познакомить учащихся с отношением православных людей к воинскому долгу, с жизнью русских воинов, ставших святыми;

    помочь учащимся объяснить понятие «справедливая война»;

    познакомить с законами милосердия и справедливости на войне;

    способствовать формированию личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

    способствовать формированию умения осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

    способствовать овладению навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.

Ключевые понятия урока: защита Родины, справедливая война, несправедливая война .

Оборудование : компьютер, проектор, экран, горошины (по количеству учащихся класса).

Ход урока.

I . Самоопределение к деятельности.

Закройте глазки и протяните ладошку. Учитель кладёт каждому ученику в ладонь горошину.

Что это такое?

На что похожи эти горошины? (Ответы учащихся).

А ещё горошины похожи на нашу планету Земля.

Найдите место для горошины, чтобы она не укатилась. Учащиеся кладут горошину в выбранное ими место.

II . Актуализация знаний. III . Постановка учебной задачи.

Мы любим своих родных, свой дом, любим свой двор и улицу, на которой живем. И даже когда человек уже вырос и уехал куда-то далеко из своих родных мест, он всегда вспоминает свой дом, поддерживает связь со своими родными. И всегда возвращается домой, потому что здесь его всегда помнят и ждут. Здесь его Родина. . Без корней веточка не может зеленеть и плодоносить. Так и человек не может жить без Родины и приносить настоящую пользу обществу. Родина это наши корни, наши традиции, наша семья, наши родные и близкие.

- Подберите к слову «родина» синонимы. Ответы учащихся.

Родина, Отчизна, Отечество, Россия.

В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова это понятие определяется так: «Отечество, родная страна. Место рождения, происхождения, возникновения, то есть страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит».

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн так говорил об Отечестве: «Отечество – понятие священное, ибо его даровал всякому народу Сам Господь Бог, а дар Божий надо беречь».

Все, что человеку важно и дорого, без чего он не может жить, человек должен беречь, хранить, а если надо - и защищать.

Если обидели тебя - можно стерпеть. Христос говорил, что нужно подставить левую щёку, если тебя ударили в правую. Ведь зло злом победить нельзя. Можно простить свою обиду. Есть ведь и другие слова Христа: «Всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду». Значит, гнев бывает напрасным, а бывает уместным .

Если обижают твою мать или сестру, просто кого-то слабого - долг каждого человека встать на защиту.

Из истории мы помним, что всегда русский народ вставал на защиту своей земли от врагов и захватчиков.

Как вы думаете, влияет ли война на человека?

Может ли человек во время войны измениться в плохую сторону? (предательство, дезертирство, мародерство и т.д.)

(Кто-то думает, что если во время войны на каждом шагу подстерегает смерть, то можно делать что угодно безнаказанно).

Будет ли такой поступок христианским? Почему? (надо поступать по заповедям Божьим)

Может ли человек во время войны измениться в хорошую сторону? Как?

Действительно, перед лицом смерти человек может сильно измениться. Он даже может уверовать в Бога

Послушайте письмо, которое нашли в простреленной шинели русского солдата Александра Зацепы, погибшего в годы Великой Отечественной войны. Это прощальное письмо. Оно адресовано и обращено не к родным и близким, а к Всемогущему Богу, в которого свято уверовал наш воин в свой предсмертный час:

Послушай, Бог .

Еще ни разу в жизни с тобой не говорил я,

Но сегодня мне хочется приветствовать тебя.

Ты знаешь, с детских лет мне говорили, что нет Тебя.

И я, дурак, поверил, Твоих я не созерцал творений.

И вот сегодня ночью я смотрел из кратера, что выбила граната,

На небо звездное, что было надо мной.

Я понял вдруг, любуясь мирозданием,

Каким жестоким может быть обман.

Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку, но я Тебе скажу,

И Ты меня поймешь: не странно ли,

Что среди ужасающего ада мне вдруг открылся свет и я узнал Тебя?

А кроме этого мне нечего сказать, вот только, что я рад,

Что я Тебя узнал.

На полночь мы назначены в атаку, но мне не страшно.

Ты на нас глядишь…Сигнал. Ну что же?

Я должен отправляться. Мне было хорошо с Тобой.

Еще хочу сказать, что,

Как Ты знаешь, битва будет злая,

И, может, ночью же к Тебе я постучусь.

И вот до сих пор Тебе я не был другом,

Позволишь ли Ты мне войти, когда приду?

Но, кажется, я плачу, мой Боже,

Ты видишь, со мною случилось то, что ныне я прозрел.

Прощай, мой Бог, иду.

И вряд ли уже вернусь.

Как странно, но теперь я смерти не боюсь.

Учитель Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (Ответы детей)

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке православной культуры? ____________________

Дети Сегодня на уроке православной культуры мы будем говорить о воинах, о защитниках нашей Родины.

Кто сформулирует тему нашего урока.

Тема нашего урока «Святые воины -святой Руси»

. IV . Построение проекта открытия нового знания.

Из 650 лет Российской Государственности (начиная с поля Куликова), 300 лет чистого времени из жизни русского народа ушло на войны. Причем все войны были оборонительные. Мы никогда не нападали, только защищали свое и обороняли. Самым главным призванием для мужчины была защита Родины, земли и своего рода. Мальчик, рожденный в русской семье, это будущий воин, его воспитывали истинным защитником.

Вопрос : Можно ли быть защитником Родины, не любя свою Родину?

Нет.

Велико наше Отечество - Русская земля. Но таким оно стало не сразу. Много врагов разоряли Россию, немало тяжёлых бедствий пережила она. Защищая свою Родину, русский человек защищал при этом свою православную веру. Потому вся нечисть, которая шла войной на Россию, всегда стремилась уничтожить в русских людях православную веру, православный дух.

Силу духа русскому человеку выстоять в борьбе с врагом давала православная вера. Вот почему среди русских святых так много воинов:.

Эстафету славы святого воинства Руси, которую начал Александр Невский, продолжилась его правнуком святым благоверным Димитрием Донским.

Дети В XIV веке Русь находилась под монголо-татарским игом. Выплачивала дань золотоордынским ханам, стонала от пожаров и разорений. В это тяжёлое время на московский престол взошёл внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович. Пользуясь малолетством Дмитрия, князь Суздальский захватил себе великое княжение, но три года спустя одиннадцатилетний Дмитрий сам возглавил московское войско и возвратил себе отцовский титул. С детства духовным наставником Дмитрия был митрополит Московский Алексей. Он учил мальчика быть твёрдым, ковал из него воина, готовил его не для книг, а для меча. учил митрополит Алексей юного Дмитрия родину свою любить и сражаться за неё. Поэтому науку Дмитрию пришлось постигать битвами, а не рукописанием; жизнь познать на окровавленной земле; людей – в воинском стане. Воинскую науку Дмитрий ставил превыше всех наук: век был такой, надо было ковать мечи. Поэтому князь Московский закупал оружие в разных странах на Западе и Востоке. Собирал на московской земле лучших мастеров: оружейников, строителей. Именно при правлении князя Дмитрия Ивановича Москва впервые стала каменной, хорошо укреплённой крепостными стенами, валами, рвами, сторожевыми башнями. От всех своих родственников, духовного наставника митрополита Алексея Дмитрий перенял ненависть к тяжкому ордынскому бремени. Он понял и принял на себя великое обязательство: скинуть с плеч народа ярмо Орды. С детских лет впитал Дмитрий гнев и обиду за Русь, за пролитую кровь единородных братьев.

Трудное это было время, но настал час, когда по словам летописца русские люди похоронили свой страх перед татарами, воспряли духом. Перед Куликовской битвой князь Димитрий в поисках духовной поддержки отправился к преподобному Сергию в монастырь за благословением. Татары в то время считались непобедимыми, а имя преподобного Сергия, как праведника и чудотворца, было прославлено по всей Руси. Благословение такого человека должно было вселить надежды во всех воинов. преподобный Сергий благословил князя Димитрия и предсказал ему победу над врагами:

(Колокольный звон)

Преподобный Сергий не только благословил князя, но и отправил с ним двух иноков княжеского рода, хорошо владеющих оружием.

Появление среди русского воинства двух всадников в черных монашеских одеяниях, идущих по благословению самого Сергия на брань, чтобы пострадать за веру и обрести вечное спасение, неизбежно должно было произвести на ратников огромное впечатление, послужить им примером, стать залогом справедливости битвы.

Этими иноками были Александр Пересвет и Андрей Ослябя, которых преподобный Сергий перед этим постриг в Великую Схиму (высший ангельский чин).

Если про Дмитрия Донского, Сергия Радонежского и хана Мамая известно немало, то информация о воинах-схимниках минимальна Среди разных героев встречаются такие, которые, появившись один раз, навечно входили в историю своего Отечества. К ним относится легендарные воины-монахи, герои сражения на Куликовском поле.

Время донесло до нас об этом герое самые скупые сведения, которые иногда больше похожие на легендарные.

Это были два родных брата, подвизавшиеся под руководством Сергия против врагов невидимых, два инока-боярина: Александр-Пересвет, бывший боярин брянский, и Андрей-Ослябя, бывший боярин Любецкий.

Их мужество, храбрость и искусство воинское были еще у всех свежи в памяти: до принятия монашества оба они славились как доблестные воины, храбрые богатыри и люди очень опытные в военном деле. Вот этих-то иноков-богатырей и просил себе в свои полки великий князь у Преподобного Сергия: он надеялся, что эти люди, посвятившие себя всецело Богу, своим мужеством могут служить примером для его воинства и тем самым сослужат ему великую службу.

По преданию, перед битвой Пересвет молился в келье отшельника при часовне святого воина великомученика Димитрия Солунского, где впоследствии был основан мужской Димитриевский Ряжский монастырь, что в 7 км от г. Скопина. Помолясь, Пересвет ушёл, оставив свой яблоневый посох. Этот посох ранее хранился в краеведческом музее г. Рязани.

Был Великий князь Дмитрий не только смелым, но и мудрым, сильным полководцем. Отличное место выбрал он для решительного сражения: Куликово поле

Вышли русские полки на Куликово поле раньше Мамая. Уже вечером они приняли боевой порядок и так, в строю, простояли всю ночь. Это оказалось очень важно, так как утром опустился на Куликово поле такой густой туман, что ничего не было видно даже вблизи. И эта тьма стояла до середины дня... Это Всемилостливая Богородица, ставшая Домом Руси, решила укрыть своих воинов плотным туманом, как плотным покрывалом, от смертного боя. И воины чувствовали Её присутствие и молились ей.

И было это в субботу, 8 октября, в день Рождения Богородицы. И стояла Она над полем битвы и помогала русским воинам выстоять.

В те далёкие времена было принято перед сражением устраивать поединок двух самых сильных и смелых воинов от каждого войска.

Бой начался поединком двух воинов. С татарской стороны выехал вперед богатырь огромного роста, страшной наружности и звали его Челубей Тамир Мурза. навстречу Челубею, одетому в тяжелые доспехи, выехал монах Александр Пересвет с одним лишь копьем в руках. Татарин заметно превосходил в силе, а русские воины в вере. На всём скаку налетели они друг на друга, сшиблись с налёту копьями. Устояли кони, а воины рухнули наземь, оба мёртвые. Своею смертью предсказали они, что битва будет трудная и кровопролитная.

Так инок Александр Пересвет совершил свой исторический подвиг во имя земли Русской, чтобы навечно стать в ее истории героем-витязем

И рухнула тут тишина зловещая. Затрубили ратные трубы, и слились голоса в единый голос, и послышался великий стук от сабель и сбивающихся коней, и прозвенел клич русский: "За Русь Святую!"

Во время сражения Сергий Радонежский и вся Троицкая лавра молились в церкви. Духовными очами святой видел все поле битвы и поминал по имени всех раненых и убитых.

А Сергий в те часы уединился

Перед Святою Троицей молился

Казалось, он следит духовным зреньем

За ходом величайшего сраженья

Храм наполняли свет и тишина,

Порою старец прерывал молитвы,

Погибших называл он имена

И тех, кто ранен был на поле битвы

. Увидел Дмитрий, что в передовом полку только молодые воины стоят, неопытные. Снял он свои княжеские одежды, отдал их своему боярину Бренку, сам достал доспехи простого ратника (воина) и встал в строй: "

Татары первыми двинулись в атаку. Они рассеяли сторожевой и передовой полки и напали на основные силы – большой полк, стали обходить его слева. Но в этот решающий момент из дубравы ударил засадный полк и татары-ордынцы обратились в бегство.

В тот день исполнилось слово преподобного Сергия Радонежского, предвозвестившего князю Димитрию Иоанновичу победу, но победу дорогой ценой. Из 150 000 ополченцев в Москву вернулось лишь 40 000. Однако с этого момента Русь начала жить надеждой на освобождение от ордынского ига.

Несколько дней хоронили русские погибших. Самого князя Дмитрия с трудом нашли среди убитых – раненого, но живого. После Куликовского сражения стали называть его Дмитрием Донским.

Жены, матери, дети и старцы с нетерпением ожидали своих. – Гонец привез весть, что потери огромные. – Они вышли навстречу князю и дружине, зная, что за ними следует великое множество подвод с раненными и убитыми. Возгласы радости, плач, прославление Бога, и над всем этим морем – сердечная молитва об упокоении душ убитых на Куликовом поле православных воинов.

Ни когда еще русское воинство не знало такой победы.

Сразу по возвращении князь Димитрий приказал служить панихиды по убиенным во всех храмах и монастырях. Тут же составлялись и рассылались по приходам и обителям списки погибших. Многие ратники так и остались навсегда неизвестными, и в те дни Православная Церковь соборно молилась о даровании прощения грехов и об упокоении всех русских воинов знаемых и не знаемых, за Русь, за веру православную живот свой положивших.

Город жил одним молитвенным воздыханием. Перед алтарями в свете паникадил и под сводами монашеских келий, в боярских палатах и в тесных избах при огоньках грошовых свечей читались Евангение и Псалтирь с поминовением погибших Люди, не знавшие грамоты, молились от сердца со слезами и с земными поклонами перед темными образами

В память о погибших на том самом месте, откуда выступало русское войско на битву с татарами, был заложен храм в честь Всех святых – небесных покровителей русских ратников, павших во время битвы. Так появилась одна из самых древних московских церквей – церковь Всех святых на Кулишках.

Каждый год в один из осенних субботних дней князем Димитрием было установлено служить панихиды в память по убиенным.

«Димитровская суббота» – так ее называли в память о князе Димитрии Донском – стала называться «родительской». С давних времен в Русской Православной Церкви – это день общей молитвы об усопших, день надежды на милосердие Божие.

Деяния на благо Родины Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Александра Пересвета и других Святых заступников Руси, с точки зрения современного человека выглядят даже больше, чем просто подвиг отдельно взятого человека. Это были по-настоящему великие люди, настоящие патриоты, отмеченные перстом Божьим. Никто из ныне живущих не вправе забывать о том, кому мы обязаны тем, что имеем сегодня.

Читайте, впитывайте в себя мудрость веков и гордитесь тем, что вы являетесь продолжателями тех великих дел, которые были когда-то заложены в основание нашей Русской государственности.

Почему эти люди стали святыми? (Потому что они отдали свои жизни за веру и Отечество).

- Кто такие святые? (признаны Богом образцом для других людей, за праведную жизнь и стойкость в вере).

- Вспомните, с чего начинались сражения Александра Невского, Дмитрия Донского? (с обращения к Богу).

-Что делали полководцы после окончания сражения? (Благодарили Бога за помощь).

В самые трудные времена Бог посылает в помощь людям героев

VII . Рефлексия.

А теперь ещё раз посмотрите на свою горошину. Сумели ли вы её сохранить? Это было сложно. Она могла потеряться, разломиться на части. А вот мир, в котором мы живём, сохранить ещё труднее. Нужно жить в согласии с другими людьми и с собой. Будьте добрее, внимательнее друг к другу и тогда станет в мире меньше зла, насилия.



Воинство на Руси всегда занимало важное место в государственном устройстве. В княжеский период воины не только сражались на поле битвы, но и являлись управителями местных общин. После крещения Руси все воины были православными и исповедовали Бога. Православный воин всегда отличался не только искусством боя, но главное - мужеством духа. Стальная воля и бесстрашие перед смертью поистине вызывали страх в противника.

Главная христианская заповедь - это заповедь любви к ближним и врагам. Возникает вопрос, как православные воины могут носить в себе любовь, если они убивают, или готовы убивать на поле боя. На самом деле настоящий христианин живет любовью, и православное воинство здесь не исключение. Защищать Родину и сражаться с врагами - это главное служение настоящего мужчины верующего в Бога. Воинский подвиг - это определенный способ жизни. Принять воинскую службу может не каждый. Для этого необходимо особенное устройство души. Чтобы с одной стороны человек действительно носил в себе нравственные качества, а с другой мог мужественно сражаться.

Однажды к праведному Иоанну Кронштадтскому подошли воины и спросили, что им делать для спасения души. Святой не сказал, чтобы они бросили воинское служение. Он призвал обратить внимание на свое внутреннее состояние. Праведный говорил, чтобы воины не обижали слабых, не клеветали и были довольны зарплатой.

В Ветхом Завете Авраам тоже поднимал меч и воевал за истинную веру и за свой народ. Также вспомним Давида, который защитил свой народ победив огромного Голиафа.

В истории Православной Церкви зафиксированы имена воинов монахов. Например, православные воины монахи Пересвет и Осляба вступили в бой против татар.

Качества православного воина

Православные воины Руси воспитывали в себе следующие качества духа:

  • твердая вера в Бога;
  • преданность государству;
  • смелость;
  • стальная воля;
  • бескорыстие;
  • помощь ближнему;

В Священном Писании сказано, что властям дан меч для того, чтобы беречь мир и порядок. Солдаты являются частью государства. Именно они противодействуют материальному злу в мире.

Отличие христианского воинства и языческого

Профессиональный солдат воспитан в особенно строгих условиях, когда его тело и душа подготовлены к тяжелым физическим и психологическим нагрузкам. Особенно ценится подготовка души. Чтобы успешно сражаться воин должен преодолеть страх смерти. В различных национальностях дух солдата тренируется по-разному. И на первый взгляд два отважных бесстрашных воина могут показаться одинаковыми по психологическим качествам. Но на самом деле внутри они могут кардинально отличаться, по мировоззренческому устройству. В первом человеке стержнем бесстрашия может служить, веря в себя, в свои силы, или языческое божество, а другой может основывать свое бесстрашие на любви к Богу и ближним. И эти люди с совершенно разными ценностями в душе будут сражаться возможно до смерти. Но опасность для первого человека, овладевающего искусством уничтожения другого индивидуума, является возможность потери человеческого облика. Таким образом личность может превратиться в своем поведении в животное. Впрочем, некоторые наставники так называемых специально учат своих адептов подражанию зверям. К чему приводит такое воспитание воина можно сделать выводы изучив историю стран дальнего Востока.

В 1944 году японский генерал Есио Татибана обезглавил двух американских солдат и приказал из печени трупов приготовить национальное блюдо сукияки. И таких страшных историй существует множество.

И совсем другая ситуация наблюдается в христианском воинстве. К пленным христианин всегда относиться с уважением и не оскорбляет человеческое достоинство. И все потому, что он видит в своем противнике Образ Божий в его бессмертной душе.

Во время Божественной Литургии Церковь каждый раз молится за воинов Любви словами молитвы: "О Богохранимой стране нашей, властех и воинстве ея".

Русская земля издавна была славна ратным духом и молитвенным усердием своих сынов. Нередко случалось и так, что подвиги на поле брани и подвиги во славу Божию переплетались в жизни одного человека.

Все мы знаем, что именно мудрому князю Владимиру мы обязаны как нашей верой, так и нашей великой культурой.

В молодости князь Владимир был язычником и часто поступал жестоко и неблагородно. Но, познав истинную веру, он прошёл через глубокие внутренние изменения, стал регулярно молиться, много благотворить, строить храмы и основывать княжеские училища в городах Руси.

Благодаря своему крещению и обращению страны в Православие святой князь сумел заключить союз с Византией - самым сильным и культурным государством его времени и вступил в брак с сестрой византийского императора царевной Анной.

Но Господь благоволил святому и на воинской стезе: князь серьёзно укрепил и расширил доставшееся ему по наследству государство, присоединив к нему земли вятичей и радимичей, богатые города Червен и Перемышль на границе с Польшей, земли ятвягов на берегу Балтийского моря и земли белых хорватов в Прикарпатье.

Кроме того, святой Владимир сумел утихомирить беспокойных восточных соседей из Великой степи, ранее докучавших постоянными грабительскими набегами: в нескольких походах он разбил волжских булгар и хазар и заключил выгодный мир, обложив кочевников данью.

За его апостольскую деятельность, благочестивую жизнь после принятия крещения и заботу о благе и безопасности своих подданных Церковь причислила князя Владимира к лику святых.

Святой жил в XII веке. Он происходил он из простой крестьянской семьи и, как повествуют былинные источники, в детстве и юности страдал параличом, однако чудесным образом был исцелен по молитве странников.

Обретя здравие он решил встать на путь воинского служения, поступил в дружину киевского князя и много лет охранял границы Руси, где прославился воинскими подвигами и невиданной силой.

Достоверных известий о его жизни сохранилось немного, но его подвиги послужили основанием для целого цикла русских былин и германских эпосов.

В преклонных летах богатырь Илия поступил в Киево-Печерский монастырь, где принял постриг и провёл свои последние годы в духовных подвигах. Скончался он, вероятнее всего, в конце 80-х годов XII века.

В 1643 году преподобный Илия Муромец был официально канонизирован в числе еще шестидесяти девяти угодников Киево-Печерской лавры. Русское воинство издавна считает святого богатыря своим покровителем.

С именем этого святого связано событие, не менее важное для истории России, чем крещение нашей страны - освобождение от почти 250-летнего Татаро-Монгольского ига.

Великий князь Московский перешёл от междуусобной брани с другими русскими князьями к заботам об интересах всего Отечества. Занятый собиранием русских земель, великий князь Димитрий сумел собрать коалицию русских княжеств против татарского войска Мамая, угрожавшего очередным разорением Руси.

Это было тяжёлое решение, ведь крупных побед над татарами до Куликова поля русская армия не знала. Князь Димитрий даже ездил за советом и благословением к святому преподобному Сергию Радонежскому, который заверил его в своей молитвенной поддержке и дал в помощь двух иноков своего монастыря.

В результате русские армии под руководством князя Димитрия на Куликовом поле разбили орду Мамая и этим положили начало освобождению от татарской угрозы и восстановлению единого национального русского государства. За свою победу князь получил прозвище «Донской».

Преподобный Александр Пересвет был одним из двух иноков, которые по благословению своего игумена преподобного Сергия Радонежского в виде исключения (церковные правила запрещают воевать лицам духовного звания) приняли участие в Куликовской битве.

Оба схимника до принятия монашества были воинами и служили в княжеских дружинах, а их присутствие на поле боя по мысли преподобного Сергия должно было воодушевить русскую рать.

Перед началом сражения он вступил в единоборство с татарским поединщиком Челубееем, который по преданию владел оккультными магическими практиками и мог вселить страх в любого противника.

Но в схватке с православным монахом, который даже не надел доспехов, оставаясь в схиме, ему это не помогло. После сшибки оба поединщика пали мёртвыми, но Челубей был выбит из седла в сторону противника, что считалось несомненной победой Пересвета.

Второй схимонах из Троице-Сергиевой лавры, бившийся на Куликовом поле. Как и Александр Пересвет, Андрей Ослябя бился без доспехов в своих монашеских одеждах.

Ему, по жребию брошенному между двумя иноками, выпало находиться в бою возле князя Дмитрия Донского и оберегать его от татарских сабель. Свою задачу преподобный Андрей выполнил до конца и пал бою, однако князю Димитрию благодаря его помощи удалось уцелеть.

До пострижения в монахи - Андрей Ослябя был знатным боярином и профессиональным военным. Предположительно, он даже командовал московской тысячей в Пьянском побоище.

Святой князь Довмонт (в крещении Тимофей) происходил из литовского княжеского рода и был младшим современником святого благоверного князя Александра Невского.

В 1265 году, спасаясь от междоусобиц литовских князей, князь был вынужден бежать из Литвы с дружиной и с 300 литовскими семьями во Псков.

Псковская земля стала его второй родиной, здесь он принял крещение и уже через год за доблесть и истинно христианские добродетели псковичи избрали его своим князем.

В течение 33 лет князь Довмонт управлял городом и был единственным князем за всю историю Пскова, который сумел так долго прожить в мире и согласии с псковским вечем. Он был справедлив и строго следил за правосудием других, щедро творил милостыню, принимая нищих и странников, благоговейно чтил церковные праздники, покровительствовал храмам и монастырям и сам основал обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Святому много пришлось повоевать за свободу Пскова с различными западными неприятелями. Перед каждой битвой святой Довмонт приходил в храм, полагал свой меч к подножию святого престола и принимал благословение духовника, который препоясывал ему меч.

В 1268 году князь Довмонт был одним из героев исторической битвы при Раковоре, где русская рать одержала победу над датскими и немецкими войсками, а свою последнюю победу одержал 5 марта 1299 года на берегу реки Великой, где он с малой дружиной разбил большое немецкое войско.

Эта личность столь известна в русской истории, что не будем излишне подробно останавливаться на его известных победах. Напомним только, что в 1240 году князь одержал победу над шведами на Неве, за что и получил своё летописное прозвище, а в 1242 году на льду Чудского озера разбил армию немецких рыцарей.

Позже князь Александр перешёл от обороны к наступлению, совершив несколько походов в земли Ордена и Литвы и уничтожив большое количество неприятеля в Торопце, близ Жижицкого озера и под Усвятом так, что тот запросил мира. По выражению летописца, литовцы впали в такой страх, что стали «блюстися имени его».

Перед каждым сражением князь горячо молился и просил помощи у Бога, а в своей княжеской жизни был рачительным хозяином, дальновидным дипломатом-миротворцем и справедливым судьёй.

Перед своей смертью (предположительно, был отравлен в Орде), князь принял монашество с именем Алексей.

Адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков участвовал в войнах России с Османской империей при Екатерине II Великой. Возглавляя Черноморский флот России, адмирал Ушаков несколько раз разгромил в сражениях флот турок и, наконец, полностью уничтожил его при Калиакрии.

Позже он участвовал в освобождении греков Ионических островов от французской оккупации, где стал автором Конституции и заложил основы народного правления.

Как флотоводец, Фёдор Ушаков стал основоположником новой тактики морских сражений и автором беспрецедентной операции по овладению морской крепостью Корфу с помощью корабельного десанта.

Родной дядя Адмирала, также Фёдор Ушаков, стал монахом Санаксарского монастыря в Мордовии. Его влияние и воспитание родителей послужили основанием к глубокой вере, и личному благочестию адмирала: он регулярно посещал службы, был весьма скромен в быту, а свои деньги неоднократно жертвовал на обустройство быта нижних чинов и семьям погибших матросов.

Уже в отставке, в период Отечественной войны 1812 года Фёдор Фёдорович пожертвовал всё своё состояние на госпиталь для раненых русских солдат и формирование Тамбовского пехотного полка.

Потомственный казак Иоанн родился в семье благочестивых родителей на землях Войска Запорожского в Русском царстве около 1690 года.

Достигнув зрелости, Иоанн был рекрутирован вместе со многими другими казаками в армию Петра Великого, который в те годы (1710-1713 годы) вёл борьбу с Турцией за выход к Чёрному морю.

О его воинских подвигах сведений не сохранилось, но можно сказать, что он был честным солдатом и защищал своё отечество до того момента, когда во время Прутского похода Петра I, вероятнее всего, это произошло в битве за Азов, вместе с другими солдатами не был взят в плен союзниками татарами.

После пленения Иоанн был переправлен в Константинополь и продан в рабство аге (воинское звание) турецкой кавалерии из города Ургюп, что он воспринял, как волю Божию.

Иоанн твёрдо отказался от перехода в ислам, за что поначалу был подвергаем издевательствам со стороны своего хозяина. Несмотря на это, он честно и усердно выполнял порученную работу, понимая её как свой христианский долг, за что его шельмовали уже другие рабы аги.

Со временем, однако, незлобие, трудолюбие и готовность святого помочь каждому расположили к нему сердце его господина и всех, кто его только знал. Ага даже предложил ему свободу, но Иоанн отказался покидать его, объяснив это промыслом Божьим.

Днём Иоанн трудился, соблюдал строгий пост и молился, а по ночам тайком ходил в пещерную церковь святого Георгия, где на паперти читал молитвы Всенощного бдения и каждую субботу причащался Святых Тайн, так что со временем приобрёл от Бога дар чудотворения.

Однажды, когда его господин совершал хадж в Мекку, Иоанн, находясь в Ургюпе, передал ему от жены блюдо с пловом. Когда ага вернулся из путешествия, то привёз домашнее блюдо с собой. Этот случай так поразил местных жителей, что Иоанна Русского стали почитать как святого все жители тех мест, в том числе и мусульмане.

После смерти святого почитание его только укрепилось, на его могиле стали совершаться чудеса, а в 1962 году Церковь причислила Иоанна Русского к лику православных святых.

Святой был родом из Моравии и происходил из семьи тамошних князей. В юности он прибыл в Смоленск, где поступил на службу в княжескую дружину.

Воин Меркурий нёс охрану на городских стенах и вёл строгую подвижническую жизнь, посвящая много времени посту и молитве.

В 1239 году во время нашествия хана Батыя на Смоленск татарские войска, по преданию, остановились в 25 верстах от города, на Долгомостье. В тот же вечер молившемуся в храме Меркурию явилась Божья Матерь и повелела ему выступить против татар: «Раб мой Меркурий, я посылаю тебя, чтобы ты отразил врагов от града сего и защитил храм сей… В сей битве ты победишь врагов и сам получишь от Господа венец победы и вечного блаженства».

Меркурий послушался веления Пресвятой Богородицы и ночью пошёл во вражеский лагерь где, согласно житию, истребил множество врагов, включая некого исполина, наводившего на всех страх своей силой. В ходе сражения сын убитого исполина отсёк Меркурию голову, но татары в страхе бежали: «побросав оружие, гонимые какой-то неведомой силой, они бежали от города, под которым погибло так много из лучших бойцов, и удалились из пределов Смоленских».

Тело Меркурия было погребено смолянами в Успенском соборе города. Церковное празднование в память святого Меркурия было установлено в конце XVI века, но уже с 1509 года жители Смоленска почитали его заступником города.

«Аналитическая газета «Секретные исследования», №15, 2013

Наша читательница из Минска Валентина Борисовна Толстик задает вопрос: почему РПЦ канонизирует в святые военачальников, и насколько это соответствует христианским нормам? Ну что же, попробуем разобраться.

СВЯТОЙ АДМИРАЛ

Журналист Владимир Рогоза в 2007 году опубликовал статью «Как Русская православная церковь канонизировала адмирала Ушакова?». В ней он, в частности, писал:

«В 2004 г. решением Архиерейского собора Русской православной церкви праведный воин Феодор (адмирал Федор Федорович Ушаков) был причислен к лику общецерковных святых и включен в Месяцеслов (память 23 июля/5 августа и 2/15 октября).

Процесс канонизации начался значительно раньше, еще в 2001 г. Ушаков был причислен к лику праведных местночтимых святых Саранской епархии. Похоже, что тогда церковь просто не ожидала реакции флотского руководства, последовавшей на это локальное событие. Причисление Ушакова к лику местночтимых святых вышло за рамки церковного обряда. На торжества, связанные с канонизацией адмирала, в Санаксарский монастырь в Мордовию приехали руководители ВМФ России…

Необычен был состоявшийся тогда крестный ход. Оркестр ВМФ встретил раку с мощами Ушакова военными маршами. Шествие возглавляли морские офицеры с андреевскими флагами. Раку несли адмиралы. Почетный караул составляли матросы и кадеты. Был дан салют из карабинов. Оркестр исполнил Государственный гимн России. Церковный обряд превратился в своеобразный военно-морской праздник.

…Теперь на кораблях, в частях и соединениях ВМФ икону с изображением первого отечественного «военно-морского» святого можно увидеть и в матросском кубрике, и в кабинете главкома.

…Широкое почитание нового святого началось не только в РПЦ, в епархии которой еще до общецерковной канонизации было передано около 570 частиц мощей праведного воина Феодора.

…О морской службе и заслугах адмирала Ушакова широко известно, имеется обширная литература, сняты художественный и документальные фильмы. Не обошлось и без определенной мифологизации, что простительно по отношению к великому человеку. В значительно меньшей степени отражены последние годы его жизни, которые и дали повод к канонизации.

В житии рассказывается, что, отдав всю жизнь службе, Федор Ушаков никогда не имел ни семьи, ни детей, а это является одним из правил монашеской жизни. После отставки он поселился в тихой деревушке Алексеевка Темниковского района Мордовии. Сохранилось свидетельство тогдашнего настоятеля Санаксарского монастыря иеромонаха Нафанаила: «Адмирал Ушаков, сосед и знаменитый благотворитель Санаксарской обители в Великий пост живал в монастыре, в келии для своего пощения и приготовления к Святым Тайнам по целой седмице и всякую продолжительную службу с братией в церкви выстаивал неопустительно и слушал благоговейно; по временам жертвовал от усердия своего обители значительные благотворения; также бедным и нищим творил всегдашние милостивые подаяния и вспоможения».

…Остаток дней своих, по словам иеромонаха Нафанаила, адмирал провел «крайне воздержанно и окончил жизнь свою как следует истинному христианину и верному сыну Святой Церкви 1817 года октября 2-го дня и погребен по желанию его в монастыре подле сродника его из дворян, первоначальника обители сия иеромонаха Феодора по фамилии Ушакова же».

Отпевали Федора Федоровича в Спасо-Преображенской церкви города Темникова.

…В послереволюционные годы Санаксарский монастырь закрыли. Часовню, выстроенную над могилой адмирала, разрушили. В годы Великой Отечественной войны был учрежден орден его имени и возник вопрос о месте погребения адмирала. Была создана государственная комиссия, которая произвела вскрытие могилы адмирала на территории монастыря у стены соборного храма. Останки оказались нетленны, что было зафиксировано в соответствующем документе комиссии. По мнению Священного синода, данный факт является доказательством святости человека.

…Причисление адмирала Ушакова к лику общецерковных святых создало прецедент, и в военных кругах стали высказываться о желательности канонизации и Александра Суворова».

* * *

Итак, каковы же причины канонизации? Ну, не имел жены и детей. Видимо, потому что не любил женщин. Перед смертью посещал храм, где слушал службы благоговейно. Вещь обычная. Давал монету нищим – но при этом был помещиком, на него горбатились крепостные крестьяне, так что монеты не его. А Заповеди Бога нарушал. Согласно схоластке РПЦ, если человек убивает человека, защищая свою Родину, то это как бы не считается нарушением Заповеди «Не убей». Но в том и дело, что Ушаков родину не защищал, а воевал в агрессивных и несправедливых войнах царизма в Черном и Средиземном морях (Россию тогда именовали «жандармом Европы»).

Остаются только «нетленные останки», что есть признак вампиризма. Но насколько они нетленные – вот вопрос. Ведь его мощи разделили на 570 частей. Вряд ли так стали бы поступать с по-настоящему нетленным телом как неким чудом.

У католиков отношение к канонизации гораздо более ответственное: чтобы человека признали святым, он должен совершить минимум два чуда, вылечив смертельно больных. Ушаков, как известно, никого не исцелял. Таких, как он, военных пруд пруди в любой армии мира.

Что вообще в христианстве означает святость? Что Бог посредством этого человека совершает чудеса, проводит через него Свою волю. Но в России и в РПЦ служение Богу подменяют служением своей империи, что к христианству никакого отношения не имеет. Вот почему ВМФ с таким ажиотажем подхватил канонизацию Ушакова и сделал его чуть ли не богом, которому стал молиться. И вот почему – оценивая людей по мере служения империи, а не по мере служения Богу – вслед появились предложения сделать святыми Суворова, Жукова и даже Сталина. Никаких чудес во славу Бога не совершали тоже недавно канонизированные Дмитрий Донской и Николай II Романов.

СВЯТОЙ АНТИФАШИСТ

В феврале 2012 года в Русской православной церкви в Мюнхене канонизировали нового святого. Александр Шморель - этнический немец, но выходец из России, он создал в нацистской Германии антифашистскую организацию "Белая роза". С розой в правой руке его и будут изображать на иконах.

Российский «Первый канал» сообщил: «Когда его схватило гестапо, ему было 25 лет. Шморель - первый новомученник, прославляемый после возобновления канонического общения Московского патриархата и русской православной церкви за рубежом. Свиток в руках у юноши в белом одеянии - предсмертное письмо. Студент-медик Александр Шморель, изменник Рейха для гестапо, мученик - для верующих, а для друзей просто Шурик на иконе рядом с оптинскими старцами и царем Николаем II».

Шморель разбросал листовки в Мюнхенском университете на глазах у всех, за что был сразу арестован гестапо. Казнили 13 июля 1943 года. В листовках «антифашист взывал к чести и совести солдат и офицеров Вермахта».

Снова вопрос: какое чудо он совершил, разбрасывая листовки в Мюнхенском университете, адресованные находящимся на фронте солдатам и офицерам? Даже практической пользы от этого никакой не было. Мученик? А разве меньше мучились жители Хатыни, которых сожгли заживо? В войну погибли от нацистов десятки миллионов, но РПЦ канонизирует не Гастелло или Матросова, а Шмореля – за разбрасывание листовок. Кстати, у нас органы пропаганды разбрасывали эти листовки на головы немцев – причем на фронте – каждый день тысячами тонн.

В общем, нам, обывателям, логика выбора этих святых не понятна. Но логика есть – это какие-то скрытые политические манипуляции сообществ церковников.

СВЯТОЕ ВОИНСТВО МОСКВЫ

На сайте российской Отдельной дивизии оперативного назначения имени Дзержинского (кстати, а его чего в святые тоже не возвели?) есть раздел «Святые покровители русского воинства». Там, в частности, рассказывается (сохраняю орфографию источника):

«Одним из таких важных дел в истории страны было и остается защита Отечества. Именно в такие моменты - во время военного лихолетья - обращаются многие люди к Богу. И Он не оставляет своею милостью защитников нашей православной Родины, выдвинув в ранг высочайшего гражданского и духовного подвига ратное служение своему народу.

В наших храмах большинство этих святых нетрудно узнать по латам, копьям и мечам, с которыми они предстоят на святых образах. Вот они небесные покровители нашего воинства: праведный Иисус Навин, великомученик Никита, благоверный великий князь Игорь Черниговский, преподобный Сергий игумен Радонежский, великомученик Евстафий Плакида, мученик Лонгин Сотник, великомученик Артемий, мученик Арефа, великомученик Дмитрий Солунский, мученик Аффоний, Архангел Михаил, великомученик Мина, великомученик Меркурий, великомученик Иаков Персянин, святитель Николай архиепископ Мир Ликийских, апостол Андрей Первозванный, великомученик Феодор Стратилат, великомученик Феодор Тирон, благоверный и преподобный князь Даниил Московский, благоверный князь Всеволод, великомученик Георгий Победоносец, мученик Савва Стратилат, страстотерпцы князья Борис и Глеб, мученик Христофор, благоверный царевич Дмитрий Угличский, благоверный князь Дмитрий Донской, благоверный князь Довмонт Псковский, равноапостольный царь Константин, равноапостольный великий князь Владимир, великомученик Прокопий, мученик Евстигний, мученик Андрей Стратилат, благоверный князь Александр Невский.

…Так же как не отделима от судьбы России судьба ее христолюбивого воинства, так же невозможно, как-то особенно, выделить имена святых покровителей его. Как не вспомнить здесь святого Иоанна воина, Ослябю, Пересвета, Илию Муромца и многих других. Каждый из них дал Церкви Православной и нашему народу столь многое, что трудно перечислить: поддержку, защиту и опору, духовное окормление и свет веры христианской.

Подтверждением единения небесных сил в деле покровительства нашему народу и воинству стали многочисленные и любимые народом иконы. "Образ христолюбивого воинства" живописует 12 воинов-христиан, прославляемых нашей Церковью. В разное время они жили на Руси, но каждый из них много сделал для собирания, защиты и процветания нашей православной родины».

У любого здравомыслящего человека, прочитавшего этот сумбурный текст, возникает ряд вопросов. Во-первых, дивизия имени Дзержинского – начальника политической полиции. Так при чем тут какая-то «защита Отечества»? Тот хунту защищал от инакомыслящих и от своего собственного народа.

Во-вторых, вначале говорится о защите Отечества – дело, не спорим, хорошее. А в конце: «каждый из них много сделал для собирания… нашей православной родины». «Собирание» и «защита Отечества» - вещи совершенно разные! Собирание – это агрессия и захват, разбой и геноцид, лишение соседей государственности и свободы. А называть Российскую империю «нашей православной родиной» язык не повернется: в ее состав насобирали поляков, финнов, татар, казахов, туркмен, узбеков, бурятов, кавказские народы и т.д. – все они не принадлежат РПЦ. И сегодня РФ вовсе не православное государство, а многоконфессиональное, и дивизия служит народу не «нашему русскому», а российскому народу Российской Федерации.

В-третьих, с какой стати архангел Михаил является частью «воинства Москвы» в битвах с другими православными и христианам (в битвах, например, с ВКЛ-Беларусью)? Еще как-то можно понять, когда идет речь о своих славянизированных татарах и финно-уграх Московии типа Ильи Муромца. Но при чем тут архангелы и апостолы? Их-то с какой стати «приватизирует» в свой состав дивизия имени Железного Феликса? Который, кстати, в юности был членом сионисткой организации и развешивал в Вильне сионистские антироссийские листовки. А в СССР стал главным редактором журнала «Красный террорист». Удивительная каша!

«Благоверный царевич Дмитрий Угличский» - это маленький мальчик, который играл в «ножики» и в приступе эпилепсии сам себя зарезал. Как он может быть «защитником Отечества» - уму непостижимо. По другой версии его зарезали, по третьей – его спрятали, и он является Лжедмитрием, которого казнили банды Минина и Пожарского. Потом его прах зарядили в пушку и выстрелили в сторону Беларуси.

«Благоверный князь Довмонт Псковский» - никакой не защитник Московии, а литвинский князь ВКЛ. А «равноапостольный великий князь Владимир» захватил Полоцк и изнасиловал княжну Рогнеду на глазах связанных ее родителей и братьев – чтобы они это видели – а потом их убил уже перед ее глазами. Это, надо полагать, образец «чести воина» для дивизии имени Дзержинского. И образец «святости» для РПЦ: в святые возвели насильника и убийцу. Ну а инициативная группа певицы Жанны Бичевской, озабоченной великодержавием, требует ввести в святые вообще Ивана Грозного.

О времена, о нравы!

СВЯТЫЕ ВОИНЫ БПЦ

На официальном портале БПЦ помещен раздел «Из истории военного духовенства», который написал И.В. Оржеховский, профессор БГУ, историк. Пишет он следующее:

«Во все времена существования Русской Православной Церкви ее важнейшей миссией было служение национальным интересам Отечества. Именно она содействовала государственному объединению разрозненных славянских племен в единую державу, а позднее оказала решающее влияние на процесс сохранения национального единства Русской земли, целостности и общности живущих на ней народов.

С первых веков принятия христианства на Руси оформился тесный союз служителей веры и воинства. И связь эта имела огромное значение. На окруженной недругами Руси Православие издревле было воинственным, а воинство – православным.

…Куликовская битва в 1380 году и последующее освобождение от монголо-татарского ига, борьба с интервентами за сохранение государственной независимости в начале XVII века, многочисленные последующие военные события свидетельствуют, что Русская Православная Церковь никогда не стояла в стороне от событий, переживаемых народом и государством, но всегда делила с ним все радости и горести. В периоды междоусобных войн, смут, раздробленности, иноземного ига именно Церковь призывала народ, власти и воинство к единству для защиты Отечества».

У профессора странные познания в истории. Даже дети в школе знают, что РПЦ Москвы была создана только в 1589 году при Борисе Годунове. А Куликовская битва была на две века раньше. До 1589 года РПЦ вообще была 140 лет автокефальной – не признавалась Православным миром православной, а Христианским миром христианской. Почему не признавалась? Да потому что была ордынской несторианской, обожествляющей власть царей Орды и затем власть правителей Московии.

В 1380 году храмы Москвы были расписаны фресками с ликом царя Тохтамыша как равного Иисусу. Ничего подобного не было у настоящей РПЦ в Киеве, Полоцке, Твери, Пскове, Новгороде – вот их Византия признавала, они не были автокефальными. За что Иван Грозный и вырезал все православное духовенство во время захвата Полоцка, Твери, Пскова, Новгорода – в Москве Иван Грозный был на фресках, ему молились московиты как своему божку.

Что касается «борьбы с интервентами», то профессор БГУ нас самих, беларусов, этими интервентами и именует. В 1612 году в Москве были вовсе не «поляки» и не «литовцы», а литвины – ныне называемые беларусами.

История беларуского православия начинается вовсе не с 1839 года, как кажется профессору. Полоцк был православным еще до первого упоминания о Москве как деревне в пять хат. Но мы были возмущены сделкой Годунова с греками, потому создали Унию в 1596 году. Сохраняя все традиции православной службы, но переходя под власть уже не греков, а Папы Римского. В 1839 году указом царя была фактически уничтожена Беларуская православная церковь – пусть и униатская, но православная и национально БЕЛАРУСКАЯ. А вместо нее насаждена чуждая нам и не имеющая ничего общего с Беларусью московская религия. Вот поэтому и как бы «получается», что БПЦ «своей истории не имеет» (как и «Беларусь своей истории не имеет, начинается с СССР»). И профессор пишет:

«До учреждения в Русском государстве регулярного войска обязанность по духовному окормлению ратных людей возлагалась на придворное духовенство. Поэтому можно предположить, что к середине XVI века, когда в Московии было создано постоянное стрелецкое войско, насчитывавшее 20-25 тысяч человек, появились и первые восточнославянские военные священники (однако письменных свидетельств об этом не сохранилось).

Во всяком случае, достоверно известно о наличии военных священников в период царствования государя Алексея Михайловича Романова (1645-1676). Об этом свидетельствует устав того времени: "Учение и хитрость ратного строя пехотных людей" (1647), в котором впервые упоминается полковой священник и определяется его жалованье. С этого времени уже начинает создаваться система управления военным духовенством».

Что это такое – «Русское государство», если профессор сам его называет «Московией»? Это мы и были «Русским государством», потому что мы тогда Великое княжество Литовское и Русское! С какой стати ордынский улус Москвы, к тому же автокефальный, нам должен диктовать моду на православие? Вон еще Эфиопия тоже православная страна, но означает ли это, что мы должны перенимать их православные традиции обрезания мальчиков, как у иудеев?

Профессор начал со слов «Во все времена существования Русской Православной Церкви ее важнейшей миссией было служение национальным интересам Отечества». Правильно. А Отечество для беларуса – Беларусь, а вовсе не иностранные православные страны типа Эфиопии, России или Украины. Так почему отвергнут и запрещен список НАШИХ ПРАВОСЛАВНЫХ СВЯТЫХ, а вместо него навязаны святые типа князей Залесья Александра Невского и Дмитрия Донского, которые к нашему Отечеству абсолютно никакого отношения не имеют?

Профессор пишет: «Дальнейшее становление и совершенствование структуры военного духовенства связано с реформами Петра I. Так, в "Воинском уставе" 1716 года впервые появилась глава "О священнослужителях", которая определяла правовое положение священников в армии, их обязанности и основные формы деятельности».

Простите, а кто для нас этот Петр I? Он нами не правил, ничего у нас не реформировал. Только взорвал Полоцкую Софию, где до этого там пьяный вырезал наше главное духовенство. Вот только этим он в нашем Отечестве и «прославился».

Все поставлено с ног на голову! В битве под Оршей – о которой профессор, конечно, не вспоминает – 8 сентября 1514 года православное войско Великого княжества Литовского и Русского под командованием православного гетмана К.И. Острожского разгромило армию оккупантов – иноверцев татаро-московитов. Те тогда по вере были автокефальными, не принадлежали РПЦ Киева.

Мы тогда защищали русскую православную веру от агрессии несториан Московии. А не те якобы «несли нам православие РПЦ», так как мы и были тогда РПЦ, а их не считали никто ни православными, ни христианами.

Но Острожского возводить в святые мы не стали, как и прочих наших полководцев, князей, канцлеров ВКЛ. У нас иные святые, вполне мирные. Например, Андрей Баболя – миссионер в Пинске, которого во время войны 1654-1667 годов зарубили «друзья беларусов» царские казаки и закопали в навоз. Мученик за веру, и останки не тленны, что подтверждали многие комиссии. Он был святым для униатов Беларуси, а с 1839 года запрещен таковым считаться. Остается святым для католиков Беларуси, но БПЦ его не признает, потому что его зарубили казаки Московии. Если бы зарубили немцы или иные - то признали бы. А так, коль это российское преступление, то это «бросает тень» на пафос «царских освободителей» нашего народа от нашего национального государства и национальной религии.

Вообще же, нежелание, как кажется, БПЦ являться хранителем национальных беларуских традиций – противоречит жизни в стране, является причиной массовой популярности протестантизма и католичества, где службы идут на нашей национальной мове. Сегодня для БПЦ это огромнейшая проблема, и как она будет решаться – непонятно. Но ясно, что БПЦ должна перейти от российских к беларуским национальным реалиям – иначе в ближайшие лет 10 потеряет всю паству в стране. О необходимости давно назревших реформ в БПЦ высказалось в конце июля 2013 года и руководство Беларуси. Президент сказал, посещая строящийся в Минске Аквапарк: «Церковь должна меняться. Мне кажется, что мы накануне некой реформы Православной Церкви… Православная Церковь с государством недорабатывают. Мы можем потерять целое поколение молодежи».

ВОИН ВОИНУ РОЗНЬ

Вернемся к сути вопроса. По мнению РПЦ, если человек убивает человека, защищая свою Родину, то это как бы не считается нарушением Заповеди «Не убей».

Но, во-первых, подобного уточнения в Библии нет. Там нигде не говорится, что ради защиты Родины можно красть, насиловать и тем более убивать. Бог дал человеку жизнь – и только Бог может ее забрать, и, кстати, из этой логики цивилизованные страны отменяют смертную казнь.

Во-вторых, «защита Родины» - понятие условное. Например, в мае 1945 г. части СС защищали Берлин от «советских орд». Означает ли это, что эсесовцы, защищая Родину, вершили святое и богоугодное дело, убивали справедливо? Или иной пример: РПЦ не считает нарушением Заповеди «Не убей» действия советских военных в Афганистане. Однако Родину они там не защищали, да к тому же СССР вообще не объявлял войну Афганистану. А полтора миллиона афганцев после этого вторжения Советского Союза погибли.

В этой связи всплывает уже другое понятие – «защита интересов Родины», что отнюдь не нечто «святое» и «справедливое», а лицемерная политика в рамках конкуренции государств и народов. Здесь просматривается аналогия с Талмудом, который разрешает иудею нарушать Заповедь «Не убей» в «исключительных случаях», к которым относятся: угроза смерти его и его близких, угроза имуществу и даже… угроза утраты возможных прибылей. Вот по последнему поводу и возникали в основном войны между государствами, в том числе в ХХ в.

В-третьих, в библейском понимании «святые воины» - это не те, кто обрел святость за свои ратные подвиги. Они стали святыми в борьбе за веру во Христа, потому скорее миссионеры. Яркий пример – апостол Павел. Изначально он был иудеем по имени Шаул-ха-Тарси и в должности по нынешним представлениям генерала командовал массовым истреблением христиан. Апостолом он стал, что ясно, вовсе не за эти преступления. Ему во сне явился Иисус и наставил его на путь истинный, он раскаялся и поверил в Него, стал проповедником христианства среди не иудеев (среди не обрезанных эллинов).

Кто-то может возразить, что адмирал Ушаков тоже после своей службы на флоте увлекся христианством. Но ведь апостола Павла никто не изображает с саблей в руках, а вот Ушаков на иконах с саблей, что подчеркивает, что он канонизирован не за миссионерство, а именно за военную деятельность. С мечом в руках изображают на иконах и Александра Невского, но тот этим мечом в основном дань для татар собирал по Руси и русских резал.

В-четвертых, кажется ошибочной позиция церкви считать любого военнослужащего «защитником Отечества». Одно дело – воевать на передовой в рукопашном бое с фанатиком-эсесовцем. Это честная схватка против врага. И совсем другое дело – бомбить город, кидая тысячами тонн зажигательные бомбы на жилые кварталы и убивая не комбатантов, то есть не участников боевых действий, а женщин, детей, стариков, раненных. И зачастую такие бомбы убивали и свое собственное население (до сих пор идут споры, сколько сотен тысяч граждан СССР погибли в войну от бомбардировок своей же советской авиации).

Перед выборами в РФ патриарх Кирилл сказал, что у России нет друзей, кроме ядерных стратегических ракет, флота, армии и РПЦ. Но вызывает сомнения, что оружие массового поражения (ядерное, биологическое, химическое) – нечто «богоугодное», что воины РВСН являются «святым воинством России». В средние века воин – это рыцарь с кодексом чести, а сегодня – это убийца миллионов невинных людей, уничтожающий нажатием кнопки целые города и вообще все живое на планете.

В новую эпоху изменился и сам характер войн: их ведут уже не для того, чтобы ограбить и уничтожить соседа (как агрессия Московии против ВКЛ-Беларуси 1654-1667), а только чтобы подчинить его политически. Но это оказывается хлопотным делом, так как приходится отвечать за захваченное государство и брать на себя все его социально-экономические проблемы (что выгоднее в итоге проигравшей стороне и обременительно победившей). В итоге проще достичь целей, ведя ИНФОРМАЦИОННУЮ войну – без использования военной силы. Следует ли ожидать появления новых религиозных святых – «святых воинов информационных войн»?

Абсурдность очевидна. Конечно, можно себе представить икону некоего новоявленного «святого воина», у которого в одной руке охапка ядерных ракет, а в другой сервер для всемирного шпионажа. Но скорее это будет напоминать политическую карикатуру из журнала «Крокодил» времен СССР…

И последнее. В нормальном обществе святыми считают тех, кто является светочем духовности. Таковой для России Лев Толстой. Но его РПЦ предала анафеме – и не сняла эту анафему по сей день. Ни казачество, ни Жанна Бичевская, ни ВМФ, вообще ни одна «патриотически озабоченная группа граждан» России не обратилась к РПЦ с просьбой снять анафему с великого русского классика. Вот тоже повод задуматься о мере духовности тех, кто требует от РПЦ возводить в святые военных и правителей…

Жизнь, считают христиане, дана человеку не для удовольствий, а для служения Богу и ближним. Закон жизни таков: не бывает ничего подлинно великого без жертвы, без отдачи себя, без подчинения своевольного «я» долгу и ответственности. Защищая своё Отечество, совершая добрые дела, наши православные предки находили свой путь служения Богу и ближним.

«Святые воины русского православия» - так называлась литературно-историческая конференция для старшеклассников, посвященная Дню православной книги. Она состоялась 16 марта в читальном зале Центральной библиотеки г. Дорогобужа.

2012 год, как известно, объявлен Всероссийским годом истории. Кроме того, в этом году исполняется 870 лет знаменитому Ледовому побоищу. Поэтому для обновления исторической памяти, для напоминания молодёжи об ответственности, служении и любви к Отечеству, для укрепления духовных сил кафедра православной литературы организовала это мероприятие для учащихся 8-11-ых классов района, читателей библиотечной системы.

В конференции приняли участие 8 школ, из которых были представлены 13 работ. Это презентации, доклады, сочинения, рисунки на предложенную тему.

Одного из святых воинов русского православия и по сей день чтит Россия, как никого другого. Не случайно в 2009 г. Александр Невский был признан «Именем России» во всероссийском телевизионном конкурсе. О нём было представлено больше всего работ. Одной из лучших была презентация Усвятской школы. Коллектив учащихся – Омельченко А. , Антоненкова С., Шелпакова А., Матвеева Т.,Канидец В. ,Журавлёв И. – под руководством преподавателей Беляковой Г.П. и Якене О.П. творчески подошёл к заданию. Они в интересной форме со слайдами, видеороликами, сценкой рассказали о жизни и деятельности благоверного князя Александра Невского. Этот коллектив получил главный приз. Несколько работ были посвящены потомку А.Невского князю Димитрию Донскому. Учащиеся Алексинской школы Грязнова Д.и Иванов Д. под руководством

Также в форме презентации представили материал о Куликовской битве, значении её для русской истории и формировании государственности, о мужестве и духовной силе благоверного князя Димитрия. В православном мире, особенно среди славянских народов, одним из почитаемых святых воинов является Димитрий Солунский.Его считают покровителем христолюбивого воинства. О нём и о Свято-Димитриевском женском монастыре коллективом Княщинской школы была подготовлена интересная работа. Выступление учащейся Бордуновой В. удачно было дополнено преподавателем Казьминой Е.П., а самый младший участник конференции Тураманов С. искренне и эмоционально сыграл в небольшой сценке.

Работы, представленные учащимися, были разнообразны и осветили жизнь и деятельность таких личностей, как Ф. Ушаков, А.Суворов, М.Кутузов, Г.Жуков, Е.Родионов.

Перед гостями и участниками конференции выступили священники Дорогобужских храмов – о.Николай (Кончук), настоятель храма св.ап.Петра и Павла,о.Сергий (Романов),иерей Свято-Димитриевского женского монастыря, а также преподаватели школы №2 г.Дорогобужа Корешков Ю.В.и Шупилюк М.А.Они в своих выступлениях подчеркнули важность обращения к этой теме, обратили внимание на большое значение для молодого поколения реальных и конкретных личностей, великих и высоких в духовном и нравственном отношении, для которых служение Богу и Отечеству было главным в жизни.

Следует отметить таких участников, как Соболев Е.,Ефремова А., Смирнова Н., Савкин В., Нечаева Ю.,Файзрахманова Л. (учащиеся СОШ № 1

Г.Дорогобуж); Петроченкова Е.,Мальчикова О.(Озерищенская СОШ); Бурдакова А. (Кузинская СОШ);Тимошкин Н. (СОШ №3 п.Верхнеднепровский).

Все они награждены грамотами и небольшими сувенирами. Помнить своих славных предков и учиться у них моральным и нравственным качествам – долг каждого человека, любящего свою Родину.

Есть имена, чья слава так крепка,

Что не сотрут её бесчисленные годы.

Она останется на долгие века

Святынею страны, святынею народа.