Тема разума и чувств в произведении ася. Сочинение любовь в повести ася тургенева

В повести Тургенева «Ася» показана история несчастной любви двух молодых людей. Почему несчастной? Потому что у истории несчастливый конец, герои расстаются навсегда, у них остаются только лишь воспоминания, которые они пронесут через всю свою жизнь.

Шестнадцатая глава является кульминацией повести. В ней описано свидание главных героев, решается их дальнейшая судьба. Встреча происходит не на прогулке, как обычно. Ася сама организовала это свидание, нашла место, передала герою записку. Она хочет объясниться с господином НН, видимо, не в силах больше терпеть неопределенность их отношений.

Главный герой взрослый человек, наверняка у него уже случались в жизни любовные переживания. Поэтому он более опытен, он относится к своему возникающему чувству достаточно рассудительно. В отличие от него, Ася – это юная девушка, для нее это чувство незнакомо, поэтому она не знает как себя вести, и поступает так, как ей советует её сердце.

Ася пришла на свидание для того, чтобы рассказать о своей любви, признаться и уйти навсегда. Конечно, она надеялась, что герой остановит её, например, сделает ей предложение и она останется с ним.

Однако, герой повел себя явно недостойно, он не хочет брать на себя ответственность за судьбу девушки. Сейчас он сожалеет о своей нерешительности, но, к сожалению, сделать ничего нельзя. Причем, герой и сам не может понять ни своих чувств, ни своих поступков. Он удерживает Асю, когда та пытается уйти, а сам своими же словами отталкивает её, объясняет ей, почему им нельзя быть вместе. Мало того, он обвиняет во всем произошедшем Асю, что она, якобы, не дала развиться его чувству, разболтала об их отношениях брату.

Неизвестно, как бы сложилась дальнейшая судьба героев, если бы он на этом свидании решили бы соединить свои жизни. Эта повесть – как призыв не бояться своих чувств, не бежать от них, иначе впоследствии их постигнет жестокое раскаяние.

  • < Назад
  • Вперёд >
  • Сочинения по русской литературе

    • "Герой нашего времени" - главные герои (229)

      Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся...

    • "Иудушка Головлев - тип единственный в своем роде (239)

      Иудушка Головлев - гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки...

    • "Маленький человек" в повести Гоголя "Шинель" (257)

      Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», - сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее...

    • "Маленький человек" в произведениях Гоголя (245)

      Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в...

    • "Судьба человека" главные герои (300)

      Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой...

    • 1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО (214)

      Сочинение "Война и мир" Толстой. Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие...

    • Silentium Тютчев анализ стихотворения (223)

      Данное стихотворение великого поэта полностью посвящено главной проблеме любой творческой личности - одиночеству. Это философское, лирическое стихотворение наполнено...

Слесаренко Яна

Любовь- это самое сильное чувство на земле. Любовь-это величайший и драгоценный дар человека. Когда мы любим кого-то, то сами можем не замечать, как совершаем добрые поступки и дарим окружающему миру свое счастье. Однако не всегда любовь бывает счастливой. Например, когда дорогой для тебя человек не отвечает взаимностью, то в глубине тебя возникает внутренний конфликт между чувствами и разумом. В таких ситуациях человек теряется и не знает как быть дальше: дать верх своим чувствам или послушать разум.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Когда возникает конфликт между разумом и чувствами?

Любовь- это самое сильное чувство на земле. Любовь-это величайший и драгоценный дар человека. Когда мы любим кого-то, то сами можем не замечать, как совершаем добрые поступки и дарим окружающему миру свое счастье. Однако не всегда любовь бывает счастливой. Например, когда дорогой для тебя человек не отвечает взаимностью, то в глубине тебя возникает внутренний конфликт между чувствами и разумом. В таких ситуациях человек теряется и не знает как быть дальше: дать верх своим чувствам или послушать разум.

Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема сочинения и доказывается вышесказанная мною точка зрения. Так в повести И.С.Тургенева «Ася» главный герой господин Н влюбляется в Асю и, спустя время, понимает, что очень любит эту героиню. Ася отвечает ему взаимностью и вроде все должно быть прекрасно у двух влюбленных. Однако Господин Н на протяжении всего общения испытывает борьбу между своими чувствами и разумом. Он понимает, что жить не сможет без своей возлюбленной, но разум ему твердит, что нужно будет нести большую ответственность за Асю. В итоге разум Господина Н побеждает чувства, и молодой человек бросает Асю и уезжает из города. Таким образом, И.С.Тургенев изображает своего главного героя как человека, у которого идет внутренняя борьба между разумом и чувствами.

Другим примером может послужить пьеса А.Н.Островского «Гроза». Конфликт между чувством и разумом испытывает главная героиня Катерина. Она понимает, что должна быть верна своему мужу Тихону, но сердцем Катерина принадлежит Борису. Главная героиня изображена как очень светлый и любвеобильный человек, она лучик света в этом темном царстве Кабановых. Этот же лучик Катерина видит в Борисе. Из-за новой любви у главной героини возникает конфликт между чувствами и разумом. Катерина не может терпеть эту борьбу и решает умереть, чтобы завершить внутреннее разногласие между чувствами и разумом.

Подводя итог сказанному, хочется выразить надежду на то, что большинство людей живут в гармонии между чувствами и разумом. А гармония это и есть счастье человека.

Автор данного рассказа хочет нам наглядно показать, что как же очень важно, уделять внимание тем чувствам, которые испытывает к тебе человек. Автор показывает нам, что чувства не должны оставаться без внимания. Тургенев хочет нам сказать, что очень важно испытать первую любовь. Он показывает всю значимость любви, все её проблемы и счастья. Но самое главное, он говорит нам, что к любви на встречу нужно делать шаг. Рано или поздно, не важно, главное сделать первый шаг на пути, возможно к самой светлой и долгой любви.

В сюжете нам ясно рассказывают о паре двух людей, Асе и господине Н.Н. Ведь именно во круг этой пары разворачивается весь сюжет. Данные персонажи совершенно случайно повстречали друг друга в городе Рейне. Ася сразу же поняла, что испытывает глубокие и очень душевные чувства к данному человеку, господину Н.Н. Но, а сам же господин Н.Н, не сразу понял, что он испытывает к Асе, чтобы ему понять и разобраться в своих чувствах к ней, он много думал и задумывался об отношениях и любви в целом. Персонаж Н.Н был крайне нерешителен в своих намерениях и действиях, он не понимал, от какого светлого лучика счастья он отказывается. А вот, то самое осознание любви и привязанности к человеку он ощутил слишком поздно. Это было очень грустно, ведь Н.Н понял, что он упустил то, что ему дорого, что он потерял и разрушил счастье, которое было так близко к нему, он карал себя, за то, что он разрушил всё и потерял своё счастье. Это была его единственная девушка, а главная любимая.

На, то время их, не сросшихся отношений, Асе было всего на всего семнадцать лет, она была весьма уверенной в себе девушкой. Она была полна решимости и её совершенно ничего не могло смутить или как-то напугать. Но господина Н.Н манило не это, а то, что она была весьма искренней и не как ни пыталась выпендриваться, она была обычной девушкой. Н.Н ни каких чувств не испытывал к другим девушкам, и для него данные чувства были в новинку! Он был за то, чтобы очень точно рассчитать, получаться ли отношения или нет, он привык рассуждать и точно рассчитывать. Но в своей душе он явно, где-то очень глубоко понимал, что он любит эту девушку и хочет быть рядом с ней.

Однако, не много подумав, он решает, что девушка слишком юна для него. Ведь Асе было лишь семнадцать лет. От такого положения он ясно понимал, что жениться и создавать семью он ещё попросту не готов.

Он упустил свой шанс быть счастливым, и он прекрасно понимал, какую ошибку он совершил!

Тема любви в повести Ася

Действие повести разворачивается за границей в Германии. Повествование ведется от лица главного героя Н.Н. В первых же строках мы узнаем из его уст, что был он молод, весел и здоров, ни в чем не нуждался и путешествовал без всякой цели. В небольшом немецком городке Н.Н. искал уединения, так как только что был отвергнут молодой вдовой. В этот момент Н.Н. и знакомится с Гагиными, братом и сестрой.

Существует мнение, что прототипом образа Аси является внебрачная дочь Тургенева Полина. Ася так же была незаконнорожденным ребенком, воспитывалась сначала матерью, а затем в пансионе, где получила неплохое образование. Ее образ мыслей и переживания были понятны автору, их он стремился передать, описывая неоднозначное поведение Аси.

Двойственное положение внебрачного ребенка наложило свой отпечаток на характер девушки. Она – натура одаренная, самостоятельная и независимая. Вместе с тем очень чуткая и впечатлительная. Это еще очень молодая девушка, почти ребенок. Сейчас, когда происходит становление ее личности, она примеряет на себя разные образы, различную манеру поведения. Но в ней нет наигранности, все поступки Аси непосредственны, искренни и эмоциональны. Познакомившись с братом и сестрой, господин Н.Н. чувствует особое расположение к Гагину, они становятся добрыми приятелями. А вот поведением Аси молодой человек удивлен, заинтригован и сбит с толку.

На самом деле причина такого странного поведения девушки заключается еще и в том, что ее охватило совершенно новое чувство – она влюблена. И, впервые оказавшись во власти такого сильного чувства, Ася пребывает в смятении – она не знает как себя вести. С детства девушка привыкла находиться в своем особом внутреннем мире, куда пускает далеко не каждого. Она много читает и размышляет.

Свои мысли и переживания Ася высказывает прямо и без лукавства. Новое чувство повергло героиню в смятение. Общепринятые нормы поведения не позволяют девушке говорить о своих переживаниях, но они настолько сильны, что Асю охватывает жар и лихорадка. Юноша тоже находится под влиянием чувств, он симпатизирует девушке. Читателю кажется, что герои вот-вот откроются друг другу и, наконец, будут счастливы. Ася, подобно пушкинской Татьяне, первая признается в любви. А что же герой ее мечтаний? Любовь Аси его и радует и смущает, а необходимость принять решение вызывает досаду. Становится ясно, что девушка ошибается, наделяя своего возлюбленного наилучшими человеческими качествами, он безволен и нерешителен.

Развязка наступает, когда Ася, больше не в силах терпеть неизвестность, назначает Н.Н. свидание, пренебрегая всеми условностями. Идя на свидание, герой полон благих намерений, но в решающий момент, вместо того, чтобы сказать девушке о своей любви, набрасывается на нее с обвинениями. Испугавшись решительных действий и ответственности за свои поступки, он теряет свое счастье безвозвратно. Читая повесть, мы видим, что чаще всего герой испытывает досаду. Сначала он досадует на необычное поведение Аси, затем на то, что она открыто признается в своих чувствах, а потом уже и на себя. Он осознал свою любовь, только потеряв ее навсегда.

Вариант 3

Можно сказать о том, что первая любовь зачастую бывает довольно трагической и непредсказуемой на исход. Данное произведение крайне ярко отображает это предположение. В нем автор хотел привлечь внимание читателей таким вопросом, который коснулся и лично его. Оно было написано в тысяча восемьсот пятидесятом году, и сразу же набрало популярность, так как данная история несла весьма яркий и поучительный смысл, который был понят большинством читателей. С одной стороны, рассказ кажется простым и незамысловатым, однако, если прочувствовать его глубже, то раскрывается невероятно продуманный философский смысл.

Главный герой влюбился в Асю не с первого взгляда. Он заинтересовался ей лишь тогда, когда смог узнать ее довольно импульсивный, но очень искренний характер, который ему очень приглянулся. Он считает, что она немного странновата, и несмотря на то, что у него возникают сильные чувства, жениться на ней было бы для него неправильным решением. Когда Ася сообщает ему о том, что ее чувства к нему взаимные, герой не может принять данных слов. На следующий день, он все же решает, что нужно «жить счастливо», и он мечтает взять девушку в жены, однако он ее не застает в городе. Тогда, герой начинает вести одинокое существование на протяжении многих лет. Он вступает в отчаяние, и перестает верить во что-либо. Он понимает, что в свое время совершил огромную ошибку, так как не принял слов девушки, с которой мог бы стать по-настоящему счастливым человеком. Теперь же, герой не верит в то, что сможет вновь встретить девушку, которую он сможет полюбить также сильно, как Асю.

Для Аси же, любовь к герою была моментальным желанием, которая героиня попыталась реализовать, совершив столь открытое признание. Она являлась свободной девушкой в своих раздумьях, и считала нужным сообщить центральному персонажу о том, что она любит его. Автор показывает то, что несмотря на всю ее откровенность, она вынуждена была пойти по пути страданий, так как герой проявил сильную нерешительность, из-за чего девушка приняла решение уехать из города. Писатель показывает тот факт, что следует жить настоящим моментом, и не откладывать важные моменты жизни на потом.

  • Образ Дедушки в поэме Дедушка Некрасова

    Дедушка является основным персонажем в поэме. Он дед Саши, когда-то был декабристом. Современные читатели возможно узнавали в этом образе некого Волконского. Описывая его внешность, можно выделить статную фигуру.

  • Система образов в пьесе Вишневый сад Чехова сочинение
  • Вот и закончилась горячая пора отпусков и морских приключений. Всё чаще небо затянуто свинцовыми тучами, вечера стали холодными и длинными, но днём всё ещё можно понежиться в лучах тёплого солнышка.

    Разум и Чувства (= Ч и Р)

    Если Ч=Р (гармония)

    Если Ч>Р (повышенная чувствительность)

    Если Ч<Р (практичный человек)

    Чувства - это не только чувств любви между мужчино и женщиной. Это стыд, боль, ненависть, радость, обида, страх, отчаяние, гнев, жалость, сострадание.

    Разум - это не только способность проверить гармонию алгеброй. Это самоорганизация, ответственность перед кем-либо честь, самоограничение, убеждения, политическая позиция, писк истины, привчка анализировать свои поступки, опыт.

    !!!

    1) - Сочетание разума и чувства в юном возрасте часто ведут к преобладанию чувств.

    Чувства преобладают в экстремальных ситуациях.

    2) - Разум преобладает в организме старом, наевшемся опытом.

    Разум преобладает в организме юном, когда он стремится самоутвердиться.

    3) Гармония - это покой. Состояние, свойственное скорее святым, чем простым людям.

    Чувства преобладают

    • “Бедная Лиза” Карамзин
    • “Ася” Тургенев (поведение Аси, поступок отца Гагина и самого Гагина (= хороший сын)
    • “Дубровский” Пушкин (защита чести отца= рыцарь, мальчишка, Робин Гуд)
    • “Олеся” Куприн (поведение главного героя, увлечение юной ведьмой)
    • “Война и мир” Толстой

    (Пьер у Курагиных: эпизод с отказом от клятвы;

    Пьер на пожаре - спасает девочку, её мама страшна...;

    Пьер спасает армянскую княжну;

    Тихон Щербатый - казак, в партии Денисова, русский мужик не задумывается вопросами об убийствах французов, просто они враги, это на уровне чувств, а не разума; А Петя Ростов мучается от убийства французов;

    Платон Каратаев - восхищение, умиление бывший солдат, знакомство с Пьером)

    • “Отцы и дети” И.С. Тургенев

    (Павел Петрович в юности , влюбился, возлюбленная умирает - это жестокий опыт, замыкается, не оттаивает до дуэли;

    Николай Петрович и Фенечка - любовь, чувства захлестнули;

    Базаров и Одинцова - в начале преобладает разум над чувствами, есть политические убеждения. Чувства его были глубоко, но как только он их проявляяет, Одинцовой он становится не нужен => гибель)

    Главное - Чувства

    любые тексты о военных подвигах:

    • “Рядовой Лютиков” Виктор Некрасов (защищает свою родину, борьба с пушкой, эпизод в госпитале)
    • “Песня летчика” (их восемь - нас двое) В.Высоцкий (идея: Летчики - камикадзе)
    • “Реквием” А.Ахматова (серьёзная опала на А.А.Ахматову; хранился текст в умах друзей)
    • “Война и мир” Толстой (Наташа и Анатоль: она молода, очень сильное чувство влюбленности)

    Разум преобладает

    • “Война и мир” (Пьер и смерть Платона Каратаева, Пьер и масонство, Андрей после первого ранения)
    • “Отцы и дети” (Базаров и семейство Кирсановых, Павел Петрович современный)
    • Колымские рассказы” Шаламов
    • “Раковый корпус” Солженицын
    • “Кому на Руси жить хорошо...” Н.А.Некрасов (поведение крестьян)
    • “Моцарт и Сальери” Пушкин

    Гармония

    А.С.Пушкин “Барышня - кретьянка”

    Ермолай - Еразм “Повесть о Петре и Февронии Муромских”

    Л.Н. Толстой “Война и мир” (примирение Андрея и Наташи на смертном одре; ранение Анатоля)

    А.А. Ахматова “Реквием” (Магдалина билась и рыдала,

    Ученик любимый каменел,

    А туда, где молча мать стояла,

    Так никто взглянуть и не посмел)

    Солженицын “Матрёнин двор” (образ Матрёны)

    “Житие Сергия Радонежского” в пересказе Бориса Зайцева

    План сочинения:

    1. Чувства преобладают. К чему приводит? Можно ли было избежать трагедии?
    2. Разум преобладает. К чему приводит? Можно ли избежать трагедии?
    3. Гармония. К чему приводит? Можно ли достичь совершенства в этом мире?

    (интересен образ Раскольникова)

    Иван Тургенев не только внес значительный вклад в развитие отечественной литературы в рамках уже имеющихся направлений, но и открыл новые самобытные особенности национальной культуры. В частности, он создал образ тургеневской барышни – раскрыл уникальный характер русской девушки на страницах своих книг. Чтобы познакомиться с этой особой, достаточно прочитать повесть «Ася», где женский портрет приобрел уникальные черты.

    Писатель был занят написанием этого произведения несколько месяцев (с июля по ноябрь 1857 года). Писал тяжело и медленно, ведь болезнь и усталость уже давали о себе знать. Кто является прототипом Аси, точно не известно. Среди версий преобладает точка зрения о том, что автор описал свою незаконнорожденную дочь. Также в образе могла отразиться судьба его сестры по отцовской линии (ее матерью была крестьянка). Тургенев по этим примерам хорошо знал, что чувствует подросток, оказавшийся в таком положении, и отразил свои наблюдения в повести, показав весьма щекотливый социальный конфликт, виной которому был и он сам.

    Произведение «Ася» было закончено в 1857 году и опубликовано в «Современнике». История повести, рассказанная самим автором, такова: однажды Тургенев в немецком городке увидел пожилую женщину, которая выглядывала из окна на первом этаже, и головку молодой девушки этажом выше. Тогда он решил вообразить, какой могла бы быть их судьба, и воплотил эти фантазии в форме книги.

    Почему повесть так называется?

    Произведение получило свое название в честь главной героини, история любви которой находится в центре внимания автора. Его главным приоритетом было раскрытие идеального женского образа, получившего название «тургеневская барышня». Увидеть и оценить женщину, по мнению писателя, можно лишь через призму чувства, которое она испытывает. Только в нем таинственная и непостижимая ее природа раскрывается полностью. Поэтому его Ася переживает потрясение первой влюбленности и переживает его с достоинством, присущим взрослой и сформировавшейся даме, а не тому наивному ребенку, которым она была до встречи с Н.Н.

    Это перевоплощение и показывает Тургенев. В финале книги мы прощаемся с Асей-ребенком и знакомимся с Анной Гагиной – искренней, сильной и знающей себе цену женщиной, которая не согласна на компромиссы: когда Н.Н. побоялся отдаться чувству полностью и сразу признать его, она, превозмогая боль, навсегда покинула его. Но в память о светлой поре детства, когда Анна еще была Асей, писатель называет свой труд этим уменьшительно-ласкательным именем.

    Жанр: повесть или рассказ?

    Конечно же, «Ася» — это повесть. Рассказ никогда не делится на главы, да и объем у него гораздо меньше. Отрезок из жизни героев, изображенный в книге, меньше, чем в романе, но длиннее, чем в самой малой форме прозы. Тургенев тоже придерживался такого мнения насчет жанровой природы своего творения.

    Традиционно в повести больше персонажей и событий, чем в рассказе. Кроме того, предметом изображения в ней становится именно последовательность эпизодов, в которой раскрываются причинно-следственные связи, что приводят читателя к осознанию смысла финала произведения. Так происходит и в книге «Ася»: герои знакомятся, их общение приводит к взаимной заинтересованности, Н.Н. узнает о происхождении Анны, она признается ему в любви, он боится принять ее чувства всерьез, и в итоге все это приводит к разрыву. Писатель сначала интригует нас, к примеру, показывает странное поведение героини, а потом объясняет его через историю ее рождения.

    О чем произведение?

    Главным действующим лицом является молодой человек, от лица которого и ведется повествование. Это воспоминания уже зрелого мужчины о событиях юности. В «Асе» немолодой светский человек Н.Н. вспоминает историю, которая приключилась с ним, когда ему было лет 25. Начало его рассказа, где он знакомится с братом и сестрой Гагиными, — экспозиция повести. Место и время действия – «немецкий небольшой городок З. неподалеку от Рейна (река)». Писатель имеет в виду город Зинциг в провинции Германии. Сам Тургенев путешествовал там в 1857 году, тогда же закончил книгу. Рассказчик пишет в прошедшем времени, оговаривая, что изложенные события произошли 20 лет назад. Соответственно, они произошли в июне 1837 года (о месяце сообщает сам Н.Н. в первой главе).

    То, про что Тургенев написал в «Асе», знакомо читателю еще со времен прочтения «Евгения Онегина». Ася Гагина - та же юная Татьяна, которая впервые полюбила, но не нашла взаимности. Именно поэму «Евгений Онегин» как-то читал Н.Н. для Гагиных. Только героиня в повести не похожа на Татьяну. Она очень изменчива и непостоянна: то смеется день напролет, то ходит мрачнее тучи. Причина такого расположения духа кроется в непростой истории девушки: она – незаконнорожденная сестра Гагина. В высшем свете она ощущает себя чужой, как будто бы недостойной той чести, которая ей оказана. Мысли о ее будущем положении постоянно тяготят ее, поэтому Анна имеет непростой характер. Но, в итоге, она, как и Татьяна из «Евгения Онегина», решает признаться в любви Н.Н.. Герой обещает брату девушки все объяснить ей, но вместо этого обвиняет ее в том, что она созналась брату и фактически выставила его на посмешище. Ася, услышав упрек вместо признаний, убегает. А Н.Н. понимает, как она дорога ему, и решает на следующий день просить ее руки. Но уже слишком поздно, так как на следующее утро он узнает, что Гагины уехали, оставив ему записку:

    Прощайте, мы не увидимся более. Не из гордости я уезжаю - нет, мне нельзя иначе. Вчера, когда я плакала перед вами, если б вы мне сказали одно слово, одно только слово - я бы осталась. Вы его не сказали. Видно, так лучше… Прощайте навсегда!

    Главные герои и их характеристика

    Внимание читателя привлекают, прежде всего, основные герои произведения. Именно они воплощают авторский замысел и являются опорными образами, на которых строится повествование.

    1. Ася (Анна Гагина) - типичная «тургеневская барышня»: она диковатая, но тонко чувствующая девушка, которая способна на настоящую любовь, но не приемлет трусости и слабости характера. Так ее описал брат: «Самолюбие развилось в ней сильно, недоверчивость тоже; дурные привычки укоренялись, простота исчезла. Она хотела (она сама мне раз призналась в этом) заставить целый мир забыть ее происхождение; она и стыдилась своей матери, и стыдилась своего стыда, и гордилась ею». Выросла она на природе в поместье, обучалась в пансионе. Сначала ее воспитывала мать — горничная в доме отца. После ее смерти девочку забрал к себе барин. Потом воспитание продолжил его законный сын, брат главной героини. Анна — скромная, наивная, неплохо образованная особа. Она еще не повзрослела, поэтому дурачится и шалит, не воспринимая жизнь всерьез. Однако ее характер изменился, когда она полюбила Н.Н.: он стал непостоянен и странен, девушка была то чересчур оживленной, то грустной. Меняя образы, она неосознанно стремилась привлечь к себе внимание кавалера, однако ее намерения были абсолютно искренни. Она даже слегла в лихорадке от переполнившего сердце чувства. Из ее дальнейших действий и слов можно сделать вывод, что она – сильная и волевая женщина, способная на жертву ради чести. Ее описание изложил сам Тургенев: «Девушка, которую он назвал своей сестрой, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то свое, особенное, в складе ее смугловатого, круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. Она была грациозно сложена, но как будто не вполне еще развита». Несколько идеализированный образ Аси повторился в лицах других известных героинь писателя.
    2. Н.Н. – рассказчик, который спустя 20 лет после изложенного события берется за перо, чтобы облегчить душу. Он никак не может забыть о своей потерянной любви. Он предстает перед нами эгоистичным и праздным богатым юношей, который от нечего делать путешествует. Он одинок и боится своего одиночества, ведь, по собственному признанию, любит находиться в толпе и смотреть на людей. При этом он не хочет знакомиться с русскими, видимо, опасается нарушить свой покой. Он иронично замечает, что «почел долгом предаться на некоторое время печали и одиночеству». Это желание рисоваться даже перед собой открывает в нем слабые стороны натуры: он неискренен, фальшив, поверхностен, ищет оправдание своему безделью в вымышленных и надуманных страданиях. Нельзя не отметить его впечатлительность: думы о родине его рассердили, встреча с Анной заставила его почувствовать себя счастливым. Главный герой образован и знатен, живет «как хочется», и ему присуще непостоянство. Разбирается в искусстве, любит природу, но не может найти применения своим знаниям и чувствам. Он любит анализировать людей умом, но не чувствует их сердцем, поэтому он так долго не мог понять поведения Аси. Любовь к ней раскрыла в нем не самые лучшие качества: трусость, нерешительность, себялюбие.
    3. Гагин – старший брат Анны, который о ней заботится. Вот так о нем пишет автор: «Это была прямо русская душа, правдивая, честная, простая, но, к сожалению, немного вялая, без цепкости и внутреннего жара. Молодость не кипела в нем ключом; она светилась тихим светом. Он был очень мил и умен, но я не мог себе представить, что с ним станется, как только он возмужает». Герой очень добр и отзывчив. Почитал и уважал семью, ведь последнюю волю отца он выполнил честно, а сестру полюбил, как родную. Ему очень дорога Анна, поэтому он жертвует дружбой ради ее спокойствия и уезжает от Н.Н., увозя героиню. Он вообще охотно жертвует своими интересами ради других, ведь для того, чтобы воспитать сестру, он уходит в отставку и покидает родину. Другие действующие лица в его описании выглядят всегда положительно, всем им он находит оправдание: и скрытному отцу, и уступчивой горничной, своевольной Асе.
    4. Второстепенные герои лишь мимоходом упоминаются рассказчиком. Это молодая вдова на водах, отвергнувшая рассказчика, отец Гагина (добрый, мягкий, но несчастный человек), его брат, который устроил племянника на службу в Петербург, мать Аси (Татьяна Васильевна – гордая и неприступная женщина), Яков (дворецкий Гагина старшего). Описание героев, данное автором, позволяет еще глубже понять повесть «Ася» и реалии эпохи, ставшие ее основой.

      Тема

      1. Тема любви. Иван Сергеевич Тургенев написал множество повестей об этом. Для него чувство - это испытание души героев: «Нет, любовь есть одна из тех страстей, которая надламывает наше «я», заставляет как бы забывать о себе и своих интересах»- говорил писатель. Только настоящий человек может искренне полюбить. Однако трагедия в том, что многие люди с этим испытанием не справляются, а для любви нужны двое. Когда один не сумел полюбить по-настоящему, другой незаслуженно остается в одиночестве. Так произошло и в этой книге: Н.Н. не смог пройти испытание любовью, а вот Анна хоть и справилась с ним, все равно не стерпела обиды пренебрежения и уехала навсегда.
      2. Тема лишнего человека в повести «Ася» тоже занимает важное место. Главный герой не может найти себе места в мире. Его праздная и бесцельная жизнь за границей – тому подтверждение. Он слоняется в поисках неизвестно чего, потому что не может применить свои умения и знания в настоящем деле. Его несостоятельность проявляется и в любви, ведь он боится прямого признания девушки, боится силы ее чувства, поэтому не может вовремя осознать, как она дорога ему.
      3. Тема семьи тоже поднимается автором. Гагин воспитывал Асю, как свою сестру, хоть и понимал всю сложность ее положения. Возможно, именно это обстоятельство толкнуло его на путешествие, где девушка могла бы отвлечься и спрятаться от косых взглядов. Тургенев подчеркивает превосходство семейных ценностей над сословными предрассудками, призывая своих соотечественников больше заботиться о родственных узах, чем о чистоте крови.
      4. Тема ностальгии. Вся повесть проникнута ностальгическим настроением главного героя, который живет воспоминаниями о том времени, когда он был молод и влюблен.

      Проблематика

    • Проблема нравственного выбора. Герой не знает, как правильно поступить: стоит ли брать на себя ответственность за столь юное и обиженное судьбой создание? Готов ли он распрощаться с холостой жизнью и привязать себя к одной единственной женщине? Кроме того, она уже лишила его выбора, сказав обо всем брату. Он был раздосадован, что девушка взяла всю инициативу на себя, поэтому и обвинил ее в том, что она была слишком откровенна с Гагиным. Н.Н. был сбит с толку, да еще и недостаточно опытен, чтобы разгадать тонкую натуру возлюбленной, так что неудивительно, что его выбор оказался неправильным.
    • Проблемы чувства и долга. Нередко эти начала противостоят друг другу. Ася любит Н.Н., но после его колебаний и упреков понимает, что он не уверен в своих чувствах. Долг чести повелевает ей уехать и больше не встречаться с ним, хотя сердце ее бунтует и просит дать возлюбленному еще один шанс. Однако непреклонен в вопросах чести и ее брат, поэтому Гагины покидают Н.Н.
    • Проблема внебрачных связей. Во времена Тургенева незаконнорожденные дети были почти у всех дворян, и это не считалось ненормальным. Но писатель, хоть и сам стал отцом такого ребенка, обращает внимание на то, как плохо живется детям, чье происхождение вне закона. Они страдают без вины за грехи родителей, мучаются от сплетен и не могут устроить свое будущее. Например, автор изображает учебу Аси в пансионе, где все девушки относились к ней пренебрежительно из-за ее истории.
    • Проблема переходного возраста. Асе на момент описываемых событий всего 17 лет, она еще не сформировалась как личность, поэтому ее поведение столь непредсказуемо и эксцентрично. Брату очень тяжело с ней обходиться, ведь он еще не имеет опыта на родительском поприще. Да и Н.Н. не смог понять ее противоречивую и сентиментальную натуру. В этом и кроется причина трагедии их взаимоотношений.
    • Проблема трусости. Н.Н. боится серьезных чувств, поэтому не говорит того самого заветного слова, что ждала Ася.

    Основная мысль

    История главной героини – трагедия наивных первых чувств, когда юный мечтательный человек впервые сталкивается с жестокими реалиями жизни. Выводы от этого столкновения — главная мысль повести «Ася». Девушка прошла через испытание любовью, но в нем разбились многие ее иллюзии. В нерешительности Н.Н. она прочла приговор себе, который еще раньше в разговоре с другом упомянул ее брат: в таком положении она не может рассчитывать на хорошую партию. Немногие согласятся на брак с ней, какой бы она не была красивой или веселой. Она и раньше видела, что люди презирают ее за неравное им происхождение, а теперь любимый ею человек медлит и не решается связать себя словом. Анна истолковала это, как трусость, и ее мечты рассыпались в прах. Она научилась быть разборчивее в ухажерах и не доверять им своих сердечных тайн.

    Любовь в данном случае открывает героине взрослый мир, буквально выдергивая ее из блаженного детства. Счастье было бы для нее не уроком, а продолжением девического сна, оно не раскрыло бы этот противоречивый характер, и портрет Аси в галерее женских типажей русской литературы сильно обеднел от счастливого финала. В трагедии же она обрела необходимый опыт и стала богаче духовно. Как видно, смысл повести Тургенева заключается еще и в том, чтобы показать, как испытание любовью отражается на людях: одни проявляют достоинство и силу духа, другие – трусость, бестактность и нерешительность.

    Этот рассказ из уст зрелого мужчины настолько поучителен, что не оставляет сомнений, что герой вспоминает этот эпизод своей жизни в назидании себе и слушателю. Теперь, спустя столько лет, он понимает, что сам упустил любовь всей своей жизни, сам разрушил эти возвышенные и искренние отношения. Рассказчик призывает читателя быть внимательнее и решительнее, чем он сам, не дать своей путеводной звезде уйти. Таким образом, основная идея произведения «Ася» заключается в том, чтобы показать, как хрупко и мимолетно счастье, если его вовремя не распознать, и как беспощадна любовь, которая не дает второй попытки.

    Чему учит повесть?

    Тургенев, показывая праздный и пустой образ жизни своего героя, говорит о том, что беззаботность и бесцельность существования сделают человека несчастным. Н.Н. в старости горько сетует на себя в молодости, жалея об утрате Аси и самой возможности изменить свою судьбу: «Мне тогда и в голову не приходило, что человек не растение и процветать ему долго нельзя». Он с горечью осознает, что это «цветение» не дало плодов. Таким образом, мораль в повести «Ася» открывает перед нами истинный смысл бытия – нужно жить ради цели, ради близких людей, ради творчества и созидания, в чем бы оно ни выражалось, а не ради одного лишь себя. Ведь именно эгоизм и боязнь лишиться возможности «цвести» помешали Н.Н. вымолвить то самое заветное слово, которого ждала Анна.

    Еще один вывод, который делает Иван Сергеевич Тургенев в «Асе», — это утверждение, что не нужно бояться своих чувств. Героиня отдалась им полностью, обожглась первой любовью, зато многое узнала о жизни и о том человеке, которому хотела ее посвятить. Теперь она уже будет более внимательна к людям, научится разбираться в них. Без этого жестокого опыта она бы не раскрылась, как личность, не поняла бы себя и своих желаний. После разрыва с Н.Н. она осознала, каким должен быть мужчина ее мечты. Так что не стоит страшиться искренних порывов души, нужно дать им волю, и будь, что будет.

    Критика

    Рецензенты называли Н.Н. типичным литературным воплощением «лишнего человека», а позже и выделили новый тип героини – «тугеневскую барышню». Особенно внимательно образ главного героя исследовал идеологический противник Тургенева – Чернышевский. Он посвятил ему ироническую статью под названием «Русский человек на rendez-vous. Размышления по прочтении повести „Ася“». В ней он осуждает не только нравственное несовершенство персонажа, но и убожество всей социальной группы, к которой он принадлежит. Праздность и эгоизм дворянских отпрысков губит в них настоящих людей. Именно в этом критик видит причину трагедии. Его друг и соратник Добролюбов восторженно оценил повесть и работу автора над ней:

    Тургенев… рассказывает о своих героях, как о людях близких ему, выхватывает из груди их горячее чувство и с нежным участием, с болезненным трепетом следит за ними, сам страдает и радуется вместе с лицами, им созданными, сам увлекается той поэтической обстановкой, которой любит всегда окружать их…

    Сам писатель очень тепло отзывается о своем творении: «Я писал ее очень горячо, чуть не слезами…».

    О произведении Тургенева «Ася» многие критики положительно отозвались еще на стадии прочтения рукописи. И. И. Панаев, например, писал автору о впечатлении редакции «Современника» в нижеследующих выражениях:

    Корректуру читал я, корректор и сверх того Чернышевский. Уж если еще будут ошибки, - то значит, сделали всё, что могли, и лучше не умеем. Анненковым повесть прочтена, и, вероятно, уже мнение его о ней тебе известно. Он в восторге

    Анненков был близким другом Тургенева и его самым главным критиком. В письме автору он высоко ставит его новую работу, называя ее «откровенным шагом к природе и поэзии».

    В личном письме от 16 января 1858 г. E. Я. Колбасин (критик, положительно оценивающий творчество Тургенева) сообщал писателю: «Сейчас от Тютчевых пришел, где произошел спор по поводу „Аси“. Им не нравится. Находят, что Ася лицо натянутое, не живое. Я говорил противное, и подоспевший к спору Анненков совершенно поддержал меня и блистательно их опровергал»

    Однако без полемики не обошлось. Главный редактор журнала «Современник» Некрасов предлагал изменить сцену объяснения главных героев, полагая, что она слишком уж принижает образ Н.Н.:

    Замечание одно, лично мое, и то неважное: в сцене свидания у колен герой неожиданно выказал ненужную грубость натуры, которой от него не ждешь, разразившись упреками: их бы надо смягчить и поубавить, я и хотел, да не посмел, тем более, что Анненков против этого

    В итоге, книгу оставили без изменений, ведь за нее вступился даже Чернышевский, который хоть и не отрицал грубости сцены, отметил, что она лучше всего отражает реальный облик того сословия, к которому принадлежит рассказчик.

    С. С. Дудышкин, который в статье «Повести и рассказы И. С. Тургенева», опубликованной в «Отечественных записках», противопоставил «больную личность русского человека XIX столетия» честному труженику - буржуазному дельцу. Его тоже чрезвычайно волновал вопрос об исторических судьбах «лишних людей», поставленный автором «Аси».

    Повесть явно понравилась не всем. После ее опубликования в адрес литератора посыпались упреки. Например, рецензент В. П. Боткин поведал Фету: «„Ася“ далеко не всем нравится. Мне кажется, что лицо Аси не удалось - и вообще вещь имеет прозаически придуманный вид. О прочих лицах нечего и говорить. Как лирик, Тургенев хорошо может выражать только пережитое им…». Известный поэт, адресат письма, был солидарен с другом и признал образ главной героини надуманным и безжизненным.

    Но сильнее всех критиков негодовал Толстой, который оценивал произведение так: «„Ася“ Тургенева, по моему мнению, самая слабая вещь из всего, что он написал» — эта ремарка содержалась в письме Некрасову. Лев Николаевич связывал книгу с личной жизнью приятеля. Он был недоволен, что тот устроил незаконнорожденную дочь Полину во Франции, навсегда разлучив ее с родной матерью. Такая «лицемерная позиция» резко осуждалась графом, он открыто обвинял коллегу в жестокости и неправильном воспитании дочери, еще и описанном в повести. Этот конфликт привел к тому, что авторы не общались 17 лет.

    Позднее повесть не была забыта и часто фигурировала в высказываниях известных общественных деятелей эпохи. Например, Ленин сравнивал российских либералов с нерешительным персонажем:

    …Совсем как пылкий тургеневский герой, сбежавший от Аси, - про которого Чернышевский писал: «Русский человек на rendez-vous»

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!