Индивидуальное занятие. «Постановка звука

Индивидуальное логопедическое занятие «Постановка звука {С}» Занятие предназначено для проведения занятия по постановке звука [С] с дошкольниками.

Тема занятия: Автоматизация звука [с] в словах

Цель занятия :

  • Способствовать закреплению навыка правильного произношения звука [с] в различных речевых структурах: слогах, словах. Активизация словаря по лексической теме «Зима».

Задачи:

  1. Отработать четкое произношение звука [с] в словах, слогах.
  2. Развитие речевого дыхания.
  3. Развитие артикуляционных мышц, мышц языка.
  4. Развитие мелкой моторики.
  5. Развитие фонематических процессов.
  6. Развитие психических процессов: внимания, памяти.

Оборудование и материалы, используемые на занятии:

  • картинки, профиль звука, рисунок линий, изображающих ветер.

Организационный (вводный момент).

Психогимнастика.

Мы сегодня погуляем по зимнему лесу, как можно развлекаться зимой?

Покажи, как катаются на лыжах, на коньках, играют в снежки?

Представь, что тебе случайно попали снежком в лицо, изобрази огорчение.

Ты боишься съезжать с горки, покажи, как тебе страшно?

Или весело? Покажи радость.

Замерз? Обними себя за плечи (Упражнение 5 «Обними плечи»)

Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика: «лопатка», «саночки», «горка», «часики».

2. Дыхательная гимнастика: «сдуй снежинку с носа»

3. Развитие мелкой моторики: «лепим снежки» с помощью массажных мячиков.

4. Изолированное произношение звука: В лесу дует сильный ветер «Ссссссссс» (пальчиком ведем по линии, пока проговариваем)

5. Развитие фонематического слуха: «ловим звук» — хлопнуть в ладоши, как только, услышишь в слове звук С: вьюга, снег, зима, санки, лыжи, коньки, сапоги, шуба, весело.(использование картинок)

6. Отработка в слогах и словах — чистоговорки:

СА-са-са-по лесу бужит лиса.
Со-со-со- на дороге колесо.
Су-су-су- снег лежит в лесу.
Сы-сы-сы- нет лисы.
Ас-ас-ас- я пью квас.
Ос-ос-ос- у собаки мокрый нос.
Ис-ис-ис- я ем рис.
Ус-ус-ус- я ем мусс.

7. Пришла пора заканчивать прогулку, пора домой: артикуляционное упражнение «Часики».

8. Наши пальчики замерзли, давай их разотрем (самомассаж пальчиков)

9. Рефлексия: тебе понравилась прогулка? Покажи свое настроение(как элемент психогимнастики). Давай выберем тебе сегодня картинку под настроение: солнышко, облачко или тучка.

Круглова С.В.,
учитель-логопед

Образовательные, развивающие, воспитательные задачи логопедического занятия. Развитие артикуляторного праксиса, произнесение звука изолированно, развитие мелкой моторики пальцев рук. Развитие фонематического восприятия, закрепление звука в словах, слогах.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Индивидуальное логопедическое занятие по постановке звука [ц]

Введение

Цель: постановка звука [ц].

Задачи:

· Коррекционно-образовательные :

o дать характеристику и правильную артикуляцию звука [ц];

o сформировать умение правильного произнесения звука [ц], по подражанию;

o научить произносить звук [ц] изолированно.

· Коррекционно-развивающие :

o развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику; правильную воздушную струю; фонематическое восприятие;

· Коррекционно-воспитательные :

o повышать самооценку ребенка, способствовать улучшению его эмоционального благополучия.

o поддерживать интерес к логопедическим занятиям.

Материалы: пригласительная открытка, тропинка с осенними листьями презентация PowerPoint,

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

- Здравствуй, я очень рада видеть тебя.

- Посмотри нам пришла пригласительная открытка, прочтем её.

Читает открытку . Звукознайка и один из его друзей приглашают нас в гости, но кто же этот друг мы узнаем лишь тогда когда дойдем до города. Примем приглашение Звукознайки и его друга?

- Но попастьтуда не так-то просто, мы должны пройти через волшебный сад и выполнить все задания, которые оставил нам Звукознайка и лишь тогда сможем добраться до места. Ты согласен мне помогать и выполнять все задания старательно?

- Тогда в путь! звук фонематический восприятие слог

2. Воспитание сильной длительной направленной плавной воздушной струи

- Вот это сад, но все тропинки в нем засыпало осенними листьями. И первое задание от Звукознайки- нужно расчистить тропинки но, не трогая листья руками. Какой хитрый, Звукознайка! Как же нам это сделать?

(Если ребенок не догадывается можно задать наводящие вопросы. Например: Как ветерок убирает тропинки?)

Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, прикрыть верхней губой, оставив небольшую щелочку ,дуть на язычок

- Отлично ты убрал все листья и расчистил тропинки продолжаем путь!

3. Развитие артикуляторного праксиса

- Ой, посмотри, какой интересный куст растет в этом саду.

- Звукознайка просит нас вспомнить какие упражнения для язычка обозначают эти картинки и выполнить их красиво.

Ребенок. Называет картинку и выполняет упражнение, глядя в зеркало.

«Лопаточка»

Описание: Рот открыт, язык спокойно положить на нижнюю губу, удерживать его широким на нижней губе 3-7 сек.

Язычок наш как лопатка -

Очень ровный, очень гладкий.

А такой лопаткой

И копать приятно.

«Наказать непослушный язычок»

Описание: Упр. «Лопаточка», пошлепать по языку верхней губой со словами «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 10.

Провинился язычок,

Ничего сказать не смог.

Мы его похлопаем,

Губками пошлепаем.

«Чистим зубки»

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая языком движения из стороны в сторону.

Чищу зубы чисто, чисто

И снаружи, и внутри;

Я хочу, чтобы всегда

Были белые они.

«Горка»

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка упирается под нижние зубы, широкий язык приподнять «горкой». Удерживать язык 5-10 секунд.

Горка длинная у нас!

Мы прокатимся сейчас.

Ты на горке удержись,

Плавно, медленно катись.

Логопед. Молодец и с этим заданием ты справился прекрасно.

4. Сообщение темы. Постановка звука

- А это что за картинка? Обращает внимание ребенка на картинку с артикуляционным укладом. Это Звукознайка оставил нам сказку о звуке [ц], но сказку не простую - с движениями. Я буду ее читать, а ты показывать?

Объяснение артикуляции звука.

Текст сказки для чтения ребенку взрослым

Ветерок в темной и сырой пещере. Его охраняет язык, который улегся на пол пещеры растянулся, никак его не обойдешь.

постучать нижними зубами о верхние

открыть рот

широкий распластанный язык положить на дно ротовой полости

Вдруг язык поднял спину к потолку а своими боками прижимается к верхним зубам теперь ветерку еще труднее выбраться

сделать язык горкой: боковые края прижать к верхним коренным зубам, а кончик языка упереть в нижние зубы.

Но как только язык своей передней частью нагибается к нижним зубам решив пошептаться с ними. Ветерок тут же скатывается по его спине как по горке. Он съезжает прямо к нижним зубам.

оставив небольшое расстояние между зубами, длительно подуть на кончик языка, произнести звук [с].

Зубы не успевают сомкнуться и загородить путь ветерку, между ними остается маленькая щель.

улыбнуться, слегка обнажив зубы разомкнув их (расстояние 1-2 мм).

язык сердится на зубы за то что не удержали ветерка. язык опускается к нижним зубам своей передней частью, а спиной сильно стучит по верхним зубам.

удерживая кончик языка за нижними зубами, произнести несколько раз звук [т].

после удара языка ветерок скатывается по его спине и резко выскакивает в узкую щель между зубами.

отчетливо многократно произнести звуки [т] и [с] слитно (получиться звук ц)

приблизить ладонь ко рту, почувствовать толчкообразные движения воздуха.

- Молодец справился отлично. Запомним, что при быстром произнесении -ТС - в таком положении языка получается звук [ц].

Эта сказка о звуке [ц]. Повтори вместе [ц] (при повторении ребенком звука еще раз обратить внимание на правильность артикуляции).

5 . Произнесение звука изолированно, знако мство с его зрительным символом

Логопед. Вот и новое задание от Звукознайки. Посмотри внимательно на картинку и запомни (логопед показывает картинку с изображением детской коляски - зрительный символ звука) Новый звук [ц] похож на тот, каким мы просим не шуметь.Тише, тише, спит малыш! ЦЦЦЦ! Повтори!!

- Молодец у тебя хорошо получается.

6 . Развитие мелкой моторики пальцев рук

- А вот и наш Звукознайка и его друг. Кто же это?

- Совершено, верно, Ёжик. Здравствуй Звукознайка, здравствуй Ежик!

- Давай поиграем в игру для пальчиков «Ёжик»

Одна рука (ладошка разжата, пальчики растопырены) - это ежик, пальцы другой руки - лесные зверюшки.

- Отлично!

7 . Разв итие фонематического восприятия

- Ежик предлагает поиграть в его любимую игру «Поймай звук». Как только услышишь звук [ц], хлопни в ладоши.

Речевой материал: ш, с, к, ц, т, ц, с, м, п, ц.

8 . Закрепление звука в слогах

ЯЦ - ЯЦ - ЯЦ - ЗАЯЦ

ЕЦ - ЕЦ - ЕЦ - ТАНЕЦ

АЦ - АЦ - АЦ - МЕСЯЦ

9 . Закрепление звука в словах

Послушай и отгадай загадки.

Он любитель грызть морковку,

Ест капусту очень ловко,

Скачет он то тут, то там,

По полям и по лесам

Серый, белый и косой,

Кто, скажи мне, он такой?

Домик круглый, домик белый,

Домик был сначала целый,

А как треснул наконец,

Так и выскочил …(птенец )

Он в пупырышках, зелёный,

Вкусен свежий и солёный.

Помидору друг и брат,

С ними так хорош салат!

Этот стройный молодец

Хрусткий, тонкий...(огурец )

10 . Закрепление звука в предложениях

Посмотри на картинки и закончи правильно предложение.

Собака укусила Соню за ….

На высокой сосне сидит маленький ….

В кузнице подковал коней …

Логопед. Молодец здорово поиграли.

11 . Итог, оценка деятельнос ти

- . Вот и закончилось наше путешествие, мы добрались до Звукознайки, побывали в гостях у его друга Ежика А давай вспомним, с каким звуком мы познакомились, в сказке и поиграли с ним.

- Правильно со звуком [ц], ты отлично поработал, выполнил все задания правильно и за это Звукознайка дарит тебе подарок.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Автоматизация каждого исправленного звука в слогах, словах, предложениях. Методические рекомендации по коррекции фонетической стороны речи у детей шести лет с ринолалией. Игровой материал для коррекционной работы. Анализ логопедического занятия.

    отчет по практике , добавлен 12.09.2010

    Описание правильной артикуляции звука (Г). Характеристика звука по месту и способу образования. Виды и причины нарушений. Способы постановки и автоматизации мягкого звука. Комплекс артикуляционных упражнений. Игры на закрепление звука в речи ребёнка.

    контрольная работа , добавлен 18.11.2014

    Учебно–тематический план по предметам: математика, изодеятельность, развитие речи, познавательная деятельность. Цель, задачи программы, почасовая нагрузка. Конспект логопедического занятия: "Дифференциация звуков [д], [т] в слогах, словах, предложениях".

    методичка , добавлен 06.09.2009

    Руководство дидактическими играми. Методика руководства начальными видами музыкальной деятельности детей. Задания на различение длительности звука и силы звука. Память как одна из составляющих в дидактических играх. Развивающие игры, действия и правила.

    реферат , добавлен 03.09.2010

    Исследование особенностей развития мелкой моторики у младших школьников в психолого-педагогической литературе. Занятия лепкой как средство развития мелкой моторики ребенка. Разработка рекомендаций для учителей по подготовке и проведению занятий лепкой.

    курсовая работа , добавлен 02.11.2014

    Недостатки произношения заднеязычных звуков. Основные виды каппацизма. Профили артикуляции при постановке звука. Исправление хитизма и парахитизма. Первичная профилактика речевой патологии, нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

    контрольная работа , добавлен 03.02.2013

    Психологические и физические особенности детей младшего дошкольного возраста. Мелкая моторика рук и уровень развития речи, их взаимозависимость. Развитие активных движений пальцев рук. Исследование влияния развития мелкой моторики на развитие речи.

    дипломная работа , добавлен 27.06.2015

    Занятие с детьми с психическими нарушениями развития, коррекционно-развивающие, обучающие и воспитательные цели. Развитие техники чтения, составление плана почитанного, анализ смысловых отрывков текста, умение выделить главную мысль и формулировать её.

    методичка , добавлен 22.07.2009

    Определение норм и патологий речи ребенка. Применение методики ручного праксиса для составления психологического портрета дошкольника. Разработка комплекса упражнений для развития мелкой моторики рук у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.

    курсовая работа , добавлен 28.04.2011

    Проведение диагностики и определение уровня развития мелкой моторики у детей с общим нарушением речи из исследуемой группы. Подбор игры и упражнения для развития моторики на занятиях по ручному труду. Разработка и эффективность педагогической программы.

Конспект индивидуального занятия по логопедии

Барановой Юлии Николаевны

Тема: Постановка звука [с].

Лексическая тема: Инструменты.

Цель: продолжить работу над формированием правильного произношения звука [с].

Задачи:

1.Работа над постановкой [с].

2.Развитие речевого дыхания.

3.Развитие артикуляционных мышц, мышц языка.

4.Развитие мелкой моторики.

5.Развитие психических процессов: внимания, памяти.

6.Развитие графомоторных навыков: обводка.

Оборудование: колпачок от ручки (или бутылочка с узким горлышком); зубочистка с тупым кончиком (или зонд); пушистая птичка; жетон; картинки с изображением инструментов: (пила, лопата, молоток, гвозди, топор), картинка для обводки «домик».

Ход занятия

I.Орг.момент

Сегодня мы с тобой отправимся на стройку, где строят новый дом.

А как ты думаешь, люди каких профессий нужны, чтобы построить дом?

II.Основная часть

1.Развитие речевого дыхания.

Давай дадим сигнал к началу работы. Подуем в свисток-трубочку (колпачок от ручки)

2.Пальчиковая гимнастика

Пойдем на стройку (пальчиками по столу).

Покажем, какие стены будут у дома (ребром ладоней).

Покажем, какую крышу сделаем (кончики пальцев левой руки поочерёдно соприкасаются с кончиками пальцев правой руки).

3.Артикуляционная гимнастика

По пути на стройку надо зайти к бабушке с дедушкой. («У бабушки с дедушкой»).

4.Подготовка к постановке звука

Чтобы построить дом, нужно выкопать большую яму. Чем будем копать?

Ну конечно же лопаткой. Давай покажем языком, какая у нас будет «Лопатка».

Теперь сделаем «Качели».

Прочные качели у нас получились.

А теперь сделаем хорошую «Горку».

Передохнём и поиграем «Накажем непослушный язычок» (пя-пя-пя под любимую мелодию).

5.Постановка звука

*Логопедический массаж.

*Механическая постановка с помощью зонда или зубочистки (зубочистку положить на среднюю часть спинки языка, нажимать, сжав зубы, губы в улыбке и подуть).

6.Игра на развитие психических процессом: память и внимание.

Логопед показывает картинки и раскладывает в ряд (инструменты)

Что это? Нужен ли он нам для строительства? (и так с каждой картинкой).

Запомни как они лежат. Закрой глаза. (поменять две картинки местами)

Открой глаза, что изменилось? (так несколько раз)

7.Упражнение на развитие фонематического восприятия .

Игра «Поймай звук»

Я буду называть слова, а ты поднимешь жетон, если есть звук [с].

(Самосвал, песок, горка, доска, замок, стройка).

8.Работа по развитию просодических компанентов речи .

К нам на стройку прилетела вот такая красивая птичка (пушистая). Давай подуем ей на хвостик, хохолок, крылья.

9.Развитие графомоторных навыков – обводка.

Теперь нарисуем домик, который у нас получился (обвести по пунктирным линиям).

III.Итог. Заключительная часть.

Где мы сегодня побывали?

Что строили?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по постановке звука Ш

Конспект содержит материал по постановке шипящего звука Ш- специально подобранный комплекс упражнений, направленный на выработку верхнего подъема языка, описаны способы постановки звука. Занятие...

Конспект логопедического группового занятия в 1 классе" Дифференциация звуков Ч-Щ"

Конспект группового логопедического занятия в 1 классе. Тема: Звуки Ч-ЩЦель: Дифференциация звуков Ч-ЩЗадачи:Образовательные:-учить дифференцировать звуки занятия в слогах, словах, предложе...

Правильная артикуляция:

Губы растянуты в улыбке, зубы сближены на расстоянии до 1 мм.

Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка выгнута, боковые края языка прижаты к коренным зубам. Воздушная струя узкая, холодная, сильная.

При произношении звука «С » могут быть следующие нарушения :

1. Звук «С » отсутствует в речи ребенка (сигматизм);

2. Звук «С » заменяется другим звуком.

Наиболее распространенными являются следующие виды замен :

– губно-зубной парасигматизм (замена на «Ф »);

– призубный парасигматизм (замена на «Т »);

– шипящий парасигматизм (замена на «Ш »);

3. Звук «С » произносится искаженно.

Наиболее распространенные искажения:

– межзубный сигматизм;

– боковой сигматизм;

– носовой сигматизм.

Для того чтобы начать постановку звука, необходимо подготовить органы артикуляционного аппарата . Предлагаем примерный .

После того, как отработаны подготовительные упражнения , можно приступать к постановке звука .

Существует несколько способов постановки звуков :

1. По подражанию.

Вместе с ребенком садитесь перед зеркалом и показывайте ребенку правильную артикуляцию звука «С ». Попросите ребенка открыть рот, улыбнуться, распластать язык, напряженным кончиком упереться в нижние резцы и пропустить по языку «ветерок», слышится звук «С ».

2. По подражанию с введением игровых приемов:

– насосом накачиваем колесо (с-с-с);

– дует холодный ветер (с-с-с);

– сдувается шарик (с-с-с);

– подуй в бутылочку с узким горлышком (получится звук с-с-с).

3. От опорных звуков.

Для звука «С » это звуки «И » и «Ф ». Звук «И » одинаковый по месту образования (переднеязычный), кончик языка за нижними резцами и одинаковый подъем передней части спинки языка. Звук «Ф » – одинаковый по способу образования (щелевой), отрабатывается направленная воздушная струя. Когда опорные звуки ребенок научился произносить хорошо, попросите его произнести звук «И », сблизить зубы и пропустить по языку ветерок, получается свист, напоминающий звук «С ».

4. Механическим способом.

Взять узкую палочку (спичку), зубочистку (без острых краев), положить посередине на распластанный язык, упирающийся в нижние резцы. Губы в улыбке, попросить ребенка зубами прикусить палочку, затем с силой плавно выдуть воздух. Тыльной стороной ладони ребенок должен ощутить выдыхаемую струю воздуха. Слышится звук «С ». Далее, когда этот прием отработан, делаем то же, но без палочки. Звук «С » поставлен.

Конечно, когда звук у ребенка отсутствует поставить его легко, но чаще встречается, когда ребенок заменяет его на другие звуки.

Об этом мы поговорим в следующий раз

_____________________________________________________________________________________________

Чтобы узнавать о новых записях, подпишитесь на рассылку по или .

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Конспект индивидуального занятия

Тема: постановка звука С (старшая группа)

Цель:

Коррекционно-образовательные задачи : развивать правильную артикуляцию звука путём применения разнообразных методов и приёмов.

Коррекционно-развивающие : развивать фонематический слух и мелкую моторику пальцев.

Коррекционно-воспитательные : воспитывать усидчивость, умение следить за собственной речью.

Оборудование : зеркало, шпатель, вата, спирт, предметные и сюжетные картинки, артикуляционный профиль, мячик.

Ход занятия:

1.Организационный момент .

Посмотри, кто приехал к нам сегодня к на занятие - слоник, но что-то он какой грустный, видимо у него что-то случилось - спустились колёса на самокате. А чем можно накачать колёса? (насосом).

Послушай я тебе спою песенку насоса: с-с-с-с.

Что мне помогает петь эту песенку? (губы, зубы, язычок).

Но, чтобы песенка насоса пелась легко и красиво, нужно сделать упражнения для губ и язычка.

2.Артикуляционные упражнения:

« Улыбка»- «Заборчик» - наши губки улыбнулись, прямо к ушкам потянулись.

Ты попробуй И-И-И-И скажи, свой заборчик покажи.

«Блинчик» - утром рано мы встаём, вкусные блины печём,

Ручейком по сковородке тесто растекается,

посмотри какой красивый блинчик получается.

«Киска сердится» - рассердилась наша киска: ей забыли вымыть миску.

Ты не подходи к ней близко – поцарапать может киска!

« Упрямый ослик» - губы в улыбке, рот приоткрыть. С силой произносить звукосочетание ИЕ . Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.

А теперь давай произнесём звуки И-ХИ – и - поднесём пузырек к губам и подуем и послушаем, как «Буря воет».

3. Сегодня на занятии мы продолжим учиться красиво петь песенку насоса.

Послушай я тебе её спою (С-С-С-С-С).

Расскажи мне, когда я тебе её пела, как у меня были расположены: губы, зубы, язычок (ребёнок рассказывает, пользуясь символами по мнемодорожке: губы расположены в улыбке, зубы заборчиком, а язычок за нижними зубами).

А какой ветерок дует? (холодный).

Молодец! Ты всё правильно рассказала. А теперь давай правильно поставим губы, зубы и язычок и вместе споём песенку насоса. Хорошо.

А теперь ты одна спой мне её.(хорошо).

Вот теперь давай поможем и накачаем слонику колёса на самокате:

Передний колёс накачаем вместе, а задний ты сама. (ребёнок по игровой дорожке поёт песенку насоса). Молодец.

А теперь давай с тобой поиграем. Я, буду тебе называть разные звуки, как - услышишь песенку насоса хлопни в ладоши. (Л,Р,С,Д,Б,С,Х,Ш,М,С). Молодец!

А теперь я буду называть тебе слоги, как услышишь слог со звуком С - присядь.

А теперь поиграем со словами, если услышишь слово, в котором есть звук С подпрыгни.

Закрепляем звук С в слогах (пальчики здороваются)

Са-са-са, со-со-со, су-су-су, сы-сы-сы.

Закрепляем звук С в словах (с массажным шариком):

Са-са-са – сад, сани

Со-со-со – сок, сом

Су-су-су – сук, суп

Сы-сы-сы – сын,сыпать

Закрепляем звук С в предложениях:

У Сани сад. Саня идёт в сад.

У Сони сок. Соня пьёт сок.

Итог: - Какую песенку мы с тобой сегодня учились петь? (песенку насоса),

Давай ещё раз вспомним, как у нас расположены губы, зубы и язычок?

Молодец! Ты очень хорошо занималась, старалась.

Что тебе больше всего понравилось на занятии?