Индивидуальное занятие. «Постановка звука
Индивидуальное логопедическое занятие «Постановка звука {С}» Занятие предназначено для проведения занятия по постановке звука [С] с дошкольниками.
Тема занятия: Автоматизация звука [с] в словах
Цель занятия :
- Способствовать закреплению навыка правильного произношения звука [с] в различных речевых структурах: слогах, словах. Активизация словаря по лексической теме «Зима».
Задачи:
- Отработать четкое произношение звука [с] в словах, слогах.
- Развитие речевого дыхания.
- Развитие артикуляционных мышц, мышц языка.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие фонематических процессов.
- Развитие психических процессов: внимания, памяти.
Оборудование и материалы, используемые на занятии:
- картинки, профиль звука, рисунок линий, изображающих ветер.
Организационный (вводный момент).
Психогимнастика.
Мы сегодня погуляем по зимнему лесу, как можно развлекаться зимой?
Покажи, как катаются на лыжах, на коньках, играют в снежки?
Представь, что тебе случайно попали снежком в лицо, изобрази огорчение.
Ты боишься съезжать с горки, покажи, как тебе страшно?
Или весело? Покажи радость.
Замерз? Обними себя за плечи (Упражнение 5 «Обними плечи»)
Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика: «лопатка», «саночки», «горка», «часики».
2. Дыхательная гимнастика: «сдуй снежинку с носа»
3. Развитие мелкой моторики: «лепим снежки» с помощью массажных мячиков.
4. Изолированное произношение звука: В лесу дует сильный ветер «Ссссссссс» (пальчиком ведем по линии, пока проговариваем)
5. Развитие фонематического слуха: «ловим звук» — хлопнуть в ладоши, как только, услышишь в слове звук С: вьюга, снег, зима, санки, лыжи, коньки, сапоги, шуба, весело.(использование картинок)
6. Отработка в слогах и словах — чистоговорки:
СА-са-са-по лесу бужит лиса.
Со-со-со- на дороге колесо.
Су-су-су- снег лежит в лесу.
Сы-сы-сы- нет лисы.
Ас-ас-ас- я пью квас.
Ос-ос-ос- у собаки мокрый нос.
Ис-ис-ис- я ем рис.
Ус-ус-ус- я ем мусс.
7. Пришла пора заканчивать прогулку, пора домой: артикуляционное упражнение «Часики».
8. Наши пальчики замерзли, давай их разотрем (самомассаж пальчиков)
9. Рефлексия: тебе понравилась прогулка? Покажи свое настроение(как элемент психогимнастики). Давай выберем тебе сегодня картинку под настроение: солнышко, облачко или тучка.
Круглова С.В.,
учитель-логопед
Образовательные, развивающие, воспитательные задачи логопедического занятия. Развитие артикуляторного праксиса, произнесение звука изолированно, развитие мелкой моторики пальцев рук. Развитие фонематического восприятия, закрепление звука в словах, слогах.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Индивидуальное логопедическое занятие по постановке звука [ц]
Введение
Цель: постановка звука [ц].
Задачи:
· Коррекционно-образовательные :
o дать характеристику и правильную артикуляцию звука [ц];
o сформировать умение правильного произнесения звука [ц], по подражанию;
o научить произносить звук [ц] изолированно.
· Коррекционно-развивающие :
o развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику; правильную воздушную струю; фонематическое восприятие;
· Коррекционно-воспитательные :
o повышать самооценку ребенка, способствовать улучшению его эмоционального благополучия.
o поддерживать интерес к логопедическим занятиям.
Материалы: пригласительная открытка, тропинка с осенними листьями презентация PowerPoint,
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
- Здравствуй, я очень рада видеть тебя.
- Посмотри нам пришла пригласительная открытка, прочтем её.
Читает открытку . Звукознайка и один из его друзей приглашают нас в гости, но кто же этот друг мы узнаем лишь тогда когда дойдем до города. Примем приглашение Звукознайки и его друга?
- Но попастьтуда не так-то просто, мы должны пройти через волшебный сад и выполнить все задания, которые оставил нам Звукознайка и лишь тогда сможем добраться до места. Ты согласен мне помогать и выполнять все задания старательно?
- Тогда в путь! звук фонематический восприятие слог
2. Воспитание сильной длительной направленной плавной воздушной струи
- Вот это сад, но все тропинки в нем засыпало осенними листьями. И первое задание от Звукознайки- нужно расчистить тропинки но, не трогая листья руками. Какой хитрый, Звукознайка! Как же нам это сделать?
(Если ребенок не догадывается можно задать наводящие вопросы. Например: Как ветерок убирает тропинки?)
Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, прикрыть верхней губой, оставив небольшую щелочку ,дуть на язычок
- Отлично ты убрал все листья и расчистил тропинки продолжаем путь!
3. Развитие артикуляторного праксиса
- Ой, посмотри, какой интересный куст растет в этом саду.
- Звукознайка просит нас вспомнить какие упражнения для язычка обозначают эти картинки и выполнить их красиво.
Ребенок. Называет картинку и выполняет упражнение, глядя в зеркало.
«Лопаточка»
Описание: Рот открыт, язык спокойно положить на нижнюю губу, удерживать его широким на нижней губе 3-7 сек.
Язычок наш как лопатка -
Очень ровный, очень гладкий.
А такой лопаткой
И копать приятно.
«Наказать непослушный язычок»
Описание: Упр. «Лопаточка», пошлепать по языку верхней губой со словами «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 10.
Провинился язычок,
Ничего сказать не смог.
Мы его похлопаем,
Губками пошлепаем.
«Чистим зубки»
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая языком движения из стороны в сторону.
Чищу зубы чисто, чисто
И снаружи, и внутри;
Я хочу, чтобы всегда
Были белые они.
«Горка»
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка упирается под нижние зубы, широкий язык приподнять «горкой». Удерживать язык 5-10 секунд.
Горка длинная у нас!
Мы прокатимся сейчас.
Ты на горке удержись,
Плавно, медленно катись.
Логопед. Молодец и с этим заданием ты справился прекрасно.
4. Сообщение темы. Постановка звука
- А это что за картинка? Обращает внимание ребенка на картинку с артикуляционным укладом. Это Звукознайка оставил нам сказку о звуке [ц], но сказку не простую - с движениями. Я буду ее читать, а ты показывать?
Объяснение артикуляции звука.
Текст сказки для чтения ребенку взрослым |
||
Ветерок в темной и сырой пещере. Его охраняет язык, который улегся на пол пещеры растянулся, никак его не обойдешь. |
постучать нижними зубами о верхние открыть рот широкий распластанный язык положить на дно ротовой полости |
|
Вдруг язык поднял спину к потолку а своими боками прижимается к верхним зубам теперь ветерку еще труднее выбраться |
сделать язык горкой: боковые края прижать к верхним коренным зубам, а кончик языка упереть в нижние зубы. |
|
Но как только язык своей передней частью нагибается к нижним зубам решив пошептаться с ними. Ветерок тут же скатывается по его спине как по горке. Он съезжает прямо к нижним зубам. |
оставив небольшое расстояние между зубами, длительно подуть на кончик языка, произнести звук [с]. |
|
Зубы не успевают сомкнуться и загородить путь ветерку, между ними остается маленькая щель. |
улыбнуться, слегка обнажив зубы разомкнув их (расстояние 1-2 мм). |
|
язык сердится на зубы за то что не удержали ветерка. язык опускается к нижним зубам своей передней частью, а спиной сильно стучит по верхним зубам. |
удерживая кончик языка за нижними зубами, произнести несколько раз звук [т]. |
|
после удара языка ветерок скатывается по его спине и резко выскакивает в узкую щель между зубами. |
отчетливо многократно произнести звуки [т] и [с] слитно (получиться звук ц) приблизить ладонь ко рту, почувствовать толчкообразные движения воздуха. |
- Молодец справился отлично. Запомним, что при быстром произнесении -ТС - в таком положении языка получается звук [ц].
Эта сказка о звуке [ц]. Повтори вместе [ц] (при повторении ребенком звука еще раз обратить внимание на правильность артикуляции).
5 . Произнесение звука изолированно, знако мство с его зрительным символом
Логопед. Вот и новое задание от Звукознайки. Посмотри внимательно на картинку и запомни (логопед показывает картинку с изображением детской коляски - зрительный символ звука) Новый звук [ц] похож на тот, каким мы просим не шуметь.Тише, тише, спит малыш! ЦЦЦЦ! Повтори!!
- Молодец у тебя хорошо получается.
6 . Развитие мелкой моторики пальцев рук
- А вот и наш Звукознайка и его друг. Кто же это?
- Совершено, верно, Ёжик. Здравствуй Звукознайка, здравствуй Ежик!
- Давай поиграем в игру для пальчиков «Ёжик»
Одна рука (ладошка разжата, пальчики растопырены) - это ежик, пальцы другой руки - лесные зверюшки.
- Отлично!
7 . Разв итие фонематического восприятия
- Ежик предлагает поиграть в его любимую игру «Поймай звук». Как только услышишь звук [ц], хлопни в ладоши.
Речевой материал: ш, с, к, ц, т, ц, с, м, п, ц.
8 . Закрепление звука в слогах
ЯЦ - ЯЦ - ЯЦ - ЗАЯЦ
ЕЦ - ЕЦ - ЕЦ - ТАНЕЦ
АЦ - АЦ - АЦ - МЕСЯЦ
9 . Закрепление звука в словах
Послушай и отгадай загадки.
Он любитель грызть морковку,
Ест капусту очень ловко,
Скачет он то тут, то там,
По полям и по лесам
Серый, белый и косой,
Кто, скажи мне, он такой?
Домик круглый, домик белый,
Домик был сначала целый,
А как треснул наконец,
Так и выскочил …(птенец )
Он в пупырышках, зелёный,
Вкусен свежий и солёный.
Помидору друг и брат,
С ними так хорош салат!
Этот стройный молодец
Хрусткий, тонкий...(огурец )
10 . Закрепление звука в предложениях
Посмотри на картинки и закончи правильно предложение.
Собака укусила Соню за ….
На высокой сосне сидит маленький ….
В кузнице подковал коней …
Логопед. Молодец здорово поиграли.
11 . Итог, оценка деятельнос ти
- . Вот и закончилось наше путешествие, мы добрались до Звукознайки, побывали в гостях у его друга Ежика А давай вспомним, с каким звуком мы познакомились, в сказке и поиграли с ним.
- Правильно со звуком [ц], ты отлично поработал, выполнил все задания правильно и за это Звукознайка дарит тебе подарок.
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
Автоматизация каждого исправленного звука в слогах, словах, предложениях. Методические рекомендации по коррекции фонетической стороны речи у детей шести лет с ринолалией. Игровой материал для коррекционной работы. Анализ логопедического занятия.
отчет по практике , добавлен 12.09.2010
Описание правильной артикуляции звука (Г). Характеристика звука по месту и способу образования. Виды и причины нарушений. Способы постановки и автоматизации мягкого звука. Комплекс артикуляционных упражнений. Игры на закрепление звука в речи ребёнка.
контрольная работа , добавлен 18.11.2014
Учебно–тематический план по предметам: математика, изодеятельность, развитие речи, познавательная деятельность. Цель, задачи программы, почасовая нагрузка. Конспект логопедического занятия: "Дифференциация звуков [д], [т] в слогах, словах, предложениях".
методичка , добавлен 06.09.2009
Руководство дидактическими играми. Методика руководства начальными видами музыкальной деятельности детей. Задания на различение длительности звука и силы звука. Память как одна из составляющих в дидактических играх. Развивающие игры, действия и правила.
реферат , добавлен 03.09.2010
Исследование особенностей развития мелкой моторики у младших школьников в психолого-педагогической литературе. Занятия лепкой как средство развития мелкой моторики ребенка. Разработка рекомендаций для учителей по подготовке и проведению занятий лепкой.
курсовая работа , добавлен 02.11.2014
Недостатки произношения заднеязычных звуков. Основные виды каппацизма. Профили артикуляции при постановке звука. Исправление хитизма и парахитизма. Первичная профилактика речевой патологии, нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
контрольная работа , добавлен 03.02.2013
Психологические и физические особенности детей младшего дошкольного возраста. Мелкая моторика рук и уровень развития речи, их взаимозависимость. Развитие активных движений пальцев рук. Исследование влияния развития мелкой моторики на развитие речи.
дипломная работа , добавлен 27.06.2015
Занятие с детьми с психическими нарушениями развития, коррекционно-развивающие, обучающие и воспитательные цели. Развитие техники чтения, составление плана почитанного, анализ смысловых отрывков текста, умение выделить главную мысль и формулировать её.
методичка , добавлен 22.07.2009
Определение норм и патологий речи ребенка. Применение методики ручного праксиса для составления психологического портрета дошкольника. Разработка комплекса упражнений для развития мелкой моторики рук у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
курсовая работа , добавлен 28.04.2011
Проведение диагностики и определение уровня развития мелкой моторики у детей с общим нарушением речи из исследуемой группы. Подбор игры и упражнения для развития моторики на занятиях по ручному труду. Разработка и эффективность педагогической программы.
Конспект индивидуального занятия по логопедии
Барановой Юлии Николаевны
Тема: Постановка звука [с].
Лексическая тема: Инструменты.
Цель: продолжить работу над формированием правильного произношения звука [с].
Задачи:
1.Работа над постановкой [с].
2.Развитие речевого дыхания.
3.Развитие артикуляционных мышц, мышц языка.
4.Развитие мелкой моторики.
5.Развитие психических процессов: внимания, памяти.
6.Развитие графомоторных навыков: обводка.
Оборудование: колпачок от ручки (или бутылочка с узким горлышком); зубочистка с тупым кончиком (или зонд); пушистая птичка; жетон; картинки с изображением инструментов: (пила, лопата, молоток, гвозди, топор), картинка для обводки «домик».
Ход занятия
I.Орг.момент
Сегодня мы с тобой отправимся на стройку, где строят новый дом.
А как ты думаешь, люди каких профессий нужны, чтобы построить дом?
II.Основная часть
1.Развитие речевого дыхания.
Давай дадим сигнал к началу работы. Подуем в свисток-трубочку (колпачок от ручки)
2.Пальчиковая гимнастика
Пойдем на стройку (пальчиками по столу).
Покажем, какие стены будут у дома (ребром ладоней).
Покажем, какую крышу сделаем (кончики пальцев левой руки поочерёдно соприкасаются с кончиками пальцев правой руки).
3.Артикуляционная гимнастика
По пути на стройку надо зайти к бабушке с дедушкой. («У бабушки с дедушкой»).
4.Подготовка к постановке звука
Чтобы построить дом, нужно выкопать большую яму. Чем будем копать?
Ну конечно же лопаткой. Давай покажем языком, какая у нас будет «Лопатка».
Теперь сделаем «Качели».
Прочные качели у нас получились.
А теперь сделаем хорошую «Горку».
Передохнём и поиграем «Накажем непослушный язычок» (пя-пя-пя под любимую мелодию).
5.Постановка звука
*Логопедический массаж.
*Механическая постановка с помощью зонда или зубочистки (зубочистку положить на среднюю часть спинки языка, нажимать, сжав зубы, губы в улыбке и подуть).
6.Игра на развитие психических процессом: память и внимание.
Логопед показывает картинки и раскладывает в ряд (инструменты)
Что это? Нужен ли он нам для строительства? (и так с каждой картинкой).
Запомни как они лежат. Закрой глаза. (поменять две картинки местами)
Открой глаза, что изменилось? (так несколько раз)
7.Упражнение на развитие фонематического восприятия .
Игра «Поймай звук»
Я буду называть слова, а ты поднимешь жетон, если есть звук [с].
(Самосвал, песок, горка, доска, замок, стройка).
8.Работа по развитию просодических компанентов речи .
К нам на стройку прилетела вот такая красивая птичка (пушистая). Давай подуем ей на хвостик, хохолок, крылья.
9.Развитие графомоторных навыков – обводка.
Теперь нарисуем домик, который у нас получился (обвести по пунктирным линиям).
III.Итог. Заключительная часть.
Где мы сегодня побывали?
Что строили?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия по постановке звука Ш
Конспект содержит материал по постановке шипящего звука Ш- специально подобранный комплекс упражнений, направленный на выработку верхнего подъема языка, описаны способы постановки звука. Занятие...
Конспект логопедического группового занятия в 1 классе" Дифференциация звуков Ч-Щ"
Конспект группового логопедического занятия в 1 классе. Тема: Звуки Ч-ЩЦель: Дифференциация звуков Ч-ЩЗадачи:Образовательные:-учить дифференцировать звуки занятия в слогах, словах, предложе...
Правильная артикуляция:
Губы растянуты в улыбке, зубы сближены на расстоянии до 1 мм.
Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка выгнута, боковые края языка прижаты к коренным зубам. Воздушная струя узкая, холодная, сильная.
При произношении звука «С » могут быть следующие нарушения :
1. Звук «С » отсутствует в речи ребенка (сигматизм);
2. Звук «С » заменяется другим звуком.
Наиболее распространенными являются следующие виды замен :
– губно-зубной парасигматизм (замена на «Ф »);
– призубный парасигматизм (замена на «Т »);
– шипящий парасигматизм (замена на «Ш »);
3. Звук «С » произносится искаженно.
Наиболее распространенные искажения:
– межзубный сигматизм;
– боковой сигматизм;
– носовой сигматизм.
Для того чтобы начать постановку звука, необходимо подготовить органы артикуляционного аппарата . Предлагаем примерный .
После того, как отработаны подготовительные упражнения , можно приступать к постановке звука .
Существует несколько способов постановки звуков :
1. По подражанию.
Вместе с ребенком садитесь перед зеркалом и показывайте ребенку правильную артикуляцию звука «С ». Попросите ребенка открыть рот, улыбнуться, распластать язык, напряженным кончиком упереться в нижние резцы и пропустить по языку «ветерок», слышится звук «С ».
2. По подражанию с введением игровых приемов:
– насосом накачиваем колесо (с-с-с);
– дует холодный ветер (с-с-с);
– сдувается шарик (с-с-с);
– подуй в бутылочку с узким горлышком (получится звук с-с-с).
3. От опорных звуков.
Для звука «С » это звуки «И » и «Ф ». Звук «И » одинаковый по месту образования (переднеязычный), кончик языка за нижними резцами и одинаковый подъем передней части спинки языка. Звук «Ф » – одинаковый по способу образования (щелевой), отрабатывается направленная воздушная струя. Когда опорные звуки ребенок научился произносить хорошо, попросите его произнести звук «И », сблизить зубы и пропустить по языку ветерок, получается свист, напоминающий звук «С ».
4. Механическим способом.
Взять узкую палочку (спичку), зубочистку (без острых краев), положить посередине на распластанный язык, упирающийся в нижние резцы. Губы в улыбке, попросить ребенка зубами прикусить палочку, затем с силой плавно выдуть воздух. Тыльной стороной ладони ребенок должен ощутить выдыхаемую струю воздуха. Слышится звук «С ». Далее, когда этот прием отработан, делаем то же, но без палочки. Звук «С » поставлен.
Конечно, когда звук у ребенка отсутствует поставить его легко, но чаще встречается, когда ребенок заменяет его на другие звуки.
Об этом мы поговорим в следующий раз
_____________________________________________________________________________________________
Чтобы узнавать о новых записях, подпишитесь на рассылку по или .
Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"Конспект индивидуального занятия
Тема: постановка звука С (старшая группа)
Цель:
Коррекционно-образовательные задачи : развивать правильную артикуляцию звука путём применения разнообразных методов и приёмов.
Коррекционно-развивающие : развивать фонематический слух и мелкую моторику пальцев.
Коррекционно-воспитательные : воспитывать усидчивость, умение следить за собственной речью.
Оборудование : зеркало, шпатель, вата, спирт, предметные и сюжетные картинки, артикуляционный профиль, мячик.
Ход занятия:
1.Организационный момент .
Посмотри, кто приехал к нам сегодня к на занятие - слоник, но что-то он какой грустный, видимо у него что-то случилось - спустились колёса на самокате. А чем можно накачать колёса? (насосом).
Послушай я тебе спою песенку насоса: с-с-с-с.
Что мне помогает петь эту песенку? (губы, зубы, язычок).
Но, чтобы песенка насоса пелась легко и красиво, нужно сделать упражнения для губ и язычка.
2.Артикуляционные упражнения:
« Улыбка»- «Заборчик» - наши губки улыбнулись, прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй И-И-И-И скажи, свой заборчик покажи.
«Блинчик» - утром рано мы встаём, вкусные блины печём,
Ручейком по сковородке тесто растекается,
посмотри какой красивый блинчик получается.
«Киска сердится» - рассердилась наша киска: ей забыли вымыть миску.
Ты не подходи к ней близко – поцарапать может киска!
« Упрямый ослик» - губы в улыбке, рот приоткрыть. С силой произносить звукосочетание ИЕ . Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.
А теперь давай произнесём звуки И-ХИ – и - поднесём пузырек к губам и подуем и послушаем, как «Буря воет».
3. Сегодня на занятии мы продолжим учиться красиво петь песенку насоса.
Послушай я тебе её спою (С-С-С-С-С).
Расскажи мне, когда я тебе её пела, как у меня были расположены: губы, зубы, язычок (ребёнок рассказывает, пользуясь символами по мнемодорожке: губы расположены в улыбке, зубы заборчиком, а язычок за нижними зубами).
А какой ветерок дует? (холодный).
Молодец! Ты всё правильно рассказала. А теперь давай правильно поставим губы, зубы и язычок и вместе споём песенку насоса. Хорошо.
А теперь ты одна спой мне её.(хорошо).
Вот теперь давай поможем и накачаем слонику колёса на самокате:
Передний колёс накачаем вместе, а задний ты сама. (ребёнок по игровой дорожке поёт песенку насоса). Молодец.
А теперь давай с тобой поиграем. Я, буду тебе называть разные звуки, как - услышишь песенку насоса хлопни в ладоши. (Л,Р,С,Д,Б,С,Х,Ш,М,С). Молодец!
А теперь я буду называть тебе слоги, как услышишь слог со звуком С - присядь.
А теперь поиграем со словами, если услышишь слово, в котором есть звук С подпрыгни.
Закрепляем звук С в слогах (пальчики здороваются)
Са-са-са, со-со-со, су-су-су, сы-сы-сы.
Закрепляем звук С в словах (с массажным шариком):
Са-са-са – сад, сани
Со-со-со – сок, сом
Су-су-су – сук, суп
Сы-сы-сы – сын,сыпать
Закрепляем звук С в предложениях:
У Сани сад. Саня идёт в сад.
У Сони сок. Соня пьёт сок.
Итог: - Какую песенку мы с тобой сегодня учились петь? (песенку насоса),
Давай ещё раз вспомним, как у нас расположены губы, зубы и язычок?
Молодец! Ты очень хорошо занималась, старалась.
Что тебе больше всего понравилось на занятии?