Задание по письму запятые при обращении. Обращение и знаки препинания при нем

Обращения

1. [Аркадина:] Милый сын когда же начало? [Треплев:] Господа начало! Прошу внимания!.. О вы
почтенные, старые тени, которые носитесь в ночную пору над этим озером, усыпите нас! (Чехов) 2.
Дорогая моя хорошая чистая будьте моей женой! (Чехов) 3. Горе тебе город Казань едет толпа
удальцов собирать невольную дань с твоих беззаботных купцов (Лермонтов). 4. Спящий в гробе мирно
спи, жизнью пользуйся живущий (Жуковский). 5. Как любил Кавказ мой величавый твоих сынов
воинственные нравы (Лермонтов). 6. Кто волны вас остановил, кто оковал ваш бег могучий! (Пушкин)
7. Не зови меня ты воля не зови в поля! (Блок). 8. Приснись мне на лыжах бегущая Сольвейг не дай
умереть не увидев тебя! (Прокофьев) 9. Вставай творящий чудеса Кипи неистощимой силой мой
Севастополь город милый отчизны вечная краса! (Жаров) 10. До войны едва в помине был ты Тёркин
на Руси (Твардовский). 11. Поплачь поплачь Настенька дочушка моя. Лети лети ластынька лети за
моря (Твардовский). 12. Молодой уроженец Неаполя Что оставил в России ты на поле? (Светлов).

Обращения
Упражнение. Найдите в предложениях обращения. Расставьте недостающие знаки препинания.
1. Цыц ты! Она тебе больше не слуга... (М. Горький). 2. Ну вы Вставайте... (М. Горький). 3. Да
неужели вам мало ненасытный вы этакий! (Достоевский) 4. Милый друг ты мой не стыдись не вешай
голову... (Фадеев) 5. О ты чьих писем много много в своём портфеле берегу! (Некрасов) 6. О мой
милый мой нежный прекрасный сад!.. (Чехов) 7. Скажи же о проницательный читатель зачем выведен
Рахметов, который вот ушёл и больше не явится в моём романе? (Чернышевский) 8. ...Смерть а
Смерть ещё мне там дашь сказать одно словечко? (Твардовский) 9. О муза пламенной сатиры приди на
мой призывный клич! (Пушкин) 10. Кто б ни был ты печальный мой сосед люблю тебя, как друга юных
лет, тебя товарищ мой случайный (Лермонтов). 11. Спи младенец мой прекрасный баюшки­баю
(Лермонтов). 12. Люблю тебя булатный мой кинжал товарищ светлый и холодный (Лермонтов). 13. Ах
юность юность удалая Житьё в то время было нам (Пушкин).
__________________________________________________________________________________
Ответы:
1. [Аркадина:] Милый сын, когда же начало? [Треплев:] Господа, начало! Прошу внимания!.. О
вы, почтенные, старые тени, которые носитесь в ночную пору над этим озером, усыпите нас!
2. Дорогая моя, хорошая, чистая, будьте моей женой! 3. Горе тебе, город Казань, едет толпа
удальцов собирать невольную дань с твоих беззаботных купцов. 4. Спящий в гробе, мирно спи, жизнью
пользуйся, живущий. 5. Как любил, Кавказ мой величавый, твоих сынов воинственные нравы. 6.
Кто, волны, вас остановил, кто оковал ваш бег могучий! 7. Не зови меня ты, воля, не зови в поля! 8.
Приснись мне, на лыжах бегущая Сольвейг, не дай умереть, не увидев тебя! 9. Вставай, творящий
чудеса! Кипи неистощимой силой, мой Севастополь, город милый, отчизны вечная краса! 10. До
войны едва в помине был ты, Тёркин, на Руси. 11. Поплачь, поплачь, Настенька, дочушка моя. Лети,
лети, ластынька, лети за моря. 12. Молодой уроженец Неаполя! Что оставил в России ты на поле?
13. Цыц, ты! Она тебе больше не слуга... 14. Ну, вы! Вставайте... 15. Да неужели вам
мало, ненасытный вы этакий! 16. Милый друг ты мой, не стыдись, не вешай голову... 17. О ты, чьих
писем много, много в своём портфеле берегу! 18. О мой милый, мой нежный, прекрасный сад!.. 19.
Скажи же, о проницательный читатель, зачем выведен Рахметов, который вот ушёл и больше не
явится в моём романе? 20. ...Смерть, а Смерть, ещё мне там дашь сказать одно словечко? 21. О муза
пламенной сатиры, приди на мой призывный клич! 22. Кто б ни был ты, печальный мой сосед, люблю
тебя, как друга юных лет, тебя, товарищ мой случайный. 23. Спи, младенец мой прекрасный,
баюшки­баю. 24. Люблю тебя, булатный мой кинжал, товарищ светлый и холодный. 25.
Ах, юность, юность удалая! Житьё в то время было нам.

Упражнения по теме « Обращение»

1.Найти предложения с обращением. Выписать их, расставляя знаки препинания.

1. Зима говорят в этом году будет холодная. О случившемся говорят по-разному. 2. Он был казалось лет шести. Это казалось странным. 3. Друзья к чему весь этот шум, я ваш старинный сват и кум… Друзья весело бежали на рыбалку.4. Читателю может быть уже наскучили мои записки. Работа может быть закончена в срок. Читатель отправимся вместе в этот увлекательный мир. 5. Старуха очевидно часто рассказывала о горящем сердце Данко. Недовольство его было очевидно.6. Не печалься родная лучшее впереди. Родная школа встречала нас.

2. Расставьте запятые

1) Барин не прикажешь ли воротиться?

2) Свет ты мой послушай меня старика.

3) Что это сударь с тобой сделалось?

4) А ты мой батюшка не печалься.

5) Тесней о милые друзья тесней наш верный круг составим.

6) Звезды вы ясны, как счастье моё!

3. Переписать, расставляя знаки препинания

1) «Смилуйся государыня рыбка!

Еще пуще старуха бранится…»

2) Бабушка постой немножко!-

Ей кричит она в окошко…

3) Воротись дурачина ты к рыбке;

Поклонись ей, выпроси уж избу.

4) Шуми, шуми, послушное ветрило!

Волнуйся подо мной угрюмый океан.

5) Звезда печальная вечерняя звезда

Твой луч осеребрил увядшие равнины,

И дремлющий залив, и черных скал вершины

6) «Царь ты наш отец народа! –
Возглашает . –
Государь проснись, беда!»

1.Расставьте знаки препинания. Установите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Тебе Кавказ суровый царь земли

Я снова посвящаю стих небрежный.

Как сына, ты его благослови

И осени вершиной белоснежной.

2.Расставьте знаки препинания. Установите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мой первый друг мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

3.Расставьте знаки препинания. Установите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Еще ты дремлешь друг прелестный

Пора красавица проснись…

4.Расставьте знаки препинания. Установите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

«Здравствуй князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему?»-

Говорит она ему.

5.Расставьте знаки препинания. Установите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Радостно и ясно

Завтра будет утро.

Эта жизнь прекрасна!

Сердце будь же мудро.

6.Расставьте знаки препинания. Установите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Дай руку Дельви, что ты спишь?
Проснись ленивец сонный!

Прости мне милый друг двухлетнее молчанье:
Писать тебе посланье мне было недосуг.

7. Укажите предложение(ия) с обращением. (Запятые не расставлены)

1.Где бы я ни бывал а душа моя тянется к тебе родная моя земля!

2.Бездонное чистое небо раскинулось над островом приютом моего одиночества.

3.Утону в его синеве в синеве этого необъятного неба!

4.Кто сказал тебе о синее море что я смогу прожить без тебя?

5.А чьи это глазки Машенька смотрят на меня чьи это ручки тянутся ко мне?

8.Укажите предложение(ия) без обращений. (Запятые не расставлены)

1.Молодые подойдите к регистратору.

2.Эх ты натворил дел!

3.Шестая в бой!

4. Мой друг расскажет вам о солнечной Грузии.

5. Танцующие обратите внимание на ритм.

9.Укажите предложение(ия) без обращений. (Запятые не расставлены)

1.Никитин зайдите в почтовое отделение.

2.Вы Никитин зайдите в почтовое отделение

3.Эй вы зайдите в почтовое отделение.

4.Вы зайдёте в почтовое отделение, а вы отправитесь домой.

5.Ребята вы зайдите в почтовое отделение.

10 Укажите номер(а) предложения(ий), осложнённого(ых) обращением, (Запятые не расставлены)

1.Тише вы! – крикнула Феня.

2. Что вы такой герцогиней смотрите красавица вы моя?

3. Вы очевидно не узнаёте меня.

4. Да и этот день настал!

5. Ах ну какой же хороший сегодня денёк!

ОБРАЩЕНИЕ

Задание 1.

Вариант I. 1) Мой друг отчизн... посвятим души пр...красные порывы! 2) От меня отцу брат милый поклонись не забудь. 3) Покажи мне шлем Иван. 4) Поэта дом опальный о Пущин мой ты первый посетил. 5) Играйте, пойте о друзья! 6) Где был ты сын? 7) Последняя туча рассе...нной бури одна ты несё...ся по ясной лазури.

Вариант II. 1) Не буд... товарищ слепым и глухим. Держи товарищ порох сухим. 2) Идите, слов не тратя, на красный наш костёр. Сюда миллионы братьев сюда миллионы сестёр! 3) Веди светло и прямо к работе и боям моя большая мама - республика моя. 4) Слав...те молот и стих землю молодости! 5) Пролетарии стройтесь к последней схватк... Рабы разгибайте спины и колени. Армия пролетариев встань стройна.

Задание 2. .

Самое трудное для меня – работа со словом. Чем я руковожусь предпочитая одно слово другому? (Во)первых слово должно с наибольшей точностью определять мысль. (Во)вторых оно должно быть музыкально-выразительно. (В)третьих должно иметь размер требуемый ритмической конструкцией фразы. (К.Федин)

1)Специальным лазером можно ….. создать пучок невидимых инфракрасных лучей. 2) Они ….. способны пронизывать многие непрозрачные тела. 3) ….. такие инфракрасные лазеры станут основой совершенных микроскопов, позволяющих заглядывать внутрь тел и предметов, ныне недоступных нашему взгляду. 4) ….. спутники тормозятся атмосферой Земли и постепенно снижаются, а потом сгорают от трения. 5) ….. некоторых исследователей спутники можно «подпирать» лучами лазеров.

Для справок:

1. В доме ты говоришь (ни)кого нет? (И. Тургенев) 2. Тебе я знаю не понять мою тоску, мою печаль. (М. Лермонтов) 3. Дни, недели, два месяца уед..нённой деревенской жизни прошли незаметно как к..залось тогда. (Л. Толстой) 4. Как выр..жаются моряки ветер крепчал. (А. Чехов) 5. При ра(с, сс)тавании слёз не было пролито из родительских глаз; дана была полтина меди на расход и лакомства и что гораздо важнее умное наст..вление. (Н. Гоголь) 6. Дальше как вы сами можете легко дог..даться наш отряд направился к реке. 7. Жучка шла (на)встречу (не)знакомому человеку и что мне показалось странным не лаяла.

Ответы

ОБРАЩЕНИЕ

Задание 1. Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.

Вариант I. 1) Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! 2) От меня отцу, брат милый, поклонись, не забудь. 3) Покажи мне шлем, Иван. 4) Поэта дом опальный, о Пущин мой, ты первый посетил. 5) Играйте, пойте, о друзья! 6) Где был ты, сын? 7) Последняя туча рассеянной бури, одна ты несёшься по ясной лазури.

Вариант II. 1) Не будь, товарищ, слепым и глухим. Держи, товарищ, порох сухим. 2) Идите, слов не тратя, на красный наш костёр. Сюда, миллионы братьев, сюда, миллионы сестёр! 3) Веди светло и прямо к работе и боям, моя большая мама - республика моя. 4) Славьте, молот и стих, землю молодости! 5) Пролетарии, стройтесь к последней схватке. Рабы, разгибайте спины и колени. Армия пролетариев, встань стройна.

Задание 2. Составьте два предложения так, чтобы в одном данные слова были подлежащими, а в другом - обращениями .

Товарищ, Сергей Петрович, страна родная, читатель, друзья, девушка.

ВВОДНЫЕ СЛОВА И ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ

Задание 3. Найдите вводные слова. Правильно расставьте знаки препинания.

Самое трудное для меня – работа со словом. Чем я руковожусь, предпочитая одно слово другому? Во-первых, слово должно с наибольшей точностью определять мысль. Во-вторых, оно должно быть музыкально-выразительно. В-третьих, должно иметь размер, требуемый ритмической конструкцией фразы. (К.Федин)

Задание 4. Вставьте вместо точек вводные слова, необходимые по смыслу.

1)Специальным лазером можно, как известно, создать пучок невидимых инфракрасных лучей. 2) Они, действительно, способны пронизывать многие непрозрачные тела. 3) Может быть, такие инфракрасные лазеры станут основой совершенных микроскопов, позволяющих заглядывать внутрь тел и предметов, ныне недоступных нашему взгляду. 4) Действительно, спутники тормозятся атмосферой Земли и постепенно снижаются, а потом сгорают от трения. 5) По мнению некоторых исследователей, спутники можно «подпирать» лучами лазеров.

Для справок: по мнению, действительно, безусловно, может быть, как известно

Задание 5. Вводные предложения, выделенные с помощью тире, имеют особую интонацию: паузы становятся более продолжительными, сила голоса увеличивается. Прочитайте данные предложения, учитывая эти особенности. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. В вводных предложениях подчеркните грамматическую основу.

1. В доме, ты говоришь, никого нет? (И. Тургенев) 2. Тебе, я знаю, не понять мою тоску, мою печаль. (М. Лермонтов) 3. Дни, недели, два месяца уединённой деревенской жизни прошли незаметно, как казалось тогда. (Л. Толстой) 4. Как выражаются моряки, ветер крепчал. (А. Чехов) 5. При расставании слёз не было пролито из родительских глаз; дана была полтина меди на расход и лакомства и, что гораздо важнее, умное наставление. (Н. Гоголь) 6. Дальше, как вы сами можете легко догадаться, наш отряд направился к реке. 7. Жучка шла навстречу незнакомому человеку и, что мне показалось странным, не лаяла.

Упражнение 1.

Выпишите те предложения, в которых есть обращения.

1) Березы белоствольные растите веселей. 2) Шумит земля привольная ветвями тополей. 3) Пусть спокойно в нашей школе спит до осени звонок. 4) Здравствуй солнце здравствуй лес.

Упражнение 2.

Перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями.

1. Ветер споет нам про дикие горы.

2. Мой друг настойчиво добивается цели.

3. Бабушка рассказывает сказку на ночь.

4. Ребята пошли на речку.

5. Мама купила мне книгу.

6. Петя сначала выучил уроки, а потом пошел гулять.

Упражнение 3.

Составьте двенадцать предложений так, чтобы в одних данные слова были подлежащими, а в других - обращениями.

Товарищ, Сергей Петрович, страна родная, читатель, друзья, девушка.

Упражнение 4.

Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.

I. 1) Мой друг отчизн... посвятим души пр...красные порывы! 2) От меня отцу брат милый поклони...ся не забудь. 3) Покажи мне шлем Иван. 4) Поэта дом опальный о Пущин мой ты первый посетил. 5) Играйте, пойте о друзья! 6) Где был ты сын? 7) Последи...я туча рассе...нной бури одна ты несё...ся по ясной лазури. 8) Звезда печальная вечерн...я звезда твой луч осеребрил увядшие р...внины и дремлющий залив и чёрных скал вершины. 9) Простите мирные долины и вы знако¬мых гор вершины и вы знакомые леса. (А. С. Пушкин.)

II. 1) Не буд... товарищ слепым и глухим. Держи товарищ порох сухим. 2) Идите, слов не тратя, на красный наш костёр. Сюда миллионы братьев сюда миллионы сестёр! 3) Веди светло и прямо к работе и боям моя большая мама - республика моя. 4) Слав...те молот и стих землю молодости! 5) Пролетарии стройтесь к последней схватк... . Рабы разгибайте спины и ко¬лени. Армия пролетариев встань стройна.

Упражнение 5.

Спиши, расставляя знаки препинания, подчеркни обращения.

I. Умчались вы дни радости моей. Мы долго кружили по просторному наполне(н,нн)ому птицами заливу и разумеется заблудились. Да в этом ты конечно был прав. Антонина Петровна должно быть и не знает что ты пр_ехал? Конечно говорить об этом было (не)приятно но я разумеется молчал. Нам по правде сказать в этот вечер и ра_влеч(?)ся-то словно бы (не)зачем.

II. Это задание он сделает должно быть в срок. Ну-ка дождик теплой влагой ты умой нас огромной рукой. Тебе поем мы песню вечерняя з_ря! К великому моему уд_влению пролетка св_рнула на нашу дорогу. Вам я думаю т_жело жить доктор? Конечно (не)пр_ятно что дома будут бе_покоиться.

III. Спой мне иволга песню пусты(р,нн)ую песню жизни моей. Весна золотобровая весна золотоносая бедовая суровая (не)пр_ставай с вопросами! Предусмотрительный Левинсон еще до приезда разведки пр_ехала она ночью выставил удале(н,нн)ое охр_нение. К счастью Печорин был погруж_н в задумчивость глядя на синие зубцы Кавказа и кажется вовсе не тор_пился в дорогу.

Упражнение 6.

Прочитайте, укажите обращения и объясните расстановку знаков препинания.

1) Пётр Андреич, Максимыч отведёт вас на вашу квартиру. 2) Сын мой Пётр! Письмо твоё мы получили 15 сего месяца.3) Высоко над семьёю гор, Кавказ, твой царственный шатёр сияет. 4) Здравствуй, племя младое, незнакомое! 5) Ты не узнал меня, Прохоров? 6) Как недогадлива ты, няня! 7) Поез¬жайте ты, Трубецкой, и ты, Басманов. 8) Опять я ваш, о юные друзья! 9) О поле, поле! Кто тебя усеял мёртвыми костями? 10) Девицы, красавицы, душеньки, подруженьки, разыграйтесь, девицы, разгуляйтесь, милые! (Из произведений А. С. П у ш к и н а.)

Упражнение 7.

Придумайте примеры предложений с обращениями, чтобы в качестве обращения выступали имя, отчество, фамилия; наименование лица по роду занятий, возрасту, полу, занимаемой должности, месту жительства, национальной принадлежности, родственным и иным отношениям; кличка животного; неодушевленные предметы. Сделайте вывод, какие слова могут выступать в качестве адресата речи.

Упражнение 8.

Запишите предложения, определите, в каких предложениях есть обращения и какими членами предложения являются выделенные слова в остальных примерах.

Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу.

Сыплетчеремуха снегом, зелень в цвету и росе.

Спой мне, иволга, песню пустынную, песню жизни моей.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

Пока лета не отогнали невинной радости твоей, Спи, милый! Горькие печали не тронут детства тихих дней.

Простите мне, я так люблюТатьяну милую мою.

Прощай, письмо любви! Прощай: она велела...

Татьяна то вздохнет, то охнет; Письмо дрожит в ее руке.

Ах ты, старый конюх, неразумный, Разгадаешь ли, старый, загадку?

Прекрасной дочерью своей гордитсястарый Кочубей.

Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч...
Свищет ветер, серебряный ветер, В шелковом шелесте снежного шума.

Упражнение 9.

Закончите предложения:

а) о назначении (роли) обращения. Обращение называет того ,________________;

б) о способе выражения обращения. Обращение обычно бывает выражено ____________________________;

в) об интонационных особенностях обращений. Обращение произносится с особой (_________________)__________________ _________________________________________ ;

г) о том, почему и как нужно отличать обращение от подлежащего. Обращение обычно выражено той же формой имени существительного, что и ___________, поэтому при разборе предложения его нередко __________. Чтобы не ошибиться, нужно помнить, что обращение не входит в _________________________________________ , не является __________________________________ (к нему нельзя поставить вопрос от сказуемого) и произносится с______________________________ _ .

Упражнение 10.

Как вы думаете, в какой речи – устной или письменной – чаще используются обращения? Приведите примеры обращений, которые вам приходится использовать в разных ситуациях в течение одного дня. Последите за собой: какое отношение к собеседнику вы выражаете в подборе обращений?

(Сравните: мама, мамочка, мамуля, мамуленька; Анатолий Алексеевич, Анатолий, Толя, Толик, Толечка. )

Упражнение 11.

Вспомните, что такое речевая ситуация и как она влияет на выбор языковых средств общения, в том числе и на выбор варианта обращения. Выполнить задание вам поможет высказывание Н.И. Формановской:
...Одному мы можем сказать: уважаемый Александр Ильич , другому (или в других условиях) – Сашенька , а третьему (или в иных условиях) – Санек . И все это будет зависеть от того, кто и кому, в какой обстановке и при каких взаимных отношениях говорит.

Упражнение 12.

Вы переписываетесь с кем-нибудь? В зависимости от чего выбираете обращения? Покажите это: напишите письмо, предварительно определив адресата (кому будете писать), характер письма (официальное, деловое или личное), содержание (о чем хотите сообщить), какие языковые средства лучше использовать для данной ситуации. Не забудьте употребить нужные знаки препинания для выделения обращения.

Упражнение 13.

Припомните, в какой речи роль обращений могут исполнять имена существительные, обозначающие неживые предметы. Прочитайте поэтические строки, спишите, расставив недостающие знаки препинания.

1) Безмолвное море лазурное море стою очарован над бездной твоей. (В.Жуковский)

2) Шуми шуми послушное ветрило волнуйся подо мной угрюмый океан. (А.Пушкин)

3) Что ты клонишь над водами ива макушку свою... И дрожащими листами, словно жадными устами, ловишь беглую струю? (Ф.Тютчев) 4) Тучки небесные вечные странники Степью лазурною цепью жемчужною мчитесь вы, будто как я же, изгнанники с милого севера в сторону южную. (М.Лермонтов) 5) Колокольчики мои цветики степные Что глядите на меня, темно-голубые? (А.К. Толстой)

Упражнение 14.

Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Обозначьте обращения.

а) 1. Что дремучий лес призадумался? (А.Кольцов) 2. Эй, вратарь готовься к бою. (В.Лебедев-Кумач) 3. Присядем друзья перед дальней дорогой. (В.Дыховичный) 4. Эй, костровой за костер огневой ты отвечаешь нам головой. (З.Александрова)

б) 1. Радуй девочка людей добротой, красой своей. (О.Константинова) 2. Ты проснись Аленушка, уж восходит солнышко. (О.Константинова) 3. Еж не верь словам лисицы, лучше верь друзьям своим. (Г.Скребицкий) 4. Подождите немного леса и поля, я вернусь к вам листочком, травинкой, соломкой. (А.Юрканская) 5. Узнаю тебя рыжая по шубке пушистой, по хвосту роскошному, по поступи осторожной. (О.Константинова) 6. Роза для чего тебе шипы? (А.Юрканская)

Упражнение 15.

Найдите в предложениях обращения. Сделайте вывод, какую позицию в предложении они могут занимать.

1. Здравствуй, племя младое, незнакомое (Пушкин). 2. Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени! (Некрасов). 3. Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (Пушкин). 4. Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи (Пушкин). 5. Родная земля! Назови мне такую обитель, я такого угла не видал, где бы сеятель твой и хранитель, где бы русский мужик не стонал! (Некрасов). 6. Учись, мой сын (Пушкин).

Упражнение 16.

Найдите в предложениях обращения и укажите, чем они отличаются от сходных по форме членов предложения.

1. Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит - летят за днями дни, и каждый час уносит частичку бытия... (Пушкин). - Мой друг нездоров уже несколько дней. 2. Ее мечты всегда были возвышенны и романтичны. - Мечты, мечты, где ваша сладость? (Пушкин). 3. Любезнейший наш друг, о ты, Василий Львович! (Пушкин). - Василий Львович, дядя поэта, тоже писал стихи. 4. Москва - мой любимый город. - Москва! Люблю тебя как сын, как русский, сильно, пламенно и нежно (Лермонтов). - В журнале «Москва» впервые был опубликован роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита».