Сочинение на тему: Проблема отцов и детей в романе Тургенева «Отцы и дети. Проблемы "отцов и детей" в русской литературе Психологические предпосылки возникновения проблемы отцов и детей

Во второй половине 18 века в европейской литературе появляется особый интерес к жанру воспитательного романа. В 19 веке, как и в Европе, так и в России интерес этот не ослабел, а наоборот, проблема семьи, взаимоотношений взрослый и детей, становится излюбленной темой многих писателей, она как бы рвется из круга повседневности и становится центральной в произведениях Гете, Диккенса, Гюго, Пушкина, Бальзака. Достоевский был прекрасно знаком с творчеством названных писателей, отзвуки их произведений слышны в романах, повестях, рассказах и публицистике писателя.

К проблеме "отцов и детей" все авторы подходят по-разному. Кроме романа И.С. Тургенева "Отцы и дети", само название которого показывает, что эта тема самая важная в романе, данная проблема существует практически во всех произведениях: в одних она представлена более ярко, в других появляется лишь намеками для более полного раскрытия образа героя. Трудно сказать, кто первый поднял проблему отцов и детей. Она настолько жизненна, что, кажется, существовала всегда на страницах литературных произведений.

Тургенев лично столкнулся с этой проблемой в журнале "Современник". Писателю были чужды новые мировоззрения Добролюбова и Чернышевского. Тургеневу пришлось уйти из редакции журнала.

В романе "Отцы и дети" главными противниками и антагонистами являются Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Конфликт между ними рассматривается с точки зрения проблемы "отцов и детей", с позиции их социальных, политических и общественных разногласий. Нужно сказать, что Базаров и Кирсанов отличаются по своему социальному происхождению, что отразилось на их формировании взглядов. Прародителями Базарова были крепостные крестьяне. Все, чего он добился, являлось результатом тяжелого умственного труда. Евгений увлекся медициной и естественными науками, проводил опыты, собирал различных жуков и насекомых.

Павел Петрович рос в атмосфере достатка и благополучия. В восемнадцать лет его определили в пажеский корпус, а в двадцать восемь лет он получил звание капитана. Переехав в деревню к брату, Кирсанов и здесь соблюдал светские приличия. Большое значение Павел Петрович придавал внешнему виду. Он всегда был хорошо выбрит и носил сильно накрахмаленные воротнички, что Базаров иронически высмеивает: "Ногти-то, ногти, хоть на выставку посылай!..". Евгений же совершенно не заботится ни о внешности, ни о том, что подумают о нем люди. Базаров был большим материалистом. Для него имело значение только то, что можно потрогать руками, положить, на язык. Нигилист отрицал все духовные наслаждения, не понимая того, что люди получают удовольствие, когда любуются красотами природы, слушают музыку, читают Пушкина, восхищаются картинами Рафаэля. Базаров лишь говорил: "Рафаэль гроша медного не стоит...". Павел Петрович, безусловно, не принимал такие взгляды нигилиста. Кирсанов увлекался поэзией и считал своим долгом блюсти дворянские традиции.

Огромную роль для раскрытия основных противоречий эпохи играют споры Базарова с Кирсановым. В них мы видим множество направлений и вопросов, по которым не сходятся представители молодого и старшего поколения. А.А. Фаустов "Филологические записки", Вестник литературоведения и языкознания, выпуск 23, Воронеж, 2005 год

Разногласия, возникшие между нашими героями, серьезные. Базарову, чья жизнь построена на "всеотрицании", не понять Павла Петровича. Последнему не понять Евгения. Кульминацией их личной неприязни и разногласий во взглядах явилась дуэль. Но главной причиной дуэли являются не противоречия между Кирсановым и Базаровым, а недоброжелательные отношения, которые зародились между ними еще в самом начале их знакомства друг с другом.

Поэтому проблема "отцов и детей" заключается в личной предвзятости друг к другу, ведь решить ее можно мирным путем, не прибегая к крайним мерам, если старшее поколение будет более терпимо к молодому поколению, где-то, может быть, соглашаясь с ним, а поколение "детей" будет больше проявлять уважения к старшим.

Тургенев изучил извечную проблему "отцов и детей" с позиций своего времени, своей жизни. Он сам относился к плеяде "отцов" и, хотя симпатии автора на стороне Базарова, выступал за человеколюбие и развитие духовного начала в людях. Включив в повествование описание природы, испытывая Базарова любовью, автор незаметно включается в спор со своим героем, во многом с ним не соглашаясь.

А.С. Грибоедов, описав в комедии "Горе от ума" борьбу "века нынешнего" и "века минувшего", не обошел вниманием сложную проблему "отцов и детей". Сам замысел произведения - борьба старого с новым - это та же проблема, взятая более широко. Кроме того, здесь прослежены и взаимоотношения Фамусова со своей дочерью Софьей. Фамусов, конечно, любит дочь и желает ей счастья. Но вот счастье он понимает по-своему: счастье для него - деньги. Он приучает дочь к мысли о выгоде и этим совершает настоящее преступление, потому что Софья может стать похожей на Молчалина, перенявшего от отца лишь один принцип: искать выгоду везде, где только можно. Отцы постарались научить детей жизни, в своих наставлениях передали им то, что для них самих являлось наиболее важным и значительным. В результате, для Чичикова "копейка" стала смыслом жизни, и для того, чтобы ее "беречь и копить", он готов на любую подлость, предательство, лесть и унижение. А Петр Гринев, следуя наставлению отца, оставался честным и благородным человеком во всех ситуациях, в какие ему приходилось попадать честь и совесть на всю жизнь остались для него превыше всего. Как тут не вспомнить пословицу: "Каков батька, таковы и детки". литература писатель молодежь семейный

Но, хотя эта пословица часто бывает права, иногда все оказывается наоборот. Тогда появляется проблема непонимания. Родители не понимают детей, а дети - родителей. Родители навязывают детям свою мораль, принципы жизни (не всегда достойные подражания), а дети не хотят принять их, но не всегда могут и хотят сопротивляться. Такова Кабаниха из "Грозы" Островского. Она навязывает детям (да и не только им) свое мнение, приказывает поступать лишь так, как хочет она. Кабаниха считает себя хранительницей старинных обычаев, без которых весь мир рухнет. Вот уже настоящее воплощение "века минувшего"! А ее дети, хотя им вовсе не по душе такое отношение к ним матери, не хотят исправить положение. И здесь, как это ни печально, "век минувший", со всеми его предрассудками, торжествует победу над новым.

Одной из самых важных граней проблемы "отцов и детей" является благодарность. Благодарны ли дети своим родителям, любящим их, вырастившим их и воспитавшим? Тема благодарности поднята в повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель". Трагедия отца, нежно любившего единственную дочь, предстает перед нами в этой повести. Конечно, Дуня не забыла своего отца, она любит его и чувствует свою вину перед ним, но все же то, что она уехала, оставив отца одного, оказалось для него большим ударом, настолько сильным, что он не смог его выдержать. Старый смотритель простил свою дочь, он не видит ее вины в происшедшем, он любит свою дочь настолько, что желает ей лучше умереть, чем пережить позор, который, возможно, ожидает и ее. И Дуня чувствует и благодарность, и вину перед отцом, она приезжает к нему, но уже не застает в живых. Лишь на могиле отца все ее чувства вырываются наружу. "Она легла здесь и лежала долго".

Еще одна проблема поднята во многих произведениях, проблема воспитания и образования.

Француз убогий,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой,

Слегка за шалости бранил

И в Летний сад гулять водил, - писал А.С. Пушкин о воспитании главного героя своего романа "Евгений Онегин", а дальше замечал:

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь,

Так воспитаньем, слава богу,

У нас немудрено блеснуть.

"Чему-нибудь" и "как-нибудь" учились все дети в разных произведениях. Но чему и как? В основном это зависело от отношения к образованию их родителей. Некоторые из них, признавая необходимость образования только с точки зрения моды и престижа, относились к нему в общем-то отрицательно, как, например, Фамусов из "Горя от ума" и госпожа Простакова из "Недоросля". Но Софья, в отличие от Митрофанушки, все-таки получила какое-то образование, а вот Митрофанушка не получил никаких знаний, да он и не хотел их получить. Отношение же самих Фамусова и Простаковой к образованию выражено их же собственными словами. Фамусов говорит: "Уж коли зло пресечь - забрать все книги бы да сжечь", - и еще: "Ученье - вот чума". А Простакова: "Лишь тебе мученье, а все, я вижу, пустота".

Но не все герои произведений русских классиков считают образование "пустотой". Яркий пример тому - князь Волконский из "Войны и Мира" Л.Н. Толстого. Болконский верил в необходимость образования. Будучи образованным и начитанным человеком, он сам учил свою дочь, княжну Марию. Взгляды Болконского полностью противоположны мнениям Фамусова и Простаковой. Образование не может быть данью моде, и в этом Болконский абсолютно прав.

Проблема "отцов и детей" актуальна во все времена, потому что это глубоко нравственная проблема. Все то, что для человека является святым, передается ему родителями. Прогресс общества, его развитие порождает разногласия между старшим и молодым поколением, разногласия, так хорошо известные нам по "Горю от ума" или по "Отцам и детям".

Проблема отцов и детей - одна из важнейших проблем в русской классике. Очень часто в литературных произведениях новое, молодое поколение оказывается более нравственным, чем старшее. Оно отметает старую мораль, заменяя ее новой. Но нам все-таки не надо становиться Иванами, не помнящими родства, ужасно, когда молодое поколение менее нравственно, чем предыдущее. Поэтому проблема "отцов и детей" живёт и сейчас, приобретая несколько другое направление.

Сократ подметил, что нынешняя молодежь любит только роскошь. Ее отличительная черта – дурные манеры. Она презирает авторитеты и охотно спорит с родителями. Да и всеми известный Тургенев в своем романе «Отцы и дети» поднял проблему, которая сохраняет свою актуальность не только сейчас, но и, как видим, еще с сократовских времен.

Проблема отцов и детей

Нет ничего печальнее, чем бездна непонимания, образовавшаяся между родителем и его чадом. В определенный момент в жизни маленького мужчины наступает такой период, когда его взгляды, видение мира идет в разрез с отцовскими взглядами. Вследствие этого теряется, как , так и авторитет к родителю. Не исключен вариант, что ребенок начинает чувствовать ненависть и враждебность по отношению к ним. В итоге учителем его жизни становится кто угодно, но только не люди, даровавшие ему жизнь.

Отцы и дети: причина проблемы поколений

Наиболее важным первоисточником различных недопониманий и конфликтов выступает временной разрыв между двумя поколениями. Это недопонимание зарождается между личностями с разницей в возрасте. Эти проблемные нюансы могут продолжаться не только весь сложный подростковый период, но и всю жизнь. Исходя из этого, психологи делят их на возрастные стадии. И независимо от этого проблемой взаимоотношений отцов и детей есть стремление последних к свободе.

Проблема «Отцов и детей»-2

Сегодня первое июня, и я пишу выпускное сочинение. Это сочинение особенно ответственно, потому что оно подводит итог моего одиннадцатилетнего обучения и покажет: правильно ли я определила свое призвание, умею ли я владеть словом, смогу ли я раскрыть свой внутренний мир. И я волнуюсь: ведь выбранная мной тема непроста. Из всех тем я остановилась на седьмой потому, что на сегодняшний день она самая актуальная.

Проблема “отцов и детей” - это наша большая жизненная и острая проблема. В наше время она остро стоит перед нами. Взаимоотношение между “отцами и детьми” - это, как мне кажется, непонимание друг друга или даже, может быть, нежелание понять друг друга. А это ведет к разногласию и спорам.

У И.С. Тургенева эта проблема остро выражена в романе “Отцы и дети”. Сюжет романа И.С. Тургенева “Отцы и дети” заключен в самом названии. Невольное противостояние старшего и младшего поколений обусловлено изменяющимся духом времени. По возрасту, характеру, образу жизни автор во время написания романа был “отцом”. Он не мог не видеть, что за нигилизмом и эгоцентризмом стоит желание молодежи заменить веру знанием, а пассивную надежду - активными действиями. Из неприятия и непонимания родился роман “Отцы и дети”. Это не категорическое отрицание, а желание разобраться. Мне кажется, что в романе И.С. Тургенева “Отцы и дети” идеи и стремления молодого поколения отразились так, как понимает их само молодое поколение, к этим идеям и стремлениям И.С. Тургенев относится со своей личной точки зрения, а старик и юноша почти никогда не сходятся между собою в убеждениях и симпатиях.

В романе Тургенева Базаров - представитель молодого поколения, который поступает только так, как ему хочется, или как ему кажется выгодным и удобным. Он презирает стихи, музыку, искусство. Он все это считает ерундой и признает только то, что можно потрогать и ощутить. С точки зрения Базарова Кирсановы - чудаки, их жизнь бесполезна для общества. Они не способны улучшить жизнь народа, даже не в состоянии поднять его культурный уровень. Все это так, как говорит Тургенев, но без этих чудаков не было бы поэзии, искусства, музыки.

Кирсановы любят Пушкина, Базаров не понимает этого поэта и поэзию вообще, потому что не принимает его идеалов.

Разногласия “отцов” и “детей” показаны в идейных спорах. В наше время эта проблема стоит особенно остро. Это связано с серьезными изменениями в жизни страны, ведущими порой к разладу, непониманию поколениями друг друга. Как я уже написала выше, непонимание - это главная, как мне кажется, причина этой проблемы. В каждой семье есть “отцы и дети”, и в каждой семье возникает эта проблема. И надо стараться быть повнимательней к своим близким, к самому себе, к окружающим. И если мы будем чуточку внимательней и добрей, может быть, мы и сможем решить эту проблему.

Ни для кого не секрет, что в нашем мире происходят ссоры между родителями и детьми, и они, к сожалению, явление очень частое.

При столкновении мнений - мнений молодежи и мнений более старшего поколения - неизбежно вспыхивает пожар конфликта, последствия которого могут еще долгие годы преследовать его участников. Но в чем же причина? В устаревших взглядах родителей? В максимализме их детей? Давайте попробуем разобраться.

«Проблема отцов и детей» существовала всегда. Самым ярким примером тому можно считать созвучное по названию произведение И.С. Тургенева, которое и по сей день поднимает актуальную для всех нас проблему. В романе показано огромное количество моментов, когда сталкиваются мнения двух поколений, и каждый из их представителей готов до последнего защищать то, во что верит. С одной стороны, у нас «век минувший», который хоть и мудрее, но все-таки имеет устаревшие взгляды, с другой же – «век нынешний», увлеченный нигилизмом. Кто же прав? Трудно сказать, потому что ни один из представителей поколений не пошел на встречу другому, отрицая чужие взгляды. Герои, Аркадий Базаров и Павел Петрович Кирсанов, не были друг другом услышаны. Бесконечные споры, разногласия, и как кульминация – дуэль. Им противостоят Аркадий и Николай Петрович Кирсанов, которые с уважением относятся друг к другу, стремятся сохранить единство семейных отношений, потому их конфликт заканчивается примирением. Концовка романа, свадьба Аркадия с Катей Одинцовой и Николая Петровича с Фенечкой в один день, символизирует единство поколений. Жизнь как важный символ натуральной школы, представителем которой был И.С. Тургенев, проверяет на прочность героев. Испытание жизнью в итоге проходят Аркадий и Николай Петрович Кирсановы. Базаров, влюбившись в старшую сестру Одинцову, показывает противоречивость своих идеалов, Павел Петрович, потеряв сознание от вида крови на дуэли, показывает сомнительность своих аристократических принципов. В итоге Базаров умирает в одиночестве, а Павел Петрович в одиночестве живет за границей.

Но можно ли было избежать всего этого?

Сколько раз вы слышали, например, по телевизору или от своих знакомых подростков такие фразы: «Мои родители заставляют меня заниматься не тем, что мне хочется, а тем, что они считают правильным», «Они меня не понимают…», «Им плевать на мое мнение!», «Я боюсь, что меня накажут, поэтому не расскажу им о том, что произошло», «Они не знают, о чем говорят, но пытаются убедить меня в том, что правы!»?

А сколько раз вы слышали от родителей: «Мы его/её совсем не понимаем!», «Такое ощущение, будто он(а) делает все мне на зло!», «Не знаю, что происходит с моим ребенком…», «Он(а) со мной ничем не делится!»? На самом деле можно привести еще десятки, сотни, тысячи таких примеров, и каждый из них не окажется выдумкой. В советской литературе ярким примером конфликтных отношений между родителями и детьми является роман М. Шолохова «Тихий Дон». Конфликтными сторонами выступает глава семейства Мелеховых Григорий Пантелеевич и его Григорий. Отец является защитником нравственных ценностей казачества, выступает против любви сына к жене соседа Аксиньи. Потому выдает сына замуж за Наталью, которую сын не любит. Григорий же и Аксинья утверждают право человека на любовь, их отношения бросают вызов сложившимся семейным ценностям казачества. Конфликт отца и сына приводит в романе к трагическим последствиям: попытка самоубийства Натальи, уход из дома с Аксиньей Григория.

Недоверие к родителям, желание огородиться от них, мысли о том, что никто тебя не понимает, страх быть наказанным – это приводит к очень глубоким ранам, которые могут кровоточить еще долгое время, прежде чем затянуться и все равно превратиться в шрамы. Такие последствия конфликта отца и сына возникают в романе «Тихий Дон».

Что же стоит предпринять, чтобы избежать всего этого?

Для начала нужно понять, что именно стало яблоком раздора. Существует целый ряд причин: Требования родителя поступать именно так, как хочет он. Такая позиция присуща в конфликте с сыном Григорию Пантелеевичу Мелехову, в конфликте с Чацким Фамусову;

· Приведение в пример «сына маминой подруги» как эталона хорошего поведения и поступков; акцентирование внимания на личных качествах, а не на поступках во время ссоры (пример: «ТЫ ужасен», вместо «ты ПОСТУПИЛ отвратительно!»). Такая позиция присуща Фамусова, когда в качестве эталонного образца поощряемого обществом молодого человека выступает Скалозуб;

· Нежелание принять вкусы и интересы своего ребенка;

· Несогласие с мнением своего ребенка;

· Наказания на почве недопонимания, без объяснений причин, почему подросток наказан;

Все эти проблемы имеют общую черту – родитель ставит себя выше своего чада, обосновывая это тем, что он прожил больше, а значит и знает лучше.

Важно понимать, родители, что ваш ребенок – не ваша собственность. Он – это отдельная личность,

которая не должна быть согласна с вами во всем и принимать ваше мнение, как единственное и правильное, не должна соответствовать вашим идеалам и достигать того, чего в свое время не достигли вы.

Очень часто конфликты возникают из-за слишком большой опеки или из-за того, что родители не умеют показать ребенку свою заботу. В итоге их несогласие в чем-то не выглядит, как проявление беспокойства и желание отгородить дитя от чего-то вредного, а как простое непонимание, враждебность. Представим ситуацию: подросток пришел к родителям в попытке рассказать тем о новом жанре музыки, который он для себя открыл, но только услышав ее, родители высказались негативно и запретили своему ребенку слушать подобное. Вполне понятно, что после такого подросток больше не будет ничем делиться и начнет переживать по поводу того, что остался непонятым. Потому что непонимание со стороны родителей – самое болезненное, ведь их мнение и оценку нельзя оставить без внимания, будто они – посторонние люди.

Правильное решение в такой ситуации – дать высказаться. Никто не просит родителя заставлять себя любить интересы своего ребенка, но нужно лояльнее относиться ко всему, о чем он вам рассказывает. Не стоит пренебрегать его переживаниями. Подросток станет взрослым, он поймет, что его прежние переживания бывали не такими серьезными, как во взрослом возрасте, но он будет благодарен за поддержку и то, что его слушали, когда ему это было нужно. Не осуждайте своего сына или дочь за их интересы – лучше поинтересуйтесь о них. Если он(а) увлекся/увлеклась чем-то вредным (алкоголь, сигареты и т.п) – объясните, почему это плохо. Быть может, он(а) не окажется от своего интереса, но и от того, что вы накажите его, накричите, лучше, поверьте, не будет. Это приведет только к одному – появлению новых секретов со стороны подростка.

Не навязывайте свою точку зрения. ОБЩАЙТЕСЬ со своим ребенком и воспринимайте его, как равного себе. Справедливость данной стратегии общения доказывает роман Тургенева «Отцы и дети». Уважительное отношение отца и сына Кирсановых, их стремление сохранить семейные отношения, несмотря на противоположность принципов, привело в концовке романа к примирению.

Не нужно осуждать своих родителей за их ошибки – за сказанные в момент ссоры слова, за некоторые поступки, которые вы иногда не в силах понять. Они – такие же люди, как и вы, и они ошибаются, как и все. Никто не учил их, как нужно воспитывать ребенка, для них взаимодействие с вами, становление для вас авторитетом – очень трудный путь, познание нового.

Да, в какой-то момент проблема недопонимания появится и это неизбежно, но задача родителей – помочь своим детям, попытаться сохранить с ними дружеские отношения. Как показывает роман Тургенева «Отцы и дети» данная стратегия отношений наиболее эффективна для сохранения семейных отношений. Ведь подростковый и молодежный возраст – тот период, когда человек больше всего нуждается в самореализации, нуждается в людях, которые поймут и примут его интересы. Когда ему важно мнение общества, но еще важнее – мнение родителей.

1

1. Бойко В.В. Любовь, семья, общество / В.В. Бойко. – М.: 2001. – 295 с.

2. Кравченко А.И. Социология: учебник / А.И. Кравченко.–М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2005. – 536 с.

Тема проблемы «отцов и детей» актуальна и по сей день. Во многих семьях всего мира встречается данная проблема. Однако в разные периоды развития человеческой истории она проявлялась с различной степенью остроты. Например, во время существования традиционного и индустриального типов общества, молодые люди, как правило, не могли беспрепятственно выражать свои мысли и поступать в какой-либо ситуации, как считают нужным. При переходе в постиндустриальное общество меняются и внутрисемейные отношения. В настоящее время конфликты между двумя поколениями случаются намного чаще.

Такая проблема возникает, потому что все поколения живут в свое время и у каждого есть своя система принципов и ценностей, очень важная для него, и эту систему каждое поколение готово отстаивать. Взгляды на жизнь старшего поколения когда-то считались основой человеческого бытия. Достаточно часто дети, перенимая жизненный опыт своей семьи, в то же время стремятся освободиться от давления взрослых, отринуть все, что было до них, думая, что свою жизнь они устроят по-другому.

Советский и российский социолог В.Т. Лисовский в своей статье «Отцы» и «дети»: за диалог в отношениях» описывает проведенные им социологические исследования на примере советского и российского общества, рассматривая проблему диалога отношений между «отцами» и «детьми». По данным его исследований 80% общества считают, что данная тема актуальна и должна быть рассмотрена. Также в статье описана причина конфликта: «Суть проблемы - в резком надломе в преемственности поколений, вызванном переходом из одного состояния (советского периода) в другое (современное) и социально-экономическим кризисом.». По мнению В. Т. Лисовского, решение проблемы лежит в воспитании и нравственности молодого поколения. В вопросах воспитания основное внимание должно уделяться, в первую очередь, формированию самостоятельности, способности осознанно принимать решения и отвечать за них, развитию стремления к познанию мира и самопознанию. Особого внимания заслуживают вопросы нравственного просвещения, решение которых должно способствовать преодолению широко распространившегося невежества в молодежной среде, а, следовательно, повышению уровня культуры всего общества и страны. К сожалению, в настоящее время у нового поколения совершенно иные представления о ценностях жизни, а поэтому решение должно занимать и социальную сферу. К примеру, вступающее во взрослую жизнь молодое поколение, неизбежно сталкивается с современными проблемами общества, такими как, коррупция, социальная справедливостъ, упадок культурно-нравственного развития.

Но помимо так называемого «разрыва эпох» существует еще несколько причин проблемы «отцов» и «детей», и они стоят скорее на психологическом уровне. Данные причины будут существовать во все времена вне зависимости от смены исторических эпох, развития социальных сфер и общества. Эти причины- «раннее взросление» молодых людей и конфликт интересов между детьми и родителями. Молодые люди считают себя достаточно взрослыми, чтобы решать какие-либо проблемы самостоятельно, но для родителей их дети будут всегда оставаться маленькими неопытными детьми, которых как прежде нужно защищать от дурного влияния, существующего в обществе. Для естественной защиты присущей родителям, они проводят различного рода беседы, которые нередко преподносятся как наставлений, и дети обычно отвергают данное решение конфликта, так как они считают, что уже достаточно взрослые. Молодые люди желают сами решать проблемы самостоятельно и нести за них ответственность. Конечно, они могут принять неверное решение, но необходимо понимать, что во многом благодаря ошибкам молодые люди приобретают жизненный опыт. Поэтому решение проблемы на психологическом уровне должно исходить от обоих поколений. По-моему мнению, родители должны изменить форму беседы и своё отношение к своему ребенку, показать, что они не намерены преграждать ему путь в его делах, а наоборот готовы поддержать, помочь в чем-либо. А со стороны ребенка должно прийти понимание того, что родители в первую очередь заботятся о его благополучии, а не так уж и нарушают его личное пространство.

Как писал французский писатель и член Французской Академии А. Моруа: «Искусство старения заключается в том, чтобы быть для молодых опорой, а не препятствием, учителем, а не соперником, понимающим, а не равнодушным».

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что проблема «отцов» и «детей» всегда рождала не только массу споров и противоречий, но и множество способов ее решения. Тема внутрисемейных отношений была, остается и будет актуальной во все времена.

Библиографическая ссылка

Тарасенко Д.Н., Лекаца А.Н. ПРОБЛЕМА «ОТЦОВ» И «ДЕТЕЙ» В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-6. – С. 962-963;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=9540 (дата обращения: 25.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»