Почему старуха изергиль романтический герой. Ранние романтические рассказы горького

Сочинение

В своих «хождениях по Руси» М. Горький вглядывался в тёмные углы жизни и потратил много писательских сил на то, чтобы показать какой каторгой могут стать для людей их трудовые будни. Он неустанно искал на «дне» жизни что-то светлое, доброе, человеческое, что можно противопоставить бытовому, бездушному миру. Но Горькому мало было сказать о том, как скверно живут люди. Горький начал искать тех, кто способен на подвиг. Он мечтал о сильных, волевых натурах, о людях-борцах, но не находил их в реальности. Серому существованию людей писатель противопоставил яркий, насыщенный мир героев своих рассказов.

Главной темой романтических рассказов Горького стала тема любви и свободы. Уже в одном из первых своих рассказов — «Макар Чудра» — Горький высказывает собственную точку зрения: свобода для человека — главное на свете. Гимном вольности и любви звучит рассказ о молодых цыганах Лойко Зобаре и Радде. Их любовь горела ярким пламенем и не могла ужиться с миром обычных, тускло живущих людей. В серой жизни, которую сотворили люди, возлюбленные должны были бы «подчиниться сжимавшей их тесноте». Но Радда и Лойко предпочли смерть. Герои не хотят жертвовать волей даже ради друг друга. Для них свобода, воля — главное в жизни. «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А ещё я люблю волю. Волю то, Лойко я люблю больше, чем тебя». Даже любовь оказалась бессильна перед стремлением человека к свободе, которая достигается ценой жизни.

В другом рассказе Горького — «Старуха Изергиль» — писатель объединяет легенду о Ларре, рассказ о жизни Изергиль и легенду о Данко. Повторяющаяся во всех трёх частях основная мысль — мечта о людях готовых на подвиг — делает рассказ единым целым. Особое место занимает в рассказе образ Изергиль, которая через всю жизнь пронесла чувство собственного достоинства. История её жизни — олицетворение свободы, красоты, нравственных ценностей человека. И упрёком бескрылой, скучной жизни людей, упрёком многим поколениям, без следа исчезнувшим с лица земли: «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам… каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь не пожирала бы людей бесследно». Она знала, что такое подвиг, но не смогла прожить свою жизнь достойно. Героине остаётся только опираясь на свои ошибки, указать людям верный путь.

Старуху Изергиль пугает судьба Ларры, отбрасывающая тень на её собственную жизнь. Сила характера, гордость и вольнолюбие в Ларре превращаются в свою противоположность, потому что он презирает людей, жестоко обращается с ними. В порыве к воле он ступил на путь преступления, за что люди наказывают его, обрекая на вечное одиночество. Протестуя против обыденности жизни, Ларра забыл о нравственных законах. Тем самым Горький говорит о том, что жизнь ради свободы в одиночестве теряет смысл. Писатель осуждает эгоизм и жестокость Ларры, его гордыню и презрение к людям.

По мнению Изергиль, отличительной чертой Данко была его красота, а «красивые — всегда смелы». Данко был движим только любовью и состраданием к людям, и несмотря на все их злобные мысли, его сердце «вспыхнуло желанием спасти» их. Он берёт на себя ответственность вывести людей из тёмного леса. Спасая людей, герой отдаёт самое дорогое, что имеет — своё сердце. Горький призывает к самопожертвованию во имя людей. Но поступок Данко не был оценён: «Люди.не заметили смерти его и не видали, что ещё пылает. его смелое сердце. Только один осторожный человек. боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой.» Этим самым Горький говорит о том, что время таких героев ещё не пришло.

Таким образом, в романтических произведениях Горького, автор чётко выражает протест против скудной жизни, покорности, смирения, презрения, эгоизма, рабской психологии. Герои произведений разрушают привычное течение жизни, стремятся к любви, свету, свободе. Они отказываются от жалкой участи служения вещам и деньгам, их жизнь имеет смысл, главное — воля. Прославляя красоту и величие подвига во имя людей, они противостоят людям, утратившим свои идеалы. Яркие, страстные, вольнолюбивые — они прославляют активность, необходимость действовать. «Безумство храбрых — вот мудрость жизни».

Другие сочинения по этому произведению

«Старуха Изергиль» Автор и рассказчик в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Анализ легенды о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» Анализ легенды о Ларре (из рассказа М Горького «Старуха Изергиль») Анализ рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» В чем смысл жизни? (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») В чем смысл противопоставления Данко и Ларры (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Герои ранней романтической прозы М.Горького Гордость и беззаветная любовь к людям (Ларра и Данко в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль») Гордость и беззаветная любовь к людям Ларры и Данко (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейно-художественные особенности легенды о Данко (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейно-художественные особенности легенды о Ларре (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейный смысл и художественное разнообразие ранних романтических произведений М.Горького Идея подвига во имя всеобщего счастья (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»). Каждый сам себе судьба (по рассказу Горького "Старуха Изергиль") Как сосуществуют в произведениях М. Горького «Старуха Изергиль» и «На дне» мечта и реальность? Легенды и действительность в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Мечты о героическом и прекрасном в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль”. Образ героического человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Особенности композиции повести М. Горького «Старуха Изергиль» Положительный идеал человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Почему рассказ называется «Старуха Изергиль»? Размышления над рассказом М. Горького “Старуха Изергиль” Реализм и романтизм в ранних произведениях М. Горького Роль композиции в раскрытии основной идеи рассказа «Старуха Изергиль» С какой целью М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль» противопоставляет понятия «гордость» и «гордыня»? Своеобразие романтизма М. Горького в рассказах “Макар Чудра” и “Старуха Изергнль Сила и слабость человека в понимании М. Горького ("Старуха Изергиль", "На дне") Система образов и символика в произведении Максима Горького «Старуха Изергиль» Сочинение по произведению М. Горького "Старуха Изергиль" Спасение Аркадэка из плена (анализ эпизода из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»). Человек в творчестве М. Горького Легенда и действительность в рассказе «Старуха Изергиль» Сравнительная характеристика Ларры и Данко Какую роль играет образ старухи Изергиль в одноимённом рассказе Романтический идеал Человека в рассказе «Старуха Изергиль» Анализ легенды о Ларре из рассказа М.Горького "Старуха Изергиль" Герои романтических рассказов М.Горького. (На примере «Старуха Изергиль») Главные герои рассказа Горького «Старуха Изергиль» Образ Данко «Старуха Изергиль» Сочинение по рассказу Горького «Старуха Изергиль» В чем смысл противопоставления Данко и Ларры

    Действительно, произведение Максима Горького «Старуха Изергиль» романтическое произведение.

    Романтизм, как художественный стиль, господствовал в первой трети XIX века. В этом стиле творили Байрон, Делакруа, Жерико, в России Венецианов, Лермонтов, Пушкин. Основные особенности стиля: острое противостояние Добра и Зла, противорение между идеальным героем и обществом, героика протеста, мотивы «мирового зла», «мировой скорби». Художники и писатели стремились изобразить внутренний мир героя, душевные переживания.»

    К середине XIX века романтизм сменяет реализм, но многие элементы романтической идеологии прослеживаются на протяжении всего XIX-го века и даже XX-го. Полностью остался верен романтизму Айвазовский, дух романтизма присутствует во всех произведениях Врубеля.

    Максим Горький в 90-е годы XIX века создает трехчастный рассказ «Старуха Изергиль». Романтическое произведение представляет исключительные характеры: сына орла по имени Ларра и Данко, вырвавшего во имя людей собственное сердце из груди.»

    Противостояние Добра и Зла налицо. Ларра, не знающий общества, его законов и не пытается их понять — воплощение Зла. Племя, в котором он оказался, удивительно мудрое, гуманное, справедливое. Убийство женщины, которое совершает Ларра на глазах у всех, для них нонсенс. Это общество Добра.

    В истории Данко бывшее когда-то сильным племя от потрясений опустилось, потерялось, стало темной, дикой толпой, страшной в своем несправедливом гневе. И Данко — верх совершенства, смелый, настойчивый, бесстрашный, а главное, беззаветно преданный своему племени, готовый любой ценой вывести людей из беды. Здесь тоже обостренный конфликт сильной личности, не признанной посредственным обществом. Один из них, безликий, наступает даже на умирающее сердце Данко на всякий случай. Но Добро проросло маленькими голубыми сполохами.

    Романтизм в качестве сюжетов часто использует фантастические истории, гротескные, символичные, экстремальные события. Обе истории ирреальные, напряженные, эмоциональные.

    Ларра — сын земной женщины и орла, факт сам по себе не существующий. Здесь одиночество, возведенное в степень. Печорин у Лермонтова сторонится общества и страдает от этого, а герой Горького в конце XIX века несет наказание одиночеством, как Божьей карой. Именно так наказан Каин, которого все гонят, и сама смерть отвернулась от него. «Наказание ему в нем самом!» — выносит приговор племя.

    О том, что «Старуха Изергиль» романтическое произведение говорит и жанр путешествий, в котором написана история самой Изергиль.Она загадочная, неподкупная, самоотверженная (вспомним, как она освободила от плена шляхтича), прошла через многие страны и события. Удивительная судьба и удивительный богатый внутренний мир героини.»

» относится к раннему этапу творчества А.М. Горького. Написан с соблюдением романтических традиций.

Согласно романтическим канонам главный герой должен быть не только необычным, но и обязан представлять собой исключительную личность: гордый, одинокий, свободолюбивый. Именно такими личностями являлись Ларра с Данко.

«Все смотрели с удивлением на сына орла и видели, что он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц. И разговаривали с ним, а он отвечал, если хотел, или молчал, а когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как с равными себе. Это оскорбило их, и они, назвав его неоперенной стрелой с неотточенным наконечником, сказали ему, что их чтут, им повинуются тысячи таких, как он, и тысячи вдвое старше его. А он, смело глядя на них, отвечал, что таких, как он, нет больше; и если все чтут их - он не хочет делать этого…

…Долго говорили с ним и наконец увидели, что он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего. Всем даже страшно стало, когда поняли, на какое одиночество он обрекал себя. У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого».

Ларра утверждает право на господство сильней личности. Гордый сын свободного отца-орла и женщины нарушает все правила человеческой жизни. Этим он противопоставляет себя людям и наказывает себя вечным одиночеством. И после убийства, совершенного им, его приговаривают к самой страшной каре - одиночеству до конца своих дней, но не будет им конца: он бессмертен.

«А этот юноша, который теперь получил имя Ларра, что значит: отверженный, выкинутый вон, - юноша громко смеялся вслед людям, которые бросили его, смеялся, оставаясь один, свободный, как отец его. Но отец его - не был человеком… А этот - был человек».

Данко же полная же противоположность Ларре. Для него свобода важна, но он хочет добиться ее для всего народа.

«Что я сделаю для людей?!» - сильнее грома крикнул Данко».

«Данко - один из тех людей, молодой красавец. Красивые - всегда смелы.
Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди их. И стали они упрекать его в неумении управлять ими, - вот как!»

Оба героя становятся бессмертными.

«…Подняв потерянный кем-то в борьбе с ним нож, ударил им себя в грудь. Но сломался нож - точно в камень ударили им. И снова он упал на землю и долго бился головой об нее. Но земля отстранялась от него, углубляясь от ударов его головы.

Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот как был поражен человек за гордость!»

Но Ларра бессмертен физически, а Данко остается жить, освещать голубыми искрами природу, мысли, сердца людей перед грозой.

«Эти искры от горячего сердца Данко. Было на свете сердце, которое, однажды, вспыхнуло огнем… И вот от него эти искры».

Но почему искры только перед грозой? Может быть, потому само это природное явление - есть борьба неба с землей, облаков и солнца. Ларра и Данко - исключительные характеры, поэтому события произведения происходят под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу, где необычная, экзотическая природа.

«Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера обильно смоченной дождем. Еще и теперь по небу бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок, тут - мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые, там - резкие, как обломки скал, матово-черные или коричневые. Между ними ласково блестели темно-голубые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звезд. Все это - звуки и запахи, тучи и люди - было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки».

Преображение природы, ее преломление отражает особенности характера героев и их поступков. Ларра, - сын горного орла, поэтому он, как и свой отец, проживающий в горах, олицетворяют собой стремление к безграничной свободе, могуществу, непобедимости и силе. Проявлением характера Данко можно назвать лес, который можно соотнести с клеткой. Именно из этой клетки, тюрьмы он и хочет вывести людей, ища для них свободы. Ларра не хотел, не мог отдать людям даже частичку своего «я», а Данко отдает всего себя.

Данко. Смерть:

«Там были болота и тьма, потому что лес был старый, и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву…

…И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота».

Смерть Данко во имя свободы и других людей также указывает на отнесенность рассказа к эпохе романтизма: страстное стремление к свободе, поставленной цели - одна из характерных черт романтического героя, которая нередко приводит к его трагической гибели.

Еще одним доказательством принадлежности произведения к романтическому жанру можно назвать то, что старуха Изергиль рассказывает о событиях давно минувших дней, легендах. Кроме того сохраняется единство места и времени - ведь рассказчица повествует обо всех легендах в рамках одного дня.

(353 слова) Ранний рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» был написан в конце девятнадцатого века. К тому времени литература полностью ушла от романтизма, и в ней весьма прочно укоренился критический реализм. Однако отклики старого литературного направления можно было найти в литературном творчестве даже тогда, и ранняя работа Горького является тому самым ярким подтверждением.

В первую очередь стоит отметить те места, которые описывает автор на протяжении всего повествования. Сам рассказ начинается в далёкой южной Бессарабии, на берегу Чёрного моря. Писатель вырисовывает идеалистическую картину: многочисленные густые виноградники, тёплый и мягкий ветер, простые счастливые люди. Легенда о Ларре простирает перед нами неизведанные восточные степи, где в гармонии с богатой природой живут сильные и благородные люди. История старухи Изергиль переносит нас то в румынскую деревню, то в экзотическую Турцию, то в далёкую Болгарию. Характерно, что из всех стран, где побывала Изергиль, только европейская Польша вызывает у неё резкое отторжение. Легенда о Данко также рассказывает о некой таинственной стране с залитыми солнцем полями, древним могучим лесом и весёлыми, сильными людьми. И это очень характерный признак романтизма, который идеализировал архаичную экзотику южных стран в пику унылой повседневности просвещённой, но пошлой и бездушной Европы.

Вторым отличительным признаком являются главные герои, которые в романической традиции всегда резко выделяются из окружающей из серой массы. В этом Горький также следует традиции: бессмертный сын орла Ларра, с которым не может сравниться ни один человек, прекрасная и чувственная Изергиль, в которую влюбляется каждый мужчина на её пути, одинокий Данко, окружённый озлобившимися, напуганными людьми.

Однако самая суть романтизма — конфликт между ярким индивидуумом, который всегда стоит на ступень выше своих противников, и унылой людской массой, которая назначается писателем романтизма главным злодеем, были полностью изменены Горьким. Ларра предстаёт перед нами бесчувственным убийцей, который в итоге сходит с ума от одиночества, Изергиль, ища свою истинную любовь, ломает судьбы множества людей на своём пути и в итоге становится высохшей старухой, впустую потратив свою жизнь, и только Данко, который вместо того, чтобы вступать в конфликт с людьми, отдал за них свою жизнь, обретает счастье и покой.

Несмотря на внешние сходства с произведениями эпохи романтизма, рассказ Горького лишь вмещает в себя внешние атрибуты этого литературного направления, чтобы ярче передать мораль, которая в корне ему противоречит.

Романтические черты в ранней прозе Горького помогут Вам лучше понять ее идейно-тематическое богатство. А Многомудрый Литрекон старается этому поспособствовать, но если у него не вышло, напишите, что не так в его работе?

Рассказ Горького «Старуха Изергиль» - рассказ-размышление о смысле жизни, о проблеме нравственного выбора, о смелости и подвиге. Раскрытию смысла способствует удивительная композиция рассказа, которая называется «рассказ в рассказе». Повествование разделено на 3 части: первая - легенда о Ларре, вторая – рассказ старухи Изергиль о своей жизни, третья – легенда о Данко.
Ларра был сыном женщины и орла. Основа его характера – гордыня. Он ставит себя выше других людей, не считаясь с их чувствами. Его гордость доходит до жестокости. Он не колеблясь убивает дочь вождя за то, что та не захотела стать его женой. Он не хочет жить как остальные люди, хочет быть свободным, то есть делать, что хочешь, брать, что пожелаешь, ничего не отдавая взамен. Он «считает себя первым на земле и, кроме себя не видит ничего», это дает ему право презирать людей и властвовать над ними, и, как следствие, - люди наказывают его за гордыню, изгоняют из своего племени – «наказание ему в нем самом». Оказалось, что Ларра не может быть вне людей, он оказался обречен на вечные скитания в одиночестве. В конце концов от Ларры осталась только тень.
Не менее значимым образом является образ повествователя – Старухи Изергиль. Старая цыганка обладает сильным, вольнолюбивым характером, который не может не привлекать к ней людей. Она любит жизнь и свободу, способна воспринимать красоту окружающего мира. Но кроме того в ней много гордыни и эгоизма. Она ни от кого не хочет зависеть, спасает своего возлюбленного из плена, но сама уходит от него, так как знает, что больше не любима, а принимать вместо любви чувство благодарности героиня не желает. Однако ее портрет сразу же выявляет очень значимое противоречие. О прекрасной и чувстсвенной любви должна была бы рассказывать юная девушка, а перед нами же предстает глубокая старуха. Изергиль уверенна в том, что ее жизнь, исполненная любви, прошла совсем иначе, чем жизнь Ларры.

Изергиль очень стара, она стала почти как тень, тоже стало и с Ларрой. Особенное место в рассказе занимают элементы детализированного описания Изергиль, как то: «тусклые глаза» , «отрескавшиеся губы», «морщенный нос, загнутый словно, нос совы», «черные ямы щек», «прядь пепельно-седых волос».Они повествуют о нелегкой жизни героини задолго до того, как она рассказывает свою историю. Старуха – человек, живущий среди людей.
Данко – противоположность Ларры. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут, мечтает о свободе не только для себя,а прежде всего для всех соплеменников, именно поэтому он жертвуя собой, ведет их из темного леса к золотой сияющей реке. Любовь Данко к людям и желание им помочь настолько велики, что его сердце превращается в горящий факел, который не может затушить ни человек, ни ветер, ни время. Однако, люди жестоки, и как только они оказались в безопасности, гордое сердце Данко оказывается растоптанным осторожным человеком, испугавшимся чего-то.
Анализ отрывка из рассказа.
То что сделал Данко – прекраснейший, благороднейший подвиг. Он помог сородичам, увел их от врагов, которые грозили истреблением племени. Увел через страшный, бесконечно длинный, полный опасности лес. Когда людям стало страшно, они, чтобы скрыть это, начали грозить Данко. И тогда он разорвал свою грудь и своим сердцем осветил лес. Люди вышли, но он умер.Он совершил подвиг, пожертвовал своей жизнью ради маленьких, неблагодарных людей. Они не способны понять истинное благородство и подчиняются диким, животным инстинктам. Они пляшут у костра, радуясь, что трудности позади и забыли того, кому этим обязаны. А тот лежит бездыханный и на его благородное сердце наступают грязной ногой. Традиционно романтический герой гибнет при столкновении с обществом и действительностью. Данко отдает свою жизнь во имя счастья людей, не нуждаясь в их благодарности и памяти.

И лишь легенда воспевает имя Данко.

  1. Новое!

    Образ старухи Изергиль выполняет в рассказе несколько функций. Первая функция заглавной героини сюжетообразующая: этот образ объединяет весьма сложно построенное повествование, в котором переплетаются несколько сюжетных линий. Одна связана с изображением...

  2. Рассказ «Старуха Изергиль» относится к шедеврам раннего творчества М.Горького. Писателя здесь интересует не проявление индивидуального характера героя, а обобщенные черты идеального человека. Итак, в рассказе представлены три героя, у каждого из которых...

    Центральным образом романтических произведений М. Горького раннего периода является образ героического человека, готового к самоотверженному подвигу во имя блага народа. К этим произведениям относится рассказ “Старуха Изергиль”, которым писатель стремился...

    Рассказ «Старуха Изергиль» (1894) относится к шедеврам раннего творчества М. Горького. Композиция этого произведения более сложна, чем композиция других ранних рассказов писателя. Повествование много повидавшей на своем веку Изергиль делится на три самостоятельные...