Почти детективная история: Как была найдена картина Леонардо да Винчи. Конфликты и противоречия, связанные с найденной картиной леонардо да винчи Да винчи спаситель мира картина описание

Какие же еще тайны зашифровал в своих работах легендарный мастер?

сайт предлагает открыть для себя удивительный мир великого художника.

1. Ошибка в картине Salvator Mundi («Спаситель мира»)


Если присмотреться к картине, то можно заметить, что сфера в руках у Иисуса прозрачна . А ведь кто, как не Леонардо, изучивший оптику вдоль и поперек, должен был знать, что фон за хрустальной сферой не может быть такой. Он должен увеличиться и стать нечетким. Зачем великий художник допустил такую ошибку, доподлинно не известно.

2. Удивительный факт о «Тайной вечере»




Что может объединять Иуду и Иисуса в данном полотне? Есть притча, согласно которой натурщиком для обоих был один и тот же человек. К сожалению, кто это был точно, до наших дней сведений не дошло.

Однако согласно легенде, да Винчи нашел своего Иисуса в церковном хоре, где тот служил певчим. Позже, когда фреска была почти завершена и для образа Иуды мастер не мог найти никого, Леонардо заметил в канаве очень пьяного мужчину со следами разгульной жизни на лице. Когда да Винчи завершил образ Иуды, натурщик признался, что ему знакомо это изображение и он 3 года назад позировал художнику в качестве Иисуса.

3. Еще один удивительный факт о «Тайной вечере»




Еще один интересный нюанс данной фрески. Рядом с Иудой лежит опрокинутая солонка . Интересно, что данный факт может быть наглядным примером поверья, что рассыпанная соль к беде. Ведь на полотне изображен момент, когда Иисус говорит о том, что один из собравшихся предаст его.

4. Эта картина работы Леонардо да Винчи?


Найдена картина «Портрет Изабеллы д’Эсте», которая, по мнению ученых, принадлежит кисти гениального художника . На это указывает пигмент и грунтовка, идентичная другим картинам Леонардо, а также само изображение женщины, невероятно схожее с Моной Лизой (в частности улыбка).

5. Дама с горностаем ли?



«Дама с горностаем» прошла через новую технику сканирования и удивила ученых тем, что, оказывается, не всегда была с горностаем. Как минимум 2 варианта картины были нарисованы на одном и том же полотне, до того как оно приняло известный нам сейчас вид. Первый вариант без горностая, а второй - с совершенно другим зверьком.

Фото на превью wikipedia

Картина Леонардо да Винчи, которая была утеряна много столетий назад, была идентифицирована совместно специалистами из США и Европы. Шедевр будет выставлен в лондонской Национальной Галерее, в рамках экспозиции Леонардо , которая откроется 9 ноября, сообщает сайт ARTnews.com.

Картина «Спаситель мира» (Salvator Mundi) изображает Христа с правой рукой, поднятой в благословляющем жесте, и левой рукой, держащей земной шар. Она написана маслом на деревянной панели размером 66х47см.

“Это – одно из величайших открытий художественного мира за последние сто лет”, – отмечает один из ученых.

Работа принадлежала консорциуму дельцов, куда входил Роберт Саймон, нью-йорский специалист по старым мастерам. По некоторым данным, она была куплена на распродаже недвижимости в США шесть-семь лет назад. Саймон отказался прокомментировать ситуацию с картиной, цену и место проведения аукциона. «Меня попросили не обсуждать это», – говорит он.

Два года назад Саймон передал панель художественному музею Метрополитен, чтобы там ее изучили кураторы и реставраторы. “Когда панель была принесена в реставраторскую студию, оказалась, что это – картина, о которой давно забыли. Картина была покрыта дополнительным слоем краски и, вообще, очень смахивала на копию. Дерево со временем потрескалось и потемнело. Однако, когда реставратор нанес на нее искусственную смолу, материал посерел и позволил почти без вреда снять внешний слой краски, под которым оказалось очень нежное произведение. Все сошлись на том, что картина принадлежит кисти Леонардо”, – сообщает анонимный источник, близкий к музею Метрополитен.

В прошлом году работа была показана кураторам Музея изобразительных искусств в Бостоне. Потом, 18 месяцев назад, ее привезли в Национальную галерею в Лондоне. Николас Пенни (Nicholas Penny), директор музея и Люк Сисон (Luke Syson), куратор грядущей выставки, пригласили четырех специалистов по Леонардо в реставрационную студию музея. Цель приглашения заявлена не была, Пенни просто обещал показать им нечто интересное.

В составе приглашенных были Кармен Бамбах (куратор отделения графики и живописи в музее Метрополитен), Пьетро Марани (руководитель реставрации «Тайной вечери» Леонардо в Милане), Мария-Тереза Фьорио (автор множества книг об эпохе Ренессанса, включая биографию Джованни Антонио Больтраффио, который считается лучшим учеником Леонардо) и Мартин Кемп (почетный профессор истории искусств Оксфордского университета, который провел более сорока лет, изучая да Винчи). На собрании присутствовал и Саймон.

По словам присутствующего стенографиста, “картина была повреждена и перекрашена. Это – не редкая практика среди старых мастеров: их приходится интенсивно реставрировать. Краска была утеряна, что не удивительно. Состояние нельзя назвать безукоризненным, но и этого было достаточно, чтобы передать чудесное впечатление”.

«Salvator Mundi» Леонардо да Винчи до и после реставрации:

Первым документально зафиксированным владельцем картины был король Карл I Английский. После она перешла к Карлу II. Затем стало проблематичным отслеживать путь картины, так что существует пробел с семнадцатого по девятнадцатый век.

В XIX веке картина была приобретена британским коллекционером, сэром Фрэнсисом Куком (1817–1901). По информации Burlington Magazine, у него были "необычайные картины", включая работы Фра Анхелико, Филиппо Липпи, ван Эйка, Веласкеса и Рембрандта. В конце сороковых годов прошлого года картина выставлялась в Англии вместе с другими работами из коллекции Кука. Тогда она значилась как "Миланская школа (ок. 1500)". В 1958 году она была продана опекунами коллекции Кука на Sotheby’s в Лондоне за 45 фунтов (сегодня это около 2000 рублей). В каталоге было указано, что это – работа Больтраффио.

Тема «Спасителя мира» была популяризирована голландскими художниками Яном ван Эйком и Альбрехтом Дюрером. В Италии она начала активно развиваться в эпоху Ренессанса.

Из других произведений Леонардо, которые будут выставляться в Национальной галерее, стоит упомянуть «Девушку с горностаем» из Чарторыйского музея в Кракове, Польша. По неофициальной информации из западной прессы, Национальная галерея заплатила 800 тысяч долларов, чтобы одолжить картину на время выставки. Когда, много лет назад была обнаружена «Девушка с горностаем», ее приняли неоднозначно. Чтобы ее восприняли должным образом, понадобилось время.

Выставка в Национальной галерее будет проходить до 5 февраля 2012 года. Она будет посвящена годам, которые Леонардо провел при дворе Людовико Сфорца, правителя Милана. В мае прошлого года Сисон сообщил репортеру из Guardian, что заполучить взаймы одну из картин гения – уже будет достижением, но семь – это настоящее чудо. Некоторые экспонаты выставки впервые покинут музеи Италии и Франции, чтобы быть выставленными в Лондоне.

Один из исследователей отмечает, что консорциум снизил цену за нее до 100 миллионов долларов. «Мне сказали, что раньше они просили за картину 200 миллионов долларов», – говорит он. Однако Саймон заметил, что, как представитель владельцев, он официально утверждает, что картина не выставлена на продажу.

Новость о планируемом появлении «Спасителя мира» на выставке не прошло без критики. Один из кураторов отметил: «Многие очень удивились, когда услышали, что галерея включит в выставку работу, которая выставлена на продажу за такую огромную сумму». Впрочем, если учесть заверения Саймона, что она не продается, то удивлению тут не может быть места.

Подборка и кратное описание работ, посвященных данному сюжету.

Спаситель мира - это сюжет иконографии, изображающий Иисуса с правой поднятой рукой, которой он благословляет людей, и левой рукой, в которой он держит шар, увенчанный крестом, что символизирует землю. Композиция имеет сильный эсхатологический подтекст.

Ганс Мемлинг

Тема была популярна среди северных художников, в числе которых Ян ван Эйк, Ганс Мемлинг, Тициан и Альбрехт Дюрер .

Спаситель мира

Леонардо

Утерянная ранее и восстановленная в 2011 году, эта работа приписывается кисти Леонардо да Винчи и изображает Христа со скрещенными пальцами на правой руке и хрустальным шаром в левой. Позже, в 2013 году, работа была продана коллекционеру из России, Дмитрию Рыболовлеву, за 127,5 миллионов долларов.

Леонардо да Винчи

Плохое состояние, вызванное ранними попытками реставрации не дает возможность с точностью определить авторство картины. Однако, подробная экспертиза выявила несколько особенностей, вроде ряда пентименто и необычной техники надавливания, которые были характерны для других работ да Винчи. Кроме того, пигменты краски и доска из грецкого ореха, на которой изображен Спаситель, согласуются с другими произведениями мастера.

Дюрер

Альбрехт Дюрер, главный художник немецкого Возрождения , вероятно, начал данную работу незадолго до того, как отправился в Италию (1505 год), но на тот момент завершил лишь драпировку. В незавершенных частях лица и рук Христа видна обширность и доскональность подготовительного рисунка. Работа написана маслом на липовой доске.

Тициан

Помимо работы 1570 года, хранящейся в Эрмитаже, Тициан написал картину «Спаситель мира и святые» со схожей тематикой, однако, в ней у Христа отсутствует держава, а его фигура окружена святыми.

Другие картины

Сюжет можно обнаружить на витраже англиканской церкви святого Иоанна (Новый Южный Уэльс).

Работа неизвестного мастера датированная второй половиной 16 века.

Превитали

Кроме этих работ, до наших дней дошли несколько десятков других работ на сюжет за авторством многих ломбардских художников, подражателей и иконописцев.

Спаситель мира обновлено: Сентябрь 12, 2017 автором: Глеб

Картина «Сальватор Мунди» или «Спаситель Мира» — 500-летняя работа, уверенно приписанная Леонардо да Винчи, — продана 15 ноября 2017 года на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за 450 млн 312 тыс. 500 долларов (включая премию). Изображение Иисуса Христа, которое уже окрестили «мужской Моной Лизой», стало не только рекордсменом среди живописных произведений на публичных торгах, но и самой дорогой картиной на планете, - сообщает обозреватель сайта об искусстве "Артхив" Влад Маслов. Ныне известно лишь менее чем о 20-ти картинах гения Возрождения, и «Спаситель Мира» — последняя, остающаяся в частных руках. Другие принадлежат музеям и институтам.

Леонардо да Винчи. Спаситель Мира (Сальватор Мунди). 1500, 65.7×45.7 см

Работу называют «величайшим художественным открытием» последнего столетия. На торги в главном аукционном зале Рокфеллер-Центра собралась почти тысяча коллекционеров, антикваров, советников, журналистов и зрителей. Ещё несколько тысяч следили за продажей в прямом эфире. Битва ставок началась со 100 млн долларов и длилась менее 20 минут. После того, как цена с 332 млн долларов за один шаг выросла до 350-ти миллионов, сражение вели лишь два претендента. Цена в 450 миллионов, названная покупателем по телефону, стала финальной. На данный момент личность нового владельца исторический картины — включая пол и даже регион проживания — сохраняются в тайне.

Предыдущий рекорд на открытых торгах установило полотно Пабло Пикассо «Алжирские женщины (версия О)» — 179,4 млн долларов на распродаже Christie’s в Нью-Йорке в 2015 году.

Наиболее высокая цена за работу какого-либо из старых мастеров была заплачена на торгах Sotheby’s в 2002 году — 76,7 млн долларов за «Избиение младенцев» Питера Пауля Рубенса. Полотно принадлежит частному коллекционеру, но выставлено в Художественной галерее Онтарио в Торонто.

А самой дорогой работой самого да Винчи стал рисунок серебряной иглой «Лошадь и всадник» — 11,5 млн долларов на распродаже в 2001 году.

Хотя нынешний владелец «Спасителя Мира» пока сохраняет инкогнито, имя продавца известно. Это миллиардер российского происхождения Дмитрий Рыболовлев — шеф футбольного клуба AS Monaco. При исследовании провенанса экспертам удалось выяснить, что «Спаситель Мира» был продан в 1958 году как предполагаемая копия всего лишь за 45 фунтов стерлингов (60 долларов в нынешних ценах). После этого он исчез на десятилетия и вновь появился на региональном аукционе США в 2005 году уже без атрибуции. Предположительно, цена составляла менее 10 тыс. долларов. В 2011 году, спустя годы исследований и реставрации, картина появилась на выставке в Национальной галерее в Лондоне, что окончательно закрепило за ней авторство Леонардо да Винчи.

В 2007 — 2010 годах «Спасителя Мира» реставрировала Диана Модестини из Нью-Йорка. «Грубо наложенные и искажающие поздние слои были удалены, а повреждённые фрагменты аккуратно и скрупулёзно восстановлены», — пишут эксперты Christie’s, добавляя, что подобные потери «ожидаемы в большинстве картин старше 500 лет».

Леонардо да Винчи Salvator Mundi

В Лондонской национальной галерее в рамках выставки Леонардо публике впервые будет показана картина "Спаситель мира", на протяжении нескольких веков считавшаяся утерянной. О находке этого уникального артефакта в июне сообщил авторитетный журнал Artnews, ссылаясь на заявление Роберта Саймона, дилера, входящего в пул владельцев картины. Им удалось приобрести эту работу в 2004 году на аукционе, название которого не разглашается, за неизвестную сумму. В июле этого года Саймон выпустил пресс-релиз, в котором говорилось, что после многочисленных экспертиз ряд ученых считает, что авторство картины принадлежит Леонардо да Винчи. Дилер также сообщил, что именно это полотно является пропавшим оригиналом, с которого ученики художника делали копии и гравюры.

Ошеломляющая новость, казалось, разделила арт-мир на два лагеря: некоторые искусствоведы и критики сравнивают эту находку с открытием планеты, другие относятся к ней по меньшей мере настороженно. Сотрудник музея Метрополитен, предпочитающий не афишировать свое имя, единолично подтвердил подлинность "Спасителя мира" изданию Artnews. По его словам, первоначально большое количество краски действительно делало картину похожей на дурно выполненную копию, но, когда эксперты с ювелирной скрупулезностью очищали ее слой за слоем, им открылась удивительная нежная живопись и не осталось сомнений: перед ними был давно утерянный оригинал.

Однако когда картина была предоставлена для исследования в Бостонский музей изящных искусств, куратор музея отказался давать комментарии в отношении аутентичности артефакта. Другой известный историк искусства, знаток техники да Винчи Карло Педретти не только не верит в подлинность "Спасителя", но даже считает всю историю с находкой полотна "изощренной маркетинговой операцией".

По его мнению, за настоящего да Винчи выдают лишь бледное подобие, работу одного из его учеников, притом не самых даровитых. В финале статьи, опубликованной в официальной газете Ватикана, знаменитый искусствовед и куратор призывает не гоняться за химерами, подобными "очередному "Спасителю", а просто взглянуть на картину, чтобы понять, что она не принадлежит кисти великого живописца.

Несмотря на такую неоднозначную оценку находки в прессе, многие ученые, специализирующиеся на творчестве да Винчи, признали подлинность картины, что позволило Национальной галерее в Лондоне экспонировать ее наряду с признанными шедеврами живописца.


Леонардо да Винчи "Дама с горностаем"

Интересно, что подлинность одного из представленных на выставке полотен, "Дамы с горностаем, также долгое время считалась спорной, но со временем она получила общественное признание.

Несомненно, включение этого полотна в экспозицию выставки, посвященной миланскому периоду творчества да Винчи, упрочит позиции картины в арт-мире. Однако неясно, почему до сих пор не проведены лабораторные исследования, такие как, например, спектрография, которые оправдали бы громкие заявления экспертов и без которых любые оценки кажутся голословными.


Альбрехт Дюрер "Автопортрет"

Тема Salvator Mundi в большей степени характерна для искусства Северного Возрождения, обычно она передается через фронтальное изображение Христа, несущего земной шар в одной руке и благословляющего человечество другой. К этому мотиву обращались такие художники, как Ян Ван Эйк, Дюрер, Тициан, Эль Греко и другие. В конце жизни Леонардо тоже писал этот сюжет, о чем свидетельствует описание картины "отцом искусствоведения" Джорджио Вазари, а также многочисленные рисунки и эскизы самого да Винчи и гравюры его учеников. На сегодняшний момент известно лишь 15 работ великого гения, что делает находку подобного рода бесценной.