Зарождение джаза в америке. Что нужно знать о джазе, чтобы сойти за своего: гид по стилю

Цель урока: познакомить с особенностями джазовой музыки.

Задачи урока:

образовательные:

  • сформировать представление об этапах становления джазовой музыки;

развивающие:

  • научить следить за развитием музыкальной мысли на основе импровизации;
  • практическое освоение полиритмии, свинга;
  • джазовая терминология

воспитательные:

  • заинтересовать учащихся красотой джазовой музыки, мастерством исполнителей

Оборудование:

  • музыкальный центр, фортепиано, мультимедиа, звукозаписи, тексты песен

Ход урока

Джаз – это музыка преодоления и победы.
Мартин Лютер Кинг

В основе этой музыки лежит нечто такое, что можно почувствовать, но нельзя объяснить.
Л. Коллер

Музыкальный эпиграф: “St. Louis Blues” (W. C. Handy) <Приложение 1 >

Учитель: Знаком ли вам этот музыкальный жанр?

Учащиеся: Это джаз.

Учитель: Попытайтесь определить, что такое джаз? Легкая или серьезная музыка? Современная или старинная? Народная или композиторская?

Ответы учащихся.

Учитель: Американский историк джаза Б.Уланов в 1935 году попытался получить ответ на эти вопросы у признанных музыкантов данного жанра, и никто не смог дать точного определения. Но в результате опроса Б.Уланов определил джаз так: “Это новая музыка, имеющая особый ритмический и мелодический характер и постоянно включающая импровизацию”.

Итак, начинаем наше путешествие в прекрасную, таинственную и неповторимую страну “Джаз”.

Звучит любая музыкальная иллюстрация джазовой музыки

Первые поселения британских колонистов появились в Северной Америке лишь в начале XVII века, но численность населения росла быстрыми темпами. За первой (английской) волной эмиграции последовали другие. В будущие Соединенные Штаты Америки стали приезжать немцы, голландцы, швейцарцы, французские гугеноты, превращая колонии в огромный “этнический котел”.

Когда Америка стала пристанищем гонимых из Старого Света, вместе с ними в Новом Свете оказалась и музыка, звучавшая в Европе: и библейские псалмы, и суровые гимны Англии, и старинные шотландские баллады, и итальянские мадригалы, и испанские романсы. В результате, музыка, переплывшая океан, как бы законсервировалась и стала эхом старой Европы. В ней не было новизны.

Невольничьи корабли, везущие в своих трюмах “живой черный груз”, привезли и врожденный ритмический гений негров, сокровища африканской полиритмии, тысячелетнего искусства игры на барабанах (слушание примеров полиритмии на ударных инструментах).

Давайте попробуем и мы соединить несколько простых ритмических рисунков в единое целое.

Учащиеся: повторяют по группам различные ритмические рисунки, позже объединяя их.

Учитель: Кроме ритма, европейцев завораживала манера пения африканцев - причудливость солирующих голосов, которым вторит хор: зов – ответ. Сольная импровизация сливается с хоровой, пение – с выкриками и вздохами, голоса страстны и пронзительны.

“Пусть воют”,- снисходили к пению чёрных белые надсмотрщики.

“Пусть воют”,- снизошли и рабовладельцы-плантаторы. – Ведь у рабов нет ничего, кроме лачуг, ладоней, пустых ящиков, досок, банок и палок. Пусть поют и стучат, это не опасно”.

Великий американский джазмен Дюк Эллингтон говорил: “Страшась молчания чёрных рабов, рабовладельцы заставляли их петь, желая не дать им возможности разговаривать, а значит, и сговариваться о планах мести и мятежа”.

И поплыли над Южными Штатами необычные песни: пронзительные, больше похожие на команды, которые должны были облегчить непосильный труд. Такие песни позже назовут “холлерс” - “песни-крики”.

<Рисунок 1 >

<Рисунок 2 >

Обращая чернокожих невольников в христианство, американским священникам не стоило большого труда убедить неграмотных людей в том, что все земные муки посланы Богом, и что за эти мучения они получат райское блаженство после смерти. Но распевание религиозных псалмов не смогло превратить новообращенных христиан в смиренных и послушных. Наоборот. Религиозные песнопения как бы взорвались страстным и заразительным ритмом чёрных. В маленьких церквах американского Юга зазвучали иные песни: певец или певица, импровизируя на библейские темы, вопрошал Бога: “Где выход?” Солист дерзко задавал вопросы, хор иногда отвечал за Бога, прихожане оглашали церковь хлопками в ладоши, притоптывали в такт ногами, ударяли в тамбурины. И эта горячая, резкая, ритмичная музыка вызывала чувство единения, подъем сил и духовный экстаз.

Так появились негритянские духовные песни “Спиричуэлсы”, в которых поющий разговаривал с Богом, как с равным, заклиная его сойти на землю и покарать злых и жестоких. Музыка вернула людям чувство собственного достоинства.

Спиричуэлсы вышли за пределы церкви и первый концерт, в котором прозвучала эта музыка, состоялся в 1871 году.

Одной из лучших исполнительниц по праву считается Мэхелия Джексон.

<Рисунок 3 >

Звучит спиричуэлс “The Lord"s Prayer” в исполнении М.Джексон <Приложение 2 >

Учитель: Что вы почувствовали? О чем рассказывает нам певица? Можем ли отнести это произведение к легкой музыке?

Ответы учащихся.

Учитель: А теперь послушаем другое произведение.

Звучитв исполнении Луи Армстронга

< Рисунок 4>

Можно ли отнести это произведение к жанру спиричуэлс?

Звучит “ Sometimes I Feel Like A Motherless Child” в исполнении Немова Е.Н. (гитара)

Что изменилось? Какое исполнение вам больше понравилось и почему?

Учитель: Как вы думаете, спиричуэлсы – это джаз?

Ответы учащихся.

Учитель: Спиричуэлсы были предвестниками новой музыки. Но главным её источником стали блюзы, песни-исповеди, в которых было всё, что составляло жизнь и несчастье их творцов: обманутая любовь и разлука; тоска по дому, которого нет; ненависть к рабской непосильной работе; вечная нищета, безденежье, голод, - всё могло стать блюзом. В 30-е годы “отец блюзов” Вильям Кристофер Хенди говорил: “В блюзах - наша история, ответ, откуда мы вышли и что испытали. Блюзы выросли из нашего унижения и нужды, из наших надежд”.

К началу 20 века сложилась определенная форма блюза:

Поэтический текст – трёхстрочный, в котором повторяется первая строка:

Я бездомным стал – лучше б умереть,
Я бездомным стал – лучше б умереть,
Нету больше места в мире, где мне сердце отогреть.

Каждая фраза (короткое мелодическое предложение) составляет 4 такта. Всего тактов 12, что и составляет классический джазовый “квадрат”.

У Луи Армстронга есть одна старая песня, которая вошла во все лучшие альбомы: “Black and Blue” . <Приложение 3 >

Название можно перевести, как “чёрный и печальный”.

Постарайтесь почувствовать настроение музыки.

Ответы учащихся.

Грех мой один – я чернокожий.
Что буду делать? Кто мне поможет?
Я так унижен,
Я так обижен,
И всё потому, что я чернокожий…

Обратили ли вы внимание на то, какие инструменты звучали?

Как вы думаете, когда же могли появиться чисто европейские инструменты у неграмотных рабов?

Ответы учащихся.

Учитель: когда в 1865 году закончилась гражданская война, музыканты военных оркестров вернулись домой, и в лавках подержанных вещей появилось много дешевых духовых музыкальных инструментов. Они были так дешевы, что их могли купить даже очень небогатые люди. Так появились первые негритянские духовые оркестры, в которых музыканты не знали нот, но играли до такой степени мастерски, что складывалось впечатление, будто инструменты стали продолжением их голоса.

Послушаем еще один блюз: “ Royal Garden Blues” (C.Williams).

Обратите внимание на звучащие инструменты и назовите их.

Учащиеся: звучат труба, кларнет, тромбон и ударная группа: барабаны, контрабас, ритм – гитара, фортепиано.

Учитель: Такой состав оркестра относят к самому раннему стилю джаза, который нравился не только неграм, но и “чистой”, белой публике. В то время по Миссисипи ходили смешные колёсные пароходики, на которых обязательно играли маленькие негритянские оркестры. Всё дальше и дальше распространялась новая музыка, все интересней и разнообразней становился их репертуар. И вот уже “белые” оркестры стали играть музыку чёрных, но очень не хотели, чтобы их путали, и тогда они придумали добавить в название оркестра слово “Диксиленд”, которое должно было обозначать, что в оркестре играют только белые музыканты.

Мы можем послушать, как звучал один из первых таких оркестров: Original Dixieland Jass Band - новоорлеанский джаз бэнд, записавший первую в истории джазовую пластинку в 1917 году.

< Рисунок 5>

“Down in Old New Orleans” (слушание фрагмента)

В состав оркестра входили: барабаны, тромбон, корнет, кларнет, пианино.

Прошло совсем немного времени и оркестры стали объединять музыкантов не по цвету кожи, а по мастерству, умению импровизировать, что является неотъемлемой частью профессионализма джазмена.

И он предсказал, что появятся новые блюзы и придут новые певцы: и черные, и белые. Появится новое течение негритянской музыки – ритм – энд - блюз.

Учитель: Вот и пришло время самим попробовать исполнить песню, очень близкую по стилю к джазовой музыке. Разучим “Старый рояль” (муз. М. Минкова, ст. Д. Иванова) из кинофильма “Мы из джаза”. (Вокально-хоровая работа над песней).

Учитель: Наш разговор о дальнейшем развитии джаза в мире и в нашей стране мы продолжим на следующем уроке. Спасибо вам за работу!

Литература

1.Л.Мархасев. В лёгком жанре.

2.Г.Левашева. Музыка и музыканты.

3. В. Конен. Рождение блюза.

4. Видеофильм “История джаза”

Апр 16, 2013

«Подлинный джаз противостоит штампованным музыкальным поделкам».

Сергей Слонимский

Основные течения

Джаз многолик и разносторонен. Он имеет множество форм и стилей, благодаря своей импровизационной направленности. Можно выделить такие течения, как традиционный или новоорлеанский джаз, свинг, бибоп, биг-бэнды, страйд, прогрессив-джаз, кул и многие-многие другие направления.

Джаз - это музыка, обогащающая, наполняющая и развивающая нас. Это история, люди, имена, великие личности, которые создавали и исполняли ее, которые посвятили ей всю свою жизнь...

Джазовый музыкант - это не просто исполнитель. Он истинный творец, созидающий на глазах у зрителей свое импульсивное искусство - мгновенное, хрупкое, практически неуловимое.

Сегодня мы поговорим о таком поистине необыкновенном музыкальном жанре, как джаз, о его стилях и направлениях, и, конечно же о людях, благодаря которым мы можем наслаждаться этой восхитительной музыкой…

«Не играй, то, что уже есть! Играй то, чего еще нет!»

Эти слова великого американского джазового трубача Майлса Дейвиса отлично демонстрируют суть джаза, его специфику.

Джаз, как форма музыкального искусства, образовался в конце XIX - в начале XX века в Соединенных Штатах Америки. Данный жанр - это оригинальный шейк европейской и африканской культуры.

Джаз невозможно спутать с другими стилями, потому что его характер уникален - волшебная полиритмия, неиссякаемая импровизация, в основе которой находится жаркий ритм.

Джаз на протяжении всей истории своего существования часто менялся, трансформировался, открывался исполнителям и слушателям с ранее неизведанных сторон за счет освоения композиторами и джазовыми музыкантами новых гармонических моделей и музыкальных техник.

«Первая леди джаза»

Как мы и сказали ранее, говоря о джазовой музыке, невозможно оставить в тени ее авторов и исполнителей. Одна из самых культовых персон в истории джаза - эта Элла Джейн Фицджеральд - обладательница великолепного голоса диапазоном в три октавы, мастер скэта и уникальной голосовой импровизации. Она легенда и «первая леди джаза».

«Если джаз имеет женский лик, то это лик Эллы» - сказал однажды один из авторитетных критиков в мире академической музыки. И это, действительно так!

Элла Фицджеральд обладала добрейшим и сострадательным сердцем. Она помогала нуждающимся при Национальном медицинском центре «Город Надежды» и при Американской Сердечной ассоциации. А в 1993 году великая вокалистка открыла благотворительный Фонд имени Эллы Фицджеральд, предоставляющий помощь молодым музыкантам и снабжающий их всем необходимым.

Эта величайшая вокалистка в истории джазовой музыки - 13-кратный лауреат премии «Грэмми», лауреат Национальной медали искусств, обладательница Президентской медали Свободы, а также кавалер Ордена Литературы и искусств и многих других наград.

Джаз в России

Наряду с развитием джаз-сцены в Соединенных Штатах Америки, в СССР джаз начинает развиваться примерно с 20-х годов ХХ века.

Точкой отсчета отечественного джаза можно назвать 1 октября 1922 года. Именно в этот день состоялся 1 концерт джаз-оркестра под управлением Валентина Парнаха - великого театрального деятеля, танцора и поэта.

Советские джаз-бэнды в основном специализировались на исполнении композиций для таких модных на то время танцев, как чарльстон и фокстрот. Так джаз начал приобретать популярность.

Большой вклад в развитие отечественного джаза внес композитор и музыкант Эдди Рознер. Начав свою карьеру в таких европейских странах, как Польша и Германия, позднее он переехал в СССР, став пионером свинга в стране.

Эдди Рознер, Иосиф Вайнштейн, Вадим Людвиковский и другие выдающиеся отечественные джазмены воспитали целую плеяду бесконечно талантливых солистов-импровизаторов и аранжировщиков, чье творчество впоследствии приблизило джаз в СССР к мировым стандартам и вывело его на качественно новый уровень. Например, Алексей Козлов , являясь основателем легендарного джазового коллектива «Арсенал» и композитором, исполнителем множества виртуозных джазовых композиций, стал автором музыки ко многим театральным постановкам и фильмам.

Рождение джаза

Джаз прибыл к нам из африканских земель. А, как известно, для традиционной африканской музыки свойственен очень сложный музыкальный ритм. На базе этого стихийного и, на первый взгляд, хаотичного звучания в конце XIX века родилось интересное и необычное музыкальное направление - рэгтайм. Этот стиль развивался, сплетаясь с элементами классического блюза, впитывая их в себя, он в результате стал «родителем» такого ныне всем известного музыкального направления, как джаз.

Среди множества замечательных музыкантов, исполняющих джаз, можно также выделить творчество Игоря Бутмана - народного артиста России, великолепного саксофониста и джазмена. Он окончил знаменитый Музыкальный колледж Беркли в Бостоне по двум специальностям: композитор и концертный саксофонист. В начале 90-х годов переехал в Нью-Йорк и стал участником легендарного оркестра Лайонела Хэмптона.

С 1996 Игорь Бутман живет в России. На сегодняшний день этот джазовый музыкант получил множество наград. А с 2009 года является владельцем собственного звукозаписывающего лейбла Butman Music. Год назад возглавил Московский джазовый оркестр. Его музыкальные работы потрясают воображение своей живостью и многогранностью звучания. Необычные джазовые нотки можно услышать практически в каждой его работе . Он творит настоящие чудеса!

Неиссякаемый источник вдохновения

Джаз - это музыка, которая дарит наслаждение. Она всегда вдохновляет, помогает найти смысл, учит важному и значимому. Об этом музыкальном жанре написано множество книг, снято много фильмов и сказано немало слов…

«Джаз - это мы сами в лучшие наши часы… когда в нас соседствуют душевный подъем, откровенность и бесстрашие…» - эти слова Александра Гениса - известного литературоведа и писателя, на наш взгляд, наилучшим образом демонстрируют суть джазовой музыки, ее специфику и красоту.

Истинную любовь к джазу невозможно измерить, ее можно лишь почувствовать. Это сложная и одновременно невероятно прекрасная музыка, глубокая и эмоциональная. Джаз - это искусство, на которое откликается наше сердце.

Расскажите друзьям:

Blues

(меланхолия, грусть) – первоначально – сольная лирическая песня американских негров, впоследствии – направление в музыке.

В 20-е годы ХХ века сформировался классический блюз,в основе которого лежал 12-тактовый период, соответствующий 3-хстрочной стихотворной форме. Изначально блюз представлял собой музыку, исполнявшуюся неграми для негров. После появления блюза на юге США, он начинает распространяться по всей стране.

Для мелодики блюза характерны вопросно-ответная структура и использование блюзового лада.

Блюз оказал огромное влияние на формирование джаза и поп-музыки.Элементы блюза использовали композиторы ХХ века.


Archaic Jazz

Архаический (ранний) джаз – Обозначение наиболее старых,традиционных типов джаза, бытовавших с середины прошлого столетия в ряде южных штатов США.

Архаический джаз был представлен, в частности, музыкой негритянских и креольских марширующих оркестров XIX в.

Период архаического джаза предшествовал возникновению новоорлеанского (классического) стиля.


New Orleans

Американской родиной, где возник собственно джаз, считают город песен и музыки – Новый Орлеан.
Хотя ходят споры, что джаз возникал по всей Америке, а не только в этом городе, но именно здесь он развился наиболее мощно. Кроме того, все старые музыканты – джазмены указывали на центр, которым считали Новый Орлеан. В Новом Орлеане сложилась наиболее благоприятствующая обстановка для развития этого музыкального направления: здесь была большая негритянская община и большой процент населения составляли креолы; здесь же активно развивались многие музыкальные направления и жанры, элементы которых потом включались в произведения известных джазменов. Разные группы развивали свои музыкальные направления, а афро-американцы создали из соединения блюзовых мелодий, регтайма и своих собственных традиций новое искусство, не имеющее аналогов. Первые грамзаписи джаза подтверждают прерогативу Нового Орлеана в зарождении и становлении искусства джаза.

Dixieland

(Страна Дикси) – разговорное обозначение южных штатов США, одна из разновидностей традиционного джаза.

Больше всего блюзовых певцов, пианистов буги-вуги, исполнителей рейгтайма и джазовых оркестров приехало с Юга в Чикаго, привезя с собой музыку получившуюв скоре прозвище диксиленд.

Диксиленд – наиболее широкое обозначение музыкального стиля самых ранних нью-орлеанских и чикагских джазовых музыкантов, записавших пластинки с 1917 – 1923 гг.

Некоторые историки относят диксиленд только к музыке белых групп, играющих в новоорлеанском стиле.

Музыканты диксиленда искали возрождение классического Новоорлеанского джаза.

Эти попытки оказались успешными.

Boogie Woogie

Фортепианный блюзовый стиль, одна из наиболее ранних разновидностей негритянской инструментальной музыки.

Стиль, который оказался весьма доступным для широкой слушательской аудитории.

Полнозвучный стиль буги-вуги появился из-за возникшей в начале ХХ века необходимости нанимать пианистов взаменоркестров в недорогих кафе типа «хонки-тонк». Чтобы заменить целый оркестр, пианисты изобретали разные способы ритмичной игры.

Характерные черты: импровизацационность, техническая виртуозность, специфический тип аккомпанемента – моторная остинатная фигурация в партии левой руки, разрыв (до 2-3-х октав) между басом и мелодией, непрерывность ритмического движения, отказ от применения педали.

Представители классического буги-вуги: Ромео Нельсон, Артур Монтана Тэйлор, Чарлз Эвери, Мид Люкс Льюис, Джимми Янкей.

Folk Blues

Архаический акустический блюз, основанный на сельском фольклоре чернокожего населения США, в отличие от классического блюза, имевшего преимущественно городское бытование.

Фолк-блюз – это разновидность блюза, исполняемого, как правило, не на электрических музыкальных инструментах. Он охватывает широкий диапазон игры и музыкальных стилей,может заключать в себе непритязательную, простую музыку, играемую на мандолине, банджо, гармонике и других неэлектрических инструментах, спроектированных по принципу jug bands (т.е. сделанных своими руками).Фолк-блюз создает впечатление неотесанной, несколько неформальной музыки. Словом, это настоящая фолк-музыка,играемая народом и для народа.

В рамках фолк-блюзане было более влиятельного певца, чем Блайнд Лимон Джефферсон, Чарли Пэттон , Олджер Александер.

Soul

(буквально – душа); наиболее популярный стиль музыки в 60-х годах ХХ века, развившийся из культовой музыки американских негров и заимствовший многие элементы ритм энд блюза.

В музыке соул различают несколько направлений, важнейшие из которых – так называемый «мемфисский» и «детройтский» соул, а также «белый» соул, присущий в основном музыкантам из Европы.

Funk

Термин родился в джазе 50-х годов ХХ века. Cтиль «funk» является прямым продолжением музыки «soul». Одна из форм ритм-энд-блюза.

Первыми исполнителями того, что впоследствии отнесут к музыке «фанк», были джазмены, игравшие еще в конце 50-х, начале 60-х более энергичный, специфический вид джаза.

Фанк, прежде всего, является танцевальной музыкой, что определяет его музыкальные особенности: предельная синкопированность партий всех инструментов.

Для фанка характерны выдвинутая на первый план ритм-секция, остро синкопированная партия бас-гитары, остинатные риффы в качестве мелодико-тематической основы композиции, электронный саунд, взвинченный вокал, быстрый темп музыки.

Джеймс Браун и Джордж Клинтон создали экспериментальную фанк-школу с группами PARLAMENT/FUNKDEIC.

Классические записи фанка относятся к рубежу 1960-х и 1970-х.


Free Funk

Фри-фанк – смесь авангардного джаза с ритмами фанка.

Когда Орнетт Коулмен сформировал команду Prime Time, получился "дабл квартет" (состоящий из двух гитаристов, двух басистов и двух барабанщиков, плюс его альт), исполняющий музыку в свободной тональности, но с эксцентричными фанковыми ритмами. Три члена группы Coleman’а (гитарист Джеймс Блад Ульмер, басист Джамааладин Такума и барабанщик Рональд Шеннон Джексон) организовали позже свои собственные фри-фанковые проекты, и фри-фанк был главным влиянием исполнителей м-бэйс, включая альтистов Стива Коулмена и Грега Осби.
Swing

(качание, взмах). Стиль оркестрового джаза , сложившийся на рубеже 1920-30-х годов в результате синтеза негритянских и европейских стилевых форм джазовой музыки.
Характерный тип пульсации, основанной на постоянных отклонениях ритма (опережающих и запаздывающих) от опорных долей.
Благодаря этому создается впечатление большой внутренней энергии, находящейся в состоянии неустойчивого равновесия. Свинговый ритм перешел из джаза и в ранний рок-н-рол.
Выдающиеся исполнители свинга: Дюк Эллингтон , Бенни Гудман , Каунт Бейси …
Bebop

Бибоп джазовый стиль, сложившийся к середине 40-х годов ХХ века и характеризуемый быстрым темпом и сложными импровизациями, основанными на обыгрывании гармонии, а не мелодии. Бибоп сделал революцию в джазе; боперы создавали новые представления о том, что такое музыка.

Этап бибопа стал значительным смещением акцента в джазе от танцевальной музыки основанной на мелодии к менее популярной «музыке для музыкантов» более основанной на ритме. Боп-музыканты предпочитали сложные импровизации, основанные на переборе аккордов вместо мелодий.

Бибоп был быстр, резок, он был «жесток со слушателем».


Jazz Progressive

Параллельно с возникновением бибопа, в среде джаза развивается новый жанр – прогрессивный джаз. Основным отличием этого жанра становится стремление отойти от застывшего клише биг-бендов и устаревших приемов т.н. симфо-джаза.

Музыканты, исполнявшие прогрессивный джаз, стремились к обновлению и усовершенствованию свинговых фраз-моделей, вводя в практику композиции последние достижения европейского симфонизма в области тональности и гармонии. Наибольший вклад в развитие «прогрессива» внес Стэн Кентон. По звучанию музыка, исполнявшаяся его первым оркестром была близка к стилю Сергея Рахманинова, а композиции несли черты романтизма.

Своеобразным апофеозом развития прогрессива можно считать серию записанных альбомов «Artistry», «Майлз впереди», «Испанские рисунки».

Cool

(Прохладный джаз ), один из стилей современного джаза, сформировавшийся на рубеже 40 – 50-х годов ХХ века на основе развития достижений свинга и бопа.

Трубач Майлз Дэвис, бывший одним из первых исполнителей бибопа, стал новатором этого жанра.

Кул-джазу присущи такие черты, как светлая, «сухая» окраска звука, замедленность движения, застывшая гармония, которая создает иллюзию простора. Диссонанс также играл некоторую роль, но отличаясь при этом смягченным, приглушенным характером.

Саксофонист Лестер Янг впервые ввел в обиход сам термин «кул».

Наиболее известные музыканты кула – Дейв Брубек , Стэн Гетц, Джорж Ширинг, Милт Джэксон, «Шорти» Роджерс.
Mainstream

(буквально – главное течение ); термин по отношению к определенному периоду свинга, в котором исполнители сумели избежать устоявшихся в этом стиле штампов и продолжали традиции негритянского джаза, вводя элементы импровизации.

Для мейнстрима типична простая, но выразительная мелодическая линия, традиционная гармония и четкий ритм с ярко выраженным драйвом.

Ведущие исполнители: Бен Уэбстер, Джин Крупа, Коулмен Хокинс, а также руководители биг-бендов Дюк Эллингтон и Бенни Гудмен.

Hard Bop

(твердый, жесткий боп ), стиль современного джаза.

Является продолжением традиций классического ритм-энд-блюза и бибопа.

Возник в 50-е годы ХХ века как реакция на академизм и европейскую ориентацию кул- и вест-коуст-джаза, достигших к этому времени своего расцвета.

Характерные черты раннего хард-бопа – преобладание жестко акцентированной ритмики сопровождения, усиление блюзовых элементов в интонировании и гармонии, тенденция к выявлению вокального начала в импровизации, некоторое упрощение музыкального языка.

Основные представители хард-бопа – в большинстве своем негритянские музыканты.

Первым из ансамблей этого стиля записался на пластинки квинтет Арта Блейки JAZZ MESSENGERS (1954).

Другие ведущие музыканты: Джон Колтрейн, Сони Роллинс, Хенк Мобли, Макс Роуч…

Fusion

(буквально – сплав, слияние ), современное стилевое направение, возникшее на основе джаз-рока, синтеза элементов европейской академической музыки и неевропейского фольклора. Начавшись не только от слияния джаза с поп-музыкойи роком, фьюжн, как музыкальный жанр, появился в конце 1960-х под названием джаз-рок.

Ларри Кориэлл, Тони Уильямс, Майлз Дэвис ввели такие элементы, как электроника, рок-ритмы и расширенные треки, аннулируя большую часть того, на чем «стоял» джаз – свинговый бит.

Другое изменение – в области ритма, – где свинг был или пересмотрен, или игнорировался в целом. Пульсация, метр больше не являлись существенным элементом в прочтении джаза.

Свободный джаз и сегодня продолжает существовать, как жизнеспособная форма выражения, и фактически уже не является столь спорным стилем, каким он воспринимался на заре своего возникновения.

Jazz Latin

Соединение латинских ритмических элементов присутствовало почти с самого начала в смешении культур, зародившихся в Новом Орлеане. Музыкальное латинское влияние распространилось в джазе не только на оркестры и группы с первоклассными импровизаторами латиноамериканского происхождения, но также и на комбинирующих местных и латинских исполнителей, создавая образцы наиболее захватывающей сценической музыки.

И все же, сегодня мы наблюдаем смешение всё большего числа всемирных культур, постоянно приближающего нас к тому, что в сущности уже становится «всемирной музыкой» (world music).

Сегодняшний джаз уже не может не быть под влиянием звуков, проникающих в него практически из любого уголка земного шара.

Потенциальные возможности дальнейшего развития джаза в настоящее время достаточно велики, поскольку пути развития таланта и средства его выражения непредсказуемы, умножаясь поощряемым сегодня объединением усилий различных джазовых жанров.


Введение

Однажды главного редактора самого знаменитого американского джазового журнала "Down Beat", распространяющегося в 124 странах мира, какой-то репортер во время интервью спросил: "А что такое джаз?". "Вы никогда не видели, чтобы человек был так быстро пойман на месте столь простым вопросом!", говорил впоследствии этот редактор. В отличие от него, какой-либо другой джазовый деятель в качестве ответа на тот же вопрос мог бы рассказывать вам об этой музыке два часа и более, ничего конкретно не объяснив, так как в действительности до сих пор не существует точного, краткого и в то же время полного и объективного определения слова и самого понятия "джаз".
Зато существует огромная разница между музыкой Кинга Оливера и Майлса Дэйвиса, Бенни Гудмена и "Модерн джаз квартета", Стэна Кентона и Джона Колтрейна, Чарли Паркера и Дэйва Брубека. Многие составные части и само постоянное развитие джаза за 100 лет привели к тому, что даже вчерашний набор его точных характеристик не может быть полностью применен сегодня, а завтрашние формулировки могут быть диаметрально противоположны (например, для диксиленда и бибопа, свингового биг-бэнда и комбо джаз-рока).
Трудности в определении джаза заключаются также и. в том, что эту проблему всегда пытаются разрешить прямо в лоб и говорят о джазе много слов с малым результатом. Очевидно, ее можно было бы решить косвенно, определив все те характеристики, которые окружают этот музыкальный мир в обществе и тогда легче будет понять, что же находится в центре. При этом вопрос "Что есть джаз?" заменяется на "Что подразумевают под джазом?". И тут мы обнаруживаем, что это слово имеет самые различные значения для разных людей. Каждый человек наполняет этот лексический неологизм определенным смыслом по своему собственному усмотрению.
Существуют две категории людей, использующих это слово. Одни любят джаз, а других он не интересует. Для большинства любителей джаза характерно очень широкое применение этого слова, но никто из них не может определить, где начинается и кончается джаз, потому что у каждого на этот счет имеется свое мнение. Они могут найти между собой общий язык, однако каждый убежден в своей правоте и знании того, что есть джаз, не углубляясь в детали. Даже сами профессиональные музыканты, которые живут джазом и регулярно исполняют его, дают весьма различные и расплывчатые определения этой музыки.
Бесконечное разнообразие толкований не дает нам никаких шансов придти к единому и бесспорному заключению о том, что такое есть джаз с чисто музыкальной точки зрения. Тем не менее, здесь возможен иной подход, который во 2-й половине 50-х предложил всемирно известный музыковед, президент и директор Нью-йоркского Института джазовых исследований Маршалл Стернс (1908-1966), неизменно пользовавшийся безграничным уважением в джазовых кругах всех стран Старого и Нового Света. В своей прекрасной хрестоматийной книге "История джаза", впервые опубликованной в 1956 г., он дал свое определение этой музыки с чисто исторической точки зрения.
Стернс писал: "Прежде всего, где бы вы ни услышали джаз, его всегда гораздо легче узнать, чем описать словами. Но в самом первом приближении мы можем определить джаз как полуимпровизационную музыку, возникшую в результате 300-летнего смешивания на североамериканской земле двух великих музыкальных традиций - западноевропейской и западноафриканской,- т.е. фактического слияния белой и черной культуры. И хотя в музыкальном отношении преобладающую роль здесь сыграла европейская традиция, но те ритмические качества, которые сделали джаз столь характерной, необычной и легко распознаваемой музыкой, несомненно, ведут свое происхождение из Африки. Поэтому главными составляющими этой музыки являются европейская гармония, евро-африканская мелодия и африканский ритм".
Но почему же джаз возник именно на территории Северной Америки, а не Южной или Центральной, где также было достаточно белых и черных? Ведь когда говорят о родине джаза, его колыбелью всегда называют Америку, но при этом обычно подразумевают как раз современную территорию США. Дело в том, что если северную половину американского континента исторически заселяли, главным образом, протестанты (англичане и французы), среди которых было много религиозных миссионеров, стремящихся обратить негров в христианскую веру, то в южной и центральной части этого огромного материка преобладали католики (испанцы и португальцы), которые смотрели на черных невольников просто как на рабочий скот, не заботясь о спасении их души. Поэтому там не могло возникнуть значительного и достаточно глубокого взаимопроникновения рac и культур, что в свою очередь оказало прямое влияние на степень сохранения родной музыки африканских рабов, преимущественно в области их ритмики. До сих пор в странах Южной и Центральной Америки существуют языческие культы, проводятся тайные ритуалы и безудержные карнавалы под сопровождение афро-кубинских (или латиноамериканских) ритмов. Неудивительно, что именно в этом ритмическом отношении южная часть Нового Света уже в наше время заметно повлияла на всю мировую популярную музыку, тогда как Север дал в сокровищницу современного музыкального искусства нечто иное, например, спиричуэлс и блюз.
Следовательно, продолжает Стернс, в историческом аспекте джаз - это синтез, полученный в оригинале из 6 принципиальных источников. К ним относятся:
1. Ритмы Западной Африки;
2. Рабочие песни (work songs, field hollers);
3. Негритянские религиозные песни (spirituals);
4. Негритянские светские песни (blues);
5. Американская народная музыка прошлых столетий;
6. Музыка менестрелей и уличных духовых оркестров.

Истоки

Первые форты белых людей в Гвинейском заливе на побережье Западной Африки возникли уже в 1482 г. Ровно 10 лет спустя произошло знаменательное событие - открытие Колумбом Америки. В 1620 г. на современной территории США появились первые черные рабы, которых удобно было переправлять на кораблях через Атлантический океан именно из Западной Африки. За последующие сто лет их количество выросло там уже до ста тысяч, а к 1790 г. это число увеличилось в 10 раз.
Если мы говорим "африканский ритм", то надо иметь в виду, разумеется, что западноафриканские черные никогда не играли "джаз" как таковой - речь идет всего лишь о ритме как составной части их бытия на родине, где он был представлен ритуальным "хором барабанов" с его сложной полиритмией и многим другим. Но рабы не могли брать с собой в Новый Свет никаких музыкальных инструментов, и первое время им в Америке даже запрещалось изготавливать самодельные барабаны, образчики которых значительно позднее можно было увидеть только в этнографических музеях. К тому же никто из людей любого цвета кожи не рождается с готовым чувством ритма, все дело в традициях, т.е. в преемственности поколений и окружающей обстановке, поэтому негритянские обычаи и ритуалы сохранялись и передавались на территории США исключительно устно и по памяти от поколения к поколению афро-американских негров. Как говорил Диззи Гиллеспи: "Я не думаю, что Бог может предоставить кому-то нечто большее, чем другим, если они окажутся в таких же условиях. Можно взять любого человека, и, если его поместить в ту же самую окружающую среду, то его жизненный путь будет определенно похож на наш".
Джаз возник в США в результате синтеза многочисленных элементов переселенных музыкальных культур народов Европы, с одной стороны, и африканского фольклора - с другой. Эти культуры обладали принципиально разными качествами. Африканская музыка по природе своей импровизационна, она характеризуется коллективной формой музицирования с сильно выраженной полиритмией, полиметрией и линеарностью. Важнейшую функцию в ней несет ритмическое начало, ритмическое многоголосие, из которого возникает эффект перекрестной ритмики. Мелодическое, а тем более гармоническое начало, в африканском музицировании развито в гораздо меньшей степени, чем в европейском. Музыка для африканцев имеет в большей степени, чем для европейца, прикладное значение. Она часто связана с трудовой деятельностью, с обрядами, в том числе с отправлением культа. Синкретизм разных видов искусств сказывается на характере музицирования - оно выступает не самостоятельно, а в соединении с танцем, пластикой, молитвой, декламацией. В возбужденном состоянии африканцев их интонирование гораздо более свободно, чем у закованных в нормированный звукоряд европейцев. В африканской музыке широко развита вопрос-ответная форма пения (call & response).
Со своей стороны, европейская музыка внесла свой богатый вклад в будущий синтез: мелодические построения с ведущим голосом, ладовые мажор-минорные стандарты, гармонические возможности и многое другое. Вообще, условно говоря, африканская эмоциональность, интуитивное начало столкнулось с европейским рационализмом, особенно проявляющемся в музыкальной политике протестантизма.

Джаз- течение в музыки, которое было основано в США в штате Новый Орлеан, затем постепенно распространилось по всему миру. Наибольшей популярность эта музыка пользовалась в 30-е годы, именно на это время выпадают годы расцвета этого жанра, который совместил в себе европейскую и африканскую культуру. Сейчас можно услышать много поджанров джаза, такие как: бибоп, авангардный джаз, соул-джаз, кул, свинг, фри-джаз, классический джаз и многие другие.

Джаз соединил в себе несколько музыкальных культур и конечно прибыл к нам из африканских земель, это можно понять по сложному ритму и стилю исполнения, однако этот стиль больше напоминал регтайм, в итоге соединив регтайм и блюз, музыканты получили новое звучание, которое назвали - джаз. Благодаря слиянию африканского ритма и европейской мелодичности мы теперь можем наслаждаться джазом, а виртуозное исполнение и импровизация делают этот стиль неповторимым и бессмертным, так как постоянно вносятся новые ритмические модели, придумывается новый стиль исполнения.

Джаз всегда был популярен среди всех слоев населения, национальностей и он до сих пор интересен музыкантам и слушателям во всем мире. А вот первопроходцем в слиянии блюза и африканского ритма был Художественный Ансамбль Чикаго, именно эти ребята добавили в африканские мотивы джазовые формы, что вызвало необычайный успех и интерес у слушателей.

В СССР Джаз тур начинается зарождаться в 20-е годы (как и в США) и первым создателем джаз-оркестра в Москве является поэт и театральный деятель Валентин Парнах, концерт этого коллектива состоялся 1 октября 1922 года, что и принято считать Днем Рождения джаза в СССР. Конечно же отношение советской власти к джазу было двусторонним, с одной стороны они как бы не запрещали этот жанр музыки, но с другой стороны, джаз подвергался жесткой критике, все-таки мы переняли этот стиль у запада, а все новое и чужое во все времена строго критиковалось властями. На сегодняшний день в Москве ежегодно проводятся фестивали джазовой музыки, имеются клубные площадки, куда приглашаются известные во всем мире джаз-бэнды, исполнители блюза, соул- певцы, то есть, для почитателей этого направления музыки всегда найдется время и место насладиться живым и неповторимым звучанием джаза.

Конечно же современный мир меняется, так же изменениям подвергается и музыка, меняются вкусы, стили и техника исполнения. Однако с уверенностью можно утверждать, что джаз - это классика жанра, да, влияние современных звуков не обошло стороной и джаз, но тем неменее вы никогда не перепутаете эти ноты ни с какими другими, потому что это джаз, ритм, который не имеет аналогов, ритм, имеющии свои традиции и ставший мирвой музыкой (World Music).