Где находится хорезм. История Хорезма

Хорезм

История периода до н. э., является неполной и рассеянной. В связи с географическим положением древнего Хорезма, территория всегда подвергалась нападению извне. Из некоторых исследований Хорезма по Авесте , в словаре учённого Деххода слово «Хорезм» , описывается как сокращённое от «колыбель народов арии» Однако существует много версий происхождения названия Хорезм, например, «кормящая земля» , «низкая земля» , «страна, где хорошие укрепления для скота» .

Народ

В своих исторических работах «Хронология» (Асар ал-бакийа "ани-л-курун ал-халийа) Аль Бируни , относит древних хорезмийцев к персидскому древу Он пишет о тюрках как о древних жителях Хорезма. Бируни отличал хорезмийский язык от персидского, когда он писал «поношение по-арабски милее мне, чем похвала по-персидски… этот диалект годится только для хосроевских повестей и ночных сказок».

Точные даты появление хорезмийцев, как и этнонима, неизвестно, но первое письменное упоминание встречаются у Дария I в Бехистунской надписи 522-519 до н. э. . Там же находятся высеченные рельефы восточноиранских воинов, в числе которых есть и хорезмийский воин, рядом с согдийским , бактрийским и сакским воинами, свидетельствующие об участии хорезмийцев в военных походах правителей Ахеменидской державы . Но уже в конце V века до нашей эры хорезмийцы обрели независимость от Ахеменидов и в 328 году до нашей эры посылали своих послов Александру Македонскому.

Мнение учёных

  • Согласно работам Аль-Бируни , хорезмийцы начали своё летоисчисление с начала заселения их страны, в 980 г. до вторжения Александра Македонского в пределы Ахеменидской империи , то есть до начала эры Селевкидов - 312 г. до н. э. - начиная с 1292 г. до н. э. По завершению этой эры, они приняли другую: с 1200 г. до н. э. и время прихода в их страну мифического героя Авесты и древнего героя иранского эпоса, который описывается в «Шахнаме» Фирдоуси - Сиявуша ибн-Кей-Кауса , подчинившего своей власти «царство тюрков», и Кей-Хосров , сын Сиявуша, стал основателем династии хорезмшахов, которые правили Хорезмом до X в. н. э.
Позднее хорезмийцы летоисчисление стали вести персидским методом, по годам правления каждого царя из династии Кей-Хосрова, который правил их страной и носивший шахский титул и так продолжалось до правления Африга , одного из царей этой династии, получившего дурную славу, как и персидский царь Ездигерд I. Традиционно постройку в 616 г. от Александра Македонского (305 г. н. э.) грандиозного замка позади города Ал-Фир , разрушенного рекой Аму-Дарья в 1305 г. селевкидской эры (997 г. н. э.) приписывают Афригу. Бируни, считал, что династия, начало которого положил Африг, правила до 995 г. и принадлежала к младшей ветви хорезмийских сиявушидов и падение замка Африга, как и династии афригидов, символически совпали во времени. Давая хронологические указания о времени правления некоторых из них, Бируни перечисляет 22 царя этой династии, от 305 до 995 г. .
  • С. П. Толстов - историк и этнограф, профессор, писал следующее:
В своей работе пишет о прямых связях между хеттами и массагетами , не исключая, что в этой цепи находились и племена готов . Исследователь приходит к выводу что хорезмийские яфетиды (кавиды), выступают как одно из звеньев цепи древних индоевропейских племён, окружающие кольцом Черное и Каспийское моря на рубеже II и I тыс. до н. э.

[[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]] .

Язык

Хорезмийский язык который относится к иранской группе индоиранской ветви индоевропейской семьи , был родственным согдийскому языку и пехлеви . Хорезмийский язык вышел из употребления по крайней мере к XIII веку, когда был постепенно заменен персидским языком по большей части, а также несколькими диалектами тюркского . По утверждению таджикского историка Б.Гафурова , в XIII веке тюркская речь преобладала над хорезмийской в Хорезме. Согласно ибн Баттуте, Хорезм в первой половине XIV века был уже тюркоговорящим.

Литература

Хорезмийская литература, наряду c согдийской (иранские языки) считается самой древней в Центральной Азии. После завоевания региона в VIII веке арабами, начинает распространятся персидский язык, после чего все восточноиранские диалекты, и хорезмийский в том числе, уступают западноиранскому диалекту, а также тюркскому языку.

См. также

Напишите отзыв о статье "Хорезмийцы"

Примечания

  1. C.E. Bosworth, «The Appearance of the Arabs in Central Asia under the Umayyads and the establishment of Islam», in History of Civilizations of Central Asia , Vol. IV: The Age of Achievement: AD 750 to the End of the Fifteenth Century, Part One: The Historical, Social and Economic Setting, edited by M. S. Asimov and C. E. Bosworth. Multiple History Series. Paris: UNESCO Publishing, 1998. excerpt from page 23: "Central Asia in the early seventh century, was ethnically, still largely an Iranian land whose people used various Middle Iranian languages. stock and they spoke an Eastern Iranian language called Khwarezmian. The famous scientist Biruni, a Khwarezm native, in his Athar ul-Baqiyah (الآثار الباقية عن القرون الخالية) (p. 47) (англ.)
  2. Народы России. Энциклопедия. Главный редактор В. И. Тишков. Москва: 1994, с.355
  3. لغتنامهٔ دهخدا، سرواژهٔ «خوارزم». (перс.)
  4. Рапопрот Ю. А., Краткий очерк истории Хорезма в древности. // Приаралье в древности и средневековье. Москва: 1998,с.28
  5. Абу Рейхан Бируни, Избранные произведения. Ташкент, 1957,с.47
  6. Бируни. Сборник статей под редакцией С. П. Толстова. Москва-Ленинград: издательство АН СССР,1950,с.15
  7. СССР. Хронология - статья из .
  8. Гафуров Б. Г., Таджики. Книга вторая. Душанбе, 1989, с.288
  9. Узбеки - статья из Большой советской энциклопедии .
  10. Рапопрот Ю. А., Краткий очерк истории Хорезма в древности. // Приаралье в древности и средневековье. Москва: 1998,с.29
  11. Encyclopedia Iranica, «The Chorasmian Language», D.N.Mackenzie. Online access at June, 2011: (англ.)
  12. Andrew Dalby , Dictionary of Languages: the definitive reference to more than 400 languages, Columbia University Press, 2004, pg 278 (англ.)
  13. MacKenzie, D. N. "Khwarazmian Language and Literature, " in E. Yarshater ed. Cambridge History of Iran, Vol. III, Part 2, Cambridge 1983, pp. 1244-1249 (англ.)
  14. (Retrieved on 29 December 2008) (англ.)
  15. Гафуров Б. Г., Таджики. Книга вторая. Душанбе, 1989, с.291
  16. Ибн Баттута и его путешествия по Средней Азии. М. Наука. 1988, с.72-74

Отрывок, характеризующий Хорезмийцы

Люди начали расходиться. На этот раз казнь для них была непонятной, так как никто не объявил, кем был казнимый человек, и за что он умирал. Никто не потрудился сказать ни слова. Да и сам приговорённый вёл себя довольно странно – обычно люди кричали дикими криками, пока от боли не останавливалось сердце. Этот же молчал даже тогда, когда пламя пожирало его... Ну, а любая толпа, как известно, не любит непонятное. Поэтому многие предпочитали уйти «от греха подальше», но Папские гвардейцы возвращали их, заставляя досматривать казнь до конца. Начиналось недовольное роптание... Люди Караффы подхватили меня под руки и насильно впихнули в другой экипаж, в котором сидел сам «светлейший» Папа... Он был очень злым и раздражённым.
– Я так и знал, что он «уйдёт»! Поехали! Здесь нечего больше делать.
– Помилуйте! Я имею право хотя бы уж видеть это до конца! – возмутилась я.
– Не прикидывайтесь, Изидора! – зло отмахнулся Папа, – Вы прекрасно знаете, что его там нет! А здесь просто догорает кусок мёртвого мяса!.. Поехали!
И тяжёлая карета тронулась с площади, даже не разрешив мне досмотреть, как в одиночестве догорало земное тело безвинно казнённого, чудесного человека... моего отца... Для Караффы он был всего лишь «куском мёртвого мяса», как только что выразился сам «святейший отец»... У меня же от такого сравнения зашевелились волосы. Должен же был, даже для Караффы, существовать какой-то предел! Но, видимо, никакого предела и ни в чём, у этого изверга не было...
Страшный день подходил к концу. Я сидела у распахнутого окна, ничего не чувствуя и не слыша. Мир стал для меня застывшим и безрадостным. Казалось – он существовал отдельно, не пробиваясь в мой уставший мозг и никак не касаясь меня... На подоконнике, играясь, всё также верещали неугомонные «римские» воробьи. Внизу звучали человеческие голоса и обычный дневной шум бурлящего города. Но всё это доходило до меня через какую-то очень плотную «стену», которая почти что не пропускала звуков... Мой привычный внутренний мир опустел и оглох. Он стал совершенно чужим и тёмным... Милого, ласкового отца больше не существовало. Он ушёл следом за Джироламо...
Но у меня всё ещё оставалась Анна. И я знала, что должна жить, чтобы спасти хотя бы её от изощрённого убийцы, звавшего себя «наместником Бога», святейшим Папой... Трудно было даже представить, если Караффа был всего лишь его «наместником», то каким же зверем должен был оказаться этот его любимый Бог?!. Я попыталась выйти из своего «замороженного» состояния, но как оказалось – это было не так-то просто – тело совершенно не слушалось, не желая оживать, а уставшая Душа искала только покоя... Тогда, видя, что ничего путного не получается, я просто решила оставить себя в покое, отпустив всё на самотёк.
Ничего больше не думая, и ничего не решая, я просто «улетела» туда, куда стремилась моя израненная Душа, чтобы спастись... Чтобы хотя бы чуточку отдохнуть и забыться, уйдя далеко от злого «земного» мира туда, где царил только свет...
Я знала, что Караффа не оставит меня надолго в покое, несмотря на то, что мне только что пришлось пережить, даже наоборот – он будет считать, что боль ослабила и обезоружила меня, и возможно именно в этот момент попробует заставить меня сдаться, нанеся какой-то очередной ужасающий удар...
Дни шли. Но, к моему величайшему удивлению, Караффа не появлялся... Это было огромным облегчением, но расслабляться, к сожалению, не позволяло. Ибо каждое мгновение я ожидала, какую новую подлость придумает для меня его тёмная, злая душа...
Боль с каждым днём потихонечку притуплялась, в основном, благодаря пару недель назад происшедшему и совершенно меня ошеломившему неожиданному и радостному происшествию – у меня появилась возможность слышать своего погибшего отца!..
Я не смогла увидеть его, но очень чётко слышала и понимала каждое слово, будто отец находился рядом со мной. Сперва я этому не поверила, думая, что просто брежу от полного измождения. Но зов повторился... Это и, правда, был отец.
От радости я никак не могла придти в себя и всё боялась, что вдруг, прямо сейчас, он просто возьмёт и исчезнет!.. Но отец не исчезал. И понемножку успокоившись, я наконец-то смогла ему отвечать...
– Неужели это и правда – ты!? Где же ты сейчас?.. Почему я не могу увидеть тебя?
– Доченька моя... Ты не видишь, потому, что совершенно измучена, милая. Вот Анна видит, я был у неё. И ты увидишь, родная. Только тебе нужно время, чтобы успокоиться.
Чистое, знакомое тепло разливалось по всему телу, окутывая меня радостью и светом...
– Как ты, отец!?. Скажи мне, как она выглядит, эта другая жизнь?.. Какая она?
– Она чудесна, милая!.. Только пока ещё непривычна. И так не похожа на нашу бывшую, земную!.. Здесь люди живут в своих мирах. И они так красивы, эти «миры»!.. Только у меня не получается ещё. Видимо, пока ещё рано мне... – голос на секунду умолк, как бы решая, говорить ли дальше.
– Меня встретил твой Джироламо, доченька... Он такой же живой и любящий, каким был на Земле... Он очень сильно скучает по тебе и тоскует. И просил передать тебе, что так же сильно любит тебя и там... И ждёт тебя, когда бы ты ни пришла... И твоя мама – она тоже с нами. Мы все любим и ждём тебя, родная. Нам очень не хватает тебя... Береги себя, доченька. Не давай Караффе радости издеваться над тобою.
– Ты ещё придёшь ко мне, отец? Я ещё услышу тебя? – боясь, что он вдруг исчезнет, молила я.
– Успокойся, доченька. Теперь это мой мир. И власть Караффы не простирается на него. Я никогда не оставлю ни тебя, ни Анну. Я буду приходить к вам, когда только позовёшь. Успокойся, родная.
– Что ты чувствуешь, отец? Чувствуешь ли ты что-либо?.. – чуть стесняясь своего наивного вопроса, всё же спросила я.
– Я чувствую всё то же, что чувствовал на Земле, только намного ярче. Представь рисунок карандашом, который вдруг заполняется красками – все мои чувства, все мысли намного сильнее и красочнее. И ещё... Чувство свободы потрясающе!.. Вроде бы я такой же, каким был всегда, но в то же время совершенно другой... Не знаю, как бы точнее объяснить тебе, милая... Будто я могу сразу объять весь мир, или просто улететь далеко, далеко, к звёздам... Всё кажется возможным, будто я могу сделать всё, что только пожелаю! Это очень сложно рассказать, передать словами... Но поверь мне, доченька – это чудесно! И ещё... Я теперь помню все свои жизни! Помню всё, что когда-то было со мною... Всё это потрясает. Не так уж и плоха, как оказалось, эта «другая» жизнь... Поэтому, не бойся, доченька, если тебе придётся придти сюда – мы все будем ждать тебя.
– Скажи мне отец... Неужели таких людей, как Караффа, тоже ждёт там прекрасная жизнь?.. Но ведь, в таком случае, это опять страшная несправедливость!.. Неужели опять всё будет, как на Земле?!.. Неужели он никогда не получит возмездие?!!
– О нет, моя радость, Караффе здесь не найдётся места. Я слышал, такие, как он, уходят в ужасный мир, только я пока ещё там не был. Говорят – это то, что они заслужили!.. Я хотел посмотреть, но ещё не успел пока. Не волнуйся, доченька, он получит своё, попав сюда.
– Можешь ли ты помочь мне оттуда, отец?– с затаённой надеждой спросила я.
– Не знаю, родная... Я пока ещё не понял этот мир. Я как дитя, делающее первые шаги... Мне предстоит сперва «научиться ходить», прежде чем я смогу ответить тебе... А теперь я уже должен идти. Прости, милая. Сперва я должен научиться жить среди наших двух миров. А потом я буду приходить к тебе чаще. Мужайся, Изидора, и ни за что не сдавайся Караффе. Он обязательно получит, что заслужил, ты уж поверь мне.
Голос отца становился всё тише, пока совсем истончился и исчез... Моя душа успокоилась. Это и правда был ОН!.. И он снова жил, только теперь уже в своём, ещё незнакомом мне, посмертном мире... Но он всё также думал и чувствовал, как он сам только что говорил – даже намного ярче, чем когда он жил на Земле. Я могла больше не бояться, что никогда не узнаю о нём... Что он ушёл от меня навсегда.
Но моя женская душа, несмотря ни на что, всё так же скорбела о нём... О том, что я не могла просто по-человечески его обнять, когда мне становилось одиноко... Что не могла спрятать свою тоску и страх на его широкой груди, желая покоя... Что его сильная, ласковая ладонь не могла больше погладить мою уставшую голову, этим как бы говоря, что всё уладится и всё обязательно будет хорошо... Мне безумно не хватало этих маленьких и вроде бы незначительных, но таких дорогих, чисто «человеческих» радостей, и душа голодала по ним, не в состоянии найти успокоения. Да, я была воином... Но ещё я была и женщиной. Его единственной дочерью, которая раньше всегда знала, что случись даже самое страшное – отец всегда будет рядом, всегда будет со мной... И я болезненно по всему этому тосковала...

Чрезвычайно насыщенными станут поездки по Хорезмской области Узбекистана и Республике Каракалпакистан, или по Северному Хорезму, край, который, несомненно, интересен самыми удивительными памятниками.

В Каракалпакистане особенно много памятников античного периода. Это - городище Гяур-кала (IV век до н. э. - IV век н. э.) и крепость с таким же названием, но находящиеся на большом расстоянии друг от друга. Дахма Чильпык (I-IV века до н. э.- IX- XI век н. э.) - место церемониального ассуарного захоронения зороастрийцев, Миздахкан (IV вв. до н.э. - XIV в н.э) - комплекс древнего и средневекового поселений. Городища Топрак-кала (I век н. э.- IV век н. э.), Гульдурсун (IV - III вв. до н.э.), Ахшахан -кала (IV век до н. э - IV век н. э), крепость и одновременно храм Койкрылган -кала (IV век до н. э - IV век н. э), храм огня Ташкырман-тепе (IV-III век до н. э - III-IV век н. э), Прекрасную жемчужину Хиву. В городе Ургенче посетите музей и памятник, Авесте, т.к. многие ученые сходятся во мнении, что эта священная книга была написана именно в Хорезме.

Если вы окажетесь в Ургенче или в Нукусе, а вас интересует древнейшая история, не думайте в какую сторону ехать. Можете отправляться в любую из четырех сторон света - повсюду здесь встречаются памятники зороастризма. Или хотя бы руины - незабвенные остатки великой религии и цивилизации мудрых мыслителей и астрологов, философов и волхвов.

АВЕСТА - священная книга зороастризма - доисламской религии древних народов Турана и Ирана, впервые в истории человечества провозгласившая идею единобожия. Благодаря ей, из глубины веков до нас дошли свидетельства о представлении нашими предками устройства мироздания. Название «Авеста» означает что-то вроде "Основного изречения".

Творец книги - Зороастр, так звучит его имя по-гречески, Заратуштра (Заратустра) - по-ирански и пехлевийски, или Зардушт, на языке жителей Центральной Азии. Он пророк Ахура Мазды - верховного божества зороастрийской религии родился то ли в Иране, то ли в Хорезме.

Сын Поурушаспы, из рода Спитама, Заратуштра известен, прежде всего, по Гатам - семнадцати великим гимнам, которые он сочинил. Эти гимны были добросовестно сохранены его последователями. Гаты являются не собранием поучений, но вдохновенными, страстными изречениями, многие из которых обращены к Богу. "Во истину есть два первичных духа - это близнецы, славящиеся своей противоположностью. В мысли, в слове и в действии они оба -- добрый и злой. Когда эти два духа схватились впервые, то они создали бытие и небытие. И то, что ждет в конце концов тех, кто следует пути лжи - это самое худшее, а тех, кто следует пути добра, ждет самое лучшее. И вот из этих двух духов один, следующий лжи, выбрал зло, а другой дух-светел святейший, облаченный в крепчайший камень, выбрал праведность, и пусть это все знают, кто будет постоянно ублаготворять Ахура Мазду праведными делами ("Ясна", 30,3). Главное бедствие человечества - смерть. Она вынуждает души людей в течение эры "Смешения" покидать материальный мир и возвращаться на некоторое время в несовершенное нематериальное состояние".

Зороастр считал, что каждая душа, расставаясь с телом, судима за то, что совершала в течение жизни. Он учил, что и женщины, и мужчины, и слуги, и хозяева могут мечтать о рае, а «преграда времен» - переход из одного мира в другой - "Мост-Разрушитель", стала его откровением, местом судилища, где приговор каждой душе зависит не от многих и щедрых жертвоприношений во время земной жизни, а от ее нравственных достижений.

На весах взвешиваются мысли, слова, и дела каждой души: добрые - на одной чаше, дурные - на другой. Если добрых дел и мыслей больше, то душа считается достойной рая. Если же весы склоняются в сторону зла, то мост сужается и становится лезвием клинка. Грешник переживает «долгий век страданий, дурной пищи и скорбных снов ("Ясна", 32, 20).

Зороастр был первым, кто учил о суде над каждым человеком, о рае и аде, о грядущем воскрешении тел, о всеобщем Последнем Суде и о вечной жизни воссоединившихся души и тела.

Эти наставления впоследствии приняты религиями человечества, они заимствованы иудаизмом, христианством и исламом.

По Зороастру, спасение каждого человека зависит от его мыслей, слов и дел, в которые вмешиваться и изменять, из сострадания или же по своей прихоти, не может ни одно божество. В таком учении вера в день Суда полностью получает свой ужасающий смысл: каждый человек должен держать ответ за судьбу собственной души и разделять ответ за судьбу мира.

АВЕСТА говорит: "Мараканда — второе из лучших мест и стран"..." Первое - Хорезм (не в современных границах, а в лоне Теджена и .)". Анахита (по-местному - Нана)— Мать - Земля - богиня оседлых. Митра - Солнце Быстроногое — Бог кочевых племен. Главная ипостась Митры - Правда, потому что без правды, без товарищества в бою не победить. "Солгавший Митре на коне не ускачет..." Поклонение Правде, доходящее до религиозности, поклонение Дружбе - извечный закон кочевых.

Бессмертный дух и история народа проявляются в культуре и искусстве, которые определяют своеобразный облик любой нации, ярко отражают ее неповторимые особенности.

И поэтому всему миру известно искусство народа Хорезма, в котором воплотились мотивы древней АВЕСТЫ. Этой величайшей книге в Ургенче сооружен монументальный памятник.

Но, давайте вспомним о других памятниках ушедшей цивилизации и посетим дахму Чильпык. Она расположена на правом берегу Амударьи, на вершине конического холма-останца высотой до сорока метров. Над дахмой Чильпик витает сегодня множество тайн и легенд зороастрийцев. Когда приходит Вайу - Бог смерти, то тело умершего относят в дахму. Дахма - это место, куда зороастрийцы выносили покойников для очищения останков от мягких покровов.

И сказал Ахура Мазда:
«Тело положить на высочайшие из места,
Выше волка и лисицы,
Не заливаемые водой дождевой».

Дахма Чильпык имеет форму неправильного круга диаметром от шестидесяти до восьмидесяти метров. Ее пятнадцатиметровые стены до сих пор охраняют ритуальные погребения, основанные зороастрийцами.

Вдоль периметра стены была расположена суфа - место, куда укладывали покойников для очищения.

Чтобы не осквернять воду и землю разложением, тела оставляли на съедение диким животным, хищным птицам и солнцу. После очищения, кости складывались в оссуарии, специальные вместилища для останков, и захоранивались в земле или в склепах - наусах. Этот способ захоронения был важнейшим аспектом веры в Ахура Мазду - высшую чистоту помыслов, слов и дел, неукоснительную веру в чистоту природы.

Древнее предание гласит, что Чильпык был когда-то укрепленным замком. В нем жила принцесса, влюбленная в невольника и бежавшая сюда от гнева своего отца. Другая легенда говорит, что эту крепость построил богатырь Чильпык. Сооружая замок, он ронял глину, из которой и образовался холм, на котором стоит дахма.

Третья, что дахма - это дело рук Дэва Хаджи Мулюка, врага Ахура Мазды, который вел вечную борьбу со светлыми силами.

Древнейший город Миздахкан, что расположен в Ходжейлийском районе Каракалпакистана, в двух десятках километров от Нукуса. Он возник еще за 400 лет до нашей эры. На восточном холме городища раскинулся некрополь. С девятого веке нашей эры он стал служить местом погребения мусульман. А до этого на холме совершали обряды античные зороастрийцы. Как нигде в другом месте, здесь переплелись пласты времени, и образовался перекресток цивилизаций.

Рядом с некрополем Миздахкан, который сам интересен, своими средневековыми сооружениями - Назлым-хан Сулу, Шамун Наби, на западном холме стоит городище Гяур-кала. Основанное за три сотни лет до нашей эры, оно просуществовало почти целый век, пережив расцвет и падение Кушанского государства... Гяур-кала был крупнейшим городом античного Хорезма, называвшимся когда-то Айрьянем Веджо. Рядом протекала Дайтии - современная Амударья. Археологические находки домашней утвари и изделий гончаров свидетельствуют о процветании ремесел в Гяур-Кале. Арыки и каналы говорят нам, что авестийцы владели отличными знаниями орошения земель. За мощными стенами Гяур-калы жили люди, проповедовавшие идеи Заратуштры - Пророка зороастризма.

Вертрагна - Бог победы был покровителем крепости- города, еще одной Гяур-калы, которая известна с четвертого века до нашей эры и простоявшей почти до XIII века нашей эры. Это была пограничная крепость, закрывавшая дорогу недругам с севера на территорию верхнего Хорезма. Ее мощные стены прорезаны двумя рядами стреловидных бойниц, за которыми укрывались воины зороастрийцы, давая отпор врагу. И теперь, когда в алтаре «Богатого зала» вспыхивает священный огонь - сын Ахура Мазды, появляются тени давно ушедших воинов. Бесплотные, они продолжают сторожить неприступную крепость Гяур-кала.

И только против Окса (Амударьи) не устояла крепость. Ее стены размыла буйная река.

«Взывают к Митре ратники, Склонившись к конским гривам, Прося себе здоровья, Коням в упряжках силу. И чтобы побеждать им Всех недругов враждебных И каждого врага...». Неприступные пятнадцатиметровые стены Гяур-калы сложены из глиняных кирпичей, размером сорок на сорок и толщиной десять сантиметров.

И хотя возраст их почти две с половиной тысячи лет, они по сей день крепки, будто сложены совсем недавно.

Стоит овеянный славой и пустынными ветрами вековечный и грозный символ зороастризма - крепость Гяур-кала, пережившая века.

Городище Топрак-кала, или «Земляной город» до сих пор окружен плодородными землями, которые возделываются земледельцами Турткульского района Каракалпакистана.

Топрак-кала появилась в первом веке нашей эры. Жители его почитали могущественную Ардви - богиню плодородия или, иначе, могучую Амударью. Топрак-кала окружена мощными стенами девятиметровой высоты. Один из кварталов города был целиком занят храмовыми зданиями. За дворцовым комплексом располагался город простолюдинов, защищенный стеной с четырехугольными башнями. Нередко его посещали верховные жрецы и правители. Чаще это случалось в праздник возрождения природы - Навруз. Город был двухъярусным. Теперь от стен города остались только фрагменты. Уцелели около ста помещений первого этажа и несколько строений второго. Окрашивается небо в багровые тона. Словно видения возникают картины прошлого. В бывших святилищах вспыхивает священный огонь. Вновь совершаются священные обряды и мистерии.

Скульптуры и барельефы царей и воинов отражают воинскую славу и удачу победителей, живших в этом городе.

Авестийские жрецы с барсманами в руках проводят литургии в честь Ахура Мазды и Заратуштры. Таким представляется величественный город Топрак-кала, сохранивший свое величие до наших дней.

И сказал Ахура Мазда:
«Не трогай! Трехпастый змей Дахака,
Огонь Ахура - Мазды
На это, недоступное,
Ты если посягнешь,
То погублю тебя я,

Городище Гульдурсун-кала известно с четвертого века до нашей эры. Оно представляет собой неправильный прямоугольник, который протянулся более чем на пятьсот метров с востока на запад и более чем на триста метров с севера на юг.

Античные стены и башни его сложены из пахсы и сырцовых кирпичей. Как и во всех строениях зороастрийцев, используются стандартные размеры кирпича: сорок на сорок и толщиной десять сантиметров.

Пятнадцатиметровые крепостные стены хорошо сохранились. Выносные башни были связаны с городом подземными ходами. Мощная фортификация крепости позволила городу простоять почти целый век и отражать все набеги захватчиков. И лишь свирепым завоевателям Чингиз-хана в четырнадцатом веке удалось сломить сопротивление Гульдурсуна.

По древней легенде, он носил имя «Гюлистан» - «цветник роз», пока его жителей не предала прекрасная принцесса, отдав свою любовь врагу... И стал он тогда называться «проклятым местом»... Грандиозные развалины Гульдурсуна овеяны легендами и сказаниями. Ходило поверье, что в крепости скрыт подземный ход к неисчислимым сокровищам. Но, охраняемый драконом клад, обязательно приведет к смерти любого, кто посягнет на сокровища Гульдурсуна.

Зороастрийцев называют огнепоклонниками. Они свято чтили уложения и обряды, предписанные великим пророком Огня - Спитамой Заратуштрой. Знания, полученные им от Мазды - Вышей мудрости, и поныне живы в обычаях и обрядах современных людей.

И сказал Ахура Мазда:
«О, верный Заратуштра,
мне имя - Вопрошаемый
и Истина, и Разум, и Ученье».

Кой-Крылган-кала, в переводе - крепость погибших баранов, появилась еще в четвертом веке до нашей эры. Это выдающийся памятник погребального и астрального культов древнего Хорезма.

Первоначально оно представляло собой круглое двухэтажное здание диаметром около сорока пяти метров. Главный храм был обнесен двумя стенами, отстоящими от центрального здания на расстояние пятнадцати метров, со стрелковой галереей.

На первом этаже размещались помещения для культовых церемоний. Эти залы представляют собой два изолированных комплекса. В верхних комнатах находились храмовая утварь и терракотовые изваяния Богов.

По двум лестницам, стоящим напротив друг друга, жрецы спускались вниз со стрелковой галереи второго этажа.

Кой-Крылган-кала пережила два периода существования. Вначале она была укрепленным храмом-гробницей. В ней совершались погребальные церемонии. Но, главное, здесь проводились астрономические наблюдения.

В период запустения она использовалась ремесленниками, в частности гончарами. А в пустующих помещениях хранили оссуарии с останками умерших.

Самый северный регион республики Узбекистан - Хорезмская область - расположилась на низменной равнине, часть которой представляет собой древнюю дельту реки Амударьи, другая часть на западе и юго-западе примыкает к пустыне Каракумы, где проходит граница с Туркменистаном. Также она граничит с Бухарской областью и Каракалпакским краем Узбекистана.

Административные районы

На границе с Туркменией находится Хорезмская область. Город Ургенч является её столицей. Небольшая по площади область занимает менее 2% площади всего Узбекистана - 6,3 тыс. кв. километров. На её территории находятся 3 города (Ургенч, Хива, Питнак) и 9 поселков. Всего административных районов (туманов) - 11 и город областного подчинения Ургенч. Это современный промышленный город с развитой инфраструктурой. В нем проживает 163 тысячи человек. Функционирует общественный транспорт. Между Ургенчем и Хивой ходит междугородний троллейбус.

Природа Хорезма

Хорезмская область расположилась на берегу полноводной Амударьи, которая служит источником воды в этом полупустынном крае. Река, текущая по равнинной местности, имеет большую пойму и пологие берега, которые затапливаются во время весеннего половодья. Благодаря её широким разливам, которые приносят ил, бедные солончаковые почвы дают богатый урожай. Воды Амударьи широко используются для орошения. В советское время создана мощная в которую входят оросительные каналы Шават, Клычбай, Палван-Газават, Ташсакинский и другие.

Юг области имеет множество мелких озёр, большей частью соленых, заболоченных участков и солончаков, поросших тугаями - порослями, состоящими из тополя, ивы, ломоноса, лоха и других растений зоны полупустынь. Озера и болота образуются при затоплении территории паводковыми и грунтовыми водами. Река богата рыбой, здесь водятся сом, жерех, лещ, чехонь, толстолобик, белый амур и другие виды. В тугайных зарослях водятся кабаны, бухарские олени, зайцы, камышовые коты, барсуки и другие представители фауны.

Сельское хозяйство и промышленность

Хорезмская область, районы которой большей частью возделывают хлопок и с/х продукцию, считается аграрно-индустриальной. Население в основном занимается сельским хозяйством на орошаемых землях. Основной с/х культурой является хлопок, занимающий большую часть от общего валового производства продукции. Для защиты плодородного слоя почвы от ветров вдоль полей было высажено множество тутовых деревьев, что послужило стимулом для разведения шелкопряда, служащего сырьевым источником шелководства. В области выращивают зерно, овощи и фрукты. Здесь растут известные на весь мир сладкие и ароматные хорезмские дыни.

Промышленность в основном направлена на переработку сельскохозяйственной продукции, помимо этого, в области действуют предприятия по производству хлопчатобумажных и шёлковых тканей, имеются швейные и трикотажные производства. Хорезмская область всегда славилась на весь мир знаменитыми хивинскими коврами. В Хиве работает большое ковроткацкое производство.

Недра области богаты нефтью, газом, золотом, серебром, другими редкоземельными металлами, мрамором и гранитом. Ведётся их добыча и переработка.

Древняя земля Хорезма

Хочется пояснить, что земля Хорезм, так её называли и называют в настоящее время, - это Хорезмская область. Город Ургенч не всегда был её столицей. Когда-то в древности город с таким названием существовал и находился в 150 километрах от настоящего Ургенча. Но по неизвестным причинам Амударья поменяла своё русло и люди оставили его.

Природа области не блещет красотами, но тем не менее поток туристов увеличивается из года в год. Этому способствует древняя история Хорезма, его великолепные памятники, которые сохранены, отреставрированы и предстают перед туристами в первозданной красоте. На территории области постоянно работают международные археологические экспедиции, изучающие древние поселения и городища, которых здесь много.

Хорезм считается колыбелью человеческой цивилизации. Археологами установлено, что заселение земель проходило ещё в VI-V тысячелетиях до нашей эры. Первые упоминания о Хорезме содержались в «Авесте» (I тысячелетие до н. э.). По преданиям, эта земля была родиной знаменитого Заратустры - жреца и пророка, основателя зороастризма, которому было дано откровение Ахура-Мазды, имеющее вид «Авесты». Это самая первая религия на Земле.

За тысячелетия земля Хорезма видела множество событий, расцвет и падение цивилизаций, завоевания, разрушения и новые достижения, приводящие города к процветанию. В городах Хорезма Ургенче и Хиве развивались науки, искусство. Вечная борьба за воду позволила создать древние ирригационные сооружения, превратившие безжизненные солончаки в цветущий оазис. Наследие прошлого - древние архитектурные памятники, на них едут посмотреть туристы со всего мира.

Жемчужина Узбекистана - Хива

Древняя Хива - бывшая столица Хивинского царства, вошедшего в состав Российской империи в конце XIX века, - ведёт свою историю с древних времён, но наибольшего расцвета достигла в XIX-XX веках. За это время на её территории были построены удивительные архитектурные сооружения, которые включены в списки ЮНЕСКО как памятники всемирного наследия.

Основная их часть сосредоточена Ичан-кале. Этот комплекс, по своей сути, представляет собой старинный город, окружённый мощными крепостными стенами. Наиболее выдающиеся архитектурные памятники: минарет Кальта-Минар, медресе Мухаммад Амин-хана, дворец Мухаммад-Рахим-хана, мечеть и мавзолей Биби Ходжар, мавзолей Шахимардан, мавзолей Шейх Мавлон Бобо.

Хазарапский район

Самым южным считается Хазараспский район Хорезмской области, он включает в себя 15 населённых пунктов, самым крупным из которых является город Питнак. До середины 1990-х годов он носил название Дружба. Через него проходит линия железной дороги Ургенч-Туркменобад. Здесь работает автомобильный завод.

Центром района является древний город Хазарасп. На его территории сохранились фрагменты старинных крепостных стен, в которых находятся бойницы для защиты города. Углы стен венчают башни. Во время проведённых раскопок были обнаружены фрагменты керамики, возраст которых определили как I тысячелетие до нашей эры. К городу от Амударьи прорыт большой канал, который был судоходным.

Кошкупырский район

Ещё одно подтверждение древней земли получила Хорезмская область - Кошкупырский район, который является самым отдалённым районом Узбекистана. На его территории есть посёлок Кошкупыр, недалеко от которого находится Иморат-бобо - архитектурный комплекс, расположенный на территории старинного кладбища. В него входят сельская мечеть с минаретом и три мавзолея, стоящих порознь друг от друга. Район достаточно отсталый. Занимаются здесь земледелием.

15 июня 2012, 15:51

С 4-го века до нашей эры по 7-й век нашей эры на огромных просторах Средней Азии образовались и расцвели великие индоевропейские цивилизации Кушанское царство, Бактрия, Согдиана и Хорезм с очень развитой культурой, архитектурой и земледелием. В данном посте речь пойдёт о древнем Хорезме. Много веков назад древние зодчие воздвигли на территории Хорезма неприступные крепости. И по сей день эти грандиозные сооружения не перестают удивлять и ученых, и путешественников. Пустыня Кызылкум, окружающая оазис Хорезма, - странная пустыня. Среди барханов, на вершинах пустынных скал в отрогах Султануиздага - повсюду встречаются следы человеческой деятельности. Остатки древних каналов, пунктиром тянущиеся на десятки километров, руины крупных поселений и городов. Сегодня этот мир мертв. Величественные сооружения древнего Хорезма захватили вороны, ящерицы и змеи. Кажется, что ты в заколдованном царстве, в стране материализовавшихся миражей...


Хорезм, историческая область и древнее государство в Средней Азии, в низовьях Амударьи. Первые упоминания о Xорезме (что а переводе означает «Земля солнца»), встречаются в Бехистунской надписи Дария I и священной книге зороастризма - «Авесте». В середине 6 в. до н. э., Xорезм вошел в состав Персидского государства Ахеменидов. Ко времени Александра Македонского Xорезм был независимым государством. В 4-3 вв. до н.э. Xорезм переживал экономический и культурный подъем: совершенствуются оросительные системы, строятся города, развиваются ремесла и искусство. Господствующей формой религии был зороастризм. Территорию древнего Хорезма часто называют "среднеазиатским Египтом". И, надо сказать, это весьма подходящее сравнение. Не много в мире найдется мест, где на сравнительно небольшой территории было бы сконцентрировано такое количество памятников древней архитектуры. Одних только крепостей насчитывается здесь более десятка. И так же, как египетские пирамиды, они ошеломляют человека, впервые оказавшегося в непосредственной близости от них.
У стороннего наблюдателя или путешественника сразу же рождается множество вопросов: как древние строители при отсутствии какой-либо строительной техники могли возвести все эти грандиозные сооружения? Благодаря чему многие постройки сохранились до наших дней?А ведь возраст большинства из них - две тысячи лет. Некоторые древние крепости выглядят так, будто были покинуты своими обитателями совсем недавно. И удивительно то, что, несмотря на свою величественность и хорошую сохранность, о самом существовании этих крепостей сегодня известно только узкому кругу специалистов. Может быть, еще и потому они так хорошо сохранились, что расположены в стороне от наезженных дорог и добраться к ним без помощи местных историков весьма и весьма затруднительно. Выбор места для строительства крепостей и по сей день составляет одну из историко-географических загадок древней Средней Азии. Каких только теорий не выдвигалось на сей счет! Принято считать, что люди всегда стремились жить поближе к воде. Но в тех местах, где находятся крепости, вода была труднодоступной. В то же время близ Амударьи нет ни одного крупного оборонительного сооружения. Возможно, это объясняется тем, что древние обитатели Хорезма стремились возводить крепости на естественных возвышенностях, а по берегам Амударьи они почти не встречаются.
Проблему водоснабжения хорезмцы решали с помощью многокилометровых оросительных каналов. Какова протяженность этих сооружений, точно неизвестно, но масштабы древнего строительства сравнимы разве что с ударными социалистическими стройками наподобие Беломорканала. Вероятно, для рытья каналов в пустыне были привлечены тысячи людей, трудившихся день и ночь. Кроме того, для сооружения крепостей требовалось доставлять к местам работ строительный материал - речной песок и глину, необходимые для производства сырцового кирпича. До сих пор непонятно, как удалось древним прорабам наладить снабжение, но факт остается фактом - речные песок и глина бесперебойно поступали за десятки километров. Можно представить себе эти тянущиеся по пустыне караваны! И результаты работы хорезмцев потрясают. Взять хотя бы грандиозный комплекс Топрак-Кала (Земляной город), стены которого тянутся более чем на километр. Это был целый город, в котором историки насчитали не менее десяти кварталов.

Город начал возводиться в 1 веке нашей эры. Так как строился он на равнине, для защиты от нападений его непременно должна была окружать высокая стена. И она была сооружена. Высотой до 10 метров! Только представьте себе масштаб строительства: сотни людей участвовали в насыпных работах, а параллельно с этим на самом высоком месте возводился еще и красавец замок. Другая, не менее величественная крепость Кызыл-Кала (Красный город) защищала рубежи государства в 1-12 веках. Несмотря на свои сравнительно небольшие размеры (65 на 65 метров), она была крепким орешком для врагов. Двойные стены толщиной восемь метров поднимались в высоту на 15 метров. Внутри крепость была двухэтажной, при этом первый этаж начинался с 4-метрового цоколя, дабы стенобитные орудия не смогли открыть доступ нападавшим во внутренние помещения.

Место для строительства крепости выбиралось особо тщательно. Как мы уже отметили, предпочтение отдавалось возвышенностям, но существовала еще и такая традиция. Где-нибудь поблизости от предполагаемого места строительства ловили и убивали дикое животное, и если древние эскулапы находили у него признаки какого-то заболевания, стройку не начинали, справедливо полагая, что такой же недуг может постичь и поселившихся здесь людей. Пожалуй, наиболее удачное место было выбрано для строительства крепости Аяз-Кала (Город на ветру). Преодолеть крутой подъем к естественной возвышенности с крепостью на вершине трудно даже налегке.Это классическое хорезмское пограничное сооружение. Его стены обращены по сторонам света, а вход обязательно устроен с южной стороны. Объяснение данной особенности очень простое. Преобладающий в этих краях южный ветер выдувал из крепости пыль и мусор. В то же время вход в крепость не представлял собой этакий проходной двор. В плане каждой хорезмской крепости обязательно присутствовал привратный лабиринт - своего рода крепость в крепости. Попадая сюда, нападавшие оказывались в ловушке и получали ожесточенный отпор.

Историки предполагают, что крепость Аяз-Кала была возведена в 4-3 веках до нашей эры, но, как ни странно, скорее всего никогда не использовалась по своему прямому назначению. Более того, есть мнение, что по какой-то причине крепость не была достроена. Археологи не обнаружили здесь ни одного свидетельства обитания людей, зато нашли много заранее заготовленного, но неиспользованного строительного материала. И тем не менее эта крепость, простоявшая много веков, кажется покинутой совсем недавно. Ее суровые серовато-розовые сырцовые стены с узкими щелями стреловидных бойниц, грозные башни, круглые и стрельчатые арки порталов и сегодня выглядят устрашающе. С вершины Аяз-калы открывается вид на одноименное озеро Аязколь, вода в котором настолько соленая, что и летом кажется покрытой ледяной коркой. На севере едва заметен у горизонта силуэт следующего замка Кырккыз-Кала, где археологи нашли удивительное захоронение по обряду древних огнепоклонников - очищенные солнцем и хищными птицами части человеческого скелета были помещены в керамический кувшин - хум в форме женской головы. Грандиозные развалины овеяны многочисленными легендами и сказаниями. В народе и сейчас ходят поверья, что во многих крепостях скрыты подземные ходы, охраняемые злыми силами, и что всякий, кто попытается искать здесь неисчислимые сокровища, должен погибнуть. К счастью, ни одного случая трагической смерти среди археологов за все годы исследований отмечено не было. Что же касается "неисчислимых сокровищ", то ученые не отрицают возможности будущих сенсационных открытий. Дело в том, что из многочисленных сооружений древнего Хорезма на настоящий момент исследована в лучшем случае половина. Например, та же крепость Кызыл-Кала - полностью нетронутый объект. Странно, но до сих пор о древнем Хорезме историкам известно очень немногое. Летопись мертвых городов этого государства пестрит нерасшифрованными страницами, которые обязательно рано или поздно будут прочитаны. Есть пример: трудно поверить, что еще в начале 19 века науке было мало известно о древней истории Египта, Вавилона, Ассирии, а сейчас мы знаем о прошлом этих могущественных империй довольно много. Возможно, и история древнего Хорезма со временем приоткроет свои тайны.

Хорезм — один из старинных областей с 2700 летней историей, расположенный между двумя реками и пустынями Центральной Азии, а также хорошо известен с такими историческими городами, как Хива и Ургенч. Основным аспектом посещения Хорезма является исторические и культурные туры. Хорезм — это не только история и культура. Это и много уникальных крепостей, природных ресурсов, пруды (озера), многочисленные музеи, различные декоративно-прикладные искусства, прекрасные дыни и многое другое. Но это не единственная причина, почему вы должны посетить Хорезм. Что еще можно увидеть узнаете — прочитав статью.

Город музей под открытым небом.

Основной причиной посещения Хорезма является то, что Хорезм — один из самых древних областей мира. Имеет более 250 исторических памятников, расположенных на территории Хорезма и многие крепости, установленные по региону. Он сохранил уникальные типы большинства стен, не говоря уже о таких стенах, как Ичан-Кала — первого всемирного наследия ЮНЕСКО в Центральной Азии, символизирующий Хорезмскую область. Согласно древним сведениям, Хорезм также рассматривается как «второй Египет» или «Солнечная страна».



Родина великих ученых.

Хорезм называют родиной ранних ученых, которые стали известны во всем мире в сфере математики, географии и медицины, такие как Мухаммад аль-Хорезми, Абу Райхональ-Беруни, НажмиддинКубро, Махмуд Замахшари, ПахлавонМахмуд,Огахи и т.д. Хорезм является колыбелью древней цивилизации; уникальный памятник письменности «Авесто» был создан и написан золотыми чернилами на 12 тысяч волы шкур. Впервые о Хорезме упоминается в Бехистунской надписи Дария I и «Авесте»; многие исследователи определили Хорезм “Арьянам-войчах”- первой зороастрийской страной. Кроме того, Великий Шелковый путь стимулировал развитие торговли, сельского хозяйства, религии, народных промыслов, а также наук. Академия Мамуна стала одним из самых известных научных учреждений в Центральной Азии, где были выпущены известные ученые и энциклопедисты, как Аль-Беруни, Ибн Сина (Авицена), которые внесли важный вклад в развитие науки. Хорезм – это место с богатым прошлым и светлым будущим. В настоящее время регион имеет целый ряд условий для проведения исследований и создания археологических, исторических и этнографических туров.



Устойчивый туризм.

Хорезм расположен между двумя пустынями (Кызылкум и Каракум) ближе к территории Аральского моря, биоразнообразие отличается от других регионов Узбекистана. Во время визита в Хорезм, вы станете более ответственным туристом, начнете уважать людей, которые проживают в различных условиях Хорезмской области. Кроме того, вы можете внести свой вклад в местное сообщество, посетив их местность, встретившись с людьми, можете объединиться и испытать повседневную жизнь. В конце, когда они будут провожать вас, вы убедитесь, что деньги, которые вы потратили на свою поездку останется в местном сообществе, а не в транснациональных сетевых компаниях.

Удобства для транзитных гостей.

Туристы, которые хотят посетить не только один регион, смогут познакомиться с историей Хорезма и продолжить путь. Так как дороги Хорезма пересекаются с Бухарой, Каракалпакстаном и Туркменистаном. Транзитные гости могут добраться с Хорезма до их точки назначения с помощью машины, автобуса, железной дороги и самолета. Железная дорога связанна с регионами Узбекистана (Бухара, Навои, Самарканд, Джизак, Сырдарья и Ташкент), а также с некоторыми городами России (Саратов, Волгоград). Существует также Международный аэропорт «Ургенч», который реконструирован в 2014году. В Ташкент — ежедневные рейсы, три раза в неделю в Россию (Москва, Санкт-Петербург), а в туристический сезон, прямые международные рейсы из Милана и Парижа в Ургенч (один раз в неделю).

Гастрономия.

Гастрономия является одним из продвигающихся видов туризма в регионе. Когда вы встретите Хорезмских людей, они, безусловно, предложат вам попробовать свои национальные блюда. Хотя Хорезм находится далеко от столицы Узбекистана, вы можете питаться вне дома с бюджетом или в местной семье, ходить по магазинам, по дешевым супермаркетам (особенно свежие фрукты и овощи). Путешествуя по городам и районам, покупая еду в базарах, вы можете согласиться с разумными ценами. На сегодняшний день, большинство ресторанов и кафе предлагают множество вегетарианских блюд по просьбе иностранных туристов. Из национальных блюд можете попробовать плов, тухум барак, шивитоши, шашлыки, ижжан и рыбу. Поскольку в Хорезме 300 солнечных дней в год, вы можете почувствовать сладкий запах блюд, приготовленных местными продуктами в любое время года.






Традиции.

Традиции и обычаи Хорезма отличаются от других регионов Узбекистана. Но во многих случаях, он похож на другие традиции Узбекистана и стран Центральной Азии. Первая традиция – это когда люди встречаются, они приветствуют друг друга со словами «Ассаломуалейкум», даже если они не являются друзьями или родственниками.
Во время визита в Хорезм, мы рекомендуем вам быть гостем в местной семье. Они будут приветствовать вас стоя, предлагая самое лучшее место в своем доме и угощая прекрасными национальными блюдами Хорезма.
Почти весь народ (особенно женщины) в Хорезме используют тандыры в своей жизни. Тандыр – ручная работа и часто используют его, чтобы испечь хорезмский хлеб (огромный, круглый и плоский). Кроме того, во многих местах самсу (запеченное блюдо с мясом, луком и специями) и курицу готовят в тандырах. Во время визита в Хорезм, в каждой деревне, шоссе, вы можете увидеть, что люди делают тандыры вручную. Это даст вам необычный шанс увидеть процесс изготовления тандыра.


Хорезмские свадьбы выделяются своими обычаями. За день до свадьбы, особенно в районах, расположенных вдали от центра области, проводятся традиционные бои баранов и петухов, а также национальная борьба.


Восхитительные дыни.

Хорезм годами славится своими дынями и фруктами. В народе ходят слухи о том, что область имеет мистическую особенность, так как таких вкусных овощей и фруктов нигде не найти. Существуют множество различных сортов дыни (Гурвак, Кари киз, Бол Ковун, Замча, Бори Калла и т.д.), растущих в регионе. В Хорезмских базарах вы можете увидеть различные дыни, выращенные фермерами. И конечно же, вкус такой дыни (сладкий и сочный), утолит жажду в жаркую погоду. Не упустите возможность принять участие в дынном фестивале «Гурвак – символ Хорезмских дынь», который проводится ежегодно в летний период.




Искусство и ремесло

Хорезм был известен в мире своими танцами и музыкой, костюмами из шелка и коврами ручной работы, резными деревянными дверями и колоннами, керамикой и марионетками.
«Лязги» эффектная особенность Хорезмского искусства. Он очаровывает людей своей мелодией и мерцающим танцем, который вдохновит вас танцевать без какого-либо опыта. Мы считаем, что декоративно-прикладное искусство станет одним из главных причин посетить Хорезм.

Искусство и ремесло остается достойным наследием от пожилых предков к молодому поколению. Сегодня, ремесленники Хорезма, особенно в Хиве, работают в нескольких направлениях, таких как резьба по дереву, вышивание сюзане, ковроткачество, кукольное изготовление и керамика. В ходе визита, туристы также могут увидеть процесс изготовления ремесленных изделий в мастерских.

Еще одним важным видом прикладного искусства является «Чугирма» — типичная меховая шапка, которую носят большинство Хорезмских людей. В жарких солнечных днях в летнее время и холодной зимою, чугирма поможет вам сохранить тепло в холод и охладит в жару.
Так как декоративно-прикладное искусство является наиболее интересной вещью, которую можно увидеть в Хорезме, мы надеемся, что вы будете восхищаться ими собственными глазами.

Ургенч.

Ургенч является административным центром Хорезмской области. В прошлом он был так же известен, как «Гургенч» или «Куня Ургенч». Во время визита в Хорезм, мы советуем вам провести один день в Ургенче для экскурсии по городу, прогулки, шопинга, гастрономического тура и другое. В настоящее время этот город становиться более современным и туристическим центром из-за своих привлекательных мест, таких как Шаватский Канал, Площадь Ал-Хорезми, Парк ДжалоладдинаМангуберди, Озеро молодежи, Художественная галерея Ургенча, Центральный базар, Гипермаркет, Боулинг, рестораны, магазины, супермаркеты и т.д. Кроме того, посетителям предлагают остановиться в туркменской крепости, УллиХовли – туристический комплекс (на окраине Ургенча), чтобы увидеть фольклорное шоу, а также бои барана и петуха, увидите типичных крупных туркменских собак и попробуете свежую рыбу Хорезма. Летом освежающий ветер вдоль канала сделает ваше пребывание очень приятным.

Экотуризм


В настоящее время устойчивость экотуризма становится популярным в регионе, базирующийся в сельской местности и вдоль озер «Харрот», «Коракол» и туристического комплекса «Калажик», где вы можете насладиться рыбалкой, катанием на лодках, водным катанием на скутерах, представлениями народных игр, поездкой на верблюдах и лошадях. К тому же, на берегу реки Амударьи, есть некоторые места, ориентированные на изучение флоры и фауны Хорезмской области. В пустыне Хивы, саксаулов сохраняют в целях охраны природных территорий региона. После того, как вы договоритесь посетить эти места, очевидно узнаете о сельской жизни, о флоре и фауне, о традиционных блюдах и о традиционных юрты лагерях региона.