И с тургенев художественный мир писателя. Художественное сознание и художественный мир И

Изучение биографии писателя даёт возможность раскрыть богатство художественного мира писателя, войти в его творческую лабораторию.

На уроках нужно создавать особую эмоционально-нравственную атмосферу, вызывающую сопереживание и соразмышление с автором и литературными героями. Поэтому важно продумать не только логику изложения материала, но и сами формы эмоционального воздействия на обучающихся.

Первые уроки посвящены биографии Ивана Сергеевича Тургенева и обзору его творчества, дано задание прочитать рассказы из сборника «Записки охотника», романы «Рудин», «Отцы и дети».

Перед чтением и обсуждением произведений, в начале изучения раздела можно провести урок-композицию. Ставится задача - проникнуть в мир человека и писателя, понять отношения с современниками и жанровое своеобразие творчества Тургенева.

Для того чтобы представить атмосферу общения современников Тургенева, нужно найти не только интересные истории, воспоминания о писателе, но и преподнести их в «облегчённой» для устного пересказа форме. Многие детали повествования, отдельные выражения приходится изменить, поэтому в сценарии не везде приводятся прямые цитаты.

Воспоминания современников в сценическом представлении позволяют обучающимся глубже вникнуть в суть оценок и размышлений о жизни и творчестве писателя. Здесь звучит «живая» речь современников и создаётся их непосредственный образ.

Подготовка к уроку:
  • совместно с обучающимися составляется сценарий урока, распределяются роли;
  • даётся задание представить атмосферу встречи и беседы современников о Тургеневе, создать интересный рассказ о нём, прочитать лирические стихотворения и стихотворения в прозе;
  • над постановкой вместе с учителем работают небольшие группы учащихся;
  • на доске портреты И.С. Тургенева, рядом столик с книгами и литературой о нём, выделена зона сцены, где о Тургеневе рассказывают чтецы, декламаторы и инсценируются фрагменты из романов «Рудин»,«Отцы и дети»;
  • подобраны музыкальные произведения, сопровождающие саму постановку.

Сценарий урока-композиции

Учитель. Сегодня мы попытаемся проникнуть в мир Тургенева - человека и писателя, раскрыть его радости и огорчения, познакомиться с воспоминаниями о Тургеневе. Прислушаемся к тому, о чём говорят его современники: П.А. Кропоткин, Ги де Мопассан, П.В. Анненков, А. Фет.

Звучит одно из любимых музыкальных произведений Тургенева - «Вальс-фантазия» Глинки.

Чтец 1 (П.А. Кропоткин). Внешность Тургенева хорошо известна. Он был очень красив: высокого роста, крепко сложенный, с мягкими седыми кудрями. Глаза его светились умом и не лишены были юмористического огонька, а манеры отличались той простотой и отсутствием аффектации, которые свойственны лучшим русским писателям.

Чтец 2 (Ги де Мопассан). Ивана Тургенева я увидел впервые у Гюстава Флобера. Дверь отворилась. Вошёл великан. Великан с серебряной головой, как сказали бы в сказке. У него были длинные седые волосы, густые седые брови и большая седая борода, отливавшая серебром, и в этой сверкающей снежной белизне - доброе, спокойное лицо с немного крупными чертами. Тургенев был высок ростом, широкоплеч, сложения плотного, но не тучного, настоящий колосс с движениями ребёнка, робкими и осторожными.

Чтец 1 (П.А. Кропоткин). В особенности была замечательна беседа Тургенева. Он говорил, как и писал, образами. Желая развить мысль, он пояснял её какой-нибудь сценкой, переданной в такой художественной форме, как будто бы она была взята из его повести.

Чтец 2 (Ги де Мопассан). Голос Тургенева звучал очень мягко и немного вяло... Он чудесно рассказывал, сообщая самому незначительному факту художественную ценность и своеобразную занимательность, но его любили не столько за возвышенный ум, сколько за какую-то трогательную наивность и способность всему удивляться.

Чтец 3 (П.В. Анненков). После 1850 года гостиная Тургенева сделалась сборным местом для людей из всех классов общества. Тут встречались герои светских салонов, привлечённые его репутацией модного писателя, литературные деятели, готовившие себя в вожаков общественного мнения, знаменитые артисты и актрисы, состоявшие под неотразимым эффектом его красивой фигуры и высокого понимания искусства...

Никто не замечал меланхолического оттенка в жизни Тургенева, а между тем он был несчастным человеком в собственных глазах: ему недоставало женской любви и привязанности, которых он искал с ранних пор. Призыв и поиски идеальной женщины помогли ему создать тот Олимп, который он населил благородными женскими существами, великими в своей простоте и в своих стремлениях. Сам Тургенев страдал, что не может победить женской души и управлять ею: он мог только измучить её.

Замечательно, что настоящие и лучшие качества сердца обнаружились у него с наибольшей силой в деревне. Всякий раз, когда Тургенев отрывался от Петербурга, он успокаивался. Не перед кем было блестеть тогда, не для кого было изобретать сцены и думать о постановке их. Деревня играла в его жизни ту самую роль, которую потом исполняли частые его отлучки за границу, - она с точностью определяла, что он должен думать и делать.

Чтец 4 (А. Фет). В те времена было изобилие болотной дичи, и если мы с Тургеневым ездили в его имение Топки, то главной целью было поохотиться, а не разбирать экономические дела. На другой день нашего приезда Тургенев, предчувствуя, что к нему придут крестьяне, мучительно томился предстоящею необходимостью выйти к ним на крыльцо.

Я из окна смотрел эту сцену. Красивые и, видимо, зажиточные крестьяне окружали крыльцо, на котором стоял Тургенев. Какой-то мужик просил о прибавке земли. Не успел Иван Сергеевич пообещать землю, как подобные нужды явились у всех, и дело кончилось раздачей всей барской земли. Дядя Тургенева говорил потом: «Неужели, господа писатели, все вы такие бестолковые? Вы ездили в Топки и раздали всю землю мужикам, а теперь тот же Иван пишет мне: «Дядя, как бы продать Топки?» Что же продавать, когда вся земля осталась розданною крестьянам?»

Учитель. Общение с мужиками не прошло даром для Тургенева. Свои наблюдения он отразил в очерке «Хорь и Калиныч», опубликованном в журнале «Современник». Когда же номер журнала дошёл до читателя, все заговорили о таланте автора. Успех побудил Тургенева работать над очерками и дальше. Скоро книгу перевели на французский язык. Восторженных откликов на неё было очень много.

Чтец 5 (Ж. Санд). Какая мастерская живопись!.. Это новый мир, в которой Вы позволили нам проникнуть: ни один исторический памятник не может раскрыть Россию лучше, чем эти образы, столь хорошо Вами изученные, и этот быт, так хорошо увиденный Вами.

Учитель. Многие считают, что жизнь писателей, связанная с литературной работой, течёт спокойно, безмятежно. Это не относится к Тургеневу, у которого были сложные отношения с «собратьями по перу». Он не поладил с И.А. Гончаровым, разорвал отношения с Н.А. Некрасовым. Но один из фактов кажется самым удивительным в жизни И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого. Между двумя великими писателями произошла ссора, разъединившая их на долгие семнадцать лет.

Ученик 1. Ссора произошла из-за дочери Тургенева - Полины. Рождённая от «рабыни», девочка сразу оказалась не к месту. Её рано оторвали от матери. Отца она мало знала. Хотя он для неё ничего не жалел, учил, воспитывал, нанимал гувернанток - это считалось «долгом». Все заботы о ней ничем не согреты. В сущности же она ему ни к чему.

Полина маленькая стала ревновать отца к Полине Виардо. Его это раздражало. Тургенев говорил о своей дочери, что она не любит ни музыки, ни поэзии, ни природы, ни собак. И вообще между ним и Полиной мало общего.

Ученик 2. Весной 1861 года в гостях у Тургенева был Толстой. Они решили съездить к Фету. В столовой между Тургеневым и Толстым разгорелся спор. А началось всё с того, что жена Фета спросила Тургенева о его дочери. Он начал расхваливать её новую гувернантку, которая заботилась о девочке и заставляла брать на дом бельё бедняков, чинить и отдавать выштопанным.

Толстой иронически спросил:

И Вы считаете это хорошим?

Конечно, это сближает благотворительницу с насущной нуждой, - ответил Тургенев.

В Толстом проснулось тяжёлое упрямство, связанное с неуважением к собеседнику.

А я считаю, что разряженная девушка, держащая на коленях грязные лохмотья, играет неискреннюю, театральную сцену.

Ученик 1. Тон его был невыносим. Любил или не любил Тургенев свою дочь - это его дело. Толстой же посмеялся над бедной Полиной, да и над отцом. Этого Тургенев не мог вынести.

После возгласа:

Я прошу Вас об этом не говорить!

И ответа Толстого:

Отчего же мне не говорить того, в чём я убеждён!

Тургенев в полном бешенстве крикнул:

Так я Вас заставлю молчать оскорблением!

Он схватился за голову руками и быстро вышел из комнаты, но через секунду вернулся и извинился перед хозяйкой.

Ученик 2. Два лучших русских писателя рассорились на семнадцать лет, обменялись оскорбительными письмами, дело чуть не дошло до дуэли... Из-за чего? Полина встала между ними. Тургенев внешне оказался не прав, но внутренняя его позиция гораздо лучше - он вскипел, сказал ненужное и извинился. Не вызывал сочувствия Толстой. Он предлагал Тургеневу дуэль «на ружьях», чтобы она кончилась непременно как следует. Но Тургенев был согласен на дуэль только на европейских условиях. Тогда Толстой написал ему грубое письмо, а в дневнике отметил: «Он подлец совершенный, но я думаю, что со временем не выдержу и прощу его».

Учитель. Вот такая странная история произошла. Оба писателя тяжело переживали, сожалели о случившемся...

Тургенев пробовал свои силы в разных жанрах. Он написал пьесы «Нахлебник»,«Завтрак у предводителя», «Месяц в деревне».

Молодая актриса Савина поставила в свой бенефис «Месяц в деревне». Спектакль шёл с огромным успехом. «Савина торжествовала. Пьесу открыла она. Тургенева в публику она выводила: отблеск его славы падал и на неё».

Чтец 6 (М.Г. Савина). Пьесу сыграли - и она произвела фурор. Скоро писатель приехал в Россию и был встречен восторженно. Меня пригласили к Ивану Сергееву.

Мною овладело такое волнение, что я почти решилась не ехать. Помню, чем-то тёплым, милым, родным повеяло от всей богатырской фигуры Тургенева. Это был такой симпатичный, элегантный «дедушка», что я сразу освоилась и заговорила как с обычным смертным.

Мне шёл двадцать пятый год, о моей «миловидности» я так часто слышала, что сама в ней убедилась, но услыхать слово «умница» от Тургенева!- это было счастье. Я ничего не сказала о его сочинениях! Эта мысль совершенно отравила всё впечатление. Через час явился приятель Тургенева и рассказал, что Тургеневу особенно понравилось, что я не упомянула о его сочинениях. «Это так банально и так надоело».

Звучит соната для фортепьяно Бетховена.

Учитель. Поэтическое творчество Тургенева мало известно. А между тем писатель начал литературную деятельность именно с лирических произведений. Сам автор очень сдержанно отзывался о своих стихах, считая, что не обладает даром поэта. Но стихи не оставляли равнодушными его современников. Даже Фет однажды сказал, что он «восхищался стихами... Тургенева». Восторг перед природой, тонкое понимание её сути, ощущение её тайны - всё это можно найти в стихотворении «Осень».

Чтец 7. Стихотворение «Осень».

Как грустный взгляд люблю я осень.
В туманный, тихий день хожу
Я часто в лес и там сижу -
На небо белое гляжу
Да на верхушки тёмных сосен.
Люблю, кусая кислый лист,
С улыбкой развалясь ленивой,
Мечтой заняться прихотливой
Да слушать дятлов тонкий свист.
Трава завяла вся... холодный,
Спокойный блеск разлит по ней...
И грусти тихой и свободной
Я предаюсь душою всей...
Чего не вспомню я? Какие
Меня мечты не посетят?
А сосны гнутся, как живые,
И так задумчиво шумят...
И, словно стадо птиц огромных,
Внезапно ветер налетит
И в сучьях спутанных и тёмных
Нетерпеливо прошумит.

Учитель. Летом 1855 года в Спасском Тургенев закончил роман «Рудин», по словам Бориса Зайцева, «вещь в некотором смысле дебютную и блестящую». Тургенев очень много своего вложил в главного героя - Рудина. Роман, как полагается, читали приятели, советовали, хвалили, «указывали на недостатки». Сейчас вы увидите небольшую сцену из этого романа: объяснение Натальи Ласунской и Рудина.

Звучит соната-фантазия Моцарта.

Учитель. Накопленные наблюдения и мысли, пережитые радости и страдания писатель на склоне лет выразил в цикле стихотворений в прозе. В русской литературе они остались непревзойдёнными образцами поэтических миниатюр.

Стихотворения Тургенева с помощью Полины Виардо были переведены на европейские языки. Писатель не ожидал, что читатели их воспримут с интересом и сочувствием. Отдельные произведения были положены на музыку.

Название стихотворения в прозе «Мы ещё повоюем!» вызывает радостное, бодрое чувство. Сразу представляешь добрую улыбку человека, которому дорого всё живое, чувствуешь шутливую ласку в его словах о воробушке: «Завоеватель - и полно!».

Чтец 8. Стихотворение в прозе «Мы ещё повоюем!».

Какая ничтожная малость может иногда перестроить всего человека!
Полный раздумья, шёл я однажды по большой дороге.
Тяжкие предчувствия стесняли мою грудь; унылость овладевала мною.
Я поднял голову... Передо мною, между двух рядов высоких тополей, стрелою уходила вдаль дорога.
И через неё, через эту самую дорогу, в десяти шагах от меня, вся раззолочённая ярким летним солнцем, прыгала гуськом целая семейка воробьев, прыгала бойко, забавно, самонадеянно!
Особенно один из них так и надсаживал бочком, бочком, выпуча зоб и дерзко чирикая, словно и чёрт ему не брат! Завоеватель - и полно!
А между тем высоко на небе кружил ястреб, которому, быть может, суждено сожрать именно этого самого завоевателя.
Я поглядел, рассмеялся, встряхнулся - и грустные думы тотчас отлетели прочь: отвагу, удаль, охоту к жизни почувствовал я.
И пускай надо мной кружит мой ястреб...
- Мы ещё повоюем, чёрт возьми!

Учитель. Необычное явление представляют собой стихотворения в прозе в жанровом отношении. Лиризм, краткость, эмоциональность повествования сближают их с лирической поэзией. Однако в отличие от лирики переживания чувства выражаются в прозаической форме. В стихотворении «Враг и друг» решаются нравственно-этические проблемы - враждебные и дружеские отношения между людьми, ответственность за жизнь другого человека.

Чтец 9. Стихотворение в прозе «Враг и друг».

Осуждённый на вечное заточенье узник вырвался из тюрьмы и стремглав пустился бежать... За ним по пятам мчалась погоня.
Он бежал изо всех сил... Преследователи начинали отставать.
Но вот перед ним река с крутыми берегами, узкая - но глубокая река... А он не умеет плавать!
С одного берега на другой перекинута тонкая гнилая доска. Беглец уже занес на нее ногу... Но случилось так, что тут же возле реки стояли: лучший его друг и самый жестокий его враг.
Враг ничего не сказал и только скрестил руки; зато друг закричал во всё горло:
- Помилуй! Что ты делаешь? Опомнись, безумец! Разве ты не видишь, что доска совсем сгнила? Она сломится под твоею тяжестью - и ты неизбежно погибнешь!
- Но ведь другой переправы нет... а погоню слышишь? - отчаянно простонал несчастный и ступил на доску.
- Не допущу!.. Нет, не допущу, чтобы ты погибнул! - возопил ревностный друг и выхватил из-под ног беглеца доску. Тот мгновенно бухнул в бурные волны - и утонул.
Враг засмеялся самодовольно - и пошёл прочь; а друг присел на бережку - и начал горько плакать о своем бедном... бедном друге!
Обвинять самого себя в его гибели он, однако, не подумал... ни на миг.
- Не послушался меня! Не послушался! - шептал он уныло.
- А впрочем! - промолвил он наконец. - Ведь он всю жизнь свою должен был томиться в ужасной тюрьме! По крайней мере он теперь не страдает! Теперь ему легче! Знать, уж такая ему выпала доля!
- А всё-таки жалко, по человечеству!
И добрая душа продолжала неутешно рыдать о своем злополучном друге.

Учитель. В творчестве Тургенева роман «Отцы и дети» занимает особое место. Этот роман вызвал множество различных мнений, высказываний. Слово «нигилист» сразу было подхвачено тысячами голосов. Автор произведения испытал тягостные впечатления. Он замечал «холодность, доходившую до негодования», во многих близких людях, получал поздравления от врагов. Трудно представить, что происходило в душе автора. Но он объяснился с читателями в статье «По поводу «Отцов и детей», заметив, что «составилась довольно любопытная коллекция писем и прочих документов». Посмотрите сцену объяснения Базарова в любви из романа «Отцы и дети».

Звучит «Мелодия» Дворжака.

Учитель. Всю свою жизнь Тургенев стремился к счастью, ловил любовь и не догнал. Как мы знаем, любовь к Полине Виардо не принесла ему счастья.

Чтец 10. Последнее лето в Буживале было ужасно и для Тургенева, и для Полины Виардо, ухаживавшей за ним. А в смертный час, когда он никого уже почти не узнавал, той же Полине сказал:

Вот царица из цариц!

Так он превознёс Полину Виардо, единственную женщину, которую любил всю свою жизнь.

Умер Тургенев 22 августа 1833 года. На его лице не осталось следов страданий, но кроме красоты, по-новому в нём выступившей, удивляло выражение того, чего при жизни не хватало: воли, силы...

Прошло некоторое время, и Полина Виардо в одном из писем Людвигу Питчу написала, что ушёл из жизни человек, который составлял для неё целый мир. Образовалась пустота вокруг, и никто и никогда не сможет её заполнить: «Только теперь я поняла, что значил для меня этот человек».

Звучит ноктюрн Ф. Шопена.

Литература

1. Зайцев Б.К. Жизнь Тургенева / Далёкое. - М., 1991.

2. Пустовойт П.Г. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»: Коммент.: Кн. для учителя. - М., 1991.

3. Русская литература: 10 кл. Хрестоматия ист.-лит. материалов (Составители И.Е. Каплан, М.Г. Пинаев). - М., 1993.

4. Тургенев И.С. Литературные и житейские воспоминания. - М., 1987.

5. Шестакова Л.Л. Поэтическое наследие И.С. Тургенева. Триптих «Вариации» / Русский язык в школе. - 1993. - № 2.

Презентация«Художественный мир Ивана Сергеевича Тургенева

МБОУ «Хмелевицкая средняя общеобразовательная школа» городского округа г.Шахунья Нижегородской области
2013г.

«Найти свою дорогу…»
«По силе своего поэтического таланта Тургенев не уступает никому из ныне живущих писателей Европы, и чем глубже вчитываешься в его сочинения, тем больше поражаешься его дарованию и мастерству». Ю.Шмидт
Цель работы: рассказать об особенностях художественного мира И.С.Тургенева

Поэтическая проба пера
Будучи студентом философского факультета Тургенев видел себя на поэтическом поприще. В 1834 году им была написана драматическая поэма «Стено», несколько лирических стихотворений. Молодой автор показал эти пробы пера своему преподавателю, профессору российской словесности П. А. Плетнёву, который назвал поэму слабым подражанием Байрону, но заметил, что в авторе «что-то есть». К 1837 году Тургеневым написано уже около ста мелких стихов, в том числе «Утро туманное», ставшее романсом.

Принципиальное многообразие человеческих типов, впервые выделенных из идеализируемой народной массы, свидетельствовало о бесконечной ценности всякой неповторимой и свободной человеческой личности; крепостной порядок представал зловещей и мертвой силой, чуждой природной гармонии, враждебной человеку, но неспособной уничтожить душу, любовь, творческий дар.
«Записки охотника»
Открыв Россию и русского человека, положив начало «крестьянской теме» в отечественной словесности, «Записки охотника» стали смысловым фундаментом всего дальнейшего творчества Тургенева.

«И даль свободного романа…»
Романы Тургенева, иллюстрируют смену различных умственных течений в русском обществе, начиная с 30-40-х и кончая 70-ми годами ХIХ века.

«Меж ними всё рождало споры…»:роман «Отцы и дети»
Главный герой романа «Отцы и дети» Евгений Базаров отрицает искусство, поэзию и всякую «романтическую чепуху», его философия заключается в отрицании жизненных установок отцов. И. С. Тургенев проводит Базарова, как и всех своих героев, через испытание любовью, и теория главного героя «Отцов и детей» терпит крах. Оказывается, что романтизм, который отрицал герой, живет в нем самом и приводит его к душевной драме. Базаров оказывается живым человеком, а не бездушной машиной. Теория Базарова вступает в конфликт с его человеческой сущностью, и, не имея возможности отказаться ни от своей философии, ни от любви, Базаров умирает.

Тургенев сделал великое дело тем, что написал удивительные портреты женщин. Может быть, таких, как он писал, и не было, но когда он написал их, то они появились. А.П. Чехов
Новый тип героини – «тургеневская девушка»
Черты героини

«Стихотворения в прозе»: возвращение к поэзии
«Иван Сергеевич Тургенев создал совершенно новый литературный жанр, естественно сочетающий в себе раскованное движение прозы с лирической дисциплиной стиха. Они волновали мое сердце проникновенной думой о жизни человека, о его возможностях, находящихся подчас в дремотном состоянии, как руды в глубине недр земных, пока сам человек не извлечет их оттуда усилием своей чудодейственной воли». Л. Озеров

Черты тургеневского стиля

«Чутью автора к живым струнам общества, этому уменью тотчас отозваться на всякую благородную мысль и честное чувство, только еще начинающие проникать в сознание лучших людей, мы приписываем значительную долю того успеха, которым постоянно пользовался г. Тургенев в русской публике. Не бурная, порывистая сила, а напротив – мягкость и какая-то поэтическая умеренность служат характеристическим чертами его таланта. Н.Добролюбов
Спасибо за внимание!
Работу выполнила ученица 8 класса МБОУ Хмелевицкой СОШ Спиридонова Екатерина Учитель: Спиридонова Светлана Павловна

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова»

Многопрофильный колледж

Методическая разработка

открытого урока

по дисциплине Русский язык и литература

"Художественный мир И.С. Тургенева"

Магнитогорск, 2016

Методическая разработка открытого урока составлена на основе календарного плана и рабочей программы учебной дисциплины

Методическая разработка одобрена:

методистом ФГБОУ ВО «МГТУ» Многопрофильного колледжа,

к.ф.н. Е.Ю. Котуковой ____________________

председателем ПК Гуманитарных дисциплин ФГБОУ ВО «МГТУ» Многопрофильного колледжа Ю.А. Риве ___________________________

Составитель: И.А. Якунина, к.ф.н., преподаватель ФГБОУ ВО «МГТУ» Многопрофильного колледжа.

Содержание

1. Введение..................................................................................................4

2. Открытый урок на тему: Художественный мир И.С. Тургенева.......8

3.Список литературы...................................................................................16

4. Приложение..............................................................................................17

Введение

Сегодня профессиональное образование претерпевает глобальные изменения, связанные с переходом к высокотехнологичному производству. Задачи, стоящие перед системой образования, достаточно четко сформулированы в Государственной Программе РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы». Государство предъявило принципиально иные требования к качеству и содержанию профессиональной подготовки специалистов. В связи с этими обстоятельствами стали активно реализовываться структурно-содержательные изменения в учреждениях среднего профессионального образования. Появились инновационные образовательные учреждения, такие как: многопрофильные, многоуровневые колледжи, отвечающие потребностям территориально-отраслевого назначения. Кроме этого реализуются Федеральные Государственные образовательные стандарты, основанные на компетентностном подходе к обучению и его результатам. Как следствие происходит изменение роли преподавателей учреждений среднего профессионального образования. Помимо высокого уровня профессиональной компетентности в своей предметной сфере ему следует быть готовым к деятельности в новых педагогических условиях.

Преподаватель должен быть нацелен на овладение технологиями развития компетенций обучающихся, уметь осваивать необходимые для этого методики используемой педагогической технологии, владеть основными её понятиями. Компетенция для студента – это образ его будущего, ориентир для активного освоения. Умения и навыки, приобретаемые учащимися на уроках, должны быть необходимыми в дальнейшей жизни, мотивировать на самостоятельное приобретение новых знаний. Умение взаимодействовать в реальных жизненных условиях, а не сумма фактических знаний - таков сегодня результат процесса обучения.

Уроки литературы и русского языка - важное звено в современном образовании, в формировании компетенций студентов. Основные цели обучения на уроках русского языка и литературы:

    формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка и русской литературы;

    развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию в соответствии с нормами речевого поведения в различных сферах общения, социальной и профессиональной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

    развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления; умения применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации литературного и общекультурного содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, художественной, специальной и научно-популярной литературы.

Поэтому на уроках литературы и русского языка целесообразно использовать технологию "Развития критического мышления через чтение и письмо" (РКМЧП). РЧКМП (critical thinkin) разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, сотрудничества, развивающего обучения. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие.

Данная технология позволяет разрабатывать уроки, основанные на проявлении активности учащихся, направленные на развитие творческого потенциала, индивидуальных качеств, пробуждающие интерес к изучаемой проблеме. В процессе урока преподаватель может сразу решить несколько учебных задач и научить:

Выделять причинно-следственные связи;

Рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;

Отвергать ненужную или неверную информацию;

Понимать, как различные части информации связаны между собой;

Выделять ошибки в рассуждениях;

Делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;

Избегать категоричности в утверждениях;

Быть честным в своих рассуждениях;

Определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;

Выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;

Уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;

Подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;

Отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом.

Также формируется культура чтения, включающая в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения. Происходит стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запускаются механизмы самообразования и самоорганизации.

Подготовка к такому уроку предполагает не только продумывание конспекта урока учителем, но и подготовку модели "продвинутой лекции". В начале занятия учащимся предлагается "модель лекции" - специальный бланк с заданиями для учащихся и материалом, необходимым для работы над выдвигаемой гипотезой (отрывки художественных текстов, выписки из справочной литературы, высказывания критиков, деятелей науки и искусства). В процессе урока "модель лекции" заполняется и является "продуктом", показателем осознания проблемы учеником.

"Продвинутая лекция" позволяет учителю использовать нетрадиционные приемы, такие как: "кластер", "синквейн", "двухчастный дневник", "песочные часы", "даймонд", "зигзаг" и т.д.. Что способствует активизации внимания учащихся, знакомит их с разнообразными способами интегрирования новой информации.

Урок, построенный в соответствии с технологией РКМЧП, должен включать в себя три основных этапа:

«вызов», во время которого у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

«осмысление» - содержательный, в ходе которого происходит направленная, осмысленная работа ученика с текстом. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.

«рефлексия» - размышление. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Следует отметить, что тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют. Учащемуся следует освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование.

Живой обмен идеями между учащимися в процессе групповой работы дает возможность расширить свой словарный запас, а также познакомиться с различными представлениями. Преподаватель дает возможность учащимся увидеть и рассмотреть различные варианты мнений по одному и тому же вопросу.

Таким образом, в условиях реализации компетентностного подхода технология "Развития критического мышления через чтение и письмо" открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере. Она представляет собой набор особых приемов и стратегий, применение которых позволяет выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность учащихся, помогает учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие учащихся в образовательном процессе, и тем самым наиболее эффективно формировать общие компетенции.

Открытый урок на тему: Художественный мир И.С. Тургенева.

Тип урока : продвинутая лекция (открытие нового знания).

Обучающая цель : формирование знаний об особенностях творческого пути И.С. Тургенева и специфике его художественной манеры.

Развивающая цель : развивать логические мыслительные операции (анализ, обобщение), ассоциативное мышление, совершенствовать умение выделять главное.

Воспитывающая цель: воспитывать активную жизненную позицию.

Методическая цель : продемонстрировать использование приемов современной образовательной технологии "Развития критического мышления через чтение и письмо" для изучения нового материала и формирования и оценивания универсальных учебных действий (компетентностный подход).

Оборудование урока : модель лекции, компьютер, проектор, экран.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Стадия вызова

На экране фотография И.Тургенева и звучит романс "В дороге"

Вступительное слово учителя, работа с эпиграфом, постановка проблемного вопроса, определение цели урока.

Если вы спросите родителей, знакомых, просто взрослых людей, кто такой Тургенев, вам непременно скажут, что это великий русский писатель, романист, книги которого раскупались с молниеносной быстротой, перечислят его романы: «Отцы и дети», «Дворянское гнездо», повести «Ася», «Первая любовь», рассказ "Муму". И только немногие скажут вам, что автором строк звучащего романса является Иван Сергеевич Тургенев.

Дмитрий Мережковский - поэт, писатель, литературный критик - сказал о Тургеневе так:

(Д. Мережковский)

Слова Мережковского я предлагаю взять в качестве эпиграфа к теме нашего сегодняшнего занятия: "Художественный мир И.С. Тургенева" (перед вами модель лекции, с которой мы будем работать на протяжении всего занятия. Тема и эпиграф уже записаны).

Вы, наверное, обратили внимание на то, что Мережковский сближает и даже уравнивает имена Пушкина и Тургенева. Как вы думаете, какие черты личности и творчества Тургенева позволили ему провести эту параллель, а также назвать его единственным после Пушкина «гением меры», «гением культуры»?

Прием "Мозговой штурм" (студенты предлагают свои варианты ответа на поставленный вопрос)

Наши предположения без сомнения имеют право на существование, но это лишь предположения. Я предлагаю ответить на поставленный вопрос в конце занятия, когда мы в познакомимся с личностью И.С.Тургенева - блестящего прозаика и поэта, публициста и переводчика, открывшего Европе русскую литературу (это и есть цель нашего занятия).

Однако мы проведём не традиционный экскурс в жизнь и творчество писателя в виде лекции учителя или работы со статьей учебника. Мы изучим монографию Якушина Николая Ивановича - известного исследователя истории русской литературы - "И.С. Тургенев в жизни и творчестве". (Николай Иванович Якушин – заведующий кафедрой истории журналистики и литературы Института международного права и экономики имени А.С. Грибоедова, профессор кафедры литературы в Московском государственном открытом педагогическом университете имени М.А. Шолохова.)

3. Стадия осмысления

3.1. Поиск новых знаний

Изучение монографии Якушина Николая Ивановича "И.С. Тургенев в жизни и творчестве". Представление результатов выполнения о пережающего задания: доклады и презентации студентов по монографии Н.И. Якушина "Детство и годы учения", "Университетские годы. Первые литературные опыты", "Начало литературной деятельности", "Современник". Арест и ссылка. Духовный кризис", "Новый творческий подъем. Разрыв с "Современником", "Идейный творческий кризис. Последние годы". Заполнение таблицы "И.С. Тургенев в жизни и творчестве " (прием кластер).

Ребята вашей группы получили опережающее задание: изучили отдельные главы монографии Якушина и подготовили доклады. Задача всех сидящих на местах внимательно слушать докладчиков и заполнять таблицу "Тургенев в жизни и творчестве". В таблице указаны отдельные главы монографии в соответствии с ними нужно заполнить пустующие столбцы: исторические и общественные явления, биография и мировоззрение Тургенева, творчество (прием кластер).

И.С. Тургенев в жизни и творчестве

Главы

книги

Н.И. Якушина

Биография и

мировоззрение И.С. Тургенева

Творчество

Детство.

Годы учения

Крепостное право

Мать Варвара Петровна -богатая и жестокая, отец - офицер Сергей Николаевич, красив, умен. С 1821 семья живет в род.имен. Спасское-Лутовиново. Иван много читал, учился легко. С 1827 семья переезжает в Москву - поступление в учебные заведения. В 15 лет Иван стал студентом Московского университета

Университетские годы.

Первые литературные

Опыты.

Июльская революция 1830

во Франции, Восстание в Польше (1830-31),

холерные бунты (1830-31) (антикрепостнические восстания во время эпидемии)

Московский университет- центр передовой русской мысли (Герцен, Огарев, Белинский, Лермонтов, Гончаров). Учился в университете Тургенев 1 год, перевелся в Петербург вслед за братом Николаем (философский факультет Петербургского университета). Смерть отца.. 1837 окончил университет со степенью кандидата 1838 - Берлин - продолжать образование (центр немец. Философии). Знакомство со Станкевичем, который верил в великую, преобразующую силу искусства.1841 в России мечтал стать профессором философии.1842-45 чиновник в министерстве внутренних дел.

Лирические стихотворения

1830-е,

поэма "Стено" 1834 -

традиции романтизма

Полемика между западниками и славянофилами

Знакомство с Белинским, который увидел в молодом авторе наблюдательность и талант. Б. убедил Т. , что литературное творчество в условиях самодержавия - единственный род деятельности, позволяющий решать злободневные проблемы. Тургенев - западник. Активный деятель натуральной школы.

Знакомство с Полиной Виардо.

1843 - поэма "Параша". Повесть "Андрей Колосов"," Три портрета" (1844-45), участие в сборнике "Физиология Петербурга"

"Современник"

Духовный кризис.

1840- 50 подъем в освободительном движении.

"Мрачное семилетие" (последние годы царствования Николая 1 (1848-1855) - эпоха цензурного террора).

Крымская война (1853-1856 , против Франции и империи). 1855 2 марта - умер Николай 1

1847-50 Тургенев безвыездно жил за границей. 1850- летом вернулся в Россию. Умерла мать, сразу выполнил клятву, данную в детстве - отпустил дворовых на волю. 21 февраля 1852 умер Гоголь - Тургенев откликнулся некрологом. Николай 1 арестовал Тургенева, с лета 1852 - ссылка в Спасское -Лутовиново. Тургенев много работает, ищет новые жанры. Внимание к жизни дворянкой интеллигенции.

1853 возвращение из ссылки. Встает вопрос о дальнейшем пути развития России. Тургенев пытается ответить на этот вопрос в повестях и романах о "лишних людях". 1856 - Тургенев выехал за границу. Тургенев болен, сомневается в своем призвании писателя.

1847 - Стихотворения, рецензии, "Хорь и Калиныч" (начало "Записок охотника" 1840-50).1845-50 драматургия (Месяц в деревне 1850)

"Муму" (1852), "Дневник лишнего человека" (50), "Ася" (58), "Фауст" (56).

Роман "Рудин" 1855

Новый творческий подъем.

Разрыв с "Современ

ником".

Кризис самодержавно-крепостнической системы.

Правление Александра 2.

19 февраля 1861 - отмена крепостного права. Земля по-прежнему в руках помещиков - революционная ситуация

В июне 1856 Тургенев вернулся в Россию, сначала жил в Петербурге, затем - Спасское -Лутовиново. Сторонник постепенных реформ. После выхода "Дворянского гнезда" имя Тургенева становится одним из самых почитаемых. Статья Добролюбова об открытом призыве Тургенева к революции в романе "Накануне" стала поводом к разрыву с "Современником".

С 1860 Тургенев постоянно живет в Европе.

Роман "Дворянское гнездо" (56-58), 1859- "Накануне"

1861- "Отцы и дети"

Идейный творческий кризис.

Последние годы.

Наступление реакции (Александр 2 открыто выступает против демократических сил).

Франко-прусская война 1870-71 - поражение Франции и образование Германской империи).

Парижская коммуна 1871 (установление диктатуры пролетариата). Движение революционеров-народников.

Весной 1862 в Лондоне встреча с Герценом, Огаревым, Бакуниным. У Тургенева серьезные осложнения с правительством. В 1865 Тургенев давал показания в Петербурге о своей встрече в Лондоне. Тургенева обвинили в доносах на друзей. Он тяжело переживает ситуацию, пишет мало.

Тургенев ежегодно приезжает в Россию, везде он желанный гость. С 1860-х его имя широко известно на Западе, он знаком с Мериме, Ж.Санд, Флобером, Золя, Ги де Мопассаном. Он являлся активным пропагандистом русской литературы и культуры на Западе.

В 1882 Тургенев Тяжел заболел. Умер во Франции 3 сентября 1883.

1865-67 - "Дым", повесть "Вешние воды"(68),

Рассказы из "Записок охотника" - "Стучит", Конец Чертопханова","Живые мощи".

"Новь" 1877

"Стихотворения в прозе (1880-е)

После каждого доклада преподаватель предлагает обсудить заполнение таблицы в паре, отметить ключевые моменты вместе со всей аудиторией

3.2 Обогащение представлений о качественных характеристиках понятия, проблемы

Знакомство с новым жанром - "Стихотворения в прозе". Чтение наизусть стихотворений Тургенева: "Русский язык", "Когда меня не будет...", "Мне жаль...". Определение основных черт "Стихотворений в прозе". Заполнение таблицы (прием кластер).

Последний докладчик прерывает свое выступление на этапе "Стихотворения в прозе".

"Стихи" и "проза" - на первый взгляд, совершенно несовместимые понятия. Но получилось, что И.С.Тургенев создал совершенно новый литературный жанр.

Одно из его стихотворений вы несомненно знаете (чтение наизусть преподавателем):

«Русский язык» - лирический гимн, в который автор вложил свою веру в великое предназначение своей страны.

Давайте послушаем еще несколько стихотворений и подумаем, в чем их особенность, почему эти миниатюры названы стихотворениями?

Чтение студентами наизусть стихотворений в прозе:

1) Когда меня не будет, когда всё, что было мною, рассыплется прахом, - о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно, ты, которая наверно переживешь меня, - не ходи на мою могилу... Тебе там делать нечего.

Не забывай меня... но и не вспоминай обо мне среди ежедневных забот, удовольствий и нужд... Я не хочу мешать твоей жизни, не хочу затруднять ее спокойное течение.

Но в часы уединения, когда найдет на тебя та застенчивая и беспричинная грусть, столь знакомая добрым сердцам, возьми одну из наших любимых книг и отыщи в ней те страницы, те строки, те слова, от которых, бывало, - помнишь? - у нас обоих разом выступали сладкие и безмолвные слезы.

Прочти, закрой глаза и протяни мне руку... Отсутствующему другу протяни руку твою.

Я не буду в состоянии пожать ее моей рукой - она будет лежать неподвижно под землею... но мне теперь отрадно думать, что, быть может, ты на твоей руке почувствуешь легкое прикосновение.

И образ мой предстанет тебе - и из-под закрытых век твоих глаз польются слезы, подобные тем слезам, которые мы, умиленные Красотою, проливали некогда с тобою вдвоем, о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно!

Это стихотворение писатель посвятил Полине Виардо, которую любил всю свою жизнь - 40 лет. Несомненно это чувство не могло не отразиться и в других его произведениях. При чем это не обязательно произведения о любви - ""Ася", "Первая любовь", "Вешние воды". Любовь у Тургенева - это первостихия бытия. Герой каждого романа, каждой повести Тургенева обязательно подвергается испытанию любовью. Именно так проверятся человек в художественном мире Тургенева. И если герой не выдерживает его, то он не имеет право на существование.

2)Мне жаль самого себя, других, всех людей, зверей, птиц… всего живущего.

Мне жаль детей и стариков, несчастных и счастливых… счастливых более, чем несчастных.

Мне жаль победоносных, торжествующих вождей, великих художников, мыслителей, поэтов…

Мне жаль убийцы и его жертвы, безобразия и красоты, притесненных и притеснителей.

Как мне освободиться от этой жалости? Она мне жить не дает… Она - да вот еще скука.

О скука, скука, вся растворенная жалостью! Ниже спуститься человеку нельзя.

Уж лучше бы я завидовал… право!

Да я и завидую - камням.

Какие же черты имеет стихотворение в прозе? Подумайте и заполните таблицу (прием кластер):

Стихотворения в прозе

Повышенная выразительность

Характер исповеди.

Острая наблюдательность

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Музыкальность

Ритмическая организация

Философские раздумья над основными вопросами бытия

сокровенность

Обсуждение получившегося кластера

Стихотворения в прозе " стали лебединой песней стареющего писателя. Перед нами как бы итог его многолетних раздумий. Не случайно писатель назвал этот цикл " senilia " - старческое.

Завершение доклада "Идейный творческий кризис. Последние годы" - заполнение таблицы о творчестве Тургенева

4. Рефлексия

Работа с таблицей "И.С. Тургенев в жизни и творчестве". Заполнение "Двухчастного дневника" на основе получившихся выводов.

Посмотрите на заполненную таблицу "И.С. Тургенев в жизни и творчестве". Свидетелем каких исторических событий был Тургенев? Посмотрите на столбик "творчество" - каково жанрово-видовое разнообразие его творчества?

На основе сделанных выводов заполните "Двухчастный дневник" (прием двухчастный дневник):

Двухчастный дневник

Отражение общественных явлений и событий

Талантливый многогранный писатель, патриот.

Критерий оценки героя - умение любить

Вместилась в нем:

Россия с красным флагом

Западник по своим убеждениям, неравнодушен к судьбе России

(А. Григорьев).

Писатель реалист, приверженец натуральной школы и в то же время - любовь к человеку, родине, природе, красоте, искусству.

Обсуждение дневника

Тургенев был одним из лучших прогрессивных представителей своего бурного и сложного «переходного» времени. В его сочинениях всегда звучат открытая, искренняя мысль и подлинная, умная любовь к человеку, родине, природе, красоте, искусству.

Имя Ивана Тургенева без сомнения стоит одним из первых в ряду классиков русской и мировой литературы. Давайте все-таки ответим на вопрос, поставленный в начале нашей лекции: "Почему Д.Мережковский называет Тургенева единственным после Пушкина «гением меры», «гением культуры»?"

Письменное осмысление проблемы. Эссе в виде ответа на вопрос, поставленный в начале лекции (см. эпиграф).

5.Домашнее задание

Список литературы:

1. Петрова Г.Б. Современные технологии в обучении литературе: учебно-методическое пособие к спецкурсу - Магнитогорск: МаГУ, 2006. - 201 с.

2. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.

Приложение

Фамилия ___________ Художественный мир И.С. Тургенева

В России, в стране всяческого революционного

и религиозного максимализма, стране самосожжения,

стране самых неистовых чрезмерностей, Тургенев едва

ли не единственный после Пушкина, гений меры и, сле-

довательно, гений культуры. Ибо что такое культура,

как не измерение, накопление и сохранение ценностей.

(Д. Мережковский)

1. И.С. Тургенев в жизни и творчестве

Главы

книги

Н.И. Якушина

Исторические и общественные явления

Биография и

мировоззрение И.С. Тургенева

Творчество

Детство.

Годы учения

Университетские годы.

Первые литературные

Опыты.

Начало литературной деятельности.

"Современник".

Духовный кризис.

Новый творческий подъем.

Разрыв с "Современником".

Идейный творческий кризис.

Последние годы.

2. Стихотворения в прозе

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

3. Двухчастный дневник

Цитата

Собственный комментарий

Главное в нем - это его правдивость (Л.Толстой)

По силе своего поэтического таланта Тургенев не уступает никому из ныне живущих писателей Европы. Нация, которая породила такого писателя – и не его одного, – поистине может оправдать любые надежды (Ю.Шмидт).

Все тургеневские герои проходят испытание любовью – своего рода проверку на жизнеспособность не только в интимных, но и в общественных убеждениях (Ю.Лебедев).

Вместилась в нем:

Россия с красным флагом

И Франция с Полиной Виардо (В. Черепков).

Прежде всего у Тургенева выдается ярко отношение его богатой поэтической личности к природе. Эта поэзия не ловит в природе ярких оттенков, крупных явлений: напротив, она как будто с умыслом избегает их. Это – поэзия страны чернозема, потового труда земледельца (А. Григорьев).

4. Почему Д.Мережковский называет Тургенева единственным после Пушкина «гением меры», «гением культуры»? (см. эпиграф)

___________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

необычайная чуткость к актуальным проблемам российской действительности и зарождению новых социально-психологических типов; «монографический» характер романов, предполагающий, что в центре изображения находится судьба одного человека, раскрывающего свой внутренний мир прежде всего через идейные столкновения и споры; связанный с этой особенностью идейно-мировоззренческий характер конфликтов; «концентрированное» изображение действительности, локализация действия в коротком промежутке времени (от нескольких недель до нескольких месяцев), наличие отступлений и эпилогов, проливающих свет на прошлое или будущее главного героя; внешняя простота композиции; отсутствие каких-либо внешних эффектов; реалистическая мотивировка поступков персонажей; любовная интрига, посредством которой герои проходят испытание на нравственную зрелость и духовное соответствие проповедуемым идеям; особый тип героини - так называемая «тургеневская девушка», наделенная внутренней цельностью, бескомпромиссностью, высокими нравственными запросами, а также правом морального суда над героем и его способностью воплотить на практике собственные убеждения;
«тайный психологизм» , т. е. передача изменений в душевной жизни не с помощью детального психологического анализа, а через внешние ее проявления - мимику, жесты, портрет, пейзаж; пейзаж, не только образующий лирический фон, но и подчеркивающий душевное состояние героев; «психологический параллелизм» между тем, что совершается в природе, и тем, что происходит в сознании действующих лиц.

летопись смены разных^умственных течений в культурном слое русского общества: идеалист-мечтатель, «лишний человек» 30-40-х годов в романе «Рудин»; стремящийся к слиянию с народом дворянин Лаврецкий в «Дворянском гнезде»; «новый человек», революционер- разночинец- сначала Дмитрий Инсаров в «Накануне», а потом 44

Евгений Базаров в «Отцах и детях»; эпоха идейного бездорожья в «Дыме»; новая волна общественного подъема 70-х годов в «Нови». «Физиономия русских людей культурного слоя» в эпоху Турге- нева менялась очень быстро - и это вносило особый оттенок драма- тизма в романы писателя, отличающиеся стремительной завязкой и неожиданной развязкой, «трагическими, как правило, финалами»4. Романы Тургенева строго приурочены к узкому отрезку историческо- го времени, точная хронология играет в них существенную роль. Жизнь тургеневского героя крайне ограничена по сравнению с ге- роями романов Пушкина, Лермонтова, Гончарова. В характерах Онегина, Печорина, Обломова «отразился век», в Рудине, Лаврец- ком или Базарове - умственные течения нескольких лет. Жизнь тургеневских героев подобна ярко вспыхивающей, но быстро уга- сающей искре. История в своем неумолимом движении отмеряет им напряженную, но слишком короткую по времени судьбу. Все тургеневские романы подчиняются жестокому ритму годового при- родного цикла. Действие в них завязывается, как правило, ран- ней весной, достигает кульминации в знойные дни лета, а завер- шается под «свист осеннего ветра» или «в безоблачной тишине январских морозов». Тургенев показывает своих героев в счастли- вые минуты максимального подъема и расцвета их жизненных сил. Но минуты эти оказываются трагическими: гибнет на париж- ских баррикадах Рудин, на героическом взлете, неожиданно обры- вается жизнь Инсарова, а потом Базарова, Нежданова. С Тургеневым не только в литературу, но и в жизнь вошел поэти- ческий образ спутницы русского героя, тургеневской девушки - Натальи Ласунской, Лизы Калитиной, Елены Стаховой, Марианны. Писатель изображает в своих романах и повестях наиболее цве- тущий период в женской судьбе, когда в ожидании избранника расцветает женская душа, пробуждаются к временному торжеству все потенциальные ее возможности. Вместе с образом тургеневской девушки входит в произведе- ние писателя образ «тургеневской любви». Это чувство сродни революции: «...однообразно-правильный строй сложившейся жизни разбит и разрушен в одно мгновенье, молодость стоит на баррика- де, высоко вьется ее яркое знамя, и что бы там впереди ее ни жда- ло - смерть или новая жизнь,- всему она шлет свой восторженный привет» (XI, 87). Все тургеневские герои проходят испытание лю- бовью - своего рода проверку на жизнеспособность не только в ин- тимных, но и в общественных убеждениях. Любящий герой прекрасен, духовно окрылен, но чем выше взле- тает он на крыльях любви, тем ближе трагическая развязка и - падение. Любовь, по Тургеневу, трагична потому, что перед ее стихийной властью беззащитен как слабый, так и сильный человек. Своенравная, роковая, неуправляемая, любовь прихотливо распо- ряжается человеческой судьбой. Это чувство трагично еще и потому, что идеальная мечта, которой отдается влюбленная душа, не может полностью осуществиться в пределах" земного природного круга. 45


И однако драматические ноты в творчестве Тургенева не явля- ются следствием усталости или разочарования в смысле жизни и истории. Скорее наоборот. Они порождаются страстной влюблен- ностью в жизнь, доходящей до жажды бессмертия, до желания, чтобы человеческая индивидуальность не угасала, чтобы красота явления превратилась в вечно пребывающую на земле, нетленную красоту. Сиюминутные события, живые характеры и конфликты раскрываются в романах и повестях Тургенева перед лицом веч- ности. Философский фон укрупняет характеры и выводит проблема- тику произведений за пределы узковременных интересов. Устанав- ливается напряженная диалогическая взаимосвязь между философ- скими рассуждениями писателя и непосредственным изображе- нием героев времени в. кульминационные моменты их жизни. Тур- генев любит замыкать мгновения на вечность и придавать прехо- дящим явлением вневременной интерес и смысл. «Стой! Какою я те- перь тебя вижу - останься навсегда такою в моей памяти! - восклицает писатель в стихотворении в прозе «Стой!».- Вот она - открытая тайна, тайна поэзии, жизни, любви! Вот оно, вот оно, бессмертие! Другого бессмертия нет - и не надо. В это мгновение ты бессмертна. Оно пройдет - и ты снова щепотка пепла, женщина, дитя... Но что тебе за дело! В это мгновенье - ты стала выше, ты стала вне всего преходящего, временного. Это твое мгновение не кончится никогда» (XIII, 195, 196). По складу своего характера Тургенев был сомневающимся в се- бе и во всем «Гамлетом», а по политическим убеждениям - либе- ралом-постепеновцем, сторонником медленных экономических и по- литических реформ. Но на протяжении всего творческого пути он питал «влеченье - род недуга» к революционерам-демократам. В либерализме Тургенева были очень сильны демократические симпа- тии, окрепшие еще в юности благодаря дружескому общению с В. Г. Белинским. Неизменное преклонение вызывали у Тургенева «сознательно-героические натуры». К их числу он относил «новых людей», революционеров-демократов круга Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, а потом и революционных народников. Тур- генева привлекала в них цельность характеров, отсутствие проти- воречий между словом и делом, волевой темперамент, окрыленный идеей революционных борцов. Он восхищался их героическими порывами, но в то же время полагал, что они слишком торопят русскую историю. А потому он считал их деятельность трагически обреченной: это верные и доблестные рыцари революционной идеи, но история своим неумолимым ходом превращает их в рыцарей на час. С умеренными общественно-политическими убеждениями Турге- нева органически связаны его эстетические взгляды. В условиях дисгармонического века социальных потрясений и революционных катаклизмов он пытался удержать в своем творчестве эстетический идеал пушкинского, гармонического мироощущения. Искусство 46

Тургенева пробивается к гармонической полноте изображения жиз- ни, но она непосредственно не выявлена в его романах, читатель лишь приближается к ее постижению. Здесь обнаруживается неведомый Пушкину, но неизбежный в послепушкинскую эпоху драматизм в развитии самого искусства. Гармонию в условиях дисгармонического времени оно отвоевывает у жизни с большим трудом, с известного рода напряжением. Но постоянная и упорная погоня Тургенева за ускользающей из рук полнотой и гармонич- ностью мира составляет существенную черту его художественной индивидуальности, придает его искусству неповторимый облик, от- личает Тургенева в кругу его литературных соратников.