Сценарий мероприятия пушкинский день. Сценарий мероприятия ко дню рождения А

Задачи конкурса:

  • Приобщать детей к чтению художественной литературы;
  • Знакомить ребят с творчеством Пушкина А.С.;
  • Расширять словарный запас учащихся.

Оборудование:

  • проектор;
  • 2 платка, 2 зеркала;
  • 2 скатерти, 2 одноразовых тарелки, 2 стакана, набор бутафорских фруктов;
  • дипломы.

Ведущий: Добрый день дорогие друзья, мальчики и девочки, а так же уважаемые педагоги! Мы рады приветствовать вас у нас в гостях. Давайте поприветствуем друг друга громкими аплодисментами.

С чего начинается радостный и волнующий мир детства?

С колыбельных песен мамы. С крепких рук отца, подбрасывающих тебя под потолок. С запаха бабушкиных пирогов.

И конечно же со сказок Александра Сергеевича Пушкина. При помощи сказок, мы познаем мир, учимся различать добро и зло, правду и ложь... Сказки Пушкина – это мы с вами, наши характеры, взгляды на жизнь, стремление к счастью и гармонии. По настоящему мудр тот, кто не расстается с пушкинскими сказками всю жизнь, потому что их красотой не устаешь любоваться, а глубину постигаешь лишь с годами, с обретением житейского опыта.

Сегодня здесь собрались ребята, кто любит и знает сказки Пушкина. Ребята, нам с вами прислали письмо. (смотрим письмо) Приложение 1 .

Ой, ребята, здесь какие-то стихи и некоторые слова в тексте пропущены. Ребята поможете мне восстановить эти слова? (отвечают дети - да)

Ведущий: Ребята, сегодня наш конкурс будет оценивать жюри. (представляем жюри)

Ребята внимание на экран. Строчки стихов Александра Сергеевича Пушкина, словно тропинки, ведут тебя в страну его поэзии. Кого только не встретишь на этих неведомых дорожках. И гордого Гвидона. И белую царевну Лебедь. И бойкого Балду.

Много мест в необъятной России исходил, исколесил за свою жизнь Пушкин. Одни места лишь промелькнули за окном его кибитки, в иных он задерживался на дни, месяцы, годы. Но где бы поэт не был, он писал стихи, поэмы, повести. Со сказками же связан один интересный географический факт: оказывается, почти все сказки написаны Пушкиным в одном месте, правда, в разное время. Ребята, а вы знаете, где создавал поэт свои сказки? (в селе Болдино Нижегородской губернии в 1830 г.)

Пушкин – самый любимый писатель у нас в стране. Его все знают, книги его все читают. Его стихи заучивают наизусть. Его портрет знаком всем.

Почему-то кажется, что великие люди и в детстве должны быть необыкновенными. Необыкновенным было и само происхождение поэта. Его прадедом был уроженец Африки по имени Ибрагим, человек с почти черным лицом и серными курчавыми волосами. Трудно себе представить, что изящный, порывистый Александр был когда–то толстым и неповоротливым. Гулять не любил: только силой можно было его вытолкать на улицу. В семь лет с Сашей что-то случилось: из тучного, боязливого увальня он превратился в резвого и озорного ребенка.

Ему было 9 лет, когда блуждая по большому дому, он забрел в отцовскую библиотеку. Взял книгу и начал читать. А потом Саша вставал среди ночи, прислушивался все ли спят и потихонечку шел в библиотеку.

Ребята, а вы знаете от кого Пушкин понаслушался сказок? (ответы детей). Правильно от своей удивительной няни – Арины Родионовны. Через много лет, вспоминая добрую свою сказочницу, поэт писал о ней:

Я ждал тебя: в вечерней тишине
Являлась ты веселою старушкой
И надо мной сидела в шушуне,
В больших очках и резвою гремушкой.

Ах, как сладко, и тревожно, и радостно становилось в эти мгновения мечтательному мальчику, ловившему каждое слово и жест сказочницы.

А сказок она знала великое множество. Саша просил, чтобы няня повторяла ему одни и те же сказки по многу раз и запоминал их.

Становясь старше вы узнаете и другие произведения Пушкина. Много лет уже прошло со дня смерти Александра Сергеевича Пушкина, а память о нем не умирает, любовь к нему не приходит и слава растет. Монументы, увековечившие память о величайшем русском поэте, можно увидеть в Москве и Санкт – Петербурге, Одессе и Кишиневе, Тблиси, Ташкенте, в Болдине, Михайловском. Обычно скульпторы изображали Пушкина в одиночестве. Но к двухсотлетию со дня его рождения, в Москве, на улице Арбат, был установлен памятник Пушкин и Натали.

1. Конкурс “Литературная разминка” - презентация

Внимание на экран. Ребята, вам нужно угадать, из какой сказки эти слова.

Молодцы! А мы продолжаем. И на сцену мы приглашаем по одному человеку от школы. Ребята, вам сейчас нужно разделиться на две команды.

2. Конкурс “Свет мой зеркальце”

Мы продолжаем нашу конкурсную программу. Первый человек из команды подбегает к столу, надевает на голову платок, берет зеркало и говорит: “Свет мой зеркальце скажи, да всю правду доложи”. Потом, кладет зеркало, снимает платок и возвращается к своей команде, передает эстафету следующему участнику. И так вся команда, кто быстрее. Ребята, вам понято задание? (ответы детей) Раз, два, начали. Молодцы ребята! Проходите в зал.

3. Конкурс “Выбери номинацию” - презентация

Мы продолжаем. Ребята, внимание на экран. На экране вашему вниманию представлены сказки Пушкина. Ребята, вы по очереди выбираете сказку, на экране появляется вопрос, вы выбираете вопросы по порядку и отвечаете. За каждый правильный ответ вы получаете 1 бал.

Молодцы, ребята!

Мы продолжаем наш конкурс. И мы приглашаем на сцену по 2 человека от школы. Ребята, нам нужно разделимся на 2 команды.

4. Конкурс “Скатерть самобранка”

Ребята, вам сейчас нужно будет накрыть на стол: первый участник бежит, берет скатерть и стеллит ее на стол, возвращается, бежит 2 участник, берет тарелку и ставит на стол, потом 3 участник бежит берет стаканчик, ставит на стол и возвращается, бежит 4 участник берет ложку, кладет на стол и возвращается, 5 участник бежит берет фрукт и кладет его в тарелку и возвращается, 6 участник берет другой фрукт и кладет в тарелку, возвращается и так вся команда. Кто быстрее. Ребята, вам понятно задание? На старт внимание марш.

Молодцы! Проходите в зал. Продолжаем наш конкурс.

5. Конкурс “Телеграммы” - презентация

Ребята, сегодня мы получили необычные телеграммы. Вам сейчас предстоит их разгадать. Готовы? Внимание на экран. За правильный ответ вы получаете 1 бал. Молодцы ребята!

6. Конкурс “Наливные яблочки” - презентация

Внимание на экран. Перед вами наливные яблоки. Вы по очереди выбираете по одному яблоку. Кто знает правильный ответ, поднимаем руку и отвечаем. За правильный ответ, вы получаете 1 бал.

7. Кроссворд по сказкам А.С. Пушкина.

Ребята,я зачитываю вопрос, а вы кто угадал, поднимаете руку и отвечаете. За правильный ответ вы получаете 1 бал.

Молодцы, ребята! Вот и подошел к концу наш конкурс по сказкам А.С. Пушкина.

Ребята, пока наше жюри подводит итоги нашего конкурса.

Давайте вместе разгадаем “Чьи же это вещи”, кому они принадлежат. Я буду зачитывать, а вы будете отвечать.

КОНКУРС "ЧЬИ ВЕЩИ?"

  1. Разбитое корыто? (Старуха)
  2. Невод? (Старик)
  3. Белочка? (Князь Гвидон)
  4. Волшебный меч? (Черномор, затем Руслан)
  5. Говорящее зеркало? (Злая Царица-мачеха)
  6. Шапка-невидимка? (Черномор)
  7. Золотой петушок? (Царь Дадон)
  8. Дубовый лук? (Князь Гвидон)
  9. Прялка? (Старуха из "Сказки о рыбаке и рыбке", три девицы из "Сказки о царе Салтане")
  10. Волшебное кольцо? (Вещий Финн, "Руслан и Людмила"

Ребята, мы благодарим вас за участие в нашем конкурсе, за то что вы показали хорошее знание сказок А.С. Пушкина. Я уверена, что вам ещё не раз захочется перелистать великолепные страницы пушкинских сказок!

Настал самый торжественный момент Церемония награждения.

Детям вручаются дипломы.

Читайте Пушкина, читайте
И не живите днем одним
С ним и любите, и мечтайте
И размышляйте вместе с ним.
И светлой дружбой дорожите
Ее, как свет звезды неся,
Как Пушкин, пламенно живите –
Жить нам без Пушкина – нельзя.

Приложение 1

Старый замок в гуще леса.
В этом замке спит.......(принцесса)
Лес дремучий замок прячет.
Принц отважный к замку.......(скачет)
Ясно всем, что дальше будет;
Принц красавицу.........(разбудит)
Злой Кощей совсем не глуп.
Сторожит он старый......(дуб).
На цепи из ста колец
Золотой весит.... (ларец)
Тот ларец стеречь не шутка:
Заяц в нем, а в зайце - ......(утка).
На Кощея утка зла.
В ней яйцо, а в нем - .......(игла).
Кто иглу тайком достанет,
Тот сильней Кощея.......(станет).

День памяти А.С. Пушкина

Цели и задачи:

Цели мероприятия : расширить представление обучающихся о жизни творчестве великого поэта, развивать навыки выразительного чтения, работы со словом.

Задачи: 1. Пробуждать в детях интерес к книге, к чтению; расширять их литературный кругозор;
2. Приобщить учащихся к сказкам А. С. Пушкина, познакомить детей с фактами биографии поэта.
3. Развивать внимание, мышление, речь, память детей.
4. Воспитывать культурных слушателей и зрителей.

ЧТЕЦ : Я памятник воздвиг себе нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа,

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит –

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий

Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца,

Хвалу и клевету приемли равнодушно,

И не оспаривай глупца.

ВЕДУЩИЙ: 29 января 1837 года в Санкт-Петербурге, в квартире на Мойке завершил свой земной путь величайший русский поэт – Александр Сергеевич Пушкин.

ЧТЕЦ : Из записок доктора В.И. Даля:

«Друзья и ближние молча, сложа руки, окружили изголовье отходящего. Он вдруг, будто проснувшись, быстро раскрыл глаза, лицо его прояснилось, и он сказал: ""Кончена жизнь""

ВЕДУЩИЙ : Все мы с детских лет с удовольствием слушали стихи и сказки Александра Сергеевича Пушкина, которые нам читали и рассказывали нам наши мамы, папы, бабушки, воспитатели и учителя. Смотрели замечательные художественные и мультипликационные фильмы, снятые по сказкам Пушкина. Мы с вами сегодня постараемся вспомнить как можно больше сказок этого замечательного поэта, поиграем и узнаем, кто же из вас лучший знаток и почитатель сказок Александра Сергеевича.

И первое испытание, которое вы пройдете, это кроссворд по произведениям А.С. Пушкина. Кроссворд

«Сказочная шкатулка»

Оборудование: шкатулка с предметами: зеркало, яблоко, орех, картинки комара, бочки.

У меня в руках волшебная шкатулка в которой находятся волшебные предметы из сказок Пушкина. Вы должны отгадать, что это за предметы. Можете задавать мне любые вопросы, например – это предмет из железа? Я вам отвечаю, только да или нет. Кто первый отгадает, тот получит сладкий приз.

«Сказочные пазлы»

Оборудование: пазлы по сказкам А. С. Пушкина

ВЕДУЩИЙ : Бедокурка набедокурил – разрезал ножницами иллюстрации к сказкам. Необходимо восстановить картинку и назвать сказку.

«Загадки от Балды»

ВЕДУЩИЙ : Вам пришло письмо. Но от кого оно вы должны отгадать.

Он живёт в поповом доме,

Спит себе на соломе,

Ест за четверых,

Работает за семерых;

До светла всё у него пляшет,

Лошадь запряжёт, полосу вспашет,

Печь затопит, всё заготовит, закупит,

Яичко испечёт да сам и облупит.

(Балда)

А из какой он сказки? (Сказка о попе и о работнике его Балде.)

(Читает письмо.)

Здравствуйте детишки,

Девчонки и мальчишки!

Я шлю вам пламенный привет,

А вас прошу мне дать ответ,

На все мои загадки.

Желаю удачи, ребятки!

Балда.

Загадки от Балды

В море синем обитает

И желанья исполняет.

Если у человека добрая душа,

Она ему поможет всегда.

(Золотая рыбка)

В красивом тереме, а не в избушке

В тихом месте, на лесной опушке,

Братья дружной семьёю живут,

От врагов родную землю стерегут.

(Семь богатырей)

В клетке золотой живёт

Да орешки всё грызёт.

А орешки не простые,

В них скорлупки золотые.

(Белка из «Сказки о царе Салтане»)

Он ходит всегда сам по себе:

Волшебную сказку расскажет тебе,

Спеть песенку весёлую может,

Под колыбельную спать уложит.

(Кот учёный)

Сначала просила корыто, потом новый дом,

Жить счастливо можно было в нём,

Дворянкой столбовою стала,

Всего этого ей оказалось мало.

Стать владычицей морской попыталась

Да у разбитого корыта осталась.

(Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке»)

В хрустальном гробу красавица лежит.

Глядя на неё можно подумать, что спит.

Царь батюшка скучает по ней,

По свету белу ищет Елисей.

(Царевна из «Сказки о мёртвой царевне»)

«Поймай золотую рыбку»

Оборудование: золотые рыбки

Закинул старик в море невод, -

Пришёл невод с одной тиной.

Он в другой раз закинул невод, -

Пришёл невод с травой морскою.

В третий раз закинул он невод, -

Пришёл невод с одной рыбкой,

С непростой рыбкой, - золотою.

ВЕДУЩИЙ : Ребята, кто знает, из какой сказки эти строки? (Сказка о рыбаке и рыбке.) Молодцы! Сейчас мы с вами тоже будем ловить рыбу. Кто же из вас самый удачный рыболов?

По кругу разбрасываются золотые рыбки. Пока играет музыка, все танцуют. Как только музыка заканчивается, нужно успеть схватить одну рыбку. Кому рыбки не досталось, тот выбывает. Игра продолжает пока не останется один человек.

«Ветродуи»

Оборудование: воздушные шары, парта.

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты гуляешь в синем море,

Гордо реешь на просторе…

ВЕДУЩИЙ: Кто знает, из какой сказки эти строки? («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях») А кто из вас может потягаться с ветром?

На середине стола лежит воздушный шарик. Вызывается по одному участнику от команды. Кто передует шарик на сторону соперника тот и побеждает. Играет несколько пар по очереди.

Эстафета «Дубовый листок»

ВЕДУЩИЙ : Сейчас мы с вами проведем разминку. Поднимите правую руку вверх, покачайте руками. Разведите руки в стороны, пожужжите, как шмель, в которого превращался Гвидон.

Участник располагает у себя на голове листок дуба и бежит до черты, разворачивается и бежит обратно, передает листок следующему. Важно листок не ронять на пол.

ВЕДУЩИЙ: Ну, вот и подошла к концу наша встреча. Давайте вспомним все сказки, о которых мы сегодня с вами говорили.

Я надеюсь, что мы с вами прощаемся ненадолго и скоро снова встретимся.

До свидания, до новых встреч.

Цели и задачи:
Приобщать учащихся к миру поэзии А.С. Пушкина, учить понимать её значимость для России, гордиться Пушкиным, удивляться ему, читать, заучивать наизусть, осознавать, что «Пушкин – это наше всё…»
Посредством лирики Пушкина учить передавать слушателям живую мысль в прочувствованных образах, воздействовать на ум, чувства зрителей, быть понятным, впечатляющим, убедительным.
Воспитывать нравственно-эстетические, патриотические чувства; формировать познавательный интерес и любовь к прекрасному, вечному; развивать творческую активность учащихся.

Оборудование:
Портрет А.С. Пушкина;
Книжная выставка;
Аудиозапись романса Г. Свиридова к кинофильму «Метель».
Презентация

Ход мероприятия:

Учитель: Пушкин… Наверное, трудно найти человека, который не знал бы этого имени. Пушкин входит в нашу жизнь в детстве и остается с нами до конца. Каждый находит в нем что – то свое, быть может, близкое и понятное только ему. Для кого – то Пушкин – учитель, помогающий идти по нелегкой дороге жизни, кто – то ищет в его произведениях ответы на многочисленные вопросы, а кто – то видит в нем просто друга, которому можно поведать сокровенные тайны своей души. Ведь поэт никогда не оттолкнет. Напротив, он даст совет, такой незатейливый и понятный, или скажет несколько добрых слов, которых так мало в нашей жизни.

У каждого возраста свой Пушкин. С ранних лет мы читаем сказки, учимся отличать добро от зла и жестокости. Разве не просим мы царевну не есть ядовитое яблоко, хотя знаем, что она все равно его съест и заснет на долгие годы? Разве не удивляемся мы жадности старухи, требовавшей богатств у золотой рыбки? Чуть позже мы возьмем в руки прекрасные пушкинские стихотворения, наполненные нежностью и любовью. Читая повести, мы познаем русскую историю. Возвращаясь к произведениям, мы всегда будем открывать для себя нового Пушкина.

Каким же был этот человек, сумевший завоевать сердца многих поколений? (Слайд 2)

1ученик: Вечером, 26 мая (6 июня) 1799 года, солнце заходило, не зная о том, что у него появился соперник. Блестело золото зари в оконных стеклах, пряно пахла на пустырях нагретая дневным жаром крапива. А в легких сумерках вдоль улиц заструился юный и нежный аромат. Цвели березы. И вдруг по всей Москве зазвонили колокола. Они гремели у Неглинных и Покровских ворот, на Арбате, на Тверской, в Китай-городе. Это был красный праздничный звон. В семье Пушкиных родился мальчик – будущее солнце русской поэзии. Москвичи выбегали на улицы, бросали вверх свои картузы и кричали “Ура!” Правда, эти крики и звон колоколов не имели отношения к мальчику. В Москве получили известие о рождении внучки императора Павла 1. Но все равно приятно, что так празднично был отмечен день, когда на свет явился русский гений. (Слайд 3.)

Наш праздник посвящается А.С. Пушкину. Мы будем говорить о нем, о тех, кто с ним общался, пройдем дорогами его жизни и творчества.

Представление участников праздника

Представление жюри

1 конкурс “В мире дат” (Слайд 4)

Участники получают карточки – задания. Дают письменные ответы, сдают жюри.
19 октября 1811 год – как эта дата связана с биографией А.С. Пушкина? (День открытия лицея в Царском Селе).
1820-1824 годы – что это за период в жизни поэта? (Южная ссылка).
Вспомните первое стихотворение этого периода (Элегия “Погасло дневное светило”).
“Я помню чудное мгновенье”. В каком году написано это стихотворение? (1825) Где в это время живет поэт, почему? (Михайловское, 2 ссылка).
1833 год. Осень. Чем знаменательно это время для поэта? (Болдинская осень – плодотворный период: ”Медный всадник”, “Пиковая дама”, ”История Пугачева”, ”Осень”).
1837 год – как эта дата связана с именем Пушкина? (Родился).

2 конкурс «Назови произведение» (Слайд 5)

Учитель: Я называю букву алфавита – вы отвечаете названием произведения Пушкина на эту букву

А – “Анчар”, “Ангел”, “Арион”…

Б – “Бахчисарайский фонтан”, ”Бесы”…

В – “Вольность”…

Г – “Гаврилиада”.

Д – “Друзьям”, “Домик в Коломне”.

Е – “Его стихов пленительная сладость”.

Ж – “Жених”, “Желание славы”.

З – “Зима”,“Зимнее утро”.

И – “Иностранке”.

К – “Кавказ”, “Кинжал”, “К морю”.

Л – “Лицинию”.

М – “Медный всадник”.

Н – “Няне”, “Ночь”.

О – “Осень”.

П – “Полтава”.

Р – “Руслан и Людмила”.

С – “Сказка о …”

Т – “Туча”, “Талисман”.

У – “Узник”.

Ф – “Фонтану Бахчисарайского дворца”, и т.д.

3 конкурс «Историческая страница» (Слайды 6-7)

1. Лицей – привилегированное учебное заведение. В прошении и приёме сына туда отцу А.С.Пушкина нужно было представить подтверждение о происхождении мальчика из древнего дворянского рода. Кого можно считать лицейским наставником А.С. Пушкина?

1. Профессора Кошанского. +

2. Профессора Куницина. +

3. Профессора Галича.+

2. Сколько стихов написал Пушкин за годы пребывания в Лицее?

3. Какая современная газета была выпущена А.С. Пушкиным?

1. “Юридический вестник”.

2.“Экономическая газета”, “Аргументы и факты”.

3. “Литературная газета”.+

4. Пушкин был первым ценителем произведений этого писателя, его советчиком и даже дал этому человеку сюжеты для 2-х замечательных произведений, которые все знаете? Кому и каких произведений?

(Гоголю; “Ревизор” и “Мертвые души”).

5. В каких произведениях А. С. Пушкин изобразил Петра 1?

(“Полтава”, “Медный всадник”, “Арап Петра Великого”).

6. В основе какого пушкинского произведения лежит летописный рассказ? (“Песнь о Вещем Олеге”)

7. “Мой первый друг, мой друг бесценный” – кому из друзей посвящено это стихотворение?

1. Антону Дельвигу

2. Ивану Пущину +

3. Вильгельму Кюхельбекеру

8. Три географических названия связаны с именем великого поэта. Это родовые имения Пушкиных. Нет ли тут ошибки?

1. Болдино

2. Михайловское

3. Полотняный завод +

4 конкурс «Музыкальная станция» (Слайд 8)

Учитель: Более 1000 композиторов обращались к творчеству А.С.Пушкина. Это Глинка, Даргомыжский, Мусоргский, Бородин, Римский – Корсаков, Рахманинов, Шостакович…

Около 500 сочинений великого русского поэта легли в основу более 3000 музыкальных произведений. Это оперы, балеты, оратории, кантаты… Свыше 2000 романсов! Наконец, это музыка к спектаклям, кинофильмам, теле- и радиопередачам.

Главная причина тут прежде всего в лиризме пушкинских строк, в их музыкальности, певучести…

а) Есть одно произведение, где Пушкин обращается к музыке впрямую. Это размышление о таланте и ремесле, зависти и гордыне, доверчивости и предательстве…

— Что это за произведение? Жанр?

(Трагедия “Моцарт и Сальери”)

б) На фоне музыки.

— Какому произведению посвящена эта музыка?

— Кто композитор?

(Муз. Г.Свиридова к повести “Метель”)

— Жанр произведения?

1. Рассказ

3.Повесть

— Где написано?

1.Болдино

3.Михайловское

— Персонаж, рассказывающий о том, что произошло в церкви в метельную ночь?

1. Марья Гавриловна

3.Владимир

Рассказывая о родителях, согласившихся на брак дочери с “бедным армейским прапорщиком”, автор приводит пословицу. Какую:

1. ‘’Не в деньгах счастье’’.

2.’’Деньги – дело наживное’’.

3.’’Бедность не порок’’.

в) Кто из композиторов написал музыку к операм по произведениям А.С.Пушкина?

— “Борис Годунов”? (Мусоргский)

— “Руслан и Людмила”? (М.Глинка)

— “Евгений Онегин”? (П.Чайковский)

— “Пиковая дама”? (П.Чайковский)

— “Мазепа”? (П.Чайковский)

— “Сказка о царе Салтане” (Н.Римский-Корсаков)

— “Золотой петушок”? (Н.Римский-Корсаков)

— “Моцарт и Сальери”? (Н.Римский-Корсаков)

— “Русалка” (А. Даргомыжский)

5 конкурс «Литературная викторина» (Слайды 9-10)

1) Из какого произведения эти строки:

“У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том”… “Руслан и Людмила»

2) Кто из литературных героев не мог отличить ямба от хорея? Евгений Онегин.

3) Какие пушкинские стихотворение и поэма носят одинаковое название? “Цыганы”.

4) “Подруга дней моих суровых”

— Кому посвящена эта строчка?

Арине Родионовне.

5) Среди названий лирических стихотворений одно не принадлежит Пушкину. Какое?

1. “Зимнее утро”.

2. “Чародейкою зимою”. /Ф.И. Тютчев/

3. “Зимний вечер”.

6) “Наш первый университет”.

— О ком А.С.Пушкин так высоко отозвался? О Ломоносове

7) Откуда эти строки:

Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нём отозвалось! “Евгений Онегин”, 7 глава

8) Стихотворная строфа, созданная Пушкиным? Онегинская строфа

9) Знаете ли вы героев пушкинских произведений? Кто из них:
“Острижен по последней моде, как денди лондонский одет”? (Онегин)
“Дика, печальна, молчалива, как лань лесная, боязлива”? (Татьяна)
”Красавец в полном цвете лет, поклонник канта и поэт”? (Ленский)
“Лет сорок с ключницей бранился, в окно смотрел и мух давил”? (дядя Онегина)
Делал змея из географической карты? (Пётр Гринёв, повесть “Капитанская дочка”)
Перед венчанием заблудился в поле? (Владимир, повесть “Метель”)
Был похищен в день свадьбы? (Людмила, “Руслан и Людмила”)
Наряжался в крестьянское платье, когда шёл на свидание? (Лиза, повесть “Барышня-крестьянка”)

10) Как звали няню Татьяны? Филипьевна

6 конкурс «По сказкам Пушкина» (Слайд 11 — 12)

Учитель: Сказку нередко наполняют разные чудеса: работник наказывает своего хозяина, царь подслушивает разговор трех сестриц, молодой царевич убивает злодея, царица с сыном слушают удивительный рассказ купцов… Все это очень интересно! Следующий наш конкурс. Вспомним любимые вами сказки А.С.Пушкина. Итак, давайте приоткроем дверь в прекрасный мир сказки…

Какими словами царица обращалась к волшебному зеркальцу?

— Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее…

Что кричал петушок, сидя на спице?

— Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!.

Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же приговаривал Балда с укоризной?

— Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!

Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря…

С какими словами обращался старик к золотой рыбке?

— Смилуйся, государыня рыбка!

Как начинает А.С. Пушкин «Сказку о царе Салтане»?

— Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…

Какими словами заканчиваются сказки «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»?

Я там был, мед, пиво пил –

И усы лишь обмочил.

Назовите слова, которыми Пушкин заканчивает «Сказку о золотом петушке».

Сказка ложь, да в не намек!

Добрым молодцам урок.

Подведение итогов. Награждение победителей.

Учитель: А.С.Пушкин давно вошел в жизнь и сердца людей всех возрастов. Едва малыш начинает понимать человеческую речь, в его сознание, как волшебное заклинание, входит “У лукоморья дуб зеленый”.

Пушкинская поэзия принадлежит к вечно живущим и движущимся явлениям, продолжающим развиваться в сознании общества. Пушкин – наше всегда.

А.С. Пушкин – это лучшее, что есть в каждом из нас – это доброта и талант, смелость и простота, верность в дружбе и бескрайность в любви. (Слайд 13)

Любое из человеческих чувств — печаль и гнев, грусть и радость, любовь и дружба – он поднимал в своей поэзии до высочайших точек.

И в этом мы с вами сегодня убедитесь.

До новых встреч! (Слайд 14)


Сценарий

Конкурсной тематической программы

ко дню памяти А.С. Пушкина

«По следам сказки»

для 1-4 класса

Цель:

Прививать любовь к чтению, углубить знания о сказках Пушкина, о самом писателе; формировать образные представления; нравственные понятия; развивать речь детей.

Задачи:

    Вспомнить сказки, написанные Пушкиным А.С.

    Прививать интерес к чтению;

    Воспитывать чувство товарищества, здорового соперничества.

Ведущий: Здравствуйте ребята!

Ребята к нам в школу пришло письмо.

Прочитайте, что здесь написано?
– Что может быть в этом конверте? Давайте посмотрим.

(Дети достают портрет А.С. Пушкина).

Здесь на портрете кто-то изображен, посмотрите внимательно, вы знаете кто это? Конечно же, это великий русский поэт А.С. Пушкин. Я ничего не понимаю, может быть, вы знаете? Почему портрет вложен в конверт? (Ответы детей)

(Потому что 10 февраля День памяти А.С. Пушника).


– А в конверте есть еще что-то, прочитайте.

Только смелый, любящий и знающий сказки, может попасть в волшебную страну «Лукоморье», которую придумал я А.С. Пушкин.

Ребята вам не кажется, что это приглашение побывать в волшебной стране?
– Вы могли бы отправиться в путь, в сказочную страну? Но в письме сказано только тот, кто любит и знает сказки, может попасть в эту страну «Лукоморье». Какие сказки А.С. Пушкина вы знаете?
(Перечисляют)

1. «Сказка о царе Салтане».
2. « Сказка о золотом петушке».
3. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
4. «Сказка о рыбаке и рыбке».
5. «Сказка о попе и о работнике его Балде».
6. «Сказка о медведихе».
7. «Жених»

Ну что же, мне кажется, что вы довольно много знаете сказок, и эти знания нам могут пригодиться в пути. И так в путь…

(Звучит музыка)

Ветер по морю гуляет,

Дует в паруса.

Никогда не престанем

Верить в чудеса.

Где царевна оживает

Злу наперекор,

Где красавиц похищает

Мрачный Черномор,

Где Балда с чертями спорит,

Белочка поет,

Где разбитые корыта

Рыбка раздает

Где шумит волна морская,

Нас туда зовет

Лукоморье цепь златая

И ученый кот

(Открываются шторы. На стене дуб и золотая цепь на ней. Увидев детей, кот останавливается и шипит).

Кот: Ш-ш-ш-ш! Кто это к нам в волшебную страну пожаловал? Как это вы сюда попали?
Ведущий: По неведомым дорожкам, по следам невиданных зверей, шли мы, шли и пришли к тебе кот.
Кот: А знаете ли вы, что я не простой кот, а волшебный, ученый, хожу по цепи кругом, иду налево, песнь завожу, направо сказку расскажу, тут у меня чудеса такие происходят, что вам лучше домой вернуться, и дальше не ходить.
Ведущий: Как же так дорогой кот, мы уже пришли в волшебную страну, и назад не собираемся, правда, ребята?
Кот: Не собираетесь? (Нет). Ну, тогда мне надо вас проверить, что вы знаете о сказках самого Александра Сергеевича. Вот тут у меня свиток, а на нем вопросы волшебные, как ответите на них, так я вам даже карту дам и покажу куда дальше идти. Ну что согласны? (Да).Ну что ж тогда готовьтесь к испытаниям!

Я играть очень люблю. Поиграете со мной? (ответы детей)

Игра называется «Мыши в кладовой»

(Выбираются мышки – дети. Остальные встают в круг и водят хоровод с поднятыми держась друг да друга руками вокруг кота, пока Ведущий читает слова кот догоняет мышек. Как только слова закончились дети опускают руки)

Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши не шумите,
Кота Ваську не будите.
Как проснется Васька кот,
Разобьет ваш хоровод.

Ведущий: Молодцы ребята!

Хорошо мне все понравилось…

Ребята сейчас я буду называть вам определенные вещи, а вы определять кому они принадлежат.

    Разбитое корыто (Старуха)

    Невод, Сеть для рыбалки (Старик)

    Белочка? (князь Гвидон)

    Волшебный меч (Ченомор)

    Говорящее зеркало (Злая царица – мачеха)

    Шапка невидимка (Черномор)

    Золотой петушок (Царь додон)

    Дубовый лук (князь Гвидон)

Кот: Спасибо вам ребята, и на мои вопросы вы ответили, и поиграли со мной, за это я дам вам волшебную карту. Пойдете по ней дальше и ни за что не заблудитесь. А мне пора к дубу возвращаться. Счастливого пути!

Ведущий: Ребята, смотрите, какая замечательная карта у нас проявилась, теперь нам никакие препятствия не страшны. Итак, отправляемся дальше? (Да).

(Звучит музыка. Дети по карте добираются до «берега моря» их встречает там старик, который чинит невод)

Здравствуйте, дедушка! А не подскажите ли вы нам, куда это мы попали?

Старик: Как же милые не подскажу? Подскажу и покажу. Я ведь здесь не просто сижу, а невод свой чиню, как закончу работу, пойду рыбку золотую поймаю, пусть она мое желание исполнит.
Ведущий: Ребята, вы наверно уже догадались, что эта за сказка? («Сказка о золотой рыбке»).
– А какое желание вы хотите загадать? (ответы детей)
Старик: Хочу стать молодым, а старуха, чтоб опять добрая стала.
Ведущий: Зачем же вы дедушка молодым хотите стать?
Старик: А затем что сил нет невод тащить из моря, рыбу ловить надо, а то моя старуха не дает старику мне покоя. Рыбка все ее желание исполнила. А вы помните, что просила моя старуха? (Дети перечисляют).
Ведущий: Не печалься дедушка. Я думаю, ребята тебе смогут помочь. Ребята мы сможем помочь деду наловить рыбы? Что для этого нам потребуется? Я предлагаю вам разделиться на 2 команды, и показать какие мы с вами рыбаки умелые.

1 Команда будет “Лукоморье”

2 Команда будет “33 богатыря”

И гра «Наловим рыбы»

Добежать до бассейна, взять 1 рыбку и вернуться назад. Чья команда быстрее.

Старик: Ребята, какие же вы молодцы. Но это еще не все мое испытание. Вот найдете ошибки, да исправите их тогда отвечу вам на все вопросы

Закинул старик удочку в море.

У лукоморья клён зелёный.

Я ль на свете всех чернее ,

Всех карявей и страшнее ?

Ветер! Ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи птиц.

Избушка там, на тонких ножках.

Стал он кликать золотую щуку .

Ох, и молодцы вы ребятки. А куда же вы отправляетесь?

Ведущий: Мы идем на таинственный остров, который находится в Лукоморье. Не подскажите ли вы нам дорогу?
Старик: Отчего же не подсказать, только вам надо море переплыть. Берите Лодки (обручи) и отправляйтесь в путь. А мне домой пора, а то моя старуха опять браниться начнет. Счастливого пути!
Ведущий: Ну что ж ребята, надо море переплывать. А то, как мы попадем в конечный пункт нашего путешествия? Принимаемся за дело?

Игра «Чья команда быстрей построит лодку»

(Добежать в обруче до стула, и вернуться назад к команде)

Молодцы! Ну, вот мы и переплыли море-океан. Ребята пока мы с вами переплывали море, то попали в шторм, карту смыло водой, что теперь делать? Кто-нибудь помнит дорогу? Куда это мы попали?

Смотрите, лебедь белая плывет. А сама-то величава, выступает будто пава, а как речь-то говорит, будто реченька журчит. В какую сказку мы с вами попали?

(«Сказка о царе Салтане»).


Лебедь: Кто это к нам в гости пожаловал?
– Как вы сюда попали?
– Зачем же вы в путь отправились?
– Я очень рада, что вы проделали такой большой путь, но вы наверно устали?
(Нет).

Тогда я предлагаю вам поиграть. Вы должны составить картинки и сказать, что это за сказки. Согласны?


(Набираем 2 команды по 4 человека)

(Дети собирают картинки из сказок А.С. Пушкина, разрезанные на 4 – 8 частей).


Ведущий: Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием.

Лебедь: Угадайте загадки:

1. В какой сказке, лебедь помогала царевичу, превращая его то - в - комара, то в шмеля? (Сказка о царе Султане).
2. Кто поймал золотую рыбку?
(Дед) .

3. Как называется эта сказка? (Сказка о рыбаке и рыбке).
4. В чем Гвидон и его мать плавали по океану?
(В бочке).
5. Что делает кот ученый, когда идет на право?
(Песнь заводит).
6.Что сначала попросил у Золотой рыбки старик?
(Корыто).

Лебедь: Какие вы молодцы!

За это я исполню ваше желание. Говорите, чего хотите?

Ведущий: (Мы хотим найти дорогу в Лукоморье).


Лебедь :Пойдете прямо по этой дорожке, а в конце повернете налево, и попадете в Лукоморье.

Ведущий: Спасибо.

Итак, ребята чтобы пойти по дорожке которую показала Лебедь мне нужно 10 человек. Ребята, посмотрите, дорожка узкая, надо идти друг за другом, будьте осторожны .

(Дети идут змейкой между кеглями друг за другом.

На вытянутые руки боком

Гуськом на корточках

(Дети идут по дорожке, поворачивают на лево и попадают в страну Лукоморья, где их встречают герои сказок (кот, старик и лебедь) .


Кот: Здравствуйте, друзья мои! Молодцы ребята прошли все испытания и попали в страну «Лукоморью» Вам понравилось ваше путешествие? (ответы детей)

Ведущий: Я надеюсь, что сказки Пушкина навсегда останутся в вашей памяти. Кто же лучше знает сказки А.С. Пушкина? Оказывается, что их хорошо знают все.

Кот: Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!

Старик: С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветёт в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!

Лебедь: За Пушкина Руси спасибо
От имени всего народа!
Ведь мы стихи его читаем
Как он писал – без перевода.

Ведущий: Ребята на этом наше путешествие подошло к концу! Вам понравилось? А это главное.

Список литературы:

    Издательство Москва «Первое сентября» Я иду на урок (чтение) 2000 г.

    Издательство Москва «ВАКО» 2007г. Группа продлённого дня.

    Ресурсы Интернет.

    ООО «Издательство «АЙРИС-пресс» 2009 г. Праздник в школе.

    Москва «АСТ – ПРЕСС» 1998г Игры с буквами и словами (Любимые сказки).

Педагог-Организатор

Беспамятнова Я.Ю.

для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Приобщить детей к творчеству А.С. Пушкина.
Задачи : повторить и закрепить у детей знания сказок А.С. Пушкина, интересные фрагменты. Правильно и четко отвечать на поставленные вопросы, активизировать словарный запас. Развивать речь детей, умение внимательно слушать взрослых. Воспитывать любовь и уважение к русским писателям, композиторам, интерес к сказкам А.С. Пушкина.
Интеграция образовательных областей : «познание», «музыка», «коммуникация», «социализация», «физическая культура».
Оборудование: портрет А. С. Пушкина; карточки с вопросами, мультфильм по сказкам Пушкина, выставка книг А.С. Пушкина, предметы из сказок (зеркало, яблоко, игрушки луна, солнце), ларец, диск с музыкой Н. Римского-Корсакова, театр кукол, мольберты. Детские костюмы богатырей, восточной красавицы.
Предварительная работа:
Реализация проектной деятельности «Лукоморье».

Ход досуга:
(Дети входят в зал под музыку «В гостях у сказки».)

Воспитатель: здравствуйте ребята, сегодня я приглашаю вас в чудесный мир сказок А.С. Пушкина – «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». (Дети заходят в зал ручейком.)

Воспитатель: велик и разнообразен сказочный мир.

Всех героев этих сказок
Все мы знаем без подсказок
Царь Салтан и Черномор
Поп, Балда и царь Гвидон
И Людмила, и Руслан
Кто эти сказки написал? (А.С. Пушкин)

Воспитатель: правильно! Все эти сказки написал великий русский поэт А.С. Пушкин.

Дети читают стихотворение «У Лукоморья»
За дверью слышится мяуканье. Из-за двери появляется кот.

Кот: здравствуйте, мои друзья! Кот ученый – это я. Я со сказками дружу, сам я к детям прихожу!
Воспитатель: в гости милости прошу!
Воспитатель: а где же твоя золотая цепь?
Кот: когда я отправляюсь в гости к детям, я прошу бурого волка и русалку посторожить её.
Воспитатель: уважаемый кот, вначале для порядка отгадай нашу загадку. Приготовились? Вниманье!

(Инсценировка фрагмента «Сказки о золотой рыбке» с использованием театра игрушек.)

Воспитатель: жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Раз он в море закинул невод,
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, - золотою.

Рыбка: "Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь."

Дед: "Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе."

Воспитатель: Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
Старика старуха забранила:

Старуха: "Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось".

Кот: эта сказка мне знакома. «Сказка о рыбаке и рыбке». Была старуха и крестьянкой и столбовой дворянкой, а кончилось дело все тем же корытом, но только не новым, а старым, разбитым. Какие молодцы! Благодарю вас, вы были настоящими артистами.
Воспитатель: Котик, посмотри, а у рыбки на чешуйке задания. Давайте все вместе встанем в круг и поиграем в игру «Рыбкины секреты».
Вопросы рыбки:
1. Сколько лет жили старик со старухой (30 лет и 3 года)
2. Где они жили? (у самого синего моря)
3. Чем ловил старик рыбу? (неводом)
4. Сколько раз бросал невод старик? (3 раза)
5. Что поймал старик в первый раз? (тину)
6. Что поймал во второй раз? (траву морскую)
7. Назовите первое желание старухи? (корыто)
8. Как называла в гневе старуха старика? (дурачина ты, простофиля)
9. Старик добрый, а старуха...(злая)
10. Старуха строптивая, а старик...(покорный)
11. Как называл старик золотую рыбку? (государыня рыбка)

Воспитатель: молдцы ребята и ты кот.
Кот: А у меня для вас загадка посложнее. Закрываем глазки и повторяем заклинанье:
«Сказки Пушкина мы знаем, любим очень и читаем. В сказку мы попасть хотим. 1, 2, 3 карабарим!»
(Демонстрирует волшебный ларец.)

Есть ларец, а в нем предметы.
Я их буду доставать, ну, а вы – их называть!
Игра «Угадай, из какой сказки предметы»
Кот достаёт все предметы (яблоко, зеркальце, луна, солнце, ветер). Мой вопрос совсем простой: Как названье сказки той? (Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях).
Вопросы к детям:

  • Как говорится о яблоке? (чтение отрывка)
  • Какими словами обращается царица к волшебному зеркальцу? (чтение отрывка)
  • К кому обращался королевич Елесей, когда искал царевну- невесту?

(к солнцу, луне). Все вместе обращаются к ветру (звучат звуки ветра).
Опустел мой ларец. вот игре и конец.
Воспитатель: спасибо котик. Настала наша очередь загадать тебе загадку. Раз-два-три повернись, сказка новая начнись.
Восточный танец Шамаханской царицы (исполняет выпускница детского сада)
Кот: это Шамаханская царица из сказки «Золотой петушок». А музыка какая красивая.
Воспитатель: ребята, скажите пожалуйста как назвать человека, который сочиняет музыку? (композитор)
Я предлагаю всем послушать музыкальное произведение. (звучит фрагмент пьесы «Полёт шмеля»)
Что напоминает вам музыка? Кто её написал? Из какой сказки? (Сказка о царе Салтане). Изобразите как летал шмель.

«Шмелем князь оборотился
Полетел и зажужжал.
Судно на море догнал.
Потихоньку опустился
На корму и в щель забился.»

Кот: молодцы! Вы знаете, ребята, в волшебной стране «Лукоморье» иногда происходят разные чудеса. На поляне сказок случился переполох и перепутались все сказки. Надо навести порядок, и для этого мы с вами пойдём по неведомой дорожке, но чтобы по ней пройти нам необходимо вспомнить пушкинские сказки.
Воспитатель: я буду сказку начинать.
Кот: а мы будем продолжать.
Кот (пытается идти по дорожке, но не получается) и воспитатель помогает, читая отрывки из сказок, а дети дополняют фразами.
Игра «Там на неведомых дорожках»
Царь с царицею простился,
В путь дорогу снарядился,
И царица у окна
СЕЛА ЖДАТЬ ЕГО ОДНА.

А Балда приговаривал с укоризной:
«НЕ ГОНЯЛСЯ БЫ ТЫ, ПОП, ЗА ДЕШЕВИЗНОЙ!»

Ей в приданое дано
БЫЛО ЗЕРКАЛЬЦЕ ОДНО;
Свойство зеркальце имело;
ГОВОРИТЬ ОНО УМЕЛО!

Жил старик со своею старухой
У САМОГО СИНЕГО МОРЯ.
Они жили в ветхой землянке
РОВНО ТРИДЦАТЬ ЛЕТ И ТРИ ГОДА!

Ветер по морю гуляет
И КОРАБЛИК ПОДГОНЯЕТ.

Белка песенки поет
ДА ОРЕШКИ ВСЕ ГРЫЗЕТ,
А орешки не простые,
ВСЕ СКОРЛУПКИ ЗОЛОТЫЕ!

Воспитатель: молодцы, ребята!
Кот: вот и поляна сказок.
Воспитатель: перед вами большие блюдца (нарисованные на ватмане), по которым катилось волшебное яблочко, только сказок то на них нет. Давайте все вместе вернём сказки на прежнее место (дети подбирают персонажей по сказкам). Вместе с котом называю их. Присаживаются на свои места.
Воспитатель, обращаясь к коту:

Сказки Пушкина мы знаем
Любим очень и читаем
Учим даже наизусть.
В них живёт наш русский дух.

Стихотворение «Богатыри» (читают дети)
Широко ты Русь по лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил, старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая, полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга
За тебя в нужде сложить голову.

Кот: теперь я точно знаю, что вы знаете и любите сказки А.С. Пушкина.
Воспитатель:
Это Пушкин. Это чудо.
Это прелесть без конца.
В нашей жизни вечно будет
Этих сказок голоса.

Ну что ж, ребята, всё хорошее когда-нибудь заканчивается. Вот и подошла к концу наша с вами встреча с пушкинскими сказками. Давайте попрощаемся с гостями и вместе с котом – учёным и пройдём через волшебные ворота в нашу группу.