Анализ рассказа А.И. Солженицына "Матренин двор"

В рассказе «Матрёнин двор» А.И.Солженицына показан русский деревенский быт второй половины двадцатого столетия. В центре повествования Матрёна, совмещающая в себе два образа, свойственных для русской литературы. Образ некрасовской русской женщины и образ праведника, без которого, как говорится в известной русской пословице, не стоит село.

Главная героиня рассказа – настоящее воплощение образа сильной, самоотверженной женщины, на тяжёлую долю которой выпадает немало бед: несчастная любовь, смерть детей, потеря мужа, болезнь, настигающая её каждый месяц. Образ Матрены близок к изображению русских женщин Некрасовым. Женщина в некрасовской поэзии всегда обречена на несправедливость, её несчастная судьба предопределена тем обществом, в котором она живет. Так и в произведении Солженицына Матрёна - женщина невероятной силы, но живущая в несправедливости.

Но не только образ силы воплощён в Матрёне, она ещё и тот самый праведник, без которого не стоит село. Но почему же односельчане не осознают праведничества Матрёны?

Система образов рассказа «Матрёнин двор» построена на антитезе –естественность, духовное богатство Матрёны, её равнодушие к материальным благам противопоставлены мелочным интересам и бедной душевной организации её односельчан. Матрёна не имела хозяйства, не числилась в колхозе, пенсию не получала, однако не озлобляется Матрёна на мир, а продолжала трудиться и помогать, всем кто нуждается в ее помощи. «Ни труда, ни добра своего не жалела Матрёна никогда» - так говорит о Матрёне автор. Она помогала соседке выкапывать картошку, хотя была больна, работала в колхозе, хотя там даже не числилась.

Речевая характеристика Матрены создаёт образ искренней, добродушной, простой женщины. Просторечия, сбивчивая речь, большое количество повторов при разговоре – все это характеризует Матрену, как человека, все делающего от сердца, не проводя в голове расчётов, как бы показать себя в лучшем свете. Бескорыстие, скромность, доброта – те праведные черты характера, которые отличали ее от всех остальных, но которые никак не хотели замечать ее родственники и соседи. Почему же так?

Я думаю, ответ кроется в том, что поведение Матрены было им попросту непонятно. Вокруг неё мелочные, лицемерные, духовно бедные люди, занятые своими заботами и думающие только о себе. Как могли понять светлую душу Матрены ее сестры, которые прямо на похоронах, искусственно плача, делили имущество Матрены? Как Фадей и его родня из-за своей жадности, чуть не погубившие в ту роковую ночь тысячи людских жизней, могли понять бескорыстие и терпеливость Матрены? Как та, другая Матрёна, обрядно рыдающая над могилой, могла понять искренность истиной Матрёны? Как государство, старающееся «замять» дело и «свалить все на пьянку», могло понять справедливость Матрены? Как подруга Маша, в самый день похорон не забывшая об обещанном ей вязанке, могла понять равнодушие Матрены к материальным благам? Все ее окружение духовно очень бедно и не способно понять богатств матрениной души.

Таким образом, односельчане Матрены не понимали, что Матрёна – тот самый праведник, без которого не стоит село, в силу своей бездуховности. Поступки Матрены они воспринимали, как должное, как что-то само собой разумеющееся. Хочется выразить надежду, что после утраты Матрены, они осознали ее добродетель, и поняли, что их село, как и любое другое, действительно не может стоять без праведника, без своей Матрены.

В журнале «Новый мир» было опубликовано несколько работ Солженицына, среди них и «Матренин двор». Рассказ, по словам писателя, «полностью автобио­графичен и достоверен». В нём говорится о русском селе, о его жителях, об их ценностях, о добре, справедливости, сочувствии и сострадании, труде и помощи, — качествах, которые умещаются в праведнике, без которого «не стоит село».

«Матренин двор» — история о несправедливости и жестокости судьбы человека, о советских порядках послесталинских времён и о быте самых обычных людей, обитающих далеко от городской жизни. Повествование ведётся не от лица главной героини, а от лица рассказчика, Игнатьича, который во всей истории будто бы играет роль только стороннего наблюдателя. Описанное в рассказе датируется 1956 годом — прошло три года после гибели Сталина, и тогда российский народ ещё не знал и не осознавал, как жить дальше.

«Матренин двор» разделён на три части:

  1. Первая рассказывает историю Игнатьича, начинается она на станции Торфпродукт. Герой сразу раскрывает карты, не делая из этого никакой тайны: он — бывший заключённый, а теперь работает учителем в школе, приехал в туда в поисках умиротворения и спокойствия. В сталинское время людям, побывавшим в заключении, практически невозможно было найти рабочее место, а после смерти вождя очень многие становились школьными учителями (дефицитная профессия). Игнатьич останавливается у пожилой трудолюбивой женщины по имени Матрена, с которой ему легко в общении и спокойно на душе. Жилище её было бедно, крыша иногда протекала, но это вовсе не значило, что в нём не было уюта: «Может, кому из деревни, кто побогаче, изба Матрены и не казалась доброжилой, нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша».
  2. Вторая часть рассказывает о юности Матрёны, когда ей пришлось многое пережить. Война отняла у неё жениха Фадея, и ей пришлось выйти за его брата, у которого на руках остались дети. Пожалев его, она стала его женой, хотя и не любила его вовсе. Но спустя три года вдруг вернулся Фадей, которого женщина любила до сих пор. Вернувшийся воин возненавидел ее и брата за предательство. Но тяжёлая жизнь не смогла убить в ней доброту и трудолюбие, ведь именно в труде и заботе о других она находила утешение. Даже погибла Матрена, занимаясь делами – она помогала возлюбленному с сыновьями перетаскивать через железнодорожные пути часть своего дома, которая была завещана Кире (его же дочери). И эту смерть повлекла за собой жадность, алчность и чёрствость Фадея: наследство он решил отнять, пока Матрена ещё была жива.
  3. В третьей части говорится о том, как рассказчик узнаёт о смерти Матрены, описывает похороны и поминки. Родные ей люди плачут не от горя, а скорее, потому, что так принято, а в головах у них только мысли о разделе имущества погибшей. Фадея на поминках нет.
  4. Главные герои

    Матрена Васильевна Григорьева – пожилая женщина, крестьянка, которую освободили от работы в колхозе из-за болезни. Она всегда была рада помочь людям, даже чужим. В эпизоде, когда рассказчик поселяется у неё в избе, автор упоминает, что намеренно квартиранта она никогда не искала, то есть заработка на этой почве не хотела, не наживалась даже на том, на чём могла. Её богатством были горшки с фикусами и старая домашняя кошка, которую она взяла на улице, коза, а ещё мыши и тараканы. Замуж за брата своего жениха Матрена вышла тоже из желания помогать: «Мать у них умерла…рук у них не хватало».

    У самой Матрены тоже родились детишки, шестеро, но все умерли в раннем детстве, поэтому на воспитание она опосля взяла младшую дочь Фадея Киру. Матрена поднималась ранним утром, работала до самой темноты, но никому не показывала усталости или недовольства: со всеми была добра и отзывчива. Она всегда очень боялась стать кому-то обузой, не жаловалась, даже позвать доктора лишний раз опасалась. Повзрослевшей Кире Матрена захотела подарить свою горницу, для чего требовалось поделить дом – во время переезда вещи Фадея застряли в санках на железнодорожных путях, и Матрена попала под поезд. Теперь не у кого было просить подмоги, не было человека, готового бескорыстно прийти на помощь. Зато родственники погибшей держали в уме только мысль о наживе, о разделении того, что осталось от бедной крестьянки, уже на похоронах задумываясь об этом. Матрена очень сильно выделялась на фоне односельчан, была тем самым незаменимым, незаметным и единственным праведником.

    Рассказчик, Игнатьич , в какой-то мере является прототипом писателя. Он отбыл ссылку и был оправдан, после пустился на поиски спокойной и безмятежной жизни, хотел работать школьным учителем. Прибежище он нашёл у Матрены. Судя по желанию отдалиться от городской суеты, рассказчик не очень общителен, любит тишину. Он беспокоится, когда женщина по ошибке берёт его телогрейку, и не находит себе места от громкости репродуктора. С хозяйкой дома рассказчик сошёлся характерами, это показывает, что он всё же не совсем асоциален. Тем не менее, в людях он разбирается не очень хорошо: смысл, которым жила Матрена, он понял только после того, как она ушла из жизни.

    Темы и проблемы

    Солженицын в рассказе «Матренин двор» рассказывает о быте жителей русской деревни, о системе взаимоотношений власть-человек, о высоком смысле бескорыстного труда в царствии эгоизма и алчности.

    Из этого всего ярче всего показана тема труда. Матрена – человек, который не просит ничего взамен, и готов отдать себя всего на благо другим. Её не ценят и даже не пытаются понять, а ведь это человек, переживающий каждый день трагедию: поначалу ошибки юности и боль утраты, после – частые болезни, надрывный труд, не жизнь, а выживание. Но от всех проблем и тягот Матрена находит утешение в работе. И, в конце концов, именно работа и непосильный труд приводят её к смерти. Смысл жизни Матрены – именно это, а ещё забота, помощь, желание быть нужной. Поэтому деятельная любовь к ближним – основная тема рассказа.

    Так же важное место в рассказе занимает проблема нравственности. Материальные ценности в селе превозносятся над человеческой душой и ее трудом, над человечностью вообще. Понять глубину характера Матрены второстепенные герои просто неспособны: алчность и желание обладать большим застилает им глаза и не позволяет видеть доброту и искренность. Фадей потерял сына и жену, зятю грозит заключение, но мысли его занимает то, как уберечь брёвна, которые не успели сжечь.

    Помимо этого, в рассказе есть тема мистики: мотив неопознанного праведника и проблема проклятых вещей – которых касались люди, полные корысти. Фадей сделал горницу избы Матрены проклятой, взявшись валить её.

    Идея

    Вышеупомянутые темы и проблемы в рассказе «Матренин двор» направлены на то, чтобы раскрыть глубину чистого мировоззрения главной героини. Обычная крестьянка служит примером тому, что сложности и потери только закаляют русского человека, а не ломают его. Со смертью Матрены всё то, что она фигурально выстраивала, рушится. Её дом растаскивают, остатки имущества делят между собой, двор остаётся пустым, бесхозным. Поэтому жизнь ее выглядит жалко, потери никто не осознает. Но не то же ли самое случится с дворцами и драгоценностями сильных мира сего? Автор демонстрирует бренность материального и учит нас не судить окружающих по богатству и достижениям. Истинное значение имеет нравственный облик, который не меркнет даже после смерти, ведь остается в памяти тех, кто увидел его свет.

    Может, со временем герои заметят, что не хватает очень важной части их жизни: неоценимых ценностей. Зачем же раскрывать глобальные нравственные проблемы в таких убогих декорациях? И в чем тогда заключается смысл названия рассказа «Матренин двор»? Последние слова о том, что Матрена была праведницей, стирают границы её двора и раздвигают их до масштабов всего мира, делая тем самым проблему нравственности общечеловеческой.

    Народный характер в произведении

    Солженицын рассуждал в статье «Раскаяние и самоограничение»: «Есть такие прирожденные ангелы они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи, нис­колько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности? Ка­ждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, это - праведники, мы их видели, удивлялись («чудаки»), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же, они располагают, - и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину».

    Матрену от остальных отличает способность сохранить человечность и твёрдый стержень внутри. Тем, кто бессовестно пользовался её помощью и добротой, могло бы показаться, что она безвольная и податливая, но помогала героиня, исходя только из внутренней бескорыстности и нравственного величия.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Рассказ «Матрёнин двор» был написан Солженицыным в 1959 г. Первое название рассказа – «Не стоит село без праведника» (русская пословица). Окончательный вариант названия придумал Твардовский, который был в то время редактором журнала «Новый мир», где и был напечатан рассказ в № 1 за 1963 г. По настоянию редакции начало рассказа было изменено и события отнесены не к 1956, а к 1953 г., то есть к дохрущёвской эпохе. Это поклон Хрущёву, благодаря разрешению которого был напечатан первый рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича» (1962).

Образ рассказчика в произведении «Матрёнин двор» автобиографичен. После смерти Сталина Солженицын был реабилитирован, действительно проживал в деревне Мильцево (Тальново в рассказе) и снимал угол у Матрёны Васильевны Захаровой (Григорьевой в рассказе). Солженицын очень точно передал не только подробности жизни прототипа Марёны, но и особенности быта и даже местного говора деревни.

Литературное направление и жанр

Солженицын развивал толстовскую традицию русской прозы в реалистическом направлении. Рассказ соединяет в себе черты художественного очерка, собственно рассказа и элементы жития. Жизнь русской деревни отражена настолько объективно и многообразно, что произведение приближается к жанру «рассказ романного типа». В этом жанре характер героя показан не только в переломный момент своего развития, но и освещена история характера, этапы его становления. В судьбе героя отражается судьба всей эпохи и страны (как говорит Солженицын, земли).

Проблематика

В центре рассказа нравственная проблематика. Стоят ли многие человеческие жизни захваченного участка или продиктованного человеческой жадностью решения не делать второго рейса трактором? Материальные ценности в народе ценятся выше, чем сам человек. У Фаддея погиб сын и некогда любимая женщина, зятю угрожает тюрьма, а дочь безутешна. Но герой думает о том, как спасти брёвна, которые не успели сжечь работники на переезде.

Мистические мотивы в центре проблематики рассказа. Это мотив неузнанного праведника и проблема проклятия на вещах, к которым прикасаются люди с нечистыми руками, преследующие корыстные цели. Так Фаддей взялся валить Матрёнину горницу, тем самым сделав её проклятой.

Сюжет и композиция

У рассказа «Матрёнин двор» есть временная рамка. В одном абзаце автор рассказывает о том, что на одном из переездов и через 25 лет после определённого события поезда замедляют ход. То есть рамка относится к началу 80-х, остальное повествование – объяснение того, что случилось на переезде в 1956, в год хрущёвской оттепели, когда «что-то стронулось».

Герой-рассказчик находит место своего учительства почти мистическим образом, услышав на базаре особый русский говорок и поселившись в «кондовой России», в деревне Тальново.

В центре сюжета – жизнь Матрёны. О её судьбе рассказчик узнаёт от неё самой (она рассказывает о том, как к ней сватался Фаддей, пропавший в первую войну, и как она вышла замуж за его брата, пропавшего во вторую). Но больше о молчаливой Матрёне герой выясняет из собственных наблюдений и от других.

В рассказе подробно описывается изба Матрёны, стоящая в живописном месте у озера. Изба играет в жизни и смерти Матрёны важную роль. Чтобы понять смысл рассказа, нужно представлять себе традиционную русскую избу. Изба Матрёны делилась на две половины: собственно жилая изба с русской печью и горница (её построили для старшего сына, чтобы отделить его, когда он женится). Именно эту горницу и разбирает Фаддей, чтобы построить избу племяннице Матрёны и собственной дочери Кире. Изба в рассказе одушевлена. Отставшие от стены обои называются её внутренней шкурой.

Живыми чертами наделены и фикусы в кадках, напоминающие рассказчику безмолвную, но живую толпу.

Развитие действия в рассказе - это статичное состояние гармоничного сосуществования рассказчика и Матрёны, которые «не в еде находят смысл повседневного существования». Кульминация рассказа – момент разрушения горницы, а основной мыслью и горьким предзнаменованием произведение заканчивается.

Герои рассказа

Герой-рассказчик, которого Матрёна зовёт Игнатич, с первых строк даёт понять, что прибыл из мест заключения. Он ищет работу учителя в глуши, в русской глубинке. Только третья деревня удовлетворяет его. И первая, и вторая оказываются испорченными цивилизацией. Солженицын даёт понять читателю, что осуждает отношение к человеку советских бюрократов. Рассказчик презирает власти, не назначающие Матрёне пенсию, вынуждающие работать в колхозе за палочки, не только не дающие торфа для топки, но и запрещающие о нём спрашивать. Он мгновенно принимает решение не выдавать Матрёну, варившую самогон, скрывает её преступление, за которое ей грозит тюрьма.

Много переживший и повидавший, рассказчик, воплощая точку зрения автора, обретает право судить обо всём, что наблюдает в деревне Тальново – миниатюрном воплощении России.

Матрёна – главная героиня рассказа. О ней автор говорит: «У тех людей лица хороши, кто в ладах с совестью своей». В момент знакомства лицо Матрёны желто, а глаза замутнены болезнью.

Чтобы выжить, Матрёна выращивает мелкую картошку, тайно приносит запретный торф из лесу (до 6 мешков в день) и тайно же скашивает сено для своей козы.

В Матрёне отсутствовало бабье любопытство, была она деликатной, не досаждала расспросами. Матрёна сегодняшняя – потерянная старуха. Автор знает о ней, что замуж она вышла ещё до революции, что детей у неё было 6, но все быстро умирали, «так что двое сразу не жило». Муж Матрёны не вернулся с войны, а пропал без вести. Герой подозревал, что у него новая семья где-нибудь за границей.

У Матрёны было качество, которое отличало её от остальных жителей деревни: она бескорыстно помогала всем, даже колхозу, из которого её выгнали по болезни. В её образе есть много мистического. В молодости она могла поднять мешки любой тяжести, остановила на скаку коня, предчувствовала свою гибель, боясь паровозов. Ещё одно предзнаменование её смерти – пропавший невесть куда на Крещение котелок со святой водой.

Смерть Матрёны кажется случайностью. Но почему же в ночь её смерти мыши мечутся, как безумные? Рассказчик предполагает, что это через 30 лет ударила угроза Матрёниного деверя Фаддея, грозившего порубить Матрёну и собственного брата, женившегося на ней.

После смерти обнаруживается святость Матрёны. Плакальщицы замечают, что у неё, полностью раздавленной трактором, осталась только права рука, чтобы молиться Богу. А рассказчик обращает внимание на её лицо, скорее живое, чем мёртвое.

Односельчане отзываются о Матрёне с пренебрежением, не понимая её бескорыстности. Золовка считает её нечистоплотной, не бережной, не склонной накапливать добро, Матрёна не искала своей выгоды и помогала другим бесплатно. Презираема односельчанами была даже Матрёнина сердечность и простота.

Только после смерти рассказчик понял, что Матрёна, «не гоняющаяся за обзаводом», равнодушная к еде и одежде – это основа, стержень всей России. На таком праведнике стоит село, город и страна («вся земля наша»). Ради одного праведника, как в Библии, Бог может пощадить землю, уберечь от огня.

Художественное своеобразие

Матрёна предстаёт перед героем как сказочное существо, подобное Бабе Яге, которая нехотя слезает с печки, чтобы покормить прохожего царевича. У неё, как у сказочной бабки, есть животные-помощники. Колченогая кошка незадолго до смерти Матрёны уходит из дома, мыши, предчувствуя гибель старушки, шуршат особенно. А вот тараканы равнодушны к судьбе хозяйки. Вслед за Матрёной умирают её любимые фикусы, похожие на толпу: они не представляют практической ценности и выносятся на мороз после смерти Матрёны.

>Характеристики героев Матрёнин двор

Матрена

Григорьева Матрёна Васильевна – главная героиня рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор», пожилая крестьянка из деревни Тальново. Это одинокая женщина шестидесяти лет, которая всю жизнь бесплатно работала на колхоз, а теперь не могла добиться получения пенсии, так как фиксированного стажа у нее не было. Выплаты по утере кормильца она тоже не могла получать, так как муж пропал без вести на фронте лет пятнадцать тому назад, а справки с предыдущих мест его работы было уже не достать. Вскоре у нее появился постоялец – новый учитель математики в селе, Игнатич . После чего ей выделили пенсию в восемьдесят рублей, да и школа стала платить по сто рублей за квартиранта, а также дала машину торфа на зиму.

Соседки стали завидовать женщине. Откуда ни возьмись, объявились родственники: три сестры, претендующие на наследство. Сама Матрена по натуре была очень добрым, работящим и отзывчивым человеком. Несмотря на преклонный возраст и разные недуги, она шла на помощь соседям, колхозу, оставив свои насущные дела. В молодости она любила Фаддея Мироновича и ждала его три года из армии. Не получив не весточки от него, Матрена была выдана замуж за брата Фаддея – Ефима. А через несколько месяцев воротился и сам Фаддей, хотел молодых зарубить топором, но одумался, все-таки брат родной. Он тоже любил Матрену и нашел себе жену с таким же именем. «Вторая» Матрена нарожала ему шестерых детей, а у Матрены Васильевны ни один ребенок не выжил. В селе говорили, что «порча» на ней. В итоге она удочерила и воспитала младшую дочь Фаддея и «второй» Матрены – Киру.

После замужества Кира с мужем-машинистом уехала в Черусти. Матрена Васильевна обещала после смерти отдать ей в приданое часть своей избы. Но Фаддей не стал дожидаться, пока Матрена умрет и стал требовать обещанный сруб горницы. Оказалось, что молодым выдали земельный участок под дом и сруб как раз не помешал бы. Фаддей с сыновьями и зятем стал разбирать избу и перетаскивать через железную дорогу. Матрена и в этом им помогала. Сестры ругали ее и просили не отдавать дом, но она не слушала. Она умерла на рельсах под колесами поезда, перенося свою же избу. Такая нелепая и трагичная смерть постигла героиню. Родственники Матрены на похоронах только и думали, как разделить имущество несчастной. А рассказчик Игнатич искреннее восхищался ею и считал, что именно на таких как она держатся села, города и вся наша земля.

расскажите о судьбе Матрены. Как относятся к ней односельчане? Понимают ли они Матрену? Почему? и получил лучший ответ

Ответ от ГАЛИНА[гуру]
Солженицын нарисовал безотрадную картину духовной нищеты и нравственного уродства современной советской деревни, показав, впрочем, в этой пустыне единственную праведницу Матрену.
Никогда не была легкой ее жизнь, достаточно печалей и забот у неё и сегодня. Из всего хозяйства - колченогая кошка да грязно-белая коза, но и для козы негде накосить сена.
Торф для протопки дома на зиму приходится воровать с болот, потому что продавать его местным жителям было "не положено". А легко ли принести на своей спине пять-шесть мешков в день? Вот и не заживает спина старой женщины: "Зимой салазки на себе, летом вязанки на себе... "
Много бед и страдания выпало на долю Матрены Васильевны: шестеро детей не дожили даже до трех месяцев, муж не вернулся с войны. Но она находит в себе силы смириться с судьбой, оставаясь по-прежнему доброй, отзывчивой, милосердной. Ничего не жалея для родственников, соседей и просто чужих людей, Матрена часто не оставляет ни сил, ни времени для себя, для ведения своего хозяйства. Помочь колхозу вывезти навоз- к Матрене, помочь соседям в пахоте или уборке урожая-все идут к Матрене Васильевне, зная, что она не откажется. И она не отказывала, бескорыстно посвящая себя служению людям, не требуя взамен ничего, даже благодарности.
Но односельчане не ведают о ее утаенной святости, считают женщину просто неумной, хотя именно она хранит высшие черты русской духовности. Праведница-крестьянка жила в окружении недоброжелательных и корыстных колхозников. Даже после смерти Матрены, сделавшей для всех так много добра, соседи не особенно переживали, хотя и плакали, в избу шли с детьми, будто на спектакль. "Те, кто считал себя покойнице роднее, начинали плач еще с порога, а достигнув гроба, наклонялись голосить над самым лицом усопшей".
Ушла Матрена из жизни, так никем и не понятная, никем по-человечески не оплаканная. На поминальном ужине много пили, громко говорили, "совсем уже не о Матрене". По обычаю пропели "Вечную память", но "голоса были хриплы, розны, лица пьяны, и никто в эту вечную память уже не вкладывал чувства".
"Умерла Матрена, а вместе с нею ее Бог, которому она никогда не молилась, но который жил у нее в душе и, наверное, помогал ей в жизни".
Горький вывод делает автор рассказа: "Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша".
Смерть героини - это некий рубеж, это обрыв еще державшихся при Матрене нравственных связей. Возможно, это начало распада, гибели нравственных устоев, которые крепила своей жизнью Матрена.
Источник:

Ответ от Виктория Лайт [новичек]
Первоначально рассказ Солженицына «Матрёнин двор» назывался «Не живет село без праведника». Первое название раскрывает сущность главной героини. Несмотря на условия, в которых она жила, всегда оставалась верной своим принципам, жила по «божьим законам». «Жить не по лжи» значит для Матрены быть неравнодушной к чужой беде.
Главным качеством Матрены, которое помогало ей выживать, сохранять человеческое достоинство, не таить обиду, являлась любовь к труду.
Но простодушие и терпение, отличавшие Матрёну, не пользовались авторитетом у окружающих: односельчане относились к ней насмешливо, неуважительно. Пользуясь ее добротой и неотказностью,