Евгений онегин дворянин. Изображение столичного и поместного дворянства в романе «Евгений Онегин

В данном романе автор открыто и без прикрас показывает обе стороны дворянства. Все старой закалки представители высшего света, выдержанные, благородные, имеют острый пытливый ум. Для них нет ярких эмоций и пошлости, если аристократ и чувствуют презрение или удивление, он этого не показывает, разговоры ведутся на высоко духовные тематики.

Поместное дворянство это часть людей, которые относятся к дворянскому роду, но не имеют должного образования, их манеры не излучают изысканности. Все поступки лицемерны, направлены на удовлетворение своих низменных потребностей. Обучение такие сливки общества зачастую получают дома.

Соответственно, все науки изучены поверхностно, нужных знаний не получено, поэтому и разговоры у таких дворян пустые, жеманные с излишней высокомерностью, которую они оправдывают своим отношением к знати.

В данном произведении поместное дворянство выражено в семье Лариных и их соседях, Онегин не ходил к ним в гости, чтобы постоянно не слышать, рассказов о крестьянах, о том, как засолить грибы или правильно кормить свиней.

Мать Татьяны была со знатной семьи, когда она вышла замуж и приехала жить в деревню, сначала долго сопротивлялась обстоятельствам, носила красивые наряды, говорила на французском языке. Но вскоре эта жизнь ее сломала, она привыкла к обществу крестьян, стала управлять хозяйством.

Пример того что Татьяна тоже сблизилась с крестьянами, она может умыться снегом, дружит со своей няней, уклад жизни приносит свои коррективы даже в самые изысканные и высоко духовные натуры. Онегин, чтобы выйти на обед переодевается, приводит себя в порядок, Ларины же могут садиться за стол в халатах, чепце и повседневной одежде.

Многие привычки поместного дворянства, это пережитки прошлого, но с другой стороны, это сохранение традиций наших предков. Сам Онегин представитель столичной аристократии, образован, культурен, но все свое время проводит на балах ресторанах. Много времени проводит в своем кабинете, где ухаживает за собой, то читает книги. Вот поэтому, это однообразие его ввело в депрессию, ему все надоело.

Сам он очень умен, ум всесторонне развит, взгляды на жизнь у него прогрессивные, он понимает и воспринимает все прекрасное в этом мире. А весь остальной круг аристократов, пуст, лицемерен, эгоистичен. Их видимая занятость и деятельность, на самом деле ничего не производит и не приносит никакой пользы. Только бесконечная трата времени, огромных сумм денег на балы и развлечения.

Онегин не находит себе места в столичных аристократических кругах, ему там скучно и не интересно. В то же время Татьяна в своем поместье в кругу то крестьян, то собравшихся в очередной день поужинать у соседей и поговорить о том, как прошел день.

Чтобы уйти от этого не приносящего удовлетворения общества, Онегин приехал в деревню, Татьяна стала читать романы. Татьяна развита духовно, она любит природу, воспитанная, умная и тонкая личность. Вскоре эта героиня станет настоящей светской дамой с необходимым уровнем образования. При этом она простая и искренняя, эти лучшие черты русского характера, автор дал нашей героине.

Просто же живущие в глубинке дворяне невоспитанные, имеют привычки крестьян, но сохранили обычаи предков. В итоге в каждом из данных обществ есть, что-то положительное и отрицательное, это две неразделимые части общества.

Сочинение Столичное и поместное дворянство

Одной из главных сюжетных линией романа является описание русского дворянства. В произведении «Евгений Онегин» во всех подробностях описывается быт и нравы общества. Читая ты, будто оказываешься в том времени. Светскую и деревенскую жизнь А.С.Пушкин описывал на собственном опыте. Отношение автора неоднозначно к разным слоям общества, он высмеивает светское общество, и с симпатией пишет о поместном дворянстве

Столичное дворянство выражается в распорядке дня Онегина - утро начинается после полудня, небольшая прогулка до ресторана, после обеда поход в театр, а в ночь главное торжество бал. А утром когда просыпается рабочий Петербург, дворяне уезжают с бала. Столичное дворянство можно описать, как суетливое, праздное, а основной их чертой является скука. В их жизни есть только балы, сплетни, каждый боится мнения окружающих. Они все гонятся за модой, чтоб наряд был лучше, чем у другого. Люди из высшего общества эгоистичны и равнодушны, они искусственные, на людях все мило улыбаются, а за спиной зло судачат. Знания и чувства поверхностные, в таком обществе никогда не смогла бы вырасти такая, как Татьяна Ларина. В этом обществе жизнь наполнена постоянными балами, карточными играми, интригами. Идут года, люди стареют, а жизнь их не изменяется

Провинциальное дворянство это дань старине, здесь правит патриархат и семейные ценности. В деревне жизнь медленная, все идет своим чередом, ничего значительно не изменяется. Люди невежественные и не очень умные, основные темы для разговоров это сенокос и псарни, если и случается что-то неординарное, это будут обсуждать очень долго. Сплетни здесь ходят как будто домашние, так как все они как большая семья и каждый знает друг о друге все. Развлечений в деревне не много это поход на охоту или в гости, главным торжеством считается бал, на котором сохранились еще старинные традиции. Пушкин через фамилии отчетливо изображает характеры помещиков (Скотинины, Буянов, Петушков)

Провинциальное дворянство это карикатура на столичное. Чтобы показать свое воспитание в высшем обществе, достаточно было прекрасно знать французский язык, уметь танцевать и обладать манерами светского человека. Именно в столичном обществе люди становятся лицемерами, скрывают свои чувства. Пушкин описывая разные слои общества отдает свое предпочтение помещикам живущим в деревне, которые еще сохранили народные традиции и жизненные принципы.

  • Сочинение Жерков в романе Война и мир: образ и характеристика

    Одной из самых значимых тем в творчестве Толстого является тема чести и достоинства русского офицера. Характеристика Жеркова полностью помогли понять, почему русская армия одержала поражение в войне 1805-1807 годах.

  • Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» создавался на протяжении семи лет. Поэт усердно работал над ним так, как ни над одним другим произведением. Иногда он называл свои разрозненные черновики романа в стихах «тетрадями», подчёркивая натуралистичность, реалистичность набросков, которые служили Пушкину своего рода записной книжкой, где он помечал особенности жизни того общества, в котором вращался.

    В.Г. Белинскому, несмотря на бедность его критической статьи о «Евгении Онегине», принадлежит знаменитое выражение. Он называет роман «энциклопедией русской жизни». И пусть дальнейшие размышления критика не характеризуются логикой и глубокомыслием, вышеупомянутое высказывание как нельзя точно обозначает обширность и, без сомнения, эпохальность произведения.

    Роман «Евгений Онегин» литературоведы называют первым реалистическим романом в истории русской литературы. Пушкину же принадлежит создание нового типа персонажа - так называемого «героя времени». Позднее он проявит себя и в произведении М.Ю. Лермонтова, и в заметках И.С. Тургенева, и даже у Ф.М. Достоевского. Поэт ставил перед собой задачу описать человека таким, каков он есть, со всеми пороками и добродетелями. Основной же идеей романа становится необходимость показать противостояние западной, европейской, цивилизации и исконно русской, высокодуховной. Это противостояние отразилось в образах разных типов дворянства - столичного, представителем которого как раз и является Евгений Онегин , и провинциального, коему принадлежит «милый идеал» Татьяна Ларина .

    Итак, европейское дворянство, столичное, не вызывает особой симпатии у автора произведения. Он весьма иронично описывает порядки и нравы великосветского общества, подчёркивая его пустоту, прикрытую показной пышностью. Так, дворяне столицы живут, проводя время на балах, званых обедах, за прогулками. Однако эти увеселения проходят по одному и тому же сценарию день за днём, поэтому даже Евгений зачастую томится обществом.

    Основной ценностью являются европейские традиции, мода, этикет, умение вести себя в обществе. Самые талантливые и образованные люди на деле оказываются пустыми, «поверхностными». Тот же Онегин учился у француженки, а после его отдали на воспитание «французу убогому», который юного Евгения «всему учил шутя». Это привело к тому, что герой знал понемножку отовсюду, но ни в одной науке не был мастером, профессионалом. Про Ленского , ещё одного представителя столичного дворянства, Пушкин пишет скромно, давая понять, что в Европе тот получил столь же поверхностное образование, а с собой из Германии привёз лишь «вольнолюбивые мечты» и «кудри чёрные до плеч».

    Как и Онегин, Владимир Ленский, юный идеалист, тяготился светским обществом, но в то же время оба героя не сумели разорвать связей с ним. Так, например, оба они, остыв, мечтают забыть о дуэли, но при этом ни один из них не находит в себе сил отменить поединок, поскольку это противоречит светским понятиям о чести и достоинстве. Ценой этого эгоистичного желания не ударить в грязь лицом становится смерть Ленского.

    Провинциальное дворянство изображено Пушкиным в куда более выгодном свете. Деревенские помещики живут совершенно иной жизнью: в них ещё остаётся связь с русским народом, русской традицией, культурой, духовностью. Именно поэтому Татьяне так нравится слушать рассказы своей нянюшки; Лариной нравятся фольклорные предания, она религиозна и набожна.

    В деревне царит иная жизнь, более спокойная и простая, не испорченная помпезностью света. Но несмотря на это, провинциальные дворяне изо всех сил стараются соответствовать столице: они закатывают пиры настолько богатые, насколько это только возможно. Гости на вечере забавляются игрой в вист и бостон, как и жители столицы, поскольку не имеют стоящего занятия. «Барышни» Ольга и Татьяна говорят по-французски, как это принято в высшем обществе. Эта особенность трогательно отмечена Пушкиным в сцене, когда Ларина пишет любовное письмо Онегину: «Итак, - говорит автор. - Писала по-французски». «Милый идеал» с упоеньем читает французские любовные романы, которые заменяют ей всё, а Ольга обожает свой альбом, в который просит Ленского записать для неё стихи. Такое желание походить на столичных дворян не вызывает положительного отклика у поэта.

    Но приверженность традициям, высокая духовность провинциальных дворян так привлекают А.С. Пушкина. Это искренние, добрые и честные люди, неспособные на обман и предательство, которое царит в мире высшего света. Поэт, как истинный христианин, хочет видеть русских людей именно русскими, православными, благочестивыми, отказавшимися от навязанных европейских ценностей. Эту же идею сохранения «русскости» продолжат другие титаны русской литературы «золотого века», например, Л.Н. Толстой или Ф.М. Достоевский.

    (376 слов) Пушкин в своем романе «Евгений Онегин» изображает столичное и поместное дворянство, определяя схожие и различные черты. В этом анализе мы действительно видим энциклопедию русской жизни, о которой писал В. Белинский.

    Начнем со столичного дворянства. Автор отмечает, что жизнь Петербурга «однообразна и пестра». Это позднее пробуждение, «записочки» с приглашениями на бал, званый вечер или детский праздник. Герой неохотно выбирает какое-либо развлечение, затем заботится о своей внешности и едет в гости. Именно так проводит время практически все дворянское общество Петербурга. Здесь люди привыкли к внешнему блеску, заботятся о том, чтобы прослыть культурными и образованными, поэтому они много времени посвящают разговорам о философии, о литературе, но в действительности их культура является лишь поверхностной. Например, посещение театра в Петербурге превращено в ритуал. Онегин приходит на балет, хотя его совершенно не интересует происходящее на сцене. Что касается духовной жизни, то Татьяна в финале называет светскую жизнь маскарадом. Дворянство в столице живет лишь наигранными чувствами.

    В Москве, по мнению автора, меньше претензий на высокую европейскую культуру. В 7 главе он не упоминает ни о театре, ни о литературе, ни о философии. Зато здесь можно услышать множество сплетен. Все обсуждают друг друга, но при этом все разговоры ведутся в рамках принятых правил, поэтому в светской гостиной не услышишь ни одного живого слова. Автор также отмечает, что представители московского общества не меняются с течением времени: «Все белится Лукерья Львовна, все тоже лжет Любовь Петровна». Отсутствие изменений означает, что эти люди не живут по-настоящему, а лишь существуют.

    Поместное дворянство изображается в связи с деревенской жизнью Онегина и бытом семьи Лариных. Помещики в восприятии автора являются людьми простыми и добрыми. Они живут в единстве с природой. Они близки к народным традициям и обычаям. Например, о семье Лариных говорится: «Они хранили в жизни мирной привычки милой старины». Автор пишет о них с более тёплым чувством, чем о столичных дворянах, так как жизнь в деревне более естественна. Они просты в общении, способны дружить. Однако Пушкин не идеализирует их. Прежде всего, помещики далеки от высокой культуры. Они практически не читают книг. Например, дядя Онегина читал лишь календарь, отец Татьяны вообще не любил читать, однако, он «в книгах не видал вреда», поэтому позволял дочери ими увлекаться.

    Таким образом, помещики в изображении Пушкина являются людьми добродушными, естественными, но не слишком развитыми, а придворные предстают фальшивыми, лицемерными, праздными, но чуть более образованными дворянами.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

    Онегин и столичное дворянское общество. Один день из жизни Онегина.

    Цели урока:

    1. углубить представление учащихся о романе, об эпохе, изображенной в нём;

    2. определить, как Пушкин относится к дворянству;

    3. совершенствовать навыки анализа художественного текста;

    4. развивать устную речь, умение выделять главное, сравнивать;

    Межпредметные связи: история, искусство.

    Ход урока

      Оргмомент

    2.Повторение ранее изученного материала.

    Прежде, чем мы начнем работать по теме урока, давайте разделимся на 2 группы. Пропускным билетом для учащихся на урок является правильный ответ на блиц-опрос.

    Узнайте, кому из героев принадлежат слова автора: Онегину или Ленскому?

    «Дожив без цели, без трудов до 26 годов…»

    «Он сердцем милый был невежда…»

    «Глупо мне мешать его минутному блаженству…»

    «Он из Германии туманной привез учености плоды…»

    «В любви считаясь инвалидом…»

    «Поклонник Канта и поэт…

    «Короче, русская хандра им овладела понемногу…»

    «И кудри черные до плеч…»

    «Но труд упорный ему был тошен…»

    «Он разделял ее забавы…»

    3. Подготовка к восприятию темы урока

    Слово учителя:

    Да, великий русский критик В.Г. Белинский не случайно назвал роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». По роману можно судить об эпохе, изучать жизнь России в 10-20-х годах 19 века.Итак, тема нашего урока: «Дворянство в романе А. Пушкина «Евгений Онегин».

    Сообщение учащегося «История дворянского класса»

    Образы дворян занимают центральное место в романе «Евгений Онегин». Наши главные герои – представители дворянства. Пушкин правдиво изображает ту среду, в которой живут герои.

    3. Работа по теме урока (анализ романа)

    Слово учителя:

    Пушкин описал один день Онегина, но в нём смог обобщить всю жизнь петербургского дворянства. Конечно, такая жизнь не могла удовлетворить умного, мыслящего человека. Мы понимаем, почему Онегин был разочарован в окружающем обществе, в жизни.

    Итак, петербургская жизнь тороплива, ярка и пестра, насыщена событиями.

    На балах разыгрывались драмы страстей, интриги, совершались сделки, устраивались карьеры.

    Задание классу.

    1. Какими представлены дядя Онегина и отец Татьяны? Какие черты их характера выделяет Пушкин?

    (добродушные лентяи, сельские прожигатели жизни;

    характерно убожество духовных интересов; Ларин был

    « добрый малый» , он не читал книг, хозяйство доверил жене. Дядя Онегина « с ключницей бранился, мух давил »)

      Расскажите историю жизни Прасковьи Лариной.

      Чем отличаются герои от Онегина?

    4.Слово учителя.

    Подтемой нашего урока является « Один день из жизни Онегина».

    Давайте поставим перед нами такие цели:

    Мы должны выразительно прочитать I главу и прокомментировать ее;

    Определить место главы в композиции романа;

    Будем работать над образом Евгения Онегина, понаблюдаем над жизнью дворянской интеллигенции;

    Будем работать вдумчиво, собрано; чтобы уметь к концу урока составить план в тетради и ответить на проблемный вопрос:

    « Но был ли счастлив мой Евгений?»

    (Эпизод из жизни героя: Онегин едет в деревню к умирающему дяде)

    Что бросается в глаза в характере языка в первых строках романа?

    (необычная простота повествования, « разговорный тон», легкость повествования, чувствуется добрая шутка, ирония).

    4.- По мере работы с текстом составим ментальную карту :

    День Онегина

    Прогулки по бульварам (недремлющий брегет)

    Бал (шум,гам)

    Обед в ресторане (блюда заграничной кухни)

    Посещение театра Возвращение (двойной лорнет)

    5.Работа по группам (Класс делится на 3 группы,каждый получает задание для поиска информации в тексте)

    Бесцельные прогулки по бульварам .
    Бульвар в 19 веке находился на Невском проспекте. До

    14.00 –это было место для утренней прогулки людей

    ветского общества.

    Обед в ресторане.
    Описание обеда подчеркивает перечень блюд сплошь

    нерусской кухни. Пушкин высмеивает французские

    названия-пристрастия ко всему заграничному

    Вывод: В данных строфах отражаются типичные стороны жизни

    петербургской светской молодежи.

    3.Посещение театра.

    Кто помнит, чему отдавал предпочтение Пушкин в

    период петербургской жизни? (завсегдатай театра, знаток

    и ценитель игры актеров).

    Что говорит поэт о театре и актерах? (дает

    характеристику театральному репертуару)

    Как воспевает Пушкин балет? (в воображении читателей возникают живые картины. Театр находился на Театральной площади, на месте нынешней Консерватории. Спектакль - в 17.00).

    Как ведет себя Онегин в театре? (небрежно озирается, раскланивается с мужчинами, двойной лорнет наводит на незнакомых дам).

    Вывод: Впервые в строках об Онегине упоминается его усталость от жизни, его неудовлетворенность ею).
    VII. Комментированное чтение дальше I главы.

    1. Возвращение домой.
    - Прочитаем описание кабинета Онегина?

    Какие вещи здесь попадаются? (янтарь, бронза, фарфор, духи в граненом хрустале, гребни, пилочки и т.д.)

    Подобно перечислению блюд в ресторане Пушкин воссоздает обстановку жизни молодого человека петербургского света.
    2. Онегин едет на бал.

    Когда Онегин возвращается домой? («Уж...барабаном пробужден», - это сигналы в 6.00 утренней побудки солдат в казармах)
    - Начинается трудовой день большого города. А день Евгения Онегина только подошел к концу.

    - « И завтра снова, как вчера»... Эта строфа обобщает ряд прошедших картин, указывая, что прошедший день был обычным днем Онегина.
    - Автор задает вопрос: «Но был ли счастлив мой Евгений?»

    А что происходит с Онегиным? (хандра, неудовлетворенность жизнью,

    скука, однообразие разочаровывает).

    Чем же пытался занять себя герой? (стал читать, пытался взяться за перо,

    но это усилило разочарование, вызвало скептическое отношение ко всему)

    Кто же виноват, что Онегин стал таким, ничего не умеет, ничем не занят?

    VIII. Итоги урока .
    - Что мы узнали о герое из I главы? (Узнали о происхождении, воспитании, образовании и образе жизни героя).
    - Выяснили, какая среда его окружает и формирует его взгляды и вкусы. Изображен не только отдельный герой, а типичный характер эпохи, в этом реализм романа.
    - Характер I главы позволяет сказать, что перед нами экспозиция (вступление) романа. Впереди, очевидно, будут события, жизненные столкновения, и в них личность героя раскроется полнее, масштабнее.

    IХ. Домашнее задание.

    1. Выразительное чтение II главы.

    2. Сделать закладки в тексте: быт Лариных, портрет Ольги, образ Ленского.

    В данной статье мы предлагаем вашему вниманию сочинение о дворянстве, каким его показывает Пушкин в романе «Евгений Онегин».

    Дворянство (Высший свет) в романе «Евгений Онегин».

    А.С. Пушкин в своем романе «Евгений Онегин» изобразил жизнь русского дворянства двадцатых годов XIX века. По словам В. Г. Белинского, «он решился представить нам внутреннюю жизнь этого сословия ».

    Особое внимание автор романа уделяет петербургскому дворянству, типичным представителем которого и является Евгений Онегин. Поэт во всех подробностях описывает день своего героя, а день Онегина — типичный день столичного дворянина. Таким образом, Пушкин воссоздает картину жизни всего петербургского светского общества.

    Пушкин говорит о петербургском высшем обществе с изрядной долей иронии и без особых симпатий, ибо жизнь столичная «однообразна и пестра», а «света шум» очень быстро наскучивает.

    Поместное, провинциальное дворянство представлено в романе весьма широко. Это дядя Онегина, семейство Лариных, гости на именинах Татьяны, Зарецкий.

    Яркие представители провинциального дворянства собираются у Татьяны на именинах: Гроздин, «хозяин превосходный, владелец нищих мужиков «; Петушков, «уездный франтик «; Флянов, «тяжелый сплетник, старый плут «. Если в рассказ о столичном дворянстве Пушкин вводит реальных исторических лиц, например, Каверина, то в данном случае автор использует фамилии известных литературных персонажей: Скотинины — герои «Недоросля» Фонвизина, Буянов — герой «Опасного соседа» В.Л. Пушкина. Автор употребляет также говорящие фамилии. Например, Трике означает «битый палкой » — намек на то, что он не может быть принят в высшем обществе, но зато в провинции он гость желанный.

    Мир поместного дворянства далек от совершенства, ибо в нем духовные интересы, потребности не являются определяющими, так же как не отличаются интеллектом их беседы:

    Их разговор благоразумный

    О сенокосе, о вине,

    О псарне, о своей родне.

    Однако Пушкин пишет о нем с большей симпатией, чем о петербургском. В провинциальном дворянстве сохраняется естественность и непосредственность как свойства человеческой натуры.

    Соседей добрая семья,

    Нецеремонные друзья.

    Поместные дворяне в смысле мироощущения, быта были достаточно близки к народу. Это проявляется в отношении к природе и религии, в соблюдении традиций. Московскому дворянству Пушкин уделяет меньше внимания, чем петербургскому. Проходит несколько лет со времени, когда Пушкин писал 1-ю главу своего романа, а А.С. Грибоедов закончил комедию «Горе от ума», но Пушкин вносит в эпиграф седьмой главы грибоедовские строки, подчеркивая тем самым, что с тех пор в Москве мало что изменилось. Вторая столица всегда отличалась патриархальностью. Так, например, Татьяну встречает у тети седой калмык, а мода на калмыков была в конце XVIII века.

    Московское дворянство — образ собирательный в отличие от петербургского, где Евгений Онегин является главным героем. Пушкин, говоря о Москве, как бы населяет ее героями грибоедовской комедии, которых не изменило время:

    Но в них не видно перемены,

    Все в них на старый образец…

    Появляется в московском обществе и реальное историческое лицо:

    К ней (Татьяне) как-то Вяземский подсел…

    Но и в Москве все та же суета, «шум, хохот, беготня, поклоны «, которые оставляют равнодушными и Татьяну, и автора

    Пушкину удалось дать в «Евгении Онегине» развернутую картину жизни дворянского сословия, а вместе с тем, по мнению Белинского, и всею общества «в том вида, в котором от находилось в выбранную им эпоху, то есть в двадцатых годах текущего XIX столетия».

    Вот такое сочинение-характеристика высшего общества в романе «Евгений Онегин».