Второстепенные персонажи и их роль в пьесе Антона Чехова «Вишневый сад. Какова роль второстепенных персонажей в комедии Д

В пьесе "Вишневый сад" много персонажей второго плана, которые участвуют в действии наравне с главными героями, но при этом внешне не влияют на развитие событий. Интересно, что помимо главных и второстепенных действующих лиц на равных правах принимают участие в действии лица, не появляющиеся на сцене: ярославская тетушка, парижский любовник, дочь Пищика Дашенька. Даже эти эфемерные персонажи задают тон в пьесе.

Второстепенные персонажи часто повторяют, и тем самым запечатлевают в памяти мысли основных героев или говорят то, что осталось невысказанным, в их уста иногда вкладываются важные для понимания пьесы фразы.

Второстепенные персонажи помнят свое место, в то же время никуда не исчезая, крутясь вокруг Гаева, Раневской, Лопахина, Трофимова, Вари, Ани, невольно шаржируя поведение главных героев, особенно лее первых двух. Несмотря на то, что о не слишком значимых персоналках сказано мало или почти ничего, их характеры явно проступают в тех немногих репликах, которыми их наделяет автор.

Вот Симеонов-Пищик - суматошный бодрячок, ни на шаг не отступающий от этого своего амплуа. Каждый раз, появляясь на сцене, он неизменен, - просит денег и рассказывает о Дашеньке. Пищик - фигура комическая без всяких оговорок, смешна далее его сокращенная фамилия. Он, как клоун, который, выходя на сцену, должен обязательно показать новый номер. В первом действии Пищик зачем-то глотает пилюли Любови Андреевны, серьезно констатируя: "Все пилюли принял", в третьем - восхищается Шарлоттой, при этом не утруждая себя изысканными фразами, все его похвалы сводятся к словам "Вы подумайте!" Но он и деликатен (уводит Лопахина от Раневской после известия о продаже вишневого сада), и честен (отдает долги Лопахину и Раневской), и чувствителен (плачет, узнав об отъезде семейства). Клоун клоуном, но ведь душевный, добрый человек, в целом так похожий на Гаева, который над Пищиком смеется.

Довольно интересную роль в пьесе играет высокомерная Шарлотта Ивановна, мастерица выворачивать все серьезное на шуточный лад. Но и у нее прорываются горестные потки: "Так хочется поговорит!», а не с кем..." Здесь чудится что-то от Раневской. Шарлотте, кстати, при надлежит фраза, которую молено было бы вложить в уела любого на героев: "Кто я, зачем я, неизвестно..." И именно Шарит та со своими фокусами, чревовещанием, цирковыми номерами подчеркивает комедийность ситуации. По сути, все поступки героев - лишь комедии, по главные персонажи воспринимают себя серьезно, а второстепенные мешают чи та телю воспринимать их так же.

Еще одно комичное лицо Епиходов, растяпа, "двадцать два несчастья". Ему принадлежит гениальная фраза: "Никак не могу понять,., чего мне, собственно, хочется, жить мне или застрелиться,., но тем не менее я всегда ношу, при себе револьвер". И это говорит человек, которому отведена в пьесе роль самая что ни па есть комическая! Подобные речи напоминают патетические изречения Гаева. Между прочим, "двадцать два несчастья" принял от прежних владельцев Лопахип примечательный, если вдуматься, штрих.

Наконец, существуют еще и слуги. Фирса вряд ли можно назвать второстепенным действующим лицом. Он, появляясь сравнительно редко, играет в пьесе немалую роль, финальный монолог Чехов доверяет именно ему. Так что, при всей бедности его реплик,Фирс является чуть ли не самым значащим персонажем. Гораздо меньшие роли отводятся Дуняше и Яше, двум слугам, которые пытаются подражать хозяевам и тем самым неосознанно передразнивают их, в преувеличенном виде представляя характерные черты Раневской и Гаева. Речь слуг - часто неумелое подражание светской беседе. Разве не напоминает Дуняша Раневскую, когда в волнении произносит: "Я сейчас упаду... Ах, упаду!" или когда показывает Яше, какой она была маленькой, когда он уезжал (Любовь Андреевна тоже любит вспомнить свое детство), или когда рассказывает всем и каждому о предложении Епиходова: "Он меня любит, так любит!"? А вечно зевающий Яша, небрежно закуривающий сигарету - узнаваемая пародия на Гаева. "Вы образованный, можете обо всем рассуждать" - знак высшей похвалы со стороны Дуняши, хотя Яша, в общем-то, не умен. Зато он нагл и развязен, позволяет себе смеяться при каждом подходящем и неподходящем случае, даже в лицо Гаеву.

Оба они, и Дуняша, и Яша, крайне смешны в своем желании во всем походить на господ. Дуняша, вечно пудрящаяся, с ее заявлениями о том, что она "девушка деликатная", и с нелепыми признаниями в любви к Яше, Яша, пьющий шампанское и применяющий ко всем лишь одно определение - "невежество", - по сути дела, лишь вывернутые наизнанку, доведенные до гротеска образы господ.

Все второстепенные персонажи в своей клоунской нелепости представляют довольно грустную пантомиму. Они не могут переспорить закономерность, не могут отсрочить неизбежное, зато они не унижают себя унынием. Они должны уйти со сцены, однако, это не повод для печали. Их уход обставлен как карнавальное представление. Главные герои не умеют бороться со своим горем, зато второстепенные (а ведь они испытывают такие же чувства) отпугивают горе смехом. Недаром Чехов представил нам "Вишневый сад" именно как комедию, более того - местами она превращается в откровенный фарс, что, впрочем, лишь усугубляет драматичность пьесы.

Гоголь осуждает в комедии не только чиновничество, но и неслуживое дворянство, представленное городскими сплетниками и бездельниками Бобчинским и Добчинским, купечество, притесняемое городничим, но тоже зараженное нечестностью и корыстолюбием; полицию, которая бесчинствует, обижая и правого и виноватого. Чудовищный произвол государственных служащих направлен против самых бесправных слоев русского населения. В гоголевской комедии это такие эпизодические действующие лица, как слесарша Пошлепкина, мужа которой незаконно отдали в солдаты, больные, которых не лечат, а кормят кислой капустой, чтобы они скорее умирали, унтер-офицерша, которую безвинно высекли, арестанты, не получающие пищи, гарнизонное войско, не имеющее нижнего белья. Эти образы помогают понять размеры беззакония, несправедливости, воровства, халатности, которыми пронизана вся система государственной российской власти.

Тема и идея

Тема, которая будет выражена в названии пьесы Островского «На всякого мудреца довольно простоты», характеризует и комедию «Ревизор»; обнаруживается принципиальная неэффективность бюрократических и социальных институтов, их изначальная преступность - громоздкие и внешне незыблемые, они разрушаются изнутри страхом, и достаточно появиться намеку на возможное наказание - тотчас вскрываются спрятанные за парадным фасадом власти обывательская психология и ничтожность нравов. Главная идея "Ревизора" - мысль о неизбежном духовном возмездии, которого должен ожидать каждый человек. Гоголь, недовольный тем, как ставится "Ревизор" на сцене и как воспринимают его зрители, попытался эту идею раскрыть в "Развязке Ревизора". "Всмотритесь-ка пристально в этот город, который выведен в пьесе! - говорит Гоголь устами Первого комического актера. - Все до единого согласны, что этакого города нет во всей России... Ну, а что, если это наш же душевный город и сидит он у всякого из нас?.. Что ни говори, но страшен тот ревизор, который ждет нас у дверей гроба. Будто не знаете, кто этот ревизор? Что прикидываться? Ревизор этот - наша проснувшаяся совесть, которая заставит нас вдруг и разом взглянуть во все глаза на самих себя. Перед этим ревизором ничто не укроется, потому что по Именному Высшему повеленью он послан и возвестится о нем тогда, когда уже и шагу нельзя будет сделать назад. Вдруг откроется перед тобою, в тебе же, такое страшилище, что от ужаса подымется волос. Лучше ж сделать ревизовку всему, что ни есть в нас, в начале жизни, а не в конце ее".

Речь здесь идет о Страшном суде. И теперь становится понятной заключительная сцена "Ревизора". Она есть символическая картина именно Страшного суда. Появление жандарма, извещающего о прибытии из Петербурга "по именному повелению" ревизора уже настоящего, производит ошеломляющее действие на героев пьесы. Ремарка Гоголя: "Произнесенные слова поражают как громом всех. Звук изумления единодушно излетает из дамских уст; вся группа, вдруг переменивши положение, остается в окаменении". Гоголь придавал исключительное значение этой "немой сцене". Продолжительность ее он определяет в полторы минуты, а в "Отрывке из письма..." говорит даже о двух-трех минутах "окаменения" героев. Каждый из персонажей всей фигурой как бы показывает, что он уже ничего не может изменить в своей судьбе, шевельнуть хотя бы пальцем, - он перед Судией. По замыслу Гоголя, в этот момент в зале должна наступить тишина всеобщего размышления. В "Развязке" Гоголь предложил не новое толкование "Ревизора", как иногда думают, а лишь обнажил его главную мысль. 2 ноября (н. ст.) 1846 года он писал Ивану Сосницкому из Ниццы: "Обратите ваше внимание на последнюю сцену "Ревизора". Обдумайте, обмыслите вновь. Из заключительной пиесы "Развязка Ревизора" вы постигнете, почему я так хлопочу об этой последней сцене и почему мне так важно, чтобы она имела полный эффект. Я уверен, что вы взглянете сами другими глазами на "Ревизора" после этого заключения, которого мне, по многим причинам, нельзя было тогда выдать и только теперь возможно".Из этих слов следует, что "Развязка" не придавала нового значения "немой сцене", но лишь разъясняла ее смысл. Действительно, в пору создания "Ревизора" в "Петербургских записках 1836 года" появляются у Гоголя строки, прямо предваряющие "Развязку": "Спокоен и грозен Великий пост. Кажется, слышен голос: "Стой, христианин; оглянись на жизнь свою". Однако данное Гоголем истолкование уездного города как "душевного города", а его чиновников как воплощения бесчинствующих в нем страстей, сделанное в духе святоотеческой традиции, явилось неожиданностью для современников и вызвало неприятие. Щепкин, которому предназначалась роль Первого комического актера, прочитав новую пьесу, отказался играть в ней. 22 мая 1847 года он писал Гоголю: "...до сих пор я изучал всех героев "Ревизора" как живых людей... Не давайте мне никаких намеков, что это-де не чиновники, а наши страсти; нет, я не хочу такой переделки: это люди, настоящие живые люди, между которыми я взрос и почти состарился... Вы из целого мира собрали несколько лиц в одно сборное место, в одну группу, с этими людьми в десять лет я совершенно сроднился, и вы хотите их отнять у меня".Между тем гоголевское намерение вовсе не предполагало того, чтобы сделать из "живых людей" - полнокровных художественных образов - некую аллегорию. Автор только обнажил главную мысль комедии, без которой она выглядит как простое обличение нравов. "Ревизор" - "Ревизором", - отвечал Гоголь Щепкину около 10 июля (н. ст.) 1847 года, - а примененье к самому себе есть непременная вещь, которую должен сделать всяк зритель изо всего, даже и не "Ревизора", но которое приличней ему сделать по поводу "Ревизора".Во второй редакции окончания "Развязки" Гоголь разъясняет свою мысль. Здесь Первый комический актер (Михал Михалч) на сомнение одного из героев, что предложенная им трактовка пьесы отвечает авторскому замыслу, говорит: "Автор, если бы даже и имел эту мысль, то и в таком случае поступил бы дурно, если бы ее обнаружил ясно. Комедия тогда бы сбилась на аллегорию, могла бы из нее выйти какая-нибудь бледная нравоучительная проповедь. Нет, его дело было изобразить просто ужас от беспорядков вещественных не в идеальном городе, а в том, который на земле... Его дело изобразить это темное так сильно, чтобы почувствовали все, что с ним надобно сражаться, чтобы кинуло в трепет зрителя - и ужас от беспорядков пронял бы его насквозь всего. Вот что он должен был сделать. А это уж наше дело выводить нравоученье. Мы, слава Богу, не дети. Я подумал о том, какое нравоученье могу вывести для самого себя, и напал на то, которое вам теперь рассказал". И далее на вопросы окружающих, почему только он один вывел столь отдаленное по их понятиям нравоучение, Михал Михалч отвечает: "Во-первых, почему вы знаете, что это нравоученье вывел один я? А во-вторых, почему вы считаете его отдаленным? Я думаю, напротив, ближе всего к нам собственная наша душа. Я имел тогда в уме душу свою, думал о себе самом, потому и вывел это нравоученье. Если бы и другие имели в виду прежде себя, вероятно, и они вывели бы то же самое нравоученье, какое вывел и я. Но разве всяк из нас приступает к произведенью писателя, как пчела к цветку, затем, чтоб извлечь из него нужное себе? Нет, мы ищем во всем нравоученья для других, а не для себя. Мы готовы ратовать и защищать все общество, дорожа заботливо нравственностью других и позабывши о своей. Ведь посмеяться мы любим над другими, а не над собой..." Нельзя не заметить, что эти размышления главного действующего лица "Развязки" не только не противоречат содержанию "Ревизора", но в точности соответствуют ему. Более того, высказанные здесь мысли органичны для всего творчества Гоголя.

Второстепенные персонажи в драме «Гроза»

А.Н.Островского, автора многочисленных пьес о купечестве, по праву считают "певцом купеческого быта" и отцом русского национального театра. Он создал около 60 пьес, самыми известными из которых являются- "Бесприданница", "Лес", "Свои люди -сочтемся", "Гроза" и многие другие.

Самым ярким и решительным, по словам А. Н. Добролюбова, стала пьеса "Гроза". В ней "взаимные отношения самодурства и боегласности доведены до трагических последствий... В "Грозе" есть что-то освежающее и ободряющее. Зто что-то и есть, по-нашему мнению, фон пьесы". Фон или второй план пьесы и составляют второстепенные персонажи.

Самым ярким из них является дочь хозяйки дома Кабановых - “Варвара. Она - наперстница и постоянная спутница Катерины -главной героини пьесы. Варвара умная, хитрая, и озорная девушка. Она молода и стремится до замужества везде успеть, все попробовать, потому что знает, что "девки гуляют себе, как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят.". Приспосабливаясь к "Темному царству", Варвара выучила его законы и правила. Она стала воплощением морали этого царства: "Делай, что хочешь, лишь бы все шито да крыто было". Ложь для нее - норма жизни: "У нас весь дом на этом держится", без обмана нельзя. Не видя ничего крамольного в своем образе жизни, Варвара стремится научить Катерину хитрить и обманывать. Но честная, искренняя Катерина на может жить в этой гнетущей атмосфере лжи и насилия.

А вот дружок Варвары, Кудряш, полностью разделяет ее взгляды, потому что является типичным жителем "темного царства". Уже сейчас в нем просматриваются черты будущего Дикого. Он дерзок, смел и развязен в разговоре, хвастает своей удалью, волокитством, знанием "купеческого заведения". Ему не чуждо честолюбие и стремление к власти над людьми: "Я грубиян считаюсь; за что же меня держат? Стало быть я ему нужен. Ну значит, я его и не боюсь, пущай же он меня боится..." Варвара и Кудряш, казалось бы, покидают "темное царство", но не для того, чтобы зародить новые и честные законы жизни, а, скорее всего, чтобы жить в таком же "темном царстве", но уже хозяевами в нем.

Истинной жертвой царивших в городе Калинове нравов, является муж Катерины Тихон Кабанов. Это безвольное, бесхарактерное существо. Он во всем слушается свою мать и подчиняется ей. Он не имеет четкой жизненной позиции, мужества, смелости. Его образ полностью соответствует данному ему имени - Тихон (тихий). Молодой Кабанов не только не уважает себя, но и позволяет своей матери беспардонно относиться к своей жене. Особенно ярко это проявляется в сцене прощания, перед отъездом на ярмарку. Тихон слово в слово повторяет все наставления и нравоучения матери. Тихон ни в чем не мог противостоять своей матери, потихоньку спивался и, тем самым, становился еще более безвольным и тихим.

Конечно, Катерина не может любить и уважать такого мужа, а душа ее жаждет любви. Она влюбляется в племянника Дикого, Бориса. Но полюбила его Каткрина, по меткому выражению Добролюбова "на безлюдье", ведь по сути своей Борис мало чем отличается от Тихона. Разве что, чуть необразованнее его. Раболепие Бориса перед дядей, желание получить свою часть наследства оказались сильнее, чем любовь.

Незначительные персонажи странниц и богомолок так же помогают создать нужный фон пьесе. Своими фантастическими небылицами они подчеркивают невежество и дремучесть обитателей "темного царства". Рассказы Феклуши о землях, где живут люди с песьими головами, воспринимаются ими как непреложные факты о мироздании. .

Единственной живой и мыслящей душой в городе Калинове является механик-самоучка Кулигин, отыскивающий вечный двигатель. Он добр и деятелен, одержим постоянным желанием помочь людям, создать что-то нужное и полезное. Но все его благие намерения наталкиваются на толстую стену непонимания и безразличия. Так на попытку поставить на дома громоотводы он получает яростный отпор Дикого: "Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами, да рожнами какими-то, прости господи, обороняться". Кулигин дает яркую и верную характеристику "темному царству": "Жестокие, сударь, нравы в нашем городе, жестокие... У кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег нажить..."

Осуждая и не соглашаясь с законами калиновской жизни, Кулигин не борется с ними. Он примирился и приспособился к ней.

Все второстепенные персонажи пьесы создали тот фон, на котором разворачивается трагедия Катерины. Каждое лицо, каждый образ в пьесе был ступенькой в той лестнице, которая привела героиню к собственной смерти.

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1-17.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

Пояснение.

Комментарии к сочинениям.

17.1. Ка­ко­ва роль вто­ро­сте­пен­ных пер­со­на­жей в ко­ме­дии Д. И. Фон­ви­зи­на «Недоросль»?

Второстепенными пер­со­на­жа­ми в пьесе «Недоросль» яв­ля­ют­ся Скотинин, брат Простаковой, Еремееевна, нянь­ка Митрофанушки, до­маш­ние учителя Митрофана: Цыфиркин, Кутейкин, Вральман. Не­смот­ря на то, что эти герои иг­ра­ют вторые роли в комедии, от них за­ви­сит раскрытие ха­рак­те­ров главных героев. С их по­мо­щью и Простакова, и Мит­ро­фа­нуш­ка предстают пред чи­та­те­лем во всем их не­при­гляд­ном обличии.

17.2. В чём за­клю­ча­ют­ся при­чи­ны ав­тор­ско­го не­при­я­тия Наполеона? (По ро­ма­ну Л. Н. Тол­сто­го «Война и мир».)

Дневниковые за­пи­си Толстого в пе­ри­од работы над «Войной и миром» показывают, что он сле­до­вал сознательному на­ме­ре­нью – со­рвать с На­по­лео­на ореол лож­но­го величия. Кумир На­по­лео­на – слава, величие, то есть мне­ние о нем дру­гих людей. Для Тол­сто­го же На­по­ле­он - не ве­ли­кий человек, а неполноценный, ущерб­ный человек. На­по­ле­он - «палач народов». По Толстому, зло несет людям че­ло­век несчастный, не зна­ю­щий радостей ис­тин­ной жизни. Пи­са­тель хочет вну­шить своим чи­та­те­лям мысль, что оправ­ды­вать все же­сто­ко­сти и пре­ступ­ле­ния войны может толь­ко человек, по­те­ряв­ший истинное пред­став­ле­ние о себе и мире.

17.3. Какие темы и об­ра­зы со­вре­мен­ной по­э­зии Вам наи­бо­лее близки? (По твор­че­ству одного-двух поэтов.)

Здесь можно ска­зать о поэтах, ко­то­рые заслужили себе имя уже в 60-ые. Это Олег Чухонцев, Ев­ге­ний Рейн, Дмит­рий Сухарев, Инна Лиснянская, Алек­сандр Кушнер. Из них толь­ко в боль­шей степени Алек­сандр Кушнер и в мень­шей Инна Лис­нян­ская издавались в со­вет­ское время, для осталь­ных последнее де­ся­ти­ле­тие ознаменовалось не толь­ко новыми публикациями, но и, пре­жде всего, пол­но­цен­ным изданием всего творчества. Для них для всех ха­рак­те­рен интерес к жиз­нен­ным деталям в боль­шей степени, чем к новым явлениям.

В сти­хах Инны Лис­нян­ской часто по­вто­ря­ют­ся темы свободы, предательства, стра­ха и одиночества. В своей вере и своём по­э­ти­че­ском существовании Лис­нян­ская как бы ис­пол­ня­ет­ся удивительной силой, по­мо­га­ю­щей ей спра­вить­ся с труд­ной судьбой: «ушлют, не уйдём, убьют, не умрём». В её сти­хах размышление о жизни, короткой, на бо­га­той впечатлениями:

Откроешь глаза и за­кро­ешь глаза

Навеки, но в сей промежуток

По­ме­стит­ся солнце, луна и лоза,

И волны, и рой незабудок,

Особая тема твор­че­ства И. Лис­нян­ской - любовь. «Возьми меня, Господи, вме­сто него…» - на­сто­я­щее признание в любви, не­обык­но­вен­но сильное, про­ник­но­вен­ное и страстное:

Молю Тебя, Господи, слез­но молю!

Останови мою кровь

Хотя бы за то, что его люблю

Сильней, чем Твою любовь.

17.4. Сатирические образы в русской прозе 20-30-х годов XX века.

На долю Михаила Михайловича Зощенко выпала слава, редкая для человека литературной профессии. Ему понадобилось всего три-четыре года работы, чтобы в один прекрасный день вдруг ощутить себя знаменитым не только в писательских кругах, но и в совершенно не поддающейся учету массе читателей. Рассказ «Баня» в каждом человеке вызывает улыбку. Разве не смешно, что люди должны в бане привязывать номерок к ноге. «Номерки теперича по ногам хлопают», - жалуется герой рассказа. Не менее комичен рассказ о больнице, где перед больными висит плакат: «Выдача трупов с трех до четырех».

Любимыми образами остаются герои Ильфа и Петрова. «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» соединили в себе и юмор характеров, и комизм положений, в которые попадают герои, и остроумную манеру изложения материала.

Сатира здесь направлена на уходящий мир, представленный Ипполитом Матвеевичем, на то, что у людей не осталось никаких духовных ценностей (вспомним хотя бы Эллочку Людоедку).

Среди сатирических произведений этой эпохи можно назвать произведения Маяковского и Булгакова.

В пьесе Чехова нет случайных и «бесполезных» героев. Каждый из них, как маленький пазл одного большого изображения. Возможно, и кого-то можно откинуть и посчитать лишним, но тогда сама картина происходящего станет неполной.

Лакей Яша, привезенный из Парижа Любовью Раневской, дополняет образ своей хозяйки. Мужчина вконец избалован. Он высокомерен, самоуверен и очень хорошо устроился в жизни. Не смотря, на не самые лучшие времена, продолжает ему прилично платить, разъезжать с ним по загранице, и даже привозит лакея в поместье.

Яша безответственен, у него скудная речь и отвратительный характер. Он избалован роскошной жизнью хозяйки и когда случается беда и поместье уходит на торгах, мужчина жалобно просит забрать его с собой в Париж. Доброта Раневской принимается Яшей за слабость.

Яша является полной противоположностью Фирса. Даже возраст у героев разный. Яша, молодой, полный сил и равнодушия к хозяевам. Его интересует только финансовая сторона и собственный комфорт. Фирс же наоборот, старик, которому больше восьмидесяти лет.

Старый лакей постоянно жил в поместье. Он остался при своих хозяевах, даже после отмены крепостного права. Мужчина, стал практически членом семьи. Он ухаживал за Любовью и Гаевым, когда те были маленькими, и он продолжал о них заботиться, когда они стали взрослыми. Для старца никогда не были важны «чужие» финансы. Его больше заботил комфорт и порядок, царивший в поместье.

Очень ответственен, педантичен, но между тем, открыт душой. Он буквально страдает от новых законов, а главное, не понимает, что его ждет в будущем. Когда старика в спешке и суете попросту забывают в имении, он преданно ложится на лавочку и ждет, когда за ним вернутся.

Дуняша так же прислуживает в поместье. Она, является отражением самой Раневской. Девушка очень эмоциональна, ранима и чувствительна. В Дуняшу без памяти влюблен Епиходов. Но она легкомысленно отдает предпочтение Яше. Девушка тянется к интеллигентному, как ей показалось образу заграничного лакея. Она вскоре сильно разочаруется в своем неправильном поспешном выборе, так как для Яши, Дуняша – пустое место. Епиходов же останется присматривать за поместьем, когда выиграет торги.

Образ Епиходова и комичен и трагичен одновременно. Мужчину называют «двадцать два несчастья» из-за его умения попадать в разные неприятности, нечаянно ломать вещи, разбивать посуду. Он как магнит притягивает невезение. Вот и с женитьбой на Дуняше мужчине явно не повезло, ведь его избранница предпочла другого. Епиходов очень тяжело переносит «размолвку» и даже не пытается скрыть своих эмоций.

Образ Бориса Семеона-Пищика так же не случайный в пьесе. Мужчина очень оживлен, так как его жизнь полна разных событий. Он находится в постоянном поиске денег. Мужчина, пытаясь занять их даже у разоренных Гаева и Раневской.

Пищик оптимист по жизни. Он считает, что даже из самой сложной ситуации, можно найти выход. Его вера в хорошее моделирует ситуации, после которых он хоть и частично, но погашает все свои долги.

Чехов в своей пьесе наделил даже второстепенных персонажей особенными «чертами». Каждый из них, так или иначе, завершает образы главных героев, оставаясь при этом уникальным.