Тип “гордого человека” и его воплощение в произведениях отечественной литературы. Сборник идеальных эссе по обществознанию Гордый человек в произведениях Ф

Все люди разные, у всех разная внешность, разные характеры, разные взгляды на жизнь. Я бы хотела рассказать о двух абсолютно разных чертах характера: о гордости и о гордыне на примере рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль».

Довольно сложно бывает отличить эти два понятия. Гордость мотивирует человека ставить перед собой великие цели и достигать их, это радость не только за себя и за свои успехи, но и способность радоваться успехам других людей и уважительно к ним относится. Гордыня же, это эгоистическое чувство радости только своим достижениям, это высокомерие и несправедливое завышение себя над другими. О гордости и гордыне идет речь в описываемом произведении.
В первой легенде, рассказанной в произведении Горького, речь идет о Ларре. Женщину забрал орел, и через несколько лет она вернулась: «... а с нею был юноша, красивый и сильный, как сама она двадцать лет назад.» Людям этот человек сразу не понравился: «Все смотрели с удивлением на сына орла и видели, что он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц.» Главный герой неуважительно и высокомерно относился не только к простым людям, но и к старейшинам. Именно гордыня побудила его на убийство невинной девушки. Ларра был наказан за свое преступление и гордыню вечной жизнью в вечном одиночестве.
Вторая легенда рассказывает о ярком примере гордости. Племя сильных людей враги загнали вглубь непроходимого леса. Люди пытались выжить и поскорее выбраться из страшных зарослей, страх и уныние сковали их. «Но тут явился Данко и спас всех один». Этот молодой, смелый и красивый человек решил вывести свое племя из леса. Люди под предводительством Данко шли очень долго и, устав, стали обвинять его в неумении им помочь. Молодой герой понял, что они не оценили его старания и даже готовы расправиться с ним, но он был благороден и любил людей больше чем себя: «Он любил людей и думал, что может быть, без него они погибнут». Тогда он пожертвовал своей жизнью ради спасения других. Именно гордость за свое племя, за их жизни помогла Данко совершить такой подвиг. По мнению Горького, гордыня – это чистое зло, которое превращает человека в эгоиста, а гордость – это несомненно положительная черта характера.
Я полностью согласна с мнением Максима Горького. Гордый человек всегда благороден, уважает не только себя, но и других людей и готов прийти на помощь в беде.

Горделивый же всегда думает только о себе, руководствуется исключительно своими желаниями и целями. Такие люди как правило не имеют друзей, так как неспособны к коллективной радости. Гордость же за свою страну, за своих соотечественников, за их и за свои достижения делает человека по настоящему счастливым полноценным гражданином своей Родины.

Другие работы по этому разделу:

Сочинение "Обломов и Ильинская"

Взаимоотношения Ольги Ильинской и Ильи Обломова, как мне кажется, изначально нельзя было назвать идеальными. Между персонажами часто возникали недопонимание и различные конфликты из-за разницы в мировоззрениях и ценностях. Эти сложности особенно заметны в представленном фрагменте.

Сочинение "Как в изображении народа проявляется неоднозначность авторской позиции"

Отношение автора к народу в поэме «Мертвые души» двояко и неоднозначно. Мне кажется, это обусловлено тем, что в произведении многое взято из реализма, где нет возвышенных и идеализируемых писателем персонажей, у каждого есть как положительные, так и отрицательные черты. И народ у Гоголя: с одной стороны – терпимый, верный и честный, с другой – невежественный и несамостоятельный.

Сочинение "Чичиков"

Павел Иванович Чичиков – главный герой поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души», по моему мнению, обладает множеством отрицательных черт, он эгоистичен, корыстен, лжив и неискренен по отношению к окружающим его людям.

Сочинение "Образ природы и ее значение в исторической повести Л.Н. Толстого «Казаки»

В произведениях большинства писателей образ природы всегда занимал важное место. Описывая природу, авторы воспевают красоту мира, выражают свои патриотические чувства, изучают и анализируют характеры тех или иных персонажей.

Проблема «гордого человека», его отношения с окружающими, его жизненного пути волновала многих отечественных классиков: А. С.Пушкина, М. Ю.Лермонтова, Ф. М.Достоевского, Л. Н.Толстого, М. Горького и др. Гордость – один из семи смертных грехов. Гордые герои по своей природе одиноки, холодны. Они ставят себя выше простых смертных, считают, что им уготована иная, высшая миссия.

В русской литературе сложилась целая галерея подобных героев: Онегин (роман «Евгений Онегин»), Печорин («Герой нашего времени»), князь Андрей Болконский («Война и мир»), Раскольников («Преступление и наказание»), Настасья Филипповна («Идиот»), Ларра («Старуха Изергиль»). Все эти герои, несмотря на разнообразие их характеров, обладают одной ведущей чертой – гордостью. Это внутренняя черта личности, которая отдаляет героя от людей, от истинной жизни, от простых радостей, от гармонии с окружающим миром. Отчуждение, одиночество – вот страшные последствия гордости.

Галерея «гордых героев» открывается образом Евгения Онегина. Европейское воспитание, оторванность от национальных корней, самолюбие, умение притворяться, играть чужими судьбами долгое время не открываются другим персонажам романа: Ленскому, Татьяне. Истинное лицо героя предстает перед читателем, когда Татьяна оказывается в его библиотеке. Здесь она впервые видит, чем живет ее возлюбленный, проникает в сферу его духовных интересов. В книгах, которые читает Онегин «отразился век и современный человек с его холодною душою».

Гордость, стремление подражать Наполеону, самомнение мешают Онегину открыться навстречу истинным чувствам, ответить Татьяне взаимностью. Его скука, «тоскующая лень» - еще один вариант проявления гордости. Герою кажется, что он постиг мелкую сущность людей, знает цену жизни. Но это не так. Своей гордостью и эгоизмом он приносит несчастья многим героям, даже совершает убийство друга на дуэли.

Но в итоге, простота, открытость, искренность чувств победили, сердце героя наполнилось нежностью и любовью к изменившейся Татьяне. Только теперь Онегин стал жить по-настоящему, почувствовал весь аромат жизни, испытал и муку, и счастье. Любовь и гордость находятся на разных полюсах. Они не сосуществуют вместе.

Гордыня была свойственна и Печорину, который привык смотреть на всех свысока, отстраненно. Во многих случаях он был прав. Его холодность связана с пошлостью высшего общества, но эгоизм, самоуглубленность героя распространяются и на его близких людей: Максима Максимыча, Мери, Бэлу. Причины и характер гордыни Печорина отличаются от его знаменитого предшественника. Гордыня, одиночество стали для него своеобразной защитной маской. С детства Печорину не позволяли быть искренним, и он научился лицемерить. Герой рано разочаровался в идеалах и окружающих людях.

Печорин ко всему подходит со своей меркой. Его «я» всегда выступает на первом плане. Он видит в людях марионеток, играющих глупую игру, жизнь же считает нелепой шуткой: «Удовольствия мне опротивели, общество мне также надоело…любовь только раздражала мое самолюбие, а сердце осталось пусто…». Недаром из дневника Печорина мы узнаем, что он принимает за счастье «насыщенную гордость». Человек, уставший от жизни, разочаровавшийся в людях, может быть, нашел бы счастье с Бэлой. Но Печорин устал не от жизни, а от ее отсутствия. Именно поэтому «глаза его никогда не смеялись».

Сам герой напряженно ощущает свою внутреннюю обреченность нести людям беды, в одной из дневниковых записей он называет себя «топором в руках судьбы». Для окружающих он, как и Онегин, - загадка. Этой таинственностью, непохожестью на других он привлекает княжну Мери. В этой манящей загадочности Печорину пытается подражать Грушницкий, но это оборачивается нелепой и трагической комедией.

Гиперболизированная гордость наполняет сердце Ларры в повести М. Горького «Старуха Изергиль». Здесь отчуждение достигает высшей степени, высшего накала. Небывалая самовлюбленность героя, его самоуверенность в собственной красоте и величии толкает его на преступления. Проблема эгоизма и вседозволенности решается М. Горьким в символическом, аллегорическом плане. Люди наказывают Ларру самым страшным приговором – одиночеством. Таковы последствия его гордости.

Таким образом, проблема «гордого человека» всегда оставалась актуальной для русских писателей во все времена. Они решали ее в нравственном, гуманистическом ключе. Гордость создает изоляцию, делает жизнь искусственной, одинокой, приносит страдания, сожжет подтолкнуть к преступлению. Гордость вовсе не означает величия или превосходства, ибо «нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

Долго говорили с ним и наконец увидели, что он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего. Всем даже страшно стало, когда поняли, на какое одиночество он обрекал себя. У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого.

Когда люди увидали это, они снова принялись судить о том, как наказать его. Но теперь недолго они говорили, — тот, мудрый, не мешавший им судить, заговорил сам:

— Стойте! Наказание есть. Это страшное наказание; вы не выдумаете такого в тысячу лет! Наказание ему — в нем самом! Пустите его, пусть он будет свободен. Вот его наказание!

И тут произошло великое. Грянул гром с небес, — хотя на них не было туч. Это силы небесные подтверждали речь мудрого. Все поклонились и разошлись. А этот юноша, который теперь получил имя Лappa, что значит: отверженный, выкинутый вон, — юноша громко смеялся вслед людям, которые бросили его, смеялся, оставаясь один, свободный, как отец его. Но отец его — не был человеком... А этот — был человек. И вот он стал жить, вольный, как птица. Он приходил в племя и похищал скот, девушек — все, что хотел. В него стреляли, но стрелы не могли пронзить его тела, закрытого невидимым покровом высшей кары. Он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу. Только издали видели его. И долго он, одинокий, так вился около людей, долго — не один десяток годов. Но вот однажды он подошел близко к людям и, когда они бросились на него, не тронулся с места и ничем не показал, что будет защищаться. Тогда один из людей догадался и крикнул громко:

— Не троньте его. Он хочет умереть!

И все остановились, не желая облегчить участь того, кто делал им зло, не желая убивать его. Остановились и смеялись над ним. А он дрожал, слыша этот смех, и все искал чего-то на своей груди, хватаясь за нее руками. И вдруг он бросился на людей, подняв камень. Но они, уклоняясь от его ударов, не нанесли ему ни одного, и когда он, утомленный, с тоскливым криком упал на землю, то отошли в сторону и наблюдали за ним. Вот он встал и, подняв потерянный кем-то в борьбе с ним нож, ударил им себя в грудь. Но сломался нож — точно в камень ударили им. И снова он упал на землю и долго бился головой об нее. Но земля отстранялась от него, углубляясь от ударов его головы.

— Он не может умереть! — с радостью сказали люди. И ушли, оставив его. Он лежал кверху лицом и видел — высоко в небе черными точками плавали могучие орлы. В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира. Так, с той поры остался он один, свободный, ожидая смерти. И вот он ходит, ходит повсюду... Видишь, он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей, ни их поступков — ничего. И все ищет, ходит, ходит... 

Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей... Вот как был поражен человек за гордость!"

Старуха вздохнула, замолчала, и ее голова, опустившись на грудь, несколько раз странно качнулась.

М. Горький «Старуха Изергиль»

В каких произведениях отечественной классики звучит тема «гордого человека» и в чем эти произведения созвучны горьковскому рассказу?

олго говорили с ним и наконец увидели, что он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего. Всем даже страшно стало, когда поняли, на какое одиночество он обрекал себя. У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого. Когда люди увидали это, они снова принялись судить о том, как наказать его. Но теперь недолго они говорили, – тот, мудрый, не мешавший им судить, заговорил сам: – Стойте! Наказание есть. Это страшное наказание; вы не выдумаете такого в тысячу лет! Наказание ему – в нем самом! Пустите его, пусть он будет свободен. Вот его наказание! И тут произошло великое. Грянул гром с небес, – хотя на них не было туч. Это силы небесные подтверждали речь мудрого. Все поклонились и разошлись. А этот юноша, который теперь получил имя Ларра, что значит: отверженный, выкинутый вон, – юноша громко смеялся вслед людям, которые бросили его, смеялся, оставаясь один, свободный, как отец его. Но отец его – не был человеком… А этот – был человек. И вот он стал жить, вольный, как птица. Он приходил в племя и похищал скот, девушек – все, что хотел. В него стреляли, но стрелы не могли пронзить его тела, закрытого невидимым покровом высшей кары. Он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу. Только издали видели его. И долго он, одинокий, так вился около людей, долго – не один десяток годов. Но вот однажды он подошел близко к людям и, когда они бросились на него, не тронулся с места и ничем не показал, что будет защищаться. Тогда один из людей догадался и крикнул громко: – Не троньте его. Он хочет умереть! И все остановились, не желая облегчить участь того, кто делал им зло, не желая убивать его. Остановились и смеялись над ним. А он дрожал, слыша этот смех, и все искал чего-то на своей груди, хватаясь за нее руками. И вдруг он бросился на людей, подняв камень. Но они, уклоняясь от его ударов, не нанесли ему ни одного, и когда он, утомленный, с тоскливым криком упал на землю, то отошли в сторону и наблюдали за ним. Вот он встал и, подняв потерянный кем-то в борьбе с ним нож, ударил им себя в грудь. Но сломался нож – точно в камень ударили им. И снова он упал на землю и долго бился головой об нее. Но земля отстранялась от него, углубляясь от ударов его головы. – Он не может умереть! – с радостью сказали люди. И ушли, оставив его. Он лежал кверху лицом и видел – высоко в небе черными точками плавали могучие орлы. В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира. Так, с той поры остался он один, свободный, ожидая смерти. И вот он ходит, ходит повсюду… Видишь, он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей, ни их поступков – ничего. И все ищет, ходит, ходит… Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот как был поражен человек за гордость!» Старуха вздохнула, замолчала, и ее голова, опустившись на грудь, несколько раз странно качнулась.

Показать текст целиком

Тема «гордого человека» звучит во многих произведениях отечественной классики.

Так, Клещ из пьесы М.Горького «На дне» вместе с другими жителями ночлежки влачит свое существование на самом «дне» жизни. Однако герой ставит себя выше остальных, ведь он единственный, кто занят хоть каким-то дедом. Клещ уверен, он сможет выбраться «в люди», как только умрет жена. Но его планам не суждено сбыться, продав для похорон Анны все свои инструменты, герой смиряется с мыслью о безвыходности положения, в котором он находится, и сближается с другими жителями ночлежки.

Гордым человеком называют того, кто готов бороться, чтобы защитить свои честь и достоинство. Если перед таким человеком встает выбор между нравственным и безнравственным поступком, он всегда выберет честный путь, даже если он принесет беды или смерть. Жизнь в соответствии с честью и достоинством – вот основа мировоззрения человека, которого можно назвать гордым. Именно этими явлениями он руководствуется, когда оказывается перед выбором. Выгодные предложения, которые противоречат его принципам, всегда отходят на второй план. Гордые люди – сильные люди, потому что они идут по своему жизненному пути в соответствии со своими взглядами, никогда от них не отступая.

О том, кого же можно назвать гордым человеком, писали многие русские и зарубежные писатели.

Гордым человеком можно назвать героя повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». оказывается перед сложным выбором, от которого зависит его жизнь. Главному герою приходится выбирать между предательством Родины и смертью. Отказ от перехода на сторону Пугачева фактически являлся гибелью. Чтобы сохранить себе жизнь, Петр Гринев мог присягнуть на верность предводителю восстания. Однако главный герой этого не делает, потому что предательство Родины – поступок, который бы нарушил жизненные ценности Гринева. Он поступает в соответствии с честью и достоинства даже тогда, когда его жизнь оказывается на кону. Чувство собственного достоинства не позволяет Петру Гриневу выбрать путь предательства. Для него смерть лучше такого бесчестного пути. Это говорит о том, что главный герой повести «Капитанская дочка» не готов подчиняться обстоятельствам, он готов бороться за собственные жизненные принципы, за свою честь и за свое достоинство.

Гордой можно назвать и героиню романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Сестра центрального персонажа была довольно бедной девушкой, однако она никогда не давала себя в обиду. Дуня имела чувство собственного достоинства, поэтому на все безнравственные предложения она отвечала отказом. Когда Свидригайлов предложил ей свою материальную помощь взамен на совместное проживание за границей, Дуня отказала ему, потому что честь для нее имела большее значение, чем деньги. Бедная девушка отказывается от выгодного предложения Свидригайлова, потому что это предложение не соответствовало жизненным принципам Дуни Раскольниковой. По этой же причине героиня отказывается и от предложения Лужина, который ухаживает за Дуней. Выйти замуж за нелюбимого человека героине не позволяло ее чувство собственного достоинства. Дуня осталась бедна, однако не дала себя сломить и опозорить.

Таким образом, гордый человек – это тот, кто не сворачивает со своего жизненного пути из-за различных обстоятельств. Гордые люди готовы защищать свою честь до конца, даже если в итоге они останутся ни с чем. Таких людей не пугает даже собственная смерть, ведь для них важно остаться до конца жизни верным и преданным самому себе и своим принципам.