Он умер в трех разных местах — утверждает житие. Он умер в трех разных местах — утверждает житие Мытарь из Капернаума

апостолов

Главная святыня День памяти Подвижничество

апостольская проповедь

Иа́ков Алфе́ев , сын Алфея (ивр. ‏יעקב בן-חלפַי ‏‎, Йааков Бен Халфай), брат Фаддея - апостол Иисуса Христа , упоминаемый в Новом Завете . Брат апостола Иуды Иаковлева , возможно брат апостола и Евангелиста Матфея . В трех Евангелиях его имя приводится в списке двенадцати (Мф. ; Мк. ; Лк. ), однако других сведений о нём не сообщается.

Напишите отзыв о статье "Иаков Алфеев"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Иаков Алфеев

– Я ничего не говорю, чтобы все распоряжения были хороши, – сказал князь Андрей, – только я не могу понять, как вы можете так судить о Бонапарте. Смейтесь, как хотите, а Бонапарте всё таки великий полководец!
– Михайла Иванович! – закричал старый князь архитектору, который, занявшись жарким, надеялся, что про него забыли. – Я вам говорил, что Бонапарте великий тактик? Вон и он говорит.
– Как же, ваше сиятельство, – отвечал архитектор.
Князь опять засмеялся своим холодным смехом.
– Бонапарте в рубашке родился. Солдаты у него прекрасные. Да и на первых он на немцев напал. А немцев только ленивый не бил. С тех пор как мир стоит, немцев все били. А они никого. Только друг друга. Он на них свою славу сделал.
И князь начал разбирать все ошибки, которые, по его понятиям, делал Бонапарте во всех своих войнах и даже в государственных делах. Сын не возражал, но видно было, что какие бы доводы ему ни представляли, он так же мало способен был изменить свое мнение, как и старый князь. Князь Андрей слушал, удерживаясь от возражений и невольно удивляясь, как мог этот старый человек, сидя столько лет один безвыездно в деревне, в таких подробностях и с такою тонкостью знать и обсуживать все военные и политические обстоятельства Европы последних годов.
– Ты думаешь, я, старик, не понимаю настоящего положения дел? – заключил он. – А мне оно вот где! Я ночи не сплю. Ну, где же этот великий полководец твой то, где он показал себя?
– Это длинно было бы, – отвечал сын.
– Ступай же ты к Буонапарте своему. M lle Bourienne, voila encore un admirateur de votre goujat d"empereur! [вот еще поклонник вашего холопского императора…] – закричал он отличным французским языком.
– Vous savez, que je ne suis pas bonapartiste, mon prince. [Вы знаете, князь, что я не бонапартистка.]
– «Dieu sait quand reviendra»… [Бог знает, вернется когда!] – пропел князь фальшиво, еще фальшивее засмеялся и вышел из за стола.
Маленькая княгиня во всё время спора и остального обеда молчала и испуганно поглядывала то на княжну Марью, то на свекра. Когда они вышли из за стола, она взяла за руку золовку и отозвала ее в другую комнату.
– Сomme c"est un homme d"esprit votre pere, – сказала она, – c"est a cause de cela peut etre qu"il me fait peur. [Какой умный человек ваш батюшка. Может быть, от этого то я и боюсь его.]
– Ax, он так добр! – сказала княжна.

Князь Андрей уезжал на другой день вечером. Старый князь, не отступая от своего порядка, после обеда ушел к себе. Маленькая княгиня была у золовки. Князь Андрей, одевшись в дорожный сюртук без эполет, в отведенных ему покоях укладывался с своим камердинером. Сам осмотрев коляску и укладку чемоданов, он велел закладывать. В комнате оставались только те вещи, которые князь Андрей всегда брал с собой: шкатулка, большой серебряный погребец, два турецких пистолета и шашка, подарок отца, привезенный из под Очакова. Все эти дорожные принадлежности были в большом порядке у князя Андрея: всё было ново, чисто, в суконных чехлах, старательно завязано тесемочками.
В минуты отъезда и перемены жизни на людей, способных обдумывать свои поступки, обыкновенно находит серьезное настроение мыслей. В эти минуты обыкновенно поверяется прошедшее и делаются планы будущего. Лицо князя Андрея было очень задумчиво и нежно. Он, заложив руки назад, быстро ходил по комнате из угла в угол, глядя вперед себя, и задумчиво покачивал головой. Страшно ли ему было итти на войну, грустно ли бросить жену, – может быть, и то и другое, только, видимо, не желая, чтоб его видели в таком положении, услыхав шаги в сенях, он торопливо высвободил руки, остановился у стола, как будто увязывал чехол шкатулки, и принял свое всегдашнее, спокойное и непроницаемое выражение. Это были тяжелые шаги княжны Марьи.

Ежегодно 29 ноября в российских храмах звучит акафист апостолу Иакову Алфееву. В этот день отмечается память одного из ближайших учеников и последователей Иисуса Христа, о котором мы узнаём со страниц, написанных тремя евангелистами - святыми Матфеем, Марком и Лукой. Из того немногого, что они сочли нужным поведать нам, попытаемся составить представление об этом человеке, посвятившем себя Богу.

Мытарь из Капернаума

Как принято считать, родиной апостола Иакова Алфеева был город Капернаум, находившейся на берегу ныне именуемого Кинеретом. Этим во многом была обусловлена его последующая встреча с Иисусом Христом, избравшим этот город одним из основных мест своих проповедей.

Прежде чем, откликнувшись на призыв Иисуса Христа, примкнуть к его двенадцати ближайшим последователям и ученикам, апостол Иаков Алфеев был мытарем, то есть сборщиком налогов. Этот род занятий считался презренным потому, что деньги шли в казну Рима, завоевавшего в те годы Иудею, а содействие оккупантам во все времена рассматривалось как предательство. Кроме того, мытари намеренно завышали сумму налога и, наживаясь за счёт этого, безжалостно грабили народ.

Братья, последовавшие за Христом

Согласно текстам Нового Завета, апостол Иаков Алфеев был родным братом евангелиста Матфея, так же, как и он, служившего мытарем, но затем уверовавшего во Христа, и порвавшего с греховным прошлым. Они вместе вошли в число двенадцати избранников Божьих, причтенных к апостольскому лику и посланных в мир на проповедь Евангелия. Кроме того, его другой брат был также ближайшим последователем Иисуса Христа и вошёл в историю под именем

Следует заметить, что ещё в первые века христианства возникли серьёзные сложности, связанные с установлением подлинной истории жизни апостола Иакова Алфеева. Причина заключалась в том, что, согласно Евангелию, ещё двое ближайших последователей Христа носили это имя - Иаков Заведеев, приходившийся братом а также сводный брат Иисуса, вошедший в число семидесяти апостолов под именем Иакова, брата Господня. Многочисленные разночтения, появившиеся в написанных позже житиях святого Иакова Алфеева, стали следствием его отождествления с этими личностями.

Сеятель слова Божьего

Апостол Иаков Алфеев является одним из тех, кому была дарована Благодать, воочию узрев воскресшего Спасителя, в течение сорока дней слышать исходившие из его уст слова Божественной истины. Со страниц Святого Евангелия мы также узнаём, что, находясь на десятый день после вознесения Иисуса Христа вместе с остальными одиннадцатью его учениками и Пречистой Девой Марией в Сионской горнице, он сподобился принять Святого Духа, сошедшего в виде огненных языков.

Житие апостола Иакова Алфеева повествует о том, как, воспламенившись огнём Христова учения и усердно насаждая веру, он ещё при жизни стал именоваться «Божественным семенем». Столь высокое имя апостол заслужил, искореняя тернии греха и безверия и насаждая в человеческих сердцах ростки грядущего Царствия Небесного. Его жатвой были людские души, спасённые от пучин ада и вечной смерти.

Путь апостольского служения Иакова Алфеева

Также со страниц жития известно, в какие именно края нёс благовествование апостол Иаков Алфеев и где он сеял слово Божье. В первые месяцы после вознесения Иисуса Христа его обширной нивой была непосредственно Иудея, но затем, вместе с апостолом Андреем, он отправился в Эдессу - важнейший центр раннего христианства в Малой Азии, находившийся на юго-востоке современной Турции. Об этом периоде его служения рассказывается в книге «Деяния апостолов», входящей в тексты Нового Завета.

Затем своё служение святой апостол продолжил в Газе - одном из наиболее древних филистимских городов, расположенном на границе с Иудеей, и в евангельские времена входившем в состав Сирии. Возвращаясь в Иерусалим, апостол Иаков Алфеев проповедовал также жителям города Елевферополя, которые собирались многотысячными толпами, чтобы услышать из его уст слова учения, дарующего вечную жизнь. Обращение их ко Христу имело особо важное значение, так как именно в этом городе был убит святой Анания - епископ Дамаска, некогда крестивший

Смерть, ставшая началом всеобщего почитания

Как далее свидетельствует житие апостола Иакова Алфеева, его земной путь оборвался в приморском городе Острацине, где святой оказался, направляясь с проповедью в Египет. Слова апостола были встречены вспышкой злобы со стороны язычников, в результате чего его схватили и приговорили к распятию на кресте. Несмотря на всю тяжесть страданий, ближайший ученик Иисуса Христа был счастлив уподобиться в своей смерти Учителю.

Почитание апостола Иакова, как и остальных ближайших последователей Иисуса Христа, установилось ещё в первые века христианства и получило широкое распространение в IV веке, когда новая и гонимая до той поры религия обрела официальный статус. В те годы многие христианские общины декларировали свою преемственность непосредственно от апостолов, доказывая тем самым право на независимость в принятии решений по наиболее важным религиозным вопросам. Это внесло дополнительные сложности в составление жития святого Иоанна Алфеева, так как явилось причиной целого ряда вымышленных свидетельств о его пребывании в ряде городов.

Апостол Андрей на берегах Волхова

Восприняв от Византии свет Христовой веры, Русь в полной мере унаследовала и традицию почитания её проповедников - святых апостолов. В связи с этим любопытно отметить, что особой любовью апостол Иаков пользовался у жителей древнего Новгорода, и именно в его храмах икона апостола Иакова Алфеева встречалась чаще, чем где бы то ни было. Это связано с двумя легендами.

Согласно одной из них, изложенной в древних летописных сводах, апостол Андрей Первозванный, обращая ко Христу иноверцев, совершил путешествие, во время которого побывал на днепровских берегах, а затем продолжил путь на север вплоть до Новгорода. По одной из версий, по Волхову он достиг Ладожского озера и даже водрузил крест на острове, где впоследствии был основан Возможно, эта легенда была рождена самими новгородцами, желавшими доказать апостольскую преемственность своего духовенства.

Рождение легенды

Не пускаясь в рассуждения о том, имеет ли она под собой реальные основания, можно лишь предположить, что эта версия породила ещё одну легенду, согласно которой, вместе с апостолом Андреем в Новгороде побывал и сопровождавший его некогда в Эдессу апостол Иаков. Резонный вопрос: "Почему он не мог сделать то же самое, что и его ближайший сподвижник?" Во всяком случае, именно из Новгорода начал свой путь по церквям бескрайней Руси тропарь апостола Иакова Алфеева и переведённый с греческого языка акафист. Как было сказано выше, в наши дни его память отмечается ежегодно 29 ноября.

Пусть же эту статью завершит короткая молитва апостолу Иакову Алфееву. Во смирении сердец наших произнесём слова, звучащие уже много столетий: «Святый апостоле Иакове, моли Бога о нас!»

Дни памяти: Июнь 30 (12 ап.), Октябрь 9

Фреска XII в. Владимир

Святой Иаков Алфеев, апостол из 12-ти

Брат апостола и евангелиста Матфея (+ 60 г.; память 16/29 ноября), бывшего прежде мытарем. Был призван Самим Господом в число 12 апостолов и вместе с прочими был послан на проповедь.

После сошествия Святого Духа проповедовал сначала в Иудее, затем сопутствовал св. апостолу Андрею Первозванному (+ 62 г.; память 30 ноября/13 декабря) в Едессу. Распространял евангельское благовестие в Газе, Елевферополе и сопредельных им местах, оттуда отправился в Египет. Здесь, в городе Острацине (приморский город на границе с Палестиной), был распят на кресте.

Житие святого Апостола Иакова Алфеева

Святой апостол Иаков был сыном Алфея и братом апостола и Евангелиста Матфея, прежде бывшего мытарем. Когда Господь наш Иисус Христос, пребывая на земле во плоти, избрал в достоинство апостольское простых и благочестивых людей, чтобы послать их на проповедь Евангелия во вселенную, тогда избрал Он и сего Иакова и, как достойного, причел его к апостольскому лику (Мф.10:3; Мрк.3:18; Лк.6:15). И стал Иаков одним из числа двенадцати апостолов, самовидцем и слугою Христовым, проповедником Его таин и Его последователем1. Приняв с другими апостолами Духа Святого, сошедшего на них в огненных языках2 , он отправился к язычникам проповедовать Христа и наставлять заблудших на путь спасения. Разжегшись огнем ревности Божественной, он попалял терния безбожия, сокрушал идолов, храмы их разорял, врачевал различные недуги, отгонял от людей духов лукавых и многое множество людей привел к Христу, чрез что приобрел себе и новое имя: семя Божественное. Ибо он насеял в сердцах человеческих Божие слово, насадил веру и возрастил благочестие: ради сего он и был наименован Божественным семенем.

Обходя многие страны, он сеял семя небесное, собирал жатву спасения человеческого и окончил земное течение свое Христовыми стопами: будучи подражателем Христовых страданий, он предал дух Богу пригвожденным на кресте3.

И было собрано сие Божественное семя, святой Иаков, с плодами, принесенными сторицею, в небесную житницу; там насыщаясь сам видением лица Божия, он и для нас ходатайствует своими молитвами о том же насыщении.

Кондак, глас 2:

Твердо мудрости догматы в душы благочестивых вложившаго, похвалами да ублажим, яко боговещателя вси Иакова: престолу бо славы Владычню предстоя, и со всеми ангелы радуется, моля непрестанно о всех нас.

________________________________________________________________________

1 Вместе с прочими апостолами Иаков Алфеев был послан Господом на проповедь. Мф.10:3.

2 По вознесении Господнем Иаков Алфеев пребывал вместе с другими апостолами в Иерусалиме в Сионской горнице (Деян.1:13), также как и некоторое время после сошествия Св. Духа (6:2 ).

3 Ап. Иаков Алфеев совершал апостольское служение сначала в Иудее, потом сопутствовал ап. Андрею Первозванному в Едессу (Едесса – нынешняя Орфа – древний знаменитый город Месопотамии на р. Евфрате), проповедовал учение Христово в Газе (один из самых древнейших городов Филистимских на границе с царством Иудейским, во времена апостольские принадлежавший Сирии) и Елевферополе (город Южной Палестины на дороге между Иерусалимом и Газою) и сопредельных им местах, откуда отправился в Египет и здесь в городе Острацине (приморский город на границе с Палестиною) запечатлел апостольские труды свои мученическою смертью на кресте.

Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Святой апостол Иаков был сыном Алфея и братом апостола и Евангелиста Матфея, прежде бывшего мытарем.


Икона . Святой Апостол Иаков Алфеев. Галерея икон .

Когда Господь наш Иисус Христос, пребывая на земле во плоти, избрал в достоинство апостольское простых и благочестивых людей, чтобы послать их на проповедь Евангелия во вселенную, тогда избрал Он и сего Иакова и, как достойного, причел его к апостольскому лику (Мф.10:3; Мрк.3:18; Лк.6:15).

И стал Иаков одним из числа двенадцати апостолов, самовидцем и слугою Христовым, проповедником Его таин и Его последователем 1 .

Приняв с другими апостолами Духа Святого, сошедшего на них в огненных языках 2 , он отправился к язычникам проповедовать Христа и наставлять заблудших на путь спасения.

Разжегшись огнем ревности Божественной, он попалял терния безбожия, сокрушал идолов, храмы их разорял, врачевал различные недуги, отгонял от людей духов лукавых и многое множество людей привел к Христу, чрез что приобрел себе и новое имя: семя Божественное.

Ибо он насеял в сердцах человеческих Божие слово, насадил веру и возрастил благочестие: ради сего он и был наименован Божественным семенем.

Обходя многие страны, он сеял семя небесное, собирал жатву спасения человеческого и окончил земное течение свое Христовыми стопами: будучи подражателем Христовых страданий, он предал дух Богу пригвожденным на кресте 3 .

И было собрано сие Божественное семя, святой Иаков, с плодами, принесенными сторицею, в небесную житницу; там насыщаясь сам видением лица Божия, он и для нас ходатайствует своими молитвами о том же насыщении.

Кондак, глас 2:

Твердо мудрости догматы в душы благочестивых вложившаго, похвалами да ублажим, яко боговещателя вси Иакова: престолу бо славы Владычню предстоя, и со всеми ангелы радуется, моля непрестанно о всех нас.

________________________________________________________________

1 Вместе с прочими апостолами Иаков Алфеев был послан Господом на проповедь. Мф.10:3.

2 По вознесении Господнем Иаков Алфеев пребывал вместе с другими апостолами в Иерусалиме в Сионской горнице (Деян.1:13), также как и некоторое время после сошествия Св. Духа (6:2).

3 Ап. Иаков Алфеев совершал апостольское служение сначала в Иудее, потом сопутствовал ап. Андрею Первозванному в Едессу (Едесса – нынешняя Орфа – древний знаменитый город Месопотамии на р. Евфрате), проповедовал учение Христово в Газе (один из самых древнейших городов Филистимских на границе с царством Иудейским, во времена апостольские принадлежавший Сирии) и Елевферополе (город Южной Палестины на дороге между Иерусалимом и Газою) и сопредельных им местах, откуда отправился в Египет и здесь в городе Острацине (приморский город на границе с Палестиною) запечатлел апостольские труды свои мученическою смертью на кресте.

Апостол Иаков Алфеев (†60)

Святой Апостол Иаков Алфеев был одним из 12-ти апостолов (учеников) Иисуса Христа.

Согласно жития, святой апостол Иаков был сыном Алфея и братом апостола и Евангелиста Матфея, прежде бывшего мытарем.

Проповедовал в Иудее, а затем вместе с апостолом Андреем отправился в Эдессу (Едесса - нынешняя Орфа - древний знаменитый город Месопотамии на р. Евфрат). После самостоятельно вёл проповедь в Газе (один из самых древнейших городов филистимских на границе с царством Иудейским, во времена апостольские принадлежавший Сирии) и Елевферополе (город Южной Палестины на дороге между Иерусалимом и Газою) и сопредельных им местах, откуда отравился в Египет, и здесь в городе Острацине (приморский город на границе с Палестиною) запечатлел апостольские труды свои мученическою смертию на кресте.

Из-за смешения с другими Иаковами проследить его путь в христианской традиции довольно сложно. О его смерти и погребении существует несколько версий. У одних авторов, например у Псевдо-Симеона Логофета, он принимает смерть в Мармарике («побит камнями иудеями»), у других — принял мученическую смерть по дороге в Египет в городе Острацине (распят на кресте).

Иакова Алфеева следует отличать от апостола Иакова Зеведеева или Иакова Старшего, а также от Иакова, «брата Господня», апостола из числа 70, первого епископа Иерусалима, называемого Иаковом Младшим. Путанице у некоторых авторов в прошлом способствовало то обстоятельство, что Иакова Алфеева также иногда называют Иаковым Младшим.

Память в Православной церкви совершается (по юлианскому календарю): 30 июня/13 июля (Собор двенадцати апостолов) и 9/22 октября .

Кондак апостола, глас 2:
Твердо мудрости догматы в душы благочестивых вложившаго, похвалами да ублажим, яко боговещателя вси Иакова: престолу бо славы Владычню предстоя, и со всеми ангелы радуется, моля непрестанно о всех нас.