Путь от станции барколабово до вознесенского монастыря. Барколабовский монастырь строится заново, а его обитательницы уверены: у святой обители большое будущее! Защитница Восточной Беларуси

СПРАВКА. Борколабовская (Барколабовская) икона Божией Матери – чудотворный образ, получивший свое название по месту своего нахождения в главной церкви Борколабовского женского монастыря в честь Вознесения Господня. Образ Богоматери из Барколабово является одним из самых почитаемых образов Божией Матери на восточных землях Беларуси. Он является одним из величайших шедевров белорусской иконописной школы.В архиве монастыря сохраняется легенда о происхождении этого богородичного образа. Согласно ей, в 1659 году князь Пожарский возвращался из Польши, везя его с собой. Когда отряд князя проезжал мимо монастыря, обоз со святыней «остановился» и никакие усилия слуг князя не могли сдвинуть ее с места. Князь Пожарский посчитал, что икону нужно оставить в монастыре и отдал ее в дар игуменье Фотинии Киркоровне. Икона Матери Божией Барколабовской прославилась в монастыре чудесами и пережила все катаклизмы XVII-XX веков.

В стране немало мест, где случаются необъяснимые с точки зрения современной науки явления. "Живые" тени Гольшанского замка и привидение в бывшем монастыре бенедиктинок в Несвиже. Каменные кресты в Турове, "подпускающие" к себе хороших людей и прячущиеся от недобрых. В последнее время все чаще приходится слышать о чудесах в Свято-Вознесенском женском монастыре. Узнать подробности и, если повезет, встретиться с тамошними привидениями еду в деревню Барколабово Быховского района.

Шаги за спиной

По вечерам в большом пустынном дворе она часто слышит отчетливые шаги за спиной. Кажется, кто-то неторопливо идет за ней по тропинке. Игуменья Антония никогда не оборачивается. Знает наверняка: сзади никого нет. К непонятным, необъяснимым явлениям обитательницы Свято-Вознесенского женского монастыря давно привыкли.

Наблюдали их не так давно и наши сестры. Охраняли вдвоем храм Иоанна Предтечи, расположенный неподалеку от колокольни. Ночевали на хорах. Проснулись одновременно от того, что кто-то поднимался к ним вверх по лестнице. Увидев рядом с собой фигуры в черном, от неожиданности очень испугались. Но все же нашли в себе силы спросить у пришелиц, кто они и что здесь делают. Когда сестры заговорили, привидения растаяли в воздухе. Мистика какая-то!

Матушка Алла строит гипотезы. Возможно, все объясняется близостью монастырского кладбища? Во всяком случае, этих же монахинь на берегу Днепра не раз видели и местные рыбаки, и приезжие. От неожиданности даже бросали удочки. Председатель Барколабовского сельсовета Иван Скрипцов вспоминает:

- Монастырь, построенный в середине XVII столетия, был закрыт в 1924 году. Возродился совсем недавно - в 2008-м. Но и в годы, когда его территория пустовала, многие наши сельчане наблюдали странные вещи. То, по их утверждениям, в полуразрушенных постройках сам по себе зажигался свет, то гас без причины. Иногда отчетливо слышались вздохи, голоса, по стенам двигались тени.

Одна из самых молодых барколабовских монахинь матушка Ольга и сама не раз становилась свидетельницей необъяснимого явления. Рано утром, когда начинается служба, к песнопению здешних обитательниц добавляются незнакомые голоса неземной красоты, словно льющиеся с неба. В последний раз монахиням, рассказала она, кто-то подпевал как раз в день моего приезда.

Место, где свет

Матушка Ольга постриглась в монахини в 2010 году. На ней все хозяйство - коровы, уборка. Поэтому Ольга практически не покидает стены монастыря. Она уверена: именно такой и должна быть жизнь монахини - наполненной трудом, ограничениями. Но в этом она и черпает духовную силу:

Обстановка в монастыре очень благостная. У нас, монахинь, немало обязанностей по хозяйству. За пределами обители при такой нагрузке каждая из нас просто валилась бы с ног от усталости. Здесь же словно стены помогают: и просыпаешься рано, и все легко делается.

В беседе со мной игуменья Антония то и дело вспоминала интересные факты. В годы Великой Отечественной войны на территории Быховщины шли кровопролитные бои. Но монастырь, тогда давно бездействующий, война не затронула. И наступая, и отступая, гитлеровцы прошли мимо. Опять же во время взрыва на ЧАЭС Быховскому району здорово досталось. Радиация здесь местами доходила до 15 кюри. Только небольшой пятачок, территория храма, остался совсем чистым. Необычное место, святое, намоленное...

После войны здесь был детский дом. Позже - лагерь, где оздоравливались детишки. Лишь после 1992 года, в непростые для экономики страны времена, территория оказалась, можно сказать, бесхозной. Поначалу сторожа колхоза имени Либкнехта еще пытались следить за порядком... А потом перестали. Вот тогда большинство строений и разобрали на кирпичи, соорудили из них погреба да сараи. Однако все равно особой своей притягательности местность не потеряла.

Сегодня в Свято-Вознесенский женский монастырь едет все больше паломников - попросить чудотворную икону об исцелении, об исполнении самых заветных желаний. Многие хотят испытать на себе неведомую силу воздействия этих мест. И, конечно, втайне надеются встретиться с необъяснимым, непознанным, неизведанным. Лично я привидений не увидела. Но, может, кому-то повезет?

Мнения по поводу

Александр Лазарев, координатор республиканского уфологического комитета по Могилевской области:

Это не единственное место на Могилевщине, где происходят необъяснимые явления. Взять Пустынский Свято-Успенский мужской монастырь, расположенный в нескольких километрах от Мстиславля на границе с Россией. Он был основан в 1380 году на месте чудотворной криницы и на протяжении многих веков славится чудесами. В 2003 году на стене одной из его комнат появился нерукотворный образ Спасителя. Здесь постоянно происходят чудесные исцеления. А вспомним знаменитый камень-лекарь в Белыничском районе, который излечивает от болезней даже безнадежных. А криницы с целебной водой, которые есть в каждом районе, в том числе и в самом Могилеве! Наверняка когда-нибудь наука даст точный ответ на все вопросы нашим потомкам. А сегодня, думаю, вовсе не важно, как эти чудеса работают. Главное, они есть и часто приносят пользу, исцеляют, вселяют надежду.

Евгений Марукович, директор Института технологии металлов Национальной академии наук, профессор, заслуженный изобретатель:

Для того чтобы точно объяснить загадочные явления, пришлось бы изучить многие факторы: материалы, из которых построены здания, акустику, почву. Но, по-моему, специально такие исследования проводить не надо. Не должен ученый вести себя как слон в посудной лавке. Так недолго и обидеть верующих. Да и вряд ли подобным знаниям найдется применение в народном хозяйстве. Тогда кто будет подобные исследования финансировать?! Но со временем, ставя перед собой иные задачи, наука косвенно изучит и эти вопросы. Даст объяснения. И тогда что-то из свидетельств очевидцев подтвердится, а что-то отсеется. Нельзя сбрасывать со счетов человеческий фактор: видели, слышали, преувеличили или показалось.

Борколабовский женский монастырь находился на левом берегу Днепра, к югу от деревни Борколабово, в 12 верстах от города Быхова. Как свидетельствуют хроники, название деревни Борколабово (Боркулабово) происходит от имени ротмистра польского короля Августа Баркулаба Ивановича Корсака. В 1564 г. он основывает свой замок, а через четыре года строит две церкви. В 1583 г. после брака дочери Корсака Евы с князем Соломерецким деревня Борколабово становится культурным центром приднепровского края.

Со второй половины XVI территория Беларуси входила в состав объединенного Польско-Литовского государства - Речи Посполитой, в котором королевские власти были склонны к политике окатоличивания населения. Баркулаб Корсак и его наследники не поддерживали таких такой тенденций и стремились противодействовать им.

В 1594 году князем Соломерицким была заложена православная церковь в честь Георгия Победоносца. В 1626 году уже дети князя Соломерицкого Богдан и Анна, наставником которых был известный Мелетий Смотрицкий, строят мужской православный монастырь, которому дарят в собственность деревни Сутоки и Малахово. Более того, через некоторое время княжна Елена Соломерицкая, вступив в брак с Богданом Стеткевичем, договаривается с ним о строительстве женского монастыря.

В 1641 году Стеткевич получает «разрешение на Борколабовский монастырь». Став основателем монастыря, он дарит ему в собственность земельные угодья (остров Барок, поле, луг), водяную мельницу и право ловить рыбу в Днепре до Быховской границы. И хотя княжна в скором времени умерла, муж осуществляет совместно данный обет. Известный постройки монастыря этого времени - Вознесенский храм, колокольня.

В соборном храме монастыря хранилась чудотворная икона Божией Матери, подаренная монастырю в 1659 году князем Пожарским, возвращавшимся с войсками в Россию из Литвы. Икона была первоначально помещена в центре Вознесенской церкви, в следующую ночь икона чудесным образом переместилась к стене храма. На поклонение образу в Борколабовский монастырь стекались паломники не только православного вероисповедания, но и униаты и католики. В 1882 году Вознесенский храм сгорел, но чудотворный образ, иконостас и утварь были спасены от пожара. Икона является одним из самых почитаемых образов Божией Матери в Восточной Беларуси.

В 1920-е годы Борколабовский монастырь закрыли, в зданиях монастыря размещался клуб, детдом, пионерский лагерь, а в 1990-е годы все монастырские постройки разрушили. К концу ХХ века на месте монастыря не осталось даже руин, а в память о монастыре здесь был установлен поклонный крест.

Чудотворная икона пережила все войны XVII — XX веков, и все гонения на религию, включая советские времена. Во время Великой Отечественной войны икону сохранили бывшие инокини (по другим устным сведениям, образ находился в часовне на железнодорожной станции Быхов). В 1953 году перед праздником Пасхи чудотворный образ был принесен в Свято-Троицкий храм в Быхове, где находился до 2010 года. 13 мая 2010 г. в Свято-Вознесенском женском монастыре был освящен новопостроенный храм в честь Святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, а 25 июля 2010 года состоялось торжественное перенесение чудотворной «Борколабовской» иконы Божией Матери из г. Быхова в возрожденный монастырь.

В 2011 году в монастыре завершено строительство колокольни. На территории монастыря построена трапезная, введен в строй хозяйственный блок, дом для общежития монахинь, имеется небольшая гостиница для гостей и волонтеров, идет строительство двухэтажного монашеского корпуса. В перспективе планируется восстановить каменный храм в честь Вознесения Господня.

В 2012 году во внимание к культурной и исторической ценности Борколабовской иконы Божией Матери Национальным банком Республики Беларусь были выпущены 4 памятных монеты «Икона Пресвятой Богородицы «Борколабовская».

Монастырь был возрожден по ходатайству Преосвященного епископа Бобруйского и Быховского Серафима постановлением Синода Белорусского Экзархата Московского Патриархата 12 июня 2008 года. Возрожденный монастырь расположился в д. Борколабово под Быховом, в историческом месте явления иконы Божией Матери Борколабовской.

Вознесенский женский монастырь стоит недалеко от деревни Барколабово Быховского района, рядом с тем местом, где Лахва впадает в Днепр . Каждую весну реки разливаются, вода поднимается, и монастырь рискует уйти под воду.

Еще несколько лет назад люди ловили рыбу руками прямо у стен монастыря, но сам монастырь ни разу не затопило, - рассказывают местные жители.

Они уверены: все дело в чудотворной иконе Барколабовской Божьей Матери, которая хранится в храме на территории монастыря.

Эта икона не очень древняя - ей чуть больше 350 лет, но чудеса, которые она творит, исчисляются тысячами. Началось все с ее появления в монастыре - монахини верят, что она сама выбрала его.

Защитница Восточной Беларуси

Православный женский монастырь в Барколабово был основан в 1623 году Богданом Статкевичем. Рядом с монастырем проходила крупная дорога, сюда приезжало много людей, поэтому скоро он стал достаточно известным. В 1659 году во время войны Литвы и России по этой дороге возвращался домой князь Пожарский. Когда он проезжал мимо ворот монастыря, лошадь остановилась, и никто не мог сдвинуть ее с места. Пожарский долго не мог понять, в чем дело, и только к вечеру его осенило: среди трофеев князя была икона Божьей Матери, которую он вез домой. Как только Пожарский подарил икону монастырю, лошадь тронулась в путь.

Икону поставили в центре храма.

Когда утром сестры пришли туда, они увидели, что икона стоит по правую сторону храма - это место она выбрала себе сама, - рассказывает монахиня Антонина. - С правой стороны стоят мужчины, с левой - женщины, то есть правая сторона главенствующая, и Матерь Божья показала, что она хочет здесь управлять.

Сколько потом икону не переставляли в другое место, наутро она всегда возвращалась в правую часть храма.

С первых дней люди увидели, что икона творит чудеса: она не только сама выбрала себе место, но и исцеляла людей от любых недугов. Слава о ней разлетелась по округе, и вскоре ее стали считать защитницей Восточной Беларуси .

Монастырь тем временем рос и развивался. Дважды в год у его ворот проходили крупные ярмарки, на которые съезжались люди со всех уголков мира и меняли свои товары на монастырские. Сам монастырь жил натуральным хозяйством и полностью себя обеспечивал. Здесь была медеплавильная печь, сюда съезжались ученые, многие из которых занимались сельским хозяйством. При монастыре они занимались селекцией и выводили новые сорта растений. Тут же работала воскресная школа, где обучались девочки разных возрастов. Позже сюда часто приезжала царица Александра Федоровна. Благодаря всему этому монастырь стал одним из самых влиятельных в Восточной Беларуси.


Чтобы спасти икону, ее замуровали в стену

В конце XVIII века люди стали опасаться, что монастырь может уйти под воду. Каждую весну из-за паводков он оказывался как будто на острове, вода плескалась у его ворот. Тогда было принято решение переправить сестер в другой монастырь, в Барколабово осталось около 70 монахинь из 300. Они вместе с солдатами и крестьянами носили землю в мешках и засыпали ею реку. Они насыпали так много земли, что изменили русло реки! Отделили рукав Днепра - получилось озеро. Теперь река несла свои воды мимо монастыря.

В войну 1812 года французы хотели сжечь его, но сначала решили вынести все ценное. Один из солдат потянулся за иконой, но как только прикоснулся к ней, его с огромной силой отбросило назад. Увидев это, остальные решили оставить святое место в покое.

Монастырь просуществовал до 1920 года и был закрыт во время гонений на православную церковь. Сестры убедили стражу разрешить им вынести чудотворную икону и спрятали ее. Ее переносили из дома в дом, прятали то в притворе, то в сенях.

Все эти годы икона числилась в списках имущества монастыря, Матерь Божья сделала так, что власти не заметили ее пропажи и не искали ее, - рассказывают сестры. - Это просто чудо, что ее удалось сохранить.

Во время войны одна из монахинь замуровала святыню в стену дома, где она и пролежала много лет. Самих монахинь после войны арестовали. Только в 1953 году, когда их выпустили из тюрьмы, сестры показали место, где находится икона, и Божья Матерь вернулась в храм - правда, уже не в Барколабовский, а в Быховский, где и хранилась следующие полвека. А Барколабовского монастыря больше не существовало.

Икона продолжала творить чудеса, исцелять людей, и быховчане очень берегли ее, - вспоминают монахини.

Когда в 1990-х годах архиепископ Максим захотел забрать икону в Могилев , он не смог этого сделать - быховчане были против, для них икона была настоящим чудом. Так Матерь Божья еще раз подтвердила, что сама определяет, где ей быть.


Икона исцеляет всех, кто верит

Нынешняя настоятельница монастыря схиигумения Антония родом из соседней с Барколабово деревней. Когда она была маленькой девочкой, мама приводила ее к иконе. Когда девочка выросла и стала схииегуменией оршанского Свято-Успенского женского монастыря, Бобруйская епархия приняла решение возродить монастырь в Барколабово - это было в 2008 году.

Когда мы приехали сюда, здесь ничего не было, - вспоминает монахиня Антонина, переехавшая сюда из оршанского монастыря вместе с сестрами и матушкой. - Только голубой крест стоял посреди поля - его поставили в 1996 году в знак почитания этих святых мест.

Монахини поселились в старом матушкином доме. В марте 2009 года на территории монастыря был заложен храм, а в мае 2010 года его освятили.

Матушка заказала копию иконы в оршанских мастерских, и год мы молились с этой копией. Но потом матушка отдала копию в Быхов , а икона вернулась сюда. Быховчане плакали, для них потерять ее было большим горем, - говорят в монастыре. - Через несколько недель к иконе в Быхов приехала семья с больной девушкой, у нее был псориаз. Эта семья не знала, что теперь в храме висит копия. Они усердно молились, верили - и девушка исцелилась, болезнь сразу же исчезла, пропали все видимые ее проявления. Для быховчан это стало знаком, Матерь Божья как будто бы говорила: «Не бойтесь, я с вами, и через копию дается та же благодать, что и через настоящую икону».

Монахиня Антонина вспоминает, как однажды рассказала эту историю людям, приехавшим к ним в храм, и ее слова тут же подтвердил один из них.

Пять лет у нас с женой не было детей. Я купил у вас копию и повесил ее дома. После того как у меня появилась икона, жена забеременела, - рассказал он.

В монастыре одну за другой рассказывают чудесные истории исцеления. Рассказывают о парне с болезнью Бейля, который полностью исцелился после того, как в храме провели молебен - через несколько месяцев он приехал в монастырь, и сестры увидели абсолютно здорового весело скачущего ребенка. Рассказывают о шестилетнем мальчике, которого икона исцелила от лейкемии, о женщине, которая не могла забеременеть 13 лет и смогла стать мамой только после молитв Барколабовской иконе, о женщине, которая вылечилась от паралича и подарила монастырю в знак благодарности позолоченный крест, украшенный драгоценными камнями.

Она была полностью парализована, - вспоминает Антонина. - Однажды ей приснился сон, в котором Матерь Божья сказала: «Подай записки в 33 храма, и ты исцелишься». Женщина сделала это, но болезнь не ушла. Откуда-то она узнала о чудотворной иконе в Барколабово и попросила своих детей: «Отвезите меня в монастырь к иконе - если и это не поможет, больше не буду вас ни о чем просить». Ее привезли, больная приложилась к иконе и спустя несколько дней начала ходить!

Пока мы разговариваем с монахиней, в храм заходят люди. Они рассказывают, что приехали в святые места из Калининграда .

Сюда приезжает много людей из России, - говорит сестра. - Многие едут к иконе, просят ее о чуде - и чудо происходит. Главное - это вера.

Как добраться?

Барколабово находится примерно в 35 километрах от Могилева в сторону Быхова. Туда можно доехать на машине, или на автобусе до Быхова (автобусы ходят каждый день, билет стоит 32950 рублей), а оттуда уже в деревню. Из Быхова в Барколабово трижды в неделю ходят автобусы - во вторник, среду и воскресенье. Отправление в 6.20 и 13.00, билет стоит 9500 рублей.

Мы вошли в ворота Свято-Вознесенского (многие называют его еще и Барколабовским) женского монастыря ясным августовским днем. Прямо за короткой подъездной аллеей, прячущейся в тени старых деревьев, - белоснежные стены трехъярусной колокольни. За ней сверкает в лучах полуденного солнца купол храма в честь Рождества Иоанна Предтечи. Неподалеку от него кипит стройка, за которой пристально наблюдает пара аистов, свившая гнездо на дереве вблизи от будущего келейного корпуса.

Трудно поверить, но не так давно о том, что когда-то здесь был один из самых крупных женских монастырей во всей Речи Посполитой, являвшийся духовным и просветительским центром Восточной Беларуси, напоминал лишь установленный почти у самого берега Днепра крест. А от прежних монастырских строений сохранились разве что почти ушедшие под землю остатки фундамента величественного 5-купольного Свято-Вознесенского собора, которые удалось отыскать во время охранных раскопок могилевским археологам.

Пять лет назад на живописной поляне, заросшей густым разнотравьем, появился небольшой вагончик с установленным на крыше куполом - здесь начали проходить первые церковные службы, на которые сестры спешили из соседней деревни, где разместились на временное жительство. А после того, как на территории возрождающейся обители были отстроены небольшой сестринский жилой корпус и трапезная, вместе с настоятельницей схиигуменьей Антонией сестры окончательно перебрались в монастырь, где уже начиналось возведение первого из двух, когда-то существовавших тут, храмов.

– Он освящен 13 мая 2010 года, и это был огромный праздник! Ведь для монастыря храм - центр духовной жизни, и с его появлением укрепилась вера в то, что барколабовская святыня возродится, что у нее впереди есть будущее, - говорит сестра Мария, встречавшая нас на утопающей в цветах дорожке, ведущей к трапезной. - А 24 июля состоялось самое знаменательное для обители событие: в Свято-Вознесенский монастырь после долгих скитаний вернулась главная святыня - икона Барколабовской Божией Матери, которой верующие поклоняются более 350 лет!

С ней, кстати, связана одна из самых красивых легенд, бытующих в этих местах. Согласно ей, икона находилась в обозе отряда князя Пожарского, и когда русское войско в 1659 году подошло к стенам Барколабовского монастыря, то телега, в которой везли образ, «стала недвижимо» у ворот обители, и лошади, несмотря на все усилия возничих, не могли тронуться с места. Князь понял, что икона хочет остаться в монастыре, и не стал перечить. Вместе с игуменьей Фотинией Киркоровной они внесли образ в летний Вознесенский собор, где и поставили его по центру, решив позже определить место для постоянного размещения. А утром монахинь ждало еще одно чудо - войдя в храм, они увидели, что икона висит в воздухе у правой стены, будто показывая, где именно ее нужно повесить. Поклониться необыкновенному образу, получившему название Барколабовской Божией Матери, потянулись верующие не только со всей округи - из самых дальних уголков Восточной Беларуси. Еще больше их стало после того, как появились первые сведения о чудесных исцелениях, дарованных людям святой заступницей.

Немало подобных случаев и сегодня, - рассказывает сестра Мария. - Видите - под стеклом образа располагаются дары, которыми верующие отблагодарили Божию Матерь за исцеление, облегчение страданий. Их очень много, и за каждым - своя история, свое чудо… С неделю назад к нам в монастырь приезжала группа паломников из Санкт-Петербурга. Среди них был пожилой мужчина, который почти не ходил. Говорит, что даже в мыслях не было просить Божию Матерь об исцелении - просто помолился, приложился как все к образу. А когда вышел на крыльцо храма, вдруг понял, что ноги «ожили». Он и плакал, и смеялся, стучал по ногам палочкой - все никак не мог поверить в произошедшее! В нынешнем же году мне пришлось столкнуться еще с одним удивительным случаем. Приехала женщина из Бобруйска, привезла в дар Барколабовской Божией Матери золотой крестик. Рассказывает, что у нее совсем ноги отказали - хотела уже себя жизни лишить, чтобы не быть обузой для своих взрослых детей, которым пришлось взвалить на свои плечи уход за практически обезножевшей матерью. А потом, говорит, приснилось ей, что выздоровеет, если обойдет 33 храма. Проснувшись, долго размышляла над этим сном, а потом решила, что все равно хуже уже не будет, и отправилась в путь. Сама передвигаться не могла - платила людям, которые ее сопровождали в путешествии. Все известные храмы России и Беларуси объехала, о каждом подробно в тетрадочку запись сделала. Пройдя последний, поняла - тщетно. А тут услышала про Барколабово и решила напоследок еще и здесь побывать - дескать, такая святыня, нельзя умирать, не приложившись к ней. Приехала в монастырь, помолилась образу и… вышла на своих ногах! Рассказывает, что теперь не только ходит - на заводе работает! Вот с каждой зарплаты и откладывала помаленьку деньги, чтобы отблагодарить своим даром Барколабовскую Божию Матерь… Таких историй очень много, мы их все записываем, думаем в будущем книгу выпустить.

По словам директора Быховского районного историко-краеведческого музея Сергея Жижияна, после закрытия монастыря тут некоторое время размещался детский дом для маленьких беспризорников, потом сельская больница… Во второй половине прошлого века старые здания были окончательно разобраны, а на освободившейся территории построен детский пионерлагерь «Светлячок». После аварии на Чернобыльской АЭС, захлестнувшей Быховщину «волной» радиации, лагерь ликвидировали, помещения, в которых он размещался, снесли, и на месте обители осталась лишь заросшая разнотравьем поляна. На которой в 90-х и был установлен крест - как напоминание о кипевшей когда-то здесь монастырской жизни.

Вплоть до революции это был очень большой и богатый монастырь, - говорит он. - В разное время тут до 5 храмов стояло! Хотя уже в 19 веке их осталось два - маленький отапливаемый Иоанна Предтечи и летний большой 5-купольный Вознесенский. В архивах монастыря сегодня хранятся копии различных документов, связанных со строительством и обустройством обители. Так вот в соответствии с описью от 1910 года здесь было 23 строения, в том числе отдельный дом для священника, гостиница для паломников, церковно-приходская школа, баня, сарай для экипажей… На поле у монастыря два раза в год проходила большая сельскохозяйственная ярмарка - долгое время не могли толком определиться, где именно она находилась, а потом археологи во время раскопок на этом поле нашли большое количество монет, и это помогло точно установить место ярмарки. Есть среди документов и такой интересный, как проект укрепления берега Днепра близ Барколабовского монастыря от 1836 года - здесь случались большие паводки, и вода грозила подмыть храмы…

Когда будет готов келейный корпус, здесь смогут жить до 50 монахинь и послушниц, - рассказывает сестра Мария. - Мечтаем сделать большое благоустройство - если удастся, тут будет такая красота, настоящий рай! В перспективе надеемся открыть на территории обители православный детский дом. У меня есть опыт работы с детками при российских монастырях, хотя, конечно, это потребует большой подготовительной работы - жить ребятишки смогут в домике, где мы сейчас размещаемся, но нужны воспитатели, учителя… Пока на все рук не хватает - стройка заботы требует, а у нас ведь еще и свое хозяйство: 4 коровы, конь, огород, картофельные «сотки». Сейчас вот сено надо заготовить, чтобы было чем живность кормить - спасибо директору психоневрологического дома-интерната, помогла и техникой, и рабочими руками. Хотя нам многие помогают - кто деньгами, кто приезжает поработать, другие иконы дарят, колокола тоже нам в дар передали. Думаю, что пройдет еще лет 20 и монастырь будет не узнать - это будет наш, белорусский новейший Афон. Здесь ведь действительно особое место - вон даже строители, которые у нас работают, говорят: «Так тут хорошо, легко дышится - уезжать не хочется!»…