Архитектурный пейзаж. Немецкий живописец Фердинанд Кнаб

Работы с предыдущего потока курса «Свобода в творчестве и смешанные техники», авторы Илья Кексгольмский, Наталья Круппа, Антонина Гурецкая, Кристина Овсянкина. ⠀ ⠀ Расскажу про формат обратной связи. На недавнем курсе хорошо получались видеоразборы, и я решила их внедрить и здесь. Задания, как обычно, открываются раз в неделю. ⠀ ⠀ И те работы, которые выкладываются по ним в первые три дня - я подробно разбираю в дополнительном видео (примерно час, а иногда и больше получалось). ⠀ ⠀ На их примере хорошо видны все ключевые ошибки, или наоборот, удачные моменты.⠀ ⠀ Становится еще яснее, как именно и что надо было делать уже…

2 недели ago by elena_tarutina Продолжу обобщать опыт того, чему я научилась за последние 4 года. ⠀ Недавно я подробно описывала все этапы создания школы, все свои постепенные шаги и сомения с ней. ⠀ Надеюсь, в ближайшее время напишу про путь, собственные трансформации, и про изменение взгляда на жизнь, и про то, как решилась с тремя детьми не только быть художником, но и создать огромное сообщество. ⠀ ⠀ А сейчас с большим удовольствием расскажу вам про @ap428 Армена Петросяна, значимого для меня человека, который очень серьёзно поддержал меня в создании школы, да и вообще в понимании направления своей жизни. ⠀ ⠀ У Армена два больших…

2 недели ago by elena_tarutina Начала прикидывать программу на следующий год. Ощутила в своей голове целую толпу персонажей, каждый из которых говорит что-то своё. ⠀ ⠀ Один придумал уже 6 (шесть, карл!) новых идей. Второй говорит, что собственное творчество будет в этом году в приоритете (и я на его стороне!). Третий спрашивает, а кто все это будет делать, а? Четвёртый робко намекает на то, что как бэ нужен сон и отдых. У пятого мысли исключительно на тему того, что бы ещё поделать интересного с собственными детьми (вчера вот он дорвался печь с ними печенье по рецепту @ann_chernykh , получилось очень вкусно, спасибо, Аня! #рождественскоепеченье_швейцарскихбабушек)⠀ ⠀ Ну…

2 недели ago by elena_tarutina Мне последнее время вообще не до книжек. Но в очереди очень много. А сегодня образовалась счастливая пауза и я дорвалась до Лабиринта, назаказывала кучу, в связи со скидками. И ещё курс по психосоматике купила.. И - начала читать новую книгу Лиз Гилберт. ⠀ ⠀ Эта тройка женщин меня давно вдохновляет, даёт силы и какое-то новое понимание своей природы - Лиз Гилберт (Есть молиться, любить), Джулия Кемерон (всё), и Кларисса Пинкола Эстес (Бегущая с волками).⠀ ⠀ Ниже отрывок из книги Лиз Гилберт «Большое волшебство». Про то, что вдохновение не надо ждать. Вообще. ⠀ ⠀ А на фото - привезла Никиту с…

2 недели ago by elena_tarutina Меня уже начали спрашивать, будет ли в этом году календарь. Да, мы его уже делаем! Мечта сделать календарь в октябре, по всей видимости, не осуществима, но по-крайней мере, это будет в начале декабря) ⠀ Для меня это уже традиция - делать календарь с работами года, хоть и не всеми, но важными. Так что на днях выложу более подробную информацию.⠀ ⠀ И напоминаю, что осталось 4 дня до старта курса «Свобода в творчестве и смешанные техники»!⠀ Записаться в группу можно по ссылке в профиле. Начинаем 5 декабря. #бытьхудожником100

2 недели ago by elena_tarutina До старта курса «Свобода в творчестве и смешанные техники» осталось 3 дня! Отвечу тут на самые частые вопросы. Смотреть уроки вы можете в любое удобное время, так как они записаны заранее. Сколько занимает по времени: урок примерно 30-40 минут, и ещё примерно час видеоразбор (работ, которые выкладываются в первые три дня), его надо смотреть всем обязательно, там много важного. На свои работы минимально нужен час в неделю, а лучше ещё к этому добавить каждый день по 20-30 минут для поддержания и продолжения темы. Если есть больше времени на работу над курсом - отлично. В четверг открывается вводный теоретический урок, а…

1 неделя ago by elena_tarutina Начало послезавтра, 5 декабря. Еще немного о том, что будет на курсе: «Это курс-практикум, посвящённый знакомству с хорошо известными материалами на новом уровне, более смелому обращению с ними и соединению несоединимых вещей. Мы поймём, что ещё можно делать с обычной пастелью и акрилом, углем и шпаклёвкой, гофром и скотчем - чтобы в итоге получилось нечто новое - новое ощущение, новое состояние, новые творческие возможности. Коснемся того, как обобщать, выделять главное, рисовать эскизно и быстро. Будем говорить о том, как перевести свои отношения с творчеством в иное качество - более свободное, раскрепощенное, прибавляющее азарта и видения возможностей. Как вообще смотреть на…

1 неделя ago by elena_tarutina На фоне того, что у меня завтра снова начинаются «Смешанные Техники», активизировала собственные эксперименты. ⠀ Накупила сегодня разных материалов, сижу тестирую в перерывах между всеми детскими занятиями, необходимостями, вопросами и воплями. ⠀ ⠀ Вот тока что-нибудь такое накрасишь, как снова крики или мася приходит в мастерскую поразбирать сушёные тыковки, бусики (держу для неё специальную коробку с ними), или что-то со мной покрасить. ⠀ И ещё они дружно хотят адвент-календарь - даже старший, хоть и скрывает это ⠀ Уже почти его придумала. ⠀ ⠀ Для тех, кто любит запрыгивать в последний вагон, присоединиться к курсу ещё можно - по ссылку в…

5 дней ago by elena_tarutina Год назад тоже подводила итоги года. И тоже пришла к выводу о том, как сложен баланс) Про этот год ещё напишу отдельно. А пока прошлогоднее: ⠀ «Анализ творческого года, немного мыслей и сюда тоже. В целом год получился в этом срезе неравномерный и рваный. И явно мне не хватило времени на все задуманное. Точнее, удалось сделать процентов 10 от того, что хотелось. И 200 от того, что было возможно в моей ситуации. ⠀ ⠀ Довольна тем, что, по моему ощущению, был прорыв с большими сложнотехнологическими работами, многослойными с использованием разных материалов. Но не хватило их. Все лето и позже -…

20 часов ago by elena_tarutina Сверстали наконец календарь)) ⠀ Все попытки сделать это раньше каждый год проваливаются по разным причинам. ⠀ Кто спрашивал, можно заказывать - ссылка в профиле, там же подробное описание. ⠀ ----------⠀ Друзья! В этом году, уже традиционно, я снова делаю календарь со своими работами. Как и в прошлые три раза, в нем собрана часть работ, сделанных за год. ⠀ Многие из них были на моей персональной выставке в сентябре, но есть и новые. ⠀ ⠀ Как обычно, я делаю маленький тираж для друзей, и небольшую его часть можно приобрести. ⠀ ⠀ В этот раз его формат такой же квадратный - 29х29см.…

Цель задания – развитие навыков работы над композиционным архитектурным рисунком на пленэре; изучение приемов создания функционально целесообразной, гармоничной и выразительной архитектурной формы.

Задачи и последовательность выполнения . На втором курсе задание по изображению архитектурного экстерьера усложняется, так как предлагается создать не изображение отдельного здания или его фрагмента, а цельную композицию с широким охватом пространства. Представляя себе возможность использования наблюдаемого архитектурного пространства и его предметного наполнения для создания композиционного архитектурного рисунка, нужно продумать возможность применения основных законов композиции: цельность, уравновешенность, наличие центра, ритмическая организация, использование контрастов, определенные соотношения статики и динамики форм. Необходимо серьезно подойти к выбору мотива, выделить главный объект изображения, определить композиционный центр. Затем проанализировать возможность условного деления изображаемого пространства на планы (передний, средний и дальний) и продумать возможность показа развития пространства от переднего плана в глубину. При этом предметы переднего плана, если они войдут в композицию, нужно располагать по краям, чтобы создать замкнутую композицию и освободить центр композиции для показа основных крупных объектов на дальних планах. После такого анализа выбирается оптимальная точка зрения с учетом композиционного замысла. При этом необходимо понимать, что в зависимости от выбора точки зрения меняется эмоциональное восприятие изображения. Например, низко расположенная линия горизонта подчеркивает монументальность форм, а высокая точка зрения позволяет показать глубину и широту пространства, выявить его планы, то есть реальные пространственные связи, наполнить изображение большим количеством деталей. Дальняя точка зрения делает перспективные сокращения более спокойными, а близкая больше искажает формы предметов и их реальный масштаб, но делает изображение более динамичным и экспрессивным. Затем выполняется эскизная зарисовка. Можно воспользоваться рамкой видоискателя для выделения кадра из неограниченного пространства, но лучше делать зарисовку с несколько более широким охватом пространства, а затем определить границы композиции. При создании натурной композиции не следует пассивно срисовывать все предметы, случайно попавшие в поле зрения и их случайное взаимное расположение. Наоборот, для создания выразительной и гармоничной композиции необходимо удалять на рисунке все, что мешает, менять взаимное положение предметов (сближать планы, «двигать» отдельные элементы). Однако, несмотря на такие коррективы, композиция должна быть грамотно построена по законам наблюдательной перспективы. Поэтому, начиная построение, необходимо наметить линию горизонта и затем согласовывать с ее положением направление всех параллельных отрезков и осей. После построения и прорисовки деталей создается светотональное решение с учетом выбранного варианта освещения (пасмурный день, солнечное освещение утром, днем или вечером, сбоку, спереди или сзади освещаемого пространства). Различное освещение меняет восприятие композиции и создает различное эмоциональное впечатление. В светотональном изображении необходимо также учесть законы световоздушной перспективы, используя приемы усиления и ослабления контрастов и различной степени детализации на переднем и дальнем плане. Время на выполнение задания – 12 ч.

Материал – ватман или тонированная бумага для пастели формата А-3 или А-2, графитные и угольные карандаши, пастель, перо, фломастеры.

Цели и задачи самостоятельной работы по дисциплине « ».

Самостоятельная работа выполняется с целью сделать более прочными знания и навыки, полученные на практических занятиях в аудитории. Навыки рисунка приобретаются медленнее, чем многие другие. Поэтому постоянная работа, в том числе и самостоятельная, необходима для приобретения требуемого художественного уровня для последующего решения архитектурных задач. Задачами самостоятельной работы является дополнение и углубление знаний и умений, полученных на аудиторных практических занятиях. Одновременно студент развивает навыки работы со специальной литературой и навыки самоорганизации при выполнении самостоятельной работы.

На самостоятельную работу в соответствии с учебным планом отводится 80 часов.

Виды самостоятельной работы студента в рамках дисциплины « Архитектурный рисунок и графика ».

А. Работа над книгой:

Проработка текста книги;

Разбор иллюстративного материала в виде рисунков и репродукций.

Б. Подготовка к выполнению практического задания. Перед началом работы необходимо обустроить рабочее место: подготовить мольберт или планшет, обеспечить достаточную освещенность, если рисунок выполняется с натуры – обеспечить нужное освещение изображаемого объекта и достаточную дистанцию для наблюдения. Следует также подготовить все материалы, рекомендованные для выполнения задания.

В.Выполнение практических заданий для самостоятельной работы.

При выполнении задания следует руководствоваться методическими указаниями для самостоятельной работы студентов и соответствующими разделами рекомендованных учебных пособий.

Г.Подготовка к зачету.

Для получения итогового зачета по дисциплине необходимо завершить все задания, которые выполнялись на аудиторных практических занятиях и практические задания для самостоятельной работы. Завершить и получить оценку по курсовой работе. Только после этого можно получить зачет. Для успешного выполнения практических заданий необходимо понимание теоретических основ. Усвоить теоретические основы дисциплины помогут основополагающие вопросы, приведенные ниже, а также основная и дополнительная литература.

Вопросы для самоподготовки:

1. Назвать все детали дорической капители и их пропорциональные соотношения.

2. Объяснить принцип построения дорической капители и назвать наиболее целесообразную последовательность построения.

3. Назвать особенности перспективного построения архитектурного объекта с использованием высокой точки зрения.

4. Объяснить, в чем сложность изображения реальных пропорций предметов в перспективе и назвать приемы определения и изображения пропорций предметов в перспективном рисунке.

5. Назвать способы определения и изображения визуально воспринимаемых соотношений размеров всех предметов на перспективном рисунке интерьера. Объяснить, как визуально распознаются и точно определяются реальные соотношения размеров всех предметов в перспективном рисунке интерьера.

6. Назвать приемы и последовательность построения композиции рисунка интерьера с натуры.

7. Назвать приемы и последовательность построения композиции рисунка интерьера по представлению.

8. Объяснить значение термина «широкоугольная перспектива».

9. Объяснить специфику изображения светотени в рисунке интерьера.

10. Назвать основные типы композиции орнаментов.

11. Объяснить значение термина «раппорт» и принцип использования раппорта в композиции орнамента.

12. Назвать основные технологические приемы построения орнамента на основе модуля и объяснить принцип использования этих приемов для создания раппорта и компоновки орнаментов разных типов.

13. Назвать технологические факторы, которые нужно учитывать при проектировании орнамента для декоративной формы различных архитектурных деталей.

14. Объяснить приемы и последовательность построения в рисунке формы предмета по ортогональным проекциям.

15. Назвать основные этапы построения перспективного рисунка архитектурного объекта по плану и фасаду.

16. Назвать пропорции головы человека.

17. Назвать пропорции фигуры человека.

18. Описать пластику движения фигуры человека в позиции «контрапост».

19. Назвать основные этапы выполнения рисунка архитектурного пейзажа на пленере.

20. Назвать возможные приемы компоновки архитектурного пейзажа.

21. Объяснить, как выбор положения точки зрения (выше – ниже, ближе – дальше) может влиять на эмоциональное восприятие рисунка перспективы архитектурного экстерьера.

22. Назвать приемы и последовательность перспективного построения архитектурного экстерьера.

23. Дать определение понятию «световоздушная перспектива».

24. Назвать правила и приемы светотеневого решения композиции архитектурного экстерьера.

25. Объяснить возможности использования определенного освещения (рассеянный свет или прямые солнечные лучи, солнце сбоку, спереди или сзади освещаемого пространства), как средства художественной выразительности в архитектурном пейзаже.

Практические задания для самостоятельной работы

    Копия рисунка архитектурного пейзажа, выполненного профессиональным художником.

Цель задания – изучение приемов создания архитектурной композиции с использованием изобразительных средств и возможностей различных графических материалов на основе копирования рисунков старых мастеров и современных профессиональных художников. Время на выполнение задания – 15 ч.

Копия выполняется с использованием материала, в котором выполнен оригинал.

Городской пейзаж

Типы пейзажев

В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский, городской (в том числе городской архитектурный и ведута), индустриальный пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии – марина.

Сельский пейзаж он же «деревенский»

Это направление пейзажного жанра было популярно во все времена вне зависимости от моды. Отношения между природой и результатами сознательной деятельности человечества всегда были достаточно сложными, даже конфликтными; в изобразительном искусстве это видно особенно ярко. Пейзажные зарисовки с архитектурой, забором или дымящей заводской трубой не создают настроения умиротворения: на подобном фоне вся красота природы теряется, уходит.

Однако существует среда, где человеческая деятельность и природа находятся в гармонии или же, напротив, природа играет главенствующую роль – это сельская местность, где архитектурные сооружения как бы дополняют деревенские мотивы.

Художников в сельском пейзаже привлекает умиротворенность, своеобразная поэзия сельского быта, гармония с природой. Дом у реки, скалы, зелень лугов, проселочная дорога давали толчок вдохновению художников всех времен и стран.

Такой тип пейзажа стал результатом нескольких столетий развития пейзажной живописи. В 15 веке получили распространение архитектурные пейзажи, на которых изображались виды на город с высоты птичьего полета. На этих интересных полотнах зачастую сливались древность и современность, присутствовали элементы фантастики.

Разновидность пейзажа, один из видов перспективной живописи, изображение реальной или воображаемой архитектуры в природной среде. Большую роль в архитектурном пейзаже играет линейная и воздушная перспектива, связывающая природу и архитектуру.

В архитектурном пейзаже выделяют городские перспективные виды, называвшиеся в 18 в. ведутами (А.Каналетто, Б.Беллотто, Ф.Гварди в Венеции), виды усадеб, парковых ансамблей с постройками, пейзажи с античными или средневековыми руинами (Ю.Робер; К.Д.Фридрих Аббатство в дубовой роще, 1809–1810, Берлин, Государственный музей; С.Ф.Щедрин), пейзажи с воображаемыми сооружениями и руинами (Д.Б.Пиранези, Д.Паннини).

Ведута (ит. veduta, букв. – увиденная) – пейзаж, документально точно изображающий вид местности, города, один из истоков искусства панорамы. Поздний венецианский пейзаж, тесно связанный с именами Карпаччо и Беллини, которому удалось найти равновесие между документальной точностью отображения городской действительности и ее романтической интерпретацией. Термин появился в 18 в., когда для воспроизведения видов использовалась камера-обскура. Ведущим художником, работавшим в этом жанре, был А.Каналетто: Площадь Сан Марко (1727–1728, Вашингтон, Национальная галерея).

Марина (ит. marina, от лат. marinus – морской) – один из видов пейзажа, объектом изображения которого является море.

Самостоятельным жанром марина оформляется в Голландии в начале 17 в.: Я.Порселлис, С. де Влигер, В.ван де Велле, Ж.Верне, У.Тернер «Похороны на море» (1842, Лондон, галерея Тейт), К.Моне «Впечатление, восход солнца» (1873, Париж, музей Мармоттан), С.Ф.Щедрин «Малая гавань в Сорренто» (1826, Москва, Третьяковская галерея).

Айвазовский, как никто другой сумел показать живую, пронизанную светом, вечно подвижную водную стихию. Избавляясь от слишком резких контрастов классицистической композиции, Айвазовский со временем добивается подлинной живописной свободы. Бравурно - катастрофический "Девятый вал" (1850, Русский музей, Петербург) является одной из наиболее узнаваемых картин этого жанра.

Темой пейзажа как жанра изобразительного искусства является местность. С французского языка слово «пейзаж» так и переводится: «местность, страна». Ведь пейзаж – это не только привычное для нас изображение природы. Пейзаж может быть и городским (архитектурный, например). В городском пейзаже выделяют документально точное изображение – «ведуту».

А если говорить о природном пейзаже, то здесь выделяют отдельно морской пейзаж, который называют «марина» (соответственно, художников, изображающих море, называют «маринистами»), космический (изображение небесного пространства, звезд и планет).
Но пейзажи различаются и с точки зрения времени: современный, исторический, футуристический пейзажи.
Однако в искусстве каким бы ни был пейзаж (реальным или выдуманным) – это всегда художественный образ. В этой связи важно понимать, что для каждого художественного стиля (классицизма , барокко , романтизма , реализма , модернизма) характерна своя философия и эстетика пейзажного изображения.
Конечно, пейзажный жанр складывался постепенно – так же, как развивалась и наука. Казалось бы, что общего между пейзажем и наукой? Очень много общего! Чтобы создать реалистический пейзаж, надо обладать знаниями о линейной и воздушной перспективе, пропорциональности, композиции, светотени и т.д.
Поэтому жанр пейзажа считается сравнительно молодым жанром в живописи. Долгое время пейзаж был только «подсобным» средством: природа изображалась как фон на портретах, иконах, в жанровых сценах. Часто он был не реальным, а идеализированным, обобщённым.
И хотя пейзаж начал развиваться ещё в древневосточном искусстве, самостоятельное значение он получил в западноевропейском искусстве начиная примерно с XIV в.
И очень интересно было бы разобраться, почему так происходило. Ведь к этому времени человек уже умел довольно правильно изображать в графических символах отвлеченные идеи, свою внешность, свой быт, животных, но к природе остаётся безразличен долгое время. И только теперь пытается понять природу и её сущность, т.к. чтобы изобразить – надо понять.

Развитие пейзажа в европейской живописи

Интерес к пейзажу становится явно заметен, начиная с живописи Раннего Возрождения.
Итальянский художник и архитектор Джотто (около 1267-1337) разработал абсолютно новый подход к изображению пространства. И хотя в его картинах пейзаж был также только вспомогательным средством, он уже нёс самостоятельную смысловую нагрузку, плоское, двухмерное пространство иконы Джотто превратил в трёхмерное, создав использованием светотени иллюзию глубины.

Джотто «Бегство в Египет» (церковь Сан-Франческо в Ассизи)
В картине передано идиллическое весеннее настроение пейзажа.
Ещё более важную роль пейзаж начал играть в эпоху Высокого Возрождения (XVI в.). Именно в этот период начались поиски возможностей композиции, перспективы и др. составляющих живописи для передачи окружающего мира.
В создании пейзажного жанра этого периода большую роль сыграли мастера Венецианской школы: Джорджо́не (1476/7-1510), Тициан (1473-1576), Эль Греко (1541-1614).

Эль Греко «Вид Толедо» (1596-1600). Музей Метрополитен (Нью-Йорк)
Испанский город Толедо изображён под угрюмым грозовым небом. Очевиден контраст между небом и землёй. Вид на город дан снизу, высоко поднята линия горизонта, используется фантасмагорический свет.
В творчестве Питера Брейгеля (Старшего) пейзаж уже обретает широту, свободу и искренность. Он пишет просто, но в этой простоте видно благородство души, умеющей видеть прекрасное в природе. Он умеет передать и мелочный мир под ногами, и громады полей, гор, небес. У него нет мертвых, пустых мест – всё живет у него и дышит.
Предлагаем Вашему вниманию две картины П. Брейгеля из цикла «Времена года».

П. Брейгель (Старший) «Возвращение стада» (1565). Музей истории искусств (Вена)

П. Брейгель (Старший) «Охотники на снегу» (1565). Музей истории искусств (Вена)
В картинах испанского художника Д. Веласкеса уже видится зарождение пленерной (пленэ́р - от фр. en plein air – «на открытом воздухе») живописи. В его работе «Вид виллы Медичи» передается свежесть зелени, теплые оттенки света, скользящего по листьям деревьев и высоким каменным стенам.

Д. Веласкес «Вид на сад виллы Медичи в Риме» (1630)
Рубенса (1577-1640), жизнеутверждающие, динамичные, характерны для творчества этого художника.

П. Рубенс «Пейзаж с радугой»
У французского художника Франсуа Буше́ (1703-1770) пейзажи словно сотканы из голубых, розовых, серебристых оттенков.

Ф. Буше «Пейзаж с водяной мельницей» (1755). Национальная галерея (Лондон)
Художники-импрессионисты стремились разрабатывать методы и приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.

Огюст Ренуар «Лягушатник». Музей Метрополитен (Нью-Йорк)
Художники-постимпрессионисты развили в своей живописи традиции импрессионистов.

Винсент Ваг Гог «Звёздная ночь» (1889)
В XX в. к пейзажному жанру обращались представители самых различных художественных направлений: фовисты , кубисты , сюрреалисты , абстракционисты , реалисты.
Вот пример пейзажа американской художницы Элен (Хелен) Франкенталер (1928-2011), работавшей в стиле абстракционизма.

Элен Франкенталер «Горы и море» (1952)

Некоторые разновидности пейзажа

Архитектурный пейзаж

Н. В. Гоголь называл архитектуру «летописью мира», т.к. она, по его мнению, «говорит даже тогда, когда уже молчат и песни, и преданья...». Нигде характер и стиль времени не проявляется так образно и ясно, как в архитектуре. Видимо, поэтому мастера живописи запечатлели на своих полотнах архитектурный пейзаж.

Ф. Я. Алексеев «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости» (1810)
На картине изображена Стрелка Васильевского острова. Композиционный центр ее архитектурного ансамбля – здание Биржи. Перед Биржей – полукруглая площадь с гранитной набережной. По двум ее сторонам – колонны, которые служили маяками. У подножия колонн – каменные скульптуры, символизирующие русские реки: Волгу, Днепр, Неву и Волхов. На противоположном берегу реки видны Зимний дворец и корпуса Адмиралтейства, Сенатская площадь. Строительство Биржи по проекту Тома де Томона длилось с 1804 по 1810 г. Когда в 1811 г. в Петербург приехал Пушкин, Биржа уже стала архитектурным центром Стрелки Васильевского острова и самым оживленным местом портового города.
Разновидностью архитектурного пейзажа является ведута. Собственно говоря, этот пейзаж Ф. Алексеева и является ведутой.

Ведута

Ведута – жанр европейской живописи, особенно популярный в Венеции XVIII в. Представляет собой картину, рисунок или гравюру с детальным изображением повседневного городского пейзажа. Так, нидерландский художник Ян Вермеер изобразил точно родной для него город Дельфт.

Ян Вермеер «Вид Дельфта» (1660)
Мастера ведуты работали во многих странах Европы, в том числе в России (М. И. Махаев и Ф. Я. Алексеев). Целый ряд ведут с русскими видами исполнил Джакомо Кваренги.

Марина

Марина – жанр живописи, разновидность пейзажа (от лат. marinus – морской), изображающий морской вид или сцену морского сражения, а также иные события, происходящие на море. В качестве самостоятельного вида пейзажной живописи марина выделилась в начале XVII в. в Голландии.
Маринист (фр. mariniste) – художник, пишущий марины. Самые яркие представители этого жанра – англичанин Уильям Тёрнер и российский (армянский) художник Иван Константинович Айвазовский , написавший около 6000 картин на морскую тему.

У. Тёрнер ««Последний рейс корабля «Отважный»»

И. Айвазовский «Радуга»
Появившаяся в бушующем море радуга вселяет надежду на спасение людей с потерпевшего крушение корабля.

Исторический пейзаж

В нём всё довольно просто: через историческую обстановку, природную и архитектурную среду показать прошлое. Здесь мы можем вспомнить картины Н.К. Рериха , изображения Москвы XVII в. А.М. Васнецова , русское барокко XVIII в. Е.Е. Лансере , А.Н. Бенуа , архаика К.Ф. Богаевского и др.

Н. Рерих «Заморские гости» (1901)
Это картина из цикла «Начало Руси. Славяне». В статье «По пути из варяг в греки» (1899) Рерих описал воображаемую поэтическую картину: «Плывут полуночные гости. Светлой полосой тянется пологий берег Финского залива. Вода точно напиталась синевой ясного весеннего неба; ветер рябит по ней, сгоняя матово-лиловатые полосы и круги. Стайка чаек опустилась на волны, беспечно на них закачалась и лишь под самым килем передней ладьи сверкнула крыльями - всполошило их мирную жизнь что-то малознакомое, невиданное. Новая струя пробивается по стоячей воде, бежит она в вековую славянскую жизнь, пройдет через леса и болота, перекатится широким полем, подымит роды славянские - увидят они редких, незнакомых гостей, подивуются они на их строго боевой, на их заморский обычай. Длинным рядом идут ладьи! Яркая раскраска горит на Солнце. Лихо завернулись носовые борта, завершившись высоким, стройным носом».

К. Богаевский «Консульская Башня в Судаке» (1903). Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского

Футуристический (фантастический) пейзаж

Картины бельгийского художника Йонаса Де Ро являют собой эпические полотна новых, неизведанных миров. Основной объект изображения Йонаса – обширные картины постапокалиптического мира, футуристические, фантастические изображения.
Помимо будущего абсолютно реальных городов, Йонас рисует и совершенно оригинальные иллюстрации заброшенного города.

Й. Де Ро «Заброшенная цивилизация»

Философия пейзажа

В чём же она заключается?
В центре пейзажной живописи всегда стоит вопрос об отношении человека к окружающей среде – будь то город или природа. Но и окружающая среда тоже имеет своё отношение к человеку. И вот эти отношения могут быть гармоничными и исгармоничными.
Рассмотрим пейзаж «Вечерний звон».

И. Левитан «Вечерний звон» (1892). Государственная Третьяковская галерея (Москва)
На картине «Вечерний звон» изображён монастырь у излучины реки и освещённый вечерними солнечными лучами. Монастырь окружён осенним лесом, по небу плывут облака – и всё это отражается в зеркальной глади спокойно текущей реки. В гармонии слиты и светлая радость природы, и душевный мир бытия и чувств людей. На эту картину хочется смотреть и смотреть, она успокаивает душу. Это благостная, идиллическая красота.
А вот другой пейзаж того же художника – «Над вечным покоем».

И. Левитан «Над вечным покоем» (1894). Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Сам Левитан так писал об этой картине: «... в ней я весь, со всей моей психикой, со всем моим содержанием...». В другом письме: «Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут ещё... Какой ужас, какой страх!». Именно об этой грозной вечности заставляет задуматься картина Левитана. Вода и небо на картине захватывают, поражают человека, будят мысль о ничтожности и быстротечности жизни. На крутом высоком берегу стоит одинокая деревянная церковь, рядом кладбище с покосившимися крестами и заброшенными могилами. Ветер качает деревья, гонит облака, затягивает зрителя в бесконечный северный простор. Мрачному величию природы противостоит только крохотный огонёк в окне церквушки.
Художник, возможно, хотел ответить своей картиной на вопрос об отношении человека и природы, о смысле жизни, противопоставляя вечные и могучие силы природы слабой и кратковременной человеческой жизни. Это возвышенный трагизм.

Кто из нас не любовался величественными и очаровательными видами города, бесконечно разнообразными, вызывающими столь же разнообразные чувства и эмоции! Сказочные силуэты древних городских стен и башен, величавые громады дворцов и общественных зданий, привлекательные и внушительные массивы жилых домов, мощные- группы промышленных и других сооружений - итог творческой мысли и созидательной работы поколений многих веков или результат героических и гениальных преобразований.


Неудивительно, что картины города вдохновляли и вдохновляют творческую мысль художника.

Города нашей родины дают безграничный выбор захватывающих сюжетов для художников.

Сталинские пятилетки грандиозного социалистического строительства из года в год преображают лицо нашей страны. (Один за другим у всех на глазах вырастают новые города, реконструируются и ширятся старые, до неузнаваемости меняя свой облик, десятки лет остававшийся неизменным. Возникают новые гиганты советской индустрии, возводятся грандиозные сооружения - гидростанции, мосты, плотины, каналы и многие-многие другие, самых разнообразных наименований и назначений.

Это строительство своим видом, своей архитектурой говорит о новой жизни, о новых достижениях свободного социалистического труда. Оно вдохновляет и влечет к новым подвигам и победам.

Темы нашего городского, индустриального и архитектурного пейзажа бесчисленны и исключительно благодарны для художника по своему эмоциональному значению и красоте.

Вот почему юным художникам следует не только познакомиться с этим разделом рисунка и живописи, но и испытать свои силы в творческой работе над его сюжетами.

Архитектура с давних времен привлекала художников - живописцев и графиков - не только кап композиционный элемент картины, отображающий реальную обстановку действия или окружение изображаемого предмета, но и красотой архитектурных объемов и форм, прекрасно сочетающихся с природой, фигурой человека, движением толпы, красками убранства и костюма. Однако изображение архитектуры долгое время носило декоративный характер и не выходило из условностей плоского стиля.


Реалистическая, верная и выразительная в отношении объема и пространства передача более или менее сложных архитектурных форм, организованных в ансамбли и группы, стала возможна лишь после того, как в XV веке, в эпоху итальянского Возрождения, были исследованы и раскрыты законы перспективы.

Наука о перспективе с течением времени развивалась все больше и больше и в наше время доведена до такого совершенства, что ее правила не только позволяют изображать предметы при рисовании их с натуры, но и воспроизводить вид предметов, создаваемых творческим воображением художника.

Кроме знания законов перспективы, для успешной работы над городским ландшафтом и архитектурными мотивами художник должен ближе познакомиться с искусством архитектуры и архитектурными формами.


Как известно, это древнейшее из искусств, создавая здания и сооружения, наделяет их такими формами и внешними признаками, которые дают возможность по внешнему виду угадывать назначение сооружений, определять отношение одной части его к другой и их взаимную связь, отличать главное от второстепенного.

Организуя пространство и обрабатывая объемы, плоскости и детали сооружения, зодчий руководствуется создаваемым им художественным образом и архитектурной идеей.

При большой практике в рисовании с натуры пытливый глаз художника постепенно научается разбираться в особенностях построения и в стилевом характере архитектурных форм даже значительной сложности. Однако для сознательного отношения к Натуре необходимо знакомство с историей.

Само собой понятно, что самостоятельная композиционная работа;на сколько-нибудь сложные архитектурные темы не может ит-ти успешно без достаточных специальных знаний.

Приводимые здесь репродукции с рисунков и картин мастеров городского и архитектурного пейзажа - живописцев и архитекторов - дают возможность анализировать моменты композиционного порядка и ознакомиться с приемами исполнения.

Неизмеримо полезнее вести такое изучение по подлинникам, представляющим этот р°Д рисунка и живописи в наших художественных галлереях и музеях.

Прославленными мастерами архитектурного пейзажа были венецианские живописцы Антонио Каналетто (1697-1768), Бернардо Белотто (1720-1789), Франческо Гварди (1712-1793), Д. Панни-ни (1695-1768), венецианский архитектор и офортист Джиованни-Баттиста Пиранези (1720-1778), французский художник Гюбер Робер (1733-1778).

Превосходны работы русских мастеров: Ан. Вельского (1730 1796), Ф. Алексеева (1755-1824), Сильвестра Щедрина (1791- 1830), Галактионова (1779-1854), М. Воробьева (1787-1855).

Блестящие примеры архитектурного пейзажа и архитектурных фантазий и перспектив можно найти в рисунках архитекторов: М. Казакова (1738-1813), Джакомо Кваренги (1744-1817), А. Воронихина (1760-1813), П. Гонзаго (1751-1831) и др.

Приведем несколько практических замечаний, относящихся к работе с натуры, которые полезно учесть начинающим юным художникам, работающим над архитектурным пейзажем.

Удачный выбор точки, с которой делается зарисовка городского вида, архитектурного пейзажа или архитектурного памятника, имеет большое Значение. Эта задача должна быть решена наиболее выгодно как в отношении общей композиции, так и со стороны наиболее выразительной характеристики главной темы данного рисунка или живописного этюда. В этом направлении нужно всемерно развивать свое художественное чутье, изучая классические образцы композиции в изобразительном искусстве и бесконечные красоты природы. Иногда может оказаться Затруднительным сразу остановиться на выборе наиболее выгодных с художественной точки зрения границ картины.

Причиной тому могут быть обширные масштабы простирающегося перед нами городского вида или архитектурного пейзажа, многочисленность архитектурных деталей, одинаково привлекающих ж себе глаз художника и одинаково для него заманчивых.

Следует иметь в виду, что начинающим художникам целесообразнее сначала ограничиваться более простыми и малопредметными сюжетами, переходя к работе над более сложными темами постепенно.

В работе над архитектурными пейзажами юный художник должен итти от основного, от главного к частностям, к второстепенному. В основу рисунка должно быть положено правильное перспективное построение форм. Рисующий должен в первую очередь ясно представить себе положение горизонта, точки схода, точек уклонения линий и т. п.

Перспективные построения при рисовании с натуры могут быть сведены к простейшим схемами приемам. Они весьма элементарны и касаются лишь основных построений и основных форм. Необходимые приемы, ровности должны быть внимательно изучены по натуре и нарисованы, руководствуясь правилами перспективы, в полной согласованности с основной перспективной схемой.

Художнику архитектурного пейзажа следует быть особенно требовательным к себе, когда он анализирует строение архитектурных масс, объемов и форм, определяет их взаимную конструктивную связь, устанавливает отношения и пропорции, выискивает характер движения и ритма архитектурных масс и линий. Портретное сходство изображения для архитектурной тематики имеет исключительное значение. Эго вытекает из условий гармонической закономерности и законченности архитектурных форм.

Уходящие далеко в глубь картины планы городских видов и архитектурного пейзажа, пространственность и рельефная пластика архитектурных экстерьеров и интерьеров, эффекты света и тени, воздушная дымка далей и прозрачность теней несомненно остановят на себе внимание юного художника. Он должен добиваться верной, живой и художественной их передачи, учитывая, что от этого зависит значительная доля прелести и убедительности его рисунков и этюдов.