Как рисовать тело человека? Пошаговая инструкция. Как рисовать руки? Анатомия для художника Учимся рисовать анатомию человека

Эта часть посвящена тем аспектам анатомии человека, которые вам потребуются, чтобы научиться рисовать человека . Вам не нужно знать каждую отдельную мышцу и все внутренние органы, но вы должны знать все, что влияет на форму и поверхность тела. Эти знания должны включать в себя: скелетную структуру, основные группы мышц, которые держат тело, и распределение жировых отложений под кожей.

Если вы хотите изучить этот вопрос более подробно, есть много доступной литературы по анатомии для художников , которые содержат исчерпывающую информацию по этой теме. Но я считаю, что художнику необходимо обладать лишь небольшим фондом основных анатомических знаний для своих нужд, так что здесь мы будем рассматривать только основные составляющие структуры организма и простую механику его работы.

Следует подчеркнуть, что хороший рисунок фигуры человека имеет мало общего с анатомической схемой. Однако, если вы не знаете основные аспекты, ваши рисунки будут более убедительными.

Кости

Нормальный человеческий скелет состоит из 206 костей , обеспечивая мобильную вспомогательную структуру для тела и защиту для жизненно важных органов. Есть также сесамовидные кости, которые образуются в сухожилиях и непосредственно не связаны с другими. Они не учитываются в общей сложности (206) и здесь мы их не будем брать в расчет и обсуждать. Кости связаны друг с другом жесткими, гибкими связками. В суставе каждая артикуляционная кость покрыта тонким слоем хряща, который носит на себе всю тяжесть износа. Весь сустав заключен в капсулу соединительной ткани, которая выделяет синовиальную жидкость, чтобы обеспечить смазку.

Центральное место в скелетной системе человека занимает позвоночник — гибкий столбец, состоящий из 33-х позвонков, поддерживающий череп, плечевой пояс, грудную клетку и таз. Руки связаны с плечевым поясом, а ноги с тазом.

Плечевой пояс включает ключицы и лопатки. Плечевая кость вписывается в небольшое гнездо в лопатке, что позволяет делать широкий диапазон движения руки в плече.

Грудная клетка образует бочкообразный гибкий каркас, который защищает сердце, легкие, пищевод и другие структуры.

Таз прочно прикреплен к нижней части позвоночника, которая поддерживает кишечник и другие внутренние органы и передает вес верхней части тела ногам. Бедренные кости связаны твердо в чашеобразной полости в области таза. Хотя все люди разные, кости среднего женского скелета меньше и легче, чем у мужского. Грудная клетка более узкая, а бедра относительно шире, чем у мужчин. Кроме того, женский позвоночник имеет более акцентированный изгиб наружу от поясницы.

Художнику необходимо знать, что не бывает совершенно прямых костей. Если руки и ноги нарисовать с совершенно прямыми костями, они будут выглядеть негибкими и жесткими. Кривизна костей очень сильно связана с ритмом действий фигуры. Это поможет создать впечатление жизни.

Мышцы

Есть чуть более шестисот произвольно-сокращающихся мышц в организме человека, но для наших целей необходимо обсудить лишь:

  • крупные поверхностные мышечные группы , которые влияют на форму тела и ответственны за движения конечностей, а также
  • гораздо более сложные мышцы, которые влияют на движение лица .

Это все скелетные мышцы . Большинство скелетных мышц прикрепляются обоими концами к костям (через сухожилия) и действуют подобно натяжению пружины в плане того, что они способны сокращаться; при этом они дают возможность одной кости вращаться относительно другой, как рычаг. Мышцы, которые дают выражение на лице связывают кость и кожу.

Мышца состоит из тысяч волокон , каждое из которых контролируется нервным окончанием. Эти нервные окончания реагируют на сигналы от мозга, выпустив незначительное количество ацетилхолина, который заставляет мышечные волокна сокращаться вдоль их длины, и они становятся короче и толще.

Иллюстрация ниже показывает действие бицепса на переднюю часть руки . Когда он сокращается, рука согнута. Выпрямляет руку другая мышца — трицепс, которая находиться на задней поверхности предплечья. Чтобы разогнуть руку, трицепс должен сократиться, а бицепс расслабиться. Все мышцы, отвечающие за движения скелета спарены таким образом, чтобы для каждой мышцы, тянущей в одном направлении, была другая расположенная так, что она может потянуть в противоположную сторону.

Вообще весь комплекс мышц задействован для каждого движения тел а: сгибание руки включает в себя множество мышц помимо бицепса и трицепса. Один набор мышц обеспечивает основную движущую силу, в то время как противоположные мышцы обеспечивают расслабление и удлинение. Между тем, другие обездвиженные суставы нужны для стабилизации равновесия организма.

Мышцы расположены одинаково в мужском и женском организме, а дифференцированной жировые отложения на груди и бедрах вызывают гендерные различия формы тела. Мы рассмотрим их позже.

В статье использовались материалы из книги Ron Tiner «Figure Drawing without a model».

  • Рисунки художников-классиков Уважаемые пользователи, вы можете скачать графику некоторых художников в архивах rar. Большие изображения. Обновление в разделе «История графики».
  • vk.com/сайт. Представительство сайта «График» в контакте. В сообществе много обучающего видео для художников. Постоянно добавляются новые альбомы графиков-классиков.

Работы художников сайта «График».

Графика — с одной стороны — вид искусства, с другой — занятие, которое доступно всем, и им занимаются все люди с малого возраста. Для создания графического рисунка нужно иметь только лист бумаги и материал для рисования — карандаш или краску. То есть с одной стороны графика общедоступна.

Но с другой — это сложный вид искусства, которому нужно обучаться так же, как живописи или скульптуре. В этом трудность и простота графики. Рисовать могут все, а стать мастерами — единицы.
Графика делится на две разновидности: печатная (эстамп) , предназначенная для тиражирования; и уникальная , подразумевающая создание произведений в единственном экземпляре.

Наиболее общий отличительный признак графики - особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого во многом выполняет фон бумаги, «воздух белого листа», по выражению советского мастера графики В. А. Фаворского. Пространственное ощущение создают не только не занятые изображением участки листа, но часто (например, в рисунках акварелью) и проступающий под красочным слоем фон бумаги.

Предлагаем вашему вниманию раздел: Библиотека для художников.
В «Библиотеке» вы можете скачать книги по искусству, анатомии, искусствоведению, уроки рисования и живописи для домашнего изучения.

А также 100 номеров журнала «Художественная галерея» в формате djvu.

Н ужно приложить усилия, чтобы передать на рисунке цвет, освещение, формы или образ. Но самая сложная задача художника - передать момент движения. Сделать это так, чтобы у того, кто смотрит на изображение, появилось чувство, будто сейчас картинка оживет!

Если понаблюдать за тренировкой спортсмена, можно заметить, что руки, ноги, туловище принимают иную форму, когда мышцы сокращаются или расслабляются. Эти трансформации учатся изображать те, кто проходят курс пластической анатомии .

Как нарисовать движение?

Пластическая анатомия - наука, изучающая изменения формы частей тела человека и животных, на основе знаний об их внутреннем строении. Наиболее значимыми элементами в этой дисциплине являются три системы органов - кожа, мышцы, скелет. Учение о пропорциях тела также включается в основы пластической анатомии.

Изучаемый материал поможет узнать живой объект изнутри, почувствовать малейшее движение каждой его части, отображая это в рисунке. Эта наука полезна не только скульпторам и аниматорам. Художник, изображающий людей или животных, не сможет нарисовать их правильно, не пройдя курс этой дисциплины.

Краткая история пластической анатомии человека как науки

Первые попытки изучения пропорций относятся к культуре Древнего Египта. В странах, где люди ходили почти без одежды, художники познавали внешнее строение тела, просто выглянув на улицу. Обнаженные воины и спортсмены древней Греции являлись идеальным наглядным пособием. Статуи и барельефы периода классики ярко свидетельствуют об успехах в познании пластической анатомии человека.

Основоположник способа рисования тела на основании его внутреннего строения - Леонардо да Винчи. Этой областью он заинтересовался как художник, но в дальнейшем увлекся ею как наукой. Он стал изучать строение тел умерших людей, одним из первых правильно изобразив органы тела.

Иоганн Калькар, Тициан излагали результаты своих исследований в рисунках и пояснениях к ним. Постепенно появлялись учебники, атласы, трехмерные пособия. Выдающиеся авторы - Поль Рише, Матье Дюваль, Джордж Бриджмен, Готфрид Баммес, Ене Барчаи . В середине XVII века курс этой науки становится обязательным во многих школах для художников.

Пластическая анатомия лица и тела: как взаимодействуют кости и мышцы

Общеизвестно, что положение членов тела в пространстве определяет скелет. Суставы устроены так, что конечности работают на сгибание-разгибание и могут выполнять вращательные движения. Изучая строение и положение костей в разных позициях, учащийся избежит распространенных ошибок в рисовании, когда части тела изображаются неестественно.

А знаете ли вы, что в теле животных и человека можно насчитать до 850 мышц? Сокращаясь, они меняют форму, иногда довольно явным образом. Художник учитывает расположение мускулов, то как они видоизменяются.


Теперь поговорим о пластической анатомии лица человека. Из 30 лицевых мышц в улыбке участвует около половины. Чтобы изобразить какую-либо эмоцию, нам надо знать как мимические мышцы взаимодействуют.

Студенты тренируются в следующих областях:

  • изучение строения и взаимного расположения костей + мышц;
  • изображение муляжей, слепков черепа, скелета, отдельных частей тела;
  • рисование тела в различных статических положениях и во время движения.

Итак, курс обучения непрост. Поэтому новички в искусстве интересуются: эта наука так важна или... может, без нее?

Зачем художнику нужно знание пластической анатомии?

Если вы думаете, что обращаться к пособиям по анатомии не имеет смысла - достаточно просто срисовать человека в определенной позе с фотографии, то это заблуждение! Даже если рисунок окажется очень похожим на фото, объект будет непластичным, как бы «сухим, вялым».

Имея же точное представление о том, что рисуете, вы не станете копировать фотографии. Вы сможете пользоваться ими как референсами, создавая собственную композицию. Рисунки будут получаться более «живыми», динамичными.

Обобщив все сказанное можно сделать вывод: пластическая анатомия для художника незаменима. Не стоит довольствоваться приблизительным знанием о строении тел людей, животных. Даже если вы уже опытный художник - стоит время от времени проверять свои навыки в этой области, учиться чему-то новому.

Количество информации, которое содержит эта наука, может испугать, но это не проблема, если у вас будут хорошие учителя. Выберите удобный по расписанию курс и изучайте пластическую анатомию вместе с нами!

Анатомический художник Ванесса Руис рассказывает историю изображений человеческого тела, оживших благодаря этой визуальной науке, которая вдохновляет художников. Она считает: у анатомического искусства достаточно сил, чтобы выйти за пределы медицинских учебников.

Будучи любителем анатомии человека, я очень рада, что наши тела наконец оказались в центре внимания. Использование профилактической медицины, информирование пациентов, самомониторинг, вплоть до недавней мании непрерывного наблюдения за здоровьем. Всё это способствует формированию здорового взаимодействия с нашим организмом.

Вопреки акцентированию внимания на поддержании здоровья, общество почти ничего не знает об анатомии. Многие не знают расположения основных органов или даже их функции. Причина заключается в сложности анатомии человека; для её изучения требуется много времени.

Я потратила массу времени на заучивание сотен структур. Изучение анатомии невозможно без визуализаций. Потому что в конечном итоге именно медицинские иллюстрации будоражат наше любопытство при изучении анатомии, хотя вы можете и не помнить каждую систему. Глядя на них, мы видим справочник о себе.

Что происходит после окончания обучения? Эти прекрасные иллюстрации остаются в учебниках или приложениях, которые мы открываем при крайней необходимости. Остальное население сталкивается с медицинскими иллюстрациями, пробегая взглядом по стенам врачебных кабинетов.

С момента зарождения современной медицины медицинские иллюстрации, наряду с анатомией, главным образом существовали в рамках медицинского образования. Тем не менее, сейчас происходит нечто захватывающее. Художники выносят анатомию за пределы медицинского мира и «выбрасывают» её в общественные пространства. Последние девять лет я систематизировала произведения анатомического искусства и, будучи медицинским иллюстратором, делилась своим видением с другими.

Прежде чем я перейду к демонстрации анатомии в современном искусстве, важно понять влияние искусства на анатомию в прошлом.

Анатомия, по сути, является визуальной наукой, и впервые анатомы осознали это в эпоху Возрождения. Они надеялись, что художники помогут рассказать обществу об их открытиях. Это стремление объединить образование с развлечением вылилось в очень странные анатомические иллюстрации.

Анатомия была вовлечена в борьбу между наукой, искусством и культурой, которая продолжалась более пятисот лет. Представленные художниками тела были словно живые, будто показывали забавный анатомический стриптиз. Отделённые от тела конечности часто изобржались в натюрмортах. Некоторые иллюстрации даже ссылались на поп-культуру. Это Клара, известный носорог, путешествовавший по Европе в середине XVIII века, в те времена носорог был волнующей редкостью. Эта иллюстрация сопоставима с современной рекламой со знаменитостями.

Внедрение цвета привело к передаче новых глубин анатомии, сделав её завораживающей.

Однако в начале XX века идеальный баланс науки и искусства был нарушен из-за появления медицинских иллюстраторов. Они создали универсальные анатомические изображения - нечто ни живое, ни мёртвое, не подверженное влиянию художественной культуры. Акцентирование внимания на точности без излишеств пошло на пользу только медицинскому образованию. Именно на этом нам приходится обучаться по сей день.

Однако почему медицинские иллюстрации, как старые, так и современные, пленяют наше воображение? Все мы с рождения настроены на , а медицинские иллюстрации всё ещё являются искусством. Ничто не может вызвать более широкий спектр эмоций - от радости до полного отвращения, - чем человеческое тело. Сегодня художники вооружаются этими эмоциями, чтобы вынести анатомию за пределы медицинского мира и оживить её в максимально творческих произведениях искусства.

Идеальным примером является современный испанский художник Фернандо Висенте. Он использует анатомические иллюстрации мужского тела XIX века и окутывает их женской чувственностью. Женщины на иллюстрациях побуждают заглянуть под их поверхностную анатомию, которая вносит здоровую женственность. Ранее её не хватало в истории анатомических изображений.

Также искусство можно увидеть в восстановлении человеческого тела. Это рентген женщины, которая сломала лодыжку из-за несчастного случая на роликах. Чтобы запечатлеть свою травму, она наняла архитектора из Монреаля Федерико Карбаджала для создания скульптуры её повреждённой голени из проволоки. Обратите внимание на ярко-красные штифты в скульптуре. Именно они использовались для восстановления её лодыжки. Это медицинское снаряжение было по-новому представлено как искусство.

Многие интересуются, как я выбираю произведения искусства для онлайн-выставки или размещения в галерее. Для меня важен баланс техники и идеи, которая раздвигает границы анатомии как способа самопознания. Именно поэтому работы Майкла Риди поражают меня. Его серьёзные работы часто содержат элементы юмора. Например, взгляните на её лицо. Обратите внимание на красные пятна. Майкл изображает поглощающую непредсказуемость кожного заболевания в виде маниакальных мультяшных монстров, которые докучают и не поддаются контролю. На зеркальном рисунке он показывает полную анатомию и окружает её сиянием, делая похожей на конфету. Таким образом Майкл преуменьшает обыденное восприятие анатомии, в первую очередь ассоциирующееся с болезнями и смертью.

Возможно, следующая концепция не несёт глубокий смысл, но человеческая анатомия больше не ограничивается людьми. Вы в детстве мечтали, чтобы ваши игрушки ожили? Джейсон Фрини осуществляет эту мечту с помощью магического вскрытия игрушек.

Для кого-то это может показаться отвратительным по отношению к невинным детским игрушкам, однако Джон говорит об этих вскрытиях: «Я никогда не видел у детей страха при виде моих работ». Всегда изумление, удивление и желание исследовать. Боязнь анатомии и внутренностей не является врождённой.

Данное препарирование также касается политических и социальных объектов. В «Анатомии войны» Ноа Скалина мы видим пистолет, состоящий из человеческих органов. Но если присмотреться, вы увидите отсутствие сердца и мозга. Если продолжите всматриваться, то заметите, как глубокомысленно Ноа поместил задний проход на конце ствола оружия.

За следующим художником я слежу уже много лет, как он пробуждает в обществе восхищение анатомией. Молодой художник Дэнни Куирк рисует людей в процессе самовскрытия. Он пренебрегает правилами медицинской иллюстрации, добавляя драматизма за счёт светотени. Создаётся трёхмерная иллюзия, которая отлично выглядит нанесённой прямо на человеческую кожу. Дэнни создаёт видимость реального удаления человеческой кожи. Данный эффект - также напоминающий татуировки - можно легко преобразовать в медицинскую иллюстрацию. В данный момент Дэнни путешествует по миру и через рисунки на теле обучает людей анатомии. Я была в шоке, узнав, что его не взяли в проекты по созданию медицинских иллюстраций. Но он в полном порядке.

Курс представляет собой детальный адаптированный разбор схем гениального художника-анатома Готфрида Баммеса иллюстратором Ярославой Клепиковой и уроки по рисованию с натуры преподавателя МХПА им. С. Г. Строганова Александра Безина. Погружение в логику этих схем, изучение объемов и плоскостей человеческого тела, их расположение в трехмерном пространстве, изучение силовых линий и принципов механики движений позволит вам осмысленно и реалистично рисовать человеческое тело, а выполнение заданий по рисунку с натуры позволит лучше понять особенности применения своих знаний на практике.

  • 34 урока
  • 30 минут ежедневных занятий
  • 11 недель

Чему вы научитесь

  1. Научитесь рисовать фигуру человека с натуры или по фото.
  2. Разберетесь в особенностях человеческой анатомии.
  3. Подробно разберете рисунки и схемы тела и лица человека с учетом пропорции, строения, мимики и изменения в движении.
  4. Получите необходимые для практической работы научные сведения.

Расписание

  1. Основные пропорции человека. Вид спереди, вид сбоку. Основные объемы. S-образная линия позвоночника.
  2. Контрапост. Изменение основных линий плечевого и тазобедренного поясов.
  3. Рисунок фигуры человека стоя с опорой на одну ногу. Эскизная часть.
  4. Композиционный поиск в листе. Соотношение пропорций. Конструктивное построение.
  5. Сравнение мужской и женской фигур. Пропорции, основные объемы, их различия.
  6. Введение в законы линейной перспективы. Куб как универсальная модель трехплоскостного пространства. Принципы параллельных прямых в рисунке.
  7. Фигура человека в перспективе. Основные линии тела в линейной перспективе.
  8. Поза человека со скручиванием. Изменение объемов груди и таза относительно друг друга. Основные плоскости.
  9. Основные пропорции лица человека. Плоскости лица. Принципы построения глазниц, нижней челюсти, носа и рта.
  10. Основные пропорции лица человека. Фронтальный и боковой ракурсы.
  11. Быстрые наброски головы: лицо направлено вверх, ракурс сзади, ракурс сверху. Особенности реализации объема.
  12. Рисование головы с натуры. Эскизная часть. Композиционное расположение в листе. Построение. Работа с тоном.
  13. Грудная клетка. Вид спереди и сбоку. Чем образован плечевой сустав. Ребра. Ключицы. Основные плоскости.
  14. Грудная клетка. Вид сзади. Лопатки. Ребра. Основные плоскости.
  15. Плечевой пояс. Вид сверху. Движение лопаток и ключиц при приведении и отведении рук.
  16. Рисунок портрета с плечевым поясом в цвете. Эскизная часть. Композиционное расположение в листе. Построение. Работа с тоном.
  17. Кости таза. Особенности строения. Основные плоскости.
  18. Строение таза. Вид сзади и снизу. Основные плоскости. Направляющие. Подвздошная, седалищная и лобковая кости.
  19. Торс, вид сзади. Мышечные объемы грудной клетки и таза.
  20. Торс, основные мышечные группы. Формирование плоскостей и объемов груди, живота, руки.
  21. Женский торс. Грудные железы. Принципы построения.
  22. Скручивание плеча и предплечья. Основные объемы и плоскости.
  23. Локтевой сустав. Вид сзади, вид спереди. Наружная и внутренняя стороны руки. Вращение локтевого сустава. Схемы построения.
  24. Кисть руки. Принципы построения. Основные плоскости. Общие плоскости пальцев. Большой палец антагонист.
  25. Различные положения кисти руки. Скручивание. Отношение плоскостей плеча и предплечья друг к другу.
  26. Кисть руки. Различные положения пальцев. Особенности построения. Поворот кисти. Кулак.
  27. Обзор ноги от бедра до стопы. Объемы, рельефы, пропорции. Костный состав. Объем мягких тканей. S-образная дуга. Силовая линия. Вид спереди. Вид сзади.
  28. Коленный сустав. Большая и малая берцовые кости.
  29. Коленная чашечка. Положение коленной чашечки при сгибании и разгибании коленного сустава.
  30. Стопа. Состав и расположение основных костей стопы. Пяточная кость, предплюсна, плюсна, пальцы.
  31. Особенности формы. Основные плоскости.
  32. Движение голеностопного сустава: отношение костей стопы, большой и малой берцовых костей.
  33. Вид голеностопного сустава при различных положениях стопы.
  34. Общий вид стопы. Особенности построения плоскостей. Своды стопы. Создание объема.
  35. Изменение положения стопы: на мысок, на пятку. Точки опоры. Дуга свода стопы. Основные плоскости. Схемы построения. Пальцы ног.

Необходимые материалы и инструменты

  • Пачка офисной бумаги А4
  • Альбом А3 перекидной на пружине с твердой обложкой (для того, чтобы использовать как подложку)
  • Уголь пресованный упаковка
  • Уголь в карандаше: мягкий
  • Карандаши: 2Н, Н, НВ, В, 2В
  • Ластик Kohinoor
  • Клячка

Как проходит обучение

Обучение проходит в группе Фейсбука и включает в себя домашние задания и их разбор на групповых вебинарах. курс предполагает свободный, но организованный график. Нужно смотреть лекции, задавать вопросы в Фейсбуке — для студентов и преподавателя будет организована закрытая группа, выполнять домашние задания — их будет проверять преподаватель, комментировать и давать советы по улучшению работы. После прохождения курса вам выдается сертификат.

Что в итоге

Усвоение сложного материала через работу над неизбежными ошибками. Освоение базовой анатомии, что качественно улучшит ваш навык рисования, сделает его более точным и профессиональным, даст хорошую основу для новых художественных экспериментов.

Преподаватели работали для


Примеры работ преподавателей

Работы студентов

Мнения выпускников

Юлия Чистякова

Ярослава, огромное спасибо вам за этот курс! Даже не верится, что он уже закончился. Вы научили меня по-другому смотреть на человеческое тело, видеть закономерности на месте «случайных» форм. Осталось собрать все знания воедино и научиться применять их на практике:)

Юлия Езопова

За время занятий рука стала себя вести более увереннее и совсем иначе наносить линии, многие вопросы разложились по полочкам в голове:) Со временем конечно в нашем бешенном ритме мегаполиса тяжело, особенно в самом начале занятий. Но потом удалось найти необходимое количество времени и задать хороший темп для выполнения работ. :) На самом деле, весь период обучения со мной в рюкзаке всегда были карандаши и бумага, чтобы в свободную минутку уделить им время:) Даже в отпуске я весь набор начинающего художники собрала с собой:) И это было потрясающе!!!:) До сих пор со мной всегда и везде бумага и карандаши:) Я долгое время пыталась самостоятельно изучить рисунок человека (около 5 лет!!!), но пробелы в знаниях и опыте все же оказались огромными! А осенью предыдущего года я стала студентом библиотеки bangbangeducation и записалась на курс анатомии человека:) Вот тут мои горизонты и расширились!!!:) После курса анатомии пришло жгучее желание развиваться дальше как и в академическом рисунке так и в творчестве вцелом:) Я стала более решительная в своем желании сменить род деятельности (я инженер) и потихонечку к этому иду:) Спасибо Вам за прекрасную школу, отличный курс анатомии и внимательное отношение к ученикам:)

Мара Фрибус

Хотелось бы сказать вам огромное спасибо за внятные и подробные объяснения, за информативные поправки, ответы на вопросы и много полученных знаний в течение этого курса! Мне кажется, я получила самое главное — как правильно думать, чтобы что-то нарисовать. Спасибо!

Александр Карпов

Юлия Зильберт

С самого детства я мечтала научиться рисовать, но в моем плотном графике (хореография, английский, музыкальная школа) никогда не было на это времени, и в какой-то момент я уже смирилась с тем, что рисовать мне не дано, но рискнула и записалась на курс Лены Кер по фэшн-иллюстрации. Как говорится, была-не была, притом, что график с годами легче не стал, но тут, в первую очередь, меня привлекла возможность заниматься удаленно, в удобное для меня время смотреть видео-уроки, выполнять домашние задания и, конечно же, прекрасная обратная связь с преподавателем. За месяц я сделала не просто шаг, а огромный прыжок в моем стремлении научиться рисовать. Если бы кто-то сказал мне, что я смогу так, я бы ему не поверила. Я до сих пор не верю, что это рисую я! Тот человек, который и карандаш в руках держать толком не умел, а уж человека нарисовать было для меня за гранью.

Маргарита Стрелковская

Я выбрала курс потому, что чувствовала нехватку в крепкой базе. Я училась только в художественной школе, а там упор был в основном на построении головы, других подробностей не хватало. Заметила, что часто не получается перенести на бумагу образы из воображения: человеческие фигуры будто распадаются, в них отсутствовует цельность. Больше всего я ждала видео о построении стоп и кистей: с этим у меня были особые проблемы. Ошибочно думала, что остальное будет более понятно и легко. Однако в итоге самыми полезными для меня стали упражнения с вращением-скручиванием и построением таза в разных ракурсах. Оказывается, о тазе я вообще не имела никакого представления. Большое спасибо за курс! Думаю, для добросовестных новичков это просто клад. Но я на всякий случай буду рекомендовать его тем, кто уже выработал привычку рисовать каждый день.

Людмила Заякина

Хочу поблагодарить за мегаполезный курс! Для меня учиться на нем было сплошным удовольствием. Особенно радовали подсказки преподавателя к домашним заданиям: нюансы, которые помогали лучше понимать схемы и как их рисовать. Домашнее задание поначалу занимало много времени: было ощущение, что я вообще первый раз карандаш в руку взяла. Но зато стала смелее «в линии». Многое в фигуре человека стало понятным: какие линии какими хрящиками-косточками объясняются. Очень понравились задания, где нужно было по аналогии со схемами с урока нарисовать другие ракурсы. Жаль только, таких заданий было немного. Сейчас я уверенней рисую человека с натуры, независимо от позы, которую этот человек принимает. Прежде сложные ракурсы вызывали у меня ужас, и я старалась их по возможности избегать. С удовольствием продолжу практиковать полученную теорию, чтобы загрузить ее поглубже на подкорку.