Деградация моральных и нравственных ценностей. Иржанова А.А
В наши дни проблема социальной деградации личности, общества и человечества в целом – одна из главных проблем жизни на планете. Нравственные и моральные нормы созданы для того, что бы регулировать поведение такого огромного количества людей, которое населяет нашу планету. Однако все чаще и чаще люди не хотят принимать во внимание устои общества, нормы поведения. Такое движение приводит к беспорядкам, анархии, произволу.
Признаки деградации:
- мы стали воспринимать, как норму нецензурные выражения;
- алкоголизм и курение стали стандартом;
- соблюдение простейших правил приличия становится скорее исключением;
- количество разводов превышает количество полноценных семей;
- государства, один за другим, стали принимать законы, которые поощряют гомосексуальные отношения.
Теперь значительно легче понимать причины прогрессирующей деградации нашего общества. К чему беспокоится о нашем здоровье, если ценности семьи уже разрушены? Для чего жить стремлением к лучшему, когда все это можно заменить минутными наслаждениями?.. Из-за того, что в нашем сознании, к сожалению, преобладает потребительское мышление, мы всерьез не задумываемся о том, что ждет наше будущее поколение. В основном, именно потребительское отношение стало самой главной причиной экологическая катастрофы – расплаты современного человечества за цивилизацию.
Удивительно то, что мы пока только громко говорим о конце света, однако всерьез еще не занимаемся решением этой проблемы. Ломать – это не строить, и в том случае, если личность не занимается собой, собственным развитием – рано или поздно, но она деградирует. Чтобы постоянно поддерживать себя на высоком уровне, даже не говоря о развитии, необходим большой вклад времени и энергии. Невнимательность к собственной личности, абсолютное нежелание ее строить и совершенствовать – безнравственно и заканчивается часто очень грустно. Если не физической смертью – то точно духовной.
Духовная деградация сегодня прослеживается во враждебности, дискриминации прав окружающих людей (преступность, алкоголизм, наркомания и т.д.). Морально деградирующего человека совсем не интересуют глобальные проблемы человечества, его культурные достижения. От этого возникает огромная проблема низкого нравственного развития. Кто-то винит в этом технические достижения. Но это всего лишь материальные вещи, которые сами не могут никак повлиять. Сами люди внедряют и распространяют в них информацию и, к сожалению, то время, когда телепрограмма начиналось с новостей о культурных достижениях, давно кануло в лету.
Причины нравственной деградации человек характеризуются также возвышением материальных ценностей. На пути к богатству человека не останавливают ни многочисленные смерти, ни проблемы экологии.
Мы пришли к тому, что деградация стала синонимом современности. Мы вроде как стремимся ликвидировать последствия, но не уничтожаем их причину. Только в случае если удастся прекратить деградацию мозга населения, то возможно получится избавиться от многих глобальных проблем.
Также очень важно понимать, что человек уже не способен конкурировать со стремительно развивающимся технологиям. Исследования показывают, что удвоение сложности микропроцессоров происходит почти каждые полтора года, а это значит, что в скором времени компьютеры окончательно затмят возможности человека. Процесс деградации и угасание духовного развития стремительно ведет к упадку интеллекта, таким образом процесс эволюции возвращается вспять. Поэтому осознанность и усовершенствование духовности остается единственной надеждой будущего поколения.
Часть 1. Десять главных проблем жизни на Земле
ЖИЗНЬ – ЭТО ЧУДО из ЧУДЕС, СОЗДАННОЕ и ЛЮБИМОЕ Богом.
По мнению автора, впервые на планете Земля в XX веке и начале XXI‑го возникло десять главных взаимосвязанных между собой проблем жизни на Земле, которые в отдельности и в определенном сочетании или все вместе одновременно могут привести человечество к полному уничтожению. При этом одни из них являются глобальными проблемами, а другие – планетарными. Именно они, в основном, и определяют каждый будущий миропорядок и соответствующее ему мироустройство на планете.
Глава 1. Проблема нравственной деградации человечества на Земле
К большому сожалению, нравственная деградация людей стала основной отличительной особенностью человечества XX века и начала XXI‑го и занимает первое место среди 10‑ти главных проблем жизни на Земле, так как она является одной из первопричин возникновения негативных последствий многих других жизненно важных проблем на нашей планете.
Известно, что понятие «мораль» – это нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм его поведения. В отличие от простого обычая или традиции, нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла. В отличие от права, исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения).
Следует сказать, что существует принципиальное отличие между моралью общества и нравственностью самого человека (индивида), основанной на внутреннем законе Господа Бога‑совести и внешнем законе нашего Создателя – соблюдении Его заповедей, укрепляющих внутренний закон и сохраняющих жизнь людей.
Всем известно, что мораль навязывается человеку обществом, поэтому в разных странах с разным политическим и экономическим строем существуют разные нормы общественного поведения. Однако, как известно, эти нормы могут вступать в противоречие с нравственными нормами поведения людей, сформированными на основе законов нашего Создателя. И об этом факте нельзя забывать.
Понятие «деградация» – это постепенное ухудшение, снижение или утрата положительных качеств, упадок, вырождение. Говоря о понятии «нравственная деградация человека или человечества», мы имеем в виду постепенное прекращение соблюдения внутреннего и внешнего законов Господа Бога, а не общественной морали той или иной страны или цивилизации мира. Поэтому читателям необходимо помнить, что только об этом понятии идет речь во BCEЛEHCTBE как источнике нового Библейского мировоззрения и образа жизни человечества.
Влияние природы на душу человека
А.П. Чехов «Степь »: Егорушка, пораженный красотой степи, очеловечивает её и
превращает в своего двойника: ему кажется, что степное пространство способно
и страдать, и радоваться, и тосковать.
Л.Н.Толстой «Война и мир»: Наташа Ростова, восхищаясь красотой ночи в Отрадном,
готова полететь, как птица: её окрыляет увиденное
Любовь к природе
С.Есенин«Гой ты, Русь, моя родная»: поэт отказывается от рая ради Родины, ставя её
выше вечного блаженства, которое он обретает лишь на русской земле
Бережное отношение к природе
Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»(спасает и вылечивает)
В. Астафьев «Царь-рыба»: Гоша Герцев несет наказание за высокомерный цинизм по
отношению к людям и к природе
4.Роль детства в жизни человека
Л.Н. Толстой «Война и мир»: накануне своей трагической гибели Петя Ростов в отношениях
с товарищами проявляет все лучшие черты «ростовской породы», унаследованные им в
родном доме: доброту, открытость, желание помочь в любую минуту
С. Ш. Фрейд, «Леонардо да Винчи»: воспоминания детства и на них построенные фантазии
всегда заключают самое существенное в духовном развитии человека.
5.Роль семьи в формировании личности
Л.Н. Толстой «Война и мир »:В семьеРостовых всё строилось на искренности и доброте,
поэтому и дети - Наташа,Николай и Петя - стали по-настоящему хорошими людьми, а в семье
Курагиных, где карьера и деньги решали всё, и Элен, и Анатоль - безнравственные эгоисты.
И. Полянская «Утюжок и мороженое»: Негативная атмосфера в семье и бездушие взрослых стали
причиной серьёзной болезни Риты, маленькой героини рассказа, и жестокости её сестры.
6.Взаимоотношение отцов и детей
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»: ..измена Андрия сделала Тараса убийцей,он не смог простить сыну предательства
И. С. Тургенев «Отцы и дети»: У Базарова очень противоречивые чувства по отношению к родителям: с одной
стороны, он признается, что любит их, с другой - презирает «глупую жизнь отцов».
7.Роль учителя в жизни человека
В. Распутин «Уроки французского»: УчительницаЛидия Михайловна преподала герою не только уроки французского
языка, но и доброты, сочувствия, умения чувствовать чужую боль.
В. Быков «Обелиск»: УчительМороз стал для учеников образцом во всем, он даже погиб вместе с ними, считая,
что учитель всегда должен быть со своими учениками.
Важность процесса познания в жизни человека
И.А. Гончаров, «Обломов»: Андрей Штольц с самого раннего детства упорно совершенствовал свои знания. Он
не останавливал свое развитие ни на минуту. Познание мира – главная цель Андрея. Именно с помощью этого он
смог стать человеком действия, который может без проблем найти решение любого вопроса.
И.С.Тургенев«Отцы и дети»: увлечение Базарова наукой, постоянный процесс познания в области медицины помогли
герою сформироваться как личность. Только с помощью познания он стал человеком твердого и глубокого ума.
9.Развитие и сохранение русского языка
М. Кронгауз «Русский язык на грани нервного срыва»: Автор исследует состояние современного русского языка,
перенасыщенного новыми словами, зависящими от Интернета, молодёжи, моды.
А. Щуплов «От съезда партии - к съезду крыши»: Публицистическая статья посвящена размышлениям о том,
как много в нашей жизни появилось и продолжает появляться аббревиатур, которые иногда становятся, по словам
10.Бессердечие, душевная черствость
А. Алексин «Раздел имущества»: Мать героиниВерочки настолько черства, что вынудила свою свекровь, поднявшую
и излечившую её дочь, уехать в глухую деревню, обрекла её на одиночество.
Ю. Мамлеев «Прыжок в гроб»: Родственники больной старушки Екатерины Петровны, устав ухаживать за ней, решили
похоронить её заживо и тем самым избавиться от проблем. Похороны - страшное свидетельство того, во что превращается
человек, лишенный сострадания, живущий только своими интересами.
11.Утрата духовных ценностей
Б. Васильев «Глухомань»: События повести позволяют увидеть,как культура уходит из нашей жизни. Общество раскололось,
в нем мерилом заслуг человека стал банковский счет. Нравственная глухомань стала разрастаться в душах людей, утративших
веру в добро и справедливость.
Э. Хемингуэй «Там, где чисто, светло»: Герои рассказа, окончательно утратив веру в дружбу, любовь и разорвав связи с
миром, одиноки и опустошены. Они превратились в живых мертвецов.
12.Бесчеловечность, жестокость
Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»: Катерина Измайлова, жена богатого купца, полюбила работника Сергея и
ждала от него ребенка. Боясь разоблачения и разлуки с любимым, она убивает с его помощью свекра и мужа, а затем и
маленького Федю, родственника мужа.
Р. Брэдбери «Карлик»: Ральф, герой рассказа,жесток и бессердечен: он, будучи хозяином аттракциона, подменил зеркало,
в которое приходил смотреться карлик, утешавшийся тем, что хотя бы в отражении он видит себя высоким, стройным и
красивым. Однажды карлик, ожидавший вновь увидеть себя таким же, с болью и ужасом бежит от страшного зрелища,
отразившегося в новом зеркале, но его страдания лишь развлекают Ральфа.
Подлость, бесчестие
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»: Швабрин Алексей Иванович – бесчестный дворянин: посватавшись к Маше Мироновой
и получив отказ, мстит, дурно о ней отзываясь,а во время дуэли с Гриневым наносит ему подлый удар в спину.
Ф.М.Достоевский: Пётр Лужин хочет жениться на Дуняше, так как хочет, чтобы та была его ниже по положению,прислуживала ему.
Лужин бесчестный человек. Он считает, что все продается.
Нравственная деградация, низость
А.П. Чехов «Крыжовник»: В погоне за мечтой о покупке собственного имения,Николай Иваныч забывает о внутреннем развитии.
Все его поступки, все мысли были подчинены этой материальной цели. В результате, добрый и кроткий человек опустился,
превратившись в наглого и самоуверенного «барина».
Л. Н. Толстой «Война и мир»: Для Анны Михайловны и ее сына главная цель в жизни - устройство своего материального
благополучия. И ради этого она не гнушается даже унизительного попрошайничества
Чинопочитание
А.П. Чехов «Толстый и тонкий»: Чиновник Порфирий встретил на вокзале школьного приятеля и узнал, что тот является
тайным советником, т.е. по службе продвинулся значительно выше. В один миг «тонкий» превращается в раболепствующее
существо, готовое унижаться и лебезить.
А.П. Чехов «Смерть чиновника»: Чиновник Червяков в невероятной степени заражен духом чинопочитания: чихнув и обрызгав
лысину впереди сидящего генерала Брызжалова (а тот не обратил на это внимания),настолько испугался, что после
неоднократных униженных просьб простить его умер от страха.
Чиновничество
Ильф и Петров «Золотой теленок»: Бюрократ вызывает особую неприязнь. Бюрократ всегда упрямо лезет на первый план.
Он претендует на то, чтобы говорить от имени всех «прочих», быть наставником, руководителем, хозяином. Полыхаев,
начальник учреждения «Геркулес», восседая на своем кресле, как на престоле, может только повелевать.
Н.В.Гоголь "Повесть о капитане Копейкине»: Несмотря на увечья и боевые заслуги капитана,Копейкин не имеет права даже
на полагающуюся ему пенсию.Отчаявшись,он пытается найти помощь в столице, но его попытка разбивается о холодное
равнодушие чиновника. Все они, начиная с мелкого губернского секретаря и заканчивая представителем высшей административной
власти, нечестные, корыстные, жестокие люди, безразличные к судьбам страны и народа
Хамство
А.Н. Островский «Гроза»: Дикой - типичный хам,который оскорбляет и племянника Бориса, называя его «дармоедом»,
«проклятым», и многих обитателей города Калинова. Безнаказанность породила в Диком полнейшую разнузданность.
Д. Фонвизин «Недоросль»: Госпожа Простакова своё хамское поведение по отношению к окружающим считает нормой:
она хозяйка в доме, которой никто не смеет перечить.
18. Эгоизм
Л.Н.Толстой «Война и мир»: Анатоль Курагин вторгается в жизнь Наташи Ростовой ради удовлетворения собственных амбиций.
А.П.Чехов «Анна на шее»: Анюта, став по расчету женой состоятельного чиновника, чувствует себя королевой, а остальных - рабами.
Она даже забыла о своем отце и братьях, которые вынуждены продавать самое необходимое, чтобы не умереть с голода.
Варварство, жестокость
Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»: Маленького героя этой повести и его отца, лесника Егора Полушкина, ужасает,
как варварски люди относятся к живой природе: браконьеры жгут муравейники, обдирают липы, убивают беззащитных животных.
В. Астафьев «Печальный детектив»: В этом романе автор приводит факты нечеловеческой жестокости, когда родители
оставляют детей умирать голодной смертью, а подростки убивают беременную женщину
Вандализм
Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»: Автор рассказывает, какое негодование испытывал он, когда узнал, что
на Бородинском поле в 1932 году был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Лихачев считает, что «утрата любого
памятника культуры невосстановима: они ведь всегда индивидуальны».
И.Бунин«Окаянные дни»: Бунин предполагал, что революция неизбежна, но даже в страшном сне не мог вообразить, что
зверство и вандализм, как стихийные силы, вырвавшись из тайников русской души, превратят людей в обезумевшую толпу,
разрушающую всё на своем пути.
Одиночество,равнодушие
А.П. Чехов «Ванька»: Ванька Жуков - сирота. Он отдан на обучение сапожнику в Москву, где ему очень несладко живется.
Об этом можно узнать из письма, которое он отправил «на деревню дедушке Константину Макаровичу с просьбой забрать его.
Мальчик так и останется одиноким, неприютным в жестоком и холодном мире.
А.П. Чехов «Тоска»: У извозчика Потапова умер единственный сын. Чтобы преодолеть тоску и острое чувство одиночества, он хочет
кому-нибудь рассказать о своей беде, однако никто не желает его слушать, никому до него нет дела. И тогда всю свою историю
извозчик рассказывает лошади: ему кажется, что именно она выслушала его и посочувствовала горю.
В тексте известного советского писателя Л. М. Леонова рассматривается сложная проблема нравственной деградации человечества .
Основной причиной отсутствия духовного благополучия в мире автор считает последствия научно-технического прогресса, который в статье рассматривается в двух аспектах. С одной стороны, нам не стоит паниковать: «прогресс находится в добром здравии», в результате жизнь становится комфортнее. С другой же стороны, как далее подмечает писатель, всё-таки чувствуется, что научно-технические достижения обедняют нас морально и нравственно. И остановить этот процесс не в силах стремительно развивающаяся наука: «Знание помогает заглянуть в бездну, но не даёт указаний, как не сорваться в неё».
Л. М. Леонов уверен: человечество нравственно «изнашивается», и это вполне может привести даже к распаду цивилизации. Именно к такой позиции автор приходит, рассуждая о том, как меняется в духовном отношении наша жизнь.
С данной мыслью трудно не согласиться: человек внутренне деградирует, будучи окруженным новейшими благами, которые позволяют ему меньше двигаться, меньше запоминать, меньше думать и совсем по-другому общаться. Современные люди ослабевают физически, деградируют морально, впуская в свое сознание пропаганду потребительства и эгоизма «царя природы», изменяются не в лучшую сторону социально и интеллектуально.
Сохранение цивилизации основано на передаче нравственных и духовных ценностей , обеспечивающих целостность личности и всего человечества, а в условиях технического прогресса люди не успевают над этим задумываться. Так, на протяжении длительного периода времени люди планеты наблюдали соперничество двух могущественных государств — США и бывшего СССР — в создании ядерного оружия. Действительно, таким мощным державам было необходимо иметь в арсенале средства массового поражения для поддержания мирового господства. Однако, с моральной точки зрения, гонка вооружения подвергалась критике многих прогрессивных учёных.
На мой взгляд, прогресс не должен опережать нравственные возможности человека. Иначе возможна ситуация, описанная в антиутопии Евгения Замятина «Мы». Герои произведения — «нумера», живущие в Едином Государстве. Вся жизнь их подчинена математическим законам: «нумера» живут по единому расписанию, обитают в стеклянно-прозрачных квартирах, думают одинаково. Герои не знают жажды прекрасного, они лишены естественных человеческих чувств и переживаний. Несмотря на то что государство развито в техническом отношении, его граждане бедны духовно.
Таким образом, последствия технического прогресса могут оказаться губительными для духовной жизни людей: обогащаясь научными открытиями, высокотехнологичными товарами и услугами, мы обедняем себя морально и нравственно.
ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОЙ ДЕГРАДАЦИИ ЛИЧНОСТИ
АннотацияВ данной статье рассмотрены возможные причины нравственной деградации личности в нашей стране. Автор, опираясь на существующую статистику, анализирует проблему и, исходя из этого, предлагает возможные варианты ее решения.
THE PROBLEM OF MORAL DEGRADATION OF THE INDIVIDUAL
Irjanova Asel Amangeldievna
Magnitogorsk State University. GI Nosov
Institute of Education, Psychology and Social Work, Department of Social Work and psycho-pedagogical education
third-year student
Abstract
This article describes the possible causes of the moral degradation of the individual in our country. Author, based on current statistics, analyzes the problem and, on this basis, offers options for solving it.
В настоящее время люди часто говорят про нравственную деградацию личности. Это понятие не является редким и у людей не возникает вопроса «Что это такое?». Все примерно знают, что оно из себя представляет. Но его конкретную суть и насколько эта проблема опасна, знает не каждый. Потому что на первый взгляд, это не воспринимается как что-то серьезное и требующее к себе внимания. Рассмотрим детально понятие «нравственная деградация личности».
Нравственность – это система правил поведения личности, в основе которой находятся значимые для человека ценности. Следует отметить, что нравственные принципы в разных странах и у разных наций могут отличаться друг от друга, что определено различиями культур, менталитета и исторической традиции народов. То, что принимаемо в одном обществе, может осуждаться и быть не понятым в другом.
Деградация личности – утрата психической уравновешенности, устойчивости, ослабление активности и работоспособности; утрата личностью присущих ей свойств с обеднением всех ее способностей: чувств, суждений, дарований, активности и др.
Из всего вышесказанного можно дать суждение, что в целом нравственная деградация личности – это искажение ценностей личности и обеднение всех ее способностей под воздействием утраты психической уравновешенности и устойчивости.
Эта проблема прочно укоренилась в нашем обществе, и она требует немедленного рассмотрения и решения. Потому что процесс нравственной деградации в нашем обществе прогрессирует.
Чтобы лучше понять масштаб и серьезность проблемы, обратимся к статистике за 2014 год, взятой из новостного портала «Правда.Ру»: согласно данным исследователей Института социологии РАН, 40 % жителей России не читают книг, а те, кто изредка может провести досуг с книгой в руках, читает обычно легкие романы, или шуточные рассказы, мало кто интересуется классикой. Сущность общественно-политических публикаций прессы и телепередач понимают не более 14 % жителей России.
А так же отметим:
Увеличение числа больных алкоголизмом (от злоупотребления алкоголем ежегодно умирают 2,5 миллиона человек);
Рост наркомании (от употребления наркотиков ежегодно погибают от 70 до 100 тысяч человек);
Криминализация общества (доля т.н. «теневой экономики» составляет не менее 40 % от ВВП, причем, по словам академика В.Кудрявцева, подавляющая часть преступлений – это «бедная преступность», когда люди совершают кражи ради хлеба насущного, что свидетельствует об обнищании населения);
Массовая хроническая безработица (число безработных оценивается сегодня в 6-7 миллионов человек);
Маргинализация общества (доля пауперов всех возрастов в городах составляет не менее 10 %).
Это некоторые официальные данные, и, как правило, они не полностью отражают реальную ситуацию. Процесс деградации личности – это постепенный и медленный процесс, который идет незаметно для человека, что самое опасное. Посмотрим на жизнь подавляющего большинства людей в нашей стране.
Вот человек пришел с работы, уставший. И думает, что имеет право выпить с друзьями кружку пива после трудного рабочего дня или провести вечер, лежа на диване, смотря телевизор, либо посвятить себя социальным сетям. Все это он делает осознанно, с целью отдохнуть. Никто не запрещает людям так отдыхать, никто не санкционирует эту область, каждый волен выбирать свой досуг самостоятельно, так и должно быть. Поэтому большинство выбирают досуг, не требующий каких-то действий или сложностей. Люди забыли про книги, самообразование, хобби, занятия спортом. Про такое времяпрепровождение мало кто вспоминает. Конечно, это очень печально.
Так же постоянные стрессы и быстрый ритм жизни так же оставляют свои следы. Сейчас, большинство людей не умеют слышать друг друга, не желают помогать человеку в трудной жизненной ситуации. А рыночная экономика в нашей стране делает людей эгоистичными и меркантильными. Как следствие возникают раздражения, обиды, непринятие другого человека, и т.д.
Признаки деградации личности можно выявить у многих людей. На деградацию личности указывают такие факторы, как: повышение раздражительности, расстройство внимания и памяти, снижение адаптационных возможностей, сужение интересов, что может выражаться в беспечности или безволии. Вдобавок, подобные проблемы присущи не только алкоголикам, наркоманам или умственно отсталым людям, но и вполне адекватным и нормальным личностям. В этом и скрывается угроза нравственной деградации личности.
Система ценностных ориентаций является не только частью духовной сферы, она параллельно представляет отношения людей к окружающей социальной действительности в форме реализации сущностных сил людей. Так же система ценностных ориентаций определяет настроение в обществе и выступает индикатором стабильности общества. От того, как уравновешена система ценностных ориентаций под влиянием политических, экономических и культурных институтов, зависит динамика социально-политических преобразований в стране. Требуются серьезные поправки, как в самой системе, так и в механизме реализации государственной политики в области культуры.
В ходе нравственной деградации личности процесс ослабевания духовного развития быстро ведёт к падению интеллекта, таким образом, вызывая процесс регрессии общества. Поэтому осознанность и усовершенствование духовности остается единственной надеждой будущего поколения.
Библиографический список
- http://www.pravda.ru/ дата обращения 5.02.2015
- Гиндикин, В.Я., Гурьева, В.А. Личностная патология. – М.: Триада-Х, 1999. – 266 с.
- Инглхарт, Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис. – 1997. – № 4 – 32 с.