Эжен делакруа биография. Известные картины эжена делакруа

Эжен Делакруа – французский художник, центральная фигура в европейской живописи романтического направления. Он пренебрёг линейной перспективой, изображал реалистичные сцены смерти и революции, за что снискал дурную славу жестокого эротомана, но зато навсегда изменил ход развития европейской живописи, повлияв на многих последующих художников.

Эжен Делакруа. Детство, полное слухов, опасностей и печали

Фердинан Виктор Эжен Делакруа родился в пригороде Парижа 26 апреля 1798 года. Его мать Виктория была из семьи знатных краснодеревщиков, что, возможно, пробудило в Эжене тягу к творчеству. Относительно же его отца у парижской публики ходили слухи. Официальным отцом Эжена был политический деятель Шарль Делакруа . Но поговаривали ещё о двух других кандидатурах: министра иностранных дел при Наполеоне Шарля Талейрана и даже самого Наполеона. В любом случае, личность отца была не из простых.

Детство Эжена тоже не было безоблачным. Как вспоминал его друг детства Александр Дюма, к трём годам Эжен едва не повесился на мешке для кормления лошади, чуть не сгорел, когда над его кроваткой вспыхнула сетка, чуть не утонул, купаясь в Бордо, и даже отравился краской-медянкой.

Юношество Эжена Делакруа можно было бы назвать спокойным. Если бы не два «но». В 1805-м году умирает его отец, а в 1814-м - мать. Эжен остаётся на попечительстве сестры, но спустя год из-за финансовых трудностей она отказывается его содержать, и 17-летний Эжен остаётся один.

Делакруа . "Обнажённая, лежащая на диване". 1826

Эжен Делакруа. Первые успехи, провокация, кровь и богохульство

Ещё в лицее Людовика Великого, где будущий художник учился до смерти родителей, Эжен проявлял хорошие способности во многих гуманитарных дисциплинах. А первые уроки живописи он получил от своего дяди, сопровождая его на плэнерах в Нормандии. Поэтому, оставшись без средств к существованию, Эжен делает жизненно важный выбор - начал работать в мастерской Пьера Нарсиса Герена, а потом - пошёл учиться в Школу изящных искусств. Там он изучал академизм, в Лувре познавал классику, а вместе с молодым художником Теодором Жерико проводил художественные эксперименты. Оба они положили начало французскому романтизму - совершенно новому направлению, которое, не смотря на безобидное название, вызывало порой резкое неприятие публики.

Первый настоящий успех и резонанс принесла Делакруа работа «Резня на Хиосе», сюжет которой был навеян художнику недавней борьбой Греции за независимость. За эту работу Делакруа обвинили в излишнем натурализме, но это было лишь начало.

Делакруа . "Резня в Хиосе". 1824

Вскоре, в 1828-м году, Делакруа представил в Салоне ещё более шокирующую работу «Смерть Сарданапала». На 5-метровой картине изображена сцена из драмы Байрона «Сарданапал», но с некоторыми авторскими дополнениями. По сюжету ассирийский царь и известный распутник Сарданапал после неудачной попытки подавиться мятеж в своём царстве решает покончить жизнь самоубийством. На полотне представлена сцена, когда по приказу царя слуги убивают его коня, собак и женщин, а сам царь - расслаблено наблюдает за финалом своего пути на фоне горящей башни. За эту работу на Эжена Делакруа навесили ярлык эротомана, непрофессионала (ввиду изменённой им перспективы) и просто жестокого человека. Сам же Делакруа трактовал своё полотно как предупреждение всем, кто не стремиться к добродетели.

Делакруа . «Смерть Сарданапала». 1828

И как бы логическим продолжением предыдущей работы стала картина, ставшая самой известной в наследии Эжена Делакруа - «Свобода, ведущая народ» (или «Свобода на баррикадах»). На картине фактически задокументирован сюжет восстания парижан против монархии Бурбонов в июле 1830-го года. Впервые публика увидела полотно в Салоне в 1831-м году. Картину сразу же выкупило новое правительство, но выставлять не решилось из-за её чрезмерного пафоса.

Делакруа . "Свобода, ведущая народ". 1830

Эжен Делакруа. Спокойствие и вдохновение в Марокко

Следующие после революции несколько лет Делакруа проводит в одной из прекраснейших французских колоний - в Марокко. Размеренная патриархальная жизнь африканской страны приводит в порядок мысли художника и дарит ему вдохновение до конца его жизни. Из Марокко Делакруа привёз сотни эскизов.

Делакруа . "Марокканец седлает коня". 1855


Делакруа . "Марокканский щейх навещает свой клан". 1837

Эжен Делакруа. Монументальный этап

«Моё сердце всегда начинает учащённо биться, когда я остаюсь лицом к лицу с огромной стеной, ожидающей прикосновения моей кисти», - писал художник о новом этапе своего творчества. После возвращения из Марокко, он получил несколько официальных заказов на роспись важных зданий. Это были Бурбонский дворец, Люксембургский дворец, потолки Лувра и даже фрески для церкви Сен-Сюльпис.

Эжен Делакруа. Официальное признание и последние дни

В 1851-м году Делакруа за свою активную общественную позицию был избран в парижский городской совет. В 1855-м он был награждён орденом Почётного легиона. А в рамках Всемирной парижской выставки состоялась и его персональная выставка. Тем не менее, последние работы Делакруа уже не провоцировали публику так, как ранние.

Умер художник 13 августа 1863-го года от обострившейся болезни горла в возрасте 65-ти лет. Похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже.

Делакруа вошел в историю французской живописи как главный представитель нового романтического направления, которое с середины двадцатых годов девятнадцатого столетия противопоставило себя официальному академическому искусству.

Обогащая искусство живописи новыми средствами художественного выражения, Делакруа отверг застывшие линейные построения «классических» композиций, вернув цвету его первенствующее значение, внося в свои полотна смелую динамику и широту исполнения, непосредственно выражающие напряженную внутреннюю жизнь его героев.

Бодлер в стихотворении «Маяки» писал, что «Делакруа – озеро крови, затененное лесом из сосен, вечно зеленых, где под сумрачным небом проносятся странные звуки фанфар, подобных Вебору». И так расшифровывает этот образ: «Озеро крови – красный цвет его картин, лес из сосен – зеленый цвет, дополнительный к красному, сумрачное небо – это бурные фоны его картин, фанфары Вебора – это мысли о романтической музыке, которые возбуждают гармонию его колорита».

Фердинанд Виктор Эжен Делакруа родился 26 апреля 1798 года в Шарантоне, что в двух верстах от Парижа. Он был четвертым ребенком Виктории Делакруа, урожденной Эбен, от ее брака с Шарлем Делакруа, дипломатом, полномочным министром в Батавской республике. Там он и находился в момент рождения сына. После возращения во Францию Шарля Делакруа сначала назначили префектом Марселя, а затем префектом в Жиронду, и он обосновался в Бордо. Туда в 1802 году и переехала вся семья.

В 1805 году умер отец, и Эжен уехал вместе с матерью в Париж, где мальчик был отдан в парижский лицей Людовика Великого. В ученические годы он увлекается литературой, музыкой, получает первые уроки рисования. По окончании лицея в 1815 году Эжен поступил в обучение к портретисту Анри Франсуа Ризенеру. Через год Ризенер познакомил Эжена со своим другом П. Гереном, и Делакруа становится его учеником. Однако пребывание в мастерской классициста – приверженца старых академических канонов – не удовлетворяет Эжена. Он систематически посещает Лувр, изучает работы Рубенса, Веласкеса, Тициана, Веронезе. В дальнейшем большое влияние на молодого художника оказывает творчество его однокашника Жерико.

Самостоятельная профессиональная деятельность Делакруа начинается в двадцатые годы. Выставленная в 1822 году в Лувре на ежегодной выставке Салона картина «Данте и Вергилий» произвела впечатление «метеорита, упавшего в застойное болото», захватывая страстной патетикой образов.

«Резня на Хиосе», выставленная на Салоне 1824 года, – вторая крупная работа художника, выдвинувшая его, доставившая ему положение главы молодой романтической школы.

Тема человеческого бедствия, человеческого страдания проходит через все творчество Делакруа, является как бы основным его лейтмотивом. Создавая «Резню на Хиосе», Делакруа ощущал, что его чувства, его возмущение разделяется тысячами и десятками тысяч современников из всех слоев населения. Это помогло ему создать произведение большого общественного значения.

«Останавливает реализм изображения; все писалось с натуры; для большинства фигур делались предварительные этюды в натуральную величину; Делакруа удалось создать яркий и жизненный типаж лиц; картина отличается правдивостью этнографических моментов, – пишет Б.Н. Терновец. – Удивительны у столь молодого художника мастерство и правдивость, с которыми переданы переживания действующих лиц; при этом какая сдержанность! Ни крови, ни криков, ни ложнопатетических движений; и только разыгрывающаяся справа сцена похищения овеяна каким‑то романтическим отблеском в силуэте всадника, в прекрасном теле запрокинутой назад обнаженной гречанки.

И, наконец, следует подчеркнуть необычайную высоту живописного выполнения…»

Когда «Резня на Хиосе» уже была помещена в Салоне, Делакруа за несколько дней до открытия его переписывает картину под влиянием увиденных работ английского пейзажиста Д. Констебля.

«Подумать только, – вспоминал Делакруа впоследствии, – что "Хиосская резня" вместо того, что она есть, едва не осталась серой и тусклой картиной. О, я таки поработал эти пятнадцать дней, вводя самые яркие краски и вспоминая мой отправной пункт – капли воды в "Данте и Вергилии", которые стоили мне стольких поисков». И позже Делакруа будет считать цвет важнейшим элементом живописи.

«Резня на Хиосе» вызвала резкую критику приверженцев классицизма, но молодые приняли ее с восторгом, видя в Делакруа открывателя новых путей в искусстве. Художник написал еще одну картину, посвященную борьбе греков за национальную независимость, – «Греция на развалинах Миссолунги» (1826).

В начале 1825 года Делакруа уехал в Лондон, где изучал произведения Гейнсборо и Тёрнера. В театре его потряс Шекспир, и в течение всей жизни он обращается к произведениям великого драматурга: «Гамлет» (1839), «Смерть Офелии» (1844), «Дездемона, проклинаемая отцом» (1852).

Под влиянием Байрона художник создает картины на темы его произведений – «Тассо в доме умалишенных» (1825), «Казнь дожа Марине Фальери» (1826), «Смерть Сарданапала». (1827).

После возвращения из Лондона палитра художника стала заметно светлее, вероятно, под влиянием живописи Д. Констебля. Салон 1827 года оказался особенно важным для художника: он выставил там 12 картин, снискавших Делакруа, помимо его воли, репутацию главы романтической школы. Среди них была и «Смерть Сарданапала».

«Успех или неуспех – в этом буду виноват я сам… кажется, меня освищут», – писал Делакруа в день, когда публика должна была увидеть его шедевр. И, действительно, такого оглушительного провала ему не доведется пережить никогда. Среди множества критических отзывов лишь только Гюго, да и то в частной переписке, поддержал художника: «"Сарданапал" Делакруа – вещь великолепная и столь исполинская, что недоступна мизерному зрению».

После революции 1830 года художник создает свою знаменитую картину «28 июля 1830 года» («Свобода на баррикадах», 1831) – ярчайшее произведение революционного романтизма, в котором слышится смелый и открытый призыв к восстанию, уверенность в его неизбежной победе.

«Эта картина показывает блестящий пример того, что может создать романтизм, и одновременно ясно дает почувствовать, чего он не может. Он обращается к реальному, он делает своим сюжетом сцену, происходившую на глазах современников, но тут же претворяет ее в отвлеченном плане, придавая ей черты аллегории. Его увлекают яркие человеческие характеры, но он дает им символические роли, в которых не могут полностью проявиться их живые личные черты. И, наконец, будучи не в состоянии примирить краски реального мира и собственную живописную систему, условную при всей ее выразительности, он невольно обращается к арсеналу изобразительных средств, созданному его всегдашним врагом – классицизмом. Нигде больше романтизм не порывается с такой силой расширить сферу привычных для него мыслей, образов и приемов и создает произведение, по достоинству получившее почетное название "Марсельезы французской живописи"» (Е. Кожина).

В 1832 году Делакруа совершил путешествие в Марокко, Алжир и Испанию, которое имело решающее значение для эволюции его творчества. В многочисленных рисунках и акварелях сохранились яркие впечатления, вынесенные им из посещения стран Востока. Эти впечатления нашли выражение и в картинах, написанных на основе путевых зарисовок: в том числе «Свадьба в Марокко» (1839–1841), «Султан Марокко» (1845), «Охота на тигра» (1854), «Охота на льва» (1861) и знаменитые «Алжирские женщины» (1833–1834).

Написанные широкими рельефными мазками «Алжирские женщины» – подлинное пиршество цвета. Когда Э. Мане писал «Олимпию», он вспоминал одну из фигур «Алжирских женщин». Синьяк в манифесте неоимпрессионизма возьмет «Алжирских женщин» главным примером для демонстрации дальнейшей эволюции французского искусства. А П. Сезанн прямо утверждал: «Все мы вышли из этого Делакруа».

«"Алжирские женщины" – это образ, сказочно осветивший жизнь, некая материализовавшаяся утопия, – пишет М.Н. Прокофьева. – Отметим, что героини картины до странности одинаковы: низкий лоб; продолговатые, обведенные сурьмой глаза; прорисованные до висков брови; крошечный детский рот. Жизнь, сведенная к физической чувственности, сделала этих женщин одинаково апатичными, бездуховными созданиями. Но такая образно‑психологическая монотонность придает конкретным персонажам обобщенный и даже символический смысл. Пафос гипертрофированных страстей, ранее увлекавший художника, сменился восторженной констатацией духовной пустоты бытия, пребывающего в поре самого пышного физического расцвета. Ведь как раз "невежество дает им спокойствие и счастье"».

Как и все романтики, Делакруа чуждался всего будничного и обыденного. Его привлекали большие страсти, подвиги, борьба. Трагическое столкновение человека со стихией оставалось в течение всей его жизни одной из наиболее волнующих художника тем. Таковы его картины на мифологические, религиозные, исторические темы – «Битва при Пуатье» (1830), «Битва при Нанси» (1831), «Взятие крестоносцами Константинополя» (1841).

Многогранный талант художника проявился в различных жанрах: он был, в частности, прекрасным портретистом. Делакруа особенно привлекали люди творческие. Он написал портреты Паганини (1831), Шопена (1838), Жорж Санд, Берлиоза, замечательный автопортрет (1832).

Делакруа был мастером натюрморта, пейзажа, писал интерьеры, животных. Он – один из последних великих мастеров настенной живописи. Так, Делакруа создал три монументальных ансамбля: центральный плафон в галерее Аполлона в Лувре (1850), зал Мира в Парижской ратуше, две грандиозные композиции в церкви Сен‑Сюльпис (1861) – «Изгнание Илиодора из храма» и «Битва Иакова с ангелом».

После путешествия по Марокко и Алжиру Делакруа почти безвыездно жил и работал в столице. Исключение составляет лишь непродолжительная поездка в Бельгию (1850). Художник работал с полным напряжением сил до конца жизни. Делакруа умер 13 августа 1863 года.

Художественное наследие Делакруа огромно. Прекрасны его литературные труды по вопросам истории, искусства, «Дневник», который художник вел с 1822 по 1863 год.

Последняя запись в нем гласит: «Первое достоинство картины состоит в том, чтобы быть праздником для глаза…»

Даже если вам незнакомо имя этого художника, вы наверняка видели репродукцию его знаменитой картины «Свобода на баррикадах» в учебниках истории. Эжен Делакруа родился в пригороде Парижа в 1798 году. Официально его отцом считался Шарль Делакруа, но ходили упорные слухи, что на самом деле Эжен – незаконнорожденный сын всесильного короля интриги, министра иностранных дел Франции Шарля Талейрана или даже самого Наполеона. От природы будущий художник был наделен взрывным темпераментом. Александр Дюма , который был другом детства художника, вспоминал: «К трем годам Эжен уже вешался, горел, тонул и травился». Стоит пояснить: будущий гений живописи едва не «повесился», нечаянно обмотав вокруг шеи мешок, из которого кормили лошадей овсом; «горел», когда над его детской кроваткой вспыхнула противомоскитная сетка; «тонул» во время купания в Бордо ; «травился» наглотавшись краски-медянки…

Эжен рано остался сиротой, ему самому пришлось выбирать свою стезю. Делакруа выбрал живопись. Азы рисунка будущий художник получил в Парижской школе изящных искусств. Но настоящей школой своего творчества Эжен Делакруа всегда считал Лувр, где он учился, копируя картины художников эпохи Возрождения, и дружбу с молодым художником-романтиком Теодором Жерико.

Первой картиной, представленной 24-летним Эженом Делакруа на суд публики, стала «Ладья Данте» . Сюжет полотна заимствован из песни XVIII «Божественной комедии» Данте. Полотно наполнено художественными символами: лодка, плывущая по волнам времени в потусторонний мир. Нарочито натуралистично выписаны фигуры грешников, отчаянно цепляющихся за края утлого суденышка, особенно бросаются в глаза зрителю…

"Плот Данте", 1822 год

Настоящий успех пришел к Делакруа позже, в 1824 году, когда он выставил на обозрение в парижском художественном салоне свою картину «Резня на Хиосе» . Полотно живо описывало ужасы недавней войны Греции за независимость. Французский поэт Бодлер назвал картину «жутким гимном року и страданию». Критики поспешили обвинить молодого художника в чрезмерном натурализме.


"Резня на Хиосе", 1824 год

Несмотря на нападки критиков, Эжен Делакруа продолжает как будто любоваться в своих работах нарочитой жестокостью и эротизмом. Следующая работа, представленная публике, называлась «Смерть Сарданапала» . Делакруа создавал образ Сарданапала, чтобы предупредить: кто не стремится в своей жизни к добродетели, того ждет бесславный конец. Легенда о Сардонапале гласит, что беспутный царь, чтобы не быть жертвой мятежников, решает покончить жизнь самоубийством. На картине изображен момент, когда он приказывает убить своего любимого коня, собак и женщин, уничтожить все свои сокровища. Огромное красное покрывало, на фоне которого все происходит, символизирует льющиеся реки крови…


"Смерть Сарданапала", 1827 год

В 1830 году Париж восстал против монархии Бурбонов. Делакруа симпатизировал восставшим и считал своим долгом посвятить следующее полотно подвигу современников: «Если я не сражался за Родину, то я хотя бы буду для нее писать».

Так в 1831 году парижане смогли увидеть «Свободу, ведущую народ» (больше знакомая нам по школьным учебникам, как «Свобода на баррикадах»). Делакруа потребовалось всего три месяца, чтобы написать картину. Творение было восторженно принято и тотчас куплено правительством. Но из-за революционного сюжета полотно на протяжении последующей четверти века не выставлялось на всеобщее обозрение. Молодая женщина с обнаженной грудью в центре символизирующая свободу и отвагу революционеров. Мужчина в цилиндре с ружьем слева от Свободы - сам Делакруа.


"Свобода на баррикадах", 1831 год

Эжен Делакруа был человеком светским, блистал острым умом, отличался исключительными манерами и элегантностью. Художник всегда был желанным гостем в лучших домах Парижа, был знаком и дружил со многими знаменитостями своего времени. Делакруа оставил несколько портретов своих знаменитых современников ...


К концу жизни Делакруа становится признанным, всеми уважаемым живописцем-классиком: его избирают в городской совет Парижа, награждают орденом Почетного легиона, персональная выставка полотен Делакруа украшает Всемирную парижскую выставку. Но художник сокрушается, что его помнят и любят по его старым картинам. Новые полотна не вызывают интереса публики. Последняя картина, которую художник представил на суд публике в 1859 году, не была замечена любителями искусства и критиками. Полотно "Овидий среди скифов" мало напоминает творения молодого Делакруа. Никакого бунтарства -картина излучает покой, тихий, теплый свет... Спустя 4 года, 13 августа 1863 года, Эжен Делакруа умер от заболевания горла, которым страдал много лет.


"Овидий среди скифов", 1859 год

(1863-08-13 ) (65 лет) Место смерти: Жанр: Стиль: Известные работы: Влияние на: Работы на Викискладе

Фердина́н Викто́р Эже́н Делакруа́ (фр. Ferdinand Victor Eugène Delacroix ; -) - французский живописец и график , предводитель романтического направления в европейской живописи.

Детство и юношество

Эжен Делакруа родился в пригороде Парижа 26 апреля 1798 года . Официально его отцом считался Шарль Делакруа , политический деятель, бывший министр иностранных дел, однако ходили упорные слухи, что в действительности Эжен был незаконнорожденным сыном всесильного Шарля Талейрана , наполеоновского министра иностранных дел, а впоследствии главы французской делегации на историческом Венском конгрессе -1815 годов . Иногда отцовство приписывали самому Наполеону. Как бы там ни было, но мальчишка рос сущим сорванцом. Друг детства художника, Александр Дюма , вспоминал, что «к трём годам Эжен уже вешался, горел, тонул и травился». К этой фразе требуется добавить: Эжен едва не «повесился», нечаянно обмотав вокруг шеи мешок, из которого кормили лошадей овсом; «горел», когда над его детской кроваткой вспыхнула противомоскитная сетка; «тонул» во время купания в Бордо; «травился» наглотавшись краски-медянки.

Более спокойным оказались годы учёбы в лицее Людовика Великого , где мальчик проявил большие способности в словесности и живописи и даже получал призы за рисунок и знание классической литературы. Художественные наклонности Эжен мог унаследовать от своей матери, Виктории, происходившей из семьи знаменитых краснодеревщиков; но настоящая страсть к живописи зародилась в нём в Нормандии - там он обычно сопровождал дядю, когда тот отправлялся, чтобы рисовать с натуры .

Делакруа рано пришлось задуматься о своей дальнейшей судьбе. Его родители умерли, когда он был совсем юным: Шарль - в 1805-м, а Виктория - в 1814 году. Эжена после этого отправили к сестре. Но она вскоре попала в труднейшее финансовое положение. В 1815 году юноша оказался предоставлен сам себе; ему нужно было решать, как жить дальше. И он сделал выбор, поступив в мастерскую известного классициста Пьер, Нарсиса Герена (1774-1833). В 1816 году Делакруа стал учеником Школы изящных искусств, где преподавал Герен. Здесь царствовал академизм, и Эжен без устали писал гипсовые слепки и обнаженных натурщиков. Эти уроки помогли художнику в совершенстве освоить технику рисунка. Но настоящими университетами для Делакруа стали Лувр и общение с молодым живописцем Теодором Жерико . В Лувре он очаровался работами старых мастеров. В то время там можно было увидеть немало полотен, захваченных во время Наполеоновских войн и ещё не возвращенных их владельцам. Больше всего начинающего художника привлекали великие колористы - Рубенс , Веронезе и Тициан . Бонингтон , в свою очередь, познакомил Делакруа с английской акварелью и творчеством Шекспира и Байрона . Но самое большое влияние оказал на Делакруа Теодор Жерико .

В 1818 году Жерико работал над картиной «Плот Медузы» , положившей начало французскому романтизму. Делакруа, позировавший своему другу, стал свидетелем рождения композиции, ломающей все привычные представления о живописи. Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший, и не мог остановиться до самого дома».

Делакруа и живопись

Первой картиной Делакруа стала «Ладья Данте» (), выставленная им в Салоне. Впрочем, особого шума (подобного хотя бы тому фурору, что произвел «Плот» Жерико), она не вызвала. Настоящий успех пришел к Делакруа через два года, когда в 1824 году он показал в Салоне свою «Резню на Хиосе », описывающую ужасы недавней войны Греции за независимость. Бодлер назвал это полотно «жутким гимном року и страданию». Многие критики также обвинили Делакруа в чрезмерном натурализме . Тем не менее, главная цель была достигнута: молодой художник заявил о себе.

Следующая работа, выставленная в Салоне , называлась «Смерть Сарданапала », он словно намеренно злил своих хулителей, почти смакуя жестокость и не чураясь определенной сексуальности. Сюжет картины Делакруа позаимствовал у Байрона . «Движение передано прекрасно, - писал один из критиков о его другой, похожей работе, - но эта картина буквально кричит, грозит и богухульствует».

Последнюю большую картину, которую можно отнести к первому периоду творчества Делакруа, художник посвятил современности.

Смерть Сарданапала

В конце жизни

К работе над фресками художник относился с огромным энтузиазмом. «Мое сердце, - писал он, - всегда начинает учащенно биться, когда я остаюсь лицом к лицу с огромной стеной, ожидающей прикосновения моей кисти». С возрастом продуктивность Делакруа снижалась. В 1835 году у него обнаружилась серьёзная болезнь горла, которая, то утихая, то обостряясь, в конце концов и свела его в могилу. Делакруа не чурался общественной жизни, постоянно посещая различные собрания, приемы и знаменитые салоны Парижа . Его появление ждали - художник неизменно блистал острым умом и отличался элегантностью костюма и манер. При этом его частная жизнь оставалась скрытой от посторонних глаз. Долгие годы продолжалась связь с баронессой Жозефиной де Форже, но их роман не увенчался свадьбой.

В 1850-е годы его признание стало неоспоримым. В 1851 году художника избрали в городской совет Парижа , в 1855 году наградили орденом Почетного легиона. В том же году была организована персональная выставка Делакруа - в рамках Всемирной парижской выставки. Сам художник немало огорчался, видя, что публика знает его по старым работам, и лишь они вызывают её неизменный интерес. Последняя картина Делакруа, выставленная в Салоне 1859 года , и законченные в фрески для церкви Сен-Сюльпис остались практически незамеченными.

Это охлаждение омрачило закат Делакруа, тихо и незаметно скончавшегося от рецидива болезни горла в своем парижском доме 13 августа 1863 года в возрасте 65 лет и похороненного на парижском кладбище Пер-Лашез .

Хронология жизни

1798 Родился в Париже в семье чиновника Шарля Делакруа. Многие считают его незаконнорожденным ребёнком знаменитого политика Шарля Талейрана.

1805 Умирает отец Эжена.

1814 Умирает мать Эжена.

1815 Принимает решение стать художником. Поступает учеником в мастерскую известного классициста Пьера Нарсисса Герена.

1816 Поступает в Школу изящных искусств. Знакомится с Теодором Жерико и Ричардом Бонингтоном.

1818 Позирует Жерико для его картины «Плот „Медузы“». Находится под большим влиянием живописи Жерико.

1822 Выставляет в Салоне полотно «Ладья Данте».

1824 Картина Делакруа «Резня на Хиосе» становится одной из сенсаций Салона.

1830 Июльское восстание в Париже. Пишет свое знаменитое полотно «Свобода, ведущая народ».

1832 В составе официальной дипломатической миссии посещает Марокко.

1833 Приступает к работе над первой из серии больших фресок, заказанных ему правительством.

1835 У Делакруа обнаруживается серьёзная болезнь горла.

1851 Художника избирают в городской совет Парижа.

1855 Награждён орденом Почетного легиона. В рамках Всемирной выставки в Париже проходит персональная выставка.

1863 Завершает продолжавшуюся много лет работу над фресками для церкви Сен-Сюльпис.

По материалам: «Художественная галерея. Делакруа», № 25, 2005.

Память

Дополнительные факты

Примечания

Литература

  1. Ситник К. А. Э. Делакруа. М.-Л., 1947.
  2. Кожина Е. Ф. Эжен Делакруа. Альбом. М., 1961.
  3. Гастев А. А. Делакруа. - М. «Молодая гвардия», 1966. - 224 с. - (ЖЗЛ ; Вып. 427). - 115 000 экз .
  4. Дьяков Л. А. Э. Делакруа. М., 1973.
  5. По материалам из книги «Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма»/ Сост. Т. Г. Петровец. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. −320 с.: ил.
  6. Использованы материалы: «Художественная галерея. Делакруа», № 25, 2005.

Ссылки

  • Жизнь и творчество Эжена Делакруа на сайте Картины Импрессионистов

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 26 апреля
  • Родившиеся в 1798 году
  • Умершие 13 августа
  • Умершие в 1863 году
  • Художники по алфавиту
  • Выпускники лицея Людовика Великого
  • Художники Франции
  • Художники романтизма
  • Художники-анималисты
  • Художники-ориенталисты
  • Картины Эжена Делакруа
  • Похороненные на кладбище Пер-Лашез
  • Внебрачное потомство французских аристократов

Wikimedia Foundation . 2010 .

Художник Эжен Делакруа, картины которого выставлены во многих музеях Франции и мира, является представителем романтической школы. На его полотнах изображены эмоциональные моменты из жизни человечества в разные эпохи. В середине 20-х годов 19-го века автор увлекается сюжетами революции. Одно из таких полотен сделало его известным на весь мир.

Биография художника

Родился Эжен Делакруа 26 апреля 1798 года в небогатой семье. Его отец был чиновником, министром Батавской республики. В 1802 году его переводят на должность в Бордо, куда и последовала за ним вся семья. С сыном он провел немного времени, так как скончался, когда Эжену было около 7 лет. После смерти главы семьи будущий художник с мамой и остальными детьми переезжает в Париж, где поступает в лицей. В учебном заведении мальчик изучает литературу, музыку, а также знакомится с азами рисования.

В год, когда Эжену исполнилось 16 лет, умирает его мать, и он оказывается в небогатой семье своих родственников. Через год парень поступает в художественную школу, где изучает различные направления творчества и знакомится с именитыми творцами. По окончании своего обучения Делакруа решил поехать на время в Англию, чтобы познакомиться с шедеврами изобразительного искусства и литературы этой страны. Эжен Делакруа настолько вдохновился работами мастеров, что в его полотнах появляются более светлые и легкие тона.

Всю свою жизнь Эжен Делакруа, картины которого были и остаются достоянием и гордостью, творил для своего народа. Он постоянно находился в процессе изучения и совершенствования своей техники. Учился у старых мастеров, постоянно путешествовал и изучал новые техники живописи.

Эжен Делакруа, биография которого наполнена путешествиями и творческими процессами, умер в Париже от болезни, с которой он боролся длительное время. Трагедия произошла в 1863 году, когда художнику исполнилось 65 лет.

Картины

После путешествия в Англию художник под впечатлением от творчества Уильяма Шекспира пишет несколько полотен, связанных с самим талантливым писателем и его творениями. Таким образом, на свет появляются картины «Смерть Офелии», «Гамлет» и многие другие.

После путешествия в Марокко у художника появилось множество полотен, связанных с особенностями жизни и быта африканского народа. На него произвели неизгладимое впечатление экзотика, колорит и традиции этой страны.

Также Делакруа посетил Испанию и Алжир, что внесло в его творчество дополнительные ноты, тона и цвета, основательно изменив его стиль живописи. В течение путешествия художник создает большое количество акварельных работ, набросков и эскизов, которые впоследствии послужили отправной точкой для создания таких работ, как «Свадьба в Марокко», «Алжирские женщины», «Охота на тигра» и другие.

Эжен Делакруа, картины которого в основном изображали сюжеты современного мира, стал обращаться также к историческим событиям. Вдохновившись историями сражений, художник создает полотна «Битва при Тайбурге», «Битва при Пуатье» и другие.

Наиболее известные полотна

Одним из самых известных полотен Эжена Делакруа является картина, написанная в 1830 году под именем «Свобода на баррикадах». Она рассказывает о событиях французской революции, которая произошла в июле того же года. Впервые картина была выставлена в 1831 году весной в Париже.

Полотно моментально завоевало популярность, но куплено было не богатым коллекционером, а государством, и около четверти века не выставлялось на показ. Причиной этому является его революционный сюжет. Автор вложил в свое детище веру в свой народ, который идет за Свободой. Она показана на полотне в виде девушки с французским флагом в руке, смело идущей вперед.

Художник является автором фресок в церквях Сен-Дюли и Сен-Сюльпис. Также Эжен Делакруа, произведения которого стали популярными в стране вместе с его именем, был приглашен для росписи тронного зала и библиотеки Палаты депутатов.

Всесторонне развитым человеком был Эжен Делакруа. Картины не были всей его жизнью. В 53 года его избирают в городской совет Парижа, а через несколько лет он удостоился награды - ордена Почетного Легиона. В это же время он представляет на всемирной выставке ряд своих произведений.

Эжен Делакруа, биография которого в краткой форме представлена в статье, передал на полотнах все эмоции и чувства, переполняющие его.