Средние века между древностью и новым временем. Презентация на тему "Эпоха средних веков – между древностью и Новым временем"

Эпохой средних веков принято считать исторический промежуток времени с 5 по 15 века. В это время многие племена и народы, которых в эпоху Древнего мира называли варварами, выходили из первобытного состояния и начали приобщаться к цивилизации. Они перенимали достижения своих более цивилизованных соседей – письменность, формы государства, новые религии. Часто именно господствующая в той или иной части мира религия определяла судьбу народов и государств Средневековья. В начале Средневековья под ударами варварских племён Римская империя распалась на части. Незадолго до этого её жители приняли новую христианскую религию. Однако разногласия между верующими привели к разделению христианства на две ветви. Западные христиане стали называть себя католиками, а восточные – православными. И те и другие верили в Иисуса Христа, но по-разному возносили ему свои молитвы. Так, на месте Римской империи рядом с её бывшими границами появились цивилизованные страны католической Европы и православной Европы. К югу и востоку от христианских стран в этот период времени появились страны исламского мира. Его создателями считаются арабские племена, которые передали свою религию – ислам – многим соседним народам. Так же надо отметить существование Индийской цивилизации, Китайской цивилизации и цивилизации американских индейцев.

Методическая разработка урока по окружающему миру

для 4 класса (часть 2 «Человек и человечество») по теме: «Эпоха средних веков – между Древностью и Новым временем.

Образовательная программа «Школа 2100»

УчительШербаковаЕ.С.

Форма урока: урок – исследование.

Тема урока: Эпоха Средних веков – между Древностью и Новым временем.

Цель: Знакомство с эпохой средних веков, достижениями, особенностями эпохи, нормами морали.

Задачи: 1. Формировать представление о смене эпох в истории человечества и о том, что каждая эпоха вносит свой вклад в развитие науки, техники, искусства, человека.

2. Воспитывать бережное отношение и интерес к культурному наследию прошлых поколений.

3. Учить детей уважать религиозные чувства и традиции представителей разных религиозных конфессий.

4.Развивать умения детей: работать с разными источниками информации, выбирать нужную информацию, представлять ее в разном виде, договариваться, анализировать, обобщать, делать выводы.

I . Актуализация знаний и мотивация.

    С какими эпохами истории человечества мы познакомились? (С эпохой Первобытного мира и Древнего мира).

    В какую эпоху появились первые цивилизации? (В эпоху Древнего мира)

    С какими Древними цивилизациями вы знакомились на прошлом уроке? (Древний Рим, древний Египет, древняя Греция, цивилизации Западной и Средней Азии, Древний Китай, Древняя Индия).

    О каких достижениях, памятниках культуры этих цивилизаций вы узнали? Назовите некоторые из них.

    Какая мораль была в эпоху Первобытного мира? В эпоху Древнего мира? (вывешиваю таблички).

II . Формулирование темы урока:

    Как вы думаете, с какой эпохой мы будем знакомиться сегодня? (С эпохой Средних веков).

    Что означает слово «СРЕДНИЙ»? (Ответы детей)

1-е значение : Обычно словом «средний» называют что-то посредственное, ничем не примечательное. Например, средние успехи в работе, учебе.

2-е значение : То, что находится в середине чего-либо, как среда в середине рабочей недели.

    Какое из этих значений больше подходит для определения эпохи? Почему? (Подходит 2-е значение, т. к. Средние века - это период между Древним миром и Новым временем)

    Это и будет темой нашего урока.

Слайд №1.

Тема урока: Эпоха Средних веков – между Древностью и Новым временем. ( V XV век)

Ш. Выдвижение гипотезы:

Вы сказали, что более древние эпохи, Первобытного и Древнего мира оставили будущим поколениям свой опыт и свои достижения, внесли свой вклад в развитие всего человечества.

Как вы думаете, можно ли то же самое сказать и про эпоху Средних веков? (Да, можно).

Это доказанный факт или пока только гипотеза? (Гипотеза)

Попробуйте сформулировать нашу гипотезу.

Гипотеза:

Эпоха Средних веков оставила будущим поколениям свой опыт и свои достижения, внесла свой вклад в развитие всего человечества. (Табличка на доску).

Как проверить, верна ли наша гипотеза? (Надо провести исследование)

IV . Исследование предлагаю провести в группах.

    Каждая группа будет изучать особенности и достижения какой-то одной Средневековой цивилизации:

Слайд №2

1. Католическая Европа

2. Православный мир

3. Исламский мир

4. Индийская цивилизация и близкие ей страны

5. Китайская цивилизация и близкие ей страны

6. Цивилизация Американских индейцев

Слайд №3

План исследования Средневековой цивилизации

1. Географическое положение

2. Достижения

3. Религия

4. Понятие о добре и зле (мораль)

    Для групповой работы потребуются учебники, тетради, цветные карандаши.

    У каждой группы в файле - рабочие листы, дополнительные тексты и оценочные листы.

    Время групповой работы 10-12 минут

V . Межгрупповая работа. Обмен информацией.

    Дать возможность детям представить информацию о достижениях разных цивилизаций эпохи Средних веков (задания 1-5 в рабочем листе каждой группы).

    Рассказы детей каждой группы сопровождать слайдами с изображением памятников архитектуры эпохи средних веков. (Слайды №4 – 9)

VI .Оценивание информации, вывод:

Как вы думаете, собранные нами факты опровергают или доказывают гипотезу, которую мы сформулировали в начале урока?

Конспект урока «Эпоха средних веков - между древностью и новым временем».(4 класс)

Цель: научить детей сравнивать одно историческое время от другого.

Образовательная- научить детей сравнивать одно историчесеое время от другого;

Развивающая- развивать мышление, логическое размышление,воображение; воспитывать любовь к прошлому и уважение.

План урока:

1.Орг. момент

2.Актуализация знаний

3.Изучение нового материала

4.Закрепление

5.Итог урока. Домашнее задание.

Оборудование: таблицы, схемы,карточки, кроссворд, наглядности.

Ход урока:

    Орг. Момент.

Мы школьники прилежны

Послушны и дружны

Мы знаем что лентяи

От жизни не нужны

Урок мы очень лббим

Хотим мы больше знать

Вот варастим и будем

Всем старшим помогать!

Здравствуйте, ребята! Меня зовут….. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.

Ребята, давайте для начала выполним задание по карточкам и определим тему сегодняшнего нашего урока.

1-Чтобы организовать и защититьжизнь всех этих разных людей, необходимо было иметь законы, содержать войско, собирать налоги. Так появлялись…(государства)

2-Для того чтобы подсчитывать плательщиков налогов, передавать распоряжения в отдалённые города, люди изобрели…(письменность)

3-Эпоха Древнего мира началась в то время,когда в нескольких странах люди вышли из первобытного состояния и поднялись в следующую, более высокую ступень развития, которая называется…(цивилизацией)

4-В честь какого бога проводились торжественные спортивные соревнования, жившего на горе Олимп. (Зевс)

5- Назовите предводителя восстания рабов в Древнем Риме в 74 году до н.э….(Спартак)

Итак, ребята, какое главное слово получается? (Средние века)

Молодцы, ребята.

Итак, тема сегодняшнего урока- Эпоха средних веков - между древностью и новым временем.

Ребята, давайте мы с вами для начала вспомним как люди хранили и передавали знания, опыт в эпоху Первобытного и Древнего мира?

Первобытный мир Древний мир Средние века

Молодцы, ребята. А чтобы узнать как люди в средние века хранили и передавали знания откроем учебники на странице 60. И прочитайте всё про себя разговор Анюты и Илюши.

Какое вы заметили противоречие в разговоре Анюты и Илюши? Какой возникает вопрос?

Анюта «средние века» сравнила со « средними способностями» и сказала, что она неинтересная, так как «средняя».

Илюша удивился и сказал -«Ведь за эту эпоху сотни поколений сменились, неужели никто из них ничего выдающегося не сделал?

Какие выдающиеся события произошли в средние века?

Молодцы, ребята. А что же означает название «Средние века?».Давайте рассмотрим следующую таблицу и определим место и впемя «Средних веков»

Новейшее время

Новое время

Средние века

Древний мир

Первобытный мир

Ребята, где находится «Средние века?»

Между Древним миром и Новым временем.

Итак,ребята, Средние века- это температура между Древним миром и Новым временем.

Ребята, а как вы думаете, кто прав- Анюта или Илюша? И почему?

Илюша. Так как он говорит что за эту эпоху сотни поколений сменились

Молодцы, ребята! А какие изменения произошли в это время послушайте (рассказ учителя учебник стр 61)

Ребята, давайте сейчас отдохнём.

В небе плавает луна.

В облака зашла она

Можем мы луну достать

И пониже перевесить

Пусть луна сверкает

Молодцы, ребята! А теперь откройте страницу 64, прочитайте задание:

Перечисли технические достижения средних веков.Сравни технические возможности людей в средние века и в предыдущие эпохи всемирной истории (работа по картинкам)

Технические достижения эпохи средних веков

Порох Бумага

Стремена Хомут

Как вы думаете, что изменилось в жизни людей с появлением этих изобретений?

Как государство управляло обществом

На протяжении средних веков большинство людей жили в деревнях, пахали землю, выращивали скот. Города в основном были маленькими, их население незначительным.

В любом средневековом государстве жители делились на группы

Крестьян, ремесленников, купцов, воинов,священников. От того, в какой семье рождался человек, полностью зависела его судьба, положение в обществе,права и обязанности.

Ребята, откройте учебники на странице 65 и прочитайте задание.

Рассмотрим схему управления государством в средние века. Подбери подписи к рамкам: воины-землевладельцы, священники, горожане, земледельцы.

Объясните, как распределились государственные обязанности между разными группами средневекового общества.

От кого зависела власть в средневековых государствах?

Молодцы, ребята!

Закрепление изученного.

Соотнесение иллюстраций с названиями цивилизаций, которые создали эти произведения искусства

Выполним задание 1 на стр. 67 учебника.

Итог урока.

Кем бы вы хотели быть, очутившись в эпоху Средневековья? Почему?

Какая проблема перед нами возникла в начале урока?

Действительно ли эпоха была средней и неинтересной?

Что запомнилось и понравилось при изучении этой эпохи?

Домашнее задание.

С. 60 - 67, ответы на вопросы на стр. 67

1. Отметь знаком «+» правильные утверждения.

  • Средние века - это время между Первобытным миром и Древним миром.
  • Средние века - это время между Древним миром и Новым временем.
  • Все цивилизации, возникшие в Древнем мире, продолжали существовать и в эпоху Средних веков.
  • К V веку н.э. многие цивилизации древности исчезли, на их месте появились новые.

Выбери правильный ответ и обведи его.

Используя дополнительную литературу, впиши в таблицу или нарисуй, какими достижениями прославились цивилизации эпохи Средних веков.

2. Реши кроссворд.

1. Основное занятие жителей эпохи Средних веков (земледелие) .
2. Так называют себя западные христиане (католики) .
3. Так называют себя восточные христиане (православные) .

Добавь в кроссворд в любом подходящем месте слово «ислам» и запиши, кто создал эту религию.

Арабские племена

3. Римскими цифрами отметь на «реке времени» (стр. 31) века эпохи Средневековья. Впиши в рамку год завоевания Иерусалима крестоносцами.

1099 г - завоевание Иерусалима крестоносцами.

Отметь дату на «реке времени».

Эти изобретения эпохи Средних веков повлияли на развитие человечества. Придумай для каждого изобретения понятный для тебя символ и нарисуй его в рамке, а затем «на реке времени» в нужном месте.

Изобретение огнестрельного оружия (XIV в.)
Появление в городах механических часов (XIII в.)

4. Выполни задания на контурной карте ().

  • Подпиши названия цивилизаций Средневековья.
  • Обведи границу цивилизованного мира.
  • Раскрась разными цветами


Напиши, в каких частях света расположены цивилизации эпохи Средних веков.

Европа, Азия, Африка, Америка

Продолжи предложение.

В Средние века цивилизации существовали во всех частях света, кроме Австралии и Антарктиды

Придумай символические изображения архитектурных памятников Средневековья (см. стр. 62-63 учебника). Нанеси их на территории тех цивилизаций, где были построены эти сооружения.

5. Рассмотри рисунки, изображающие взаимоотношения приверженцев разных религий в далёком прошлом. Объясни и напиши, почему они относились враждебно друг к другу.

Эти люди поступали так потому, что такова была мораль в Средние века. “Поступать по божески”, то есть соблюдая все заветы религии, надо было только по отношению к людям своей веры. Например, католики считали, что мусульмане нечестивцы, что они верят в неправильного бога и поэтому их надо убивать. В свою очередь мусульмане называли христиан “неверными” и также казнили и убивали их при первой же возможности. Во имя веры объявлялись священные Крестовые походы. Участвовать в них считалась почетным, за это прощались все грехи. Также особым гонениям подвергались язычники - люди, верившие в “старых” богов, а не в единого бога. Но их сначала старались обратить в свою веру.

Продолжи предложение.

Позиция (мнение) Я не хотел(а) бы, чтобы со мной поступили так же, стали преследовать за мою веру
Аргумент(ы) потому, что должны относиться терпимо друг к другу и с уважением относиться к последователям разных религий.

Рассмотри рисунки, изображающие взаимоотношения приверженцев разных религий в наши дни. Объясни их поведение.

Все люди очень спокойно воспринимают особенности других религий и часто с интересом изучают их. Например, многие люди специально едут в Тибет и Непал, чтобы изучить буддизм. В Китай едут изучать конфуцианство. Католики и православные также стали ближе друг другу. В 2016 году даже произошла личная встреча Папы Римского и Патриарха русской православной церкви.

Сделай вывод.

Позиция (мнение) В похожей ситуации я, современный человек, постараюсь не помешать религиозным обрядам, а тихонечко понаблюдаю за ними со стороны.
Аргумент(ы) потому что если я хочу, чтобы уважали мою религию, то я буду уважать религию других людей.

Предварительный просмотр:


Эпоха Средних веков –
между древностью и Новым временем

С оставила учитель начальных классов Шнайдер Ирина Александровна

П рограмма «Школа 2100», 4 классе

Презентация прилагается

Цели:

создать у учеников первичные представления об эпохе Средних веков (временные границы эпохи, изменения в уровне техники, устройстве общества, особенности морали);

отрабатывать умения ориентироваться в историческом времени;

учить работать с исторической картой учебника, с дополнительной (энциклопедической) литературой;

формировать уважительное отношение к разным религиям, в противоположность той религиозной нетерпимости, которая была свойственна Средневековью.

Требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся.

Учащиеся знают и могут привести примеры основных достижений науки и культуры в эпоху Средних веков;

у них сформировано целостное представление о данной исторической эпохе (временной промежуток эпохи, особенности средневекового общества, развитие техники, изменение морали).

Оборудование: презентация, мультимедийная система, коллекция видов бумаги, механические часы разной формы и размера.

Ход урока

I. Актуализация знаний и постановка проблемы.

На сегодняшнем уроке мы продолжим наше путешествие и совершим третью остановку на «реке времени» Всемирной истории человечества. Прочитайте тему урока.

(слайд 2) («Эпоха Средних веков: между древностью и Новым временем» )

Какое название получила третья по счету эпоха Всемирной истории?

Прочитайте примеры выражений со словом «средний», которые мы встречаем в жизни:

(слайд 3)

средние способности

средний ученик

средняя успеваемость

отвечал (урок) средне

Как вы думаете, если мы о ком-то или о чем-то говорим средний, мы, скорее, хвалим или говорим о недостатках?

Приятно ли вам услышать о себе «средний ученик»? Какие возникают предположения об эпохе, которая получила такое название, «Средние века»?

Сравните ваше первое восприятие новой эпохи и восприятие Анюты, героини учебника.

(Даниил и Аня читают по ролям первый абзац на с. 60.)

Что думает Анюта о третьей эпохе Всемирной истории?

С помощью «реки времени» определите, как долго продолжалась данная эпоха и сколько поколений наших предков жило тогда?

(Эпоха Средних веков длилась 10 веков, за это время сменилось около 400 поколений наших предков)

II Проблема урока.

Разве справедливо говорить о времени жизни стольких людей – «средние века»? Неужели никто из них ничего выдающегося не сделал? (слайд 4) Разве может целая эпоха быть «средней» и «неинтересной»? Нам предстоит разобраться, что же на самом деле означает данное название?

III. Открытие нового знания.

(Прикрепляю к доске опорную схему:

Что отражает опорная схема?

(Технические достижения эпохи Древнего мира и Нового времени)

Что общего между телегой и паровозом, а что различного?

Как вы думаете, могли ли жители Древнего мира построить паровоз? Чего им не хватало?

(Механизмов, которые могли бы работать без помощи человека или животного)

Давайте обратиться к «реке времени» Всемирной истории. (слайд 5)

Возможно, среди изобретений Средних веков есть механизм, который может работать без помощи человека или животного?

Значит, время между древностью и новым временем можно представить как «мостик» от времени возникновения первых цивилизаций к современности. Без этого «мостика» человечество не смогло бы подняться так высоко в своем развитии. Этот «мостик» расположен посредине эпох и поэтому называется Средние века.

(Дополняю опорную схему, рисую «мостик» – стрелку между эпохами, над ней помещаю рисунок с часами, а под ней прикрепляю название эпохи: )

Прочитайте в учебнике на с. 60 последний абзац, продолжая чтение на с. 61 до слов: «…судьбу народов и государств Средневековья». (Настя читает вслух)

Как полученные сведения могут нам помочь в решении поставленной проблемы?

IV. Расширение нового знания.

Из учебника мы узнали о том, что в эпоху Средних веков одни цивилизации сменялись другими.

Работа по карте учебника (с. 62–63).

Рассмотрите карту Средних веков, (слайд 6) прочитать легенду карты и сравните полученные данные с картой эпохи Древнего мира (с.62–63). (слайд 7)

Какие цивилизации исчезли, а какие продолжили свое существование?

(Исчезли цивилизации Древнего Египта, Междуречья, Древней Греции. Продолжили свое существование Индийская и Китайская цивилизации)

Как изменились границы цивилизованного мира и мира первобытных племен?

(Границы цивилизованного мира заметно расширились: появилось много новых государства в Европе)

V. Смысловой фрагмент «Роль религии в жизни средневековых обществ».

Обратите внимание на цивилизации Европы и Востока. Что вы заметили?

(Цивилизации Древней Европы в эпоху Средних веков стали называться христианскими, а Древнего Востока – исламскими)

Текст учебника на с 61 расскажет нам, чем были интересны все эти цивилизации. Работаем в парах. У каждой пары на столе карточка с заданием. Достижения и изобретения запишите в таблицу, которая находится в тетради на с. 42.

Работа в парах с учебником.

Что нового вы узнали о цивилизациях Европы и Востока? Чем вызваны были эти изменения? Сделайте вывод о роли религии в жизни средневековых обществ?

(Ученики отвечают на вопросы и приходят к выводу , что религия стала играть особую роль. Она изменяла границы государств и, конечно, влияла на жизнь людей)

VI. Смысловой фрагмент «Технические и культурные достижения в эпоху Средних веков».

Работа в группах.

Перед уроком ребята в группах провели свои исследования о технических и культурных достижениях в эпоху Средних веков. Каждая группа должна была подготовить небольшое выступление по плану (слайд 8) :

  • Название технического изобретения.
  • Когда, где и кем оно было изобретено?
  • Как оно расширило технические возможности людей в Средние века?

Группа 1 (бумага). Показывают коллекцию школьную и свою.

Группа 2 (порох). Фото на слайдах. (слайд 9-28)

Для чего наше государство постоянно совершенствует оружие и заботится об Армии?

Группа 3 (механические часы). Фото на доске и демонстрация настоящих часов.

Как научиться правильно распределять и беречь время?

Ученики делятся результатами групповой работы и делают вывод: в Средние века было много полезных изобретений.

VII. Смысловой фрагмент «Общество и государство в Средние века».

Средневековые цивилизации, как и цивилизации Древнего мира, не похожи друг на друга. Но ученые дают им общее название «земледельческие» . Как вы думаете, почему? Чем, на ваш взгляд, занималось большинство людей в древности и Средневековье?

Используя примитивные орудия труда, люди получали урожай значительно более низкий, чем в наше время. (Обычный средний урожай составлял: на 1 посеянное зерно 2–3 собранных, а в современном сельском хозяйстве: на 1 посеянное – 8–10 собранных.) Прокормиться в таких условиях было очень трудно. Именно поэтому большинство людей вынуждены были становиться земледельцами (от 90 до 98 % населения любой древней или средневековой страны). Сделайте вывод о том, где жила большая часть людей в эпоху Средневековья, в деревнях или городах.

Действительно, города в эпоху Средневековья были маленькие, а население их – незначительным. Схема в учебнике на с. 65 познакомит нас со средневековым обществом.

(Ученики распределяют подписи к рамкам на плакате В средневековом государстве жители делились на группы: воины-землевладельцы, священники, горожане, земледельцы. Воины-землевладельцы призваны были служить мечом государству, священники должны были служить молитвой. А горожанам и земледельцам государство приказывало трудиться и платить налоги. Власть принадлежала государю)

Саша подготовил выступление о порядках, принятых в средневековом обществе .

(слайд 28)

Рассказ ученика:

«В средневековом обществе существовал «порядок дела» .

Считалось, что каждый человек от рождения предназначен к одному из занятий: молитве, военному делу или физическому труду.

Поэтому общество делилось на три сословия: духовенство (священники), рыцарство (воины - землевладельцы) и работающие (крестьяне и ремесленники). Представители разных сословий пользовались неодинаковыми правами и привилегиями.

Священника, к примеру, мог судить только епископ, а рыцарь обязан был подчиниться решению суда только в том случае, если судьи были равны ему по положению.

Поэтому от того, в какой семье рождался человек, полностью зависела его судьба, положение в обществе, права и обязанности.

Однако границы между сословиями были несколько нечеткими.

Рыцарь мог принять монашеский обет; тогда он становился рыцарем-монахом – тамплиером.

Члены монастырских обществ занимались физическим трудом, в том числе и возделыванием земли. Путь «из грязи в князи» не был закрыт наглухо, при удаче его можно было пройти за два-три поколения».

VIII. Смысловой фрагмент «Особенности средневековой морали».

Вспомните: какая была принята мораль в эпоху Древнего мира?

Напомните, что в эпоху Средневековья влияло не только на жизнь людей, но и изменяло границы государств?

Как вы думаете, могла ли религия изменить представления о добре и зле в эпоху Средневековья? Если да, то как?

Проверьте свои предположения, рассмотрев рисунок в учебнике на с. 66 и прочитав текст к нему. (Лера читает вслух)

Объясните, в чем состоит особенность средневековой морали?

Настоящим человеком, к которому нужно относиться по заветам Бога, считался только человек своей веры ».)

Можем ли мы согласиться с такими представлениями о добре и зле?

(Нет. Все люди равны)

IX. Итог урока.

Учитель. Какая проблема перед нами возникла в начале урока?

Действительно ли эпоха была средней и неинтересной?

Что запомнилось и понравилось при изучении этой эпохи?

X. Домашнее задание: прочитать текст учебника на с. 60–66, проверить свои знания, ответив на вопросы 1, 4, 5 после текста на с. 67.

(слайд 29)

Творческое задание (по выбору):

1. Используя дополнительную энциклопедическую литературу, подготовить небольшое сообщение об архитектурном памятнике эпохи Средних веков.

2. Пользуясь дополнительной литературой, подготовить сообщение о технических достижениях эпохи Нового времени.