За что выдают золотую медаль в школе. Золотая медаль в школе: из чего сделана (состав) и как выглядит

Традиция награждать лучших выпускников школы золотыми и серебряными медалями пришла в современную систему образования из СССР. Эти медали вручаются за особые успехи в учении. Ранее обладатели золотых и серебряных медалей имели ряд преимуществ при поступлении в высшие учебные заведения. Введение ЕГЭ изменило общий порядок приема абитуриентов, но медаль по-прежнему выделяет учащегося из общего ряда поступающих и при прочих равных условиях гарантирует предпочтение.

Более 50 лет назад золотые и серебряные медали изготавливались из настоящего золота и серебра. Но уже с 1954 года в изготовлении стали применять различные сплавы, а затем и вовсе отказались от настоящих материалов, и медали в настоящее время изготавливаются из сплава меди и никеля и покрываются лаком в цвет серебра или золота. Надпись одинаковая – «За особые успехи в учении».

Для получения серебряной медали необходимо выполнение следующих условий:

  • успеваемость в 10 и 11 классе должна быть отличной, допускается только две четверки в каждом полугодии;
  • результат сдачи ЕГЭ должен быть не ниже наименьшего показателя.

Получение серебряной медали не дает явных преимуществ выпускнику, но поднимает престиж школы, является предметом гордости самого ученика. его учителей и родителей, обеспечивает статус «медалиста» и занесение в памятную летопись школы. Наличие успешных отличившихся учащихся характеризует учебное заведение с наилучшей стороны, поэтому предложения совсем отменить вручение медалей в школе в связи с введение ЕГЭ, не получило поддержки в педагогических кругах.

Что должен сделать ученик, который претендует на серебряную медаль в 2019 году

Учащийся, который поставил цель получить по окончанию школы серебряную медаль, должен предпринять ряд шагов:

  • сообщить о своих намерениях учителям и руководству школы;
  • выделить предметы, которые вызывают трудности и уделить им особое внимание;
  • приложить усилия для повышения оценок по всем изучаемым предметам;
  • принимать участие в общественной работе, школьных мероприятиях;
  • добиться высоких результатов на школьных, районных и городских олимпиадах по различным предметам.

Решение о вручении медали по каждому ученику принимается индивидуально на итоговом педагогическом совете школы с учетом оценок по всем предметам и социальной активности претендента.

Во многих регионах России утвердили и вручают местные медали за особые успехи в учебе. Некоторые ВУЗы при приеме документов учитывают наличие золотой или серебряной медали путем добавления определенного количества баллов к результатам ЕГЭ.

Если школьник с первого класса учился на «5» и «4», то ему уже не составит особого труда получить серебряную медаль в школе. Ведь у ребёнка формируется даже своеобразная привычка к труду. Желание обрести новые знания в науке появляется у таких детей непроизвольно. Чтобы получить серебряную медаль, таким ученикам просто нужно добавить больше упорства и свести «четвёрки» к минимуму. Ведь количество «четверок» для серебряной медали ограничено.

Многие спрашивают: «Чтобы была вручена серебряная медаль, сколько «четвёрок» можно получить за последние годы обучения?» За последние два (а в некоторых школах три) года обучения у школьника, который хочет получить серебряную медаль, должно быть не более двух «четвёрок» в полугодиях и за год. Бывает, что некоторые областные министерства образования говорят, что для того чтобы получить серебряную медаль, у школьника должны быть максимум две «четвёрок» за последний год обучения, а за 10 класс - одни «пятерки». Это неправда. Ребёнок имеет право на серебряную медаль, даже если у него 1-2 «четвёрок» но не более) за 10 класс.

Интересно, что раньше в России критерии по вручению серебряной медали были не такими строгими. В первом полугодии 10 класса можно было иметь много «четвёрок». И только начиная со второго полугодия и до окончания школы, нужно было сокращать их количество в полугодиях до одной или двух.

Если же школьник не был даже хорошистом за время учёбы в начальной и средней школе, то в старшей школе ему придётся постараться и запастись упорством, если он твёрдо решил получить серебряную медаль. Безусловно, без хороших умственных способностей и при низкой успеваемости за все предыдущие годы обучения школьник не сможет заслуженно получить серебряную медаль.

Если же умственные способности ребёнка довольно высоки, а плохие оценки за предыдущие годы обучения - лишь результаты лени, невнимательности и несерьёзного отношения к учёбе, то вполне возможно, что ученик сможет завершить учёбу в среднем образовательном учреждении с особыми успехами. Возникает вопрос: как получить серебряную медаль в школе, что для этого нужно таким ученикам? В таком случае нужно полностью поменять взгляд на учёбу и посвящать ей большую часть времени, регулярно выполнять домашние задания по всем предметам без исключения. Ведь серебряная медаль даётся практически так же сложно, как и золотая.

Мало кто знает, что в СССР медали вручались не только за отличную учёбу. Учитывалось еще и поведение школьника за годы учёбы в учреждении. В то время при вручении медалей не учитывали оценки по предметам, которые не были связаны с умственными способностями школьников. Это, например, музыка, физическая культура, рисование.

В наше время получение серебряной медали и особого аттестата напрямую зависит не только от годовых и полугодовых оценок школьника за последние два года обучения. Большое значение имеет результат Единого государственного экзамена. Его результаты по двум основным предметам у претендента на медаль должны быть удовлетворительными, то есть выпускник обязательно должен перейти минимальный порог.

Учёба никогда никому не мешала, и поэтому стоит стремиться постигать новые высоты в школьных дисциплинах. Получить серебряную медаль - всегда престижно. Это - показатель знаний ученика и его награда за труды. Успехов в учении!

В истории российского образования награждение учащихся впервые появилось при императрице Екатерине II. Согласно утвержденному ею в 1786 году «Уставу народным училищам в Российской империи» имена учеников, отличившихся успехами в науках, прилежанием и благонравием, заносились учителем в записную книгу, которая явилась прообразом «Книги почета», широко распространенной позже в советской школе


Кроме того, лучшим ученикам в качестве награды вручалась учебная книга в хорошем

переплете, подписанная директором. Поскольку в XVII веке книги стоили очень дорого, они

являлись действительно высокой наградой для учащихся.

В 1828 году «Уставом гимназий и училищ уездных и приходских» в России впервые

были официально введены школьные медали. До этого вручение различного вида школьных

медалей происходило бессистемно и полуофициально.

Начиная с 1828 года, золотые медали стали присуждаться выпускникам, показавшим

чье решение в период до 1835 года подлежало утверждению университетом, а после 1835 года

Учебным округом.

В 1835 году императором Николаем I была утверждена единая медаль для мужских

гимназий «За успехи в науках». Лицевая сторона медали была украшена государственным

гербом (двуглавым орлом). На обороте изображалась покровительница наук Минерва,

стоящая с поднятым в левой руке светильником. В ее правой руке был лавровый венок, у ног

Сова и атрибуты наук (свитки и глобус) и надпись - «ПРЕУСПЕВАЮЩЕМУ».

Предполагалось, что гимназическое образование должно продолжиться в

университете, поскольку надпись «ПРЕУСПЕВШЕМУ» выбивалась только на медалях за

окончание университета.

«Мужские» гимназические медали чеканились двух видов - большая из серебра, и

малая из золота. Они просуществовали без серьёзных изменений до 1917 года.

Золотая медаль мужских гимназий имела диаметр 32-33 мм, вес 25-26 граммов и

делалась из чистого золота 990-й пробы. Серебряная медаль изготавливалась из серебра и

имела диаметр 43 мм.

Чтобы получить золотую медаль, нужно было иметь примерное поведение, оценки

«отлично» по латинскому, древнегреческому языкам и математике и средний балл не менее

4,5 по всем остальным дисциплинам.

В 1870 году, после утверждения положения о женских гимназиях, право быть

награжденными золотыми и серебряными медалями наравне с юношами получили и девушки.

«Женские медали» были двух видов, так как частью гимназий ведало Министерство

народного просвещения, а над остальными шефствовала императрица Мария Александровна.

На медалях, которыми ведала императрица, оборотная сторона украшалась венком из

ЖЕНСКИХ ГИМНАЗИЯХ».

Медали гимназий Министерства просвещения были украшены изображением

покровительницы наук Минервы, стоящей со светильником и атрибутами наук у ног, но «в

лёгкой тунике» и с надписью «ЗА БЛАГОНРАВИЕ И УСПЕХИ В НАУКАХ».

На лицевой стороне обоих видов «женских» медалей единообразно выбивались

профильное изображение императрицы и надпись «ГОСУДАРЫНЯ ИМПЕРАТРИЦА

МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА». После смерти августейшей особы шефство над женскими

гимназиями приняла супруга Александра III и мать последнего императора Николая II -

Мария Фёдоровна, и на лицевой стороне медалей стали чеканить уже её профильное

изображение (на фото).

Медали в царской России выдавались всем достойным, независимо от положения в

обществе, сословия и социального статуса ученика или его родителей. Известны случаи,

причем неединичные, когда медали получали даже дети государственных преступников. Пример: директор гимназии Ф. Керенский (отец будущего главы российского Временного правительства) настоял выдать золотую медаль выпускнику Владимиру Ульянову.

Однако, следует отметить, что даже при большом желании не все гимназии имели

возможность отмечать успехи своих учеников золотыми и серебряными медалями. Все

зависело от того, насколько богат был попечительский совет той или иной гимназии, ведь за

медали, изготавливаемые из драгоценных металлов, нужно было платить.

общегосударственной наградой можно было лишь с большой натяжкой.

Октябрьская Революция 1917 года изменила существовавшие ранее порядки. В том

числе была отменена и существовавшая ранее система награждения выпускников учебных

заведений медалями.

После 1917 года некоторые школы самодеятельно выпускали некое подобие школьных

медалей - медалевидные жетоны на разнообразных подвесках, которые вручались особо

отличившимся за годы учебы и особо одаренным ученикам, но все это было самодеятельно и

бессистемно.

Кроме того, различные ведомства, учреждения, комиссариаты поощряли лучших выпускников школ похвальными грамотами и подарками, нагрудными знаками за отличное окончание всевозможных курсов. Официально же похвальные грамоты были утверждены Постановлением ЦИК СССР от 2 сентября 1935 года и впервые начали вручаться по итогам 1935-1936 учебного года

Медали образца 1945 года .

Впервые в СССР золотые и серебряные школьные медали были введены, начиная с 1944-1945 учебного года постановлением Совнаркома СССР от 21 июня 1944 года «О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе». Тогда же было принято решение проводить в школах выпускные экзамены для учащихся. 30 мая 1945 года вступило в силу «Положение о золотой и серебряной медалях «ЗА ОТЛИЧНЫЕ УСПЕХИ И ПРИМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ», утвердившее образцы и описание самих медалей, а также образцы бланков аттестатов к ним. Согласно этому положению, золотой медалью награждались лица, показавшие при сдаче экзаменов на аттестат зрелости выдающиеся успехи, имеющие примерное поведение и оценку «5» по всем основным предметам средней школы. Если учащийся показал аналогичные знания при сдаче экзаменов, имел примерное поведение, но оценку «4» не более чем по трем из остальных основных предметов, то он мог награждаться серебряной медалью. При награждении медалями не учитывались оценки по пению, рисованию, черчению и военно-физической подготовке. Представление учащегося к медали оформлял педагогический совет школы, но решение о присуждении медали принималось областными и краевыми отделами народного образования.

Награжденные золотыми и серебряными медалями имели право поступления в высшие

учебные заведения СССР без вступительных экзаменов, при этом в первую очередь

принимались награжденные золотой медалью, а затем - серебряной.

Золотая и серебряная медали «ЗА ОТЛИЧНЫЕ УСПЕХИ И ПРИМЕРНОЕ

ПОВЕДЕНИЕ», вручаемые выпускникам средних школ в период с 1946 по 1954 год, имели

один и тот же диаметр - 32 мм, а толщину - соответственно 1,5 мм и 2 мм. Изготавливались

медали из золотого сплава 583-й пробы и серебряного сплава 925-й пробы соответственно.

Золотая медаль весила почти 11 граммов и была покрыта слоем чистого золота

толщиной 3 микрона. Серебряная награда была чуть-чуть тяжелее и весила 15 граммов.

На лицевой стороне медалей на фоне расходящихся лучей изображена раскрытая книга,

окаймленная снизу и справа лавровой ветвью. В верхней части, в центре расходящихся лучей,

помещена выпуклая пятиконечная звезда. По окружности - надпись: «ЗА ОТЛИЧНЫЕ

Медали образца 1945 года:

Золотая школьная медаль образца 1945 года.

Диаметр 32мм, вес 11 граммов,

золото 583-й пробы.

Серебряная школьная медаль образца 1945 года.

Диаметр 32мм, вес 15 граммов,

серебро 925-й пробы.

По материалам сайта www.smedal.ru.

УСПЕХИ И ПРИМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ», обрамленная ободком из точек и бортиком. На

оборотной стороне медалей изображение герба и сокращенная надпись наименования

соответствующей союзной республики.

В аттестатах учащихся, окончивших среднюю школу с медалью, имелась запись:

«Награжден золотой или серебряной медалью», а в верхней части аналогичный текст был

выполнен соответственно золотистой или серебристой краской.

В тот же период Московский монетный двор выпускал золотые и серебряные медали в

16 вариантах для каждой из существовавших в тот момент союзных республик. Надпись "За

отличные успехи и примерное поведение" также исполнялась на национальных языках

союзных республик.

Аттестат зрелости и золотая медаль «номер 1» в РСФСР были вручены ученику одной

Общемосковской математической олимпиады Евгению Щукину.

После окончания школы Евгений продолжил свое обучение на физическом факультете

МГУ, который окончил с красным дипломом.

В 1967 году Евгений Дмитриевич Щукин стал профессором МГУ. В 1984 году его

избрали в Национальную инженерную академию США, а в 1988 году - в Королевскую

Шведскую Академию инженерных наук.

Медали образца 1953 года .

С 14 декабря 1953 года в связи с изменением технологических условий изготовления медалей произошли некоторые изменения их параметров, прежде всего, изменился состав применяемых сплавов металлов. Золотую медаль стали изготавливать из сплава 375-й пробы и дополнительно покрывать более высокопробным золотом методом гальванозолочения. Толщина этого слоя составляла 3 микрона, золота в медали осталось лишь 6 граммов. Серебряная медаль по-прежнему чеканилась из серебра 925-й пробы. При сохранившемся диаметре 32 мм толщина медалей увеличилась до 3 мм. Дизайн медалей остался прежним.

Медали образца 1960 года .

Начиная с 1959 года, в связи с переходом на новую систему школьного образования,

золотыми и серебряными медалями стали награждать не только выпускников средних

десятилетних школ, но и выпускников школ рабочей молодежи.

произошедшей реорганизацией школ рабочей молодежи в средние общеобразовательные

оборотной сторонах золотой и серебряной медалей образца 1960 года были такими же, как на

медалях образца 1945 года, а в надписи появилось уточняющие слова «в учении и труде» и она

стала такой: «ЗА ОТЛИЧНЫЕ УСПЕХИ В УЧЕНИИ, ТРУДЕ И ЗА ПРИМЕРНОЕ

ПОВЕДЕНИЕ».

Обе медали увеличились в диаметре до 40 мм и стали изготавливаться из

недрагоценных металлов: золотая - из томпака Л90, а серебряная - из мельхиора МН19.

Поверхность медалей покрывалась тончайшими слоями драгоценных металлов в 5

микрон. Применялся метод гальванозолочения или гальваносеребрения (на медаль

расходовалось: золота в количестве 0,307 г., серебра - 0,167 г.)

Соответственно вводились и новые образцы аттестатов о среднем образовании. На

лицевой стороне бланка аттестата помещался герб и название Министерства просвещения

союзной республики и наименование документа: «Аттестат о среднем образовании».

Если бланк аттестата предназначался для учащихся, окончивших среднюю школу с

золотой или серебряной медалью, то герб и надписи были выполнены соответственно золотым

или cepeбряным тиснением. На внутренней стороне имелся текст, удостоверяющий

награждение владельца аттестата золотой или серебряной медалью.

Медали данного типа чеканились Монетным двором для 15 союзных республик, и

надписи на них были исполнены на языках тех республик, для которых они предназначались.

медалями оканчивающих заочные средние общеобразовательные школы», которое позволило

вручать медали выпускникам не только заочных средних общеобразовательных школ, но и

заочных отделений средних общеобразовательных учебных заведений.

награждения золотой медалью оканчивающих средние общеобразовательные школы и

установлении похвальной грамоты для оканчивающих эти школы» награждение серебряными

медалями было временно прекращено.

Одновременно с отменой серебряных медалей были введены похвальные грамоты «За

особые успехи в изучении отдельных предметов».

Теперь для награждения золотой медалью требовалось иметь годовые оценки «5» по

всем предметам за время обучения в 9-10 классах, сдать выпускные экзамены с оценкой «5»,

примерно вести себя и активно участвовать в общественной жизни школы.

Учащиеся, претендующие на похвальную грамоту по предметам, должны были иметь

Золотая медаль за окончание школы выдается по завершении полного среднего образования в школьных учреждениях России и бывших союзных республиках. Этот отличительный знак получают за особые успехи в учебном процессе. Но пригодится ли школьная медаль в дальнейшей жизни, и что особенно важно, поможет ли она при поступлении в ВУЗ?

Еще сравнительно недавно, такой отличительный знак служил автоматическим пропуском практически в любое высшее учебное заведение. В некоторых ВУЗах требовалось лишь сдать на приемлемую оценку (4 или 5) профильный предмет, в других абитуриента зачисляли сразу после подачи документов и собеседования. Именно поэтому золотая медаль в школе становилась такой желанной наградой - ведь она не только давала возможность бывшему ученику заслужено гордиться своими успехами, но и чисто с практической стороны, избавляла от многих хлопот, связанных с будущим поступлением.

Сегодня ситуация изменилась - нельзя сказать, что медалисты совсем не имеют льгот при поступлении: при равных набранных баллах предпочтение отдается абитуриентам, имеющим отличительные знаки за успехи в учебе. Просто руководство ВУЗов оставляет за собой право решать, какие заслуги принимать во внимание при наборе студентов, а какие нет. И это не прихоть и не вымогательство денег, как думают некоторые обеспокоенные родители - на самом деле, как показала практика, золотая медаль в школе не гарантирует ни сдачи вступительных экзаменов, ни дальнейшей успешной учебы, ни получения красного диплома. Например, в 2005 году в Тюменской области только 42,6% от общего числа медалистов смогли подтвердить свои знания и поступить на бюджетные места. В общем потоке, количество студентов, имеющих золотую медаль и обучающихся на средства из федерального бюджета, составило всего 12 %.

Кроме того, в последние несколько лет наблюдается рост числа медалистов. Конечно, с одной стороны, такая прогрессия показывает повышение уровня образования, но с другой, золотая медаль в школе стала стремительно падать в цене. Учащиеся не хотят получать бесполезные значки, а в ВУЗах давно не хватает бюджетных мест для всех отличников.

Так стоит ли золотая медаль в школе потраченных на нее усилий? На этот вопрос можно ответить - да, стоит. Успешное окончание средней школы - это хороший старт всей последующей жизни. Золотая медаль показывает, что у человека есть такие качества, как трудолюбие, усидчивость, ответственность, настойчивость и стремление к совершенству - даже если их не учтут при поступлении в ВУЗ, позже их сможет оценить любой работодатель.

Что касается печальной статистики приема медалистов в высшие учебные заведения, то ее можно легко объяснить. Из-за разницы образовательного процесса в ВУЗах и школах студенты первых курсов испытывают затруднения в освоении материала, плюс перестает действовать родительский контроль, исчезает прежняя мотивация, иногда наступает разочарование в выбранной профессии. Все эти факторы напрямую влияют на успеваемость. Поэтому хочется напомнить абитуриентам-медалистам о том, что поступление в ВУЗ - это первый шаг на пути к новой цели, и для ее достижения придется долго и упорно трудиться.

Нужна ли золотая медаль современному школьнику? Какие преимущества она дает? Как заполучить эту престижную награду? Давайте разбираться вместе.

Золотую медаль вручают в торжественной обстановке

Немного об истории награды

Первую золотую медаль выдали ученику в 1828 году, еще в Российской империи. С тех пор ее несколько раз отменяли, затем снова возвращали. Последняя отмена состоялась в конце 2013 года. Причина -- медали выдавали в огромном количестве, при этом не всегда обоснованно. Кроме того, тогда они не давали никаких преимуществ при поступлении. Такое решение Минобрнауки вызвало негативную реакцию у общества, поэтому было пересмотрено Госдумой. В мае 2014 года президент подписал указ, согласно которому школы стали вновь выдавать ученикам золотые медали «За особые успехи в учении».

Как получить золотую медаль? Условия получения в 2020 году

Решение о выдаче золотой медали принимает педсовет школы и согласовывает его с местным отделом Минобразования. Для получения награды нужно выполнить определенные условия:

  • Иметь итоговые оценки «отлично» по всем предметам обязательной школьной программы за 10-й и 11-й классы (среднее арифметическое суммы годовых и полугодовых оценок с округлением по законам математики).
  • Подтвердить золотую медаль баллами ЕГЭ: Не менее 70 баллов за русский язык и профильную математику (либо 5 баллов за базовую математику). Сдать надо с первого раза!

А еще некоторые регионы России учредили собственные награды за отличную учебу. Например, в Москве, согласно информации на портале Мэра Москвы, медаль дадут тому, кто выполнил одно из условий:

-- выиграл Всероссийскую олимпиаду школьников,

Либо получил 100 баллов за ЕГЭ по русскому или математике,

Либо закончил набрал 220 баллов за три предмета ЕГЭ (это 73,3 балла за каждый экзамен).

Для выпускника с ОВЗ есть ещё два варианта:

-- закончить 11-ый класс на "отлично" и набрать в сумме не меньше 146 баллов за ЕГЭ по русскому и профильной математике,
-- или 73 по русскому и получить 5 по базовой математике.

Золотая медаль - престижная награда за особые успехи в учебе

Какие преимущества дает золотая медаль

Конечно, медаль не откроет вам двери во все , но некоторыми бонусами все же обеспечит. При поступлении она дает дополнительные баллы, которые суммируют с результатами ЕГЭ. Согласно порталу Мэра Москвы, она обеспечит и преимущество на зачисление, если вы и другой абитуриент без медали наберете одинаковое количество баллов. Однако, мы не слышали, чтобы вузы делали еще и эту поблажку отличникам.

Для подтверждения наличия у вас золотой медали необходимо предоставить приемной комиссии аттестат.

Какое количество баллов начисляют вузы за золотую медаль

При поступлении в 2020 году вы сможете получить до 10 дополнительных баллов включительно. Какие цифры установить, решает каждый вуз самостоятельно. Информацию о дополнительных баллах можно получить на официальном сайте конкретного вуза. Для этого нужно найти в правилах приема раздел «Индивидуальные достижения». Вот какие дополнительные баллы в 2019 году установили некоторые известные учебные заведения страны:

Название вуза

Количество дополнительных баллов за золотую медаль