Значение четьи минеи в православной энциклопедии древо. Электронные публикации Четьи минеи 16 век
Канонизация русских святых.
Так вновь восторжествовала идея «святой Руси». Мы видели, что русские люди в своих пререканиях с Максимом Греком указывали ему как на доказательство национальной святости на существование множества святых в русской церкви, прославившихся при жизни и по смерти своими чудесами. Но значительная часть этих светильников русской церкви и ее молитвенников оставались еще не прославленными церковью, не канонизованными. Другая часть почиталась в отдельных только местностях, но не во всей Русской земле. До 1547 года было канонизировано 68 святых, из них лишь только семь, в качестве святых всей Русской земли (св. Борис и Глеб, Феодосии Печерский, мит. Петр и Алексей, Сергий Радонежский и Кирилл Белозерский). Перед самым собором 1547 года было причислено к лику святых всей русской церкви еще 15 святых. Около 46 святых оставались до 1547 года местночтимыми. Политическое объединение Руси и пробудившееся национальное чувство в связи с идеей святой Руси вызвали потребность в объединении и украшении русского неба сонмом всех святых. Этой потребности удовлетворил митрополит Макарий. На соборах 1547 и 1540 годов он провозгласил общерусскими святыми двадцать двух местночтимых святых и восемь угодников, которые оставались еще прославленными, так что количество общерусских святых увеличилось более, чем вдвое. После этих соборов было канонизовано при митрополите Макарий еще шесть новых святых. Так как некоторые из канонизованных святых вовсе не имели житий или же имели неисправные, митрополит Макарий распорядился, чтобы жития были составлены вновь. Таких житий насчитывается до 10.
Русь в сознании своих сынов XVI века стала сосудом истинного благочестия, сокровищницей истинного христианства. В ней хранились в полноте церковные предания, наставления и правила, в ней обращались все святые книги. Но, чтобы не растерять эти сокровища, надо было так или иначе привести их в известность, совокупить воедино. Объединение Руси должно было совершиться и в этой духовно-религиозной сфере. За это дело взялся тот же самый митрополит Макарий. Еще в бытность свою архиепископом Новгородским Макарий задался целью собрать «все чтомые книги, яже в Русской Земле обретаются». Двенадцать лет, по его словам, трудился он над этим делом, «многим именьем и многими различными писари, не щадя серебра и всяких почестей». В числе его сотрудников по собиранию и составлению житий русских святых были дьяк Дмитрий Герасимович Толмачев и боярский сын Василий Михайлович Тучков. Плодом его трудов, которые он продолжал и в Москве уже будучи митрополитом, были 12 фолиантов Великих Четьих Миней. В них Макарий поместил не только краткие (прилежные) и пространные (минейные) сказания о праздниках и жития святых, но и все существовавшие на те дни слова и все принадлежавшие данным святым творения, какие мог найти; в конце каждого месяца им помещены церковно-учительные сочинения писателей несвятых и безымянные. Число вновь составленных житий русских святых доходит в Минеях до 60. Макарий окончательно утвердил в нашей агиографической письменности то направление, которое возникло еще в XIV веке, когда слагатели житий на первый план стали выдвигать нравственное назидание читателю, простоту изложения стали заменять витиеватым сплетением словес, народный и русский язык церковно-славянским, краткие молитвы святому похвальными словами в честь него и описаниями чудес, совершившихся от него по смерти.
В истории закрепления религиозно-национальной русской идеи сыграл известную роль и церковный собор 1551 года. На нем узаконены были различные местные особенности русской церкви, как непреложные истины православия, например, о сложении двух перстов, о сугубой аллилуе и т. д. Собор дал довольно полное уложение, коим устранялись различные непорядки и злоупотребления в церковной практике, но вместе с тем утверждалось и санкционировалось то, что считалось уставом, преданием русской церкви.
Влияние протестантизма; ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого.
Наряду с этим господствующим течением в духовной жизни русского общества на поверхность ее выбирались струи, которые шли вразрез с ним и производили как бы водовороты в сознании русского общества. К таким явлениям надо отнести ереси Матвея Башкина, Феодосия Косого, игумена Артемия. Эти ереси показывают, что не все русские люди того времени склонны были сосредоточиваться в убеждении правости и спасительности национального православия, что некоторые способны были к анализу и критике основных его догматов и к смелым построениям религиозных истин в совершенно новом направлении.
Великим постом 1553 года к попу Благовещенского собора Симеону пришел на исповедь боярский сын Матвей Семенович Башкин и, не ограничиваясь обычным покаянием, вступил с ним в беседу о вере. Беседа эта продолжалась на подворье у попа и в доме самого Башкина. Башкин своими речами привел в великое смущение священника. Между прочим он говорил: весь закон Христов содержится в словах: «возлюби ближнего своего, как сам себя, а мы де Христовых рабов у себя держим; Христос всех братьею нарицает, а у нас де на иных и кабалы, на иных беглыя, а иных нарядные, а на иных полныя; а я де благодарю Бога моего, у меня де что было кабал полных, то де есми все изодрал, да держу своих добровольно». Матвей поучал попа, что обязанность священников «посещати нас почасту и о всем наказывати, как нам самим жити и людей у себя держати, не томити». Боясь, как бы не попасть в беду от таких собеседований, Симеон сказал о недоуменных вопросах Башкина и развратном им толковании апостола товарищу своему, известному священнику Сильвестру, а тот доложил об этом царю. Башкина схватили и поручили допросить его двум старцам Иосифо-Волоколамского монастыря. Башкин сначала не хотел признаваться ни в какой ереси, но затем его постиг гнев Божий: начал он страшно бесноваться, извешивать свой язык и кричать разными голосами. Пришедши в разум, он услышал страшный глас Богородицы, приказывавший ему во всем сознаться и выдать своих единомышленников. Башкин и сделал это письменно. Из посланий митрополита Ма-кария в Соловецкий монастырь и царя к Максиму Греку узнаем, в чем состояла ересь Башкина и его последователей: 1) «Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа неравна Его Отцу поведают; 2) честное и святое тело Его и честную и святую кровь Его ни во что ж полагают, но токмо прост хлеб и просто вино вменяют; 3) святую и соборную апостольскую церковь отричют, глаголюще, яко верных собор - сие есть токмо церковь, сия же зданная ничтоже есть; 4) божественные плоти Христовы воображение и Пречистые Богоматери и всех святых Его честных икон изображение идолы наричют; 5) покаяние ни во что же полагают, глаголюще: как престанет грех творити, аще у священника и не покается, несть ему греха; 6) отеческое предание и их жития баснословие вменяют; 7) вся божественная писания баснословие наричют, апостол же и евангелие не истинно излагают». Легко видеть, что Башкин и его товарищи прониклись крайними протестантскими идеями, распространявшимися тогда по всей Европе. Сам Башкин признался, что «злое учение он принял от литвина Матюшки, оптекаря, да Ондрюшки Хотеева - латынников». Так и Русь не осталась без влияния реформационных идей эпохи. Впрочем, это влияние было уничтожено в самом же начале энергичными мерами. По соборному определению, Башкин и его товарищи, два брата Борисовы, посажены были в пожизненное заключение. Матвей Башкин оговорил в ереси между прочим Феодосия Косого. Феодосий Косой был беглый дворовый человек одного московского боярина, постригшийся в монахи в Белозерском монастыре. О его учении мы узнаем из полемических сочинений, написанных против его ереси монахом Зиновием Оттенским («Истины показание к вопросившим о новом учении», «Послание многословно») и другим неизвестным автором. Из этих свидетельств видно, что учение Косого было развитием тех самых радикальных взглядов, которые ранее распространялись жидовствующими. Феодосий учил, что Бог един, а не троичен, что Иисус Христос, основатель религиозного общества, не есть Бог; подобает духом поклоняться Богу, а не внешним образом; вся внешняя церковь с ее иерархией, таинствами, богослужениями и учреждениями представляет из себя позднейшее человеческое предание и измышление. Феодосий советовал в храмы не ходить, ибо они кумирницы, молебнов не петь, молитвы у священников не требовать, не каяться к ним и не причащаться от них, ладаном не кадиться, на погребение не отпеваться, по смерти не поминаться; кресты и иконы сокрушать, ибо они суще идолы; святых на помощь не призывать и мощам их не поклоняться, постов не соблюдать, писаний отеческих не читать. Истинное христианство состоит не в делах внешней набожности, а единственно в исполнении заповеди Иисуса Христа о любви к ближним. Не признавая Иисуса Христа Богом, Феодосий признавал его, однако, Божиим посланником, который вместо Ветхого Завета установил свой Новый Завет. Иисус Христос отменил обряды, предписал поклоняться Богу духом, а на место обрядов дал новую нравственную заповедь о любви к ближним, как к самим себе. В своем религиозном свободомыслии Феодосий доходил до признания, что люди всех вер - одно у Бога: и татары, и немцы. Нет никакого сомнения в том, что за подобное учение Феодосий дорого бы поплатился, если бы, схваченный и посаженный в заключение, он не спасся бегством в Литву в 1554 году.
В связи с делом Башкина вскрылось, что религиозное вольнодумство в протестантском духе охватило у нас довольно значительное число людей и не отпадавших прямо от православия. Наиболее интересным из них является игумен Троицкого монастыря Артемий. Башкин и разные другие лица показали на него, что он отрицательно относился к иконному поклонению, проповедовал, что, чего не написано в евангелие и апостоле, того и содержать не нужно, не проклинал новгородских еретиков, хвалил латинян, не хранил поста. Троицкий келарь свидетельствовал, что Артемий говорил: петь панихиды и обедни по умершим нет пользы, этим они не избудут муки. Монах Игнатий показывал, что Артемий смеялся над поющими акафисты: - только и знают выкрикивать: «таки Иисусе, таки Иисусе; радуйся, да радуйся». По всем данным, Артемий представлял довольно распространенный у нас тип критиков существующего порядка, которые не идут далее разговоров и острых слов, оставаясь служителями этого порядка. И Артемий был не один. В том же Троицком монастыре четыре монаха были изобличены, как ученики Артемия; затем в ереси обвинялись: монах Савва Шах, монах Соловецкого монастыря Иосаф Белобаев, епископ рязанский Кассиан и некоторые другие. Артемий со своими единомышленниками был осужден собором в 1554 году и послан для заключения в Соловки. Из Соловков он бежал, однако, в Литву и здесь, раскаявшись в своих заблуждениях, писал полемические сочинения против Феодосия Косого с товарищами и против местных еретиков. Розыски о еретиках продолжались и в последующие годы, до 1557 года включительно. Неизвестно только, к каким результатам они привели.
Ереси Башкина, Феодосия Косого и других не породили у нас на Руси могучего реформационного движения, как породили аналогичные учения на западе. Но во всяком случае они показывают, что и в XVI веке Русь не была так изолирована духовно от запада, как это может показаться с первого взгляда. Главнейшие духовные течения запада просачивались и в нашу Русь; и у нас появлялись критики-обличители признанного порядка, выступавшие со смелыми религиозно-философскими построениями на началах рационализма.
С. М. Соловьев. История России с древнейших времен. Кн. 2.
Д. И. Иловайский. История России. Т. 2, 3. М„ 1884, 1890.
А. Новицкий. История русского искусства с древнейших времен. М„ 1903.
И. Э. Грабарь. История русского искусства. Вып. 5, 6, 7.
М. Красовский. Очерк истории московского периода древнерусского церковного зодчества. М., 1911.
II. А. Рожков. Обзор русской истории с социологической точки зрения. Ч. 2. Вып. 1. СПб., 1905.
А. И. Соболевский. Образованность Московской Руси XV-XVII вв. СПб., 1892.
Е. Е. Голубинский. История Русской церкви. Т. 2. Полутом 1. М., 1900.
М. Н. Сперанский. История древней русской литературы. 2-е изд. М., 1914.
М.К.ЛЮБАВСКИЙ....................................................................................................................................................... 3
К ЧИТАТЕЛЯМ..................................................................................................................................................................... 6
М. К. ЛЮБАВСКИЙ (1860-1936)..................................................................................................................................... 7
ПРЕДИСЛОВИЕ................................................................................................................................................................. 13
Лекция первая.............................................................................................................................................................. 14
Доисторическое население Восточной Европы* и его культура......................................................... 14
Ледниковый период в восточной Европе и первые следы человека............................................................ 14
Культура палеолитической эпохи........................................................................................................................ 14
Культура неолитической эпохи............................................................................................................................. 15
Трипольская культура.............................................................................................................................................. 17
Начатки металлической культуры; медь и бронза.......................................................................................... 19
Железная культура.................................................................................................................................................... 19
Вопрос об этнографической принадлежности доисторических культур восточной Европы........... 20
Лекция вторая.............................................................................................................................................................. 22
Скифы и сарматы и вопрос об их народности............................................................................................... 22
ГРЕЧЕСКИЕ колонии................................................................................................................................................ 22
Известия Геродота о Скифии................................................................................................................................ 22
Скифы и славяне. Иранские элементы в Скифии.............................................................................................. 23
Сарматы в Скифии; их племена............................................................................................................................ 26
Сарматы и славяне.................................................................................................................................................... 27
Народность сарматов............................................................................................................................................. 28
Лекция третья.............................................................................................................................................................. 30
СКИФО-САРМАТСКАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ИСТОРИИ РОССИИ; СОСЕДИ СКИФОВ И САРМАТОВ 30
СКИФО-САРМАТСКИЕ курганы........................................................................................................................... 30
Кульобская могила..................................................................................................................................................... 31
Чертомлыцкая могила.............................................................................................................................................. 31
Быт скифов и сарматов.......................................................................................................................................... 33
Греческое влияние на быт скифов и сарматов.................................................................................................. 34
Обратное влияние скифов и сарматов на быт греческих колоний.............................................................. 35
Северные соседи скифов и сарматов................................................................................................................... 36
Славянская прародина.............................................................................................................................................. 36
Местожительство литвы...................................................................................................................................... 37
Область распространения финнов. Иранское влияние................................................................................... 37
Лекция Четвертая..................................................................................................................................................... 39
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ В ВОСТОЧНОЙ.............................................................................. 39
ЕВРОПЕ И СЛАВЯНСКОЕ РАССЕЛЕНИЕ................................................................................................ 39
НАШЕСТВИЕ гуннов и вытеснение населения степей.................................................................................... 39
Известия современников о наружности и быте гуннов.................................................................................. 39
Аттила и его стан..................................................................................................................................................... 40
Распадение державы Аттилы; болгары и авары в южных степях восточной Европы....................... 40
Начало расселения славян........................................................................................................................................ 41
Вопрос о народности гуннов; мнение Д. И. Иловайского................................................................................ 42
Разбор мнения Д. И. Иловайского.......................................................................................................................... 43
Хазары и подчинение им славян............................................................................................................................. 45
Район славянской оседлости в восточной Европе, по летописи................................................................. 46
Лекция пятая................................................................................................................................................................ 49
МАТЕРИАЛЬНАЯ........................................................................................................................................................... 49
И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА СЛАВЯН В ЭПОХУ ИХ РАССЕЛЕНИЯ В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ 49
Материальный быт славян в эпоху их совместной жизни............................................................................ 49
Иранское и готское влияние на быт славян до их расселения....................................................................... 50
Материальный быт славян по расселении в восточной Европе.................................................................. 51
Торговля восточных славян..................................................................................................................................... 51
Религия славян............................................................................................................................................................. 52
Славянские языческие праздники........................................................................................................................... 53
Нравы славян............................................................................................................................................................... 54
Общение с иноплеменниками и его последствия............................................................................................... 55
Финское влияние......................................................................................................................................................... 55
Родо-племенной быт................................................................................................................................................. 56
лекция шестая............................................................................................................................................................ 58
ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН НАКАНУНЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ИХ ПОД ВЛАСТЬЮ КИЕВСКОГО КНЯЗЯ................................................................................................................... 58
Теория родового быта............................................................................................................................................. 58
Теория общинного быта у славянофилов............................................................................................................ 58
Теория племенного быта.......................................................................................................................................... 59
Теория Сергеевича относительно образования земель.................................................................................. 60
Теория задружно-общинного быта...................................................................................................................... 60
Теория торгового происхождения городовых волостей............................................................................... 62
Односторонность всех теорий.............................................................................................................................. 62
Остатки родового быта......................................................................................................................................... 63
Остатки племенных организаций......................................................................................................................... 65
Городовые волости и варяжские княжения...................................................................................................... 65
Общие выводы............................................................................................................................................................ 66
Лекция седьмая.......................................................................................................................................................... 67
ОБЪЕДИНЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН..................................................................................................... 67
ПОД ВЛАСТЬЮ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ РУССКОГО;................................................................................. 67
ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ ФОРМАЦИЯ РУССКОГО государства....................................................... 67
ПЕРВЫЕ достоверные известия об объединении восточных славян......................................................... 67
Подготовка этого объединения. Владычество хазар..................................................................................... 67
Прорыв кочевников в южные степи восточной Европы в IX веке............................................................... 68
Последствия этого вторжения для славян........................................................................................................ 68
Объединение восточных славян под властью киевских князей..................................................................... 69
Вопрос о варягах-руси.............................................................................................................................................. 69
Мнение о славяно-балтийском происхождении варягов и руси................................................................... 70
Теория туземного происхождения руси.............................................................................................................. 70
Теория готского происхождения руси................................................................................................................ 71
Данные источников о скандинавском происхождении варягов-руси.......................................................... 71
Научные заслуги антинорманистов...................................................................................................................... 73
Роль варяжских князей в объединении восточных славян.............................................................................. 74
Внешняя деятельность первых князей.................................................................................................................. 74
Внутренняя деятельность первых князей............................................................................................................ 76
Слабость государственного объединения восточных славян....................................................................... 77
Начало объединения национального..................................................................................................................... 78
Лекция восьмая......................................................................................................................................................... 79
ИЗМЕНЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОМ СТРОЕ....................................................................................................... 79
И КУЛЬТУРЕ ВОСТОЧНОГО СЛАВЯНСТВА В ЭПОХУ ОБРАЗОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА РУССКОГО........................................................................................................................................... 79
СЛИЯНИЕ варягов и славянских купцов; «русь» как общественный класс.............................................. 79
Выделение княжеской дружины; старшая и младшая дружины................................................................ 79
Начало княжеского землевладения; княжеские холопы.................................................................................. 80
Люди.............................................................................................................................................................................. 81
Христианство у восточных славян и причины его распространения....................................................... 81
Синкретизм верований............................................................................................................................................. 82
Общие последствия распространения христианства................................................................................... 83
Церковь и ее задачи; воздействие на княжескую власть............................................................................... 83
Начатки просвещения.............................................................................................................................................. 84
Культурное влияние Византии; церковное искусство..................................................................................... 85
Лекция девятая........................................................................................................................................................... 88
МЕЖДУКНЯЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ......................................................................................................... 88
В XI И XII ВЕКАХ И УСТАНОВЛЕНИЕ НА РУСИ ОБЛАСТНОГО СТРОЯ.............................. 88
ОБЩИЙ характер политического объединения восточных славян; единовластие великого князя до половины XI века. 88
Родовое владение Русской землей......................................................................................................................... 88
Разложение родового порядка княжеского владения..................................................................................... 89
Власть великого князя над родичами и ее упадок............................................................................................. 90
Новое географическое размещение русского населения................................................................................. 92
Политическое и экономическое разобщение разных частей Руси............................................................... 93
ЧЕТЬИ-МИНЕИ (Минеи-Четьи) –(от греческого μηνιαίος - месячный и старославянского четьи - чтения) - сборники оригинальных и переводных памятников, житийных и риторических церковно-учительных слов и других сочинений отцов церкви и предназначавшихся в средневековье для ежедневного «душеполезного» чтения в течение месяца.
Жанр «миней» – православных богослужебных книг для ежемесячного использования – начал складываться в Византии не ранее IX в. С X в. там уже бытовали минеи двух типов: (1) «служебные», предназначавшиеся для служителей клира и (2) «четьи», адресованные не только им, но и более широкому кругу читателей духовной литературы. Среди составителей Четий-Миней наиболее известен Симон Логофет или Метафраст (то есть «Пересказчик», 940–976) – византийский церковный писатель, перелагавший в популярной форме жития святых. Сборники, составленные Симоном Логофетом, получили широкое распространение среди южных и восточных славян в начале XI в.
Древнейшие списки Четий-Миней вошли в так называемую Супрасльскую рукопись (начало XI в.) и Успенский сборник (начало XII в.). Приподнятый стиль изложения Симона Логофета, нашедший отражение уже в этих первых, переводных текстах, стал образцом для авторов древнерусских составителей позднейших учительных сборников.
В первой половине XVI в., в условиях укрепления общероссийской государственности и возникновения предпосылок для создания общерусского культа святых (церковные соборы 1547 и 1549), тексты учительных книг и сборников, подобных Минеям, оказались особенно идеологически востребованными. Большую работу по собиранию «святых книг, которые в Русской земле обретаются», предпринял в те годы новгородский митрополит Макарий (1528–1563). Именно ему принадлежит заслуга в составлении сводного варианта Четий-Миней – так называемых Великих Миней-Четий , носящих теперь его имя.
Великие Минеи-Четьи – это 12 огромных книг (по числу месяцев года), регламентировавших годовой круг чтения на каждый день. К исполнению замысла митрополита были привлечены широкие круги русских писателей, переводчиков, книжников и переписчиков, начиная с известных публицистов и агиографов, таких, например, как Зиновий Отенский , Лев Филолог, Василий Михайлович Тучков, Ермолай-Еразм, дьяк Дмитрий Герасимов, пресвитер Илья, псковский священник-агиограф Василий-Варлаам до безвестных. Составительская и редакторская работа заняла у Макария, его помощников и «многих различных писарей» свыше 25 лет. Книжники обработали материалы всех подвластных митрополиту новгородских, псковских и ряда местных церковных и монастырских библиотек. Сбор книг по городам и монастырям Руси способствовал формированию будущей Патриаршей (Синодальной) библиотеки, разместившейся позже в Москве.
Современным архивистам известны три «чистовых» 12-томных книжных свода Великих Миней-Четий , приписываемых митрополиту Макарию и названных по местам их первоначального хранения: Софийский, Царский и Успенский (ныне хранятся в отделе рукописей Российского Государственного Исторического музея).
Внешнее оформление книг выдержано в торжественном и велеречивом стиле «древнерусского монументализма». Размеры каждого 12-томного книжного свода соответствуют названию «великих», так как насчитывают от 1500 до 2000 листов стандартного формата, именуемого «александрийский лист» (примерно соответствует современному листу печатной бумаги формата А4). Стиль сборников изощрен и витиеват. Пышность и «лепота» словесного оформления переложенных для «душеполезного чтения» текстов должны были соответствовать возросшему политическому величию Московского православного царства, а внешняя монументальность – грандиозности идеи Москвы как наследницы Византии в мировой истории, т.е. «третьего Рима».
В состав Великих Миней-Четий попали жития и похвальные слова святым, статьи из многочисленных религиозно-дидактических сочинений, русских и переводных – Торжественников, Прологов, Требников, сочинения «отцов церкви» – Василия Великого , Григория Богослова. Некоторые сборники вошли в состав сочинения Макария целиком – это Измарагд , Златоуст , Златоструй , Маргарит , Златая цепь . Без купюр в состав Великих Миней-Четий вошли также История иудейской войны Иосифа Флавия , Космография Космы Индикошгова, Хождение игумена Даниила и другие ценнейшие памятники древнерусской литературы, оригиналы которых в настоящее время не сохранились. Для XVI-го же столетия Великие Минеи-Четьи были самым полным собранием религиозных текстов, своеобразной «духовной энциклопедией XVI века».
В XVII в. Великие Минеи-Четьи были положены в основу новых сборников – Миней Четьих Чудовских (1600), Миней Германа Тулупова (1627–1632) и Миней И.И.Милютина (1646–1654), а в конце XVII – начале XVIII в. – в основу Миней Четьих Димитрия Ростовского (1651–1709), отличающихся образным, выразительным языком, почти близким современному. Ставшие излюбленным благочестивым чтением для грамотных христиан, Четьи-Минеи только в XVIII в. выдержали 10 переизданий и многократно перепечатывались в извлечениях. Особой популярностью Четьи-Минеи пользовались у старообрядцев (выписки из них часто встречаются в составе старообрядческих сборников – Цветников ).
Научное издание текстов Четий-Миней было начато Археографической комиссией Академии наук в 1863 и продолжалось до 1916, но по сей день в полном виде этот ценный вид древнерусского дидактического источника не опубликован.
Лев Пушкарев, Наталья Пушкарева
«ВЕЛИКИЕ МИНЕИ-ЧЕТИИ» — собрание патериков, житий святых, сочинения церковных писателей, кормчих книг, актов, грамот и др. Составлены в 30-40-е гг. 16в. в Москве под руководством митрополита Макария. 12 томов, 27 тыс. рукописных страниц с орнаментом.
Великие Минеи Четии митрополита Макария, своего рода свод всей литературы Древней Руси, в котором автор, еще в бытность его архиепископом новгородским, “собрал все книгы рускыя земли”, т.е. почти все произведения церковно-повествовательной и духовно-учительной литературы древней Руси; за каждым почти житием или сказанием следуют «поучения» или слова, приспособленные к чтению в день памяти того или другого святого, и целые собрания слов св. отцов, а также и сочинения светского характера, например древнерусский перевод Козьмы Индикоплова и др. Эти дополнительные части могут включать целые собрания святоотеческих сочинений, например, на день памяти св. Дионисия Ареопагита (3 октября) приводится весь корпус ареопагитических писаний в переводе сербского инока Исаии.
Известны 3 «чистовых», полностью завершенных списка Великих Миней Четьих, фактически представляющих 3 самостоятельные редакции или, точнее, - три 12-томных книжных свода: Софийский, Успенский и Царский (названия спискам даны по месту их первоначального хранения). Успенский список Великих Миней Четьих - единственный из всех трех сохранившихся в полном составе на полках Патриаршей библиотеки (до революции). Формирование трех беловых списков Великих Миней Четьих длилось ок. 25 лет. Общее представление о ходе этого процесса можно составить на основе предисловий («Летописцев») митр. Макария, открывающих тома Великий Миней Четьих. Создание Софийского свода Великих Миней Четьих было начато в Новгороде в 1529-30 и длилось в течение 12 лет. Как свидетельствуют вкладные записи, 12 книг Софийского списка были вложены Макарием в Новгородский Софийский собор «на помин души» его родителей в 1541. 12 томов Успенских Великих Миней Четьих митрополит внес как вклад «на память своей души и по своих родителех в вечный поминок» в Успенский Кремлевский собор в 1552. Работа над Царским списком, предназначавшимся для царя Ивана IV, продолжалась еще в 1554. В XVII в. этот список хранился в царских палатах: на его декабрьской книге осталась пометка дьяка Ивана Арбенева о принадлежности ее царю Федору Алексеевичу и Приказу книг Печатного двора…
Переиздание Великих Миней Четьих предпринято Императорской археографической комиссией, но революция 1917-го года не дала завершить начатое переиздание. Были изданы только сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, январь, апрель (трудами П. И. Савваитова и М. О. Кояловича).
Издательство:
Типография Императорской Академии Наук, Синодальная типография.
Язык:
Русский (дореформенный) / Церковно-славянский
Формат:
DjVu
Качество:
Отсканированные страницы
Количество страниц:
7341
Че́тьи Мине́и (четьи – др. рус.: для чтения, минеи – от греч. μήν: месяц) – сборники, содержащие, в отличие от миней , не богослужебные тексты, а тексты для чтения, также расположенные по месяцам и дням года и предназначавшиеся преимущественно для внебогослужебного употребления.
Четьи-минеи содержат огромный агиографический и церковно-учительный материал, охватывающий значительную часть круга чтения Древней Руси.
Начало формирования четьих миней на Руси относится еще к домонгольскому времени, первые четьи-минеи содержат по преимуществу переводной материал, хотя, видимо, возможно было и включение русских сочинений (в Успенском сборнике, рукописи XII в., которая может рассматриваться как четья минея на май месяц, помещается Сказание о Борисе и Глебе и Житие Феодосия Печерского). Определенная переработка четьих миней была осуществлена в конце в. (этот этап пока что недостаточно изучен).
Великие Четьи Минеи
В середине XVI в. появляются Великие Минеи Четьи митрополита Макария , своего рода свод всей литературы Древней Руси, в котором автор, еще в бытность его архиепископом новгородским, “собрал все книгы рускыя земли”, т.е. почти все произведения церковно-повествовательной и духовно-учительной литературы древней Руси; за каждым почти житием или сказанием следуют "поучения" или слова, приспособленные к чтению в день памяти того или другого святого, и целые собрания слов св. отцов, а также и сочинения светского характера, например древнерусский перевод Козьмы Индикоплова и др. Эти дополнительные части могут включать целые собрания святоотеческих сочинений, например, на день памяти св. Дионисия Ареопагита (3 октября) приводится весь корпус ареопагитических писаний в переводе сербского инока Исаии.
Великие Минеи Четьи известны доселе в четырех списках: а) московского Успенского собора, ныне хранящийся в московской синодальной библиотеке (единственный полный список); б) так называемый "царский" список, писанный для царя Иоанна IV , без марта и апреля. Описание их Горского и Невоструева с дополнениями Е.В. Барсова, в "Чтениях Московского Общества Истории", 1884 г.; в) список Софийской библиотеки и г) список Чудова монастыря - оба неполные. Издание этих М. предпринято Императорской археографической комиссией, но доселе изданы лишь месяцы сентябрь и октябрь (трудами П. И. Савваитова и М. О. Кояловича).
Четьи Минеи Германа Тулупова и свящ. Иоанна Милютина
В XVII в. четьи-минеи составлялись Германом Тулуповым (в - гг.) и священником Иоанном Милютиным (в - гг.) - рукописи, первая в библиотеке Сергиевой лавры, вторая в синодальной библиотеке в Москве . Подробное описание М. Милютина в "Чтениях в Обществе Любителей Духовного Просвещения", 1868 г., кн. IV.
Четьи Минеи свт. Димитрия Ростовского
В конце XVII в. составление четьих миней предпринимает св. Димитрий Ростовский . Его четьи-минеи издавались четвертями с по г. Они включали только жития святых и были составлены на основе Великих Четий Миней митрополита Макария, Acta Sanctorum, издававшихся болландистами , и ряда других источников. Этому труду присущи начала исторической критики.
В течение трехсот лет после создания Четьих-Миней свт. Димитрием, митр. Ростовским, был открыт и введен в научный оборот целый ряд древних рукописных житии и хроник, о существовании которых на рубеже XVII -XVIII вв. не было известно. Уже в 1-й пол. XIX в. свт. Филарет (Дроздов) , митр. Московский, ставил вопрос о необходимости значительных добавлений, а в целом ряде случаев – составления новых текстов для Четьих-Миней житий тех святых, сведения о которых обогатились благодаря агиографическим и историческим исследованиям. Важно отметить, что традиция дополнения Четьих-Миней всегда существовала в русской агиографии. Заканчивая последний, четвертый том за три летних месяца, свт. Димитрий уже готовил исправления и дополнения ко второму изданию первого тома. В замечательном исследовании, посвященном свт. Димитрию, прот. Александр Державин писал, что у «святителя было намерение довольно широко поставить дело исправления и дополнения своих книг», но из-за болезни и смерти он успел внести добавления лишь в первый том Четьих-Миней . После кончины свт. Димитрия Четьи-Минеи были дополнены житием самого свт. Димитрия, а жития святых равноапостольных Константина и Елены – сведениями из такого важного первоисточника, как книга Евсевия Памфила «Жизнь блаженного василевса Константина». Подобной доработке был подвергнут целый ряд текстов в Четьях-Минеях.
Все четьи-минеи XVIII -XIX вв. представляют собой дополненные тем или иным материалом четьи-минеи св. Димитрия. Книга много раз переиздавалась и перерабатывалась, пользуясь громадной популярностью среди православного населения России.
Литература
- И. А. Шляпкин, "Св. Димитрий Ростовский и его время" (СПб., 1891);
- Свящ. В. Нечаев, "Св. Димитрий Ростовский" (М., 1849; в этом сочинении, между прочим, - специальный разбор источников, которыми пользовался св. Димитрий);
- С. Ф. Платонов, "Взгляд св. Димитрия... и проч." ("Библиограф", 1888, № 1).
Использованные материалы
- В.М.Живов, Святость. Краткий словарь агиографический терминов
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
По информации энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона
Александр Державин, прот. Четьи-Минсм свт. Димитрия, митрополита Ростовского, как церковно-исторический и литературный памятник // Богословские труды. М., 1976. Сб. 15. С. 124-130.
ЧЕТЬИ МИНЕИ
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Четьи Минеи (четьи - др. рус.: для чтения, минеи - от греч. μήν: месяц) - сборники, содержащие, в отличие от миней, не богослужебные тексты, а тексты для чтения, также расположенные по месяцам и дням года и предназначавшиеся преимущественно для внебогослужебного употребления.
Четьи-минеи содержат огромный агиографический и церковно-учительный материал, охватывающий значительную часть круга чтения Древней Руси.
Начало формирования четьих миней на Руси относится еще к домонгольскому времени, первые четьи-минеи содержат по преимуществу переводной материал, хотя, видимо, возможно было и включение русских сочинений (в Успенском сборнике, рукописи XII в., которая может рассматриваться как четья минея на май месяц, помещается Сказание о Борисе и Глебе и Житие Феодосия Печерского). Определенная переработка четьих миней была осуществлена в конце XV в. (этот этап пока что недостаточно изучен).
Великие Четьи Минеи
В середине XVI в. появляются Великие Минеи Четьи митрополита Макария, своего рода свод всей литературы Древней Руси, в котором автор, еще в бытность его архиепископом новгородским, “собрал все книгы рускыя земли”, т.е. почти все произведения церковно-повествовательной и духовно-учительной литературы древней Руси; за каждым почти житием или сказанием следуют "поучения" или слова, приспособленные к чтению в день памяти того или другого святого, и целые собрания слов св. отцов, а также и сочинения светского характера, например древнерусский перевод Козьмы Индикоплова и др. Эти дополнительные части могут включать целые собрания святоотеческих сочинений, например, на день памяти св. Дионисия Ареопагита (3 октября) приводится весь корпус ареопагитических писаний в переводе сербского инока Исаии.
Великие Минеи Четьи известны доселе в четырех списках: а) московского Успенского собора, ныне хранящийся в московской синодальной библиотеке (единственный полный список); б) так называемый "царский" список, писанный для царя Иоанна IV , без марта и апреля. Описание их Горского и Невоструева с дополнениями Е.В. Барсова, в "Чтениях Московского Общества Истории", 1884 г.; в) список Софийской библиотеки и г) список Чудова монастыря — оба неполные. Издание этих М. предпринято Императорской археографической комиссией, но доселе изданы лишь месяцы сентябрь и октябрь (трудами П. И. Савваитова и М. О. Кояловича).
Четьи Минеи Германа Тулупова и свящ. Иоанна Милютина
В XVII в. четьи-минеи составлялись Германом Тулуповым (в 1627 - 1632 гг.) и священником Иоанном Милютиным (в 1646 - 1654 гг.) - рукописи, первая в библиотеке Сергиевой лавры, вторая в синодальной библиотеке в Москве . Подробное описание М. Милютина в "Чтениях в Обществе Любителей Духовного Просвещения", 1868 г., кн. IV.
Четьи Минеи свт. Димитрия Ростовского
В конце XVII в. составление четьих миней предпринимает св. Димитрий Ростовский. Его четьи-минеи издавались четвертями с 1689 по 1705 г. Они включали только жития святых и были составлены на основе Великих Четий Миней митрополита Макария, Acta Sanctorum, издававшихся болландистами, и ряда других источников. Этому труду присущи начала исторической критики.
В течение трехсот лет после создания Четьих-Миней свт. Димитрием, митр. Ростовским, был открыт и введен в научный оборот целый ряд древних рукописных житии и хроник, о существовании которых на рубеже XVII - XVIII вв. не было известно. Уже в 1-й пол. XIX в. свт. Филарет (Дроздов) , митр. Московский, ставил вопрос о необходимости значительных добавлений, а в целом ряде случаев - составления новых текстов для Четьих-Миней житий тех святых, сведения о которых обогатились благодаря агиографическим и историческим исследованиям. Важно отметить, что традиция дополнения Четьих-Миней всегда существовала в русской агиографии. Заканчивая последний, четвертый том за три летних месяца, свт. Димитрий уже готовил исправления и дополнения ко второму изданию первого тома. В замечательном исследовании, посвященном свт. Димитрию, прот. Александр Державин писал, что у «святителя было намерение довольно широко поставить дело исправления и дополнения своих книг», но из-за болезни и смерти он успел внести добавления лишь в первый том Четьих-Миней . После кончины свт. Димитрия Четьи-Минеи были дополнены житием самого свт. Димитрия, а жития святых равноапостольных Константина и Елены - сведениями из такого важного первоисточника, как книга Евсевия Памфила «Жизнь блаженного василевса Константина». Подобной доработке был подвергнут целый ряд текстов в Четьях-Минеях.
Все четьи-минеи XVIII - XIX вв. представляют собой дополненные тем или иным материалом четьи-минеи св. Димитрия. Книга много раз переиздавалась и перерабатывалась, пользуясь громадной популярностью среди православного населения России.
Литература
И. А. Шляпкин, "Св. Димитрий Ростовский и его время" (СПб., 1891);
Свящ. В. Нечаев, "Св. Димитрий Ростовский" (М., 1849; в этом сочинении, между прочим, — специальный разбор источников, которыми пользовался св. Димитрий);
С. Ф. Платонов, "Взгляд св. Димитрия... и проч." ("Библиограф", 1888, № 1).
Использованные материалы
В.М.Живов, Святость. Краткий словарь агиографический терминов
http://www.wco.ru/biblio/books/zhivov1/Main.htm
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/007/067/67094.htm
http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=39505&p_comment=belief
По информации энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона
Александр Державин, прот. Четьи-Минсм свт. Димитрия, митрополита Ростовского, как церковно-исторический и литературный памятник // Богословские труды. М., 1976. Сб. 15. С. 124-130.
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент
Православная энциклопедия Древо. 2012
Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЧЕТЬИ МИНЕИ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:
- ЧЕТЬИ МИНЕИ в Кратком религиозном словаре:
В православии сборники, в которых жития святых расположены по календарному принципу в соответствии с днями празднований. Первые русские четьи минеи … - ЧЕТЬИ МИНЕИ в Словаре церковных терминов:
(четьи - др. рус. - для чтения, минеи - от греч. месяц) - сборники, в которых жития святых расположены по … - ЧЕТЬИ-МИНЕИ
ежемесячные чтения; см. "Великие Четьи-Минеи" … - ЧЕТЬИ-МИНЕИ
"Ч́ЕТЬИ-МИНЕИ" ("чтения ежемесячные"), сборники житий святых, составленные по месяцам в соответствии с днями чествования Церковью памяти каждого … - ЧЕТЬИ МИНЕИ
см. минеи … - ЧЕТЬИ-МИНЕИ в словаре Синонимов русского языка:
менологий, сборник, четьи … - ЧЕТЬИ МИНЕИ в словаре Синонимов русского языка.
- ЧЕТЬИ-МИНЕИ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
мн. То же, что: … - ЧЕТЬИ-МИНЕИ
четьи-минеи мн. То же, что: … - ЧЕТЬИ-МИНЕИ в Кратком церковнославянском словаре:
- жизнеописание святых на каждый … - ЧЕТЬИ-МИНЕИ
("чтения ежемесячные") сборники житий святых, составленные по месяцам в соответствии с днями чествования церковью памяти каждого … - ЧЕТЬИ-МИНЕИ
см. … - ЧЕТЬИ-МИНЕИ
? см. … - ЧЕТЬИ МИНЕИ в Словаре русского языка Лопатина:
Ч`етьи мин`еи, Ч`етьих мин`ей (сборник житий святых); но: ч`етья мин`ея, ч`етьей мин`еи (отдельный рассказ из этого … - ЧЕТЬИ МИНЕИ в Полном орфографическом словаре русского языка:
Четьи минеи, Четьих миней (сборник житий … - ЧЕТЬИ МИНЕИ в Орфографическом словаре:
ч`етьи мин`еи, ч`етьих мин`ей (сборник житий святых); но: ч`етья мин`ея, ч`етьей мин`еи (отдельный рассказ из этого … - «ЧЕТЬИ-МИНЕИ»
(«чтения ежемесячные») , сборники житий святых, составленные по месяцам в соответствии с днями чествования церковью памяти каждого … - ЧЕТЬИ-МИНЕИ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
мн. то же, что … - ЧЕТЬИ-МИНЕИ в Большом современном толковом словаре русского языка:
мн. Сборники житий святых, составленные по месяцам в соответствии с днями чествования церковью памяти каждого … - МИНЕИ в Большом энциклопедическом словаре:
(от греч. menaios - месячный) месячники, христианские богослужебные книги, содержащие тексты церковных служб годового … - МИНЕИ в Современном толковом словаре, БСЭ:
(от греч. menaios - месячный), месячники, христианские богослужебные книги, содержащие тексты церковных служб годового … - ЧЕТЬИ МИНЕИ (ЧЕТЬИ - ДР. РУС. - ДЛЯ ЧТЕНИЯ, МИНЕИ - ОТ ГРЕЧ. МЕСЯЦ) в Православных церковных терминах:
сборники, в которых жития святых расположены по календарному принципу в соответствии с днями празднований. Первые русские четьи минеи были составлены … - МИНЕИ ЧЕТЬИ в Словаре-указателе имен и понятий по древнерусскому искусству:
(греч., слав. ежемесячные чтения) сборники, содержавшие жития святых, изложенные в порядке празднования их памяти по православному церковному календарю, а … - МИНЕИ ЧЕТЬИ
- ВЕЛИКИЕ ЧЕТЬИ МИНЕИ в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". См. Четьи Минеи ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru О проекте | Хронология | Календарь | … - ВЕЛИКИЕ МИНЕИ ЧЕТЬИ в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". См. Четьи Минеи ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru О проекте | Хронология | Календарь | … - МИНЕИ-ЧЕТЬИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
"Ежемесячные чтения" (от греч. menaios - месячный и древнерус. четье - чтение), сборники церковно-религиозной литературы: житий святых, "слов", поучений, сказаний, … - ВЕЛИКИЕ ЧЕТЬИ-МИНЕИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
Четьи-Минеи", собрание библейских книг с толкованиями прологов, патериков, переводных и оригинальных русских житий, сочинения "отцов церкви", русских церковных писателей. В … - МИНЕИ-ЧЕТЬИ в Большом российском энциклопедическом словаре:
МИН́ЕИ-ЧЕТЬИ (от греч. menaios - месячный, слав.- чтения), сб-ки, содержащие жития святых, изложенные в порядке празднования их памяти по правосл. … - МИНЕИ ЧЕТЬИ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
мин"ей ч"етьих, только мн. Средневековые церковно-литературные сборники, составленные по месяцам в соответствии с днями чествования памяти каждого святого и предназначенные … - ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Димитрий (Туптало) (1651 - 1709), митрополит Ростовский, церковный писатель, проповедник, святитель. Память … - ДИМИТРИЙ ТУПТАЛО в Краткой биографической энциклопедии:
Димитрий Туптало - святой, знаменитый митрополит ростовский, родился в 1651 г. в местечке Макарове, в 40 верстах от Киева. Отец … - ЖИТИЯ СВЯТЫХ в Литературной энциклопедии:
произведения, содержащие жизнеописания представителей и проводников христианской религиозной системы, мучеников и исповедников, аскетов, главным образом из среды монахов. Термин «Ж. … - МИНЕИ-ЧЕТЬИ в Большом энциклопедическом словаре:
см. … - МИНЕИ-ЧЕТИИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
или Четии-Минеи, Четь-Минеи — произведения русской церковно-исторической и духовно-учительной литературы, в которых, по порядку месяцев (отсюда их название — минеи, … - МИНЕИ-ЧЕТИИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
или Четии-Минеи, Четь-Минеи? произведения русской церковно-исторической и духовно-учительной литературы, в которых, по порядку месяцев (отсюда их название? минеи, … - ЖИТИЯ СВЯТЫХ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
- «МИНЕИ-ЧЕТЬИ» в Современном толковом словаре, БСЭ:
см. … - МИНЕИ-ЧЕТЬИ в Толковом словаре Ефремовой:
минеи-четьи мн. Сборники церковно-религиозной литературы (жития святых, поучения, сказания), расположенные по месяцам в соответствии с днями памяти каждого святого и …