Значение четьи минеи в православной энциклопедии древо. Электронные публикации Четьи минеи 16 век

Канонизация русских святых.

Так вновь восторже­ствовала идея «святой Руси». Мы видели, что русские люди в своих пререканиях с Максимом Греком указыва­ли ему как на доказательство национальной святости на существование множества святых в русской церкви, про­славившихся при жизни и по смерти своими чудесами. Но значительная часть этих светильников русской церк­ви и ее молитвенников оставались еще не прославлен­ными церковью, не канонизованными. Другая часть по­читалась в отдельных только местностях, но не во всей Русской земле. До 1547 года было канонизировано 68 святых, из них лишь только семь, в качестве святых всей Русской земли (св. Борис и Глеб, Феодосии Печерский, мит. Петр и Алексей, Сергий Радонежский и Ки­рилл Белозерский). Перед самым собором 1547 года было причислено к лику святых всей русской церкви еще 15 святых. Около 46 святых оставались до 1547 года местночтимыми. Политическое объединение Руси и про­будившееся национальное чувство в связи с идеей свя­той Руси вызвали потребность в объединении и украшении русского неба сонмом всех святых. Этой потребнос­ти удовлетворил митрополит Макарий. На соборах 1547 и 1540 годов он провозгласил общерусскими святыми двадцать двух местночтимых святых и восемь угодни­ков, которые оставались еще прославленными, так что количество общерусских святых увеличилось более, чем вдвое. После этих соборов было канонизовано при мит­рополите Макарий еще шесть новых святых. Так как некоторые из канонизованных святых вовсе не имели житий или же имели неисправные, митрополит Мака­рий распорядился, чтобы жития были составлены вновь. Таких житий насчитывается до 10.

Русь в сознании своих сынов XVI века стала сосудом истин­ного благочестия, сокровищницей истинного христиан­ства. В ней хранились в полноте церковные предания, наставления и правила, в ней обращались все святые книги. Но, чтобы не растерять эти сокровища, надо было так или иначе привести их в известность, совоку­пить воедино. Объединение Руси должно было совер­шиться и в этой духовно-религиозной сфере. За это дело взялся тот же самый митрополит Макарий. Еще в быт­ность свою архиепископом Новгородским Макарий за­дался целью собрать «все чтомые книги, яже в Русской Земле обретаются». Двенадцать лет, по его словам, тру­дился он над этим делом, «многим именьем и многими различными писари, не щадя серебра и всяких почес­тей». В числе его сотрудников по собиранию и составле­нию житий русских святых были дьяк Дмитрий Герасимович Толмачев и боярский сын Василий Михайлович Тучков. Плодом его трудов, которые он продолжал и в Москве уже будучи митрополитом, были 12 фолиантов Великих Четьих Миней. В них Макарий поместил не только краткие (прилежные) и пространные (минейные) сказания о праздниках и жития святых, но и все суще­ствовавшие на те дни слова и все принадлежавшие дан­ным святым творения, какие мог найти; в конце каждого месяца им помещены церковно-учительные сочинения писателей несвятых и безымянные. Число вновь состав­ленных житий русских святых доходит в Минеях до 60. Макарий окончательно утвердил в нашей агиографичес­кой письменности то направление, которое возникло еще в XIV веке, когда слагатели житий на первый план ста­ли выдвигать нравственное назидание читателю, просто­ту изложения стали заменять витиеватым сплетением словес, народный и русский язык церковно-славянским, краткие молитвы святому похвальными словами в честь него и описаниями чудес, совершившихся от него по смерти.



В истории закрепления религиозно-национальной русской идеи сыграл известную роль и церковный собор 1551 года. На нем узаконены были различные местные особенности русской церкви, как непреложные истины православия, например, о сложении двух перстов, о сугу­бой аллилуе и т. д. Собор дал довольно полное уложение, коим устранялись различные непорядки и злоупотребле­ния в церковной практике, но вместе с тем утверждалось и санкционировалось то, что считалось уставом, преда­нием русской церкви.

Влияние протестантизма; ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого.

Наряду с этим господствующим тече­нием в духовной жизни русского общества на поверх­ность ее выбирались струи, которые шли вразрез с ним и производили как бы водовороты в сознании русского общества. К таким явлениям надо отнести ереси Матвея Башкина, Феодосия Косого, игумена Артемия. Эти ере­си показывают, что не все русские люди того времени склонны были сосредоточиваться в убеждении правости и спасительности национального православия, что неко­торые способны были к анализу и критике основных его догматов и к смелым построениям религиозных истин в совершенно новом направлении.

Великим постом 1553 года к попу Благовещенского собора Симеону пришел на исповедь боярский сын Матвей Семенович Башкин и, не ограничиваясь обычным покаянием, вступил с ним в беседу о вере. Беседа эта продолжалась на подворье у попа и в доме самого Баш­кина. Башкин своими речами привел в великое смуще­ние священника. Между прочим он говорил: весь закон Христов содержится в словах: «возлюби ближнего свое­го, как сам себя, а мы де Христовых рабов у себя дер­жим; Христос всех братьею нарицает, а у нас де на иных и кабалы, на иных беглыя, а иных нарядные, а на иных полныя; а я де благодарю Бога моего, у меня де что было кабал полных, то де есми все изодрал, да держу своих добровольно». Матвей поучал попа, что обязанность свя­щенников «посещати нас почасту и о всем наказывати, как нам самим жити и людей у себя держати, не томити». Боясь, как бы не попасть в беду от таких собеседо­ваний, Симеон сказал о недоуменных вопросах Башки­на и развратном им толковании апостола товарищу своему, известному священнику Сильвестру, а тот доло­жил об этом царю. Башкина схватили и поручили доп­росить его двум старцам Иосифо-Волоколамского монас­тыря. Башкин сначала не хотел признаваться ни в какой ереси, но затем его постиг гнев Божий: начал он страш­но бесноваться, извешивать свой язык и кричать разны­ми голосами. Пришедши в разум, он услышал страш­ный глас Богородицы, приказывавший ему во всем сознаться и выдать своих единомышленников. Башкин и сделал это письменно. Из посланий митрополита Ма-кария в Соловецкий монастырь и царя к Максиму Греку узнаем, в чем состояла ересь Башкина и его последова­телей: 1) «Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа неравна Его Отцу поведают; 2) честное и святое тело Его и честную и святую кровь Его ни во что ж полагают, но токмо прост хлеб и просто вино вменяют; 3) святую и соборную апостольскую церковь отричют, глаголюще, яко верных собор - сие есть токмо церковь, сия же зданная ничтоже есть; 4) божественные плоти Христовы воображение и Пречистые Богоматери и всех святых Его честных икон изображение идолы наричют; 5) покаяние ни во что же полагают, глаголюще: как престанет грех творити, аще у священника и не покается, несть ему греха; 6) отеческое предание и их жития баснословие вменяют; 7) вся божественная писания баснословие на­ричют, апостол же и евангелие не истинно излагают». Легко видеть, что Башкин и его товарищи прониклись крайними протестантскими идеями, распространявши­мися тогда по всей Европе. Сам Башкин признался, что «злое учение он принял от литвина Матюшки, оптекаря, да Ондрюшки Хотеева - латынников». Так и Русь не осталась без влияния реформационных идей эпохи. Впрочем, это влияние было уничтожено в самом же начале энергичными мерами. По соборному определе­нию, Башкин и его товарищи, два брата Борисовы, посажены были в пожизненное заключение. Матвей Башкин оговорил в ереси между прочим Феодосия Косого. Феодосий Косой был беглый дворовый человек одного московского боярина, постригшийся в монахи в Белозерском монастыре. О его учении мы узнаем из полемических сочинений, написанных против его ереси монахом Зиновием Оттенским («Истины показание к вопросившим о новом учении», «Послание мно­гословно») и другим неизвестным автором. Из этих сви­детельств видно, что учение Косого было развитием тех самых радикальных взглядов, которые ранее распрост­ранялись жидовствующими. Феодосий учил, что Бог един, а не троичен, что Иисус Христос, основатель рели­гиозного общества, не есть Бог; подобает духом покло­няться Богу, а не внешним образом; вся внешняя церковь с ее иерархией, таинствами, богослужениями и учреждениями представляет из себя позднейшее человеческое предание и измышление. Феодосий советовал в храмы не ходить, ибо они кумирницы, молебнов не петь, молитвы у священников не требовать, не каяться к ним и не причащаться от них, ладаном не кадиться, на погребение не отпеваться, по смерти не поминаться; кресты и иконы сокрушать, ибо они суще идолы; святых на помощь не призывать и мощам их не поклоняться, по­стов не соблюдать, писаний отеческих не читать. Истин­ное христианство состоит не в делах внешней набожнос­ти, а единственно в исполнении заповеди Иисуса Христа о любви к ближним. Не признавая Иисуса Христа Бо­гом, Феодосий признавал его, однако, Божиим послан­ником, который вместо Ветхого Завета установил свой Новый Завет. Иисус Христос отменил обряды, предпи­сал поклоняться Богу духом, а на место обрядов дал новую нравственную заповедь о любви к ближним, как к самим себе. В своем религиозном свободомыслии Фео­досий доходил до признания, что люди всех вер - одно у Бога: и татары, и немцы. Нет никакого сомнения в том, что за подобное учение Феодосий дорого бы попла­тился, если бы, схваченный и посаженный в заключе­ние, он не спасся бегством в Литву в 1554 году.

В связи с делом Башкина вскрылось, что религиоз­ное вольнодумство в протестантском духе охватило у нас довольно значительное число людей и не отпадав­ших прямо от православия. Наиболее интересным из них является игумен Троицкого монастыря Артемий. Башкин и разные другие лица показали на него, что он отрицательно относился к иконному поклонению, про­поведовал, что, чего не написано в евангелие и апостоле, того и содержать не нужно, не проклинал новгородских еретиков, хвалил латинян, не хранил поста. Троицкий келарь свидетельствовал, что Артемий говорил: петь панихиды и обедни по умершим нет пользы, этим они не избудут муки. Монах Игнатий показывал, что Арте­мий смеялся над поющими акафисты: - только и знают выкрикивать: «таки Иисусе, таки Иисусе; радуйся, да радуйся». По всем данным, Артемий представлял до­вольно распространенный у нас тип критиков сущест­вующего порядка, которые не идут далее разговоров и острых слов, оставаясь служителями этого порядка. И Артемий был не один. В том же Троицком монастыре четыре монаха были изобличены, как ученики Арте­мия; затем в ереси обвинялись: монах Савва Шах, монах Соловецкого монастыря Иосаф Белобаев, епископ рязан­ский Кассиан и некоторые другие. Артемий со своими единомышленниками был осужден собором в 1554 году и послан для заключения в Соловки. Из Соловков он бежал, однако, в Литву и здесь, раскаявшись в своих заблуждениях, писал полемические сочинения против Феодосия Косого с товарищами и против местных ерети­ков. Розыски о еретиках продолжались и в последую­щие годы, до 1557 года включительно. Неизвестно толь­ко, к каким результатам они привели.

Ереси Башкина, Феодосия Косого и других не поро­дили у нас на Руси могучего реформационного движе­ния, как породили аналогичные учения на западе. Но во всяком случае они показывают, что и в XVI веке Русь не была так изолирована духовно от запада, как это может показаться с первого взгляда. Главнейшие духовные те­чения запада просачивались и в нашу Русь; и у нас появлялись критики-обличители признанного порядка, выступавшие со смелыми религиозно-философскими по­строениями на началах рационализма.

С. М. Соловьев. История России с древнейших времен. Кн. 2.

Д. И. Иловайский. История России. Т. 2, 3. М„ 1884, 1890.

А. Новицкий. История русского искусства с древнейших времен. М„ 1903.

И. Э. Грабарь. История русского искусства. Вып. 5, 6, 7.

М. Красовский. Очерк истории московского периода древнерусско­го церковного зодчества. М., 1911.

II. А. Рожков. Обзор русской истории с социологической точки зре­ния. Ч. 2. Вып. 1. СПб., 1905.

А. И. Соболевский. Образованность Московской Руси XV-XVII вв. СПб., 1892.

Е. Е. Голубинский. История Русской церкви. Т. 2. Полутом 1. М., 1900.

М. Н. Сперанский. История древней русской литературы. 2-е изд. М., 1914.


М.К.ЛЮБАВСКИЙ....................................................................................................................................................... 3

К ЧИТАТЕЛЯМ..................................................................................................................................................................... 6

М. К. ЛЮБАВСКИЙ (1860-1936)..................................................................................................................................... 7

ПРЕДИСЛОВИЕ................................................................................................................................................................. 13

Лекция первая.............................................................................................................................................................. 14

Доисторическое население Восточной Европы* и его культура......................................................... 14

Ледниковый период в восточной Европе и первые следы человека............................................................ 14

Культура палеолитической эпохи........................................................................................................................ 14

Культура неолитической эпохи............................................................................................................................. 15

Трипольская культура.............................................................................................................................................. 17

Начатки металлической культуры; медь и бронза.......................................................................................... 19

Железная культура.................................................................................................................................................... 19

Вопрос об этнографической принадлежности доисторических культур восточной Европы........... 20

Лекция вторая.............................................................................................................................................................. 22

Скифы и сарматы и вопрос об их народности............................................................................................... 22

ГРЕЧЕСКИЕ колонии................................................................................................................................................ 22

Известия Геродота о Скифии................................................................................................................................ 22

Скифы и славяне. Иранские элементы в Скифии.............................................................................................. 23

Сарматы в Скифии; их племена............................................................................................................................ 26

Сарматы и славяне.................................................................................................................................................... 27

Народность сарматов............................................................................................................................................. 28

Лекция третья.............................................................................................................................................................. 30

СКИФО-САРМАТСКАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ИСТОРИИ РОССИИ; СОСЕДИ СКИФОВ И САРМАТОВ 30

СКИФО-САРМАТСКИЕ курганы........................................................................................................................... 30

Кульобская могила..................................................................................................................................................... 31

Чертомлыцкая могила.............................................................................................................................................. 31

Быт скифов и сарматов.......................................................................................................................................... 33

Греческое влияние на быт скифов и сарматов.................................................................................................. 34

Обратное влияние скифов и сарматов на быт греческих колоний.............................................................. 35

Северные соседи скифов и сарматов................................................................................................................... 36

Славянская прародина.............................................................................................................................................. 36

Местожительство литвы...................................................................................................................................... 37

Область распространения финнов. Иранское влияние................................................................................... 37

Лекция Четвертая..................................................................................................................................................... 39

ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ В ВОСТОЧНОЙ.............................................................................. 39

ЕВРОПЕ И СЛАВЯНСКОЕ РАССЕЛЕНИЕ................................................................................................ 39

НАШЕСТВИЕ гуннов и вытеснение населения степей.................................................................................... 39

Известия современников о наружности и быте гуннов.................................................................................. 39

Аттила и его стан..................................................................................................................................................... 40

Распадение державы Аттилы; болгары и авары в южных степях восточной Европы....................... 40

Начало расселения славян........................................................................................................................................ 41

Вопрос о народности гуннов; мнение Д. И. Иловайского................................................................................ 42

Разбор мнения Д. И. Иловайского.......................................................................................................................... 43

Хазары и подчинение им славян............................................................................................................................. 45

Район славянской оседлости в восточной Европе, по летописи................................................................. 46

Лекция пятая................................................................................................................................................................ 49

МАТЕРИАЛЬНАЯ........................................................................................................................................................... 49

И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА СЛАВЯН В ЭПОХУ ИХ РАССЕЛЕНИЯ В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ 49

Материальный быт славян в эпоху их совместной жизни............................................................................ 49

Иранское и готское влияние на быт славян до их расселения....................................................................... 50

Материальный быт славян по расселении в восточной Европе.................................................................. 51

Торговля восточных славян..................................................................................................................................... 51

Религия славян............................................................................................................................................................. 52

Славянские языческие праздники........................................................................................................................... 53

Нравы славян............................................................................................................................................................... 54

Общение с иноплеменниками и его последствия............................................................................................... 55

Финское влияние......................................................................................................................................................... 55

Родо-племенной быт................................................................................................................................................. 56

лекция шестая............................................................................................................................................................ 58

ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН НАКАНУНЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ИХ ПОД ВЛАСТЬЮ КИЕВСКОГО КНЯЗЯ................................................................................................................... 58

Теория родового быта............................................................................................................................................. 58

Теория общинного быта у славянофилов............................................................................................................ 58

Теория племенного быта.......................................................................................................................................... 59

Теория Сергеевича относительно образования земель.................................................................................. 60

Теория задружно-общинного быта...................................................................................................................... 60

Теория торгового происхождения городовых волостей............................................................................... 62

Односторонность всех теорий.............................................................................................................................. 62

Остатки родового быта......................................................................................................................................... 63

Остатки племенных организаций......................................................................................................................... 65

Городовые волости и варяжские княжения...................................................................................................... 65

Общие выводы............................................................................................................................................................ 66

Лекция седьмая.......................................................................................................................................................... 67

ОБЪЕДИНЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН..................................................................................................... 67

ПОД ВЛАСТЬЮ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ РУССКОГО;................................................................................. 67

ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ ФОРМАЦИЯ РУССКОГО государства....................................................... 67

ПЕРВЫЕ достоверные известия об объединении восточных славян......................................................... 67

Подготовка этого объединения. Владычество хазар..................................................................................... 67

Прорыв кочевников в южные степи восточной Европы в IX веке............................................................... 68

Последствия этого вторжения для славян........................................................................................................ 68

Объединение восточных славян под властью киевских князей..................................................................... 69

Вопрос о варягах-руси.............................................................................................................................................. 69

Мнение о славяно-балтийском происхождении варягов и руси................................................................... 70

Теория туземного происхождения руси.............................................................................................................. 70

Теория готского происхождения руси................................................................................................................ 71

Данные источников о скандинавском происхождении варягов-руси.......................................................... 71

Научные заслуги антинорманистов...................................................................................................................... 73

Роль варяжских князей в объединении восточных славян.............................................................................. 74

Внешняя деятельность первых князей.................................................................................................................. 74

Внутренняя деятельность первых князей............................................................................................................ 76

Слабость государственного объединения восточных славян....................................................................... 77

Начало объединения национального..................................................................................................................... 78

Лекция восьмая......................................................................................................................................................... 79

ИЗМЕНЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОМ СТРОЕ....................................................................................................... 79

И КУЛЬТУРЕ ВОСТОЧНОГО СЛАВЯНСТВА В ЭПОХУ ОБРАЗОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА РУССКОГО........................................................................................................................................... 79

СЛИЯНИЕ варягов и славянских купцов; «русь» как общественный класс.............................................. 79

Выделение княжеской дружины; старшая и младшая дружины................................................................ 79

Начало княжеского землевладения; княжеские холопы.................................................................................. 80

Люди.............................................................................................................................................................................. 81

Христианство у восточных славян и причины его распространения....................................................... 81

Синкретизм верований............................................................................................................................................. 82

Общие последствия распространения христианства................................................................................... 83

Церковь и ее задачи; воздействие на княжескую власть............................................................................... 83

Начатки просвещения.............................................................................................................................................. 84

Культурное влияние Византии; церковное искусство..................................................................................... 85

Лекция девятая........................................................................................................................................................... 88

МЕЖДУКНЯЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ......................................................................................................... 88

В XI И XII ВЕКАХ И УСТАНОВЛЕНИЕ НА РУСИ ОБЛАСТНОГО СТРОЯ.............................. 88

ОБЩИЙ характер политического объединения восточных славян; единовластие великого князя до половины XI века. 88

Родовое владение Русской землей......................................................................................................................... 88

Разложение родового порядка княжеского владения..................................................................................... 89

Власть великого князя над родичами и ее упадок............................................................................................. 90

Новое географическое размещение русского населения................................................................................. 92

Политическое и экономическое разобщение разных частей Руси............................................................... 93

ЧЕТЬИ-МИНЕИ (Минеи-Четьи) –(от греческого μηνιαίος - месячный и старославянского четьи - чтения) - сборники оригинальных и переводных памятников, житийных и риторических церковно-учительных слов и других сочинений отцов церкви и предназначавшихся в средневековье для ежедневного «душеполезного» чтения в течение месяца.

Жанр «миней» – православных богослужебных книг для ежемесячного использования – начал складываться в Византии не ранее IX в. С X в. там уже бытовали минеи двух типов: (1) «служебные», предназначавшиеся для служителей клира и (2) «четьи», адресованные не только им, но и более широкому кругу читателей духовной литературы. Среди составителей Четий-Миней наиболее известен Симон Логофет или Метафраст (то есть «Пересказчик», 940–976) – византийский церковный писатель, перелагавший в популярной форме жития святых. Сборники, составленные Симоном Логофетом, получили широкое распространение среди южных и восточных славян в начале XI в.

Древнейшие списки Четий-Миней вошли в так называемую Супрасльскую рукопись (начало XI в.) и Успенский сборник (начало XII в.). Приподнятый стиль изложения Симона Логофета, нашедший отражение уже в этих первых, переводных текстах, стал образцом для авторов древнерусских составителей позднейших учительных сборников.

В первой половине XVI в., в условиях укрепления общероссийской государственности и возникновения предпосылок для создания общерусского культа святых (церковные соборы 1547 и 1549), тексты учительных книг и сборников, подобных Минеям, оказались особенно идеологически востребованными. Большую работу по собиранию «святых книг, которые в Русской земле обретаются», предпринял в те годы новгородский митрополит Макарий (1528–1563). Именно ему принадлежит заслуга в составлении сводного варианта Четий-Миней – так называемых Великих Миней-Четий , носящих теперь его имя.

Великие Минеи-Четьи – это 12 огромных книг (по числу месяцев года), регламентировавших годовой круг чтения на каждый день. К исполнению замысла митрополита были привлечены широкие круги русских писателей, переводчиков, книжников и переписчиков, начиная с известных публицистов и агиографов, таких, например, как Зиновий Отенский , Лев Филолог, Василий Михайлович Тучков, Ермолай-Еразм, дьяк Дмитрий Герасимов, пресвитер Илья, псковский священник-агиограф Василий-Варлаам до безвестных. Составительская и редакторская работа заняла у Макария, его помощников и «многих различных писарей» свыше 25 лет. Книжники обработали материалы всех подвластных митрополиту новгородских, псковских и ряда местных церковных и монастырских библиотек. Сбор книг по городам и монастырям Руси способствовал формированию будущей Патриаршей (Синодальной) библиотеки, разместившейся позже в Москве.

Современным архивистам известны три «чистовых» 12-томных книжных свода Великих Миней-Четий , приписываемых митрополиту Макарию и названных по местам их первоначального хранения: Софийский, Царский и Успенский (ныне хранятся в отделе рукописей Российского Государственного Исторического музея).

Внешнее оформление книг выдержано в торжественном и велеречивом стиле «древнерусского монументализма». Размеры каждого 12-томного книжного свода соответствуют названию «великих», так как насчитывают от 1500 до 2000 листов стандартного формата, именуемого «александрийский лист» (примерно соответствует современному листу печатной бумаги формата А4). Стиль сборников изощрен и витиеват. Пышность и «лепота» словесного оформления переложенных для «душеполезного чтения» текстов должны были соответствовать возросшему политическому величию Московского православного царства, а внешняя монументальность – грандиозности идеи Москвы как наследницы Византии в мировой истории, т.е. «третьего Рима».

В состав Великих Миней-Четий попали жития и похвальные слова святым, статьи из многочисленных религиозно-дидактических сочинений, русских и переводных – Торжественников, Прологов, Требников, сочинения «отцов церкви» – Василия Великого , Григория Богослова. Некоторые сборники вошли в состав сочинения Макария целиком – это Измарагд , Златоуст , Златоструй , Маргарит , Златая цепь . Без купюр в состав Великих Миней-Четий вошли также История иудейской войны Иосифа Флавия , Космография Космы Индикошгова, Хождение игумена Даниила и другие ценнейшие памятники древнерусской литературы, оригиналы которых в настоящее время не сохранились. Для XVI-го же столетия Великие Минеи-Четьи были самым полным собранием религиозных текстов, своеобразной «духовной энциклопедией XVI века».

В XVII в. Великие Минеи-Четьи были положены в основу новых сборников – Миней Четьих Чудовских (1600), Миней Германа Тулупова (1627–1632) и Миней И.И.Милютина (1646–1654), а в конце XVII – начале XVIII в. – в основу Миней Четьих Димитрия Ростовского (1651–1709), отличающихся образным, выразительным языком, почти близким современному. Ставшие излюбленным благочестивым чтением для грамотных христиан, Четьи-Минеи только в XVIII в. выдержали 10 переизданий и многократно перепечатывались в извлечениях. Особой популярностью Четьи-Минеи пользовались у старообрядцев (выписки из них часто встречаются в составе старообрядческих сборников – Цветников ).

Научное издание текстов Четий-Миней было начато Археографической комиссией Академии наук в 1863 и продолжалось до 1916, но по сей день в полном виде этот ценный вид древнерусского дидактического источника не опубликован.

Лев Пушкарев, Наталья Пушкарева

«ВЕЛИКИЕ МИНЕИ-ЧЕТИИ» — собрание патериков, житий святых, сочинения церковных писателей, кормчих книг, актов, грамот и др. Составлены в 30-40-е гг. 16в. в Москве под руководством митрополита Макария. 12 томов, 27 тыс. рукописных страниц с орнаментом.
Великие Минеи Четии митрополита Макария, своего рода свод всей литературы Древней Руси, в котором автор, еще в бытность его архиепископом новгородским, “собрал все книгы рускыя земли”, т.е. почти все произведения церковно-повествовательной и духовно-учительной литературы древней Руси; за каждым почти житием или сказанием следуют «поучения» или слова, приспособленные к чтению в день памяти того или другого святого, и целые собрания слов св. отцов, а также и сочинения светского характера, например древнерусский перевод Козьмы Индикоплова и др. Эти дополнительные части могут включать целые собрания святоотеческих сочинений, например, на день памяти св. Дионисия Ареопагита (3 октября) приводится весь корпус ареопагитических писаний в переводе сербского инока Исаии.

Известны 3 «чистовых», полностью завершенных списка Великих Миней Четьих, фактически представляющих 3 самостоятельные редакции или, точнее, - три 12-томных книжных свода: Софийский, Успенский и Царский (названия спискам даны по месту их первоначального хранения). Успенский список Великих Миней Четьих - единственный из всех трех сохранившихся в полном составе на полках Патриаршей библиотеки (до революции). Формирование трех беловых списков Великих Миней Четьих длилось ок. 25 лет. Общее представление о ходе этого процесса можно составить на основе предисловий («Летописцев») митр. Макария, открывающих тома Великий Миней Четьих. Создание Софийского свода Великих Миней Четьих было начато в Новгороде в 1529-30 и длилось в течение 12 лет. Как свидетельствуют вкладные записи, 12 книг Софийского списка были вложены Макарием в Новгородский Софийский собор «на помин души» его родителей в 1541. 12 томов Успенских Великих Миней Четьих митрополит внес как вклад «на память своей души и по своих родителех в вечный поминок» в Успенский Кремлевский собор в 1552. Работа над Царским списком, предназначавшимся для царя Ивана IV, продолжалась еще в 1554. В XVII в. этот список хранился в царских палатах: на его декабрьской книге осталась пометка дьяка Ивана Арбенева о принадлежности ее царю Федору Алексеевичу и Приказу книг Печатного двора…

Переиздание Великих Миней Четьих предпринято Императорской археографической комиссией, но революция 1917-го года не дала завершить начатое переиздание. Были изданы только сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, январь, апрель (трудами П. И. Савваитова и М. О. Кояловича).

Издательство: Типография Императорской Академии Наук, Синодальная типография.
Язык: Русский (дореформенный) / Церковно-славянский
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы
Количество страниц: 7341

Че́тьи Мине́и (четьи – др. рус.: для чтения, минеи – от греч. μήν: месяц) – сборники, содержащие, в отличие от миней , не богослужебные тексты, а тексты для чтения, также расположенные по месяцам и дням года и предназначавшиеся преимущественно для внебогослужебного употребления.

Четьи-минеи содержат огромный агиографический и церковно-учительный материал, охватывающий значительную часть круга чтения Древней Руси.

Начало формирования четьих миней на Руси относится еще к домонгольскому времени, первые четьи-минеи содержат по преимуществу переводной материал, хотя, видимо, возможно было и включение русских сочинений (в Успенском сборнике, рукописи XII в., которая может рассматриваться как четья минея на май месяц, помещается Сказание о Борисе и Глебе и Житие Феодосия Печерского). Определенная переработка четьих миней была осуществлена в конце в. (этот этап пока что недостаточно изучен).

Великие Четьи Минеи

В середине XVI в. появляются Великие Минеи Четьи митрополита Макария , своего рода свод всей литературы Древней Руси, в котором автор, еще в бытность его архиепископом новгородским, “собрал все книгы рускыя земли”, т.е. почти все произведения церковно-повествовательной и духовно-учительной литературы древней Руси; за каждым почти житием или сказанием следуют "поучения" или слова, приспособленные к чтению в день памяти того или другого святого, и целые собрания слов св. отцов, а также и сочинения светского характера, например древнерусский перевод Козьмы Индикоплова и др. Эти дополнительные части могут включать целые собрания святоотеческих сочинений, например, на день памяти св. Дионисия Ареопагита (3 октября) приводится весь корпус ареопагитических писаний в переводе сербского инока Исаии.

Великие Минеи Четьи известны доселе в четырех списках: а) московского Успенского собора, ныне хранящийся в московской синодальной библиотеке (единственный полный список); б) так называемый "царский" список, писанный для царя Иоанна IV , без марта и апреля. Описание их Горского и Невоструева с дополнениями Е.В. Барсова, в "Чтениях Московского Общества Истории", 1884 г.; в) список Софийской библиотеки и г) список Чудова монастыря - оба неполные. Издание этих М. предпринято Императорской археографической комиссией, но доселе изданы лишь месяцы сентябрь и октябрь (трудами П. И. Савваитова и М. О. Кояловича).

Четьи Минеи Германа Тулупова и свящ. Иоанна Милютина

В XVII в. четьи-минеи составлялись Германом Тулуповым (в - гг.) и священником Иоанном Милютиным (в - гг.) - рукописи, первая в библиотеке Сергиевой лавры, вторая в синодальной библиотеке в Москве . Подробное описание М. Милютина в "Чтениях в Обществе Любителей Духовного Просвещения", 1868 г., кн. IV.

Четьи Минеи свт. Димитрия Ростовского

В конце XVII в. составление четьих миней предпринимает св. Димитрий Ростовский . Его четьи-минеи издавались четвертями с по г. Они включали только жития святых и были составлены на основе Великих Четий Миней митрополита Макария, Acta Sanctorum, издававшихся болландистами , и ряда других источников. Этому труду присущи начала исторической критики.

В течение трехсот лет после создания Четьих-Миней свт. Димитрием, митр. Ростовским, был открыт и введен в научный оборот целый ряд древних рукописных житии и хроник, о существовании которых на рубеже XVII -XVIII вв. не было известно. Уже в 1-й пол. XIX в. свт. Филарет (Дроздов) , митр. Московский, ставил вопрос о необходимости значительных добавлений, а в целом ряде случаев – составления новых текстов для Четьих-Миней житий тех святых, сведения о которых обогатились благодаря агиографическим и историческим исследованиям. Важно отметить, что традиция дополнения Четьих-Миней всегда существовала в русской агиографии. Заканчивая последний, четвертый том за три летних месяца, свт. Димитрий уже готовил исправления и дополнения ко второму изданию первого тома. В замечательном исследовании, посвященном свт. Димитрию, прот. Александр Державин писал, что у «святителя было намерение довольно широко поставить дело исправления и дополнения своих книг», но из-за болезни и смерти он успел внести добавления лишь в первый том Четьих-Миней . После кончины свт. Димитрия Четьи-Минеи были дополнены житием самого свт. Димитрия, а жития святых равноапостольных Константина и Елены – сведениями из такого важного первоисточника, как книга Евсевия Памфила «Жизнь блаженного василевса Константина». Подобной доработке был подвергнут целый ряд текстов в Четьях-Минеях.

Все четьи-минеи XVIII -XIX вв. представляют собой дополненные тем или иным материалом четьи-минеи св. Димитрия. Книга много раз переиздавалась и перерабатывалась, пользуясь громадной популярностью среди православного населения России.

Литература

  • И. А. Шляпкин, "Св. Димитрий Ростовский и его время" (СПб., 1891);
  • Свящ. В. Нечаев, "Св. Димитрий Ростовский" (М., 1849; в этом сочинении, между прочим, - специальный разбор источников, которыми пользовался св. Димитрий);
  • С. Ф. Платонов, "Взгляд св. Димитрия... и проч." ("Библиограф", 1888, № 1).

Использованные материалы

  • В.М.Живов, Святость. Краткий словарь агиографический терминов
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

По информации энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона

Александр Державин, прот. Четьи-Минсм свт. Димитрия, митрополита Ростовского, как церковно-исторический и литературный памятник // Богословские труды. М., 1976. Сб. 15. С. 124-130.

ЧЕТЬИ МИНЕИ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Четьи Минеи (четьи - др. рус.: для чтения, минеи - от греч. μήν: месяц) - сборники, содержащие, в отличие от миней, не богослужебные тексты, а тексты для чтения, также расположенные по месяцам и дням года и предназначавшиеся преимущественно для внебогослужебного употребления.

Четьи-минеи содержат огромный агиографический и церковно-учительный материал, охватывающий значительную часть круга чтения Древней Руси.

Начало формирования четьих миней на Руси относится еще к домонгольскому времени, первые четьи-минеи содержат по преимуществу переводной материал, хотя, видимо, возможно было и включение русских сочинений (в Успенском сборнике, рукописи XII в., которая может рассматриваться как четья минея на май месяц, помещается Сказание о Борисе и Глебе и Житие Феодосия Печерского). Определенная переработка четьих миней была осуществлена в конце XV в. (этот этап пока что недостаточно изучен).

Великие Четьи Минеи

В середине XVI в. появляются Великие Минеи Четьи митрополита Макария, своего рода свод всей литературы Древней Руси, в котором автор, еще в бытность его архиепископом новгородским, “собрал все книгы рускыя земли”, т.е. почти все произведения церковно-повествовательной и духовно-учительной литературы древней Руси; за каждым почти житием или сказанием следуют "поучения" или слова, приспособленные к чтению в день памяти того или другого святого, и целые собрания слов св. отцов, а также и сочинения светского характера, например древнерусский перевод Козьмы Индикоплова и др. Эти дополнительные части могут включать целые собрания святоотеческих сочинений, например, на день памяти св. Дионисия Ареопагита (3 октября) приводится весь корпус ареопагитических писаний в переводе сербского инока Исаии.

Великие Минеи Четьи известны доселе в четырех списках: а) московского Успенского собора, ныне хранящийся в московской синодальной библиотеке (единственный полный список); б) так называемый "царский" список, писанный для царя Иоанна IV , без марта и апреля. Описание их Горского и Невоструева с дополнениями Е.В. Барсова, в "Чтениях Московского Общества Истории", 1884 г.; в) список Софийской библиотеки и г) список Чудова монастыря — оба неполные. Издание этих М. предпринято Императорской археографической комиссией, но доселе изданы лишь месяцы сентябрь и октябрь (трудами П. И. Савваитова и М. О. Кояловича).

Четьи Минеи Германа Тулупова и свящ. Иоанна Милютина

В XVII в. четьи-минеи составлялись Германом Тулуповым (в 1627 - 1632 гг.) и священником Иоанном Милютиным (в 1646 - 1654 гг.) - рукописи, первая в библиотеке Сергиевой лавры, вторая в синодальной библиотеке в Москве . Подробное описание М. Милютина в "Чтениях в Обществе Любителей Духовного Просвещения", 1868 г., кн. IV.

Четьи Минеи свт. Димитрия Ростовского

В конце XVII в. составление четьих миней предпринимает св. Димитрий Ростовский. Его четьи-минеи издавались четвертями с 1689 по 1705 г. Они включали только жития святых и были составлены на основе Великих Четий Миней митрополита Макария, Acta Sanctorum, издававшихся болландистами, и ряда других источников. Этому труду присущи начала исторической критики.

В течение трехсот лет после создания Четьих-Миней свт. Димитрием, митр. Ростовским, был открыт и введен в научный оборот целый ряд древних рукописных житии и хроник, о существовании которых на рубеже XVII - XVIII вв. не было известно. Уже в 1-й пол. XIX в. свт. Филарет (Дроздов) , митр. Московский, ставил вопрос о необходимости значительных добавлений, а в целом ряде случаев - составления новых текстов для Четьих-Миней житий тех святых, сведения о которых обогатились благодаря агиографическим и историческим исследованиям. Важно отметить, что традиция дополнения Четьих-Миней всегда существовала в русской агиографии. Заканчивая последний, четвертый том за три летних месяца, свт. Димитрий уже готовил исправления и дополнения ко второму изданию первого тома. В замечательном исследовании, посвященном свт. Димитрию, прот. Александр Державин писал, что у «святителя было намерение довольно широко поставить дело исправления и дополнения своих книг», но из-за болезни и смерти он успел внести добавления лишь в первый том Четьих-Миней . После кончины свт. Димитрия Четьи-Минеи были дополнены житием самого свт. Димитрия, а жития святых равноапостольных Константина и Елены - сведениями из такого важного первоисточника, как книга Евсевия Памфила «Жизнь блаженного василевса Константина». Подобной доработке был подвергнут целый ряд текстов в Четьях-Минеях.

Все четьи-минеи XVIII - XIX вв. представляют собой дополненные тем или иным материалом четьи-минеи св. Димитрия. Книга много раз переиздавалась и перерабатывалась, пользуясь громадной популярностью среди православного населения России.

Литература

И. А. Шляпкин, "Св. Димитрий Ростовский и его время" (СПб., 1891);

Свящ. В. Нечаев, "Св. Димитрий Ростовский" (М., 1849; в этом сочинении, между прочим, — специальный разбор источников, которыми пользовался св. Димитрий);

С. Ф. Платонов, "Взгляд св. Димитрия... и проч." ("Библиограф", 1888, № 1).

Использованные материалы

В.М.Живов, Святость. Краткий словарь агиографический терминов

http://www.wco.ru/biblio/books/zhivov1/Main.htm

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/007/067/67094.htm

http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=39505&p_comment=belief

По информации энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона

Александр Державин, прот. Четьи-Минсм свт. Димитрия, митрополита Ростовского, как церковно-исторический и литературный памятник // Богословские труды. М., 1976. Сб. 15. С. 124-130.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЧЕТЬИ МИНЕИ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЧЕТЬИ МИНЕИ в Кратком религиозном словаре:
    В православии сборники, в которых жития святых расположены по календарному принципу в соответствии с днями празднований. Первые русские четьи минеи …
  • ЧЕТЬИ МИНЕИ в Словаре церковных терминов:
    (четьи - др. рус. - для чтения, минеи - от греч. месяц) - сборники, в которых жития святых расположены по …
  • ЧЕТЬИ-МИНЕИ
    ежемесячные чтения; см. "Великие Четьи-Минеи" …
  • ЧЕТЬИ-МИНЕИ
    "Ч́ЕТЬИ-МИНЕИ" ("чтения ежемесячные"), сборники житий святых, составленные по месяцам в соответствии с днями чествования Церковью памяти каждого …
  • ЧЕТЬИ МИНЕИ
    см. минеи …
  • ЧЕТЬИ-МИНЕИ в словаре Синонимов русского языка:
    менологий, сборник, четьи …
  • ЧЕТЬИ МИНЕИ в словаре Синонимов русского языка.
  • ЧЕТЬИ-МИНЕИ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    мн. То же, что: …
  • ЧЕТЬИ-МИНЕИ
    четьи-минеи мн. То же, что: …
  • ЧЕТЬИ-МИНЕИ в Кратком церковнославянском словаре:
    - жизнеописание святых на каждый …
  • ЧЕТЬИ-МИНЕИ
    ("чтения ежемесячные") сборники житий святых, составленные по месяцам в соответствии с днями чествования церковью памяти каждого …
  • ЧЕТЬИ-МИНЕИ
    см. …
  • ЧЕТЬИ-МИНЕИ
    ? см. …
  • ЧЕТЬИ МИНЕИ в Словаре русского языка Лопатина:
    Ч`етьи мин`еи, Ч`етьих мин`ей (сборник житий святых); но: ч`етья мин`ея, ч`етьей мин`еи (отдельный рассказ из этого …
  • ЧЕТЬИ МИНЕИ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Четьи минеи, Четьих миней (сборник житий …
  • ЧЕТЬИ МИНЕИ в Орфографическом словаре:
    ч`етьи мин`еи, ч`етьих мин`ей (сборник житий святых); но: ч`етья мин`ея, ч`етьей мин`еи (отдельный рассказ из этого …
  • «ЧЕТЬИ-МИНЕИ»
    («чтения ежемесячные») , сборники житий святых, составленные по месяцам в соответствии с днями чествования церковью памяти каждого …
  • ЧЕТЬИ-МИНЕИ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    мн. то же, что …
  • ЧЕТЬИ-МИНЕИ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    мн. Сборники житий святых, составленные по месяцам в соответствии с днями чествования церковью памяти каждого …
  • МИНЕИ в Большом энциклопедическом словаре:
    (от греч. menaios - месячный) месячники, христианские богослужебные книги, содержащие тексты церковных служб годового …
  • МИНЕИ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (от греч. menaios - месячный), месячники, христианские богослужебные книги, содержащие тексты церковных служб годового …
  • ЧЕТЬИ МИНЕИ (ЧЕТЬИ - ДР. РУС. - ДЛЯ ЧТЕНИЯ, МИНЕИ - ОТ ГРЕЧ. МЕСЯЦ) в Православных церковных терминах:
    сборники, в которых жития святых расположены по календарному принципу в соответствии с днями празднований. Первые русские четьи минеи были составлены …
  • МИНЕИ ЧЕТЬИ в Словаре-указателе имен и понятий по древнерусскому искусству:
    (греч., слав. ежемесячные чтения) сборники, содержавшие жития святых, изложенные в порядке празднования их памяти по православному церковному календарю, а …
  • МИНЕИ ЧЕТЬИ
  • ВЕЛИКИЕ ЧЕТЬИ МИНЕИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". См. Четьи Минеи ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru О проекте | Хронология | Календарь | …
  • ВЕЛИКИЕ МИНЕИ ЧЕТЬИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". См. Четьи Минеи ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru О проекте | Хронология | Календарь | …
  • МИНЕИ-ЧЕТЬИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    "Ежемесячные чтения" (от греч. menaios - месячный и древнерус. четье - чтение), сборники церковно-религиозной литературы: житий святых, "слов", поучений, сказаний, …
  • ВЕЛИКИЕ ЧЕТЬИ-МИНЕИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Четьи-Минеи", собрание библейских книг с толкованиями прологов, патериков, переводных и оригинальных русских житий, сочинения "отцов церкви", русских церковных писателей. В …
  • МИНЕИ-ЧЕТЬИ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИН́ЕИ-ЧЕТЬИ (от греч. menaios - месячный, слав.- чтения), сб-ки, содержащие жития святых, изложенные в порядке празднования их памяти по правосл. …
  • МИНЕИ ЧЕТЬИ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    мин"ей ч"етьих, только мн. Средневековые церковно-литературные сборники, составленные по месяцам в соответствии с днями чествования памяти каждого святого и предназначенные …
  • ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Димитрий (Туптало) (1651 - 1709), митрополит Ростовский, церковный писатель, проповедник, святитель. Память …
  • ДИМИТРИЙ ТУПТАЛО в Краткой биографической энциклопедии:
    Димитрий Туптало - святой, знаменитый митрополит ростовский, родился в 1651 г. в местечке Макарове, в 40 верстах от Киева. Отец …
  • ЖИТИЯ СВЯТЫХ в Литературной энциклопедии:
    произведения, содержащие жизнеописания представителей и проводников христианской религиозной системы, мучеников и исповедников, аскетов, главным образом из среды монахов. Термин «Ж. …
  • МИНЕИ-ЧЕТЬИ в Большом энциклопедическом словаре:
    см. …
  • МИНЕИ-ЧЕТИИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    или Четии-Минеи, Четь-Минеи — произведения русской церковно-исторической и духовно-учительной литературы, в которых, по порядку месяцев (отсюда их название — минеи, …
  • МИНЕИ-ЧЕТИИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    или Четии-Минеи, Четь-Минеи? произведения русской церковно-исторической и духовно-учительной литературы, в которых, по порядку месяцев (отсюда их название? минеи, …
  • ЖИТИЯ СВЯТЫХ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • «МИНЕИ-ЧЕТЬИ» в Современном толковом словаре, БСЭ:
    см. …
  • МИНЕИ-ЧЕТЬИ в Толковом словаре Ефремовой:
    минеи-четьи мн. Сборники церковно-религиозной литературы (жития святых, поучения, сказания), расположенные по месяцам в соответствии с днями памяти каждого святого и …