Воздвижение Креста Господня: иконы праздника. Воздвижение честного и животворящего креста

Относится к числу древнейших праздников христианской церкви, достоверно не известны ни точное время, ни обстоятельства его возникновения. Неизвестно также, где именно он зародился -- в Иерусалиме или в столице Византийской империи Константинополе. В искусстве Древней Руси были широко распространены образы Воздвижения Креста, зачастую входившие в праздничный ряд иконостасов, в то время как в Византии отдельные иконы с подобным сюжетом не встречаются.

Три креста
История обретения величайшей христианской святыни -- Креста, на котором был распят Господь, -- связана с паломничеством в начале IV века равноапостольной царицы Елены на Святую землю. К этому времени место, где была совершена казнь Христа, было осквернено и забыто. На нем находилось языческое святилище в честь богини Венеры, а позже -- груды земли и мусора. По преданию, прибыв в Иерусалим, императрица Елена никак не могла отыскать Голгофу и Гроб Господень, пока ей не помог некий иудей по имени Иуда. Он указал место, где необходимо копать, и, действительно, вскоре там обнаружили Лобное место, и неподалеку от него -- три креста. Лишь один из найденных крестов был орудием казни Спасителя, а два других принадлежали распятым с Ним вместе разбойникам.

Считается, что иудей Иуда, указавший местонахождение Честного Креста, уверовал, крестился с именем Кириака и после смерти святителя Макария стал епископом Иерусалима. Позже он пострадал за веру во Христа, приняв мученическую смерть. Память священномученика Кириака совершается 28 октября (10 ноября)
На илл.: Воздвижение Креста с историей его обретения. Икона. XVI век. Сергиево-Посадский музей-заповедник (Ризница)

Истинный Крест явил себя через совершившееся чудо, по-разному описанное древними историками. Наиболее распространена версия, что силой Креста был воскрешен проносимый мимо него покойник. Некоторые источники рассказывают о больной женщине, на которую по очереди возлагали все три креста. Лишь последний из них, тот, что исцелил ее, был признан Крестом Спасителя. Церковный историк XIV века Никифор Каллист пишет, что оба эти чуда засвидетельствовали подлинность Креста. История его обретения и связанных с ней исцелений с большей или меньшей степенью подробности часто изображалась на русских иконах Воздвижения Креста Господня.

Перед собой, над головой
Что же послужило причиной установления праздника и отразилось в его иконографии? По одному из предположений, обретение реликвии царицей Еленой привлекло множество народа. Чтобы все смогли увидеть святыню, иерусалимский патриарх Макарий встал на возвышенном месте и поднял (воздвиг) Крест над своей головой. Именно это действие, возможно, легло в основу обряда воздвижения креста, который до сих пор совершается в православной церкви 14 (27 сентября). При этом в западнохристианской традиции обретение Креста празднуется не в сентябре, а в мае, что связано с чудом явления креста на небе, которое видел сын Елены император Константин. Возможно, празднование было перенесено с мая на сентябрь, так как закрепление праздника в церковном календаре тесно связано с торжественным освящением храма Воскресения в Иерусалиме, произошедшим через несколько лет после обретения Креста Еленой. Освящение состоялось как раз 13 сентября, и на следующий день было совершено особое богослужение в честь главной святыни этого храма, то есть Креста Господня.

В византийской иконографии Воздвижение Креста изображается именно как торжественное богослужение в храме во главе с епископом, стоящим в сопровождении клира на амвоне. При этом византийские композиции Крестовоздвижения встречаются почти исключительно в миниатюрах рукописей. Их построение сильно отличается от того, что привычно для русских икон: здесь епископ повернут влево (или вправо) и держит крест двумя руками перед собой, а не поднимает над головой. Кроме того, тип лика изображаемого святителя всегда разный: византийские художники создавали отвлеченный образ епископа, а не конкретно патриарха Макария. В этом убеждает тот факт, что имя святителя чаще всего иконописцы не указывали. Встречающиеся в этих сценах характерные образы святителя с короткими темными волосами с залысиной и маленькой бородой позволяют предполагать, что в этих случаях изображен св. Иоанн Златоуст, как, например, в миниатюре Лекционария XII века из монастыря Святого Пантелеимона на горе Афон. Кроме этих особенностей, отметим, что в миниатюрах никогда не проявляется желание связать празднование Крестовоздвижения с историей обретения Креста святой Еленой -- изображения равноапостольной царицы и ее сына отсутствуют.


Миниатюры с композицией Крестовоздвижения были распространены в византийских лекционариях и минологиях -- рукописных книгах, в которых в календарном порядке располагались евангельские чтения и жития святых. Причиной изображения св. Иоанна Златоуста в чине Воздвижения, возможно, является тот факт, что память святителя также приходится на 14 сентября
Воздвижение Креста Господня. XII век. Миниатюра Лекционария из монастыря Св. Пантелеимона на горе Афон

Букет и конная статуя
Самый ранний сохранившийся до наших дней русский образ Воздвижения креста -- новгородская икона конца XV века из числа святцев Софийского собора. Она является памятником сложной, детально разработанной иконографии, отличающейся от византийских образцов. Здесь в центре иконы на фоне белокаменного храма представлен архиепископ. Он совершает воздвижение креста при огромном стечении народа и в присутствии Константина и Елены. Крест в букетике из веточек он держит двумя руками над головой. По сторонам святителя поддерживают два дьякона. В этой детали отразилась реальная богослужебная обрядовая практика, зафиксированная в Чиновниках (Архиерейских служебниках. -- Ред.) новгородского собора Святой Софии и Успенского собора в Москве. В нижней части образа среди толпы народа, святителей и бояр выделяются образы людей в белых остроконечных шапочках -- традиционно считается, что это певчие, а не священники или монахи, как можно
было бы подумать.

Рассмотренная иконография в точности повторена на новгородской выносной двусторонней иконе «Крестовоздвижение -- Богоматерь Знамение» XVI века из Государственного исторического музея и на иконе этого же времени из собрания Эрмитажа. На некоторых образах Крестовоздвижения, в том числе на вологодской иконе третьей четверти XVI века (Государственная Третьяковская галерея), выше архитектурных построек возносится колонна, увенчанная конным монументом. Эта статуя является совершенно конкретной исторической реалией -- она была воздвигнута в Константинополе в VI веке, при жизни самого императора, неподалеку от храма Святой Софии. Ее описание было известно на Руси благодаря свидетельствам паломников, а наиболее ранним изображением статуи являлся несохранившийся рисунок, выполненный знаменитым Феофаном Греком. Он стал образцом при создании книжных миниатюр, а затем изображение статуи появилось и в иконописи. Ее присутствие в иконе Крестовоздвижения обозначало конкретное место действия совершаемого чина прославления Креста -- византийскую столицу, а не Иерусалим.


Букет цветов, который святитель на иконах держит вместе с воздвигаемым крестом, судя по письменным источникам, издревле украшал крест во время богослужения в день 14 сентября. Конкретные упоминания указывают, что для этого брали траву иссоп и васильки -- цветы, символизирующие царскую власть
Воздвижение Креста. Икона из праздничного ряда новгородской церкви Петра и Павла в Кожевниках. Середина XVI века. Новгородский музей-заповедник

Крест больше
Среди икон с особенностями иконографии необходимо назвать образ Крестовоздвижения из новгородской церкви Апостолов Петра и Павла в Кожевниках, где амвон, на котором стоят святитель и дьяконы, завешен красной завесой. На иконе Крестовоздвижения из частного собрания М. Елизаветина 1638 года на амвон ведут большие ступени, а святитель предстоит без привычных по сторонам фигур клириков. На двух этих иконах число предстоящих сокращено, но Константин и Елена неизменно присутствуют.
С конца XVI века распространяется особый вариант иконографии Крестовоздвижения, ставший популярным в поздней русской иконописи. Крест в иконах XVII-XVIII веков выделяется особо большим размером, достигающим человеческого роста. Так, в центре храмовой иконы из церкви села Воздвиженское, ныне хранящейся в Сергиево-Посадском музее (Ризницы Лавры), святитель держит такой крест не на голове, а перед собой, поддерживая его у основания. Точно так же построена сцена на одноименных иконах из Успенского собора Ростова Великого (конец XVII века) и из собора Сретенского монастыря в Москве (начала XVIII века). Здесь безусловно отразилось стремление представить Истинный Крест, на котором был распят Христос, ту самую обретенную в Иерусалиме святыню.

Судьба обретенного Еленой Креста Христова сложилась так, что уже в ранние времена святыня была раздроблена на множество частей, разошедшихся по всему миру. Одна из частей Креста находилась в драгоценном кресте-реликварии в Константинополе. Большая часть древа Креста хранилась в ковчеге храма Воскресения в Иерусалиме. Местонахождение обеих святынь ныне неизвестно
Воздвижение Креста. Икона из праздничного чина Успенского собора Ростова Великого. 1690-е годы, мастера Оружейной палаты. Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»

27 сентября- Воздвижение Честного и Животворящего Креста. Великий Церковный праздник.
Самый известный символ христианства — Крест Господний, который помогает людям в защите от всякого зла.

КАК И О ЧЕМ МОЛИТЬСЯ ЧЕСТНОМУ КРЕСТУ

Честному Кресту молятся в разных случаях, в радости, в беде, в счастье или в горестях. Молитва «Да воскреснет Бог…», включенная в вечернее правило — самая сильная молитва, которую необходимо знать каждому христианину. Она защитит Вас от всякого зла и беды. Святые отцы рекомендуют читать молитву Честному Кресту перед каждым выходом из дома.

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его все ненавидящие Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй беси силою на тебе пропятого Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшего и поправшего силу дьяволю, и даровавшего нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякого супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожою Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.

О ПРАЗДНИКЕ ВОЗДВИЖЕНИЯ ЧЕСТНОГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ

Еще около трехсот лет после распятия Христа происходили страшные гонения на православную Церковь. Римские правители, начиная с Нерона (правил империей в 54-68 гг.) и до Диоклетиана (правление в 303-313 гг.) разными способами уничтожали христиан, их бросали на растерзание зверям, убивали, распинали, гноили в темницах, жгли на кострах. Римские языческие цари стремились стереть с людской памяти все, что связано с приходом Сына Божиего Иисуса Христа на нашу землю.


Но в начале четвертого века, по , к власти пришел император Константин, которому перед решающим сражением за власть, было небесное знамение в виде креста. А ночью к нему явился Сам Иисус Христос и сказал, что для победы он должен римские символы на знаменах заменить на кресты. Константин исполнил повеление Господа и получил долгожданную победу, после которой он сам и его мать, царица Елена, уверовали в Истинного Бога Иисуса Христа.
Гонения на христиан царским указом были остановлены и начались восстановления христианских храмов и святынь.
В 326 году царица Елена отправилась в Иерусалим. Прибыв к святому месту, она увидела, что на месте Голгофы выстроен языческий храм в честь Венеры, на месте Гроба Господня воздвигнут храм во имя Юпитера. Он приказала разрушить языческие святилища и на их месте воздвигнуть христианские храмы.
Но необходимо было еще отыскать Крест, на котором распяли Господа Иисуса Христа. Елена долго и безрезультатно искала Святой Крест, были опрошены сотни христиан и иудеев, никто не смог дать хоть какую-то информацию. Совершенно случайно она узнала, что один старый еврей по имени Иуда может подсказать где можно отыскать святыню. Его долго уговаривали рассказать где находится это место, наконец он показал засыпанную пещеру, где может находится Крест Спасителя и два креста, на которых в тот день распяли разбойников.


С молитвами начали раскапывать пещеру и в ней обнаружили три креста, а рядом с ними нашли дощечку, на которой было на трех языках написано «Иисус Назорей, Царь Иудейский».
Чтобы понять, какой все-таки из крестов был Крестом Спасителя, привезли тяжелобольную женщину, на которую поочередно возлагали все кресты. После того, как она дотронулась до настоящего Животворящего Креста, больная получила исцеление.
Чтобы точно удостовериться, что это именно тот Самый Крест, который искали, Его приложили к умершему, которого несли хоронить. После того, как Крест коснулся покойника, тот воскрес и все совершенно убедились, что такое чудо могло произойти только от Животворящего Креста.
С огромной радостью царица Елена и все люди, которые были с ней, поклонились святыне и приложились к ней. Весть о святой находке практически мгновенно разошлась по округе и к месту обретения Креста стали собираться иудеи. Людей было так много, что многие не могли не только поклониться Кресту, но даже и увидеть Его. Чтобы показать находку, патриарх Макарий, встал на высокое место и поднял (воздвиг) Животворящий Крест, все наконец-то увидели Его и, упав на колени, молились «Господи помилуй».
Позже, по приказу равноапостольного императора Константина, в Иерусалиме, на месте Воскресения Христова началось строительство памятника этому событию, который строили целых десять лет.
Святая Елена умерла в 327 году, она восемь лет не дожила до окончания строительства. Храм в честь Воскресения Христова был освящен 13 сентября (по новому стилю) 335 года.
А следующий день, 14 сентября, был установлен праздничным днем — Воздвижение Честного и Животворящего Креста.
По заботам святой царицы Елены было основано более, чем восемьдесят храмов, в том числе в месте рождения Иисуса Христа- в Вифлиеме, в месте Вознесения Господня- на Елеонской горе, в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своей Кроестной Смертью и где была погребена Богоматерь после Успения.
За все труды, которые приложили Константин и Елена в деле распространения христианской веры, святая Церковь канонизировала их в лике равноапостольных.


В этот праздничный день христиане вспоминают ещё одно событие — возвращение Креста Господня в Иерусалим из четырнадцатилетнего персидского плена.
Хозрой II, царь Персии, напал на Иерусалим, захватил Животворящий Крест Господень и взял в плен патриарха Захарию (609-633).
14 лет Честной Крест находился в Персии до того времени, когда, с Божией помощью, император Ираклий одержал победу в битве против Хозроя. Был заключен мир и святыня, наконец-то, возвратилась христианам.
С огромной торжественностью император Ираклий в царском венце и порфире нес возвратившийся Крест на Его законное место в храм Воскресения Христова, рядом шел патриарх Захария. Но возле ворот, которые вели к Голгофе, процессия вдруг остановилась, Ираклий не смог идти дальше. Изумленному императору Святой Патриарх подсказал, что Сам Ангел Господень преградил путь, ведь Тому, Кому пришлось нести Крест, чтобы искупить человеческие грехи, прошел этот путь в смирении и в уничиженном виде.
Тогда император снял свои царские одеяния и надел простую бедную одежду. Только после этого он смог внести Животворящий Крест в храм.

«Кресту Твоему покланяемся, Владыко,
и Святое Воскресение Твое славим».
(Припев праздника)

Икона концентрирует внимание на воздвижении Креста епископом Макарием, который иногда держит пучок травы базилика. Ему помогают двое служителей в светлых одеждах. Обыкновенно действие происходит на фоне церкви о семи главах, Церкви Гроба Господня, в присутствии народа, императрицы Елены, иногда – ее сына, императора Константина Великого, наконец – знати, пришедшей преклониться перед Крестом, воздвижение которого напоминает о том, что он царствует над всем миром, искупленным им. Хотя равноапостольные Константин и Елена и не присутствовали на этом празднике в Иерусалиме, на иконе их изображают обязательно. Любая праздничная икона не является только живописным документом чествуемого события, она свидетельствует о том, какое место занимает это событие в истории спасения рода человеческого, и о всех тех, кто причастен к этому.

По преданию, близ выкопанных из земли крестов совершалось погребальное шествие, и, чтобы узнать, какой из вырытых крестов является подлинным Крестом Христовым, поднятые из земли кресты были приложены к покойнику, и, когда коснулись скончавшегося одним из крестов, произошло чудо воскресения. Так, по церковному преданию, была удостоверена с несомненностью подлинность обретения Креста.

На иконе Воздвижения Креста это чудо изображается по-разному. Иногда изображается не воскресший покойник, но старец в тяжелой болезни, исцеленный прикосновением к Кресту. Так или иначе, сохраняется свидетельство о том, что Крест был опознан совершившимся чудом. Патриарх на площади, при стечении множества народа, трижды поднял обретенный Крест. Этот совершенный патриархом чин,– Воздвижение Креста, составляет основу изображения на иконах праздника и навечно запечатлен в литургическом действии, в церковном обряде совершения праздника.

В богослужении праздника Воздвижения Честного Креста Церковь прославляет его Божественную силу как залог победы над злом, как причину нового неба и обетование вечной жизни.

ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ II СОВЕРШАЕТ ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА В ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ В МОСКВЕ. 1996 г.

Епископ или старший священник, в монастыре обычно игумен, в сопровождении сослужащих ему священников, по славословии, при пении «Святый Боже» выносит из алтаря крест, украшенный цветами, как древо жизни, становится посредине храма и при пении «Господи, помилуй», повторенном 40 раз медленно, совершает осенение храма крестом, склоняясь, как бы погружаясь, в крестную смерть Христову, и вновь выпрямляясь в образ Воскресения. Это воздвижение креста совершается пятикратно – на четыре стороны света и дважды на восток.
«Явися днесь от недр земных спасительное Древо, в храме честно возносимо архиереовыма рукама…»

Воздвижение Креста не есть только праздник обретения Креста, но, по существу, полное и совершенное прославление Креста как спасительного знамени Церкви. И не только видимого Креста, но Креста как силы Божией, содержащей мир.

«Четвероконечный мир днесь освящается, четверочастному воздвизаему Твоему Кресту» (Стихиры на целование Креста. Гл. 6).

ИКОНОГРАФИЯ РАСПЯТИЯ

Почитание Креста было не только благочестивым обычаем всех христиан. Оно закреплялось и канонически. Догмат об иконопочитании VII Вселенского Собора гласил: «Со всякой достоверностью и тщательным рассмотрением определяем: подобно изображению Честного и Животворящего Креста полагати во всех Божиих церквах, на освященных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях…».

С развитием почитания Креста Господня в Церкви зарождается иконография Распятия, в которой художественными методами решается сложная догматическая задача – показать в равной степени и единстве две сущности Христа – Человеческую и Божественную, одновременно показать и смерть, и победу Спасителя, передать конкретный исторический образ и в нем раскрыть другую реальность – реальность духовную и пророческую.

Такая иконография получает свое окончательное догматическое обоснование в 692 году в 82-м правиле Трульского Собора. Собор создает канон, который определяет дальнейшее развитие иконописных изображений Креста и Распятия.

На древних крестах прямая фигура Христа с поднятой головой и открытыми глазами только обозначает Распятие. Спаситель представлен живым, воскресшим.

«Отчего радостное чувство объемлет нас при виде водружения креста на храме? – размышляет великий тайновидец, святой праведный Иоанн Кронштадтский. – Потому, мне кажется, что христианская мысль привыкла не разделять креста от Христа распятого и в кресте видит Христа, как и во Христе видит крест, ибо распятый Христос представляет Собою крест». «Без креста не увидишь и Христа». Православного храма не бывает без креста, ибо он ставится на маковку во славу Главы Церкви – Иисуса Христа.

Есть два основных вида изображения распятого Спасителя. Древний вид Распятия изображает Христа простершим руки широко прямо вдоль поперечной центральной перекладины: тело не провисает, а свободно покоится на Кресте. Второй, более поздний вид, изображает Тело Христа провисшим,– руки подняты вверх и в стороны.

Второй вид представляет взору образ страдания Христа нашего ради спасения; здесь видно страдающее в пытке человеческое тело Спасителя. Но такой образ не передает собою всего догматического смысла этих крестных страданий. Смысл этот заключен в словах Самого Христа, сказавшего ученикам и народу: «Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12, 32).

РАСПЯТИЕ. ИКОНА. VIII в. СИНАЙ

Первый, древний вид Распятия как раз являет нам образ вознесенного на Крест Сына Божия, распростершего руки в объятии, в которое призывается и привлекается весь мир. Сохраняя образ страдания Христа, такой вид Распятия в то же время удивительно точно передает догматическую глубину смысла его. Христос в Своей Божественной любви, над которой смерть не властна и которая, страдая, и не страдает в обычном смысле, простирает к людям со Креста Свои объятия. Поэтому Тело Его не висит, а торжественно покоится на Кресте. Здесь Христос, распятый и умерший, удивительным образом жив в самой смерти Своей. Это глубоко соответствует догматическому сознанию Церкви. Привлекающее объятие Христовых рук объемлет всю Вселенную.

В лучших образцах русской иконописи XIV–XVI веков Спаситель изображается умершим на кресте. Глава склонена вправо, тело прямое или слегка изогнуто. Руки имеют горизонтальное положение, открытые ладони пробиты гвоздями. Ступни ног пригвождены, каждая отдельно своим гвоздем. Его фигура выражает Божественный покой и величие, она как бы наложена на крест, и Господь, как и в древних Распятиях, открывает свои объятия всем народам, сходя с креста навстречу людям. Крестчатый нимб с греческой надписью, что значит сущий, символически подтверждает Божественную сущность Христа и говорит о Крестной Жертве Господа.

В католических образах Христос на кресте изображается как умерший или испытывающий муки крестной казни человек. Натуралистически передается тяжесть провисающей на руках, страдающей плоти, перекрещенные ступни ног пригвождены одним гвоздем, глава увенчана терновым венцом. Такое реалистическое изображение с достоверными анатомическими подробностями является правдивой иллюстрацией казни, но ничего не говорит о главном – торжестве Господа, победившего смерть и открывшего нам жизнь Божественную. Концентрируя внимание на муках и смерти, оно обладает лишь эмоциональным воздействием.

Многие из существующих икон посвящены важным событиям в жизни христиан. Икона «Воздвижение Креста Господня» описывает обретение царицей Еленой Святого Креста, на котором был распят Иисус Христос. Есть праздник, который посвящен этому событию.

Что означает праздник Воздвижения Креста Господня?

Праздник принято отмечать 27 сентября, и посвящен он возвращению Креста Христова верующим. Его считают двунадесятым днем, посвященным Иисусу, поэтому и называют Господским днем. В 326 году произошло обретение Креста возле горы Голгофы. В VII веке также произошло возвращение Креста из плена персов. В честь возвращения Креста император дал приказ построить на этом месте храм Воскресения Христова . В этот день рекомендуется придерживаться строгого поста, благодаря чему получится жить счастливо удачно. Запрещено в этот день начинать что-то новое и строить какие-то планы, поскольку они не будут успешными. Уборка дома в этот день помогает выгнать нечистую силу. Есть примета, что если человек в этот день увидит птиц и загадает желание, тогда можно рассчитывать на его осуществление.

Как выглядит икона «Воздвижение Креста Господня»?

В центре композиции находится Крест, который стоит на ступенчатом возвышении и его поддерживают несколько священнослужителей. Вокруг помоста находятся верующие, которые радуются возвращению святыни. На заднем плане изображен храм. На разных изображениях некоторые из указанных деталей могут отсутствовать, но только Крест остается неизменным.

В чем помогает икона «Воздвижение Креста Господня»?

Этот образ обладает огромной силой, поэтому он творит чудеса. Молиться перед иконой необходимо женщинам, которые страдают от бесплодия, а также людям с серьезными заболеваниями. Помогает икона верующим обрести покой и душевное равновесие , в период смятения и сомнений.

Есть специальная молитва «Воздвижение Креста Господня»:

«Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным Христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».

История праздника

Событие, воспоминаемое в день праздника Воздвижения Креста Господня, произошло много позже описанных в Евангелии священных деяний и связано с теми промыслительными действиями, которые Господь благословил осуществить ради нашего спасения.

Причиной установления праздника явилось обретение царицей Еленой того самого Креста, на котором был распят Христос. После того как свершились величайшие события в истории человечества - Распятие, Воскресение и Вознесение Христовы, святой Крест , послуживший орудием казни Спасителя, был утерян.

Обретение его случилось в царствование императора Константина Великого в 326 году. По сообщениям церковных историков IV-V вв. (Геласия Кесарийского, Руфина Аквилейского, Сократа, Созомена и др.), мать Константина, святая равноапостольная Елена , отправилась по просьбе сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с земной жизнью Господа, а также святой Крест, чудесное явление которого стало для императора знаком победы над противником .

Крест был найден царицей Еленой и иерусалимскиим патриархом Макарием в результате раскопок близ пещеры Гроба Господня на месте языческого храма Венеры. Место, по преданию, было указано престарелым евреем из иерусалимских иудеев по имени Иуда . В земле были обнаружены три креста, рядом с которыми лежала дощечка с надписью «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». Из трех орудий казни Крест Христов был определен тогда, когда от соприкосновения с ним воскрес умерший, которого в это время проносили по улице для погребения.

Получив указание Божие на истинный Крест Господень, царица Елена, патриарх и все духовенство стали поклоняться ему и лобызать его. Чтобы дать возможность многочисленному народу увидеть Крест, патриарх Макарий, став на возвышенное место, несколько раз поднимал его, откуда и произошло название праздника как Воздвижения Животворящего Креста Господня.

Впоследствии св. царица Елена ознаменовала места, связанные с земной жизнью Спасителя , основанием более 80 храмов, в числе которых были храмы, воздвигнутые в Вифлееме (на месте Рождества Христова), на горе Елеонской, откуда Господь вознесся на небо, и в Гефсимании , где Спаситель молился перед Своими крестными страданиями.

В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Древа Креста Господня и гвозди, которыми был прибит Спаситель. Император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова , включавший в себя Гроб Господень и Голгофу. Храм был освящен уже после смерти равноапостольной Елены 13 сентября года. На следующий день, 14 сентября (27 сентября н.ст.), было установлено праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.

В день Воздвижения вспоминается еще одно событие, связанное с Крестом Господним, - его возвращение из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим . В VII веке персидский царь Хозрой II в войне против греков разбил греческое войско, разграбил Иерусалим и в числе многих святынь увез и Животворящий Крест. Лишь при императоре Ираклии, победившем с Божией помощью Хозроя в 629 г., христианам была возвращена их великая святыня. При встрече возвращенного из Персии Креста, как и некогда при событии его обретения, предстоятель, давая возможность всем собравшимся на торжество видеть Святыню, несколько раз воздвигал для поклонения Животворящее Древо.

Установление праздника

В начале своего установления праздник Крестовоздвижения был непосредственно связан с праздниками в честь освящения базилики Мартириума и ротонды Воскресения, основанным на месте Распятия и погребения Господа, по отношению к которым он имел первоначально второстепенное значение. Согласно «Пасхальной хронике» VII в., первое общецерковное празднование Воздвижения было совершено 17 сент. 334 г. в ходе торжеств при освящении иерусалимских церквей.

В конце IV в. праздник Обновления базилики Мартириума и ротонды Воскресения был в Иерусалимской Церкви одним из трех главных праздников наряду с Пасхой и Богоявлением. По свидетельству паломницы Эгерии этого времени Обновление праздновалось в продолжение восьми дней. Каждый день совершалась Божественная литургия; храмы украшались так же, как и на Богоявление и Пасху. На праздник в Иерусалим приходило множество людей, в том числе и из отдаленных областей - Месопотамии, Египта, Сирии.

Таким образом, первоначально Воздвижение было установлено как дополнительный праздник, сопровождающий основное торжество в честь Обновления иерусалимского храма Воскресения. К концу VII в. тесная связь праздников Обновления и Воздвижения перестала ощущаться. Впоследствии именно Крестовоздвижение стало основным праздником по отношению к Обновлению, которое сделалось предпраздничным ему днем.

Особенностью богослужения Воздвижения Честнаго Креста является вынос Креста на утрени после Великого славословия. Священник кладет Крест на аналое на середине храма, а затем совершается троекратное поклонение Кресту с пением тропаря «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» . Это песнопение поется также и на Литургии вместо обычного Трисвятого. Крест находится на середине храма до отдания праздника, чтобы все желающие могли в любое время приложиться к нему.

В честь Распятого Спасителя праздник Воздвижения соединен со строгим постом. Эта особенность получила свое начало от императора Ираклия, который, возвратив из Персии Святой Крест, нес его в храм в простой одежде и с необувенными ногами и заповедал потому проводить этот праздник в посте.

Священные песнопения Воздвижению были составлены святыми отцами V-VIII вв. - Андреем Критским (часть стихир на литии), Феофаном Исповедником, императором Львом Мудрым и др. Канон Воздвижению написан прп. Косьмой, епископом Маюмским.

Духовный смысл праздника

«Крест - хранитель Вселенной», «Крест - красота Церкви», «Крест Ангелов слава и демонов язва» - в таких дивных словах Святая Церковь прославляет Честной Крест в торжественный день праздника его Всемирного Воздвижения.

Авторы песнопений, посвященных этому событию, не много останавливаются на самом факте обретения Креста, а более обращают свой мысленный взор на Пасху - крестные страдания, смерть и тридневное воскресение Спасителя. Не случайно некоторые тексты очень напоминают песнопения служб Великого Пятка.

Святой Крест, благоговейно чествуемый Церковью, является указанием для личной жизни каждого из нас. Он напоминает христианину об обязанности самоотвержения по евангельскому слову: «если кто хочет идти по Мне, да отвергнется себе, и возьмет крест свой и по Мне грядет» (Лк. 9, 23; Мк. 8, 34).

Праздник Воздвижения имеет и прямое отношение ко второму пришествию Господню, так как, по слову Спасителя, страшный суд будет предварен явлением знамения Креста: «Тогда явится знамение Сына человеческаго на небе; и тогда восплачутся все племена земная, и увидят Сына человеческаго, грядущаго на облаках небесных с силою и славою великою» (Матф.24, 30). Этот эсхатологический аспект праздника призывает нас к ответственности, к глубоким, покаянным размышлениям.

Иконография

Зрелый вариант иконографии Воздвижения Креста Господня, характерный и для современных православных икон, получил развитие на русских образах XV-XVI вв. Он представляет собой многолюдную сцену, изображенную на фоне одноглавого храма. В центре на полукруглом амвоне стоит Патриарх с поднятым над головой Крестом, украшенным веточками растений, его поддерживают под руки диаконы. На первом плане изображаются святители, певцы в остроконечных шапках и пришедшие поклониться святому Древу. Справа под киворием, как правило, пишутся фигуры царя Константина и царицы Елены. Иногда на иконе Воздвижения изображается напоминание о чуде, сопутствовавшем этому событию, в виде образов воскресшего покойника или старца в тяжелой болезни, исцеленного прикосновением ко Кресту.

Самые ранние варианты данного извода представлены на одной из «таблеток» (иконы-святцы), происходящей из ризницы новгородского Софийского собора (кон. XV в., НГОМЗ), а также на ряде других икон: трехрядница «Воздвижение. Чудо Георгия о змие. Избранные святые» из собрания И. С. Остроухова (нач. XVI в., ГТГ), «Воздвижение» 2-й пол. XVI в. (ГТГ), трехрядница «Воздвижение. Покров. Избранные святые» (1565, ГТГ); двусторонняя «Богоматерь Воплощение. Воздвижение Креста» (XVI в., ГИМ) и др.

Описанному иконографическому варианту Воздвижения Креста Господня предшествовали парные изображения святых равноапостольных Константина и Елены с Крестом в руках или стоящих по сторонам Креста, известные с X в. (росписи церквей в Каппадокии, X в., стенопись кафоликона греческого монастыря Осиос Лукас в Фокиде, 30-е гг. XI в., известная фреска Мартириевской паперти Софийского собора в Новгороде, XI в, и др.). Подобный извод получил широкое распространение в росписях XII-XIV вв. На иконе 1613 г. из монастыря Бистрица в Румынии царь и царица представлены по сторонам от Патриарха, молитвенно воздев руки. В XVII в. такая иконография, дополненная изображением царя Алексея Михайловича, царицы Евдокии и Патриарха Никона, становится популярна в русском искусстве.

Изображения события обретения Креста императрицей Еленой известны в византийском искусстве с IX в. (миниатюра из «Слов Григория Назианзина»). На раннем этапе формирования иконографии в основу композиции Воздвижения легла не историческая сцена с Патриархом Макарием, а изображение чина воздвижения Креста в соборе Св. Софии в Константинополе. Самым ранним примером является миниатюра из Минология Василия II, где представлен епископ на ступенчатом амвоне перед алтарем, держащий в вытянутых руках Крест. С незначительными отличиями в деталях эта сцена повторяется в миниатюрах из синаксарей (Синаксарь Захарии Валашкертского, первая четверть XI в.), лекционариев и псалтирей (Лондонская (Феодоровская) Псалтирь, 1066 г., Балтиморская псалтирь, XIV в., Киевская псалтирь, 1397 г.), а также на иконах (икона из монастыря св. вмц. Екатерины на Синае).

В Евангелии с синаксарем XI в. представлены две сцены - «Поклонение Кресту» и «Воздвижение Креста». На первой слева изображены клирики, покланяющиеся Кресту, лежащему на престоле, справа представлен епископ с нимбом, держащий кадило и Евангелие, за ним - три епископа без нимбов. На амвоне изображен епископ с Крестом и три клирика, все в повороте вправо.

В Псалтирях сцена Воздвижения обычно иллюстрирует псалом 98. Лицом, воздвизающим Крест, является здесь святитель Иоанн Златоуст. Возможно, это связано как с тем, что на 14 сентября приходится память этого святителя, так и с тем, что он является одним из основоположников константинопольской богослужебной традиции.

Изображения императора Константина в сцене Крестовоздвижения появляются только в палеологовскую эпоху. В настенном минологии сербской ц. Успения Богородицы монастыря Грачаница (ок. 1320 г.) в композиции Воздвижения справа от амвона представлен император с Крестом на длинном древке. В верхней части фрески расположены поясные изображения святителя Иоанна Златоуста и неизвестного св. папы.

В росписи церкви греческого монастыря Св. Креста (Ставрос ту Агиасмати) близ Платанистасы (Кипр), 1494 г., представлен целый иконографический цикл, посвященный явлению Креста императору Константину и истории обретения Креста императрицей Еленой.

Тропарь, глас 1

Спаси, Господи, люди Твоя / и благослови достояние Твое, / победы православным христианом на сопротивныя даруя // и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Кондак, глас 4

Вознесыйся на Крест волею, / тезоименитому Твоему новому жительству, / щедроты Твоя даруй, Христе Боже, / возвесели силою Твоею верныя люди Твоя, / победы дая нам на сопостаты, / пособие имущим Твое оружие мира, // непобедимую победу.

Величание

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / и чтем Крест Твой Святый, / имже нас спасл еси // от работы вражия.

Молитвы

Кресте честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упраздняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь.


Накануне решительной битвы с римским правителем Максенцием, император Константин и все его войско увидели на небе святой Крест с надписью «Сим победиши». В этот же день во сне Константин увидел Христа, повелевшего ему сделать на знаменах своих войск кресты и предрекшего, что он победит противника. Константин исполнил повеление Божие и, одержав победу, велел поставить в Риме на городской площади статую с крестом в руке. С воцарением Константина преследования христиан прекратились, а сам император крестился незадолго до своей смерти, считая себя недостойным принять раньше это таинство.

О человеке, который помог обрести Крест, в предании сообщается, что он впоследствии принял христианство с именем Кириак, стал иерусалимским епископом и принял мученическую кончину во времена Юлиана Отступника.