Новые выставки в третьяковке май. Третьяковская галерея на крымском валу

Анонсируем самые ожидаемые выставочные проекты, которые подготовила Государственная Третьяковская галерея.

1. Карл Брюллов. Портреты изчастного собрания Санкт-Петербурга

Выставка, которая откроется 24 января 2018 года, познакомит московскую публику спроизведениями знаменитого художника, которые неувидишь впостоянных музейных экспозициях. Восемь работ, созданных Карлом Брюлловым вразличные годы, демонстрируют разнообразие портретного жанра втворчестве мастера: это парадные икамерные изображения, групповой семейный портрет, конный « портрет-прогулка» , автопортреты.

Среди произведений вэкспозиции- парадное изображение « Дама уфортепьяно» (1838), « Портрет Е. П. Гагариной ссыновьями Евгением, Львом иФеофилом» (1824), атакже повторение самого известного автопортрета Карла Брюллова.

Карл Брюллов. « Портрет Е. П. Гагариной ссыновьями Евгением, Львом иФеофилом» (фрагмент). 1824

Карл Брюллов. « Портрет молодой женщины уфортепиано» (Эмилия Тимм). 1838. Частная коллекция

Выставка « Карл Брюллов. Портреты изчастного собрания Санкт-Петербурга » работает с24 января по24 июня 2018 года.

2. Картины русской истории

Еще одна презентация февраля вмузее- экспозиция « Картины русской истории» , которая представит зрителям работы исторических живописцев второй половины XIX- начала ХХвека: Василия Смирнова, Григория Седова, Константина Маковского, Клавдия Лебедева идругих.

Марфа Посадница. Уничтожение новгородского веча. Клавдий Васильевич Лебедев, 1889

После завершения сложного комплекса реставрационных работ зрители увидят масштабное полотно Клавдия Лебедева « Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского веча» (1889). Изначально представленное на19-й выставке ТПХВ, полотно размером 4 на2,5метра впервые экспонируется вТретьяковской галерее.

3. Ретроспектива Василия Верещагина

Весенний сезон вТретьяковской галерее откроется масштабной ретроспективой лучших работ Василия Васильевича Верещагина (1842− 1904)- выдающегося русского живописца, историка, исследователя иэтнографа. Основной состав экспозиции составят работы изсобрания Третьяковской галереи, которые дополнят работы изГосударственного Русского музея исобраний Новгорода, Вологды, Казани, Перми. Зрители увидят около 100 живописных и130 графических произведений.

Мавзолей Тадж-Махал вАгре. Василий Васильевич Верещагин, 1876

Произведения будут демонстрироваться сериями, посвященными походам ипутешествиям Верещагина: Туркестанская, Балканская, Индийская серии, « Русский Север» , Японская серия. Выстраивая экспозицию таким образом, кураторы выставки учитывают стремление самого художника сохранять целостность каждой изних. Цикл»Трилогия казней» и« Палестинская серия» станут особыми разделами навыставке. Одна изтеоретических проблем, которую ставит выставка,- размышления ограницах реализма напримере творчества Верещагина.

Ретроспектива Василия Верещагина вНовой Третьяковке будет работать с6марта по15 июля 2018 года.

4. Путник повселенным. Максимилиан Волошин

4 апреля вНовой Третьяковке откроется выставка, накоторой будут представлены лучшие акварели Максимилиана Волошина (1877− 1932). Вэкспозиции- работы европейского периода, который менее известен зрителю, атакже крымские пейзажи 1920-х годов. Реалистические виды Коктебеля иего окрестностей будут демонстрироваться отдельно отфантастических сочиненных пейзажей.

Лунное безмолвие. Максимилиан Александрович Волошин, 1930

Помимо акварелей навыставке будут показаны малоизвестные произведения печатной графики- офорты, выполненные Волошиным впарижской мастерской Елизаветы Кругликовой, портреты иинтерьеры, первые издания поэтических сборников, архивные фотографии.

Экспозиция будет дополнена прижизненными портретами художника, видами коктебельского дома иего гостей работы Анны Остроумовой-Лебедевой , Елизаветы Кругликовой, Бориса Кустодиева. Всего навыставке будет экспонироваться около 120 работ.

Выставка « Путник повселенным. Максимилиан Волошин» будет открыта с04 апреля по19 августа 2018 года.

5. Илья иЭмилия Кабаковы.

« Вбудущее возьмут невсех»

Масштабная ретроспектива, которая до28 января проходит вГалерее Тейт Модерн(Лондон), затем переедет вЭрмитаж (Санкт-Петербург , 20 апреля- 29 июля 2018), вобновленном варианте развернется всамых крупных залах Третьяковской галереи с7 сентября 2018 года. Вэкспозиции будет представлено более 100 произведений Кабаковых- живопись, графика, альбомы, макеты, атакже масштабные инсталляции. Среди последних центральное место займут « Лабиринт (Дневник моей матери)» (1990), « Человек, улетевший вкосмос изсвоей комнаты» (1985), « Три ночи» (1989), « Предметы его жизни» (2005).

Илья Кабаков. « Человек, улетевший вкосмос изсвоей комнаты» . 1985

Название выставки повторяет название одного изцентральных проектов экспозиции- инсталляции « Вбудущее возьмут невсех» (2000), представляющей железнодорожные пути судаляющимся поездом, накоторых лежат отвергнутые будущим картины.

ВТретьяковской галерее будет представлена непоказанная вТейт Модернинсталляция « Случай вмузее, или Музыка наводе» (1992). Особый раздел включит ранние работы Ильи Кабакова 1960− 1970-х годов.

Выставка Ильи иЭмилии Кабаковых « Вбудущее возьмут невсех» открыта с7 сентября 2018 по13 января 2019 года.

6. Михаил Ларионов

19 сентября 2018 года вНовой Третьяковке откроется крупная ретроспективная выставка Михаила Фёдоровича Ларионова (1881− 1964), одного изосновоположников русского художественного авангарда иего признанного лидера. Всостав экспозиции войдут около 500 экспонатов, которые представят все основные направления творчества художника, атакже широкий круг интересов Ларионова-коллекционера .

Сад. Михаил Федорович Ларионов, 1904

Экспозиция представит произведения изроссийских собраний, атакже изкрупных зарубежных коллекций Центра Помпиду, Музея Людвига иГалереи Тейт. Навыставке впервые покажут собранные вместе работы изсерии « Времена года» (1912, « Зима» и« Осень» - ГТГ, « Весна» - Центра Помпиду).

Раздел французского периода творчества мастера включит нетолько живопись, ноизначительный корпус графических произведений Ларионова, многие изкоторых впервые предстанут перед публикой. Также будут экспонироваться работы 1910− 1920-х годов, связанные с« Русскими сезонами» Дягилева: Ларионов выступал как художник-декоратор , автор либретто, консультант ихореограф.

7. Архип Куинджи

С3 октября вИнженерном корпусе открывается большая выставка выдающегося пейзажиста, одного изсамых ярких представителей русской живописи второй половины XIX столетия Архипа Ивановича Куинджи (1842− 1910). Проект представит более 120 произведений мастера изколлекции Третьяковской галереи, Государственного Русского музея инескольких региональных музеев, обладающих работами живописца исключительного качества. Особый акцент будет сделан наэтюдах художника- ведь именно вовремя работы над ними происходили творческие поиски иэксперименты мастера.

Лунная ночь наДнепре. Архип Иванович Куинджи, 1880

8. Неизвестные передвижники

Завершится выставочный сезон Третьяковской галереи масштабной экспозицией»Неизвестные передвижники» , которая представит зрителям около 200 произведений Ильи Репина, Валентина Серова, Исаака Левитана, Ивана Шишкина идругих, выполненные вграфических техниках. Графика непублична, это техника « для себя» , дающая абсолютную свободу самовыражения- так считают кураторы. Вэтом виде искусства знаменитые ихорошо известные живописцы предстают непривычными и, без преувеличения, « неизвестными художниками» , скоторыми ипредстоит заново познакомиться зрителям.

Вид вокрестностях Дюссельдорфа. Уменьшенный вариант одноименной картины. Иван Иванович Шишкин, 1865

Выставка « Неизвестные передвижники» откроется 23 ноября 2018 ибудет работать до19мая 2019 года

На выставке «Пять измерений» в ГТГ представлено свыше 120 работ от 1970-х годов до наших дней. Участвуют произведения 50 авторов

Государственная Третьяковская галерея
23 августа - 8 октября 2017
Москва, Крымский Вал, 10, залы 80–82

Впервые за последние десятилетия Третьяковская галерея открывает масштабную выставку современной скульптуры. Проект, организованный совместно с Объединением московских скульпторов, представляет обобщающий взгляд на многообразие стилей и направлений, в которых сегодня работают несколько поколений мастеров пластики, начиная с 1992 года.

Со времени проведения последней значительной выставки скульптуры в Третьяковской галерее прошло уже достаточно времени, чтобы назрела необходимость во всеобъемлющем проекте, целостном исследовании, способном показать срез развития современной пластики. За точку отсчета взят 1992 год - дата основания Объединения московских скульпторов. Кроме того, 1990-е годы явились переломным периодом для искусства скульптуры: исчезла система госзаказа, обеспечивавшая мастеров средствами на покупку материалов и инструментов. Для художников, занимавшихся скульптурой - трудоемким видом искусства, требующим значительных денежных затрат, наступили трудные времена. Тем не менее они продолжали работать, и период 1990-х дал, как и всякое переломное время, мощный творческий импульс, возможность осмысления пройденного и одновременно посыл к новым поискам.

В названии выставки «Пять измерений» образно отражено стремление современной скульптуры расширять привычные границы. В экспозиции представлены работы, находящиеся на грани скульптуры и «не скульптуры», когда видовые границы размываются. Предельный отход мастеров от главных маркеров ваяния - фигуративности, объемности, образной определенности - заставляет задуматься о совершенно иных принципах восприятия пластики в XXI веке. Выставка дает возможность заглянуть в творческую лабораторию художника и отражает разнообразие исканий современных скульпторов: фигуративные и абстрактные решения, любование натурой и холодную конструктивность предметного мира, игру цвета, формы, материала.

Представлены произведения как из мастерских авторов, так и из собрания Третьяковской галереи. Большую часть работ, многие их которых создавались специально для проекта, посетители выставки увидят впервые. Экспозиция строится по принципу контрастов и сопоставлений, чтобы побудить зрителя к собственным размышлениям. Одной из центральных работ выставки станет произведение «Пушкин на Кавказе» (2016) Владимира Соскиева, выполненное в сложной смешанной технике. Масштабная экспериментальная композиция, объем которой формируют многочисленные разноразмерные детали из дерева и войлока, напоминает мозаику, поглощающую свет матовыми гранями.

Участниками проекта стали ныне живущие именитые мастера и молодые скульпторы, работающие в Москве. Их можно условно разделить на несколько поколений: рожденные в 1930–40-х, 1950–60-х, 1970-х - начале 1980-х и в конце 1980-х - 1990-х. Старшее поколение - авторы, чье искусство представляет собой радикальный эксперимент в пластике: Валентина Апухтина, Людмила Богуславская, Андрей Красулин, Андрей Диллендорф, Николай Силис. Расцвет их творчества пришелся на 1970-е, когда художники начали открывать для себя западное искусство. Работа из серии «Самородки» Андрея Красулина была вдохновлена образом смятой бумаги, лежащей в картонной коробке. Скульптор, заметивший в нерукотворном предмете красивую форму и удивительную пластику, бережно сохранил ее нетронутой вплоть до отливки в материале. Особым образом тонированная и установленная, форма приобрела ценность произведения искусства.

К следующему поколению принадлежат признанные скульпторы с мировым именем, крупнейшие мастера-монументалисты, которым свойствен точный пластический язык. Это узнаваемые авторы с собственным художественным стилем. Среди них те, кто сейчас преподает в лучших творческих вузах, - Александр Рукавишников, Сергей Мильченко, Дмитрий Тугаринов. Сергей Мильченко представляет на выставке произведение «Ангел-хранитель» (2014), где металл используется в сочетании с деревом в качестве мощного средства создания образа. Александр Рукавишников выполнил графические работы специально для выставки, а бронзовая скульптура «Девочка с прыгалками» будет экспонироваться впервые. Анатолий Комелин, принадлежащий этой же плеяде, никогда не стремился к публичности, но всегда был интересен скульптурному сообществу из-за максимальной степени экспериментальности своего творчества. Виктор Корнеев, искусно работающий с пластикой человеческого тела, приверженец привычных скульптурных материалов, неожиданно облачил свою «Обнаженную» (2017) в пластик, к тому же выкрашенный в пронзительно-фиолетовый цвет.


Скульпторы, рожденные в 1970–1980-х годах, уже сформировались как авторы, нашедшие свой художественный метод и стремящиеся к лаконичности и знаковости. Это поколение занято поисками метафорического языка, выражающего обобщенные идеи, отвлеченные понятия. Александр Ворохоб и Илья Гуреев работают с одним из основных объектов для скульптуры - человеческим телом. В произведении «Жилмассив» Александр Ворохоб ищет темы и знаки, присущие повседневной жизни, и пытается говорить об окружающей среде и ее унифицированности скульптурным языком. Андрей Молчановский работает с оптическим стеклом. Предельная степень отхода от традиционного воплощения портретного жанра отражена в его «Парадном портрете госпожи Гибель» (2016), созданного из блоков стекла, которые имитируют подобие женского бюста.

Молодое поколение, недавние выпускники творческих вузов, сейчас переживает период активного эксперимента и стремится к образной и пластической концентрации, а также к лаконизму средств выражения. Это такие авторы, как Алексей Дмитриев, Александр Агбунов, Василиса Липатова, Михаил Плохоцкий. Серия М. Плохоцкого «Цветы уходящей эпохи» представляет собой авторское переосмысление металлоконструкций, оставшихся от снесенных московских киосков. Это своего рода recycle, переработка и возрождение утилизированного сырья в новый, уже художественный образ. Размышление М. Плохоцкого о ныне существующей цивилизации находит продолжение в работах Василисы Липатовой о цивилизации будущего. Выполненные из пластика в технике ручной 3D-печати «Объекты космической параллели» представляют собой полупрозрачные фантазийные объемы, парящие над головами зрителей.

Участники выставки: Александр Агбунов, Мария Александрова, Кирилл Александров, Сергей Антонов, Валентина Апухтина, Леонид Баранов, Михаил Белянин, Людмила Богуславская, Владимир Буйначев, Дмитрий Воронин, Александр Ворохоб, Илья Гуреев, Владимир Давыдов, Михаил Дронов, Андрей Диллендорф, Алексей Дмитриев, Валерий Епихин, Владимир Заботкин, Екатерина Казанская, Иван Казанский, Ольга Карелиц, Олег Ковригин, Анатолий Комелин, Виктор Корнеев, Геннадий Красношлыков, Андрей Красулин, Василиса Липатова, Лев Матюшин, Анатолий Машаров, Сергей Мильченко, Лев Михайлов, Андрей Молчановский, Елена Мунц, Михаил Неймарк, Михаил Плохоцкий, Александр Рукавишников, Александр Свиязов, Николай Силис, Александр Смирнов-Панфилов, Владимир Соскиев, Елена Суровцева, Дмитрий Тугаринов, Георгий Франгулян, Ольга Хан, Билар Царикаев, Зураб Церетели, Александр Цигаль, Борис Чёрствый, Игорь Шелковский, Галина Шилина.

Источник : пресс-релиз ГТГ



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов сайт, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. сайт не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Ретроспектива. ГМИИ им.А.С. Пушкина.

ГМИИ имени А.С. Пушкина

В ГМИИ им. А.С. Пушкина показывают первую в России масштабную выставку французского художника с русскими корнями, яркого представителя Парижской школы Хаима Сутина. Экспозиция насчитывает более 60 работ — портретов, натюрмортов и пейзажей — из собраний музея Оранжери, Центра Помпиду, Музея современного искусства города Парижа, Лувра, Музея Пикардии, Галереи Тейт, частных собраний разных стран, а также работы из коллекции московского Музея искусства авангарда.

На выставке можно увидеть хрестоматийные работы мастера, среди которых: «Сиеста», «Большая шляпа», «Девушка в красном, опирающаяся на стул», «Ребенок с игрушкой», «Женщина, входящая в воду», а кроме того, его натюрморты с мертвыми тушами животных и лирические пейзажи.

Выставка продлится до середины января.

7-я Московская международная биеннале современного искусства. Новая Третьяковка.


Bjork Digital

Основной проект нынешней биеннале, в котором представлены 52 художника из 25 стран, получил название «Заоблачные леса» и расположился в Новой Третьяковке на Крымском валу. Участники исследуют связи между природой и технологиями, предоставляя зрителю возможность бродить среди комнатных растений, жидкокристаллических экранов и гербариев.

Впервые в истории Московская биеннале продолжается 4 месяца. Экспозиция завершит работу 18 января.

Модернизм без манифеста. ММОМА

Лев Бродаты. «Телеграмма». Около 1930

Работы из крупнейшей частной коллекции отечественного искусства XX века в Московском музее современного искусства показываются в двух частях. Выставка-исследование оспаривает традиционное разделение советского искусства на «авангард» и «соцреализм», и во второй части демонстрирует «модернизм» — малоизученные работы ленинградской школы 1920-50-х гг.

В экспозиции — Петров-Водкин, Владимир Гринберг, ученики , художники круга из Детгиза, мастера литографии из Экспериментальной полиграфической мастерской ЛОСХ.

Зимний дворец и Эрмитаж в 1917 году. Государственный Эрмитаж.

Петербургский Эрмитаж, как и многие другие музеи, отмечает 100-летие Октябрьской Революции и представляет свою программу мероприятий. В центре событий — две выставки в парадных залах Зимнего дворца, посвященные музейным зданиям и императорской резиденции в 1917 году.

Экспозиция в Аванзале вспоминает историю Лазарета имени наследника цесаревича Алексея, который был открыт в Зимнем дворце в 1915 году и просуществовал до 27 октября 1917 года. На выставке можно увидеть фотографии, документы, мемориальные вещи, в том числе предметы фирмы Фаберже.

Экспозиция Николаевского зала рассказывает об основных событиях, которые привели к Февральской революции, отречению и Октябрьскому перевороту. В Концертном зале можно узнать о том, как Императорский Эрмитаж стал Государственным музеем, и как отнеслись хранители музея к событиям 1917 года и новой власти.

Эль Лисицкий. Третьяковская галерея.


Сергей Ведяшкин/Агентство «Москва»

В конце года сразу в двух музеях — Третьяковской галерее и Еврейском музее и центре толерантности — открылась первая большая ретроспектива , талантливого художника-авангардиста, создателя «проунов» и складной мебели, современника Шагала и Малевича, широко известного западному миру и, по иронии судьбы, почти забытого на родине.

В Еврейском центре толерантности показывают ранние, «доавангардные» работы художника, а в Третьяковке на Крымском валу — его более зрелые, в том числе немецкие проекты 20-х гг. и проуны (значение аббревиатуры «проун» — «проект утверждения нового», «Газета.Ru»). Лисицкий придумал «горизонтальные небоскребы» для московского Бульварного кольца, сконструировал трибуну Лениа; создал необычный проект типографии ; оформил самые разные выставки, например, главный павильон Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.

Всего в экспозиции представлено около 400 экспонатов из отечественных и зарубежных коллекций — живопись, графика, фотографии, типографика, иллюстрации, плакаты, коллажи, рукописи.

В апреле Третьяковская галерея покажет большую монографическую выставку Зинаиды Серебряковой. Фото РИА Новости

В 2016 году Москва продолжила впечатлять ажиотажем вокруг выставок изобразительного искусства. Выставку Рафаэля в ГМИИ им. Пушкина посетило за три месяца более 200 тыс. человек. На выставку Ивана Айвазовского в Третьяковскую галерею за четыре месяца пришло около 600 тыс. человек. Несколько сотрудников со скандалом уволили за спекуляцию билетами, а в последние дни работы проекта музей работал до полуночи. Следующий проект Третьяковки - «Шедевры Пинакотеки Ватикана» – открылся осенью и продлится до 19 февраля. Однако попасть на экспозицию уже невозможно: полностью завершилась продажа билетов. Они впервые были именные, их можно было купить только в Интернете или в кассе в ограниченном количестве, и последняя партия заветных входных закончилась 13 января.

Наступивший 2017 год обещает быть не менее щедрым на громкие экспозиции. Так, в ГМИИ им. Пушкина уже 24 января откроется камерный проект, посвященный одноименным графическим циклам «Капричос» Франсиско Гойи и Сальвадора Дали. Экспозиция попытается сопоставить замысел и эстетику двух серий эстампов, которые разделяет более полутора веков. Однако несмотря на внутреннюю красоту и глубину выставки, скорее всего не она имеет шанс стать рекордсменом посещаемости. В июне ГМИИ откроет очередной итальянский проект, на этот раз из разных собраний привезут около 40 произведений великих венецианцев – Тициана, Веронезе и Тинторетто. Итальянские экспозиции – бессменные фавориты музейных посетителей, ожидать большого внимания стоит и на этот раз.

Другой претендент на любовь публики – выставка из собрания венской Альбертины, которая приедет в Москву в октябре. В экспозиции 120 рисунков важнейших австрийских да и общеевропейских авангардистов – Густава Климта и Эгона Шиле. Покажут, конечно, разные аспекты творчества обоих мастеров, но с учетом того что и Климт, и особенно Шиле известны своими эротическими рисунками, не только поражавшими откровенностью публику 100 лет назад, но и впечатляющими современного зрителя, не стоит исключать общественного недовольства.

Следуя последним музейным тенденциям, ГМИИ решил провести и выставку-интервенцию – проект, в котором работы современных художников вторгаются в пространство классического искусства. В прошлом году проект такого плана в Эрмитаже вызвал большой общественный резонанс: тогда работы бельгийца Яна Фабра стали шоком для многих посетителей, осудивших как самого мастера, так и руководство Эрмитажа. Рвать шаблоны и взрывать старые смыслы в главном московском музее поручено молодой и задорной группе Recycle. Сможет ли она добиться подобного эффекта, увидим уже в мае.

Завершит же год Пушкинский ретроспективой Хаима Сутина, первой в России. В экспозиции, которая отроется 11 ноября, выставят около 60 работ из французских и русских музейных и частных собраний.

Государственная Третьяковская галерея также может похвастаться солидной программой. Уже 7 февраля откроется выставка «Шедевры византийского искусства XII–XV веков». Византийская цивилизация оказала важнейшее влияние на развитие Древней Руси, и в России есть представительные коллекции византийского искусства. Однако в этой экспозиции покажут византийские иконы, рукописи, предметы декоративно-прикладного искусства, специально приехавшие из музеев Греции.

Полгода назад большую экспозицию византийских сокровищ из разных собраний Греции уже показывал петербургский Эрмитаж, теперь другую подборку экспонатов можно будет посмотреть и в Москве.

В апреле в Третьяковской галерее нас ждут сразу две впечатляющие ретроспективы. В Инженерном корпусе 4 апреля откроется крупнейшая за последние 30 лет монографическая выставка Зинаиды Серебряковой. В 2014 году Третьяковка уже отмечала 130-летие со дня рождения художницы выставкой, но тогда акцент сделали на творчество Серебряковой в эмиграции. В новом проекте, наоборот, особенно полно покажут русский период, здесь будет много ранних портретов и пейзажей. Работы парижского периода приедут из французских собраний и будут экспонироваться в России впервые.

В здании на Крымском Валу 19 апреля стартует еще одна масштабная выставка под грифом «впервые». Первый раз московскому зрителю представится возможность увидеть около сотни работ Джорджо де Кирико – они приедут из музеев Италии, Франции и Великобритании. Великий итальянский основатель метафизической живописи представлен в России лишь единицами работ. В будущей экспозиции – живопись, графика, скульптура, а также театральные костюмы, выполненные художником для антрепризы Сергея Дягилева к балету «Бал» 1929 года.

Наконец, еще одна монографическая выставка намечена на осень: 16 ноября откроется наиболее полная ретроспектива Эля Лисицкого, причем проходить она будет сразу на двух площадках – в Третьяковской галерее и Еврейском музее и центре толерантности. Около 200 экспонатов представят все периоды творчества одного из ведущих мастеров русского авангарда, здесь будет и живопись, графика, объекты, дизайнерские эскизы, фотография, а также большой корпус архивных документов.

Музеи Московского Кремля на 2017 год анонсировали три крупных зарубежных проекта. Из Франции приедет выставка драгоценностей и реликвий эпохи Людовика IX Святого, одного из самых знаменитых французских королей, правивших государством в XIII веке. Витражи Сент-Шапель, готическая скульптура, миниатюры, ювелирное искусство – все это можно увидеть в Одностолпной палате Патриаршего дворца уже с 3 марта. Летом же экспозицию сменит проект из Японии, посвященный культуре страны второй половины XIX – начала XХ века. Наконец, завершит год большая выставка португальского искусства, которая расскажет о периоде расцвета Португалии в XVI–XVIII веках и представит более 200 экспонатов: оружие, доспехи, карты, драгоценности, монеты, рукописи и многие другие. Обещают привезти даже меч Васко да Гамы. Открытие назначено на 8 декабря.

Из планов других музеев особенно стоит отметить еще два проекта. Первый – выставка Антонио Гауди, которую готовят в ММОМА. Экспозиция откроется 23 мая и представит около 150 архитектурных чертежей и макетов, в том числе разработку собора Саграда Фамилии, а также проекты архитектора в области дизайна мебели.

Еще одна особо ожидаемая любителями современного искусства выставка – первая в России ретроспектива важнейшего японского художника Такаси Мураками, которая откроется осенью в «Гараже». Она покажет работы мастера с 1990-х годов до настоящего времени в контексте японской культуры. В экспозицию войдут также традиционная японская гравюра и живопись и ГМИИ им. Пушкина, и Музея искусства народов Востока, мангу и аниме.

От средневековых витражей и офортов Гойи до мебели Гауди и саунд-арта - рассказываем, какие важные арт-события ждут нас в течение ближайших месяцев.

«Капричос». Гойя и Дали

«Капричос» Гойи Сальвадора Дали. Серия из 80 гравюр «Пусти». 1977. Источник: Из собрания Бориса Фридмана.

Показ серии офортов Франсиско Гойи «Капричос» - шедевральной сатиры эпохи Просвещения , наполненной гротеском, едкостью, болью и безумием - и сюрреалистической реплики Сальвадора Дали, который пестро раскрасил графику, добавил в изображения свои излюбленные мотивы и придумал альтернативные подписи.

Геометрия настоящего

Фонд V-A-C, пока демонстрирующий умные и актуальные проекты на дружественных территориях, на неделю откроет свою будущую постоянную площадку. Интернациональная команда художников и музыкантов под руководством куратора Марк Фелл озвучат пространства дореволюционной электростанции саунд-артом .

Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель

Двойная помолвка. Витраж XIII в. Париж. Источник: Центр национальных памятников Франции. Сент–Шапель

Артефакты эпохи «высокой готики», связанной с правлением Людовика IX Святого (1214-1270): скульптуры, произведения ювелирного искусства и миниатюры XIII века, а также витражи красивейшей часовни Сент-Шапель, которая была построена королем как хранилище добытых мечом и золотом христианских святынь. Темное и мистическое Средневековье в лучшем виде.

Триеннале российского современного искусства

Амбициозная попытка представить современное российское искусство, не ограничиваясь всем известными персонами. Шесть кураторов отобрали работы 60 художников из 40 городов , выделили семь тенденций, присущих искусству всех регионов, и отдельно представили авторов, чье творчество вышло далеко за границы малой родины.

До востребования. Коллекции русского авангарда региональных музеев. 1918-1930

Вторая часть масштабной просветительской выставки одного из составителей трехтомника «Энциклопедия русского авангарда» Андрея Сарабьянова. Как и в прошлом году, из региональных музеев свезут больше ста картин , включая работы Василия Кандинского, Александра Родченко, Любови Поповой, Ильи Чашника, Ивана Клюна, Александра Лабаса, Роберта Фалька, Густава Клуциса. Открытие первой части проекта, напомним, собрало у Еврейского музея приятно удивившую очередь - не Серовым единым жива Москва.

Де Кирико. Ностальгия по бесконечности

Представительная экспозиция основателя метафизической живописи , умевшего минимальными средствами создать на холсте потусторонний, сюрреалистический мир. Покажут около 100 произведений - живопись, графику, скульптуры из собраний Фонда Джорджо и Изы де Кирико, Национальной галереи современного искусства в Риме, Центра Помпиду, Музея Виктории и Альберта в Лондоне. Бонус - театральные костюмы, которые художник создал для дягилевского спектакля «Бал» 1929 года.

Антонио Гауди. Барселона

Гауди навсегда изменил облик Барселоны, и в первую очередь выставка (в макетах, графике, фотографиях) расскажет о самых знаменитых творениях архитектора в этом городе: грандиозном соборе Саграда-Фамилиа, дворце Гуэля и других зданиях. Кроме того, в Москве покажут придуманную Гауди мебель, не менее изящную и замысловатую, чем его архитектура.

Роскошь императорской Японии

Курильница в форме карасу-тенгу, вылупляющегося из яйца. Япония, около 1885 г. . Источник: Коллекция профессора Д.Н. Халили ©The Nour Foundation .

Император Муцухито (1868–1912), назвавший себя Мэйдзи, прекратил политику самоизоляции Японии. С тех пор страна активно осваивала достижения Запада и экспортировала в ответ свои идеи и наследие. Декоративное искусство светлой для Японии эпохи будет представлено кимоно, вазами, курильницами, керамикой, предметами из металла и ткани из собрания британского ученого и коллекционера Дэвида Нассера Халили.

Анри Картье-Брессон

Работы одного из основателей агентства Magnum Photos, первого фотографа, выставлявшегося в Лувре, уже показывали в Москве, но выставка мастера такого уровня всегда желанна. Картье-Брессон без преувеличения великий автор: его снимки никогда не были постановочными, но всегда получались эстетскими и в высшей степени художественными .

Некто 1917 год

Третьяковка с приходом Зельфиры Трегуловой регулярно показывает проекты сколь художественные, столь и идеологические. Это касается и внимания к художникам «сурового стиля», и выставки, посвященной «оттепели». Особенно любопытной и высокой по уровню должна выйти экспозиция о 1917-м, приуроченная к столетию русской революции. На примере представителей фигуративной (Петров-Водкин, Кустодиев, Серебрякова) и абстрактной (Малевич, Филонов, Попова, Кандинский) живописи будет обозначена реакция главных художников эпохи на определившие ход истории события .

Такаси Мураками