Анализ сцены свидания Печорина и княжны Мери (по роману «Герой нашего времени» М. Лермонтова)

Михаила Юрьевича Лермонтова можно по праву назвать великой личностью, гениальным поэтом и прозаиком. Несмотря на раннюю смерть, он оставил потомкам огромное литературное наследие.
Роман Лермонтова “Герой нашего времени” называют новаторским. В описании характера своего главного героя, Печорина, автор использовал глубокий психологизм. Это было большим новшеством.
Взяв за основу тему пушкинского романа в стихах, Лермонтов создал произведение уникальное, непохожее ни на что. Его роман состоит из нескольких повестей, расположенных вопреки хронологическому порядку. Сначала мы видим героя глазами других персонажей, затем он сам анализирует свою душу в дневнике. Пожалуй, глубже всего характер Печорина предстает перед читателем в повести “Княжна Мери”.
С молодой княжной Печорин познакомился в Кисловодске. Его кровь взбудоражила возможность переманить ее внимание от пафосного Грушницкого к себе. Но герой вновь заигрался. Чем дальше, тем больше ему хотелось абсолютной власти над личностью молодой девушки. В отношении к Мери Печорин не видит граней между добром и злом, не признает никаких моральных ограничений. Путем точного расчета он влюбляет в себя княжну и даже, кажется, сам увлекается ею.
Но эти чувства, как и все, что испытывает Печорин, оказались недолгими. Тем не менее, девушка влюблена. Она не понимает до конца природу чувств Печорина к ней и доводит себя до нервного расстройства. Герой понимает, что заигрался, и пришло время “расставить все точки над i”. Перед отъездом в крепость N он приходит к Мери с целью объясниться.
Когда княжна выходит к Печорину, мы видим, насколько она больна: “Дойдя до середины комнаты, она пошатнулась… Ее большие глаза, исполненные неизъяснимой грусти, казалось, искали в моих что-нибудь похожее на надежду… Ее нежные руки, сложенные на коленях, были так худы и прозрачны, что мне стало жаль ее”.
Любовь не принесла ожидаемой радости, восторга, счастья. Вместе с этими эмоциями пришли страдания, неясность, постоянное нервное напряжение. Важно заметить, что в душе героя нет ни “искры любви к милой Мери”. Он испытывает лишь жалость к жертве своего тщеславия и эгоизма.
Как помочь девушке разлюбить себя? Заглушить в ней любовь ненавистью и презрением. Именно так решил поступить Печорин. Он признается Мери в том, что смеялся над ней, разыгрывая из себя влюбленного, и подводит ее к выводу: “Следственно, вы меня любить не можете…”. Не думаю, что княжна ожидала такого поворота событий. Об этом говорит ее поведение: “Она отвернулась, облокотилась на стол, закрыла глаза рукою, и… в них блеснули слезы”.
Печорин признается сам себе, что в этот момент готов был упасть к ее ногам. Значит, в этом человеке еще живут чувства, которые он часто сам от себя скрывает. Если бы Мери была ему безразлична, он не жалел бы ее так остро. А эта жалость косвенно говорит о раскаянии героя. Он начал свою игру с привлечения к себе внимания молодой девушки. Все ходы в этой партии были расписаны наперед. Не ожидал Печорин лишь одного – своего увлечения княжной. Потом, в один из моментов, герою показалось, что он сам влюбился. Но это, как всегда, было ненадолго.
Оставшаяся внутри нежность делает объяснение Печорина с Мери очень трудным. Он вновь играет роль, не позволяя себе показать истинные эмоции. Поэтому самые жестокие фразы герой произносит “с принужденной усмешкою” и “твердым голосом”.
Григорий Александрович говорит Мери о невозможности на ней жениться: “вы сами видите, что я не могу на вас жениться, если б вы даже этого теперь хотели, то скоро бы раскаялись”. В этой фразе Печорин не лукавит. Действительно, его женитьба на княжне принесла бы молодой девушке одни лишь страдания. Герой сознает свое непостоянство в чувствах. Он мог бы быть счастлив с Мери в течение очень недолгого времени. Затем наступила бы давно знакомая ему скука.
Печорин топчет любовь Мери, помогая ей быстрее избавиться от этого чувства: “Вы видите, я играю в ваших глазах самую жалкую и гадкую роль, и даже в этом признаюсь; вот все, что я могу для вас сделать… Видите ли, я перед вами низок. Не правда ли, если даже вы меня и любили, то с этой минуты презираете?”. Конечно же, его слова возымели желанный эффект. “Я вас ненавижу” – говорит Печорину Мери. На этом герои расстаются.
Печорин объяснился с Мери. Был ли этот поступок честным? Возможно. Но теперь эта молодая девушка еще долго будет чувствовать себя обманутой и оскорбленной в своих лучших чувствах. Ее жизнь еще только начинается, но после Печорина она будет отравлена недоверием к окружающим. Вероятно, Мери больше никогда не будет счастлива. Поступок Печорина жесток даже не оттого, что он обманул молодую княжну, а оттого, что своей жестокой игрой он сломал ее юную жизнь. Мери еще долго будет помнить этот страшный урок.

Сочинение по литературе на тему: Последний разговор Печорина с княжной Мери (анализ эпизода из главы “Княжна Мери” романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”)

Другие сочинения:

  1. Михаил Юрьевич Лермонтов – один из немногих писателей в мировой литературе, чьи проза и лирические произведения одинаково совершенны. В последние годы жизни Лермонтов создает свой удивительно глубокий роман “Герой нашего времени” (1838 – 1841). Это произведение можно назвать образцом социально-психологической Read More ......
  2. Роман Лермонтова “Герой нашего времени” – произведение удивительное и интересное. Необычна уже сама композиция романа. Во-первых, произведение состоит из повестей, что само по себе неординарно. Во-вторых, они расположены не по хронологии, как традиционно принято. Все повести разбиты на две части: Read More ......
  3. Повесть “Княжна Мэри” можно назвать одной из главных частей романа Лермонтова “Герой нашего времени”. Именно здесь в наибольшей степени, на мой взгляд, раскрывается внутренний мир основного героя романа – молодого дворянина Печорина. Повествование в этой повести ведется от первого лица, Read More ......
  4. В романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” эпизод последней встречи Печорина и Максима Максимыча, на первый взгляд, не самый значимый и даже, можно сказать, совсем не значимый для тех событий, о которых читатель узнает в дальнейшем. Сама повесть “Максим Read More ......
  5. И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови. Эти лермонтовские строки как нельзя лучше характеризуют “героя своего времени” – Печорина. В стихах Read More ......
  6. Главная тема романа “Герой нашего времени” – изображение социально-типической личности дворянского круга после поражения декабристов. Основная мысль – осуждение этой личности и породившей ее социальной среды. Печорин – центральная фигура романа, его движущая сила. Он преемник Онегина – “лишний человек”. Read More ......
  7. Княжна Мери.- Эта центральная часть записок Печорина наиболее широко представляет современное Лермонтову “общество”, быт и нравы посетителей Кавказских минеральных вод. По свидетельству мемуаристов, многие персонажи повести имели своих прототипов. Считалось, например, что Грушницкий списан с Н. П. Колюбакина (1811-1868), задиры, Read More ......
  8. “Да и какое дело мне до радости и бедствий человеческих?” М. Ю. Лермонтов В романе Лермонтова “Герой нашего времени” решается злободневный вопрос: почему люди, умные и энергичные, не находят применения своим недюжинным способностям и вянут без борьбы в самом начале Read More ......
Последний разговор Печорина с княжной Мери (анализ эпизода из главы “Княжна Мери” романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”)

«Я два раза пожал её руку... во второй раз она её выдернула, ни говоря ни слова.

- Я дурно буду спать эту ночь, - сказала она мне, когда ма­зурка кончилась.

- Этому виноват Груш нищий.

- О нет! - И лицо её. стало так задумчиво, так грустно, что я дал себе слово в этот вечер непременно поцеловать её руку.

Стали разъезжаться. Сажая княжну в карету, я быстро прижал её маленькую ручку к губам своим. Было темно, и никто не мог этого видеть.

Я возвратился в залу очень доволен собой».

В этой сцене как в капле воды отразился весь замысел Печори­на относительно княжны Мери и Грушницкого. Здесь же велико­лепно выразился летящий психологизм самого М. Ю. Лермонтова. Каждая фраза, несмотря на их внешнюю бессодержательность, подразумевает целое направление мысли и скрываемых желаний. На наших глазах происходит переплетение светской игры с реаль­ными чувствами. Печорин направляет мысли и чувства княжны «от противного», заставляя её сначала выдёргивать руку, а после отрицать свои слова. Этим он маскирует собственное руководство событиями, узнаёт меру погружения княжны в предложенную им игру и подчёркивает, как нежелательное, имя Грушницкого. При этом совершенно неважно, что княжна не согласилась с его утвер­ждением, важно было косвенно указать на соперничество Печори­на с Грушницким, убедить девушку на уровне почти НЛП- программирования, что Печорин на самом деле включился в борь­бу за её сердце.

  • < Назад
  • Вперёд >
  • Анализ произведений русской литературы 11 класс

    • .C. Высоцкий «Я не люблю» анализ произведения (324)

      Оптимистичное по духу и весьма категоричное по содер­жанию стихотворение B.C. Высоцкого «Я не люблю» является программным в его творчестве. Шесть из восьми строф начи­наются...

    • B.C. Высоцкий «Зарыты в нашу память на века...» анализ произведения (276)

      Песня «Зарыты в нашу память на века...» написана B.C. Вы­соцким в 1971 году. В ней поэт вновь обращается к событиям Великой Отечественной войны, ставшим уже историей, но еще...

  • Литература

    • "Антоновские яблоки" Бунина сочинение (305)

      Творческое наследие Бунина очень интересно, впечатляюще, однако трудно для восприятия и понимания, так же как сложным и противоречивым было мировоззрение поэта и писателя. Бунин...

    • "Энеида" Вергилия сочинение-анализ (293)

      Поэма Вергилия «Энеида» - это эпическое произведение, базирующееся на римской мифологии. Поэма рассказывает о легендарном Энее, троянце, сыне царя Трои Приама. Эней после...

  • Сочинения по русской литературе

    • "Герой нашего времени" - главные герои (229)

      Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся...

    • "Иудушка Головлев - тип единственный в своем роде (239)

      Иудушка Головлев - гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки...

    • "Маленький человек" в повести Гоголя "Шинель" (255)

      Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», - сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее...

Ответ оставил Гость

любовьПечорина к Вере - большое и искреннеечувство. Сознание, что он теряет Верунавсегда, вызывает непреодолимое желаниеудержать «погибшее счастье» . Искреннийпорыв Печорина, его волнение, заставляющеегероя бешено гнать коня, определяетхарактер повествования. Здесь все -движение! Печорин торопится, волнуется,ему не до проносящихся перед его взоромкартин, он не пишет о них, потому что незамечает окружающей природы. Одна мысльвладеет им: во что бы то ни стало догнатьВеру. Отбор слов и характер предложенийвыражает это стремление. Печориндействует, движется и ничего не описывает,и поэтому в тексте нет определений-прилагательных,но он максимально насыщен глаголами(на пять предложений здесь тринадцатьглаголов) .
Таккак герою некогда раздумывать, естественнымоказывается общий синтаксический стройразбираемого отрывка: несложные инемногословные предложения, частообрываемые многоточиями, как будтоПечорин, спеша, не успевает додумать,докончить мысль. Взволнованность герояопределяет эмоциональность интонаций,многие предложения оканчиваютсявосклицательными знаками. Встречаютсяповторы, подчеркивающие силу переживанийПечорина: «одну минут, еще одну минутувидеть ее…» , «.. .Вера стала для менядороже всего на свете, дороже жизни,чести, счастья» . Эмоциональностьпроявляется не только в восклицательныхинтонациях, но и в отборе слов. Большинствоиз них обозначает человеческие чувстваи переживания. Таковы существительные«нетерпение» , «беспокойство» , «отчаяние», «счастье» и глаголы «проклинал» ,«плакал» , «смеялся» , «скакал, задыхаясь».
Выразительностьэтого отрывка велика, хотя здесь почтинет эпитетов, метафор, сравнений, кромеочень убедительного и вескогометафорического сравнения: «Мысль…молотком ударяла мне в сердце» . Описаниескачки, отчаяния героя, его слез - одноиз самых волнующих мест в повести. И какмного значит эта сцена для пониманияПечорина! Не холодный и расчетливыйэгоист, не равнодушный к себе и другимскептик, а живой, глубоко чувствующий,бесконечно страдающий от одиночестваи невозможности удержать счастье - таковздесь герой.
Эпизодпрощания с Мери также важен для пониманияПечорина. Часто его рассматриваютневерно, считая, что здесь геройпоследовательно доводит до концажестокую игру, наслаждается возможностьюеще раз помучить свою жертву. Действительно,Печорин говорит Мери безжалостныеслова, объясняется «откровенно и грубо». Но, если вдуматься, разве лучше былобы для Мери, если б он, не считая возможнымжениться, оставил у девушки сомнение втом, была ли она любима. В этом случаеМери было бы много труднее поборотьсвою любовь к Печорину потому что оностался бы в ее глазах загадкой,благородным героем, вступившимся за еечесть, но но каким-то неизвестным ейпричинам отказавшимся от ее руки.Жестокая правда скорее способна излечитьее, чем добрая ложь. Может быть, Печорини понимает это? Едва ли случайны егослова: «Вы видите, я играю в ваших глазахсамую жалкую и гадкую роль, и даже в этомпризнаюсь; вот все, что я могу для вассделать» . А можно ли с полной веройотнестись к фразе героя: «Княжна… вызнаете, . что я над вами смеялся! ..»
Ведьсмеялся-то он над Грушницким, в отношенияхже с Мери была сознательная игра, частоувлекавшая и самого Печорина, но ненасмешка. Противоречит этой внешнейжестокости чувство жалости и волнения,овладевшее Печориным, когда Он увиделбледненькую, исхудавшую Мери. «… Ещеминута, и я бы упал к ногам ее», - пишетгерой.

Глава «Княжна Мери» - центральная в «Журнале Печорина», где герой в дневниковых записях раскрывает свою душу. Их последний разговор - Печорина и княжны Мери - логически завершает сюжетную линию сложных взаимоотношений, подводя черту над этой интригой. Печорин сознательно и расчетливо добивается любви княжны, выстроив со знанием дела свое поведение. Зачем? Только чтобы ему «не было скучно». Главное для Печорина подчинять все своей воле, проявить власть над людьми. После целого ряда рассчитанных действий он добился, что девушка первая призналась ему в любви, но теперь она ему не интересна. После дуэли с Грушницким он получил предписание отправиться в крепость N и зашел к княгине проститься. Княгиня узнает, что Печорин защищал честь Мери и считает его благородным человеком, она больше всего обеспокоена состоянием дочери, ведь Мери от переживаний больна, поэтому княгиня открыто предлагает Печорину жениться на ее дочери. Ее можно понять: она желает Мери счастья. Но Печорин ничего не может ответить ей: он просит позволения объясниться с самой Мери. Княгиня вынуждена уступить. Печорин уже говорил, как боится он расстаться со своей свободой, и после беседы с княгиней он уже не может отыскать в своем сердце ни искры любви к Мери. Когда же он увидел Мери, бледную, исхудавшую, он потрясен произошедшей в ней переменой. Девушка искала в его глазах хоть «что-нибудь похожее на надежду», пыталась улыбнуться бледными губами, но Печорин суров и неумолим. Он говорит о том, что смеялся над нею и Мери должна его презирать, делая логичный, но такой жестокий вывод: «Следственно, вы меня любить не можете…» Девушка страдает, в ее глазах блестят слезы, и все, что она может прошептать едва внятно, - «Боже мой!» В этой сцене особенно ярко раскрывается рефлексия Печорина - раздвоение его сознания, о чем он говорил ранее, что в нем живет два человека - один действует, «другой мыслит и судит его». Действующий Печорин жесток и лишает девушку всякой надежды на счастье, а тот, что анализирует его слова и поступки, признается: «Это становилось невыносимо: еще минута, и я бы упал к ногам ее». Он «твердым голосом» объясняет, что не может жениться на Мери, и надеется что она сменит свою любовь на презрение к нему - ведь он сам сознает низость своего поступка. Мери, «бледная, как мрамор», со сверкающими глазами говорит, что она его ненавидит.

Сознание того, что Печорин играл ее чувствами, уязвленная гордость превратили любовь Мери в ненависть. Оскорбленная в своем первом глубоком и чистом чувстве, Мери теперь вряд ли сумеет снова поверить людям и обрести былое спокойствие души. Жестокость и безнравственность Печорина в этой сцене раскрываются достаточно наглядно, но здесь же раскрывается и то, как тяжело этому человеку жить по навязанным им самому себе принципам, как тяжело не поддаться естественным человеческим чувствам - состраданию, милосердию, раскаянию. Это трагедия героя, который сам признает, что не сможет жить в тихой мирной гавани. Он сравнивает себя с матросом разбойничьего брига, который томится на берегу и мечтает о бурях и крушениях, ведь для него жизнь - это борьба, преодоление опасностей, бури и битвы, и, к сожалению, Мери становится жертвой такого понимания жизни.

Анализ эпизода.

Последняя встреча Мери с Печориным (М. Ю. Лермонтов, “Герой нашего времени”)

Эпизод, в котором оба литературных героя встречаются в последний раз, начинается со слов: “...я зашел к княгине проститься...”, и заканчивается следующим предложением: “Я поблагодарил, поклонился почтительно и вышел.”

Этот отрывок чрезвычайно важен для понимания авторского замысла. Главный герой - Григорий Александрович Печорин открывается читателю в несколько ином свете, нежели, например, в новелле “Бэла”...

Итак, в данном эпизоде - двое: княжна Мери и Печорин.(Третий персонаж старая княгиня Лиговская “участвует” лишь в начале выбранного нами отрывка, и ее речь, обращенная к главному герою, служит доказательством благородства Печорина: “ Послушайте, мсье Печорин! Я думаю, что вы благородный человек...” И, хотя эта героиня персонаж второстепенный, он важен: благодаря оценке умудренной жизненным опытом княгини веришь, что она не ошибается).

Каковы главные герои эпизода? Княжна Мери - юная, неопытная девушка, без памяти влюбившаяся в светского обольстителя; Печорин, молодой, но уже пресыщенный салонными вечерами и кокетливыми женщинами офицер, от скуки рушащий чужие судьбы.

Повествование ведется от первого лица, и этот авторский прием дает возможность читателю”увидеть”, почувствовать состояние главного героя: “Прошло минут пять; сердце мое сильно билось, но мысли были спокойны, голова холодна;как я ни искал в груди моей хоть искры любви к милой Мери...” Трогательно описание облика девушки, данное героем:” ...ее большие глаза, исполненные неизъяснимой грусти, казалось, искали в моих что-нибудь похожее на надежду; ее бледные губы напрасно старались улыбнуться; ее нежные руки, сложенные на коленях, были так худы и прозрачны, что мне стало жаль ее.”

Печорин, со свойственной ему прямотой, сразу ставит все точки над “i” в объяснении с Мери: “...вы знаете, что я над вами смеялся?.. Вы должны презирать меня.” (Он намеренно жесток с девушкой, чтобы у той не осталось даже призрака надежды на взаимность; он похож на хирурга, который ампутирует ногу или руку, чтобы не заразился весь организм). Но, говоря столь страшные слова, сам находится в волнении и смятении: “Это становилось невыносимо: еще минута, и я бы упал к ногам ее...” Это благородный поступок, несмотря на кажущуюся его жестокость (как тут не вспомнить “отповедь” Онегина Татьяне?) Герой не боится себя оклеветать (“...вы видите, я играю в ваших глазах самую жалкую и гадкую роль...”) Можно быть абсолютно уверенным, он совершает над собой насилие!..

Печорин удивителен, прекрасен в этом эпизоде, насколько этот человек умеет видеть и чувствовать! “Она обернулась ко мне бледная, как мрамор, только глаза ее чудесно сверкали...”

Мери достойно выходит из невыносимо мучительной для нее ситуации. “Я вас ненавижу... - сказала она.”

Данный эпизод дополняет портрет главного героя, доказывая, что тот способен на глубокие чувства и благородные поступки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени" интеллект-карта

Интеллект-карта разработана ученицей 10 класса "А" Пелымской Анастасией. Она дает возможность вспомнить всех основных героев произведения, прослеживает связь между ними, дает краткую характеристику пе...

конспект урока литературы в 10 классе "Анализ главы "Княжна Мери" из романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени".

Данный урок даёт возможность, проанализировав главу, ответить на вопросы:кто же такой Печорин, почему именно эта глава является центральной в романе...

Конспект урока литературы «Литературный суд над Г.А.Печориным – главным героем романа «Герой нашего времени»

Тип урока: урок обощения знаний.Форма урока: урок - суд.Каждый из учеников во время урока побывает на месте кого - либо из героев романа или выступит в роли свидетелей и присяжных заседателей, в резул...