Бальзак типирование. Описание социотипа "бальзак"

Квадральные признаки:

гамма-квадра; серьезный, решительный, демократ.

Дуальные признаки:

иррациональный (циклотим), упрямый, предусмотрительный, индивидуалист.

Индивидуальные признаки:

интроверт, динамик, деклатим, интуит, негативист, логик, тактик, конструктивный.

Описание по функциям:

Субъектная интуиция

Целостность внутренней ситуации. Внутренняя гармония. Состояние, настроение, чувство времени. Оценка событий, действий людей, мораль.

Целостность внутренней ситуации — принцип существования этого типа ИМ. Если для Гамлета это творческая функция, он может входить в образ и выходить из него, то Бальзак может становиться кем-то, превращаться. Теряя себя, он остается самим собой.

Это качество постоянно проявляется в его общении с другими людьми. Точный резонанс с настроением, состоянием другого является природной способностью людей этого типа. Бальзак в общении с вами будет в точности таким, каким вы хотите, чтобы он был.

Это человек, который сам все про себя знает: "Не надо мне про меня объяснять". Часто люди этого типа говорят: "Соционика мне не нужна. Она мне ничего не дает. Я это все знаю и могу сам. Для моей практической деятельности, взаимодействия с людьми и социумом это не нужно". И в каком-то смысле так оно и есть: этот человек, пожалуй, более других осознает свое внутреннее состояние и состояние другого. Направленность на субъект выражена у Бальзака, пожалуй, даже в большей степени, чем у остальных интровертов.

Бальзак, наверное, один из наиболее интуитивных, наиболее растянутых во времени типов.

Сенсорик — это человек, условно говоря, сжатый во времени, живущий по принципу "здесь и сейчас". Интуитивный тип ИМ больше в прошлом и будущем, в воспоминаниях, в потенциальных возможностях. Даже чисто физические ощущения от сенсорика и интуитивного, когда кто-то из них входит в комнату, совершенно разные. Сенсорик заходит в комнату и сразу заполняет ее. Кажется, что его сразу очень много. Когда заходит интуитивный, его мало, почти не видно. Можно сказать, что энергетически он почти не ощущается.

Эта область достаточно консервативна, в ней трудно что-либо изменить. По первой функции человек уверен в себе. Здесь решается вопрос: “Я есть или меня нет?!” В области первой функции находится то, в чем я уверен, то, что я достаточно хорошо про себя знаю. Эта сфера является важной, осознаваемой и охраняемой. Фактически это система ценностей. Обозначим ее словом “хорошо”.

Принцип “Cogito ergo sum ” (“Мыслю, следовательно, существую”) в действительности подходит, пожалуй, только для двух типов, у которых субъектная логика на первой функции (Максим и Робеспьер). Для других принцип существования может быть другим: “Меня любят, значит, я существую”, “Я здоров, значит, я существую”, “Чувствую, значит, существую”, “В мире есть порядок, значит, я существую”, “Действую, значит, существую” — принцип существования у каждого типа свой.

Обычно в сфере, соответствующей первой функции, человек демонстрирует уверенную ориентацию и надежное владение ситуацией. Здесь он опирается на свой собственный авторитет и имеет глубокую подсознательную уверенность в своей правоте: “Об этом я знаю сам”.

Если эта функция подвергается “атаке” (например, под сомнение ставятся основные ценности), то человек демонстрирует агрессивное поведение, так как именно здесь располагается критерий, по которому он определяет: “Я существую или не существую?”

Как правило, обратную связь, идущую на языке первой функции, человек игнорирует. Поэтому, сталкиваясь с ситуацией, когда необходимо что-то поменять на уровне организации, он постарается сделать все, чтобы ничего там не трогать или изменить как можно меньше. Всякое воздействие на уровень организации воспринимается как нападение на принцип существования, как попытка разрушить МЕНЯ.

Все нуждаются в плюсах на первую функцию. Это не так сложно сделать: “Мы ничего не разрушаем, все в порядке”. Так вот, для того чтобы грамотно провести внушение по четвертой функции, надо обязательно выдать одновременно плюс на первую функцию. Внушение при этом будет гораздо эффективнее.

Объектная интуиция

Целостность внешней ситуации. Последовательность событий от начала до конца, ряды событий, расписание. Потенциальные возможности. Программа поведения, уклад, ритм жизни. Сценарий какого-либо действия, партитура.

Игнорирование целостности внешней ситуации. Люди этого типа временами бывают удивительно равнодушны к внешнему ходу событий, пренебрегают обстоятельствами и распорядком. Воспринимая заданность внешней ситуации как нечто неизбежное, они иногда совершенно пренебрегают информацией о возможности неблагоприятного развития событий. В особенности, если это касается только их лично. Несмотря на свою полную информированность, Бальзак зачастую оставляет ситуацию в том виде, в каком она есть, не предпринимая даже элементарных шагов для ее исправления. У него совершенно нет на это энергии, вопреки какому бы то ни было здравому смыслу. Изменить ситуацию, как правило, может только мощный импульс извне.

Зона игнорирования. Здесь человек проявляет неуверенность. Это часть реальности, которую человек не воспринимает, не замечает, что, конечно, существенно ограничивает его психологическое пространство. Если что-то из этой области проявляется в его жизни, оно может восприниматься как объективное зло. Для каждого типа есть некая часть реальности, которую он игнорирует, как бы не допускает в свое сознание. В норме — просто не замечает.

Объектная логика

Логика объективного мира — объективные обстоятельства, факты. Методики, статистика. Реальная связь событий. Законы, политический строй в государстве, штамп в паспорте, правила уличного движения, цены, площадь дачного участка, моя территория, чертеж какого-то агрегата.

Это человек, который хорошо знает, какие порядки и законы сейчас действуют. Габен в этом месте что-то рационализирует, улучшает, а Бальзак, как правило, критикует глупость существующей системы.

У Бальзака вообще энергии меньше, чем у других типов, особенно социальной, но зато он прекрасно знает всякие подводные камни социальных течений. А поскольку это функция творческая, он знает, как и какие законы обойти, какую стенку стоит пробивать, а какую — нет, какие возможны затруднения после того, как мы произведем такие-то и такие-то действия. Это человек, который может стать идеальным советником для Наполеона. Избыток энергии у Наполеона приводит к тому, что его активность проявляется как бы во все стороны. При этом его обязательно надо направлять: не эту стенку пробивать, а вон ту. Если Наполеон не имеет программы действий, он становится агрессивным. Он начинает нападать на своих сотрудников и близких. И это не потому, что он злой, просто он не знает, что в данный момент делать. Ему нужно получать программу действия от Бальзака или еще от кого-то с таким же дедуктивным синтетическим мышлением. Бальзак хорошо понимает законы, логику объективного мира, он знает, как устроен и как управляется этот мир, и в силу специфики своего типа может изучать самые глобальные вещи.

Какова была идея жизни у самого Оноре де Бальзака? Он написал 98 романов и новелл, вошедших в огромную структуру под названием "Человеческая комедия". Писатель создал целый мир, в котором действуют более двух тысяч персонажей. Он смог представить в целом логику жизни общества своего времени. В его романах много места занимают описания различных вещей. Бальзак не дает объяснений, он дает картину так, чтобы можно было увидеть все слои общества в единой структуре — объемно, целостно.

Это область, где человек проявляет себя как функциональная система. Вторую функцию еще называют зоной риска в том смысле, что здесь че-ловек может рисковать, т. е. имеет достаточно широкие пределы реализации. Возможен физический или интеллектуальный риск, а также риск, связанный с внутренним состоянием и т. д. У каждого типа своя зона риска.

Вторую функцию мы можем обозначить словом “надо”, так как она включает в себя именно те условия и те средства, которые необходимы личности, чтобы она могла проявиться, продемонстрировать свои возможности, свое творчество. Причем есть вероятность как созидания, так и разрушения. Большая внутренняя свобода в выборе стратегий допускает здесь крайне -“острые” решения.

Со второй функцией в значительной степени связана специфика речевого поведения человека. Вторая функция — это творчество, демонстрация возможностей, того, “что я могу и умею”, и в то же время это наиболее легко рационализируемая сфера.

Субъектная логика

Это моя собственная логика, мое понимание, объяснение, описание, концепция, теория. Иерархия представлений о том, что ближе, что дальше, что выше, что ниже. Это то, чему меня научили, моя картина мира, мое мировоззрение. Это мое образование, т. е. система моих образов, моя школа.

Объяснять не его стихия. Бальзак должен знать, как есть "на самом деле". Для объяснений пользуется стандартными методами. Однако, если не понимает логики каких-то стандартных методов, может попасть в интеллектуальный ступор, например при сдаче экзаменов. Так происходит, если он не может объяснительную систему привязать к какой-то известной ему реальности.

Субъектная этика

Мое отношение к людям. Люблю кого-то или что-то — не люблю, нравится — не нравится. Мои эмоции.

Область проблем — мое отношение к другим людям: люблю — не люблю, нравится — не нравится. Принцип самооценки: любовь к кому-либо есть повод для хорошего отношения к себе, т. е. если я кого-то люблю, то я хороший человек. Поэтому защита по третьей функции у Бальзака — это отодвигание объекта, уход в область абстракции. Пусть объект отношений будет где-то там далеко, где-нибудь в экспедиции, заграничной командировке. Его тогда проще любить, потому что он идеален, идеальный образ любить всегда проще. Реальный человек идеальными свойствами не обладает, а потому частенько раздражает. Если я раздражаюсь, значит, не люблю. А если не люблю, значит, я плохой. Иногда в качестве объекта отношений выступает кошка, собака или другое домашнее животное. Их любить гораздо безопаснее для третьей функции. В отношениях с людьми Бальзак очень осторожен. Если предположить, что Пенелопа была этого типа, то, ожидая возвращения своего любимого из дальних странствий, она получала сильное плюс-подкрепление по третьей функции.

Это функция, по которой человек оценивает себя. В психологии есть понятие “референтная группа” — группа значимых для человека людей (сначала родителей, потом каких-то взрослых уважаемых людей), которые его оценивают: “Ты — хороший” или “Ты — плохой”. Таким способом он получает энергию от социума. Постепенно происходит интериоризация, т. е. присвоение, как бы перемещение референтной группы внутрь. Психологически мы эту группу значимых для нас взрослых превращаем в один из блоков нашего оценочного мышления — блок оценки себя. Далее, когда это становится частью нашего сознания, спрятаться уже невозможно.

Человек подсознательно организует, провоцирует свое поведение таким образом, чтобы в этом месте, месте самооценки, было постоянно обеспечено плюс-подкрепление. Положительная самооценка — колоссальный источник энергии для личности. Когда человек оценивает себя “я — хороший”, у него появляется во-одушевление, вдохновение, у него есть энергия для дальнейших свершений. Третья функция — это повод для хорошего или плохого отношения к себе, поэтому она может стать и источником всевозможных неврозов и психосоматики. В таких случаях могут возникать болезни, в частности неврозы по механизму самооправдания. Одним словом, социальная палка о двух -концах.

Эту область можно назвать зоной проблем. Она значима для личности и уже в силу этого становится проблемной. Здесь люди почему-то плохо -понимают юмор, они просто не готовы шутить на эти темы. Как правило, такие шутки вызывают вегетососудистую реакцию, фрустрацию, стресс. -Человек пытается по возможности упростить ситуацию, добиться макси-мальной ясности. Здесь не может быть никакого риска. Обычно ситуация проясняется путем упрощения: пусть “в минус”, зато ясно. Упрощение си-туации по третьей функции является психологической защитой, компенсирующей недостаточную способность различения объектов в этой сфере. Именно тут мы очень внимательны, именно здесь наблюдается повышенная тревожность. В этой сфере часто возникают конфликты, здесь также может проявляться капризность, поскольку по третьей функции человек нуждается в нестесненном положении и гарантиях психологической безопасности. Воздействие на эту функцию вызывает, как правило, неадекватное, по мнению окружающих, поведение.

Человек постоянно защищает свою третью функцию, причем у каждого вырабатывается определенная стратегия. Существуют два способа защиты: защита “в плюс” и защита “в минус”. Человек может говорить: “Я абсолютно здоров” или наоборот: “Я такой больной, что вообще не понимаю, как еще стою, хотя давно должен бы лежать”. Если на третьей функции внешние -отношения, то защита “в минус” может быть такой: “Да, я плохой, я даже хуже, чем вы все вместе обо мне думаете”. Тут, по крайней мере, ясность: “Я самый плохой”. Или, наоборот, защита “в плюс”, когда человек в принципе не выносит никаких обострений и любые отношения старается выяснить: “Ты меня любишь?” или “Я тебя не обидел? Я не хотел тебя обидеть. Давай все-таки выясним. Я хороший человек, меня любить надо”. Мы тратим очень много энергии на защиту этих болезненных для личности мест. Если здесь логика объективного мира, то я должен точно знать — это моя территория или нет, это мой участок работы или нет, т. е. знать определенно, где находится граница социальной структуры.

Как уже было сказано, третья функция — это место в структуре типа, по которому человек получает энергию от социума. Постоянная отрицательная самооценка для личности невыносима. Человек старается всеми спо-собами от этой оценки уйти. Интересно рассмотреть механизм возник-новения неврозов именно с точки зрения защиты третьей функции, когда происходит “уход в болезнь” по механизму самооправдания. Человек, уходя от подсознательной оценки “я плохой”, начинает так же подсознательно перед собой оправдываться: “Я такой не потому, что плохой, а потому что болею”. Блок самооценки работает при этом уже не в столь жестком режиме — включается “скидка” на болезнь, причем, для того чтобы эта “скидка” действовала постоянно, человек эту болезнь как бы придерживает. Анализ третьей функции хорошо помогает понять невротические механизмы ухода от проблем.

Чем больше мы защищаемся по третьей функции, тем более мы отграничены от мира и тем больше у нас всяческих причин для болезней. Любая защита ведет к разграничению, расщеплению мира. А любое его расщепление ведет к внутренним противоречиям и, в конце концов, приводит к дезадаптации, одиночеству и болезням. Не всегда, конечно, до этого доходит, но такой механизм существует, и подобный сценарий можно наблюдать достаточно часто.

Если человек успешен в сфере своей третьей функции, он иногда этим слегка кокетничает, обращаясь к окружающим за поддержкой и оценкой, так как успешность — повод для хорошего отношения к себе. По третьей функции личности необходимо иметь отчетливое подтверждение того, что у нее “все в порядке”. “Мною действительно восхищаются, я действительно нужен людям” (Дон Кихот и Жуков). “Это действительно моя территория, и мои -солдаты мне преданы” (Наполеон). “Я действительно все правильно понимаю, и это согласуется с мнением авторитетов” (Дюма). Если вдруг что-то не так, то предпринимаются попытки, чтобы внести определенность и ясность в ситуацию. Для постороннего наблюдателя эти действия часто вы-глядят как избыточные, не отвечающие ситуации. Неопределенность, неясность по третьей функции субъективно переживается как потеря энергии, вот почему эта сфера занимает значительный объем внимания личности и становится излюбленной темой для обсуждений. Если бы только человек осознавал, сколько времени своей жизни он тратит на обеспечение психологического комфорта по третьей функции!

Объектная этика

Внешние отношения. Отношения людей между собой и отношение людей ко мне. Эмоции других людей.

Решить проблемы можно, разобравшись с внешними отношениями. Бальзак постоянно проверяет: любят ли меня, достойны ли моей любви? Для других типов эта сверка иногда выглядит как выяснение отношений, хотя в действительности они ожидают не объяснения, а демонстрации. "Если возникает проблема с моим отношением к человеку, сначала надо разбираться с его отношением ко мне". При этом Бальзак, как уже было сказано, постарается физически отдалиться от объекта, выстроить простые внешние отношения.

Показывает, каким способом, в каком ключе решаются проблемы данного типа.

"Делайте со мной что-нибудь". Бальзак легко принимает тот образ, который хотят увидеть окружающие. Иногда он прямо растворяется в очередном образе, а при частой смене образов возникает эффект потери себя.

Люди этого типа с трудом сопротивляются: когда им навязывают какое-то дело, они почти беззащитны. Случается, что вдруг, совершенно неожиданно для себя, Бальзак оказывается вовлеченным в какие-то действия. Часто, для того чтобы что-то сделать, он нуждается во внешнем импульсе. И, с другой стороны, не имеет возможности сопротивляться этому импульсу. Приехала женщина и сказала: "Я буду с тобой жить". — "Ну, живи".

Для Бальзака сопротивляться еще сложнее, чем для Есенина. Есенин, по крайней мере, обращает внимание на эстетику ситуации, Бальзак и этого не успевает. Возможно, зная за собой такую особенность, женщины этого типа всегда производят впечатление холодных, отстраненных, недоступных. Так они подсознательно устанавливают максимальную дистанцию.

Эта функция суггестивная. По четвертой функции человек открыт для внешних воздействий. В зависимости от того, к какому типу он принадлежит, на него большее или меньшее влияние оказывают те или иные внешние сигналы. Существует расхожее мнение (об этом часто говорят на публичных сеансах гипноза), что 7-10 % людей гипнабельны, подвержены суггестии, а осталь-ные — нет. Я полагаю, что это не так. Каждый человек имеет какой-то тип и уже в силу этого подвержен суггестии. Просто способы введения в транс, которые обычно используются на публичных сеансах, действительно оказывают серьезное влияние лишь на один, максимум два типа из шестнадцати, остальные при этом выглядят невосприимчивыми.

Если первая функция — это то, что я знаю сам, то четвертая функция — то, что знают другие люди. Здесь человек склонен ориентироваться на других, опираться на внешние авторитеты. В практике суггестии и гипноза существует такое понятие, как раппорт — связь между гипнотизером и тем, на кого оказывают воздействие. Такой раппорт с внешним миром как бы уже изначально существует для каждого типа, он заранее встроен — “вшит в оболочку”, если говорить языком компьютерной аналогии. Это и есть четвертая функция. Здесь человек доверчив и открыт для внешней информации, которую воспринимает некритически.

Место, по которому человек внушаем, есть у каждого типа, а значит, оно есть у каждого из нас. И я полагаю, что было бы неплохо, если бы люди, которые, условно говоря, занимаются собой, знали эту особенность своего типа. Имеет смысл знать, что происходит, когда внешний мир каким-то образом вами манипулирует. Знать и быть к этому готовым, уметь такие воздействия отслеживать, фиксировать, фильтровать и отстраиваться от них. Речь сейчас не идет о защите, но об осознанном поведении. С моей точки зрения, сама идея защиты от внешнего мира порочна.

Хорошее знакомство со своей четвертой функцией очень важно с точки зрения повышения уровня самосознания. Как правило, в этой области люди мнительны. И здесь иногда происходят странные вещи. Например, болен я или здоров, знают и должны мне сказать другие люди. Люблю я кого-то или не люблю — знают другие. В этой сфере нет критики. Воздействие происходит, минуя сознание, как правило, человек его просто не замечает. Отслеживает он воздействие лишь потом, когда фиксирует новое состояние, в котором оказался. А чаще даже и не фиксирует. Однако, когда он уже знает данное свойство своей личности, у него появляется возможность заметить воздействие гораздо раньше. А как только он начи-нает что-то замечать, это перестает быть неосознанным, и дальше весь -процесс проходит перед его глазами, он проходит в сознании. И тогда человек может управлять ситуацией, пропускать данное воздействие или не пропускать. С этим очень интересно работать: посмотреть, где я открыт, где мнителен, где незащищен. Для начала можно просто понаблюдать, как это происходит, какие автоматизмы включаются при тех или иных внешних воздействиях.

Сам человек слабо разбирается в том, что относится к сфере четвертой функции, и своими действиями как бы создает ситуацию, в которой осуществляется “программирование”. Часто такое поведение выглядит как коллекционирование стратегий, оценок, приемов распознавания. И в этой же сфере возможно появление тревожности, мнительности. Даже грубая лесть и явная дезинформация имеет высокие шансы “пройти” без критики.

Велика роль уже сформированных стереотипов. Если набор стереотипов и принятых программ достаточно обширен, человек выглядит весьма эффективным в соответствующей области. Однако, в отличие от ситуации со второй функцией, эта эффективность является дискретной — при столкновении с непривычными, нестандартными условиями он может вдруг всю свою эффективность потерять.

Тематика четвертой функции используется в качестве критерия оценки места. Например: “Меня любят, значит, место хорошее” (Максим). Здесь находятся мотивы “хочу”: “Хочу, чтобы меня любили”.

Третья и четвертая функции сильно влияют на выбор социальной ниши. Мы, как правило, выбираем такие социальные ниши, где эти функции будут тем или иным образом защищены. И делается это совершенно неосознанно, инстинктивно.

Зачем знать четвертую функцию своего типа? Чем лучше мы будем знать зону, через которую происходит программирование, тем менее мы будем подвержены внешним воздействиям. Любой человек независимо от типа с этим сталкивается.

Субъектная сенсорика

Мои внутренние ощущения: вкусовые, тактильные, сексуальные. Самочувствие, состояние здоровья. Приятно — не приятно.

Зона страха — мои ощущения, мое самочувствие, мое здоровье. Попробуйте начать разговаривать с Бальзаком о его здоровье немножко более подробно, чем принято или чем ему хотелось бы. О ком-то другом рассказать — это еще можно. Но о себе лично... А уж для того чтобы заниматься своим здоровьем, вообще нужны отдельные усилия! Зачастую его приходится заставлять лечиться. Это нелегкий момент. По моим наблюдениям, люди этого типа даже навещают кого-то в больнице очень неохотно. Само посещение лечебного учреждения, даже если это к его здоровью не имеет никакого отношения, все равно неприятно. А вот для некоторых, наоборот, больница — дом родной.

Бальзак боится чем-нибудь заразиться. Он может мыть руки двадцать раз в день, а то и больше. Как-то ехали мы с одним знакомым в метро. Стоим на эскалаторе, я взялся за поручень, а он с ужасом: "Как ты можешь держаться за эти поручни? Здесь же столько народу, все их трогают…" Мне это и в голову не приходило, а он, оказывается, придает этому большое значение. Надо сказать, что у каждого типа свои психопатии, т. е. пограничные состояния, когда человек оказывается в ситуации дезадаптации. У Бальзака, например, представления о своем здоровье совершенно мистические. Иногда у людей этого типа действительно происходит с организмом что-то такое, чего никогда ни у кого не бывает и что даже науке не известно. Порой и диагноз поставить невозможно: внезапно повышается температура и так же неожиданно понижается, а никаких других симптомов нет. Или давление вдруг поднимается и падает, а что случилось — непонятно.

Опираясь на парные противоположные признаки личности, соционика идентифицирует «Бальзака» как интуитивно-логического интроверта. Это означает, что такой человек способен не замечать всяческие мелочи, но в то же время может проникать в самую суть вещей.

Голые факты, а не эмоции являются для него мерилом всего.

Соционика. «Бальзак»: внешний облик

Представителя этого типа можно в первую очередь опознать по осанке. Он может быть и худощавым, и грузным, и средней комплекции, но редко встречается «Бальзак», который бы не сутулился, не втягивал бы голову в плечи. Глаза выразительные и печальные. Создается такое впечатление, словно человек чувствует себя жертвой. Логический подтип выглядит неухоженным: неряшливая одежда, стоптанная обувь. А вот у интуитивного, наоборот, опрятный, чистый, со вкусом подобранный наряд. Как утверждает соционика, «Бальзак»-женщина не соблюдает диет, не делает упражнений, накладывает едва заметный макияж и редко посещает парикмахера. Одежду выбирает неброскую и удобную. Только повышение по службе может заставить ее изменить этому правилу. В этом случае ей приходится следить, чтобы одежда и облик соответствовали положению в обществе.

Соционика. «Бальзак»: манера общения

В этом плане два подтипа тоже существенно отличаются один от другого. Так, логический ведет себя более напористо, активно, иногда даже нарочито грубо. Интуитивный же подтип мягкий в общении, часто улыбается, оставляет о себе впечатление как о человеке воспитанном, интеллигентном, умеет расположить к себе. Разговаривает «Бальзак» неторопливо, вяло. От него не ускользнет малейшее несоответствие в каких-то взглядах или теориях. «Бальзак» легко может предсказать, как развернутся события в ближайшее время. Он никогда не спешит и терпеть не может, когда его подгоняют, заставляют суетиться.

Соционика. «Бальзак»: особенности поведения

Активность этот тип проявляет только в решении вопросов коммерческого характера. То есть, если в повседневных делах «Бальзак» пассивен, то в тех, которые обещают прибыль, начинает действовать. Это очень бережливый человек. Он не любит, когда берут его вещи, не любит тратиться на подарки, давать в долг деньги. Однако для себя ничего не жалеет. Не выйдет на улицу без вещей, которые обеспечивают ему комфорт. Работает медленно, докапывается до деталей.

Соционика. «Бальзак»: отношения с дуалом

Чтобы человек смог реализовать все аспекты своей жизни, ему нужен дополняющий его партнер. В соционике он называется "дуалом". У «Бальзака» такие комфортные отношения могут сложиться только с «Наполеоном». В этом случае они будут взаимно дополнять друг друга самым естественным образом. То, что для «Бальзака» легко, будет восприниматься «Наполеоном» как чудо и приниматься с благодарностью. И наоборот.

Основная проблема этого психотипа - неверие в любые начинания, особенно если для их воплощения потребуются значительные затраты энтузиазма, энергии и денег. «Бальзак» вообще склонен воспринимать мир с пессимистической точки зрения. Ему нужно научиться в сложных ситуациях не созерцать, а проявлять активность. Постоянная ворчливость отталкивает людей. Чтобы не остаться вовсе без друзей, необходимо в каждом искать достоинства и по возможности игнорировать недостатки.

Как люди воспринимают и перерабатывают информацию? Как происходит процесс обмена ею между человеком и окружающим миром? На эти вопросы отвечает наука соционика. Применяя ее знания, человек может правильно выбрать свое окружение на работе, в компаниях и для создания семьи. Наука объясняет, как можно скорректировать свое поведение в зависимости от типа личности, которых соционика насчитывает шестнадцать. Сейчас мы поговорим об одном из них.

Соционика. «Бальзак». Внешние признаки

Характерной отличительной чертой данного типа людей является сутулая осанка. Голова втянута в плечи. Выражение глаз обычно печальное, нередко в них читается жертвенность. Проявление лица, скорее, добродушное с легким оттенком обидчивости. Губы чаще всего слабо очерченные.

Выбор одежды и уход за ней зависят от подтипа, как описывает соционика. «Бальзак» может иметь логический склад ума. В этом случае внешний вид часто небрежен, запущен. Интуитивный подтип, наоборот, аккуратен, отличается опрятностью и чистотой. По манере общаться с окружающими людьми они тоже различаются. Логический обычно активен, напорист, подчеркнуто груб, но вскоре сникает. Что касается интуитивного подтипа, то он создает впечатление воспитанного человека, вежлив, нетороплив. Часто речь его действует усыпляющее, так как она плавно перетекает из фразы во фразу, не меняя тональности.

Особенности поведения и характера

«Бальзак» способен предсказывать ход событий, которые должны произойти в будущем, а также поведение знакомого человека в различных ситуациях. Этот тип личности не проявляет бурных эмоций, всегда сдержан. Не любит, когда его выводят из состояния спокойствия, пишут основатели такой науки, как соционика. «Бальзак» общается с людьми на близких дистанциях, нередко удивляя их своей дальновидностью.

В обычных условиях социотип довольно ленив. В коммерческой деятельности берется только за те дела, которые точно принесут прибыль. Свою работу выполняет четко, без спешки, тщательно вникая во все детали.

Чрезвычайно бережлив. Деньги в долг не дает и сам не занимает. Подарки делает по необходимости и как можно с меньшими затратами. Но для себя может быть очень щедрым.

«Бальзак». Соционика. Женский портрет

Внешние признаки у девушек этого социотипа различны, сложно выделить что-то общее. Встречаются женщины типа «Бальзак» худенькие и полные, с грустными глазами и темными кругами под ними, а бывают и с жизнерадостным взором. В одежде предпочитают однотонные неяркие цвета, например, синий, коричневый, серый, черный. Своим обликом женский социотип «Бальзак» нередко создает мистическую ауру.

В компании она держится скромно, не любит привлекать к себе внимание. Обладает способностью к предвидению событий, острым умом. Чаще всего девушки данного социотипа скептически настроены к своему окружению, стараются не проявлять чрезмерного энтузиазма. К работе подходят продуманно, не позволяя себе вольностей. Характером отличаются мягким и дружелюбным, избегают выяснения отношений.

При создании семьи на первом плане у девушек социотипа «Бальзак» стоит материальный вопрос. Они реально оценивают себя и своего партнера, понимая, что «с милым рай в шалаше, если последний - в раю».

Сильные и слабые стороны

Главной отличительной чертой является умение предчувствовать события, как описывает соционика. «Бальзак» способен дать нужный совет и предупредить о неприятностях и возможных трудностях. Еще одной сильной стороной является развитое воображение. Социотип может воссоздать прочитанное или увиденное до мельчайших подробностей. Он умеет накапливать информацию, поэтому чрезвычайно эрудирован. Третьей сильной стороной является способность создавать себе обстановку, где присутствует все самое необходимое. «Бальзак» очень ценит комфорт.

К слабым сторонам можно отнести ярко выраженный скептицизм к новым внедрениям, Такое отношение порождает консерватизм и пассивность, как пишет соционика. «Бальзак», мужчина в особенности, склонен к пессимистическому восприятию жизни, что нередко раздражает окружающих людей. Еще одной слабой стороной социотипа является стремление к сохранению своего душевного покоя во что бы то ни стало. Это может негативно отразиться при возникновении кризисных ситуаций.

В завершение хочется пожелать представителям социотипа «Бальзак» почаще хвалить людей и оценивать красоту своего окружения. Необходимо иногда проявлять активность, высказываться, особенно в проблемных ситуациях. Главное - соблюдать баланс в интеллектуальных и физических ощущениях.

Общее описание. Критик (ИЛИ, Бальзак, INTP)

1. Хорошо подмечает противоречия и упущения в делах и словах. Скептически оценивает перспективы поспешных начинаний. Может точно дать характеристику человеку, предсказать его основные реакции. Ироничен. Терпеливо подводит человека к необходимому шагу, готовя его заранее.

2. Берется только за те дела, которые гарантируют надежную прибыль. Бережлив в обращении с деньгами. Работу делает четко, не торопясь, вникая в детали. Все просчитывает в уме, стремясь контролировать процесс. Умеет с выгодой использовать накопленную информацию.

3. Предусмотрителен в вопросах комфорта и здоровья. Не приемлет авральные методы и голый энтузиазм. В быту окружает себя большим количеством привычных предметов. Нередко бывает гурманом. Выполняет нормы гигиены, старается соблюдать чистоту.

4. Любит поспорить на самые разные темы. Горячась, портит настроение себе и окружающим. Плохо управляет своими эмоциями: его состояние колеблется от меланхолической депрессии до вспышек недовольства. Его проблема — обретение внутреннего равновесия. Очень не любит, когда его выводят из состояния спокойствия и расслабленности.

Внешность. Критик (ИЛИ, Бальзак, INTP)

Наиболее характерный внешний признак ИЛИ, по которому легко определяется этот социотип, — это осанка. Представитель данного социотипа, как правило сутул, голова как бы втянута в плечи и наклонена вперед. Глаза ИЛИ — выразительные, печальные. В них часто читается виктимность (жертвенность). Его легко представить себе среди окружающей его с криками «Распни его» толпы. В выражении лица переплетаются мудрость с добродушием у интуитивного варианта и унылость с обидчивостью у логического. Губы ИЛИ — плохо очерченные, невыразительные. Во время разговора. иногда выставляет нижнюю губу, нижняя челюсть плохо управляется, отвисает. Одежда и внешний облик ИЛИ очень зависят от подтипа. ИЛИ логического подтипа часто выглядит неряшливо, запущенно, как будто за человеком нет ухода. Обувь бывает стоптана или искривлена. Интуитивный подтип, наоборот, аккуратен, его одежда, как правило, хорошо подобрана, отличается чистотой и опрятностью.

Манера общения. Критик (ИЛИ, Бальзак, INTP)

Два подтипа ИЛИ довольно сильно отличаются друг от друга и по манере общения. Логический вариант в общении часто проявляет активность, напористость. Иногда даже бывает подчеркнуто грубым и вульгарным. Однако долго подобную бесцеремонность удерживать не может, сникает. Интуитивный вариант ИЛИ общается мягко, ненавязчиво, с улыбкой. Оставляет после себя общее впечатление интеллигентного, воспитанного человека. Если ему надо, умеет очень располагающе, культурно попросить и на его просьбу, как правило, откликаются. Нетороплив, манера речи, особенно во время выступлений, часто вялая, растянутая. Такая манера говорить действует усыпляюще, гипнотизирует. Хорошо замечает и обращает внимание на несоответствия и противоречия в какой-либо теории, взглядах. ИЛИ умеет предсказать ход ближайших событий в образной, ассоциативной форме. Моделируя поведение человека на основе своего опыта общения с ним, может до деталей описать дальнейшее поведение человека, чем порой вызывает немалый интерес слушателей. Бурных эмоций, суеты, спешки никогда не проявляет. Они его раздражают, действуют усыпляюще. Очень не любит, когда его выводят из состояния спокойствия и расслабленности. Общается с людьми на близкой дистанции, вызывает уважение к себе своей мудростью и дальновидностью. Скептически оценивает перспективы поспешных начинаний. Для него характерны высказывания типа: «Из этого ничего не выйдет», «Зря суетишься». «Побереги лучше свои силы» и т.п.

Особенности поведения. Критик (ИЛИ, Бальзак, INTP)

Одна из характерных особенностей поведения ИЛИ. которая становится заметной спустя некоторое время наблюдения за ним, — это склонность к деловой активности коммерческого характера. ИЛИ в обычных условиях довольно ленив и расслаблен. Берется только за те дела, которые гарантируют крупную прибыль. Умеет выгодно сбыть товар. Причем его деловая активность может распространяться на большую территорию. Обычно отличается большой бережливостью. Не любит дарить подарки, давать деньги в долг. Однако для себя щедр, на личные расходы не скупится. Выходя на улицу, отправляясь в поход, всегда имеет при себе стандартный набор вещей для обеспечения минимума комфорта. Выполняет нормы гигиены, для того чтобы сохранить здоровье. Часто моет руки, старается соблюдать чистоту. Для ИЛИ характерна четкая логика поступков, доходящая порой до педантизма. Работу делает четко, не торопясь, вникая в детали. Скрупулезен в быту. Для каждого дела старается иметь свой инструмент. Уходя из дому проверяет краны, бытовые приборы и т.п.

Блок 1. Интуиция – акцептная, инертная, сильная

Для этого типа наблюдение за происходящими в мире изменениями, их тенденциями, поиск альтернативных вариантов событий и наблюдение за воплощением их в действительность являются самоценностью, важным элементом насыщенной, полноценной жизни.

Бальзак может много размышлять над тем, что происходило раньше, что происходит сейчас, и к чему это всё приведёт. Ему требуется время, чтобы сделать выбор между разными вариантами, так как для этого нужно обдумать, что принесёт в дальнейшем каждый из них. ИЛИ хочет быть готовым к дальнейшему развитию событий, поэтому заранее стремится выделить наиболее вероятные варианты будущего.

Бальзак охватывает широкий спектр происходящих событий. Его видение тенденций глобально, оно учитывает множество факторов. Может легко оценить адекватность чужих прогнозов, даже если сфера прогнозирования не связана с его личным жизненным опытом.

БИ – ментальная, загрузочная, шаблонная, ценностная

ИЛИ видит мир как постоянный поток изменений. Он концентрирует своё внимание на деталях и конкретных происшествиях, и лишь по ним определяет глобальную картину происходящего в мире.

Этот тип стремится постоянно отслеживать, что происходит вокруг, в целях своей безопасности. Внимание отдаётся в первую очередь тем явлениям, которые могут чем-то угрожать ему.

У Бальзака есть своё устойчивое понимание того, какие изменения в мире являются наиболее вероятными. Он формирует это представления, опираясь на прошлый опыт – как свой, так и других людей. Видимые тенденции помогают ему оценить, что будет происходить дальше, есть ли возможность воплотить какой-либо вариант событий в реальности, и насколько это легко или тяжело. Так как этот тип учитывает большое количество факторов при прогнозировании, то подчас он допускает вероятность того, что другим кажется невероятным, при этом не ошибается.

Информация о тенденциях, изменениях окружающего мира является желанной для представителей типа ИЛИ. Они готовы воспринимать такую информацию в большом объёме, не ограничиваясь рамками необходимости.

ЧИ – витальная, разгрузочная, ситуативная, неценностная

Информация об альтернативных вариантах, которые не реализованы в окружающей реальности, воспринимается этим типом неосознанно, как само собой разумеющееся. Маленькие изменения более заметны ИЛИ, чем крупные. Ему проще увидеть детали, чем целостную картину.

Бальзак не склонен отслеживать все возможные варианты развития событий, из них он выбирает и обдумывает лишь те, которые, по его мнению, с наибольшей вероятностью воплотятся в действительность. Маловероятные события может упускать из виду, когда думает о будущем.

Если какая-то идея кажется ему нереализуемой, это значит, что она не опирается на те тенденции, которые он наблюдает в окружающем мире. Считает, что прошлый опыт демонстрирует, есть ли возможность осуществить её. Сам ИЛИ умеет находить неожиданные варианты развития событий, которые далеки от общепринятого представления, но тем не менее вполне реальны.

Информация об альтернативных вариантах, если она не предполагает их материализации, не является желанной для данного типа. Его интересуют лишь те альтернативы, которые можно воплотить в жизнь.

Блок 2. Сенсорика – акцептная, контактная, слабая

Для ИЛИ здоровье, комфорт, приятные ощущения, его авторитет и влияние на мир, его способность к активным действиям в мире являются самоценностью, необходимыми составляющими насыщенной, полноценной жизни.

Бальзак быстро ориентируется в своих ощущениях и реагирует на внешнее давление. Он склонен думать о своем здоровье и ощущениях лишь тогда, когда находится в ситуации взаимодействия с ними (например, в ситуации болезни или наслаждения). Быстро забывает о тех ощущениях, которые испытал, и не зацикливается на них. Не склонен подолгу думать о своём авторитете, статусе, или о том, как развить силу и выносливость.

Спектр восприятия этим типом информации об ощущениях и влиянии весьма узок, и зачастую ограничивается его личным опытом. Так, этому типу сложно узнать свою способность к некоему действию, пока он не попробует его совершить. Чужие оценки не помогают ему понять свой потенциал.

БС – ментальная, разгрузочная, шаблонная, неценностная

Бальзак замечает свои ощущения в каждый момент времени. Он озвучивает информацию о том, что видит, слышит, какие чувствует вкусы, запахи, прикосновения. Даже мелкие изменения в самочувствии не ускользают от его внимания.

В то же время, комфорт и хорошее самочувствие не являются постоянной необходимостью для данного типа. Он раздумывает об этом лишь тогда, когда находится в безопасности и ему ничего не угрожает.

У ИЛИ есть устойчивые представления о том, какие вкусы, запахи, цвета, звуки приятны, а какие нет, как они должны сочетаться друг с другом. Как правило, эти представления близки к общепринятым.

Информация об ощущениях сама по себе является малоинтересной для Бальзака, и используется лишь для того, чтобы отследить, как на него влияет окружающий мир.

ЧС – витальная, загрузочная, ситуативная, ценностная

ИЛИ сложно понять расстановку сил в окружающем мире, так как информация о том, как различные объекты влияют друг на друга, воспринимается им неосознанно. Чтобы осознанно сконцентрироваться на том, кто имеет больше авторитета, кто кому подчиняется, Бальзаку нужно приложить определённое усилие. Если ему кто-то причиняет вред, то это проще всего понять через свои ощущения.

Этот тип стремится к постоянной безопасности, поддержанию своего статуса и ограничению нежелательных влияний. Это необходимо ему, чтобы избежать негативных вариантов развития событий.

У ИЛИ нет устойчивых представлений о том, в каком случае нужно подчиняться, а в каком – подавлять, как сформировать авторитет в коллективе, в чём заключается свобода. Однако он неплохо поддаётся внушению в данных вопросах и может перенимать чужие взгляды.

Информация о влиянии во всех его проявлениях является желанной для этого типа и воспринимается в неограниченном количестве.

Блок 3. Логика – продуктивная, контактная, сильная

Информация о причинно-следственных связях не является самоценностью для Бальзака, а используется им для достижения других целей – изучения вариантов событий, их реализации, осведомленности о происходящем в мире, отслеживания возможностей, увеличения своего влияния на мир и ограничения нежелательного влияния в свою сторону.

Этот тип быстро учится новому, легко схватывает причинно-следственные связи и понимает закономерности. Он овладевает новыми навыками без длительной подготовки, просто применяя их на практике. В то же время, Бальзак не зацикливается на обдумывании новых знаний и технологий, из-за чего может быть поверхностным в своём понимании и своих умениях.

ИЛИ усваивает широкий спектр информации о закономерностях, технологиях, устройстве мира.Получая информацию о какой-либо технологии, он уже имеет представление, как использовать её, поскольку учится прежде всего на чужом опыте.

ЧЛ – ментальная, разгрузочная, ситуативная, ценностная

Бальзак видит в мире в первую очередь частные проявления закономерностей, а не закономерности непосредственно. Ему проще заметить следствие, чем причину события.

ИЛИ думает о том, какую технологию использовать, чтобы достичь определённого результата, лишь тогда, когда понимает, что происходит и почему. Даже в критической ситуации, прежде чем действовать, стремится разобраться, почему она произошла, проанализировать её.

Бальзак считает, что нет каких-то универсальных технологий, которые помогут достигать результата в каждом конкретном случае. Он подходит творчески к поиску новых методов достижения цели, вносит нечто новое в общепринятые технологии, любит делать всё немного по-своему.

Информация о технологиях, практическом применении знаний и развитии своих умений желательна и интересна для данного типа. Получение такой информации не ограничивается никакими рамками.

БЛ – витальная, загрузочная, шаблонная, неценностная

Информация о том, какие существуют закономерности, как устроен мир, воспринимается ИЛИ неосознанно, как нечто само собой разумеющееся. Чтобы понять закономерности, он ориентируется на их конкретные проявления, которые можно непосредственно заметить в окружающем мире. Из-за этого ему бывает сложно описать явление в общих чертах, но хорошо удаётся приводить примеры.

Бальзак постоянно стремится охватить своим пониманием те события, которые с ним происходят, осмыслить их источник и факторы, влияющие на их развитие. Считает, что это является залогом его безопасности и позволяет держать ситуацию под контролем.

Бальзак имеет устойчивое представление о том, как устроен мир. Если новая информация не вписывается в эту систему, то она или отвергается, или заставляет пересматривать уже сложившееся видение реальности.

Информация о закономерностях и причинах используется Бальзаком лишь в необходимом количестве, чтобы иметь возможность анализировать тенденции и оберегать себя от ненужных влияний. Сверх поставленных задач эти сведения ему неинтересны.

Блок 4. Этика – продуктивная, инертная, слабая

Информация об оценках, отношениях, реакциях людей и их поведении не являются самоценной для ИЛИ, а лишь помогают достичь ему других целей – достижения комфорта, реализации необходимых ему событий, влияния на мир, повышения своего авторитета.

Бальзак зацикливается на информации об отношениях, ценностях, реакциях людей и тщательно обдумывает её. Размышлению и разговорам на эти темы он уделяет много времени. Он не может оперативно реагировать на чужие реакции и оценки, медлит и долго думает, как правильно поступить в этой ситуации.

ИЛИ может понять, каких ценностей придерживаться, как строить отношения с людьми, как вести себя, только столкнувшись с этим на своем опыте. Он проецирует свои реакции и отношение на других людей; правильно истолковать чужие реакции способен, только если сам реагирует подобным образом. В обратном случае может ошибаться в мотивах людей, считать их странными и избегать взаимодействия.

ЧЭ – ментальная, загрузочная, ситуативная, неценностная

Бальзак замечает в первую очередь конкретные поведенческие реакции людей – их слова, интонации, поступки, жесты и т.д. Именно эти моменты он часто описывает в своей речи.

Он постоянно следит за своим поведением и за тем, как на него реагируют окружающие люди. Считает это необходимым, чтобы правильно донести своё отношение к людям и к ситуации.

ИЛИ не считает, что есть некие универсальные правила поведения в обществе и в отношениях, поэтому в каждой ситуации заново размышляет над этим. Данная особенность приводит к тому, что Бальзак часто не вписывается в общепринятые нормы этикета.

Информация реакциях, поступках и поведении людей не является приятной для него и используется лишь в той мере, в которой это необходимо для жизни.

БЭ – витальная, разгрузочная, шаблонная, ценностная

Обращая внимание на реакции людей, Бальзак формирует общее представление об их отношении к нему и друг к другу. Однако на данной информации он не заостряет внимание, она воспринимается им как нечто само собой разумеющееся.

ИЛИ не считает, что нужно всё время следить за отношениями, чтобы не испортить их. В его понимании, проблемы в отношениях можно решить, если они наступят, поэтому незачем пытаться их предотвратить и думать об этом постоянно. не считает, что отслеживать постоянно реакции людей является жизненно необходимым. В целом, информация об отношениях и ценностях людей ассоциируется у него с отдыхом, а не с напряжением.

Бальзак на своём опыте вырабатывает некую индивидуальную систему ценностей, которая определяет то, как к чему относиться в мире и как строить социальные связи. Его понимание того, что хорошо или плохо, что правильно или неправильно, является довольно устойчивым, особенно если он сталкивался с предметом оценки ранее на практике. Как правило, формирует такую систему ценностей, которая одобряется обществом.

Для Бальзака информация об оценках и отношениях является интересной и ценной. Он любит получать её в большом количестве, превышающем то, что необходимо для жизнедеятельности.