Сочинение по картине Мешкова Золотая осень в Карелии (описание). Восхитительная природа карелии описание Описание по картине золотая осень в карелии

учитель русского языка и литературы

Сочинение-описание по картине Василия Васильевича Мешкова «Золотая осень в Карелии»

(Урок русского языка в 8 классе)

Цели:

1. обучать словесному описанию;

2. развивать связную речь учащихся;

3. воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству, живописи.

Эпиграф

Живописцы, окуните ваши кисти
в суету дворов арбатских и в зарю,
чтобы были ваши кисти, словно листья,
словно листья, словно листья к ноябрю.

Окуните ваши кисти в голубое,
по традиции забытой городской,
нарисуйте и прилежно и с любовью,
как с любовью мы проходим по Тверской.

Мостовая пусть качнется, как очнется!
Пусть начнется, что еще не началось.
Вы рисуйте, вы рисуйте, вам зачтется...
Что гадать нам: удалось -- не удалось?

Вы, как судьи, нарисуйте наши судьбы,
наше лето, наше зиму и весну...
Ничего, что мы чужие. Вы рисуйте!
Я потом, что непонятно, объясню.

Булат Окуджава

Слово о художнике

Русская пейзажная живопись богата и разнообразна по своим видам и передаваемому в ней настроению. Она охватывает просторы полей и морей, богатство и разнообразие лесов и лугов, самобытность старой русской деревни и современное село, отдельные архитектурные памятники, городские ансамбли, парки и скверы.

Одним из самых плодовитых представителей русской реалистической художественной школы является Василий Васильевич Мешков (1893–1963). Народный Художник РСФСР. Член-корреспондент Академии Художеств СССР. Лауреат Сталинской Премии. Русский живописец, сын художника. Учился в московском Училище живописи, ваяния и зодчества. В 1911 году примкнул к передвижникам. В начале творчества писал главным образом городские пейзажи. (Слайд 4)


Окончив Московскую школу живописи, ваяния и зодчества, Мешков поехал продолжать образование за границу. Вернувшись в Россию в 1914 году, когда началась Первая мировая война, он был мобилизован в качестве художника и много кочевал со Штабом армии. Немало этюдов о войне было создано им в эти годы. (Слайд 5)

После 1917 года художник оставляет излюбленную историческую тему и становится театральным художником.

Поездка в Крым и на Кавказ в 1924-1925 годах явилась рубежом в творческой биографии: он стал увлекаться пейзажем. Он создает целый ряд картин со своим «мешковским» серебристым колоритом: «Серый день», «Серебряный дождь», «Стужа», «После дождя», «Озеро» и др. Его пейзажи передают поэтическое состояние природы, созвучное настроению художника. (слайды 6,7)

В период Великой Отечественной войны совершает несколько поездок на фронт, по результатам которых в 1944 г. создаёт произведения «После врага», «По следам оккупантов». (слайды 8, 9)

Животрепещущие идеи времени раскрываются в пейзажах, подобных картине "Сказ об Урале". Но в данном случае художественный образ произведения с большой силой выражает идеи общества именно первых послевоенных лет, когда наш народ, одержав победу над темными силами фашизма, ощутил в себе могучие силы, когда перед ним открылись необъятные горизонты, когда он почувствовал себя полновластным хозяином своей необъятной Родины, отразившей нашествие страшного врага

(слайды 10, 11)

После суровых лет войны Мешков особенно чутко воспринимал природу. Он пишет пейзажи, которые как бы утверждали право человека на счастливую жизнь: «Копны», «Окские дали», «Холодный день», «Косогор», «Золотое Подмосковье». (слайды 12 - 14)

Персональные выставки художника проходили в Москве (1916, 1941, 1953) и Новосибирске (1929).Работы хранятся в Государственной Третьяковской Галерее, Государственном Русском Музее, Музее Русского Искусства в Киеве. (слайды 15 - 19)

Пожалуй, ни один край так не тронул художника, как Карелия. Он создал целую сюиту великолепных картин: «Озерный край», «Сентябрьские холода», «Осень в Карелии», «Осенняя песня», «Золотая осень в Карелии». Мешков раскрыл особую поэзию этой северной природы, суровой и строгой. (слайд 20 - 22)

Работа по картине

1. Что изображено на картине?

Перед нами репродукция картины замечательного художника Василия Васильевича Мешкова. Он создал ряд великолепных полотен, посвящённых этому краю, но лучшим среди них является «Золотая осень в Карелии». Автор раскрыл особую поэзию северной природы, суровой и строгой. Мы видим на картине сухой пасмурный день. Воздух чист и прозрачен. Серые, по-осеннему холодные тучи висят низко и, кажется, цепляются за вершины сосен. Солнца нет, но краски осеннего леса создают эффект яркого света.

2. Что зритель видит на переднем плане?

На переднем плане картины мы видим каменную гряду, поросшую редкими деревьями, одетыми в золото. Среди них огромными серыми глыбами лежат валуны. Высокие стройные сосны зеленой кроной возвышаются над лесом, тянутся к холодному северному небу.

3. Что изображено на заднем плане картины?

На заднем плане, за деревьями, в окружении сосен видна серая гладь озера, берега которого покрыты ещё зелёной травой. Слева, за ним, можно разглядеть темную полосу леса. Пасмурное, молочно-серое небо довершает осенний пейзаж.


4. По каким деталям можно определить, что картина изображает Карелию?

Карелия – очень красивый и живописный край с величественной и суровой природой. Холмистая местность, множество озер, скромная растительность, пробивающаяся к солнцу сквозь камни. Осенью Карелия особенно красива. Природа прощается с коротким летом ярко, с неистовством. Эту пору северной осени и изобразил на своей картине «Золотая осень в Карелии».

Художник раскрыл особую поэзию этого края. Он нашел для передачи ее своеобразия соответствующий колорит, в котором сочетается серая и золотистая гамма. Буйство красок выражается всеми оттенками желтого, коричневого, красного и золотого цветов.

Кажется, что вся природа застыла в надежде продлить это осеннее очарование как можно дольше. Цепь сероватых озер, желтеющая на холме трава, горящие яростным пожаром кроны деревьев, тускло-голубое в облаках небо – весь ландшафт здесь жадно впитывает последнее тепло, словно пытаясь задержать неизбежную зиму

6. Каковы особенности композиции картины? (Почему художник выбирает для картины удлинённый формат?)

Удлиненный горизонтальный формат холста выбран художником, конечно же, не случайно – созданная благодаря ему панорама подчеркивает масштаб и многообразие карельской природы. Подобную пространственную композицию: художник создаёт часто, это усиливает протяженность пейзажа и вместе с тем сообщает ему эпическое звучание.

7. Что, по-вашему, художник хотел выразить своим пейзажем?

«Край озер, непуганых птиц и нехоженых троп», так когда-то называли этот край, пленил художника своеобразной поэтичностью своего сурового ландшафта и колорита. Здесь царство воды, камня и леса. Цепь бесконечных озер, разнообразных по своим очертаниям, то соединяется протоками и водопадами , то разделяется каменными грядами. Среди озер разбросаны небольшие лесистые островки, создающие какой-то особый замедленный ритм в панораме озер. Камни то встали причудливыми дикими скалами, голыми или поросшими соснами, то протянулись правильными рядами, то рассыпались отдельными валунами, покрытыми мхами и лишайниками или гладко обточенными водой и ветрами.

8. Какое впечатление произвела на вас картина?

Художник сам влюблен в свою натуру, передает восторг и зрителям, заставляя нас снова и снова любоваться ярким и многоцветным карельским пейзажем. Колорит картины передает прохладу и праздничность осенней природы. Мы видим глубину и бескрайние просторы российского севера, от которых захватывает дух.

Работа с учебником (упр. № 54 II часть)

Составить словосочетания с данными в упражнении словами, записать их на доске и в тетради.

Возможный план сочинения

I. - талантливый пейзажист.

II. Описание картины:

1. передний план;

2. задний план;

3. особенности местности;

4. основные цвета и оттенки;

5. особенности композиции.

III. Настроение, вызываемое пейзажем.

Работа над текстом сочинения.

Литература:

Худякова живопись на уроках развития речи. РЯШ № 2, 1993г.

Интернетресурсы:

images. yandex. ru›Мешков В .В . картины

artcyclopedia. ru›meshkov _v asilij_vasilevich. htm

ru. wikipedia. org›wiki/Мешков ,_В асилий_Никитич

dic. academic. ru›dic. nsf/enc_pictures/2017/Мешков

valenik. ru›vsesvit/tema/p/painter/m/2/meshkov .html

novodevichye. narod. ru›meshkov -vv .html

for-ps. ru›publ/sochinenija…klass…v…v _v _meshkov a…64

МБСКОУ СКОШ

Города Озёрска Челябинской области

Сочинение-описание по картине

Василия Васильевича Мешкова

«Золотая осень в Карелии»

учитель русского языка и литературы

Сочинение-описание по картине Василия Васильевича Мешкова «Золотая осень в Карелии»

(Урок русского языка в 8 классе)

Цели:

1. обучать словесному описанию;

2. развивать связную речь учащихся;

3. воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству, живописи.

4. развивать орфографические и пунктуационные навыки учащихся.

Эпиграф

Живописцы, окуните ваши кисти
в суету дворов арбатских и в зарю,
чтобы были ваши кисти, словно листья,
словно листья, словно листья к ноябрю.

Окуните ваши кисти в голубое,
по традиции забытой городской,
нарисуйте и прилежно и с любовью,
как с любовью мы проходим по Тверской.

Мостовая пусть качнется, как очнется!
Пусть начнется, что еще не началось.
Вы рисуйте, вы рисуйте, вам зачтется...
Что гадать нам: удалось -- не удалось?

Вы, как судьи, нарисуйте наши судьбы,
наше лето, наше зиму и весну...
Ничего, что мы чужие. Вы рисуйте!
Я потом, что непонятно, объясню.

Булат Окуджава

Слово о художнике

Русская пейзажная живопись богата и разнообразна по своим видам и передаваемому в ней настроению. Она охватывает просторы полей и морей, богатство и разнообразие лесов и лугов, самобытность старой русской деревни и современное село, отдельные архитектурные памятники, городские ансамбли, парки и скверы.

Одним из самых плодовитых представителей русской реалистической художественной школы является Василий Васильевич Мешков (1893–1963). Народный Художник РСФСР. Член-корреспондент Академии Художеств СССР. Лауреат Сталинской Премии. Русский живописец, сын художника В. Н. Мешкова. Учился в московском Училище живописи, ваяния и зодчества. В 1911 году примкнул к передвижникам. В начале творчества писал главным образом городские пейзажи. (Слайд 4)

Окончив Московскую школу живописи, ваяния и зодчества, Мешков поехал продолжать образование за границу. Вернувшись в Россию в 1914 году, когда началась Первая мировая война, он был мобилизован в качестве художника и много кочевал со Штабом армии. Немало этюдов о войне было создано им в эти годы. (Слайд 5)

После 1917 года художник оставляет излюбленную историческую тему и становится театральным художником.

Поездка в Крым и на Кавказ в 1924-1925 годах явилась рубежом в творческой биографии В. В. Мешкова: он стал увлекаться пейзажем. Он создает целый ряд картин со своим «мешковским» серебристым колоритом: «Серый день», «Серебряный дождь», «Стужа», «После дождя», «Озеро» и др. Его пейзажи передают поэтическое состояние природы, созвучное настроению художника. (слайды 6,7)

В период Великой Отечественной войны совершает несколько поездок на фронт, по результатам которых в 1944 г. создаёт произведения «После врага», «По следам оккупантов». (слайды 8, 9)

Животрепещущие идеи времени раскрываются в пейзажах, подобных картине "Сказ об Урале". Но в данном случае художественный образ произведения с большой силой выражает идеи общества именно первых послевоенных лет, когда наш народ, одержав победу над темными силами фашизма, ощутил в себе могучие силы, когда перед ним открылись необъятные горизонты, когда он почувствовал себя полновластным хозяином своей необъятной Родины, отразившей нашествие страшного врага

(слайды 10, 11)

После суровых лет войны Мешков особенно чутко воспринимал природу. Он пишет пейзажи, которые как бы утверждали право человека на счастливую жизнь: «Копны», «Окские дали», «Холодный день», «Косогор», «Золотое Подмосковье». (слайды 12 - 14)

Персональные выставки художника проходили в Москве (1916, 1941, 1953) и Новосибирске (1929).Работы хранятся в Государственной Третьяковской Галерее, Государственном Русском Музее, Музее Русского Искусства в Киеве. (слайды 15 - 19)

Пожалуй, ни один край так не тронул художника, как Карелия. Он создал целую сюиту великолепных картин: «Озерный край», «Сентябрьские холода», «Осень в Карелии», «Осенняя песня», «Золотая осень в Карелии». Мешков раскрыл особую поэзию этой северной природы, суровой и строгой. (слайд 20 - 22)

Работа по картине

    Что изображено на картине?

Перед нами репродукция картины замечательного художника Василия Васильевича Мешкова. Он создал ряд великолепных полотен, посвящённых этому краю, но лучшим среди них является «Золотая осень в Карелии». Автор раскрыл особую поэзию северной природы, суровой и строгой. Мы видим на картине сухой пасмурный день. Воздух чист и прозрачен. Серые, по-осеннему холодные тучи висят низко и, кажется, цепляются за вершины сосен. Солнца нет, но краски осеннего леса создают эффект яркого света.

    Что зритель видит на переднем плане?

На переднем плане картины мы видим каменную гряду, поросшую редкими деревьями, одетыми в золото. Среди них огромными серыми глыбами лежат валуны. Высокие стройные сосны зеленой кроной возвышаются над лесом, тянутся к холодному северному небу.

    Что изображено на заднем плане картины?

На заднем плане, за деревьями, в окружении сосен видна серая гладь озера, берега которого покрыты ещё зелёной травой. Слева, за ним, можно разглядеть темную полосу леса. Пасмурное, молочно-серое небо довершает осенний пейзаж.

    По каким деталям можно определить, что картина изображает Карелию?

Карелия – очень красивый и живописный край с величественной и суровой природой. Холмистая местность, множество озер, скромная растительность, пробивающаяся к солнцу сквозь камни. Осенью Карелия особенно красива. Природа прощается с коротким летом ярко, с неистовством. Эту пору северной осени и изобразил В. В. Мешков на своей картине «Золотая осень в Карелии».

Художник раскрыл особую поэзию этого края. Он нашел для передачи ее своеобразия соответствующий колорит, в котором сочетается серая и золотистая гамма. Буйство красок выражается всеми оттенками желтого, коричневого, красного и золотого цветов.

Кажется, что вся природа застыла в надежде продлить это осеннее очарование как можно дольше. Цепь сероватых озер, желтеющая на холме трава, горящие яростным пожаром кроны деревьев, тускло-голубое в облаках небо – весь ландшафт здесь жадно впитывает последнее тепло, словно пытаясь задержать неизбежную зиму

    Каковы особенности композиции картины? (Почему художник выбирает для картины удлинённый формат?)

Удлиненный горизонтальный формат холста выбран художником, конечно же, не случайно – созданная благодаря ему панорама подчеркивает масштаб и многообразие карельской природы. Подобную пространственную композицию: художник создаёт часто, это усиливает протяженность пейзажа и вместе с тем сообщает ему эпическое звучание.

    Что, по-вашему, художник хотел выразить своим пейзажем?

«Край озер, непуганых птиц и нехоженых троп», так когда-то называли этот край, пленил художника своеобразной поэтичностью своего сурового ландшафта и колорита. Здесь царство воды, камня и леса. Цепь бесконечных озер, разнообразных по своим очертаниям, то соединяется протоками и водопадами, то разделяется каменными грядами. Среди озер разбросаны небольшие лесистые островки, создающие какой-то особый замедленный ритм в панораме озер. Камни то встали причудливыми дикими скалами, голыми или поросшими соснами, топротянулись правильными рядами, то рассыпались отдельными валунами, покрытыми мхами и лишайниками или гладкообточенными водой и ветрами.

    Какое впечатление произвела на вас картина?

Художник сам влюблен в свою натуру, передает восторг и зрителям, заставляя нас снова и снова любоваться ярким и многоцветным карельским пейзажем.Колорит картины передает прохладу и праздничность осенней природы. Мы видим глубину и бескрайние просторы российского севера, от которых захватывает дух.

Работа с учебником (упр. № 54 II часть)

Составить словосочетания с данными в упражнении словами, записать их на доске и в тетради.

Возможный план сочинения

    В.В. Мешков - талантливый пейзажист.

    Описание картины:

    1. передний план;

      задний план;

      особенности местности;

      основные цвета и оттенки;

      особенности композиции.

    Настроение, вызываемое пейзажем.

Работа над текстом сочинения.

Литература:

Худякова Л.А. Пейзажная живопись на уроках развития речи. РЯШ № 2, 1993г.

Интернетресурсы:

Мешков В . В . картины

meshkov _ v asilij_vasilevich.htm

wiki/ Мешков ,_ В асилий_Никитич

dic.nsf/enc_pictures/2017/ Мешков

vsesvit/tema/p/painter/m/2/ meshkov .html

meshkov - vv .html

Природа Карелии очаровывает каждого, кто хоть раз побывал в этих местах. Удивительная красота северной природы, буйные реки с крутыми порогами, девственная чистота лесов, свежий воздух, наполненный упоительным ароматом хвои, потрясающие по красоте закаты и богатство мира флоры и фауны издавна привлекают в Карелию туристов и путешественников.

Карелия расположена на северо-западе Российской Федерации. Большую часть республики занимают хвойные леса, славящиеся высоченными соснами и стройными елями, зарослями можжевельника и обилием ягод.

В Карелии более 60-ти тысяч озер, самые известные из которых - Онежское и Ладожское. Множество рек и речушек пронизывают республику, но реки в основном короткие. Самая длинная карельская река Кемь имеет протяженность всего в 360 км. Есть в Карелии и болота, и свои водопады.

Именно водоемы в сочетании с карельскими лесами и создают тот удивительный климат, который очаровывает всех. Не случайно Карелию называют "легкими Европы". Кстати, именно здесь, недалеко от Петрозаводска, был создан первый российский курорт, основанный в 1719 году по указу Петра I.

Карелией восторгались многие художники и поэты. Водопад Кивач является одной из самых известных достопримечательностей Карелии, Марциальные воды - первым российским курортом, основанным в 1719 году по указу Петра I, Кижи и Валаам относятся к самым загадочным местам России, а таинственные петроглифы Белого моря до сих пор не дают покоя археологам и историкам.

Растительный мир Карелии

Особенности карельской флоры обусловлены, прежде всего, географическим расположением республики. Основная часть растительного мира сформировалась в послеледниковый период. В северных районах и на высотах гор произрастают растения, характерные для тундры: мхи, лишайники, карликовые ели и березы.

Но большую часть республики занимают хвойные леса. Ближе к северу растут сосновые леса. Приблизительно в районе Сегозера проходит граница между северными и среднетаежными лесами. Здесь начинается лесная полоса, где ели и сосны растут вперемешку. Чем ближе к южной окраине Карелии, тем больше еловых лесов, которые перемежаются смешанными.

Из хвойных больше всего распространены ель обыкновенная и сосна обыкновенная. На западе нередко встречаются финские сосны. В смешанных лесных зарослях растут березы, ольха, осины, липы, вязы и клены.

Нижний ярус лесов составляют многочисленные кустарники. Там, где растут сосны, кустарников меньше. Чем ближе к югу, тем больше появляются зарослей брусники и морошки, черники и голубики, багульника и болотного мира.

Возле водоемов почва покрыта седыми мхами и лишайниками. Здесь легко найти вереск и ягель.

А еще карельские леса - это царство грибов. Больше всего собирают подосиновиков и подберезовиков. В южных районах нередко находят белые грибы, маслята, рыжики и лисички.

Животный мир Карелии

Фауна Карелии богата и разнообразна. Здесь встречаются все животные, которые традиционно обитают в тайге. Но особенность Карельской республики еще и в том, что здесь много водоемов. А значит, и представителей североморских представителей царства животных намного больше, чем в любом другом уголке России.

Из крупных млекопитающих в карельских лесах можно встретить рысь, бурого медведя, волка и барсука. Многочисленные зайцы-беляки давно стали желанной добычей местных охотников. Немало бобров и белок. Реки и озера облюбовали ондатры, выдры, куницы и европейские норки. А в Белом море и Онежском озере водятся нерпы.

Фауна южных районов несколько отличается от северных. На юге обитают лоси и кабаны, енотовидные собаки и канадские норки.

Мир пернатых также разнообразен. Лучше всего представлено семейство воробьиных. На севере много боровой дичи: глухарей, тетеревов, рябчиков и белых куропаток. Из хищных птиц стоит отметить ястребов, многочисленных сов, беркутов и луней.

Водоплавающие птицы Карелии - это ее гордость. На озерах селятся утки и гагары, морское побережье облюбовали чайки и гаги, которых ценят за их пух. А на болотах селятся кулики.

Карельских рыб условно можно разделить на три категории:

Проходные (сиги, лосось, семга, корюшка);

Озерно-речные (щука, плотва, окунь, налим, ерш, на юге - судак, хариус и речная форель);

И морские (сельдь, треска и камбала).

Обилие водоемов обусловило и большую численность пресмыкающихся и насекомых. Из всех змей, которые водятся в Карелии, самая опасная - обыкновенная гадюка. А с конца мая и до начала сентября походы в лес и пикники омрачают тучи комаров, слепней и мошек. На юге, кстати, большую опасность представляют клещи, особенно в мае-июне.

Климат в Карелии

Большая часть Карелии расположена в зоне умеренно-континентального климата с элементами морского. Зима хоть и длится долго, но сильные заморозки здесь редкость. В основном зимы мягкие, с обилием снега. Весна, со всеми своими прелестями в виде таяния снегов, расцветания деревьев и увеличением светового дня наступает лишь в середине апреля. Но до конца мая сохраняется вероятность возврата заморозков.

Лето в Карелии короткое и прохладное. На большей части территории по-настоящему летняя погода устанавливается лишь к середине июля. Температура редко поднимается выше +20ºC. А вот уже в конце августа чувствуется осеннее настроение погоды: пасмурное небо, проливные дожди и холодные ветра.

Самая неустойчивая и непредсказуемая погода властвует на морском побережье и в районе Ладожского и Онежского озер. С запада приходят частые циклоны. Погода чаще всего пасмурная, с постоянными ветрами и обилием осадков. На побережье Белого моря отмечается самая высокая облачность во всей республике.

Урок по русскому языку в 8 классе

«ДОЛГО БУДЕТ КАРЕЛИЯ СНИТЬСЯ…»

(подготовка к сочинению по картине

В.В.Мешкова «Золотая осень в Карелии»)

Цели:

Образовательная – закрепление орфографических и пунктуационных навыков, обучение составлению текста-описания.

Воспитательная – расширение лексики по теме «Живопись»; знакомство с творчеством В.В.Мешкова;

Развивающая – развитие познавательного интереса к русскому языку, умения анализировать, обобщать полученные знания, аргументировать свои высказывания.

Оборудование (презентация):

  • репродукции картин В.В.Мешкова и других художников об осени;
  • дидактический материал (упражнения для подготовки к сочинению);

Ход урока:

Эпиграф:

Пейзаж, как народная песня,

Должен нести светлые чувства.

В.В.Мешков

Наш сегодняшний урок развития речи – это урок подготовки к написанию сочинения по картине В.В.Мешкова «Золотая осень в Карелии».

Нам предстоит познакомиться с новым именем – художником Василием Васильевичем Мешковым, а также мы постараемся выяснить, в чем заключается своеобразие осенней поры именно в Карелии, чем этот северный край заинтересовал художника.

«Очей очарованье», осень так прекрасна и многолика, что ей посвятили свои вдохновенные строки поэты, воссоздали ее облик на полотнах художники, запечатлели в звуках музыканты. И каждый находит для осени свои краски.

Из всех времен года она – самая застенчивая, и трудно бывает проследить ее шаги. Начинается осень с особенной тишины (М.Нестеров «Осенний пейзаж»). Тишина такая, что кажется: природа задумалась глубоко-глубоко, все летние хлопоты завершены, и природа отдыхает. Алексею Константиновичу Толстому близка эта мягкая задумчивость, эта тишина осени:

Нам тихий свой привет

Шлет осень мирная.

Ни резких очертаний,

Ни ярких красок нет…

Природа вся полна последней теплоты…

Поэт Евгений Баратынский в стихотворении «Осень» заметил, что тишина первых осенних дней не только успокаивает, но и тревожит предчувствием опустошения. (Ученица читает стихотворение).

А вот репродукция самой знаменитой картины И.Левитана «Золотая осень», художнику удалось передать тишину осени, ясную радость отдыха. Золотой наряд скоро облетит, но вдали мы видим изумрудное озимое поле и понимаем, что весной жизнь обязательно возродится и все начнется сначала. А помните стихотворение Тютчева, созвучное этой картине? (Ученица читает «Есть в осени первоначальной...»).

Осень заворожила многих художников (рассматриваем репродукции картин, подобранных к уроку). А вот такой мы видим осень (рисунки учащихся). Не правда ли, что по настроению им близки строки из «Листопада» И.А.Бунина? (Ученик читает стихотворение).

Какая же она, осень в Карелии? И что это за край? Много лет назад композитор А.Колкер побывал там и создал песню «Карелия». Вот послушайте. (Звучит песня «Карелия», стихи К.Рыжова).

Карельские поэты очень любят свою северную землю, край камня, воды и леса, край белых ночей. Сейчас мы познакомимся с фрагментами стихотворений, посвященных осени, обратите внимание на образность этих строк. (Работа с раздаточным материалом).

В Москве, в Третьяковской галерее, находится картина «Золотая осень в Карелии». Автор ее – художник Василий Васильевич Мешков. Об этом человеке расскажет нам

(ученик рассказывает).

Слово о художнике (карточка 1)

«Искусство возникло для меня на заре моей юности, как прекрасное солнечное явление». В.В.Мешков родился в Москве 5 апреля 1893 г. в семье известного художника-передвижника Василия Никитича Мешкова. В доме отца бывали такие люди, как Поленов, Суриков, Васнецов, Мусатов, Мамонтов, Шаляпин. Атмосфера взволнованных бесед об искусстве развивала у юного Мешкова влюбленность в творчество. «Было мне 6 лет, и никакие игрушки меня не увлекали. Радовали меня больше кисти, пузатые тюбики красок, цветные карандаши, бумага, пачкать которую было моей страстью».

Однажды отец вместе с Левитаном взял мальчика на этюды. Вечерело. Художники стали собирать свои холсты. «Я, вспоминал Мешков, собрав краски на кору дерева какой-то щепочкой и глядя на небо, стал подбирать тона». Левитан заметил, что мальчик вернее всех почувствовал тон неба и сказал: «Пейзажистом, пожалуй, будет!» Отец, мечтавший видеть сына историческим живописцем, шутливо ответил: «Убью, если по пейзажу пойдет».

Но красота, свойственная только русскому пейзажу, захватила юного художника. Сибирь, Урал, Поволжье, Крым, Подмосковье… Где только ни побывал Василий Васильевич Мешков – один из лучших пейзажистов России.

В Карелию он приезжал 4 раза – в 1951, 1952, 1954 и 1956 годах, потому что работа над темой, посвященной природе Карелии, необычайно увлекла Василия Васильевича. На многих карельских полотнах – осень, так любимая художником. Этот осенний колорит тихой светлой поры вносит ноту душевности, мягкости в общий суровый облик природы. Пламенеющие краски золота берез, ярко-красные гроздья рябины, розовый цвет осин – все это дает тот дополнительный настрой пейзажа, через который яснее постигаешь душу природы Карелии.

Полотна Мешкова вызывают ассоциации с северными сказаниями, с музыкой Римского-Корсакова, Грига…

Сообщение ученика (карточка 2):

Карелия – это край лесов и озер, находящийся на северо-западе России. Здесь находятся такие известные на весь мир памятники архитектуры, как Кижи и Валаамский монастырь. Больше половины площади Карелии покрыто лесами, где преобладают сосна и ель. Сосна неприхотлива, она растет даже на скалах. Карельская тайга отличается от мрачной тайги Сибири. Она светлее, приветливее, не такая густая и труднопроходимая, как сибирская. Здесь растет береза и осина, а на юге Карелии – липа и клен. Большие просветы в лесу образуются благодаря многочисленным озерам и рекам (66 тысяч рек и озер!). Поверхность – это холмистая равнина. Невысокие горы из сплошного камня – сельги. Часто встречаются большие сглаженные скалы – бараньи лбы, а также валуны. Скалы, сосны и вода – это визитная карточка Карелии!

Работа по заданиям к упражнению № 54.

  • -Что изображено на картине?
  • На картине художника В. В. Мешкова изображен живописный пейзаж Карелии. Это север России, лето здесь короткое. Художник на своем полотне запечатлел яркое прощание величественной и суровой природы Карелии с северным летом. Буйство красок ранней осени впечатляет зрителя.
  • -Что зритель видит на переднем плане картины?
  • На переднем плане картины зритель видит осинки, березки, кусты, позолоченные осенними холодами, хилые елочки, высокие суровые сосны, серовато-зеленые валуны, озерцо
  • - Что изображено на заднем плане картины?
  • На заднем плане картины – озеро с отражающимися в нем деревьями, дальше – зеленая полоса хвойного леса, и над всем – низкое сероватое небо в облаках
  • - По каким деталям можно определить, что эта картина изображает Карелию?
  • То, что картина изображает Карелию, можно определить по таким деталям: слегка холмистый рельеф почвы, редкая растительность с негустой листвой, обилие валунов и озер, лес, уходящий за горизонт
  • - Какие цвета и оттенки использует автор для изображения осени?
  • Для изображения осени автор использует выразительную цветовую гамму: яркие, теплые золотистые, коричневые, красноватые оттенки сочетаются с холодноватыми серо-зелеными, серо-голубыми. Краски прозрачные, чистые, неброские. Колорит картины передает праздничность и в то же время суровость карельской осенней природы
  • - Каковы особенности композиции картины?
  • Художник выбирает для картины удлиненный горизонтальный формат холста, чтобы передать широту, спокойствие, протяженность, простор карельской осенней природы
  • - Какое впечатление произвела на вас картина?
  • Картина производит впечатление умиротворения, тишины, спокойствия, легкой грусти

Составление и запись плана к сочинению.

Примерный план.

1. Представление картины.

2. Красота русской природы осенью.

3. Мастерство художника.

А. Яркие краски суровой Карелии.

4. Композиция картины.

А. Что изображено на переднем плане картины?

Б. Что изображено на втором плане картины?

5. Что хотел выразить художник своей картиной?

6. Впечатления от картины.

Сбор материала к сочинению.

Словарная работа:

Ламба, ламбушка – небольшое лесное озеро (диалект.)

Сельга – невысокие горы из сплошного камня (диалект.)

Валуны – большие округлые гладкие камни.

Лексическая работа

Примеры словосочетаний и предложений:

  • В композиции картины;
  • обилие валунов;
  • поэтичность ландшафта;
  • цепь озер;
  • высокие суровые сосны.
  • Колорит картины передает величественность и праздничность карельской осени.
  • Для изображения осени автор использует выразительную цветовую гамму.
  • Чтобы показать безграничность просторов карельского пейзажа, художник использует горизонтальный формат холста

Особенность композиции: горизонтально вытянутое полотно (любимый формат художника) позволяет показать просторы родной земли, художник любуется этим краем непуганых птиц и эту любовь передает нам.

Для передачи своей мысли художник использует прием контраста. Мы видим суровые скалы, мощные валуны и хрупкие, трепетные деревца.

Своеобразие колорита: темный камень, серое, низкое небо, серебряное зеркало ламбушки и золотые, багряные листья, лес нарядный, много воздуха и света.

Запечатлевая безмолвные и безлюдные просторы Карелии, художник стремился выразить дух этого северного края. И ему, бесспорно, удалось передать сочетание БЫЛИННОЙ МОЩИ природы с заложенной в ней НЕЖНОСТЬЮ, ПОЭТИЧНОСТЬ, ПРОСТОТОЙ. Это земля богатырей и поэтов (эпос «Калевала»).

Для других моя сторонка

Нелюдима да сурова,

Для меня земля Ижоры

Всех желанней и нежнее.

Здесь порожистые реки

И студеные озера.

Здесь леса молчат угрюмо,

А поляны пахнут медом.

Этими стихами карельской поэтессы Ларин Параске (1833-1904) мы и закончим наш урок.

Звучит песня «Карелия».

Д/з: написать сочинение по картине «Золотая осень в Карелии».

Предварительный просмотр:

Карточка 3

Сочинение по картине В.В.Мешкова «Золотая осень в Карелии»

Карелия – очень красивый и живописный край с величественной и суровой природой. Холмистая местность, множество озер, скромная растительность, пробивающаяся к солнцу сквозь камни… А осенью Карелия еще прекраснее. Буйство красок выражается всеми оттенками желтого, коричневого, красного и золотого цветов. Природа прощается с коротким летом ярко, с неистовством. Эту пору северной осени и изобразил В. В. Мешков на своей картине «Золотая осень в Карелии».

Мы видим на картине сухой пасмурный день. Воздух чист и прозрачен. Серые, по-осеннему холодные тучи висят низко и, кажется, цепляются за вершины сосен. Солнца нет, но краски осеннего леса создают эффект яркого света: то тут, то там вспыхивают фонарики «пылающих» берез.

На переднем плане каменная гряда, сквозь которую пробиваются к холодному северному солнцу редкие деревца. Поодаль находится небольшая лужайка с еще зеленой травой – последнее прощание уходящего лета. В центре за невысокими деревьями расположилось маленькое озеро, на глади которого отражается серое осеннее небо. А дальше – бескрайний лес, уходящий мрачной темно-зеленой полосой за горизонт.

Художник неслучайно использует удлиненный горизонтальный формат холста, с его помощью он показывает широту и спокойствие карельского пейзажа.

Колорит картины передает прохладу и праздничность осенней природы. Мы видим глубину и бескрайние просторы российского севера, от которых захватывает дух. Хочется вдохнуть полной грудью и крикнуть: «Эге-гей!» – а в ответ услышать издалека троекратное эхо …

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Нам тихий свой привет Шлет осень мирная. Ни резких очертаний, Ни ярких красок нет… Природа вся полна последней теплоты…

Урок по русскому языку в 8 классе «ДОЛГО БУДЕТ КАРЕЛИЯ СНИТЬСЯ…» (Описание картины В.В. Мешкова «Золотая осень в Карелии») Развитие речи в 8 классе Учитель русского языка и литературы МОУ г.Мурманска СОШ № 26 Костючек О.В.

Цели: Образовательные: закрепление орфографических и пунктуационных навыков, научить создавать свой текст на предложенную тему (сочинение-описание местности по картине), добиться усвоения основных элементов построения текста данного типа. Развивающие: совершенствовать умение правильного отбора языковых средств, установления логических связей между частями текста, грамотного оформления своего высказывания. Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к русской живописи и родному языку; добиваться повышения познавательной самостоятельности учащихся.

Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса…

Пейзаж, как народная песня, должен нести светлые чувства. В.В.Мешков

М.Нестеров. Осенний пейзаж

И.Левитан. Золотая осень

И.Левитан. Сумерки. Луна

А.Куинджи. Вид на Москву с Воробьевых гор

В.Мешков. Золотая осень в Карелии

Сбор материала к сочинению. Словарная работа: Ламба, ламбушка – небольшое лесное озеро (диалект.) Сельга – невысокие горы из сплошного камня (диалект.) Валуны – большие округлые гладкие камни.

Сведения о географическом положении Карелии, климате, территории. Карелия – республика, входящая в состав России, расположенная в пределах Балтийского щита. Столица – Петрозаводск. Карелия граничит с Финляндией и с Санкт-Петербургом. Половину территории республики занимают хвойные и смешанные леса. Карелию называют «краем озер», т. к. на ее территории находится сорок тысяч больших и малых озер.

Работа со словарем. Композиция – строение, расположение и соотношение составных частей произведений литературы, искусства. Колорит – система цветовых сочетаний в произведениях искусства. Ландшафт – вид земной поверхности. Валуны – большие округлые камни. Холст – ткань, на которой пишут картины.

Подготовительная работа к описанию картины В. В. Мешкова «Золотая осень в Карелии» (Работа по заданиям к упражнению № 54). - Что изображено на картине? На картине художника В. В. Мешкова изображен живописный пейзаж Карелии. Это север России, лето здесь короткое. Художник на своем полотне запечатлел яркое прощание величественной и суровой природы Карелии с северным летом. Буйство красок ранней осени впечатляет зрителя. -Что зритель видит на переднем плане картины? На переднем плане картины зритель видит осинки, березки, кусты, позолоченные осенними холодами, хилые елочки, высокие суровые сосны, серовато-зеленые валуны, озерцо

Что изображено на заднем плане картины? На заднем плане картины – озеро с отражающимися в нем деревьями, дальше – зеленая полоса хвойного леса, и над всем – низкое сероватое небо в облаках - По каким деталям можно определить, что эта картина изображает Карелию? То, что картина изображает Карелию, можно определить по таким деталям: слегка холмистый рельеф почвы, редкая растительность с негустой листвой, обилие валунов и озер, лес, уходящий за горизонт

Какие цвета и оттенки использует автор для изображения осени? Для изображения осени автор использует выразительную цветовую гамму: яркие, теплые золотистые, коричневые, красноватые оттенки сочетаются с холодноватыми серо-зелеными, серо-голубыми. Краски прозрачные, чистые, неброские. Колорит картины передает праздничность и в то же время суровость карельской осенней природы - Каковы особенности композиции картины? Художник выбирает для картины удлиненный горизонтальный формат холста, чтобы передать широту, спокойствие, протяженность, простор карельской осенней природы

Какое впечатление произвела на вас картина? Картина производит впечатление умиротворения, тишины, спокойствия, легкой грусти

Примерный план. 1. Представление картины. 2. Красота русской природы осенью. 3. Мастерство художника. а. Яркие краски суровой Карелии. 4. Композиция картины. а. Что изображено на переднем плане картины? б. Что изображено на втором плане картины? 5. Что хотел выразить художник своей картиной? 6. Впечатления от картины.

Примеры словосочетаний и предложений: В композиции картины; обилие валунов; поэтичность ландшафта; цепь озер; высокие суровые сосны. Колорит картины передает величественность и праздничность карельской осени. Для изображения осени автор использует выразительную цветовую гамму. Чтобы показать безграничность просторов карельского пейзажа, художник использует горизонтальный формат холста

Синонимы Художник – Василий Васильевич Мешков, он, пейзажист, певец русской природы, мастер пейзажа и другие

Для других моя сторонка Нелюдима да сурова, Для меня земля Ижоры Всех желанней и нежнее. Здесь порожистые реки И студеные озера. Здесь леса молчат угрюмо, А поляны пахнут медом. (карельская поэтесса Ларин Параске (1833-1904) .

Задание: Написать сочинение-описание по картине В.В.Мешкова «Золотая осень в Карелии»


Русские художники Мешковы.Мешков Василий Васильевич (1893-1963).Сын. - ч.2.

Русский - советский живописец, сын художника В.Н.Мешкова, академик живописи, лауреат Государственной премии СССР.Учился в московском Училище живописи, ваяния и зодчества. В 1911 году примкнул к передвижникам. В начале творчества писал главным образом городские пейзажи. В 1922 году В.В.Мешков вступил в АХХР и обратился к темам Октябрьской революции и Гражданской войны (серия этюдов «Октябрь в Москве» и др.). В годы Великой отечественной войны художник создал серию полотен под общим названием «По дорогам отступления фашистов». Много и плодотворно работал В.В.Мешков в своём любимом пейзажном жанре. Его пейзажные полотна характерны особой величественной и суровой трактовкой русской природы («Сказ об Урале», 1949 г., «Кама», 1950 г.,"Золотая осень в Карелии" и др.).С детства мальчик был окружен людьми искусства, лучшими живописцами того времени, и это не могло не сказаться на его судьбе.«Я потомственный живописец. Отец мой, художник Василий Никитич Мешков, с детства предназначал меня к этому поприщу, да и все мои надежды и чаяния совпадали с отцовскими предначертаниями» — так начинается автобиография В. В. Мешкова. В детстве самым заманчивым миром, полным увлекательных вещей, была мастерская отца, известного художника-портретиста. Под его руководством мальчик начал свои первые регулярные занятия живописью. В 14 лет он дебютировал на выставке со своими робкими, еще неумелыми работами на темы русской истории, но уже в этих работах чувствовалась своеобразная, свободная живописная манера автора.Окончив Московскую школу живописи, ваяния и зодчества, где его учителями были такие знаменитости, как А. М. Корин, А. М. Васнецов, Л. О. Пастернак, В. Н. Бакшеев, Мешков поехал продолжать образование за границу.Вернувшись в Россию в 1914 году, когда началась Первая мировая война, он был мобилизован в качестве художника и много кочевал со Штабом армии. Немало этюдов о войне было создано им в эти годы.После 1917 года художник оставляет излюбленную историческую тему и становится театральным художником.Поездка в Крым и на Кавказ в 1924—1925 годах явилась рубежом в творческой биографии В. В. Мешкова: он стал увлекаться пейзажем. И хотя он продолжал быть театральным художником, не работа в театре определяла его творческие устремления, а именно увлечение пейзажем. Он создает целый ряд картин со своим «мешковским» серебристым колоритом: «Серый день», «Серебряный дождь», «Стужа», «После дождя», «Озеро» и др. Его пейзажи передают поэтическое состояние природы, созвучное настроению художника.В годы Великой Отечественной войны художник создал немало работ, посвященных военной тематике: «Защита Ленинграда», «Героический Ленинград во время войны», «Бой в Северном море» и др. Одна из лучших картин того времени — «1941 год под Москвой».После суровых лет войны Мешков особенно чутко воспринимал природу. Он пишет пейзажи, которые как бы утверждали право человека на счастливую жизнь: «Копны», «Окские дали», «Холодный день», «Косогор», «Золотое Подмосковье».


Зимний день. Подмосковье, 1940г.


Пойма реки. 1940.


Пейзаж с речкой .1930.

Деревенский мотив .1920-е.

Окский осенний массив .1948.Николаевкий художественный музей им.В.В.Верещагина.

Олений остров .1961.Сумской художественный музей им.Н.Х.Онацкого.


Пейзаж.Ненастье .


Мечты рыбака .


Золотое Подмосковье .1947. Холст, масло. 71х142. Государственный Русский музей

Горький .1946.


Ранний снег .


На Оке . 1946 г. Государственная Третьяковская галерея

Лодки. 1950-е. Картон, темпера. 35х38

Черное море.Бриз. 1934. Картон, масло. 15х23

Особое место в творчестве В. В. Мешкова занимают пейзажи Карелии .«Край озер, непуганых птиц и нехоженых троп», как когда-то называли его, пленил художника своеобразной поэтичностью своего сурового ландшафта и колорита. Здесь царство воды, камня и леса. Цепь бесконечных озер, разнообразных по своим очертаниям, то соединяется протоками и водопадами, то разделяется каменными грядами. Среди озер разбросаны небольшие лесистые островки, создающие какой-то особый замедленный ритм в панораме озер. Камни то встали причудливыми дикими скалами, голыми или поросшими соснами, то протянулись правильными рядами, то рассыпались отдельными валунами, покрытыми мхами и лишайниками или гладко обточенными водой и ветрами.


Осень в Карелии


Золотая осень в Карелии . Государственная Третьяковская галерея

Пожалуй, ни один край так не тронул художника, как Карелия. Он создал целую сюиту великолепных картин: «Озерный край», «Сентябрьские холода», «Осень в Карелии», «Осенняя песня», «Ведло-озеро», «Золотая осень в Карелии». Мешков раскрыл особую поэзию этой северной природы, суровой и строгой. Он нашел для передачи ее своеобразия и соответствующий колорит, в котором сочетались серая и золотистая гамма, и пространственную композицию: художник любит удлиненный горизонтальный формат холста, что усиливает протяженность пейзажа и вместе с тем сообщает ему эпическое звучание, позволяет представить широкую панораму природы.

Былина Севера

Признанный мастер эпического пейзажа - В. В. Мешков, написавший ряд превосходных картин, по-новому раскрывающих красоту природы нашей Родины, наталкивающий своими произведениями на раздумья о жизни, о величии мироздания, о силе человеческого разума и деяний людей, которые сумели подчинить себе стихийные силы природы. Мешков любит природу нашего Севера: суровые берега холодного моря, скалистые утесы, поросшие могучими деревьями, беспредельные таежные дали, открывающиеся с уступов Уральского хребта, спокойные реки, величаво несущие свои воды. В картинах Мешкова есть что-то богатырское, раздольное и широкое. Его палитра очень сдержанна, но и немногими красочными сочетаниями художник достигает выражения удивительного богатства чувств и настроений . Творчество Мешкова тесно связано с традициями предреволюционной русской пейзажной живописи. Особенно близок ему А. М. Васнецов, полотна которого отличаются эпической торжественностью и внутренней значительностью. Этот художник, так же как и Мешков, любил писать тайгу, Уральские горы, ему была близка природа, исполненная величия и силы. Но мастер, использовав достижения А. Васнецова, нашел свой путь, свои приемы изображения северной природы.

Мешков чаще всего выбирает широкий разворот пространства, панорамное решение пейзажа. Он словно окидывает взором расстилающиеся перед ним дали, выделяя крупные, сразу же бросающиеся в глаза детали пейзажа - могучий утес, деревья первого плана. Широкое письмо заставляет зрителя обращать внимание на главное в пейзаже и опускать второстепенное, повинуясь в этом желанию художника выделить ведущие места в композиции. Такой прием дает возможность Мешкову усиливать основную мелодию картины, подчинять внимание зрителя себе или, вернее, той эмоции, которая определяет образный строй произведения. Особенно блестяще развернулось творчество Мешкова в послевоенные годы. Именно в это время он полностью нашел себя и свой глубоко оригинальный и выразительный стиль. Им были созданы серии пейзажей, посвященные природе Карелии и Сибири. В этих сериях или циклах картин Мешков предстает художником, глубоко чувствующим особенности природы тех мест, которые он пишет. Вместе с тем именно эта природа позволила ему раскрыть свой талант эпического поэта, талант мастера значительной по своему содержанию и часто монументальной по форме пейзажной картины. Представление о могучих силах, таящихся в природе, о ее величии и торжественной красоте, свойственное многим русским пейзажистам, в огромной мере присуще Мешкову. Не случайно эмоциональный строй его картин отличается подлинной героикой.


Сказ об Урале . Эскиз. 1949 г. Холст, масло. 37,5х80,5. Государственный Русский музей.За эту картину художник получил Сталинскую премию.

Великолепна картина Мешкова "Сказ об Урале ", где торжественные и мерные ритмы уходящих к горизонту горных кряжей напоминают величественный и протяжный ритм народного сказа. Эта картина навевает мысли о необъятности родной земли, о ее величавой красоте, она вселяет в сердце гордость за Отчизну. Картина "Сказ об Урале" характерна для Мешкова в смысле тех художественных средств, которые он использует для воплощения своего замысла. Композиция здесь строится на широком ритме плавно струящихся линий, которые очерчивают уходящие к горизонту горные хребты. Зритель не столько видит, сколько угадывает расстилающиеся в глубине картины таежные дебри. Лишь несколько елей на переднем плане возвышаются словно былинные богатыри, охраняющие покой русской земли. Выразительна картина и в колористическом отношении. Широкими, энергичными мазками строит художник первый план. Дальние планы лишь намечены. Но выверенность цветовых отношений дает художнику возможность создать иллюзию бесконечной глубины уходящего вдаль пространства, наполнить картину воздухом, сообщить ему движение. Хотя природа, изображенная Мешковым, кажется исполненной царственного величия, в ней чувствуется внутреннее напряжение, внутренняя энергия. Это ощущение возникает уже благодаря резкому переходу от переднего плана к далеко лежащим горным кряжам. Но покой нарушается не только этим. Вдали на горизонте художник изобразил клубящиеся облака и туманом окутал таинственные таежные дебри. Все это сообщило художественному образу картины динамику, лишило его статичности, а в целом сообщило полотну ту жизнь, которая является признаком и качеством большого художественного произведения.

Когда речь идет об индустриальном или городском пейзаже, обычно не представляет труда связать художественный образ произведения с тем временем, когда работал художник. Сложнее обстоит дело с так называемым "чистым" пейзажем, где сюжет не дает возможности обратить внимание зрителя на приметы времени, на детали, свидетельствующие о том, что рассказ ведется о природе, облик которой меняется в результате деятельности наших современников. И все же очень часто (а если это произведение действительно значительно, то и обязательно) можно определить время, когда был написан тот или иной пейзаж нетронутой природы. Это объясняется прежде всего тем, что в этом пейзаже заключены большие и животрепещущие идеи эпохи, что он выражает чувства не только художника, но и современников этого мастера. Появление картины Мешкова "Сказ об Урале" в конце 1940-х годов не было случайностью. К этому времени русская пейзажная живопись в целом достаточно возмужала, чтобы уметь выразить в значительных и впечатляющих образах природы глубокие думы о Родине, о ее могуществе, о силах, таящихся в ее недрах.

Урал .

Примечательной особенностью картин Мешкова, и в частности картины "Сказ об Урале", является их, если можно так выразиться, философский характер . Образ природы, созданный художником, наталкивает на раздумья, вызывает рой ассоциаций. Широкий простор, развертывающийся перед зрителем, рождает представление о необъятности Родины. Природа, предстающая здесь во всей своей первозданной мощи, не противостоит человеку. Она возбуждает чувство подъема и восхищения, чувство, самым прямым образом отвечающее мироощущению советских людей. Образ, созданный Мешковым, оптимистичен в самом прямом смысле этого слова, он вселяет в человека уверенность в своих силах, он зовет к новым свершениям, он соотносит его чувства с величественной и могучей природой. Конечно, животрепещущие идеи времени раскрываются в пейзажах, подобных картине "Сказ об Урале", опосредствованно. Но в данном случае художественный образ произведения с большой силой выражает идеи общества именно первых послевоенных лет, когда наш народ, одержав победу над темными силами фашизма, ощутил в себе могучие силы, когда перед ним открылись необъятные горизонты, когда он почувствовал себя полновластным хозяином своей необъятной Родины, отразившей нашествие страшного врага.

Октябрьские дни в Москве. 1917 год

Новороссийский порт .

Псков 17 века .

Художник работал на Псковщине два года - 1915 и 1916 гг. Пребывание в Пскове, где на каждом шагу внимание привлекали памятники старины, оказалось для него очень плодотворным. Он написал свыше тридцати произведений, которые были названы "Псковской сюитой". Работы Мешкова интересны не только как произведения живописи, но и являются ценными историческими документами. Значительны работы "Псков", "Нижние решетки", "Псков XVII века", "Псков XVIII века". Умение показать архитектуру городских сооружений, ансамбли соборов, церквей, монастырей, башен крепостных стен на фоне народной жизни в "Псковской сюите" получило убедительное выражение, придало ей историзм.