Мещанин во дворянстве. Шпаргалка: Художественные особенности комедии Мольера Мещанин во дворянстве Какие правила существовали в русском классицизме

Сочинение

По своему жанру - «Мещанин во дворянстве» Мольера - комедия. Вместе с тем, если говорить о своеобразии жанрового решения комедии, то нельзя не учесть, что в этом мольеровском творении предусмотрено столь много музыки, балета - интермедий, целых балетных сцен (музыку к спектаклю написал известный французский композитор Жан-Батист Люлли (1632-1687), что некоторые исследователи даже склонны определять жанр «Мещанина во дворянстве» как комедию-балет. Важно в этой связи, чтобы ученики поняли: эта яркая, насыщенная музыкой, балетом и буффонадой комедийная форма позволяла Мольеру с особой силой, страстью и своеобразием выставить на осмеяние всех французских «мамушей», не взирая на их титулы и происхождение. Иными словами: музыка, балет, буффонадой - это один из многих приемов, которыми пользовался драматург для расширения содержательных возможностей жанра комедии нравов. Именно эти средства позволяли Мольеру соединить в неразрывное целое два компонента: «поучать» и «развлекать», говорить остро и заинтересованно не об античных добродетелях, а о современных пороках. Мольер примелькавшееся переводил в план необычного; с обыденного срывал мишурные одеяния, чтобы бескомпромиссно обнажить неприглядную сущность социальных пороков своего времени. Это было смело, свежо, умно. Собственно говоря, эти мольеровские качества изображения и ценил превыше всего Никола Буало:

* Иного зрелища хотелось бы вельможе;
* Графиня в ужасе бежала вон из ложи,
* Маркиз, узнав ханже суровый приговор,
* Готов был автора отправить на костер,
* И не жалел виконт проклятий самых черных
* За то, что осмеять поэт сумел придворных.

Новаторски расширяя возможности традиционного жанра, Мольер обращался за опытом к народному, площадному театру. Нельзя не отметить, что Мольер, оставаясь сыном своего времени и используя опыт классицистической драмы (сохранения, например, «знаменитых» трех единств) тем не менее сделал необычно много для дальнейшего развития комедии, но уже на пути к реализму. Отметим следующие приметы нового у Мольера: стремление к многогранности воспроизводимого в комедин человеческого характера (как уже подчеркивалось Журден - не только воплощение гипертрофированного честолюбия);

комедиям Мольера свойственны некоторые элемент)^ драматизма (презрение героя всегда драматично); наконец, безусловная индивидуализация языка героев Вспомним грубоватую прямолинейность речи г-жи Журден и другие примеры. Речь Клебнта книжно-патетическая. Речь Журдена в соответствии с положениями, в которые он попадает, то грубоватая, даже вульгарная, то неуклюже галантная, отчего он кажется еще смешнее. Речевое характеристики драматурга социально конкретны и точны. Рассказывают, что Мольер, прежде чем поставить комедию па сцене, читал ее своей служанке, чтобы видеть, как воспримут его пьесу простые люди. Это свидетельство того, что комедиограф, творивший в век классицизма, стремился к реалистическому изображению жизни, ориентируясь на народ.

«Художественное богатство комедий Мольера огромно. На сцене XVII века в последний.раз всеми своими красками сиял театр карнавала и площади, и в первый раз с подмостков была показана жизнь - семейная и.общественная - в формах самой действительности. Такого рада единство свойственно только комедиям Мольера… Реформа Мольера совершила еще одно небывалое слияние: в единстве оказались гневная обличительная сатира и веселый жизнеутверждающий смех. И основа этого единств оптимизм самого обличителя, непреклонная вера Моль в нравственное здоровье народа, твердое знание того его комедии, показав современникам их недостатки и ставив людей смеяться над пороками общества, сдел их умней и лучше. С этой верой него своего вздоха».

Другие сочинения по этому произведению

Анализ пьесы "Мещанин во дворянстве" Теория ролей в романах «Мещанин во дворянстве» и «Недоросль» Актуальность образа главного героя комедии Мольера «Мещанин во дворянстве» Над чем смеется Мольер в комедии «Мещанин во дворянстве» Что высмеивает Мольер Образы главных героев в пьесе Мольера «Мещанин во дворянстве» Учителя господина Журдена. Какими я их вижу Сочинение Мольера «Мещанин во дворянстве» Люсиль и Клеонт Сюжет комедии Мольера «Мещанин во дворянстве». Действие 4-5 Почему смешон господин Журден (По комедии Мольера "Мещанин во дворянстве") Бессмертная комедия Мольера «Мещанин во дворянстве» Живучесть образа Журдена (по комедии Мольера «Мещанин во дворянстве») Комедия Мольера «Мещанин во дворянстве» Необоснованные претензии Журдена на культуру и образованность (по комедии Мольера "Мещанин во дворянстве")

I . Тема: Ж-Б Мольер. «Мещанин во дворянстве» как произведение французского классицизма. Сатира на дворянство и буржуазию в комедии.

II . Цель: Познакомить учащихся с характерными чертами классицизма; сопоставить с русским классицизмом; познакомиться с творчеством создателя французской комедии Жан-Батист Мольером. «Мещанин во дворянстве» - как комедия классицизма, и все в ней развивается по законам данного жанра.

III. Ход урока:

    Орг. момент (2мин)

IV . Повторение пройденного материала :

Сегодня мы с вами повторим черты русского классицизма, сравним их с французским классицизмом, рассмотрим на примере комедии классицизма «Мещанин во дворянстве», как развиваются в ней события по законам данного жанра. Узнаем над чем или над кем смеется автор и почему комедия так называется.

А) Беседа:

    Где зародился классицизм?

В 17 веке в Западной Европе начинается эпоха абсолютной монархии. Правители ограничивают свободу личности. Возвышенное и разнообразное искусство эпохи Возрождения сменяется строгим классицизмом. Начинала складываться вэпоху Позднего Возрождения в Италии, но как целостная художественная система сформировался во Франции 17 века в период укрепления и расцвета абсолютизма.Времы правления Людовика 14.

    Что означает классицизм?

(от лат.classicus –образцовый, художественное направление, сложившееся в европейской литературе 17 века (П.Корнель, Ж.Б.Мольер, Ж.Расин)

    Какую иерархию жанров установил классицизм?

(Высокий –эпическая поэма, эпопея; трагедия, ода: всё писалось в стихах;

средний – высокая комедия, любовные и философские стихи;

низкий – басня);

    Когда зародился классицизм в России?

(Во 2-й половине 18 века в творчестве А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского, М.В.Ломоносова: началась борьба за литературный язык, завершившаяся в творчестве А.С. Пушкина).

    Какие жанры популярны в русском классицизме?

(Трагедия и комедия).

    Какие правила существовали в русском классицизме?

(Строгое единство тона и три единства: единство действия, единство места и времени)

    Почему трагедия и комедия писалась в 5 действиях?

(Потому что композиция состояла из экспозиции, завязки, развития действия, кульминации и развязки).

Б) Словарная работа:

На экране вы видите ключевые слова, с которыми мы с вами уже работали и с которыми мы продолжим работу:

Классицизм, рационализм, культ разума, государственная жизнь, исторические события, воспитательный пафос, высокие жанры, трагедия, эпопея, ода, средние жанры, дидактическая поэзия, низкие жанры, комедия, сатира, басня, единство времени, места и действия, сюжет, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

V . Объяснение нового материала:

Слово учителя: Откройте тетради, запишите число, тему урока.

Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством великого драматурга Ж.Б.Мольера, чей портрет вы видите на экране.

С биографией Жан-Батист Мольера вас познакомят девочки, они подготовили слайды, пожалуйста, встречайте:

(Текст выступления учениц):

Создатель французской комедии Жан-Батист Мольер (Поклен) родился в Париже 13 января 1622 года. Происходил из старинной буржуазной семьи, в течение нескольких лет занимавшейся ремеслом обойщиков-драпировщиков. Отец был придворным обойщиком и камердинером Людовика XIII Величайшим писателем, творившим в эпоху классицизма, но смелее других вышедших за его пределы, был Мольер, создатель французской комедии, один из основоположников французского национального театра.

Жан-Батист Поклен (1622 - 1673), в своей театральной деятельности принявший имя Мольер, получил хорошее образование. Страстно любя театр, Мольер против воли отца бросил юридический факультет и вступил в театральную труппу. Несколько лет он скитался по провинции с театром, который возглавлял вместе с семьей своих друзей - актеров Бежар. На младшей их дочери Арманде Бежар он впоследствии женился.

Блестящий актер-комик, Мольер до конца жизни играл главные роли в своих комедиях. В провинции он занялся обработкой старых народных комедий (фарсов) для своего театра, а затем сам стал писать комедии. В 1658 году, показав при дворе спектакль, который понравился королю, Мольер остается со своей труппой в Париже. Здесь он работает до конца жизни в качестве придворного комедиографа, артиста и режиссера.

Творчество Мольера развивается в борьбе против католического духовенства, от расправы которого его спасает только заступничество короля. Физически надорванный этой травлей, Мольер умирает на 52-м году жизни, в расцвете творческих сил.

Важнейшие произведения Мольера созданы в 60-е годы XVII в. Народное и реалистическое начало в его произведениях выражено сильнее, чем у кого-либо из писателей классицизма. Мольер создает три величайшие комедии - "Тартюф", "Дон-Жуан" и "Мизантроп".

В комедии "Мещанин во дворянстве" Мольер дал яркий сатирический образ богатого буржуа Журдена. Герой комедии преклоняется перед дворянством, мечтает проникнуть в аристократическую среду. Он пытается рядиться в дворянскую одежду, нанимает себе учителей музыки, танцев, фехтования и философии.

Потеряв всякое достоинство, Журден не хочет признаваться в том, что отец его был купцом. Вот он заводит дружбу с дворянами и, что всего смешнее, пытается разыгрывать роль галантного поклонника дамы-аристократки. Причуды героя грозят бедами его семье: свою дочь Люсиль он хочет выдать за маркиза и отказывает человеку, которого она любит. Только остроумная выдумка помогает влюбленным преодолеть это препятствие.

Комизм главного героя заключается в его невежестве и неуклюжем подражании чуждой культуре. Смешон его безвкусный наряд, шляпа, которую он надевает для занятии танцами поверх ночного колпака, его наивные рассуждения во время уроков. Так, с великим удивлением узнает он, что вот уже сорок лет говорит прозой. Мольер сравнивает своего героя с вороной в павлиньих перьях.

Многообразны человеческие характеры, представленные в комедии. Нелепым выдумкам Журдена противопоставлена трезвость и здравый смысл его жены, госпожи Журден. Однако она сама далека от всяких культурных интересов, грубовата. Весь мир ее замкнут в кругу домашних дел. Здоровое начало проявляется у нее в желании помочь счастью дочери и в контакте с умной служанкой.

Веселая, смешливая Николь также критически, как и Дорина в "Тартюфе", относится к предрассудкам своего хозяина. Она тоже стремится защитить любовь его дочери от отцовского самодурства. Важную роль играют в пьесе двое слуг - она и Ковьель, остроумный весельчак, лакей Клеонта, жениха Люсиль. Они вносят в комедию жизнерадостный тон. Тему любви и ссор Николь и Ковьеля Мольер превращает в забавную параллель к взаимоотношениям их господ. В качестве развязки намечаются две свадьбы.

Мольер проявил себя мастером комедийной интриги. Удачно введен в пьесу балет. Это не просто танцевальный номер, а органическая часть развивающегося комедийного действия. "Мещанин во дворянстве" - комедия классицизма, и все в ней развивается по законам данного жанра.

Остроумны реплики, которыми обмениваются участники спектакля, особенно в тех сценах, где выступает Журден. Многие из этих реплик вошли в повседневную речь, стали крылатыми словами.

Мольер вошел в историю мирового театра как один из самых выдающихся комедиографов. Мастерство его многогранно, и во всех странах мира театры не перестают обращаться к его наследию.

Слово учителя: Спасибо, садитесь.

VI . Работа с текстом.

А теперь мы с вами, дорогие мои, откроем страницы бессмертного творения великого мастера комедийной интриги и вы насладитесь великолепными стихами великого мастера. Вопрос : Когда вы будете читать комедию, подумайте, почему она так называется?

Читаем: Действие 1, явление 1,2 (знакомство с учителями и господином Журденом); Действие 2, явление3 (поведение учителей); явление 6 (выбирает науки); Действие 3, явление2 (Николь смеется над костюмом господина Журдена); явление 4 (Дорант, обедневший дворянин, обманывающий Журдена) и Действие 4 , явление 9 (Турецкая церемония) и явление13 (посвящение).

VII . Домашнее задание:
Подготовиться к инсценированию и выразительному чтению тех эпизодов, которые вам понравились.

VIII . Закрепление нового материала:

    По каким законам развивается жанр комедии? Докажите примерами из текста?

    Какие традиции классицизма нарушил Мольер?

Итак, давайте ещё раз повторим характерные черты классицизма:

    культ разума;

    художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое;

    строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм;

    жизненные явления организуются так, чтобы выявить и запечатлеть их родовые, существенные черты и свойства;

    человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; положительные и отрицательные герои противопоставляются;

    активнее обращение к общественной, гражданской проблематике.

IX . Оценки за урок.

Спасибо за урок. До свидания.

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Уланский районный отдел образования

Тема:

Ж-Б Мольер. «Мещанин во дворянстве» как произведение французского классицизма. Сатира на дворянство и буржуазию в комедии.

Подготовила и провела Кабдрахманова Г.Т.,

учитель русского языка и литературы

КГУ «Средняя школа имени Базылбека

Ахметова», Уланского района, ВКО

с. Ново-Одесское, 2014г.

«Мещанин во дворянстве» - комедия-балет, созданная великим Мольером в 1670 году. Это классицистическое произведение, дополненное элементами народного фарса, чертами античной комедии и сатирических композиций эпохи Возрождения.

История создания

Осенью 1669 года Париж посетили послы султана Оттоманской порты. Турков встречали особо помпезно. Но украшения, эффектная встреча и роскошные апартаменты не удивили гостей. Более того, делегация заявила о том, что прием был скуден. Вскоре оказалось, что посетили палац не послы, а самозванцы.

Впрочем, обиженный король Людовик все же потребовал у Мольера создать произведение, где бы высмеивались помпезные турецкие обычаи и специфические нравы восточной культуры. Понадобилось всего 10 репетиций и королю была продемонстрирована пьеса «Турецкая церемония». Спустя месяц в 1670 году в конце ноября спектакль презентовали в Пале-Рояль.

Однако, талантливый драматург спустя некоторое время кардинально трансформировал первоначальную пьесу. Кроме сатиры на турецкие обычаи, он дополнил произведение размышлениями на тему современных нравов дворян.

Анализ произведения

Сюжет

Господин Журден имеет деньги, семью и хороший дом, но он хочет стать истинным аристократом. Он платит парикмахерам, портным и учителям, чтобы те делали из него почтенного дворянина. Чем больше слуги его хвалили, тем больше он им платил. Любые капризы господина воплощались в реальность, при этом окружающие щедро хвалили наивного Журдена.

Учитель танцев обучал минуэту и искусству правильно клонятся. Это было важно для Журдена, влюбленного в одну маркизу. Учитель фехтования рассказывал, как правильно наносить удары. Его обучали правописанию, философии, познавал тонкости прозы и поэзии.

Облачившись в новый костюм, Журден решил прогуляться по городу. Госпожа Журден и служанка николь заявили мужчине, что выглядит он, как шут и все носятся с ним лишь из-за его щедрости и богатства. Возникает перепалка. Появляется граф Дорант и просит Журдена одолжит тому еще немного денег, несмотря на то, что сумму долга и так довольно солидная.

Молодой человек по имени Клеон любит Люсиль, которая отвечает ему взаимностью. Госпожа Журден согласна на брак своей дочери с ее возлюбленным. Господин Журден, узнав о том, что Клеонт не дворянского происхождения, резко отказывает. В этот момент появляется граф Дорант и Доримена. Предприимчивый авантюрист ухаживает за маркизой, передавая подарки от наивного Журдена от своего имени.

Хозяин дома приглашает всех за стол. Маркиза наслаждается вкусными угощениями, как вдруг появляется жена Журдена, которую отправляли к сестре. Она понимает, что происходит и устраивает скандал. Граф и маркиза покидают дом.

Сразу же появляется Ковьел. Он представляется другом отца Журдена и настоящим дворянином. Он рассказывает о том, что в город прибыл турецкий наследник престола, безумно влюбленный в дочь господина Журдена.

Чтобы породниться Журдену нужно пройти обряд посвящения в мамамуши. Затем появляется и сам султан - переодетый Клеонт. Он разговаривает на вымышленном языке, а Ковьель переводит. Затем следует смешенная церемония посвящения, дополненная нелепыми ритуалами.

Характеристика главных героев

Журден - главный герой комедии, буржуа, желающий стать дворянином. Он наивный и непосредственный, щедрый и безрассудный. Идет напролом к своей мечте. С радостью одолжит денег. Если его разозлить, мгновенно вспыхивает, начинает кричать и скандалить.

Он верит во всесилие денег, поэтому пользуется услугами самых дорогих портных, надеясь, что именно их одежда «сделает свое дело». Его дурачат все: от слуг до близких родственников и лжедрузей. Грубость и невоспитанность, невежество и вульгарность весьма заметно контрастируют с претензиями на дворянский лоск и изящество.

Жена Журдена

Жена самодура и лжедворянина в произведение противопоставляется своему мужу. Она воспитана и полна здравого смысла. Практичная и утонченная дама всегда достойно себя ведет. Жена пытается направить своего супруга на «путь истины», разъясняя ему то, что все его используют.

Она не заинтересована в дворянских титулах, не помешана на статусах. Даже свою любимую дочь госпожа Журден желает выдать за человека равного по статусу и уму, чтобы ей было комфортно и хорошо.

Дорант

Граф Дорант представляет благородное сословие. Он аристократичен и тщеславен. Водит дружбу с Журденом исключительно из корыстных побуждений.

Предприимчивость мужчины проявляется в том, как он ловко присваивает дары влюбленного Журдена, презентованные маркизе, как свои собственные. Даже подаренный бриллиант он выдает за свой подарок.

Зная о розыгрыше Ковьеля, он не спешит предупредить друга о коварных планах насмешников. Скорее наоборот, граф сам вдоволь потешается с глупого Журдена.

Маркиза

Маркиза Доримена - вдова, представляет знатный дворянский род. Ради нее Журден обучается всем наукам, тратит немыслимые деньги на дорогие подарки и организацию светских раутов.

Она полна лицемерия и тщеславия. В глаза хозяина дома она говорит о том, что он понапрасну столько потратил на прием, но в то же самое время с удовольствием наслаждается деликатесами. Маркиза не прочь принять дорогие подарки, но при виде супруги своего ухажера, притворяется смущенной и даже обиженной.

Возлюбленные

Люсиль и Клеонт - люди нового поколения. Они отличаются хорошим воспитанием, умны и находчивы. Люсиль любит Клеонта, поэтому узнав о том, что ее будут выдавать замуж за другого искренне противится.

Юношу действительно есть за что любить. Он умен, благороден по манерам, честный, добрый и любящий. Он не стыдиться своих родных, не гонится за призрачными статусами, открыто заявляет о своих чувствах и желаниях.

Комедия отличается особо продуманным и четким строением: 5 действий, как того и требуют каноны классицизма. Одно действие не перерывается второстепенными линиями. Мольер вводит в драматическое произведение балет. Это нарушает требования классицизма.

Тема - свихнутость господина Журдена на дворянских титулах и благородстве. Автор критикует в своем произведении аристократический лад, унижение буржуазии перед классом, который якобы господствует.

Художественные особенности комедии Мольера Мещанин во дворянстве

В произведениях выдающегося французского комедиографа Мольера отразились проблемы и эстетичные поиски его времени, а его судьба отобразила положение писателя в общественной жизни Франции XVII века.

В историю мировой литературы Мольер вошел как основатель «высокой комедии». Мольер создал художественно совершенные комедии с напряженным сюжетом и интересными характерами. В основе сюжетов его комедий лежит конфликт, известный классицистам, - противостояние страстей здравому смыслу. В основе комизма - несоответствие реальных событий, как они воспринимаются персонажами. Эту общую комичную установку Мольер насыщает исторически достоверными персонажами, раскрывает наиболее типичные характеры.

Как художник в свое время Мольер хорошо понял, в чем нуждается публика, и создавал пьесы, которые пользовались популярностью. Талант его заключается в том, что, развлекая зрителя, он его воспитывает, обращает к моральным ценностям. Имена многих его персонажей стали общими и означают человека, которому присущи те или другие черты.

Яркий образ создает Мольер в комедии «Мещанин во дворянстве». Главный герой Журден имеет все, чего может желать человек: семью, деньги, здоровье. Но Журдену захотелось стать дворянином. Это становится его маниакальной идеей, которая наносит немало хлопот его семье, но нравится целой куче шарлатанов, которые кормятся за его счет и потешаются над ним: парикмахеры, сапожники, «учителя» этикета. Пользуется прихотью Журдена и аристократ Дорант. Он знает, что Журден влюбленный в благородную Доримену, с которой он и сам не прочь обручиться. Дорант приводит Доримену в дом Журдена, где их ожидает роскошный обед. От своего имени он дарит красавице драгоценности, которые передал ему для Доримены Журден. Возникает комичная ситуация, герои говорят, не понимая друг друга, каждый о своем: Доримена думает, что драгоценности подарил Дорант, и возмущается, когда Журден приуменьшает их ценность, желая выглядеть скромным в глазах своей избранницы. Желание стать дворянином лишает Журдена остатков здравого смысла: он не дает согласие на брак своей дочери Люсиль с Клеонтом только потому, что он не дворянин. Но остроумный слуга Клеонта находит выход. Он переодевает своего хозяина турецким пашой, сватает за него Люсиль. Комедия завершается настоящим праздником веселья. Все герои получают то, к чему стремились: три пары влюбленных соединяются (Клеонт и Люсиль, Дорант и Доримена, Ковьель и Николь), а Журден становится, хотя и причудливым, но дворянином.

Мольера справедливо называли автором «высокой комедии». «Мещанин во дворянстве» - яркое тому доказательство. За смешными событиями комедии прячутся серьезные выводы, а комичные образы становятся сатирическими. Поведение Журдена, Доранта обусловлено их положением в обществе. Журден стремится стать дворянином, чтобы доказать всем и себе свою значимость. Но Мольер показывает, что человека нужно ценить таким, каким он есть, что каждый должен делать в жизни свое дело. Дорант - аристократ, но ничего, кроме титула, у него нет: ни денег (их он берет в долг в Журдена), ни аристократических, возвышенных чувств. Он использует Журдена, чтобы произвести на Доримену впечатление богача. Маркиза дает согласие на брак потому, что считает Доранта действительно тем, за кого тот себя выдает. Ее разочарование автор мудрено вынес за пределы комедии.

В комедиях Мольера здравый смысл побеждает, но он не является залогом нравственности человека. На примере негативных персонажей автор показывает, что коварный, лицемерный человек может быть умным, и побеждают всегда человеческие добродетели.