Трагедия лишнего человека. Что стало причиной ухода олега даля Почему умер олег даль

Которого интересует многих его поклонников, был одной из самых ярких и противоречивых фигур советского театра и кино. Этот человек был очень тонкий и ранимый, даже иногда задиристый. Но ему прощали многое: резкость, максимализм, а порой и пьянство. Он мог начать репетировать, а потом, решив, что фильм или спектакль недостаточно хорош, взять и отказаться от роли.

Окружающие понимали: он не такой, как все. У него свой путь, своя дорога, которая постоянно петляет между раем и адом. Знаменитый актер Олег Даль. Биография, личная жизнь, карьера, все, что касалось этого человека, безусловно, имеет безумно яркий характер.

Решение поступить в театральный, или Дефект речи

Родился будущий артист в 1941 году 25 мая в русской семье. В детстве Олег Иванович мечтал быть летчиком, но поступить в авиационный институт не смог. И тогда решил: раз не берут в летчики, станет артистом. Когда об этом узнали родители, то начался скандал. Все родственники по маминой линии - потомственные учителя и филологи. Папа Олега - железнодорожный инженер, партийный человек.

Разве могли они тогда предположить, каким известным артистом станет Олег Даль. Биография, национальность и другие факты из жизни известных людей очень часто изучается специалистами. И есть сведения, что по некоторым данным Олег Иванович приходится правнуком известному составителю словаря. Вполне естественно, что родители считали сцену несерьезным занятием для своего сына.

К тому же у Даля был он картавил с детства. Но постоянно старался преодолеть это. Занимался в центральном доме детей железнодорожников в студии художественного слова. В результате этого родилась его необычная структура фраз, паузы. То, как, немного задумываясь, произносит слова, его и научил специалист. Так рождается артист Олег Даль, биография которого теперь будет связана только с театром и кинематографическим искусством.

Окончание обучения и начало творческого пути

После окончания училища имени Щепкина Олег Иванович попадает в "Современник". В то время это был один из наиболее известных театров страны. Тогда казалось, что Даль вытянул Но работа в театре, к сожалению, не складывается. Олег чувствует, что способен на многое, постоянно ждет своего часа, но прошло уже пять долгих лет, а у него в "Современнике" так и не было ни одной серьезной роли.

Приходилось разучивать только какие-то спешные вводные роли, когда с утра давался текст, а уже к вечеру ставился на сцене спектакль. И ни одного серьезного персонажа. Таким образом, у актера на протяжении длительного периода накопилось не только огромное количество нерастраченной энергии, но и обиды. Очень вспыльчивым человеком был Олег Даль. Биография его насчитывает много рассказов его близких и друзей, которые характеризуют его как довольно эмоциональную личность. Так же произошло и на этот раз, Олег Иванович ушел из театра, хлопнув дверью.

Спасение в кинематографе

Когда серьезных ролей в театре не оказалось, спас кинематограф. Съемки фильма "Женя, Женечка и Катюша" начались в 1966 в Петергофе. Центром коллектива стали два актера - Олег Даль и Михаил Михайлович Кокшенов. Оба молодые, амбициозные и совершенно разные. Когда они вместе оказывались на съемочной площадке и начинали шутить, никто из окружающих не мог удержаться от смеха.

Бывало, после окончания рабочего дня артисты забывали сдавать свою амуницию костюмеру. Они так привыкли воевать, что продолжали играть в войну даже после того, как камера уже выключалась. Сам Михаил Михайлович Кокшенов часто вспоминает, как они в тот период бродили по городу в форме и их останавливал патруль, спрашивая, откуда они.

Проблемы характера, или Съемки под конвоем наряда милиции

Но какой на самом деле был Олег Даль? Биография, личная жизнь, что мучило актера - все это заинтересовало людей только после его смерти. А тогда на съемках Олег Иванович - заводила, а что творится у него в душе, никто не знает. Многочисленные проблемы, которые переполняли душу актера, стали выражаться в запоях. Режиссер часто намеренно ставит его спиной к камере. От выпитого накануне лицо Олега Ивановича отекает, становятся мутными глаза. И тем не менее ему прощали все.

В самый разгар съемок Олег Даль снова ушел в запой. Более того, попал в милицию и получил пятнадцать суток за Режиссер Владимир Мотыль понимал, что съемки находятся под угрозой. Чтобы не срывать график, он договаривается с начальником отделения милиции и Олега Ивановича привозят на площадку под конвоем, а вечером опять забирают.

Тот диалог, когда герой Даля Колышкин беседовал с Женечкой, сидя на гауптвахте, снимался именно в этот период. Возможно, поэтому сыгран он так трогательно и достоверно. Такой был актер Олег Даль. Биография, личная жизнь, фильмография этого человека, безусловно, имели очень яркий характер. И вряд ли найдется читатель, которого эта личность оставит равнодушным.

Окончание съемок популярного фильма, или Как жизнь превращается в ад

Олега Даля многое не устраивало в окружающем мире, а кому высказать свое недовольство, он не знал и от этого постоянно нервничал, заводился. С хамством, бездарностью и ограниченностью Олег Иванович выяснял отношения на кулаках. Драться приходилось не только в жизни, но и на экране. Самая знаменитая рукопашная сцена в фильме "Женя, Женечка и Катюша" развернулась в блиндаже.

Далю этот фильм принес небывалую популярность. Правда, насладиться ею артист не успел. Тридцать лет эта картина была под запретом. И формулировка достаточно проста. Фильм аморален, а главные герои - пьяницы и хулиганы. После съемок этого кинофильма жизнь Даля превратилась в настоящий ад.

Всем киностудиям страны было запрещено снимать этого артиста и вообще забыть, кто такой Олег Даль. Биография его действительно содержит сведения о том, что в тот период он попал в черный список неугодных артистов. Но времена меняются, и сегодня этот фильм показывают к каждому дню Победы.

Новый поворот судьбы, или Негласное распоряжение руководства

Даль был универсален. Он мог сыграть Тень в детской сказке, создать образ разведчика, уголовника-рецидивиста и даже принца. Безгранично талантлив был Олег Даль. Биография этого артиста, начиная с 1978 года, наконец, повествует о некоторых положительных моментах в его судьбе. В этот год начинает работу над фильмом "Путешествия принца Флоризеля". Режиссер уверен, что главную роль в этой картине должен сыграть Олег.

Но утвердить кандидатуру Даля на киностудии было практически невозможно. Для всех чиновников Мосфильма Олег Иванович персона нон грата. Слишком разборчивый, капризный, заносчивый. Другие актеры любому предложению радуются, а Даль отказывался работать с Казаковым, Рязановым, Гайдаем. В конце 1970 годов на киностудии стало действовать негласное распоряжение руководства, которое гласило: в течение трех лет Олега Ивановича Даля нигде не снимать.

Настойчивость режиссера и начало съемок

Работать без Даля Татарский отказался. В итоге режиссеру дали добро, но предупредили, что Олег Иванович артист неуправляемый, неадекватный и сильно пьющий. Скандал разразился в первый же съемочный день во время примерки костюма. Чтобы усадить подобранный в реквизите пиджак на фигуру Даля, костюм сзади скололи булавками.

Для Олега Ивановича, который привык выглядеть на отлично, это был шок. И играть в старом, не подходящем по размеру костюме он отказался. Даль считал, что принц должен выглядеть так, что зрители, увидев его по телевизору, завтра же стали одеваться так же, как и он. Так принц Флоризеля на экране становится верхом элегантности, а Олег Даль на съемочной площадке - вершиной профессионализма. Все, кто снимался рядом с ним, знали: актер постоянно импровизирует. Он непредсказуемый артист.

Съемки фильма завершились в 1979 г. Зрители увидели картину через два года. Наконец, Даль был счастлив. На Мосфильме в это время лежало пять картин с его участием и все под запретом. Он понимал: то, что вышел Флоризель - это чудо. Телевидение, радио и газеты атаковали Олега Ивановича, ему это нравилось. Он с большим удовольствием давал интервью. А журналистов интересовало абсолютно все. Какой он - Олег Даль, биография, личная жизнь, дети и дальнейшие планы в кинематографе.

Приятная внешность и несносный характер

Глаза, улыбка, волевая походка, неповторимая манера говорить. Девушек все это притягивало как магнитом. На съемках в него влюблена была половина группы, начиная от костюмеров до самих актрис. Поклонницы на улице не давали Олегу прохода. Так кто же стала та счастливица, которую выбрал Олег Даль? Биография, семья, дети - это все то, что всегда интересует многих поклонников таланта любимого актера.

Любили Олега Ивановича Даля многие, но найти свою вторую половину он долго не мог. Личная жизнь артиста не складывалась. Роман с актрисой Ниной Дорошиной закончился прямо на свадьбе. Со второй своей супругой, Даль прожил чуть больше полугода. Вынести характер Олега было почти невозможным.

Олег Даль: биография, жена, или В поисках личного счастья

Казалось, шансов на личное счастье у Даля никаких. Но на съемках картины произошла встреча, которая изменила всю его жизнь. 19 августа 1969 года Олег Иванович познакомился с Лизой Эйхенбаум. Она работала монтажером на картине. И вскоре они поженились. Представляя ее своим коллегам, Даль всегда говорил гордо и значительно.

Елизавета тоже очень трепетно относилась к мужу. Она всегда следила, чтобы он не устал, не проголодался или не замерз. Олег Иванович всегда брал жену с собой на съемки. Очень нежные были эти отношения. Эта женщина была единственной, кто смог найти подход к талантливейшему актеру с несносным характером.

Очередные несбывшиеся надежды

Хороших артистов часто сравнивают с детьми. В случае с Олегом Ивановичем это лучшее определение. Ведь переиграть Даля, как и переиграть ребенка, было почти невозможно. Снимать фильм "Отпуск в сентябре" начали в 1977 году. Когда Даль узнал, что на Ленфильме идет подготовка этого фильма по пьесе Вампилова "Утиная охота", сразу понял: главную роль предложат ему. Естественно, ждал звонка.

С утверждением ролей Мельников тянул до последнего. Когда разрешение на съемку было получено, позвонил Олегу Далю. Работал актер в этом фильме самозабвенно, и эта стала одна из лучших его ролей. Однако готовую картину в прокат не пустили, ее назвали упаднической и на восемь лет положили на полку. Очередное потрясение, которое пережил Олег Даль.

Биография, причина смерти какого-либо любимого актера всегда интересуют многих почитателей талантов советского кинематографа. И очень часто можно встретить в судьбах артистов того поколения такое пренебрежительное отношение чиновников к их таланту. Конечно, это всегда негативно сказывалось не только на психологическом состоянии актеров, но и зачастую подрывало здоровье. Премьера фильма состоялась только в 1987 году, когда Олега Ивановича уже не было в живых.

Последние дни творчества артиста

Что еще интересует тех, кто знает и любит такого артиста, как Олег Даль? Биография, причина смерти и события, предшествовавшие его кончине. "Незваный друг" - последняя работа Олега Ивановича. Во время съемок уходит из жизни Владимир Высоцкий. Для Даля это стало знаком. Он понимал, что с Владимиром Семеновичем они идут одной дорогой. Вместе они работали на съемках картины "Плохой и хороший человек", уже тогда Высоцкий не раз предостерегал Олега Ивановича от частого употребления алкоголя.

В 1981 году Олегу Далю предлагают сняться в лирической комедии. Он едет в Киев. Накануне отъезда состоялся их последний разговор с Евгением Татарским, в котором Олег Иванович упомянул, как часто ему снится Владимир Высоцкий и зовет к себе. 1 марта Даль отбыл в столицу Украины, а уже 3 числа этого же месяца его не стало.

Говорят, свечку нельзя зажигать с двух концов. Она тогда слишком быстро заканчивается. Олег Иванович палил свою свечу безжалостно и делал это сознательно. Рвал свое сердце на части, и оно не выдержало. Ушел из жизни Олег Даль. Биография, дети, которые могли бы еще появиться у этого замечательного человека, дальнейшее творчество и многое другое, на что был способен Олег Иванович, словно застыло в этом мгновении. Он ушел из жизни в тридцать девять, но для тех, кто был близок с ним, кто пересматривает фильмы с его участием, он жив и сегодня.

Детство актера Олега Даля

Олег Иванович Даль появился на свет в подмосковном городе Люблино в семье потомков легендарного русского филолога, составителя толкового словаря Владимира Даля. Отец будущего актера Иван Зиновьевич занимал важный пост в железнодорожных инженерных службах. Мать Павла Петровна работала учителем в школе. У Олега Даля была сестра Ираида.

Рос Даль в городке Люблино, дворовое детство будущего актера проходило у дома №63 по улице Московской. Еще в школе у него было обнаружено заболевание сердца. Тогда же мальчик начал увлекаться живописью и литературным творчеством.

После окончания десятилетки, в 1959-м, сильно картавивший с детства Олег Даль, вопреки родительской воле, принял решение стать студентом Щепкинского театрального училища.

Начало творческого пути Олега Даля

Творческий экзамен в «Щепку» Даль сдавал с программой, в которую выходил монолог Ноздрёва в «Мертвых душах» Н.В.Гоголя и отрывкок из поэмы «Мцыри» М.Ю. Лермонтова. По результатам конкурса, юноша был зачислен актерский курс мастера Николая Анненкова, актера Малого театра, Народного артиста СССР, трижды лауреата Сталинской премии. Однокурсниками Олега были такие ставшие позднее известными артисты как Михаил Кононов и Виталий Соломин.

В кино Даль дебютировал в 1962 году в роли Алика Крамера, в ленте «Мой младший брат», снятой по мотивам повести Аксёнова «Звёздный билет». После этого по приглашению Сергея Бондарчука молодой актер пробовался на роль Николая Ростова в киноэпопее «Война и мир», но пробы не прошёл. В 1963 году в прокате появился напряженный психологический детектив Аграновича «Человек, который смеется», в котором артист сыграл главную роль.

Олег Даль. Между прошлым и будущим

Олег Даль и первая популярность

В 1967 году, поссорившийся со всеми театрами из-за своего вспыльчивого характера Олег Даль, с третьих проб (первые две он сорвал, находясь под воздействием алкоголя), был утвержден руководством «Ленфильма» на роль в трагикомической военной ленте режиссера Мотыля «Женя, Женечка и «катюша». В августе 1967 года состоялась премьера этого фильма. Правда, советские чиновники признал картину «вредной», и предоставили ей прокатную лицензию лишь в третьесортных кинотеатрах страны. Фильм появился на больших экранах только после того, как получил огромное количество позитивных рецензий от адмиралов и высшего командного состава Балтийского и Северного флотов.

Окончательно укрепить популярность у зрителя, обеспечить себе регулярные приглашения сниматься у именитых режиссеров Олегу Далю удалось после участия в съемках фильма о жизни летчиков во время Великой Отечественной войны «Хроника пикирующего бомбардировщика». В этом фильме актер сыграл главную роль – стрелка-радиста Жени Соболевского.

В 1968 Даль сыграл роль солдата в музыкальном фильме по мотивам сказок Г.Х.Андересена «Старая, старая сказка». В 1970 году на широкие экраны вышла двухсерийная экранизация «Короля Лира» Шекспира. В этом фильме Олег Иванович создал интереснейший образ Шута.


Одной из самых известных работ Даля стала роль Евгения Крестовского в «Земле Санникова» о которой, кстати, сам актер впоследствии отзывался негативно. Серию сказочных фильмов с участием актера продолжила постановка в 1972 году «Тени» Евгения Шварца, где артист выступил в роли Христиана-Теодора, ученого и его Тени.

Карьера Олега Даля в театре

Снимаясь в кино, Даль параллельно активно развивался в качестве театрального актера. С 1963 года начинающего артиста пригласили работать в театр «Современник». Правда, первые пять лет он исполнял там роли преимущественно второго плана.

В 1968-м сыграл вора Васю Пепла в поставленной Галиной Волчек пьесе «На дне». Эта роль стала одной из самых заметных работ артиста на сцене «Современника».

Первый режиссерский опыт Даля – постановка «Принцесса и дровосек» (1969), где он также сыграл в одной из главных ролей.

Имея собственное представление о внутренней «творческой кухне», Олег Даль неоднократно сменил место работы и режиссера. В начале 70-х гг. он трудился в Ленкоме, одновременно репетируя во МХАТе у Олега Ефремова. В 1975, прекратив сотрудничество с театром «Современник», артист поступил на курсы режиссеров в мастерскую Хейфеца во ВГИКе. Правда, на них он так и не доучился - бросил. В конце 70-х Олег Даль входил в труппу театра на Малой Бронной.

Олег Даль. Последние 24 часа

За два года (1973-74) Даль, снялся в пяти кинолентах подряд, таких как «Звезда пленительного счастья» (реж. В.Мотыль), «Операция «Омега» (реж. А.-Я.Воязос) и других.

Последние работы Олега Даля

Одной из самых замечательных работ в последние годы жизни Олега Даля стала роль в фильме «Отпуск в сентябре» которая вышла на экраны только после смерти актера, в 1987 году. В ноябре 1980-го Даль стал работать в составе труппы Малого театра, где сыграл роль Алекса в спектакле «Берег».

Последнюю роль актер сыграл в ленте «Незваный друг». Фильм вышел в 1980 году. Правда, утверждали Олега Ивановича на эту роль «со скрипом». Из-за конфликта оказалось подорвано здоровье артиста. В последние месяцы жизни актер сильно пил. Осознавая проблему – Олег Даль предпринимал попытки «завязать» с гибельной привычкой.


Работа до изнеможения, частые конфликты с режиссерами и руководством киностудий, опала (Даль называл себя «инородным артистом»), невозможность выезжать за границу, чрезмерное употребление алкоголя, - все эти факторы привели к тому, что 3 марта 1981 года Олега Ивановича Даля не стало вследствие сердечного приступа. Актер умер в номере гостиницы в Киеве, где пребывал в творческой командировке. Могила артиста находится на Ваганьковском кладбище в Москве.

Один из самых любимых советских актёров, Олег Даль не получил звания заслуженного, ни, тем более, – народного артиста. В своей недолгой жизни он для многих был неугодным, требовательным и неудобным. Фильмов, в которых он снимался, могло быть больше, а театров, которые он часто менял – меньше. Но так распорядилась с этим талантливым и неординарным человеком его беспокойная судьба. Причиной смерти Олега Даля стал сердечный приступ.

Он родился в 1941 году в Люблино, которое ещё не было Москвой, в интеллигентной семье и самого детства имел проблемы с сердцем. Ещё мальчиком, Даль проявлял способности к живописи, музыке и литературе. После окончания средней школы он, вопреки пволе родителей, захотелстать актёром и даже самостоятельно избавился от дефекта речи – картавости. Олег поступил в Щепкинское театральное училище и, после получения диплома, стал актёром Малого театра. Потом он пришёл в «Современник» к Олегу Ефремову, уже имея хорошую репутацию актёра. Там он встретил свою первую любовь – актрису Нину Дорошину, которая в 1963 году стала его женой. Но этот брак быстро распался: Дорошина, влюблённая в Ефремова, ему изменила.

Роли, которые Даль играл в «Современнике», были не слишком большими. Но в некоторых он, всё же, сумел выразить своё видение образа и московские театралы часто ходили в театр смотреть именно его игру. Дебютом Олега в кино стала драма «Мой младший брат», в которой он сыграл Алика. В 1966 году ему досталась интересная роль в военной комедии «Женя, Женечка и «Катюша», где его заметили зрители, а роль Соболевского в следующем фильме «Хроника пикирующего бомбардировщика» сделала Олега Даля известным. Затем были блестящие роли в сказках, которые раскрыли талант актёра во всей его полноте: «Старая, старая сказка» и «Тень», роль шута в «Короле Лире» и Крестовского в «Земле Санникова», которую сам актёр не любил.

Становясь всё более популярным у зрителей, Даль не становился более счастливым. Его второй брак с актрисой Татьяной Лавровой тоже не был удачным и длился полгода. Его часто не устраивали предлагаемые в спектаклях роли и он был требователен не только к себе, но и к режиссёрам, коллегам по сцене. Анатолий Эфрос вспоминал, что «Даль был замкнут, нервен и нетерпелив, убийственно остроумен, а иногда невыносим» и в нём всегда чувствовался «мятеж… против… нелепостей жизни… её уродств». Олег часто отказывался от эффектных ролей и переходил из театра в театр. И ещё он пил, зная о том, что это вредно для сердца и может плохо кончиться.

Далю повезло сняться для ТВ в роли Печорина, о которой он мечтал, сыграть советского разведчика в мини-сериале «Вариант Омега», воплотив в жизнь мечту любого русского актёра и создать романтический образ принца Флоризеля. На театральной сцене у него тоже были интересные, отмеченные публикой и критикой удачи. Несмотря на то, что вся страна полюбила его за роли в кино, Даль был, в первую очередь, великолепным театральным актёром: чутким, тонким и изобретательным. Он играл «в собственном неповторимом образе» – по определению Вениамина Каверина. Но всё это было на каком-то изломе, с вечной возможностью сорваться, отказаться, броситься в омут забвения.

Его третьей женой стала Елизавета Эйхенбаум, которая сумела создать для мужа уют, заботу и стабильность в доме, но изменить его творческую жизнь ей было не под силу. Даль конфликтовал с начальством и окружающими и запивал. Во время творческой командировки в Киев, он, уехав от опеки жены, выпил, хотя держался уже несколько лет. Противоалкогольная ампула, вшитая ему врачами в 1973 году, вызвала соответствующую реакцию сосудов и наступил кризис. Вдова актёра выступала против этой версии, настаивая на том, что Даля сразил обычный сердечный приступ, но о «торпеде» упоминали многие из друзей Олега Ивановича.

Однако вопрос, почему умер Олег Даль, в 1981 году, в возрасте 39 лет, оказался не таким важным, как решение о его захоронении: ни на одном из главных столичных кладбищ не нашлось места для этого актёра. Проблему решали на высоком уровне и, наконец, власти обязали директора Ваганьковского кладбища отыскать подходящий участок в центре. Его нашли на заброшенной могиле русской балерины ХIХ века Рославлёвой. Там, в тесноте, и похоронен Олег Даль.

7337 Просмотров

11:16, 2 марта 2011 3 марта 1981 года, то есть 30 лет назад, умер Олег Даль – один из самых известных советских актеров, который за свою яркую карьеру так и не получил ни одного звания. «Я артист инородный», – говорил он про себя. Он умер в 39 лет, для близких эта смерть не была неожиданной: Даль ждал ее и часто о ней говорил. Эдвард Радзинский однажды заметил, что актер был болен одной из самых трагических болезней – манией совершенства – и умер именно от нее.Последний в прославленном роду Олег Даль – в пятом поколении правнук знаменитого составителя толкового словаря Владимира Ивановича Даля , правда, сам он не знал об этом: только после смерти актера была проведена экспертиза, подтвердившая родство. Не оставив после себя детей, Олег Даль стал последним представителем этого прославленного рода.Отец Даля был железнодорожником, мать – учительницей, и они мечтали о простом советском будущем для своего ребенка, о профессии врача, шофера или хотя бы библиотекаря. Ребенок же хотел быть героем, летчиком, но однажды, играя в баскетбол, надорвал сердечную мышцу и мечтать о небесах с таким здоровьем уже не мог. От отчаяния его спасла новая мечта – стать актером, ведь в кино он мог сыграть и летчика, и Печорина , историей которого зачитывался еще в школе. И уже тут впервые проявилась его болезнь безупречности: Даль картавил и понимал, что с этим изъяном может не пройти творческий конкурс в театральный вуз, стать посмешищем, опозориться. Он принял решение исправить речь. Его упорство даже родителей заставило смириться с решением сына и пожелать ему удачи на вступительных экзаменах.Для творческого конкурса Олег Даль выбрал монолог Ноздрева из «Мертвых душ» Гоголя и отрывок из поэмы «Мцыри» своего любимого Лермонтова . Изображая Ноздрева, Даль был так нелеп, что, услышав хохот приемной комиссии, половина училища сбежалась к дверям аудитории. Даля спас его максимализм: он почувствовал, что экзамен, скорее всего, провален, но решил во что бы то ни стало доказать, что умеет быть разным и, дождавшись, пока смех утихнет, начал читать «Мцыри». Комиссия была покорена, Даля зачислили на первый курс Высшего театрального училища имени Щепкина . Служебный роман Сразу после учебы Олег Даль был зачислен в труппу «Современника» . Отношения с этим театром стали одной из самых драматических вех в судьбе актера. Он уходил, возвращался, снова уходил и опять возвращался… И все из-за того, что во времена застоя «Современник», как и многие другие театры, был вынужден включать в свой репертуар идеологические спектакли, участвовать в которых Даль не хотел.– Он не признавал компромиссов, – вспоминал Владимир Мотыль. – Начинались конфликты с партнерами, руководством, нервные срывы… Тем не менее актер отдал «Современнику» 13 лет своей жизни. Именно в стенах этого театра он встретил свою первую жену – актрису Нину Дорошину. Она была старше его на семь лет и любила Олега Ефремова. Даль укорял себя за то, что уводит женщину у своего кумира, но ничего поделать не мог. Их брак продлился менее суток: на свадьбе Дорошина села на колени к Ефремову и услышала от него: «А любишь ты все-таки именно меня». Даль был свидетелем этого объяснения и сбежал с собственной свадьбы.Второй женой Даля тоже стала актриса «Современника» Татьяна Лаврова . Они прожили вместе два года, а потом неожиданно расстались. Актер, который вообще не отличался многословием, о причине развода говорил коротко: «Она злая».Уйдя из «Современника», Олег Даль пытался устроиться во МХАТ и даже начал активно репетировать там одну из ролей, но пьеса ему разонравилась, и он был вынужден порвать с этим театром.Зато, вернувшись в «Современник», актер полностью отдался новым ролям и на одном из спектаклей даже проявил профессиональный героизм: играя в «На дне» , он угодил ногой в щель. Боль была такой, что пришлось вызывать скорую, но Даль доиграл спектакль, хоть врачи не верили в то, что он сможет пошевелить ногой. На следующей день актеру сделали операцию, во время которой он просил позвонить в театр и узнать, будет ли вечером репетиция.Очередной уход из «Современника» Олег Даль объяснял тем, что театр живет ради почестей и званий, а он хочет жить ради искусства.Актер рассуждал:– Я прошел разные стадии своего развития в «Современнике», пока не произошло вполне естественное, на мой взгляд, отторжение одного организма от другого. Один разложился на почести и звания – и умер, другой – органически не переварил все это – продолжает жить.Именно в «Современнике» Олег Даль начал пить.Его друзья вспоминали, что прикладываться к стакану он стал потому, что от постоянного высокого напряжения все горело внутри, и другого способа расслабиться у актера не было. Впрочем, даже пить он старался красиво и советовал знакомым взять бутылочку портвейна, 200 грамм колбасы и идти в Русский музей - созерцать любимую картину.«Да вас знать никто не знает!» Стремление к безупречности мешало Далю и в кино. Сниматься он начал рано и сразу стал одним из самых востребованных актеров. Владимир Мотыль вспоминал, что уже в 25 лет Олег Даль, приходя на встречу с режиссерами, вел себя так, словно роль ему не нужна:– Он не пытался понравиться. Я бы даже сказал: напротив, он эпатировал не только своим пренебрежительным тоном, но и ярко-малиновым пиджаком. Позже я понял: все это было от отчаяния.И чем известнее становился актер, тем больше в нем появлялось этого отчаяния: предложений было много, но среди них не было по-настоящему интересных ролей. Ситуация усугубилась после его участия в картине «Земля Санникова» . Эту роль он не любил: во время съемок интересный сценарий превращался в дешевое зрелище с песнями, и актер не раз пытался покинуть съемочную площадку. Его уговорили доиграть до конца, но отношения с режиссерами были навсегда испорчены.Работать с ним было сложно. Так, например, Даль мог отказаться выходить на площадку только потому, что… топорщится его костюм. Именно это произошло на съемках картины Евгения Татарского «Приключения принца Флоризеля» , где Даль играл коронованную особу – самого элегантного человека в Европе. Костюм же был сделан из того, что нашли и совсем не отличался элегантностью.Он отказывался сниматься даже у Гайдая и Рязанова, объясняя это коротко: «Не по пути!» Рязанов звал его на роль Лукашина в «Иронию судьбы», а Гайдай предлагал сыграть Хлестакова в картине «Инкогнито из Петербурга» . Звали актера и в «Экипаж» Александра Митты. Даль даже принял предложение, а потом отказался от роли; он поступал так всегда, если хотя бы немного сомневался в успехе фильма. Устав от своенравного актера, «Мосфильм» решил усмирить Даля и издал негласный указ – не снимать его в течение трех лет. Началась травля. Он, гордый и независимый, был вынужден унижаться перед чиновниками и умолять утвердить его на роль. В ответ слышал: «Кто вы такой? Вы думаете, что вы артист? Да вас знать никто не знает!»Именно в это время Даль писал в своих дневниках:– Какая же сволочь правит искусством! Нет, неверно, искусства остается все меньше, да и править им легче, потому что в нем, внутри, такая же лживая и жадная сволочь…«Усталый мудрый мальчик» Зато именно на съемочной площадке Олег Даль познакомился со своей третьей и последней женой Елизаветой Апраксиной . Прожитые с актером годы, несмотря на его пристрастие к алкоголю, она считала самым счастливым временем в своей жизни.Они встретились на съемках фильма «Король Лир» . Апраксина работала монтажером, Даль играл Шута. Их общение началось с того, что девушка пригласила всю съемочную группу в ресторан на свой день рождения. Пришел и Даль. Напился. Ей пришлось тащить его в номер. Шел дождь, актер внезапно протрезвел и начал петь про дожди, из-за чего сразу показался Апраксиной интересным и неожиданным.– Выглядел он очень забавно, – вспоминала она. – Для роли ему выбрили голову, а отросшие волосики выкрасили в желтый цвет. Круглая желтая головка на тонкой шее, синие глаза и совершенно нематериальная фигура: в нем было скорее теловычитание, чем телосложение. Его хотелось обнять и согреть – усталого мудрого мальчика с добрыми глазами.Свадьбы у них не было: просто расписались и выпили шампанского в кафе-мороженое. На свидетельстве о браке Даль размашисто написал: «Олег+Лиза = Любовь».…И началась семейная жизнь, в которой актер продолжал стремиться к совершенству. Его жена вспоминала, что он был предельно аккуратен, не любил, если что-то лежит не на своих местах, и всех в доме приучил к порядку. Причем ему не нужно было ничего говорить: одно только его рвение к чистоте оказывалось заразным.Даль сразу определил для себя, что его дом будет принадлежать только ему, и закрыл его от всех. Он никому не позволял вмешиваться в свою семейную жизнь, оберегая ее даже от друзей, а от назойливых поклонниц иногда убегал вплавь по Москве-реке. Женских приставаний он не переносил и даже мечтал о бронированной двери и бронепоезде.В минуты запоя актер совершенно не контролировал себя. Он пытался бороться с этим, сдерживаться, но все равно срывался. Елизавета Даль рассказывала:– В Горьком на гастролях у него начался тяжелый запой, такое, знаете, недопитое состояние, когда человек совершенно озверевший. Было очень жарко, я лежала в номере в одном купальнике. Он водил ножом по моему животу и говорил: «Ну и что! Мне наплевать, я все равно жить не собираюсь». Насколько он был тонок, интеллигентен, великодушен, настолько же страшен, грязен и жесток в пьяном кураже. Я не спала, мучилась, пряталась, когда он приходил домой в хлам пьяный.Когда сил терпеть постоянные запои не осталось, жена и теща дали ему 25 рублей на дорогу и попросили уехать. Он спокойно оделся, побрился, попросил разрешение оставить себе ключ от квартиры и ушел, а через несколько дней позвонил домой и объявил о том, что закодировался. Жена не поверила, тогда он пришел и продемонстрировал шрам от зашитой «торпеды». Вместе с Далем в тот день бороться со своей алкогольной зависимостью начал и его друг Владимир Высоцкий …– Последние десять лет, что мы прожили, он периодически запивал, когда у него кончался срок, потом опять подшивался и не пил годами, – рассказывала жена Олега Даля. – Предложить ему зашиться было невозможно, на это должен был решиться он сам. Говорил так: «Три дня не выпускай меня из квартиры, буду плакать, просить – не слушай. Через три дня едем к врачу». Он никогда не устраивал пьянок дома – если хотел выпить, уходил. Терпеть не мог пьяных актерских компаний.«Пойду к себе умирать» Олег Даль предчувствовал смерть. Незадолго до нее он пришел к астрологу и задал два вопроса: один касался смерти, другой – детей. Ему казалось, что у него где-то есть незаконный сын. Актер боялся умереть, не оставив того, кто бы мог продолжить его род.После смерти Высоцкого Олег Даль стал говорить о том, что будет следующим. Однажды он спросил актера Анатолия Ромашина : «Толя, ты живешь возле Ваганьковского кладбища? Я скоро там буду».Смерть Даля многие его друзья до сих пор называют самоубийством. Актер умер в Киеве, в гостиничном номере. Накануне вечером он сказал друзьям: «Пойду к себе умирать». На эту фразу никто не обратил внимания, а Даль поднялся в номер, открыл бутылку водки… Он знал, что пить ему нельзя (в очередной раз был закодирован), но все равно влил в себя смертельную порцию алкоголя.В своем дневнике он постоянно писал о безысходности, конфликте с реальностью, невозможности достичь совершенства…Похоронили актера действительно на Ваганьковском кладбище. Денег в семье не было, и друзья в складчину купили самый дешевый гроб, из которого торчали нитки. Обожавшая его теща, попросила в завещании развеять ее прах над могилой зятя. Елизавета Даль выполнила эту просьбу и поражалась тому, что даже сильные дожди долгое время не могли смыть прах с могилы. Юлия Шершакова Текст: krinitsa

Фото: От чего умер олег даль

Content parser : contentSearchYahoo | Images parser : imagesMail |
Total Parsers :2
Memory used : 1.2MB of 3.75MB
Render time : 4.073 sec., Version : 3.2