"Не верю, что мой сын умер". Как мать Николая II пережила революцию


Николай II Aлександрович
Годы жизни: 1868 - 1918
Годы правления: 1894 - 1917

Николай II Александрович родился 6 (18 по старому стилю) мая 1868 года в Царском Селе. Российский император , который царствовал с 21 октября (1 ноября) 1894 года по 2 марта (15 марта) 1917 года. Принадлежал к династии Романовых , был сыном и преемником Александра III.

Николай Александрович с рождения имел титул - Его Императорское Высочество Великий князь. В 1881 году им получен титул Наследника Цесаревича, после гибели своего деда, Императора Александра Второго.

Полный титул Николая Второго как императора с 1894 г. по 1917г.: «Божьей поспешествующей милостью, Мы, Николай II (церковнославянская форма в некоторых манифестах- Николай Вторый), Император и Самодержец Всероссийский, Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский; Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Польский, Царь Сибирский, Царь Херсонеса Таврического, Царь Грузинский; Государь Псковский и Великий Князь Смоленский, Литовский, Волынский, Подольский и Финляндский; Князь Эстляндский, Лифляндский, Курляндский и Семигальский, Самогитский, Белостокский, Корельский, Тверский, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных; Государь и Великий Князь Новагорода низовския земли, Черниговский, Рязанский, Полотский, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский, Витебский, Мстиславский и всея северныя страны Повелитель; и Государь Иверския, Карталинския и Кабардинския земли и области Арменския; Черкасских и Горских Князей и иных Наследный Государь и Обладатель, Государь Туркестанский; Наследник Норвежский, Герцог Шлезвиг-Голштейнский, Стормарнский, Дитмарсенский и Ольденбургский и прочая, и прочая, и прочая».

Пик экономического развития России и одновременно рост революционного движения, которое вылилось в революции 1905-1907 и 1917 гг., пришлись именно на царствование Николая II . Внешняя политика в тот период была направлена на участие России в блоках держав Европы, возникшие противоречия между которыми стали одной из причин начала войны с Японией и I-й мировой войны.

После событий Февральской революции 1917 г. Николай Второй отрёкся от престола, и в России вскоре начался период гражданской войны. Временное правительство отправило Николая в Сибирь, затем на Урал. Вместе с семьёй он был расстрелян в Екатеринбурге в 1918 году.

Личность Николая современники и историки характеризуют противоречиво; большая часть из них считали, что его стратегические способности в ведении государственных дел оказались недостаточно успешными для того, чтобы изменить к лучшему политическую ситуацию в то время.

После революции 1917 года он стал именоваться Николаем Александровичем Романовым (до этого фамилия «Романов» не указывалась членами императорской семьи, на родовую принадлежность указывали титулы: император, императрица, великий князь, цесаревич).

С прозвищем Николай Кровавый, которое ему дала оппозиция, он фигурировал в советской историографии.

Николай II был старшим сыном императрицы Марии Фёдоровны и императора Александра Третьего.

В 1885-1890 гг. Николай получил домашнее образование в рамках гимназического курса по специальной программе, которая объединяла курс Академии Генерального штаба и юридического факультета университета. Обучение и воспитание проходило под личным наблюдением Александра Третьего с традиционной религиозной основой.

Николай Второй чаще всего жил с семьёй в Александровском дворце. А отдыхать предпочитал в Ливадийском дворце в Крыму. Для ежегодных поездок по Балтийскому морю и Финскому имел в распоряжении яхту «Штандарт».

С 9 лет Николай начал ведение дневника. В архиве сохранились 50 толстых тетрадей за 1882-1918 годы. Некоторая их часть была опубликована.

Император увлекался фотографией, ему нравилось смотреть кинофильмы. Читал и серьезные труды, особенно на исторические темы, и развлекательную литературу. Курил папиросы с табаком, выращенным специально в Турции (подарок турецкого султана).

14 ноября 1894 г. в жизни Николая состоялось знаменательное событие - бракосочетание с принцессой германской Алисой Гессенской, которая приняла после обряда крещения имя - Александра Фёдоровна. У них родились 4 дочери - Ольга (3 ноября 1895г.), Татьяна (29 мая 1897г.), Мария (14 июня 1899г.) и Анастасия (5 июня 1901г.). И долгожданным пятым ребенком 30 июля (12 августа) 1904 г. стал единственный сын - цесаревич Алексей.

14 (26) мая 1896 г. состоялась коронация Николая Второго . В 1896 году он совершил поездку по Европе, где встретился с Королевой Викторией (бабушкой жены), Вильгельмом Вторым, Францем-Иосифом. Завершающим этапом поездки стало посещение Николаем Вторым столицы союзной Франции.

Его первыми кадровыми перестановками стал факт увольнения генерал-губернатора Царства Польского Гурко И.В. и назначение Лобанова-Ростовского А.Б министром иностранных дел.

А первым крупным международным действием Николая Второго стала так называемая Тройственная интервенция.

Сделав огромные уступки оппозиции в начале русско-японской войны Николай Второй совершил попытку объединить российское общество против внешних врагов.

Летом 1916 года после того, как ситуация на фронте стабилизировалась, думcкая оппозиция объединилась с генералитетскими заговорщиками и решила воспользоваться создавшейся ситуацией для свержения императора Николая Второго.


Ими называлась даже дата 12-13 февраля 1917 года, как день отречения императора от престола. Говорилось, что произойдет «великий акт» - государь император отречется от престола, а будущим императором будет назначен наследник цесаревич Алексей Николаевич, а регентом станет именно великий князь Михаил Александрович.

В Петрограде 23 февраля 1917 г. начинается забастовка, которая через три дня стала всеобщей. 27 февраля 1917 г., утром, произошли солдатские восстания в Петрограде и в Москве , а также их объединение с забастовщиками.

Обстановка накалилась после провозглашения манифеста Николая Второго 25 февраля 1917 г. о прекращении заседания Государственной Думы.

26 февраля 1917 г. царь отдал приказ генералу Хабалову «прекратить беспорядки, недопустимые в тяжелое время войны». Генерал Н. И. Иванов был направлен 27 февраля в Петроград с целью подавления восстания.

Николай Второй 28 февраля вечером направился в Царское Село, но не смог проехать и, по причине потери связи со Ставкой, он приехал в Псков 1 марта, где находился штаб армий Северного фронта под руководством генерала Рузского.

Около трех часов дня император принял решение отречься от престола в пользу цесаревича при регентстве великого князя Михаила Александровича, а вечером в тот же день Николай заявил В. В. Шульгину и А. И. Гучкову о решении отречения от престола за сына. 2 марта 1917 года в 23 ч. 40 мин. Николай Второй передал Гучкову А.И. Манифест об отречении, где писал: «Заповедуем брату нашему править делами государства в полном и нерушимом единении с представителями народа».

Николай Романов с семьей с 9 марта по 14 августа 1917 г. жил под арестом в Александровском дворце в Царском Селе.

В связи с усилением революционного движения в Петрограде Временное правительство, решило перевести в глубь России царственных арестантов, опасаясь за жизнь, После долгих споров Тобольск был выбран городом поселения бывшего императора и его семьи. С собой им разрешили взять личные вещи, необходимую мебель и предложить обслуживающему персоналу добровольное сопровождение их к месту нового поселения.

Накануне отъезда А. Ф. Керенский (глава Временного Правительства) привез брата бывшего царя - Михаила Александровича. Михаил вскоре был сослан в Пермь и в ночь на 13 июня 1918 г. был убит большевистскими властями.

Из Царского Села 14 августа 1917 г. отправился состав под вывеской «Японская миссия Красного Креста» с членами бывшей императорской семьи. Его сопровождал второй состав, в котором находилась охрана (7 офицеров, 337 солдат).

Составы прибыли в г.Тюмень 17 августа 1917 г., после чего арестованных на трёх судах отвезли в Тобольск. Семья Романовых поселилась в доме губернатора, специально отремонтированном к их приезду. Им разрешили ходить на богослужение в местную церковь Благовещенья. Режим охраны семьи Романовых в Тобольске был намного легче, чем царскосельский. Семья вела размеренную, спокойную жизнь.


Разрешение Президиума ВЦИК (Всероссийского Центрального исполнительного комитета) четвертого созыва о переводе Романова и членов его семьи в Москву с целью проведения над ними суда было получено в апреле 1918 г.

22 апреля 1918 г. колонна с пулеметами из 150 человек выехала из Тобольска в г.Тюмень. 30 апреля поезд прибыл в Екатеринбург из Тюмени. Для размещения семьи Романовых реквизировали дом, который принадлежал горному инженеру Ипатьеву. В этом же доме проживал и обслуживающий персонал семьи: повар Харитонов, доктор Боткин, комнатная девушка Демидова, лакей Трупп и поварёнок Седнёв.

Для решения вопроса о дальнейшей судьбе императорской семьи в начале июля 1918 г. военный комиссар Ф.Голощекин срочно выехал в Москву. ВЦИК и Совет Народных Комиссаров санкционировал расстрел всех членов семьи Романовых. После этого 12 июля 1918 г. на основании принятого решения Уральский Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов на заседании постановил казнить царскую семью.

В ночь с 16 на 17 июля 1918 г. в Екатеринбурге в особняке Ипатьева, так называемом «Доме особого назначения» были расстреляны бывший император России Николай Второй , императрица Александра Фёдоровна, их дети, доктор Боткин и три человека прислуги (кроме поварёнка).

Личное имущество бывшей царской семьи Романовых было разграблено.

Николай Второй и члены его семьи стали причислены к лику святых Катакомбной церковью в 1928 г.

В 1981 году Николай был канонизирован православной церковью за границей, а в России православная церковь причислила его к лику святых, как страстотерпца лишь спустя 19 лет, в 2000г.


Икона свв. царственных страстотерпцев.

В соответствии с решением от 20 августа 2000 года Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Николай Второй , императрица Александра Фёдоровна, царевны Мария, Анастасия, Ольга, Татьяна, цесаревич Алексeй были причислены к лику святых новомучеников и исповедников Российских, явленных и неявленных.

Данное решение было воспринято обществом неоднозначно и подверглось критике. Некоторые противники канонизации считают, что причисление Николая Второго к лику святых носит скорее всего политический характер.

Итогом всех событий, связанных с судьбой бывшей царской семьи, стало обращение Великой Княгини Марии Владимировны Романовой, главы Российского Императорского Дома в Мадриде в Генеральную прокуратуру Российской Федерации в декабре 2005 г. с требованием реабилитации царской семьи, расстрелянной в 1918 г.

1 октября 2008 г. Президиум Верховного суда РФ (Российской Федерации) принял решение о признании последнего русского императора Николая Второго и членов царской семьи жертвами незаконных политических репрессий и реабилитировал их.

Николай Второй – последний российский император, вошедший в историю, как самый слабовольный царь. По мнению историков, управление страной для монарха было «тяжелой обузой», но это не помешало ему внести посильный вклад в промышленно-экономическое развитие России, несмотря на то, что в стране в годы царствования Николая II активно наращивалось революционное движение, и усложнялась внешнеполитическая ситуация. В современной истории российский император упоминается эпитетами «Николай Кровавый» и «Николай Мученик», так как оценки деятельности и характера царя неоднозначны и противоречивы.

Родился Николай II 18 мая 1868 года в Царском селе Российской империи в императорской семье. Для своих родителей, и , он стал старшим сыном и единственным наследником на престол, которого с самых ранних лет учили будущему делу всей его жизни. Воспитанием будущего царя с рождения занимался англичанин Карл Хис, который обучил юного Николая Александровича свободно разговаривать на английском языке.

Детство наследника царского престола прошло в стенах Гатчинского дворца под четким руководством его отца Александра III, который воспитывал своих детей в традиционном религиозном духе – он разрешал им поиграть и пошалить в меру, но при этом не позволял проявления лени в учебе, пресекая все мысли сыновей о будущем престоле.


В 8-летнем возрасте Николай Второй начал получать общее образование в домашних условиях. Его обучение велось в рамках общего гимназического курса, но особого рвения и стремления к учебе будущий царь не проявлял. Его страстью было военное дело - уже в 5 лет он стал шефом лейб-гвардии Резервного пехотного полка и с радостью осваивал военную географию, правоведение и стратегию. Лекции будущему монарху читали лучшие ученые с мировым именем, которых лично подбирали для сына царь Александр III и его супруга Мария Федоровна.


Особенно наследник преуспел в изучении иностранных языков, поэтому помимо английского в совершенстве владел французским, немецким и датским языками. После восьми лет общей гимназической программы Николаю Второму начали преподавать необходимые высшие науки для будущего государственного деятеля, входящие в курс экономического отделения юридического университета.

В 1884 году по достижению совершеннолетия Николай II принес присягу в Зимнем дворце, после чего поступил на действительную военную службу, а через три года приступил к регулярной военной службе, за что ему было присвоено звание полковника. Полностью отдаваясь военному делу, будущий царь легко адаптировался к неудобствам армейской жизни и переносил службу в армии.


Первое знакомство с государственными делами у наследника престола состоялось в 1889 году. Тогда он начал присутствовать на заседаниях Госсовета и Кабинета министров, на которых отец ввел его в курс дела и поделился опытом, как управлять страной. В тот же период Александр III совершил с сыном многочисленные путешествия, начавшиеся с Дольнего Востока. За последующие 9 месяцев они по морю объехали Грецию, Индию, Египет, Японию и Китай, а затем через всю Сибирь по суше вернулись в российскую столицу.

Восхождение на престол

В 1894 году после смерти Александра III Николай Второй вступил на престол и торжественно пообещал охранять самодержавие также твердо и неуклонно, как его покойный родитель. Коронация последнего русского императора состоялась в 1896 году в Москве. Эти торжественные мероприятия ознаменовались трагическими событиями на Ходынском поле, где во время раздачи царских подарков произошли массовые беспорядки, забравшие жизни тысячи граждан.


Из-за массовой давки пришедший к власти монарх хотел даже отменить вечерний бал по случаю своего восхождения на престол, но позже решил, что Ходынская катастрофа является настоящим несчастьем, но не стоит того, чтобы омрачать праздник коронации. Эти события образованное общество восприняло как вызов, что стало закладкой фундамента в создание освободительного движения в России от царя-диктатора.


На фоне этого императором в стране ввелась жесткая внутренняя политика, согласно которой преследовалось любое инакомыслие среди народа. В первые несколько лет царствования Николая Второго в России была проведена перепись населения, а также осуществлена денежная реформа, установившая золотой стандарт рубля. Золотой рубль Николая II приравнивался к 0,77 граммам чистого золота и был вполовину «тяжелее» марки, но в два раза «легче» доллара по курсу международных валют.


В тот же период в России были проведены «столыпинские» аграрные реформы, введено фабричное законодательство, принято несколько законов об обязательном страховании рабочих и всеобщем начальном образовании, а также отменен налоговый сбор с землевладельцев польского происхождения и отменена мера наказания, такая как ссылка в Сибирь.

В Российской империи во времена Николая Второго прошла масштабная индустриализация, повысились темпы сельскохозяйственного производства, стартовала добыча угля и нефти. При этом благодаря последнему русскому императору в России было построено более 70 тысяч километров железной дороги.

Правление и отречение от престола

Царствование Николая Второго на втором этапе проходило в годы обострения внутриполитической жизни России и довольно сложной внешнеполитической ситуации. При этом у него на первом месте стояло дальневосточное направление. Основным препятствием русского монарха к преобладанию на Дальнем Востоке была Япония, которая без предупреждения в 1904 году напала на русскую эскарду в портовом городе Порт-Артур и в связи с бездействием российского руководства нанесла поражение русской армии.


В результате провала русско-японской войны в стране начала стремительно развиваться революционная ситуация, а России пришлось уступить Японии южную часть Сахалина и права на Ляодунский полуостров. Именно после этого российский император потерял авторитет в интеллигентных и правящих кругах страны, которые обвиняли царя в поражении и связях с , являвшимся неофициальным «советником» монарха, но считавшимся в обществе шарлатаном и мошенником, имеющим полное влияние над Николаем Вторым.


Переломным моментом в биографии Николая II стала Первая Мировая война 1914 года. Тогда император всеми силами по советам Распутина старался избежать кровавой бойни, но Германия пошла войной на Россию, которая была вынуждена защищаться. В 1915 году монарх взял на себя военное командование русской армией и лично ездил по фронтам, инспектируя войсковые части. При этом он допустил ряд роковых военных ошибок, что привело к краху династии Романовых и Российской империи.


Война обострила внутренние проблемы страны, все военные неудачи в окружении Николая Второго возлагались именно на него. Тогда в правительстве страны начала «гнездится измена», но несмотря на это император вместе с Англией и Францией разработал план генерального наступления России, что должно было триумфально для страны к лету 1917 года закончить военное противостояние.


Планам Николая Второго не суждено было сбыться – в конце февраля 1917 году в Петрограде начались массовые восстания против царской династии и действующего правительства, которые он изначально намеревался пресечь силовыми методами. Но военные не подчинились приказам царя, а члены свиты монарха уговаривали его отречься от престола, что якобы поможет подавить волнения. После нескольких дней мучительных размышлений Николай II решил отречься от престола в пользу своего брата, князя Михаила Александровича, который отказался принимать корону, что означало конец династии Романовых.

Расстрел Николая II и его семьи

После подписания царем манифеста об отречении Временное правительство России издало приказ об аресте царской семьи и его приближенных. Тогда многие предали императора и сбежали, поэтому разделить трагическую судьбу с монархом согласились лишь единицы близких людей из его окружения, которых вместе с царем выслали в Тобольск, откуда, якобы, семья Николая Второго должна была быть переправлена в США.


После Октябрьской революции и прихода к власти большевиков во главе с царскую семью перевезли в Екатеринбург и заключили в «доме особого назначения». Тогда большевики начали вынашивать план судебного процесса над монархом, но Гражданская война не дала осуществить их замысел.


Из-за этого в верхних эшелонах советской власти было принято решение расстрелять царя и его семью. В ночь с 16 на 17 июля 1918 года семья последнего русского императора была расстреляна в полуподвальном помещении дома, в котором Николай II держался в заточении. Царя, его жену и детей, а также несколько его приближенных завели в подвал под предлогом эвакуации и без объяснений в упор расстреляли, после чего жертв вывезли за пределы города, их тела сожгли при помощи керосина, а после закопали в земле.

Личная жизнь и царская семья

Личная жизнь Николая Второго, в отличии от многих других российских монархов, была эталоном высочайшей семейной добродетели. В 1889 году во время визита немецкой принцессы Алисы Гессен-Дармштадтской в Россию цесаревич Николай Александрович обратил особое внимание на девушку и попросил у отца благословения на брак с ней. Но родители были не согласны с выбором наследника, поэтому ответили сыну отказом. Это не остановило Николая II, который не терял надежды на брак с Алисой. Им помогала великая княгиня Елизавета Федоровна, сестра немецкой принцессы, устраивавшая молодым влюбленным тайную переписку.


Спустя 5 лет цесаревич Николай вновь настойчиво попросил согласия отца на брак с немецкой принцессой. Александр III ввиду резко ухудшавшегося здоровья разрешил сыну жениться на Алисе, которая после миропомазания стала . В ноябре 1894 году в Зимнем дворце состоялось венчание Николая Второго и Александры, а в 1896 году супруги приняли коронацию и официально стали правителями страны.


В браке Александры Федоровны и Николая II родилось – 4 дочери (Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия) и единственный наследник Алексей, имевший серьезной наследственное заболевание - гемофилию, связанную с процессом свертывания крови. Болезнь цесаревича Алексея Николаевича вынудила царскую семью познакомится с широко известным в то время Григорием Распутиным, который помогал царскому наследнику бороться с приступами болезни, что позволило ему приобрести огромное влияние на Александру Федоровну и императора Николая Второго.


Историки сообщают, что семья для последнего русского императора была самым главным смыслом жизни. Большую часть времени он всегда проводил в семейном кругу, не любил светских удовольствий, особенно дорожил своим покоем, привычками, здоровьем и благосостоянием родных. При этом императору были не чужды и мирские увлечение – он с удовольствием ездил на охоту, участвовал в соревнованиях по верховой езде, с азартом катался на коньках и играл в хоккей.

Проходит время и ушедшая эпоха становится историей. Семья последнего императора династии Романовых — Николая II.

История интересна и многогранна, на протяжении веков многое изменяется. Если сейчас окружающий нас мир мы воспринимаем как обыденность, то дворцы, замки, терема, усадьбы, кареты, предметы быта того времени для нас уже далекая история и порой — предмет изучения археологов. Обычную чернильницу, перо, счеты уже не встретить в современной школе. Но всего лишь столетие назад образование было другим.

«Будущие монархи»

Все представители императорской фамилии, будущие монархи, получали прекрасное образование. Обучение начиналось в раннем возрасте, в первую очередь, учили грамоте, арифметике, иностранным языкам, затем было изучение других дисциплин. Для юношей обязательна была военная подготовка, также учили их и танцам, и изящной словесности, и всему, что обязан был знать хорошо воспитанный молодой человек. Как правило, обучение проходило на религиозной основе. Преподавателей для монарших особ выбирали тщательно, они должны были давать не только знания, но и прививать духовно-нравственные представления и навыки: аккуратность, исполнительность, уважение к старшим. Правители дома Романовых вызывали искреннее восхищение у подданных, служили примером для всех.

Семья императора Николая II

«ОТМА»

Положительный пример в воспитании и обучении детей мы можем увидеть на примере семьи последнего императора династии Романовых, Николая II. В его семье было четыре дочери и сын. Дочерей условно делили на две пары: старшая пара – Ольга и Татьяна, и младшая – Мария и Анастасия. Сестры составили из своих букв коллективное имя – ОТМА, взяв заглавные буквы своих имен, и так подписывали письма, приглашения. Цесаревич Алексей был самым младшим ребенком и любимцем всей семьи.

ОТМА в профиль. 1914 г.

Императрица Александра Фёдоровна воспитывала детей согласно религиозным традициям, дети ежедневно читали утренние и вечерние молитвы, Евангелие, среди преподаваемых дисциплин был Закон Божий.

Протоиерей А. Васильев и цесаревич Алексей

«Жена государя»

Традиционно жена государя могла не заниматься воспитанием дочерей. Однако, Александра Фёдоровна строго отбирала педагогов для своих детей, присутствовала на уроках, формировала круг интересов дочерей и их расписание — девочки никогда не тратили время впустую, почти не появлялись на балах, а на светских мероприятиях находились недолго.

Император Николай II и императрица Александра Фёдоровна (в центре) и их дети

Занятия детей были построены достаточно в строгом режиме. Они вставали в 8 часов, пили чай и занимались до 11 часов. Учителя приезжали из Петрограда. В Царском Селе жили только Гиббс и Жильяр.


Сидней Гиббс и великая княжна Анастасия

Иногда после уроков, перед завтраком, совершалась недолгая прогулка. После завтрака – занятия музыкой и рукоделием.

Анастасия вяжет в Сиреневой гостиной

«Классные комнаты великих княжон»

В классной комнате старших великих княжон Ольги и Татьяны стены были оклеены матовыми обоями оливкового цвета, пол закрыт бобриковым ковром цвета морской волны. Вся мебель изготовлена из ясеня. Большой учебный стол находился посередине комнаты и освещался шестирожковой люстрой, которую можно было опускать. На одной из полочек стоял бюст И.В. Гоголя. На боковой стене висело расписание уроков. В шкафах хранились книги, в основном религиозного и патриотического содержания, а также учебники. В библиотеке девочек было много книг на английском языке. Преподаватели вели журнал, куда записывались домашние задания и выставлялись оценки по пятибалльной шкале.


Классная комната великих княжон Ольги и Татьяны в Александровском дворце

В классной комнате младших княжон Марии и Анастасии стены покрашены белой краской. Мебель – ясеневая. В комнате хранились чучела птиц, детские книги русских и французских авторов. Особенно много было книг известной детской писательницы Л. А. Чарской. На стенах – религиозные рисунки и акварели, расписание уроков, пара детских объявлений шутливого характера. Поскольку девочки были еще маленькими, то в классной комнате хранились и куклы с их туалетами. За перегородкой – игрушечная мебель, игры.

«Классная комната цесаревича Алексея»

На втором этаже находилась и классная комната цесаревича Алексея. Ее стены были покрашены белой мастичной краской. Мебель, как и везде, была из простого крашеного ясеневого дерева. На полушкафах, тянущихся вдоль стен, находились учебные пособия, счеты, карта разрастания России при Романовых, учебная коллекция уральских минералов и пород, микроскоп. В шкафах хранились книги учебного и военного содержания. Особенно много было книг по истории дома Романовых, изданных к 300-летию династии. Кроме этого, в них хранилось собрание диапозитивов по истории России, репродукции художников, альбомы и различные подарки. На двери – расписание уроков и завет Суворова.


Классная комната цесаревича Алексея в Александровском дворце

«Музыкальная комната»

На «детской половине» находилась также комната, которую использовали как учительскую и одновременно как музыкальную комнату. Большую роль в образовательном процессе играли «собственные» библиотеки девочек. Сейчас эти книги хранятся в Москве в Российской государственной библиотеке. Особое место при царской семье занимали преподаватели цесаревича. Из них наиболее известен швейцарец Пьер Жильяр, он был с царской семьей и в Екатеринбурге, где ему чудом удалось уцелеть и во многом, благодаря именно ему, мы знаем о последних днях царской семьи.


Музыкальная комната

«Расписание на неделю»

Основной костяк педагогов сложился еще при преподавании гимназических дисциплин царским дочерям. Например, в 1908/09 учебном году им преподавались:

  • русский язык (Петров, 9 уроков в неделю);

  • английский язык (Гиббс, 6 уроков в неделю);

  • французский язык (Жильяр, 8 уроков в неделю);

  • арифметика (Соболев, 6 уроков в неделю);

  • история и география (Иванов, 2 урока в неделю).

Таким образом, в неделю приходился 31 урок, то есть при пятидневном режиме занятий — по 6 уроков в день. Преподаватели обычно, как и врачи, подбирались по рекомендациям. Говоря об изучении иностранных языков, необходимо заметить, что наследника достаточно поздно начали обучать им. С одной стороны, это связывалось с его постоянными недомоганиями и длительными реабилитационными периодами, а с другой, царская семья сознательно откладывала обучение наследника иностранным языкам.

Цесаревич Алексей с учителем русского языка П. Петровым. Петергоф

«Обучение наследника иностранным языкам»

Николай II и Александра Федоровна считали, что у Алексея должен был, прежде всего, выработаться чистый русский выговор. Первый урок французского языка П. Жильяр дал цесаревичу 2 октября 1912 г. в Спале, но в связи с болезнью занятия прервались. Относительно регулярные занятия с цесаревичем начались со второй половины 1913 г. Педагогические способности преподавателей французского и английского языков высоко оценивала Вырубова: «Первыми учителями были швейцарец мсье Жильяр и англичанин мистер Гиббс. Лучший выбор едва ли был возможен. Совершенно чудесным казалось, как изменился мальчик под влиянием этих двух людей, как улучшились его манеры и как хорошо он стал обращаться с людьми».


П. Жильяр с великими княжнами Ольгой и Татьяной. Ливадия. 1911 г.

«Расписание на день цесаревича Алексея»

По мере взросления цесаревича Алексея учебная нагрузка постепенно увеличивалась. В отличие от своего прадеда, которого поднимали в 6 часов утра, цесаревича будили в 8 часов утра:

    45 минут ему давали на молитву и приведение себя в порядок;

    с 8.45 до 9.15 подавали утренний чай, который он пил в одиночестве. Девочки и родители пили утренний чай отдельно;

    с 9.20 до 10.50 было два первых урока (первый урок – 40 минут, второй – 50 минут) с переменой в 10 минут;

    большая перемена с прогулкой продолжалась 1 час 20 минут (10.50–12.10);

    затем еще был один 40-минутный урок (12.10–12.50);

    чуть более часа отводилось на завтрак (12.50–14.00). Как правило, на завтрак вся семья первый раз собиралась за одним столом, если только в этот день не было официальных мероприятий.

    После завтрака полтора часа 10-летний цесаревич отдыхал (14–14.30);

    затем опять следовала прогулка, занятия и игры на свежем воздухе (14.30–16.40). В это время у него был шанс пообщаться с отцом, который гулял по парку, или матерью.

    Затем следовал четвертый урок, продолжавшийся 55 минут (16.45–17.40).

    На обед цесаревичу отпускалось 45 минут (17.45–18.30). Обедал он один или с сестрами. Родители обедали значительно позже.

    После обеда цесаревич полтора часа готовил уроки (18.30–19.00);

    обязательной частью «рабочего дня» цесаревича был получасовой массаж (19.00–19.30);

    после массажа следовали игры и легкий ужин (19.30–20.30);

    потом цесаревич готовился ко сну (20.30–21.00), молился и ложился спать (21.00–21.30).


Цесаревич Алексей с учителями: П. Жильяр, Дворцовый комендант В. Воейков, С. Гиббс, П. Петров

«Обучение в условиях войны»

В 1914 году началась Первая мировая война. Занятия продолжались шесть дней в неделю, по 4 урока в день. Всего было 22 урока в неделю. Особый упор делался на изучение языков. По количеству часов они распределялись следующим образом: французский язык – 6 уроков в неделю; русский язык – 5 уроков в неделю; английский язык – 4 урока. Остальные предметы: Закон Божий – 3 урока; арифметика – 3 урока и география – 2 урока в неделю.

Эпилог

Как мы видим, распорядок дня был насыщенным, практически не было свободного времени даже на игры. Цесаревич Алексей часто восклицал: «Когда буду царем, не будет бедных и несчастных! Я хочу, чтобы все были счастливы». И если бы не революция 1917 года, то стоит с уверенностью отметить, что Цесаревич Алексей приложил бы все усилия, чтобы воплотить эти слова в жизнь.



Posted in ,

С первых дней царствования Николай II мечтал о наследнике. Господь же посылал императору только дочек.

Цесаревич родился 12 августа 1904 года. Наследник русского престола появился на свет через год, после Саровских торжеств. Вся царская семья горячо молилась о рождении мальчика. Алексей унаследовал все лучшее от отца и матери.

Родители сильно любили его, он отвечал им большой взаимностью. Отец же был для Алексея Николаевича настоящим кумиром. Юный царевич старался подражать ему во всем.

Как назвать новорожденного, царская чета даже и не задумывалась. Николай II давно хотел назвать своего будущего наследника Алексеем.

Царь говорил, что «пора нарушить линию Александров и Николаев». Также Николаю II была симпатична личность Алексея Михайловича Романова , и император хотел назвать сына в честь великого предка.

Великая Княжна Анастасия Николаевна Романова родилась 18 июня 1901 года. Государь долго ждал наследника, и когда долгожданным четвертым ребенком оказалась дочь, был опечален. Вскоре печаль прошла, и Император любил четвертую дочь, не меньше, чем остальных своих детей.

Ждали мальчика, а родилась девочка. Анастасия по своей резвости, могла дать фору любому мальчишке. Она носила простую одежду, доставшуюся по наследству от старших сестер. Спальня четвертой дочки была убрана не богато.

Обязательно каждое утро цесаревна принимала холодный душ. Усмотреть за ней было нелегко. Ребенком она была очень шустрым, любила лазить где не попадя, прятаться.

В бытность, ещё ребенком, Великая княжна Анастасия любила пошалить, а так же посмешить окружающих. Помимо веселости, в ней нашли отражение такие черты характера, как остроумие, смелость и наблюдательность.

Мария Николаевна Романова родилась 27 июня 1899 года. Она стала третьим ребенком Императора и Императрицы. Великая Княжна Мария Романова была типичной русской девушкой. Ей было присуще добродушие, веселость и приветливость. Она обладала прекрасной наружностью и жизненной силой.

По воспоминаниям некоторых её современников, была очень похожа на своего деда Александра III . Княжна очень любила своих родителей, была сильно к ним привязана, гораздо больше, чем остальные дети царской четы.

Дело в том, что она была слишком маленькой для старших сестёр (Ольги и Татьяны), и слишком взрослой для младших сестры и брата (Анастасии и Алексея) Николая II .

У Марии были большие синие глаза. Она была высокая, с ярким румяным лицом - истинно русская красавица, была воплощением доброты и сердечности. Сестры даже, немного, пользовались этой добротой.

Великая княжна Татьяна Николаевна Романова родилась 11 июня 1897 года, и была вторым ребенком в чете Романовых. Как и Великая княжна Ольга Николаевна , Татьяна внешне напоминала мать, характер же был отцовский.

Татьяна была менее эмоциональна, нежели сестра. Глаза её были похожи на глаза Императрицы, фигура изящна, а цвет синих глаз гармонично сочетался с каштановыми волосами. Редко шалила и имела удивительное, по словам современников, самообладание.

В ней было сильно развито чувство долга, и склонность к порядку во всем. Из-за болезни матери, она часто заведовала домашним хозяйством, Великую княжну это ни сколько не обременяло. Александры Федоровны Романовой унаследовала от матери черты лица, осанку, а также волосы золотистого оттенка.

От Николая Александровича же, дочь унаследовала внутренний мир. Она, как и её отец, обладала удивительно чистой христианской душой. Царевна отличалась врожденным чувством справедливости, не любила вранье.

С первых дней царствования Николай II мечтал о наследнике. Господь же посылал императору только дочек.

Цесаревич родился 12 августа 1904 года. Наследник русского престола появился на свет через год, после Саровских торжеств. Вся царская семья горячо молилась о рождении мальчика. Алексей унаследовал все лучшее от отца и матери.

Родители сильно любили его, он отвечал им большой взаимностью. Отец же был для Алексея Николаевича настоящим кумиром. Юный царевич старался подражать ему во всем.

Как назвать новорожденного, царская чета даже и не задумывалась. Николай II давно хотел назвать своего будущего наследника Алексеем.

Царь говорил, что «пора нарушить линию Александров и Николаев». Также Николаю II была симпатична личность Алексея Михайловича Романова , и император хотел назвать сына в честь великого предка.

Великая Княжна Анастасия Николаевна Романова родилась 18 июня 1901 года. Государь долго ждал наследника, и когда долгожданным четвертым ребенком оказалась дочь, был опечален. Вскоре печаль прошла, и Император любил четвертую дочь, не меньше, чем остальных своих детей.

Ждали мальчика, а родилась девочка. Анастасия по своей резвости, могла дать фору любому мальчишке. Она носила простую одежду, доставшуюся по наследству от старших сестер. Спальня четвертой дочки была убрана не богато.

Обязательно каждое утро цесаревна принимала холодный душ. Усмотреть за ней было нелегко. Ребенком она была очень шустрым, любила лазить где не попадя, прятаться.

В бытность, ещё ребенком, Великая княжна Анастасия любила пошалить, а так же посмешить окружающих. Помимо веселости, в ней нашли отражение такие черты характера, как остроумие, смелость и наблюдательность.

Мария Николаевна Романова родилась 27 июня 1899 года. Она стала третьим ребенком Императора и Императрицы. Великая Княжна Мария Романова была типичной русской девушкой. Ей было присуще добродушие, веселость и приветливость. Она обладала прекрасной наружностью и жизненной силой.

По воспоминаниям некоторых её современников, была очень похожа на своего деда Александра III . Княжна очень любила своих родителей, была сильно к ним привязана, гораздо больше, чем остальные дети царской четы.

Дело в том, что она была слишком маленькой для старших сестёр (Ольги и Татьяны), и слишком взрослой для младших сестры и брата (Анастасии и Алексея) Николая II .

У Марии были большие синие глаза. Она была высокая, с ярким румяным лицом - истинно русская красавица, была воплощением доброты и сердечности. Сестры даже, немного, пользовались этой добротой.

Великая княжна Татьяна Николаевна Романова родилась 11 июня 1897 года, и была вторым ребенком в чете Романовых. Как и Великая княжна Ольга Николаевна , Татьяна внешне напоминала мать, характер же был отцовский.

Татьяна была менее эмоциональна, нежели сестра. Глаза её были похожи на глаза Императрицы, фигура изящна, а цвет синих глаз гармонично сочетался с каштановыми волосами. Редко шалила и имела удивительное, по словам современников, самообладание.

В ней было сильно развито чувство долга, и склонность к порядку во всем. Из-за болезни матери, она часто заведовала домашним хозяйством, Великую княжну это ни сколько не обременяло. Александры Федоровны Романовой унаследовала от матери черты лица, осанку, а также волосы золотистого оттенка.

От Николая Александровича же, дочь унаследовала внутренний мир. Она, как и её отец, обладала удивительно чистой христианской душой. Царевна отличалась врожденным чувством справедливости, не любила вранье.