Диодор исаев. Их горести (продолжение) - ambrose_s — livejournal

Руководитель Мелекесской епархии, епископ Диодор, который несколько месяцев назад в своем обращении к пастве назвал крещенские купания «безумным поступком, искушающим Бога» , выступил с новой порцией обличения. На этот раз под праведный гнев главного димитровградского священника попали журналисты. Диодор обобщенно назвал представителей этой профессии «служителями Лукавого», «киллерами» и «ассенизаторами». 73 online . ru связался с епископом, чтобы узнать, где же грешным журналистам искать поддержки и прощения, если даже священнослужители бросают в них камни.

Свое мнение о представителях пишущей братии епископ Диодор высказал в Фейсбуке - на странице главной IT-шницы региона Светланы Опенышевой, которая пожаловалась на то, что журналисты димитровградской газеты «Местное время» воспроизвели в номере недостоверную информацию - «уволили» чиновницу с должности директора департамента, хотя Светлана Владимировна продолжает руководить ведомством.

Опенышева потребовала от издания опровержения информации, хотя в целом была достаточно вежлива в обращении к пишущей братии. Чего нельзя сказать о епископе, главе Мелекесской епархии отце Диодоре. Священник пришел на выручку Опенышевой и в комментариях под ее постом в Фейсбуке принялся обличать не только журналистов димитровградского издания, которые допустили ошибку, но и всю пишущую братию - безапелляционно, грозно и не стесняясь в выражениях:

Жалкая газетенка. Очень жаль тех людей, кто там работают журналистами, кто редактор и прочие. Бедные ассенизаторы. Собирают везде, где только можно, всю грязь, и выливают её на наших граждан. Жизнь у большинства очень трудная, а эти товарищи, служители лукавого , ибо он диавол, лжец и человекоубийца от начала, лишь своей ложью и распространением негатива, ещё больше усугубляют трудное жизненное положение.

ТАКИЕ РАБОТНИКИ СМИ ВРАГИ САМИМ СЕБЕ, СВОЕМУ ОТЕЧЕСТВУ, СВОЕМУ НАРОДУ. Ибо только лишь ещё больше способствуют разрухе и деградации. Очень жаль, что ради зарплаты наши соотечественники готовы «убивать» духовно своих сродников и сограждан. Та зарплата, что эти писатели получают, - смешная, а цена их зла велика. Они продают свои души и все доброе, что нам дал Бог, за чечевичную похлебку .

Спрос рождает предложение, поэтому существуют киллеры, наемные убийцы, существуют аборты, живодерни, войны. Спрос рождает. Есть люди, которым война и убийства приносят большой доход, а кому-то маленький доходик приносит жёлтая пресса, которая продвигает интересы ненавистников всякого Добра.

73 online . ru связался с отцом Диодором, чтобы узнать, разве пристало представителю церкви, чья миссия в служении добру и в отпущении грехов раскаявшимся, так безапелляционно оскорблять не только конкретных людей, но профессию в целом.

Отец, не кажется ли Вам, что публичная нетерпимость, которая прозвучала в Ваших словах, и «навешивание ярлыков», которые Вы позволили себе, недопустимы для Вас, как служителя церкви? Ведь сказал Господь: «Не судите, да не судимы будете».

Извините, но это Вы сейчас на меня ярлыки навешиваете, обвиняя в агрессивности. И Вам, если Вы цитируете Слова Христа, прежде к себе их нужно приложить. Вот когда журналисты будут писать правду о людях, о происходящем вокруг, тогда ни мне, ни кому-то другому даже в голову не придёт сказать в их адрес что-то недостойное их призвания. И не стоит меня осуждать Вам, я высказал свое личное субъективное мнение. По-вашему, я не имею на это право? Дай Вам Бог здоровья и светлого разума.

Имеете, конечно. Но ведь мы, грешники, ждем от отцов церкви понимания и прощения. Отстраненности от мирских страстей. Получается, Ваша позиция идет в разрез с нравственными позициями РПЦ?

Это не моё личное мнение и слова, а многих уважаемых в городе граждан. А в нетолерантности обвинять меня не стоит.

Мне кажется, в Ваших словах звучат гордыня и спесь. Это режет ухо, когда такие слова произносит священник. Возможно, мы такие. Подлые и желтые. Но мы не хотим это слышать от того, к кому мы ходим каяться! Вам не кажется, что это неправильно?

Если в Ваших словах правда, Бог будет на Вашей стороне. А если наоборот, то ваше лукавство вернется к Вам. И это никак не по моей вине. Храни Вас Бог. И если Вы честный журналист, и, главное, честный, добрый человек, почему Вы все проецируете на себя?

Наверное, потому что мы отчасти чувствуем правдивость Ваших слов. Но нам кажется ужасным, что в том мире, где церковь - наша последняя надежда на спасение, даже священники кидают в нас камни.

Я в Вас камни не кидаю. Тем более, лично в Вас. Я призываю к совести некоторых. Непорядочные люди есть везде. И среди духовенства. Но я в противовес плохим явлениям своей жизнью и делами стараюсь свидетельствовать о Добром. Поэтому никакой агрессии. Жесткость... да. Но толерантными мы не можем быть. Мы должны бороться со злом и грехом. Другой момент - мы должны разделять грех... и грешника. Я не желаю кары ошибившемуся или согрешившему. Само явление греха зла - отвратительно и несёт смерть. А человек...он прежде всего жертва. Жертва диавола. Я как пастырь обязан говорить правду. Называть вещи своими именами. Это не всегда легко и просто.

Дарья Косаринова

Прошло пять лет с тех пор, как была образована Мелекесская епархия. Многие с интересом наблюдают за тем, какие перемены последовали за этим. И надо сказать, они оказались к лучшему. Создание новой церковно-административной территориальной единицы привнесло новое дыхание в православную жизнь тех территорий, которые вошли в ее состав. Возглавляет епархию молодой, но очень деятельный Владыка Диодор, который, как он сам признается, еще в пятом классе заявил, что будет священником. Он тверд в своем выборе и по сей день посвящает свою жизнь служению Богу и людям. С ним мы беседуем о современных вызовах, спорах вокруг Крещения Руси, работе с молодежью, а также взглядах на жизнь и смерть.

Цивилизационный выбор

Владыка, буквально на днях вся страна отмечала особый праздник - День Крещения Руси. В своем поздравлении Вы назвали выбор Православия мировоззренческим стержнем, сохранение которого является нашим святым долгом. Как на Ваш взгляд, это жителям страны и Вашей епархии удается?

Как мне кажется, вполне удается. В прошлом году мы отмечали тысячу лет со дня кончины святого равноапостольного князя Киевского Владимира. И в связи с этим тема международных Рождественских чтений в Москве звучала «Православие как цивилизационный выбор России».

Сейчас противники Православия утверждают, что якобы с точки зрения Русской Церкви до Крещения Русь населяли дикари, которые «жили в лесу, молились колесу»… Это не так! До принятия Христианства существовала своя весьма развитая цивилизация, со своими понятиями и жизненным укладом. И принятие Православного Христианства не было личной прихотью Владимира, он ощущал сильную потребность в переменах, чтобы общество далее развивалось. Перед Владимиром стоял единственный вопрос: каким путем?!

Сегодняшние неоязычники пытаются убедить всех, что Русь была крещена Владимиром «огнем и мечом». Но принятие новой веры было бы невозможно без поддержки князя его ближайшим окружением и, прежде всего, дружиной, которая представляла собой вольных наемников. И если бы князь Владимир потерял в их глазах свой авторитет, то они бы просто ушли от него! Это было бы невозможно без согласия большинства населения прежде всего Киева.

Государство не может существовать без идейного стержня, или идеологии, а разговор об идеологии и политических приоритетах не может быть оторван от размышлений о духовно-культурном основании нашего общества.

В современном мире присутствует множество идеологий, в основе которых лежат разные мировоззрения. Но я глубоко убежден в том, что чаяниям и интересам большинства нашего народа действительно отвечают те принципы, которые зиждутся не на искусственно конструируемых идеологиях, а проистекают из нравственной природы человека. Нравственность всегда первична, закон вторичен. Закон справедлив только тогда, когда он соответствует нравственным ориентирам общества.

Слава Богу, что основой русской души до сего времени является Православное Христианство, любовь к Отечеству, к родной земле и своему народу. Вот, что является главным для нас, нашим в подлинном смысле мировоззренческим стержнем, который в свое время заложил в нас святой равноапостольный великий князь Владимир, и сохранение этого стержня - действительно святой долг каждого из нас.

Почему, на Ваш взгляд в последнее время неоязычество все сильнее поднимает свою голову?

Возрождение неоязычества лишь часть процесса, направленного на разрушение нашего общества изнутри. Это пришло извне. Мы все знаем, что сегодня происходит в мире. Создается впечатление, что Россия, просто мешает кому-то жить.

Интересный факт: община неоязычников, а возглавляет ее, человек, не имеющий никакого отношения к славянской нации, тем более к славянской древней религии, также во главе различных псевдо-христианских сект стоят люди, далекие от Христианства как такового.

Православие - объединяющий фактор

С какими основными вызовами сталкивается сегодня Церковь? Вы как епископ? Что можно им противопоставить? Какие главные проблемы современного общества вы видите?

Главный вызов - это та информационная война, развернутая в интернете и ряде СМИ против Русской Церкви, которую пытаются дискредитировать в глазах российского народа. Ведь не секрет, что Православие - это сильный объединяющий фактор русского народа. Всех, кто считает себя православными христианами. Для уничтожения нашего народа очень важно лишить его национального самосознания, самоидентификации, а Православие играет в данном случае важную консолидирующую роль.

Сегодня некоторые пытаются оспорить высказывание великого русского писателя Федора Достоевского «быть русским - значит быть православным». Но в этом заключается вся правда о нашем русском народе.

Я часто говорю в своих проповедях о русском народе, и меня однажды поправили, что мы живем в России и она многонациональна. Хочу отметить, что для всех, кто живет за пределами нашего Отечества, нет разделения на чувашей, татар или мордву. Мы для них все русские. Русский народ вообще всегда отличался миролюбивостью и терпимостью к другим народам и религиям. Это вообще является одной из важных основ нашей великой России.

Вспомните идеологию, которая существовала даже в СССР. Я воспитывался в советской школе и благодарен ей, что нас воспитывали с убеждением в том, что все люди равны, независимо от национальности или цвета кожи. Как и мы говорим в Церкви: «мы все дети Божьи». И я всегда мыслю такими категориями.

Не могу не сказать и о главной проблеме современности, которую видит Церковь - это культ потребления и вседозволенности (которую многие почему-то принимают за свободу личности). В основе которой лежит стремление к максимизации удовольствий. Этот культ можно сравнить с настоящей эпидемией, которая до неузнаваемости меняет человека, превращает образ и подобие Божие в бездушный механизм по борьбе за материальные блага и услуги. И самое страшное происходит тогда, когда этот культ проникает в сферу живых человеческих отношений, как, например, любовь или дружба, привнося в это потребительские чувства по принципу «ты мне — я тебе», а если нет такого обмена, то нет ни любви, ни дружбы.

Потеря религиозной перспективы, потеря веры в жизнь будущего века приводит к тому, что сознание людей трансформируется и концентрируется исключительно на мнимом личном благе.

Как этому противостоять? Самое важное здесь — твердо держаться стратегической линии жизни: хранить систему евангельских ценностей, хранить веру. Тогда жизнь наполняется смыслом, вера крепнет, появляется гражданская позиция. Всё становится на свои места, когда Бог является для человека главным мерилом в жизни, а все внешние факторы в этом случае просто уже лишены возможности разрушить личный внутренний мир.

С Божией помощью всё благоустраивается

В 2012 году решением Священного Синода в составе Симбирской митрополии была учреждена Мелекесская епархия, управление которой было доверено Вам. Что изменилось в епархии за это время? Что удалось сделать? Что нет и почему?

Очень многое на территории нынешней Мелекесской епархии было благоустроено еще во время архипастырского служения приснопамятного Митрополита Симбирского Прокла (Хазова), под чьим мудрым руководством Бог судил мне трудиться почти 14-ть лет. Это был замечательный человек, и сегодня я стараюсь делать всё именно так, как он учил. Главное, чему своим личным примером учил всех нас Владыка Прокл - это любовь к Богу и людям. Поэтому всё, что сегодня делается для успешного осуществления церковной миссии на территории Мелекесской епархии - делается с любовью и добрым чувством.

Мне помогают мои ближайшие помощники, сотрудники Епархиального управления, да и все священнослужители нашей епархии, которым я, кстати, хочу выразить за это огромную человеческую благодарность!

Благодаря нашим совместным усилиям епархия ныне осуществляет свою многообразную деятельность и активно развивается. Реализуется множество проектов. Приведу несколько из них.

Два года назад у нас был создан Епархиальный отдел экологии и охраны окружающей среды. До того момента ни в одной епархии Русской Церкви не существовало подобного структурного подразделения. В этом деле наша епархия стала первопроходцем при поддержке Российского Фонда Мира.

В настоящее время на территории Мелекесской епархии открываются новые приходы, строятся храмы, образованы сообщества православных активистов и многое другое. Обо всех событиях епархиальной жизни обыкновенно сообщает наш епархиальный сайт http://meleparhia.ru/

Разумеется, что многое еще предстоит сделать. Но с Божией помощью всё благоустраивается.

Что не удалось? Очень хочется строить и восстанавливать больше храмов. Они должны быть для людей, что называется в «шаговой доступности». Это раньше люди, готовы были идти пешком за 30-50 километров, чтобы попасть в храм. Приведу пример, мы открыли маленькую часовню на улице Курчатова и она не бывает пустой. Люди туда ходят, причем это новые люди, которые раньше почти не ходили в другие храмы, и они очень благодарны за возможность посещать этот храм.

К сожалению, из-за сложной экономической ситуации, многие наши проекты реализуются не так быстро. Но все это жизнь. И это общая ситуация для большинства наших соотечественников.

Как у вас не опускаются руки?

Я такой же человек, и мне случается переживать разные испытания и трудные ситуации, но я всегда вспоминаю историю Церкви, наших святых…Я очень люблю Серафима Саровского и в трудные минуты всегда обращаюсь к его наставлениям, к примеру его жизни. И укрепляюсь в своей вере, утешаюсь пониманием того, что я живу в мирное время, что у меня есть свобода вероисповедания и меня, как священника, никто не преследует, как это было совсем недавно. И все проходит.

Работа с молодежью

Сегодня к Богу обращаются от млада до велика. Очень важно привлечь в храмы молодежь. Как это сделать? Удается ли это?

Действительно, в храмы все больше и больше приходит молодых людей. Это радует. Это дает надежду, что у нашего народа есть будущее. Я помню, как Владыка Прокл рассказывал: «Когда я учился в начальной школе в Ленинграде, учительница нам говорила, вот умрут старухи и церкви не будет. А теперь мне уже 70 лет, я уже старик,- смеялся владыка Прокл, а Церковь все есть».

Практически в каждом благочинии (районе) нашей епархии созданы молодежные движения. В Димитровграде это православное молодежное движение "Преображение", которое регулярно участвует в жизни общественно-церковной деятельности, в духовно-просветительских акциях, социальном служении и просто совершает много добрых дел.

Работа с молодежью на приходах имеет различные формы. В частности: беседы и встречи с духовенством и специально приглашаемыми гостями; вероучительные занятия; группы по изучению Священного Писания; миссионерские акции и поездки; социальные проекты; молодежные летние лагеря; интернет-проекты; киноклубы; кружки по интересам; проекты по профилактике зависимостей; спортивные секции; военно-патриотические клубы; клубы молодой семьи. Всё это сегодня присутствует и в нашей епархии. Самым важным здесь является желание самого молодого человека узнать что-либо о своей вере, о Православной Церкви.

Когда молодые люди переступают порог храма и начинают свой собственный путь к Богу, для них постепенно начинает открываться глубина и красота духовного мира своего народа, своей страны, своей культуры. Это не только в духовном, но и в культурологическом смысле обогащает человека - он в подлинном смысле слова преображается.

Дай Бог, чтобы наши молодые люди открыли для себя эту важную часть жизни.

Как идет сегодня работа со школами?

Сегодня ситуация изменилась в лучшую сторону и все это произошло благодаря энергии и упорству Владыки Феофана (ныне служащего в Казани), который при поддержке Губернатора смог решить этот вопрос. До 2015 года в Димитровграде количество муниципальных средних школ, изучающих основы православной культуры было одним из самых низких в области - всего 2%! Сейчас 46%.

В Мелекесской епархии существует Образовательный отдел, который осуществляет взаимодействие с учебными заведениями. Обычно это происходит по инициативе преподавателей либо родительского коллектива.

Священнослужителей приглашают во время празднования основных христианских торжеств - Пасхи, Рождества Христова, Крещения и т.д. Духовенство рассказывает детям и подросткам о содержании праздника, наставляет в православной вере и доброделании.

Некоторое время назад, в связи с трагическим событием в рабочем поселке Карсун Ульяновской области, связанным с так называемыми группами смерти "Синим китом", и другими подобными случаями - педагогами, психологами и священнослужителями Мелекесской епархии была проделана большая совместная работа, предприняты все возможные усилия для обеспечения противодействия распространению вредоносной для детей информации. Всё это внесло весомый вклад в процесс противостояния разложению и радикализации нашей молодежи посредством субкультурных явлений и информационных провокаций.

Это лишь один из примеров реагирования на современные вызовы, но мы всегда стараемся действовать именно в таком ключе, по-доброму помогая светскому обществу.

О взаимоотношениях с властью

Владыка, как Вам удалось выстроить взаимоотношения с властью муниципальной, областной? Есть ли поддержка?

У нас милостью Божией сложилось плодотворное сотрудничество с руководством Ульяновской области, города Димитровграда и районов, входящих в состав Мелекесской епархии. Каким образом? Многие моменты в нашей жизни - они либо есть, либо их нет. Духовенство вверенной мне епархии, слава Богу, находит доброе взаимопонимание и поддержку от местной государственной власти по многим вопросам. И ничего, в общем-то, в этом необычного нет. Церковь она всегда со своим народом. Да, как многие до сих пор любят акцентировать, она отделена от государства, но как отделить от государства граждан Российской Федерации, из которых состоит Церковь?!

С добрым сердцем хотел бы отметить, что администрация города всегда старается помочь и идет нам навстречу. В качестве примера приведу такой случай. Православные жители Димитровграда хорошо знают Никольский храм, находящийся неподалеку от автовокзала. Никольский храм особо почитается не только жителями столицы Заволжья, но известен и во многих уголках нашей области и региона, в целом. Церковь святого Николая известна благодаря тому, что здесь покоятся мощи небесного покровителя нашей епархии преподобного Гавриила, старца Мелекесского. Именно он является главным ходатаем перед Господом о нас - его духовных чадах - жителях богоспасаемого Мелекесса. Улица Чапаева, на которой стоит Никольский храм, отличается отсутствием плотного автомобильного потока и, вероятно, по этой причине в данной местности состояние придорожных путей оставляло желать лучшего. Прихожане часто обращались к священнослужителям, дабы мы просили руководство города повлиять на ситуацию. И сейчас положение дел в данном вопросе выправилось - мы имеем замечательный тротуар, который был устроен по просьбе прихожан. Это, казалось бы, небольшая помощь, но это очень важно и необходимо для наших пожилых граждан города.

Вы стали членом Общественной палаты области и избраны заместителем председателя. Какие задачи вы ставите для себя на этом посту? Как будете их решать?

Со своей стороны, буду стараться делать всё, чтобы решения Областной общественной палаты отвечали критериям традиционных духовно-нравственных ценностей и православному христианскому мировоззрению. И, конечно же, чтобы каждое действие Палаты было направлено на то, чтобы рядовому гражданину было легче жить и самореализовываться. В этом я вижу основу своего общественного служения - по возможности быть опорой и утешением, помочь, кому возможно, чем смогу.

Для себя определил также, что приму самое активно участие в работе, связанной с вопросами демографии, образования, культуры.

«Чистое будущее»

Владыка, в свое время вы выступили инициатором создания в социальной сети Вконтакте православного сообщества охраны природы «Чистое будущее». Насколько сегодня успешно реализуется этот проект? Что уже удалось сделать в этом направлении и какие планы на будущее?

Из небольшого сообщества в социальной сети «Чистое будущее» оформилось в реальное движение. Оказалось, что в Русской Православной Церкви есть много людей, которым близка тема охраны природы. Мы нашли много единомышленников, как в Ульяновской области, так и за ее пределами. В определенный момент мы поняли, что в епархии необходимо выделить в отдельное направление работу в сфере экологии. Сегодня ведется практическая работа в разных отраслях. Это и забота о беспризорных животных - наши юные волонтеры приводят их в порядок и находят им заботливых хозяев, и сотрудничество с природоохранными организациями в сфере воспитания подрастающего поколения и многое другое. Примерно год назад мы инициировали проведение фотовыставки «Люди, меняющие мир». В ней мы показали различные инициативы Церкви в сфере охраны природы. Выставка вызвала живой интерес и разные епархии стали просить ее у нас. На сегодняшний день выставка прошла не менее, чем в десяти епархиях и до сих пор путешествует по России и другим странам. Она проводится не только на базе епархиальных учреждений. Так, в январе, выставка прошла на площадке Общественной Палаты России и ее увидели не только обычные граждане, но и представители власти и неправительственных организаций. Выставку пригласили в Найроби на площадку ЮНЕП (ООН-окружающая среда).

Но суть не в том, что выставка просто проходит в епархиях, а в том, что после нее активизируется работа по охране природы. И происходит она не только на епархиальном уровне, но и на приходском. Священнослужители ведут постоянную работу со своими прихожанами. Это очень важно. С заботы о своем селе, о своей улице, об участке леса, о брошенной собаке начинается забота о нашей общей планете.

Наша инициатива понравилась многим добрым людям. Сейчас регистрируется общественная организация, которая будет заниматься конкретными программами по развитию природоохранных инициатив Русской Православной Церкви. В числе приоритетных задач - разработка программы по экологии для воскресных школ, которая будет включать в себя как теоретическую базу, так и практические занятия, издание первого в России журнала, посвященного взаимодействию Церкви и природоохранного сообщества, повсеместное проведение акции «Всероссийская уборка».

Кстати, во время проведения выставки в Общественной палате России, мы с представителем ООН договорились о реализации совместного проекта - издание книги, где было бы изложено отношение мировых религий к вопросам экологии. Уверен, что это будет очень интересное издание.

О строительстве

В настоящее время в Озерках идут работы по закладке фундамента нового храма, ремонтируется Свято-Дмитриевский храм в Новой Малыкле, восстановлена старинная часовня на старом кладбище и многое другое. Работа проделана огромная. Что еще предстоит отремонтировать или построить заново? Как идут работы по подготовке к строительству храма в соцгороде?

И в отдаленных приходах, и в епархиальном центре с Божией помощью идет работа по благоустроению церковно-общественной жизни. Вы верно отметили некоторые из актуальных сейчас работ в этом направлении. Приходов в епархии довольно много - больше 80. Многие из них, в особенности те, которые были построены до 1917 года, требуют ремонта. Это и храм в Лебяжьем, и отдаленный храм прихода Космы и Дамиана в селе Кокрять Старомайнского района, и многие другие. Везде, разумеется, нужна значительная финансовая помощь, поскольку сельское население, где находятся эти храмы, редко располагает необходимыми средствами. Для нас все эти вопросы насущны, поэтому мы принимаем любую помощь от добрых людей.

Недавно, как Вы заметили, был выстроен деревянный храм-часовня в районе "Соцгород". Посвящена эта церковь святителю и врачу Луке, архиепископу Симферопольскому и Крымскому.

Теперешнее деревянное здание храма совсем небольшое. В дальнейшем рядом с часовней мы планируем выстроить более вместительный храм. По проекту рядом с храмом хотелось бы соорудить сопутствующие здания воскресной школы.

Новый храм в соцгороде, в первую очередь, делает более доступным участие в богослужебной жизни Церкви для жителей этого и прилегающих районов.

Достраиваем сегодня епархиальное управление на территории кафедрального собора. Сейчас здесь идет внутренняя отделка. Если Богу будет угодно, то откроем его уже в следующем году.

В настоящее время мы стараемся возродить ту добрую традицию, когда не было поселения православных граждан без храма. Это непросто. Но, в конце концов, этим миром управляет Господь, и мы полагаемся на Его святую волю, молимся и верим, что Он все управит.

О смысле жизни

И в завершении нашего интервью. У группы «Алиса» есть песня «Инок, воин и шут» в которой есть слова «С Богом надежнее жить, с Богом легко умирать». На ваш взгляд это так?

«…с Богом надежнее жить…» - как я чувствую, без Бога жить вообще бессмысленно! А с Ним, нашим Небесным Отцом и посланным Им Иисусом Христом, все приобретает смысл. Мир в душе, радость, любовь - все то, что мы называем счастьем, в присутствии Творца становятся подлинными, ощутимыми. Без Его присутствия - все призрачно. Все наши жизненные испытания, скорби, лишения, и прочее что мы именуем как страдание - в присутствии Бога приобретают великий ценностный смысл, как путь восхождения, ведущий в Жизнь. А живущих без Бога людей страдания в большинстве случаев ломают и уничтожают.

С Богом все в этой жизни приобретает смысл

Атеисты говорят: «Бога нет!». Но тогда зачем есть мы? Зачем человеку развиваться, становиться лучше, если все конечно? А с Богом, все имеет смысл и перспективу Вечной Жизни. Простой пример: человек построил храм, но главное не в том, что он построил здание, а в том, что созидая, изменил себя, стал чуточку лучше, стал еще на шаг ближе к Нему. Помните, как говорил архимандрит Гавриил, небесный покровитель нашей епархии: « Украшайте свою душу добрыми делами ».

Что касается второй части «с Богом легко умирать», то, что мы здесь называем смертью, не является смертью в присутствии Христа «…верующий в Меня (т.е. тот, кто доверяет свою жизнь Мне), говорит Христос, -…не умирает, но переходит от смерти в жизнь и на суд не приходит». Смерти нет! Людям, которые любят Бога, обращаются к Нему, просят о помощи и благодарят Его за все, что Он посылает, не нужно доказывать, что Бог есть, они просто знают это. Они чувствуют, что Бог близко, Он рядом, Он спасает и помогает. Так что, слова песни отражают духовную реальность.

Благодарю Вас, Владыка, за интервью.

Взаимно Вас благодарю!

Беседовал Дмитрий Шиков (газета "Димитровград")

Состоялась в Екатеринбурге, как ни странно. Странно это, потому что в Екатеринбурге тогда служил владыка Климент (Перестюк), он был Свердловским и Курганским епископом, а владыка Прокл был его духовным чадом.

Тогда он служил еще игуменом и приезжал в архиерейский дом, а я служил иподиаконом у владыки Климента. Митрополит Прокл приезжал в этот дом, его всегда очень хорошо принимали, он в доме владыки Климента был родным человеком.

Мы виделись там один раз, но поскольку владыку Климента посещало много людей, я не придал особенного значения этой встрече. Отметил только, что это человек очень добрый, всегда приезжал с какими-нибудь подарками, в наборе которых всегда были масло и мед.

Потом я узнал, что будущий митрополит Прокл стал епископом и даже викарием будущего Святейшего Патриарха Алексия II. Наша большая дружба началась с 1993 года, когда мы поехали в первый паломнический рейс на Святую Землю.

Теплоход выходил из Одессы, и тогда мы разговорились и все вспомнили. «Откуда ты, прелестное дитя?», – спросил меня Владыка Прокл. Я уже был тогда диаконом. Я признался, что очень хорошо его помню. Оказалось, что и он меня помнит, и наша беседа затянулась за полночь, так продолжалось каждый день. У нас было много общих знакомых из старой Екатеринбургской епархии, так началась наша дружба. Мы перезванивались, переписывались, поздравляли друг друга с праздниками.

Я пригласил владыку в гости, не надеясь, что человек такого высокого сана может ко мне приехать. Но любимой поговоркой митрополита Прокла была «был бы друг, а случай будет», и случай представился.

Владыка у меня гостил дня три, мы служили вместе панихиду. Потом и я побывал в гостях у владыки в Ульяновске. В следующий раз митрополита Прокла пригласил во время богослужений, посвященных Царским дням, владыка Никон. Митрополит Прокл остановился у меня в загородном домике, он очень любил баню, чай из самовара. Такой он был теплый и уютный человек.

Но самое главное воспоминание для меня – о том, как благодаря митрополиту Проклу я полюбил Петербург. В первый визит мне показалось, что это очень серый мрачный скучный город. Я об этом, конечно, никому не рассказывал. И вот владыка пригласил меня съездить в Петербург вместе с ним. Родом он из Петербурга, там жили все его родственники.

За время этой поездки мы очень сблизились, владыка очень хорошо повествовательно рассказывал о Петербурге. Мы каждый день куда-нибудь ходили к каким-нибудь знакомым владыки, к регенту Никольского Собора, к вдове Д.С. Лихачева (они были дружны), гуляли по Невскому проспекту… И я влюбился в этот город. Совсем по-другому благодаря владыке на него посмотрел.

Был еще интересный случай. Мама владыки дружила с одной верующей женщиной, бабой Настей, как ее все называли. Владыка приходил в ее деревянный домик, помогал ей по хозяйству. Один раз даже покрасил полы. Его попросили покрасить только полы, но он увидел, что и вся мебель уже немного облупилась, табуретки разного цвета.

И он покрасил все, баба Настя вернулась домой и всплеснула руками: «Усе новое! Усе новое!» (она была из Беларуси, говорила с небольшим белорусским акцентом). Владыка все покрасил одной и той же краской для пола, но такие это были люди, больше заботились о душе, а не об обстановке, всему были рады. Баба Настя часто просила владыку: «мы должны ночью пойти помолиться у закрытых храмов, чтобы их открыли». Самое интересное, что все эти храмы действительно потом открыли.

Он был человек очень уютный и теплый. Сядет, бывало (слово «бывало» у меня появилось именно от него), и начинает рассказывать… Владыка очень хорошо готовил, знал отличный рецепт заливной рыбы, с удовольствием угощал гостей. В домашней одежде он напоминал доброго старичка из какой-нибудь сказки.

Было у нас еще одно паломничество на Святую Землю. Я был тогда моложе, уговаривал владыку подняться на гору Моисея. Митрополит отказался наотрез, сказал «святее я от этого не стану». Ему было тяжело подниматься в гору. И предложил лучше пойти помолиться в монастырь св. Екатерины. И мы так хорошо с ним там помолились, прочитали акафист великомученице Екатерине, с таким светлым чувством оттуда вышли, что я понял, – владыка был прав.

У него был какой-то дар находить правильные решения. Даже, если я спрашивал у него совета, уже зная, что поступлю по-другому, все равно потом выходило так, что надо было сделать, как он говорил. Митрополит Прокл всегда оказывался прав.

Последний раз мы виделись, когда поехали попрощаться с матушкой Серафимой, в свое время она тоже служила у Святейшего Патриарха Алексия II, они были очень дружны. Матушка Серафима плохо себя чувствовала, но мы успели с ней попрощаться. А потом через несколько месяцев и владыки Прокла не стало. В этом году я потерял двух самых близких, самых дорогих мне друзей.

На его похоронах мало кто мог сдержать слезы. Не только прихожане, но и духовенство. А это очень важный показатель того, какой это был человек…

Епископ Мелекесский и Чердаклинский Диодор: Он молился, а не вычитывал

Мне до сих пор очень тяжело смириться с уходом дорогого для меня человека. Слава Богу, что я знаю Христа-Спасителя! Его Слово: “… Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек… ” (Евангелие от Иоанна 11 гл. 25–27) для меня является единственным истинным утешением.

Такова была благая и спасительная воля Божья, что владыка митрополит уходил от нас, когда я был рядом. Всё получилось очень неожиданно для меня. Я чувствовал сердцем приближение этого момента, на протяжении последних трёх лет, с тех пор, как он начал серьёзно болеть. Пытался внутренне готовить себя к этому событию, как к должному…

Других учил «со знанием дела» не скорбеть о своих дорогих усопших… Но, на самом деле, очень тяжело расставаться с близкими, тяжело от осознания этой разлуки навсегда – навсегда в этой земной жизни… Очень тяжело, когда ты видишь, каким беспомощным выглядит человек перед лицом Ангела смерти, а ты ничем не можешь помочь… Никто не может помочь, ни скорая, ни бригада реанимации. Слава Богу, что я успел произнести разрешительную молитву, пока ещё владыка Прокл был в сознании.

Вот уже 40 дней, как владыка Прокл в другом мире, а я, зная умом, что он уже не с нами, сердцем надеюсь, что он где-то в отъезде, как это бывало не раз. Когда захожу в квартиру, где жил владыка, надеюсь, что он, как обычно, выйдет из своей комнаты мне навстречу, как это было и в последний день. И когда прихожу на его могилу, совсем не чувствую его присутствия там.

Владыка Прокл очень много значит в моей жизни, в становлении моей личности. Я прожил рядом с ним без малого 16 лет. Когда я пришёл к нему после окончания Московской Духовной Семинарии, мне только-только исполнился 21 год, я совсем не знал, что со мной будет, я даже толком не представлял свой путь предстоящего священнослужения.

Моим руководством было лишь благословение моего духовника – то, что я со всяким смирением должен принять решение нашего Преосвященного обо мне. И то, что я был тогда исполнен решимостью принять благословение владыки. Когда он сказал, что раз я желаю идти путём монашеского служения, то его благословение – быть мне насельником мужской Жадовской обители, я не дрогнул, хотя мне вовсе туда не хотелось.

Бог так устроил, что совершить надо мной монашеский постриг накануне моей диаконской хиротонии не получилось, как было запланировано. Меня посвятили в сан диакона как целибата, и временно оставили в кафедральном соборе для прохождения ставленнической практики.

Но через некоторое время отметили мои неплохие диаконские способности и не стали спешить с отправкой в монастырь. А еще через некоторое время я стал исполнять обязанности заведующего канцелярией Епархиального управления и личного секретаря владыки. Я старался. Мне очень хотелось, чтобы всё было хорошо. Честно говоря, я был счастлив, что так неожиданно для меня всё сложилось. И я оказался вдруг рядом с самим митрополитом. В монашеский чин владыка посвятил меня лишь через 4 года моего служения.

Владыка Прокл был для меня всегда понятным человеком. Он говорил в глаза то, что видел и чувствовал, часто это было очень жёстко, но справедливо. Он поступал в отношении меня, как настоящий добрый и хороший отец. Отец, которого у меня не было с трёх с половиной лет (мои родители погибли), а мне всегда очень хотелось чтобы был отец…

Он всему меня учил, даже пищу готовить, говорил, как важно в жизни всё уметь самому, чтобы по возможности ни от кого не зависеть. Владыка хвалил меня крайне редко. Рассказывал много добрых примеров из реальной современной духовной жизни, а самое главное – я видел, что он сам этим руководствуется, сам так живёт.

Он порицал лицемерие и ложную святость, учил меня быть честным перед собой, перед Богом, перед окружающими. Учил быть усердным и постоянным в молитвах, учил своим примером. Он каждый день молился и утром и вечером, я видел неоднократно, как он ночью молится сидя на своей кровати, когда проходил мимо его комнаты.

В такие моменты я пугался, думал, что он плохо себя чувствует, а он потом объяснял, что не может спать, т.к. переживает о ком-то или о чём-то… Потому всю надежду в молитвах возлагал на Бога.

Часто повторял слова приснопамятного митрополита Никодима (Ротова): «…вот видишь – перед тобой непреодолимая «стена»; и не знаешь что делать. Помолишься, и «стены» нет….» Так он всегда и делал. Было время, когда мне хотелось молиться вместе с ним, я предлагал владыке вычитывать молитвенное правило в его присутствии, как это многие практикуют.

Но он отказывался. Я не сразу понял почему. Теперь понимаю, что он когда молился, то действительно молился, а не вычитывал, действительно общался с Богом, а в таком случае «свидетели» не нужны.

Ко всем владыка Прокл относился просто, и часто вовсе, как могло показаться, не совсем любезно или дипломатично. Говорил правду в глаза простыми словами. Но я могу засвидетельствовать, что он никому не делал и не желал зла, никогда не соглашался на подлость, даже в мыслях его не было коварства и зложелательства.

Из личного архива епископа Мелекесского и Чердаклинского Диодора

Самое большее, что он мог сказать в адрес тех, кто ему досаждал или обижал его, что Бог их накажет, что Бог Сам всё поставит на свои места. Я видел, как он был терпим и милосерд, даже к тем, кто был неприятен ему и враждебен, когда эти люди нуждались в его поддержке. Я видел в этом настоящее человеколюбие, о котором заповедовал Христос.

Жаловался владыка крайне редко, что бы ни случалось. Он всё старался переносить терпеливо с надеждой на помощь Божью. Всем известная молитва Оптинских старцев была одной из его любимых молитв. Так было и в последние три года его пребывания здесь.

Здоровье сильно пошатнулось, сердечная недостаточность, гипертония и сахарный диабет. Ему было тяжело, но Бог давал ему сил всё до последнего дня переносить на ногах. Он всегда просил Бога об этой милости, чтобы только не лежать беспомощным, никого не обременять.

Накануне своего последнего дня владыка Прокл совершил Божественную Литургию в честь памяти 40-ка мучеников Севастийских, а вечером Всенощное бдение с выносом Креста в Неделю Крестопоклонную.

Подобно тому, как случилось и со Святейшим Алексием II – он отслужил Литургию в честь праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы, вечером всенощную в Донском монастыре, а на следующий день отошёл ко Господу. Наш владыка Прокл восхищался этим примером, и Бог сотворил с ним по желанию его сердца. Кончина нашего владыки митрополита была доброй и непостыдной, слава Богу!

Я очень благодарен Богу, что Он сподобил меня быть вместе с Преосвященным митрополитом Проклом, что Он многому меня через него научил, и явил мне через него Свою любовь и заботу. Об одном очень жалею.

Весь этот последний год моё сердце побуждало меня постараться, как-то выразить свою любовь и благодарность за всё владыке Проклу, но я так и не решился, так и не успел ему об этом сказать, поблагодарить его за всё, глядя ему в глаза. Очень себя за это укоряю.

А владыка часто говорил, что надо быть благодарными людям за их добро, пока они ещё здесь с нами, а не венки на их могилы носить. Я не смог. Мне очень горько от этого.

Народная артистка России Кларина Шадько: Высокая скорбящая радость

Наши первые встречи с митрополитом Проклом, прежде всего, связаны со службами в храмах. Встречались мы и на светских мероприятиях. Мне довелось присутствовать вместе с ним в Ульяновском краеведческом музее, где проводились встречи с известными людьми Ульяновской области.

Кроме того, мы с владыкой были заняты в одном и том же проекте в детской школе искусств № 5 г. Ульяновска. Среди талантливых детей этой школы у нас были свои стипендиаты. Несколько раз в году мы проводили творческие вечера, когда юные одаренные музыканты давали отчет о проделанной работе, своих новых достижениях и успехах.

У меня была возможность ближе пообщаться с митрополитом и его ближайшим помощником отцом Диодором – ныне епископом Мелекесским и Чердаклинским. Эти мероприятия, как правило, носили неофициальный характер и запомнились мне как особо теплые и душевные. Каждый мог рассказать о своих впечатлениях, воспоминаниях из детства…

Особенно трогательными были моменты, когда владыка читал стихи. Он любил и когда ему читают. Это были совершенно замечательные мгновения, минуты откровения, когда человек открывается в творческом, необычном своем проявлении. Это незабываемые трогательные моменты.

Я дважды участвовала в юбилеях митрополита Прокла. На одном из них в Мемориальном центре я посвящала свои творческие страницы его маме и бабушке. В последний юбилей в честь 70-летия владыки читала стихи в его честь…

Мне приходилось бывать на чаепитиях вместе с ним, где мы видели митрополита не только как иерарха, но и как простого человека с добрым, располагающим к себе отношением. Он мог создать такую мягкую душевную атмосферу, что каждый чувствовал себя как дома. В последнее время владыка редко бывал в моем родном театре (Ульяновский Драматический театр имени И.А. Гончарова – один из старейших театров России – Ред.), но раньше он часто посещал спектакли, так как очень любил искусство…

Но особо я хочу сказать о богослужениях. Архиерейские службы всегда проходили в особой возвышенной духовной атмосфере и отличались торжественностью. В то же время это были тихие службы, обволакивающие теплом, душевностью и молитвенной атмосферой в храме. Молиться с владыкой – было настоящим счастьем для всех священников и мирян земли Симбирской.

Моя последняя встреча с митрополитом состоялась, когда его уже не стало… Тем не менее, меня не покидает ощущение, что это была именно встреча с владыкой. На 9-й день после его смерти, когда после службы все пошли в трапезную, я опять вернулась в храм… Возложила цветы на могилу почившего годом ранее сподвижника владыки – отца Алексия Скалы и вошла в церковь поставить свечи.

В храме почти никого не было. Я подошла приложиться к раке блаженного Андрея Симбирского – небесного покровителя нашего города, и вдруг рядом слышу, как одна женщина говорит: «Посмотрите, мироточит икона Гавриила Мелекесского!» Подхожу к иконе почитаемого в Симбирской митрополии святого и вижу чудо: у преподобного Гавриила на глазах набираются капельки, похожие на бриллианты, они набухают и начинают потихонечку спускаться по щекам…

Тут же выглянуло солнце и осветило святыню! Я была под огромным впечатлением! Эти переживания даже не объяснить словами, они глубоко личные, такие душевные и волнующие…

Мне посчастливилось знать митрополита Прокла не только как священнослужителя, но и как обычного человека со своей неповторимой судьбой и уникальной человеческой биографией. И чем больше приоткрываются тебе такие теплые и личные странички его жизни, тем более величественной становится утрата. Это та высокая скорбящая радость по ушедшему великому человеку…

Автор и руководитель интернет-проекта «Батюшка-онлайн» Надежда Земскова: Молитва митрополита Прокла обладала особой силой

Митрополит Прокл без преувеличения был родным и очень дорогим моему сердцу человеком. Владыка ко всем хорошо относился, всех любил и, наверное, каждый, кто близко знал митрополита, думает, что именно его он любил особенно. Просто у него было бесконечно доброе, чистое и жертвенное сердце. Наш архипастырь обладал смирением, кротостью, жизнелюбием и во всем был для нас примером.

По благословению митрополита Прокла я уже несколько лет работаю в пресс-службе Симбирской епархии. Он же благословил мою журналистскую и преподавательскую деятельность.

Владыка много разговаривал со мной, давал советы как лучше поступить, что-то подсказывал – для меня это было очень ценно. И даже когда я заходила к нему в кабинет по работе, что-то подписать или посоветоваться – он старался уделить максимум своего времени, был очень отзывчивым и внимательным.

Владыка всегда радел о молодежи, заботился о нас, как любящий отец – даже приходил на открытие первого в Ульяновской области православного клуба при вузе – в моем родном университете (УлГТУ). Многие из самых разных молодежных мероприятий и миссионерских проектов проходили по благословению митрополита Прокла и при его непосредственном участии. Об одном проекте хочу рассказать отдельно.

В 2011 году я пришла к владыке Проклу за благословением на создание проекта «Батюшка онлайн». Ему очень понравилась эта идея – создать интернет-ресурс, где бы каждый желающий мог задать батюшке любой вопрос и практически сразу в режиме реального времени получить ответ.

На сегодняшний день проект объединил более 50 известных священников, среди которых есть музыканты, ученые, юристы, спортсмены, врачи, писатели, потомственные священники. Многих из них митрополит Прокл знал лично и одобрил их участие в проекте. Это батюшки из разных городов России, а также Украины, Беларуси, Германии, Америки и других стран мира.

Владыка не просто поддержал этот проект, он поверил в его успех и важную миссию, всегда и во всем старался помочь. Наш проект был отмечен Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и назван одним из самых успешных медийных проектов Русской Церкви.

С Божией помощью проект активно развивается, и вклад Владыки в это благое дело нельзя переоценить. Именно благодаря его благословению и сугубым молитвам проект стал таким популярным и востребованным не только в России, но и за рубежом. «Батюшка онлайн» имеет большую читательскую аудиторию – десятки тысяч подписчиков, число которых постоянно растет! Благодаря этому проекту многие люди нашли свою дорогу к православию и пришли к Богу…

Я всегда чувствовала, что молитва митрополита Прокла обладает особой силой. И верю, что владыка никогда не оставит без своего духовного попечения осиротевшую Симбирскую митрополию, для которой он несказанно много сделал, и уже молится о всех нас у Престола Божия. Благодарю Господа, что мне выпала большая честь знать владыку Прокла лично.

Он навсегда останется в доброй памяти как один из самых удивительных и прекрасных людей в моей жизни! Вечная светлая память Его Высокопреосвященству…

Епископ Мелекесский и Чердаклинский Диодор не благословил верующих вверенной ему епархии с центром в Димитровграде Ульяновской области купаться на Крещение в проруби. Традицию крещенских купаний он при этом осудил как опасную для жизни и не имеющую отношения к Церкви.

«После того, как совершается великое освящение воды, начинается странное действо: люди раздеваются и начинают бросаться в прорубь. Ответственно заявляю: прощение грехов в холодной проруби, даже если это освященная вода, никто ни при каких обстоятельствах не получает. Если бы это было так, я бы первый пошел купаться в эту прорубь. Прощение грехов мы получаем от Господа при условии, что искренне раскаиваемся и меняем свою жизнь. А не то, что вот кто-то из вас залез в прорубь, а потом вылез из нее, да еще и водки хряпнул по случаю того, что накупался. Какое прощение грехов? Простите меня конечно, но к Церкви этот обряд никакого отношения не имеет», - заявил епископ, обращение которого опубликовано на YouTube .

В подкрепление своих слов архипастырь привел случаи гибели людей, включая одного священника, во время купания в проруби на Крещение, и посоветовал «не искушать Бога».

Своим выступлением владыка Диодор вступил в заочную дискуссию с патриархом Московским и вся Руси Кириллом, который ранее негативно отозвался в адрес критиков традиции крещенских купаний.

«Иногда бывает так, что наши злые мысли, наши злые дела, наша ненависть к людям ожесточает сердце настолько, что человек не способен воспринимать силу благодати, даже даруемую ему без всяких усилий с его стороны Самим Богом. А иногда вместо умиления и радости - озлобление, борьба с религиозными предрассудками: что это такое, у нас что народ, с ума сошел? Еще и детей тащат в купель, о здоровье бы позаботились… Не о здоровье такие заботятся - не могут душой своей принять благодать Божию. Люди осеняют себя крестным знамением и спускаются в крещальные воды с осознанием своей греховности и просят у Господа помощи и прощения грехов. И получают не по своим заслугам, а ради милосердия и милости Божией», - цитирует проповедь патриарха официальный сайт Московского патриархата .

Патриарх Кирилл убежден, что участники крещенских купаний «не столько к традиции народной приобщаются», но становятся «другими, почувствовав силу Божественной благодати».

По православным канонам, как архиереи, патриарх Кирилл и епископ Диодор вправе иметь каждый свое собственное мнение по любому вопросу, по которому не выработана общецерковная позиция, а на счет крещенских купаний ее пока нет, прокомментировал эти разногласия источник в Московской Патриархии.

Епископу Диодору (Исаеву) сорок лет, он родился в Ульяновской области, окончил Московскую духовную академию и был избран на Мелекесскую и Чердаклинскую кафедру в марте 2013 года, а до этого служил иеромонахом в храмах города Ульяновска.

Родился 7 мая 1976 года в посёлке Языково Карсунского района Ульяновской области. Крещен в 1976 году в Ульяновске в храме в честь иконы Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» .

С 1983 по 1993 годы обучался в средней школе села Урено-Карлинское Карсунского района Ульяновской области .

В течение 1989-1993 годы исполнял послушания алтарника и чтеца в храме преподобного Сергия Радонежского села Таволжанка Карсунского района Ульяновской области .

В 1993 году окончил среднюю школу и поступил на очное отделении Московской духовной семинарии , которую окончил в 1997 году .

28 июля 1997 года был рукоположён в сан диакона епископом Ульяновским и Мелекесским Проклом (Хазовым) и назначен клириком кафедрального собора иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» города Ульяновска .

В 2000-2013 годах нёс одновременно послушания личного секретаря управляющего Симбирской епархией, заведующего канцелярией епархиального управления, ответственного по связям с общественностью региона .

23 марта 2001 года архиепископом Ульяновским и Мелекесским Проклом был пострижен в монашество в честь мученика Диодора Афродисийского .

15 апреля 2001 года удостоен права ношения двойного ораря .

В 2007 году окончил государственный техникум отраслевых технологий, экономики и права города Инза Ульяновской области по специальности «Правоведение».

31 мая 2009 года возведён в сан архидиакона .

13 ноября 2011 года был рукоположен во иеромонаха архиепископом Симбирским и Мелекесским Проклом.

1 декабря 2011 года был назначен настоятелем храма Воскресения Христова города на Старом кладбище Ульяновска.

1 декабря 2012 года был освобождён от должности настоятеля храма в честь Воскресения Христова города Ульяновска, и назначен настоятелем кафедрального собора иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» города Ульяновска .

20 декабря 2012 года был назначен настоятелем Свято-Никольского храма города Димитровград Ульяновской области .

Архиерейство

17 марта 2013 года в Воскресенско-Германовском соборе города Ульяновска был возведён в сан архимандрита митрополитом Симбирским и Новоспасским Проклом .