Ум в понимании чацкого. "проблема ума" в комедии грибоедова "горе от ума"

Вывод : взгляды Чацкого и фамусовского общества на многие вопросы противопоставлены, поэтому их конфликт неизбежен. В пьесе происходит столкновение несовместимых взглядов, идей, сконцентрированных в характерах Чацкого и Фамусова. Однако все-таки существуют вопросы, по которым позиции Чацкого и Фамусова в целом близки: это отношение к иностранному, к «офранцуживанию» уклада русской жизни, чувство патриотизма.

5. Как изображается в комедии «век минувший»? Какова позиция автора и как она воплощается? («Век минувший» изображается сатирически.)
Слово учителя 1

Сатирически изображены характеры персонажей - представителей «века минувшего».

К примеру, обыгрывается тема женского диктата (диктат - требование, навязываемое для немедленного выполнения), связанная с темой обреченности, исчерпанности «века минувшего»: деградация воли, энергии, силы (мужчины сатирически рисуются как «прямые канцлеры в отставке - по уму»).

Сатирическая направленность изображения «века минувшего» реализуется и в языке комедии. Смешение иностранных и просторечных слов, некстати употребляемая военная терминология, неправильно построенные фразы, характерное «-с» (сударь), штампы, канцеляризмы, употребление слов, значение которых не известно говорящему критику, - все это усиливает критику «века нынешнего».

Обратимся еще раз к первому эпиграфу урока: «25 глупцов на одного здравомыслящего человека...» Можно ли согласиться с автором и назвать всех представителей фамусовского общества «глупцами»? (Конечно, нет. И прежде всего, нельзя так сказать о Фамусове: суждения его подчас метки, остроумны, действия обдуманны - проверка домашнего задания 3-й группы - характеристика Фамусова.)

В цитируемых словах - «25 глупцов на одного здравомыслящего человека...» - безусловно, присутствует некоторая доля лукавства Грибоедова, объясняющего подлинную сложность жизненного конфликта пьесы. Речь идет не о противостоянии глупости и здравого смысла, а о разном понимании «ума».

В произведении Грибоедова слово «ум» встречается достаточно часто, причем оно звучит и в речи Чацкого, и в речи представителей фамусовского общества.

Понятие «ума» в комедии неоднозначно. Существует два типа ума: ум в понимании Фамусова и ум в понимании Чацкого, или, говоря словами Фамусова, «ум по-нашему» и «ум по-вашему». Какое содержание вкладывают герои Грибоедова в эти понятия? (Проверка домашнего задания 4-й группы.)
ПРИМЕРНЫЙ ОТВЕТ


Ум в понимании Фамусова

Ум в понимании Чацкого

1. Ф а м у с о в с ч и т а е т с е б я и с в о е

о к р у ж е н и е о ч е н ь у м н ы м и

л ю д ь м и:

А? как по-вашему?

По-нашему - смышлен.

Упал он больно, встал здорово.

2. Ф а м у с о в о м а д а м Р о з ь е:

Умна была: нрав тихий, редких правил.

Одно не к чести служит ей:

За лишних в год пятьсот рублей

Сманить себя другими допустила.

3. Ф а м у с о в о Ч а ц к о м:

Жаль, очень жаль, он малый с головой,

И славно пишет, переводит.

Нельзя не пожалеть, что с эдаким

Ученые - вот чума, ученость - вот

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел,

и мнений.
Вывод: ум для фамусовского общества - это умение сделать карьеру, добиться чина, жить по правилу: «и награжденья брать, и весело пожить». Ум фамусовского общества - ум практический, житейский, изворотливый.


1. Ч а ц к и й п р о у м М о л ч а л и н а

г о в о р и т с и р о н и е й:

Молчалин прежде был так глуп!..

Жалчайшее созданье!

Уж разве поумнел?..
Ума в нем только мало;

Но чтоб иметь детей,

Кому ума недоставало?

2.Ч а ц к и й о б у м е:

Теперь пускай из нас один,

Из молодых людей, найдется -

враг исканий,

Не требуя ни мест,

ни повышенья в чин,

В науки он вперит ум, алчущий

познаний;

Или в душе его сам Бог возбудит жар

К искусствам творческим, высоким и

прекрасным, -

Они тотчас: - разбой! пожар!

И прослывет у них мечтателем! опасным!

Вывод: ум Чацкого - это ум, связанный с передовыми взглядами, с просвещением, со стремлениями искать блага не для себя, а для отчизны. Для Фамусова это ум бунтовщика, «карбонария», причем Фамусов оценивает так не действия Чацкого, даже не сами его высказывания, а именно склад ума. Вот почему в его восприятия ум Чацкого - это безумие.

6. Какова же главная причина общественного конфликта комедии? (Противоположные взгляды, идеи героев, разный склад ума.)

7. В заглавии комедии заявлено отношение Грибоедова к своему герою. Ведь не случайно драматург изменил первоначальное название произведения - «Горе уму». В чем разница? (Изменение грамматической формы слова влечет за собой кардинальное изменение смысла: горе (кому?) уму - горе умному человеку, носителю ума. В первоначальном варианте само название звучало как приговор всякому уму на все времена. Совсем на другое нацеливает нас окончательный вариант: горе (от чего?) - каковы причины горя? Так, уже в названии сконцентрирована философская направленность комедии.)

8. Как вы понимаете смысл названия комедии «Горе от ума?» (Ум Чацкого (ум, связанный с передовыми взглядами, с просвещением, со стремлением искать блага не для себя, а для отчизны, - положительное качество личности!) приносит ему самому горе, заставляет страдать.)
Слово учителя 1

Мы уже говорили, что жанр «Горя от ума» - комедия. Предлог «от» привносит в ее название оттенок иронии, углубляющий идею произведения. Подспудно возникает вопрос: «Если Чацкий такой умный, почему он такой несчастливый?»

Горе Чацкого не только в том, что он чужой в том обществе, в котором живет. Плохо главному герою прежде всего с самим собой, потому что он не может не видеть, что происходит с ним и вокруг него, и не думать об этом. Именно ум Чацкого заставляет его страдать: герой страдает, потому что... мыслит. Об этом писал не только Грибоедов, но и Пушкин: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Через несколько десятков лет Достоевский скажет: «Страдание и боль - признак великого сердца». Эту мысль автора совершенно ясно и отчетливо понял И.А. Гончаров, когда в статье «Мильон терзаний» написал, что роль Чацкого - «страдательная».

9. Почему Грибоедов отказался от первоначального замысла создать пьесу в пяти действиях? Почему в его комедии только четыре действия и нет традиционной развязки?

(Грибоедов не мог знать, какие конкретно черты приобретет в будущем борьба между «веком нынешним» и «веком минувшим» (время создания комедии - 1824 г.), он лишь верил в грядущую победу разума, добра, просвещения.

Вот почему и в самой сюжетно-композиционной структуре пьесы все это было невольно отражено - ведь ее сюжет развивается не под влиянием начала или конца этой борьбы. Конца не было еще в самой действительности. Не могло быть его, следовательно, и в пьесе, которая реалистически отражала конкретные формы этой борьбы. Пьеса в этом смысле заканчивалась как бы на полуслове. Острый, конфликтный диалог между Чацким и Фамусовым оборван. Но он продолжается, он спроецирован в будущее - это диалог, всегда возникающий на рубеже эпох, при смене мировоззрений...) 1
V . Домашнее задание по группам - подготовиться к семинарскому занятию по вопросам, заранее данным на карточках 14 и 15.

Карточка 14 (вопросы для 1 группы)

Загадка Софии Фамусовой

1. Кто, по-вашему, София: единомышленница Чацкого или защитница нравов фамусовского общества?

2. Что общего в отношении Софии и Чацкого к любви? Почему София предпочла Чацкому именно Молчалина?

3. Почему при всех своих положительных качествах героиня не только не любит Чацкого, но становится его гонительницей, ранит его больнее всех других?

5. В финальной сцене комедии София обращается к Чацкому со словами: «Не продолжайте, я виню себя кругом...» Как вы думаете, в чем винит себя София Фамусова?

6. Сопоставьте три характеристики, данные Софии Фамусовой А.С. Пушкиным, И.А. Гончаровым и Ю.Н. Тыняновым. Какая из них вам кажется наиболее верной? Докажите свое мнение. Запишите в тетрадь выбранную вами цитату.

А.С. Пушкин в письме А.А. Бестужеву (конец января 1825 г.): «София начертана не ясно».

И.А. Гончаров: «...София Павловна вовсе не так виновна, как кажется. ...Ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается свой «мильон терзаний».

Ю.Н. Тынянов считал, что София - «главный представитель» общества, с которым Чацкий «в противуречии», главная виновница «мильона терзаний» героя.

Карточка 15 (вопросы для 2 группы)

Смешон или страшен Молчалин?

1. Кому из героев, почему и до конца ли удалось разгадать Молчалина?

2. Чего больше в характеристике, данной Молчалину Чацким, - гнева, недоумения, неприятия?

3. Каков Молчалин в представлении Софии и какой он на самом деле?

4. В чем современность образа Молчалина?

5. Можно ли сказать, что и сейчас «молчалины блаженствуют на свете»?

6. Сопоставьте разные высказывания о Молчалине. Какое из них вам ближе? Аргументируйте свою мысль. Запишите в тетрадь выбранную вами цитату.

Д.И. Писарев: «Молчалин сказал себе: «Я хочу составить карьеру» и пошел по той дороге, которая ведет к «степеням известным»; пошел и уже не своротит ни вправо, ни влево; умирай его мать в стороне от дороги, зови его любимая женщина в соседнюю рощу, плюй весь свет в глаза, чтобы остановить его движение, он все будет идти и дойдет...»

Н.В. Гоголь: «Молчалин...замечательный тип. Метко схвачено это лицо, безмолвное, низкое, покамест тихомолком пробирающееся в люди, но в котором, по словам Чацкого, готовится будущий Загорецкий».

М.Е. Салтыков-Щедрин: «О счастливые, о стократ блаженные Молчалины! Они бесшумно, не торопясь, переползают из одного периода истории в другой, никому не бросивши слова участия, но и никого не вздернувши на дыбу... Никто ими не интересуется, никто не хочет знать, делают они что-нибудь или просто сидят и бьют баклуши, никто не трепещет и не благоговеет перед ними.., какой прекрасный, блаженный удел!»

Ф.М. Достоевский: «Особый цинизм, особое дьявольство Молчалина в его умении безукоризненно притвориться святым».

В.И. Немирович-Данченко: «Современный нам век расплодил несметное количество Молчалиных. Едва ли не из всех типов «Горя от ума» это самый сильный, самый живучий, самый липкий, самый производительный... Молчалин удержался на ногах целых три четверти века. Чацкий не смог уничтожить его».

УРОК 32

МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ В КОМЕДИИ.

ЗАГАДКА СОФИИ. ЧАЦКИЙ И МОЛЧАЛИН
ХОД УРОКА
...С такой душой любим!?.

А.С. Грибоедов
I. Слово учителя.

Герои, о которых пойдет речь сегодня на уроке, по возрасту принадлежат к молодому поколению, они живут в «веке нынешнем». Каковы их взгляды, идеалы, стремления? Почему они оказались в лагере «века минувшего»? Чтобы ответить на эти вопросы, мы проведем урок-семинар, в ходе которого вы будете делать записи основных мыслей. В результате урока у вас накопится материал для предстоящего сочинения.
II. Обсуждение вопросов 1 группы («Загадка Софии Фамусовой»).
Слово учителя 1

София, пожалуй, самый загадочный образ во всей комедии. Ее имя (в переводе с греческого языка - «мудрость») - ключ к тайне ее характера. Имя «София» (автор использует написание «София» - высокий стиль) традиционно для русской комедии ХVIII - начала ХIХ в. (от Фонвизина до Пушкина), но Грибоедов нарушил традиционную положительность главной героини. Вероятно, этим в какой-то степени объясняется и недоброжелательный отзыв о ней Пушкина. София Павловна начертана не «не ясно», а непривычно с точки зрения канона (классицистического и даже романтического): она романтична и расчетлива одновременно. Пушкина, как писателя и поэта, видимо, не привлекала противоречивость в женщинах: его положительные героини, начиная с Людмилы из ранней, всем известной поэмы «Руслан и Людмила» и кончая капитанской дочкой Машей Мироновой, - натуры цельные и благородные. Его любимая героиня из «Евгения Онегина» - Татьяна Ларина - станет «милым идеалом» поэта именно благодаря цельности своей натуры. Соединения положительного и отрицательного в пушкинских героинях мы, пожалуй, не найдем. Вот почему и в Софии Фамусовой Пушкин видит одномерность, причем отрицательную, но это скорее дело писательского вкуса.
III. Обсуждение вопросов 2 группы («Смешон или страшен Молчалин?»)

Составление таблицы «Каков Молчалин в представлении Софии и каков он на самом деле».
ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ ТАБЛИЦЫ


Каков Молчалин в представлении Софии?

Каков Молчалин на самом деле?

1. Почтительный, робкий, скромный, тихий.

2. Романтический герой.

3. Самоотверженный: «Молчалин за других себя забыть готов...», уступчивый, «враг дерзости».

4. «...в бедности рожден...»

5. «И на душе проступков никаких...»

Для Софии важна душа, а не богатство или чины; ей кажется, что его душу маленького человека можно любить.


1. Циничный, лицемерный, лживый.

2. Отъявленный подлец.

3. Молчалин все делает только ради своей выгоды.

4. «Дойдет до степеней известных» (уже сейчас он «заполучил» чин 8 класса, дающий право на потомственное дворянство).

5. Душевная пустота, безнравственность.

Слово учителя

Один из наших современников 2 утверждает, что слова Молчалина «И вот любовника я принимаю вид в угоду дочери такого человека!» - это ложь. Попробуем обосновать эту мысль.

Ложь состоит в том, что не он поступает в угоду ей, а она на каком-то этапе нужна ему, чтобы использовать ее заступничество, ее расположение и идти дальше за новыми блестящими победами, чтоб «награжденья брать и весело пожить». Молчалин - оборотень. И в этом качестве герой уже не смешон, а страшен.
IV. Слово учителя.

Интересна история сценической интерпретации роли Молчалина. Первые исполнители роли Молчалина (Д.Т. Ленский, И.И. Самарин, И.И. Монахов) явно принижали этот образ, играли его карикатурно, что противоречило утверждению Грибоедова: «Карикатуру ненавижу, в моей картине ни одной не найдешь». В их представлении Молчалин - персонаж с «мелкими страстями», подхалим.

Выдающимся событием на русской сцене стал спектакль Малого театра 1938 г. В нем роль Молчалина сыграл Г.М. Терехов. Его Молчалин имеет выдержку, волю, ум; в нем ощущается скрытая сила; страсти, жадные и жесткие, затаенно бушуют в его груди. О таких Молчалиных - стихотворение современного поэта Ф. Кривина:
Молчалины

Молчалину невмоготу молчать,

Лакействовать, чужих собачек гладить,

Невмоготу с начальниками ладить,

На подчиненных кулаком стучать.

В нем тайно совершается процесс,

Невидимый, но давний и упорный,

Сейчас он встанет, выразит протест,

Оспорит все, что почитал бесспорным,

Куда там Чацкому, герою громких фраз,

Которые достаточно звучали!

Но ждите, слушайте,

Настанет час,

Придет пора - заговорит Молчалин!

Нет, не придет...

Он знает их тщету, -

Всех этих фраз, геройства и бравады.

Молчалину молчать невмоготу.

Но он смолчит, минуя все преграды,

И будет завтра так же, как вчера,

Держать свое бунтарство под запретом.

Когда со сцены уходить пора,

Молчалиным не подают карету.
В спектакле (1962 г.) Ленинградского (ныне Петербургского) Большого драматического театра, поставленном Г.А. Товстоноговым, Чацкого играл Сергей Юрский, Молчалина - Кирилл Лавров. Лавров-Молчалин явно превосходит Чацкого своей проницательностью, основательностью, заставляет пасовать соперника, горд и уверен в себе: он не в будущем, а уже сейчас «блаженствует» на свете, торжествует победу над Чацким.

Таковы многообразные сценические решения этого образа грибоедовской комедии. Они говорят о возможности его различного прочтения и интерпретации, о его многогранности и неисчерпаемости, о неувядаемом гении Грибоедова и бессмертии его творения.
Домашнее задание.

Подготовить аргументированный устный ответ на вопрос «Кто же Чацкий - победитель или побежденный?».

Меню статьи:

Образ Александра Чацкого удачно совместил в себе черты байронического героя и лишнего человека. Он – глашатай новых порядков, человек, опережающий свое время. Именно потому его личность ярко противопоставляется в комедии всем остальным персонажам, а он является, по сути, одиноким и непонятым своим обществом.

Семья, детство и юношество героя

Александр Андреевич Чацкий – потомственный дворянин, аристократ по происхождению. Он родился в Москве и с детства был вхож в так желаемый многими мир высшего общества. Родители Чацкого рано умерли, оставив своему сыну в наследство значительное поместье.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”

Братьев и сестер у Александра Андреевича нет – он единственный ребенок в семье. Скорее всего, других родственников (даже дальних) у Чацкого не было, так как после смерти его родителей, Чацкого на воспитание берет друг его отца – Павел Фамусов – чиновник и знатный человек в кругах аристократии и Московских кругах в частности.

Чацкий живет в доме Павла Афанасьевича некоторое время. Повзрослев же, он отправляется в самостоятельное плавание. Судя по всему, Фамусов был неплохим воспитателем, так как у Чацкого о нем остались приятные воспоминания. Александр Андреевич приезжает в дом Фамусова полный позитивных мыслей и с дружелюбными намерениями.

Чацкий входит в состав Английского клуба – клуба джентльменов для аристократов. Английский клуб предусматривал разнообразное изъявление социальной и политической жизни. Однако же, в целом он сводился к карточным играм и обедам. Судя по всему, Александр Андреевич не был частым его гостем. Вначале это было связанно с его возрастом, в дальнейшем, Чацкий уезжает за границу, что априори делает невозможным посещение этого клуба. По истечению трехгодичного срока Чацкий возвращается на Родину, где и происходят основные события комедии Грибоедова.

За границей Александр Андреевич получает возможность не только впечатлиться особенностями архитектуры и культурного наследия Европы, но и узнать об особенностях взаимоотношений людей, их социальной и общественной позиции.

Характеристика личности

Как и любой другой аристократ, Чацкий получил основное образование, которое включало базовое понятие об обустройстве мира и экономике, был обучен иностранным языкам (в частности французскому, как самому распространенному из всех иностранных языков).Кроме этого, Александр Андреевич был обучен танцам и музыке – это было обыденностью для аристократии. На этом образование Чацкого не закончилось, но перешло в ипостась саморазвития. Александр Андреевич активно познает мир и занимается самостоятельным изучением и углублением своих знаний в той или иной категории. Активный и любознательный тип личности и пытливый ум позволили накопить Чацкому значительный багаж знаний, благодаря которому он стал философом не достигнув седин.

Чацкий ранее состоял на военной службе, но вскоре он разочаровался в военной карьере и подал в отставку. На гражданскую службу Александр Андреевич не приступил. Она его мало интересовала.

Свою дальнейшую жизнь он планирует посветить делам своего поместья. Однако же в глазах общественности такой поступок выглядит немыслимым действием – окружающие считают, что адекватный человек не может так поступить, ведь именно благодаря этим двум видам деятельности молодой человек может сделать себе имя и заслужить авторитет в обществе – другие виды деятельности, даже если они приносят пользу и не противоречат правилам и принципам морали не принимаются окружающими и считаются абсурдными.

Чацкий не считает недостатком высказывания свободно своей позиции – он думает, что это должно быть нормой в воспитанном обществе.

Речь его часто носит саркастический и иронический характер. Судя по всему, это связанно с его откровенной оппозицией по отношению к другим представителям социума. Он искренний человек, Чацкий считает, что необходимо говорить людям правду – он не принимает лукавства и лжи. Александр Андреевич обладает чутким и искренним нравом. Он страстный человек, поэтому ему сложно сдерживать свои эмоции.

Чацкий признает необходимость науки и искусства в жизни человека. Люди, пренебрегающие своим образованием и развитием, вызывают у Чацкого отвращение.

Он искренне любит свою Родину и переполнен стремления улучшить жизнь своего народа, не только на уровне аристократии, но и на уровне простых людей.

Жизненная позиция Чацкого и его конфликт с Фамусовским обществом

Чацкий активно противостоит так званому фамусовскому обществу – группе аристократов, объединенных личностью его воспитателя, важного чиновника – Павла Афанасьевича Фамусова. Фактически на основе этой группы аристократов показана типичная ситуация в аристократических кругах. Устами представителей фамусовского общества говорят не уникальные личности, а типичные, характерные для высшего общества. А их позиция не является исключительно их, а обыденным явлением.

На нашем сайте у вас есть возможность ознакомиться с в комедии Александра Грибоедова “Горе от ума”.

В первую очередь отличие Чацкого и его видения от Фамусова и его прихлебателей заключается в отношении к ведению дел и особенностях продвижения по карьерной лестнице – в мире аристократии все решают взятки и круговая порука – честь и гордость давно забыты высшем обществом. Они готовы восхищаться людьми, которые прислуживаются и всячески готовы угождать своему начальнику – никто не ценит людей, хорошо выполняющих свою работу, профессионалов своего дела и это очень огорчает молодого человека. К особому изумлению Александра Андреевича, берут взятки не только свои люди, но и иностранцы, для которых это неприемлемое дело.

Следующим камнем преткновения стало отношение к видам деятельности, а также к науке и искусству. В видении аристократов достойна внимания и почета только гражданская служба или военная – остальные виды деятельности они считают второсортными и позорными для человека знатного происхождения. Особой ненависти и гонениям они подвергают служителей науки и музы. Такая позиция заключена, в первую очередь, в абсолютном пренебрежении образованием. Почти все представители фамусовского общества думают, что наука и образование не приносит никакой пользы, а только отбирает силы и время у людей. Приблизительно такого же мнения они и по поводу искусства. Людей же, готовых заниматься наукой или искусством, они считают ненормальными и всячески готовы высмеивать.


Неудовлетворительную характеристику Чацкий дает и помещикам, проанализировав их отношение к крепостным – очень часто для дворян крепостные никто – они могут быть товаром или живой игрушкой в руках аристократии. Это касается не только недобросовестно выполнявших свои обязанности людей, но и прилежно служащих своему помещику. Дворяне могут продавать своих крепостных и даже обменивать их на собак. В целом, Грибоедов ни сам лично, ни с помощью своих героев никогда не агитировал и не критиковал крепостное право в целом, как, впрочем, и не являлся его сторонником. Его критика обрушена не на само построение взаимоотношений, а на конкретные случаи жестокости и несправедливости со стороны помещиков по отношению к своим крепостным.

Чацкий и Соня Фамусова

Александр Чацкий и Соня Фамусова были давними знакомыми – они знали друг друга с детства. После смерти родителей Чацкого девушка фактически заменила ему сестру – их отношения всегда были дружескими и носили позитивный характер. По мере взросления они начали меняться, и на смену детской привязанности и дружбе пришла влюбленность. Однако полноценно развиться роману помешала поездка Чацкого и то, что он уехал от Фамусова, что Соня восприняла не как обыденность, связанную с достижением Чацкого нового этапа в жизни – самостоятельного становления, а как разочарование. По ее мнению, Чацкий покинул их дом, потому что там ему наскучила жизнь.

В свою поездку Чацкий увез не только теплые воспоминания о своем воспитателе, но и влюбленность в его дочку – Соню. По возвращению домой он надеялся возобновить их отношения и развить их. Александр Андреевич видел в образе Сони свою будущую жену. Однако сразу же после приезда он был резко осажен в своих намерениях жениться на девушке ее отцом, который считал, что на должность его зятя может претендовать исключительно богатый человек, готовый заниматься своей карьерой. Чацкий не подходил под критерии – он был обеспеченный, но недостаточно богат, а от карьеры совсем отказался, что крайне негативно воспринялось Фамусовым. С этой поры детское восхищение Фамусовым постепенно начало таять.


Александр Андреевич надеется, что чувства девушки, по отношению к нему искренни, и они смогут убедить отца в необходимости свадьбы. Соня отвечает Чацкому взаимностью, однако, со временем оказывается, что его возлюбленная ничем не лучше своего отца. Ее признательность и взаимность – это всего лишь игра на публику, на самом же деле девушка любит другого человека, а Чацкого всего лишь дурачила.

Раздосадованный Чацкий обличает девушку в недостойном поведении и искренне радуется, что не стал ее мужем, ибо это было бы сущим наказанием.

Таким образом, Александр Чацкий образ в целом гуманный и полный стремления изменить жизнь окружающих его людей к лучшему. Он искренне верит в пользу науки и искусства, а люди, уделяющие внимание своему развитию, вызывают у него интерес и восхищение. По мнению Чацкого ложь и корысть должна отойти на второй план, а ее место должно занять добро и гуманность. Люди, в его понимании, должны жить, руководствуясь законами морали, а не личной выгодой.

Александр Андреевич Чацкий - главный персонаж в пьесе "Горе от ума" Александра Сергеевича Грибоедова. Чацкий один из самых знаменитых персонажей в российских пьесах. Грибоедов не старался сделать этого героя, как и всех остальных в этом произведении, полностью положительного или отрицательного. Он вложил в него как хорошие качества, так и плохие, приближаясь к реализму.

Чацкий в пьесе молод, но уже не является мальчиком. Родители у него умерли рано, и он воспитывался у друга своего отца - Фамусова. Молодой человек относится к роду потомственных дворян. На данный момент у Чацкого имеется триста-четыреста душ. Воспитывался он вместе с дочкой Фамусова - Софьей. Она была его лучшим другом, которого Александр полюбил. Когда Чацкий вырос, то решил жить отдельно, объясняя это тем, что в доме друга отца ему стало скучно. Позже он уехал в путешествие на три года, чтобы получить дополнительные знания. До этого был на службе, но ушел из-за того, что ему не нравилось прислуживать лицам. Он считал, что наступило другое время и нужно рушить старые устои.

Александр Андреевич умный и способный человек. Все считают, что он добился бы многого, оставшись на службе. Также Чацкий остроумный человек, но иногда бывает и язвительным. После поездки за границу он перестал понимать устои России (прислуживать людям, делать из себя посмешище, чтобы угодить вышестоящим лицам). Службу молодой человек признавал только в проявлении себя именно в работе, используя свои способности и знания. Он открыто смеялся над Фамусовым и людьми, которые его окружают, понимая, что это их обижает. Чацкий порицал глупость этого народа.

Сразу после приезда, не заезжая домой, Александр поехал к Софье. При встрече он выяснил, что она давно влюблена в другого - Алексея Степановича Молчалина - и называла бывшие отношения с Александром "детскими шалостями". Степан был не похож на Чацкого. Он был не глуп, умен по-своему. Молчалин относился к тому типу людей, которые прислуживают и добиваются успеха в карьере за счет своей хитрости. Поэтому он и "Молчалин". Из-за этого Софья его и выбрала (она никогда не стала бы быть с Чацким). Софье не нравилось насмешливое обращение к ней Александра и пустила слух, что Чацкий сумасшедший, что быстро распространилось в обществе.

Узнав об этом, молодой человек бежал из того места. Куда? Об этом можно только догадываться. Может, он сбежал к таким же людям, как он, желая революции. Ведь Грибоедов выражал свои мысли через Чацкого, а у писателя были друзья-декабристы. И сам он был подозреваемым в участии планов декабристов.

Сочинение про Чацкого

Произведение Грибоедова «Горе от ума» отражает конфликт политических взглядов консервативно настроенного общества с людьми нового поколения и новыми веяниями. Комедия отразила эту проблему ярко, хлестко с присущей этому жанру сатирической силой и остроумием.

Чацкий – единственный человек нового поколения, который противостоит консервативному большинству. Очевидно, что пьеса «от и до» посвящена идеям декабризма. Здесь и патриотический настрой Чацкого, и громкие высказывания в защиту науки и просвещения, и критические замечания относительно крепостного права, а также идея самобытности русских людей, особенности русской национальной культуры.

Интересно, что главный герой произведения является, по своей сути, воплощением автора, его идей и страстей. Чацкий долгое время путешествовал по миру, в результате чего вдохновился идеями равенства, братства и свободы личности. Но возвратившись на родину, герой видит, что ничего вокруг не изменилось, люди остались прежними. В доме Фамусова не рады приезду Чацкого, и главный герой это сразу замечает. Он видит, что общество в стране построено на лицемерии и обмане, а главными занятиями московского дворянства являются бесконечные празднества, танцы и застолья.

Чацкий принадлежит к дворянам, небогат, в свое время отказался от военной службы. Свой поступок он объяснил тем, что не видит в этом деле никакой пользы и что рад был бы служить, а не прислуживаться.

Чацкий противостоит жителям фамусовского дома: Скалозубу, Молчалину, Репетилову и самому Фамусову. В комедии автор высмеивает и осуждает этих людей как представителей светского общества того времени.

Причиной возвращения главного героя на родину стала его безграничная любовь к Софье. Оказавшись в Москве, он сразу же направляется в дом Фамусова и признается девушке в своих чувствах. По этому поступку можно охарактеризовать Чацкого как человека пылкого, страстного и романтичного. Любовь для него – высшее чувство, святыня. Какую же боль ему приходится испытать, когда он узнает, что Софья любит Молчалина.

Чацкий образован, обладает тонким, острым умом и находчивостью. Но все эти качества окружающие будто не замечали, и только служанка Лиза смогла их отметить в разговоре с Софьей. Но та на слова девушки не обратила никакого внимания.

Главный герой резко осуждает крепостное право, называвшая их источником несчастья. Он презирает московских «тузов», для которых жизненным идеалом является богатство и карьерный рост. Чацкий отмечает неспособность старшего поколения отстаивать свою позицию и высказывать мнение.

В противостоянии с фамусовским обществом герой терпит ужасное поражение: Софья предпочитает его Молчалину, общество его не принимает и высмеивает. Потрясенный этими обстоятельствами Чацкий уезжает из города. По словам И.А. Гончарова, Чацкий оказался сломлен количественным превосходством «старой силы», но сам же нанес ей сокрушительный удар качеством силы нового поколения.

Вариант 3

Комедия Грибоедова «Горе от ума» усеяна различными отрицательными героями. Героями, которые вызывают неуважение, презрение и даже злость за их поступки, слова и мысли. Антагонистом же всех плохих героев является Александр Андреевич Чацкий.

В наше время очень популярны американские фильмы, снятые по комиксам и разного рода боевики, где один герой борется с десятком противников. Чацкий - это прототип такого героя в русской литературе, только борется он не физически, а духовно.

Александр Андреевич обладает самыми лучшими качествами человека: честностью, достоинством, честью, отвагой, сообразительностью, остроумием. Когда он возвращается в Москву, чтобы встретиться с любовью всей своей жизни, Софьей, он приходит в большой шок, потому что любимая девушка теперь с ним холодна, а общество, которое образовалось вокруг её отца, поражает Чацкого своей глупостью, наивностью, преклонностью перед всем иностранным, лицемерием и абсурдностью своих размышлений. Чего только стоит один Скалозуб, который утверждает, что книги плохо сказываются на людях.

Увидав весь этот цирк в лице общества Фамусова, наш герой решает с ним бороться, доказать Софье, что их любовь ещё жива. Он путешествовал три года, но его любовь не прошла. Он прожил всё своё детство и юношество в доме Фамусовых, и он прекрасно помнит, как весело ему было тогда. Сейчас же перед ним восстал голем абсурда, являющий общество дома Фамусовых.

На балу он ни разу не стесняется говорить всем присутствующим в глаза, какие они невежды, как мелочна их жизнь, как жалко их преклонение перед иностранным, как недостойно они себя ведут. Люди же, будучи огромной массой, и из-за этого имеющие большую силу общественного мнения сходятся на том, что Чацкий сошёл с ума, и это идея как пуля пролетает по всему обществу.

Чацкий - это инородное тело в желудке, который пропитан лицемерием и испорченностью. Отравленный и пьяный модой общества орган пытается извергнуть инородное тело из себя, общество Фамусова во главе с хозяином дома пытаются сделать из Чацкого ненормального человека, потому что всё, что противоречит их законам - ненормально, но они не допускают, что это не Чацкий лишний в этом органе, это сам желудок стоило бы вырезать, как загноившуюся рану, потому что он не несет никакой пользы, а даже скорее воздействует пагубно на весь организм, зовущийся Россией.

Образец 4

Произведение «Горе от ума» показывает нам борьбу старого и нового, широко развернувшейся в России в это время между людьми с взглядами декабристов и господами. Богатому обществу, где господствует Фамусов и другие его единомышленники противопоставлен в комедии Чацкий.

Мы видим, что мировоззрение Чацкого произошло в период подъема. Он рос в доме Фамусова любознательным, общительным и ранимым мальчуганом. Монотонность устоявшегося быта, духовная бедность московской аристократии вызывали у него тоску и полное отвращение. Он был весь погружен в вольнолюбивые мысли о том, как бы переустроить старое общество, и поэтому совсем не посещал дом, где рос. Даже Софья это подметила. Ведь Чацкий в юношестве уезжает, бросая девушку, для того, чтобы попутешествовать и одновременно обогатить свой ум.

Софья была конечно же испытывала к нему пылкие чувства, но не могла понять, как молодой человек рисковал личным счастьем ради всеобщего блага. Ограниченность в мировоззрениях не позволяет ей оценить образ Чацкого по достоинству. Но, молодой человек ничуть не отклонял чувства Софьи. Он духовные требования ставил шире личных. Возвращаясь в Москву, пламя его любви полно надежд на взаимность. Однако, со временем девушка изменилась. Рассудительная, серьезная девушка, начитавшись романтических произведений, ищет такой же искренней любви, как и Чацкий. Она трезво дает оценку пустым фразам и ограниченному кругозору Скалозуба. Молчалин же кажется лишь только милым и впечатлительным юношей. И если Софья полюбит его, значит, она автоматически примкнет к обществу фамусовых.

Чацкий же прямо дает оценку характеру Молчалина, что обижает девушку. Но точные высказывания в адрес героев пьесы и острый ум кажутся Софье пренебрежением молодого человека к людям. И когда девушка оценивает Молчалина вначале, это дает какую-то надежду Чацкому. Но потом, узнав о том, что Софья все-таки предпочла соперника в супруги его сильно оскорбляет. Наш герой страдает от того, что его унизили, поставив его рядом с Молчалиным. Мы видим, как Чацкий беспощадно срывает маски двуличия и подлости с представителей светского общества, которое погрязло в интригах и развлечениях, разврате и коррупции. Наш герой представлен гуманистом. Он верит, что люди должны стремиться к лучшему. И такие герои, как он, есть. Чацкий говорил о той передовой молодежи, которая пусть и в небольшом количестве, начинала выдвигать передовые идеи. И, несмотря на то, что персонаж терпит поражение от Фамусова и его сторонников, его образ воспринимается с положительной точки зрения. Ведь такие люди существуют всегда, где ведется борьба старого поколения с новым.

  • Сочинение Описание картины Ужин трактористов Пластова

    Интересной особенностью является довольно схематичное изображение неба и фонового ландшафта, которые практически не имеют никаких деталей. В частности небо практически однотонно и ровной полоской отделяется синий

  • Наташа Ростова – самая эмоциональная, открытая и искренняя героиня романа «Война и мир». Именно в описании Л. Н. Толстым ее первого бала раскрывается ее характер. Сидя в карете, ехавшей на бал, Наташа очень волновалась,

  • Путешествие на поле славы (Бородино Лермонтова 5 класс) сочинение

    У Лермонтова существует очень много разных произведений, но одно из них является значимым для всего народа и называется оно «Бородино». И этим произведением он старается показать всем читателям

  • Александр Андреевич Чацкий – дворянин, имеющийся в своем поместье около 400 крепостных. Он рано осиротел, поэтому большую часть воспитания прошло в доме друга отца, Фамусова. Как только Александр вошел в пору взросления, он стал жить самостоятельно. Ему захотелось познакомиться с жизнью света, и он уехал на 3 года из своего дома. В данной статье мы рассмотрим образ и характеристику Чацкого в комедии в стихах «Горе от ума» А. С. Грибоедова.

    Образование Чацкого

    Чацкий является членом Английского клуба, куда входили богатые и знатные представители дворянства. Он умен, что подтверждается его умением говорить красноречиво. Из слов героев комедии становится известно, что молодой человек знает иностранные языки, пытается сам писать:

    «Он славно пишет, переводит».

    Речи Чацкого так правильно сложены, что, кажется, он не говорит, а пишет. Передовые взгляды молодого человека не схожи с позициями представителей круга Фамусова. Именно знания и стремление к самосовершенствованию выделяют Александра Андреевича среди других героев произведения. Фамусов видит причину поведения Александра в образовании:

    «Ученье – вот чума,

    Ученость – вот причина…»

    Уходящее в прошлое дворянство готово закрыть школы, лицеи и гимназии, только чтобы Чацкие не появлялись на их пути.

    Противоречивость характера

    Грибоедов пытается приблизить ситуацию в доме помещика к реальности. Это объясняет то, что все герои произведения имеют положительные и отрицательные черты, как обычные люди. Чацкий не исключение.

    Ум и категоричность. Интеллект героя не мешает ему быть бестактным. Он не анализирует свои суждения, не боится высмеивать беззащитных. Они не могут ему ответить тем же, так как ограничены в умственных возможностях. Оправдывает поведение молодого дворянина только высказывания против безнравственности. Категоричными суждениями он пытается с ней бороться. Но, как умный человек, он мог бы понять, что говорит зря. Его высказывания не доходят до тех, к кому они направлены. Временами он просто сотрясает воздух. Создается впечатление, что это разговор с самим собой. Именно это качество не понравилось А.Пушкину. Он считает: метать бисер перед Репетиловыми – не дело умных людей.



    Любовь и страсть. Другое противоречие – это чувства героя. Он влюблен в девушку, которая выбрала другого. Причем их сложно даже просто сравнивать. Любовь сделала Чацкого слепцом. Страсть и желание узнать, кому его предпочли, сравняла его со смешными персонажами комедийного бала. Хочется, чтобы герой ушел со сцены с гордо поднято головой, а он просто бежит подальше от тех, кто пустили про него клевету и развели сплетни.

    Свободолюбие героя

    Чацкий мыслит свободно и не придерживается правил, навязываемых ему старшим поколением. Именно речи пугают Фамусова. Старый помещик включает его в число якобинцев и карбонариев. Ему не понятны идеи Чацкого. Вольномыслие вызывает страх и опасение. Свободолюбие привело молодого человека к непонятному для стариков пути. Привычными для века были две карьерные линии:

    • воинская служба;
    • работа чиновником.

    Чацкий не стал ни тем, ни другим. Он не принял законов службы, где следовало подчиняться установленным правилам. Служба сковывала чувственного человека, мешала его развитию. Роль чиновника не подошла к Чацкому. Сидеть за рутиной, бумагами не давала возможности заниматься творчеством, исканиями. Александр пытается найти себя в научной деятельности или на нише литературного творчества:

    «В науки вперил ум…».

    «В душе …жар к искусствам творческим, высоким и прекрасным».

    Не интересуют его ни должность среди чиновников, ни повышения в рангах воинской службы и чины штатских.

    Правдолюбие – основная черта характера. Герой везде добирается до истины, какой бы она ни была. Именно свобода мыслей, либерализм позволили вести его в разряд сумасшедших.

    Слабости Чацкого

    Александр Андреевич, тонко подмечая особенности характера и поведения людей, легко подкалывает и высмеивает их пороки и слабости. Он не пытается словами обидеть или унизить собеседников. Его колкости не все понимают. Большую часть своих суждений он направляет против глупых и ограниченных в интеллекте людей. Он поднимет на смех, выставит шутом так, что высмеиваемый может и не понять, за что над ним потешаются. Другие слабости молодого помещика:

    Резкость суждений. Злится – интонация меняется:

    «грозный взгляд, и резкий тон».

    Гордость. Чацкий не принимает неуважения к себе:

    «…все вы гордецы!».

    Искренность. Александр не хочет хитрить, не желает притворяться. Он изменяет себе только из-за любви к Софии:

    «Раз в жизни притворюсь».

    Чувствительность. Качество героя отличает его от всех гостей в доме Фамусова. Он единственный переживает за девушку, не верит в ее изменения, любовь к ничтожному Молчалину, без принципов и моральных устоев.

    Патриотизм Чацкого

    Через героя Грибоедов передал свое мировоззрение. Он не может изменить раболепство русских людей. Его удивляет преклонение перед всем иностранным. Автор высмеивает такие стремления помещиков: учителя-иностранцы, одежды, танцы, игры и увлечения. Он уверен, что у русского народа должны быть свои учителя. Особое отношение у героя к языку. Ему не нравится, что из русской речи сделали смесь «французского с нижегородским». Он слышит красоту русской речи, ее необычность и напевность. Поэтому в речи много народных слов: давеча, пуще, чай. Он легко вставляет в речь пословицы и поговорки, уважает литературу. Чацкий цитирует классику, но показывает, что иностранные слова должны присутствовать в речи образованного человека, но только там, где им есть место.

    Комедия "Горе от ума" - знаменитое произведение А. С. Грибоедова. Сочинив его, автор мгновенно встал в один ряд с ведущими поэтами своего времени. Появление этой пьесы вызвало живой отклик в литературных кругах. Многие спешили высказать свое мнение по поводу достоинств и недостатков произведения. Особенно горячие споры вызвал образ Чацкого - главного героя комедии. Описанию этого персонажа будет посвящена данная статья.

    Прототипы Чацкого

    Современники А. С. Грибоедова находили, что образ Чацкого напоминает им П. Я. Чаадаева. На это указывал Пушкин в своем письме к П. А. Вяземскому в 1823 году. Косвенное подтверждение этой версии некоторые исследователи усматривают в том, что первоначально главный герой комедии носил фамилию Чадский. Однако многие опровергают это мнение. Согласно другой теории, образ Чацкого - отражение биографии и характера В. К. Кюхельбекера. Опальный, неудачливый, только что вернувшийся из заграницы человек вполне мог стать прототипом главного героя "Горя от ума".

    О сходстве автора с Чацким

    Совершенно очевидно, что главный герой пьесы в своих монологах выразил мысли и воззрения, которых придерживался сам Грибоедов. "Горе от ума" - комедия, которая стала личным манифестом автора против нравственных и социальных пороков русского аристократического общества. Да и многие черты характера Чацкого словно списаны с самого автора. По отзывам современников, Александр Сергеевич был порывистым и горячим, подчас независимым и резким. Взгляды Чацкого на подражание иноземцам, бесчеловечность крепостного права, бюрократию - подлинные мысли Грибоедова. Он не раз высказывал их в обществе. Литератора даже однажды действительно обозвали сумасшедшим, когда на светском рауте он горячо и нелицеприятно отозвался о раболепном отношении русских ко всему иностранному.

    Авторская характеристика героя

    В ответ на критические замечания своего соавтора и давнего друга П. А. Катенина о том, что характер главного героя "сбивчив", то есть весьма непоследователен, Грибоедов пишет: "В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека". Образ Чацкого для автора - это портрет умного и образованного юноши, попавшего в непростую ситуацию. С одной стороны, он находится в "противуречии с обществом", так как "немножко повыше прочих", сознает свое превосходство и не пытается его скрыть. С другой стороны, Александр Андреевич не может добиться былого расположения любимой девушки, подозревает наличие соперника, да еще неожиданно попадает в разряд сумасшедших, о чем узнает последним. Излишнюю горячность своего героя Грибоедов объясняет сильным разочарованием в любви. Поэтому в "Горе от ума" образ Чацкого получился столь непоследовательным и сбивчивым. Он всем "наплевал в глаза и был таков".

    Чацкий в трактовке Пушкина

    Поэт раскритиковал главного героя комедии. В то же время Пушкин оценил Грибоедова: ему понравилась комедия "Горе от ума". в интерпретации великого поэта весьма нелицеприятна. Он называет Александра Андреевича обычным героем-резонером, рупором идей единственного умного человека в пьесе - самого Грибоедова. Он считает, что главный герой - "добрый малый", который набрался незаурядных мыслей и острот от другого человека и начал "метать бисера" перед Репетиловым и другими представителями фамусовской гвардии. По мнению Пушкина, такое поведение непростительно. Он считает, что противоречивый и непоследовательный характер Чацкого - это отражение его собственной глупости, ставящей героя в трагикомическое положение.

    Характер Чацкого, по мнению Белинского

    Известный критик в 1840 году, так же как и Пушкин, отказал главному герою пьесы в практическом уме. Он истолковал образ Чацкого как фигуру абсолютно нелепую, наивную и мечтательную и окрестил его "новым Дон-Кихотом". Со временем Белинский несколько изменил свою точку зрения. Характеристика комедии "Горе от ума" в его интерпретации стала весьма позитивной. Он назвал ее протестом против "гнусной расейской действительности" и счел "благороднейшим, гуманистическим произведением". Подлинную сложность образа Чацкого критик так и не увидел.

    Образ Чацкого: толкование в 1860-х годах

    Публицисты и критики 1860-х годов стали приписывать поведению Чацкого только социально-значимые и общественно-политические мотивы. Например, увидел в главном герое пьесы отражение "задней мысли" Грибоедова. Он считает образ Чацкого портретом декабриста-революционера. Критик видит в Александре Андреевиче человека, борющегося с пороками современного ему общества. Для него герои "Горя от ума" - это персонажи не "высокой" комедии, а "высокой" трагедии. В подобных трактовках облик Чацкого предельно обобщен и толкуется весьма однобоко.

    Облик Чацкого у Гончарова

    Иван Александрович в своем критическом этюде "Мильон терзаний" представил наиболее проницательный и точный разбор пьесы "Горе от ума". Характеристика Чацкого, по мнению Гончарова, должна быть сделана с учетом его душевного состояния. Несчастная любовь к Софье делает главного героя комедии желчным и почти неадекватным, заставляет произносить длинные монологи перед равнодушными к его пламенным речам людьми. Таким образом, не учитывая любовную интригу, невозможно понять комическую и одновременно трагическую природу образа Чацкого.

    Проблематика пьесы

    Герои "Горя от ума" сталкиваются Грибоедовым в двух сюжетообразующих конфликтах: любовном (Чацкий и София) и общественно-идеологическом и главный герой). Безусловно, на первый план выходит именно социальная проблематика произведения, но и любовная линия в пьесе очень важна. Ведь Чацкий спешил в Москву исключительно для встречи с Софией. Поэтому оба конфликта - общественно-идеологический и любовный - усиливают и дополняют друг друга. Они развиваются параллельно и одинаково необходимы для понимания мировоззрения, характера, психологии и взаимоотношения героев комедии.

    Главный герой. Конфликт любовный

    В системе персонажей пьесы Чацкий находится на главном месте. Он связывает две сюжетные линии в единое целое. Для Александра Андреевича имеет главное значение именно любовный конфликт. Он прекрасно понимает, в общество каких людей попал, и вовсе не собирается заниматься просветительской деятельностью. Причина его бурного красноречия не политическая, а психологическая. "Нетерпение сердца" молодого человека ощущается на протяжении действия всей пьесы.

    Сначала "говорливость" Чацкого вызвана радостью от встречи с Софией. Когда герой понимает, что от прежних чувств к нему у девушки не осталось и следа, то начинает делать непоследовательные и дерзкие поступки. Он остается в доме Фамусова с единственной целью: узнать, кто стал новым возлюбленным Софии. При этом у него совершенно очевидно "ум с сердцем не в ладу".

    После того как Чацкий узнает об отношениях Молчалина и Софии, он впадает в иную крайность. Вместо любовных чувств его охватывают озлобление и бешенство. Он обвиняет девушку в том, что она его "надеждой завлекла", гордо заявляет ей о разрыве отношений, клянется, что "отрезвился... сполна", но при этом собирается излить на мир "всю желчь и всю досаду".

    Главный герой. Конфликт общественно-политический

    Любовные переживания увеличивают идейное противостояние Александра Андреевича и фамусовского общества. Сначала Чацкий относится к московской аристократии с ироничным спокойствием: "...я в чудаках иному чуду/ Раз посмеюсь, потом забуду..." Однако, по мере того как он убеждается в равнодушии Софии, его речь становится все более дерзкой и несдержанной. Все в Москве начинает его раздражать. Чацкий затрагивает в своих монологах многие актуальные проблемы современной ему эпохи: вопросы о национальной самобытности, крепостном праве, образовании и просвещении, настоящей службе и так далее. Он говорит о серьезных вещах, но при этом от возбуждения впадает, по словам И. А. Гончарова, в "преувеличения, в почти нетрезвость речи".

    Мировоззрение главного героя

    Образ Чацкого - это портрет человека со сложившейся системой мировоззрением и моралью. Он считает главным критерием оценки личности стремление к знаниям, к прекрасным и высоким материям. Александр Андреевич не против работы на благо государства. Но постоянно подчеркивает разницу между "служить" и "прислуживаться", которой придает принципиальное значение. Чацкий не боится общественного мнения, не признает авторитетов, бережет свою независимость, чем вызывает страх у московских аристократов. Они готовы признать в Александре Андреевиче опасного бунтовщика, посягающего на самые святые ценности. С точки зрения фамусовского общества, поведение Чацкого нетипично, а стало быть - предосудительно. Он "с министрами знаком", но никак не пользуется своими связями. На предложение Фамусова жить "как все" отвечает презрительным отказом.

    Во многом соглашается со своим героем Грибоедов. Образ Чацкого - это тип просвещенного человека, свободно выражающего свое мнение. Но в его высказываниях нет радикальных и революционных идей. Просто в консервативном фамусовском обществе любое отклонение от привычной нормы кажется возмутительным и опасным. Недаром в конце концов Александра Андреевича признали безумцем. только так могли объяснить для себя независимый характер суждений Чацкого.

    Заключение

    В современной жизни остается как никогда актуальной пьеса "Горе от ума". Образ Чацкого в комедии - центральная фигура, которая помогает автору на весь мир заявить о своих мыслях и воззрениях. Волей Александра Сергеевича главный герой произведения поставлен в трагикомические условия. Его порывистые вызваны разочарованием в любви. Однако проблемы, которые поднимаются в его монологах, - темы вечные. Именно благодаря им комедия вошла в список самых известных произведений мировой литературы.