Закон о трудовых пенсиях статья 27

Официальный текст :

Статья 27. Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии

1. Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам:

1) мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам;

2) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;

3) женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет;

4) женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 20 лет в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;

5) мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

6) мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

7) мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

8) мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 20 и 15 лет в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

9) мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

10) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

11) лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет;

12) мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 25 и 20 лет на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности;

13) мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации;

14) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и не менее 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

15) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 и 20 лет;

16) лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста;

17) мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

18) мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

19) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста;

20) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста;

21) лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15 - 30 лет и достигшим возраста 50 - 55 лет либо независимо от возраста.

2. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

3. Условия назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, после дня вступления в силу Федерального закона о профессиональных пенсионных системах применяются в том случае, если на день вступления указанного Федерального закона в силу у застрахованного лица было выработано не менее половины стажа на соответствующих видах работ, необходимого для установления досрочной трудовой пенсии по старости. При соблюдении указанных условий застрахованным лицам устанавливается трудовая пенсия по старости в соответствии с настоящим Федеральным законом. Лицам, проработавшим на соответствующих видах работ менее половины требуемого срока, а также принятым для выполнения этих работ после дня вступления в силу указанного Федерального закона, устанавливаются профессиональные пенсии, регулируемые соответствующим Федеральным законом.

Комментарий юриста :

Данная статья определяет порядок сохранения и условия реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям лиц, работавших в особых условиях труда, которые пользовались таким правом по ранее действовавшему законодательству. Это 15 категорий работников, круг которых определен пунктом 1 статьи 27. Лица, предусмотренные статьей 27, приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости при наличии определенного страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ (например, в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 мужчинам трудовая пенсия по старости может назначаться по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 20 лет в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет).

Для определенной категории работников трудовая пенсия по старости может назначаться досрочно независимо от страхового стажа, например, женщинам, отработавшим в текстильной промышленности на соответствующих работах 20 лет, трудовая пенсия по старости назначается по достижении возраста 50 лет без требования страхового стажа. Лица, выработавшие необходимый страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, могут реализовать право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с момента достижения возраста, установленного законодательством для конкретной категории работников. Некоторым работникам досрочная трудовая пенсия может назначаться независимо от возраста и от продолжительности страхового стажа. В данном случае достаточно отработать определенное количество лет на соответствующих работах.

Например, трудовая пенсия по старости назначается независимо от возраста и страхового стажа отдельным категориям лиц, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и горных работах по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых. Во всех случаях непременным условием для приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости является наличие у застрахованного лица стажа на соответствующих видах работ. Застрахованным лицам, предусмотренным в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 для возникновения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости требуется отработать на соответствующих видах работ: мужчинам не менее 5 лет, женщинам не менее 3 лет 9 месяцев, при наличии страхового стажа соответственно 20 и 15 лет.

Застрахованным лицам, предусмотренным в подпункте 2 пункта 1 статьи 27, для возникновения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости требуется отработать на соответствующих видах работ: мужчинам не менее 6 лет 3 месяцев, женщинам не менее 5 лет при наличии страхового стажа соответственно 25 и 20 лет. При соблюдении указанных условий трудовая пенсия по старости назначается досрочно со снижением общеустановленного возраста пропорционально отработанному стажу на соответствующих видах работ. В статье 27 определены обобщенные категории лиц, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, но не конкретизированы работы, которые дают такое право (за исключением отдельных случаев). Полномочия по утверждению списков соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, в которых должны быть заняты работники, а также правил исчисления периодов работы и назначения досрочных пенсий предоставлены Правительству РФ.

Кроме того, согласно Постановлению Правительства РФ от 21.01.2002 № 30 нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу Федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", применяются в части, не противоречащей указанным Федеральным законам. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

Лица, имеющие не менее половины продолжительности стажа на указанных работах, имеют право на назначение пенсии со снижением возраста пропорционально отработанному стажу на соответствующих работах. За каждый полный год такой работы общеустановленный пенсионный возраст уменьшается на 1 год. Кроме того, требуется наличие страхового стажа соответствующей продолжительности: для мужчин - 20 лет, для женщин - 15 лет. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Лицам, занятым на указанных работах, также предусмотрена возможность назначения пенсии со снижением возраста пропорционально отработанному стажу на соответствующих работах, если такой стаж составляет не менее половины от установленного.

За каждые 2 года 6 месяцев соответствующей работы для мужчин и 2 года такой работы для женщин общеустановленный пенсионный возраст уменьшается на один год. При этом для назначения пенсии требуется 25 лет страхового стажа для мужчин и 20 лет - для женщин. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 № 537 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 27 применяются соответственно Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, и Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденные Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 02.10.1991 № 517 право давать разъяснения о порядке применения списков № 1 и № 2 было предоставлено Минтруду РСФСР, Минздраву РСФСР по согласованию с Пенсионным фондом РСФСР и с участием профсоюзов. В последствии функции указанных министерств в области пенсионного обеспечения выполнял Минтруд России, а в настоящее время - Минздравсоцразвития России. При досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 27 согласно постановлению Правительства РФ от 24.04.2003 № 239 "О внесении изменений в пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года № 537" время выполнявшихся до 01.01.1992 года работ, предусмотренных списками № 1 и № 2 производств, цехов, профессий и должностей, дающих право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости наравне с работами, предусмотренными списками № 1 и № 2, утвержденными в 1991 году.

Это означает, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 27 за период работы до 01.01.1992 могут применяться списки № 1 и № 2, утвержденные в 1956 году, со всеми дополнениями и разъяснениями к ним. Принятие Постановления Правительства РФ от 24.04.2003 № 239 обусловлено сохранением пенсионных прав граждан, которые до 01.01.1992 выработали стаж работы в профессиях и должностях, предусмотренных списками № 1 и № 2, утвержденными в 1956 году, но не включенных в списки № 1 и № 2, утвержденные в 1991 году. Действие списков № 1 и № 2, утвержденных в 1991 году, не ограничивается каким-либо периодом, т. е. они применяются, как за время работы с 01.01.1992 года, так и за период работы до 01.01.1992 года. Списки № 1 и № 2, утвержденные в 1956 году, применяются только за период работы до 01.01.1992 год.

При рассмотрении вопросов о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со списками № 1 и № 2 руководствуются всеми дополнениями и изменениями к ним, а также нормативными правовыми актами, касающимися разъяснения порядка применения списков, принятыми уполномоченными органами. При применении списков № 1 и № 2, утвержденных в 1956 году, руководствуются разъяснениями Госкомтруда (Минтруда) СССР, изданными в период действия этих списков. К таким документам, прежде всего, относится разъяснение Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 02.04.1976 № 5/8 "О порядке применения утвержденных Постановлением Совета министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 списков производств, цехов, профессий и должностей работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах". Данным разъяснением ряд профессий и должностей, ранее имевших другие наименования, приравнен к профессиям и должностям, включенным в указанные списки № 1 и № 2, в связи с идентичностью их тарифно-квалификационных характеристик.

Списки № 1 и № 2, утвержденные в 1991 году, изменены и дополнены постановлениями Кабинета министров СССР от 09.08.1991 № 591, от 23.07.1991 № 497; постановлением Совмина РСФСР от 02.10.1991 № 517. О порядке применения списков № 1 и № 2, утвержденных в 1991 году Минтрудом России, приняты соответствующие разъяснения. Списки № 1 и № 2, утвержденные в 1991 году и списки № 1 и № 2, утвержденные в 1956 году построены по одному принципу. В связи с этим общие правила применения списков № 1 и № 2, утвержденных в 1991 году, в полной мере относительно их содержательной части применимы к спискам, утвержденным в 1956 году. Отличительной особенностью списков № 1 и № 2, утвержденных в 1991 году, является кодовое обозначение профессий и должностей. Каждая позиция списков в целях автоматизированной обработки имеет пятнадцатизначный код. Этот код составлен применительно к структуре действовавших до 01.01.1992 года списков № 1 и № 2, утвержденных в 1956 году.

Символы кода означают следующее: первый номер списка; второй и третий - номер раздела; четвертый и пятый - номер подраздела; шестой и седьмой - номер пункта; восьмой - номер подпункта; девятый - тринадцатый - код профессии или должности в соответствии с Общесоюзным классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов 1 86 016 (при этом отдельным категориям работников присвоены резервные (свободные) коды классификатора, поскольку право на досрочное пенсионное обеспечение предоставляется за выполнение определенных работ независимо от наименования профессий и должностей). Особенностью списков № 1 и № 2 является обособленное выделение в соответствующие разделы и подразделы различных видов производств (работ) а также категорий работников (рабочие, руководители и специалисты), в том числе по профессиям и должностям, занятых в этих производствах (работах).

Установленные в списках № 1 и № 2 технологические связи между профессией, должностью, трудовыми функциями и видом производства образуют основания, позволяющие в целом судить о соответствии фактической работы требованиям списков № 1 и № 2, что и следует установить при определении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Списки № 1 и № 2 применяются независимо от организационно-правовой формы и формы собственности организаций, их ведомственной принадлежности. Право применения конкретного раздела определяется согласно выпускаемой продукции и лишь в отдельных случаях - по принадлежности к определенной отрасли экономики. Основанием для отнесения к конкретному производству, предусмотренному списками, может быть технологический регламент, документы плановых и производственных отделов, характеризующие структурное подразделение по производственным признакам, ЕТКС, каждый выпуск которого представляет перечень профессий к одному или нескольким производствам.

О характере производства можно судить по наименованиям структурных подразделений (цехов, участков и т.д.). Вопрос отнесения конкретного производства к производству, занятость в котором дает право на пенсионные льготы, может рассматриваться в соответствии с Общероссийским классификатором экономической деятельности ОК 029-2001, введенным в действие с 01.01.2003, а за период до указанной даты - в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 и Общесоюзным классификатором отраслей народного хозяйства 175 018. Под производством понимается изготовление предусмотренной списками продукции независимо от того, занята ли изготовлением этой продукции организация (предприятие) в целом или только цех, участок, отделение и пр. Общие правила применения списков № 1 и № 2, утвержденных в 1991 году, закреплены в разъяснении Минтруда России от 22.05.1996 № 5, и в полной мере распространяются на списки № 1 и № 2, утвержденные в 1956 году.

Пункт 6 Правил для определенной категории работников устанавливает порядок подсчета стажа по фактически отработанному времени. Это касается периодов работы, которая выполнялась в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства (за исключением определенных работ), а также периодов работ, определяемых Минтрудом России по согласованию с ПФР или предусмотренных списками, которые по условиям организации труда не могут выполняться постоянно. При этом Правилами не предоставлена возможность органам, осуществляющим пенсионное обеспечение, самостоятельно относить конкретную работу к работе, периоды занятости которой могут исчисляться по фактически отработанному времени. Пунктом 6 Правил закреплена возможность исчисления периодов работы по фактически отработанному времени в отношении тех категорий работников, которым такой порядок предоставлялся по действовавшему до 01.01.2002 года законодательству соответствующими нормативными правовыми актами и решениями. Это:

Работники, занятые на работах, для которых прямо предусмотрена возможность исчисления стажа по фактически отработанному времени списками, с учетом которых определяется право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

Работники, которые постоянно выполняют работы на одном рабочем месте, но в связи с временной экономической ситуацией (сокращение объемов производства) вынуждены работать в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня;

Работники, которым исчисление стажа на соответствующих видах работ по фактически отработанному времени не установлено законодательством, но такая возможность предоставлена соответствующими нормативными правовыми актами и согласованными решениями Минтруда России и ПФР;

Работники специализированных ремонтных организаций. Эти организации специально созданы для работы в таком режиме, когда их работники постоянно полный рабочий день и в течение полной рабочей недели заняты ремонтом оборудования на различных предприятиях, в разных производствах и цехах (участках и отделениях). Данная норма закреплена в пункте 14 разъяснения Минтруда России от 22.05.1996 № 5, имелась ранее в разъяснении Министерства труда и занятости населения РСФСР и Министерства социальной защиты населения РСФСР от 08.01.1992 № 1 и была предусмотрена пенсионным законодательством 1956 года;

Работники, занятые на работах с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений, предусмотренных утвержденными постановлением Кабинета министров СССР от 26.01.1991 N 10 разделами XXII и XXIV Списка N 1 и разделами XXXII и XXXIV Списка № 2. В соответствии с письмом Минтруда России от 25.05.1993 N 937-ВК, согласованным с ПФР, для этих работников предусмотрена возможность исчисления специального трудового стажа по фактически отработанному времени, установленная пунктом 4 ранее действовавшего разъяснения Министерства труда и занятости населения РСФСР и Министерства социальной защиты населения РСФСР от 08.01.1992 № 1, т.е. как работникам специализированных ремонтных организаций;

Работники отделов и лабораторий научно-исследовательских учреждений, занятые полный рабочий день отработкой технологических процессов производства продуктов и изделий, перечисленных в подразделах 2 и 3 раздела IX "Производство взрывчатых, инициирующих веществ, порохов и снаряжение боеприпасов" Списка № 1, в условиях опытного производства (письмо Минтруда России от 15.06.1995 № 1079-ВЯ); а также другие работники.

Например, в соответствии с разъяснением Минтруда России от 23.06.1995 № 1 при определении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со списками № 1 и № 2 (разделы VIII и X "Химическое производство", подразделы "А" соответственно), утвержденными Постановлением Кабинета министров СССР от 26.01.1991 № 10, работникам ремонтно-строительных цехов, полный рабочий день занятым ремонтом, профилактикой и обслуживанием оборудования непосредственно в структурных подразделениях по производству определенной-химической продукции, специальный стаж должен исчисляться по фактически отработанному времени. Во всех случаях исчисления периодов соответствующих видов работ по фактически отработанному времени учету подлежат только полные рабочие дни. Пункт 7 Правил регулирует особенности исчисления стажа на соответствующих видах работ, работников, предусмотренных подпунктом 6 пункта 1 статьи 27, и по существу воспроизводит норму ранее действовавшего Закона от 20.11.1990 № 340-1.

Пункт 8 Правил устанавливает порядок зачета времени работы вахтовым методом в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Вахтовый метод - это особая форма осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания. Особенности регулирования труда лиц, работающих вахтовым методом, изложены в главе 47 Гражданского Кодекса РФ. Кроме того, во внимание принимаются Основные положения о вахтовом методе организации работ, утвержденные Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС, Минздрава СССР от 31.12.1987 № 794/33-82. Период начального профессионального обучения или переобучения (без отрыва от работы) на рабочих местах в соответствии с Ученическим договором включается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, только в тех случаях, когда в статьях 27 и 28 Закона о пенсиях или в списках соответствующих видов работ указаны производства или отдельные виды работ без перечисления профессий и должностей работников либо предусмотрены работники, выполняющие определенную работу без указания наименований профессий и должностей.

Периоды обучения в училищах, школах и на курсах повышения квалификации и переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях в стаж на соответствующих видах работ не включаются. В случае перевода работника с работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на другую работу, не дающую права на указанную пенсию, в той же организации по производственной необходимости на срок не более одного месяца в течение календарного года такая работа приравнивается к работе, предшествовавшей переводу (пункт 9 Правил). Это положение корреспондируется с нормами статьи 74 Трудового Кодекса РФ. При переводе в соответствии с медицинским заключением беременной женщины с работы, предусмотренной списками, на другую работу, не дающую права на досрочно назначаемую пенсию по старости, такая работа приравнивается к работе, предшествовавшей переводу. В таком же порядке засчитывается в стаж на соответствующих видах работ время, когда беременная женщина не работала до решения вопроса об ее трудоустройстве в соответствии с медицинским заключением (пункт 12 Правил).

Не включаются в периоды работы, дающей право на досрочно назначаемую пенсию по старости, периоды отстранения от работы (недопущения к работе), если работник был отстранен по причинам, указанным в статье 76 Трудового Кодекса РФ. Не включаются в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды простоя как по вине работодателя, так и по вине работника. Под простоем понимается временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера. Основным признаком простоя является временное приостановление работы. Простой является одним из частных случаев производственной необходимости. Следует иметь в виду, что так называемые "вынужденные" отпуска по инициативе администрации организации также квалифицируются как простой. Наряду с нормами Правил при исчислении стажа на соответствующих видах работ руководствуются разъяснением Минтруда России от 17.10.2003 № 4 "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Минтруда России от 17.10.2003 № 70, и постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П.

Разъяснение Минтруда России от 17.10.2003 № 4 подготовлено с учетом определений КС РФ от 05.11.2002 № 320-0 по жалобе гражданина Спесивцева Ю. И. на нарушение его конституционных прав положениями пункта "а" части первой статьи 12 и статьи 133.1 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и от 06.03.2003 № 107-0 по запросу Сормовского районного суда города Нижний Новгород о проверке конституционности подпункта 2 пункта 1, пунктов 2 и 3 статьи 27 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Закона о пенсиях. В соответствии с разъяснением Минтруда России от 17.10.2003 № 4 при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Закона о пенсиях в указанный стаж включаются все периоды работы или иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

Такой порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. Это означает, что граждане, которые в период ранее действовавшего законодательства, в том числе законодательства СССР, полностью выработали необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на трудовую пенсию по старости или за выслугу лет, имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с Законом о пенсиях. Если работа протекала в период действия Закона СССР от 14.07.1956 года "О государственных пенсиях", руководствуясь разъяснением Минтруда России от 17.10.2003 № 4, вопрос о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости может быть рассмотрен в соответствии с Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 № 590 (с дополнениями и изменениями).

Согласно указанному Положению в стаж работы, дававшей право на льготное пенсионное обеспечение, включаются следующие периоды общественно полезной деятельности: периоды службы в составе Вооруженных сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства Внутренних дел СССР, министерств Внутренних дел союзных республик, служба в органах милиции. Указанные периоды приравниваются либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. При этом соблюдаются ограничения, установленные предпоследним абзацем пункта 109 Положения: деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на льготное пенсионное обеспечение, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях. При необходимости вопросы, связанные с подтверждением унификации конкретных профессий, рассматриваются Минтрудом России.

Новая редакция Ст. 27.1 КоАП РФ

1. В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

1) доставление;

2) административное задержание;

3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

4) изъятие вещей и документов;

5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

5.1) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

7) задержание транспортного средства;

8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

9) привод;

10) временный запрет деятельности;

11) залог за арестованное судно;

12) помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

2. Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Комментарий к Статье 27.1 КоАП РФ

1. Комментируемая статья закрепляет общий перечень мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Цели, основания и процедура применения каждой из них конкретизируются в отдельных статьях главы 27 КоАП. В целом целями применения указанных мер являются: 1) пресечение административного правонарушения; 2) установление личности нарушителя; 3) составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения; 4) обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении; 5) исполнение принятого по делу постановления.

Важно отметить, что меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применяются только в связи с административным правонарушением и только специально уполномоченными на это лицами. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении являются разновидностью мер административного принуждения. Поэтому при их применении следует помнить, что в соответствии с ч. 3 ст. 1.6 КоАП при применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

Отметим, что с 1 июля 2008 г. часть 1 статьи 27.1 будет дополнена пунктом 5.1, согласно которому к мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении будет добавлено освидетельствование на состояние алкогольного опьянения.

2. В соответствии с п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (с изменениями от 25 мая 2006 г.) требования о возмещении материального и морального вреда, причиненного незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (часть 2 статьи 27.1 КоАП) и незаконным привлечением к административной ответственности, подлежат рассмотрению в соответствии с гражданским законодательством в порядке гражданского судопроизводства. В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Другой комментарий к Ст. 27.1 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Данная статья посвящена мерам обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Эти меры представляют собой принудительное воздействие с целью пресечения правонарушения и обеспечения условий для своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения постановления о назначении административного наказания. Основанием применения таких мер является совершение административного правонарушения, а сами меры носят административно-процессуальный характер.

2. Статья закрепляет цели применения указанных мер: а) пресечение правонарушения; б) установление личности правонарушителя; в) составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения; г) обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении; д) обеспечение своевременного и правильного исполнения принятого по делу постановления.

3. Меры обеспечения производства применяются только в связи с административным правонарушением, по отношению к лицу, подозреваемому в совершении данного правонарушения, и предшествуют последующим процессуальным действиям - возбуждению производства по делу, рассмотрению дела, вынесению постановления по делу и исполнению постановления.

4. КоАП РФ предусматривает гарантии законности при применении рассматриваемых мер. Гарантии выражаются в том, что применяться могут только меры, предусмотренные КоАП РФ; право принимать решение о применении мер обеспечения производства в пределах установленной компетенции предоставлено уполномоченным лицам. О применении мер пресечения обязательным является составление протокола.

5. Рассматриваемая статья закрепляет следующие меры:

доставление; административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъятие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида; медицинское освидетельствование на состояние опьянения; задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; привод.

Поди. 1 п. 1 ст. 27 Федеральною закона от 17.12.2001 N 173 -ФЗ

1. Работа на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 N 537).

Подп. 2 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173 -ФЗ

2. Работа с тяжелыми условиями труда (перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 N 537);

3. Работа в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин (перечень утвержден Постановлением Совмина СССР от 21.04.1975 N 311);

4. Работа в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью:
(перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 N 537);

5. Работа в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе па шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы (перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 N 537);

6. Работа в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геологоразведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах;

7. Работа в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, (перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 N 537);

8. Работа в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах;

9. Работа в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения):

10. Работа в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно;

11. Работа на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, а также работа ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, (перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 N 537):

12. Работа на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности; (перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 N 537):

13. Работа в летном составе гражданской авиации, (перечень утвержден Постановлением 11равительства РФ от 18.07.2002 N 537):

14. Работа по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации:

15. Работа в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации:

16. Работа в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций (перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781);

17. Работа на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, (перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781):

18. Работа па должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; (перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 18.06.2002 N 437).

Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области доводит до Вашего сведения информацию об особенностях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с 01.01.2013 года.

Уплата страховых взносов, тарифы и порядок администрирования страховых взносов регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации. Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ).

С 01.01.2013 года вступили в силу положения статьи 58.3. Закона №2!2-ФЗ. устанавливающие обязанность плательщиков страховых взносов начислять и уплачивать дополнительный тариф страховых взносов:

В размере 4% (солидарная часть тарифа) па выплаты и вознаграждения физическим лицам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, указанных в п.п. 1 п . 1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г № 1 73-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»;

В размере 2% (солидарная часть тарифа) на выплаты и вознаграждения физическим лицам, занятым на видах работ с тяжелыми условиями труда, у казанных в и.п.2-1 8 п. I ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее - Закон № 1 73-ФЗ).

Суммы страховых взносов, исчисленные по дополнительному тарифу, подлежат уплате на КБК для зачисления на страховую часть трудовой пенсии:

- 392 1 02 02131 06 1000 160 - за застрахованных лиц, занятых па соответствующих видах работ, указанных в пп.1 п. 1 ст.27 Закона №1 73-ФЗ:

- 392 1 02 02132 06 1000 160 - за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в ни.2-18 п.1 ст.27 Закона № 1 73-ФЗ.

Срок уплаты страховых взносов, исчисленных по дополнительным тарифам, установлен п.5 ст. 15 Закона №212-ФЗ - не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который были начислены взносы по дополнительному тарифу.

Согласно п.1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам:

1) мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет. если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, па работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

2) мужчинам по достижении возраста 55 лез и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев \ 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

3) лицам, перечисленным в п.п. 3-18 п.1 ст.27 Закона N 1 73-ФЗ.

Согласно ст. 10 Закона №173- ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

С наличием страхового стажа определенной продолжительности (от 15 до 25 лет) связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Т.е. и страховой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды работы при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы исчисленные по дополнительному тарифу.