Описание картины первый снег словами ученика. Сочинение по картине «Первый снег» Пластова А

Второй вариант сочинения:

1. Вступление. А. А. Пластов - певец природы.

2. Основная часть. Картина «Первый снег».

1) Описание детей.

2) Природа на втором плане.

3) Изображение деревни.

4) Сочетание красок и цветов

3. Заключение. Мое отношение к полотну А. А. Пластова.

А. А. Пластов - советский живописец. На его полотнах преобладают пейзажи всех четырех времен года. Суровая снежная зима в полотнах «Зима», «Снег на озимых». Радостное пробуждение природы, возвращение к жизни всего живого на картинах «Март», «Весна». Яркие краски знойного лета в произведениях «Сенокос» и «Жатва». Легкая печаль увядания природы, подготовка к зимней стуже - «Первый снег», «Ноябрь». Художник восхищается красотой родной природы. Созданная им галерея детских образов говорит о том, что дети - главный объект его наблюдений. Его радует, что ребята уже с малых лет приобщаются к повседневным делам и заботам своих родителей

Проснулись утром дети, выглянули в окошко и увидели: «Белый снег пушистый в воздухе кружится, и на землю тихо падает, ложится». Удивились они, выбежали на крыльцо и застыли. Девочка даже не оделась как следует. На ней огромный теплый платок и легкое платьице, лишь на ногах теплые валенки. Но ее не пугает холод - она заворожено смотрит на падающие снежинки. Голова поднята вверх, глазки радостно и удивленно смотрят ввысь. На лице восторг и удивление. Ее братишка оделся получше. На нем черный теплый пиджак, на голове - шапка. Мальчик вглядывается в побелевшую улицу, скользит взглядом по белым крышам. Он очень рад первому снегу, приходу настоящей зимы. Восторг и счастье написаны на лицах детей. Возле дома в палисаднике старая береза. Ее ветки украшены пушистым снегом. Это сделало белоствольную удивительно красивой. Рядом с деревом растет мелкий куст. Снег засыпал и его, прижав к земле нижние ветки.

За избой, в которой живут дети, видна часть деревенской улицы. На заднем плане человек с санями любуется снежным покровом. Лишь у забора небольшой клочок черной земли - маленькая проталина и рядом с ней серо-черная ворона, прогуливающаяся в поисках еды.

В своей картине художник сочетает белые, серые и коричневые краски. Этим Пластов подчеркивает обычность, будничность деревенского быта. Тихо и безмятежно вокруг. Но на картине есть еще и розовый цвет, и места ему отведено немало. Вот он-то и вносит в картину праздничное настроение, помогает ощутить красоту природы и неповторимость новизны первого снега.

Мне картина понравилась, мастер сумел передать радость и восторг детей, их настроение, заразить этой сказкой зрителей. Смотришь на произведение, и возникает чувство новизны, свежести, радости бытия и счастливого умиления.

Кисти А. Пластова, выдающегося русского художника рубежа XIX — XX веков, принадлежит много жанровых картин, пейзажей и портретов.

Большинство его произведений пропитано преданностью своей земле, природе и народу. Художник умел показывать на своих полотнах сельских детей. Они были героями большинства его картин, в которых история неразрывно связана с ландшафтом, давая картинам лиризм и поэзию.

На неповторимой картине «Первый снег» изображен один из первых дней зимы, которая только начинает набирать силу. Осенью длинные затяжные дожди льют непрерывно, а грязь и слякоть - печальное настроение, которое они вызывают. Когда идет первый снег, земля меняется. Для детей это необыкновенное счастье и восторг. Снег - долгожданное явление после дождливой осени, ведь пришла пора зимних развлечений: играть в снежки, лепить снеговиков, кататься на коньках вниз по склону на санках или лыжах. Как хочется упасть в снег и растянуться на мягком покрывале, пока заботливая бабушка не гонит в дом, чтобы не простудиться.

Картина увидела свет в 1946г. Перед нами дети военных лет, которые испытали много трудностей. Первый снег приводит в восторг детей, они рады, потому что с зимой приходит отдых. Художник передал нам в своей картине восхищение, счастье и радость из детства от увиденного снега. Детвора, видя снег из окна, мгновенно выбежали из дома, чтобы полюбоваться им наяву. Они мигом очутились на крыльце дома и остолбенели в восторге, глядя на это диво. Девочка выбежала в такой спешке, что забыла накинуть пальто. Она надела на голову яркий платок и обула ботинки не по размеру.

Девочка стоит без верхней одежды, но ей не холодно, она сосредоточена на острых четких и белых снежинках, падающих с неба. Ее озорные веселые глаза глядят на белый пушок, кружащийся вокруг. Девушка улыбается. Рядом стоит мальчуган, вероятно, меньший брат. Он одет в черное пальто, ушанку и валенки с калошами. Руки мальчика спрятались в карманы. Он смотрит на снежную сцену с серьезным выражением на лице. Белый снег покрыл все вокруг: крыльцо, землю, крыши, ветки деревьев и кустов. Но мороз не ощущается. В палисаднике в небольшой луже снег тает, и черное пятно хорошо видно. В левой части картины возле дома растет береза и небольшой куст. Ствол березы возвысился над крышей дома.

Остатки серых ветвей и листьев, покачиваясь в порывах зимнего ветра, наводят на грустные воспоминания о недавней осени. На ветвях сидит сорока. Она подняла свой хвост и качает головой, наблюдая, как падает снег. Поблизости палисадника можно увидеть птицу. Она идет по белоснежному покрывалу земли. Кажется, она также радуется снежному покрову. Позади детей на картине широко раскинулась деревенская улица с очертаниями домов. Дети как бы застыли в своем любопытстве.

Снежный вальс создает светлый фон и пестрит теплыми оттенками: светло-розовым и светло-голубым. Глядя на незабываемую картину великого художника, появляется впечатление единства природы и человека. Все вокруг ликуют изменению убранства земли, забывая об осенней непогоде. Темные улицы и старые дома становятся белыми, праздничными и торжественными.

Картина вызывает искренние чувства восторга, сразу всплывают собственные воспоминания зрителя о первом снеге. Действительно, яркий и радостный момент обязательно случался в жизни каждого человека.

Сочинение по картине первый снег пластова 5,6,7 класс

1 вариант

Первый снег - картина русского советского живописца А.А. Пластова, написанная в 1946 году. Ему очень близка деревня, жизнь её людей. Он обращает свое внимание на природу, которая окружает деревню. На картине художник показал небольшой участок деревенской улицы, засыпанной первым снегом.

На улице раннее утро. Об этом можно судить по заснеженной улице, на которой нет следов колес. Не видно протоптанных в снегу тропинок, из труб домов, написанных художником, не струится дымок. Деревня только просыпается. На переднем плане деревянный дом, на крылечке двое ребятишек - брат и сестра. Кто-то из них проснулся раньше, выглянув в окно, увидел первый сне. Тут уж не до сна.

Накинув одежду, ребятишки выбежали на крылечко. Девочка выбежала на крыльцо, одев валенки и набросив теплую шаль. Снег продолжает падать и девочка, запрокинув голову, подставила падающему снегу свое лицо. Братишка успел одеться. На ногах у него также как у сестры валенки, пальто и шапку, скорее всего, одела ему старшая сестренка, чтобы мальчик не смог застудиться.

Может быть, поиграть в снежки, было первым желанием детей, но увидев заснеженную белую улицу, словно в сказке падающие снежинки, они замерли, любуясь ими. Неподалеку бродит ворона, утопая в легком сугробе. Ее, наверное, непонятно, почему так быстро изменилась земля. На голой ветке сидит сорока, которой тоже непонятно появление снега. Несмотря на то, что картина написана только в двух тонах, белом и темном, почти черном, чувствуется торжество природы, её красота.

Первый снег - это начало снежных дней, веселых игр в снегу, горки, каток и снежки. Снег не успел покрыть всю землю, кое-где проглядывает земля, замерзшая трава.

2 вариант

Первый снег - картина, проникнутая любовью к родным краям, окружающей природе. Известный советский живописец А.А. Пластов - автор многих картин о земле, людях. В каждой его картине заметны любовь к людям, которые являются главными лицами в его творчестве. На картинах художника почти всегда присутствуют дети, постоянные участники всех событий. Написал он её в 1946 году.

Картина Пластова А.А показывает первый день зимы, вступающей в свои права. Первый снег, укрывший серую с засохшей травой, землю. Он как будто очистил всё вокруг. Несмотря на серое небо белые снежинки, падающие на землю, создают картину полную свежести и новизны. На переднем плане изба, на крылечке брат и сестра, которые проснувшись ранним утром, увидели первый снег в окошко.

Для них снег - это детские забавы, игра в снежки, лыжи, санки, коньки. Это просто веселые снежные игры. Это дети военных лет, пережившие многое, но не разучившиеся радоваться всему новому. Едва одевшись, девочка, на правах старшей сестры, тепло одела младшего брата. Оба ребенка обуты в теплые валенки довольно большого размера, стоят на крыльце, подставив снежинкам лица. Девочка счастлива, она восхищена падающими кружевными снежинками. Мальчик, напротив, серьёзен, спрятал руки в карманы. Чувствуется, что пришел первый морозец.

Белым снегом, который падал всю ночь, запорошено все вокруг. Снег повсюду - на дороге, на крышах домов. Он пока легок, осев на ветках деревьев, не согнул их. Первый снег удивляет всех: изумленная сорока уселась на ветку берёзы, словно хочет оповестить всех о наступлении зимы. Невозмутимая ворона вышагивает по небольшому сугробу. Цветовые контрасты, в которых создана картина, подчеркивают наступление светлых дней, уход в прошлое темных тяжелых временах. Темный и белый тона - основные, но легкие радужные тона наступающего дня заметны во всех уголках картины.

3 вариант

Первый снег - знакомый художнику с детства пейзаж первого зимнего дня. А.А. Пластов, советский художник, выросший в деревне. Природа близка ему во все времена года. Знакомо ему и чувство, с которым дети встречают первый выпавший снег. На картине А.А. Пластова заснеженная уголок деревни. На крылечке дома дети, по времени написания живописцем картины 1946 год, это дети войны.

Испытавшие все её тяжести эти ребятишки не утратили чувства восторга и радости, удивления и предстоящего светлого будущего. Дети, увидевшие падающие белые снежинки за оконным стеклом испытали чувство обновления и чистоты. Не удержавшись от объятого их восторга, дети выбежали на крылечко. Девочка, как старшая сестра одела младшего брата в пальто и шапку, на его ногах валенки с галошами. Малыш серьёзен, внимательно наблюдает за снегопадом. У него впереди зимние игры, катанье со снежной горки, ледяные катки.

Девчушка, так же, как брат одела на ноги валенки, но в спешке, чтобы быстрее увидеть белое чудо, падающее с неба, накинула на плечи пуховый платок. Она подняла лицо, подставив его навстречу кружащимся снежинкам. Этот белый танец увлек её. Девочка уверена, что её ждет такое же чудо и обновление, которое сейчас принимает земля. Несмотря на серое небо, улица светла и чиста, благодаря укрывшему её снегу. Белое пушистое покрывало легло на ветки деревьев. Кроме сестры и брата на картине ещё одно действующее лицо - мальчик с санками.

Свою радость он не стал сдерживать и ждать друзей. Санки в руки и бегом по заснеженным просторам. Сорока на березе высказывает всем своим видом изумление от наступивших перемен. По снегу важно вышагивает ворон, её тоже интересен первый снег. Картина А.А.Пластова показывает обновление природы. Живописец подчеркивает это легкими штрихами теплого цвета. Холодные контрастные тона: белый и черный разбавлены оттенком розового цвета восходящего солнца, желт-коричневые тона деревьев и кустов.

Аркадий Александрович Пластов – русский художник. Родился в деревне Прислонихе, Ульяновской области. С детских лет очень любил рисовать. Он закончил Московское училище живописи по скульптурному отделению, а живописи обучался самостоятельно. Пластов любил деревню, детей и долго жил и работал в родной Прислонихе. О жизни деревенских детей художник написал много картин («По грибы», «Пастушок»). А.А.Пластов – художник, влюблённый в русскую природу, в русскую землю, в русских людей.

Давайте внимательно рассмотрим картину Пластова "Первый снег". На переднем плане, справа, две детские фигуры - девочки и мальчика. Это брат и сестра. Они с нетерпением ждали наступления зимы, и вот выпал долгожданный первый снег, одел землю белым покрывалом. Радость детей настолько велика, что они не смогли усидеть дома и, кое-как накинув на себя одежонку, выскочили на крыльцо.

Внимательно всмотритесь в выражение лиц девочки и мальчика и постарайтесь понять их эмоциональное состояние. Девочка подставила улыбающееся лицо навстречу падающим снежинкам, а мальчик внимательно, сосредоточенно наблюдает за ними. Художник глубоко раскрывает характеры деревенских детей, подчёркивает то общее, что их объединяет (близость к родной природе), и отличительное (их различное восприятие одного явления).

На втором плане наше внимание привлекает берёза с длинными тонкими ветвями, сквозь которые видны летящие в воздухе снежинки. Сорока на ветке и ворона на снегу дополняют, оживляют деревенский пейзаж. В глубине картины художник изображает лошадь, запряжённую в сани, возчика, еле заметный санный путь. Эти детали наполняют картину неторопливым движением. На заднем плане в серых сумерках видны деревенские избы.

От всей картины веет теплом и покоем, она пронизана чувством безграничной любви художника к родной земле, природе, человеку труда, создающему всё прекрасное на земле. Художник передал свое ощущение свежего зимнего дня и того особого состояния природы, которое бывает в час первого снегопада. Пластов хорошо знает жизнь русской деревни, и в своей картине он сумел показать сельский зимний пейзаж во всей его красоте и прелести. Художник помог нам еще ярче пережить радостное чувство восторга при виде первого снега. Силой своего искусства художник показал светлый и поэтический праздник природы, мы чувствуем этот праздник. Нельзя оставаться равнодушным, глядя на это великолепие природы.

В картине «Первый снег» раскрывается трепетный, чистый мир детских чувств и мыслей. Создавая глубоко проникновенные полотна о детях, художник размышлял о судьбе целого поколения советских ребят. Ведь картина была написана в 1946 году, вскоре после окончания Великой Отечественной войны. И эта радость мира, радость спокойствия, эта вера в будущее наполняет картину особенно глубоким смыслом. Отсюда и само название картины - «Первый снег», которое, несомненно, имеет не только прямое, но и переносное значение - "Первый снег после войны".

Вопросы по картине Пластова "Первый снег"

  1. Что мы видим на переднем плане картины?
  2. Кого мы видим на крыльце? (Девочку лет десяти и мальчика лет семи на крылечке, они радуются первому снегу. Это деревенские ребята.)
  3. Почему дети выбежали на крыльцо своего дома? (Их очень заинтересовал первый снегопад, дети любознательны и наблюдательны, они рады снегу, для них это праздник)
  4. Как одета девочка? (Девочка без верхней одежды, только набросила платок. У девочки валенки не по размеру, видно, одевалась второпях. Дети, наверное, торопились. Им очень хотелось скорее увидеть первый снег.)
  5. Почему девочка закинула голову и смотрит вверх? (Ребята поднимают голову к небу, смотрят на хлопья снега)
  6. Как одет мальчик? (мальчик одет в пальто)
  7. На что они смотрят? (Улицу, белые крыши деревенских изб)
  8. Что выражают их лица? С каким чувством они наблюдают за падающими снежинками? (Восторг, удивление, счастье, радость, восхищение, волнение, интерес)
  9. В какое время суток выпал снег? (Снег выпал ночью, сейчас утро, дети второпях выбежали на крыльцо, они еще не выходили из дома)
  10. Какие приметы сельской жизни вы отметили? Как они помогают оживить картину, сделать её достоверной?
  11. Как изображены на картине деревенские избы на заднем плане?
  12. Только ли дети рады снегу?
  13. Кого мы ещё видим на картине? (Ворону, сороку на берёзе)
  14. Что это за птицы? Что можно сказать о вороне, какая она? (Удивлённая, важная, тревожная) Что можно сказать о сороке? (Выпал снег и сорока прилетела из леса поближе к жилью человека)
  15. Что ещё видим на картине? (Берёзу и мелкий кустарник)
  16. Что можно сказать о кустарнике? (Снег засыпал его нижние ветки, пригнул к земле)
  17. Что можно сказать о берёзе, какая она? (Берёза: сонная, старая, уставшая)
  18. Что изображено на втором плане картины? (Лошадь, запряженная в сани, ямщик, деревенская улица, белые крыши домов)
  19. Какое небо мы видим на картине? (Серое, мрачное, мутное, хмурое, покрыто тучами)
  20. Что можно сказать о земле? (Белая, укуталась одеялом, расстелила ковёр…)
  21. Опишите снег. (Белый, рыхлый, пушистый, серебристый, чистый, яркий, искристый)
  22. Опишите снежинки. (Похожи на звёздочки; лёгкие, как пух; медленно кружатся в воздухе; похожи на кружева…)
  23. Какие краски преобладают на картине? Как они помогают автору раскрыть чувства и радостное настроение детей? (Вся картина пронизана тёплым, мягким светом. Цвета в ней неярки, неброски. Белый, серо-сумрачные тона вызывают в душе зрителя эмоциональный отклик. Художник глубоко прочувствовал изображённое на полотне, и его светлое настроение передаётся зрителю).
  24. Почему художник назвал так свою картину?
  25. Какое впечатление произвела на вас картина, какие чувства в вас вызвала?

Красивые слова для сочинения:

Белые пушинки снега, девочка с младшим братом, невысокое крылечко, улыбающееся лицо девочки, запряжённая в сани лошадь, сосредоточенное лицо мальчика, ворона ищет себе корм в снегу, сорока прилетела из леса поближе к жилью человека, мягкие, светлые тона, с пасмурного неба падали снежинки, зима начала хозяйничать над землёй.

План сочинения

Прежде чем приступить к написанию сочинения, нужно составить его план.

1. Вступление (Начать можно так: "На картине А.А.Пластова я вижу…" или "Проснулись дети утром, выглянули в окно…" или "А.А.Пластов - известный художник двадцатого века...")

2. Основная часть (что изображено на картине Пластова «Первый снег»)

  • Передний план картины. Описание брата и сестры.
  • Второй план картины. Описание берёзы, сороки, вороны, сани и лошадь и т.д.
  • Задний план картины (избы, небо, земля, снег).
  • Краски, использованные на картине.

3. Заключение («В своей картине художник показал…(цвета, настроение)». Моё впечатление от картины Пластова «Первый снег»)

Или план проще:

1. Вступление
2. Радость детей
3. Цвет и настроение картины
4. Мое отношение к картине

Конечно же, у вас может быть свой собственный план сочинения, но он все равно будет состоять из вступления, основной части и заключения.

Примеры сочинений по картине Пластова "Первый снег"

3 класс

На картине А.А.Пластова "Первый снег" я вижу девочку и мальчика на крыльце дома.
Выпал первый снег и дети выбежали на улицу. Девочка одета в жёлтый платок и платье. На мальчике надета теплая шуба и шапка. Дети с восторгом и удивлением смотрят на снег. Рядом на снегу ходит важная ворона. На дереве сидит сорока и тоже с любопытством разглядывает первый снег. В палисаднике замерла старая, уставшая берёза. Улица белая и нарядная. На первом снегу видна дорожка. По ней катит лошадь, запряженная в сани.
Мне понравилась эта картина, потому что я тоже люблю зиму.

Передо мною картина А.А.Пластова "Первый снег".
На этой картине я вижу, как летят красивые, искристые снежинки, похожие на звёздочки. Девочка и мальчик любуются ими. Далеко вверху виднеется хмурое небо. Землю покрыл тонкий зимний ковёр. Старая берёза и та радуется первому снегу. Важная ворона скачет по снегу в поисках пищи. Лошадь с санями весело бежит по улице. Картина пронизана теплыми оттенками красок.
Мне картина понравилась, потому что я тоже люблю первый снег.

Художник А.А.Пластов написал картину "Первый снег" в 1946 году в селе Прислониха. Он жил в деревне и описывал на своих картинах мирную сельскую жизнь. Так была написана картина "Первый снег".
Первый снег. Что это такое? Это восторг, волнение, удивление и, конечно же радость детей. Снег - это большое счастье для них. В тяжёлое и трудное время любая приятная мелочь служит утешением. На лице девочки написан восторг. Она так рада снегу, что успела только накинуть шаль. Мальчик же более тепло одет. Обрадовались зиме!
На картине преобладает бело-розовый цвет. Снег еще не полностью покрыл землю, видны лужи. На снегу сидит ворона. Интересно ей, что это. Виднеется серое небо. Но сама картина розоватая, как мечта.
Мне очень понравилась картина! Как приятно видеть первый снег!

4 класс

Ранним утром ребятишки выглянули в окно и так обрадовались первому снегу, что сразу выбежали на крыльцо. Они даже не успели тепло одеться. Девочка лишь накинула на себя платок и надела валенки не по размеру, а мальчик вышел в расстегнутом пальтишке и шапке. Таким предстают перед нами дети с картины А.А.Пластова "Первый снег".
На первом плане картины изображены брат и сестра. Они рады первому снегу, ведь теперь можно будет играть в снежки, строить снеговика и кататься с ледяной горки. Девочка с восторгом задрала голову и рассматривает вьющиеся в воздухе хлопья снега. Снег уже покрыл все кругом: и землю, и крылечко, и низкий кустарник возле дома, и крыши деревенских изб. Лишь грязная лужа у забора полисадника выдает то, что осень еще не отдала зиме свои права. Серая ворона пытается найти себе корм под слоем первого снега. Сорока прилетела из леса поближе к человеческому жилью в поисках пищи и уселась на старую заснеженную березу. Деревенский житель уже запряг в сани лошадь и отправились по своим делам. Скоро придет настоящая зима.
Краски, которые использовал художник, светлые, спокойных тонов. Они передают нежность утра и первого снега и трепетное отношение автора к нему.
Глядя на эту картину, я вместе с ребятишками испытываю глубокое чувство радости при виде первого снега и мысленно ощущаю его приятный хруст под ногами.

Картина советского художника Пластова А.А. «Первый снег», написанная в середине прошлого века, переносит нас в свое особенное время.
Дети, вышедшие на улицу из деревянной избы, замерли в очаровании происходящего вокруг. Дороги, поля, деревья, ограды, крыши домов, все изменило свой цвет, все побелело, все преобразилось. Лишь лужи проступают сквозь белоснежную простыню холодным темно-свинцовым цветом. Зато, если поднять голову, как это сделала девочка, то можно увидеть кружение белых хлопьев, их танец, подхватываемый ветром, и свежесть, которую он с собой несет. Снежинки кружат и падают повсюду: и на лицо, и на землю.
И здесь возникает особое чувство, когда не просто видишь, но чувствуешь смену сезона, погоды, движение жизни и времени. Этим самым художник хотел показать особенности русской погоды, жизни в деревни, сменяемости сезонов.

Одна из известных картин Пластова «Первый снег» особенно актуальна в осеннюю пору. В это время природа дышит прохладой и первыми заморозками по ночам. И все уже знают, что стоит ждать зимнего преображения.
Именно такое преображение и можно увидеть в картине «Первый снег», когда дети, выйдя из деревянного дома, оторопели от увиденного. Они на мгновение задержались и любуются происходящим. Еще вчера знакомые взору поля, огороды, заборы, крыши домов и деревья сегодня стали совсем другими. Все стало бело.
Детям лишь остается отдаться своим ощущениям и восхищаться преображениям от первого снега, что несет им очередную зиму со всеми ее прелестями и ненастьями. Художник замечательно подметил эту тонкую переходную грань, когда изменение природы несет в себе куда более, нежели просто снег. Ведь это начало нового сезона, начало маленькой, но новой эпохи.

Тема: Подготовка к написанию сочинения по картине А. А. Пластова "Первый снег"
Цели урока:

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. Пластова;

Развивать навыки анализа картины;

Способствовать эмоциональному восприятию произведений искусства;

Воспитывать эстетический вкус;

Развивать речь учащихся, умение логически излагать свои мысли;

Развивать образное мышление;

Обогатить словарный запас учащихся;

Развивать умение излагать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.

Планируемые результаты:

Учащиеся познакомятся с творчеством А. Пластова, научатся правильно составлять план сочинения, подбирать выразительные средства, научатся описывать картину, логически излагать текст.

Оборудование: репродукция картины А. Пластова "Первый снег", ПК, проектор, презентация, музыкальная запись концерта П. Чайковского "Времена года. Зима", кластер, таблица, словари.

Межпредметные связи : литература, ИЗО

Ход урока

I. Орг. момент

II. Актуализация

Учитель: Сегодня нам предстоит открыть удивительный мир русской живописи. Мы познакомимся с творчеством выдающегося русского живописца А. Пластова, увидим его картины.

Поль Гоген говорил, что картины - настоящее сокровище человеческой культуры. Согласны ли вы с этим утверждением?

Сегодня нам предстоит написать сочинение по картине. Но для начала я предлагаю вам стать настоящими учеными, в руки которых попало бесценное творение русского художника. Мы с вами станем первооткрывателями, которые постараются приоткрыть тайну живописи.

Как удавалось мастерам создавать свои шедевры? Какими приемами пользуются художники при создании своих картин.

Готовы, господа ученые к открытиям? Тогда приступим.

III. Работа с картиной

1) Знакомство с художником

На доске - репродукция картины А. Пластова "Первый снег".

Учитель : Вот эту картину нам предстоит исследовать. Как вы думаете, с чего следует начать свое исследование?

Учитель : Господа ученые. Вы правы. Во-первых, нам необходимо раздобыть информацию о создателе этой картины.

Как вы думаете, где можно найти такую информацию? (В библиотеке, в Интернете, в музеях живописи).

Демонстрация презентации.

Учитель : (Слайд № 1) Аркадий Александрович Пластов (1873 - 1972) родился в крестьянской семье в селе Прислониха (Ульяновская обл.) Свой талант живописца унаследовал от деда, который был иконописцем.

Рисовать Пластов начал еще в юном возрасте. Чаще всего изображал природу родного края. Будучи совсем юным, Пластов дал себе клятву "быть живописцем и никем более". И клятву сдержал.

До 1930 года Пластов рисовал политические плакаты, иллюстрировал произведения русских классиков. Но его ранние работы не сохранились, потому что в мастерской случился пожар, и все картины мастера сгорели.

С 1935 года художник стал создавать жанровые картины. И главной его темой навсегда станет природа России, деревенская жизнь, славный труд простых деревенских жителей, восхитительная красота Родины. (Слайды №№ 2-4)

А. Пластова часто называли "певцом крестьянства".

В творчестве художника нашли отражение и годы Великой Отечественной войны. (слайд № 5)

Но до конца жизни главной темой останется природа родного края, его красота и поэтичность, его хрупкость и очарование. (слайды №№ 6-8).

2) Подготовка к восприятию картины

Учитель : Господа ученые, посмотрите теперь на картину "Первый снег".

(Учащиеся рассматривают картину под музыку)

Скажите, соответствует ли она главной теме творчества художника? Почему вы так решили?

Учащиеся делают выводы, что картина также передает красоту природы и главной темой является изображение деревни, простых людей.

3) Анализ личных наблюдений учащихся

Учитель : Картина называется "Первый снег". Закройте на минуту глаза и вспомните тот день в году, когда вы видите за окном первый снег. Какие чувства вы испытываете?

Ответы учащихся (радость, изумление, удивление, восторг, грусть, восхищение)

Слова записываются на доске в виде кластера. (См. приложение)

Учитель : Послушайте, что писал о первом снеге В. Брюсов. (Стихотворение "Первый снег") А какие стихи помните вы о зиме, о первом снеге?

Учащиеся читают отрывки из произведений русских поэтов.

Рекомендации : Учащимся заранее дать задание найти стихотворения, отрывки из рассказов о первом снеге. Или можно привести тексты К. Паустовского, стихотворения А. Пушкина, С. Есенина, А. Фета о зиме, попросить учащихся прочитать со слайдов на презентации)

4) Словарная работа

На доске - таблица, которая будет постепенно заполняться. Таблица послужит опорным материалом при написании сочинения (См. приложение)

Учитель : Найдите в произведениях поэтов и писателей образные выражения о снеге.

Заполняется первая строка таблицы.

5) Беседа по содержанию картины

Какое время года изображено на картине?

Как вы определили, что это начало зимы?

Какое время суток изображено на картине?

Знаменитый художник П. Пикассо заметил, что художник рисует не то, что видит, а то, что чувствует. Когда вы перечисляли свои эмоции по поводу первого снега, вы говорили о радости, об удивлении, о восхищении.

Составление кластера (см. Приложение).

Глядя на эту картину, испытываете ли вы эти эмоции? Удалось ли художнику передать эти чувства?

6) Словарная подготовка к сочинению

Учитель : Теперь, господа ученые, и наступило время разобраться, какие приемы использует художник, чтобы так ярко передать чувства.

Вы знаете, что у каждой картины есть 2 плана: передний и задний. Что изображено на переднем плане? (девочка, мальчик, снег, крыльцо, береза). А на заднем фоне? (ворона, лошадь, дома, сани)

Попробуйте к каждому слову подбирать описания.

Например, снег - пушистый, укрыл землю, робкий, нарядил деревья, запорошил.

Береза: Изображена только часть березы, потому что главное в картине - дети и их восторг. Припорошена снегом, укуталась, нежная, большая, с раскидистыми ветвями.

(По ходу беседы идет заполнение таблицы. Попросите учащихся не повторяться в выборе слов, искать новые сравнения, эпитеты, составлять словосочетания и предложения.)

Учитель : Теперь давайте рассмотрим, какие чувства и эмоции испытывают герои картины.

Дети: удивлены, девочка запрокинула голову к небу, на ее лице восторг. Мальчик рад, видимо думает о том, что теперь можно будет вдоволь накататься на санках или слепить большого снеговика.

Ворона: удивлена такой разительной перемене, что-то ищет в снегу, хочет его попробовать.

(Заполняется третья графа таблицы)

Как вы думаете, удалось ли художнику передать единство живой и неживой природы? Как он этого достиг? (Снег покрывает деревья, крыши домов. Вдали уже виднеются сани. Кажется, что вся земля рада обновлению).

7) Анализ художественных приемов

Учитель : А теперь, господа ученые, мы с вами приоткроем тайну создания картины. Посмотрите внимательно. Какие краски использовал художник? (белый, коричневый, черный, синий, голубой).

Художник использует яркие цвета или оттенки? (оттенки: лиловый, серо-голубой, серовато-розовый, светло-коричневый).

Почему А. Пластов выбрал не яркие тона, а мягкие, пастельные? (Чтобы передать хрупкость, подчеркнуть свежеть и чистоту первого снега, теплое отношение к изображаемому.)

Какой тон вы бы назвали главным? (розовый)

Почему художник выбрал розовый оттенок? Что он передает, какие эмоции вызывает? (восторг, умиление, нежность. Он помогает ощутить наступление праздника)

А как художник передает белизну снега? (синими, голубыми оттенками)

Как вы думаете, почему А. Пластов выбрал вертикальный формат для картины? (Снег сыплется с неба. Так художник подчеркивает бездонность неба. Он хочет передать, что это лишь начало праздника, начало зимы.)

IV. Работа по развитию речи

Учитель : Вам, господа ученые, теперь предстоит написать сочинение, в котором вы отразите все свои находки. Но, чтобы сочинение было грамотным и интересным, важно, чтобы слова не повторялись. В этом нам помогут словари синонимов. Давайте поищем синонимы к совам, которые помогут нам избежать частых повторений одного и того же слова.

Работа со словарями. Ищут синонимы к словам: художник, нарисовал, картина. Запись синонимов на доске.

V. Составление плана

Учитель : Чтобы сочинение было связным, нам необходимо составить план. Я предлагаю такой план:

1. Знакомство с художником.

2. Первый день зимы.

3. Первый снег глазами художника.

4. Дети - главные герои картины.

5. Изобразительные средства картины.

6. Мое отношение.

Обсуждение плана: что относится к вступительной, основной и заключительным частям.

Учитель : Я предлагаю так закончить сочинение. (слайд № 9). Выберите тот вариант, который передает ваше отношение. А как бы вы закончили сочинение?

VI. Составление устного рассказа по картине

Учащиеся составляют рассказ по картине устно.

VII. Написание сочинений

Учащиеся пишут сочинения сначала в черновиках. Самопроверка сочинений. Переписывают набело.

VIII. Чтение и анализ сочинений