Мое впечатление о картине первый снег. Сочинение по картине «Первый снег» Пластова А

Описание темы:
      Трогательные чувства, возникающие в душе каждого человека - выпадение первого снега. Даже в городе от шума и суеты может отвлечь внезапно переменившаяся картина улицы, покрытой первым снегом. Первый снег всегда несет мимолетную радость долгого, в течении всей осени, ожидания зимы. Описание первого снега в картине Пластова "Первый снег".

На картине мы видим небольшой фрагмент крестьянской жизни. Перед нами порог деревянного дома, за ним - береза. Вдали виднеется еще изба. Падает снег. Видимо, он начал падать давно, потому что вся земля покрыта снегом, намело уже довольно большие сугробы. На один из сугробов на заднем плане приземлилась ворона.

Как и всегда в пейзажных работах Пластова, их центром являются человеческие фигуры. На этот раз парочка детей - мальчик лет шести и девочка чуть старше. Скорее всего, они с опозданием выглянули в окно, увидели, что идет снег, и стали поспешно одеваться. Ярко-желтый платок девочки, впопыхах накинутый и прикрывающий почти всю ее фигурку, вносит в картину искру неожиданной радости.

Наверное, дети торопились играть, кинуться в снег, бросаться снежками, но, выскочив на порог, остановились, завороженные снегопадом. Хлопья снега плавно опускаются перед ними. Замерев на пороге, дети в восторге озираются вокруг и не решаются пока что двинуться дальше.

Скупость художника на цвета и детали в этой картине объясняется тем, что она была написана в 1946 году, в суровое, безрадостное, голодное, послевоенное время. Но даже тогда дети верили в сказку и в чудо. Нетронутую детскую душу художник сравнил с чистым первым снегом. Для него чудо - и дети, которые не разучились радоваться и восхищаться, и первый снег, пушистый, ослепительно-белый.

Сочинение: описание картины Левитана "Зимой в лесу"

Левитан "Зимой в лесу"

Описание темы:
      Холодная и до мурашек по спине красивая картина зимнего леса и одиноко бродячего волка. Художественное описание картины Левитана "Зимой в лесу ".

Зимой в лесу.




Великий живописец Исаак Левитан еще учеником художественного училища проявил себя как талантливый пейзажист: в 16 лет он уже был отмечен на выставке наряду со знаменитыми тогда художниками. Каждый его пейзаж волновал зрителя. Секрет таился в таланте художника и его безмерной любви к русской природе. Но сам художник в эти годы был несчастен: он рано осиротел, его преследовали нищета и бесправие, ему приходилось бороться за существование и это,безусловно, сказывалось на его настроении, на настроении картин, которые он писал. Его душевному состоянию соответствует картина "Зимой в лесу. Волк" (есть и другая картина Левитана с названием "Зимой в лесу").

Эта картина написана художником в возрасте 25 лет. К тому времени он уже мастерски владел техникой пейзажа, понимал его "душу", мог передать лирику и выразить через пейзаж свои чувства, был довольно известным, но все еще продолжал сильно нуждаться и страдать.

На картине мы видим зимний лес, черный, голый, прозрачный, холодный. Белый снег, черные деревья, серое низкое небо, тонкие ветки кустарника, торчащие из-под снега - все выглядит безрадостным, печальным, унылым. Вдали лес более густой, стоит сплошной темной стеной. На переднем плане - опушка, редкие деревья, мощные черные стволы их производят удручающее впечатление. От пейзажа веет одиночеством, тоской, грустью, бесконечным холодом. И любовью - так грустят и печалятся о чем-то любимом, что не оставляет равнодушным.

Левитан дружил с другим художником-пейзажистом, Алексеем Степановым. В то время они много ездили вдвоем, искали материал для своих картин и даже жили вместе. В их картинах много похожего и различного. Например, Левитан больше любил "чистый пейзаж" - без присутствия в нем живых существ или людей. А Степанов очень любил выразить настроение через фигуры присутствующих в картине фигур животных или людей. Этот художник был также выдающимся анималистом - он умел не просто точно нарисовать животное, но и придать ему характер. Особенно удавались ему волки. Ему нравилась дикая и немного страшная красота этих животных. Однажды на охоте - а Степанов был еще и хорошим охотником - он целился в волка и уже готов был выстрелить, но опустил ружье, пораженный красотой зверя.

Когда Левитан закончил свой пейзаж "Зимой в лесу", он показал его другу. Они оба видели, что картина удалась и все же ей не хватает еще одного акцента, чтобы услить тему одиночества, отчаяния, тоски. И тогда мастер-анималист Степанов твердой рукой внес в пейзаж Левитана фигуру одинокого волка - сильного, матерого зверя, который также бессилен перед холодом и голодом, как и остальные. И картина стала называться "Зимой в лесу. Волк".

Http://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/

Кисти А. Пластова, выдающегося русского художника рубежа XIX — XX веков, принадлежит много жанровых картин, пейзажей и портретов.

Большинство его произведений пропитано преданностью своей земле, природе и народу. Художник умел показывать на своих полотнах сельских детей. Они были героями большинства его картин, в которых история неразрывно связана с ландшафтом, давая картинам лиризм и поэзию.

На неповторимой картине «Первый снег» изображен один из первых дней зимы, которая только начинает набирать силу. Осенью длинные затяжные дожди льют непрерывно, а грязь и слякоть - печальное настроение, которое они вызывают. Когда идет первый снег, земля меняется. Для детей это необыкновенное счастье и восторг. Снег - долгожданное явление после дождливой осени, ведь пришла пора зимних развлечений: играть в снежки, лепить снеговиков, кататься на коньках вниз по склону на санках или лыжах. Как хочется упасть в снег и растянуться на мягком покрывале, пока заботливая бабушка не гонит в дом, чтобы не простудиться.

Картина увидела свет в 1946г. Перед нами дети военных лет, которые испытали много трудностей. Первый снег приводит в восторг детей, они рады, потому что с зимой приходит отдых. Художник передал нам в своей картине восхищение, счастье и радость из детства от увиденного снега. Детвора, видя снег из окна, мгновенно выбежали из дома, чтобы полюбоваться им наяву. Они мигом очутились на крыльце дома и остолбенели в восторге, глядя на это диво. Девочка выбежала в такой спешке, что забыла накинуть пальто. Она надела на голову яркий платок и обула ботинки не по размеру.

Девочка стоит без верхней одежды, но ей не холодно, она сосредоточена на острых четких и белых снежинках, падающих с неба. Ее озорные веселые глаза глядят на белый пушок, кружащийся вокруг. Девушка улыбается. Рядом стоит мальчуган, вероятно, меньший брат. Он одет в черное пальто, ушанку и валенки с калошами. Руки мальчика спрятались в карманы. Он смотрит на снежную сцену с серьезным выражением на лице. Белый снег покрыл все вокруг: крыльцо, землю, крыши, ветки деревьев и кустов. Но мороз не ощущается. В палисаднике в небольшой луже снег тает, и черное пятно хорошо видно. В левой части картины возле дома растет береза и небольшой куст. Ствол березы возвысился над крышей дома.

Остатки серых ветвей и листьев, покачиваясь в порывах зимнего ветра, наводят на грустные воспоминания о недавней осени. На ветвях сидит сорока. Она подняла свой хвост и качает головой, наблюдая, как падает снег. Поблизости палисадника можно увидеть птицу. Она идет по белоснежному покрывалу земли. Кажется, она также радуется снежному покрову. Позади детей на картине широко раскинулась деревенская улица с очертаниями домов. Дети как бы застыли в своем любопытстве.

Снежный вальс создает светлый фон и пестрит теплыми оттенками: светло-розовым и светло-голубым. Глядя на незабываемую картину великого художника, появляется впечатление единства природы и человека. Все вокруг ликуют изменению убранства земли, забывая об осенней непогоде. Темные улицы и старые дома становятся белыми, праздничными и торжественными.

Картина вызывает искренние чувства восторга, сразу всплывают собственные воспоминания зрителя о первом снеге. Действительно, яркий и радостный момент обязательно случался в жизни каждого человека.

Крутяк! 45

Картина выдающегося великого художника А.А.Пластова не может оставить никого равнодушным. Она вызывает умиленные чувства при виде появления первого снега. Первый снег постоянно доставляет пусть и не большую, но всё-таки радость ожидания зимы.

Картина «Первый снег» была нарисована великим художником А.А.Пластовым в средине ХХ века. На холсте автор произведения изобразил фрагмент деревенской жизни. На небольшом деревянном крылечке стоят двое детей, скорее всего это брат и сестра. Они только что вышли из своего деревянного дома на крылечко полюбоваться первым выпавшим снегом. Сбоку от детей, в небольшом палисаднике, примыкающем к деревянному дому, на переднем плане зритель видит березу, а за ней не большой кустарник. Ствол березы поднялся выше дома, раскинув свои гибкие ветви, на которых качаются сережки при слабом ветерке. А чуть дальше на улице перед палисадником спокойно сидит ворона.

Дети быстро поспешили на улицу, когда они вышли на крылечко когда уже снег тонким белым, пушистым покрывалом покрыл почти всю землю. О том, что дети спешили полюбоваться снегом, зритель замечает по одежде старшей сестры. Одев своего брата в черное пальто, шапку-ушанку, и на ноги обув ему валенки, она наспех накинула себе на плечи ярко-желтую шаль, которая почти полностью укрыла ее небольшую детскую фигурку, а под шалью тоненькое платьице. Однако девочка не чувствует холода. Выскочив за порог, дети застыли и стали наблюдать за падающими хлопьями снега. Художник на картине смог выразить восторг детей, застывших на крылечке, смотревших по сторонам и не решающихся двигаться дальше.

Первый белый снег, можно сказать, накрыл всю землю, дома, крыльцо на котором стоят дети, деревья и кустарники. Однако глядя на картину понимаешь, что сильного мороза еще нет, так как под палисадником видна небольшая лужа, а попадая в нее снег тает. Поэтому темное пятно этой лужи хорошо выделяется на белоснежном зимнем покрывале.

Глядя на картину чувствуешь гармонию живой и неживой природы, а так же человека. Все что видит на картине ее созерцатель, можно сказать, торжествует, радуется этому новому первому снегу. Темные деревенские улицы и дома обновляются, одевая свой белый праздничный наряд.

Вначале когда смотришь на полотно, может показаться, что картина мрачная потому, что художник применяет сочетание темного и белого. Но это не так. Сочетанием этих тонов автор произведения хотел передать переход осени в зиму, показать начало зимы и ее самый первый снег. За три мрачных и сырых осенних месяца люди устают, а с появлением первого пушистого снега на их лицах появляется выражение радости. Заканчивается осенняя слякоть, на улице от снега становится светлее, а детвора сможет придаваться радостным зимним забавам.

Эта картина вызывает только радостные и восторженные чувства у своего зрителя. Все-таки такой простой, но в то же время счастливый момент был у человека как минимум один раз в год на протяжении всей его жизни. Стоя перед этим полотном, хочется вместе с детьми восхищаться этим необыкновенно красивым первым пушистым снегом.

Ещё больше сочинений по картине Пластова «Первый снег»:

Кисти Александра Аркадьевича Пластова - вы­дающегося русского живописца конца XIX - начала XX века, лауреата нескольких премий - принадле­жат многие жанровые картины, пейзажи и портреты: «Колхозный праздник», «Жатва», «Сенокос», «Витя - подпасок», «Ужин трактористов», «Летом» и другие.

Каждая из его картин проникнута любовью к родному краю, природе, людям и родине в целом. Александр Аркадьевич любил изображать в своих картинах де­ревенских детей. Именно они стали героями боль­шинства его живописных полотен, в которых сюжет неразрывно связан с пейзажем, придающим картинам лиричность и поэтичность.

На картине А. А. Пластова «Первый снег» изоб­ражён один из первых дней наступившей зимы. Она ещё только начинает вступать в свои права. Наконец- то прекратились долгие затяжные дожди, нет грязи и слякоти, грустного настроения, которое они вы­зывают. Падает первый снег. Земля преображается. Первый снег для детей - это необыкновенное сча­стье, восторг, радость и удовольствие. Снег - это долгожданные после дождливой осени зимние забавы: игра в снежки, лепка снеговика, катание с горки на санках или лыжах, по льду на коньках. Да и просто можно упасть в снег и растянуться в нем как на мягкой перине, пока мама не побранит и не велит быстро встать чтобы не простудиться. А. А. Пластов написал картину Первый снег в 1946 году. Перед нами - дети войны, на долю которых выпало много тяжелых испытаний.

Но к счастью, они не перестали радоваться и смеяться. Первый снег приводит детей в восторг, они рады наступающей зиме и грядущим зимним забавам. Художник запечатлел в своей картине момент дет­ского восхищения, счастья и радости от первого снега. Девочка и мальчик, увидев снег в окошко, быстро выбежали на улицу полюбоваться происходящим. Они остановились на крыльце бревенчатого дома и застыли от восторга, глядя на первый снег. Девочка так торопи­лась на улицу, что забыла одеть пальто. Она накинула на голову большой светлый платок, надела валенки не по размеру и быстро выбежала на улицу.

Девочка стоит в одном белом платье или ночной рубашке, но ей не холодно - она увлечена белоснежными снежинка­ми, падающими с серого небосклона. Её лицо поднято вверх, озорные радостные глаза смотрят на белый пух, кружащий повсюду. Девочка улыбается. Рядом с ней стоит мальчик, вероятно, младший братишка. Он одет в чёрное пальто, на голове - тёмная шапка- ушанка, на ногах - валенки с калошами. Руки маль­чик спрятал в карманы. Он следит за происходящим с серьёзным выражением лица и спокойно наблюдает за падающими снежинками.

Источник: sochineniye.ru

Аркадий Пластов - русский живописец, который жил в советское время. Он родился в деревне и больше всего любил рисовать деревню, деревенскую жизнь и крестьян. Ему нравились яркие, захватывающие цвета. А вот картина Пластова «Первый снег» в цветовом выражении довольно однообразная, тусклая, ее главные цвета - белый и серо-коричневый. Но и это не делает картину скучной. Наоборот, она «теплая», несмотря на то, что изображает зиму.

На картине мы видим небольшой фрагмент крестьянской жизни. Перед нами порог деревянного дома, за ним - береза. Вдали виднеется еще изба. Падает снег. Видимо, он начал падать давно, потому что вся земля покрыта снегом, намело уже довольно большие сугробы. На один из сугробов на заднем плане приземлилась ворона.

Как и всегда в пейзажных работах Пластова, их центром являются человеческие фигуры. На этот раз парочка детей - мальчик лет шести и девочка чуть старше. Скорее всего, они с опозданием выглянули в окно, увидели, что идет снег, и стали поспешно одеваться. Ярко-желтый платок девочки, впопыхах накинутый и прикрывающий почти всю ее фигурку, вносит в картину искру неожиданной радости.

Наверное, дети торопились играть, кинуться в снег, бросаться снежками, но, выскочив на порог, остановились, завороженные снегопадом. Хлопья снега плавно опускаются перед ними. Замерев на пороге, дети в восторге озираются вокруг и не решаются пока что двинуться дальше.

Скупость художника на цвета и детали в этой картине объясняется тем, что она была написана в 1946 году, в суровое, безрадостное, голодное, послевоенное время. Но даже тогда дети верили в сказку и в чудо. Нетронутую детскую душу художник сравнил с чистым первым снегом. Для него чудо - и дети, которые не разучились радоваться и восхищаться, и первый снег, пушистый, ослепительно-белый.

Источник: сезоны-года.рф

На картине художника Пластова «Первый снег» нарисован деревенский дом. Его крыльцо всё засыпано снегом, а дверь распахнута. На крыльце стоят двое детей, мальчик и девочка. Наверное, они только что проснулись и увидели в окно падающий снег. Крупные, тщательно выписанные художником хлопья заметают улицу. А ведь первый снег - это такое событие! Он преображает все вокруг. Обычный деревенский пейзаж может превратиться в дом Снежной Королевы. Сразу же хочется потрогать холодное чудо, посмотреть на него поближе. Пока что снег просто лежит вокруг дома густым толстым слоем. Но скоро дети начнут лепить снежки, сваляют снеговика. Тогда для них начнется настоящая зима.

В описании картины «Первый снег» Пластова главные герои как раз эти двое детей. Младшая из них, девочка, одета в летнее платьице и в валенки. А на голове у нее мамин или бабушкин теплый большой платок. Он золотого, летнего цвета. Посреди летящего снега девочка похожа на цветок. Она так торопилась на улицу, что даже не надела пальто. На первом плане виднеется ее радостное лицо. Девочка запрокинула голову вверх, приоткрыла розовый ротик и любуется падающими снежинками. Черные глаза разгорелись, а непослушная челка растрепалась. От ее искренней радости и самому хочется улыбаться.

Мальчик одет теплее. У него есть и пальто, и валенки, и шапка-ушанка. И на снег он смотрит совершенно по-другому. Сосредоточенно и чуть удивленно. Мне кажется, что он выбежал из дома не только для того, чтобы полюбоваться снегом. Сейчас он уведет сестренку в тепло. Пусть она оденется, а потом уже бежит играть.

Когда я писал сочинение по картине «Первый снег» Пластова, я долго ее рассматривал. На ней нарисовано много всего красивого. Возле дома растет большая береза. Ее ветки уже укрыл снег. Дерево заботливо обнесено палисадником. Наверное, хозяевам она очень дорога. Среди других замеченных мною деталей выделяется важно расхаживающая ворона. Ее черная фигура отчетливо видна на снегу. На заднем плане картины виднеется еще один дом. Его уже сильно занесло снегом. А возле него остановился мужчина на санях. Его тоже заворожила красота первого выпавшего снега.

Еще мне очень понравились цвета на картине. В основном это белый, серый и розовый. Их красиво оттеняет черная краска на доме и березовых ветках. Благодаря этому при взгляде на картину создается радостное ощущение. Я думаю, в этой картине художник хотел сказать, что и самая обычная вещь может стать праздником. Главное - суметь ее заметить, как это сделали дети на картине.

3.Дома и деревья

4. Цвета картины

Картину "Первый снег" написал Пластов Аркадий.

Главные персонажи - дети. Они выбежали на крылечко, посмотреть на первый снег. Ребята одели валенки. На голове девочки большой платок, видимо накинутый наспех. Ребята с восторгом смотрят на падающие снежинки и радуются зиме. Снег уже укрыл землю и крыши домов.

У дома растёт большая берёза, окружённая маленьким забором. А рядом сидит ворона. Вдалеке виднеются дома. Еще можно рассмотреть человека, который едет в санях, управляя лошадью.

Белого цвета здесь больше всего, так как снега выпало много. И серая, унылая осень преобразилась. Художник хотел показать, как красив первый снег, как от него становится радостно. По моему мнению пора первого снега одна из самых прекрасных в году.

Сочинение по картине Первый снег Пластова 4 класс

2.Дома и береза

3.Цвета картины

4.Мое мнение

Картину "Первый снег" написал знаменитый художник Пластов Аркадий Александрович. На переднем плане мы можем увидеть маленьких детишек, вышедших из своего дома, чтобы увидеть первый снег. Дети радуются, наблюдая за маленькими, лёгкими снежинками.

Изба деревянная, около неё растет белая берёза, окруженная небольшим забором. Рядом ворона, на фоне белого снега она яркая. На заднем плане стоят дома, крыши которых уже покрыты снегом. По дороге на санях едет человек, держась за вожжи. Снег почти всё засыпал, укрыв землю от морозов, которые скоро придут.

Больше всего на картине белых и коричневых тонов. Краски не очень яркие. Где-то ещё проглядывается чёрная земля. Возможно снег не растает и зима скоро вступит в свои права.

Художник показал красоту прихода зимней поры, как она становится радостью каждого ребёнка. По моему мнению первый снег очень красив и автору картины удалось это передать.

Сочинение по картине "Первый снег" Пластова 7 класс

2.Главные герой

3. Второстепенный план

4.Цветовая гамма картины

5.Мое мнение

Картину Первый снег написал знаменитый художник Пластов Аркадий Александрович.

На переднем плане изображены маленький мальчик с девочкой, которые вышли из избы, чтобы посмотреть на первые дыхания зимы и насладиться свежим, морозным воздухом. На ногах у них валенки, мальчик в пальто, а на девочке большой платок. Видимо она одела брата, а сама просто накинула шаль, - так велико было желание выйти на улицу. Дети радуются, глядя на падающие снежинки. Девочка улыбается, подняв голову вверх, чувствуется восторг и восхищение.

Изба небольшая, деревянная. Около неё, почти закинув ветви на крышу растет белая берёза, так красиво вписывающаяся в общий колорит. А рядом небольшой куст, который уже припорошило снегом. Ворона сидит на земле и выделяется на белом фоне. Ей, судя по всему тоже нравится ходить по первому снегу. На заднем плане картины видны дома, их крыши припорошило снегом. По дороге, крепко взявшись за вожжи, и стоя на санях, запряжённых лошадью, едет кучер.

Погода очень приятная, тихая. Колорит картины насыщен белым сиянием снега. Коричневыми и блеклыми цветами. Глядя на картину, нетрудно догадаться, что хотел передать автор этого творения. А именно, всю ту неповторимую красоту пришествия зимы. Тот белоснежный окрас природы, который заставляет зрителей ощущать красоту белого убранства зимы.

Сочинение по картине Первый снег Пластова 9 класс

1.Главные герой

2. Второстепенный план

3.Цветовая гамма картины

4.Мое мнение

Автор картины Первый снег - знаменитый русский живописец Аркадий Александрович Пластов. На переднем плане изображены маленькие дети, а именно: мальчик и девочка, которые вышли из избы, чтобы посмотреть на первый снег. Снежинки укрыли белым покрывалом всё вокруг. Дети наслаждаются морозным воздухом, они смотрят на падающий снег и на их лицах восторг. Ребятишки одеты по-разному. На мальчике пальто, шапка и валенки. Его сестра тоже в валенках, но выбежала в платье, накинув на голову большой светлый платок желтого цвета.

Около дома, широко раскинув ветки, растет берёза, так хорошо вписывающаяся в общий колорит светлых красок. Вблизи у забора видно маленькую птицу – ворону. На заднем плане деревенские дома, их крыши уже укрыты снегом. За березой изображён человек, едущий на санях. Повсюду наблюдается тихая и спокойная погода.

Основные цвета картины - белый цвет и коричневые тона. Оттенки не слишком яркие, даже чуть-чуть приглушённые, но это не портит атмосферы радости. Наоборот, белый снег вызывает радость и настроение. После унылой осени, так красива наша природа под белым покрывалом. И кажется уже скоро наступит полное царствование зимы.

Смотря на это творение, не сложно догадаться, что хотел передать нам автор. А именно, всю красоту и идеальную атмосферу счастья, которое приносит первый приход зимней поры. Однозначно, такой белоснежный облик природы, заставляет зрителей волнующе радоваться и искренне наслаждаться пейзажами зимнего времени. По моему мнению пора первого снега и прихода зимы, замечательное время. Пусть даже холодное, но всё - таки согревающее душу. И автору целиком и полностью удалось изобразить это на своей картине.

Тема: Подготовка к написанию сочинения по картине А. А. Пластова "Первый снег"
Цели урока:

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. Пластова;

Развивать навыки анализа картины;

Способствовать эмоциональному восприятию произведений искусства;

Воспитывать эстетический вкус;

Развивать речь учащихся, умение логически излагать свои мысли;

Развивать образное мышление;

Обогатить словарный запас учащихся;

Развивать умение излагать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.

Планируемые результаты:

Учащиеся познакомятся с творчеством А. Пластова, научатся правильно составлять план сочинения, подбирать выразительные средства, научатся описывать картину, логически излагать текст.

Оборудование: репродукция картины А. Пластова "Первый снег", ПК, проектор, презентация, музыкальная запись концерта П. Чайковского "Времена года. Зима", кластер, таблица, словари.

Межпредметные связи : литература, ИЗО

Ход урока

I. Орг. момент

II. Актуализация

Учитель: Сегодня нам предстоит открыть удивительный мир русской живописи. Мы познакомимся с творчеством выдающегося русского живописца А. Пластова, увидим его картины.

Поль Гоген говорил, что картины - настоящее сокровище человеческой культуры. Согласны ли вы с этим утверждением?

Сегодня нам предстоит написать сочинение по картине. Но для начала я предлагаю вам стать настоящими учеными, в руки которых попало бесценное творение русского художника. Мы с вами станем первооткрывателями, которые постараются приоткрыть тайну живописи.

Как удавалось мастерам создавать свои шедевры? Какими приемами пользуются художники при создании своих картин.

Готовы, господа ученые к открытиям? Тогда приступим.

III. Работа с картиной

1) Знакомство с художником

На доске - репродукция картины А. Пластова "Первый снег".

Учитель : Вот эту картину нам предстоит исследовать. Как вы думаете, с чего следует начать свое исследование?

Учитель : Господа ученые. Вы правы. Во-первых, нам необходимо раздобыть информацию о создателе этой картины.

Как вы думаете, где можно найти такую информацию? (В библиотеке, в Интернете, в музеях живописи).

Демонстрация презентации.

Учитель : (Слайд № 1) Аркадий Александрович Пластов (1873 - 1972) родился в крестьянской семье в селе Прислониха (Ульяновская обл.) Свой талант живописца унаследовал от деда, который был иконописцем.

Рисовать Пластов начал еще в юном возрасте. Чаще всего изображал природу родного края. Будучи совсем юным, Пластов дал себе клятву "быть живописцем и никем более". И клятву сдержал.

До 1930 года Пластов рисовал политические плакаты, иллюстрировал произведения русских классиков. Но его ранние работы не сохранились, потому что в мастерской случился пожар, и все картины мастера сгорели.

С 1935 года художник стал создавать жанровые картины. И главной его темой навсегда станет природа России, деревенская жизнь, славный труд простых деревенских жителей, восхитительная красота Родины. (Слайды №№ 2-4)

А. Пластова часто называли "певцом крестьянства".

В творчестве художника нашли отражение и годы Великой Отечественной войны. (слайд № 5)

Но до конца жизни главной темой останется природа родного края, его красота и поэтичность, его хрупкость и очарование. (слайды №№ 6-8).

2) Подготовка к восприятию картины

Учитель : Господа ученые, посмотрите теперь на картину "Первый снег".

(Учащиеся рассматривают картину под музыку)

Скажите, соответствует ли она главной теме творчества художника? Почему вы так решили?

Учащиеся делают выводы, что картина также передает красоту природы и главной темой является изображение деревни, простых людей.

3) Анализ личных наблюдений учащихся

Учитель : Картина называется "Первый снег". Закройте на минуту глаза и вспомните тот день в году, когда вы видите за окном первый снег. Какие чувства вы испытываете?

Ответы учащихся (радость, изумление, удивление, восторг, грусть, восхищение)

Слова записываются на доске в виде кластера. (См. приложение)

Учитель : Послушайте, что писал о первом снеге В. Брюсов. (Стихотворение "Первый снег") А какие стихи помните вы о зиме, о первом снеге?

Учащиеся читают отрывки из произведений русских поэтов.

Рекомендации : Учащимся заранее дать задание найти стихотворения, отрывки из рассказов о первом снеге. Или можно привести тексты К. Паустовского, стихотворения А. Пушкина, С. Есенина, А. Фета о зиме, попросить учащихся прочитать со слайдов на презентации)

4) Словарная работа

На доске - таблица, которая будет постепенно заполняться. Таблица послужит опорным материалом при написании сочинения (См. приложение)

Учитель : Найдите в произведениях поэтов и писателей образные выражения о снеге.

Заполняется первая строка таблицы.

5) Беседа по содержанию картины

Какое время года изображено на картине?

Как вы определили, что это начало зимы?

Какое время суток изображено на картине?

Знаменитый художник П. Пикассо заметил, что художник рисует не то, что видит, а то, что чувствует. Когда вы перечисляли свои эмоции по поводу первого снега, вы говорили о радости, об удивлении, о восхищении.

Составление кластера (см. Приложение).

Глядя на эту картину, испытываете ли вы эти эмоции? Удалось ли художнику передать эти чувства?

6) Словарная подготовка к сочинению

Учитель : Теперь, господа ученые, и наступило время разобраться, какие приемы использует художник, чтобы так ярко передать чувства.

Вы знаете, что у каждой картины есть 2 плана: передний и задний. Что изображено на переднем плане? (девочка, мальчик, снег, крыльцо, береза). А на заднем фоне? (ворона, лошадь, дома, сани)

Попробуйте к каждому слову подбирать описания.

Например, снег - пушистый, укрыл землю, робкий, нарядил деревья, запорошил.

Береза: Изображена только часть березы, потому что главное в картине - дети и их восторг. Припорошена снегом, укуталась, нежная, большая, с раскидистыми ветвями.

(По ходу беседы идет заполнение таблицы. Попросите учащихся не повторяться в выборе слов, искать новые сравнения, эпитеты, составлять словосочетания и предложения.)

Учитель : Теперь давайте рассмотрим, какие чувства и эмоции испытывают герои картины.

Дети: удивлены, девочка запрокинула голову к небу, на ее лице восторг. Мальчик рад, видимо думает о том, что теперь можно будет вдоволь накататься на санках или слепить большого снеговика.

Ворона: удивлена такой разительной перемене, что-то ищет в снегу, хочет его попробовать.

(Заполняется третья графа таблицы)

Как вы думаете, удалось ли художнику передать единство живой и неживой природы? Как он этого достиг? (Снег покрывает деревья, крыши домов. Вдали уже виднеются сани. Кажется, что вся земля рада обновлению).

7) Анализ художественных приемов

Учитель : А теперь, господа ученые, мы с вами приоткроем тайну создания картины. Посмотрите внимательно. Какие краски использовал художник? (белый, коричневый, черный, синий, голубой).

Художник использует яркие цвета или оттенки? (оттенки: лиловый, серо-голубой, серовато-розовый, светло-коричневый).

Почему А. Пластов выбрал не яркие тона, а мягкие, пастельные? (Чтобы передать хрупкость, подчеркнуть свежеть и чистоту первого снега, теплое отношение к изображаемому.)

Какой тон вы бы назвали главным? (розовый)

Почему художник выбрал розовый оттенок? Что он передает, какие эмоции вызывает? (восторг, умиление, нежность. Он помогает ощутить наступление праздника)

А как художник передает белизну снега? (синими, голубыми оттенками)

Как вы думаете, почему А. Пластов выбрал вертикальный формат для картины? (Снег сыплется с неба. Так художник подчеркивает бездонность неба. Он хочет передать, что это лишь начало праздника, начало зимы.)

IV. Работа по развитию речи

Учитель : Вам, господа ученые, теперь предстоит написать сочинение, в котором вы отразите все свои находки. Но, чтобы сочинение было грамотным и интересным, важно, чтобы слова не повторялись. В этом нам помогут словари синонимов. Давайте поищем синонимы к совам, которые помогут нам избежать частых повторений одного и того же слова.

Работа со словарями. Ищут синонимы к словам: художник, нарисовал, картина. Запись синонимов на доске.

V. Составление плана

Учитель : Чтобы сочинение было связным, нам необходимо составить план. Я предлагаю такой план:

1. Знакомство с художником.

2. Первый день зимы.

3. Первый снег глазами художника.

4. Дети - главные герои картины.

5. Изобразительные средства картины.

6. Мое отношение.

Обсуждение плана: что относится к вступительной, основной и заключительным частям.

Учитель : Я предлагаю так закончить сочинение. (слайд № 9). Выберите тот вариант, который передает ваше отношение. А как бы вы закончили сочинение?

VI. Составление устного рассказа по картине

Учащиеся составляют рассказ по картине устно.

VII. Написание сочинений

Учащиеся пишут сочинения сначала в черновиках. Самопроверка сочинений. Переписывают набело.

VIII. Чтение и анализ сочинений