Конспект НОД «Откуда хлеб пришел? Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа М

Рассказ о хлебе для детей поможет написать мини-сочинение про хлеб и узнать о его ценности в нашей жизни.

Небольшой рассказ о хлебе детям

Еще с давних времен хлеб для людей был святостью. Прежде, чем попасть на стол над ним трудятся тысячи людей. Сначала рано утром комбайнеры косят еще орошенные колоски, затем пекари труженики своими золотыми руками формируют каждую буханку и наконец через магазины хлеб попадает в каждый дом.

Хлеб называют по-разному: каравай, калач, батончик, рогалик. Но суть одна. Иметь хлеб на столе к богатству и благополучию. Не зря же в народе говорят: «Хлеб всему голова». Так нас учат с детства. И действительно, он бесценен. Ведь ни работа, ни праздники не обходятся без него. Он сопровождает нас на протяжении всей жизни. Поэтому хлеб так оберегали во все века. И даже в молитве к Всевышнему мы вспоминаем словами: «Хлеб наш насущный дай нам сегодня …». Это означает, что он не только самое главное в человеческой жизни, но и является самой жизнью.

В нашей стране были всякие времена. И помнит история, как было сложно без хлеба. Как опустошались целые территории, как за колоски сажали в тюрьму и как умирали от голода целыми семьями. Поэтому сегодня детей учат уважать хлеб и бережно относиться к нему.

Поэтому, давайте не забывать важные ценности нашей жизни. Пусть хлеб будет вечным и всегда свежим на столе у ​​каждого хозяина. Ибо, как известно, черствеет хлеб — черствеют человеческие души.

Рассказ о хлебе для первоклассника

Впервые начали выпекать хлеб Египтяне. Они пекли его в виде лепешек на горячих от солнца камнях. В Египте ели пресный хлеб, т.е. не соленый. Но в жарком климате тесто быстро закисало, и его выбрасывали. Как и в каждой стране, в Египте жили и бедные, и богатые люди. И вот бедные люди подбирали кислое тесто и пекли из него хлеб. Так родился новый вид хлеба - кислый хлеб.

Затем хлеб появился в Европе, где он был пшеничным и ячменным.

С VII в. в Европе при изготовлении хлеба стали использовать рожь.

На Руси с древнейших времен хлеб пекли из кислого — заквашенного теста. Закваской служили дрожжи, в которые добавляли муку, яйца, соль. Полученной смеси давали настояться. Хлеб на Руси всегда называли хлеб-батюшка. Это название связано с реальной жизнью крестьянина-земледельца, для которого хлеб был основным средством пропитания, давал ему силу и энергию.

Алина Кудряшова
Пересказ рассказа М. Глинской «Хлеб». Интегрированное занятие по развитию речи в старшей группе

Цель : продолжать развивать связную речь детей .

Образовательные :

1. Обучение детей связному, последовательному пересказыванию рассказа М . Глинской «Хлеб » .

2. Обучение детей пересказыванию текста по цепочке .

Развивающие :

1. Развитие умения детей грамматически правильно строить своё высказывание.

2. Развитие умения детей отвечать на вопросы воспитателя полным предложением.

3. Продолжение обучению детей подбирать прилагательные к существительному.

4. Активизация и расширение словаря по теме «Хлеб » .

Воспитательные :

1. Воспитание у детей уважения к хлебу и к труду людей его выращивающих.

Коррекционные :

1. Способствовать развитию связной речи , внимания, памяти, мелкой моторики.

Интегрированные области : «Познание» , «Чтение художественной литературы» , «Художественное творчество» , «Физическая культура» , «Здоровье» .

Оборудование : картинки с хлебобулочными изделиями , макет дерева, игрушка - домовёнок Кузя, «волшебный сундучок» , ящик «обоняния» , кусочки ржаного и пшеничного хлеба , «волшебная» палочка, колпачок на голову, массажный мячик, массажная дорожка со следами, колос, листы картона с насыпанной мукой (на каждого ребёнка) .

Предварительная работа : Беседа «Откуда хлеб пришёл ; рассматривание колосков ; лепка из солёного теста «Бублики, пирожки, булочки» ; чтение с последующим обсуждением В. Крупин «Отцовское поле» , Ю. Ванаг «Хлеб , заработанный своими руками» , М. пришвин «Лисичкин хлеб » ; разучивание пословиц о хлебе ; отгадывание загадок.

Словарь : хлебобулочные изделия , ржаной, пшеничный, колос, зерно.

Предполагаемые результаты : дети должны уметь пересказывать рассказ близко к тексту ; отвечать на вопросы воспитателя полным предложением; подбирать прилагательные к существительному; определять хлеб по запаху .

Методы и приёмы :

Словесные – чтение, объяснение, вопросы, беседа.

Наглядные – картинки с хлебобулочными изделиями ; карточки – схемы по тексту рассказа .

Практические – определение по запаху (ржаной, пшеничный) ; рисование пальчиком по муке.

Ход НОД.

1 часть – организационная.

Дети заходят в группу и встают в круг .

Ребята, я приглашаю вас в волшебный сад, где растёт дерево, которое вы никогда не увидите по – настоящему. Но для этого нам нужно пройти по «волшебной» дорожке, точно наступая на следы (дети идут по массажной дорожке со следами) .

Вереницей мы пойдём,

В сад волшебный попадём,

Чудо – дерево найдём,

Что с него мы соберём?

Дети подходят к дереву, на котором висят картинки с хлебобулочными изделиями .

Чудо дерево стоит,

Очень странное на вид.

Воспитатель : - Что же растёт на нашем дереве? (дети перечисляют ) .

Правильно, баранки, сушки, пряники, печенье, пирожки, хлеб – всё это хлебобулочные изделия . Сейчас мы носиком сделаем глубокий вдох, а потом будем тихонько выдыхать, выпускать воздух и произносить «хлебобулочные » . (Во время вдоха воспитатель следит за тем, чтобы дети не поднимали плечи).

А теперь испечём нашим язычком «блинчик» . (Рот открыт, широкий язык спокойно лежит на нижней губе, воспитатель считает до пяти, «проглотили» блинчик – язык убрать, закрыть рот).

Из чего пекут хлебобулочные изделия ? (из муки) .

Из чего делают муку? (из зёрен) .

Откуда берутся зёрна? (из колоса) .

Что такое колос? Правильно, колосок – это соцветие, в котором находится плод – зерновка, а стебелёк – это соломина.

Золотист он и усат,

В ста кармашках сто ребят.

Одновременно воспитатель показывает колос.

Ребята, давайте покажем, как растёт колосок.

Координация речи с движением .

Упражнение «Колоски» .

По весне поле вспахали, дети делают скользящие движения ладоней друг о

Зерном поле засевали. Прикасаются пальцами одной руки к ладони дру-

гой и отводят руку в сторону («сеют» ).

Солнце припекает, перекрещивают ладони , раздвинув пальцы, и

поднимают руки («солнце» )

Землю согревает. Опускают руки, делая пружинящие движения ла-

донями, раскрытыми, к полу.

Высоко поднялись колоски, Сгибают руки в локтях, разворачивают ла-

дони друг к другу

К солнышку тянутся они. и медленно поднимают руки.

Ветер налетает, Покачивают руками над головой.

Колоски качает.

Вправо пригнулись, Наклоняют корпус и руки вправо, влево.

Влево качнулись.

А как дождичек идёт, Медленно опускают руки, быстро шевеля пальцами.

Рожь водицу пьёт и пьёт. Складывают ладони чашечкой и подносят ко рту

(пьют)

Вот какая нива! Поднимают руки, пальцы раздвинуты.

До чего ж, красива! Трясут кистями рук над головой.

Ребята, какие бывают виды хлеба ? (белый, чёрный) .

Из какой муки пекут белый хлеб ? (из пшеничной) . Значит, как мы можем назвать такой хлеб ? (пшеничный хлеб ) .

Из какой муки пекут чёрный хлеб ? (из ржаной) . Значит, какой это хлеб ? (ржаной хлеб ) .

Если понюхать ржаной и пшеничный хлеб , они пахнут по - разному. Какой на запах белый хлеб (сладкий, а чёрный (с кислинкой) . Сейчас мы с вами определим по запаху вид хлеба , а поможет нам в этом «волшебный ящик» . Садитесь на стульчики.

Дети садятся на стульчики, стоящие полукругом перед мольбертом и 2-3 ребёнка определяют вид хлеба с помощью ящика «обоняния» .

2 часть – основная.

Неожиданно слышится какой-то шорох.

Ребята, слышите, кто-то шумит? Кто же это? Да это же домовёнок Кузя со своим волшебным сундуком. Здравствуй, Кузя. Можно мы с ребятами посмотрим, что лежит у тебя в сундучке? (достаёт кусочек хлеба ) . Ничего не понимаю, это же хлеб . Кузя, зачем ты принёс нам хлеб ? Он нашёл его на улице, представляете, кто-то выбросил этот хлеб . Разве так можно поступать ? У Кузи в сундуке есть про это рассказ , и он хочет, чтобы я вам его прочитала. Ребята, скажите, чем рассказ отличается от сказки? Правильно, в рассказе говорится о том , что бывает на самом деле, а в сказке животные, какие-то вещи могут разговаривать, носить человеческую одежду. Сядьте, пожалуйста правильно : спинки прямые, ножки рядышком.

Я прочитаю вам рассказ Марии Глинской «Хлеб » . В тексте вам встретится незнакомое слово – телега. Может из вас кто-нибудь знает, что оно обозначает? Телега – это средство передвижения , которое везла лошадь. На телегу накладывали груз и лошадь его перевозила .

Воспитатель читает текст рассказа .

Беседа о прочитанном. Одновременно воспитатель выкладывает на мольберт картинки – схемы.

О чём этот рассказ ? (Этот рассказ о хлебе , о том, как не надо с ним поступать).

Что дала мама Грише на улицу? (Мама дала Грише большой кусок хлеба и отправила его на улицу). Картинка №1.

Какими словами описывается хлеб в рассказе ? (Хлеб был вкусный и душистый, с блестящей корочкой) .

Что сделал Гриша с оставшимся хлебом ? (Гриша подумал и бросил хлеб на землю ) . Картинка №2.

Что спросил дядя Матвей у ребят? (Кто хлеб бросил ) .

Что ответил Гриша? (Я уже сыт, а хлеб оставался , У нас хлеба много не жалко ).

Почему Гриша заплакал? Картинка №3.

Почему дядя Гриша сказал, что хлеб любить и беречь надо? (Потому что - это работа всей деревни. Для того, чтобы хлеб попал к нам на стол , трудится много народа).

Что предложила Нюра Грише? (Нюра предложила отдать хлеб жеребёнку Лыске ) . Картинка №4.

Что бы вы сделали, если б у вас остался хлеб ? (покормили птичек, можно посушить сухарики и подавать к супу) .

Дидактическая игра «Какой бывает хлеб

Воспитатель : - Ребята, давайте расскажем Кузе , какой бывает хлеб ? (дети передают массажный мячик по кругу и говорят, каким бывает хлеб ).

Хлеб : душистый, ароматный, аппетитный, вкусный, сладкий, свежий, мягкий, белый, чёрный, твёрдый, ржаной, пшеничный, хрустящий, диетический, сдобный.

Давайте разомнём наши пальчики.

Игра "Мышка зёрнышко нашла"

Мышка зёрнышко нашла "мышка" - правая рука "бежит" по левой руке,

перебирая пальцами .

И на мельницу снесла. вращение правой руки перед грудью

Намолола там муки, "т-т-т" - удары кулачками друг о друга, "д- д-д"

Удары кулачком о колени, «п-п-п» - пальцы

Рук сжимаются – разжимаются.

Испекла всем пирожки : "пекут" пирожки

Мышонку - с картошкой, Пальцы сжаты в кулак. Разжимание по одному

Пальцу одновременно на обеих руках.

Мышонку с капустой,

Мышонку - с морковкой,

Мышонку с морошкой,

Для большого толстяка -

аж четыре пирожка.

Если есть время воспитатель проводит дидактическую игру «Вставь вместо паузы слово хлеб » .

Я знаю пословицу о (хлебе ) .

Мама купила пшеничный (хлеб ) .

Дети едят суп с (хлебом ) .

Ваня пошёл в магазин за (хлебом ) .

Я не люблю есть суп без (хлеба ) .

Молодцы, садитесь на стульчики.

Сейчас я прочитаю вам рассказ ещё один раз . Вы слушайте внимательно, потом вы будете его пересказывать .

Воспитатель повторно читает рассказ .

Сейчас вы будете этот рассказ пересказывать по цепочке , поэтому вам надо внимательно слушать своих товарищей. А поможет вам «волшебная» палочка. Кому она в руки попадёт, тот и будет пересказывать .

Кто хочет пересказать этот рассказ целиком ? Поможет тебе в этом «волшебный» колпачок.

3 часть – заключительная.

У вас на столах лежат листы, на которых насыпана мука. Вам нужно пальчикам нарисовать название нашего рассказа . Кто помнит, как называется рассказ ? Значит, что вы нарисуете?

Дети рисуют.

Ребята, нам с Кузей понравилось, как вы работали на занятии . Давайте вспомним, чем же мы занимались?

Как надо обращаться с хлебом ? (бережно, не бросать его) .

Помните, что труд людей, которые производят хлеб (от поля и до магазина) надо уважать и хлеб беречь .

Литература :

1. Алябьева Е. А. Развитие воображения и речи детей 4 – 7 лет . – М.: ТЦ Сфера, 2005.

2. Алябьева Е. А. Коррекционно - развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. – М.:ТЦ Сфера, 2005.

Татьяна Куповцова
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа М. Глинской «Хлеб»

Цель : Обучение пересказу .

Задачи :

Образовательные :

1. Учить детей пересказывать полно , последовательно, выразительно.

2. Способствовать развитию связной речи , внимания, памяти.

Развивающие :

1. Развивать выразительность речи .

2. Развитие умения детей отвечать на вопросы воспитателя полным предложением.

3. Активизация и расширение словаря по теме «Хлеб » .

Воспитательные :

1. Воспитание у детей уважения к труду людей.

2. Воспитывать бережное отношение с хлебом .

Словарная работа : Активизация и расширение словаря по теме «Хлеб » - хлебобулочные изделия , ржаной, пшеничный, колос, зерно.

Слова : сыт; телега, Звезда героя

Оборудование : картинки с хлебобулочными изделиями , кусочки ржаного и пшеничного хлеба , колоски, соленое тесто, стеки, доски для лепки.

Предварительная работа : Беседа «Откуда хлеб пришёл ; рассматривание колосков ; лепка из солёного теста «Бублики, пирожки, булочки» ; чтение с последующим обсуждением Ю. Ванаг «Хлеб , заработанный своими руками» , М. Пришвин «Лисичкин хлеб » ; разучивание пословиц о хлебе ; отгадывание загадок.

Материал и оборудование : картинки с хлебобулочными изделиями , соленое тесто, листы бумаги, стеки, доски для лепки.

Ход занятия.

Вводная часть.

Создание эмоционального фона для пересказа рассказа М . Глинской «Хлеб » .

Загадки о хлебе

Был крупинкой золотой,

Стал зеленою стрелой.

Солнце летнее светило,

И стрелу позолотило.

Что за стрела?

(колос)

Какое море за селом волнует ветерок?

В нем волны можно собирать, укладывать в мешок.

(поле)

Сто братьев в одну избушку собрались ночевать.

(зерна в колосе)

Вопросы :

Что такое колос?

Откуда берутся зёрна?

Из чего делают муку?

Из чего пекут хлебобулочные изделия ?.

Посмотрите на картинки, какие хлебобулочные изделия вы видите ? Назовите их.

Правильно, баранки, сушки, пряники, печенье, пирожки, хлеб – всё это хлебобулочные изделия .

Артикуляционная гимнастика

А теперь испечём нашим язычком «блинчик» . (Рот открыт, широкий язык спокойно лежит на нижней губе, воспитатель считает до пяти, «проглотили» блинчик – язык убрать, закрыть рот).

2. Выразительное чтение рассказа

Предложить детям послушать рассказ М . Глинской «Хлеб » .

Мама дала Грише большой кусок хлеба и отправила его на улицу.

Гриша ел хлеб . Хлеб был вкусный и душистый, с блестящей корочкой. Скоро мальчик наелся, а хлеба еще оставалось много. Тут ребята позвали Гришу в мячик играть. Что делать с хлебом ? Гриша подумал и бросил хлеб на землю .

Проходил мимо дядя Матвей, остановился и спросил : «Кто хлеб бросил

Он, он! - закричали ребята и показали на Гришу. Гриша сказал : «Я уже сыт, а хлеб оставался . У нас хлеба много , не жалко».

Дядя Матвей снял с груди золотую звездочку и сказал :

«Я звезду Героя за то, что хлеб вырастил , получил. А ты хлеб в грязи топчешь ».

Гриша заплакал : «Я не знал, что с хлебом делать . Досыта наелся, а он оставался…»

Ладно, - согласился дядя Матвей. - Если не знал - это другой разговор. - Поднял хлеб , положил на ладонь. - В этом кусочке моя работа, работа твоей матери, всей деревни работа. Хлеб любить и беречь надо. - Отдал его Грише и ушел.

Гриша утер слезы и сказал ребятам : «Я тот хлеб сейчас съем » .

Нельзя, - возразил Саня, - хлеб запачкан , заболеть можно.

Куда же теперь хлеб девать ?

В это время проезжала по дороге телега, а за телегой бежал жеребенок Лыска.

Отдадим хлеб Лыске , - предложила Нюра. Гриша протянул жеребенку хлеб . Лыска схватил ломоть, мигом съел и не уходит. Тянется мордой к ребятам : Давай еще! Axl Ах, как вкусно».

3. Беседа о прочитанном.

О чём этот рассказ ?

Что дала мама Грише на улицу?

Какими словами описывается хлеб в рассказе ?

Что сделал Гриша с оставшимся хлебом ?

Что спросил дядя Матвей у ребят?

Что ответил Гриша?

Почему Гриша заплакал?

Почему дядя Гриша сказал, что хлеб любить и беречь надо?

Что предложила Нюра Грише?

Что бы вы сделали, если б у вас остался хлеб ?

Пальчиковая игра "Мышка зёрнышко нашла"

Мышка зёрнышко нашла "мышка" Правая рука "бежит" по левой руке,

перебирая пальцами .

И на мельницу снесла. Вращение правой руки перед грудью

Намолола там муки, «т-т-т» Удары кулачками друг о друга,

«д- д-д» Удары кулачком о колени,

«п-п-п» Пальцы рук сжимаются – разжимаются.

Испекла всем пирожки : «Пекут» пирожки

Мышонку - с картошкой, Пальцы сжаты в кулак. Разжимание по одному пальцу одновременно на обеих руках.

Мышонку с капустой,

Мышонку - с морковкой,

Мышонку с морошкой,

Для большого толстяка -

Аж четыре пирожка.

Молодцы, садитесь на стульчики.

4. Повторное чтение рассказа с установкой на запоминание.

Сейчас я прочитаю вам рассказ ещё один раз . Вы слушайте внимательно, потом вы будете его пересказывать .

5. Пауза несколько минут для подготовки детей к пересказу .

6. Пересказ несколькими детьми по частям или пересказ по ролям .

Сейчас вы будете этот рассказ пересказывать по цепочке , поэтому вам надо внимательно слушать своих товарищей.

7. Анализ пересказа .

После анализа детям предлагается художественное творчество : лепка хлебобулочных изделий из соленого теста.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи. Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок» Программное содержание: Связная речь. Учить детей передавать содержание литературного текста связно, последовательно, выразительно, без.

Конспект НОД по развитию речи. Пересказ рассказа «Мамин день» в старшей группе для детей с ОНР Задачи: Образовательная область «Речевое развитие» Учить детей пересказывать небольшое по объему произведение. Учить последовательно логично.

Задачи: Продолжать знакомить детей с произведениями русских писателей. Учить пересказывать короткие рассказы с опорой на схему. Развивать.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа «Пингвиний пляж» Ивановой Юлии Сергеевны конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи для детей старшей группы Тема: «Пересказ.

Конспект непосредственной образовательной деятельности

Примерная основная общеобразовательная программа: «От рождения до школы»

под редакцией Н.Е. Вераксы

Возрастная группа : старшая

Тема: «Его величество хлеб»

Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира)

Цель: закрепить знания детей о ценностях хлеба для человека, формировать бережное отношение к хлебу

Задачи:

Расширять представления о труде как заповеданной человеку обязанности. Прививать детям чувство благодарности к людям за труд. Воспитывать уважение к труду людей. Воспитывать бережное отношение к продуктам труда - прежде всего, бережное отношение к хлебу. Расширять речь как средство общения. Побуждать детей размышлять по проблемно-нравственным темам рассказов и высказывать свои суждения о содержании иллюстраций, смысле стихотворных текстов. Воспитывать творческую самостоятельность, навыки дружелюбного общения.

Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно - исследовательская, продуктивная.

Формы организации : групповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением, физминутка, отгадывание загадок, проговаривание пословиц, изготовление продукта детского творчества (лепка хлебобулочных изделий).

Оборудование: презентация «Как хлеб на стол пришел», соленое тесто, дощечки для лепки, салфетки.

Предварительная работа:

  • заучивание пословиц, поговорок, загадок о хлебе;
  • чтение художественной литературы М.М.Пришвин, «Лисичкин хлеб», М.Глинская, «Хлеб», А.Митяев, «Мешок овсянки»;
  • рассматривание серии сюжетных картин «Урожай».

Ход образовательной деятельности

Воспитатель : Широко, а не море,

Золото, а не деньги,

Сегодня на земле,

А завтра на столе.

Ребята, как вы думаете, что это? (ответы детей)

Хлеб издавна символизирует народное благополучие, довольство. Его употребляют все народы мира. Хлеб - непременный участник и повседневной еды, и праздничного застолья. Представить нашу жизнь без хлеба, без вкусной мягкой булки на столе просто невозможно. Об этом говорят пословицы и поговорки. Вспомните поговорки о хлебе.

  • “Без соли, без хлеба - половина обеда”,
  • «Будет хлеб, будет песня»
  • “Гречневая каша - матушка наша, хлебушек ржаной - отец наш родной”
  • «У кого хлеб родится, тот всегда веселиться»
  • “Худ обед, когда хлеба нет”.

Воспитатель: А какие хлебобулочные изделия вы знаете?

А знаете ли вы, как хлеб на стол приходит?

Ранней весной на поля выходят трактора. Поле нужно вспахать, разрыхлить землю - быстро подготовить ее для посева семян. Пословица гласит: “Весенний день - год кормит”. Чтобы быстро засеять огромные поля работают другие машины - сеялки.

В тёплой, мягкой земле крошечные зёрна прорастают, появляются всходы, которые наливаются в колосья. Летом все поле в колосьях.

Когда наступает осень, колосья становятся золотыми. Хлеб созрел. В поле выходят комбайны, чтобы собрать урожай.

На машинах зерно везут на элеватор. Это - это специальное помещение для хранения зерна. Здесь зерно очищают, проветривают.

Затем зерно отправляется на мукомольные заводы, а оттуда муку везут на хлебозаводы и пекарни. Из муки пекари пекут хлеб.

Физкультурная пауз а

Представьте себе, что вы зернышки.

Вы лежите в земле, вам тепло, мягко.

Прошел теплый весенний дождик,

Зернышки набухли, лопнули и стали расти.

Пробил росток землю

и потянулся к солнышку.

Подрос росток, окреп и превратился в колосок.

Ветерок подул и закачались в поле колоски.

Присесть, обхватить колени руками.

Постучать палицами по полу

Поднять голову, отвести локти в стороны.

Медленно выпрямиться.

Покачать руками.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему хлеб бывает белый и черный, и имеет разный вкус? (Ответы детей)

Оказывается, все дело в том, из какого зерна вырос колосок.

Игра «Какой колосок»

Колосок из зерна пшеницы (какой?) - пшеничный.

Колосок из зерна ржи (какой?) - ржаной.

Колосок из зерна овса (какой?) - овсяный.

Колосок из зерна гречихи (какой?) - гречишный.

Колосок из зерна ячмень (какой?) - ячменный.

Колосок из зерна кукурузы (какой?) - кукурузный.

Игра «Новые слова»

Образуйте новые слова от слова «хлеб».

  • Крошки хлеба (какие?) - хлебные.
  • Посуда для хлеба (что это?) - хлебница.
  • Квас из хлеба (какой) - хлебный.
  • Человек, который печет хлеб - хлебопек .
  • Прибор для резки хлеба - хлеборезка.

Педагог: Ребята, послушайте стихотворение С.Михалкова «Булка»

Три паренька по переулку

Играли, будто бы в футбол,

Туда - сюда гоняли булку,

И забивали ею гол.

Шёл мимо незнакомый дядя

Остановился и вздохнул.

И на ребят совсем не глядя,

К той булке руку протянул.

Потом, насупившись сердито,

Он долго пыль с неё сдувал.

И вдруг, спокойно и открыто

При всех её поцеловал.

«Вы кто такой?» - спросили дети,

Забыв на время про футбол

«Я пекарь» - человек ответил

И с булкой медленно ушёл.

И это словно пахло хлебом,

И той особой теплотой,

Которой налиты под небом

Поля пшеницы золотой.

  • Как вы думаете, хорошо ли поступили мальчики? (Ответы детей)
  • Почему незнакомый прохожий поднял и поцеловал булку? (Ответы детей)
  • Как нужно относиться к хлебу? (Ответы детей)

Получить хлеб - это долгая и трудная работа, которой занимается много людей.Поэтому нам всем очень надо бережно относиться к хлебу.

Запомните правила:

v Берегите хлеб, он дорого достается.

v Брать хлеба нужно столько, сколько сможешь съесть.

v Никогда не бросайте хлеб.

v Поднимите брошенный кусок, отдайте птицам, но не оставляйте на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.

Ребята, хотите побыть пекарями? Я приготовила для вас тесто и предлагаю изготовить из него разные хлебобулочные изделия.

Лепка «Хлебобулочные изделия»

Дети лепят из соленого теста различные хлебобулочные изделия (бублики, пряники, пирожки и т.д.)

Итог деятельности : Продолжите, пожалуйста, фразу: “Сегодня я узнал,что…” (Ответы детей).

Не кидайте хлеб, уважайте труд людей!

Земля кормит человека, но кормит не даром. Много должны потрудиться люди, чтобы поле вместо травы, годной только для скота, дало рожь для чёрного хлеба, пшеницу для булки, гречу и просо для каши.
Сначала земледелец пашет поле сохою, если не нужно пахать глубоко, или плугом, если пашет новину, или такое поле, что его пахать нужно глубже. Соха легче плуга, и в неё запрягают одну лошадку. Плуг гораздо тяжелее сохи, берёт глубже, и в - него впрягают несколько пар лошадей или волов.
Вспахано поле; всё оно покрылось большими глыбами земли. Но этого ещё мало. Если поле новое или земля сама по себе очень жирна, то навоза не надобно; но если на ниве что-нибудь уже было сеяно и она истощилась, то её надобно удобрить навозом.
Навоз вывозят крестьяне на поле осенью или весною и разбрасывают кучками. Но в кучках навоз мало принесёт пользы: надобно его запахать сохою в землю.
Вот навоз перегнил; но сеять всё ещё нельзя. Земля лежит комьями, а для зёрнушка надобно мягкую постельку. Выезжают крестьяне на поле с зубчатыми боронами: боронят, пока все комья разобьются, и тогда только начинают сеять.
Сеют или весною, или осенью. Осенью сеют озимый хлеб: рожь и озимую пшеницу. Весною сеют яровой хлеб: ячмень, овёс, просо, гречиху и яровую пшеницу.
Озимь всходит ещё с осени, и когда на лугах трава уже давно пожелтела, тогда озимые поля покрываются всходами, словно зелёным бархатом. Жалко смотреть, как падает снег на такое бархатное поле. Молодые листочки озими под снегом скоро вянут; но тем лучше растут корешки, кустятся и глубже идут в землю. Всю зиму просидит озимь под снегом, а весною, когда снег сойдёт и солнышко пригреет, пустит новые стебельки, новые листки, крепче, здоровее прежних. Дурно только, если начнутся морозы прежде, чем ляжет снег; тогда, пожалуй, озимь может вымерзнуть. Вот почему крестьяне боятся морозов без снега и не жалеют, а радуются, когда озимь прикрывается на зиму толстым снежным одеялом.

Рассказ Ушинский К. Иллюстрации